0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Духовное развитие ребенка

Статья по теме: «Духовное развитие ребёнка»

Духовное развитие ребенка.

В оспитание ребенка как формирование развитой личности составляет важную задачу современного общества. Многозначность этой проблемы касается вопросов обучения, воспитания, развития и формирования богатого внутреннего мира, духовного становления детей. Самым главным компонентом духовности любого общества является культура Однако задача приобщения к культуре иногда понимается слишком узко: вложить в головы учащихся как можно больше разнообразных сведений. Но опыт показывает, что знания, не усвоенные личностью, не пережитые и не пропущенные сквозь внутренний мир ученика, часто остаются лишь грузом в его памяти, инертным следом в сложном духовном развитии человека. Поэтому учитель должен быть в поисках средств, способствующих тому, чтобы полученные культурные знания стали для ученика ценностью, стали его внутренним приобретением и ценностным смыслом, которое помогло бы ученику найти свое место в жизни. Приобщение детей к миру культуры, развитие у них интереса к литературе, музыке, живописи и зодчеству способствует укреплению национального сознания, сохранению исторических, культурных корней, формированию духовно-богатой личности ребенка. Формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества. Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека не случайно. Утрата смысла жизни и культ потребления -это характеристика современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности. С одной стороны, духовный кризис – глобальное явление, которое связывают с преобладающим характером цивилизационного развития человечества. Духовный кризис, характеризующийся бездуховностью и безнравственностью – явление отечественное, которое особенно стало явным, начиная с 90-х гг. XX века. Это связано не только с реалиями социальной жизни, но прежде всего с утратой прежних основ и ценностей воспитания, порожденной долгими годами идеологической неопределенности. Безусловно, поиск тех идеалов и ориентиров, которые служили бы основой воспитания, осуществлялся на протяжении всех этих лет. Радует то, что сегодня, эта проблема перестала быть делом небольшой группы энтузиастов, что формирование духовно-нравственной культуры подрастающего поколения стало одним из приоритетов государственной образовательной политики. Обнадеживает, что ее разрешение осуществляется в сотрудничестве, объединении усилий государства, общественности, системы образования и православной церкви. Вместе с тем, эти же позитивные обстоятельства могут породить и ряд проблем. Основное назначение воспитания заключается в формировании духовного стержня человека – его внутреннего, духовного мира, который проявляется в системе его эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру и к самому себе. Разложив воспитание на отдельные составляющие (интеллектуальное, эстетическое, нравственное, трудовое, физическое и т.д.), педагогическая наука сослужила плохую службу педагогу-практику, побудив его поверить в возможность формирования и развития человека «по частям». Целостность человека и проявление его человеческой сущности в любых видах деятельности возможны только на основе становления его целостного духовного мира (духовность – понятие религиозное, нравственность – светское). По мнению А. Лихачева, «в наше время, когда говорят о смысловых, идейных исканиях отдельного человека или целого культурного течения, термины «духовный» и «нравственный» зачастую соединяют, образуя новое слово: духовно-нравственный. . Речь идет о поиске Истины и Смысла, который осуществляется и в религии, но при этом с опорой на интуитивный поиск самого человека, его совести, а не на то или иное религиозное учение или Откровение. Нравственность распространяется на повседневную жизнь, а духовность – на жизнь в ее высшем качестве – бытии человека. Высшая духовность невозможна без душевности – эмоциональной чуткости, отзывчивости, способности к эмоциональному отклику: жалости, состраданию, любви к ближнему. Духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия.

1. Каган М.С. Философия культуры / М.С.Каган. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. – 416 с.

2. Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А.Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. – 2005. – № 3. – С.20

3. Никитина Н.Н. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности: Методическое пособие / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, Н.М. Новичкова. – Ульяновск: УлГПУ, 2006. – 273 с.

4. Соловцова И.А. Законы духовной жизни человека как основа духовного воспитания / И.А. Соловцова // Проблемы духовного воспитания.

Духовное развитие ребенка

Задача воспитания духовности растущего человека как непреходящей общечеловеческой ценности актуальна в разные периоды развития общества, особенно в моменты социального напряжения человека.

Научная мысль Нового времени, русские космисты, представители экзистенциализма, антропологической философии, давшие необходимые основания для психологических исследований духовной сферы, признавали духовность сущностной силой развития общества, закономерно отражающей окружающий мир и общество в нем, гармоническим единством эмоционального, нравственного, интеллектуального в сознании личности.

Гуманитарная парадигма современного знания утверждает новое понимание сущности человека как духовного существа, достоверно обосновывая тот факт, что духовное образование личности – основа и ценностно-смысловой аспект всей его жизнедеятельности.

Цель нашего исследования заключается в теоретическом анализе проблемы воспитания духовности у детей дошкольного возраста.

В качестве материалов и методов исследования выступили: теоретические – изучение и анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования.

По мнению Л.С. Выготского, в процессе развития ребенок проживает сложный процесс становления эстетических эмоций, формирующихся в контексте освоения духовных ценностей [1]. В раннем возрасте распространенной формой эмоционально-ценностных переживаний является удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это осуществить. Рубинштейн С.Л. назвал его «аффективно-эмоциональной чувственностью» [8, с. 42].

В дошкольный период эмоциональная сфера детей развивается от «аффективно-эмоциональной чувственности» до сложной эстетической, мировоззренческой чувственности, связанной с чувственным постижением духовного мира другого человека, отношения к сверстнику, другим людям, к нравственным, эстетическим ценностям. Эстетическое чувство у ребенка в данном случае формируется в контексте духовной культуры и характеризует переход от уровня биофизиологических удовольствий к уровню духовных радостей. Поэтому воспитание духовности у детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач педагогов.

Раннее развитие эмоционально-образного восприятия имеет особое значение, поскольку соотносится с развитием правого полушария головного мозга. Традиционное образование, в том числе и в начальной школе, в большей степени связано с развитием у детей вербально-логического мышления, формированием функций, свойственных левому полушарию головного мозга, при этом правому полушарию, для которого характерна образность, целостность, яркость восприятия событий, анализ тонких эмоциональных компонентов речи, уделяется меньше внимания в практической работе с детьми. Отсюда часто встречающаяся эмоциональная неразвитость детей и, как следствие этого, яркие проявления бездуховности: склонность к жестокости, насилию, неустойчивость к токсикомании, как неосознанному средству компенсации внутренней пустоты.

Воспитание развитого эстетического чувства является необходимым компонентом в системе воспитания духовности детей вследствие своего «духовно-бескорыстного характера». «Духовно-бескорыстный характер» эстетического чувства М.С. Каган объясняет двумя причинами: 1. Эстетические чувства порождены бескорыстным интересом субъекта к объекту. Биологические или социальные потребности вызывают эмоции биофизиологического плана: голод, жажда, стремление к обладанию и др. Эстетические чувства имеют иное происхождение и отражают духовную способность к созерцанию, переживанию явления, предмета, объекта, ценность которого заключена в самом факте его существования. М.С. Каган называет эстетические эмоции альтруистическими, поскольку они вызваны определенной духовной ценностью предмета, его соответствием интересам духа, а не тела. 2. Бескорыстно-духовное переживание возникает не от созерцания объекта как такового, а от его соотнесения с идеалом [9, 56].

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить сущностное содержание понятия духовности, связанной с проявлением человеком милосердия, сострадания, альтруизма, любви, толерантности.

Среди многообразия психолого-педагогических концепций, рассматривающих проблему духовности, можно выделить направления, исследующие духовность с позиций: особого духовного состояния, связанного с поисками корней духовности в нерефлексируемых глубинах бессознательного Я, потребности личности к познанию и социально-альтруистическому действию, потребности личности в самоактуализации духовных способностей. В нашем исследовании нами было принято как ведущее последнее направление, определяющее духовность как комплекс высших человеческих способностей: чувства, мышления, воли в мере их индивидуальной выраженности; как адекватное и интеллектуально-чувственно-волевое выражение закономерностей бытия, базирующихся на общечеловеческих ценностях: красоты, истины, добра.

С позиций организации работы с детьми дошкольного возраста интерес представляет характеристика понятия «духовность», предложенная О.Ф. Степановой: «духовность – целостное интегративное новообразование периода дошкольного детства, включающее единство трех универсальных способностей: способности к со-чувствию, способности к со-знанию, способности к со-действию, детерминированных духовными ценностями». Сущность и структура духовности отражена в разработанной О.Ф. Степановой модели развития духовного потенциала личности ребенка старшего дошкольного возраста. Центром данной модели является осознание личностью собственного «Я», которое развивается от эгоцентрического мировосприятия до альтруистического действия во благо другого человека.

Модель развития духовного потенциала личности ребенка старшего дошкольного возраста позволяет представить определенный эталон, раскрыть взаимосвязь между его составляющими. Она включает следующие структурные элементы: осознание собственного «Я», как отправная точка развития духовности (В.Д. Шадриков) [12], являющаяся одновременно причиной и следствием развития духовности личности; эмоционально-чувственный опыт как основание духовного потенциала личности, поскольку «бытие в онтогенезе начинается с эмоционально-чувственного бытия» (П.К. Анохин); развитие, понимаемое как поступательное преобразование в процессе воспитания духовности различных сфер ребенка: эмоциональной, интеллектуальной, произвольной.

О.Ф. Степановой выявлена совокупность педагогических условий воспитания духовности в дошкольном образовательном учреждении: концептуальный блок – теоретическое обоснование концепции, конструирование модели духовного потенциала личности ребенка старшего дошкольного возраста; содержательный блок – определение содержания воспитания духовности, обоснование комплексного использования образовательных программ, способствующих развитию духовного потенциала личности, создание программы «Прекрасный мир вокруг нас», выявление методов, форм и средств, направленных на решение задач воспитания духовности у детей старшего дошкольного возраста, процессуальный блок – разработка организации процесса воспитания духовности [10, с. 8].

Исходя из этого, целью воспитания духовности в дошкольном образовательном учреждении является воспитание у детей целостного интегративного новообразования в период дошкольного детства, включающего комплекс универсальных способностей: способности к сочувствию, к сознанию, к содействию, детерминированных ценностями духовной и нравственной культуры общества.

Концепция воспитания духовности в дошкольном образовательном учреждении акцентирует внимание педагогов на развитие духовных способностей личности, основывается на принципах альтруизма, толерантности, эмпатии, взаимопонимания, сотрудничества, проявляющихся в духовных способностях личности.

  1. Альтруизм – универсальный принцип, отражающий способность в бескорыстном служении другому человеку (alter – нем. – «другой»), в готовности к пожертвованию для его блага личными интересами. Центральный мотив деятельности в данном случае – интерес другого человека.
  2. Толерантность – принцип, проявляемый в осознании своих собственных позиций и в способности к снижению уровня эмоционального реагирования на неблагоприятные факторы межличностного взаимодействия.
  3. Эмпатия – в основе данного принципа лежат процессы децентрации и идентификации, характеризуемые не только как способность к сопереживанию, сочувствию, преодолению собственной позиции и принятию позиции Другого, но и как сложное внерациональное понимание духовного мира Другого, интуитивное проникновение в его переживания.
  4. Взаимопонимание – важный принцип воспитательного процесса. Для успешной его реализации необходимо взаимодействие между субъектами всех уровней. Взаимопонимание трактуется в данном случае как способность к проживанию состояния совместности, взаимности постижения смыслов и мотивов деятельности, а также межличностных отношений.
  5. Сотрудничество в данном контексте трактуется не только как принцип совместной активности субъектов образовательного процесса, но и как способность к совместной развивающей деятельности, основанной на межличностном взаимодействии педагога и детей [10, с. 9].

Анализ литературы по воспитанию духовности детей выявил наличие ряда работ, раскрывающих инновационные подходы в решении этой задачи в современных исследованиях на основе использования духовно-нравственного потенциала общечеловеческих и национальных ценностей с помощью разнообразных методических приемов и средств. Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к духовной культуре: музыке, живописи, литературе, народному искусству. В результате интеграции единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для воспитания духовности, для осознания многообразия человеческих ценностей (Л.Б. Абдуллина, Р.Р. Биктимерова, Е.В. Головнева; Н.А. Головнева, Т.И. Перепелицина, Г.М. Синдикова, Ф.М. Сулейманова [2; 3; 4; 5; 7; 9; 11] и др.).

В связи с этим особое значение, подчеркивается в работе Г.М. Синдиковой, приобретает использование аксиологического потенциала музыки, музыкального переживания, раскрытие духовно-ценностного содержания музыкально-художественных образов как высших ценностей бытия в процессе изучения курса «Теория и методика музыкального воспитания», поскольку направлено на развитие у будущих педагогов «способности к «одухотворенному», подлинному образованию и воспитанию, мыслимому как сотворение внутреннего мира личности ребенка посредством передачи духовного богатства человечества, его культурных, национальных и общечеловеческих ценностей, без которых жизнь как общества, так и отдельного индивидуума теряет свой высший смысл» [9].

Читать еще:  Девочка – девушка – женщина: растим правильно

Ф.М. Сулейманова отмечает, что ведущей линией развития и воспитания в дошкольном возрасте является игра, в ходе которой развиваются моральные нормы, привычки поведения. «Игровая деятельность, по мнению Ф.М. Сулеймановой, оказывает огромное влияние на развитие и становление детской личности. Играя, дети учатся общаться, сотрудничать, жить в коллективе. На формирование нравственных качеств большое влияние оказывают содержание и правила игры. Содержание ролей отражает нормы поведения, существующие в обществе. Играя, ребёнок как бы переходит в развитый мир моральных форм человеческого поведения. Нормы, заключённые в игровой роли, становятся в процессе игры источником развития морального поведения самого ребёнка. Подчиняясь правилам игры, ребёнок получает удовольствие. Например, исполняя какую-либо роль в игре, ребёнок стремится показать её нравственную сущность (быть смелым, ловким, скромным, честным и т.д.). Такая целенаправленность поведения важна для формирования моральной устойчивости личности [11, с. 7]. Головнева Н.А., Биктимерова Р.Р. рассматривают «игровые упражнения как важное средство социального развития детей среднего дошкольного возраста» [4, с. 197]. Являясь одним из главных средств воспитания ребенка, игра «выполняет самые различные функции; выступает в форме развивающей деятельности, зоны социализации, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества со взрослыми и сверстниками. Поэтому будущий педагог, подчеркивают Н.А. Головнева, Т.И. Перепелицина, должен обучиться не только целеполаганию игровой деятельности, но и основам игрового взаимодействия, технологии проведения игр, их применению в воспитании детей» [3, с.7].

Богатый методический арсенал воспитания духовности в дошкольном образовательном учреждении представлен в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Начальное и дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы», проведенной на базе факультета педагогики и психологии Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета 5 апреля 2015 г. (Л.Б. Абдуллина, Е.В. Головнева) [7].

Анализ современных подходов к решению проблемы воспитания духовности у детей дошкольного возраста показал, что в ее основе лежит ценностный поход к воспитанию в системе образования. Воспитание понимается как процесс духовно-нравственного взаимодействия педагога и воспитанника, целью которого является образование из развивающихся способностей гармонического целого, как полилоговая деятельность, гуманистическое общение педагогов с воспитанниками в процессе совместной развивающей, творческой деятельности. Его успешность определяется личностными качествами педагога, его духовными способностями, ориентацией на общечеловеческие гуманистические ценности, стремлением к самосовершенствованию и саморазвитию.

Заключение

Таким образом, в данной статье рассмотрена задача воспитания духовности растущего человека как непреходящей ценности в разные периоды развития общества. Дана характеристика понятия «духовность» как единство высших человеческих способностей: чувства, мышления, воли в мере их индивидуальной выраженности; как адекватное и интеллектуально-чувственно-волевое выражение закономерностей бытия, базирующихся на общечеловеческих ценностях. Раскрыты психологические механизмы воспитания духовности детей. Показано, что эмоциональная отзывчивость детей дошкольного возраста активно развивается через приобщение к духовной культуре: музыке, живописи, литературе, народному искусству. В результате интеграции единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для воспитания духовности, для осознания многообразия человеческих ценностей.

Полученные результаты были использованы автором для разработки обучающей программы и практических занятий по методике воспитания детей дошкольного возраста.

Работа выполнена при поддержке гранта СФ БашГУ № В 16–12 2016 г.

Протоиерей Алексий Уминский: Как учить ребенка духовной жизни

Статья опубликована в журнале для родителей «Виноград» (№ 3(59) май-июнь 2014).

– Отец Алексий, что мы называем «духовным развитием»?

– К сожалению, общего понимания того, что такое «духовное развитие», наверное, нет: в это понятие каждый вкладывает свой смысл. Тем не менее, многие родители духовным развитием детей занимаются, поскольку сами живут духовной жизнью и хотели бы, чтобы и их ребенок шел бы вместе с ними по этому пути.

Протоиерей Алексий Уминский

Иногда родители, не будучи сами церковными людьми, хотят как-то приобщить ребенка к православию и с этой целью записывают его в воскресную школу или православную гимназию. Но на­учится ли там ребенок духовной жизни самостоятельно? Вряд ли.

Духовное развитие человека – это такая сфера, существование которой невозможно без того, чтобы родители сами не были бы в ней своими людьми. Это как родной язык: мы же не учим детей специально русскому языку, не отдаем их с рождения в специальные русские школы. Наши дети говорят по-русски потому, что по-русски говорят их родители.

Также мы не учим ребенка каким-то особым формам приличия: дети легко их усваивают, глядя на нас. У людей культурных и интеллигентных говорят на литературном языке, любят книги, слушают классическую музыку, потому что эту музыку слушают их родители. Духовное развитие ребенка складывается таким же образом. Если родители живут духовной жизнью, то и ребенок начинает им подражать.

– Тогда, если родители еще только на пути к вере, может быть, им не стоит торопиться и крестить ребенка?

– Крестить или не крестить ребенка – это не вопрос духовности. Конечно, верующие родители окрестят ребенка. И люди, далекие от Церкви, могут крестить ребенка – но от этого духовности в их жизни не прибавится.

Другое дело, что сейчас у многих родителей нет опыта воспитания детей в вере: родители приходят к Богу в достаточно зрелом возрасте и свои первые шаги в духовной жизни начинают делать вместе с детьми. Они начинают читать Евангелие, ходить в церковь, осмыслять свою жизнь по-другому, и им, конечно же, хочется, чтобы и их дети делали то же.

Рисунок журнала «Виноград»

Вот в этой ситуации часто возникает много ошибок. Одна из них: восприятие духовной жизни как чего-то внешнего. Родители думают, что если ребенок узнает что-то о вере, о церкви на занятиях, к примеру, в воскресной школе, то он чему-то научится. Это не так. У духовной жизни другие законы.

Духовной жизни нельзя научиться внешним образом, ее нельзя постичь как предмет. Ее можно только воспринять как саму жизнь. Она действительно дается через воспитание, когда родители питаются сами этой жизнью и питают этой пищей своих детей. Родители должны понимать, что духовная жизнь – это не свод каких-то жестких правил, которые дети должны выполнять, и не какие-то аскетические упражнения.

– Некоторые родители в соблюдении церковных канонов более снисходительно относятся к себе, чем к детям, рассчитывая, что более строгое соблюдение поста или более регулярное чтение молитв принесет детям большую пользу.

– Приходится сталкиваться с такими случаями, когда родители воспринимают духовную жизнь исключительно как форму. Пока они сами по-настоящему не ощутят сладость жизни духовной, они все время будут передавать детям только ее внешнюю оболочку. Сперва ребенок будет ее «хранить», воспринимая походы в храм и утренние молитвы как некую ролевую игру, а потом и ее отбросит.

Для ребенка важны содержательные вещи: понимание того, что такое молитва, понимание слов молитвы, объяснение богослужения, смысла таинств, понимание того, что такое связь человека и Бога. Объяснение этих непростых вещей должно быть понятным ребенку и отражать уровень детского восприятия мира. Если, например, ребенок молится, то он должен понимать слова молитвы, это не должен быть заученный текст на непонятном языке.

– То есть, сначала лучше научить ребенка молиться своими словами?

– Необязательно. Можно использовать молитвослов, но задача родителя – объяснить ребенку каждое слово молитвы, а не подсунуть книжку – и читай от сих до сих.

Надо разобрать с ребенком каждую молитву, прежде всего «Отче наш». Если дети не справляются с церковнославянским текстом, читать ее на русском языке. Для ежедневного молитвенного правила достаточно выбрать несколько маленьких молитв и объяснить детям текст каждой из них. Этого хватит на достаточно долгое время.

Рисунок журнала «Виноград»

То же самое и с постом. Прежде чем заставлять ребенка поститься, надо ему объяснить, зачем он это делает. Нужно подумать, что для него будет посильной жертвой, которую он сможет принести Богу. Если ребенок идет на исповедь, то родитель должен поговорить с ним перед исповедью: настроить его, помочь ему найти для своих «грехов» исповедальные слова.

Если ребенок идет к причастию, то должен понимать, что он принимает, какое таинство происходит, – это все должны объяснять ему родители. То есть родители в первую очередь должны сами все это знать и уметь объяснить это ребенку исходя из своего опыта. Мы же не цитируем Уголовный кодекс, когда объясняем ребенку, что такое добро и зло. Мы говорим своими словами. То же самое должно быть и в духовной жизни. Чем меньше кодексов и больше живых слов – тем лучше.

– Есть ли какие-то нормы для духовной жизни? Например, с какого возраста начинать поститься или до скольки лет можно приводить ребенка в храм только к причастию?

– Никаких норм нет: все это должен родитель определить для ребенка сам. Лучше начинать с малого и потом понемножечку прибавлять, чем сразу задать высокую планку, а потом ее снижать. Нужно начинать с того, что ребенку по силам, а то и с меньшего: чтобы какие-то вещи ребенок делал просто из удовольствия. То, что ребенок делает в духовной жизни, должно доставлять ему радость.

Конечно, хорошо, когда человек стоит всю службу не шелохнувшись. Но маленький ребенок так не может – и не надо от него этого требовать. Очевидно, что через какое-то время он начнет унывать, а если его начнут еще и ругать за то, что он не умеет себя вести в храме, вряд ли он от такого посещения церкви сможет получить радость.

– И все же, взрослея, многие дети «остывают» в вере: им не хочется больше ходить в храм, читать молитвенное правило, – нормально ли это?

– Ненормально: такое «охлаждение» в вере как раз нередко происходит у ребенка именно из-за того, что перед ним были поставлены непосильные задачи. На мой взгляд, ничего не случится, если подросток будет читать не так много молитв или не так строго поститься. Гораздо важнее, чтобы он сохранил на всю жизнь свое детское ощущение, что в храме ему хорошо, здесь его любят.

Бывает, конечно, и так, что повзрослевшему ребенку в храме становится скучно от того, что он не все понимает в богослужении. Вот здесь ему может помочь воскресная школа при храме.

По моему убеждению, воскресная школа должна быть скорее местом встречи и общения друзей, нежели традиционной школой знаний с уроками-лекциями. Обычные занятия могут только отвратить ребенка от церковной среды: он и так учится шесть дней в неделю и опять приходит учиться.

Здесь главным должно стать общение со сверстниками, поездки, походы, чтобы он видел, что верующих много и это не какие‑то изгои или «белые вороны». Воскресная школа или детские организации, такие как православные следопыты, православные лагеря, необходимы, чтобы ребенок имел среду единомышленников, жил в Церкви полноценной жизнью: дружил, радовался, спорил.

Бывает, что родители, отдав ребенка в воскресную школу, при этом сами не ходят в храм. Тогда ребенок оказывается в странном положении: с одной стороны, его учат хорошему, но с другой – он не встречает этому подтверждения у себя дома. Нельзя сказать, что такое участие в жизни воскресной школы бессмысленно. Ситуации бывают всякие: иной раз дети приводят в церковь своих родителей, но это исключительные случаи.

Фото: Виктор Ходаков/Православие.Ru

– Нередко бывает такое, что какие-то поведенческие или психические расстройства у ребенка родители принимают за духовные проблемы. Кто-то говорит, что надо ребенка везти на отчитку, кто-то советует чаще причащать. Что советуете вы в таких ситуациях?

– Действительно, беседуя с родителями, приходится сталкиваться с глубоким непониманием того, что дает человеку Церковь. Ребенок с проблемами, которые могут быть устранены врачебными способами, не лечится одними таинствами, и советовать в этом случае только причащаться вместо визита к врачу – вопиющее невежество.

Православные родители не должны бояться врачей, психологов, потому что очень многие детские проблемы – это область психологии и психиатрии, их нужно своевременно обнаружить и начать лечить. А религиозный фактор, использованный не по назначению, может только усугубить ситуацию.

К сожалению, и в Церкви сейчас присутствует безграмотность. Господь на то и дал нам разум, чтобы мы использовали его по назначению.

Бывает, у ребенка явная психическая проблема, это может быть и форма детской шизофрении, которая проявляет себя, в том числе, и в религиозных экзальтациях, – а родители чуть ли не считают, что это у ребенка особая форма святости.

Читать еще:  Вера как Богообщение

– К сожалению, важность духовного развития детей родители понимают слишком поздно, когда не осуществляются надежды на блистательное будущее их чада, и приходят мысли о том, как уберечь его хотя бы «от тюрьмы да от сумы». Что делать родителю в случае, когда ребенок уже его не слушает?

– Я бы посоветовал, в первую очередь, запастись терпением. Даже если, как вам кажется, ребенок уже вас не слушает, его все равно не нужно оставлять своей заботой, вниманием, общением. Вам должно быть понятно, что происходит с ребенком, тогда придет и понимание того, что делать дальше. Одна из важных форм духовного развития – это родительская молитва. В своих молитвах вы никогда не должны оставлять своего ребенка.

– Но ведь бывает так, что ребенок своими поступками, плохими отметками и т. д. вызывает у родителя лишь раздражение, как за него молиться тогда?

– Нужно быть реалистом по отношению к своему ребенку и видеть его таким, какой он есть, а не таким, каким нам бы его хотелось видеть. Когда мы видим реальность вместо своих идеалов – это и вызывает у нас раздражение. Надо принимать своего ребенка таким, какой он есть, и не ужасаться этому.

Ребенок может какое-то время втискиваться в наши представления, подыгрывая нам, но потом ему это надоедает. Это зачастую и вызывает наш родительский гнев, мы чувствуем, как уязвлена наша гордыня. В этот момент самое время остановиться и подумать: кого же я люблю – ребенка или свое представление о нем?

И когда мы разберемся с этим, наше раздражение утихнет и постепенно сменится теплой родительской молитвой.

Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание личности.

Духовное развитие личности является одной из основных задач, которые поставило общество перед современной школой. Ряд государственных документов последних лет утверждает ориентацию образования на духовно-нравственное развитие личности.

Для понимания сущности, содержания и задач духовно-нравственного воспитания, важно рассмотреть толкование этого понятия в психолого-педагогической науке и основные научно-методологические подходы к его организации.

Моральная воспитанность является внутренним принятием моральных идеалов, норм, принципов, взглядов на добро и зло, смысл жизни, систему отношений личностного и общественного. Поэтому нравственное воспитание становится звеном, связывающим нравственность и нравственную воспитанность. Духовно-нравственное воспитание – организованный целенаправленный воспитательный процесс содействия духовно-нравственному становлению личности, который ведет к овладению и принятию детьми иерархии духовных ценностей

Анализ психолого-педагогических исследований в области детской психологии (В.В. Абраменкова, Л.И. Божович, А. Валлон, Л.С. Выготский, В.В.Зеньковский, Д.Б. Эльконин и др.) свидетельствует, что именно в подростковом возрасте происходит моральный рост и возникают моральные чувства: стыда, вины, гордости, ответственности. Ученые отмечают, что подросток начинает себя оценивать, смотреть на себя со стороны, самоутверждать свое «Я» в соответствии с морально-этическими нормами, представленными в обществе.

Духовно-нравственное воспитание подростков зависит не только от трудностей этого возраста, но и условий времени, в котором они растут. Усиление тенденций по укреплению культа силы, денег, утверждение асоциальных субкультур способствует приобретению и накоплению асоциального и противоправного опыта у подростков, формированию у них искаженного образа мира. Наряду с такими популярными и традиционными СМИ, как телевидение, печатные издания и Интернет, происходит активное развитие новейших каналов и средств распространения медийного контента (мобильная связь, социальные сети и тому подобное). Масс-медиа существенно влияют на становление мировоззрения личности и ценностных организаций современных подростков, задавая определенные модели социально-типичного поведения и искажая представления о моральных ценностях.

Однако в современной школе задачи духовно-нравственного воспитания еще не реализованы в полной мере, отсутствуют четкие механизмы реализации воспитательного потенциала на уроках и во внеучебной деятельности подростков, в формировании у них высоких нравственных идеалов, подготовке их к противодействию асоциальным явлениям, которые часто возникают не только в дворовых компаниях, неформальных объединениях детей, на экранах телевидения, иногда и в семье и школе. Поэтому возникает потребность в корректировке нравственного воспитания, которое бы отвечало общественным требованиям, предъявляемым сегодня к образовательному процессу, в котором закладывается фундамент человеческой личности.

Для того, чтобы выявить представления школьников о моральном (аморальном) поведении, умении оценить совершенный поступок я провелиа наблюдение за 20 подростками за эмоциональной реакцией подростков в различных ситуациях, касающихся педагогической деятельности. Наблюдение показало, что девушки острее ребят воспринимают критику и болезненно реагируют на замечания, а также чаще обижаются. Тогда как значительная часть ребят склонна искать компромисс в таких ситуациях, а то и поступаться своими интересами. В то же время, чрезмерная похвала, так же, как и чрезмерная критика вызывает у подростков эмоциональное сопротивление, отрицание. Наблюдение за поведением в различных ситуациях подтвердило, что подростки часто перебивают собеседника, забывают о такте, переходят на личность, делают поспешные выводы, навязывают собственное решение, насмехаются над проблемой товарища, что актуализирует вопросы морально-нравственного воспитания подростков.

В процессе наблюдения я сделала выводы, что подростки проявляют уважение к людям в присутствии педагогов, тщательно подбирают слова вежливости, предлагают помощь, в тоже время они болезненно реагируют на критику и замечания педагогов, испытывают трудности в признании собственной неправоты, ошибок, потому что им кажется, что этим они унижают себя.

В игровой деятельности наиболее полно раскрываются навыки взаимодействия, партнерства, поэтому было предложено подросткам поиграть в игру «Я Вас благодарю». В игре подросткам необходимо было разыграть различные сценки, в которых нужно было бы использовать вербальные и невербальные формы благодарности. Так, по итогам игр среди невербальных форм у подростков преобладали пожатие рук, объятия, поглаживание плеча, прижимание рук к груди, поклон, поцелуй. Из-за вербальных форм, чаще всего употреблялись следующие обороты: «Большое спасибо», «Спасибо за все, что Вы для меня это сделали», «Спасибо», «Спасибо за Вашу доброту», «Дай Бог вам здоровья», «Я никогда не забуду то, что Вы для меня сделали» и др. Поэтому можно сделать вывод, что подростки хорошо осведомлены о вербальных и невербальных формах благодарности, но наблюдения за подростками в ходе учебной и внеучбеной деятельности показали, что подростки, во многих случаях не соблюдающие этикет, игнорируют слова благодарности, хотя сами переживают по поводу чужой неблагодарности.

Кроме того, я обращалась к ученикам со следующими вопросами: «Какой милосердный поступок ты совершал в последнее время? Что мешает тебе быть более милосердным?».

Ответы подростков показали, что чаще всего они совершали следующие милосердные поступки: «участие в благотворительных акциях», «пожертвование», «уход за больным или посещение больного», «способность поделиться», «помощь пожилым людям», «моральная поддержка», «забота о животных», «забота о растениях». Из ответов подростков я сделала вывод, что большая часть подростков редко совершают добрые дела, объясняя это свое занятостью в учебе, собственной неуверенностью «Мне очень хотелось подойти и предложить помощь, но я так и не решился», «Не хватило духа» или безразличием «Это не касалось меня напрямую», «Я не люблю лезть в чужие дела», «Меня не просили о помощи».

Таким образом, результаты наблюдения и беседы с подростками свидетельствует о необходимости воспитательной работы по воспитанию морально-ценностных ориентаций средствами среди подростков.

По моему мнению, основной причиной недостаточной воспитанности морально-ценностных ориентаций у подростков является отсутствие систематического и целенаправленного воспитания морально-ценностных ориентаций в учебно-воспитательном процессе; однообразие и неэффективность содержания, форм и методов воспитания, что приводит к фрагментарности знаний подростков, несформированности их мотивационной и поведенческой сфер. Современные проблемы вызывают новые трудности в воспитании учеников. На обострение воспитательной ситуации значительно влияет деятельность школы, которая воплощает существенные преобразования в образовании, но пока не смогла избавиться от однообразия воспитательной деятельности, отношение к ученикам как объекта воспитания.

На данный момент наблюдается стандартизация воспитательной деятельности, отсутствие слаженной системы воспитания, монологический подход в общении учителя с учениками, приоритетным является непосредственное влияние на ученика, а не саморазвитие личности школьника.

Перспективы дальнейших исследований вижу в исследовании методических аспектов предупреждения аморального поведения учащихся общеобразовательной школы, определение системы социально-педагогических воздействий по формированию духовно-нравственных ценностей у учащихся путем привлечения школы, семьи, общественности, медиа и т.п.

Духовное развитие ребенка

Введение в проблему

Тема нашего обсуждения чрезвычайно важная и объемная. Я хотел бы обозначить лишь самые общие вопросы, сделать лишь отдельные акценты, чтобы навести хотя бы относительный порядок в наших представлениях по данной теме. Это первый момент.

Второй момент – так как я психолог, то главный акцент, естественно, буду делать, прежде всего, на духовно-нравственном развитии, не столько на воспитании, сколько на развитии. Потому что воспитание в этом плане является прикладной, практико-ориентированной частью общих проблем развития человека, развития его личности. Здесь важно развести сферы ответственности, сферы действия.

То, что позволено, и то, что может сказать и сделать психолог — это одно, а то, что может сказать и сделать педагог — это другое. Ясно, конечно, что современный психо-лог образования должен быть педагогически грамотен, но и наоборот – современный педагог должен быть не менее психологически образованным, оставаясь при этом педагогом. Только в этом случае они могут оказаться в одном смысловом пространстве, а значит — могут стать подлинными со-работниками.

Далее — я хотел бы сделать общую разметку основного материала данного сообщения.

Первая позиция — духовная ситуация в современном мире и в России — в частности. Мы должны ее точно поименовать. В чем здесь проблема, почему мы с такой горячностью обсуждаем ее в последнее время?

Вторая позиция – понятие духовности, ее природы и источников. Потому что слово «духовность» сегодня у всех на языке, но что за этим словом стоит – это иногда даже страшно подумать. Здесь мы с вами должны опять сделать разметку или произнося это слово, мы должны отдавать себе отчет, что мы имеем в виду, когда произносим это слово.

Третья позиция — может быть в кавычках, как некая метафора — это само «жизненное пространство, пространство существования» духовно-нравственной ипостаси человека. А где все это живет? — это живет в наших мозгах или это живет в книгах, или есть какое-то другое более внятное пространство, и мы должны его обозначить.

Четвертая позиция – в психологии она заявлена, про это достаточно много написано и потихоньку она входит в профессиональный язык педагогов – это понятие детско-взрослой общности. Мы привыкли говорить «учитель – ученик», «воспитатель – воспитуемый», мы привыкли говорить «класс», «школа», вот такими глобальными оргформами мы оперируем, а существо дела зачастую пропадает за этой организованностью, пропадает сама живая реальность встречи поколений, встречи взрослого и ребенка.

Кто (не что?), а кто встречается, и как они встречаются, и какое содержание живет в этих встречах — это требует специально отдельного обсуждения. Здесь точно также необходимо сделать разметку, обозначить и расставить некоторые акценты. В противном случае мы с вами будем постоянно говорить об абстрактных, неодушевленных предметах типа — школа, образовательные учреждения, подростки, которые для нас не живые люди, а просто некая криминально-временная метка и не более того, а что это за человек, который обозначается таким словом как подросток, мы часто не обсуждаем. Или ребенок, школьник, ученик второго класса или старшеклассник и т.д. – они кто в своей человеческой определенности? Т.е. эти вопросы, все эти разметки нашего профессионального говорения должны обрести какое-то измерение, т.е. мы должны ощущать живого человека, ощутить живую жизнь, которая за этими метками существует.

И еще один момент (он не последний) — это вопросы, связанные с проблемой семьи, семья — как малая церковь, прежде всего в этом своем измерении, не только в со-циальном, а и в культурологическом смысле. Эта проблема, как я ее обозначаю — встреча поколений. По словам Владимира Петровича Зинченко, одно из определений образования – это дар одного поколения другому. И здесь возникает вопрос: а что же мы дарим, кто является дарителем, и какой дар мы предлагаем вот этому, другому поколению.

Отдельный вопрос – это обсуждение понятия братства, сестричества, потому что по остаткам нашего советского сознания мы постоянно любые человеческие объединения сводим к понятию коллектива, у нас всегда только коллектив — как некое жестко структурированное сообщество людей, и все главное в этом объединении – только структура. А вот что там внутри, сам дух общности — к сожалению, слабо улавливается. Я думаю, что все эти моменты мы должны сделать темой нашего обсуждения. Тогда многие загадки нашей жизни, в том числе и в развитии духовности, нравственной сферы у нас и у наших детей станут более прозрачными.

Это примерная разметка проблемного поля нашей с вами Встречи. Разметка не полная, оговорюсь сразу, она может быть расширена, более детализирована, и частично я попытаюсь сделать это в своем сообщении.

Читать еще:  Илья Сургучев «Детство императора Николая II»

1. Духовная ситуация в мире и в России

Сегодня практически у всех на слуху такие слова, такие два мировых принципа, под гнетом которых организуется наша жизнь, как глобализация и постмодернизм. Эти два принципа, эти две, если можно так сказать, головные боли современного мира уже фактически привели к цивилизационному кризису не только европейского, и планетарного масштаба.

Что происходит? Происходит унификация социально-политических структур, разрушение форм культурной, исторической и духовной идентификации человека, размывание любых мировоззренческих основ его самоопределения и одновременно – призыв уповать только на свою собственную самость в качестве основы и смысла жизни.

Сверхценностью объявлена демократия, ради которой можно идти на уничтожение не только государственного строя, но и целого народа. Это мы наблюдали в Югославии, это мы ощущаем у себя в России. Самый последний урок – это Ирак, в списке ожидания — целый ряд других стран, а сама эта тенденция набирает силу, например, сегодня на Украине.

В свое время, будучи в Штатах и разговаривая с американцами, я сталкивался с таким вопросом: «Ну почему у многих вызывает раздражение наше поведение, наши требования, когда мы появляемся в Европе, в вашей стране?» – Я отвечал: «По одной простой причине, вы хотите, чтобы на каждом квадратном метре планеты была Америка. Вот вы пришли на Северный полюс. Там живут белые медведи. Вы не хотите, чтобы там жили белые медведи по своим, медвежьим законам, вы хотите, чтоб там было по-американски, чтобы там был Макдональдс, чтобы были все удобства и т.д., т.е. везде, на каждом квадратном метре. А как это можно сделать? Только снести бульдозером нечто уже существующее, и на этом месте, как на пустом месте построить то, к чему есть навык и привычка. Поэтому идет тотальная цивилизаторская война — она не горячая и не холодная; это тотальное переустройство самого сознания того или иного народа, разрушительное переустройство его многовековой культуры. Как когда-то европейцы были цивилизаторами так называемых диких примитивных племен, они и поступали соответствующим образом. Сейчас эта тенденция достигла и самой Европы. Целый ряд европейских стран должен подвергнуться этой цивилизационной модернизации.

Сегодня уже фактически сложилась идеология постмодернизма (самая «современная современность»), который настаивает, что все, абсолютно все в мире относительно. Можно верить в это, а можно в другое, можно отстаивать такие ценности, а можно разделять иные. Все критерии и границы условны – как договоримся. Отсюда еще две идеологические приманки – толерантность и общечеловеческие ценности; заметьте — не любовь к ближнему, а лицемерная терпимость; терпение, так сказать, стиснув зубы, во имя ценностей какой-либо очередной сверхдержавы в качестве общечеловеческих.

Идеология постмодернизма и глобализации направлены на то, чтобы разрушить, смести, или, по крайней мере — нивелировать исторически сложившиеся защитные, иммунные системы того или иного народа – в виде устойчивых форм государственности, ценностей национальной культуры, традиционного образа жизни, вообще – хоть какого-нибудь осмысленного уклада. Только в этом случае можно будет превратить народ в этнографическую массу, в так называемое население.

Здесь необходимо учитывать две составляющие. Политико-экономическая составляющая, которая задает тип государственности и его границы, и духовно-культурная — глубинная составляющая, которая цементирует и сохраняет во времени такую реальность, как народ — с его исторической памятью и со своей системой ценностей.

Исторический опыт свидетельствует, что нация (народ) вырождается и исчезает из истории не тогда, когда в нем появляется много людей с патологическим поведением (преступников), но когда в общественном сознании исчезает (падает) до некоторого критического уровня понятие «норма». Для того чтобы общество осознало грозящую ему опасность, необходима сила, обладающая «пророчески-обличительной» способностью. Этим качеством в плане сохранения общественного человеческого сознания в России обладает только православная Церковь!

Вы знаете, что даже у нашего организма есть специальный механизм, который отторгает некое чужеродное тело, попадающее в наш организм. Например, несовместимость тканей. Уже на генном уровне есть мощные механизмы защиты, которые придают уникальность, единичность, некую самостность любому организму.

Известно, что эволюция человека осуществляется по двум направлениям: совер-шенствование формы развития и обогащение сознания. При повреждении духовно-культурного генетического кода происходит потеря достижений, как в развитии формы, так и в становлении сознания. Геноослабленность в области сознания может происходить незаметно, поскольку форма человека при этом почти не ухудшается. Признаки снижения уровня сознания в виде усиления жестокости, равнодушия, потребительства могут также происходить неприметно, общество может их «не замечать», впадая в «апокалипсис мелкого греха», возводя грех в ранг нормы (добродетели). Разрушение нравственного чувства (совести) приводит к снижению способностей, подрывает и разрушает нравственную память (фундамент интеллекта). Монолит ума без цемента совести распадается на фрагменты (блоки). До времени эти блоки могут оставаться весьма крупными. Поэтому глубинное разрушение способностей к подлинному творчеству, связанных с духовно-нравственным состоянием, может происходить в скрытой (незаметной) форме.

2. Мировоззренческая катастрофа в России

Как только ушло «всесильное и верное марксистско-ленинское учение» (помните такую фразу — «учение Маркса всесильно, потому что оно верно»), так вот, когда это учение ушло, то появилась явная растерянность – во что и кому верить? Но, как известно, свято место пусто не бывает. И на место ликвидированного мировоззрения пришло чужебесие. Кстати, бесы не обязательно всегда чужие, могут быть, так сказать, и свои доморощенные бесы, которые не слаще чужих. И в этом чужебесии, в этой мировоззренческой катастрофе можно выявить две главные тенденции.

Одна из этих тенденций связана с порабощением внутренней жизни, всего сознания человека материальными, телесными, плотскими потребностями. Современная цивилизация не только решительно отрицает созерцание, душу, Вечность, но пытается открыто отвергнуть идеальную ипостась человека. Например, специалисты Всемирной организации здравоохранения видят главное препятствие на пути создания всеобщего мирового счастья, привязанность людей к традиционным ценностям общества, семьи и религии. Эта фраза вставлена в декларацию Всемирной организации здравоохранения. Вот что является главным препятствием для тотальной модернизации (осовременива-ния) всех — и нас с вами в том числе.

Идет активная попытка превратить потребности, прежде всего плотские потребности, часто в извращенной форме, в ведущий мотив поведения. И на этом поприще работают не только индустрия развлечений, шоу-бизнеса и потребления, но во многом — и современная педагогика, и современные психология и социология.

Наше время – это время многообразных психотерапий, форм альтернативной медицины, психосоциальных техник безболезненного освобождения человека от ответственности перед собой, перед людьми, перед Абсолютными смыслами собственной жизни.

Так, психотехнические средства реализуются в пространстве индивидуального сознания и являются следствием несомненных достижений классической научной психологии. Строгое научное знание о глубинных психических явления и состояниях человека оказалось замечательным средством внешнего программирования и духовного кодирования личности. На базе этих знаний уже разработаны способы оккупации сознания другого человека, сценирования чужой жизни в собственных целях (достаточно вспомнить рекламные ролики, 25-й кадр, гипноз, техники работы многочисленных колдунов и гадалок и др.).

К разряду психотехнических средств, несомненно, относятся разного рода суггестии и способы «промывания мозгов». Протезирование сознания бесчисленными слоганами (типа – Не дай себе засохнуть! Ты этого достойна! И т.п.), софистика и демагогия, целевые фрустрации и магическое вменение веры, эзотерика и чародейство, психологическая дрессура под видом психотренингов – также входят в этот арсенал. Этот список можно продолжить, но главное, что на этом поприще у классической психологии головокружительные перспективы.

В свою очередь, социотехнические средства, инструменты социальной механики реализуются в пространстве общественной жизни; в частности, в дни политических акций — выборы, демонстрации, референдумы – они обычно именуются «грязными политтехнологиями». Главный ориентир подобных технологий – это манипуляция социальными пристрастиями и бессознательным, полевым поведением той или иной группы населения. Результатом оказывается своеобразная социальная невменяемость, анестезия нашей чувствительности к социальным противоречиям, которая обеспечивается переводом ответственного самоопределения личности в пространства приватной жизни – в клубные, семейные, бытовые, досуговые пространства.

Страница 1 — 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец | Все

Духовное развитие ребенка

Духовность человека — это сложное гармоничное объединение качеств личности и свойств психики, которые составляют основу для психического и личностного совершенствования. Возникает закономерный вопрос: каковы признаки развития духовности, или, говоря по-другому, что именно в мыслях, чувствах, поступках ребёнка даёт основание констатировать, идёт ли у него этот процесс?

Совершенствование человека можно проследить, наблюдая позитивные изменения в составляющих духовности:

• В умственной (интеллектуальной) — от познания предметов с помощью органов чувств, до осмысления их сущности, взаимосвязи, способности к самостоятельному решению интеллектуальных заданий разной сложности;

• В чувственно-эмоциональной — от простых эмоций (удивление, радость, печаль, зависть), до способности любить, сопереживать, сочувствовать;

• В гуманистической — от детского эгоизма, эгоцентризма, до альтруизма, гуманизма, то есть желания сделать что-то для других людей, может, даже уступая своим собственным интересам;

• В действенно-волевой — от непроизвольных действий до осмысленных поступков, умения управлять своим поведением;

• В эстетической составляющей — от простого созерцания эстетичных предметов, явлений природы, до потребности создавать прекрасное своими руками или своими усилиями, способности переживать чувство удовлетворения от красоты.

Следовательно, развитие духовности ребенка — проблема сложная, длительная, но крайне актуальная, и решать её призваны, в первую очередь, психологи, педагоги, родители, то есть те люди, в чьих руках будущее и судьба человека, только вступающего в жизнь.

С чего начинается Человек? С сугубо человеческих видов деятельности? С его поступков относительно других людей? По-видимому, это так. Но проблема в том, чтобы у ребёнка были сформированы такие потребности, которые бы побуждали его к духовным, гуманным поступкам и видам деятельности. Ведь, как доказано психологами, человека к деятельности подталкивают именно потребности.

Поэтому, первым шагом в воспитании Человека является развитие его духовных потребностей — в общении, познании себя и Вселенной, эстетическом удовлетворении, потребности в благотворительности.

У некоторых педагогов и родителей бывает ошибочное мнение, что ребёнок, который был лишен материнской заботы, ласки, вырастет чутким к человеческим страданиям, сочувственным и добрым. Однако психологические исследования свидетельствуют, что дефицит любви, уважения, заботы, вызывает формирование безразличия, и даже агрессивности.

Науке точно известно, что человек который хочет творить добро, способен к сочувствию, если с рождения чувствует себя в безопасности, эмоциональном «тепле». Уже в первые дни жизни внимательные родители наблюдают, что у ребёнка есть потребность в любви. Для его удовлетворения малышу нужна атмосфера согласия в семье, разнообразное общение, он нуждается в чутком мягком отношении, эмоциональном комфорте, ощущении значимости для окружающих его взрослых.

Источником развития духовности является, бесспорно, общение, в частности духовное общение — обмен мнениями, знаниями, чувствами, впечатлениями, интересами. Этот самый тонкий и самый сложный вид общения зарождается уже в начале жизни малыша.

В своём зрелом виде духовное общение становится возможным при условии интереса и доверия людей друг к другу. Если родители становятся интересными для ребёнка, у него достаточно рано формируется потребность в общении. А позже для родителей остаётся только одно — не потерять доверие своего сына или дочери.

Одной из первых, при содействии родителей, у детей появляется еще одна духовная потребность, заключающаяся в расширении знаний об окружающей среде и самом себе. Если это получает постоянную поддержку взрослых, познавательная потребность впоследствии превращается в любознательность — личностную черту, которая считается основой развития мышления.

Говоря о развитии духовности, нужно подчеркнуть необходимость формирования уникальной, сугубо человеческой потребности воспринимать и творить красоту, то есть эстетичной потребности. Для её становления необходимо соответствующее внимание взрослых к особенностям восприятия ребёнком эстетичных предметов, явлений, а также целеустремленное использование соответствующих форм воспитательной работы, среди которых посещение музеев и выставок, театров, а также собственное творчество ребёнка.

Самым высоким показателем духовного развития специалисты считают гуманность — отношение к любой форме жизни как высшей ценности, и бескорыстное восприятие жизни другого человека (существа). Психологической основой для становления гуманистических качеств личности является потребность в благотворительности. По-видимому, это и есть самая значимая человечная потребность. Сложность её формирования связана с тем, что маленькие дети по своей психологической природе — эгоцентрики. То есть они воспринимают себя как определенный центр жизни и внимания взрослых, что действительно отвечает реальности. Поэтому перед родителями появляется важное задание: убедить малыша в том, что, кроме него, существуют другие люди, дети, существа, которые тоже нуждаются во внимании, помощи, и, более того, также имеют потребность творить добро.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector