0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Православное учение о человеке

Православное учение о человеке

Урок 9. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4–5 классы ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Православное учение о человеке»

В православии размышления о человеке и размышления о Боге очень тесно переплетены между собой.

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они… над всею землёю… И сотворил Бог человека по образу Своему…мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…»

Мы с вами уже знаем, что человек верит в Бога, а как вы думаете, во что верит Сам Бог?

Христиане считают, что Бог верит в человека. Бог доверяет человеку и поэтому даёт ему свободу. Он вложил в человека огромные возможности для роста. Причём этот рост нельзя измерить линейкой. Жертву Христа, как и вообще всё, что связано с миром религии, нельзя понять, если человек не всмотрится внутрь себя самого. Это мир его души.

А что же такое душа?

В любой религии под душой понимается некая бестелесная, бессмертная, нематериальная сила, имеющая самостоятельное, независимое от тела существование.

Душа — это суть человека, его внутренний мир. Именно в душе находит отклик всё происходящее с самим человеком и с окружающим его миром людей.

Где-то там внутри у человека

Есть душа. Хорошая душа.

Ей средь шума атомного века

Всё трудней становится дышать.

«Берегите жизнь!»такую фразу

Можно каждый день читать и слушать.

Но насколько б легче стало сразу,

Если б люди вспомнили про душу…

Итак, у каждого человека есть видимое тело и невидимая душа, но они должны научиться жить вместе. Тело ходит, бегает, жуёт, а душа думает, мечтает, верит, любит. Душа так отлична от тела, что порой она радуется, даже если телу больно.

Представьте, что в вашем доме есть запретный для вас сундучок. Там родители хранят какие-то очень ценные и очень интересные вещи. Однажды вечером, когда у вас уже слипались глаза от усталости, отец вдруг предложил: «Пойдём, поможешь разобраться в сундучке».

А там оказались фотографии бабушкиной свадьбы. Ордена прадедушки. Его письма с фронта. Ваши первые волосы. Старые монеты, которых теперь уж нигде не увидишь. Любимая кукла той девочки, которая потом стала твоей мамой.

Всё было так интересно — даже ноги затекли от того, что вы боялись лишний раз пошевелиться, слушая рассказы отца. И глаза уж совсем отказываются открываться. Тело устало. Ему не очень хорошо. А душа радуется. Она открыла для себя удивительный мир семейных преданий. Она почувствовала связь своей семейной истории с историей Родины.

А иногда душа болит, даже если всё тело здорово. Это совесть говорит человеку: «В этом ты не прав!» Слово «душа» произошло от слова «дышать». Дыхания человека не видно. Но если дыхания нет — и жизни нет. Душу тоже не видно. Но раз у души есть свои поводы для боли и для радости, значит она существует.

Итак, разрешите вас познакомить. Есть ты. Есть твоё тело и есть твоя душа. Вы должны научиться жить вместе. Именно душа делает человека человеком. Такие свойства человеческой души, как свобода, различение добра и зла, творчество и мысль, у животных отсутствуют.

Христиане считают, что человек так не похож на животных оттого, что эти отличия были ему подарены Богом.

Бог Сам свободен — и человеку Он тоже подарил свободу. Бог есть Любовь — и Он подарил людям любовь. Бог есть разум — и Он подарил людям способность мыслить. Бог есть Творец — и Он подарил людям способность творить.

Вместе эти дары Бога человеку составляют целый мир. Он так и называется — внутренний мир человека. Разум, свобода, любовь, творчество у христиан называются «образом Бога в человеке».

Непросто осознать, что душа существует. Ещё сложнее понять причины и цели её стремлений. Вам ещё предстоит понять, что на самом деле нужно душе, а что её ранит.

Душа вбирает в себя множество впечатлений. И сама она порождает много различных мыслей и чувств. Все ли они хороши? Может, какие-то желания и мысли надо отгонять от себя? Могут ли они в себе нести угрозу?

Несмышлёныш может рукой тянуться к горячему утюгу. Но и взрослый человек может всем своим сердцем стремиться к тому, что искалечит его жизнь и душу. А если у тебя в голове начинает кружиться мысль: чтобы меня похвалили, я, пожалуй, наябедничаю на друга.

Как вы думаете, будет по-честному — принять такую мысль и исполнить её или отогнать?

У нашего внутреннего мира, или у души, есть удивительное свойство: душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт другим людям. Поэтому, чтобы душа была в порядке, нужно оберегать её, совершать добрые поступки.

Тот, кто сделал добро другому человеку, — и сам стал добрее и радостней. И добрее стал тот, кому он помог. И добрее стал весь мир. Ведь как поётся в известной детской песне: «Поделись улыбкою своей — и она к тебе не раз ещё вернётся!»

Читать еще:  Ноет желчный пузырь — какие анализы сдать?

Об этом же говорится и в стихотворении, написанном сто лет назад одной монахиней из московского Новодевичьего монастыря:

Где бы сердце вам жить ни велело —

В шумном свете иль в сельской тиши —

Расточайте без счёта и смело

Вы сокровища вашей души.

Не ищите, не ждите возврата,

Не смущайтесь насмешкою злой.

Человечество всё же богато

Лишь порукой добра круговой.

То, что здесь названо «круговой порукой добра», можно выразить девизом «Один за всех и все за одного!».

Младенец сначала учится владеть своим телом. Потом же ему придётся всю жизнь учиться жить в мире со своей душой и с совестью. Если человек не знает о своей душе, если он кормит её ненавистью, завистью, предательством, раздражительностью, душа беднеет.

Русский писатель Лев Николаевич Толстой говорил: «Есть люди, которые изменяются и развиваются всю жизнь, они интересны в духовном движении, а другие, боящиеся духовной работы, очень быстро завершают своё нравственное развитие, потому что боятся духовной работы».

И действительно, болезни души могут нарастать. Вот пропал у вас велосипед. Горькая потеря. Как её смягчить? На покупку нового денег пока нет. Плакать дни и ночи напролёт о пропаже? Желать найти и отлупить вора? Если ты начнёшь всех подозревать, душе станет мутно, и она заболеет ещё больше. Так можно и вообще без души остаться. А это много хуже, чем остаться без велосипеда. Поэтому вместо того, чтобы жалеть о потерянной вещи, христиане говорят: «Бог дал — Бог взял!»

А ещё можно сказать: «Пусть она достанется тому, кому она нужнее, чем мне!» В этом случае потеря превратится в подарок. И на душе станет легче. Если же человек раз за разом поступает против совести, то в итоге он становится бездушным. Страшнее всего, если человек теряет самого себя. Не волос и не зуб и даже не руку, а именно самого себя. Бывают брошенные дома. Бывают брошенные автомобили. А ещё бывают мёртвые души.

Человек просто забыл, что у него есть душа. Зубы он привык чистить. А про душу — забыл. Поэтому мудрые люди часто призывают: «Подумай о своей душе!»

При самых разных поворотах судьбы стоит прежде всего ставить вопрос: а что будет с моей душой? Придётся ли ей по вкусу радость, добытая стыдным путём?

Ответить на эти и многие вопросы, связанные с душой человека, вам поможет рассказ русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, который называется «Размышление маленького христианина о человеке». Давайте его послушаем:

«Я теперь не очень велик и силён. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда-то мне придётся умереть. Но душа моя не умрёт никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Тело растёт, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью.

Я понимаю, что мне говорят и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня есть способность воображения.

Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств.

Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть.

Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться и что они желают мне добра. У меня есть воля.

Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит всё, знает всё, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога.

Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее.

Все эти способностидар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучшеназываются способностями душевными.

В теле человека живёт невидимая душа, без которой тело было бы мертво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться несмотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше.

Человек одарён прекрасно устроенным телом, одарён жизнью, одарён душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной».

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на некоторые вопросы.

1. Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть?

2. Как вы понимаете выражение «внутренний мир человека»?

3. Как вы думаете, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше?

Православное учение о человеке

Каждая религия затрагивает вопрос того, какое место в этом мире отведено человеку. В Месопотамии он был слугой богов, в Китае — чадом Всевышнего. А каково православное учение о человеке? Какое место отведено людям в этом мире и зачем существует род человеческий?

Мир не создан для человека, но человек для мира

Священное Писание начинается с сотворения мира. Лишь на шестой день Всевышний создаёт человека. Что такое «дни Божие» — вопрос открытый. Многие богословы убеждены, что речь вовсе не о человеческих промежутках времени.

Это и понятно. Если на определённом этапе творения не было светил, то и дня с ночью не существовало. Соответственно, понятие суток может использоваться лишь в образном смысле.

Читать еще:  Аборт на первом триместре

Известная роспись Микеланджело «Сотворение Адама» иллюстрирует эпизод появления первого человека

И вот, когда всё уже почти завершено, Господь создаёт первого человека с его супругой. Он им заповедует:

«И благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и пополняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».

Комментаторы в этом указании Бога человеку часто обнаруживают свидетельство того, что человек — самый главный над всеми животными, их владелец. Однако правильное понимание здесь иное. Человек — не деспот, а заботливый хозяин. Можно провести такую аналогию:

  • Бог — пастырь человечества;
  • человек — пастырь животных.

Именно поэтому мы говорим, что человек сотворён по образу Божию. Это образ заботливого покровителя, а никак не эксплуататора.

Человек поставлен над миром не наслаждаться, а трудиться во благо всего, что есть в природе. Нелепо думать, что человек создал человека как паразитирующую и самовлюблённую единицу. Человек — это элемент в стройной системе Вселенной, и нам следует ответственно подходить к своей функции: нести мир, добро и любовь.

Человек — это соединение двух природ: тела и души

Сложно найти религию, где мир бы не делился на материю и дух. И православие придерживается того же мнения: человек — это совокупность души и тела.

Но есть некоторые отличия, которые отличают православное мировоззрение от многих других.

Вера в телесное воскресение. Если мы посмотрим на восточные традиции, то увидим, что там человек — это бессмертная душа. Тело — лишь временный скафандр для пребывания в этом мире.

У души нет постоянного тела. Она меняет из воплощения в воплощение. Тело — это внешнее, нечто за границами отдельного существа.

Православное христианство не верит в перерождение. Тело, согласно вероучению Церкви, — это часть человеческого естества. Оно может быть разрушено и обращено в прах, но всё равно воскреснет, когда будет второе пришествие Иисуса Христа.

Вера в бессмертный дух. Для православия характерно представление о душе человека, как о некой особой душе. В ней выделяют не только саму душу, но и дух — некую частицу Божественного. Это даёт основания для точки зрения, будто человек — создание исключительное.

Впрочем, христианство нигде и никогда не отказывает животным в праве на наличие Божественного духа жизни. Этот вопрос всегда за скобками. На его счёт есть противоположные точки зрения. Но в основе всего лежит идея об исключительной человеческой природе.

Человек ослушался Бога, а потому обрёк себя на деградацию, страдания и смерть

Что мы знаем о жизни человека в Эдемском саду? Он исполнял какие-то обязанности по уходу за самим садом и животными, общался с Богом, вероятно, ни в чём не нуждался. Библия коротко затрагивает этот период:

«И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его».

Но Господь сотворил человека свободным, а значит, способным поступать по своей воле, вопреки воле Всевышнего. Он создал единственный запрет — не брать плод с одного единственного дерева, но человек его нарушил.

Согласно Библии, Адам и Ева ослушались запрета Бога и дали начало деградации нашего мира и человечества («Адам и Ева», Тициан). Фото: opisanie-kartin.com

Это одно из самых критикуемых убеждений христианской веры. Споры на эту тему, вероятно, будут бесконечны. Обсуждают следующее:

  • если Бог всезнающ, то зачем Он дал Адаму заведомо невыполнимое поручение;
  • если Адам поддался искушению, значит, это Бог не наделил его достаточными качествами;
  • если дерево было нужно Богу, но не Адаму, его вообще можно было посадить вне досягаемости человека.

Список таких возражений может быть очень-очень длинным. Христианские богословы не имеют единого ответа. Все вопросы по-разному решены философами в свои эпохи. Кто-то полагает, что Бог ведёт человека по пути, который Ему самому неведом, так как будущего не существует.

Другие считают, что для того, чтобы стать человеком, нужен был плод познания добра и зла.

Не будем погружаться в детали, а изложим факты так, как они представлены в православной традиции:

  • Бог установил запрет;
  • люди этот запрет нарушили;
  • последовало наказание — разрыв человека и Бога.

Людей изгнали из рая. Был ли рай символом духовного мира, либо реальным местом на земле, трудно сказать. В любом случае это событие рассматривают как следствие свободы выбора человека.

Пусть Адам и Ева не могли взвесить все «за» и «против», именно их поступок православие считает причиной всех бедствий людей.

А что это за бедствия? В мир вошла смерть. Всё начало деградировать. Болезни, пороки, всё грязное и мерзкое — это симптомы мира, которому всё хуже и хуже. Человек был хранителем этого мира, а теперь бросил всё на самотёк. А то и хуже: сам стал разрушать всё вокруг себя (как не вспомнить загрязнение экологии, охоту, войны?).

Религия — это путь обратно к Богу

Религия — это способ возобновить утраченную связь с Богом. В разные эпохи люди пытались это сделать по-своему. Индия знала ведические ритуалы, Египет пытался спастись через благочестивого царя, в Месопотамии практиковали храмовую проституцию, евреи делали обрезание и ждали Мессию.

Православные убеждены, что своими силами осуществить переход из мира греховного в мир божественного не сможет. Необходимо, чтобы каждый со своей стороны протянул руку (как на росписи «Сотворение Адама») — вот что говорит о человеке православная культура.

То есть возвращение человека к Богу — это взаимный жест от Бога к человеку и от человека к Богу.

Какой же жест сделал Бог, с точки зрения православия? Об этом рассказывает Новый Завет.

Иисус Христос принёс жертву во искупление грехов человека

Библия учит, что Адам избрал для себя и потомков свет. Люди столкнулись с непреодолимым для себя барьером. Поражённые страстями и греховными мыслями, люди обязаны умереть. Смерть — единственное возможное следствие грехопадения для человека.

Читать еще:  К Чаше приступать со страхом, но не перед вирусом, а перед Богом

Но Иисус Христос, Сын Божий, о человеке не забыл. Он совместил в себе Божественную и человеческую природу. В этом облике Спаситель пришёл на землю не только для того, чтобы подарить людям новое учение, но и чтобы принести заместительную жертву за тех, кто последует за Ним.

Иисус искупил грехи человечества на кресте (картина Тициана). Фото: titian.ru

Иисус Христос был распят и умер за грехи человека. По образу Божьему сотворённые, люди не остались забыты Всевышним.

Но жертва Христа никому не навязывается. Если человек верит в Бога, живёт по Его законам и готов принять искупительную жертву, то только тогда он становится членом Церкви Христовой. Бог и человек в её лоне снова обретают друг друга.

Отныне человек уже не обречён страдать и попадать в ад после смерти. Ему открыта дорога в Царство Небесное.

Основы христианской антропологии заложил апостол Павел

Если выразиться научно, всё это время мы говорили о христианской антропологии, то есть об учении о человеке с позиции учения Христа (в православной его интерпретации).

Мы бегло пробежались по основным вехам этой дисциплины. Однако за всем этим — глубокий философский мир. Христианство развивалось на фундаменте античности. А античность, как мы знаем, подарила миру очень сложные богословские категории.

Но толчок этому всему дал апостол Павел. Именно он попытался систематизировать учение Христа и изложил свои выводы в своих Посланиях. На фоне нашего сегодняшнего багажа знаний некоторые его рассуждения поверхностны, некоторые — наивны. Но всё же без малого не будет и большого.

Апостол Павел дал начало христианской антропологии. Он ввёл понятия души и тела. Фото: azbyka.ru

Именно апостол Павел обозначил место человека в христианском мировоззрении.

Сегодня богословы и философы продолжают разрабатывать его идеи. Например, вот что пишет о теле и душе архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) в работе «Основные антропологические понятия в посланиях святого Апостола Павла»

«Термин «душа» (psychê) у Апостола Павла встречается редко. Вместе со словом «тело» только в 1 Фес. 5:23.

Павел нигде не противопоставляет душу телу в смысле эллинистического дуализма. «Нагая душа», освобожденная от одежды тела, — мечта античных греков.

Павел энергично спорит с такой антропологией. Он не желает оказаться «нагим» (2 Кор 5:3), он не желает «совлечься» (5:4).

Павел нигде не упоминает эллинистического воззрения о «бессмертии души» как некоей освобожденной от телесности субстанции.

Как и ветхозаветное nephesh, «душа» у него везде означает силу натуральной жизни, самое жизнь или человека как существо, имеющее чувства и волю (Рим 2:9; 13:1).

Иногда слово «душа» вполне можно заменить личным местоимением («душа моя» = «я», 2 Кор 1:23; «души ваши» = «вы», 2 Кор 12:15 и т. д.)».

Мы видим, как человеческий опыт и научные знания позволяют взвешивать и противопоставлять нам идеи, известные древности. Религиозная полемика тех лет обретает новые смыслы.

Становится ясно, что автор Посланий подразумевал под тем или иным словом. Это даёт нам возможность чётче понимать, какую нишу он отводил человеческому существу в нашем мире.

Работы в этой сфере предстоит ещё много. А потому христианская антропология — не статичная, а развивающаяся наука. Она сулит нам ещё немало интересных открытий.

С каждым новым исследованием мы становимся ближе к Богу.

Но здесь нужно оговориться, что здесь мы обсуждали исключительно православную позицию. Католические и протестантские взгляды по ряду вопросов отличаются. Смешивать их не следует.

Православное учение о человеке

Цель: познакомить учащихся с пониманием человека в Православии.

Задачи:

  • Раскрыть понятия “человек”, “душа”, “тело”.
  • Создать условия, в которых у учащихся формируются понятия о гармоничности, целостности человека.
  • Создать ситуацию самостоятельного нравственного осознания учащимися необходимости воспитания своей души.

— Кто может назвать тему урока?

— А у кого и где живёт душа?

ЧеловекДушаТело

— В предложенную таблицу (на доске) впишите свои размышления, ассоциации к словам. (К доске выходит и записывает каждый ученик!)

— Давайте выделим основное в каждом столбике, а в конце урока проанализируем, верны ли были ваши размышления.

— Уточним тему урока.

— Будем говорить не просто о душе, а о человеке в православии.

Работа со словарём (определение понятий)

Чтение текста “О душе” по ролям подготовленными детьми. (листки на парте у всего класса)

— Согласны ли вы со словами старца о терпении?

— Почему мы должны быть терпеливы друг к другу?

— Кто может привести пример?

— Объясните, как понимаете эти утверждения.

— Что такое “дыхание жизни”?

— Каков рай для тела?

5. Чтение текста учебника стр. 33 от слов Слово “душа” до у животных отсутствуют.

— От какого слова произошло слово “душа”?

— Что человека делает человеком?

— Из предложенного видеоряда дайте определение изображениям, которые соответствуют тексту учебника

— Какими качествами наделил Бог человека?

— Что такое “совершенная мудрость”?

— В результате чего человек приобрёл образ Божий?

— А в результате чего Подобие?

8. Слайд 4, 5

Дай названия изображениям. Сгруппируй изображения и слова, противоположные по смыслу.

9. Продолжение чтения текста учебника стр.33 — 34 до слов: И добрее стал весь мир.

-Что составляет внутренний мир человека в православном учении о человеке? (Запись понятий на доске в левый столбик: свобода, любовь, разум, творчество)

— Какое основное свойство души? (Процитируйте)

К. Д. Ушинский “Размышление маленького христианина о человеке” (чтение текста по цепочке, листки у каждого ученика) — Какова главная мысль размышлений?

— Что является внутренним миром человека со слов мальчика? (запись на доске в правый столбик: память, воображение, дар слова, вера в Бога, желание и возможность сделаться лучше.)

11. Сравнение с левым столбиком и основным в записи учащихся (таблица)

— Какое же православное учение о Человеке?

— Как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать лучше?

Опишите случай из своей жизни, о которых можно сказать: “было радостно, светло на душе”, или напротив: “тяжело на душе, больно” (У каждого листочки)

Домашнее задание

Подберите фотографии из семейного альбома, отражающие разные состояния души.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector