0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

апостол Иоанн Богослов

«Сын грома». Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. Церковный календарь на 9 октября

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня.

9 октября (26 сентября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Суббота 16-й седмицы по Пятидесятнице (шестнадцатой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 10 известных поимённо святых. Далее коротко расскажем о них.

Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Это евангельское изречение широко известно. Даже тем, кто никогда в жизни не брал в руки Священное Писание. Принадлежит оно святому Иоанну Богослову, самому загадочному из апостолов-евангелистов. Любимому ученику Христа, чьи тексты, в первую очередь Евангелие от Иоанна и Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова), за последние два тысячелетия трактовались наиболее часто.

Сам Господь дал апостолу Иоанну имя «Сын грома» – за пламенные проповеди, потрясающие людей, как гром и молнии. При этом иконографическим символом Иоанна Богослова является орёл – образ высокого парения богословской мысли этого святого.

Сегодня мы именуем богословами всех, кто получил хоть какое-то теологическое образование. Но в православной традиции лишь трое святых носят это высокое имя: Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов. Казалось бы, это значит, что учение святого Иоанна должно быть очень сложным и возвышенным. И отчасти это так, что особенно заметно на примере Апокалипсиса. Однако основная мысль, которую Иоанн Богослов стремился донести до всех людей, предельно ясна.

Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Фото: www.pravoslavie.ru

Так, в одной из своих проповедей протоиерей Андрей Ткачёв следующим образом объяснил эту основную мысль апостола Иоанна Богослова:

Его учение очень простое. Он говорит нам о том, что Бог есть Свет, и нет в Нём никакой тьмы. И что главное Имя, которым можно назвать Бога, это Любовь. И познавший Бога как Любовь проявляет свою веру в любви к ближним и не творит греха, потому что тот, кто творит грех, тот не знает Бога, и он не Его.

Казалось бы, зачем так категорично? Но именно в этом и заключается истинная Любовь. Всечеловеческая любовь апостола Иоанна, единственного из смертных, кому было дано во всей полноте Откровение о Конце времён. Возможно, именно поэтому он и был столь прямолинеен в неприятии любого греха. Ведь именно наши грехи, главным из которых является оскудение любви к Богу и ближним, отдаляют наш мир от его Создателя и приближают воцарение антихриста.

Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси

Революционный 1917 год принёс Русской Церкви и её народу немало бед. Но в том же году произошло событие, которого православные ждали больше двух столетий. В ноябре на Поместном соборе впервые после петровских реформ был избран Московский Патриарх. Им стал святитель Тихон (Беллавин), человек, чьи мудрость и кротость удивительно контрастировали с духом наступивших времен.

Будущий Патриарх родился в 1865 году в Псковской губернии в священнической семье. С юных лет он был добродушным, кротким и богобоязненным, без лукавства и святошества. А среди своих товарищей по Псковской семинарии имел шутливое прозвище «Архиерей».

Шутники-семинаристы оказались прозорливы. Уже в 32 года отец Тихон, никогда не искавший высоких званий и наград, был рукоположен епископом Люблинским, викарным архиереем Холмской Руси, ныне находящейся в составе Польши. Позднее владыка служил в Северной Америке, в Виленском крае и на Ярославщине, где не чуждался и политической деятельности, возглавляя местный Союз русского народа. И наконец в судьбоносном 1917-м стал всероссийским Патриархом. Именно на владыку Тихона пал этот тяжкий жребий.

Избрание Первосвятителя не ослабило давления светской власти на духовную. Более того, богоборческие гонения лишь усиливались. Но в сознании церковного народа отложилось чётко: теперь у нас есть земной заступник – Святейший Патриарх.

В последние годы своей земной жизни святитель Тихон неоднократно оказывался в заключении. Но, несмотря на жесточайшее давление, от патриаршего служения не отрёкся вплоть до своей смерти в 1925 году. Святитель мужественно нёс первосвятительский крест. И это принесло свои плоды: Русская Церковь выстояла, а в 1989 году торжественно прославила в лике святых своего Первосвятителя тяжелейших лет – Патриарха Тихона.

Святитель Тихон, Патриарх Московский. Фото: www.pravoslavie.ru

Праведный Гедеон, судия Израильский. Ветхозаветный святой XI столетия до Рождества Христова. Этот праведник жил в годы, когда древние евреи были разобщены политически и духовно, отчего Израильские земли находились в упадке и угнетении мадианитянами, как говорится в Библии: «И весьма обнищал Израиль» (Суд. 6:6). Отважный воин Гедеон был призван Богом избавить свой народ от угнетения и во главе небольшого отряда в 300 человек он смог изгнать за Иордан мадианитян. Израильтяне предлагали ему стать монархом, но Гедеон отказался от этой формы правления, став судией, и под его началом на протяжении сорока лет Израиль благоденствовал.

Преподобный Ефрем Перекомский. Русский святой XV столетия, основатель Перекомского монастыря под Великим Новгородом. С юности стремился к монашеской жизни и, несмотря на настоятельные просьбы родителей, отказался от семейной жизни. Первым учителем и духовным наставником будущего святого стал преподобный Макарий Калязинский, вторым – преподобный Савва Вишерский, который и постриг отца Ефрема в монашество. Около 1450 года будущий старец отправился на озеро Ильмень, где некоторое время пребывал в отшельническом уединении, но позднее к нему присоединились ученики и была образована монашеская община. Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский, рукоположил отца Ефрема в священнический сан и назначил игуменом новой обители, получившей название Перекопской, или Перекомской. Скончался старец в 1492 году от Рождества Христова.

Священномученики Афанасий Докукин, Александр Левитский и Димитрий Розанов, пресвитеры, мученики Иоанн Золотов и Николай Гусев (1937). Священномученик Владимир Вятский, пресвитер (1939). Эти святые страдальцы, в том числе в священном сане, приняли мученические венцы в разные годы советских богоборческих гонений. Позднее все были прославлены в лике святых в многотысячном Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем всех православных христиан с днём всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

Иоанн Богослов — святой , апостол и евангелист

Дни памяти:
21 мая (8 мая по старому стилю) — день ежегодного исхождения на месте его погребения тонкого розового праха, исцелявшего от болезней;
13 июля (30 июня ) — в день Собора святых славных и всехвальных двенадцати апостолов.
9 октября (26 сентября )– день преставления апостола Иоанна

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ СВЯТОЙ АПОСТОЛ И ЕВАНГЕЛИСТ ИОАНН БОГОСЛОВ

Святой апостол и евангелист Иоанн- покровитель всех, кто занят в информационной сфере: издателей, писателей, работающих в сети Интернет.

Святой еще получил прозвище апостол любви, молитвы перед его иконой помогают найти хороших друзей, обрести крепкую семью и в дальнейшем охранять ее от ссор, конфликтов и от злых намерений других людей.

Апостолу Иоанне молятся рыбаки для защиты от несчастных случаев на воде и для хорошего улова.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
Каким святым и кому нужно молиться в разных случаях и почему наши молитвы остаются без ответа.

ЖИТИЕ АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА

Святой апостол и евангелист Иоанн вместе со своим братом Иаковом пошел за Господом Иисусом Христом, когда Спаситель призвал их за собой на Геннисаретском озере. Братья оставили отчий дом и стали апостолами, учениками Христовыми, посвятив Ему свои жизни.

Иоанн не разлучался с Учителем, он был одним из приближенных к Иисусу учеников, был свидетелем многих Его чудес. Святой апостол стал одним из трех человек, которые стали свидетелями Преображения Господня на горе Фавор.

Ученик был с Иисусом Христом и тогда, когда Его схватили и вели на суд беззакония, шел за Ним по Его Крестному пути. Он был рядом, когда судьи допрашивали Господа, все это время сердце Иоанна было полно скорби. Плача вместе с Богоматерью у подножия Креста, Иоанне были сказаны слова Распятым Господом о своей Матери:

«Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27).

После вознесения Христа, апостол Иоанн Богослов до самого Успения, находился в Иерусалиме, заботясь о Божией Матери, как преданный и любящий Ее сын.

После того, как Святая Мария оставила земную жизнь, апостолу Иоанну выпал жребий, согласно которому он должен был отправиться проповедовать Евангелие в Ефесе и в других Малоазийских городах.

Вместе со своим учеником Прохором, они сели на корабль, который попал в шторм и затонул. Все путешественники были спасены, кроме апостола Иоанна. Прохор сильно переживал, ведь он лишился своего наставника и духовного отца. В Ефес ему пришлось идти в одиночестве. Около двух недель Прохор шел по берегу моря, и вот однажды, он обнаружил лежащего у воды человека, в котором узнал своего наставника. Иоанн целых четырнадцать дней находился в открытом море, но остался жив, Бог сохранил ему жизнь.

Читать еще:  Крещена, но без любви к Богу. Что делать?

После всех приключений, которые благополучно закончились, учитель и ученик, вместе направились в Ефес, где апостол рассказывал язычникам про Иисуса Христа. Число людей, которые начинали верить во Христа, увеличивалось, буквально с каждым денем, потому, что во время этих проповедей часто происходили чудеса, подтверждающие его слова о Спасителе.

В тоже время, по приказу императора Нерона (56 — 68 г.г.) начались гонения на людей, принявших христианскую веру. Апостола Иоанна схватили, и увезли в Рим на суд, там он был приговорен к смерти.
По приказу палачей, Иоанну дали выпить чашу с ядом, выпив смертельный напиток, он остался жив – Господь хранил Своего ученика.
Потом апостола бросили в котел, в котором находилось кипящее масло, но он продолжал жить.
После этих зверских испытаний Иоанн был выслан на остров Патмос (сейчас это греческий остров в Эгейском море), где и жил много лет.

На острове апостол Иоанн продолжал проповедовать христианское учение, которое привлекало местных жителей и опять на его проповедях происходили чудеса.
Из многочисленных идольских капищ с Божией помощью он изгонял бесов, вылечил многих больных. Местные колдуны-волхвы противостояли апостолу в его учении, но святой Иоанн с помощью Божией благодати, ниспосланной на него, разрушал все их бесовские ухищрения.

Однажды для того, чтобы пройти трехдневный пост, апостол Иоанн вместе Прохором отправились на пустынную гору. Когда они начали читать молитвы, загремел гром, гора задрожала, а Прохор от испуга упал на землю. Апостол Иоанн помог ему подняться, и велел записывать то, что он будет говорить.

«Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1, 8).

Такими словами через апостола говорил Святой Дух Божий, о тайнах судеб Церкви и конца мира, повелев, чтобы Иоанном была написана Книга о том, что он услышал. Так, примерно в 67 году, появилась на свет Книга Откровений (Апокалипсис).
Апостол Иоанн был четвертым человеком, написавшим Святое Евангелие, до него уже были написаны три Евангелия. Прочитав писания других евангелистов, он видит, что они благовествуют о воплощении Христовом, а о предвечном Его бытии не сказали ничего ясного и наглядного, поэтому апостол Иоанн возвещает о горнем рождении Христа. В своем Евангелии он разъяснил и прибавил то, что другие евангелисты сказали неясно или вообще умолчали.

Много лет находился в ссылке на острове апостол Иоанн, наконец, получив долгожданную свободу, он возвращается в Ефес, где продолжает обличать лжеучителей христианства и занимается просвещением людей, призывая любить Господа, и друг друга, тем самым исполняя Христовы заповеди.

В трех Посланиях, написанных Иоанном говорится о том, что такое любовь к своим ближним, что без любви люди не смогут стать ближе к Богу. За эти труды Церковь так говорила о Богослове Иоанне — «апостол любви«.

ПРЕСТАВЛЕНИЕ ИОАННА БОГОСЛОВА

Святой апостол Иоанн скончался, когда ему было почти сто пять лет, значительно пережив почти всех современников Иисуса Христа.

Когда у апостола Иоанна настало время отшествия к Богу, старец с семью учениками отправился за город. Он попросил их вырыть ему могилу в виде креста, в которую лег и велел, засыпать его землей. Ученики плакали, но побоявшись ослушаться своего учителя, накрыли его платом и выполнили просьбу. Узнав об этом другие ученики, пришли к месту захоронения Иоанна и начали раскапывать могилу, но ничего в ней не нашли.

Каждый год 21 мая (8 мая по старому стилю) из могилы апостола и богослова Иоанна выступал тонкий прах, исцелявший людей от болезней. В честь этого чуда Церковь еще и в этот день празднует память святого апостола Иоанна Богослова.

«Сыновья грома» — так называл Иисус Христос своего ученика Иоанна и его брата, указывая на их пылающую и жгучую форму христианской любви, которую проповедовал апостол Иоанн Богослов.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, апостоле Христов и Евангелисте Иоанне Богослове, и чтем болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

ИОАНН БОГОСЛОВ

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов

Иоанн Богослов (+ ок. 98-117), святой апостол и евангелист

Память 6 мая (Антиох-Зап. [1]) — воспоминание мучения в кипящем масле у Латинских ворот в Риме ок. 56-68 гг., 8 мая — воспоминание чудесного исхождения на могиле тончайшего праха, 20 июня — перенесение мощей [2] (Греч. [3]), 26 сентября — преставление, а также в Соборах двенадцати апостолов, Додеканесских святых (Греч.), Патмосских святых (Греч.) [4]

Был сыном Зеведея и Саломии, дочери святого Иосифа Обручника. Одновременно со своим старшим братом Иаковом он был призван Иисусом Христом в число Своих учеников на Геннисаретском озере. Оставив своего отца, оба брата последовали за Господом.

Апостол Иоанн был особенно любим Спасителем за жертвенную любовь и девственную чистоту. После своего призвания апостол не расставался с Господом и был одним из трёх учеников, которых Он особенно приблизил к Себе. Святой Иоанн Богослов присутствовал при воскрешении Господом дочери Иаира и был свидетелем Преображения Господня на Фаворе. Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя. Апостол Иоанн следовал за Господом, когда Его, связанного, вели из Гефсиманского сада на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, он же находился во дворе архиерейском при допросах своего Божественного Учителя и неотступно следовал за Ним по Крестному пути, скорбя всем сердцем. У подножия Креста он плакал вместе с Божией Матерью и услышал обращенные к Ней с высоты Креста слова Распятого Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19, 26-27). С этого времени апостол Иоанн как любящий сын заботился о Пресвятой Деве Марии и служил Ей до Ее Успения, никуда не отлучаясь из Иерусалима.

После Успения Божией Матери апостол Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Ефес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Они отправились в путь на корабле, который потонул во время сильной бури. Все путешественники были выброшены на сушу, только апостол Иоанн остался в морской пучине. Прохор горько рыдал, лишившись своего духовного отца и наставника, и пошёл в Ефес один. На 14-й день пути он стоял на берегу моря и увидел, что волна выбросила на берег человека. Подойдя к нему, он узнал апостола Иоанна, которого Господь сохранял живым две недели в морской глубине. Учитель и ученик отправились в Ефес, где апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Христе. Его проповедь сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число уверовавших увеличивалось с каждым днём.

В это время началось гонение на христиан императора Нерона (56-68). Апостола Иоанна отвели на суд в Рим. За исповедание веры в Господа Иисуса Христа апостол Иоанн был приговорён к смерти, но Господь сохранил Своего избранника. Апостол выпил предложенную ему чашу со смертельным ядом и остался живым, затем вышел невредимым из котла с кипящим маслом, в который был брошен по приказанию мучителя. После этого апостола Иоанна сослали в заточение на остров Патмос, где он прожил много лет. По пути следования к месту ссылки апостол Иоанн совершил много чудес. На острове Патмос проповедь, сопровождавшаяся чудесами, привлекла к нему всех жителей острова, которых апостол Иоанн просветил светом Евангелия. Он изгнал многочисленных бесов из идольских капищ и исцелил великое множество больных. Волхвы различными бесовскими наваждениями оказывали большое сопротивление проповеди святого апостола. Особенно устрашал всех надменный волхв Кинопс, похвалявшийся тем, что доведёт апостола до гибели. Но апостол силой действующей через него благодати Божией разрушил все ухищрения бесовские, на которые надеялся Кинопс, и гордый волхв бесславно погиб в морской пучине.

Апостол Иоанн удалился со своим учеником Прохором на пустынную гору, где наложил на себя трёхдневный пост. Во время молитвы апостола гора заколебалась, загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол Иоанн поднял его и приказал записывать то, что он будет говорить. «Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец, глаголет Господь, Сый и Иже бе и Грядый, Вседержитель» (Откр. 1, 8), — возвещал Дух Божий через святого апостола. Так около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира.

После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжал свою деятельность, поучая христиан остерегаться лжеучителей и их лжеучений. Около 95 года апостол Иоанн написал в Ефесе Евангелие. Он призывал всех христиан любить Господа и друг друга и этим исполнить заповеди Христовы. Церковь именует святого Иоанна Апостолом любви, ибо он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу. В трёх Посланиях, написанных апостолом Иоанном, говорится о значении любви к Богу и ближним. Уже в глубокой старости, узнав о юноше, совратившемся с пути истинного и сделавшемся предводителем шайки разбойников, апостол Иоанн пошёл искать его в пустыню. Увидев святого старца, виновный стал скрываться, но апостол побежал за ним и умолял его остановиться, обещая грех юноши взять на себя, лишь бы тот покаялся и не губил своей души. Тронутый теплотой любви святого старца, юноша действительно покаялся и исправил свою жизнь.

Святой апостол Иоанн скончался в возрасте ста с лишним лет. Он намного пережил всех остальных очевидцев Господа, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя.

Преставление ап. Иоанна. Фреска церкви Христа Пантократора. Дечани, Косово, Сербия (ок. 1350 г.)

Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы Ефеса с семью своими учениками и повелел приготовить для себя в земле крестообразную могилу, в которую лег, сказав ученикам, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого наставника, но, не решаясь ослушаться, исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли. Каждый год 8 мая из могилы святого апостола Иоанна выступал тонкий розовый прах, который верующие собирали и исцелялись им от болезней. Поэтому Церковь празднует память святого апостола Иоанна Богослова ещё и 8 мая.

Господь дал своему любимому ученику Иоанну и его брату имя «сынов грома» (Воанергес) — вестника устрашающего в своей очистительной силе небесного огня. Этим самым Спаситель указывал на пламенный, огненный, жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов. Орёл — символ высокого парения Богословской мысли — иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова. Наименование Богослова Святая Церковь дала из учеников Христовых одному только святому Иоанну, тайнозрителю Судеб Божиих.

Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своём существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви. Служение Любви — весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова.

Ему были свойственны спокойствие и глубина созерцания в сочетании с горячей верностью, нежная и безграничная любовь с пылкостью и даже некоторой резкостью. Из кратких указаний Евангелистов видно, что он обладал в высшей степени пылкой натурой, сердечные порывы его иногда доходили до такой бурной ревности, что Иисус Христос вынужден был умерять их как несогласные с духом нового учения (Мк. 9, 38 — 40; Лк. 9, 49 — 50; Лк. 9, 54 — 56). В то же время он обнаруживал редкую скромность и, несмотря на своё особенное положение среди апостолов как ученика, которого любил Иисус, не выделялся из ряда других учеников Спасителя. Отличительными чертами его характера были наблюдательность и восприимчивость к событиям, проникнутые тонким чувством послушания воле Божией. Полученные извне впечатления редко обнаруживались в его слове или действии, но сильно и глубоко проникали во внутреннюю жизнь святого Апостола. Всегда чуткий к другим, он болезновал сердцем о погибающих. Апостол Иоанн с благоговейным трепетом внимал Богодухновенному учению своего Учителя, исполненному благодати и истины, в чистой и возвышенной любви созерцая Славу Сына Божия. Ни одна черта из земной жизни Христа Спасителя не ускользнула от проницательного взора апостола Иоанна, ни одно событие не прошло, не оставив глубокого следа в его памяти, поэтому в нем сосредоточились вся полнота и целостность человеческой личности. Такой же целостностью обладали и мысли апостола Иоанна Богослова. Для него не существовало раздвоенности. По его убеждению, где нет полной преданности, там нет ничего. Избрав путь служения Христу, он до конца жизни совершал его с полнотой и безраздельной последовательностью. Апостол Иоанн говорит о всецелой преданности Христу, о полноте жизни в Нём, поэтому и грех рассматривается им не как слабость и повреждённость человеческой природы, а как зло, как отрицательное начало, совершенно противоположное добру (Ин. 8, 34; 1 Ин. 3, 4; 1 Ин. 3, 8 — 9). По его воззрению, можно принадлежать или Христу или дьяволу, среднего, неопределенного состояния быть не может (1 Ин. 2, 22; 1 Ин. 4, 3). Поэтому он служил Господу с безраздельной любовью и самоотверженностью, отвергая всё, что принадлежит исконному врагу человека, врагу истины и родоначальнику лжи (1 Ин. 2, 21 — 22). Чем сильнее он любит Христа, тем сильнее ненавидит антихриста; чем больше он любит истину, тем больше ненавидит ложь, — свет исключает тьму (Ин. 8, 12; Ин. 12, 35 — 36). Этим проявлением внутреннего огня любви он свидетельствовал с особой силой духа о Божестве Иисуса Христа (Ин. 1, 1 — 18; 1 Ин. 5, 1 — 12).

Апостолу Иоанну было определено выразить последнее слово Божественного Откровения, вводящего в сокровеннейшие тайны внутренней Божественной жизни, ведомые только вечному Слову Божию, Единородному Сыну. Истина отображена в его уме и слове, потому что он чувствует и сердцем постигает её. Он созерцает вечную Истину и как видит, так и передаёт своим возлюбленным чадам. Апостол Иоанн просто утверждает или отрицает и всегда говорит с абсолютной точностью (1 Ин. 1, 1). Он слышит голос Господа, открывающего ему то, что Сам Он слышит от Отца.

Богословие апостола Иоанна уничтожает границу между настоящим и будущим. Наблюдая настоящее, временное, он не останавливается на нем, а переносит свой взор к вечному в прошедшем и к вечному в будущем. И поэтому он, призывая к святости жизни, торжественно провозглашает, что «всякий рождённый от Бога не согрешит» (1 Ин. 5, 18; 1 Ин. 3, 9). В общении с Богом истинный христианин причастен жизни Божественной, поэтому будущее человечества совершается уже на земле. В изложении и раскрытии учения о Домостроительстве спасения Апостол Иоанн Богослов переходит в область вечно настоящего, в котором Небо сошло на землю и обновлённая земля освещается Светом Небесной Славы.

Так галилейский рыбак, сын Зеведея, стал Богословом, возвестившим через Откровение тайну миробытия и судьбы человечества.

Труды

Иоанну Богослову принадлежит пять книг Нового Завета: Евангелие; Первое, Второе и Третье Соборные послания; а также Откровение (Апокалипсис).

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Апо́столе Христу́ Бо́гу возлю́бленне,/ ускори́ изба́вити лю́ди безотве́тныя,/ прие́млет тя́ припа́дающа,/ И́же па́дша на пе́рси прие́мый:/ Его́же моли́, Богосло́ве,/ и належа́щую мглу́ язы́ков разгна́ти,// прося́ на́м ми́ра и ве́лия ми́лости.

Кондак, глас 2

Вели́чия твоя́, де́вственниче, кто́ повесть;/ то́чиши бо чудеса́, и излива́еши исцеле́ния,/ и мо́лишися о душа́х на́ших,// я́ко богосло́в и дру́г Христо́в.

Использованные материалы

  • Настольная книга священнослужителя. Т. 2 (М., 1978), с. 122-125:
    • http://pstgu.ru/download/1183024140.tom_2.pdf
  • Настольная книга священнослужителя. Т. 3 (М., 1979), с. 290-292:
    • http://pstgu.ru/download/1183108544.tom_3.pdf
  • Полный Тропарион. — Издательство «Троица». — 2006. — Т. 1. — С. 76.

[1] Ordo 2017 for reciting the Divine Office and Celebrating the Mass according to the calendar of The Universal Church and the use of the Western Rite Vicariate General of the Antiochian Orthodox Christian Archdiocese of North America. Pro Anno Domini MMXVII. — St. Luke’s Priory Press, https://files.acrobat.com/a/preview/e98621ac-25e4-4b71-9cc5-. abf .

[2] Переложение мощей и одежд апп. Луки, Андрея, Фомы и Иоанна Богослова, прор. Елисея и мч. Лазаря в церковь Святых Апостолов в Константинополе при императоре Константине Багрянородном ок. 956-970. Вторая часть заголовка (от слов «в церковь») — по: Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. — Т. V. — С. 705.

«Сын грома». Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. Церковный календарь на 9 октября

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня.

9 октября (26 сентября по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Суббота 16-й седмицы по Пятидесятнице (шестнадцатой недели после праздника Святой Троицы, Пятидесятницы). Поста нет. Сегодня в Русской Православной Церкви совершается память 10 известных поимённо святых. Далее коротко расскажем о них.

Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Это евангельское изречение широко известно. Даже тем, кто никогда в жизни не брал в руки Священное Писание. Принадлежит оно святому Иоанну Богослову, самому загадочному из апостолов-евангелистов. Любимому ученику Христа, чьи тексты, в первую очередь Евангелие от Иоанна и Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова), за последние два тысячелетия трактовались наиболее часто.

Сам Господь дал апостолу Иоанну имя «Сын грома» – за пламенные проповеди, потрясающие людей, как гром и молнии. При этом иконографическим символом Иоанна Богослова является орёл – образ высокого парения богословской мысли этого святого.

Сегодня мы именуем богословами всех, кто получил хоть какое-то теологическое образование. Но в православной традиции лишь трое святых носят это высокое имя: Иоанн Богослов, Григорий Богослов и Симеон Новый Богослов. Казалось бы, это значит, что учение святого Иоанна должно быть очень сложным и возвышенным. И отчасти это так, что особенно заметно на примере Апокалипсиса. Однако основная мысль, которую Иоанн Богослов стремился донести до всех людей, предельно ясна.

Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Фото: www.pravoslavie.ru

Так, в одной из своих проповедей протоиерей Андрей Ткачёв следующим образом объяснил эту основную мысль апостола Иоанна Богослова:

Его учение очень простое. Он говорит нам о том, что Бог есть Свет, и нет в Нём никакой тьмы. И что главное Имя, которым можно назвать Бога, это Любовь. И познавший Бога как Любовь проявляет свою веру в любви к ближним и не творит греха, потому что тот, кто творит грех, тот не знает Бога, и он не Его.

Казалось бы, зачем так категорично? Но именно в этом и заключается истинная Любовь. Всечеловеческая любовь апостола Иоанна, единственного из смертных, кому было дано во всей полноте Откровение о Конце времён. Возможно, именно поэтому он и был столь прямолинеен в неприятии любого греха. Ведь именно наши грехи, главным из которых является оскудение любви к Богу и ближним, отдаляют наш мир от его Создателя и приближают воцарение антихриста.

Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси

Революционный 1917 год принёс Русской Церкви и её народу немало бед. Но в том же году произошло событие, которого православные ждали больше двух столетий. В ноябре на Поместном соборе впервые после петровских реформ был избран Московский Патриарх. Им стал святитель Тихон (Беллавин), человек, чьи мудрость и кротость удивительно контрастировали с духом наступивших времен.

Будущий Патриарх родился в 1865 году в Псковской губернии в священнической семье. С юных лет он был добродушным, кротким и богобоязненным, без лукавства и святошества. А среди своих товарищей по Псковской семинарии имел шутливое прозвище «Архиерей».

Шутники-семинаристы оказались прозорливы. Уже в 32 года отец Тихон, никогда не искавший высоких званий и наград, был рукоположен епископом Люблинским, викарным архиереем Холмской Руси, ныне находящейся в составе Польши. Позднее владыка служил в Северной Америке, в Виленском крае и на Ярославщине, где не чуждался и политической деятельности, возглавляя местный Союз русского народа. И наконец в судьбоносном 1917-м стал всероссийским Патриархом. Именно на владыку Тихона пал этот тяжкий жребий.

Избрание Первосвятителя не ослабило давления светской власти на духовную. Более того, богоборческие гонения лишь усиливались. Но в сознании церковного народа отложилось чётко: теперь у нас есть земной заступник – Святейший Патриарх.

В последние годы своей земной жизни святитель Тихон неоднократно оказывался в заключении. Но, несмотря на жесточайшее давление, от патриаршего служения не отрёкся вплоть до своей смерти в 1925 году. Святитель мужественно нёс первосвятительский крест. И это принесло свои плоды: Русская Церковь выстояла, а в 1989 году торжественно прославила в лике святых своего Первосвятителя тяжелейших лет – Патриарха Тихона.

Святитель Тихон, Патриарх Московский. Фото: www.pravoslavie.ru

Праведный Гедеон, судия Израильский. Ветхозаветный святой XI столетия до Рождества Христова. Этот праведник жил в годы, когда древние евреи были разобщены политически и духовно, отчего Израильские земли находились в упадке и угнетении мадианитянами, как говорится в Библии: «И весьма обнищал Израиль» (Суд. 6:6). Отважный воин Гедеон был призван Богом избавить свой народ от угнетения и во главе небольшого отряда в 300 человек он смог изгнать за Иордан мадианитян. Израильтяне предлагали ему стать монархом, но Гедеон отказался от этой формы правления, став судией, и под его началом на протяжении сорока лет Израиль благоденствовал.

Преподобный Ефрем Перекомский. Русский святой XV столетия, основатель Перекомского монастыря под Великим Новгородом. С юности стремился к монашеской жизни и, несмотря на настоятельные просьбы родителей, отказался от семейной жизни. Первым учителем и духовным наставником будущего святого стал преподобный Макарий Калязинский, вторым – преподобный Савва Вишерский, который и постриг отца Ефрема в монашество. Около 1450 года будущий старец отправился на озеро Ильмень, где некоторое время пребывал в отшельническом уединении, но позднее к нему присоединились ученики и была образована монашеская община. Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский, рукоположил отца Ефрема в священнический сан и назначил игуменом новой обители, получившей название Перекопской, или Перекомской. Скончался старец в 1492 году от Рождества Христова.

Священномученики Афанасий Докукин, Александр Левитский и Димитрий Розанов, пресвитеры, мученики Иоанн Золотов и Николай Гусев (1937). Священномученик Владимир Вятский, пресвитер (1939). Эти святые страдальцы, в том числе в священном сане, приняли мученические венцы в разные годы советских богоборческих гонений. Позднее все были прославлены в лике святых в многотысячном Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Поздравляем всех православных христиан с днём всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»

Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

  • Газ на Алтае
  • Налоги для физических лиц
  • FITamic
  • FM-Продакшн
  • Все проекты
  • Правила поведения на сайте

  • Рубрики
  • Алтай
  • Барнаул
  • Коронавирус сегодня
  • Бийск
  • Рубцовск
  • Республика Алтай
  • Политика
  • Экономика
  • Правила жизни Искателей
  • Общество
  • Недвижимость
  • Происшествия
  • Мобильный репортер
  • Экология
  • Здоровье
  • Авто
  • Инфографика
  • Культура
  • Туризм
  • Спорт
  • Наука
  • Только о хорошем
  • Тесты и игры
  • Люди говорят
  • Образование
  • Кухня
  • Дача
  • Только на amic.ru
  • Подкасты
  • Вакансии
  • А это вообще законно?!
  • AmicМилосердие
  • Марафон победы

Прямой эфир

Кто такой Иоанн Богослов и чем он помогает людям

Иоанн Богослов. Автор: unknown, N.Novgorod, CC0, commons.wikimedia.org

9 октября Православная церковь чествует представление Иоанна Богослова – одного из двенадцати апостолов. Его называют любимым учеником Иисуса Христа. А на Руси апостола почитали как покровителя странников и иконописцев. Чем прославился Иоанн Богослов, какие чудеса совершал и о чем ему молятся – читайте в материале amic.ru.

Господь призвал Иоанна и его брата Иакова стать его учениками. Иисус дал им имя «сынов грома». Этим он указывал на пламенный и жертвенный характер христианской любви, проповедником которой был апостол Иоанн Богослов.

После призвания Иоанн не расставался с Господом. Он присутствовал, когда Иисус воскресил дочь Иаира, видел Его преображение на Фаворе. Апостол был рядом, когда Господа вели из Гефсиманского сада на суд. И скорбел вместе с Божьей Матерью у подножия креста. С того времени он стал заботиться о Деве Марии как любящий сын. И был с ней до ее успения.

За долгую жизнь апостола их было немало.

После успения Богородицы Иоанн вместе с учеником Прохором отправился на корабле в Эфес, чтобы проповедовать. Но во время сильной бури судно затонуло. Путешественников выбросило на берег. Всех, кроме апостола Иоанна. Осознав, что потерял духовного отца, Прохор горько и долго рыдал, а после решил отправиться в путь в одиночку. Но на 14-й день случилось чудо – волна выбросила на берег Иоанна, который был цел и невредим. По преданию, все эти дни Господь сохранял его жизнь в море.

Апостол Иоанн непрестанно проповедовал язычникам о Спасителе и многих обратил в христианскую веру. За это его схватили и приговорили к смерти. Но Господь спас своего ученика. Когда апостол выпил чашу с ядом, то остался жив. Тогда его бросили в котел с кипящим маслом, но и оттуда, согласно преданию, Иоанн вышел невредимым. Поэтому апостола заточили на острове Патмос в Эгейском море.

Там его проповеди сопровождалась чудесами. Он изгнал бесов из идольских капищ (святилищ), исцелил великое множество больных.

Согласно житию, он обладал даром воскрешения. Один из таких случаев произошел на острове. Там местные жители почитали волхва Кинопса. Но узнав, что Иоанн обратил в христианскую веру язычников, волхв решил отомстить апостолу. Тогда ученик Христа начал молиться. И в тот час морская волна поглотила Кинопса. Люди, которые поклонялись волхву, сутками ждали его возвращения из моря, ничего не ели и не пили. И три ребенка скончались. Тогда апостол помолился и воскресил умерших.

После долгой ссылки апостол вернулся в Эфес и продолжил проповедовать. Иоанн написал Евангелие примерно в возрасте 95 лет.

Он прожил около сотни лет. Предчувствуя свою кончину, Иоанн попросил учеников выкопать ему могилу в виде креста. Апостол лег в нее и сказал засыпать его землей. Ученики плакали и не хотели расставаться с любимым учителем, но все же исполнили его волю. Когда остальные его последователи узнали об этом, то пришли к месту погребения и раскопали могилу. Но в ней никого не было.

Иоанна Богослова считают покровителем странников. Поэтому апостолу молятся перед дальней дорогой и просят у него защиты.

К иконе святого Иоанна Богослова обращаются женщины, которые хотят обрести материнское счастье. А также те, чьи мужья любят рыбачить. Перед иконой их жены просят апостола уберечь их от несчастных случаев на воде и помочь благополучно вернуться домой.

Иоанна Богослова еще считают покровителем иконописцев. Поэтому в этот день православные просят его даровать им вдохновение. Считается, что молитва к иконе апостола Иоанна помогает справиться с проблемами со здоровьем.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector