0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Митрополит Почаевский Владимир доставит в Киев образ Богоматери

Содержание

Митрополит Почаевский Владимир доставит в Киев образ Богоматери

Мария Розинская — специально для Седмица.Ru

О пребывании в Киеве чудотворной Почаевской иконы Пресвятой Богородицы

21 сентября Православная Церковь отмечает великий праздник — Рождество Пресвятой Богородицы. Но на этот день также приходится и празднование в честь одного из наиболее почитаемых чудотворных образов Божией Матери — чудотворной Почаевской иконы. В 2009 году отмечается юбилейная дата — 450-летие явления Почаевского образа в волынском крае, на юго-западе тогдашней Руси.

Почаевская святыня, прославившаяся за четыре с половиной века многочисленными чудесами и исцелениями, пришла на Западную Украину скромно и почти по-домашнему. Ничто тогда не свидетельствовало о ее чудотворной силе и не предвещало будущую почти мировую славу. Тогда, в далеком 1559 г., через западноукраинские области возвращался из Москвы в Константинополь греческий митрополит Неофит. Проезжая Почаев, он остановился на ночлег у благочестивой помещицы Анны Гойской. Легенды умалчивают, как именно принимала греческого архиерея знатная помещица. Но память о ее гостеприимстве живет уже на протяжении нескольких веков, так как именно в благодарность за радушный прием почетный гость подарил хозяйке на память образ Пресвятой Девы византийского письма, впоследствии прославившийся дивными чудотворениями.

Поначалу икона находилась в домашней молельне дома Гойских в деревне Орля близ Почаева. Но постепенно Гойские и их слуги стали замечать, что по ночам икона излучает таинственный свет, подобный столпу огня. А вскоре от греческого образа произошло и первое чудо. Помолившись по совету сестры перед образом прозрел слепорожденный брат Анны Гойской, Филипп Козинский. Удивившись произошедшему, Анна сочла себя недостойной хранить чудотворную икону в своем доме, и, заказав для образа богатую ризу, около 1597 года она пожертвовала икону инокам, жившим на Почаевской горе. В своем завещании Анна Гойская писала о почаевских монахах как о «людях добрых, набожного жития, не иного исповедания, как греческого, подчиненных восточной церкви». На поросшей лесом Почаевской горе в пещерах иноки проживали еще с XIII века. Считается, что они появились здесь после разорения в 1240 г. ордами Батыя первопрестольного Киева. Уцелевшие во время штурма монахи ушли в глухие волынские леса и на безымянной горе, получившей название Почаевской в память о речке Почайной, в которой святой равноапостольный князь Владимир в IX веке крестил киевлян, заложили Свято-Успенский скит в память о разрушенной ордынцами киевской Свято-Успенской Лавре. В середине XIV века это место благословила Пресвятая Богородица, явившись двум инокам и пастуху в огненном столпе. В свидетельство об этом явлении на известковом камне остался след Ее правой стопы — древнейшая из почаевских святынь. После чуда рядом забил целебный источник, который наполняет стопу целебной водой. Вместо первоначальной небольшой церкви над горой, стопой и пещерами первых иноков со временем возвысился огромный Успенский собор, который виден за многие километры. Именно в этом монастыре и стала находиться чудотворная греческая икона, получившая наименование «Почаевская». Считается, что образ появилась в Почаевском монастыре 8 сентября по старому стилю (21 сентября по новому) и пребывает в здесь уже более 400 лет. Кроме появления в обители чудотворной иконы Божией Матери, расцвету монастыря способствовала деятельность его игумена, великого подвижника Православия преподобного Иова Почаевского.

Икона, дарованная Анной Гойской, была небольшой — шесть с четвертью вершка в высоту и пять с осьмушкой в ширину, написана темперой древним византийским письмом на липовой доске. Пресвятая Богородица представлена на чудотворном образе нежно приклонившей Свой лик к Сыну, Которого держит на правой руке. В левой руке у Нее плат, покрывающий ноги Младенца. Поднятой десницей Иисус благословляет всех, для кого Он — Путь, Истина и Жизнь. Венчают Спасителя и Божию Матерь короны, окруженные сиянием. По обеим сторонам образа и внизу — небольшие изображения святых: пророка Илии, мученика Мины, первомученика Стефана, преподобного Авраамия, великомученицы Екатерины, мучениц Параскевы-Пятницы и Ирины. В 1866 г. для иконы изготовили ризу из золота, которую инкрустировали драгоценными камнями. С тех пор чудотворная пребывает в особом киоте в форме сияющей звезды, в третьем ярусе над царскими вратами иконостаса Успенского собора. На более поздних списках иконы внизу обычно пишется стопа Богородицы.

Встречая в Лавре чудотворный образ, митрополит Киевский и всея Украины Владимир сравнил пришествие иконы в Киев с евангельским эпизодом, когда Пресвятая Богородица пришла к своей дальней родственнице Елисавете. Согласно Евангелию, Елисавета, возрадовавшись встрече с Девой Марией, сказала: «И откуда мне сие, яко прииде Матерь Господа моего ко мне!».

«Так и сегодня, подобно милости к Елисавете, Пресвятая Матерь явила и нам Свою великую милость и пришла в виде Своего чудотворного образа!», — продолжил митрополит. Владыка призвал всех верующих молится о мире и единстве православных. Но великая скорбь прозвучала в этих словах и нашла отклик в сердцах верующих, ибо почти все участники крестного хода уже знали, что в эти же дни на Черниговщине раскольники подлогом и силой отняли еще один храм у Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Поэтому все присутствовавшие молились вместе со своим Предстоятелем и просили о великом чуде — о воссоединении разъединенного различными юрисдикциями украинского народа, о преодолении вражды и уврачевании раскола. И горячей была их молитва, так как многие помнят о дивных чудесах, который произошли по молитвам к Почаевской иконе Божией Матери.

В память об одном из чудес от этой чудотворной иконы 23 июля было установлено специальное празднованием в честь святого образа — именно в этот день 23 июля 1675 года

заступничеством Божией Матери была снята осада Почаевской лавры. Тогда, во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674-1696), турки под предводительством хана Нурредина окружили Почаевскую обитель с трех сторон. Слабая деревянная монастырская ограда и несколько каменных зданий не могли послужить какой-либо защитой для братии и укрывшихся в монастыре мирян. Игумен Иосиф (Добромирский) призвал всех молиться пред Почаевским образом к Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому и просить о заступлении. На восходе солнца, когда турки держали совет перед штурмом обители, игумен повелел петь акафист Божией Матери. С первыми словами «Взбранной Воеводе» в небе над храмом внезапно явилась Сама Пречистая Богородица, «омофор белоблистящийся распуская», с небесными ангелами, держащими обнаженные мечи. Татары приняли Небесное Воинство за привидение, в смятении и ужасе стали стрелять в Пресвятую Богородицу и преподобного Иова, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал. В паническом бегстве татары убивали друг друга, многих татар защитникам монастыря удалось взять в плен, и некоторые из пленных впоследствии приняли Православие и остались в обители навсегда.

Даже когда Почаевская лавра была занята униатами, святыня не переставала творить чудеса — монастырские летописи зафиксировали 539 чудотворений, которые произошли с 1713 по 1831 год. Чудеса происходили не только с православными, но и с представителями других конфессий.

Известна история графа-униата Николая Потоцкого, который стал благотворителем Почаевской Лавры после следующего чудесного обстоятельства. Однажды он обвинил своего кучера в том, что взбесившиеся лошади перевернули коляску, и, достав пистолет, намеревался убить его. Кучер повернулся в сторону Почаевской лавры и воскликнул: «Матерь Божия, явленная в иконе Почаевской, спаси меня!» Потоцкий несколько раз выстрелил из пистолета, но каждый раз оружие делало осечку. Ошеломленный граф покаялся пред чудотворной иконой и посвятил свое имущество на устроение обители, построив Успенский собор и братский корпус. Тот же граф Потоцкий стал инициатором коронования образа, что в практике Римско-Католической Церкви означает каноническое признание чудотворности иконы. По распоряжению папы римского Климента XIV торжественное коронования совершилось 8 сентября 1773 г. Теперь в память об этом событии на иконах Почаевской Божией Матери головы Богоматери и Младенца венчают короны.

Но Почаевская лавра осталась верна Православию, и в XIX стала одним из духовных центров православного восточнославянского мира. Униаты пытались захватить Лавру и в ХХ веке. В 1991 г. из Львова уже выехали автобусы с людьми, которые намеревались захватить обитель и обратить ее в автокефальную. По зову монастырского колокола в соборе собрались иноки и миряне и стали читать акафисты Божией Матери и преподобному Иову Почаевскому перед чудотворным образом Богородицы. Молитва продолжалась всю ночь. До лавры автобусы так и не доехали.

Известный киевский протоиерей Андрей Хойнацкий (Ум. 1888) написал о чудотворной Почаевской иконе следующие слова: «. может быть, Промыслу Божию нарочито благоугодно было прославить эту святую икону у нас, на границе с Западною Европою, для того, дабы некогда послужить для сей последней путеводною звездою к тому благодатному единению, о котором так усердно ежедневно молит Святая Церковь наша Православная и задатки которого так поразительно и поныне открываются на горе Почаевской — в общении с нами в молитвах перед чудотворною иконою Почаевскою всех латинствующих и олатинизированных собратий наших, исповедающих ее воистину чудотворною и потому неложно прибегающих к ней за помощью и благодатными дарованиями».

Стихира Почаевской гласит: «Приидите, российстии собори, и от всех язык, вернии, соберитеся, на гору Почаевскую взыдем и в дом Матери Божия, и узрим место стопы Ея, идеже во огненном столпе древле явися, и от источника, оттуду истекшего, верою окропление приимем, и чудотворней иконе Ея поклонимся, прощения прегрешений наших просяще, и душам нашим велия милости».

Тропарь, глас 5: «Перед святою Твоею иконою, Владычице, молящииися исцелений сподобляются, веры истинныя познание приемлют и агарянская нашествия отражают. Темже и нам, к Тебе припадающим, грехов оставление испроси, помыслы благочестия сердца наша просвети и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших».

История появления Почаевской иконы Божией Матери

В середине XVI века на Волыни, недалеко от Почаева, в поместье Орел жила православная помещица Анна Ерофеевна Гойская, оставшаяся вдовой после кончины своего мужа Василия Богдановича Гойского, бывшего земского судьи.

В ту пору через Волынь проезжал греческий митрополит Неофит, ездивший, как и многие восточные иерархи того времени, за помощью в щедрую православную Москву. В 1559 году, проезжая через имение Гойской, он по усиленной просьбе «её милости» остановился в её доме. «Богобойная» Гойская сердечно приняла у себя высокого гостя и по обычаю оказывала ему самое глубокое уважение и «всякое угодие». В благодарность за её гостеприимство митрополит Неофит на прощание благословил её древней иконой Богоматери с Предвечным Младенцем, которую привез с собой из Константинополя. Должно быть, он взял эту икону как родовую заветную святыню в благословение на дальний путь, когда ездил к Патриарху, а затем по его поручению отправился в Россию, и всегда хранил икону при себе, пока Промысел Божий не подсказал оставить её на Волыни у радушной помещицы.

Лет тридцать простояла полученная Гойской икона в её замковой молельне. Но вот постепенно домашние Гойской стали замечать, что от иконы исходит какой-то необычный свет. Слуги известили об этом помещицу, но она долго не хотела верить их рассказам, пока, наконец, сама не увидела во сне икону «в великом свете».

«Фундушеная запись», составленная Гойской в начале 1597 года на устройство Почаевского монастыря и имеющая силу завещания, кладет начало общежительному монастырю на горе Почаевской вместо пустынной обители, существовавшей здесь уже веками. С того же года чудотворная икона находится в Почаевском монастыре.

В 1791 году икону переносят в Успенский собор.

В 1869 году икону украшают золотой ризой, усыпанной драгоценными камнями, и вставляют в звездообразный киот, лучи которого выложены жемчугом и изумрудами. Размеры иконы 30х23 см. Написана икона темперой, древним византийским письмом, на липовой доске, подбитой снизу двумя дубовыми шпунтами. На иконе есть семь миниатюрных изображений святых на клеймах: справа — пророк Илия, под ним — мученик Мина, слева — первомученик Стефан, под ним — преподобный Авраамий; внизу иконы — лики трех святых жен: великомученицы Екатерины, мученицы Параскевы и мученицы Ирины.

Читать еще:  Икону Плащаницы Богородицы с молитвой обвезли вокруг Сум

Известно около 300 чудотворных икон с образом Богоматери «Почаевская».

Во время Великой Отечественной войны, когда Почаев заняли фашисты, икону прятал у себя дома и сберег её протодьякон Стратоник (†1985), шестьдесят лет прослуживший в Почаевской Лавре.

Крестные ходы с иконой совершаются в Почаевской Лавре в дни празднования Успения и Рождества Пресвятой Богородицы и 23 июля (5 августа), когда совершается празднество в память заступления Божией Матери за обитель в 1675 году.

Семь чудотворных икон Божией Матери привезут в Киев на Владимирскую горку

Жители Киева смогут помолиться перед иконами — «Зимненская», «Почаевская», «Ахтырская», «Касперовская», «Песчанская», «Святогорская» и «Призри на смирение», — сообщает центр информации УПЦ ссылаясь на главу административного аппарата Киевской митрополии УПЦ архимандрита Виктора (Коцабу).

Семь чудотворных икон

Каждая из семи икон Божией Матери, которые будут находиться в Киеве в дни мероприятий к 1000-летию преставления князя Владимира, прославилась чудесами.

Как сообщил Центр информации УПЦ, семь чудотворных икон Божией Матери 27 июля в 14.00 будут принесены на Владимирскую горку, где состоится молебен в честь 1000-летия преставления святого князя Владимира, после которого крестным ходом святыни перенесут в Лавру. В 17.00 начнется всенощное бдение. 28 июля в 09.00 в Киево-Печерской Лавре начнется праздничная Божественная литургия. Поклониться чудотворным иконам можно будет 27 и 28 июля.

Зимненская икона Божией Матери

Зимненская икона Божией Матери

Зимненская икона Божией Матери, по преданию, была подарена Константинопольским патриархом — византийской царевне Анне, в благословение на брак с великим князем Владимиром. Сама царевна сыграла решающую роль в крещении князя. Из «Повести временных лет» известно, что во время завоевания Корсуни (Херсонеса) Владимир ослеп. И именно царевна Анна убедила его поскорее принять христианство, чтобы отказаться от слепоты душевной и телесной. Когда князь находился в крещальной купели, увидел сияние, исходившее от иконы Богородицы, и сразу же прозрел», — рассказывает архимандрит Виктор.

Почаевская икона Божьей Матери

Почаевская икона Божьей Матери

«Летом 1675 года, во время Збаражской войны с турками, по молитвам перед чудотворным образом Почаевская обитель была спасена от нашествия татарского хана Нурредин.

Во время пения акафиста над храмом внезапно явилась Пресвятая Богородица с распростертым омофором в руках.

Татары стали стрелять в Божию Матерь, но стрелы возвращались назад и ранили тех, кто их пускал», — рассказал отец Виктор.

Ахтырская икона Божией Матери

Ахтырская икона Божией Матери

Ахтырская икона Божией Матери с момента своего явления в 1739 году помогала страдающим лихорадкой.

«Вода, которой омывали икону, получала чудодейственную силу, а пьющие ее получали исцеление.

Иконографической особенностью данного способа является то, что в разных списках Богородица изображается в мафории, в короне или с непокрытой головой», — говорит спикер Киевской Митрополии УПЦ.

Касперовская икона Божией Матери

Касперовская икона Божией Матери

Касперовская икона Божией Матери стала защитницей Одессы во время Крымской войны.

«При осаде города британским флотом одесситы, с благословения святителя Иннокентия Херсонского, крестным ходом перенесли икону из села Касперова и пронесли по улицам города.

Заступничеством Пресвятой Богородицы Одесса осталась невредимой, а через полгода осада была снята», — рассказал отец Виктор.

Песчанская икона Божией Матери

Песчанская икона Божией Матери

«По молитвам перед чудотворным образом была остановлена эпидемия холеры в Харьковской губернии в 1830 году.

Во время Первой мировой войны икона находилась в ставке верховного командования несколько месяцев до конца 1915 года.

В этот период поражений на фронте не было, а наоборот, одерживали победы», — отметил архимандрит.

Святогорская икона Божией Матери

Святогорская икона Божией Матери

Святогорская икона Божией Матери относится к XIX веку.

«Одному афонскому старцу, приехавшему в Святые Горы в 1844 году по открытии монастыря, очень понравилась Святогорская обитель.

Страдая от того, что он ничего не может пожертвовать, афонский инок в дар обители написал эту икону.

Спустя время от нее начались исцеления и благодатная помощь всем, кто приходит с надеждой на милость Божию», — говорит представитель Киевской Митрополии УПЦ.

Икона Божией Матери «Призри на смирение»

Икона Божией Матери «Призри на смирение»

Икона Божией Матери «Призри на смирение» единственная из известных в православном мире, оставила отпечаток на стекле, которое прикрывало икону, но не касалось ее.

«Чудо произошло летом 1993 года. Научные исследования показали, что отпечаток на стекле имеет органическое происхождение и является нерукотворным отражением лика Богоматери и Младенца, который на темном фоне выглядит негативом, а на белом — позитивом», — отмечает священнослужитель.

Как произошло чудесное явление Почаевской иконы и другие дивные события связанные с этой чудотворной святыней

Доброго здоровья и всего благого, братья и сестры! Нам многим известно, что 5 августа — празднование памяти чудотворной иконы Божией Матери — Почаевской.

Эта икона является также одной из чтимых святынь во всем славянском мире.

И вот что интересное и удивительное поведал нам, православным, священник Алексий Мальцев.

Когда батюшке Алексию задали вопрос,

о происхождении Почаевского образа Богородицы

«По самому названию понятно, что она напрямую связана с Почаевской Лаврой, расположенной на западе Украины . Стоит вспомнить чудеса, связанных с этой обителью.

На горе, где она расположена в 1240 году поселились 2 инока, бежавшие от Монгол Татарского нашествия на запад от Киева и ископавшие здесь пещеру.

Однажды один из них, после горячей молитвы, увидел на вершине горы Богородицу, стоявшую на камне и объятую пламенем. На зов подвижника пришел второй инок, а на исходящий от Богородицы свет — проходивший мимо горы пастух Иоанн Босой.

Эти 3 свидетеля явления Богородицы, после того как Она исчезла, увидели на камне, где Она стояла, отпечаток Её правой стопы. Он сохранился до сих пор и стал источником целебной воды, который никогда не иссякнет.

Сначала на месте явления Богородицы была построена небольшая часовня затем каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. А в последствии здесь был устроен мужской монастырь, ставший Лаврой. И хотя эти события произошли задолго до появления Почаевской иконы, она имеет к ним самое прямое отношение, в частности на её многочисленных списках часто изображается камень с отпечатком стопы Божьей Матери.
На вопрос

Отцу Алексию Мальцеву был задан вопрос:

Как икона появилась на свет?,

и батюшка рассказал следующее:

«Предание гласит, что икону подарила обители благочестивая помещица Анна Гойская, которая в середине XIX века жила на Волыни в имении Орля недалеко от Почаева в 1559 году, проезжая через Волынь из Москвы в Константинополь у неё остановился на ночлег Митрополит Неофит будущий Патриарх Константинопольский. Он то и оставил в благословение радушно принявшей его хозяйке икону Богородицы, которую увез с собой из Константинополя.

Спустя некоторое время Анна Гойская заметила, что от иконы исходит необычный свет и также стали происходить разные чудеса — от многолетней хромоты по молитвам перед иконой была цель Он её родной брат. Это был первый случай зафиксированный в хрониках посвящённых иконе. А впоследствии, когда икона была перенесена в Почаевскую обитель, в монастырских книгах верующими людьми были засвидетельствованы тысячи чудес произошедших по молитвам перед образом.

Празднование в честь Почаевской иконы 5 августа было установлено в память о самом известном чуде, связанным с ней — избавление Почаевской Лавры от турецкой осады в июле 1675 года.

Враги осадили обитель с 3 сторон и могли с легкостью разрушить слабую монастырскую ограду. Тогда игумен Иосиф Добромирский призвал братию и мирян обратиться перед чудотворной иконой с молитвой о помощи к Почаевской Божьей матери и преподобному Иову Почаевскому, чьи мощи находились в Успенском соборе обителей .

5 августа во время всеобщей молитвы над храмом внезапно явилась Сама Богородица, рядом с которой находился преподобный Иов. Враги в смятении стали стрелять в этих святых заступников, но стрелы возвращались назад и ранили их самих их обуял панический страх и они в ужасе разбежались. «

Вот о таких чудесах поведал нам отец Алексий Мальцев, большое ему спасибо очень интересные факты и удивительные события, связанные с «именинницей» — Почаевской иконой были им нам раскрыты.

(Беседу вела Светлана Высоцкая.
Материалы для статьи взяты из журнала «Святые иконы и молитвы», июль 2021 год).

Еще раз с празднованием Почаевской чудотворной иконы, дорогие друзья! Почтим память и принесем сердечные и искренние молитвы пред образом святым за свое здоровье и счастье, а также родных и близких наших!

Почаевская твердыня: Торжество Православия на западном рубеже Русского мира

Десятки тысяч молящихся в Почаевской Лавре, вслед за 250-тысячным киевским Крестным ходом, наглядно продемонстрировали: Русская Церковь жива и едина даже на западе Украины

Если взглянуть на дореволюционную карту Российской империи, можно заметить: на западе, близ Царства Польского, с империей Австро-Венгерской граничила Волынская губерния. Большая часть этой древней русской земли вошла в состав Государства Российского во времена разделов Речи Посполитой конца XVIII столетия. Изрядно окатоличенная со времен Брестской унии 1596 года, Волынь не сразу вернулась в лоно Православия, но уже в 30-х годах XIX века главным центром и символом этого возвращения к вере отцов стала знаменитая Почаевская Лавра, самая западная твердыня Русского Православия. Твердыня, в минувший воскресный день вновь показавшая всему миру единство Русской Церкви.

Почаевские торжества

Сегодня Свято-Успенская Почаевская Лавра, место хранения чудотворной Почаевской иконы Пресвятой Богородицы, пребывает в самом настоящем враждебном окружении. Тернопольская область, на территории которой находится эта святыня, широко известна как один из самых русофобских регионов Украины. И эта русофобия была навязана людям этой земли извне. Вот уже более четверти века назад при поддержке Ватикана и других западных структур здесь была совершена попытка полной ликвидации храмов и монастырей Русской Православной Церкви.

Почаевская икона Пресвятой Богородицы. Фото: church.ua

В самом начале 1990-х большинство православных приходов Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской епархий были захвачены униатской Украинской греко-католической церковью, однако Почаевская Лавра выстояла. И не просто выстояла, но и по сей день, когда униаты и раскольники-националисты активно используют государственный переворот 2014 года в своих интересах, вновь покушаясь на православные святыни этой западнорусской земли, именно Почаевская обитель являет яркий пример единства канонической Православной Церкви.

Так, 5 августа, в праздник Почаевской иконы Божией Матери, Почаев собрал десятки тысяч верующих. В этот день в Преображенском соборе Почаевской Лавры Божественную литургию совершил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий в сослужении десятков архиереев и нескольких сотен священников. Многие тысячи православных христиан крестными ходами прибыли в Лавру из других регионов, в том числе – более западных Львовской и Ивано-Франковской областей и даже из Польши. По свидетельствам лаврского наместника митрополита Почаевского Владимира, торжества 2018 года стали беспрецедентными по числу их участников.

Крестный ход в Свято-Успенской Почаевской Лавре 5 августа 2018 года. Фото: church.ua

Конечно, православное духовенство Украины в последние годы старается избегать политизированных выражений, которые националистические власти могли бы интерпретировать в качестве «промосковских» или даже «сепаратистских». Тем не менее, за каждым богослужением нашей Церкви возносится сугубая (то есть усиленная) молитва о мире на Украине – молитва о прекращении братоубийственной гражданской войны. Как и в Киеве во время празднования 1030-летия Крещения Руси, так и в ходе Почаевских торжеств многие тысячи православных христиан молились, в том числе и об этом. Более того, в своем Первосвятительском слове Предстоятель канонической Украинской Православной Церкви (являющейся самоуправляемой, но неотъемлемой частью Церкви Русской) бесстрашно и поистине исповеднически коснулся исторических параллелей между событиями XVII столетия, когда Пресвятая Богородица спасла свою Лавру от иноплеменного нашествия, и сегодняшним днем:

Сегодня, как и в 1675 году, когда по молитвам Богоматери перед Ее Почаевским образом произошло чудо спасения обители и людей от татарского нашествия, нас окружают неверные и враги, которые хотят уничтожить нашу душу, привести ее к смерти. Мы должны просить Матерь Божию, чтобы Она нас защитила. Мы должны знать о том, что Матерь Божия защищает всех людей, но с радостью защищает тех людей, которые почитают Ее Единородного Сына, которые хранят чистоту Православной веры.

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Фото: church.ua

Конечно, Блаженнейший Владыка в своей проповеди коснулся не столько брани земной, телесной, но битвы духовной, которая в наши дни обострилась как на Украине, так и в других христианских землях. Но именно в Почаеве эти слова обретают особую остроту, ведь в последние годы со стороны украинских националистов неоднократно звучали призывы захватить Почаевскую Лавру силой. И чем эти люди, несмотря на их восточнославянские, а значит, русские корни, отличаются от захватчиков-агарян из позднего Средневековья? По сути – все те же «неверные и враги», исполнители воли врага рода человеческого. Как подчеркнул в эксклюзивном интервью Телеканалу «Царьград» наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры митрополит Почаевский Владимир:

Раскольники не раз грозились отнять у нас Лавру, но мы помним, как и турки, и татары грозились, и чем это для них закончилось. Пусть не забывают: чтобы захватить Лавру, нужно пролить реки крови. Святой Александр Невский говорил: «Не в силе Бог, а в правде», мы же добавляем: «Бог и в силе, и в правде». Мы своего не отдадим. Возможно, они думают, что православные монахи – безвольные люди, забывая, что и монахи могут отстоять святыни, как это было с Троице-Сергиевой Лаврой в начале XVII века. Не говоря уже о том, сколько людей нас поддерживают сегодня – десятки тысяч звонков с поддержкой: только дайте нам знать и мы придем на защиту. Ну а раскольники. одно то, что они сделали с нашим народом, разделив его, им не искупить даже мученической кровью.

Святыня русского единства

Читать еще:  В Библии описано, как Бог кого-то ненавидит... Как же можно называть такого Бога — Любовью?

Многотысячные православные торжества в Почаеве – лишь часть праздничных мероприятий, посвященных этому чудотворному образу. Богослужения в честь этой святыни прошли и в храмах Русского Зарубежья, и на всей канонической территории Русской Церкви от Ужгорода до Владивостока. Так, в многострадальном Донбассе митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион, возглавивший торжества в честь Почаевской иконы, не смог сдержать слез. По словам молившегося за этим богослужением журналиста Алексея Топорова:

Владыка очень проникновенно рассказывал, как везли образ из Почаева в Донецк, и даже расплакался при этих воспоминаниях. Поскольку у митрополита Илариона в духовном окормлении и Мариуполь, и Славянск, то о единстве Руси он сказал лишь одним словом, но перед ним выступил с проповедью батюшка, который очень много говорил о единстве русского народа. В том числе – о том, как в год явления Почаевского образа православные Балкан искали защиты в Москве, на Руси.

И это свидетельство многого стоит. К сожалению, в последние годы «общим местом» стало то, что Украина – «отрезанный ломоть», что ради сбережения русских людей Донбасса можно отказаться от единоверцев к западу от Новороссии. Уверен, это – серьезная ошибка. Да, сейчас очень сложно спрогнозировать, как в сегодняшних условиях политически погасить этот тлеющий конфликт. Но «невозможное человекам – возможно Богу», и в истории немало свидетельств, как кровопролитные гражданские войны и религиозные противостояния завершались примирением и воссоединением.

В Свято-Успенской Почаевской Лавре 5 августа 2018 года. Фото: church.ua

Конечно, под лежачий камень вода не течет, а потому православным христианам крайне важно сплотиться. Причем, в первую очередь, в наших соборных молитвах. И прошедшие в Киеве и Почаеве церковные торжества в данном отношении по меньшей мере обнадеживают. Ведь как справедливо отметил в интервью Телеканалу «Царьград» наместник Почаевской Лавры, напомнив другую народную мудрость: к пустому колодцу по воду не ходят.

«Иконы на страже земли Русской» — 3 иконы, которые спасли Россию

В последние годы религия перестала быть изгоем в нашем обществе. И люди старшего поколения, и молодѐжь всѐ чаще обращаются к источнику, из которого черпали духовную силу наши предки. Духовность, вера, подвижничество вызывают большой интерес у учащихся. И это естественно, потому что религия – часть культуры народа, значимая веха нашей истории.

Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Наши дети – наследники богатейшей культуры, насчитывающей более тысячи лет. И сегодня воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своей Родины. Одним из примеров духовного познания могли быть стать иконы, чудотворные иконы. Знания о них безмерно важны.

Чудотворная икона — в Православной церкви иконописное изображение, почитаемое как источник чудотворений различного характера — чаще всего исцелений, помощи на войне, при пожаре. Источником чудесных действий, по мнению Церкви, является благодать Божия, действующая через икону. В Православной церкви почитается около 1000 икон, прославившихся таким образом.

Наиболее почитаются в России восемь чудотворных икон Божией Матери: Владимирская, Казанская, Тихвинская, Смоленская, Почаевская, Донская, Иверская (Московская) и «Знамение» (Новгородская).

Эти иконы прославлены самыми разными чудесами и знамениями. И все же глубокую народную любовь они снискали именно во время войн и вражеских нашествий. Это были иконы-защитницы, иконы-хранительницы Земли Русской. Их поднимали на крепостные стены во время штурма города неприятелем, их носили по стану перед сражением, с ними шли в битву. Так было и на Куликовом поле, и под Сталинградом.

До сих пор православные люди считают, что иконы стоят на страже нашей земли.

Тихвинская икона хранит и благословляет северные пределы. Иверская икона – южные. Почаевская и Смоленская ограждают Землю Русскую с запада. На востоке до края земли сияет лучами благодати, ограждая российские земли, Казанская икона Божией Матери. А в центре сияет образ Божией Матери Владимирской, написанный по преданию евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовало Святое
Семейство.

Спасительница Руси Матерь Божия Владимирская

Владимирская икона Божией Матери

Эта чудотворная икона – одна из главных святынь Русской земли. Защитница Москвы, в которой она находится шесть с лишним столетий, и всей России. Сколько видела эта святыня! Основание нового русского государства – сначала Владимиро-Суздальского, потом Московского. Нашествие завоевателей в разные века – Тамерлана, Наполеона, Гитлера…

В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя и поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода. В одном из замечательных памятников древнерусской литературы — «Сказание о чудесах Владимирской иконы Богородицы» — рассказывается о перенесении еѐ из Вышгорода во Владимир святым благоверным князем Андреем Боголюбским.

В 12 верстах от Владимира запряженные кони князя Андрея вдруг встали. Коней стали хлестать бичами, но они не двигались с места. Княжеский обоз остановился, раскинули шатер, и князь уснул. Во сне ему явилась Богородица со свитком в руках и сказала: «Не хочу, чтобы Мой образ несли в Ростов, но во Владимире поставь его, а на этом месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни». Было это в 1159
году.

1395 год. На Москву надвигаются полчища Тамерлана. Он ведет на Русь неисчислимые орды, о жестокости которых ходят легенды. Москвичи в ужасе… Хромоногий полководец Тимур-Тамерлан намерен подавить любое сопротивление огнем и мечом, сжечь русские города, истребить людей или угнать в рабство.

Сын Дмитрия Донского, московский великий князь Василий Дмитриевич, решил встретить неприятеля со своей дружиной на берегу Оки, но силы были катастрофически не равны. Московский князь надеялся только на Божию помощь. Он послал гонца к митрополиту Московскому и всея Руси Киприану, чтобы тот распорядился принести из Владимира чудотворный образ — Владимирскую икону Божией Матери. Встречать ее вышли примерно 30 тыс. москвичей. Они столпились на берегу Неглинки. Пришли все, кто способен стоять на ногах, и все плакали, понимая, что, кроме Небесной Заступницы, надеяться не на кого.

Когда показался Крестный ход с иконой Богородицы, толпа опустилась на колени. И воскликнула: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» В этот день Тамерлан задремал в своем шатре и увидел странный сон: на вершине горы стоит Жена в лучезарном сиянии, окруженная множеством воинов. Она грозно повелела захватчику убираться из России. Воины, окружавшие ее, молниями полетели на тирана. Тамерлан обратился к старцам, и те объяснили, что Жена — это заступница Русской земли Божия Матерь.

Источник: foma.ru

«Ясно. Мы не одолеем их», — заявил Тамерлан и развернул войско. Повернув к югу, конница Тамерлана пошла на Золотую Орду. Враждебные Руси города были разграблены и сожжены. Золотая Орда перестала существовать.

Сейчас на месте, где москвичи ждали икону (на месте сретенья, то есть встречи), стоит Сретенский монастырь. Нынешний его настоятель Архиерей Русской Православной Церкви, епископ Егорьевский, викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Западным викариатством города Москвы Тихон (Шевкунов) – духовник Владимира Путина.

Тихон (Шевкунов), Владимир Путин, Патриарх Кирилл

Владимирская икона Божией Матери была источником многих чудесных знамений. Невозможно перечислить здесь все чудеса и назвать все иконы. Образов Владимирской иконы Божией Матери по России великое множество, и многие из них являются месточтимыми или чудотворными.

Смоленская икона — Святыня западной Руси

Смоленская икона Божьей матери

В Греции икона прославилась множеством чудес, а в Россию образ попал в 1046 году: греческий император Константин Порфирородный, выдавая свою дочь, царевну Анну, за черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил ее этой иконой в путь. Именно поэтому Смоленскую икону называют «Одигитрией» («Путеводительницей»).

По преданию, Смоленская икона также была написана апостолом Лукой. Это благословение, данное Богородицей, Западной Руси. Именно с запада часто приходили на Россию враги, и Смоленская икона всегда стояла на страже Русской земли. Смоленская Божия Матерь – вдохновительница победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

К Смоленской Божией Матери традиционно обращались с простыми житейскими просьбами: об исцелении от болезней, о мире в семье, о помощи в трудных ситуациях. Как к первой заступнице перед Богом. С воинской тематикой было связано лишь спасение Смоленска от орд хана Батыя и драматичные события 1812 года.

В дни Отечественной войны чудотворный образ привезли из Смоленска Кутузову. Фельдмаршал со слезами молился перед ней. А в день Бородинской битвы Смоленскую икону, вместе с Владимирской и Иверской, обнесли вокруг Белого города, Китай-города и Кремля, а затем носили по военному лагерю на Бородинском поле и служили перед ней молебны.

Молебен перед Бородинским сражением. Автор: Егор Зайцев

После победы над Бонапартом икону возвратили в Смоленск, в Успенский собор. А во время оккупации города фашистами в 41-м древняя икона исчезла. Сейчас на ее месте находится чудотворный список (копия) Смоленского образа, датируемый 1602 годом.

Казанская икона и великие войны

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери — одна из самых почитаемых икон Русской православной церкви. Перед ней молятся о спасении России во время военных действий, о воинах. По доброй традиции родители благословляют ею своих детей, вступающих в брак. Дважды помогала Казанская Божия Матерь России.

Первый раз это случилось в Смутное время. Отряд ополченцев, пришедший к Минину и Пожарскому из Казани, принес с собой список Казанского образа. Икона эта побывала в боях, и от нее совершались чудеса. Предстояла решающая битва за Москву. Нужно было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый город, отбить многочисленное войско литовского гетмана Ходкевича.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, репродукция картины, Москвитин Филипп Александрович

Князь Дмитрий Пожарский не хотел разрушать Москву, и все ополчение молилось перед иконой, прося сохранить город. Молитвы были услышаны: 22 октября 1612 года русские, призвав на помощь Царицу Небесную, пошли на приступ и взяли Китай-город, куда вместе с войском вошла и Казанская икона. Польские гарнизоны капитулировали. 25 октября ополчение под звон колоколов, с Казанской иконой впереди войска, вошло в Московский Кремль.

Второй раз Казанская Божия Матерь пришла на помощь России в 1941 году, в начале Великой Отечественной войны. Православные всего мира молились тогда о спасении России.

Митрополит гор Ливанских Илия спустился в каменное подземелье и несколько суток без сна и пищи провел перед иконой Божией Матери. Через трое суток бдения ему явилась Царица Небесная. Вот что она сказала: «Пусть вынесут чудотворную икону Божией Матери и обнесут ее вокруг города».

Все сказанное Мадонной было передано Сталину. По его тайному приказу Москву трижды облетел самолет с Казанской иконой на борту. В три часа утра 5 декабря советские войска пошли в контрнаступление. 9 декабря был освобожден Тихвин.

Разгром немцев под Москвой — истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери. Ударили невиданные морозы, подобных которым не было 140 лет. Немцы бежали в панике. Очень многие пострадали от обморожения: более чем 14 тысячам человек пришлось ампутировать конечности.

Чудотворная икона была отправлена в Сталинград, где перед нею непрерывно служились молебны и панихиды. Победа под Сталинградом стала переломным моментом во всей Второй мировой войне.

Практически повсеместно в годы войны на танках и самолетах наносились имена Святых защитников земли Русской — Александр Невский, Дмитрий Донской.

Известный факт: в 1942 году, в самый разгар Великой Отечественной войны были выпущены плакаты с цитатой И. В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». На всех плакатах были изображены Великие православные защитники земли Русской: Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Михаил Кутузов. Это было переломным моментом для страны, с точки зрения отношения власти к церкви и религии.

Читать еще:  Как Бог выбирает между правдой и милостью?

Парад Победы под сенью Троицы

Некоторые люди считают эту историю с чудотворной Казанской иконой в годы ВОВ не больше чем красивой легендой. Однако сам календарь войны свидетельствует в ее пользу. Вот лишь несколько тому примеров:

1. В тот день, когда в 1941 г. немцы отмечали день рождения Гитлера — 20 апреля, русский народ праздновал Пасху.

2. День начала войны, 22 июня, совпал с Неделей всех святых, в земле Российской просиявших. Контрнаступление под Москвой началось в день памяти Святого Александра Невского.

3. Киев, мать городов русских, был освобожден 6 ноября 1943-го, в день празднования иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».

4. Пасха 1945-го выпала на день Георгия Победоносца — 6 мая.

5. Парад Победы на Красной площади совпал с днем Пресвятой Троицы — 24 июня.

Красивые совпадения? Не думаю… Стоит признать, что настоящие чудеса во время войн, безусловно, были. А силу и доблесть русских воинов подкрепляли молитвы Православной Церкви и заступничество Богородицы.

Задача же каждого из нас — быть любознательным и учтивым к истории нашей Родины, бережно хранить традиции и культуру наших предков, передавать из поколения в поколение святость и духовность русского человека… И почему бы нашим детям не научиться видеть в иконах красоту и духовное богатство, а не только доску и краски…

*Статья подготовлена по материалам «презентации внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию, проводимых в общеобразовательных учреждениях и воскресных учебно-воспитательных группах города Балаково. Авторы: Иванова Е. В., педагог-библиотекарь, Орлова О. М. учитель русского языка и литературы. Источник: devora.pravorg.ru

*Иллюстрация на превью: «Минин и Пожарский», 1850 год, Художник: Скотти Михаил Иванович

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Чудеса и чудотворцы Почаевской лавры

Обитель расположена на Почаевской горе и возвышается над окружающими землями. Считается, что Почаевской лавре покровительствует Богородица, с явления которой и началась история монастыря.

Явление Богородицы на Почаевской горе

Согласно преданию, монастырь основали монахи Киево-Печерской лавры, бежавшие от нашествия татар в 1240 году. К сожалению, в истории не сохранились их имена. Добравшись до Волыни, они основали на горе Почаев обитель. Гора названа в память киевской речки Почайны, на берегу которой стоял монастырь основателей лавры. Юрий Долгорукий, Илья Муромец, Столыпин: Жизнь замечательных людей Киево-Печерской лавры

Недалеко от Почаевской горы расположена еще одна гора с выразительным именем Божа (с укр. — «Божья»). По одной из местных легенд, возле Божей горы обитала христианская община под предводительством местного князя по имени Бож. Однажды очередные захватчики-язычники взяли в плен князя и его дружину и принуждали их отречься от Христа и поклониться языческим идолам. Получив отказ, дикари распяли князя с соратниками на вершине горы в подражание так любимому ими Богу. С того времени гора стала называться Божей, а местные жители видят особый знак в созвучии названий.

Вот как описывает явление Богородицы книга «Небо Новое» XVII века: «Иоанн Босой, из села Почаева, видел стоящую на скале Пречистую Деву Богородицу. Перед Нею стоял монах, который в скале обитал. Он поведал тому Иоанну Босому и мальчикам из села Почаева, пасшим овец на горе вблизи той скалы, что Пресвятая Богородица стояла на той скале. Там есть след Ее стопы. И всегда в той стопе есть чистая вода, которой врачуются разные недуги».

Сейчас место явления Богородицы и след Ее стопы находятся внутри Успенского храма. Сверху устроен ковчег, который прикрывает след Ее стопы, источающий святую целебную воду. Богомольцы пьют и уносят с собой благодатную воду, которая не один раз исцеляла от душевных и телесных недугов.

Иов Почаевский

В Успенском соборе есть крутая лестница, уходящая вглубь горы. Спустившись по ней и пройдя длинный коридор-галерею, стены которого расписаны ликами святых угодников, посетитель оказывается в небольшом Пещерном храме. Он устроен на склоне горы в 1774 году и как бы соединен с ней. С правой стороны церкви — окна, с левой — вход в каменный грот, где покоятся нетленные мощи преподобного Иова Почаевского.

Родился Преподобный на Покутье, ныне Ивано-Франковская область, в 1551 году. В миру его звали Иоанн Железо. Питая любовь к Богу и ища уединения, десятилетним отроком он ушел в Угорницкий монастырь. Через два года принял монашество и удивлял всех своею кротостью, трудолюбием, усердием в молитве и для всех был образом монашеского жития. По просьбе князя Острожского Константина переведен в Дубенский монастырь «для показания образа иноческих подвигов братии сего монастыря». Более двадцати лет управлял тем монастырём, охраняя Православие от врагов его.

Вот что повествует о Иове его ученик и сподвижник Досифей, ставший преемником Иова по игуменству: «Однажды, когда молился преподобный в той пещере, вдруг облистал его свет благодати Божией, сиявший по всей церкви в течение двух часов непрестанно. Я же, увидев его, в великом ужасе пал на землю, побежденный таким чудным видением». Пятая лавра земли русской: Судьба донбасского монастыря как пример воли Господней

Какой силы достиг святой старец над грешной душой человеческой, показывает следующий случай: однажды, придя ночью на гумно монастырское, он увидел вора, который хотел взвалить себе на спину куль зерна. Преподобный помог ему поднять этот куль, но напомнил об ответе на Страшном Суде Христовом. Потрясенный кратким словом святого, грешник упал ему в ноги с мольбой о прощении.

За семь дней предсказав час своей смерти, старец Иов отошел ко Господу. Мощи его были открыты в 1659 году после трехкратного его явления митрополиту Киевскому Дионисию. Вскоре после этого в обитель приехала на богомолье одна прихожанка. Ночью она увидела, что в Троицкой церкви сияет свет, и услышала пение. Ее служанка пошла узнать, какое служение совершается, и с удивлением увидела, что церковные двери открыты, а посреди церкви, между двумя ангелами, молится в необычайно светлом одеянии преподобный Иов. Обратившись к девице, он приказал ей позвать игумена Досифея, в то время безнадежно больного, и дал ей для него плат, омоченный в миро. Игумен, получив этот плат, помазался им и получил исцеление.

Анна Гойская и чудотворный образ Богородицы

По Божьей воле помещица Анна Ерофеевна Гойская навсегда вошла в историю Почаевского монастыря. В середине XVI века она единолично управляла своим поместьем Орёл, когда через Волынь проезжал греческий митрополит Неофит. Он остановился у помещицы, которая оказала ему самое глубокое уважение. В благодарность за ее гостеприимство митрополит Неофит на прощание благословил ее древней иконой Богоматери, которую привез с собой из Константинополя. По Божьему указанию он оставил икону у помещицы.

Постепенно домашние помещицы стали замечать, что от иконы исходит необычный свет. Слуги известили об этом помещицу, но она долго не хотела верить их рассказам, пока, наконец, сама не увидела во сне икону «в великом свете». Описание чудесной иконы попало даже в столичные российские газеты.

Вот цитата из статьи в газете «Север» за 1890 год: «Первые необычные явления обнаружились в домашней часовне русской помещицы православного исповедания Анны Гойской в 1559 году. Икона была подарена ей прибывшим из Царьграда (Стамбул) митрополитом Неофитом, где находилась 37 лет. Брат помещицы Филипп, будучи слепым от рождения, после неоднократных молитв перед иконой Богородицы вдруг совершенно прозрел. Тогда Гойская, считая себя недостойной обладать чудотворной иконой, передала ее в 1597 году в дар Почаевской обители.

В 1664 году после продолжительной болезни скончался сын одного местного помещика — юный Симеон Жабокрицкий. Больше всех эта смерть поразила горячо любившую единственного внука бабку Свищевскую. Благочестивая старушка обратилась к Почаевской иконе Божией матери с просьбой даровать ее дорогому внуку жизнь. На другой день приготовленный уже к погребению мальчик начал проявлять признаки жизни, раскрыл глаза и попросил пить и есть. Киевский режим намерен оставить УПЦ без Киевской и Почаевской лавр – СМИ

В 1665 году скончался житель села Пельчи Василий Шкарпитко, оставив многочисленное семейство безо всяких средств к существованию. Пораженная горем жена начала неустанно молиться, представляя мысленно Почаевскую икону. Вдруг Василий внезапно поднялся и рассказал окружающим, что, когда он уснул, к нему приблизились два юноши ангельского вида, подняли его с одра и повели в светлые роскошные палаты, и он почувствовал себя совершенно счастливым. Но тут появился старец, приказав ему вернуться назад. Тогда те же юноши подвели его ко рву, показали на горе величественную церковь и, сказав: «Иди и молись», толкнули его в ров. Засим он и очнулся.

Из чудотворений новейшего времени упомянем об исцелении крестьянки Екатеринославской губернии Арины Волошиновой, которая после долголетних страданий от нервных припадков совершенно выздоровела в январе 1870 года после молитвенных прошений перед светлой иконой».

Преподобный Амфилохий Почаевский и дочка Сталина

В Пещерном храме, рядом с мощами Иова Почаевского, почивают мощи и преподобного Амфилохия Почаевского. Родился преподобный Амфилохий на Волыни, в селе Малая Иловица, в 1894 году, в многодетной благочестивой семье. В 1925 году он был принят послушником в лавру, в 1932-м — пострижен в монашество под именем Иосиф. А в 1965 году он был пострижен в схиму с именем в честь святителя Амфилохия Иконийского.

Исполняя различные работы и послушания в лавре, отец Иосиф (Амфилохий) лечил больных. Особенно прославился как костоправ. К нему везли страждущих со всей округи, поток больных не прекращался ни днем, ни ночью. Чтобы не создавать неудобства для братии, отец Иосиф, по благословению наместника лавры, перебирается в маленький домик на монастырском кладбище. Здесь ему вместе с иеромонахом Иринархом предстоит прожить около 20 лет. Каждый день в маленький домик приходили больные люди. Бывали дни, когда иеромонах Иосиф принимал до 500 человек, многие жаждали исцеления: кто телесного, кто духовного.

Во времена гонений на Церковь угодник Божий не оставил святую лавру, а вместе с братией выстоял, вознося и днем, и ночью молитвы к Господу. Своим мужеством и смелостью он отстоял Свято-Троицкий собор лавры, за что был арестован и отправлен в психиатрическую больницу в Буданов: «У дверей церкви с десяток милиционеров со своим начальником стоят, старец неожиданно выхватил у начальника ключи, передал молодому наместнику Августину, сказал: «На, держи и никому не отдавай». Недоумевающим милиционерам кинул: «Архиерей — хозяин Церкви! А вы? Геть отсюда! Люди, гоните их!» — обратился он к присутствующим местным жителям. Воодушевленные призывом любимого батюшки, люди кинулись брать жерди и устремились на милиционеров, которые в испуге бросились бежать к Святым вратам. Отец Иосиф знал, что власть этот поступок ему не простит, знал, когда и как придут за ним, но ничего не предпринимал.

Через несколько дней за ним приехал «черный ворон», и его отвезли в психиатрическую больницу в Буданове, что за Тернополем. Его поместили в палату для самых «буйных» душевнобольных. Ему вводили лекарства, от которых распухало всё тело и трескалась кожа». Стало известно, кто поджег Киево-Печерскую лавру

Существует легенда о том, что отец Иосиф (Амфилохий) был освобожден по ходатайству дочери Сталина Светланы Аллилуевой. Однако историки не подтверждают этот факт: вряд ли Светлана была знакома с ним.

Множество чудес подтверждают огромную веру старца. Однажды пришел к нему один из уполномоченных КГБ с большой собакой и стал грубо выпытывать о водосвятных молебнах для страждущих — и произошло чудо. Во время разговора отец Амфилохий снял со стены кадило без угля и ладана. Уполномоченный произнес: «Твои молебны помогают, как мертвому кадило», но старец кротко улыбнулся, и вмиг собака зарычала на собственного хозяина, погнав его далеко прочь от кельи подвижника. А преподобный крикнул ему вдогонку: «Бачиш, як мертвому кадило допомогло?» («Видишь, как мертвому кадило помогло?»)

А в 50-е годы был случай. Местные лаврские рабочие решили в обеденный перерыв выпить, собравшись в комнатушке для отдыха. Тут случилось проходить мимо отцу Амфилохию. Он заглянул к рабочим, перекрестил бутылку и сказал: «Благословляю пить, як воду». И с этим ушел. Выпили все, что приготовили, даже послали за добавкой, но ничуть не захмелели те горе-рабочие, дивясь словам чудного монаха.

  • Теги
  • Почаевская Лавра,
  • Киево-Печерская лавра,
  • УПЦ,
  • Украина

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector