0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

дисциплина и самостоятельность

Содержание

Послушный или дисциплинированный? Как воспитать в ребёнке ответственность и самостоятельность

Каким обязан быть «хороший» ребёнок, какими качествами он должен обладать? Довольно часто родители и педагоги, отвечая на данный вопрос, упоминают такие характеристики, как послушность и дисциплинированность, вместе, почти как синонимы.

На самом же деле, послушный ребёнок и дисциплинированный вырастут в двух совершенно разных людей. Для того, чтобы понять, как соотносятся послушность и дисциплинированность, посмотрим, как проявляются эти два качества в поведении детей.

Послушный ребёнок – тот, который прилежно выполняет всё, что говорят ему взрослые. Он не будет протестовать, если мама попросит его помочь ей с домашним хозяйством, не будет вести себя неподобающе на уроке – ведь ему говорили, что так нельзя делать. То есть послушность по своей сути всегда предполагает, что есть кто-то внешний, кто приказывает или просит что-то сделать, даёт какую-либо задачу.

Такая характеристика безусловно нравится всем родителям, иметь послушного ребёнка крайне удобно и приятно: он всегда сделает то, что ему скажут. Поэтому многие из них хвалятся: «А Петенька у меня такой послушный. » –, вызывая тем самым восхищение и, вместе с тем, зависть других родителей, у которых дети не отличаются данным качеством. Подобные восклицания можно услышать и от педагогов, они так же ценят послушность, особенно в младших классах, когда дети ещё не привыкли к школьному распорядку и могут быть излишне шумными и неугомонными.

Конечно, у этой характеристики есть свои плюсы, но существуют и негативные последствия воспитания послушного ребёнка. Не секрет, что многие заложенные в детстве привычки и формы поведения сохраняются и во взрослом возрасте. Послушность как положительная характеристика, часто подкрепляющаяся похвалами со стороны значимых для ребёнка людей, взрослых, тоже укореняется в его подсознании на долгие годы. В лучшем случае, такой человек будет добропорядочным членом общества, соблюдающим всевозможные нормы и правила. Такой вариант развития событий является, несомненно, хорошим. Но, если рассматривать возможные негативные последствия подобного воспитания, например, когда ребёнок изначально воспитывался в условиях строгой диктатуры, в последующей жизни он может остаться безынициативным, нерешительным и безвольным, эдаким «вечным подчинённым».

Дисциплинированность же родственна больше самостоятельности, чем послушности. Несмотря на то, что дисциплинированный ребёнок практически так же следует неким правилам и нормам, выполняет задания, делает что-то по дому, его поведение зависит не столько от внешних факторов, как, например, просьба родителей, сколько от определённого внутреннего состояния, понимания того, что что-то он должен сделать, а что-то ему делать нельзя. Такому ребёнку не нужен тот, кто будет требовать от него выполнения или не выполнения действий, он сам выставляет себе эти требования.

Родители гораздо реже воспевают своих детей за дисциплинированность, нежели чем за послушность, однако именно дисциплинированность говорит о том, что у ребёнка выработалась своя система ценностей и ориентаций, с учётом которой он строит своё поведение. Это ни в коем случае не значит, что ребёнок вообще не прислушивается к мнениям других. Просто очень важно иметь в виду, что «сколько людей, столько и мнений», поэтому слепо полагаться на всё, что говорят родители и преподаватели, ребёнку тоже не стоит.

Эти качества, в свою очередь, образуют огромный потенциал для жизненного и профессионального роста. В дальнейшей жизни дисциплинированный человек непременно добьётся гораздо большего, чем просто послушный. Поэтому родителям и педагогам стоит больше обращать внимание на развитие этого качества у детей, учить их принимать решения своим умом и нести ответственность за последствия этих решений.

Послушность и дисциплинированность по своей сути противоположны друг другу. И главной причиной этому является различие в том, что побуждает ребёнка совершить или не совершить то или иное действие. В случае послушания это, как уже было сказано ранее, некие требования извне: просьбы родителей, указания педагогов. В случае же дисциплинированности – внутренняя система ценностей и ориентаций самого ребёнка.

Помните «Обломова»? Герои этого романа – сам Обломов и его друг, Штольц, – представляют прекрасный пример различия между послушным и дисциплинированным человеком. Илья Ильич Обломов – нерешительный, слабовольный и ленивый человек, из его воспоминаний о детстве понятно, что родители воспитывали в нём послушность, податливость. Если вспомнить эпизод, когда Обломову снится его прошлое, заметно, что в детстве он был любопытным и шустрым мальчиком, однако родители не предоставляли ему достаточной свободы действий, слишком опекали его, что привело к угасанию в нём интереса ко всему происходящему вокруг и безвольности его характера. Поэтому Илья Ильич большинство своего времени проводит лёжа на диване.

Друг же главного героя, Штольц, наоборот, отличается дисциплинированностью, решительностью и трудолюбием. Это неудивительно, ведь отец воспитал его самостоятельным и практичным. Благодаря данным качествам, Штольц достиг довольно больших успехов в своей жизни и работе. Он пытался даже помочь своему другу измениться, но все попытки были тщетны: избавить человека от засевших глубоко в подсознании привычек крайне трудно.

Тем не менее, с младенчества быть дисциплинированным ребёнок не может, так как в младшем возрасте не обладает ни достаточными знаниями об окружающем его мире, ни достаточным уровнем психической саморегуляции. Поэтому, как ни парадоксально, дисциплинированности предшествует определённая степень послушности. Здесь есть два нюанса.

Маленький ребёнок во всём полагается на родителей, но, когда он подрастает, постепенно исчезает потребность в постоянном контроле его деятельности, и ребёнок уже может принимать какие-то решения сам. С его взрослением, областей, в которых он может самостоятельно принимать решение и брать на себя ответственность, становится всё больше, а надобность в указаниях извне – всё меньше. Если родители понимают это, то они постепенно, маленькими кусочками передают контроль над жизнью ребёнка в его руки.

Кроме того, важно и то, как ребёнку подают информацию, связанную с обязательствами, долженствованием, ответственностью. Кому-то родители скажут: «Сделай это и не задавай лишних вопросов«. А кому-то: «Это нужно сделать, потому что . » В обеих ситуациях ребёнок, скорее всего, послушает родителя, но во втором случае он учится понимать причинно-следственные связи, а также мотивацию родителя (а значит, в будущем и свою).

Таким образом, дисциплинированность и послушность противоположны, но, при этом, не являются абсолютно взаимоисключающими. Послушность в младшие годы ребёнка служит важной характеристикой, которая помогает ему выживать в среде, с которой он пока ещё не очень хорошо знаком. Следуя указаниям родителей и воспитателей, он усваивает основополагающие законы функционирования этого мира. Важно лишь уследить тот момент, когда ребёнку уже можно выделить хотя бы маленькую долю самостоятельности, и развивать в нём дисциплинированность, которая обеспечит ребёнку успех в дальнейшей жизни. В этом случае, уже выросший во взрослого, он будет полагаться не только на мнения других, а на свою точку зрения, и делать выбор, исходя из хорошо сформированных индивидуальных ценностей и взглядов.

Самодисциплина и самостоятельность. Как приучить к ним ребёнка- 5 моментов.

Дисциплина- обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам. (Словарь Ожегова)

Исходя из этого определения, давайте не будем требовать для нашего ребёнка в школе прямо-таки индивидуального подхода от учителя.

Начнем с опозданий. В моей практике всегда были дети в 1-классе, несколько , которые опаздывали чуть ли не ежедневно. По вине родителей, кстати. Проспали, будильник не прозвенел, машина не завелась, и т.д. Одного мальчика отец однажды окатил водой прямо в постели, приучал таким образом к дисциплине. Я просто руками развела. А суть скорее всего, была в другом. В садик он не ходил, режима дня не существовало. Родители поздно укладывали его спать.

Ну вы представляете, конечно, ЧТО ТАКОЕ опоздавшие в 1 классе? Это пол-урока в никуда. Дети же реагируют на каждое постороннее слово, движение, а тут Вася ввалился и начал громко объяснять ситуацию. Как правило, у него ещё то тетради нет, то учебника, то ручки. Да пока поможем всем классом найти нужную страницу. )))

Далее. Начался урок математики, к примеру. Все открыли тетради, отступили 4 клетки вниз и ладошку влево, поставили точку. Написали дату.

А Вова не поймёт, какие 4 клетки вниз? У него тетрадь в линейку. Он ещё термины не знает «клетка», «линейка», «строчка», «столбик»»влево». Вот и вопрос возникает: кого надо учить дисциплине? Ну родителям хоть надо ДО ШКОЛЫ объяснить ИНДИВИДУАЛЬНО ребёнку эти понятия?

Вот для чего, к примеру, дома нужны графические диктанты. И ориентироваться во времени и пространстве к школе ребёнок должен уметь уже. И режим дня соблюдать.

Читать еще:  Воспитание мужественности

Поэтому в воспитании самодисциплины

1. Соблюдаем её сами по отношению к ребенку и вообще в своей жизни. Потом учим этому ребёнка.

Ведь дисциплина и самодисциплина-это не какое-то особое дело, это обычные бытовые дела: умыться, вовремя собраться на улицу или в школу, помочь маме на кухне, не раскидывать свои вещи, убрать игрушки, сложить самому свой ранец, погулять с собакой, полить цветы, сделать уроки.

Психологи М. Смирнова и Н. Козлов объясняют, что ответ на вопрос «Как приучить ребёнка к самодисциплине» иногда может быть простым: » если есть успешные родители, которые умеют это делать, мы можем просто подсмотреть, как они это делают. Оказывается, они это делают по-разному: когда-то требовательностью, когда-то чёткостью просьб, когда-то-умением воодушевлять или собственным примером. Кто-то умеет рассказывать о самодисциплине так, что после него это воспринимается, как высокий образец жизни, кто даёт простые и полезные подсказки, так, что любое дело оказывается несложным.»

Есть только ещё 4 момента, которые надо неукоснительно соблюдать.

1. Если уж требуете что-то- требуйте в системе, постоянно, а не от случая к случаю. Слова родителей не должны быть импульсивны и случайны. Они должны быть продуманы и превратиться в закон, в постоянное правило, в образ жизни.

2. Хорошие отношения между взрослыми и детьми . Если нет контакта- о какой дисциплине и самодисциплине может идти речь?

3. Умение доходчиво объяснять детям, почему и для чего надо так поступать, а не иначе.

4. Умение быть требовательными и , когда необходимо, применять силу . Дисциплина- такая вещь, которая строится обязательно В ТОМ ЧИСЛЕ на силе. Силу уважают, ей подчиняются. Сила эффективна.

Особенно , наверное, это заметно в спорте.

Мой старший сын-тренер по армейской борьбе.В том числе он тренирует детей. Внучка, 6 лет, тоже ходит к нему в клуб. Я посмотрела, как он спокойно и в то же время жёстко заставляет отжиматься пацанов, которые нарушили дисциплину на тренировке. Или если кто-то подрался в школе. Внучке тоже доставалось за что-то там, мне её было жалко. Но когда я спросила после тренировки, не обижается ли она на папу, она с удивлением сказала: «Ну что ты? Он же ТРЕНЕР!»

Как воспитать самостоятельного и ответственного ребенка? 10 советов

Быть ответственным — значит уметь самостоятельно принимать решения и осознанно их выполнять. Самостоятельность — это не тяжкое бремя, а система полезных и важных для дальнейшей жизни навыков и ценностей. С ними будет легче и комфортнее жить, заводить друзей и добиваться целей.

Именно к такому понимаю должен прийти ребенок. Он должен осознать, что ответственность дает человеку уважение со стороны окружающих, уверенность в себе и своих силах, возможность самоконтроля и контроля над разнообразными жизненными ситуациями, а также вносит смысл в саму жизнь. Детям, как и нам всем, нужно чувствовать, что они важны для этого мира и могут внести в него свой значимый вклад.

Мы не рождаемся с умением нести ответственность за свои поступки, а приобретаем эти качества на протяжении всей жизни. И насколько верно родители, педагоги и воспитатели смогут подойти к вопросу развития ответственности у малыша, настолько ответственным и самостоятельным он вырастет.

Обратите внимание на важный нюанс: дети будут нести ответственность в той степени, в какой мы их поддерживаем и направляем.

10 способов воспитания ответственного ребенка

1. Учим убирать за собой самостоятельно

Если ваш ребенок нечаянно пролил стакан молока, разбил чашку, разбросал обувь по коридору так, что шнурки спадают лианами на нос, не спешите:

а) ругать его;
б) самостоятельно наводить порядок.

– В том, что пролилось молоко, нет ничего страшного. Мы сейчас все уберем вместе. Помоги мне, пожалуйста!

Тогда ребенок не будет чувствовать страх и пытаться врать, что это не его вина.

Он гораздо быстрее научится самостоятельно убирать любой беспорядок, если вы будете относиться к ситуации с пониманием. Попросите ребенка о помощи, даже если считаете, что проще будет сделать все своими силами.

Ситуация: пятилетняя Оля оставила свои туфельки посреди коридора. Поднимите их, позовите девочку и вежливо попросите убрать обувь в шкафчик:

– Мы всегда убираем свои вещи на место.

2. Учим заботиться о семье

Найдите полезные привычки ребенка, которые вносят позитивный вклад в семейное благополучие. Это может быть дружелюбное общение с братом или сестрой, рисование или пение, еженедельная уборка с папой под музыку, телефонные разговоры с родственниками и т.д. Отметьте это, похвалив ребенка, скажите, что такие действия приносит пользу всей семье. Тогда подобное поведение станет для него приятной привычкой, а совсем не обязанностью.

По мере того, как ваши дети становятся старше, их «взносы» могут соответствующим образом увеличиваться как в семье, так и за ее пределами. Дети должны разделять два вида обязанностей: самообслуживание и содействие благополучию семьи. Исследования показывают: дети, которые помогают по дому, более склонны предлагать помощь окружающим в других жизненных ситуациях.

3. Главное — это желание

Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал свой вклад в «семейные обязанности» как тяжелый труд, а относился к этому занятию с удовольствием, не заставляйте его выполнять домашние дела. Пусть у него появится желание.

Ваша цель заключается не в том, чтобы заставить ребенка выполнить какую-то работу, а в том, чтобы мотивировать ребенка и взрастить в нем желание быть полезным и ответственным. Сделай работу веселой. Дайте столько поддержки и помощи, сколько того требуют обстоятельства. Крики и принуждение — никогда не выход. Вы добьетесь разовой победы, а Сеня, Ваня, Саша и Алина просто возненавидят мыть посуду, убирать за собой игрушки, складывать одежду на полочке и самостоятельно собирать рюкзак.

Некоторые дети становятся ответственными очень легко, другим для формирования этого качества требуется много времени и родительского терпения. Но цель явно стоит вложенных усилий!

Программа «Предшкольная пора»

4. Учим проявлять самостоятельность и помогать по дому

У ребенка могут появиться собственные обязанности по дому. Такие обязанности не обязательно должны быть важными и могут иметь игровую форму.

Важно понять: при помощи даже мелких поручений ребенок понимает, что такое обязанности и чего от него ждут. Дело может быть совсем простым: каждое утро заправлять свою кровать или после завтрака положить посуду в раковину, но ребенок должен каждый день следовать этой привычке.

Важно: если вы не поддерживаете дисциплину и нарушаете собственные правила игры, например, разрешая «именно сегодня идти поиграть, не помогать с посудой», у маленького человека не сложится логическая цепочка. Вернее, она сложится явно не такой, как того бы хотелось: «сегодня можно не делать – значит, и всегда необязательно».

Когда ребенок пойдет в школу, задачу можно усложнить: не просто убрать свою посуду со стола, но и помыть ее. Это помогает выработать необходимые навыки бытовой ответственности.

5. Перестаём критиковать

Очень сложный пункт, правда? Особенно, если вы считаете, что ребенок должен убирать в своей комнате, так же, как это делали когда-то давно вы сами. Но ваш ребенок — не вы. А вы — не ваши родители.

Старайтесь быть терпеливыми, когда ребенок забывает что-то сделать или выполняет задачу не так, как вам бы того хотелось. Когда что-то идет не так, относитесь к этому с юмором.

Утром вместо крика: «Почисти зубы! Собери рюкзак!» Вы можете спросить: «Что еще нужно сделать, чтобы подготовиться к завтраку? Кажется, мы что-то забыли! И портфель какой-то подозрительно легкий. Наверное, у нас завелась мышка-воришка!»

6. Создаем необходимые условия

Для того чтобы ребенок стал самостоятельным и ответственным, необходимо создать ему комфортные условия не только в психологическом плане, но и в бытовом. Предоставьте ему «снаряжение», необходимое для самодисциплины. Если вы хотите, чтобы малыш вовремя просыпался, обеспечьте его будильником. Если вы хотите видеть порядок на его рабочем столе, убедитесь, что у ребенка есть вещи для хранения канцелярских принадлежностей. Предоставьте ребенку инструменты, и пусть он сам организовывает свою работу.

Дополнительно: ребенка очень мотивирует, если вы разрешите ему самостоятельно выбирать вещи для хранения, канцелярские принадлежности, календари и планеры, декор в комнату. Зайдите с ним вместе на сайт (поехать в Ikea или другой мебельный пока не получится) и займитесь выбором предметов. Если у ребенка будет возможность сделать пространство «своим», он с большим удовольствием будет следить за чистотой.

7. Даём возможность разобраться ребёнку самому

Родители стараются оградить ребенка ото всех проблем и невзгод. Очень часто это носит гипертрофированный характер, и дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными. Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства.

Как родители, вы должны быть всегда готовы выслушать ребенка и прийти к нему на помощь, если он обратиться за ней. Но не стоит забывать о том, что иногда детям самим надо проанализировать свои поступки, поведение и вытекающие последствия.

8. Поощряем

Иногда детям полезен опыт работы за определенную плату. Не обязательно начинать с крупных сумм. Попробуйте договориться со своим ребенком о тех заданиях, которые не входят в его обычный распорядок дня: мытье машины, прополку в огороде, полив цветов и т.д. Постепенно можно предложить ему заняться чем-то более существенным, например, подработкой на каникулах. Таким образом вы подготовите ребенка ко взрослой и ответственной жизни, где все имеет свою цену.

Пример: шестикласснице Кате очень хотелось получить новую книгу о любимом волшебнике, но день рождения уже прошел. Мама и папа предложили Кате составить список дел, с которыми она могла бы помогать по дому, и сыграть в «рабочий день» с настоящей зарплатой и мотивирующими надбавками. Две недели Катя помогала маме с обедом, младшему брату с уроками, а папе — во дворе, исправно убиралась в комнате и выгуливала собаку Динку.

Читать еще:  Детям о депрессии: «Как выздоравливал сверчок» – сказка с хорошим концом

9. Учим составлять график

Кому-то это может показаться излишним, но в современной жизни составление графиков и расписаний считается крайне полезным навыком.

Сядьте вместе, возьмите лист бумаги, нанесите на него день недели и время. После спросите ребенка, что ему нужно сделать в эти дни, какие у него планы. Что-то он скажет сам, что-то поможете вспомнить ему вы. Это могут быть самые незначительные дела, но их лучше тоже внести в расписание.

Большинство детей считают, что подобное планирование уменьшает уровень стресса, так как они знают, что и когда нужно сделать. Но самое главное — это помогает правильно распоряжаться своим временем и ответственно относиться к своим обязательствам.

10. Стремимся стать хорошим примером

Дети познают и узнают мир через собственные наблюдения и родителей. Они тонко подмечают, как именно вы общаетесь, ведете себя в повседневной жизни, какая у вас манера разговора, и как вы сами выполняете обещания и относитесь к своим обязанностям.

Если вы сами несете ответственность за свои поступки, то и ребенок начнет подражать вашему поведению.

Пример 1. Отрицательный

— Ой, чашка разбилась! Вот же я криворукая, а!

Пример 2. Отрицательный

— Чашка разбилась. Наверное, опять папа ее на краю оставил! Ну говорила же сотню раз, чтобы убирал в шкаф, растяпа!

Пример 3. Положительный

— Упс, чашка разбилась. Ничего страшного! В следующий раз буду осторожнее. Правильно, Саш? Нам всем нужно быть чуть-чуть аккуратнее. Давай-ка организуем операцию по спасению пола от осколков. Неси веник, я буду исправлять ошибки, а ты мне поможешь.

Личностные качества дисциплинированных людей, которые делают их жизнь легче

1. Ответственность

Дисциплинированный человек, претерпевая неудачу, никогда не снимет с себя ответственность. Он не пытается обвинить во всём других людей или обстоятельства, не делает себя жертвой происходящего — просто спокойно изучает проблемы, с которыми столкнулся, и старается принять решения, которые могут улучшить его положение.

Дисциплинированные люди не боятся извиняться и при необходимости готовы сделать всё возможное, чтобы устранить недопонимание с другими. Они понимают, что любая деятельность строится прежде всего на доверии, и хотят быть теми, на кого всегда можно рассчитывать.

2. Пунктуальность

Люди с развитой дисциплиной уважают не только свое, но и чужое время. Они никогда не будут опаздывать на встречи и мероприятия без весомой причины. Чтобы хорошо ориентироваться в своих планах на день и правильно организовывать время, они составляют расписание и списки своих задач.

Дисциплинированный человек не станет откладывать срочное дело, не допустит горящих дедлайнов и уж тем более не будет жертвовать какой-то сферой своей жизни ради другой. Он предпочтет найти время и на работу, и на отдых, и на общение с родными и друзьями.

3. Готовность к трудностям

Никто не готов к трудностям лучше, чем дисциплинированные люди. Ведь именно они могут извлекать даже из самых сложных ситуаций пользу и принимать непростые решения, для того чтобы быстро устранить имеющуюся проблему. Они умеют быть гибкими, нестандартно мыслить, не боятся допустить ошибку, потому что уверены в себе и в том, что делают.

Дисциплинированные люди часто экспериментируют с подходами для достижения поставленных целей. Трудности лишь помогают им закалять характер.

4. Последовательность в действиях

Оттого, умеешь ли ты быть последовательным в своих действиях, зависит твой успех в будущем. Дисциплина помогает двигаться вперед, придерживаясь продуманного заранее плана, даже если тебя накрывает лень, усталость или апатия. Только дисциплинированный человек может оставить все свои отговорки и начать заниматься делом, осознавая, что так надо и что без совершения этого действия нарушится цепочка событий и достижений, ведущая его к успеху.

5. Стремление к росту и саморазвитию

Дисциплинированные люди обладают бешеной тягой к росту и саморазвитию. Они постоянно находятся в процессе обучения чему-то новому, не боятся браться за выполнение сложных задачи, чтобы испытать себя, стараются корректировать свое поведение и свои личностные качества, чтобы становиться лучше с каждым днем. Таким людям не жалко тратить свое время и энергию на обучение, избавление от вредных привычек, работу над собой и т. д. Они понимают, что все эти действия рано или поздно приведут их к успеху и помогут наладить жизнь.

6. Находчивость

В достижении успеха находчивость играет важную роль. Умение быть находчивым — это отличительная черта всех дисциплинированных людей. Они не боятся использовать полезные связи, просить о помощи окружающих, выходить из своей зоны комфорта ради того, чтобы добиться желаемого.

Дисциплинированные люди часто экспериментируют с путями решения своих проблем и используют творческий подход. Это позволяет им до последнего бороться за свою мечту, а не сдаваться при первой же неудаче. Находчивость дисциплинированных людей помогает им преодолеть любые трудности.

7. Трудолюбие

Дисциплинированные люди знают, что главное в достижении целей — это умение много и упорно работать. Их желание стать лучшей версией себя и добиться большего требует для воплощения титанических усилий, и они находят в себе силы и энергию их вложить. Они не будут ждать, пока желаемое само придет к ним в руки, не будут надеяться на удачное стечение обстоятельств или на других людей.

Дисциплинированный человек знает, чего он хочет, и понимает, что ему для этого нужно делать. Поэтому он часто берется за дополнительные задачи, чтобы проявить себя и получить лучший результат. Он готов отказываться от отдыха, ставить свои мимолетные желания на второй план, жертвовать своим комфортом — и всё ради того, чтобы добиться поставленной цели.

8. Терпение

Терпение — одна из основ дисциплины. Дисциплинированные люди знают, что успех никогда не достигается быстро. Однако умение быть терпеливым вовсе не означает просто сидеть и ждать, пока желаемое само не придет тебе в руки. Терпение для дисциплинированных людей — это ежедневная работа для достижения цели, не подразумевающая мгновенных результатов.

9. Упорство

Дисциплинированные люди готовы идти вперед несмотря ни на что. Их упёртости может позавидовать даже профессиональный спортсмен. Если они решили добиться чего-то, то приложат все усилия для реализации своей цели.

Дисциплинированного человека ничто не может остановить. Он не обратит внимание на неодобрение и отсутствие поддержки со стороны близких, не будет сомневаться в своих силах из-за статистических данных и уж точно не станет сдаваться после первой же неудачной попытки.

10. Позитивный настрой

Дисциплинированный человек особое внимание уделяет ходу своих мыслей. Он осознает, что негативное мышление лишает его возможности добиться успеха, потому старается во всём видеть позитивную сторону. Он знает, что успех не дается легко, сложностей не избежать, и неудачи только подталкивают его ближе к желаемому результату. Дисциплинированный человек воспринимает свои провалы и ошибки как возможность научиться чему-то новому и стать лучше.

«Самостоятельность взрослого человека. Откуда ей взяться?»

Каждый раз, когда я слышу, как от взрослого человека ожидается определенная самостоятельность, умение принимать решения, делать выбор и т.д. (причем не важно кем — женой/мужем, родителями, да хоть — самим человеком) — я предельно удивляюсь.

Откуда возьмется эта самостоятельность, самоуважение, чувство собственного достоинства, умение прислушиваться к себе и своим чувствам (и делать выбор на основе этого!!) — если на протяжении всего детства — раз за разом, практически ежедневно — у ребенка это попирается и уничтожается?

Если за проявление своих желаний, несогласия, стремления сделать по-своему, страха, ярости, агрессии, любопытства, сексуальности (а, по большому счету, своего Я, ведь все это — про глубинное Я) чаще всего — следует наказание?

Если основным элементом воспитания является не «что ты сейчас хочешь» и «что ты сейчас чувствуешь» — а бесконечные «надо», «должен», «обязан»?

И — «как правильно!!»

А ребенок — очень быстро учится.

Учится — соблюдать правила. (смысла которых он не понимает. Да что он — этого смысла — даже взрослые чаще всего сами не понимают. -«Так надо!! — А почему?- (А х. его знает!!) — Но НАДО!!»

Учится — быть удобным и послушным.

Учится — делать то, что от него ждут.

Родители, воспитатели, школа и прочие Взрослые в его жизни.

И именно это, как я неоднократно говорю — становится его Выживательными стратегиями, выживающими Частями его личности.

А все, что противоречит этому (а чаще всего — это как раз то своё, глубинное Я) — чувства, желания, способность ставить на первое место себя и думать — В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ! — о себе и своих интересах, прислушиваться к СВОИМ чувствам и желаниям, да та же агрессия и сексуальность — подавляется, отвергается и отщепляется.

-«Думать о себе» — плохо. Это эгоизм!!

-«Прислушиваться к своим чувствам и желаниям»?!

— Ну что за бред. Надо делать — то, что надо!!

Акцент больше не на себе и своих чувствах, на своих искренних желаниях и переживаниях — а на Других.

На ИХ переживаниях, на их интересах. На том — что ОНИ подумают и скажут.

Они, эти мифические «они».

На том, как им угодить — что бы вызвать хоть какое то подобие их одобрения и «любви». И как — избежать их неудовольствия. И наказания.

Сегодня вот читал статью-исследование, что при всех изменениях в обществе за последние 100 лет, школа, какой была — такой и осталась. Ориентированной — не на 21 век, а на 19й.

Читать еще:  Типичные ошибки родителей

Основным навыком которого — было и остаётся умение подчиняться и «быть удобным». (Система оценок — весьма и весьма этому способствует).

Ни о каком развитии умения быть в контакте с собой, со своими желаниями и потребностями — по прежнему речь не идёт.

Поэтому — меня крайне удивляет, когда вдруг от людей прошедших «ЭТО» — начинают ждать ответственности, инициативы и выбора.

Выбора — на основе своих желаний и потребностей.

Ну так, для начала — с ними бы хорошо контакт иметь. А последний раз он был — года в 2-3.

Грустно это все. Очень грустно.

А те редкие исключения, которые бывают — это то, что сформировалось — не благодаря. а вопреки!!

И я каждый раз с удивлением думаю — это какая же внутренняя сила была, какая решимость и мотивация — что-бы пройти через все это — и сохранить себя.

Контакт — со своим Я, со своей Душой, со своими желаниями и потребностями.

Вопреки всему, что было.

Ну — или для этого огромнейшая работа нужна.

Формирование ответственности у подростков: советы психолога

Представляем вашему вниманию текстовый вариант одного из вебинаров для родителей, проведённых психологом «Домашней школы Фоксфорда». Обсуждались обязанности тинейджеров, связь между ответственностью и самостоятельностью, а также санкции, допустимые за проступки.

  • Text Link

Елена Петрусенко

Психолог, специалист по работе с подростками.

Что такое ответственность

Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. Психология трактует данное понятие немного шире.

Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.

Ответственность глазами подростка

В подростковом возрасте человеку нормально быть инфантильным. Кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но в любом случае, для подсознания нормальны паттерны, согласно которым за всё отвечают родители.

Картина мира подростка неполна, а опыт скуден, он не может в полной мере осознать глубину слова «ответственность». Ему бывает сложно проследить причинно-следственную связь между поступком или событием и последствиями.

Хорошая новость: ответственность не является частью характера. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.

Советы по воспитанию ответственности

С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым.

1. Не навязывайте ребёнку свои цели

«Вот исполнится тебе 18-ть, будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!» — такую фразу можно часто услышать от отцов и матерей. И это нормально в ситуации угрозы жизни или здоровью ребёнка. Но родители зачастую применяют этот аргумент слишком часто.

Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?

Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.

Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?

Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.

2. Не путайте ответственность с послушанием

Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.

Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.

Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают. Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки.

3. Не сравнивайте ни с кем подростка

Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.

У каждого ребёнка уникальное ядро психики. Оно формируется примерно до трёх лет под влиянием условий содержания, воспитания и взаимоотношений со взрослыми. И если «сын вашей подруги» уже в первом классе самостоятельно добирался до школы и делал уроки, то вовсе не обязательно, что ваш ребёнок тоже к этому готов.

Не стоит сравнивать подростка и с собой в прошлом: «Вот я в твои годы!». Это всё равно, что чемпиону по прыжкам с парашютом успокаивать того, кто впервые поднялся в небо. У вас есть опыт разрешения той или иной ситуации, а у подростка — нет.

4. Поощряйте самостоятельность

Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.

Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.

Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.

И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением. Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.

Внимание — не путайте положительное подкрепление с банальным подкупом. «Сделаешь уроки сам — получишь сто рублей». Это не только не способствует формированию ответственности в ребёнке, но и демонстрирует, как взрослый спихивает с себя неприятные задачи.

5. Подкрепляйте права обязанностями

С подростками отлично работает конструкция «Если…, то. ». Пример: если ты возьмёшь на себя ответственность за чистоту посуду после еды, то я разрешу тебе гулять до десяти.

6. Разграничивайте зоны ответственности

Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.

Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит.

Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.

Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.

7. Готовьте подростка к трудностям

Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем — естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными.

Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства. Так, вполне нормально поделиться с сыном или дочкой тем, что вам не нравится ваша работа, но вы не можете её сменить, так как нужно оплачивать коммунальные услуги. Эта информация даст тинейджеру представление о семейной ответственности и он вполне в силах её «переварить». Но не стоит излишне перегружать подростка подробностями. Пусть он поймёт всю неидеальность мира чуть позже.

8. Демонстрируйте путь решения проблемы

Чаще всего дети не видят путь от запроса (я хочу есть) до результата (котлета на тарелке). Взрослым проще решить проблему, чем объяснять, как это делается. И это ещё одна из причин, почему не формируется ответственность.

Обязательно демонстрируйте подростку, как протекают те или иные процессы. Позволяйте ему самому что-то делать: готовить еду, чинить велосипед, заполнять документы. Не кричите, если у него не получается. Лучше спросите: «Как ты думаешь, ты справился? Могу я тебе помочь?».

9. Вводите санкции за безответственное поведение

В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.

Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.

Должны последовать санкции. Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если…, то. », сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся.

10. Будьте примером

Дети считывают мир через ощущения и постоянно наблюдает за родителями. Они тонко подмечают, как общаетесь и выполняете обещания именно вы. И если уж призывать подростка к ответственности, то нужно и самому её демонстрировать.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector