0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание милосердия

Содержание

Воспитание милосердия

  • Рубрики:
  • Воспитание милосердия

Учим ребёнка милосердию: когда, кого и зачем миловать?

Обострен­ное чув­ство спра­вед­ли­во­сти у детей тре­бует, чтобы зло было нака­зано, а добро тор­же­ство­вало. Мило­сер­дие и воз­мез­дие – вещи не сов­ме­сти­мые. Что про­щать, а с чем кате­го­ри­че­ски нельзя мириться – вопрос слож­ный. Как объ­яс­нить это детям?

  • Читать.0
  • Метки
    • вера
    • воспитание
    • любовь
    • милосердие
    • родители
    • священник
    • советы

  • Рубрики:
  • Воспитание милосердия

«Блаженны милостивые»: о чудесах духовной арифметики

В Нагор­ной Про­по­веди отра­жена суть хри­сти­ан­ского нрав­ствен­ного уче­ния. Среди них есть такая: «бла­женны мило­сти­вые, ибо они поми­ло­ваны будут» ( Мф.5:7 ). К какой мило­сти при­зы­вает Хри­стос? И почему только мило­сти­вые могут быть по-насто­я­­щему счастливы?

  • Читать.0
  • Метки
    • Бог
    • вера
    • воспитание
    • любовь
    • священник

  • Рубрики:
  • Воспитание милосердия

«Белый цветок»: учим детей милосердию

Доб­рая тра­ди­ция дней «Белого цветка» – широ­кой бла­го­тво­ри­тель­ной акции – воз­никла в ХХ веке и при­жи­лась на бла­го­дат­ной рус­ской почве во мно­гом бла­го­даря инте­ресу Цар­ского Дома Рома­но­вых. В наши дни она воз­ро­ди­лась и снова наби­рает популярность.

  • Читать.0
  • Метки
    • воспитание
    • милосердие
    • отдых
    • ребенок
    • родители

  • Рубрики:
  • Воспитание милосердия

Учиться радости у детей солнца

Мы, взрос­лые, часто роп­щем. Роп­щем на всё. В том числе на свою долю, на своих детей. Куда уж нам до помощи дру­гим. А ведь вокруг нас так много беды и стра­да­ния, пово­дов посо­чув­ство­вать тем, кому при­хо­дится хуже , кто больше нуж­да­ется в помощи и заботе.

  • Читать.2
  • Метки
    • дети-инвалиды
    • детский дом
    • ДЦП
    • милосердие
    • синдром Дауна

  • Рубрики:
  • Воспитание милосердия
  • Приёмные дети
  • Семья и общество

Расплата за «милосердие». Или: дважды брошенные – как не изломать жизнь себе и приемным детям

Они – вос­пи­тан­ница дет­дома и без­дет­ные муж и жена. Взяв девочку в семью, без зазре­ния сове­сти вер­нули её, узнав, что будет дол­го­ждан­ный пер­ве­нец. Дев­чушка росла, меч­тая не оста­вить камня на камне от семейки.

  • Читать.2
  • Метки
    • воспитание милосердия
    • приемные дети
    • приемные родители
    • семья

  • Рубрики:
  • Воспитание милосердия

Детская благодарность

Могут ли дети искренне бла­го­да­рить роди­те­лей и Бога? Или осо­зна­ние глу­бо­кой бла­го­дар­но­сти ближ­ним и Все­выш­нему при­хо­дит гораздо позже? Учить ли детей бла­го­дар­но­сти или взра­щи­вать это чув­ство в ребенке на своем примере?

  • Читать.0

  • Рубрики:
  • Воспитание милосердия

Воспитание любви и милосердия

В совре­мен­ных посо­биях для роди­те­лей масса инфор­ма­ции: как вос­пи­тать лидера, как вырас­тить гения, сде­лать ребенка успеш­ным и все­сто­ронне раз­ви­тым. А вот о вос­пи­та­нии любви и мило­сер­дия почему-то мало кто пишет.

  • Читать.3

  • Рубрики:
  • Воспитание милосердия

Как воспитывать в ребенке доброту?

Сего­дня осо­бенно остро назрели про­блемы, свя­зан­ные с нрав­ствен­ной куль­ту­рой лич­но­сти, кото­рая про­яв­ля­ется во вза­и­мо­от­но­ше­ниях людьми, в про­яв­ле­нии таких нрав­ствен­ных качеств, как доб­рота, мило­сер­дие, сопе­ре­жи­ва­ние, готов­ность понять другого.

  • Читать.5
  • Метки
    • доброта
    • милосердие

  • Рубрики:
  • Воспитание милосердия

Как научить детей милосердию

Рас­шиф­ровка радио­пе­ре­дачи из цикла «Спе­шите делать добро», в эфире радио­стан­ции «Радо­неж». Веду­щие – про­то­и­е­рей Арка­дий Шатов и коор­ди­на­тор доб­ро­воль­цев Марина Васильева.

  • Читать.0
  • Метки
    • доброта
    • любовь
    • милосердие
    • милостыня

  • Рубрики:
  • Воспитание милосердия

Детям о христианском милосердии

Див­ный гимн любви вос­пел ап. Павел:
«Если я говорю язы­ками чело­ве­че­скими и ангель­скими, а любви не имею, то я – медь зве­ня­щая или ким­вал звучащий»…

Педагогика милосердия Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргапольцев Сергей Михайлович

В статье раскрываются некоторые аспекты воспитания чувства милосердия в исто-рико-педагогической плоскости « образования сердца » взрослеющего человека; обосновыва-ется необходимость и возможность введения в понятийный аппарат современного эмоцио-нального воспитания ценностной категории «сердце» в образно-метафорическом статусе внутренне-топологического центра (средоточия) чувственно переживаемой и действенно инициируемой человечности.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каргапольцев Сергей Михайлович

PEDAGOGY OF MERCY

The article describes some aspects of fostering a sense of mercy in the historical and pedagogical plane » education of the heart » of a growing person, justifying a necessary and the possibility of introducing a modern conceptual framework of emotional values ​​education category «heart» in the figurative and metaphorical status internally topological center ( the Center of ) experienced by the senses and effectively initiated humanity.

Текст научной работы на тему «Педагогика милосердия»

Оренбургский государственный университет E-mail: smkar1@yandex.ru

В статье раскрываются некоторые аспекты воспитания чувства милосердия в исто-рико-педагогической плоскости «образования сердца» взрослеющего человека; обосновыва-ется необходимость и возможность введения в понятийный аппарат современного эмоцио-нального воспитания ценностной категории «сердце» в образно-метафорическом статусе внутренне-топологического центра (средоточия) чувственно переживаемой и действенно инициируемой человечности.

Ключевые слова: милосердие, справедливость, прощение, образование сердца.

Представляя собой «важнейшее, если не фундаментальное условие человеческого общежития» [16, с. 142], феномен милосердия имеет достаточно продолжительную историю гуманитарного осмысления. Одно из первых упоминаний содержится в древнем литературном тексте Шумера, где проявление «доброты-милосердия» соотносится с доставляемыми «радостями сердца» [17, с. 155]. Начало философского дискурса было положено Конфуцием, в понимании которого милосердие («жэнь») представлялось «величайшим даром духовности» и «наивысшим качеством благородного мужа» [12, с. 29-30]. В религиозной традиции милосердие соотносится с любовью к ближнему, пониманием и прощением, априорно предполагая «суждение о ближнем с хорошей стороны» и императивно предписывая «поступать со всяким человеком лучше, чем это требует простая справедливость» [14, с. 3,81]. В этом, предельно гуманном и глубинно педагогическом отношении милосердие полагалось «предпоч-ти-тельнее справедливости» [2, с. 175], ибо «от мягкого обращения и любой похвалы воспламеняется благородная душа и становится расположенной следовать туда, куда зовет рука ваятеля» [7, с. 353].

В современном понимании нравственная категория милосердия, рядоположено с личной и национальной свободой, доверием к людям, справедливостью, честью и достоинством, входит в состав базовых российских национальных ценностей [6], в программном контексте развития воспитательной компоненты служит гуманитарной основой формирования у обучающихся ценностных представлений о морали [18] и, тем самым, представляет собой важнейшую целевую доминанту личностноориентированного образования и педагогики гуманности. Характеризуя эмоционально-нрав-

ственные атрибуции личности настоящего педагога, справедливого учителя и мудрого воспитателя, ценностная категория милосердия выступает значимым условием гуманистической оптимизации области межличностного и, собственно, образовательного (образотворческого) взаимодействия.

Прежде всего, это касается сферы «понимающего», «помогающего», «прощающего», «поддерживающего», «участливого» поведения учителя по отношению к несчастьям, бедам, тревогам, заботам, огорчениям и горестям своих воспитанников. Не случайно, герменевтический спектр категории милосердия как «сострадательного, доброжелательного, заботливого, любовного отношения» [16, с. 142], чувственной основой которого выступает «способность откликаться на чужую боль» [21, с. 427], инициативно центрирован действенной категорией готовности — «помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия», «из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается», духовно восходящей к «самоотверженному, деятельному участию в жизни другого» [15, с. 356; 4, с. 326; 16, с. 142].

Будучи этимологически производным от «милый» (любезный, любый, любимый, любви достойный), милосердие являемо широким спектром гуманных чувств — сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердость [5, с. 327], утверждая, тем самым, смыслообразующие проекции педагогики любви не только отношением учителя, но и взглядовым (имиджевым) принятием его воспитанниками: исходное значение слова милый — «располагающий к себе, привлекательный», и только затем — «дорогой, любимый» [25, с. 491].

Доминирующая сострадательность милосердия обуславливает преимущественно пе-

чальные тона его внутреннего ощущения [20, с. 21], соотносимые с высокой печалью Учителя, умеющего «видеть детское горе, печаль, страдания», «понимать движения детского сердца» [12, с. 222], о (пока еще) несовершенствах души ребенка, «каким он родился или каким его воспитала жизнь», идущего, «плутая», навстречу «превратной», изменчивой, непостоянной, шаткой, ненадежной судьбе: «Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность» [11, с. 186-187]. Даже в гневе не должно забывать о милосердии и справедливости: «И если вспыхнет гнев на дне души, его ты милосердьем потуши. », — уп-реждающе советовал мудрый Джами [8, с. 559].

В мотивационном функционале гуманистического опосредования, пре-одолевая равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие [16, с. 142], милосердие побуждает смелость и отвагу, ибо там, где оно «приказывает», слово «невозможно» должно быть вычеркнуто из словаря мужественного человека» [9, с. 769], взывает к снисхождению, выступая «видом великодушия» [22, с. 476], дарует «подлинное и непреходящее наслаждение»[24, с. 31], ведь «кому приятна человечность, того не превзойти» [10, с. 31].

Историко-педагогические контексты воспитания милосердия возвышающе пребывают, прежде всего, в нравственно-преобразующей плоскости должного примера и достойного подражания, выступая важнейшим разделом «образования сердца», которое, начиная от Гиппократа, понимается в дополняющей независимости самоценной значимости как равновесно сочетаемый а, зачастую, и главенствую-ще противостоящий уму «орган чувства и страстей» человека [цит. по 27, с. 8], «властелин тела и духа» (Сюнь-Цзы) [1, с. 227], «хранилище всей нашей жизненной силы» [19, с. 43], «источник истинного знания и доброй нравственности» [26, с. 70].

Приоритетную значимость «воспитания и образования сердца» отмечали многие педагоги и мыслители прошлого (Августин, П.П. Блонский, Я.А. Коменский, Н.И. Новиков, А.А. Прокопович-Антонский, А.Н. Радищев, П.Г. Редкин, Г.С. Сковорода, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.). В контексте обновляющихся смыслов образования современная педагогическая мысль апеллирует к воспитанию и выращиванию «умного сердца», обосновывая образовательную, образно возвышающую феноменальность «сердца» как особого «чув-

ствилища», «центра «сборки» человеческого начала внутри хомо сапиенс», воспитательно обуславливающего «полноту и целостность» становления всесторонне развитой личности [3, с. 69,74].

На наш взгляд, отмеченное выше постоянство пребывания ценностной категории «сердца» в образовательной плоскости эмоционального воспитания, не говоря уже о непосредственном (включающем) отношении этого термина к воспитанию милосердия, обусловлено следующими педагогическими обстоятельствами. Прежде всего, образно-метафорическая категория «сердца» является синонимическим представителем «не для всех чувств, а только для любви, жалости, сострадания, гнева», а также для «тоски и надежды» [13, с. 77] и, тем самым, выступает переживаемым средоточием только для собственно человеческих и подлинно человечных проявлений нравственно-духовной эмоциональности, в своей индивидуальной значимости равновеликих и, по глубинной сути, даже превышающих ценностный атрибуции самой жизни (в аспекте подтверждающей отрицательности: невозможно жить «без сердца», т.е. быть «бессердечным», равно как и в жизненно-лишающих условиях сердца «ледяного», «жесткого», «сухого», «твердого», «деревянного», «черного сердца, выкованного на холодном огне», по образному определению Пиндара, и т.п.).

Кроме того, учитывая образный (эстетический, лицевой) характер действенных механизмов морально-нравственной регуляции человеческого поведения [28], восходящих к обуславливающей конкретике так называемых «зеркальных» методов воспитания, а также опираясь на несомненную взаимоопосредующую связь внешнего (выразительного, лицевого) и внутреннего (душевно-духовного, сердечного), проницательно отмеченную мудрым Соломоном («Как не походит лицо на лицо, так и сердца людей»), следует говорить о возможности возвращающего введения в понятийный аппарат современного эмоционального воспитания ценностной категории «сердца» в образно-метафорическом статусе топологического центра («привязки») чувственно переживаемой и действенно инициируемой человечности. Тем самым, на наш взгляд, возникает педагогически значимая (вследствие принципиально образного характера эмоционального воспитания и доминирующей роли образно-метафорического начала в осознаваемой дифференциации мира пережива-

ний) возможность преодоления, в том числе, внутреннего, известной обезличенности истоков эмоциональности, традиционно (психологически) соотносимых в своем возникновении с топологически «размытой» во внутреннем ощущении потребностно-мотивационной сферой человека. «Сердечная» центрация эмо-циональ-ного мира взрослеющего человека, при всей ее метафоричности (а, возможно, благодаря ей, с

учетом возрастных особенностей доступного понимания и принимаемых интерпретаций), позволяет, нас наш взгляд, наполнить осознаваемым содержанием наставительную мудрость педагогических увещаний «слышать и слушать своё сердце», поступать и жить в «согласии со своим сердцем», относиться к другому сердечно, «по сердцу», т.е. быть порядочным, красивым, а значит — милосердным.

Читать еще:  Уроки для занятий с детьми в воскресной школе (для детей 3–5 лет)

1. Антология мировой философии. Т.1. Философия древности и средневековья /Ред. колл.: В.В.Соколов [и др.]. — М.: Мысль, 1969. — 936 с.

2. Вовенарг. Введение в познание человеческого разума. Фрагменты. Критические замечания. Размышления и максимы.

— Л.: Наука (Ленинградское отделение), 1988. — 440 с.

3. Губанов А.Ю., Губанова Т.М. Современные идеалы образования // Новые ценности образования. Культурная парадигма.

— 2007. — № 4(34) — С. 67-74.

4. Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция / Д.Н. Ушаков. — М.: ООО «Дом Славянской книги», 2009. — 960 с.

5. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка. — Т.2. — М.: Рус. яз., 1981. — 779 с.

6. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2010. — 24 с.

7. Джованни Конверсини да Равенна. Счет жизни // Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (Х1У-ХУП вв.) / Сост., вступ. статьи и коммент Н.В.Ревякиной, О.Ф.Кудряв-цева. — М.: Изд-во УРАО, 1999. — С. 352-357.

8. Ирано-таджикская поэзия / Пер. с фарси. — М.: Художественная литерату-ра, 1974. — 622 с.

9. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. — М.: Экс-мо, 2008. — 864 с.

10. Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. — М.: Изд-во Эксмо; Харьков; Изд-во «Фолио», 2006. — 958 с.

11. Корчак. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. — 224 с.

12. Лао-Цзы. — М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. — 224 с.

13. Манасеина М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окон-чания университетского образования. — Вып. 5А. — СПб.: Тип. Е.Евдокимова, 1899. — 404 с.

14. Мудрость Талмуда и талмудистов (Избранные афоризмы, пословицы, изречения) / Сост. И.И.Коган. — Оренбург: Печатный Дом «ДИМУР», 2002. — 204 с.

15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — 6-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999. — 944с.

16. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Ред-кол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С.Гле-бова [и др.]. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.

17. Поэзия и проза Древнего Востока / Общ. ред. и вступ. статья И. Брагинского — М.: Художественная литература, 1973. — 736 с.

18. Программа развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях и Письмо Минобрнауки Российской Федерации «О направлении Программы» (от 13.05. 2013 г.) : [электронный ресурс] : http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.

19. Сидорович В.А. Истинная философия для руководства наставникам и учащимся. — Изд. 2-е, значит. дополн. — СПб.: Тип. Деп. Уделов, 1879. — 126 с.

20. Скиадан М. Слово о причинах и действиях страстей душевных, также о способе умерять и укрощать оныя для благополучной и спокойной жизни. — М.: в Университетской Типографии у Ридигера и Клаудия, 1794. — 33 с.

21. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. — Мн.: Современное слово, 2001. — 928 с.

22. Спиноза Б. Этика // Спиноза. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — С. 325-591.

23. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. — Т. 1. — М.: Педагогика, 1979. — 558 с.

24. Честерфилд. Письма к сыну / Пер. с англ. — М.: Культура и традиции, 1993. — 192 с.

25. Ширшов И.А. Толковый словообразовательный словарь русского языка. — М. : ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство «Русские словари»: ЗАО НПП «Ермак», 2004. — 1022 с.

26. Шульгин И.Я. Душа человеческая с ее главными свойствами и способно-стями. — Каменец-Подольский: в тип. Подольского Губернского Правления, 1858. — 82 с.

27. Ющенко А.И. Лекции по психиатрии (записанные Б.И.Шоц). — Ч. I. — М.-Ростов на Дону: Юго-Восточное Краевое Кооперативное Издательство, 1923. — 108 с.

28. Якобсон С.Г. Проблемы этического развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликов. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — С. 193-199.

Воспитание милосердия

оксана кондрашова
Воспитание милосердия

Милосердие – это чувство, причём, быть может, самое древнее человеческое чувство.

Чувство милосердия вечно, слово милосердие старо, как мир, но в наш современный язык оно вошло совсем недавно, вошло как обновлённое слово, как потерянная и вдруг найденная величайшая драгоценность. Но что оно значит, это слово, это понятие? И главное, как воспитывать милосердие в детях? Можно ли и нужно ли воспитывать милосердными детей в наш трудный и всё ещё недобрый век?

Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными. Им кажется, что когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи.

Но опыт показывает, что добрым и милосердным жить легче, потому что их все любят.

А злоба сжигает сердце, злобный человек чаще болеет и раньше умирает. Кроме того, подумайте о том, каково будет его семье, каково будет жене, детям? Эстафета добра и зла бесконечна, и в вашем доме на смену злым детям могут прийти злые внуки. Хорошо ли вам тогда будет?

Милосердие – это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость. Немилосердный – жестокий, ожесточённый, ожесточившийся, способный принести боль, не чувствующий боли другого, не замечающий её, пренебрегающий ею.

Чужая боль, чужое несчастье, чужая потеря, чужое падение – вот на что обращено милосердие.

Итак, вопрос в том, как научить ребёнка чувствовать чужую боль – это, во-первых, и как научить его страдать от чужой боли, во-вторых. То есть сострадать. Милосердие – это сострадание. По смыслу слова оно имеет дело лишь с бедой, несчастьем, с трагедией. Об этих явлениях человеческой жизни педагогика предпочитает умалчивать, и потому-то слово “милосердие” выпадает из педагогического, родительского лексикона.

В этом одна из причин растущей жестокости наших детей.

Посмотрите, о каких страшных фактах насилия сообщают газеты, сколько вандализма мы видим вокруг себя.

Каждый из нас, родив ребёнка, должен привести его в мир добрым и милосердным.

Некоторые родители, начитавшись педагогических книг, полагают, что надо создавать специальные, особые ситуации, в которых и воспитывать необходимые чувства.

Но это не так. Милосердие – естественное чувство, его невозможно вызвать нарочитой ситуацией. Его невозможно вызвать и упрёками: “Ну, почему ты такой злой? Ну, как ты можешь? Ну, неужели у тебя нет сердца? Ну, неужели тебе меня не жалко?”.

Если бы к милосердию можно было приучать, как к мытью рук, – человечество было бы в тысячу раз добрее. Но в том-то и трудность, что ни угрозой, ни наказанием, ни наградой, ни даже примером милосердие не воспитывается. А как же?

Считается, что милосердие воспитывается любовью к животным. Наверное, это так. Соприкосновение с живыми рождает живые чувства. Но заметим, что собаку или кошку жалеть легче, чем человека, потому что собака и кошка, как правило, не приносят зла, не обижают хозяина, не предают его, а с человеком случается всякое.

Не приходится учить детей любить тех, кто любит их и хорошо к ним относится. Но как научить любить всякого? Чувствовать всякого? Как всё-таки научить его ощущать боль живого?

Оно живое, значит, ему может быть больно, – постоянно, исподволь, не прекращая усилий, внушайте ребёнку эту мысль. Живым только и можно назвать того, кто чувствует боль. Всё, что не чувствует боли, – камень, мёртвый камень. Человек, не чувствующий боли, – не человек, а мертвец, камень. “И ты живой, – говорите ребёнку – потому, что ты чувствуешь боль, и не только когда у тебя болит, но и тогда, когда больно другому”.

Учите детей: свою боль терпи, от чужой боли умирай.

Мы часто немилосердны друг к другу, не прощаем ни малейшей оплошности. Надо изменить отношения между взрослыми, и тогда будут меняться отношения между детьми, будет меняться их отношение к жизни.

Подумав, мы должны будем признать, что есть один и только один способ учить милосердию – быть милостивым к ребёнку. Милость и милосердие к ребёнку означает прощение, пощаду. Но не всепрощение.

Всепрощение – это безразличие. В безразличном прощении нет момента страдания, все прощают своим детям лишь небрежные в воспитании родители. Милостивые и милосердные родители страдают, когда их ребёнок совершает что-то дурное, и вот это-то страдание, и только оно, может породить чувство ответственного страдания у ребёнка.

Это вовсе не значит, что он сразу станет примерным в домашнем поведении, он завтра же причинит вам новое горе, но будьте терпеливы, ребёнок должен видеть, что любящее терпение родителей может быть бесконечным, что родители неспособны ожесточиться. Тогда он вырастает в убеждении, что ожесточение, озлобление – это грех, это несовместимо с человечностью.

Не ожесточайся, не озлобляйся ни при каких обстоятельствах – этому мы будем учить ребёнка с тех пор, как только он начнёт понимать нас. Наша жизнь трудна, многие живут в тесноте, многим приходится бороться буквально за кусок хлеба. Эти условия сами порождают злобу и зависть. Ребёнок часто бывает свидетелем злых домашних скандалов. В маленьком сердце рождается желание мести, оно отвердевает, становится недоступным человеческим чувствам. Было бы наивно призывать к миру немирный дом или учить родителей не скандалить в присутствии детей.

Но всё-таки помните о детях. И после самых жестоких сцен старайтесь успокоить ребёнка, размягчить его, утешить, пожалеть. Чтобы он не подумал, что до него никому нет дела и что все люди жестоки.

Вот это опаснее всего: если ребёнку станет казаться, что жестоки все, что это норма жизни. Такой ребёнок думает: “Я плохой – но и все плохие”,или того страшнее: “Я хороший, а все плохие”.

Если все плохие, то некого и жалеть, и милосердие становится излишним.

Внушайте детям, что милосердие – это не слабость, а сила, что милосердие – это чувство сильных людей, способных прийти на помощь.

Милосердие – это и чувство, и поступок. Нельзя обесценивать чувство лишь на том основании, что оно не выразилось в конкретный поступок.

Нас много лет учили “не унижать человека жалостью”, но ведь это сказал Горький устами своего героя, выбитого из жизни и теряющего человеческое лицо. Жалость не унижает,а возвышает человека: и кто жалеет, и кого жалеют.

Если меня жалеют – значит, я чего-то стою. Значит, у меня ещё есть надежда. Особенно важно пожалеть ребёнка, когда он перед всеми провинился, совершил что-то ужасное, такое, что от него все отвернулись. Пусть его покарают закон и суд, пусть от него отвернутся товарищи, но мать и отец всё равно должны быть милосердными к нему.

Но вот ещё один, может быть, главный источник милосердия в сердце ребёнка – книги. И доброе кино. У нас совсем не стало книг, над которыми можно поплакать, и на пальцах одной руки пересчитаешь фильмы, вызывающие добрые слезы у детей.

Но всё-таки ищите такие фильмы и читайте книги. Читайте с детьми вслух Диккенса, на его книгах учились милосердию целые поколения. Читайте книгу Войнич “Овод”, книги Короленко, Андерсена, Экзюпери, книгу А. Приставкина “Ночевала тучка золотая”.

Детские слезы. Это бывают слезы обиды, горечи, есть дети, которые плачут по каждому поводу, неприятно слезливы, у них глаза на мокром месте. Но ведь есть и святые детские слезы – слезы сочувствия к другому человеку. Дорожите такими слезами.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

«Акция добра и милосердия» ко Дню пожилого человека (фотоотчет) Уже не первый год дети нашего детского сада посещают Дом милосердия с концертной программой подготовленной воспитателями и творческим музыкальным.

Фотоотчёт «День милосердия и добра» Международный день инвалидов в этом году отмечался 3 декабря. В этот день все общественные объединения проводят благотворительные акции,.

Консультация «Экологическое воспитание» Экологический субботник в детском саду Экологическое воспитание очень важно, ведь малышей нужно как можно раньше приучать к бережному отношению.

Кукла для сострадания и милосердия. Мастер-класс Впервые куклу «Убоженька» увидела в конце июня этого года в блоге у Натальи Плахтеевой. До этого момента даже и не знала об ее существовании.

Нравственное воспитание Нравственное воспитание- целенаправленное систематическое воздействие на сознание,чувства и поведение людей,формирующее у них моральные.

Читать еще:  Утерянные инструменты обучения: чем была прогрессивнее школа в Средневековье

Патриотическое воспитание дошкольников 9 мая — Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник — день.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, — это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Творческий конкурс «В лучах милосердия» Сегодня нам предложили принять участие во всероссийском творческом конкурсе «В лучах милосердия». Конечно мы захотели принять участие в.

Фотоотчет «Классный час «Урок милосердия» в 3 классе» «Ты поверь, совсем не трудно человеком добрым стать»» 7 сентября в нашей школе состоялся Единый день милосердия. Во всех классах прошли.

ВОСПИТАНИЕ В ДЕТЯХ ДОБРОТЫ И МИЛОСЕРДИЯ
статья на тему

Статья о важных, необходимых нюансах воспитания детей дошкольного возраста современного общества. Статья опубликована в сборнике «Лучшие практики Республики Мордовия. Сборник материалов

Скачать:

ВложениеРазмер
statya-vospitanie_v_detyah_dobroty_i_miloserdiya.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание в детях доброты и милосердия

Разговор с родителями

«Доброта — это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе –

от солнца, а все лучшее в жизни – от человека». М. Пришвин.

Не секрет, что многие современные родители считают, что у ребёнка важно развивать, прежде всего, «пробивные» качества: настойчивость, уверенность, умение постоять за себя и убедить в своей правоте. Безусловно, в развитии этих качеств тоже есть смысл. К сожалению в последнее время во внимание редко берётся такое качество, как, доброта. Доброта — основа воспитания, на которой строится отношение к миру и людям. Она не бывает избирательной. Отзывчивость, щедрость, вежливость, готовность прийти на помощь — это важнейшие характеристики личности.

Добрый ребёнок или не очень — зависит от воспитания. Маленькие дети очень чувствительны к доброте и, наоборот, к несправедливости. Первоочередная задача взрослых здесь — не уничтожить детскую чуткость и доверие, не научить их обману и цинизму.

Кто-то будет утверждать, что доброте нет места в современном жестоком мире. Доброта — это отнюдь не слабость. Показывая ребёнку свой положительный пример отношения к людям, животным, природе, мы ориентируем на такое же поведение и ребёнка. Если у родителей нет желания воспитать из ребёнка доброжелательного, дружелюбного, отзывчивого, щедрого и внимательного человека, то скоро они увидят в семье маленького эгоиста, равнодушного к чужим бедам, не способного ни дружить, ни любить.

К большому сожалению, показательной чертой нашего времени современности является детская жестокость. Очень часто мы узнаём, как школьники жестоки друг к другу, грубы со сверстниками и учителями, хамят родителям, цинично шутят. Вот поэтому для родителей сегодня важно заложить в раннем детстве основы истинной нравственности, а именно — воспитать доброго ребёнка. Нужно учить детей различать добро и зло и стараться прививать малышам добрые качества, которые ценились во все времена. А для достижения этой цели важно самому стать хорошим примером для подражания.

Понятие «доброта» многогранно. Это и проявление заботы, и умение сочувствовать и сострадать, и неравнодушие к несчастьям людей и готовность помочь им, и бескорыстие, и принятие людей такими, какими они есть – со всеми недостатками.

С 2 до 5 лет у малыша активно развивается эмоциональная сфера: впервые проявляются такие эмоции как любовь, жалость, сочувствие. В то время, когда мы своим поведением подаём пример любви и добродушия, кроха перенимает такое же отношение к людям и окружающему миру. Какие мы – такими станут и наши дети. Вспомните, как часто ваш ребёнок видит вас раздражёнными, недовольными или равнодушными? Как часто малыш слышит крик или нехорошие отзывы о людях? Не лукавьте. Ответив искренне на эти вопросы, вы задумаетесь о качестве и содержании воспитания ребёнка.

Начать воспитывать доброго ребёнка можно с обучения его заботиться о других. В первую очередь нужно приучать ребёнка быть внимательным к родным. Учите помогать вам по дому.

Приучайте заботиться о младшем ребёнке. Появление в доме младшего ребёнка – тоже отличный повод научиться проявлять заботу. Пусть ребёнок поможет маме управиться с братиком или сестричкой: поиграет с ним, поделится игрушками. Заботясь о малыше, старший ребёнок учится оказывать помощь, откликаться, переживать.

Учите совершать хорошие поступки. С четырёхлетним малышом можно сыграть в игру «Хороший поступок». Предложите малышу хотя бы раз в день совершать нечто хорошее. Например, приятные сюрпризы знакомым: подарить кому-то букетик цветов, угостить ребят во дворе печеньем, сделать открытку с пожеланиями кому-либо, разучить песенку для бабушки. Лучше всего – когда у ребёнка появится привычка делать приятные сюрпризы людям просто так.

Самое главное в воспитании – приучить малыша получать удовольствие от того, что он оказывает помощь или заботится о ком-то. Захваливать не следует. Здесь достаточно обычного одобрения: такое поведение должно стать для ребёнка повседневной нормой.

Милосердию и состраданию люди учатся на протяжении всей жизни. Малыш, ещё не постигший азбуку добра, не может отдать себе отчёт в том, что он может кого-то обидеть или причинить боль. Плохо, когда взрослые не объясняют ребёнку, как делать не следует. Ещё хуже — когда поощряют детскую жестокость.

Понаблюдайте за своим ребёнком и выясните для себя следующее:

Сочувствует ли он людям?

Жалеет ли он Вас, когда Вам плохо, Вы заболели?

Ласков ли он с родными?

Смеётся ли он над детьми, когда у них что-то не получается, они огорчены, плачут?

Сочувствие и сострадание возможны только тогда, когда ребёнок научится определять свои чувства, эмоции и переживания. Тогда он научиться их видеть и в других. Научить этому и воспитать доброго ребёнка можно, используя такие методы:

Учите ребёнка называть чувства правильными словами. Например: «У меня сегодня отличное настроение», «Я плохо себя чувствую», «Мне хорошо… больно… весело… обидно… нравится», «Я испугался… я очень рад… счастлив… сердит… огорчён». Когда ребёнок услышит, как мама говорит о своих состояниях, он будет учиться этому.

Развивайте ребёнка эмоционально. Для этого можно применять специальные упражнения. Например, помогите малышу нарисовать солнце, которое веселится, плачет, нахмурилось, рассердилось, обиделось, удивилось, испугалось. Спросите, что малыш видит? Какое это солнышко? Если ему сложно назвать, помогите: «Это солнышко — весёлое, а это — грустное». Соответствующие эмоции изобразите мимически. Ребёнку постарше предложите прочитать известное ему стихотворение с равными интонациями: «ласково», «обиженно», «весело», «сердито», «равнодушно» и т. д. То же самое можно проделать и с танцем. Эмоции также можно изобразить красками. А при прослушивании музыки — научите ребёнка угадывать настроение музыки и давать описание услышанному. Эти упражнения не займут много времени, зато принесут огромное удовольствие и немало пользы.

Не забывайте обсуждать книги, мультфильмы, реальные события из жизни — это воспитает в ребёнке внимательность к событиям вокруг него, к окружающим его людям. Малыш научится различать настроение людей, понимать их эмоциональные состояния и причины, которыми они вызваны. А это первый шаг к пониманию важности сочувствия и сострадания.

Как воспитать милосердие в ребёнке? Лучше всего — всей семьёй начать делать простые и полезные вещи: показывайте регулярно ребёнку своим примером, как мы можем помогать кому-то, кто нуждается в этом

подкармливайте птиц и животных (особенно зимой)

помогайте милостыней стареньким бабушкам (не бомжам и пьяницам)

отдавайте одежду, ставшую маленькой ребёнку, в приют или детский дом

регулярно помогайте соседям

учите ребёнка заботиться о членах семьи.

Дети, видящие добро с детства, будут стремиться делать его на протяжении всей жизни.

Понятие доброты – вовсе не такое простое, как кажется. Однако каждый из нас может различить добрые и злые поступки. Обучая добру с раннего детства, вы воспитаете ребёнка добрым: это станет частью его личности, основой характера. Хорошо, когда, воспитание доброты осуществляется в комплексе: родители много рассказывают, читают вместе и обсуждают книги, учатся на добрых мультфильмах. Лучший урок доброты – собственный пример.

Ребёнок должен ежедневно видеть доброе отношение родителей к людям.

Не кричите на детей и членов семьи. Поддерживайте спокойные отношения с родными дома, соседями, спокойно обсуждайте сложившиеся ситуации, прощайте и жалейте домашних. Это и есть – повседневные бытовые уроки доброты.

Оправдывайте людей и их поступки. Учитесь замечать не зло, а обстоятельства. С помощью этих методов вы воспитаете хорошего ребёнка, который не относится враждебно к миру, считая окружающих хитрецами и наглецами, а личность снисходительную и терпимую к поступкам других.

Отличный способ воспитать доброго ребёнка – это совместный просмотр добрых мультфильмов и чтение сказок о добре с последующим их обсуждением.

Мультфильмы. Современным детям нравятся вовсе не те мультфильмы, которые мы, родители, любили в детстве. Попросите кроху присоединиться к вам и просмотреть старые добрые мультики. Расскажите малышу о ваших детских переживаниях: как вы боялись Бабу Ягу или переживали за Алёнушку. Ваша искренность будет способствовать тому, чтобы малыш научился различать эмоциональные состояния, сочувствовать и переживать, жалеть. При таких просмотрах между ребёнком и родителем возникнет атмосфера доверия, незримая связь, которая сориентирует его на правильный путь в жизни — путь добра, милосердия, сострадания. Поэтому, чаще смотрите старые мультфильмы, покупайте диски с ними вместе с ребёнком, разучивайте и пойте песенки добрых героев. Атмосфера совместного просмотра и добрые истины старых мультфильмов помогут воспитать по-настоящему доброго ребёнка.

Сказки. Часто ли вы читаете своему ребёнку сказки? Именно настоящие сказки – например, народные, в которых герой, преодолевая трудности и преграды, побеждает зло? Конечно, проще включить ребёнку телевизор. Но ничто не заменит мамино чтение, особенно, если сказка учит добру. Не говорите, что у вас нет времени. Время для проявления недовольства и чтения нотаций находится почему-то всегда. Куда лучше завести привычку воспитывать ребёнка с помощью сказок. Сказки – это понятный для ребёнка язык, с помощью которого он лучше будет понимать уроки нравственности. Обсуждая поведение героев, мы учим ребёнка отличать хорошее поведение от плохого. Эмоциональный язык сказок научит ребёнка различать эмоции, переживать, сочувствовать. При выборе сказок в книжном магазине помните: сказка должна учить чему-то хорошему. Именно это и есть главное назначение сказки. Малышам подходят короткие поучительные сказки. Ребятам постарше – с яркими героями, совершающими разнообразные поступки. После прочтения сказки, поговорите с ребёнком (можно не сразу, а через какое-то время). Предложите малышу оценить поступки героев, проявить своё отношение к событиям. Наблюдая за ребёнком и слушая его рассуждения, вы сможете понять его отношение ко многим вещам. Вы можете удивиться тому, что ребёнок радуется, если злую колдунью привязали к лошади и она в муках умрёт или же узнаёт о том, что царь сварился в молоке. Как вы отнесётесь к тому? Как считаете: зло нужно наказывать, но, может быть, не таким жестоким образом? Обсуждайте с ребёнком прочитанное. Не понравившийся конец сказки замените своим вариантом, придуманным вместе с ребёнком. Предложите малышу поразмыслить, как перевоспитать недоброго персонажа? Как сделать его добрым? Выступая в роли защитника, ребёнок учится быть добрее. Ищите в сказках незаметное добро. Поощряйте стремление малыша пожалеть злодея: пусть малыш поверит в то, что всегда можно всё исправить.

Не учите ребёнка давать сдачу. Это учит лишь агрессии и тому, что конфликт невозможно решить словами. Чаще читайте ребёнку поучительные народные сказки.

Учите ухаживать за животными. По возможности, заведите питомца дома и учите ребёнка заботиться о нём. Заботясь о животных, дети становятся добрее. Читайте книжки о животных, смотрите фильмы с их участием.

Учите малыша делиться. Расскажите, что жадничать — плохо.

Поговорите с ребёнком о разнообразии людей вокруг нас. Расскажите, как непросто живётся детям-инвалидам и детям-сиротам.

Научите ребёнка помогать в домашних делах. Так привычка заботиться о родных закрепится у него навсегда.

Хвалите малыша за добрые дела. От добрых дел нужно получать удовольствие.

Научно доказано, что ребёнку для полноценного развития необходимо до 12 объятий каждый день. Целуйте и обнимайте ребёнка: любовь способствует воспитанию доброты.

Учите ребёнка помогать нуждающимся и слабым, заботиться о близких, не обижать младших и животных. Воспитывайте умение делать добро каждый день. Становясь добрее и милосерднее, ребёнок правильно развивается эмоционально, благодаря чему формируются такие чувства как ответственность и отзывчивость. Посейте в малыше любовь, так вы сможете вырастить хорошего человека.

Воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида» Большакова Марьям Мухамет-Галиевна

» Воспитание чувства милосердия «

Воспитание милосердия у детей.

Не будем заботиться о том, чтобы собирать богатство и оставлять его детям; будем научать их добродетели и испрашивать им благословение от Бога; вот это, именно это — величайшее сокровище неизреченное, неоскудевающее богатство, с каждым днем приносящее все больше даров.

Святитель Иоанн Златоуст

Перед обществом возникла потребность в личности, способной сделать самостоятельный нравственный выбор, которая умеет отстаивать свои убеждения и идеалы. Воспитание настоящего гражданина нашего государства неразрывно связано с развитием сознательного стремления ребенка к добру, пробуждение в нем любви, сострадания, сочувствия. Ребенок не может стать личностью и гражданином без освоения современных цивилизованных форм взаимодействия, без умения сопереживать, проявлять действенное участие, милосердие и заботу об окружающих.

Милосердие , возможно, самое древнее человеческое чувство. Человек стал человеком не тогда, когда взял в руки палку и пристроил к ней камень, а когда почувствовала хорошие чувства не только по отношению к своему, но и к чужому — из чужого племени, из чужой семьи, когда он пожалел такого же человека не за то, что он свой, а за то, что он человек.

Долгое время слово «милосердие» в нашем обществе считалось каким-то старорежимным, таким, что унижает человеческое достоинство. Будто нуждаются в милосердии и сострадании слабые и униженные, тогда как мы — сильные и всемогущие. Что означает это слово, это понятие — милосердие? И, главное, как воспитывать милосердие в детях? Можно ли и нужно воспитывать милосердными детей в наше трудное и все еще недоброе время?

Если взглянуть на историчность воспитания милосердия в семье, то в крестьянской семье детей пытались обучать милосердию, состраданию и сочувствию к людям, которые потерпели бедствие: несчастных, убогих и нищих. Обычай обязывал крестьян принимать в своем доме усталого путника: обогреть его, накормить и утешить, если он в печали. Нищих и убогих брали в дом с той же доброжелательностью, что и путников.Считалось, что подать милостыню, пожалеть, помочь больному и бедному — дело необходимое и богоугодное. Помощь, объяснялось детям, необходимо оказывать всем, кто нуждается: людям, пострадавшим от пожара или стихийного бедствия, потерявшим кормильца, многодетным семьям, которые были в нищете. Воспитательное слово поддерживалось и делом: люди помогали погорельцам, делились с ними последним куском хлеба, пытались их утешить, приютить. Семья, в которой заболел кормилец, могла рассчитывать на помощь односельчан, которые приходили топить печь, готовить еду, ухаживать скот. Вдовам и сиротам люди помогали вспахать огород, засеять и собрать урожай.

В наше время многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными . Им кажется, что когда дети вырастут, им будет трудно, они не смогут постоять за себя. Но нужно помнить, что добрым и милосердным легче жить, потому, что их все любят. Злость сжигает сердце, злобный человек чаще болеет и раньше умирает. Кроме того, какова будет будущая семья, будущий отец, будущая мать, их дети? Эстафета добра и зла бесконечна, и в нашем доме на смену злым детям могут прийти злые внуки. Милосердие — это милость сердца. Милость, любовь, нежность, мягкость. Немилосердный — жестокий, яростный, не чувствует боли другого, не замечает его, презирает его. Чужая боль, несчастье, потеря, падение — вот на что обращено милосердие. Поэтому, учите ребенка чувствовать чужую боль, переживать чужую болью и быть снисходительным.

Воспитание сердца

Евангелие учит, что главное в жизни человека — правильное состояние его сердца. Под «сердцем» понимается тот центр внутренней жизни человека, в котором сосредотачиваются его желания и чувства, и который определяет его нравственную жизнь. Если сам Спаситель сказал, что «от сердца исходят помышления злая» (Мф. 15, 19), то очевидно, что без воспитания сердца человек обойтись не может. Поэтому дать доброе направление сердцу ребенка является главной задачей воспитания.

Дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых, сверстников и чутко реагируют на малейшие проявления недоброжелательности, пренебрежения. Очень важно, чтобы гуманные чувтва они распространяли не только на себя, а умели сострадать людям, быть милосердными. Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка счастливым.

Счастье человеку не падает с неба, оно готовится родителями с детства. Счастье — и в ощущении места в учебном и трудовом коллективе, и в признании своей социальной значимости, и в трудовой удовлетворённости, и в умении радоваться не только тому, что он берёг для себя, но и тому, что он даёт другим. Чему способен радоваться ребёнок, зависит от взрослых, от тех условий, в которых он растёт. Нам, взрослым, нельзя забывать простую, но мудрую мысль : чем легче достаются радости и блага в детстве, тем меньше оставляем для них подлинного счастья на всю последующую жизнь, ибо ощущение счастья и радости теряет свою остроту.

Во многих семьях, желание ребёнка — есть закон. В дальнейшем, выходя на путь самостоятельной жизни приходится осознавать, что путь усыпан не только цветами.

Формировать гуманные представления невозможно только с помощью замечаний, наставлений, порицаний. Важно воспитать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого. Эта способность выражается в умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что ему может быть больно и неприятно, когда его обижают, в готовность прощать нечаянно причинённую боль, извиняться, если виноват, в умении считаться с желаниями и интересами товарищей, в чуткости к настроению другого. Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, счастливыми. И как бы хотелось, чтобы воспитанное в детстве чутьё к добру и злу навсегда осталось в человеке

Воспитание культуры и милосердия: путь длиною в жизнь

Одной из задач нравственного воспитания школьников является воспитание культуры и милосердия, сострадания, сочувствия к людям. Данная проблема рассматривается с позиции различных наук: философии, этики, религиоведения, психологии, педагогики и др. В общем смысле милосердие есть система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, непричинения страданий.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание культуры и милосердия: путь длиною в жизнь»

Воспитание культуры и милосердия: путь длиною в жизнь!

учителя ОРКСЭ Конновой Н.Б.

МАОУ СОШ с. Новополеводино

Воспитывать культуру и милосердие в детях нужно с раннего возраста, еще с детского садика. Конечно, не словами, а наглядным примером, словами и поступками. Нужно, чтобы дети обязательно все видели своими глазами, принимали участие в этом.

Ученики младшего школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Одной из задач нравственного воспитания школьников является воспитание культуры и милосердия, сострадания, сочувствия к людям.

Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором формируются основные принципы гуманной жизни. Цель нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагоги не только по курсу ОРКСЭ, а все вместе превратили во внутренние стимулы развития личности каждого ребенка, воспитывали такие социально-значимые качества личности, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Сердцевина воспитания – развитие нравственных чувств личности, воспитание культуры и милосердия. Когда воспитаны, привиты эти чувства, то человек правильно ориентируется в окружающей жизни.

Одним из перечисленных качеств личности является милосердие.

Доброта и милосердие, радость и переживание за других создают основу

человеческого счастья. Великий древнегреческий философ Платон сказал:

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”.

Актуальность этого высказывания не вызывает ни у кого сомнения.

В нашем мире слишком много жестокости. О страшных фактах насилия сообщают

СМИ, много вандализма мы и наши дети видим вокруг себя. Уже, кажется, все, что

можно сломать и разбить – все сломано и разбито, всюду, где можно

написать нецензурное слово – оно написано. Иногда, думается, будто

растет какое-то особое жестокое поколение. Это, конечно не совсем так.

Никто не рождается жестоким и бессердечным. Все это человеком приобретается в процессе его жизни. К подобному состоянию человек приходит постепенно, по мере получения отрицательного жизненного опыта и под влиянием обстоятельств. Каждый человек в любой сложившейся ситуации не должен ожесточиться, не потерять любви к этому миру со всеми его недостатками. А главное – не видеть во всех людях врагов. Нужно научиться любить мир таким, каков он есть. В мире реальности задача учителя, классного руководителя в содружестве с родителями учить детей быть добрыми, милосердными. Поэтому, я считаю, что эту задачу можно и нужно решать с помощью уроков ОРКСЭ.

Нельзя воспитывать нравственность, милосердие одними только словами, без включения в деятельность. Только через личный опыт человек может приобретать знания, умения, навыки, постигать суть человеческих ценностей, взаимоотношений, норм и правил. А ребенок — через воспитание в школе и семье.

Мы с учащимися активно включаемся в проведение различных акций «Будьте милосердны!» ко Дню пожилого человека, «Зажги искорку добра!», «Поделись своей добротой!, классный час «Милосердие спасет мир», мероприятия ««Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни», праздник «Спешите делать добро», уроки добра и милосердия, «проект “Воспитание заботы и милосердия» направлен на формирование нравственных ценностных ориентаций детей в условиях классного и домашнего коллективов, на развитие социального интереса и активное участие в жизни класса, школы, города. Цель:

1.Формирование сострадания, заботы и милосердия.
2.Воспитание конкретных качеств личности: доброты, чуткости, сопереживания и доброжелательности

3.Повышение престижа общечеловеческих ценностей в ученическом сознании.

4..Формирование представлений ребенка об общечеловеческих качествах – доброте, милосердии, сострадании и их значимости в системе человеческих отношений.

Воспитательные задачи:

1.Формировать способности детей давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни.

2.Создание условий для эмоционального восприятия значимости доброты, милосердия в числе качеств характера человека..

3.Формирование чувства доброты, сострадания, милосердия, готовности прийти на помощь.

4.Организация эффективной и целесообразной деятельности учащихся.

5.Разработка программы социально-значимых мероприятий по формированию нравственных ценностных ориентаций учащихся.

6.Проведение семинаров и практических занятий с родителями по нравственному просвещению и формированию у них навыков эффективного воспитания своих детей.

7.Работа по организации учащихся, родителей для проведения совместных социально-значимых мероприятий.

8. Организация и проведение социально-значимых мероприятий.

9. Воспитание ответственности за порученное дело

В процессе реализации данного проекта использовали следующие формы работы: анкетирование, беседы, наблюдение, КТД, акции, ролевые игры, диалог, часы добра, милосердия, праздники, посещение ветеранов на дому, семейные праздники, презентации, защита проектов, создание фотоальбома, сбор пословиц и поговорок о доброте, милосердии

создание книжки-малышки о доброте и о притчах.

Воспитывать можно самыми разными путями, методами и средствами. Я хочу сказать о том, что на воздействие ребенка оказывает влияние абсолютно все: атмосфера, посадка, помещение, предметы, книги, игрушки и т.д. Например, на уроке милосердия в 4 классе мы передавали из рук в руки сердечко, при этом, рассказывая о добрых делах, потом с ребятами написали пожелания и посадили Дерево добра. Особо располагает к искреннему разговору посадка детей. Здесь нет второстепенного в разговоре и воспитание важны каждая деталь, поверьте. Когда дети сидят в кругу едином, глядя друг другу в глаза и беседуют, они стараются говорить искренне. Было проведено анкетирование, в нем приняли участие 15 учащихся начальных классов и их родители. Цель: выявить пути воспитания милосердия в младшем школьном возрасте средствами народных традиций. На основе результатов учащиеся были условно распределены на группы по уровням сформированности милосердия: высокий – 28 %, средний – 60 %, низкий – 12 %.

У детей повысился уровень знаний и представлений о сущности милосердия, сострадания, сочувствия. На эмоциональном уровне у некоторых учащихся наблюдается равнодушное отношение к немилосердным поступкам, некритичное отношение к собственному равнодушному поведению и однозначно отрицательное – к такому поведению других детей. Однако, количество таких детей значительно снизилось.

Все формы и методы работы, проведенные с детьми способствуют воспитанию культуры и милосердия в детях, формированию у них нравственных чувств, привычек доброго отношения к людям, нравственного поведения, оказания реальной помощи нуждающимся пожилым людям, снижения агрессивности в поведении школьников, проявления добра и милосердия.

Безусловно, что воспитать культуру и милосердие на нескольких уроках ОРКСЭ и внеклассных мероприятиях, практически, невозможно. Это нужно делать каждый день, каждый час, каждую минуты. Своим личным примером, своим поведением, своим характером, своей деятельностью. А задача и цель у нас одна: сеять разумное, доброе, вечное.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector