0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Если мирянин опоздал на богослужение, как быть?

Содержание

Что такое богослужебные часы и можно ли на них опаздывать?

Обычно это довольно краткий чин, чтение и слушание которого не занимает более пятнадцати-двадцати минут.

Мне кажется, что возникновение молитвословий часов в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви связано в первую очередь с Божественным установлением навыка у человека к непрерывной молитве. Ведь, в сущности, Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Господу. Образно говоря, в Царствии Небесном, в Его возвышенном и духовном храме, постоянно идет богослужение. И чтобы человек получил навык к этой райской непрерывной молитве, он приобретает его еще здесь – в земной жизни. Отсюда и богослужения часов в определенное время.

Это можно сравнить с монашеской трапезой. Чтобы инок не погружался с головой в поглощение пищи, трапеза где-то посредине прерывается звуком колокольчика. Все встают. Крестятся. Произносится краткая молитва. Затем снова садятся и вкушают пищу. Этим человек будто бы выбивается из земной колеи, из умственной и сердечной концентрации на своем животе, и снова учится вперять свое внимание в горнее – в небесное.

Часы, мне думается, имеют ту же функцию – отвлечь внимание человека от материальных забот дня. И обратить свой взор к Господу Богу.

О том, что Ветхозаветная Церковь знала богослужения часов, свидетельствуют нам первые главы Книги святого апостола и евангелиста Луки Деяния святых апостолов: «Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый» (Деян. 3:1); «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться» (Деян. 10:9).

О том, что апостолы знали и употребляли определенные часы дня для молитвы, свидетельствует нам книга, написанная в начале II века по Рождестве Христовом, «Учение 12 апостолов». Она предписывает читать молитву Господню «Отче наш» три раза в день.

Названия же 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часа эти краткие богослужения получили из-за несколько иного, чем наше, исчисления времени суток в древнем Израиле.

Древние евреи разделяли ночь на четыре стражи (менялись часовые, охраняющие населенный пункт), а день – на четыре часа (изменения движения солнца относительно земли). Первый час соответствует нашему седьмому часу утра. Третий час – девятому часу утра. Шестой – двенадцати часам – полудню. Девятый час – трем часам дня.

В Новозаветной Церкви значение богослужения часов стало еще более символично. Оно приобрело знаковое евангельское значение, связанное с важнейшими событиями в жизни Господа нашего Иисуса Христа и Церкви.

Итак, начнем с первого богослужебного часа, который применяется в храме. Так как церковный богослужебный день начинается с вечера (вечерни), то первым (не в арифметическом или хронологическом смысле) часом является девятый. Он также первый и в духовном смысле.

Мы точно знаем из Святого Евангелия, что Спаситель умер на кресте в девятом часу (третьем пополудни в нашем счислении). Поэтому молитвенная память девятого часа посвящена крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, а также Его сошествию в ад. Поэтому молитвословия этого часа скорбные, но в то же время в них есть уже и нарождающаяся пасхальная радость, ведь очень скоро произойдет Светлое Воскресение Христово. Поэтому девятый час и предваряет все остальные суточные службы: вечерню, утреню, первый, третий, шестой часы, Литургию. Ведь церковная завеса раздирается надвое, и человечество получает возможность войти в рай. Настает эра Нового Завета – эра спасения. Человечество делает новый шаг к Богу, Который максимально приблизил его к Себе.

Первый час был с Божьей помощью установлен позднее трех остальных. Как пишет профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович в своей книге «Толковый Типикон»: «Установлен 1-й час в IV в. в палестинских монастырях с аскетическими целями…» Т. е. Церковь апостольских времен не знала его. Он уже был установлен с развитием монашества в IV веке в связи с аскезой и подвижнической дисциплиной типа: «меньше спать, а больше молиться». Дело в том, что для усугубления молитвенного бдения древние монахи разбивали ночь также на несколько страж, во время которых вставали на молитву. Последняя молитвенная стража ночи – это первый час.

Кроме того, он также несет в себе и духовный евангельский смысл. Церковь вспоминает в его молитвословиях взятие Христа под стражу в Гефсиманском саду, синедрион, страдания и избиение Спасителя фарисейскими слугами, суд у Пилата и несправедливый смертный приговор, вынесенный Праведнику.

Главное же воспоминание третьего часа – сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, которое произошло именно в третьем часу (см. Деян. 2:15). А также крестный путь Христа на Голгофу, который также происходил около третьего часа и позже.

Воспоминание шестого часа – Распятие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Казнь произошла, по Святому Евангелию, именно в двенадцатом часу дня.

Таким образом, мы видим, что богослужения часов посвящены преимущественно Страстям Христовым и призваны молитвенно пробуждать в человеке духовное зрение Креста, Смерти, Воскресения Христового, а также дня рождения Церкви, одного из главных событий в нашей истории – Святой Пятидесятницы. Многие святые отцы говорили, что памятование и проживание сердечное, внутреннее человеком Страстной Седмицы очень спасительно и благотворно. Оно соединяет человеческую душу со Христом и возрождает ее к жизни. Об этом нам напоминает и святой первоверховный апостол Павел: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним…» (Рим. 6:8).

Потому что памяти богослужебных часов соединены со Страстями Христовыми, в этих молитвословиях не бывает пения, только чтение, которое менее торжественно и более скорбно.

Итак, структура часов… Она типична для всех четырех, и, исходя из этого, каждый час занимает около двадцати минут. В молитвословиях часов после «шапочки» или сразу за «Придите поклонимся» идут три избранных псалма (для каждого часа они разные), за ними тропари (специальные молитвы), посвященные памяти дня, празднуемого события или святого (святых). Затем следуют специальные молитвы «Богородичны», посвященные Пресвятой Богородице. «Богородичны» также для каждого часа свои. Затем «Трисвятое по Отче наш» (см. любой православный молитвослов: начало утренних молитв). Далее специальное молитвословие «кондак», посвященное памяти дня. Потом сорок раз «Господи, помилуй», молитва «Иже на всякое время», иерейский отпуст (для 3-го и 6-го часов – это «Молитвами святых отец наших…», а для 9-го и 1-го – это «Боже, ущедри ны…») и молитва часа (для каждого своя).

Часы всегда начинаются с молитвы «Приидите, поклонимся», которое является своеобразным исповеданием нашей веры во Святую Троицу, продолжаются они псалмами, а после них новозаветными молитвами, что показывает глубокую органическую взаимосвязь Ветхозаветной и Новозаветной Церквей. В часы также монтируются тропари и кондаки дня – т. е. специальные краткие молитвы, посвященные празднуемому в этот день событию или поминаемому святому. Центральной частью часов, по завещанию святых апостолов, является чтение молитвы «Отче наш». Углубленное покаянное моление «Господи, помилуй», повторяющееся сорок раз, и молитва «Иже на всякое время», говорящая нам о том, что мы во всякое время и во всякий час должны поклоняться Богу и славить Его. Затем отпуст и молитва часа. Все псалмы и молитвы богослужебного часа подобраны святыми отцами с Божьей помощью таким образом, чтобы напоминать нам о вышеуказанных памятях часа. Пример тому 50-й псалом на третьем часе, стихи которого «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» будто бы прямо нам говорят о сошествии Святого Духа на апостолов. А в Великий пост на этом часе в тропаре прямо сказано о воспоминаемом событии: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови в нас, молящих Ти ся».

Кстати говоря, часы в продолжение богослужебного года терпят изменения. В Великий пост к ним добавляются чтения кафизм, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего…», определенные тропари. На Святую Пасху и в Светлую седмицу структура часов на девяносто процентов меняется. Тогда в них входят песнопения, славящие Светлое Христово Воскресение: тропарь и кондак Пасхи, песнопение «Воскресение Христово видевше» и т. д. Из-за особой торжественности праздника пасхальные часы часто не читаются, а поются.

Читать еще:  В Киеве ужесточают карантинные требования для богослужений

Кроме того, в навечерие таких больших праздников, как Рождество Христово и Святое Богоявление (Крещение Господне), читаются великие часы. Они имеют обычную структуру богослужений часов, с той лишь разницей, что на них читаются ветхозаветные чтения паремии, Апостол, Святое Евангелие. На Руси их часто называют царскими часами. Это историческое название, так как часто на них присутствовали монархи.

В древности часы служились, как и положено – в 7 и 9 часов утра, в 12.00 и 15.00. Но, к сожалению, для современного человека с его спешкой и занятостью такой график не подходит. Потому сейчас девятым часом начинается вечерня, утреня же заканчивается первым часом. А третий и шестой час присоединяются к началу Божественной литургии с той необходимостью, чтобы священник успел во время чтения данных часов совершить проскомидию. Так как с девятого и третьего часа начинается богослужение суточное, то данные молитвословия имеют «шапочку»: священнический возглас «Благословен Бог наш…», затем обычное начало «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Приидите, поклонимся…» А первый и шестой час начинаются только с «Приидите, поклонимся…»

Хочется сказать, что в Церкви нет ничего маловажного и малозначительного. Это касается и богослужебных часов. К сожалению, часто приходится наблюдать, как люди стараются прийти к началу Литургии, но опаздывают на часы. Создается впечатление, что чтец, одиноко стоящий на клиросе и читающий часы, делает это только для себя, ну и для батюшки, в крайнем случае. Многие же другие заняты свечками, записочками, разговорами – одним словом, обычной храмовой суетой. И только когда звучит возглас «Благословенно Царство…», все утихают.

Но ведь третий час – это сошествие Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов, это крестный путь на Голгофу Спасителя, а шестой час – Распятие Христово. Он повествует нам о том, что в Его пречистые руки вбивали гвозди за наши грехи. И Бог добровольно предавал себя на страдание во имя спасения всех нас! Можем ли мы игнорировать это? Можем ли мы пренебрегать часами?

Да, бывают крайние случаи, когда по объективным причинам человек опоздал к началу Литургии, может быть, единоразово или несколько раз проспал. С кем не бывает? Но есть устоявшаяся традиция отношения к часам как к чему-то малозначительному. Типа можно «подрезать», опоздать. И это уже страшно. Ведь речь идет о воспоминании Страстей Господних.

Потому, дорогие братья и сестры, будем помнить, что прийти за полчаса до начала Литургии – это не прибыть под возглас «Благословенно Царство», опоздав на часы. Нет. Это значит прийти до начала чтения часов. Чтобы и записочки успеть подать, и свечечки поставить, и образы святые поцеловать. А потом, отдышавшись и успокоившись, начинать слушать часы и сердечно углубляться в воспоминание Страстей Христовых и Сошествия Святого Духа на апостолов.

Ведь кто распинается вместе с Господом нашим Иисусом Христом, тот с ним и воскреснет.

Православная Жизнь

Если мирянин опоздал на богослужение, что лучше: передать свечи через людей к иконам, самому ходить по храму от подсвечника к подсвечнику или стоять тихо и никому не мешать?

О разных уровнях общения, особых душевных состояниях и высшем даре от Бога — протоиерей Сергий Белянов, клирик Иоанно-Усекновенского храма г. Харькова.

Опаздывать на богослужение, конечно, плохо, но обстоятельства бывают разные. Когда опоздавший заходит в храм, ощущение, что он в чем-то виноват, должно удерживать его от того, чтобы нахрапом ставить свою свечу.

Но есть люди, которые во время богослужения просто заходят поставить свечку. Это их задача посещения храма – каждый несет свою меру. Это их молитва, их приношение Богу. Оно маленькое, но это их «две лепты».

Люди разные. Одни знают богослужение и понимают, в какой момент можно спокойно подойти и поставить на подсвечник свою свечечку. А другие не знают, и им сложно сориентироваться. И на одних богослужениях бывает много людей, а на других — мало.

Когда людей много, то однозначно для меня как для священника пусть человек смиряется и передает свою свечу через кого-то, чем будет создавать толкотню в храме. Если людей мало и человек знает, в какие моменты богослужения можно подойти к подсвечникам, он идет спокойно и ставит. Если не знает – можно постоять и спросить у дежурного в храме или на свечном ящике. А если душевное состояние требует – то в любом случае нужно идти и ставить.

Высший дар от Бога – это дар рассуждения. Смотришь по сторонам, чувствуешь происходящее, и Господь на душу кладет, что делать. Потому что храм – это место Бога, и Он и умудряет, как правило.

А однозначного ответа на этот вопрос не существует. Потому что сколько людей, столько и ситуаций. И богослужения всегда разные, даже если служится, вроде как одно и то же. Священники разные, люди в храме стоят разные, поэтому четкой рекомендации невозможно дать.

И главное – не раздражаться всем: и тем, кто опоздали, и тем, кто рядом молится.

Ведь храм для мирянина часто начинается с человека, который стоит возле подсвечника. Если там стоит тот, кто не умеет не раздражаться, то храм тут же и заканчивается для многих. К сожалению, так нередко бывает.

Находясь в храме, нужно не забывать, для чего ты тут стоишь. Здесь общение с Богом и не нужно смотреть по сторонам: кто пришел, как стоит, как крестится и т.п. Не твое это дело! Как Христос сказал: «Что тебе до него, ты по Мне гряди».

Когда человек разговаривает с Богом, то тот, кто рядом, в этот момент для него никто. Ты тут вообще не причем – это разговор на другом уровне.

Опоздал на службу? Громче подпевай хору!

Если взрослому начать говорить: «Сделай так, стой так» — получается сплошное фарисейство

Когда меня начинают расспрашивать прихожане о правилах, которые нужно соблюдать в церкви, я всегда говорю: «Какие правила? Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и ближнего, как самого себя – вот главные правила». Одна из самых вредных привычек – это привычка копаться в правилах. Конечно, есть какие-то общецерковные обычаи, которые надо соблюдать, но если человек их не знает, можно знакомого спросить, просто посматривать по сторонам.

Протоиерей Константин Островский

А учить людей правилам и обычаям сейчас малоплодно. Потому что одно дело, когда весь народ живет внешне одинаковой церковной жизнью, как было, начиная со времен Адама и Евы стиль жизни у народа был приблизительно одинаковый, и органично прививался детям. Вводили ребенка в храм: «Поклонись так, вот так перекрестись, так ручку держи, а этого не делай», – естественное воспитание.

А другое дело, когда взрослому человеку начинают говорить, особенно, если с амвона проповедовать: «Сделай так, а здесь так». Тогда все внимание взрослого человека концентрируется на том, как ему правильно перекреститься, поклониться, и на то, как это делают окружающие, в том числе, батюшки. Получается сплошное фарисейство.

Я сам стараюсь об этих вещах говорить только в случае крайней необходимости, потому что если мы будем вместе и по отдельности жить духовной жизнью и бороться со своими страстями, стараться молиться Богу, смиряться, терпеть друг друга, и этим, насколько Бог даст, привлекать благодать Божью, то внешние вещи приложатся, и все наладится само собой.

Нелепо, когда люди навязывают друг другу свои мнения и чувства. Я обычно советую прихожанам, чтобы они ни своих мнений не навязывали, ни в чужие особенно не вникали. Одно дело общецерковные правила, опыт Церкви, а другое – мои личные переживания что-то мне показалось, почувствовалось.

Есть огромная разница – моя психика и опыт Церкви. Очень многие люди действительно путают свою психику с общецерковным опытом и начинают свои личные переживания навязывать окружающим как что-то общезначимое для всей Церкви. Примеры приводить не буду, чтобы не разносить суеверия.

Жить по правилам нужно учить с детства. Я сам пришел в церковь, когда мне было уже 27 лет. Я крестился и почти сразу стал алтарником. Обычным прихожанином я и не был никогда. Как я встроился в жизнь церкви? Смотрел, что люди делают, старался также делать, что-то мне мои собраться-алтарники подсказывали, что-то другие сотрудники. Это все было по-братски, не помню, чтобы меня что-то обидело или смутило.

Главное, чтобы исполнение правил было не фарисейским, не показным. Потому что встроиться в церковный обиход, в церковный быт, во внешний церковный стиль жизни, конечно, нужно, чтобы и самому было спокойнее, и других не раздражать. И очень важно понимать, что правила поведения не главное. Это внешнее. Если человек пришел на свидание с любимой девушкой, я не думаю, что принципиально важно, одет он в кеды или в кроссовки. Во всяком случае, как он выглядит, не имеет значения для их будущей жизни. Впрочем, это как раз моё личное мнение.

Читать еще:  Архиепископ Боголеп: Храм в Успенке арестован, но мы продолжим борьбу

– А если несоблюдение каких-то внешних правил начинает мешать другим людям в храме? Например, человек громко подпевает хору, опаздывает на службу?

Я думаю, если очень сильно мешает, батюшка, охранник или прихожане могут остановить. Но может быть иногда лучше и потерпеть. У меня всегда был очень громкий голос, а слух плохой. Но я насчет своего слуха заблуждался, даже не знал, что может быть музыкальный слух, поэтому в церкви всегда пел очень громко, а люди меня не останавливали. Они, конечно, страдали, но не останавливали. Такие были добрые и тактичные.

Вообще, это вполне естественно – подпевать. Если человек может подпеть хору, не мешая, это прекрасно; если нет слуха, пусть потихоньку поет. У нас, кстати, я заметил, в храме очень многие люди подпевают хору общеизвестные песнопения – они никому не мешают, но с другой стороны, участвуют в богослужении. А есть храмы, где общенародное пение развито.

Или бывает, люди немощные, опаздывают. Иногда по лености, по дурной привычке – человек идет на службу причаститься, и не может прийти вовремя. А бывает, человек идёт на работу, и у него есть возможность по дороге зайти в храм на 5 минут, поставить свечку, помолиться. Пусть это даже посреди службы будет, во время литургии, но если он никому не мешает, тихо вошел, перекрестился и пошел дальше, что тут плохого? Надо радоваться, что человек зашел в храм хоть на 5 минут. В наше время – это обычное явление. Главное, по совести судить самого себя. Чем меньше внимания мы обращаем на поведение других, тем лучше.

Действительно, очень плохо, если человек во время службы громко разговаривает, как-то вызывающе себя ведет, ходит по храму. Но, откровенно говоря, если человек в любое сообщество приходит и ведет себя вызывающе, явно не так, как члены этого сообщества, то конечно, он ведет себя глупо и бестактно.

Внешние правила, если только мы не осуждаем нарушителей правил, помогают нам двигаться к Богу. Если нарушаем правила по неведению – ничего страшного. А вот нарушение заповедей Божьих нам действительно мешает и даже может погубить наши души. На обычаях, которые сложились в том или ином храме не должно быть заостренности. То, что в одних храмах во время полиелея люди прижимаются к стенке, а в других от стенки отходят, какая разница. Как сложилось, такие правила и надо соблюдать.

Недавно я был на Соловках, и там принято, чтобы мужчины в храме во время богослужения стояли справа, а женщины слева. Но, когда наша группа, и я в том числе, забыв об этом правиле, встали слева, то ни мне, ни другим мужчинам никто никаких замечаний не сделал. Мы через несколько минут сами как-то смекнули и передвинулись на правую сторону. Поэтому нужно всегда помнить, что внешние правила это нечто не принципиальное, не важное. Просто для общего удобства и порядка эти правила надо соблюдать и друг другу подсказывать.

А кто должен подсказывать? В некоторых храмах даже назначают специальных людей для этого. Это правильно?

Я слышал об этой практике стоят назначенные люди и подсказывают. Что же, если так сложилось, пожалуйста. Если есть такие бойкие ребята, которые могут подсказать, которым это нравится, хорошо. Это ничего не меняет на самом деле, потому что отделяют нас от Бога страсти, а приближают нас к Богу терпение скорбей, смирение. Остальное все не имеет особенного значения. Конечно, нехорошо на людей бросаться, но люди бросаются на ближних по своим страстям, дело не в обычаях и не в правилах.

Я сам пришел в церковь, ничего не зная ни о каких правилах, но совершенно никаких трудностей не видел в том, чтобы встроиться в церковную жизнь. Даже алтарником сразу стал. И другие мои знакомые также – ни от одного из своих знакомых я не слышал, чтобы они испытывали трудности при внешнем вхождении в церковную жизнь. Все наши трудности внутреннего порядка.

Бывает, слышишь от некоторых женщин: «Стесняюсь идти в храм, не знаю, как себя вести». Это просто какие-то личные немощи, проявление каких-то наших страстей. Сама по себе робость как раз не мешает. Ведь если человек очень робкий, он пришел в храм, от робости встал в уголок и так внешние все правила соблюл – никому человек не мешает, никого не раздражает.

– А какие хорошие привычки прихожан вы можете отметить?

Хорошие привычки прихожан – это войти вниманием в сердце и предстоять Богу. А сами по себе правила всем известны, если что о них и прочитать можно. На каждом приходе, в каждом монастыре, в каждой местности есть свои обычаи. Хорошие они или не очень – пусть будут, раз Церковь их приняла, и все к ним привыкли. Но самое главное, и самая хорошая привычка – исполнять заповеди Божии.

Как войти в храм и как себя вести, если опоздал на службу

Сотрудник предприятия, что собирается на прием к начальнику с прошением, скорее придет раньше назначенного времени. Такому важно выполнить заранее формальности и не испортить власть имущему настроение для положительного ответа на свою просьбу. А на встречу с Самим Царем Небесным человек не спешит чаще по незначительным причинам. Что делать если опоздал к началу богослужения. Входить в церковь, отвлекать других или может тогда лучше не входить вовсе.

Почему опаздываем

В одной притче ученик спросил учителя, как жить, если постоянно опаздываешь «Но ведь ты успеваешь, есть, спать выполнять естественные потребности», ответил учитель. Юноша сказал: «Я умру, если это не сделаю». «Получается на необходимое ты находишь время », — подытожил мудрец.

Если православный опаздывает или вовсе не идет на службу, то пока еще не «возлюбил Господа Бога всем сердцем». А как такой человек зайдет при опоздании в храм покажет «возлюбил ли он ближнего, как самого себя».

Как не навредить себе и другим

Служба началась, внутри храма стоят рабы Божии, которые пытаются на молитве сосредоточиться. Прихожанин, если опоздал не станет им мешать , вносить суету, особенно в переполненном храме. Каждый опоздавший, даже по уважительной причине, чувствует себя неуютно и даже виновато перед окружающими

Дальше уместно действовать соответственно состояния людей внутри храма. Свечу не обязательно ставить лично. Лучше не расталкивать молящихся, а аккуратно коснуться плеча человека, который стоит впереди с просьбой передать свечу к праздничному аналою или желаемой иконе.

Опытный прихожанин, что знает богослужение, включится в общее делание, поймет можно ли успеть подать записк у. Христианину, который только начинает духовную жизнь несложно спросить об этом у сотрудников церкви.

Важно понять, что храм место общей молитвы, в которую как волоски в косичку вплетаются ручейки личной. Опоздание не мешает встать тихо и начать разговор с Богом. Не мешает порадоваться, что все-таки отложил земное ради Неба.

Можно ли заходить ненадолго

Трудящийся человек не способен надолго покинуть место работы даже в православный праздник. Не будет грехом зайти хоть ненадолго на богослужение, помолиться с учетом сказанного выше.

Проходя мимо храма, можно тоже войти, чтобы поставить свечи даже во время литургии, если не мешать молящимся. Главное пресекать чувство раздражения. Тем, кто опоздал, не обижаться на молящихся. А людям, что пришли вовремя не испытывать отрицательных эмоций к пришедшим позже!

Можно ли опаздывать на службу в церкви?

Православных прихожан, особенно если они совсем недавно начали регулярно посещать церковь, часто волнует вопрос, как быть, если не успеваешь прийти на службу вовремя. С одной стороны неуважительно и неприлично входить в храм, когда все уже началось, отвлекая остальных прихожан. С другой стороны допустимо ли по этой причине вовсе пропускать службу.

Идти или не идти?

Православные священнослужители всегда отмечают, что опаздывать в храм к началу богослужения плохо и неприятно, но не следует из-за этого вовсе отказываться от посещения церкви. Тем более если опоздание вызвано объективными обстоятельствами, никак не зависящими от человека, например, необходимостью быть на работе.

Нет ничего зазорного в том, если человек в принципе заходит в храм только на пять минут поставить свечку, когда не имеет возможности остаться на всю службу. Священники отмечают, что всегда входят в положение такого прихожанина, не обращают особого внимания, даже если это происходит прямо во время литургии. Наоборот они радуются, что человек нашел лишние пять минут, чтобы посетить храм. Возможно, в следующий раз, когда будет такая возможность, он сможет остаться на более долгий срок.

Как себя вести, если опоздал на службу?

Придя в храм вовремя богослужения, любой человек поначалу ощущает себя неуютно и виновато перед окружающими. Это вполне естественная реакция.

Дальнейшее поведение прихожанина должно укладываться в общие представления о соблюдении этикета, а также зависеть от окружающих обстоятельств. Например, если в храме на литургию собралось большое количество людей, нет никакой необходимости опоздавшему самому пробиваться к подсвечнику, чтобы поставить свечу. Лучше и правильнее будет, если он передаст ее через кого-то.

Если народа не слишком много, а прихожанин разбирается в порядке и особенностях богослужения, он будет знать, в какой момент будет уместно подойти, чтобы поставить свечку. Если человек еще не разбирается в таких вопросах, всегда можно обратиться за помощью к дежурному в храме. В этом нет ничего зазорного, даже если идет литургия.

При этом священнослужители подчеркивают, что все это общие рекомендации. Решать, как поступать в конкретной ситуации, каждый человек должен для себя сам. Многое зависит от окружающих обстоятельств. Важно смотреть по сторонам, чувствовать момент, понимать происходящее. Главное, никому в храме не допускать в себе чувства раздражения: ни тем, кто опаздывает, ни тем, кто приходит вовремя и уже молится.

Читать еще:  Пожар в соборе Парижской Богоматери. Что удалось спасти

Можно ли опаздывать на службу в церкви

Храм Покрова Пресвятой Богородицы село Боршева


В жизни каждого православного человека иногда появляется необходимость прийти в церковь. Причины тому могут быть совершенно разные: иногда человек заходит в большой, известный храм ради любопытства или же он, хотя и редко, приходит в церковь по большим праздникам, таким как Рождество или Пасха, но у некоторых появляется искреннее желание регулярно посещать службы, то есть стать воцерковленным, полноценным и равноправным членом православной церкви.

Воцерковление каждого человека начинается не только с посещения служб, но и со знания и соблюдения определенных церковных правил, которые необходимо выполнять, чтобы осознанно выполнять требования церковного устава, проходящих служб и молебнов, а самое главное, чтобы своим поведением не оскорбить чувств глубоко верующих и молящихся прихожан. При первичном появлении в храме новичков их можно определить по их растерянному взгляду, часто задаваемым вопросам, а иногда отклонений от устоявшихся церковных правил.

Можно ли опоздать на службу в церкви?

В жизни складываются разные ситуации, которые, порой, мешают человеку своевременно попасть на службу в храме.

О том, допустимо ли приходить посреди службы в церковь и как себя вести, пойдет речь дальше. Конечно, опаздывать нежелательно.

Но в жизни всякое случается, и прийти вовремя у человека не получается по независящим от него причинам.

Ведь снующие туда-сюда прихожане рассеивают внимание и сводят на нет всю торжественность божественного песнопения.

Обратите внимание Существует такое понятие, как часы молитвы.

Они несут в себе духовный и евангельский смысл.

Можно ли опоздать на службу в церкви?

› В жизни складываются разные ситуации, которые, порой, мешают человеку своевременно попасть на службу в храме. О том, допустимо ли приходить посреди службы в церковь и как себя вести, пойдет речь дальше.Конечно, опаздывать нежелательно. Но в жизни всякое случается, и прийти вовремя у человека не получается по независящим от него причинам.

Если получилось так, что попасть в храм к началу божественной службы не вышло, то, войдя в помещение, не стоит сразу же протискиваться через толпу молящихся, чтобы Священнослужители призывают уважать тех, кто находится на службе и по возможности не отвлекать людей лишней суматохой.

Ведь снующие туда-сюда прихожане рассеивают внимание и сводят на нет всю торжественность божественного песнопения.Существует такое понятие, как часы молитвы.

Они несут в себе духовный и евангельский смысл.

Можно ли опоздать на службу в церкви?

Обычно это довольно краткий чин, чтение и слушание которого не занимает более пятнадцати-двадцати минут.

Обратите внимание И чтобы человек получил навык к этой райской непрерывной молитве, он приобретает его еще здесь – в земной жизни.

Отсюда и богослужения часов в определенное время.

Это можно сравнить с монашеской трапезой.

Чтобы инок не погружался с головой в поглощение пищи, трапеза где-то посредине прерывается звуком колокольчика.

Что такое богослужебные часы и можно ли на них опаздывать?

Источник: Обычно это довольно краткий чин, чтение и слушание которого не занимает более пятнадцати-двадцати минут. Мне кажется, что возникновение молитвословий часов в Ветхозаветной и Новозаветной Церкви связано в первую очередь с Божественным установлением навыка у человека к непрерывной молитве.

Ведь, в сущности, Ангелы и святые в раю пребывают в непрерывном славословии Господу.

Образно говоря, в Царствии Небесном, в Его возвышенном и духовном храме, постоянно идет богослужение. И чтобы человек получил навык к этой райской непрерывной молитве, он приобретает его еще здесь – в земной жизни. Отсюда и богослужения часов в определенное время.

Это можно сравнить с монашеской трапезой.

Можно ли православному христианину причащаться, если он опоздал на Литургию?

Отвечает иерей Андрей Чиженко.Во время чтения Святого Евангелия меня неотступно преследовала мысль: почему Господь так много уделяет внимания обличению фарисеев, саддукеев и книжников.Мне кажется, это Его предупреждение всем нам.

Можно ли опаздывать на службу в церкви

Содержание В православном понимании Бог находится везде и возносить молитвы к Нему можно в любом месте. Храмы, соборы, церкви — это небо на земле, где Господь пребывает особым образом, дарует Свою благодатную помощь в различных делах, утешает скорбящих, принимает от человека благодарность.

Богослужения совершаются строго по уставу. Чтобы узнать, во сколько начинается служба в церкви, нужно позвонить или сходить в интересующий храм. Как правило, общие молитвы совершаются утром, вечером, иногда днём.

В посты, праздники или обычные дни расписание богослужений меняется. В монастырях живут по специальному режиму, работают Богу чаще и дольше.

В особые периоды, например на Пасху и Рождество, литургия проходит ночью. Все богослужения подразделяются на:

  1. суточные;
  2. годовые.
  3. недельные;

Все службы в полном объёме проходят в монастырях. В городских кафедральных соборах и больших храмах богослужения проходят ежедневно.

Можно ли опоздать на службу в церкви? – православные молитвы

В жизни складываются разные ситуации, которые, порой, мешают человеку своевременно попасть на службу в храме.

О том, допустимо ли приходить посреди службы в церковь и как себя вести, пойдет речь дальше. Конечно, опаздывать нежелательно. Но в жизни всякое случается, и прийти вовремя у человека не получается по независящим от него причинам.

Если получилось так, что попасть в храм к началу божественной службы не вышло, то, войдя в помещение, не стоит сразу же протискиваться через толпу молящихся, чтобы поставить свечу. Через Богослужение православные христиане входят в таинство общения с Богом Священнослужители призывают уважать тех, кто находится на службе и по возможности не отвлекать людей лишней суматохой.

Ведь снующие туда-сюда прихожане рассеивают внимание и сводят на нет всю торжественность божественного песнопения.

Существует такое понятие, как часы молитвы. Они несут в себе духовный и евангельский смысл.

Православный форум Доброе слово

Сестрица писал(а):sem82 писал(а):На Афоне монахи после начала службы , бывает, приходят.

Ничего. Кстати и уходят иногда раньше.

Я обращал внимание на это.У них есть свои, очень серьезные, послушания.

Приходится волей-неволей отвлекаться от 8 часовой службы :)Интересно, сколько на Афоне литургия идёт?

У нас вот часто- за час быстренько отслужили, и красота! (саркастически)Ведь нет же временных стандартов- сколько служить, с каким темпом, что петь, что пропускать.Тут есть очень простой ответ, правда, длинный.На основании того, что в некоторые дни устав предписывает начинать литургию в 3-м часу (от восхода солнца), а трапезу — в 4-м (сейчас сходу, по памяти страницы Типикона и точные часы не укажу, уж извините), святитель Афанасий Ковровский делал вывод, что литургия должна служиться не дольше одного часа.

И в тюрьме, в начале 20-х, он именно так и служил.Теперь по порядку, он достаточно

Если мирянин опоздал на богослужение, как быть?

Если мирянин опоздал на богослужение, что лучше: передать свечи через людей к иконам, самому ходить по храму от подсвечника к подсвечнику или стоять тихо и никому не мешать? О разных уровнях общения, особых душевных состояниях и высшем даре от Бога — протоиерей Сергий Белянов, клирик Иоанно-Усекновенского храма г.

Харькова.Опаздывать на богослужение, конечно, плохо, но обстоятельства бывают разные. Когда опоздавший заходит в храм, ощущение, что он в чем-то виноват, должно удерживать его от того, чтобы нахрапом ставить свою свечу.Но есть люди, которые во время богослужения просто заходят поставить свечку. Это их задача посещения храма – каждый несет свою меру.

Это их молитва, их приношение Богу.

Оно маленькое, но это их «две лепты».Люди разные. Одни знают богослужение и понимают, в какой момент можно спокойно подойти и поставить на подсвечник свою свечечку. А другие не знают, и им сложно сориентироваться.

Можно ли опоздать на службу в церкви?

В жизни складываются разные ситуации, которые, порой, мешают человеку своевременно попасть на службу в храме.

О том, допустимо ли приходить посреди службы в церковь и как себя вести, пойдет речь дальше. Конечно, опаздывать нежелательно.

Но в жизни всякое случается, и прийти вовремя у человека не получается по независящим от него причинам. Если получилось так, что попасть в храм к началу божественной службы не вышло, то, войдя в помещение, не стоит сразу же протискиваться через толпу молящихся, чтобы поставить свечу.

Через Богослужение православные христиане входят в таинство общения с Богом Священнослужители призывают уважать тех, кто находится на службе и по возможности не отвлекать людей лишней суматохой.

Ведь снующие туда-сюда прихожане рассеивают внимание и сводят на нет всю торжественность божественного песнопения.

Существует такое понятие, как часы молитвы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector