0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Про ковид и вакцинацию от него — протоиерей Георгий Максимов

Что говорят о вакцинации от коронавируса священники и врачи?

Приблизительное время чтения: 6 мин.

20 мая в Сретенской духовной академии в Москве прошел круглый стол «Вакцинация: этические проблемы в свете православного вероучения». «Фома» поговорил с некоторыми его участниками о том, как верующим относиться к начавшейся массовой вакцинации, методам изготовления вакцин, включая использование в их производстве эмбрионального абортивного материала, к прививкам вообще и праве пастырей благословлять на такую процедуру.

Священник Георгий Максимов, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

— Напомню, что наши святые тоже практиковали вакцинацию: святой Иннокентий Московский во время эпидемии оспы, например, сам проводил вакцинацию населения, а Синод даже предписал священникам убеждать население прививаться. То есть Церковь принимала самое непосредственное участие в решении проблемы эпидемии.

Вопрос прививок — не религиозный вопрос, поэтому не может быть темой для благословения. Конечно, есть люди, которые вообще на все спрашивают благословение у священника, а значит, спросят и про вакцинацию. И тут роль пастыря в том, чтобы помочь человеку подойти к вопросу ответственно.

Действительно, для создания многих вакцин используется клеточная линия, которая была получена из абортивного материала. Но это проблема не только вакцин, а огромного количества препаратов, которые производятся или тестируются с помощью таких клеток. Мне кажется, что когда мы говорим об этической проблеме практики использования абортивного материала, мы говорим не о грехе людей, которые используют подобные препараты, а о грехе разработчиков. Очень многие предметы, которыми мы пользуемся каждый день, созданы грешными людьми и с помощью того или иного греха, но мы же не считаем, что эти грехи перешли на нас? Конечно, круглый стол констатировал необходимость дальнейшего обсуждения этической стороны этой проблемы. Выслушав мнения многих компетентных людей, я пока что считаю, что нельзя говорить о греховности людей, которые были вакцинированы.

При этом сам производитель вакцины может выбирать, использовать ему клеточную линию для создания и тестов, или нет. Все специалисты, которые присутствовали на круглом столе, подтвердили, что препараты и вакцины можно производить без участия упомянутых клеточных линий. Но это намного дороже. То есть использование клеточных линий во многом продиктовано экономическими соображениями.

Александр Чучалин, врач-пульмонолог, доктор медицинских наук, академик РАН, заведующий кафедрой госпитальной терапии педиатрического факультета РНИМУ им. Пирогова. Входит в состав исполнительного комитета «Общества православных врачей России»

Прошедший круглый стол — большое событие для страны. Священнослужители встретились с экспертами медицины: как с практиками, так и с теоретиками, которые занимаются теоретическими разработками в области генетики, молекулярной биологии. И мы сошлись на необходимости развивать этическое образование нашего общества. Это тема, которая всех нас объединила. Особое значение здесь имеет вопрос добровольного информированного согласия (доктрина в медицинской этике и медицинском праве. Согласно ей для медицинского вмешательства, связанного с риском, нужно получить согласие пациента, который проинформирован обо всех тонкостях и возможных последствиях, — Прим. ред.). К большому сожалению, в России эта культура общения медиков с пациентами не получала должного развития.

Вакцина — сильнодействующее воздействие на организм. И человек должен знать правду о ее структуре и механизмах работы, возможных последствиях ее применения. Он должен получить такую информацию, которую сможет изучить в спокойной обстановке, если нужно — посоветоваться со специалистом и только после этого принять решение. Кроме того, вакцина — это персонализированная медицина. Нельзя вакцинировать всех подряд. Нужна информация о том, какие инфекции перенес человек, в каком состоянии его иммунитет, есть ли склонность к образованию тромбов в сосудах и т.д. Без этой информации вакцину вводить нельзя, она не показана тем, у кого есть сильные аллергические реакции, или тем, кто раньше вакцинировался по другому поводу — например, от гриппа,— и плохо это перенес.

Да, вакцина — это благо, но одновременно, повторю, это высоко персонализированное воздействие на организм человека. Никакие всеобщие, огульные и командные методы в данном случае недопустимы. Другое дело, что есть чрезвычайные ситуации, когда начинаются пандемии и так далее. Но общество должно активизироваться, взяв на вооружение более высокий потенциал этического образования человека: чтобы на него не давили, а он проникся сам. Я думаю, что сегодняшняя встреча не последняя и мы будем наращивать потенциал добровольного информированного согласия.

Из тех вакцин, которые уже стали доступны, есть достаточно тех, которые больше отвечают принципам персонализированный медицины, чем другие.

Епископ Зеленоградский Савва (Тутунов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, заместитель управляющего делами и руководитель контрольно-аналитической службы Московской патриархии, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви

— Сразу оговорюсь, что нельзя говорить о какой-то позиции всей Церкви по поводу вакцинации — она может быть сформулирована только Архиерейским Собором и Священным Синодом, а пока что ни тот, ни другой такой позиции не выражал.

За круглым столом, посвященным этическим аспектам вакцинации, было не только священство, но и ученые с врачами. Они рассказали, что большинство вакцин если не выращено на клеточной культуре, происходящей от эмбриональных клеток человека, то тестируются на них. Более того, многие современные необходимые человеку медицинские препараты также создаются при помощи клеточной культуры, либо тестируются на ней. Например, это лекарства для онкобольных и инсулиновые препараты для диабетиков. Поэтому проблема, как оказалось для нас, священства, намного шире. Дискуссию об этой проблеме нужно продолжить на самом серьезном уровне. Мы выразили пожелание, чтобы фармакологические компаниинаходили возможность производить лекарства, не используя такие технологии.

По мнению участников круглого стола, если нет других альтернатив в условиях не просто опасной, но и смертельной болезни, которой в том числе является и COVID-19, человек может использовать такие препараты и не будет причастен к греху аборта, который был когда-то совершен для получения или тестирования медицинского материала. При этом мы считаем, что если есть альтернатива, то следует использовать медицинские препараты, которые этически более безупречны.

Вот еще одна из позиций, которую мы сегодня высказали: отказ от прививок или их принятие — это не предмет православного вероучения. У нас была дискуссия по поводу того, насколько обязательна должна быть вакцинация. Некоторые говорили о том, что прививаться — это нравственный долг христианина, потому что так он защищает свое окружение от болезни. Но с этой позицией согласились не все. Противоположное мнение аргументировалось тем,что нельзя настаивать на том, что прививка — моральный долг христианина, потому что мы не можем взять на себя ответственность за последствия: не секрет, что есть возможность тяжелых и долгосрочных пост-вакцинальных осложнений — это то, что смущает часть людей.

При этом нельзя говорить, что гипотетическая возможность таких осложнений — препятствие к прививкам. Мы рискуем своим здоровьем, даже когда идем на прием к зубному врачу — он может занести инфекцию, которая нанесет существенный урон организму. Медицина — это всегда риски. Есть печальное выражение про то, что у каждого врача, сколь бы хорош он ни был, есть за оградой больницы кладбище не спасенных им людей. К сожалению, это так — ни один медик не застрахован от смерти пациента. И дело не в халатности, а в том, что человек до конца не исследован и предсказать на сто процентов реакцию организма на то или иное вмешательство иногда нельзя. Поэтому говорить о запрете прививок из-за возможных рисков — неправильно. Здесь вступает в силу свобода рассуждений каждого человека. Конечно, все люди должны быть проинформированы о рисках, которые они принимают на себя, прививаясь, если такие риски есть — как минимум, это честно. Но Церковь не должна давать оценку качеству медицинских препаратов, их эффективности или научной состоятельности — это дело ученых.

Читать еще:  Уберегут ли сахарозаменители от ожирения и диабета?

Что касается благословения на вакцинацию: я, как и многие уважаемые мною пастыри, полагаю, что не дело священника благословлять человека на тот или иной конкретный выбор, когда речь идет о бытовых вопросах или сугубо личных аспектах жизни, будь то вакцинирование, продажа квартиры или женитьба. Да, пастырь может помолиться, чтобы человек принял правильное решение, проговорить возможные варианты последствий того или иного выбора для духовной жизни, если такие последствия могут наступить, но не раздавать под видом благословения строгие разрешения или запреты, что уместно скорее в монастырях, где благословение игумена действительно может подразумевать под собой его прямое распоряжение монаху.

Я смерти не боюсь и делать прививку не буду

Но борцов против вакцинации призываю не протестовать против своего государства, а переезжать в деревню

В связи с вакцинацией распространяется много слухов о чипизации как антихристовой печати, которая якобы тайно уже наносится на людей. Но если внимательно перечитать Евангелие Господа нашего Иисуса Христа и Откровение Его своему любимому ученику Иоанну Богослову, то мы поймём, что печать будет наноситься лишь после того, как люди уже привыкнут пользоваться всеми удобствами электронного удостоверения, живя под властью единого мирового правителя. В этом едином удостоверении будет всё, необходимое для жизни: и паспорт, и медицинский страховой полис и медицинская карта, и банковский счет, и водительские и иные профессиональные права… Всё.

Когда люди привыкнут к этому, когда безналичный расчет станет повсеместным в мире, когда бумажные деньги исчезнут из обращения, тогда глобальный правитель (царь) и поставит людей перед выбором: либо вы признавайте меня богом и отрекайтесь от всех богов, которым вы раньше покланялись (о христианах будет сказано особо: отречься от Христа, ибо христиане окажутся самыми упёртыми в этом вопросе), либо вы не получите электронное удостоверение и не сможете ничего ни купить, ни продать.

Апостол Павел писал: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога » (2 Фесс. 2: 3, 4).

Зачем ему будет нужно, чтобы люди признали его богом? Во-первых, управлять такой огромной массой людей посредством одних только денег и полиции невозможно. Нужны духовные стимулы, нужна вера. А во-вторых, и в главных, в этого правителя вселится сам сатана, который более всего мечтает занять место Бога. За это место он борется тысячи лет. А место это только одно – в сердцах человеческих, другого места нет.

Вот как сформулирована задача мирового правительства более ста лет назад в «Протоколах сионских мудрецов»: «Когда мы воцаримся, нам нежелательно будет существование другой религии, кроме нашей о едином боге, с которым наша судьба связана нашим избранничеством и которым та же наша судьба объединена с судьбами мира. Поэтому мы должны разрушить всякие верования. Если от этого родятся современные атеисты, то, как переходная ступень, это не помешает нашим видам, а послужит примером для тех поколений, которые будут слушать проповеди наши о религии Моисея, приведшей своей стойкой и обдуманной системой к покорению нам всех народов» (Протокол № 14).

И тут: «Наше правление будет иметь вид патриархальный, отеческой опеки со стороны нашего правителя. Народ наш и подданные увидят в его лице отца, заботящегося о каждой нужде, о каждом действии, о каждом взаимоотношении как подданных друг к другу, так и их к правителю. Тогда они настолько проникнутся мыслью, что им невозможно обходиться без этого попечения и руководства, если они желают жить в мире и спокойствии, что они признают самодержавие нашего правителя с благоговением, близким к обоготворению ». «Когда царь Израильский наденет на свою священную голову корону, поднесенную ему Европой, он сделается патриархом мира . Необходимые жертвы, им принесенные, вследствие их целесообразности, никогда не достигнут числа жертв, принесенных в течение веков манией величия соревнованием гоевских правительств. Наш царь будет находиться в непрестанном общении с народом, говоря ему с трибуны речи, которые молва будет в тот же час разносить на весь мир. (Протокол №15).

Но прежде чем воцарится этот всемирный правитель, должны быть дискредитированы и разрушены национальные государства: «Признание нашего самодержца может наступить и ранее уничтожения конституции: момент этого признания наступит, когда народы, измученные неурядицами и несостоятельностью правителей, нами подстроенною, воскликнут: «Уберите их и дайте нам одного, всемирного царя, который объединил бы нас и уничтожил бы причины раздоров – границы, национальности, религии, государственные расчеты, который дал бы нам мир и покой, которых мы не можем найти с нашими правителями и представителями. » (Протокол № 10).

А вот что говорит об этом времени Бог устами апостола Иоанна Богослова: «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца , закланного от создания мира» (Откр. 13: 5-8). И через три с половиной года его власти начнется массовое уничтожение человечества. «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24: 22).

Итак, говорить о печати антихриста преждевременно. Но подумать о том, что народ приучают, готовят к воцарению антихриста, не рано. Образ жизни, который выбрали все народы, неуклонно, закономерно ведет к электронному концлагерю. В погоне за свободой от Бога (Адам и Ева выбрали именно свободу от Бога!) человечество загоняет себя в невиданное и неслыханное рабство. Начертание, о котором предупреждал апостол Иоанн, не наносится на тела, пока не наносится. А печать антихриста уже лежит на умах и сердцах человеческих.

Так всё-таки: прививаться или не прививаться? Это печать антихриста или не печать? Это угроза жизни или спасение? В густой путанице высказываний на эту тему ясно одно: эта тема специально запутывается и затемняется. Кем? Вот это самый интересный вопрос.

Чтобы на него ответить, надо узнать, кто решил объявить пандемию? Всемирная организация здравоохранения. А за две недели до нее такое решение принял Всемирный банк.

Читать еще:  Причастие и посещение храма во время эпидемии коронавируса. Отвечают православные священники

Почему правительства всех стран как по команде начали громко сообщать об опасном вирусе и принимать меры защиты от него более решительные, чем меры от чумы, холеры, гепатита С, сибирской язвы и прочих многочисленных не менее смертоносных болезней, вместе взятых? Кто-то дал команду?

Хотя медики спорят, я верю нашим врачам, что вирус опасен. Но еще больше я верю Сыну Божию по имени Иисус. Да, Он жил давно, две тысячи лет назад, но Его знание более достоверно и надежно, чем человеческое знание, которое всегда стремительно устаревает. Я верю Ему, потому что Он воскрес – это исторический факт, который невозможно отрицать. А Он сказал: Я вас всех воскрешу, вас ожидает вечная жизнь в Царствии Небесном.

В таком случае, бояться смерти глупо . Наоборот, я ожидаю ее с нетерпением, чтобы скорее оказаться в Царствии Самого Бога. Но я понимаю позицию Патриарха и архиереев нашей Церкви, которые призывают всех прививаться и защищаться от вируса. Ведь не все веруют Иисусу больше, чем врачам. И все «нормальные» люди боятся смерти. Поэтому если Церковь призовет не бояться смерти, не защищаться от вируса и не делать прививки, то Её объявят врагом человечества со всеми вытекающими последствиями – запреты, аресты, конфискация имущества, казни для особо упрямых. Мы же знаем, как власть может бороться с Церковью.

Это мне легко, живя в деревне, не бояться ни вируса, ни смерти, ни гнева властей. В деревне я могу не позволить властям распоряжаться моим телом. Иначе власти войдут во вкус и станут распоряжаться и моей душой. Но в деревне кругом – тяжёлый труд, а в больших городах, куда люди «пищат да лезут» ради комфорта и развлечений, там кругом – страх. И назревающий супертоталитаризм, в сравнении с которым фантазии писателей Оруэлла и Замятина покажутся детской сказкой.

Я понимаю позицию Церкви. Но примирение с образом жизни, который навязал людям «князь века сего», – это не смирение. Это слабость и маловерие. Компромисса с дьяволом быть не может. Он гнёт своё и добьётся, что все будут ходить по струнке и выполнять его волю. А его цель – уничтожить род человеческий, он «человекоубийца искони» (Ин. 8: 44).

Напоследок советую тем, которые уверены, что чип уже вводится, я бы посоветовал купить себе участок земли в деревне, пока покупать еще можно без печати антихриста. Земли у нас, слава Богу, хватит на всех. С этого участка можно будет прокормиться три с половиной года, а потом придёт Христос. Или слабό грядки копать и сено косить? Легче призывать «объединяться и протестовать». Объединяться вокруг кого, протестовать против кого? Против своего государства? Но ведь этого и добивается антихрист.

Священник Виктор Максимов , настоятель храма св. Георгия Победоносца п. Белоносово Челябинской области

Про ковид и вакцинацию от него — протоиерей Георгий Максимов

Из Указа Святейшего Синода от 10 октября 1804 г.:

«Спасительное изобретение прививания коровьей оспы младенцам для отвращения безвременной смерти их, произвело полезнейшее действие… через сохранение жизни всех тех, кто… решился заблаговременно, оставив предрассудки, существующие в одном только воображении, воспользоваться сими средствами. А потому, убеждаясь сим изобретением, Синод предписывает всем Епархиальным Преосвященным, дабы приходские священники, как более могущие иметь влияние на крестьян и другого звания людей, внушали им о безвредности сего способа, и отвращали их от несоглашения к принятию оного. старались, исполняя тем долг свой, доставить соблюдение жизни народной».

Не смотря на подобные распоряжения (а были таковые и от самих самодержцев-императоров), часть священников не исполняли их, называя прививки «неслыханным фармазонством», либо исполняли формально, а многие верующие не слушались ни Церкви ни государя из-за страхов и предрассудков относительно прививок. О том, каковы они были, пишет, например, В. И. Даль: «Мужик не верит предохранительной оспе (т.е. прививке от оспы), а готов верить, что предохранительную оспу пустил на свет антихрист». Для образованной публики были свои страшилки, в том числе и приходящие из Европы. Например, английский врач Лискомб писал, что «у одного ребенка в Пэкгеме организм до прививки был нормальным, после прививки он превратился в скотский: ребенок стал бегать на четвереньках, мычать по-коровьи и бодаться головой. Дочь одной леди начала кашлять как корова и вся обросла волосами». Другой автор — Роулей, — писал, что вакцинированный «мало-помалу утрачивает черты человека и лицо его превращается в морду подобную коровьей». И этим фейкам многие верили.

Как результат — не смотря на доступность прививок на протяжении всего XIX века, — лишь меньшая часть народа прививалась, коллективного иммунитета не появлялось и оспа продолжала уносить множество жизней. Ситуация исправилась только в ХХ веке, когда власти провели массовую обязательную вакцинацию. После этого оспа исчезла в нашем народе.

(С) Георгий Максимов

ОБРАЩЕНИЕ К РЕДАКЦИИ ВГ!

Проясните свою позицию по беспокоящему людей вопросу:

Общеизвестно, что все российские вакцины находятся на стадии клинических испытаний и являются экспериментальным препаратом; очевиден факт принуждения населения к вакцинации экспериментальным препаратом.

Считает ли редакция ВГ допустимым такое принуждение?
(Вопрос о ДОБРОВОЛЬНОСТИ вакцинации)

Нюрнбергский кодекс — был принят Нюрнбергским трибуналом после завершения Нюрнбергского процесса над нацистскими врачами в августе 1947 года.

Нюрнбергский кодекс (текст) :

”Тяжесть свидетельских показаний, лежащих перед нами, заставляет делать вывод, что некоторые виды медицинских экспериментов на человеке отвечают этическим нормам медицинской профессии в целом лишь в том случае, если их проведение ограничено соответствующими, четко определенными рамками. ЗАЩИТНИКИ ПРАКТИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ НА ЛЮДЯХ ОПРАВДЫВАЮТ СВОИ ВЗГЛЯДЫ НА ТОМ ОСНОВАНИИ, ЧТО РЕЗУЛЬТАТЫ ТАКИХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ПОЛЕЗНЫ ДЛЯ ВСЕГО ОБЩЕСТВА, ЧЕГО НЕВОЗМОЖНО ДОСТИЧЬ С ПОМОЩЬЮ ДРУГИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. ВСЕ СОГЛАСНЫ, ОДНАКО, ЧТО НУЖНО СОБЛЮДАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ, УДОВЛЕТВОРЯЮЩИЕ СООБРАЖЕНИЯМ МОРАЛИ, ЭТИКИ И ЗАКОНА.

1. АБСОЛЮТНО НЕОБХОДИМЫМ УСЛОВИЕМ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА НА ЧЕЛОВЕКЕ ЯВЛЯЕТСЯ ДОБРОВОЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ ПОСЛЕДНЕГО. Это означает, что лицо, вовлекаемое в эксперимент в качестве испытуемого, должно иметь законное право давать такое согласие; иметь возможность осуществлять свободный выбор и не испытывать на себе влияние каких-либо элементов насилия, обмана, мошенничества, хитрости ИЛИ ДРУГИХ СКРЫТЫХ ФОРМ ДАВЛЕНИЯ ИЛИ ПРИНУЖДЕНИЯ; ОБЛАДАТЬ ЗНАНИЯМИ, ДОСТАТОЧНЫМИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ СУТЬ ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРИНЯТЬ ОСОЗНАННОЕ РЕШЕНИЕ. Последнее требует, чтобы до принятия утвердительного решения о возможности своего участия в том или ином эксперименте испытуемый был информирован о характере, продолжительности и цели данного эксперимента; о методах и способах его проведения; обо всех предполагаемых неудобствах и опасностях, связанных с проведением эксперимента, и, наконец, возможных последствиях для физического или психического здоровья испытуемого, могущих возникнуть в результате его участия в эксперименте.
ОБЯЗАННОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЫЯСНЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОЛУЧЕННОГО СОГЛАСИЯ ЛЕЖИТ НА КАЖДОМ, КТО ИНИЦИИРУЕТ, РУКОВОДИТ ИЛИ ЗАНИМАЕТСЯ ПРОВЕДЕНИЕМ ДАННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА. ЭТО ПЕРСОНАЛЬНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАЖДОГО ТАКОГО ЛИЦА, КОТОРАЯ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ БЕЗНАКАЗАННО ПЕРЕЛОЖЕНА НА ДРУГОЕ ЛИЦО.»

«Ковид послан нам за грехи, зачем тогда прививка?» И еще 5 мифов о вакцинации

Протоиерей Максим Первозванский

«Вакцинация противоречит вере — ведь если воли Божией нет, то не заболеешь»

— Естественно, все мы под Богом ходим, и если Богу будет угодно, то я не умру от голода. Это если рассуждать глобально.

Если отвечать более локально, то эта идея противоречит искушению Спасителя. Когда дьявол сказал ему бросится с крыла храма, искушая его, говорил: «Если ты сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам своим заповедает о тебе, и на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею». На что Иисус ответил дьяволу: «Не искушай Господа Бога твоего».

Читать еще:  Гинеколог: как правильно лечить молочницу?

Мы должны делать то, что зависит от нас, а в том, что от нас не зависит, просить у Бога помощи, заступления и надеяться, что он сделает то, что не в наших силах.

«Ковид послан нам за грехи, уйдет он — появится что-то еще, какой смысл в прививке?»

— Зачем утром чистить зубы, если вечером нужно это делать снова? Зачем вставать и куда-то идти, если вечером ложиться спать. В Священном Писании, и в Ветхом Завете тоже, многократно говорится, что вся жизнь человеческая — это труд и болезнь. Наша земная жизнь состоит из почти непрерывного преодоления.

«Дние лет наших в нихже семьдесят лет, аще же в силах, осьмдесят лет, и множае их труд и болезнь», — сказано в священной книге псалмов. В этом есть суть и смысл человеческой жизни. Мы болеем и преодолеваем наши болезни, голодаем и преодолеваем наш голод, трудимся и отдыхаем. Такова земная жизнь и судьба, которую уготовил нам Господь.

«От вакцин тоже много вреда здоровью, лучше честно переболеть»

— Есть определенные указания на то, что побочные эффекты от разных вакцин возможны, как текущие, так и долгоиграющие. Вакцинируется человечество уже не первый десяток лет, и, действительно, довольно часто — если брать всю человеческую популяцию— встречаются сложности и побочные эффекты.

Но если смотреть на то, какой возможный вред принесет организму человека вакцинирование, сопоставить его с вредом от заболевания и его последствий, то это несравнимо.

Побочные эффекты всегда идут в малых долях — десятков, тысячных, десятитысячных от одного процента. Я сейчас говорю про классические вакцины. То же самое касается и ковида.

Но все равно реакция организма на прививку ни в какое сравнение не идет со смертностью от самого заболевания.

От того, как переносится сама болезнь, от постковидного синдрома люди страдают гораздо больше, чаще и сильнее. Постоянно вижу вокруг себя и смерти от ковида, и всевозможные побочные явления после перенесенного заболевания. Человек выжил, но потом еще очень долго время живёт с последствиями коронавирусной инфекции.

«Вакцины делают на эмбрионах абортированных детей — это противоречит православию»

— Вакцина не делается на эмбрионах абортированных детей. Это неверное утверждение. Хотя история эта действительно плохая, она известна и произошла более 40 лет назад. Мы знаем — и это задокументировано — что для разработки и последующего производства вакцины используется клеточная линия НЕК, которая тогда, более 40 лет назад, была действительно получена от абортированного ребенка.

Во-первых, на мой взгляд, здесь принципиальный момент. Это убийство не было совершено с целью производств вакцины. И, в некотором смысле, эта история подобна истории с трансплантологией. Чтобы пересадить орган живому человеку, пересаживается донорский орган человека, которого уже нет в живых.

Хотя убийство матерью своего ребенка тогда было вполне сознательно, и она дала свое согласие на то, чтобы ее ребенок был использован с этой целью. Но еще раз подчеркиваю, что ничего хорошего в этой истории нет и здесь есть много вопросов.

Однако сегодня очень важно сказать, что дети специально для производства вакцин не убиваются. Линия НЕК существует, и существует она как факт, независимо от того, будет из нее произведена вакцина или нет. Вопрос в том, можем ли мы вообще использовать подобные материалы для медицинских разработок?

Русская православная церковь считает: если есть альтернатива, то лучше пользоваться альтернативными вариантами разработки вакцины или других лекарств.

Но при этом, на недавнем заседании комиссии Сретенской Духовной Академии было вынесено соответствующее богословское решение. Оно заключается в том, что грех аборта, совершенного тогда, много десятилетий назад, не распространяется и не переходит на тех людей, которые ныне разрабатывают вакцины на этой основе и тех, кто этой вакциной прививается.

«Власти и СМИ сеют панику, а лучше бы больше говорили людям о Боге»

— Говорить людям о Боге — всегда хорошо и полезно. Напоминание о Боге может быть напоминанием о том, что необходимо, например, вакцинироваться, лечиться и соблюдать самоизоляцию, дабы соблюдать заповедь любви к ближнему.

Но может толковаться и по-другому, например, надо бороться с мировым заговором, или ничего не бояться и просто жить как жили, потому что все под Богом ходим.

Само по себе напоминание о Боге не приводит к тем или иным конкретным выводам, не проявляется в мыслях, чувствах, действиях. Это совершенно не связано с тем, как, например, человек ведет себя в пандемию или по отношению к вирусам.

«Весь этот ковид — из-за грехов человечества, так что спасаться надо не вакцинацией, а исправлением»

— В этом предположении нет ничего плохого. Да, возникновение болезней является следствием общей греховности и распада нравственности человеческого рода. Действительно, стоит исправлять свою жизнь, заботиться о своей душе гораздо больше, чем о теле. Но все это никоим образом не отменяет необходимости профилактики и лечения.

Здесь примерно такая логика. Если у вас болит голова, то можно заключить, что вы — человек грешный, поэтому наказаны по грехам своим головной болью и теперь вам мучиться от неё.

Мы знаем,что мигрени в некоторых случаях приводят к тому, что человек не в состоянии вообще ничем заниматься. Можно лежать, терпеть и ничего не делать, а можно пойти к врачу, пройти обследование, прописать подробное лечение.

Ни в коем случае не забывать при этом, что да, наши болезни — это следствие наших конкретных грехов и грехов наших человеческих, начиная от Адама.

Лечение, профилактика и вакцинация сами по себе никоим образом не отменяют необходимости заботы о душе, покаяния в грехах и более того, все это не должно переходить в первостепенную плоскость, отменяя все остальные заботы о душе.

Но делать это все нужно, также, как необходимо принять таблетку от головной боли, или вырезать аппендицит, когда он обострился. Совсем не обязательно умирать от него.

За 25-летнюю священническую жизнь я неоднократно видел ситуации, когда человек отказывался от лечения онкологии, а спустя какой-то период признавал свою неправоту, но время было упущено. Ближе к смерти начинались страшные терзания, сомнения, искушения, иногда происходил полный отход от веры: «Как же Господь меня не излечил? Я же его так просил, так ему верил, что даже отказывался от лечения».

Делать выбор не в пользу лечения и профилактики — это, конечно же, искусительная мысль. Оправдание своего бездействия. Человек сам от себя должен сделать все, чтобы противостоять тому или иному заболеванию, той или иной опасности.

Можно привести такой пример. Объявили воздушную тревогу, и это совсем не значит, что, если вы верующий и заботитесь о своей душе, вам не нужно спускаться в бомбоубежище.

Помните фильм «Титаник»? Там есть два эпизода, связанных с молитвой. Второй больше подходит к нашему разговору. Главные герои бегут по коридору, пытаясь спастись и видят стоящего на коленях, молящегося человека, который совершенно не собирается принимать их помощь. А когда, наконец, он бросается за помощью, его смывает поток воды.

Всегда и во всем надо на Бога надеяться, но не плошать. Молиться и каяться, безусловно, нужно, думать о душе в первую очередь, но то, что зависит от нас, обязательно делать.

Если мы принимаем официальную информацию о том, что происходит вокруг, то в этой ситуации отказ от лечения, вакцинации и соблюдения мер безопасности, рекомендованных специалистами — грех.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector