0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Причастие и посещение храма во время эпидемии коронавируса. Отвечают православные священники

Как будут причащать во время эпидемии коронавируса

Ради пастырской заботы о людях, а также в ответ на запрос санитарных властей, при сохранении твердой веры в действие благого промысла Божия и в Божественное всемогущество принимаются перечисленные ниже правила, составленные с учетом канонической и богослужебной Традиции Русской Православной Церкви.

До изменения эпидемиологической ситуации в лучшую сторону и получения соответствующих указаний от епархиального управления о полном или частичном прекращении действия настоящей инструкции на приходах, Патриарших, архиерейских и монастырских подворьях, а также в монастырях Московской епархии необходимо выполнять следующее.

Относительно Причащения Святых Христовых Таин

1. Имея в виду, что принесение Бескровной Жертвы ни в коем случае не может быть отменено, ибо там, где нет Евхаристии, нет церковной жизни, а также что Святые Тело и Кровь Христовы преподаются во здравие как души, так и тела (см., к примеру, молитвы святителя Иоанна Златоуста, 7-ую и 9-ую из последования ко Святому Причащению), с учетом, при этом, исторической практики Православной Церкви в условиях эпидемий[1] — преподавать Святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки) и окунанием затем ее в воду с последующей утилизацией воды согласно практике, предусмотренной при стирке платов.

2. Преподавать «запивку» только индивидуально — по отдельности каждому причастнику — в одноразовой посуде.

3. Для раздачи антидора использовать одноразовые гигиенические перчатки.

4. Платы при причащении мирян использовать только для убережения Святых Таин от возможного падения на пол и для обтирания лжицы, а для утирания уст по отдельности для каждого причастника использовать бумажные салфетки с последующим сожжением. Платы кипятить и стирать с должным благоговением после каждого богослужебного использования.

5. Причастникам воздерживаться от лобзания Чаши.

Относительно совершения таинств Крещения и Миропомазания

6. Строго придерживаться практики смены и освящения воды для каждого отдельного случая. В связи с этим таинство Крещения совершать только индивидуально с промежуточной дезинфекцией (протиранием) купели (баптистерия) дезинфицирующей жидкостью (список рекомендованных жидкостей прилагается).

7. Для миропомазания и помазания елеем использовать ватную палочку (вместо стрючицы) и бумажную салфетку (вместо губки) с последующим сожжением.

Относительно совершения таинства Елеосвящения

8. При совершении «общих соборований», то есть Елеосвящения, в храмах использовать для каждого прихожанина по отдельности одноразовую стрючицу (к примеру, ватные палочки) с последующим сожжением.

Иные указания относительно совершения богослужений, пастырской практики и приходской жизни

9. Вместо преподания креста для лобзания по окончании Божественной литургии и иных служб рекомендуется возлагать крест на головы прихожан.

10. Возвращаясь к уставной практике, подвергшейся изменению в последние годы, помазание на всенощном бдении совершать только в тех случаях, когда совершается лития и освящение елея. В тех же случаях, когда помазание совершается, использовать для каждого прихожанина по отдельности одноразовую стрючицу (к примеру, ватную палочку) с последующей утилизацией. В иных случаях совершать лобзание Евангелия или праздничной иконы (Креста) после полиелея с преподанием благословения священнослужителем и протиркой Евангелия и иконы (Креста) после каждого лобзания с использованием дезинфицирующего раствора.

11. Священнослужителям рекомендуется воздерживаться от преподания руки для целования.

12. Для раздачи просфор, а также освященных хлебов на всенощном бдении использовать одноразовые гигиенические перчатки.

13. Уделять усиленное внимание чистоте утвари и богослужебных сосудов, протирая таковые после каждого богослужебного использования тщательно омывая кипятком.

14. Приостановить до особого распоряжения работу воскресных школ, а также приходских секций и кружков.

15. Социальным службам приходов, подворий и монастырей по возможности оказывать помощь находящимся в группе риска пожилым прихожанам в доставке на дом продуктов и товаров первой необходимости.

Указания общего характера

16. Настоятелям, игуменам и игумениям предписать сотрудникам приходов, подворий и монастырей неукоснительно соблюдать общие меры гигиены, в том числе касающиеся дезинфекции рук в течение дня (не реже 1 раза в 2 часа).

17. Обеспечить частое проветривание храмов, а также приходских и монастырских помещений общего доступа, установив обязательный график проветривания.

18. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами поверхности храмовой мебели общего пользования (в т.ч. места для написания записок, свечные ящики и др.), а также дверных ручек.

19. Регулярно обрабатывать дезинфицирующими растворами иконы, находящиеся в храме, к которым прикладываются прихожане.

20. Священнослужителям, церковнослужителям и сотрудникам приходов, подворий и монастырей ответственно и внимательно относиться к своему самочувствию. При недомогании немедленно сообщать об этом настоятелю (игумену, игумении) и обращаться за медицинской помощью.

21. Настоятелям, игуменам и игумениям организовать обязательный замер температуры перед началом трудового дня (к примеру, при помощи бесконтактного термометра) у священнослужителей, церковнослужителей, а также у сотрудников храмов, взаимодействующих с большим числом прихожан.

22. Объяснять прихожанам, что исполнение вводимых предписаний и ограничений следует воспринимать как следование словам Священного Писания: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Также объяснять прихожанам, что в случае появления симптомов ОРВИ или иных заразных болезней им следует ради любви к ближним и заботы о них воздерживаться от посещения храмов.

[1] — В частности: причащение больных заразными болезнями после других причастников (или даже на отдельно совершаемом богослужении) с обтиранием после каждого причащающегося лжицы тканью и последующим ее сожжением; использование для больных отдельного сосуда и лжицы; омовение таковых в уксусе с выливанием последнего в сухой колодец (см. С.В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей; Пидалион с толкованиями преподобного Никодима Святогорца — на правило VI.28).

Для санитарной обработки рекомендуются следующие препараты:

  • препараты на основе третичных амидов (к примеру Эволайн-4Д);
  • 3% перекись водорода;
  • 70% изопропиловый спирт (к примеру Септолит антисептик);
  • 75% этиловый спирт;
  • хлорсодержащие препараты (для уборки помещений).

Живое Предание

Можно ли причащаться во время эпидемии коронавируса?

Христианский публицист, журналист.

Можно ли причащаться во время эпидемии коронавируса? Существуют две позиции – согласно одной из них, сама мысль о том, чтобы заразиться во время причастия Святых Тайн, нелепа и кощунственна. Мы верим, что в Чаше невидимо пребывает Сам Господь, Податель жизни, Который всегда ищет нам только блага спасения, – как мы можем помыслить, что Причастие может оказаться вредоносным?

Другая позиция связана со словами еще Ветхого Завета, которые Господь Иисус повторяет, когда подвергается искушению от диавола: «Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф 4:5–7).

В самом деле, подвергать себя (и других) опасности, полагая, что Бог обязан вмешаться и предотвратить бедствия, которые мы сами должны были бы предвидеть – значит искушать Бога и идти явно против Писания, в частности, против заповеди “не убий”, которая предписывает нам заботиться о своем и чужом здоровье и жизни. Бог вознаграждает послушание – а не удаль и браваду.

Сторонники первого взгляда обращают внимание на то, что если бы Причастие было опасно с точки зрения заражения, первыми бы вымерли священники, которые потребляют Дары после каждой Литургии. Это верно – причем верно не только во время эпидемий. Верующие составляли бы самую заметную группу риска с точки зрения эпидемиологии, а священники – самую ярко выраженную подгруппу внутри этой группы.

Читать еще:  Сколько нужно спать человеку?

Священник постоянно общается с самым широким кругом людей, близко склонившись ухом к устам прихожанина, принимает исповедь, является, чтобы преподать последнее утешение умирающим, – он должен был бы быть первой жертвой всевозможной заразы. По степени опасности к его служению приближается только служение врача – только у врачей есть дополнительные меры предосторожности, и они все равно часто заболевают.

То, что наше духовенство живо и продолжает служение, говорит о том, что его подверженность инфекционным болезням в среднем едва ли выше, чем у населения в целом.

Однако про священника никак нельзя сказать, что он искушает Господа: он вовсе не лезет подвергать себя опасности без уважительной причины. Он исполняет возложенный на него долг, следует священнической присяге, по примеру Господа несет служение в этом глубоко инфицированном злом и грехом мире. Грешники нуждаются в исповеди, верующие – в Причастии, и священник не может им отказать. Мотивы, по которым он действует, ясны и ему самому, и Богу.

Во время эпидемии, когда люди пребывают в страхе, страдают и умирают, они особенно нуждаются в заботе священника – и он должен им ее оказывать.

В несколько другом положении находится мирянин. Литургия не совершится, если священник откажется совершать ее и преподавать людям Причастие. Но мирянин не сорвет ее, если воздержится от Причастия в этот раз. Как правило, миряне у нас не причащаются за каждой Литургией, – в Церкви давно идут споры о том, хорошо ли частое причащение, но в реальности многие участники богослужения не подходят к Чаше. Благочестивые люди могут какое-то время воздерживаться от Причастия по разным причинам – но чаще всего потому, что хотели бы тщательно подготовься и приступить к Причастию с должным благоговением.

Чтобы идти к Причастию именно во время пика эпидемии, нужно ясно понимать свои мотивы – и вполне ли они угодны Богу. Мы постоянно молимся о том, чтобы причаститься “не в суд и не во осуждение”. Как предупреждает святой апостол Павел, “да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает” (1 Кор 11:28–30).

Обратим внимание – апостол связывает немощь, болезнь и смерть с недостойным причащением. Причастие – не таблетка, оно не работает автоматически, гарантируя человеку физическое и духовное исцеление. И Писание, и молитвы, которые мы читаем перед Причастием, говорят о том, что встреча с Таинством – это встреча с судом Божьим, который испытывает наши намерения и мотивы.

Можно (и необходимо) причащаться из послушания Богу, исполняя свой долг. Не стоит делать этого ради удали и пустой похвальбы, чтобы выказать свое пренебрежение к опасности. Бог испытывает наши сердца и намерения и знает, когда мы ищем послужить Ему, а когда мы искушаем Его. Во втором случае нам не стоит ожидать, что Он сверхъестественным образом защитит нас от последствий.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

  • Подписаться на Телеграм-канал
  • Подписаться в Яндекс Дзен

Церковь и коронавирус. Можно ли заразиться во время причащения?

Коронавирус принёс в нашу жизнь множество проблем, ограничений, дал повод для большого количества дискуссий. Не обошли эти проблемы и церковную жизнь. В России проживает около 146 млн. человек, количество заболевших к середине июня было около 500 тыс., а погибших около 7 тыс. В процентном отношении это 0,34 % и 0,005 % от всего населения соответственно. Закрытие храмов, самоизоляция, невозможность участвовать в Таинствах – всё это тяжело было перенести по-настоящему верующим людям, не представляющим свою жизнь без церковного богослужения. Как и везде, были свои сторонники и свои противники жестких мер и ограничений.

Обратимся к словам пастырей, интервью с которыми опубликованы на портале «Монастырский вестник».

Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука , кандидат медицинских наук, предлагает рассматривать вопрос, чтó поставить во главу угла – здоровье людей или неизменность литургической жизни, с точки зрения выбора между христоцентричностью или антропоцентричностью, отдавая предпочтение первой: «Он [Христос] пришел и пострадал ради нас, поэтому Его и нужно ставить во главу угла, а Он сделает всё ради нашего спасения». Владыка обращает наше внимание на недопустимость прекращения служения Литургии и на необходимость дать возможность верующим людям участвовать в Таинствах.

Может или не может заболеть верующий человек? Конечно может. Очень интересный вопрос затрагивает иеромонах Симеон (Мазаев) (кандидат философских наук, преподаватель Московской духовной академии): почему Бог не бережёт своих. Это было бы удивительное свидетельство истинности нашей веры, выделило бы верующих людей среди прочего мира. Ответ нам даёт блаженный Августин, говорит отец Симеон: «Господь намеренно смешивает карты, чтобы не сделать добродетель, благочестие или веру предметами торга, чтобы мы шли за Христом ради Него Самого, а не ради тех благ, которые Он способен нам подарить как бы в обмен на наше благочестие».

Возможно или невозможно заразиться через причащение Святых Даров и лжицу? Есть люди, которые в принципе опасаются причащаться из одной Чаши и одной лжицы, а коронавирусная инфекция эту проблему усилила. Здесь отец Симеон приводит слова из личной беседы с врачом-фтизиатром, заведующим профильным отделением (речь шла о туберкулёзных больных, почему они не заражают священника и прихожан в храме во время Причащения). Этот доктор указал на такое понятие как «коллективный иммунитет». «Медицинская логика такова: – предположил он, – даже если вирус попадает на слизистую через Чашу или лжицу, то к каждому следующему человеку он передается уже в ослабленном виде. Кроме того, ротовая полость из всех отверстий человеческого тела наиболее защищена в противовирусном отношении. Поэтому можно представить себе Причастие, как некую форму прививки, если конечно речь идет о классической церковной общине, в которой члены регулярно обменивается друг с другом вирусами ослабленной формы».

О невозможности заразиться через причащение говорит и иеромонах Феодорит (Сенчуков) , работающий врачом-реаниматологом на «Скорой помощи», в своём интервью Православному интернет-журналу «Прихожанин»: «По поводу возможности заразиться через Причастие – это полнейшая глупость. Это я вам не только как священник, но и как врач говорю. Да, можно заразиться в храме, если стоять близко от инфицированного человека. Это правда. Воздух в храме бактерицидным действием не обладает. Любая воздушно-капельная инфекция остро заразная, и в церкви верующие могут заразиться при тесном общении. Это тоже правда. В такой ситуации можно рекомендовать во время богослужения не стоять близко друг к другу, не целоваться при встречах и прощаниях возле храма, носить в храме маски. Но через принятие Святых Даров заразиться нельзя».

Таким образом, ответ на вышепоставленный вопрос очевиден. Христос есть Жизнь. Постараемся же укрепиться в вере и дорожить единством со Христом.

Мы коснулись только малой части вопросов, обсуждаемых в интервью с митрополитом Запорожским и Мелитопольским Лукой и иеромонахом Симеоном (Мазаевым). Более подробно информация представлена на портале «Монастырский вестник» в материалах: «Создание в Москве подворья УПЦ способствовало бы народной дипломатии» и «Почему Бог “не бережёт” Своих?» .

Можно ли заразиться коронавирусом от икон или причастия? Что делать верующим во время пандемии – объясняют священники

Всемирная организация здравоохранения признала вирус COVID-19 (коронавирус) пандемией. Некоторые страны ввели режим чрезвычайной ситуации и частично закрыли въезд, в других введены ограничительные меры в учебных заведениях и запрет на массовые мероприятия. Под вопросом остается участие верующих в общих богослужениях. Так, к примеру, Ватикан и Мекка закрыты для паломников.

Действительно ли нужно закрывать церкви и можно ли заразиться от икон или причастия? Что об этом думают богословы и священники, выяснял корреспондент Настоящего Времени.

Читать еще:  ТОП‑8 наиболее полезных для здоровья напитков

Закрытие храмов и мечетей

В связи с распространением вируса уже закрыты собор Сан-Марко в Венеции, площадь Святого Петра и весь Ватикан, а также главные для мусульман места паломничества – Мекка и Медина в Саудовской Аравии. В Палестинской национальной автономии закрыли Церковь Рождества в Вифлееме, а в Южной Корее эпидемия вспыхнула в среде верующих религиозной группы «Храм скинии свидетельства Шинь-чонджи». Сообщается, что верующие заразили друг друга во время богослужения. Всего из 230 тысяч последователей на данный момент около 9 тысяч имеют синдромы коронавируса. Власти Сеула завели уголовное дело на лидера группы Ли Ман Хи.

В Иране, где зафиксирован один из самых высоких уровней заражения, несколько местных жителей облизывали ворота могилы одного из шиитских лидеров, демонстрируя тем самым отсутствие страха перед вирусом. Позже одного из этих шиитов арестовала полиция.

Папа римский Франциск отменил публичную мессу в воскресенье, 8 марта. Вместо этого закрытую службу транслировали верующим онлайн. В Италии запрещены публичные богослужения, а усопших будут временно хоронить без отпевания. Глава патриаршей комиссии по делам семьи протоиерей Дмитрий Смирнов заявил, что прихожане РПЦ имеют право не повиноваться властям Италии и не закрывать храмы, поскольку это противоречит их вере.

Между тем международное право позволяет ограничивать религиозную свободу, когда речь идет о защите здоровья населения. Об этом говорится в Международном пакте о гражданских и политических правах (статьи 4 и 18).

Дебаты православных

В странах, где много православных верующих, пока не обсуждаются вопросы закрытия храмов, но есть другая проблема – причастие общей ложкой. В Болгарской и Грузинской православных церквях заявили о том, что вирус не может передаваться через причастие, и поэтому верующим переживать не стоит. Правда, в Грузинской церкви позже все-таки согласились осуществить санитарную обработку храмов.

В РПЦ сдержанно высказались по поводу коронавируса. Призывают соблюдать санитарные нормы, дезинфицировать иконы, а вот про причастие ничего не сказали. В Румынской церкви разрешили причащать верующих одноразовыми ложками. В Православной церкви Украины и в Корейской митрополии посоветовали верующим не целовать иконы, а лишь кланяться им.

Среди православных идет дискуссия: может ли вирус передаваться через святыни – иконы и причастие? С иконами более-менее разобрались: многие вспомнили эксперимент московского дизайнера Дарьи Федоровой, которая в 2017 году собрала смывы с икон в московских храмах и посеяла образцы. На образах были обнаружены стафилококки, стрептококки, синегнойные и кишечные палочки. В целом, сейчас представители православных церквей не отрицают, что на иконах могут быть бактерии.

Споры ведутся вокруг причастия. Дело в том, что православные верующие причащаются из одной ложки – и получается, что после подачи причастия каждый человек эту ложку облизывает. У многих такой способ вызывает вопросы относительно его гигиеничности.

В греко-католических церквях и у православных в Европе несколько иная практика. Верующие, подходя к священнику, широко открывают рот, запрокидывают голову назад, и священник вкладывает причастие, не касаясь ложкой полости рта или губ.

Причастие как переносчик вируса

Из-за необходимости православным причащаться одной ложкой и иметь с ней контакт, возникают споры относительно того, можно ли из-за этого заразиться инфекцией. Согласно православному вероучению, считается, что в чаше под видом хлеба и вина находятся настоящие тело и кровь Иисуса Христа. Часть верующих и священников из этого делает вывод, что заразиться от причастия нельзя, ведь тело и кровь Господа не могут быть переносчиками вируса. Такую точку зрения занимают уже упомянутые Болгарская и Грузинская церкви, а также Церковь Чешских земель и Словакии.

Есть и другая позиция. Ее сформулировал, в частности, глава Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов: он утверждает, что причастие не обладает дезинфицирующими свойствами, поскольку сама по себе дезинфекция предусматривает уничтожение вирусов и бактерий, которые тоже являются творениями бога. А он не может уничтожать свое творение, заключает старовер.

Богослов Илья Бей в беседе с корреспондентом Настоящего Времени заявил: риск заражения через причастие все-таки есть. «Причастие всегда подразумевает физический контакт. В то же время предметом православного вероучения не является вера в то, что содержимое чаши обладает особыми дезинфицирующими свойствами», – подчеркивает он.

Ректор Открытого университета святой Софии священник Георгий Коваленко полагает, что Бог не должен работать фильтром по очищению воды на Крещение или дезинфектором во время пандемии. «Экология и собственное здоровье – сфера ответственности человека», – поясняет священник.

Директор Института Святого Фомы Аквинского, католический богослов Петр Балог подчеркивает, что причастие, хотя и является телом и кровью Иисуса Христа, не лишено свойств физических продуктов. Точно так же, как Иисус был и богом и человеком одновременно, причастие имеет свойства богочеловеческого организма, рассуждает богослов. Именно поэтому оно может быть переносчиком вирусов. Отец Петр поясняет: согласно католическому вероучению во время мессы происходит «пресуществление», то есть меняется сущность хлеба и вина, однако их материальные свойства остаются теми же самыми.

Балог также напоминает, что в истории были случаи отравления римских пап через причастие. В Ватикане существовал даже специальный дьякон, который должен был проверять хлеб и вино перед мессой – на предмет того, не отравлены ли они. По словам отца Петра, в XIV веке в Европе во время чумы умерло около половины членов монашеского ордена картузианцев и треть доминиканцев. Так что причастие не панацея от физических болезней.

Богослов и преподаватель Университета Лойла Меритайм (Лос-Анджелес, США) Кирилл Говорун также уверен, что через причастие могут передаваться вирусы. Более того, он считает, что думать иначе – значит впадать в ересь докетизма. Докетизм (последователи этого учения считают Иисуса только Богом, отрицая его человеческую сущность) был осужден Вселенскими соборами и отвергнут церковью.

Протодьякон РПЦ Андрей Кураев приводит в пример святого Никодима Святогорца, который жил в XVIII веке и еще тогда писал, что для причащения больных можно пользоваться индивидуальными ложками, которые потом должны быть помыты уксусом, то есть продизенфицированы, согласно тогдашним представлениям. Кураев также напоминает, что в 1970-е годы, во время вспышки холеры, будущий патриарх РПЦ Пимен по просьбе властей отменил богослужения в районах, охваченных эпидемией.

А бывший главред журнала Московской патриархии Сергей Чапнин предлагает написать коллективное письмо патриарху и членам Синода с предложением модернизировать практику причастия: перестать касаться общей ложкой губ, отказаться от целования чаши, а также от вытирания губ общим платком и от запивки причастия водой из общих емкостей.

Священник рассказал о том, как вести себя верующим во время коронавируса

В связи со сложившейся ситуацией с коронавирусом, особого рода трудности возникают у верующих людей. Ведь в обстановке любых угроз они уповают на Господа, ходят в храм, причащаются. И соблюсти рекомендации медиков им бывает непросто. О том, причащаться ли им сейчас и прикладываться ли к иконам, рассказал корреспонденту «МИР 24» духовный попечитель Преображенского братства священник Георгий Кочетков.

– Отец Георгий, как верующим людям следует вести себя в сложившейся действительно непростой ситуации?

Отец Георгий Кочетков: Самое главное – не поддаваться панике, паника – это отсутствие разума, это эмоции, причем слепые. Если они захватывают человека, то до добра не доводят. Кто чего боится, тот на то и нарывается – это известный закон жизни.

Когда приходят такие искушения, мы должны понимать, что нужно делать. Возможно, что паническое настроение создается искусственно, может быть это кому-то выгодно, но как бы то ни было – вирус есть, есть и опасность. Она не единственная, в жизни много опасностей, болезней, эпидемий, в том числе не только этого вируса. ВИЧ-инфекция, например, достаточно страшна. Надо в целом быть аккуратными, собранными, жить по вере. Это способствует тому, чтобы мы не заболели и ничего в нашей жизни не повредилось.

Надо понимать, что даже течение болезни зависит от того, в каком настрое человек находится. Тот же коронавирус кого-то убивает, а кого-то нет. И дело не только в иммунитете. Иммунитет и физическое состояние имеют большое значение, но не только они. И мы, как верующие люди, должны это знать.

Читать еще:  В США эпидемия венерических заболеваний

– Как вести себя в храме? Надо ли сократить посещение церкви, как места, где собирается много народа?

Г. К.: Не надо бояться проявлять свою веру, надо молиться, в том числе о том, чтобы все эти искушения быстрее ушли. Молиться за своих ближних – и за старых, и за малых, и помнить, что сейчас рискуют все люди, каждый человек может заболеть, и последствия могут быть серьезными, вплоть до летальных.

Надо быть разумными, сдержанными, осторожными, не надо нарушать рекомендаций, не надо прикладываться к святыням или к руке священника, к чаше с причастием. Ни церковные святыни, ни рука священника, ни чаша с причастием не будут унижены, если мы приложимся к ним не физическими устами, а приобщимся друг к другу духовно.

Приобщение к благодати возможно и через приобщение к подвигу святых, а не только через целование кусочка мощей. Господь действует и на расстоянии, благословение действует на расстоянии, и любовь тоже может быть проявлена на расстоянии, во всяком случае, в таких острых ситуациях, которые мы сейчас переживаем.

В конце концов, иногда надо воздержаться и от причастия. Я считаю, что сейчас это было бы желательно, я бы даже рекомендовал на какое-то время воздержаться от причастия в храме. Есть священники, а у них есть запасные дары, в случае чего ими и можно причаститься.

Конечно, это не значит, что не надо молиться, но надо перенести молитву в домашние условия. Если, например, раньше в том или ином доме не было традиции совершать праздничную вечерню в субботу вечером, то сейчас это надо делать.

Если человек не пошел в храм в воскресенье утром, можно совершить дома утреню, а также использовать молитвы, которые есть в Часослове. Сейчас все тексты литургии есть в интернете на русском и на церковнославянском языках. Первый раз может быть сложно, а потом – ничего трудного.

– А общение тоже нужно сократить до минимума?

Г. К.: Нет, это не так. Сейчас некоторые люди совсем боятся общаться, соприкасаться с кем бы то ни было, не доверяют никому и ничему, и это тоже неправильно. Не случайно в рекомендациях названо количество в 50 человек. Больше 50 – это уже опасность существенная, что не значит, что 49 не опасно, а 51 уже смертельно. Понятно, что можно заразиться и от одного человека и не заразиться в собрании 100 или 500 человек, просто риски разные и рационально все никогда не разложишь.

Поэтому надо не терять молитвенной настроенности, причастности ко Христу через свою жизнь, особенно, если ты видишь кого-то страдающего или больного. Не надо бояться. Другое дело, что надо не лениться и соблюдать меры предосторожности, быть в маске, например. Знаменитое русское «авось» не должно здесь работать.

Надо стараться, чтобы все это как можно быстрее прошло, чтобы исчезли инфекции, эпидемии, карантины. Это немного зависит от погоды, природы, но и от формы отношений между людьми тоже. Всегда надо знать, как распространяются вирусы и понимать, что надо делать, а чего делать не следует.

Верующие люди должны показывать пример того, как вести себя в таких случаях: жить по вере, продолжая общение с Богом и ближними, не боясь ничего, и в то же время соблюдая рекомендации, которые дают профессиональные врачи.

Не нужно бегать и скупать продукты, медикаменты и прочие товары, не нужно поддаваться панике. Но вопрос о том, что иногда попадаешь в неловкое положение, когда приходишь в магазин, а там уже ничего нет, или в аптеке не выдают лекарство, – это уже социальная проблема, вопрос к властям, которые должны заботиться обо всех людях в обществе и делать все для того, чтобы потери были минимальными.

Мы надеемся на Бога, но надеемся и друг на друга, мы надеемся и на то, что что-то доброе сделают власти и разные социальные службы.

Верю, что у всех вас всё будет хорошо. Я всем этого и желаю!

Патриарх рассказал, как будет проходить причастие во время эпидемии

Когда весь мир погрузился в пандемию коронавируса, каждому приходится полностью менять свою жизнь, чтобы избежать ее распространения. И одним из самых главных правил, действующих сейчас, является сидение дома и минимизация социальных контактов. Однако православная религия предписывает прихожанам ходить в церковь и участвовать в различных обрядах, что вызывает недоумение и непонимание того, как же быть и что делать.

Мифы о походах в храм

Так как сейчас людям запрещают ходить в церкви и причащаться, чтобы избежать заражения и не заразить кого-то другого, некоторые из них в ответ на запреты вспоминают библейские писания. Именно исходя из того, что написано там, родилось несколько мифов, которые сейчас могут быть смертельно опасны:

  1. В чаше, край которой целуют во время причастия, находится Господь Иисус Христос, так что она является стерильной для верующих и через нее никак не может передаваться коронавирус и прочие инфекции.
  2. За время всемирной истории человечество уже пережило огромное количество самых разных эпидемий, во время которых они совершали крестные ходы, и при этом никто из них не умер во время таких походов от заражения инфекцией.
  3. Священник подает чашу каждому, кто причащается, не спрашивая у прихожан, больны они или нет, и если бы она была не стерильной от веры, то все священнослужители уже давным-давно умерли бы.

Развенчание мифов

Когда подобные слухи о причастии и посещении церквей дошли до патриарха Московского Кирилла, он поспешил опровергнуть их и некоторые другие мифы:

  1. В церкви никогда не было такой догмы, что через ложку либо чашу невозможно заразиться, так что подобный слух — лишь частное мнение некоторых священнослужителей, которое церковным учением тем не менее не является.
  2. В церкви нет и никогда не было учения, что во время ритуала продукты меняют свои свойства, так что хлеб и вино на самом деле не превращаются в кровь и тело Иисуса Христа, а остаются хлебом да вином, в которых, естественно, могут содержаться вредные для здоровья вирусы и бактерии.
  3. Причастие — это момент самого тесного общения человека с Богом, так что долг священников состоит в том, чтобы обустроить эту встречу с максимальным комфортом и чистотой. Так что стерильности от Бога ждать не стоит, ее должен обеспечить прихожанам священнослужитель.
  4. Разговоры же о том, что во все времена люди причащались и ходили по миру, не заражаясь, ничем не подкреплены, а статистика на этот счет молчит, так что доверять подобному мифу не стоит и лучше все-таки поменьше выходить из дома в период пандемии.

Новые правила причастия

Однако все-таки священный ритуал причастия никто сейчас отменять не будет, и, если прихожанину это нужно, он может прийти в церковь причаститься. Правда, проводиться все будет немного иначе, чем всегда:

  1. После каждого причастия ложка теперь будет протираться платком, смоченным в спирте, который затем будет утилизирован.
  2. «Запивку» каждый прихожанин будет получать индивидуально в одноразовом стаканчике, который после причастия будет подлежать утилизации.
  3. Антидор будут раздавать в одноразовых перчатках.
  4. После причастия прихожанину будет выдаваться бумажная салфетка, дабы он мог вытереть ею рот, которую затем нужно будет сжечь.
  5. До окончания пандемии коронавируса чашу целовать будет нельзя.
  6. При совершении помазания елеем сейчас вместо стрючицы будут использовать ватную палочку, а вместо губки — бумажную салфетку, которые потом нужно будет сжечь.

Как видите, сейчас в церкви все предусмотрено для того, чтобы прихожане не заразились, так что теперь дело за малым. И сами верующие должны соблюдать все меры предосторожности, дабы общими усилиями мы все смогли победить нынешнюю страшную пандемию.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector