0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как подражать Христу, если Он — Бог, а мы — люди?

Содержание

Стать подобным Христу: 6 духовных уроков Библии

В этой статье мы хотим разделить с вами 6 способов, которые помогут вам лучше понять, как стать подобным Христу. Возможно, что вы знаете все эти вещи, тогда они просто послужат вам отличным напоминанием и поддержкой.

Всегда хорошо, когда кто-то в тебе принимает участие, но лишь с добрыми намерениями, а не только пока я нахожусь среди вас. Дорогие дети мои! Ради вас я снова прохожу через муки рождения, пока вы не станете подобны Христу. (К Галатам 4:18,19)

В своем послании Галатам апостол Павел выражает сильную боль, видя, как ученики Христа отказываются от личных отношений с Христом, основанных на милости и благодати. Иудейские учителя проникли в церковь, начав обучать молодых христиан (большинство из которых были язычниками) тому, что они должны исполнять требования Закона Моисея: делать обрезание, соблюдать особые дни и многому другому (Галатам 4:10, 5:2-4). Другими словами, они призывали людей сначала стать иудеями, а уже затем — христианами. Они учили, что спасение человека зависит от его способности следовать Закону, а при достаточном усердии эта цель могла быть достигнута его собственными усилиями! И все это они считали очень хорошей новостью!

Ответ апостола на это учение был резким и сильным. Это не только не является хорошей новостью, но и противоречит Евангелию! Это разрушительно для христианской веры и Павел говорил, что те, кто учит этому, будет осужден Богом. Большую часть своего послания Галатам Павел посвящает детальному объяснению того, почему следование Закону является таким разрушительным для веры. Он приводит примеры из своей личной жизни (1:1-2:21), сравнивает Закон и Милость (3:1-5:10), и рассматривает плоды этих двух путей (5:2-6:18).

Сегодня среди нас нет иудейских учителей, но у нас может быть тенденция становиться законниками в своем мышлении. Наши личные отношения с Христом могут быть заменены различными христианскими практиками — посещением собраний церкви, пожертвованиями и многими другими. При этом мы упускаем тот факт, что сильная вера происходит от глубоких и крепких отношений с Богом. Вера, которая вдохновляет нас делиться Евангелием с другими людьми, помогать бедным и от всего сердца любить церковь. Павел очень ясно говорит об этом в своем послании:

Ибо перед Иисусом Христом не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, а лишь вера, проявляемая в поступках, совершаемых по любви. (К Галатам 5:6)

Вопрос вот в чем — как нам вновь встать на правильный путь и позволить Христу воплощаться в нас? Вот какой тест Павел предлагал пройти коринфянам:

Испытайте себя, живёте ли вы с верой, проверьте себя. Или вы не в состоянии распознать, что в вас живёт Иисус Христос, если, конечно, не случится так, что вы не выдержите испытание? Я надеюсь, по крайней мере, что вы признаете, что мы-то выдержали испытание. (2-е Коринфянам 13:5,6)

6 способов стать подобным Иисусу Христу

Погрузитесь в Слово Бога

Павел говорит церкви в Колоссах:

«Слово Христово пусть живёт в вас во всём его богатстве. Поучайте и наставляйте друг друга с мудростью через пение псалмов, гимнов и духовных песен, вдохновлённых духом. Пойте с благодарностью Богу в сердцах ваших. (К Колоссянам 3:16)»

Чтобы быть подобным Христу, необходимо, чтобы каждое Его слово жило в нас. Иисус тоже говорит об этом очень ясно:

Если вы пребудете во Мне и Моё учение пребудет в вас, то просите, что пожелаете, и дано будет вам. (От Иоанна 15:7)

Пребывает ли в вас учение Христа? Застает ли восходящее солнце вас за чтением Библии, готовыми слушать, учиться и жить согласно тому, что вы находите в Слове Божьем? Делаете ли вы для себя заметки, когда слышите очередную проповедь на собрании церкви? Есть ли у вас сердце верийцев, которые воспринимали Слово с полным желанием (Деяния 17:11)? Если мы хотим быть подобными Христу, мы должны знать Его слово.

Разделите миссию Христа

Евангелие от Марка не тратит время, сразу переходя к главной цели служения Христа. Вскоре после крещения Иисус начинает проповедовать Евангелие, сразу призывая Своих первых учеников разделить с Ним миссию:

Когда Иисус проходил мимо Галилейского озера, Он увидел Симона и брата его Андрея, закидывающих сети в озеро, ибо они были рыболовами. Иисус сказал им: «Следуйте за Мной, и Я сделаю вас ловцами душ, а не рыб». (От Марка 1:16,17)

Хотя это и очевидно, мы часто пропускаем это. Чтобы быть подобными Христу, нам важно разделять Его миссию. Его страсть должна быть нашей страстью. Его видение должно быть нашим видением. Иисус говорил: «Сын Человеческий пришёл искать и спасти погибающих». Все, что делал Иисус, служило лишь одной цели — спасти потерянный мир. Вскоре после воскрешения из мертвых и непосредственно перед Своим возвращением к Отцу, Иисус вновь повторяет для учеников Свою миссию:

И подошёл Иисус и заговорил с ними: «Мне отдана вся власть на небе и на земле. А потому идите и обращайте все народы, крестя во имя Отца и Сына и Святого Духа и учите их соблюдать всё, что Я заповедал вам, и буду Я с вами всегда, до скончания века». (От Матфея 28:18-20)

Позвольте Духу делать свою работу

Мы никогда не станем подобными Христу благодаря лишь нашим собственным усилиям. Для того, чтобы это произошло, Иисус дал нам помощника — Святой Дух:

Господь же, о Ком я говорю, — это Дух, где же Дух Господний, там и свобода. Но все мы, с незакрытыми лицами, словно в зеркале созерцая славу Господню, превращаемся в подобие Его во всевозрастающей славе Его — и преображение это от Господа, то есть от Духа. (2-е Коринфянам 3:17,18)

Вы показываете, что вы — письмо Христово, написанное не чернилами, а Духом Бога живого, написанное не на скрижалях каменных, а на сердцах человеческих. (2-е Коринфянам 3:3)

Апостол Иоанн напоминает нам, что позволение Бога приобщиться Святому Духу является свидетельством того, что Иисус живет в нас (1 Иоанна 4:13). Нам важно не подавлять Святой Дух, а позволять ему делать свою работу в нас.

Не отводите свой взор от Христа

И когда Я буду вознесён над землёю, то привлеку к Себе весь народ». (От Иоанна 12:32)

У Иисуса есть сила притяжения, но Он же дает силу оставаться с Ним. Именно поэтому автор послания Евреям напоминает христианам, ослабевшим в своей вере, что им важно не отводить свой взор от Христа:

Так как вокруг нас облако свидетелей, отбросим то, что мешает нам, а также и грех, который так легко пристаёт к нам, и с терпением и упорством последуем предназначенным нам путём. Не отводите своего взора от Иисуса, Того, Кто ведёт нас за собой в вере нашей и Сам совершенен. Ради той радости, что ожидала Его, Иисус принял смерть на кресте, презрев позор распятия, и теперь занял Своё место по правую руку от престола Божьего. (К Евреям 12:1,2)

На чем мы фокусируем свой взгляд, туда мы и направляемся. Если мы смотрим на Христа, мы становимся подобными Ему.

Следуйте за теми, кто следует за Христом

Иногда нам просто нужен пример какого-то человека в том, как он следует за Христом. Именно об этом и говорит апостол Павел: «Подражайте мне, как я следую примеру Христа». Он напоминает об этом и ученикам в Фессалонике: «И вы стали подражать нам и Господу. Вы приняли послание со страданиями великими и с радостью, исходящей от Духа Святого». Он вновь повторяет эту мысль в послании Филиппийцам: «Братья и сестры! Вы должны следовать моему примеру, как это делают другие. Смотрите на тех, кто живёт по примеру, который мы вам показали». Так что нам не стоит бояться подражать тем, у кого лучше получается в чем-то следовать за Христом. Подражайте их примеру в том, как они подражают Христу.

Не будь просто зрителем, живите, как жил Иисус Христос

Мало знать теорию, мало иметь желание и стремление — необходимо быть подобными Христу. Иоанн, любимый ученик Иисуса, сказал так:

«В том же, кто повинуется учению Божьему, воистину воплощена любовь к Богу. Вот как можем мы удостовериться, что приобщились к Богу: кто говорит, что живёт в Боге, должен жить, как жил Иисус». (1-е Иоанна 2:5,6)

Апостол Петр повторяет эту же концепцию в своем послании:

К этому призывает вас Бог, ибо Христос пострадал ради вас и явил пример для вас, чтобы вы следовали по Его стопам. (1-е Петра 2:21)

Два самых близких ученика Христа раскрывают секрет духовной жизни: Если хочешь быть похожим на Христа, ты должен жить так, как жил Иисус.

Читать еще:  Богдану 12 лет. Много лет он борется с болезнью. И ему нужна помощь

Тони Малхоллан
www.disciplestoday.org
Перевод Петров Игорь

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Толкование на 1 Коринфянам 11:1

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на 1 Коринфянам 11:1 / 1Кор 11:1

Иоанн Златоуст (

Будьте подражателями мне, как я Христу

Искать полезного для общества — вот правило совершеннейшего христианства, вот точное его назначение, вот верх совершенства! Это выражает и апостол словами: «как я Христу». Ничем ты не можешь столько подражать Христу, как попечением о ближних; постишься ли ты, спишь ли на земле, изнуряешь ли себя, но если ты не печешься о ближнем, то не делаешь ничего важного, и при всем том еще далеко отстоишь от образца. Воздержание от жертв идольских само по себе есть дело полезное; а я, говорит (апостол), делал много и неполезного, например обрезывал и приносил жертвы; такие действия, если рассматривать их самих в себе, могут даже погубить совершающих и лишить спасения, но я подвергал себя и этому для проистекающей от того пользы. Здесь нет ничего подобного: в тех действиях, если не будет пользы для других, то может быть вред; а, здесь, хотя бы никто не соблазнялся, и в таком случае следует воздерживаться от запрещенного. Я подвергал себя не только вредному, но и трудному: «другим церквам я причинял издержки, — говорит, — получая от них содержание» (2Кор.11:8); когда можно было есть и не трудиться, я не искал этого, но решился лучше сам погибнуть с голода, нежели соблазнить другого. Потому он и говорит: «я угождаю всем во всем»; нужно ли сделать что-нибудь незаконное, или трудное и опасное, всему я подвергаюсь для пользы других. Так Павел, будучи выше всех по совершенству, становился ниже всех по снисхождению.

Источник: Гомилия 25 на 1-е послание к Коринфянам.

Василий Великий (329/30−379)

Будьте подражателями мне, как я Христу

Если цель христианства — подражание Христу в меру вочеловечения, насколько это сообразно с призванием каждого, то те, кому вверено путеводительствовать людьми, должны посредством себя самих побуждать еще немощных людей к уподоблению Христу.

Источник: Пространные аскетические правила.

Климент Александрийский (

Будьте подражателями мне, как я Христу

Если вы — мои, а сам я — Христов, будьте подражателями Христу, как Христос — Богу.

Феофан Затворник (1815−1894)

Подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу

«Это слово не самомнения, а желания всячески расположить к делу, которое внушал. Если, говорит, я подражал Христу, и жизнь Свою презревшему, чтоб нам даровать живот, не тем ли паче вы мне можете подражать? Ибо я не столько выше вас, сколько выше меня Христос, бесконечно всех превосходящий» (Феофилакт). Или, ограничивая взор ума текущими только в речи предметами, Апостол говорит как бы: «Соревнуйте сим моим мерам в деле домостроительства, потому что я подражаю Владыке, Который иначе беседовал с иудеями, а иначе с Апостолами, иное предлагал совершенным, а иное несовершенным» (Феодорит).

Святой Златоуст говорит: «Ничем ты не можешь столько подражать Христу, как попечением о ближних. Воздержание от жертв идольских само по себе есть дело полезное, а я, говорит Апостол, делал много и не полезного, например, обрезывал и приносил жертвы; такие действия, если рассматривать их самих в себе, могут даже погубить совершающих и лишить их спасения, но я подверг себя и этому для проистекающей от того пользы. Так Павел, будучи выше всех по совершенству, становился ниже всех по снисхождению! Видишь ли превосходство его ревности и величие его души? Подражай и ты ему».

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (

Будьте подражателями мне, как я Христу

Итак, подражателями мне будьте, как и я Христу. Поелику вы не видали Христа, так чтобы Он был для вас примером, то нам подражайте, — так как и мы подвизаемся в подражание Христу.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Онуфрий (Гагалюк) (1889−1938)

Будьте подражателями мне, как я Христу

Как можем мы подражать великому Апостолу? Как, мы? Слабые и грешные. Можем ли мы сравняться с апостолом Павлом? — Даже об этом говорить нечего. Добрый христианин вовсе не стремится непременно стать равным великому Апостолу и вообще Апостолам. Он гонит от себя эту гордую мысль. Но христианина влекут добродетели св. Апостолов: их огненная ревность о славе Божией, самоотвержение даже до смерти при проповедывании слова Божия, их любовь до мучений — к Богу-Спасителю, их необычайное терпение скорбей и болезней… Христианин, слыша и читая об этих славных трудах и болезнях Апостолов, сам воспламеняется готовностью от всей души подражать великим подвижникам… И эту ревность не нужно ослабевать, а напротив, поощрять в себе… Это — святое, славное дело… А о том, чтобы быть непременно равным тому или другому Апостолу, — об этом нет и дум у христианского труженика: такова психология православного христианина, стремящегося подражать святым Апостолам Христовым в делах веры и любви христиан.

20/7 августа 1927 г.

Источник: Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).

Амвросиаст (IV в.)

Будьте подражателями мне, как я Христу

Апостол говорит о том, что свойственно человекам, ибо нам быть подражателями тому, кто нам Богом дан в учителя. Если сей есть подражатель Богу, отчего нам не подражать человеку? Ибо как Бог Отец послал Христа учителем и источником жизни, так и Христос послал апостолов нам в учители, чтобы мы были их подражателями, когда не можем быть Его непосредственными подражателями.

Источник: На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Будьте подражателями мне, как я Христу

Этот стих составляет заключение к гл. Х-й. Ап. учит христиан подражать ему, как и он подражает Христу. Он постольку может быть примером для других, поскольку сам подражает примеру Христа, Который был образцом полного самоотречения (ср. Рим XV:1−3).

Конечно, Ап. не требует от христиан рабского подражания: обстоятельства его жизни и жизни коринфян были неодинаковы — тем более, конечно, это нужно сказать о современных обстоятельствах. Но дух самоотречения христиане всегда и везде должны иметь такой же, каким был проникнут Ап. Павел.

Православная Жизнь

Христиане призваны подражать Спасителю, но как понимать, что именно имеется в виду? Неужели Бог ждёт от нас умения ходить по воде и воскрешать мёртвых?

Подражать — естественно

Создавая человека, Творец вложил в него необходимость анализировать происходящие вокруг события и подражать тому, что он видит. Ребёнок рождается — и внимательно наблюдает за миром. Он ещё не умеет говорить и анализировать, но уже повторяет действия и поступки людей, окружающих его. Когда человек вырастает, у него по-прежнему есть образцы для подражания, только теперь это артисты, футболисты, какие-то публичные личности, писатели, герои книг или фильмов. Иногда подражание доходит до абсурда — так бывает, когда пытаются полностью копировать каких-то кумиров в одежде, аксессуарах, манере общения и поведения в целом. Так проявляется стадный инстинкт, в результате чего люди определённого возраста или взглядов выглядят, словно вышедшие из одного инкубатора. Но речь сейчас не о том, я просто хочу подчеркнуть, что подражание свойственно человеку, это не что-то новое.

В момент Крещения вочеловечившегося Сына Божия люди услышали голос Бога Отца, который возвестил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17), — и этими словами призвал внимать Христу. Спаситель пришёл возвестить людям истину, причём говорил не от Себя, но от Отца: «Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:15). Он учил людей жить по-новому, демонстрируя определённую манеру поведения, моральные принципы и многое другое. Вся Его жизнь была проповедью, которая осуществлялась и словом, и делом. Его слова «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48) — это призыв Отца Светов, и мы не можем его отрицать или игнорировать как что-то ненужное или слишком высокое для человеческого понимания. Наша задача — разобраться, в чём надо быть совершенными, чему подражать.

Опыт достойнейшего подражателя

Многие люди не были свидетелями земной жизни Христа, поэтому подражали Его подражателям — апостолам и святым. Примером достойного подражания Спасителю может быть жизнь апостола Павла. В послании Коринфянам он просит: «Умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16). Этот призыв он дополняет в послании Ефесянам: «Подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф. 5:1), — то есть указывает, что подражание должно происходить от любви. Это как в семье: если дети любят родителей, если родители пользуются авторитетом, то дети стараются копировать всё хорошее, что в них есть. Если же между ними в отношениях пробежала чёрная кошка, то дети будут стараться жить диаметрально противоположно тому, чему учили родители. Так что любовь — главный критерий и стимул, главная цель и движущая сила.

Но вернёмся к посланиям апостола Павла. После призыва подражать Богу апостол пишет: «Живите в любви… А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение» (Еф. 5:2-4). Вот в чём проявляется подражание Христу, и оно не трудно для человека, живущего в современном обществе. Живите в любви и мире в своих семьях и в коллективе на работе, постарайтесь убрать из своей жизни пустословие, сквернословие и насмешки — и в этом будете подражать Христу. И ведь перечисленное апостолом очень актуально, в то же время во всём этом нет трудности, мы не можем сказать, что призваны к невыполнимому.

Ничего архисложного

Далее апостол пишет: «Испытывайте, что благоугодно Богу» (Еф. 5:10). Если мы выбираем то, что не угодно Богу, мы вредим себе, потому что закрываем перед собой дверь в вечность. «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы» (Еф. 5:11), «поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем» (Еф. 5:15-16), «познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными» (Еф. 5:17-19), — думаю, в этих рекомендациях нет ничего архисложного. Это и есть те критерии подражания Христу, которые человек может понести.

Да, воскреснуть как Он мы не можем — если бы могли, то не нужно было бы воплощение Сына Божия. Мы немощны, не имеем в себе жизни — она нам дана свыше. Но можем подражать тому образу, который принёс нам Господь, то есть жить в мире, в любви, непрестанно молиться, за всё благодарить Бога, снисходительно относиться друг к другу.

Нужно воспитывать свою веру

Есть такие святые, которых называют «преподобные» — это праведные люди, которые в своей жизни отказались от многого, чтобы быть похожими на Христа. Ради этого они удалялись от мирской жизни, постились, молились и совершали другие аскетические подвиги, стремясь максимальную часть своего времени посвящать Богу и своей душе. Понятно, что мы не можем жить, как они: у нас есть семьи и работа, основная доля нашей жизни посвящена заботе о хлебе насущном. Однако даже в этих заботах мы можем взращивать духовный стержень и воспитывать свою веру.

Порой кажется: если я не покажу, что могу быть жёстким, резким, гневным, то ничего не достигну, меня все будут считать слабым, — и начинаем взращивать в себе то, что человеку не свойственно. В такие моменты мы забываем, что Господь призывал прежде всего искать Царствия Божия и правды Его. Если же мы в чём-то потерпим, уступим, проявим сострадание и милосердие, то Господь, видя это, воздаст нам по делам нашим.

Так через подражание Христу воспитывается наша вера и укрепляется наша любовь. Естественно, что вместе с этим укрепляется и наша надежда, ведь мы подражаем Христу в уповании наследовать жизнь вечную и обрести на земле хотя бы минимум того, что необходимо для Царствия Божия. Наша задача — приобрести те черты характера и жизненные ценности, которые котируются в обителях Божиих, а не жить в вечной гонке за призрачным счастьем или очередной миской чечевичной похлёбки.

Пара практических упражнений

Подражание Христу возможно в жизни каждого человека. Начинается оно с малого: когда расширяем круг людей, которые становятся нам близкими. Сначала в него входят только кровные родственники, потом их становится всё больше.

Как можно научиться подражать Христу? Попытайтесь, проснувшись утром, представить, как проводил день Спаситель. Вот Он проснулся — с чего начинается Его утро? Что Он выбирает? Полежать ещё — или стать на молитву? Пойти трудиться — или избежать этого? Помочь кому-то — или развлекаться? С таким ориентиром всё сразу становится ясно. Можно в целом соотнести свою жизнь с событиями Его жизни — и тогда мы поймём, что человеку естественно находиться в храме, а не приходить туда последним и уходить первым. Можно подражать святым: преподобным Николаю Чудотворцу, Сергию Радонежскому, Серафиму Саровскому и многим другим.

Не важно, священнослужитель вы или нет, мужчина или женщина, ребёнок или зрелый человек, образованный или нет — всё это вторично. Главное — любить Господа как своего Отца. Тогда мы будем Ему подражать. Если же не любим или любовь наша только на словах — тогда и искать примеры для подражания будем иные. Станем копировать сынов века сего, с их страстями и ошибками, и в итоге превратимся в тех, о ком апостол сказал: «Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3:18).

От нас не требуется воскрешать мёртвых или кормить тысячи людей двумя рыбами и пятью хлебами. С нас спросят не это, а гораздо более простые вещи. Нам надо подражать не чудесам, которые творил Спаситель благодаря Божественной природе, но обратить внимание на то, как Он вёл Себя как человек. Дай Бог нам преуспеть в этом!

Кому подражать: христианину или Иисусу Христу?

Осознанно или неосознанно, каждый из нас кому-то подражает. Иногда проблема заключается в том, что мы не видим вокруг себя людей, с которых могли бы брать пример во всех аспектах жизни. У каждого есть какой-то недостаток. Не всякого человека можно назвать долготерпеливым. Не каждый может сдержать свой гнев в критической ситуации. Что уж говорить о других качествах: сострадание, прощение, любовь, принципиальность, страсть по защите истины, дружелюбность, радость, способность нести крест, молитвенная жизнь, желание исполнить волю Божью и др. Подобных элементов характера так много, что после прочтения хочется остановиться, и с горечью сказать: «Как трудно найти такого человека, в котором бы сочетались все эти черты характера».

Так есть ли такие люди, с которых можно было бы брать пример? Писание показывает нам, что такая возможность существует. И важно к тому же самому быть тем человеком, которому смогут подражать. Например, апостол Павел говорил:

«…подражайте мне, как я Христу » (1Кор.4:16) и «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» (Фил.3:17).

А в послании к Евреям автор наставляет читателей:

«Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7).

Несколько моментов, на которые стоит обратить внимание.

Во-первых, мы видим, что не всякому человеку нужно подражать.

Если мы не живем затворниками в пещере, то в процессе жизни мы встречаем разных людей: праведных и неправедных, терпеливых и нетерпеливых, смиренных и гордых и т.д. И эти люди на нас влияют. Временами мы не замечаем, как сами в каких-то качествах характера становимся похожими на объект своего восхищения. Для того, чтобы не сделать фатальных ошибок, нам нужно внимательно смотреть на тех, кто потенциально на нас влияет.

Во-вторых, подражать нужно тем, кто подражает Иисусу Христу

Апостол Павел не призывал подражать своему гению. Он не ставил себе в заслугу те изменения, которые произошли в его характере. Он прекрасно понимал, что его воли хватало лишь на то, чтобы до обращения убивать Божьих детей. Да, он был движим ревностью по защите веры отцов. Но как потом оказалось, это была дьявольская ревность, которая провоцировала уничтожать истинных детей Божьих.

Таким образом Павел призывает своих читателей подражать ему и остальным верующим настолько, насколько те подражают Иисусу Христу. Недостаточно говорить правильные слова о своих убеждениях. Нужно еще и жить в соответствии с исповедуемыми принципами.

Но даже самый лучший христианин мира (если так можно выразиться) не может по смирению и долготерпению сравниться с Иисусом Христом. Мы все с этим, надеюсь, соглашаемся.

Апостол Павел показал, что Бог желает, чтобы мы были «…подобными образу Сына…» (Рим.8:29). Увещевая филиппийцев, он писал: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе…» (Фил.2:5).

А непринципиальным в верности учению галатам он говорил: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал.4:19).

Эти отрывки ясно показывают нам цель нашей христианской жизни: уподобляться Иисусу Христу. Смотреть на Его реакцию в моменты радости и печали. Анализировать примеры Его жизни, когда Он молился Богу, доверял Ему, прощал врагов, не мстил обидчикам…

Я не хочу сказать, что подражать христианам – это пустое дело. Как мы уже увидели выше – это вполне реально. Но основное, на что я хочу обратить ваше внимание в последующих постингах: стремиться подражать Иисусу Христу. Каждый пост я буду посвящать краткому рассмотрению одного элемента из характера Иисуса Христа. На разных примерах жизни мы с вами посмотрим, как возможно использовать то или иное качество характера нашего Господа. Таким образом мы с вами напомним себе драгоценные истины о характере Христа и проанализируем свой характер.

Мы можем подражать Богу в Его любви

«У этих православных — одни постулаты и ограничения: делай то, не делай того» — можно услышать порой от нецерковных людей. «Да накрутили всё эти православные — Бог говорил одно: надо любить друг друга» — можно порой услышать от других, столь же нецерковных. «Да нет же, самое главное для них — “Христос терпел и нам велел”, вот они и терпят»,— встревают в разговор третьи.

Есть ли в чем-то из этого правда и что на самом деле главное в христианстве, размышляет игумен Нектарий (Морозов).

Заповеди: одна или много?

Все мы знаем из Евангелия историю о некоем законнике, который, искушая Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, задал Ему вопрос, важнее которого не существует никаких иных вопросов. Он спросил, что необходимо делать для того, чтобы наследовать вечную жизнь. И услышал ответ, адресованный как ему, так и каждому из нас: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим и возлюби ближнего твоего как самого себя (ср.: Мф. 22, 37, 39). И добавляет Господь, что в этих двух заповедях заключаются весь закон и все пророки, то есть всё то, о чем говорит Священное Писание человеку.

Конечно же, может возникнуть вопрос: а зачем тогда даны все остальные заповеди, которые мы находим в Евангелии? Ведь это не только заповеди блаженств — это практически каждое слово, которое обращает к Своим слушателям Спаситель. И подставить левую щеку после удара по правой, и отдать последнюю рубашку тому, кому она жизненно необходима, и идти два поприща с тем, кто попросил идти с ним одно,— всё это не что иное, как заповеди, потому что невозможно быть христианином, их не исполняя.

Ответ на вопрос «Так одна заповедь или их много?» обретается человеком, по-настоящему, всерьез живущим христианской жизнью, достаточно просто. Как только мы на деле пытаемся любить Бога и любить ближнего, мы тотчас же видим, как между нами и этой любовью вырастает некое огромное, совершенно непреодолимое препятствие. И препятствие это — наша неправильная любовь к самим себе.

Ведь почему нам трудно любить Бога? Потому что Господь ожидает от нас исполнения Его воли, которая единственно для нас спасительна,— и тем не менее наша воля умудряется воле Божественной противиться. Мы хотим поступать так, как угодно не Богу, а как угодно нашему сердцу. И точно так же, когда мы задумываемся о любви к ближнему, мы видим, что нам очень трудно бывает пренебречь своими интересами, пренебречь своей корыстью, пренебречь самими собой для того, чтобы кому-то послужить.

Когда человек осознаёт, что мешает ему исполнить в своей жизни две важнейшие заповеди, он начинает понимать, что все прочие заповеди евангельские как раз таки призваны нашу неправильную любовь к самим себе разрушить и освободить в нашем сердце место, которое мог бы наполнить Господь. По сути, всё, что мы делаем, являясь христианами и как христиане, в той или иной степени дает нам свободу для того, чтобы мы научились подлинной любви к Богу и любви к человеку.

Протиснуться между камнями

Когда человек начинает всё то, о чем говорит Христос в Евангелии, воспринимать как заповедь (воспринимать, конечно, в правильном святоотеческом духе, ибо и в Евангелии люди умудряются находить «основания» для самых причудливых взглядов и форм поведения, а порой и для конфликта с окружающими), он начинает ощущать, что такое на самом деле проходить сквозь тесные врата, о которых говорил Спаситель (Лк. 13, 24). Некоторые святые отцы уподобляли это тому, как змея, которая должна сбросить старую кожу, нарочно протискивается между камнями, чтобы ее содрать, совлечь и остаться в коже обновленной — гораздо более красивой и способной ей более качественно послужить.

Точно так же каждый из нас, хотя бы в какой-то мере исполняя Евангелие на деле, как бы сдирает с себя кожу — совлекает с себя своего ветхого человека. Того самого ветхого человека, любовь к которому мешает реализоваться в нас заповеди о любви к Богу и ближнему во всей их полноте.

Безусловно, заповедь о любви к ближнему является для нас еще и неким критерием того, действительно ли мы научились любить Бога. Ведь человек — такое существо, которое склонно очень часто себя обманывать — иногда невольно, а иногда и вольно. Мы можем говорить о том, что любим Бога, но эта любовь может в нас никоим образом не подтверждаться. И до поры до времени нас некому бывает в этом обличить, кроме нашей собственной совести в глубине нашего сердца. Но когда кто-то напоминает нам о том, что невозможно любить Бога, не любя своего ближнего, всё сразу становится на свои места. Наше отношение к ближним — это то, что явно, по крайней мере, самим нашим ближним, и это обличает в нас то, что сокровенно.

Тайна подражания

Но не только обличение заключено в этой взаимосвязи — в ней на самом деле заключается и некая удивительная тайна. Мы не можем подражать Богу в Его святости, в Его чистоте, в Его совершенстве, вездесущии и всемогуществе,— но мы можем подражать Богу в Его любви. Мы знаем о Боге, что Он любит каждого человека, и когда мы, подобно Богу, тоже начинаем любить каждого человека, тогда в нас проявляется, пробуждается то, что делает нас Богу подобными.

Мало кто понимает, что любовь — это на самом деле не чувство. Это то состояние сердца, к которому человек приходит постепенно — приходит в тем большей степени, чем больше он приближается к Богу. Чем ближе, реальнее он узнаёт, насколько Господь любит его и насколько Он любит других людей, тем сильнее становится в его сердце способность любить всех тех, кто его окружает. Любовь — словно некое удивительное растение, за которым нужно ухаживать в течение всей его жизни: поливать, удобрять, с усилием взрыхлять почву под ним, беречь. И тогда оно будет приносить свои удивительные плоды. Люди порой думают, что смысл жизни заключается в самых разных вещах, но только лишь любовь наполняет жизнь человека смыслом подлинным. И это — та самая любовь к Богу, которая совершенно нерасторжимым образом связана с любовью к людям.

Газета «Петропавловский листок» № 31, октябрь 2017 г.

Как подражать Христу, если Он — Бог, а мы — люди?

Каждый христианин должен знать житие своего святого, подражать ему, своей благочестивой жизнью показывать себя достойным святого имени, являть себя подражателем тем подвигам, которыми отличался святой, имя которого он носит. «По имени и житие твое да будет», — писал преподобный Амвросий Оптинский.

Каждый из нас носит имя святого, данное при крещении: одни называются именами Ангелов, другие именами угодников Божиих, ветхозаветных и новозаветных. Эти имена даются христианам в знак того духовного союза, который существует между именами Церкви Небесной и именами Церкви земной, ибо они составляют как бы одно тело под одною главою – Господом Иисусом Христом – и находятся в тесном общении между собой. Святые, обитающие на небесах, принимают по любви к земным своим братьям живое участие в их судьбе: радуются, взирая на их богоугодную жизнь, скорбят при виде грехов их, заблуждений и несчастий, молитвенно ходатайствуют за них пред Богом, невидимо помогают прибегающим к ним с сердечной верой и ограждают их от искушений и напастей своим заступлением, а жизнью своей представляют поучительный пример для подражания и руководства. Такое близкое участие святых в судьбе нашей возлагает и на нас обязанность любить их и подражать, по мере сил наших, их подвигам и совершенствам. Особенно обязаны мы так поступать по отношению к тем святым, имена которых носим, ибо с той целью и нарекаются нам Церковью имена их.

Подобно тому, как в житейском быту было бы знаком неблагодарности и неуважения к предкам, если бы их память, их славные дела и заслуги забывались потомками, унаследовавшими их славные имена и прозвания, так и в жизни духовной ещё большего порицания заслуживают те, кто без должного внимания и сердечного участия относится к подвигам святых своих.

Как же мы можем подражать святым?

Во-первых, мы должны хорошо знать жизнь и подвиги тех святых, имена которых мы носим. Кто не знает этого, тот не может чтить и любить своего святого как должно.

Во-вторых, мы должны с благоговением и живою верою обращаться к нашим святым, как постоянным ходатаям и молитвенникам за нас пред Богом. Глубокого смысла полно наименование наших святых нашими Ангелами, а дня именин – днём Ангела. Подобно Ангелам хранителям они – наши покровители и защитники от врагов видимых и невидимых.

В-третьих, мы должны всегда иметь в уме и сердце жизнь святых наших как высокий образец для подражания; имя святого обязывает уподобляться этому святому в добродетелях и подвигах. Но можно ли мирянину подрожать подвигам, например, преподобного, то есть монаха? Или подвигам исповедника, мученика или святителя?

Подражание преподобному состоит для мирянина не в удалении от мира, но в самоотвержении. Спаситель заповедал всем: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Мк. 8, 34). Инок для угождения Богу подвигами самоотвержения налагает на себя обеты безбрачия, нестяжательности и послушания; мирянин не даёт этих обетов, но то, что лежит в основании их, и для него обязательно: хранить чистоту помыслов, чувств и поступков, не привязываться к земным благам, а искать благ душевных, повиноваться закону и властям.

Носящий имя исповедника или мученика может явить сходные подвиги: безбоязненно исповедовать свои христианские убеждения, поступать по-христиански всегда и во всякое время, угождая Богу, а не людям, хотя б за то ожидали его насмешки, нарекания, угрозы и преследования.

Носящие имена святителей могут подражать их ревности в обличении заблуждений и пороков и в распространении истинного учения Церкви, в споспешествовании спасению ближнего словом и примером жизни, по заповеди апостольской: увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете. Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою. Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем (1Фес. 5, 11-14).

Как можно подражать Христа ради юродивому? Вникая глубж

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector