0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Больничный священник — епископ Пантелеимон (Шатов)

Содержание

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
    • Интернет
    • Книги
    • Периодика
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Вышла в свет книга председателя Синодального отдела по благотворительности епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона «Больничный священник»

Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению выпустил новую книгу «Больничный священник». Автор книги — председатель Синодального отдела и руководитель Московской Комиссии по больничному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

В новой книге архипастырь обобщил свой многолетний опыт больничного служения. Также в книге собраны личные наблюдения и мысли епископа Пантелеимона о том, что может сделать больничный священник для страдающего человека, и подробные рекомендации для священников, их помощников и волонтеров о том, с чего начать служение в больнице.

«Эта книга — хорошо ли, плохо ли она получилась — является для меня неким итогом многих лет моей жизни, посвященных больнице, — отмечает епископ Пантелеимон. — Когда-то работа санитаром в больнице помогла моему приходу к Богу. В молодости, когда я во всем разочаровался и разуверился, потерял самый смысл дальнейшей жизни, мне пришла мысль, что помогать в больнице болеющим детям — это нужно и хорошо. Работать в детскую больницу меня не взяли, направили во взрослую, и там я проработал санитаром приемного отделения почти три года. Теперь я понимаю, что мысль пойти работать в больницу была от Бога. Он призвал меня к Себе через соучастие в боли других людей».

В книге отражен христианский взгляд на страдание и его смысл, объясняется, почему страдание и сострадание для христиан неразрывно связаны. Епископ Пантелеимон рассказывает, зачем нужен священник в современной больнице и в чем именно состоит его служение. В отдельных главах содержатся рекомендации о том, как устроить домовый храм в больнице, как подготовить человека к участию в Таинствах, как правильно взаимодействовать с персоналом больницы. Одна из глав посвящена особенностям больничного служения в детской больнице. В приложении к книге публикуются статьи и интервью опытных больничных священников Москвы.

«Хотя на обложке стоит только одно мое имя, эта книга — соборный труд многих людей, имена которых я с благодарностью привожу во вступлении, — говорит епископ Пантелеимон. — Мне бы очень хотелось, чтобы эта книга помогла ее читателям правильно относиться к страданию и привлекла к помощи больным больше людей».

Книгу можно бесплатно скачать на сайте Синодального отдела. Первый тираж книги ограничен и предназначен для бесплатного распространения среди священников и их помощников в больницах. Купить бумажный экземпляр книги можно будет после выхода ее второго тиража в издательстве «Никея» в 2019 году.

Епископ Пантелеимон с 1990 года является настоятелем храма благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице Москвы. Комиссия по больничному служению при Епархиальном совете Москвы была образована в 2018 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Она создана для организации работы Московской епархии в медицинских учреждениях. Комиссия организовала первые курсы помощников больничных священников. Их успешно завершили 102 человека, которые будут распределяться в медицинские учреждения Москвы в качестве волонтеров.

Епископ Пантелеимон: 10 правил больничного служения

В книге «Больничный священник» епископ Пантелеимон — а когда-то больничный священник Аркадий Шатов — делится мыслями и наблюдениями о служении в больнице. Приводим 10 простых правил, которые помогут сделать такое служение радостным и осознанным.

1. Не нужно торопиться. Конечно, если умирающий больной ждет Причастия, нельзя не спешить: надо все оставить и максимально быстро к нему прийти. Но когда совершается обход палат, когда идет беседа с людьми или исповедь, спешить нельзя. Нужно, чтобы человек почувствовал, что вы пришли именно к нему и никуда не торопитесь, чтобы люди успели осознать, что происходит (у больных бывает замедленная реакция, тем более если они впервые разговаривают со священником). Нельзя быстро обежать все отделение, на ходу что-то спрашивая и предлагая. Нужно с молитвой, тактично, не спеша вести беседу с человеком, который в этот момент является для вас самым главным во всем мире.

2. Важно совершать таинства Покаяния, Святого Причащения так, чтобы люди понимали, что в таинствах они соединяются со Христом, становятся членами Церкви. Многие в больнице приступают к исповеди и причастию впервые или после долгого перерыва. Священник, требная сестра, катехизатор должны уметь объяснить на современном языке смысл и величие таинств.

Читать еще:  Сколько нужно спать человеку?

3. Нужно постараться сделать так, чтобы все сотрудники лечебного учреждения, пациенты и их родственники знали о том, что в больнице есть храм, что можно пригласить священника к постели больного. Для этого будет недостаточно повесить несколько объявлений, один раз выступить на собрании больничного коллектива или попросить главного врача оповестить сотрудников. Нужна специальная постоянная работа по информированию персонала и больных. Тексты объявлений должны быть продуманы, правильно размещены. Помощники священника, если они есть, должны периодически обходить отделения больницы, рассказывать о больничном храме и возможности встретиться со священником.

4. В больничном храме Божественная литургия должна совершаться регулярно, по возможности — не реже одного раза в неделю.

5. У тяжелых больных, умирающих, их родственников, медицинского персонала должна быть возможность срочно вызвать священника в любое время дня и ночи, круглосуточно. Нужно подумать, как это сделать, и следить, чтобы система срочного вызова священника работала в каждой больнице.

6. Важно не просто приходить к пациенту по его просьбе, но и регулярно обходить палаты, деликатно, ненавязчиво предлагая свою помощь, совершать молебны в отделениях больницы.

7. Больничному священнику очень нужна помощь добровольцев: сестер милосердия — для ухода за тяжелыми больными; требных сестер, певчих, катехизаторов — для помощи при совершении таинств; социальных работников — для оформления документов и устройства в социальные учреждения бездомных, одиноких людей (если они в этом нуждаются).

8. В больничном храме обязательно должны быть книги, брошюры и листки с информацией о церковной жизни, православной вере, таинствах. Можно устраивать маленькие библиотечки в каждом больничном отделении — хотя бы в виде небольшой полочки с интересными книгами.

9. У больничного священника всегда должен быть наготове требный чемоданчик, где лежит все необходимое для совершения церковных треб.

10. Ни в коем случае, ни под каким предлогом в палатах и отделениях не следует брать деньги у больных и их родственников. Нужно объяснить, что все таинства совершаются даром — как дар Божий, а если человек хочет сделать пожертвование, его можно опустить в специальный ящик для пожертвований в храме.

Презентована книга епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона «Больничный священник»

Приблизительное время чтения: 3 мин.

В Москве 27 июня в Соборной палате ПСТГУ состоялась презентация книги председателя Синодального отдела по благотворительности епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона «Больничный священник».

В презентации приняли участие представители Департамента здравоохранения Москвы, главврачи и доктора столичных больниц, больничные священники, волонтеры и все те, кому интересна тема больничного служения, сообщает сайт Синодального отдела.

В своей книге владыка Пантелеимон обобщил свой многолетний опыт больничного служения.

— Мы живем в открытое время: постепенно открываются стены реанимации и психоневрологических интернатов, развивается добровольчество, священники приходят в больницы. Важно, чтобы эта тенденция развивалась, и наше взаимодействие с медицинскими учреждениями становилось успешным, чтобы мы вместе помогали тем, кто нуждается в нашей помощи, — сказал на встрече епископ Пантелеимон.

Автор книги о больничных священниках рассказал, что в сохранившихся лекциях врача-страстотерпца Евгения Боткина, где он говорит о больных в больнице, отмечается, что бодрость духа в больничной палате остается таким же важным средством помощи человеку, как и лекарства.

— Мы хотели бы, чтобы кроме врачей и медицинских сестер к больному приходили специально подготовленные люди, в обязанности которых входило было искреннее, сердечное участие к больному. Знакомство с душевным миром больного не менее важно, чем представление об анатомических изменениях и нарушениях человека, говорит страстотерпец Евгений Боткин. Этот душевный мир человека поможет устроить священник и его помощники, — добавил в связи с этим владыка Пантелеимон.

В свою очередь, помощник председателя Комиссии по больничному служению при Епархиальном Совете Москвы Сергей Архипов сообщил, что на сегодня в столице около 100 больничных священников, однако в силу большого количества послушаний у них не всегда есть возможность уделить много времени пациентам больниц.

Именно поэтому, добавил он, Комиссия по больничному служению организовала специальный курс помощников больничных священников.

— Этот помощник идет не столько вместе со священником или за ним, сколько впереди него. Помощник должен корректно вести себя в больнице и уметь говорить с разными людьми, готов оказать помощь и ответить на претензии к Церкви. Зачастую приход такого помощника заканчивается почти моментальным приходом священника. Такой помощник зачастую может очень действенно восполнить дефицит внимания и сочувствия, как к болеющему человеку, так и к заботящимся о нем родственникам, — пояснил представитель Комиссии.

Со своей стороны, начальник Управления по связям с общественностью Департамента здравоохранения Москвы Светлана Браун сообщила, что ведомство всячески поддерживает развитие добровольчества в медучреждениях города.

— Особо отмечу сестричество в Инфекционной больницы № 2, которое заботится о тяжелобольных людях, и в Первой градской больнице, — сказала она.

Отмечается, что в книге «Больничный священник» отражен христианский взгляд на страдание и его смысл, объясняется, почему страдание и сострадание для христиан неразрывно связаны.

Епископ Пантелеимон рассказывает, зачем нужен священник в современной больнице и в чем именно состоит его служение. В отдельных главах есть рекомендации о том, как устроить домовый храм в больнице, как подготовить человека к участию в Таинствах, как правильно взаимодействовать с персоналом больницы. В приложении публикуются статьи и интервью опытных больничных священников Москвы.

Первый тираж книги, изданный Синодальным отделом по благотворительности, предназначался для бесплатного распространения среди священников и их помощников в больницах. Второй тираж выпустило издательство «Никея». Электронную версию книги можно скачать здесь.

Сегодня в Москве 250 учреждений медицинского профиля. В 140 из них расположено 96 больничных храмов, 17 часовен и 27 молельных комнат. В Москве больничное служение совершают около 100 священников.

«Нужно обязательно приобщаться к страданию другого»

Сергей Шаргунов беседует с епископом Пантелеимоном Шатовым

Обнадёживающая рождественская история. Священник Александр Ткаченко стал руководителем Фонда помощи детям с тяжелыми и редкими заболеваниями «Круг добра». Протоиерей Александр основатель и директор первого в России детского хосписа.

Читать еще:  Православное учение о человеке

Это назначение — признание масштабной социальной работы, которую совершает Русская Православная Церковь.

Дело служения ближним охватывает всю Россию. У Церкви свыше 300 сестричеств милосердия, 79 приютов для беременных женщин и матерей с детьми, 211 центров гуманитарной помощи, более 60 богаделен — круглосуточных центров ухода за одинокими пожилыми людьми, более 400 проектов помощи людям с инвалидностью, более 300 проектов помощи зависимым людям, более 90 приютов для бездомных и 14 автобусов милосердия. Отдельное направление — подмога нуждающимся во время эпидемии — лекарствами, продуктами, участием…

За всем этим огромным и нарастающим делом стоит 70-летний монах, Владыка Пантелеимон Шатов, человек смиренный и непубличный. Тяжеленных забот у него много — послушаний, как принято говорить в Церкви. Епископ Орехово-Зуевский, викарий Патриарха, председатель Синодального отдела по благотворительности, духовник Свято-Димитриевского училища сестёр милосердия, руководитель православной службы помощи «Милосердие», председатель Больничной Комиссии Московской епархии, и прочая, и прочая…

Михаил Синельников-Оришак: предлагаю «расширить и углубить» модное нынче понятие «иностранный агент»

Он очень редко даёт интервью, а вот сейчас согласился на разговор. На днях выйдет моя телепрограмма «Двенадцать», целиком посвящённая этому человеку. А здесь некоторые отрывки из нашей беседы.

— Я помню, когда я был человеком неверующим, — откровенно сказал мне Владыка, — и работал в больнице санитаром, мой первый покойник, которого я выносил, произвёл такое на меня тягостное впечатление, что я хотел с этой работы уйти, и мне было ужасно тяжело сталкиваться со смертью, со страданием людей…

Действительно, родившийся в нерелигиозной семье, после армии он работал в больнице, остался, несмотря на испытание страданиями и смертями, и там же пришёл к вере. В 1990 году отец Аркадий Шатов, будущий епископ Пантелеимон, стал настоятелем больничного храма при Первой Градской больнице Москвы. Вскоре он создал на приходе первое в тогдашней России сестричество милосердия.

— Но ведь каждый приход и должен быть такой школой любви, — говорит он убеждённо, — Каждый приход и должен быть огоньком, который согревает и светит. И каждый верующий во Христа человек должен этой любовью светиться, конечно.

Он называет своё многотрудное служение — службой одного окна, куда могут обращаться все несчастные: беспризорники, бродяги, сироты, инвалиды, старики, больные детки и одинокие мамочки. Таких светлых окон становится, к счастью, больше. Спрашиваю:

— Почему так мало говорят в медиа о добрых делах Церкви?

— Почему мало говорят? — повторяет он, Потому что, мне кажется, у очень многих людей задача создать образ Церкви со священником из сказки Пушкина, с жадным, сребролюбивым. Но всё-таки большинство-то священников — очень хорошие. И в Церкви действительно сейчас, кроме священников, есть очень большое количество мирян, добровольцев. У добровольца другой взгляд на ситуацию: он часто является связующим звеном между больным и врачом.

— Добровольцев, неравнодушных людей становится всё больше?

— Вы знаете, вот за эти месяцы, страшные, наверное, месяцы, как раз в это время в Церкви появилось очень много новых людей и новых социальных инициатив, новых проектов. Церковь стала гораздо масштабнее и больше помогать людям, которые нуждаются. Становится больше людей, которые участвуют в делах милосердия. Это очень хорошие люди. Вот у нас есть одна девушка, она была актрисой. Но вот потом она решила оставить своё ремесло, пришла и стала работать санитаркой просто в больнице. Ухаживать за детьми. Теперь она директор этого заведения… Каждое начинание основывается на каком-то человеке. Всегда какой-то человек, который горит. Я часто повторяю: заменимых людей нет.

Их тысячи и тысячи, и не у многих на слуху имя этого благообразного седобородого человека с мальчишеским смехом, который денно и нощно руководит сложнейшим, живым, мощным движением русского милосердия: Пантелеимон Шатов. Чураясь медийности, он тихо и настойчиво работает спасателем и утешителем. То в «Ангаре спасения» с бездомными, то в «Доме для мамы», то в детдоме, то в «красных зонах» ковидных госпиталей. Страна плохо знает своих подлинных героев.

— Владыка, а почему лично вы выбрали делом своей жизни служение другим людям?

— Во-первых, я очень грешный человек. И когда я могу что-то сделать для другого, самую малость, у меня немножко моя совесть успокаивается. А во-вторых, у меня нет таких талантов, чтобы ярко проповедовать или писать иконы, или петь на клиросе… У меня этого ничего нет, поэтому помогая нуждающимся, я чувствую, что здесь можно быть и не очень красивым, и не очень хорошо проповедовать, и не очень хороший голос иметь. Здесь главное — сочувствие и сострадание. И когда ты видишь боль другого, то конечно, это растопляет твоё собственное сердце. Когда ты болеешь, сама болезнь делает тебя лучше. А вот если ты не болеешь, нужно обязательно приобщаться к страданию другого. Ведь за всей этой кажущейся несуразицей, грязью жизни есть и что-то другое, есть какой-то смысл глубочайший. Приходишь в детский дом для детей-инвалидов и вот лежат эти детки, изуродованные болезнью. Детки, которые теряют человеческое обличье даже. Такие изломанные, искорёженные. Я как-то пришёл после пасхального богослужения, и посмотрел на них, посмотрел в их глаза, и в них увидел какой-то удивительный свет и радость. И вот за всем за этим есть иное что-то. Вот такое очень радостное. И приобщение к этому тоже возможно, когда ты помогаешь другому человеку, когда ты разделяешь его скорбь и его болезнь. И чем ты глубже погружаешься в это, тем ярче открывается тот свет, который за этим.

— Вы видите свет и в лицах бомжей?

— Да, да… Это удивительные люди, на самом деле. Вот они живут жизнью очень тяжёлой, очень трудной, но они живут, и смеются, и шутят, и поддерживают друг друга.

Их тысячи и тысячи тех, кто по его зову помогают по всей стране — опалённым, обездвиженным, завшивленным, всяким, брошенными всеми, бессонно, терпеливо, превозмогая свою немощь, перерастая самих себя — и всё равно добровольцев пока слишком мало. Слишком робко ещё движение народной самоорганизации и самозащиты.

Читать еще:  Ноет желчный пузырь — какие анализы сдать?

Мы говорим с Владыкой и о техническом прогрессе, которого принято опасаться в церковной среде. Пресловутая цифровизация может отуплять человека, а может быстрее пробуждать его совесть и упрощать совершение благого. Большинство добровольцев узнают про дело милосердия через интернет, и закономерно, что среди них львиная доля молодых. Это картина повсеместная. Недавно увидел удивившие меня цифры новой реальности: в 2020 году на бюджетные места по ИТ-специальностям было зачислено 318,7 тысяч человек, что на 19,2 тысячи человек больше по сравнению с 2019 годом. Да, интернет ускоряет многие судьбоносные события: к примеру, в июне 2020 года был запущен суперсервис «Поступи в вуз онлайн», с его помощью документы в вуз смогли подать абитуриенты 54 университетов — более 20 тысяч человек разместили через сервис около 70 тысяч заявлений. Это просто пример.

Не менее внушительная статистика у волонтёрского движения. Добровольцы через сети находят благородные занятия по душе, выбирая те опции, которые им понятнее и ближе, и нуждающиеся в помощи тоже всё больше оставляют заявки через интернет. В результате в одном лишь 2020 году 317 тысяч нуждающихся получили через епархии более 990 тонн продуктов на общую сумму 176 млн. рублей. Да что там, даже мою депутатскую работу, связанную с помощью людям, облегчает то, что почти все могут прислать жалобу или просьбу на электронную почту, а потом легко уточнить у обратившегося ту или иную деталь. Но это отступление. Главное — разговор с епископом. Спрашиваю:

— А бывает так, что нужно закрывать какой-то благотворительный проект?

— Денег всегда в обрез, всегда у нас зарплаты очень низкие. Мы жира никакого не накапливаем. Был случай на Пасху: у нас кончились вообще все деньги. В этот же момент один замечательный человек принёс какую-то огромную сумму… Вот просто я спросил: «Ноль?», мне сказали: «Ноль», и через два часа принесли эти деньги.

Они верят в чудеса и постоянно видят чудеса, те, кто, жертвуя временем, силами, деньгами, создают сильное и упрямое гражданское общество, которое не ждёт пока проснётся совесть у чиновника, а само сквозь завалы горестей пробивает дорогу на подмогу стонущим.

И всё же, когда надо, они твёрдо знают и формулируют, что им нужно от государства. Например, допустить священников к больным. Уточняю:

— А кто такие больничные капелланы и зачем они нужны?

— Это больничный священник. Такие священники были всегда на Руси. На Руси при каждой больнице был храм. Сейчас в Европе, в Америке есть священники разных конфессий, которые работают в больнице — получают зарплату от государства как врачи, и помогают людям, которые находятся в болезни, в немощи, в страдании, в скорби. Помогают успокоиться, помогают не унывать, не отчаиваться. Помогают помолиться, объясняют, как это сделать. Служение, которое сейчас особенно важно в эту нашу коронавирусную эпоху, когда в больницах огромное количество людей в беспокойстве, в страхе. Каждый раз приходится решать задачу как-то заново, по-другому. Маршрута нет такого, в каждой больнице по-своему бывает. Бывает главный врач против, а завотделения разрешает, бывает завотделения тоже против, но старшая медсестра договаривается и пропускает, когда нет завотделения. К сожалению, были у нас люди, которые умерли без последнего напутствия, без молитвы. Но надо сказать, что эта помощь нужна не только умирающим. Мы знаем случаи, когда люди выздоравливали. И мы знаем, как влияет духовное состояние человека на его телесное здравие.

На Западе есть специальные исследования: проверяли воздействие больничных капелланов на здоровье пациентов. И оказывается, что это помогает выздороветь — присутствие священника. У нас есть военное духовенство, есть военные капелланы, есть капелланы тюремные… Системы больничных капелланов у нас пока не существует. Я думаю, что, наверное, нужен какой-то закон здесь.

— Давайте вместе его пробивать.

На самом видном месте у него в отделе висит икона. Люди с банальными и глумливыми лицами окружили и теснят арестованного одиночку. Новозаветный сюжет, в котором тайна человеческой истории, а иначе пусто и темно.

— Это икона «Поругание Христа». В каждом человеке, поруганном, в каждом человеке, осмеянном, в каждом человеке, которого как-то унизили в этом мире, в каждом есть Господь. И помогая этим людям, бездомным, инвалидам, мамочкам, которых выгнали из дома, ты Ему помогаешь. Здесь изображён Господь в том виде, в котором он был перед своим распятием. И вокруг него смеющаяся глумящаяся над ним толпа. Они изображены с нормальными лицами, потому что иконописец сказал, что он не хочет делать изображение подобное Босху или Брейгелю.

— А может быть дело и в банальности зла… В том, что это обычные, обывательские лица.

— Это тоже может быть так. Потому что сейчас человек может сохранять лицо красивым, иметь имидж, а душу очень страшную.

К 75-летию русского писателя и президента Русского ПЕН-центра Евгения Попова

Но ведь проповедь света и добра обращена и к толпе насмехающихся и бессердечных, каждый из которых — это мы с вами, имеющие возможность преобразиться.

Нынче в январе восемьдесят пять лет Николаю Рубцову и полвека со дня его смерти. Стихи его, честные и прозрачные, подходят, мне кажется, к этому разговору:

До тихого креста

Такова, наверное, награда для тысяч добровольцев по всей стране — очищение и осветление душ. И Рубцов же сказал: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» А как храни? А вот так — живым делом и живой совестью. И служением ближним. Как уже бывало из века в век, в чём-то по-разному, но в главном одинаково, при Сергии Радонежском, при Серафиме Саровском, при других старцах и подвижниках, и теперь не может не продолжаться в 21-й год 21-го века.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector