0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Душа как предмет искусства, или В чем винил Бога Гоголь?

Содержание

Православная Жизнь

180 лет назад Николай Гоголь закончил первый том «Мертвых душ» и до конца жизни работал над второй частью, «подвижнической кельей, в которой он бился и страдал до тех пор, пока не вынесли его бездыханным из нее» (П. Анненков).


«Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом…»

Образ Православной Церкви, в которой «сохранилось всё, что нужно для ныне просыпающегося общества», является сквозным для творчества Гоголя. Во втором томе поэмы «Мертвые души» наличие церквей свидетельствует о новом «духовном» экстерьере персонажей, символизирует святость, к которой должны стремиться герои. Вспомним благородные намерения Хлобуева собирать деньги на строительство храма. Об одобрении героем такого богоугодного дела говорит его поведение: чтение «житий страдальцев и тружеников, воспитывавших дух свой быть превыше несчастий», молитвы, религиозное настроение. В последних главах произведения, смысл которых как нельзя лучше выражен в предсмертной дневниковой записи писателя: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк прелазай иначе есть тать и разбойник», Муразов, как известно, советует Чичикову поселиться «поближе к церкви». Задуманный Гоголем образ православного священника, который должен появиться в последних главах, также говорит о роли церковных деятелей и их миссии – помочь человечеству познать волю Божью.

«…Не полюбивши своих братьев, не возгореться вам любовью к Богу…»

Идея соборности как слияние индивидуального и коллективного мировоззрения, объединение людей в их благоговейном отношении к Богу, к стране присуща православию, это «его душа» (С. Булгаков). В статье «Нужно любить Россию» Гоголь обращается к своим современникам: «Нет, вы еще не любите России. А не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев, а не полюбивши своих братьев, не возгореться вам любовью к Богу, а не возгоревшись любовью к Богу, не спастись вам». Писатель выстраивает своеобразную градацию чувства, что в свою очередь символизирует путь человека к перерождению и спасению: любовь к России → любовь к ближнему → любовь к Богу → спасение.

Любовь к Творцу, по Гоголю, должна быть главной добродетелью человека, «началом, корнем и утвержденьем всему», но, увы, «у нас это начало в конце, – уверен автор, – и мы всё, что ни есть в мире, любим больше, нежели Бога». «Несомненно, – справедливо отмечает В. Воропаев, – что и сам Гоголь и в своем творчестве, и в жизни руководствовался этой Евангельской любовью к человеку».

Писатель утверждает бескорыстную любовь, которая помогает бороться с гордыней: «Смотрите на то – любите ли вы других, а не на то – любят ли вас другие. Кто требует платежа за любовь свою, тот подл и далеко не христианин», а в статье «Предметы для лирического поэта в нынешнее время» он призывает: «На колени перед Богом и проси у него Гнева и Любви! Гнева – противу того, что губит человека, любви – к бедной душе человека, которую губят со всех сторон и которую губит он сам». Эти слова перекликаются с высказываниями Муразова во втором томе «Мертвых душ»: «Затруднительны положения человека, Ваше Сиятельство, очень, очень затруднительны. Бывает так, что кажется кругом виноват человек, а как войдешь – даже и не он».

«…Вся жизнь наша есть служба»

Согласно православному учению, каждый человек обязан не только любить ближнего своего, но и делать добрые дела «ради Христа». Понятие «труд» у Гоголя сочетается с понятиями «служба» и «обязанность». Призвание же каждого, по мысли писателя, заключается в исполнении своих обязанностей перед Богом и обществом, в памятовании о том, что человек «не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства». Непременной повинностью христианина, уверен Гоголь, должно стать осознание им своего долга: «Итак, после долгих лет и трудов, и опытов, и размышлений, идя, видимо, вперед, я пришел к тому, о чем уже помышлял во время моего детства: что назначенье человека – служить, и вся жизнь наша есть служба».

Выполнение обязанностей Гоголь также связывает с Божьим велением: «На корабле своей должности и службы должен теперь всяк из нас выноситься из омута, глядя на Кормщика Небесного. Кто даже и не в службе, тот должен теперь же вступить на службу и ухватиться за свою должность, как утопающий хватается за доску, без чего не спастись никому. Служить же теперь должен из нас всяк не так, как бы служил он в прежней России, но в другом, небесном государстве, главой которого уже сам Христос…». Во втором томе «Мертвых душ» дидактическим пафосом пронизаны реплики-наставления Костанжогло, Муразова и князя («Так послужите же Тому, Который так милостив. Ему так же угоден труд, как и молитва. Возьмите какое ни есть занятие, но возьмите как бы вы делали для Него, а не для людей»).

«Рабом наживы» в книге всё еще остается Чичиков, но само понятие богатства здесь уже трактуется также как результат труда: «А если видишь еще, что всё это с какой целью творится, как вокруг тебя всё множится да множится, принося плод да доход… И не потому, что растут деньги. Деньги деньгами. Но потому, что всё это дело рук твоих…» (сравним со словами Иоанна Златоуста: «Бедность евангельская состоит не в лишении богатства, но в отсутствии привязанности к нему»).

«…Молитва моя может достигнуть и до Бога…»

Молитва, как известно, является основой православной жизни. Без возношения ума и сердца к Творцу Гоголь не приступал ни к чему: «…молитва моя может достигнуть и до Бога, Бог может послать уму моему вразумленье, а ум, вразумленный Богом, может сделать кое-что получше того ума, который не вразумлен Им». В письме к Языкову от 4 ноября 1843 г. писатель объясняет, что молитва не является словесным делом, а «должна быть от всех сил души и всеми силами души; без того она не возлетит. Молитва есть восторг. Если она дошла до степени восторга, то она уже просит о том, чего Бог хочет, а не о том, чего мы хотим. Как узнать хотение Божие? для этого нужно взглянуть разумными очами на себя и исследовать себя: какие способности, данные нам от рождения, выше и благороднее других, теми способностями мы должны работать преимущественно, и в сей работе заключено хотение Бога, иначе они не были бы нам даны. Итак, прося о пробуждении их, мы будем просить о том, что согласно с Его волею. Стало быть, молитва наша прямо будет услышана. Но нужно, чтобы эта молитва была от всех сил души нашей».

Во втором томе поэмы «Мертвые души» мотив молитвы неоднократно явлен в поведении и высказываниях героев. Так, Хлобуев «молился, и – странное дело!» – почти всегда приходила к нему откуда-нибудь неожиданная помощь», а Муразов уверен: «Всё свыше наших сил. Без помощи свыше ничего нельзя. Но молитва собирает силы…».

Воплощение патриархальных идей в произведении демонстрирует Василий Платонов, ратующий за сохранение обычаев: «Здесь у меня крестьяне празднуют всякую весну Красную горку. С ней связаны воспоминания деревни. А для меня обычай – святая вещь, и за него готов пожертвовать всем». Не случайно Гоголь использует праздник Недели о Фоме, придавая ему форму просторечного употребления «Красная горка»: на Антипасху православные поминают умерших и чествуют воскресшего Христа. Этот пасхальный мотив подводит читателя к сакральной идее перерождения.

«Облекитесь в Нового человека»

Гоголевская идея о «внутреннем человеке» восходит к сентенции апостола Павла: «. но аще и внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» (2 Кор. 4:16). Автографы на полях Библии писателя свидетельствуют о ее тщательной проработке: «Облекитесь в Нового человека», «Как облечься в Нового человека». Во второй же части «Мертвых душ» Гоголь раскрывает «скорбную тайну болезни» души Тентетникова, «коптителя неба»: как помним, «не успел образоваться и окрепнуть начинавший в нем строиться высокий внутренний человек».

Продолжение поэмы насыщено библейскими образами, мотивами, цитатами, реминисценциями, аллюзиями. Автор «практикует» теоретические постулаты Евангелия, показывает пути перерождения героев посредством творческого вплетения библейского слова в текст, ведь каждый после прочтения книги должен осознать: «Для того, кто не христианин, всё стало теперь трудно; для того же, кто внес Христа во все дела и во все действия своей жизни, – всё легко».

Читать еще:  Тысячи паломников почтили Молченскую икону Богородицы

В чем же винил Бога Гоголь?

Многие «прогрессивные» современники, западники, и даже друзья-славянофилы, не воспринимая исповедальность, проповедь, ратование за религиозные основы, защиту царизма и проч. в «Выбранных местах из переписки с друзьями», где просвещение трактуется как «Христов свет, просвещающий всех», называли писателя сумасшедшим, сбившимся с истинного пути и упрекали в том, что он «оставил искусство», «пренебрег даром Божиим» (С. Шевырев), на что Гоголь возражал: «Я не могу понять, отчего поселилась эта нелепая мысль об отречении моем от своего таланта и от искусства, тогда как из моей же книги можно бы, кажется, увидеть какие страдания я должен был выносить из любви к искусству Что ж делать, если душа стала предметом моего искусства, виноват ли я в этом? Что ж делать, если заставлен я многими особенными событиями моей жизни взглянуть строже на искусство? Кто ж тут виноват? Виноват Тот, без воли Которого не совершается ни одно событие» (выделено нами. – Н. С.).

Осознавая свою апостольскую миссию, считая слово «высшим подарком Бога человеку», Гоголь писал, что «строго взыщется с него, если от сочинений его не распространится какая-нибудь польза душе и не останется от него ничего в поученье людям».

Усвоили ли мы уроки великого писателя, произвели ли на «жизнь, нами опошленную», и на нас самих благотворное действие его живые вечные образы? Ответ каждый даст сам, памятуя: Гоголь свято верил в то, что «высокое достоинство русской породы состоит в том, что она способна глубже, чем другие, принять в себя слово евангельское, возводящее к совершенству человека…»

Значение Общественной палаты РФ в процессе развития гражданского общества в РФ

В России в условиях авторитарного режима гражданское общество не создавалось. Фактически мы только недавно приступили к его строительству. Однако, его невозможно построить за короткий срок, если люди не привыкли к самостоятельности, ждали команду от государства. Общественная палата, созданная в 2005 году на основании закона «Об Общественной палата РФ» от 4 апреля 2005 года, является своеобразной связью между государством и зарождающимся гражданским обществом в России. Это орган, который находится на стыке между государством и обществом.

Смертная казнь в США

Смертная казнь в США: иллинойское измерение

Введение смертной казни в Америке произошло под влиянием традиций и законов заимствованных британскими переселенцами у Старого Света. По мнению Л. Ранде первое достоверно зарегистрированное исполнение смертной казни в новых колониях было в отношении капитана Джорджа Кендала в городе Джеймстауне в Вирджинии в 1608 году (Ранда, 1997). Этот прецедент заложил основу закона о смертной казни в данном штате. Томас Джефферсон стал известен как первый реформатор смертной казни в США. Р. Бом, Л. Ранда и В. Шабас пришли к заключению, что он внес на рассмотрение законопроект о пересмотре законодательства Вирджинии о смертной казни.

Механизм судебной защиты

О правовых средствах обеспечения транспарентности механизма судебной защиты

В условиях отказа от ограничений судебной подведомственности гражданских дел практически любой частноправовой спор (в широком его понимании) может быть передан заинтересованным лицом на разрешение в суд. Право на судебную защиту, гарантируемое, в числе прочих, ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее по тексту — Конвенция), ст. 46 Конституции РФ, ст. 3 ГПК РФ, ст. 4 АПК РФ, понимается и истолковывается как национальными, так и международными судебными органами расширительно, в свете чего механизм судебной защиты прав становится универсальным.

Система гражданской юрисдикции

Система гражданской юрисдикции России: от дезинтеграции к консолидации

Начиная с 1991 г., наблюдается довольно динамичное развитие гражданской юрисдикции России, которая постепенно приобретает черты целостной и завершенной в функциональном отношении системы. Принципиальное значение, на наш взгляд, имеют два обстоятельства, а именно: развитие гражданской юрисдикции происходило и продолжает происходить по эволюционному пути; процесс эволюционирования системы гражданской юрисдикции, как ответ на общественную потребность в коренных изменениях, носит циклический характер. Полный цикл развития гражданской юрисдикции включает три этапа, различающихся по своей целевой направленности: первый этап – дифференциация; второй этап – интеграция; третий этап – консолидация.

Смертная казнь в КНР

Смертная казнь в КНР: проблемы гуманизации уголовной политики и общественного мнения

Несмотря на то, что одной из главных, общепризнанных ценностей XXI в. является неприкосновенность человеческой жизни, а смертная казнь выходит за рамки прав любого гуманного человека и позиций международных организаций, она все же остается широко распространенным видом наказания. В настоящее время ее актуальность также связана с тем, что сейчас многие государства идут на смягчение законодательства, отменяя при этом и смертную казнь. В связи с этим возникает вопрос допустимости и правомерности применения смертной казни, а также о ее необходимости и целесообразности. В чем заключается необходимость и целесообразность применения смертной казни? Допустима и правомерна ли она вообще?

Защита авторских прав в КНР

Сравнительно-правовой анализ защиты авторских прав в Китайской народной республике и России

Ежегодно Российская Федерация (далее – РФ) и Китайская Народная Республика (далее – КНР) объявляются лидерами контрафакции в мире. Было отмечено, что из-за действий «пиратов» экономика европейских государств и США несет огромные убытки. Тем не менее, в Китае борьба с интеллектуальным «пиратством» ведется значительно активнее и успешнее, чем в России. Об этом свидетельствует также тот факт, что КНР является членом Всемирной торговой организации (далее – ВТО), а РФ еще нет, и один из основных вопросов, который наша страна должна решить для успешного вступления в ВТО – сокращение количества правонарушений, связанных с интеллектуальной собственностью.

Клиническое образование

Клиническое образование в академическом правовом институте: итоги десятилетия

В статье рассматривается роль клинического обучения в юридическом образовании, которое должно включать в себя умение творчески применять правовые знания. Выдвигается тезис, согласно которому негосударственные вузы, обладающие значительной свободой и мобильностью в организации учебного процесса, могут и должны стать своеобразной лабораторией, в которой изобретаются и опробуются новые методы преподавания юридических (и не только) знаний и навыков. Обосновывается необходимость применения в клиническом обучении интерактивных приемов, излагается опыт их применения в юридической клинике АПИ и в преподавании академических дисциплин на примере курса гражданского процесса. Приводятся основные шаги по организации деятельности юридической клиники на примере АПИ.

Социальные функции боевых искусств

Социальные функции боевых искусств (джиу-джитсу) в современном обществе

В наши дни физическая культура является обязательным элементом общечеловеческой культуры, объективной потребностью общественного развития, представляет собой своего рода мощную «индустрию» здоровья и воспитания, несущую в себе важные социальные функции.
В настоящее время идёт перестройка всей, в том числе и научной, работы в области физической культуры. Не остаются в стороне и философия, и социология. В этой связи нередко высказывались сомнения в том, что нужно ли философам заниматься проблемами физической культуры и нуждается ли физическая культура в философских исследованиях. Сейчас общепризнано, что сомнения эти неправомерны.

Влияние физических упражнений на здоровье

Влияние физических упражнений на здоровье студентов с заболеваниями желудочно-кишечного тракт

В настоящее время заболеваниями желудочно-кишечного тракта, по статистическим данным, страдает почти половина населения Земного шара.

Причины возникновения заболеваний желудочно-кишечного тракта достаточно многообразны. Это нарушение питания в широком смысле слова (несоблюдение режима, частое употребление блюд, раздражающих слизистую оболочку желудка) употребление алкоголя, курение, длительный прием лекарств и т.д. И очень важно заметить, что состояние желудочно-кишечного тракта и состояние иммунной системы человека – звенья одной цепи.

Развитие силовой подготовки

Развитие силовой подготовки при использовании тренажеров

Многолетней педагогический опыт и практика убедительно свидетельствуют, что мощным стимулом активизации всех жизненно важных функций и процессов, происходящих в организме, являются занятия с отягощением на тренажёрах. Применение тренажёров и специальных приспособлений всегда определяются целями и задачами каждого занимающегося на конкретном этапе тренировки. Целенаправленные с регулярными занятиями физических упражнений с отягощениями на тренажёрах способны значительно увеличить у молодёжи свою силу, исправить многие недостатки своего телосложения (сутулость, узкие плечи и грудь – расширить, тонкую шею и руки существенно укрепить и увеличить, избавиться от непомерно широкой талии и излишней полноты, некрасивую форму ног сделать красивой и др.).

Организация дистанционного образования

Вопросы организации дистанционного образования в вузах

Дистанционное образование сегодня является одной из самых перспективных ветвей педагогической науки. Развитие новых технологий в образовании неизбежно ведет к реорганизации существующих учебных процессов, возникновению новых форм обучения. Вместе с тем возникают и новые трудности при использовании новых технологий. Данная статья посвящена проблемам дистанционного образования.

Создание информационного поля

Психологический аспект создания многокомпонентного информационного поля как средства интенсификации процесса усвоения языковой системы и языковой традиции (нормы)

Необходимость применения информационных технологий в обучении языку в современном динамично развивающемся социуме общепризнанна, обучение с использованием компьютеров становится неотъемлемой частью учебного процесса, неуклонно растет интерес ученых к этой области методики. Возможности, предоставляемые современными информационными технологиями, настолько широки и значимы для обучения языку, как родному, так и иностранному, что уже сложно представить себе одно без другого.

Выпуск конкурентоспособной продукции

Поиск новых организационных структур по выпуску конкурентоспособной продукции

В 2004 году члены Академии информатизации образования проводили в инициативном порядке широкий комплекс работ по нахождению новых эффективных организационных научно-производственных структур по выпуску конкурентоспособной ИТ- продукции, и конкретно — по исследованию и разработке системы конкурентно-способных инновационных кластеров информационных технологий и программного обеспечения.

Выбор торговой стратегии на фондовом рынке

Об одном подходе к выбору торговой стратегии на фондовом рынке

Одним из важнейших факторов экономического развития России на современном этапе является привлечение внутренних и внешних инвестиций. Внешние инвесторы хорошо знакомы с основами функционирования фондовых рынков и для них основная проблема – выяснение особенностей инвестиционного рынка России. Внутренние инвесторы – это физические лица и сравнительно небольшое число компаний из реального сектора экономики России.

Вокруг Гоголя: 10 художников, так или иначе связанных с автором «Мертвых душ»

Рафаэль

Еще в отрочестве Гоголь сделался завзятым италофилом. В «Книге всякой всячины или подручной энциклопедии», которую он составлял , будучи подростком , было множество изображений античной архитектуры и утвари , которые юный Гоголь подписывал по-итальянски. Рим его не разочаровал: побывав там впервые в 1837-м , Николай Васильевич с порога влюбился в здешнее солнце , речь , лица , недоваренные макароны и неспешный провинциальный уклад.

Важнейшее место в этой системе итальянских ценностей занимал Рафаэль — художник , которого Гоголь ценил больше прочих. «Для наслаждений художнических ты не можешь себе дать никакой идеи , что такое Рафаэль. Ты будешь стоять перед ним , безмолвный и обращенный весь в глаза» — делился он первыми римскими впечатлениями с однокашником по Нежинской гимназии Александром Данилевским.

Позднее известная светская прелестница Александра Смирнова описывала римские каникулы , которые провела в компании Гоголя — уже вполне аборигена: «Он хвастал перед нами Римом так , как будто это его открытие. В особенности он заглядывался на древние статуи и на Рафаэля. Однажды , когда я не столько восхищалась , сколько бы он желал , Рафаэлевою Психеей в Фарнезине , он очень серьезно на меня рассердился» .

Герой повести « Портрет» — художник Чартков — неслучайно утверждает , что «прежние художники до Рафаэля писали не фигуры , а селедки» .

Своего приятеля — гравера Федора Иордана ( получившего звание профессора Академии художеств за гравюру с картины Рафаэля « Преображение») — Гоголь шутливо звал « Рафаэлем первого манера». А вечный завистник и критик Гоголя — писатель Фаддей Булгарин — в свою очередь , называл его « Рафаэлем пошлостей». Впрочем , говорят , Гоголю льстило даже такое сравнение.

Иван Айвазовский

С Айвазовским Гоголь познакомился в Венеции — художник был на пике славы , его имя гремело по всей Италии. Взволнованный Гоголь тряс его руку и признавался в верноподданнических чувствах — обычно при знакомствах с Гоголем все происходило наоборот.

Когда картину Айвазовского « Хаос. Сотворение мира» приобрел Папа Римский , Гоголь шутил: «Исполать тебе , Ваня! Пришел ты , маленький человек , с берегов далекой Невы в Рим и сразу поднял хаос в Ватикане!» . Для него — человека глубоко религиозного — одобрение Ватикана имело особый вес.

Айвазовский не был поклонником — ни Гоголя в частности , ни чтения вообще. Чехов , встречавшийся с Айвазовским в Крыму , вспоминал , что когда художнику предлагали что-нибудь почитать , тот отвечал: «Зачем мне читать , если у меня есть свои мнения?».

Тем не менее , Айвазовскому нравилось , как Гоголь читает свои произведения вслух — перед актерским даром автора « Мертвых душ» не мог устоять даже он.

Однажды Гоголь выпросил у Александра Иванова сделанный с него карандашный рисунок — с тем , чтобы подарить Айвазовскому.

Бывая в Риме , Айвазовский часто гостил в квартире Гоголя , которую тот называл « своей кельей». Виделись они и в Москве , и в Петербурге. Слишком разные люди и художники , они прекрасно ладили: дружбу эту не омрачали ни взаимные влияния , ни соперничество или ревность.

Алексей Венецианов

В свою очередь , Гоголю тоже пришлось делать над собой усилие. Он ненавидел « портретироваться» и к изображениям своим относился с некоторым суеверием. Сам факт появления этой работы говорит о том , что Венецианов и Гоголь относились друг к другу с симпатией.

По свидетельствам близких , Гоголь был « живым сканнером»: встретив любопытную « натуру», он изучал ее , не упуская деталей. Знакомство с Венециановым было для него бесценным источником знаний о быте художников. Профессиональные термины , нюансы ремесла , психологические аспекты — все это пригодилось ему для работы над повестями « Портрет» и «Невский проспект» — еще не известно , кто для кого был в большей степени моделью и натурщиком.
Когда Венецианов работал над портретом Гоголя , повести уже были написана. Однако позднее , уже в Италии Гоголь подверг « Портрет» существенной правке. Исследователи считают , что « римская редакция» повести — в немалой степени заслуга Алексея Венецианова.

Многое в этих повестях свидетельствует о том , что Николай Васильевич бывал в мастерской Венецианова и до 34-го. Он определенно знал ( и разделял) его творческие принципы , был вхож в круг его учеников.

Есть версия , что герой « Портрета» — художник Чартков — списан с ученика Венецианова , Лавра Плахова. Не обделенный талантом , Плахов быстро прославился. «Eгo успех и ранняя известность были равно для него вредны; они питали его самолюбие и не давали ему времени опомниться» — писал о Плахове другой ученик Венецианова ( и , к слову , школьный товарищ Гоголя) Аполлон Мокрицкий. — «Венецианов был слишком слаб и добр , видел , что он увлекается , пытался остановить его , но напрасно… Плахов , так сказать , увлекаемый вихрем , мчался , куда и сам не знал» .

Черты Плахова , а главное , приметы его работ угадываются и в герое « Невского проспекта» — Пискареве.

«Он вечно зазовет к себе какую-нибудь нищую старуху и заставит ее просидеть битых часов шесть с тем , чтобы перевести на полотно ее жалкую , бесчувственную мину» — пишет Гоголь — как тут не припомнить плаховскую « Старуху»?

Видел Гоголь и картины других учеников венециановской школы — Тыранова, Крендовского, Клюквина.

Чартков , к неодобрению своего домовладельца , рисовавший комнату « со всем сором и дрязгом» — определенно бывал в классе Венецианова. И Пискарев , рисовавший «перспективу своей комнаты , в которой является всякой художественный вздор: гипсовые руки и ноги , сделавшиеся кофейными от времени и пыли , изломанные живописные станки , опрокинутая палитра , приятель , играющий на гитаре , стены , запачканные красками» — это собирательный образ из венециановских учеников.

Джордж Доу

С Джорджем Доу — англичанином , назначенным Николаем I Первым художником императорского двора — Гоголь лично знаком не был. В 1828-м , когда Гоголь приехал в Санкт-Петербург , Доу уже был серьезно болен — он отбыл домой в Англию и вскоре умер. Так что , будущий автор « Портрета», скорее всего , узнал о нем из местного культурного фольклора.

Доу был рекрутирован еще Александром I , который поручил англичанину работать над созданием портретной галереи героев 1812 года. Портретов ему предстояло написать около 400. Грандиозность задачи его не испугала. Напротив , работая над госзаказом , он брался за любые частные предложения. О плодовитости англичанина слагали легенды и анекдоты. Набрав подмастерьев ( в том числе из крепостных самородков), он работал конвейерным методом и не стеснялся ставить свои подписи на работах помощников. Жемчужиной его артели стал портрет

Карл Брюллов

Карл Брюллов — ученик Андрея Иванова — очень ценил своего наставника. Когда его — уже знаменитого на всю Европу автора « Последнего дня Помпеи» — чествовали в Академии художеств , он снял со своей головы лавровый венок и возложил его на голову своего бывшего ментора — в знак уважения и признательности.

А вот его сына — Александра Иванова, писавшего «Явление Христа народу» 20 лет, — Брюллов называл « кропателем». Легкость письма он считал непременным признаком гениальности , кисть художника сравнивал со смычком скрипача.
Едва ли такой подход был близок автору « Мертвых душ»: «поздний» Гоголь свое перо считал , скорее , крестом. Но Гоголь времен « Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Арабесок» вполне разделял всеобщее восхищение Брюлловым. «Последний день Помпеи» даже сподвиг его выступить в амплуа арт-критика. «Это — светлое воскресение живописи , пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии» — писал он.

Близкими приятелями Гоголь и Брюллов очевидно не были , и заметного влияния друг на друга не оказали. Некоторые историки полагают , что Гоголь подсказал Брюллову некоторые идеи — к примеру , «Нашествия Гензериха на Рим».

Гоголь читал лекции в Петербургском университете и писал исторические эссе ( король вандалов Гензерих фигурировал в его статье « О движении народов в конце V века). Судя по эскизу , Брюллов надеялся с этим сюжетом повторить триумф « Последнего дня Помпеи», но так и не решился.

Незадолго до отъезда Гоголя в Италию Брюллов бегло набросал его карандашный портрет

Федор Моллер

Александр Иванов

С Александром Ивановым Гоголь познакомился в Риме в 1837 году. Впрочем , знакомство ни к чему не привело — писатель был в то время слишком подавлен известием о смерти Пушкина , замкнут и угрюм.
Они сдружились годом позднее. Иванова и Гоголя многое сближало. Оба были без ума от Рафаэля , оба были религиозны , оба работали над главными в своей жизни произведениями: Гоголь — над « Мертвыми душами», Иванов — над « Явлением Христа народу».

Иванов по большей части бедствовал. Краски , оплата натурщиков: эпическое полотно , над которым он трудился 20 лет , была весьма недешево в производстве. Гоголь помогал другу , чем мог: то покупал карандаши , то составлял какое-нибудь прошение , то тащил в мастерскую Иванова своего давнего приятеля Жуковского , в надежде , что тот замолвит словечко перед своим воспитанником — цесаревичем Александром.

Иванов говорил о Гоголе как о «самом коротком своем знакомом». «Это человек необыкновенный , имеющий высокий ум и верный взгляд на искусство. Как поэт , он проникает глубоко , чувства человеческие он изучил и наблюдал их , словом — человек самый интереснейший , какой только может представиться для знакомства. Ко всему этому он имеет доброе сердце…» — характеризовал он Гоголя в письме отцу.
Само собой , Иванов писал Гоголя и с Гоголя множество раз.

Впрочем , в работах Иванова существуют более очевидные и ранние гоголевские « камео».

Так , в 1842-м Александр Иванов собирался подарить великой княгине Марии Николаевне одну из двух своих акварелей. Гоголь настоял на том , чтобы в дар была преподнесена картина « Октябрьский праздник в Риме у Понте Моле». Причина проста: один из здешних персонажей явно списан с Николая Васильевича.

Было у Гоголя и Иванова и еще кое-что общее — их и «причуды». Как и Гоголь , Иванов становился все более подозрительным , слыл , мягко говоря , «чудаком». Картина отнимала у него все силы , в быту Иванов делался беспомощным. Случалось он совершенно терял счет времени.

Однажды , проработав без отдыха несколько суток кряду , Иванов услышал стук в дверь. Художник крикнул визитерам , что занят и велел убираться вон. Из-за двери ответили , что к нему прибыл брат Сергей.
Открыв , Александр Андреевич несколько минут оторопело разглядывал гостя: «Какой еще брат? Мой брат — маленький мальчик». Он не понимал , что с момента его прошлой встречи с братом прошло 16 лет.

Впрочем , у «причуд» было существенное различие. У Иванова была творческая лихорадка. Гоголем же все сильнее овладевало мессианство: он перманентно проповедовал , поучал , спасал окружающих от ошибок , невежества и греха.
Иванов взгляды Гоголя на высокое предназначение искусства и творца в целом разделял , но фанатиком не был. Впрочем , спорить с Гоголем он не решался — слишком велик авторитет , слишком тяжела личность.
Однажды , будучи в отъезде , Гоголь написал Иванову письмо , в котором не скрывал своего раздражения. «Стыдно вам!» — Писал он. — «Пора бы вам уже , наконец , перестать быть ребенком! Но вы всяким новым подвигом вашим , как бы нарочно , стараетесь подтвердить разнесшуюся нелепую мысль о вашем помешательстве» .

За этим письмом последовали другие — столь же резкие по тону и содержанию. Художник оставил их без ответа: он был растерян , во всем винил только себя и попросту не знал , чем возразить.
Позднее , чувствуя свою вину , Гоголь просил прощения — впрочем , уже без эпистолярного пыла. После того как Николай Васильевич опубликовал о «Явлении Христа народу» хвалебную статью , Иванов благодарил его и писал , что не держит зла. Их общение возобновилось , но прежних теплоты и доверительности было уже не вернуть.

Павел Федотов

Павла Федотова — живописца , которого нередко называют « Гоголем в красках» — с Николаем Васильевичем не связывали ни дружба , ни соперничество , ни даже шапочное знакомство.

Когда молодой Гоголь покорял Санкт-Петербург , Федотов служил в армии , в Италии он , как ни странно , не бывал. Конечно , они могли столкнуться в Академии художеств ( Федотов посещал уроки в свободное от службы время). Или — много позднее — их мог познакомить общий приятель — Брюллов. Но вселенная распорядилась иначе — по-видимому , эти двое никогда не встречались друг с другом.

Биографам известно , что к жанровой живописи Федотова подтолкнул баснописец Крылов , что идею картины « Завтрака аристократа» художник почерпнул из фельетона , написанного Иваном Гончаровым. Внятных свидетельств какого-либо влияния литературных трудов Гоголя на Павла Федотова — нет.

Н.В. Гоголь. «Портрет». Часть I

Урок в 8-м классе

Эпиграфом к уроку служит изречение Т.Драйзера: “Искусство — это нектар души, собранный в трудах и муках”. К нему мы обратимся в конце занятия, подводя итог собственным размышлениям. В начале урока стоит вспомнить о времени, когда создавалась повесть (1834). В те годы в обществе велись споры о сущности искусства. Героями романтических произведений становились ранимые люди искусства, нередко презираемые и не понятые окружающими. Да и сама жизнь многих известных талантливых художников XIX века складывалась отнюдь не благополучно. Примерами тому могут служить судьбы Левитана, Ван Гога, Иванова, нравственная чистота и преданность высоким идеалам искусства которого восхищала Гоголя.

“Без горького, постоянного труда не бывает художников”, — замечает И.Тургенев. Жертвовать собой ради искусства или довольствоваться сытой жизнью, поставив своё искусство в услужение толпе обывателей? Какой осуществить выбор? Легко ли его сделать? На чаше весов с одной стороны — труд, служение искусству, бедность, с другой — деньги, богатство, слава.

Что же происходит с художником, поддавшимся искушению и изменившим искусству? Ответ на этот вопрос мы найдём в первой части гоголевского «Портрета».

Каким мы видим молодого художника в начале повести? Найдите описание его внешнего вида, квартиры, где он живёт.

Перед нами нищий художник, который “с самоотвержением предан своему труду”.

Какие перспективы открываются перед ним? О чём предупреждает его профессор?

(Чтение сцены беседы Чарткова с профессором.)

Несомненно, Чартков — “художник с талантом, пророчившим многое”. Профессор предупреждает его о том, что данный Богом дар можно погубить, завоёвывая славу и богатство рисованием “модных картинок за деньги”. “Терпи”, — даёт он совет.

А ведь трудно не поддаться искушению. И молодой художник, страдая от холода и голода, задумывается над несправедливостями жизни. Найдите в тексте его размышления. Какие слова, с вашей точки зрения, являются важными, ключевыми для понимания его натуры?

“. Иногда становилось ему досадно, когда. даже вовсе не живописец по призванию одной только привычной замашкой, бойкостью кисти и яркостью красок производил всеобщий шум и скапливал себе вмиг капитал. завидно рисовалась в голодном его воображении участь богача-живописца. бросить всё и закутить с горя назло всему”.

С одной стороны, можно понять по-человечески тяготы жизни молодого художника, а с другой — на нём печать таланта, бремя которого он обязан нести с достоинством. Служа высоким целям искусства, Чартков должен быть сам чист душой.

Вспомните, где мы впервые встречаемся с художником? Почему именно в Щукином дворе? Какую художественную ценность, с точки зрения автора, представляют собой картины, выставленные там?

Гоголь очень ироничен в описании шедевров, пользующихся популярностью у народа: “мишурные рамы”, “фламандский мужик с трубкою и выломанною рукой, похожий. на индейского петуха в манжетах” и тому подобное.

Какого же мнения об этих работах художник?

“Одни и те же краски, та же манера. принадлежит грубо сделанному автомату, нежели человеку. ”

Чем же поразил его портрет старика?

Глядя на портрет, каждый ощущал реальность изображённого человека. Но особенно притягательны глаза старика, обладающие страшной разрушительной силой.

Какую фантастическую силу таит в себе этот портрет? Расскажите о странном сне художника.

Сон художника — фантастическая реальность. Старик оживает. Он, как дьявол, манит блеском золота несчастного Чарткова, искушая его. И художник оказывается в руках злого существа.

Проследите за чувствами и движениями Чарткова, увидевшего свёрток с деньгами, откатившийся чуть дальше остальных. Учащиеся работают с текстом, находят ключевые слова: “. вперился весь в золото, глядя неподвижно. ”, “судорожно схватил, полный страха. ” и так далее.

Сон оборачивается явью. Деньги случайно обнаруживаются в рамке портрета. Как распоряжается этими деньгами художник? На что решает их потратить?

Проследим за его действиями: сначала он зашёл к портному, затем, не торгуясь, нанял первую попавшуюся великолепную квартиру, нечаянно купил дорогой лорнет, нечаянно купил бездну галстуков, без всякой причины прокатился в коляске и так далее.

Чартков заботится о своих удовольствиях. В нём начинает торжествовать дурная сторона натуры. Мы чувствуем разительную перемену в художнике. Став богатым, Чартков не замечает своего учителя, заказывает статьи о необыкновенных талантах новоиспечённого живописца, любуется собой, разглядывая своё отражение в зеркалах.

Как изменилось его отношение к искусству?

Считая себя непревзойдённым мастером, он низвергает авторитеты, критикует Рафаэля и Микеланджело. Чартков заявляет, что “прежним художникам уже чересчур много приписано”, а “гений творит смело, быстро”. Вспомним: над первым портретом молодой девушки он работал, как показалось даме-заказчице, уж слишком долго, но “скоро он. сам начал дивиться чудной быстроте. своей кисти”. Теперь он пишет картины всего два дня.

Приносит ли прежнюю радость и удовлетворение процесс творчества?

“Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица. ”, “. кисть его хладела и тупела, и он. заключился в однообразные, определённые, давно изношенные формы. ” Пусть учащиеся сопоставят эти ощущения художника с теми, которые он испытывал на Щукином дворе.

Вывод неутешителен: он стал модным, известным художником, но постепенно приходит осознание того, что его картины — бездарная мазня, совершенно далёкая от настоящего искусства.

Что же произошло с художником? Как автор относится к этому перерождению?

Гоголь выносит суровый приговор: “Слава не может дать наслаждение тому, кто украл её, а не заслужил”. Художник перерождается в скрягу “с мертвецом вместо сердца”.

Почему, увидев картину своего бывшего однокурсника, герой не сумел вынести о ней “пошлое суждение зачерствелых художников”? Какое впечатление произвела на него картина?

Товарищ Чарткова, “как отшельник, погрузился в труд”. Он достойно прошёл жизненные испытания, сохранив чистоту своей души. Его духовная сила воплотилась в “чистое, непорочное, прекрасное, как невеста”, произведение искусства.

Что погубило Чарткова?

Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства.

Каковы ужасные последствия его гибели как художника?

Чартков стал вандалом. Он покупал и уничтожал всё “лучшее, что только производило художество”. “Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько, сколько истребил этот свирепый мститель”. Ужасает полная деградация личности художника.

Чем же стал этот дьявольский портрет в жизни художника?

Искушением, серьёзным жизненным испытанием, которого он не сумел пройти. (Желательно обратиться к словарю и разъяснить лексическое толкование слов “искушение”, “искус”.)

Кто же в этом виноват?

Сам человек виноват в том, что с ним происходит.

Каким, по мысли Гоголя, должен быть настоящий художник?

(Подведение итогов сказанному на уроке, обращение к эпиграфу, в котором и отражается главная мысль рассуждений.)

Домашнее задание. Прочитать вторую часть повести, подумать над ответами на вопросы с. 334 (по учебнику-хрестоматии «В мире литературы. 8-й класс»).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector