0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как встретить Новый год? Совет от святого богатыря Илии Муромца

Православная Жизнь

Наша Церковь живет по Юлианскому календарю, а светский мир – по Григорианскому. Вот и получается, что Новый год постоянно припадает на пост.

Для нашего народа этот праздник имеет большое значение, а потому православные христиане постоянно сталкиваются с коллизией – праздновать или не праздновать? Если праздновать, то как?

Ответить на этот вопрос нам поможет образ прп. Илии Муромца, день памяти которого приходится аккурат на 1 января. О былинном богатыре слышали все, чуть меньшее число людей, но все же немало, знают, что он канонизирован, а его мощи почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Однако же при этом в день его почитания большинство народа не то что ему не молится, но и от всякого богатырского вида довольно активно избавляется, превращаясь в хворенькое и слабенькое существо, представляющее угрозу разве что собственному здоровью.

Для православных христиан, многие из которых не были воспитаны в вере, Новый год является искушением. Но, прежде чем перейти к образу прп. Илии, стоит напомнить, откуда взялось это «широконогое» празднование Нового года. В глубины веков «нырять» мы не будем, так как долго придется оттуда «выплывать», а перенесемся на самый конец XVII столетия, когда указом императора Петра I № 1736 (от 20 декабря 1699 года) Новый год велено праздновать 1 января. Но Российская империя жила тогда по Юлианскому календарю, а большинство европейских стран уже перешли на Григорианский стиль, потому разница в датах на тот момент составляла 10, а к началу ХХ века – уже 13 дней. Такой порядок не создавал никаких нравственных коллизий, так как пост уже закончился, а отмечание Нового года припадало как раз на Святки. Однако после революции 1917 года большевики активно создавали свою «религию», им, соответственно, нужна была и своя мифология, и 1919 год уже советский народ встречал, как и сегодня, по Григорианскому календарю. Это был не просто переход на новое летоисчисление, а именно перенесение акцентов с Рождества Христова на секулярный, светский праздник. Плоды этих трансформаций мы имеем возможность наблюдать и сегодня. В уме большинства наших сограждан Рождество стало периферией, своеобразным попразднством Нового года. Я не говорю, что Новый год нужно вообще игнорировать, но если мы для себя четко уясним, какое отношение конкретно ко мне, для моей жизни имеет то или иное торжество, то наше сердце само правильно расставит акценты. От такого самовоспитания зависят многие аспекты нашей жизни: духовные, телесные, социальные, профессиональные и пр.

В образе прп. Илии Муромца мы как раз и находим необходимые примеры самовоспитания. Его житие говорит нам о том, что до 30 лет богатырь не мог ходить. Эти сведения в 1988 году были подтверждены Межведомственной комиссией Минздрава УССР, экспертное заключение которой указало на перенесение Илией в юношеском возрасте паралича нижних конечностей. Исцеление наступило, когда нашедшие в их доме приют странники попросили принести воды. Илья, искренне желая выполнить волю гостей, решительно встал и оказался здоров. Здесь он прислушался к доводам не разума, но сердца и не прогадал. В этом небольшом эпизоде четко видна разница между человеком верующим и неверующим. Неверующего человека диавол легко убедит в необходимых ему идеях именно через указание на естественные законы, мол, ты не сможешь, это невозможно, потому что противоестественно. А вот с Илией это «фокус» не прокатил, он решился и встал, полностью попирая доводы рассудка, но при этом безумцем его никак не назовешь. Сочетание внутренней собранности с горячностью есть плод длительного самовоспитания. Все дальнейшие ратные победы преподобного богатыря стали возможны благодаря предшествовавшим им победам внутренним. На этот счет у прп. Никодима Святогорца есть замечательные слова: «Победа и умерщвление своих недобрых склонностей и похотений, как бы ни были они незначительны, достойны большей похвалы, чем взятие многих крепостей, чем разгром сильных и хорошо вооруженных полчищ, чем даже творение чудес и воскрешение мертвых».

Родители будущего святого также явили пример самовоспитания, видимо, многое в Илию заложили именно они. Когда тот решает идти в Киев, то, несмотря на свою старость и необходимость ухода, отец и мать всё же благословляют сына на подвиги. Здесь они сумели отодвинуть в сторону аргументы разума, простую житейскую нужду, боязнь будущего и прислушаться к доводам сердца. Учитывая кроткий нрав Илии, не будь родительского благословения, он бы не решился их ослушаться. И тогда была бы просто благочестивая семья, но не было бы всемирно известного богатыря, не было бы и преподобного, к мощам которого мы припадаем, всякий раз посещая Киево-Печерскую Лавру. Стоит сказать, что, называя Илью Муромца всемирно известным богатырем, я не преувеличил, так как под именем Илиас он появляется в немецкой поэме XIII века «Ортнит» и норвежской «Саге о Тидреке Бернском».

Упомянутый прп. Никодим говорит, что самовоспитание вплотную связано с безжалостностью к себе. Переводя эту мысль на наше празднование Нового года, нужно не забывать о самоограничении. Бог никого ни к чему не принуждает, и если мы сами себя не обуздаем или хотя бы не станем стремиться к этому, то обязательно сорвемся. Пока мы сами себе будем говорить: «Я могу это позволить… Ничего в этом такого нету…» – мы обязательно будет проигрывать. Новый год не послабление перед оставшимся отрезком поста, нет ни единой причины для «передышки», это же не Вход Господень в Иерусалим перед напряженной Страстной седмицей и Пасхальным торжеством. Безжалостность к себе должна быть хоть какая-то, иначе все усилия, как минимум, окажутся половинчатыми.

Скользкие случайности, как говорит прп. Феодор Студит, окружают нас с завидной регулярностью. Оттого требуется и постоянное внутреннее напряжение. Вспомните, каково ходить во время гололеда – ноги гудят как трансформаторы, судороги сводят мышцы, но расслабиться мы себе не позволяем, так как четко понимаем, что с расслаблением обязательно пометим свое тело приличными синяками, а то и какую-нибудь посерьезнее травму получим. Не хочется… Но вот душу укрыть «синяками» – пожалуйста.

Я не отношу себя к противникам празднования Нового года, хотя, исходя из этого текста, впечатление может сложиться противоположное. Новый год я любил с самого детства, он у меня ассоциировался с каким-то волшебством и таковым останется в моей памяти навсегда. Данная статья – укор самому себе, если хотите, набросок идеала, к которому я и сам не дотягиваюсь и к которому меня подтолкну образ прп. Илии Муромца. Я прекрасно понимаю, что у нас есть дети, родные и друзья, с которыми мы и проведем новогоднюю ночь, а потому пусть они празднуют, дело же не в них – дело в каждом из нас. Вопросы самодисциплины и самовоспитания – внутренние установки, часто незаметные невооруженному глазу других людей. Внешне может ничего и не измениться, так как важно наше личное отношение к тем или иным событиям. Это тот стержень, который меняет и нас самих, и незаметно влияет на наших ближних, а когда необходимо, то может и «выстрелить», как это было с исцелением прп. Илии.

Напоследок хотелось бы привести слова прп. Симеона Нового Богослова: «При встрече разных случайностей пусть каждый наблюдает, что происходит в душе его, и так определяет, какова она. Например, наблюдая, что творится в душе, когда его бранят или бесчестят, или оказывают ему презрение, он верно познает, есть ли в нем смирение». К сказанному хочется добавить, что и в Новый год нам следует понаблюдать, что происходит в нашей душе, и определить, «какова она». Провести этот эксперимент нетрудно, тем более что и повод есть – праздник ведь совсем близко!

Протоиерей Владимир Долгих

Как встретить Новый год? Совет от святого богатыря Илии Муромца

Народный праздник День Ильи Муромца отмечается 1 января (19 декабря по старому стилю) каждого года. В этот день на Руси чтили память Ильи Муромца — былинного богатыря, которого считали избавителем Киева от татарского Калин-царя.

Другие названия праздника: Илья Муромец, Григорий, Тимофей, День преподобного Илии, чудотворца Муромского.

Трудно найти такого человека в России, который не слышал бы никогда об этом славном богатыре из древнего города Мурома. Большинство знает о нем лишь то, что запомнилось им с детства из былин и сказок, и часто бывают поражены сложностью и многозначностью этого образа.

Читать еще:  Архиепископ Боголеп: Храм в Успенке арестован, но мы продолжим борьбу

История

1 января чествуется память русского святого преподобного Илии, чудотворца Муромского. Он был воином и монахом, служил Отечеству при княжении Владимира Мономаха. Одним из прототипов Ильи Муромца был Илия Печерский — инок Киево-Печерского монастыря. Святой Русской церкви, почитается в лике преподобных, память совершается (по юлианскому календарю): 28 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер) и 19 декабря.

Прототипом былинного персонажа некоторыми исследователями считается исторический силач по прозванию «Чоботок», родом из Мурома/Муровска, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Илия, причисленный к лику святых как «преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году). Угодник Божий Преподобный Илия Муромец жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года. Память по церковному календарю — 19 декабря (1) января.

Первые письменные сведения о нём относятся к 1630-м годам; ранняя традиция относит жизнь Илии к XII веку; XI—XII веками датируют погребение исследователи. В 1594 году посол римского (германского) императора Эрих Лассота сообщает в своих записях об Илие Муромце и Чоботке как о разных людях; скорее всего, увидев разрушенную гробницу и мощи в пещере, он не предположил, что они могут принадлежать одному и тому же человеку. Ему рассказали, что Чоботок был богатырём и носил своё прозвище с тех пор, как однажды отбился от врагов чоботом — то есть сапогом.

В советское время предпринимались усилия по дехристианизации образа преп. Илии Муромца с целью превращения его в воплощение секулярного идеала героя-воина. Так, например, был искажен известный эпизод былины, когда к недвижимому Илье Муромцу приходят «калики перехожие», которые в итоге и исцеляют Илию. Кто они — во всех советских изданиях опущено; в дореволюционном же издании былины указано, что «каликами» были Христос с двумя апостолами.

В Муроме существуют многочисленные предания об Илие; его потомками считаются муромчане Гущины, наследственно обладающие недюжинной силой (так, одному из Гущиных, жившему в конце XIX века, даже было запрещено участвовать в кулачных боях). Изба Илии, как считается, стояла на том месте в селе Карачарове (ныне часть Мурома), где ныне стоит дом одного из Гущиных; рядом находится Троицкая церковь, которую Илия по преданию сложил лично, таская из реки стволы дуба-топляка.

В настоящее время мощи Илии Печерского покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Часть мощей Ильи — средний палец левой руки — находится в одном из храмов города Мурома, Владимирской области.

В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Исследования мощей показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост 177 см (высокий рост для средневековья). У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений. Причиной смерти послужил, вероятно, удар острого орудия (копья или меча) в грудь, сквозь прикрывавшую грудь левую руку. Смерть наступила в возрасте около 40—55 лет.

Предполагают, что он погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 году, сопровождавшемся разгромом Печерской лавры союзными Рюрику половцами. В таком случае, он должен был родиться между 1150 и 1165 гг.

Традиции и обряды

— Накануне был Новый год и многие люди желали друг другу счастья, здоровья и удачи в новом году. А в это самое время над ними таинственно и загадочно мерцали звезды, которые уже предопределили, кто из сидящих за столом именно в этом году должен навсегда покинуть этот мир.

— Испокон веков чародеи и знахари с помощью магии пытались (и не без пользы) вмешаться в круговорот судьбы, чтобы своим тайным искусством изменить несчастливую линию судьбы на более благоприятную. Ведь именно для этого существуют всевозможные заговоры, обереги и заклинания. История хранит немало примеров, показывающих, как с помощью чародейства и астрологии были предотвращены всевозможные трагедии.

— Для 1 января существовало множество гаданий. Например такое: Тот, кто в этот день проедет на лошади задом-наперед вокруг дерева, расходящегося из одного корня на два ствола, тот не будет обманут мужем или женой (подразумевается измена). Или такое: Тот, кто 1 января проснется первым, выйдет за дверь своей комнаты и, постучав в нее, разбудит остальных членов семьи, тот будет главенствовать в своем семействе в течение наступившего года.

Про погоду: Очищали 12 луковиц от верхних чешуек, насыпали на каждую луковицу по кучке соли и клали их на ночь на печь. На какой луковице за ночь соль повлажнеет, такой по счету месяц будет дождливый. Или вынимали из луковиц 12 чашечек, насыпали в них соль и ставили на окно в ночь под Новый год. Если соль влажнела — месяц будет влажный и дождливый, если нет — сухой.

Про урожай наступившего года: Шли на перекресток, чертили на земле палкой крест и прикладывались к нему ухом: если слышалось, что едут сани с грузом, это сулило богатый урожай. Считалось, что сильный ветер в этот день обещает урожай орехов, а месячная звездная ночь — гороха, чечевицы и ягод. Если же погода была теплой — ожидали, что уродится рожь.

День Ильи Муромца 1 января 2019 года

Начало января для всех нас — это, прежде всего, начало нового года. Однако на 1 января приходится еще один замечательный праздник — день Ильи Муромца.

Почему день Ильи Муромца отмечают 1 января? Нужно сказать, что дата этого праздника выбрана неслучайно. По церковному календарю 1 января — день памяти святого Ильи Муромского. Иначе он известен под именем Ильи Печерского. Илья Печерский считается одним из праобразов Ильи Муромца в русском эпосе, поэтому 1 января принято отмечать посвященный этому праведнику праздник.

Легенды и история Ильи Муромца

Историю этого богатыря многие помнят из сказок и былин. Их сюжеты могли различаться в разных регионах, но в целом образ Ильи Муромца одинаков — это защитник родины, храбрый воин и герой, который долгое время (33 года, сакральное число) был недвижим, а затем обрел могучую силу, которую использовал для защиты родной земли.

Но не все знают, что Илья Муромец действительно жил в давние времена. Мощи безымянного силача, который принял монашество под именем Ильи Печерского, находятся в Киево-Печерской лавре.

Останки святого изучили ученые. Они сделали заключение, что мощи принадлежали мужчине возраста старше сорока лет, который погиб от раны в сердце и при жизни получал множество ранений. Более того, в юности он перенес паралич конечностей. Таким образом можно объяснить, почему в сказаниях могучий богатырь сначала 33 года просидел на печи, и лишь затем отправился защищать родину от врагов.

Образ Ильи Муромца связан не только с Ильей Печерским. Например, в некоторых областях жители считали, что Илья ездит по небу, и именно поэтому случаются грозы. Эта деталь явно указывает на Илью Пророка, который разъезжал по небесной тверди летом, громом распугивая нечисть, и которого народное сознание явно отождествило с русским былинным богатырем.

Как отметить день Ильи Муромца в 2019 году

Хотя время былинных богатырей давно в прошлом, и сегодня о дне Ильи Муромца помнят многие. Так как же его праздновать? Разумеется, победить в этот день Соловья-разбойника вряд ли получится. Но некоторые особенности сегодняшнего дня отметить важно.

Например, то, что этот праздник изначально церковный, и посвящен он богатырю-праведнику, который принял обет и отказался от оружия и ратных подвигов. В этот день можно постараться делать добрые дела, не злиться и не желать зла окружающим, отказаться от дурных привычек — словом, побеспокоиться о чистоте души. Многие верующие в это время держат строгий Рождественский пост, и даже если вы не входите в их число, можно заклянуть в постное меню, чтобы после новогоднего праздника переключиться с праздных развлечений на заботу о светлых помыслах и делах.

Ну и конечно, стоит вспомнить сказки и былины об Илье Муромце. Если у вас есть дети, можно почитать их вместе или посмотреть мультфильмы об этом герое. Не забудьте позаботиться о крепком здоровье и о духовной чистоте.

Читать еще:  Когда можно сидеть в храме на богослужении?

Илья Муромец — святой богатырь

Первого января по новому стилю Православная Церковь празднует память удивительного святого — былинного героя Ильи Муромца или, как его именуют в святцах, Илии Муромского. Он не литературный герой, не вымысел, а самый настоящий монах, подвизавшийся в Киево-Печерской Лавре. И самый настоящий богатырь.

Как говорит предание, Илья родился в селе под Муромом в XII веке. Юноша до 33 лет был парализованным и не мог даже самостоятельно вставать с постели. Но годы болезни не сломали его, а наоборот — воспитали в нем огромное терпение, стойкий и сильный характер.

Однажды, когда родители Ильи трудились в поле, в дом явились «калики перехожие». Так в средневековой Руси называли паломников ко святым местам. Паломничество считалось важным и богоугодным делом, а паломники — людьми, совершающими духовный подвиг, подвижниками. По слову подвижников и исцелился неподвижный Илья. По преданию, калики повелели идти на службу к князю Владимиру и сказали: «Будешь ты, Илия, великий богатырь, и смерть тебе на бою не писана». Илья доверился им, и всю жизнь ни в какой опасности не позволял себе бояться смерти.

Перед тем, как расстаться с родными местами, Илья помог земледельцам в родном селе. Он расчистил пашню, выкорчевал пни, засеял зерно. После завершения крестьянских работ Илья попросил благословения родителей на военную службу. Вот как об этом говорится в былинах:

Я поеду в славный стольный Киев-град

Помолиться чудотворцам Киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой- правдою,

Постоять за веру христианскую.

Получив благословение, будущий воин отправился в столицу и попал на прием к князю, называемому в былинах Владимиром. Судя по историческим датам, это был Владимир Мономах. Подобно своему равноапостольному прадеду, этот князь собирал самых отважных людей себе в дружину. Дружина охраняла восточные границы Руси от иноверцев-захватчиков. Служба на границе требовала от воина постоянного напряжения сил: нападения были частыми, бои — кровавыми.

О сражениях Ильи рассказывают русские былины, например, «об Илье Муромце и Идолище поганом», «Соловье-разбойнике», «Калин-царе», и германские саги XII-XIII века. В них описываются служба у русского князя, победа над местными разбойниками и над иностранными захватчиками. В Идолище поганом и Калин-царе видны черты кочевников-язычников. Само слово «поганый» произошло от латинского pagan, что значит язычник.

У русских воинов было такое преимущество, которого не имели многочисленные, жестко дисциплинированные восточные армии: они боролись не только за страну, но и за христианскую веру. Они верили в победу силою Божией даже тогда, когда никаких человеческих сил уже не оставалось. И действительно часто побеждали — ведь «не в силе Бог, а в правде». А русские люди под защитой своих богатырей строили города, храмы, монастыри, пахали землю, растили детей. В монастырях появлялись воины духа — монахи, летописцы, иконописцы.

Сменить подвиг воинский на подвиг монашеский не было на Руси необычным делом: монашество приняли Александр Невский, герои Куликовской битвы Пересвет и Ослябя. Так поступил и Илья Муромец. В одном из боев он получил тяжелое ранение: брошенное издалека копье (близко к богатырю подходить боялись) насквозь проткнуло левую руку, которой он пытался заслониться, и вонзилось в грудь. Не имея возможности больше участвовать в сражениях, Илья постригся в Феодосиевской обители (Киево-Печерской Лавре).

О жизни его в монастыре мы знаем мало. Иногда ратные подвиги приходилось совершать и там.». Когда на монастырь напали враги, Илья успел одеть всего один сапог, а другим сапогом он разогнал нападавших. После этого ему дали прозвище «Чеботок», что значит «сапог». О духовных же подвигах свидетельствуют его нетленные мощи и прославление в лике преподобных вместе с другими печерскими подвижниками в 1643 году. Память его совершается 19 декабря (1 января по новому стилю).

В 1701 году московский священник Иоанн Лукьянов писал о Ближних пещерах: «Тут же видехом храбраго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей. Рука у него левая пробита копием, язва вся знать на руке, а правая его рука изображена крестное знамение». Крестное знамение было современным: три пальца соединены вместе, а два последние пригнуты к ладони. Преподобный молча свидетельствовал в пользу трехперстного знамения и как бы обличал возникший в то время старообрядческий раскол.

Символично, что левая рука преподобного свидетельствует о подвиге воина ратного, а правая — о подвиге воина Христова. Как поется в службе Лаврским святым в печатном сборнике 1763 года: «Илии Муромскаго непреоборимаго воина почитати подвиги дерзаю, в руце имущаго от оружия язву, в сердце же любовь к Тебе, Христе, глубочайшую ему содела рану».

Во времена Советского Союза власти пытались оспорить идентичность былинного героя Ильи Муромца и преподобного Илии Печерского. Но еще в 1988 году, исследовав мощи святого, ученые подтвердили, что это реальный воин. Илья Муромец был действительно богатырского для тех времен роста — 177 сантиметров. У него невероятно развита мышечная система, а это свидетельствует о том, что человек часто применял физическую силу. Есть переломы и следы ранения грудной клетки и руки колющим предметом. Исследователи также выяснили, что в молодости у богатыря были проблемы с позвоночником, из-за которых он мог страдать параличом.

Советский судмедэксперт Сергей Никитин сделал реконструкцию облика богатыря по черепу. Это был мужчина лет 50 (примерно в этом возрасте он и умер), лысый и с большой бородой, похожий на свою же икону из Лавры.

Русские воины с древних времен до наших дней считали святого Илию Муромского своим покровителем. В годы Великой Отечественной войны его именем был назван бронепоезд, а в 1998 году в одной из воинских частей Подмосковья в честь Ильи Муромца освящен храм.

В Откровении св. Иоанна Богослова есть слова Господа, которые можно отнести и к средневековой Церкви, и, без всякой натяжки, к Илье Муромскому, православному воину и монаху: «Знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых. …Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, … как сосуды глиняные, они сокрушатся, …и дам ему звезду утреннюю» (Откр. 2:18-29).

Читайте самое интересное в рубрике «Религия»

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

  • Газ на Алтае
  • Налоги для физических лиц
  • FITamic
  • FM-Продакшн
  • Все проекты
  • Правила поведения на сайте

  • Рубрики
  • Алтай
  • Барнаул
  • Коронавирус сегодня
  • Бийск
  • Рубцовск
  • Республика Алтай
  • Политика
  • Экономика
  • Правила жизни Искателей
  • Общество
  • Недвижимость
  • Происшествия
  • Мобильный репортер
  • Экология
  • Здоровье
  • Авто
  • Инфографика
  • Культура
  • Туризм
  • Спорт
  • Наука
  • Только о хорошем
  • Тесты и игры
  • Люди говорят
  • Образование
  • Кухня
  • Дача
  • Только на amic.ru
  • Подкасты
  • Вакансии
  • А это вообще законно?!
  • AmicМилосердие
  • Марафон победы

Прямой эфир

День преподобного Ильи Муромского: что за праздник, его история и традиции

На Руси 1 января (19 декабря по старому стилю) чтили память Ильи Муромца. Былинного богатыря считали избавителем Киева от татарского Калин-царя. Об истории и традициях праздника читайте в материале Amic.ru.

Это былинный герой. Память русского святого преподобного Илии, чудотворца Муромского чтят 1 января. Илья был воином и монахом, служил Отечеству при княжении Владимира Мономаха.

Одним из прототипов Ильи Муромца был Илия Печерский. Это инок Киево-Печерского монастыря.

В Муроме существуют многочисленные предания об Илие. Считается, что его потомками были муромчане Гущины, которые испокон веков обладали огромной силой. Рассказывают, одному из Гущиных, который жил в конце XIX века, было запрещено участвовать в кулачных боях.

А еще считается, что изба Илии стояла на том месте в селе Карачарове (сегодня это часть Мурома), где стоит дом одного из Гущиных. Рядом с избой находится Троицкая церковь, которую Илия по преданию сложил лично.

В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Исследования показали, что преподобный был очень сильным человеком. Рост Ильи — 177 см. Также были обнаружены признаки заболевания позвоночника и следы от многочисленных ранений.

Вероятно, причиной смерти преподобного послужил удар острого орудия в грудь. Например, копья или меча. Смерть наступила в возрасте около 40—55 лет. Предполагают, что он погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 году, сопровождавшемся разгромом Печерской лавры союзными Рюрику половцами.

Читать еще:  Богоявленский собор Острога

На Руси считали, что 1 января благоприятен для гаданий и обрядов. Например люди верили, что тот, кто в этот день проедет на лошади задом-наперед вокруг дерева, расходящегося из одного корня на два ствола, тот не будет обманут мужем или женой.

Также гадали на погоду: чистили 12 луковиц от верхних чешуек, насыпали на каждую луковицу по кучке соли и клали их на ночь на печь. На какой луковице за ночь соль повлажнеет, такой по счету месяц будет дождливый. Или вынимали из луковиц 12 чашечек, насыпали в них соль и ставили на окно в ночь под Новый год. Если соль становилась влажной, то месяц будет дождливый, если нет — сухой.

Считалось, что сильный ветер в этот день обещает урожай орехов, а месячная звездная ночь — гороха, чечевицы и ягод. Если же погода была теплой — ожидали, что уродится рожь.

1 января – День преподобного Илии, чудотворца Муромского.

Чествование памяти указанной исторической личности осуществляется в первый день календарного года – 1 января.

Преподобный Илия Муромский появился на свет в селе Карачарово, находящемся под городом Муромом Владимирской губернии. Отсюда и прозвище Муромский. В древних документальных источниках упоминается и другие дополнения к имени героя былин: Муравленин, Муровлин. Их существование объясняется иным возможным происхождением святого: есть сведения, что на самом деле преподобный Илия родился в городе Моровийске Черниговского княжества. Как было на самом деле, сегодня доподлинно неизвестно.

Отцом Илии Муромского стал крестьянин Иван Тимофеевич Чоботов. С детства будущий святой был поражен болезнью ног, из-за чего пролежал на печи до 30-летнего возраста. Но сказать «пролежал» не совсем правильно. Илия проводил дни не в праздности, а в беспрестанной молитве к Богу, культивируя в себе терпение, кротость, любовь и смирение.

Видимо, вера будущего подвижника не знала границ по своей силе, иначе не получил бы народный герой чудо исцеления от Господа. По преданию явились к нему однажды «калики перехожие» — а были то святые старцы – и обратились к немощному Илие с просьбой напоить их водой. Для того, чтобы исполнить просимое, требовалось принести сначала этой самой воды.

Домонашеская жизнь преподобного Илии Муромского.

После того, как Илия Муромский обрел чудесным образом способность передвигаться и великую силу в себе почувствовал, он собрался в путь для совершения службы на благо людей, применив дар Божий там, где это необходимо. Без пяти минут народный герой попросил на то родительского благословения, сотворив перед отцом и матерью земной поклон. Престарелые родители отпустили сына с миром и завещали не проливать христианской крови. По всему видно, семья Илии Муромца была достаточно верующей, раз в ней так почитались православные догматы.

Самый известный из всех русских былинных богатырей от природы имел натуру бесстрашную и целеустремленную, однако, при всем при этом лишенную жестокости. Судите сами: Илья Муромец отправился, получив благословение родительское в стольный град Киев, куда никто до него не решался ехать прямой дорогой. Все дело было в разбойниках, курировавших этот путь. Илия встретил их, но не стал вступать с ними ни в драку, ни в словесную перепалку. Он просто продемонстрировал бандитам свою богатырскую силу, не причинив никакого вреда: пустил из лука стрелу в дуб, а тот и превратился в щепки. Видя такое дело, разбойники не пожелали связываться с Илией и дали ему спокойно продолжить свой путь.

По прибытии в Киев герой очутился на княжеском пиру у самого Владимира Мономаха. Произошло это событие благодаря доброму делу Илии: он ведь очистил дорогу в стольный град от злодеев. На пиру к богатырю отнеслись как к равному. Кроме Ильи Муромца там было много других храбрых воинов не только разных сословий, но и из разных городов. И это празднество положило начало поистине великим подвигам русского богатыря, совершенным в защиту Родины.

Илья Муромец являлся атаманом славных воинов Святой Руси. Он участвовал в борьбе с половцами, в битве с татарами. И везде, где бы ни задействована была недюжинная физическая сила богатыря, герой проявлял благородные душевные качества: сдержанность, стойкость, скромность, простоту, благодушие, спокойствие. Бессеребренность и отеческая забота также относились к положительным чертам его характера. Силу физическую, данную Илие Богом, воин использовал исключительно ради восстановления справедливости и для защиты всего русского народа.

Иноческая судьба и смерть преподобного Илии Муромского.

Как правило, в монахи люди уходят на старости лет. Реже — независимо от возраста по зову сердца. Так случилось и с Илией Муромским: в одном из боев он был сильно ранен в грудь, в результате чего решил оставить службу воинскую и уйти в затворничество. Богатырь принял постриг в монахи и поселился в Киево-Печерской Лавре, где и скончался.

Произошло это в 1188 году. Народному герою было всего только 44 года. Его смерть имела весьма символичный смысл. Илия Муромский отошел в царство Небесное, сложив персты правой руки так, как это принято для творения крестного знамения в Православии сегодня: большой, указательный и средний вместе, а безымянный и мизинец прижав к ладони. Гораздо позже, в период с XVII по XIX вв., когда шла упорная борьба со старообрядческим расколом, данный факт из жития преподобного оказался подтверждением правильности трехперстного сложения.

Мощи Илии Муромского.

Народный герой и монах был официально причислен к лику святых спустя более 4,5 веков после смерти. Процесс канонизации коснулся еще 68 Божьих угодников Лавры. Сегодня мощи преподобного Илии хранятся в ближних Антониевых пещерах обители и открыты для поклонения всем желающим.

Интересно, что останки святого – кстати, абсолютно нетленные, — в 1989-1992 гг. подвергли различного рода исследованиям. На их основании был вынесен вердикт: мощи действительно принадлежат знаменитому герою и одновременно преподобному Илие, чудотворцу Муромскому. И сегодня от этих святых мощей люди исцеляются. Главным образом, в молитве у нетленного тела праведного героя древнерусского эпоса просят об избавлении от недугов, связанных с костной системой: радикулита, остеохондроза, артрита и других. Особую помощь святой оказывает в перечисленных болезнях мужчинам, но и женщин, конечно же, в беде не оставляет. Главное – верить…

Согласно рукописи XVII века, найденной в Лаврской библиотеке, преподробный Илия Муромский еще при жизни начал совершать чудеса. А еще он до самой смерти сожалел о том, что пролил много крови – пусть не христиан, но живых людей.

Местом паломничества являются не только Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры, где хранятся мощи преподобного Илии. Ежегодно 1 января тысячи людей устремляются со всей России на Родину святого – в Муром. Там, на берегу Оки воздвигнут памятник чудотворцу – работа скульптора Вячеслава Клыкова. В первый день календарного года постамент утопает в цветах. Вот как почитают чудотворца и покровителя русского воинства!

Молитва святому преподобному Илии Муромцу.

О святый преподобный отче Илие! Руси Святой заступниче, могучий ратоборче, воине духовный и телесный ей явивыйся, в житии своем благу народа Русскаго и прославлению Бога Христианскаго верно послуживый, и по преставлении своем престательства своего о нас не оставивый, испроси, святе, у Всемилостиваго Господа Отечеству нашему царя, мир и благоденствие, церкви благоустроение, людем православным от нечестивых избавление, воином русским в ратех победу и на врагов, замышляющих злая Церкви и Отечеству православному, одоление, всех же нас заступи, и еще просим тя, святче Божий, разум нам от Бога ниспосли, да познаем согрешения наша, и силу духовную, да покаемся во грехах наших, и крепость телесную, да возмощи нам житие исправити и Русь Святую возродити, и в Царствие Небесное из нея прейти, да тамо с тобою и всеми святыми сподобитися непрестанне восхваляти в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 3

Ликовствует днесь земля Русская, воина и чудотворца своего Илию Муромца прославляюще, яко той в Церкви торжествующей пребывая, соратует сродницем своим и Церкви воинствующей, на враги видимыя и невидимыя Руси Святой испрошая у Господа вспоможение, да невозбранно славят и чтут людие русские Христа Бога.

Тропарь, глас 8

Постом душу Твою просветил еси, молитвами непрестанными сердце Твое сосуд Духа Святаго соделал еси, преподобне отче наш Илие. Темже вся вражия ополчения крепко посрамил еси, и яко победоносец истинный воздаяния получил еси от Христа Бога. Тому помолися о душах наших.

Преподобный Отче Илия, моли Бога о нас!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector