0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Можно ли верить в Бога и не ходить в храм?

Содержание

Православная Жизнь

Многие люди во время карантина самоизолировались, в результате чего уже долгое время не ходят в храм. Для одних это очень сложная ситуация, другие же поняли, что, если не ходить на службу, небо не упадёт. Так ли это?

Таких случаев много

Не ходил в храм, и небо не упало? Могу сказать, что и не упадёт, всё будет хорошо. Однако стоит поговорить о том, почему сейчас людей снова беспокоит проблема необходимости ходить на службы. Вопрос «можно ли верить в Бога, но не ходить в храм» настолько не новый, что можно битый час говорить о вере в душе и о том, как к этому относиться. Те, у кого Бог в душе, пусть ответят на вопрос: что изменилось в их жизни после того, как они узнали, что Он у них в душе? А мы пока сосредоточимся на другом.

Если говорить о проблеме в целом, то случаи, когда человек верит, но в храм не ходит, совсем не редки. Например, он может быть прикован к постели — как моя мама, которая вот уже восемь лет пребывает в таком положении. Или же человек соблюдает требования карантина. У меня часть прихожан добросовестно сидела в самоизоляции: это люди из зоны риска и те, у кого есть родственники пожилого возраста. Я сам сказал, что на их месте не ходил бы в храм и поберёг близких.

Не надо искушать Бога

Если причина того, что человек не ходит в храм, заключается в лени — ему просто не хочется рано вставать и напрягаться — это одно. Это плохо. Но если для такого «нехождения» есть ряд объективных причин, если человек переживает за близких и не хочет стать причиной их смерти — что в этом плохого? Да, сейчас может набежать множество утльтраправославных критиков со словами: «А как же воля Божия?», «что на роду написано, то и будет», «это малодушие» и так далее, но я отвечу им словами Христа: «Не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Уповать на волю Божию надо, но и искушать Его не следует. Нужно адекватно оценивать причины, по которым человек не ходит в храм. Вновь приведу в качестве примера мою маму. Она много лет очень переживала, да и сейчас переживает, что «не в церкви». Мы в прошлом году провели ей кабельное телевидение, и теперь она звонит мне со словами: «А я сегодня в Сретенском монастыре была». Понятно, что у неё было и есть желание ходить в храм, но оно неисполнимо. Хотя — оказывается, даже в такой ситуации можно найти компромисс.

Заложники ситуации

Среди людей, которые верят в Бога и не ходят в храм, и те, кто присматривает за своими больными родственниками. Таких людей тысячи. Приглашая к своим болеющим сродникам священника для совершения Таинства Причащения, они, как правило, причащаются тоже. Ведь для верующего человека евхаристическое общение очень важно, и если оно есть, как можно его в чём-то винить? Мне кажется, здесь на первый план выходит вопрос общины. Если прихожанин не имеет возможности оставить свою бабушку или маму на три часа, потому что те не могут сами себя обслуживать, перестаёт ли он быть членом своего прихода? — нет. Почему же тогда эти люди так часто ощущают чувство вины и оставленности? Об этом надо поразмышлять. Я считаю, что такие заложники ситуации ни в чём не виноваты.

Достойный семьянин с разрушенной семьёй

Даже если человек неправ, выбирая помощь близкому в ущерб посещению служб и частому причастию, я не вижу в том большого греха. Мне очень нравятся слова: «Лучше грешить в сторону любви, чем в сторону её отсутствия». Я недавно читал статью Александра Филоненко, в которой он пишет, что мы очень часто в ущерб своей душе находим другие ценности — очень высокие и, безусловно, христианские. Например, ревность в посещении служб. Батюшка назначил двадцать пять литургий в месяц, значит, надо на всех быть. И неважно, что я могу этим повредить себе или своей семье. Окунаясь в вихрь приходских забот, забыть о своих родных. Мы постоянно говорим, что семья — на первом месте, но статистика таких случаев просто ужасающая. Женщина может быть правой рукой настоятеля, прекрасным регентом или преподавателем воскресной школы, и никто не поверит, что её семья разваливается.

Что значит «ходить в храм»?

Но вернёмся к обсуждаемой проблеме. Мне всегда интересно, что значат для человека слова «ходить в храм»? Выстаивать службу от начала до конца? Причащаться за каждой литургией? Не пропускать воскресных служб? Допустим, у человека нет возможности или желания выстаивать службу полностью. Он бывает в храме небольшое количество времени. Он грешен? Но ведь мы знаем примеры подвижников прошлого, которые говорили: сколько времени у тебя есть — на столько и зайди в храм. А как часто бывает, что человек идёт мимо храма, хочет зайти и помолиться, но не заходит — потому что у него одежда неподобающая — шорты, брюки, платка нет. Так вот, первая мысль (зайти помолиться) — от Бога, вторая (не та одежда) — нет, потому что Бог ждёт нас всегда. Но можно ли осудить того, кто не зашёл, постеснялся, прошёл мимо?

Не допускать чувства вины

Православный человек не может чувствовать себя православным, не участвуя в Евхаристии. Но если ситуация не позволяет этого, всегда есть возможность пригласить священника домой. Первые христиане приносили Святые Дары тем, кто не мог попасть на литургию. Посещение храма очень важно, но если нет возможности этого делать, не надо казнить себя. Если мы не идём туда не потому что за себя боимся, а потому что переживаем за близких — это не малодушие и не страх, а проявление любви, которой сейчас так не хватает. Это то, о чём Господь говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики» (Ин. 13:35). Поэтому не надо культивировать в себе чувство вины. Почему я говорю это? — потому что мы живём в век интернета, когда каждый, кто имеет камеру, может публиковать всё что угодно. В том числе — священники, проклинающие людей, которые боятся вируса или берегут своих родных. Неудивительно, что у этих людей возникает чувство вины.

Загляните в своё сердце

Господь зрит в наше сердце. Недавно мы вспоминали встречу Господа с самарянкой. Спаситель говорит: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Если мы ходим в храм, и это для нас обязаловка, что в том хорошего? Если я иду в храм, испытывая чувство вины — зачем это Богу? Если я говорю детям: «Идите в храм, там — радость!» — а сам не радуюсь, разве поверят мне дети? Нам кажется, если мы начнём ходить в храм, целовать там иконы и мощи, то станем более верующими, чем если останемся дома в силу обстоятельств. Это не так.

Есть люди, которые считают, что будут счастливы тогда, когда купят машину или уедут в другую страну. А Виктор Франкл был счастлив в концлагере и не считал себя несчастным человеком. Новомученики годами сидели в лагерях и не ходили в храм, но это не мешало им верить и молиться, более того: многие потом утверждали, что никогда после они не чувствовали такого духовного подъёма и не молились так, как во время заключения. Вопрос ведь не в том, можно или нельзя не ходить в храм. Не хочешь — не ходи. Вопрос в том, почему ты не хочешь туда идти.

Не могу или не хочу?

Как определить, я не могу ходить в храм — или не хочу? Сложно ответить. Я понимаю тех, кому этого не хочется. Мне кажется, надо прежде всего научиться не врать себе. Человек привыкает к вранью, и чем больше он к нему привык, тем сложнее быть честным с собой. Тому, кто научился говорить себе правду, намного проще решать духовные проблемы. Как этому научиться? — так же, как учатся молитве. Святые говорят, что молитва даётся молящемуся.

Усталость или кризис веры

Порой причиной нежелания ходить в храм может стать обычная усталость. Такому человеку не грех одно-два воскресенья остаться дома и отдохнуть. Другое дело, если человек просидел в карантине два месяца — и ему по-прежнему не хочется в храм ходить. Что сказать? — те, кто шёл в храмы ко Христу и за Христом, туда вернутся непременно. Те, кто не попал на пасхальную службу в этом году, тоже придут. Не придут те, кто не хочет. Надо разбираться, по какой причине так случилось. Господь касается сердца каждого человека. Кризис веры вполне может иметь место в жизни христианина, это нормально: вера не может быть статична. Духовная жизнь постоянно движется — или вперёд, или назад.

Сменить обстановку

Когда человек устал и не хочет ходить на службы, возможно, он просто не хочет в какой-то конкретный храм. Знаю случай, когда у одних родителей дочь делала вид, что спит, пока те собирались на службу. После их ухода она шла в другой храм — ей хотелось помолиться отдельно от семьи, без бесконечных наставлений и контроля. Такое желание может возникнуть у каждого. В этом случае нужно позволить себе пойти на службу в другой храм, туда, где вас никто не знает, где нет ежеминутного: «Здравствуйте! Как поживаете? Почему сегодня без детей?» Возможно, кому-то надо позволить себе такое раз в месяц, кому-то — раз в полгода. У каждого свои нужды. Но, как правило, это полезно. Даже я иногда чувствую потребность прийти на литургию в другой храм как обычный прихожанин. Я так отдыхаю.

Мы имеем право выбирать

Возможно, в меня полетят камни, но я убеждён: мы имеем право и должны выбирать храм, в котором нам будет хорошо. То же касается и священника. Ищите близкого по духу. Мы можем недотягивать до настоятеля, и будет некомфортно. Мы можем перерасти настоятеля — и тоже будет некомфортно. Не надо бояться искать то, что близко, что вдохновляет и поддерживает. Ненужная борьба отнимает силы. Бог не запрещает нам быть счастливыми. Почему у нас так много хмурых и нерадостных людей в храмах? — потому что быть серьёзным и строгим намного проще. Устав снимает с человека необходимость принимать решения: он учит, как себя вести на службе, как питаться, но вот я улыбаюсь — а в Типиконе об этом ничего не написано. «Так правильно ли это? Лучше уж буду невозмутимым», — думает ответственный христианин. А потом удивляемся, что люди в наши храмы не хотят ходить. Может, это не случайно?

Читать еще:  свт. Григорий Богослов

Священник Димитрий Паламарчук

Что важнее – ходить в церковь или быть хорошим человеком?

Зачем ходить в церковь, если Бог в душе? Не важнее ли быть хорошим человеком? Сегодня часто можно услышать эти вопросы. А может ли и должна ли Церковь делать людей хорошими? В чем истинный смысл церковной жизни? О «хороших людях» в церкви и вне ее мы поговорили со священником московского подворья Троице-Сергиевой лавры Сергием Фейзулиным.

Сегодня многие люди хотя и не отрицают веру, хотя и признают Бога, но с церковной жизнью не имеют ничего общего, считая, что Бог у них в душе, и искать Его нужно именно там, а не в построенном человеческими руками храме.

Сразу вспоминается один эпизод из моей священнической практики. Жена одного человека решила привести его в церковь. Она ходила уже сама несколько раз, была на исповеди, причащалась, а муж ее отказывался. И вот она как-то расстроенная стоит – муж рядом с храмом, но не заходит. Я предложил пойти познакомиться с ним. Очень хороший, приятный человек, но отказывался зайти, потому что у него «Бог в душе». Я помолился про себя, думаю, ну что ему сейчас сказать, и вдруг меня осенило, я говорю: «Скажите, а завтракаете вы тоже в душе?» Он как-то так смешался, задумался и так смущенно говорит: «Нет». Так вот, подумайте над этим, вера – это то, что должно быть осуществляемо практически, вера не может быть теоретическая, она должна быть живая, подтвержденная жизнью, непосредственно, нашими поступками.

Но почему нельзя осуществлять веру практически, просто живя по совести, стараясь исполнять заповеди, творить добрые дела? Многие считают, что гораздо важнее быть хорошим человеком, чем регулярно ходить в церковь.

Что такое быть хорошим человеком? Это настолько относительное понятие, все люди хорошие. Бог создал все свое творение хорошим, и человек есть венец творения, самая совершенная его часть. Человек может быть подобен Богу, он есть образ Божий – каждый человек! Независимо от того, знает он об этом или не знает, пытается ли он найти в себе этот образ Божий и осуществить его, приблизиться к Богу, стать похожим на Него, стать Ему родным. Этого Господь ждет от нас – чтобы мы уподобились Ему. А в этом смысле – каждый человек хорош, и не просто хорош, каждый человек прекрасен, человек – это совершенство.

Но в обыденном смысле хороший человек, говорят еще “порядочный человек”, — это очень относительная вещь, все мы для кого-то хороши, а для кого-то не очень хороши. Можно быть, скажем, замечательным врачом и скверным семьянином, невыносимым в личных отношениях. Можно быть готовым на самопожертвование ради своей Родины, и в то же время, жестоким, беспощадным и не иметь милосердия к врагу. Это хороший человек? Для кого хороший? Церковь не призывает нас быть хорошими, более того, желание «быть хорошим» — это очень опасно. Желание быть с каждым человеком хорошим – это не любовь к человеку, а человекоугодие и лицемерие. Об этом говорит сам Господь в Евангелии: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо». Человек приспосабливается к другому, чтобы произвести на него впечатление, таким образом вызвать о себе доброе мнение, на это затрачивается очень много душевных усилий, и это страшная вещь. Христос в Евангелии таких людей называет унылыми лицемерами.

Мы призваны не к тому, чтобы быть хорошими, а мы призваны быть святыми, это совсем другое измерение человеческого духа. Паскаль, французский философ и ученый, говорит, что условно можно разделить всех людей на праведников и грешников. Праведники, говорит Паскаль – это те, кто считает себя грешниками, а истинные грешники – это те, кто считает себя праведниками, чувствуют себя хорошими людьми. Именно поэтому они не видят своих недостатков, не чувствуют, как далеки они от Бога, от любви. Потому что любви всегда должно быть мало, должна быть великая жажда. Любовь – это когда я всегда во всем ищу собственную вину, в каких-то обстоятельствах, в общении с людьми, в семейных, в профессиональных отношениях. Я чувствую, что у меня всегда не хватает любви. Мы призваны – «Будьте святы, как Я свят». И в этом смысле хороший – это тот, кто постоянно чувствует себя, условно говоря, плохим, недостаточным, чувствует свои недостатки – недостаток веры, надежды, и конечно, любви, недостаток благочестия, молитвенности. В общем-то, это в любом творческом деле так – как только человек начинает удовлетворяться, возникает самодовольство, которое ограничивает его творческие импульсы, и человек замирает, остывает, его творческий огонь не освещает больше его жизнь.

Это как раз очень страшная мысль и очень обывательское представление, что достаточно быть хорошим человеком. Но, слава Богу, Господь помогает нам почувствовать эту свою недостаточность через какие-то обстоятельства, когда мы видим, что у нас нет любви к людям, что мы не можем устоять перед какими-то соблазнами, падаем,– это тоже милость Божья, таким образом самый главный грех обнаруживается – это самодовольство, это себялюбие. Оно противоположно любви. Любовь – это недовольство собой, это сознание собственной ничтожности, малости, и святые – это люди, которые всю жизнь живут в сознании собственной малости, именно поэтому им становится доступно величие Божие. Церковь не призывает нас быть хорошими, это глубочайшее заблуждение. Церковь помогает человеку почувствовать как раз свою греховность, почувствовать глубокую нарушенность личности, глубокую болезнь личности. И Церковь, одновременно обнаруживая эту болезнь, ее и исцеляет.

Почему же только Церковь может исцелить человека? Почему он не может спасаться сам по себе, зачем обязательно быть частью Церкви?

Надо для себя осмыслить, что такое Церковь вообще. Вопрос мирского человека, для которого Церковь – это что-то непонятное, чуждое, отвлеченное, далекое от его реальной жизни, поэтому он и не входит в нее. Апостол Павел отвечает на него так, как никто больше не смог ответить за всю историю человечества: «Церковь есть тело Христово», при этом добавляет – «столп и утверждение истины». И дальше добавляет, что мы все «уди от части», то есть члены этого организма, частички, клеточки, можно сказать. Здесь уже чувствуешь какую-то очень глубокую тайну, это уже не может быть чем-то отвлеченным – организм, тело, кровь, душа, работа всего тела и соподчиненность, соорганизованность этих клеточек. Мы подходим к вопросу отношения к вере в Бога мирского человека и церковного. Церковь – это не столько юридический институт и общественная организация, но, прежде всего, это то, о чем говорит апостол Павел – некое таинственное явление, общность людей, Тело Христово.

Человек не может быть один. Он должен принадлежать какому-то направлению, философии, взглядам, мировоззрению, и если в какое-то время ощущение свободы, внутреннего выбора, оно – особенно в молодости – интересно для человека, то опыт жизни показывает, что человек не может добиться ничего в жизни один, ему нужно иметь какой-то круг, какую-то социальную общность. На мой взгляд, чисто индивидуалистичен такой мирской подход к «личному» Богу вне церкви, это просто иллюзия человеческая, это невозможно. Человек принадлежит человечеству. И та часть человечества, верующая в то, что Христос воскрес, и свидетельствующая об этом – это и есть Церковь. «Будете Мне свидетелями», — говорит Христос апостолам – «даже до края земли». Православная церковь это свидетельство свое осуществляет, и во время гонений осуществляла, и эта традиция сохранилась поколениями людей в разных обстоятельствах.

В православии, в церкви есть очень важная вещь – есть реальность, есть трезвость. Человек постоянно вглядывается в себя и не своим собственным зрением исследует что-то в себе и в окружающей жизни, а просит помощи и участия в своей жизни благодати Божией, которая как бы просвечивает всю его жизнь. И здесь очень важен становится как раз авторитет традиции, тысячелетний опыт церкви. Опыт живой, действенный и действующий в нас через благодать Духа Святаго. Вот это дает другие плоды и другие результаты.

Однако, как часто мы видим одну только внешнюю «церковность», но на деле – отсутствие любви и какую-то закостенелость. Сколько людей исправно посещают церковь, но живут совсем не по Евангелию. И исповедь их нередко формальна, и причастие – «привычно». И в то же время, встречаются потрясающие люди, совсем далекие от церкви, даже убежденные атеисты, но живущие – на деле, а не на словах – истинно христианской жизнью.

Да, такое возможно, но это недоразумение, как в том, так и в другом случае. То есть человек чего-то недопонял в своей жизни. «По плодам их узнаете их», «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного»,– говорит Христос. Когда человек пытается воцерковиться, он как бы меняет оболочку, надевает длинную юбку, отращивает бороду или еще что-то такое, а сущность, внутренность его, она в каком-то замороженном состоянии пребывает. Он сохраняет себялюбие, сохраняет отчужденность от людей.

Если человек формально относится к себе, он поверхностно воспринимает и мало значения придает своему внутреннему миру (таких людей тоже много, к сожалению), то для него и исповедь формальна – перечисление, наименование грехов. Человек не сознает самое опасное как раз – он хочет быть «хорошим». Хочет быть хорошим в собственных глазах, быть в ладу со своей совестью, в ладу с людьми. Для него это страшное разочарование – оказаться ничтожным, пустым, далеким от великих каких-то вещей. И человек внутренне бессознательно сопротивляется такому страшному знанию, он выстраивает психологические защиты, он пытается спрятаться от самого себя, от Бога, в какую-то тень уйти. Поэтому для него проще назвать какие-то грехи, чем попытаться понять, в чем же он виноват на самом деле.

Ну, а если человек пришел в церковь только потому, что ему кто-то посоветовал – у тебя плохое самочувствие, ты болеешь, ты вот сходи, и у тебя все наладится в жизни – это глубоко противно христианскому отношению вообще к жизни, такая модель восприятия себя и своего места в жизни. Может быть, с этим, конечно, он и останется, к сожалению.

И атеист, который по сути своей христианин и по сути своей несет в себе любовь, радость – это тоже недоразумение, то есть недопонимание, недодуманность какая-то. Это атеизм иллюзии, когда человек не понимает, о чем он говорит. Когда начинаешь с таким человеком общаться, выясняешь, что он верующий человек, и жизнь его, по сути, церковна, то есть он любовью связан с другими людьми. Но он не додумал самую важную мысль. Он живет, подчиняясь не мысли, а своему сердцу, интуиции. Такие люди часто очень страдают в жизни, потому что многие вещи не могут принять, они пытаются отделить свет от тьмы, зерна от плевел, любовь от лицемерия и не могут этого сделать, очень часто ощущая тщету всего того, что они делают. Им недоступно Богообщение, поэтому полноты бытия у них все равно нет. У них есть любовь как деятельность, но любовь как полнота жизни для них недоступна.

А так ли доступно Богообщение в церкви? Ведь там мы встречаем так много несовершенного, неправильного, отвлекающего, множество людей, со всеми их недостатками. Чтобы общаться с Богом, люди ищут уединения, зачем же нужно это разноречивое скопление людей?

Читать еще:  Почему Бог назван Богом, Творцом, Отцом, почему Христа называют Богом

Первая церковь – это Адам и Ева, а вообще первая Церковь – это Троица. Ведь если мы говорим о любви, а Бог есть любовь, сказано в Евангелии, значит, любовь должна на кого-то изливаться. Любовь – это когда ради кого-то я готов даже жизнь свою отдать, я готов умереть ради этого человека. Поэтому не может человек, находясь один, находясь в одиночестве, осуществить высший смысл. Конечно, подвижники-пустынники являются в этом смысле исключением. У подвижников это особый дар Божий – находясь в одиночестве, точнее, в уединении, осуществлять высший смысл. А высший смысл – это любовь. Она неосуществима в одиночестве. Человек должен выйти за пределы, за собственную оболочку, чтобы разрешить проблему любви. Любовь – это когда кого-то ты любишь. Поэтому Бог – это Святая Троица. Как сказал один богослов, если мы понимаем Троицу, мы понимаем, что такое любовь. И напротив, если мы чувствуем любовь, то для нас тайна Святой Троицы становится очевидной. Потому что любовь – это когда ты стремишься отдать кому-то что-то. Когда ты любишь сам себя, то это не любовь, это замыкание в самом себе, это уже почти болезнь. Поэтому в наше время, когда многие люди думают, что можно прожить без Церкви, мы видим, я думаю, такую пандемию психических патологий. Особенно в странах, где религия совершенно четко отделена от государства, где у людей разрушена традиция общежития, где нарушено бытие народа, и люди разделены на островки индивидуальной жизни. Что интересно, после Реформации, когда в протестантских храмах люди перестали исповедоваться, через какое-то время психология становится самостоятельной наукой, и возникает психоанализ как попытка хоть какого-то исцеления. Возвращается языческое отношение к человеку как к мере всех вещей. Возникает сначала антропоцентризм – вокруг человека начинает вращаться вселенная, и потом это приводит уже через какое-то время к разным патологиям в области душевной жизни.

У человека должна быть ответственность и за себя, и за других. Отвечать за себя только перед самим собой – это трагизм, потому что рано или поздно мы чувствуем свою ограниченность и недостаточность, свою немощь и какую-то слабость. И любой человек чувствует потребность в прощении, потому что у каждого, каким бы прекрасным он ни был, все равно в тайниках души возникают какие-то помыслы, человек никакой не может быть идеален. А мы призваны к святости: «Будьте совершенны как Отец ваш Небесный», — говорит Христос. Поэтому святость непременно включает в себя чувство своей недостаточности, глубокое сознание своей греховности, но это одновременно и вера в то, что великий Бог, Владыка мира, тем не менее, любит меня вот таким, какой я есть. Это примиряет. Не я сам себе судья, а Бог мне Судья. Бог, распятый на кресте за меня – вот суд Божий. Взять мой грех на себя, взять мою боль, умереть за меня. Когда это чувствуешь, когда невинный Бог берет нашу вину на себя, что может быть кроме благодарности? Любовь – это когда человеку стыдно за себя и за других людей, он чувствует зло, которое они совершают, как свое собственное. Чувствует, что другой человек совершил нечто, но меня это касается, потому что я тоже человек. Это и есть полнота церковности, это и есть жизнь в Церкви.

Можно ли верить в Бога и не ходить в церковь?

Что говорит об этом Библия?

Запросто может человек верить в Бога и в церковь не ходить.

Кто же ему запретит? Только вот при этом он будет сам себя лишать духовного общения с батюшкой и с другими прихожанами. Совместная молитва, это, знаете ли, здорово!

Не приходя в Храм Божий, как человек будет в своих грехах исповедовать? Священника на дом вызовет? А как будет причащаться — никто к здоровому человеку в таком случае не приедет, только к тяжелобольным. Значит и ежегодное Соборование во время Строгого поста пройдёт мимо такого человека. А заодно и Таинства Миропомазания и Елеосвящения. Не станет ходить в церковь, значит и Таинство заключения брака он совершить не сможет и жить будет в грехе. Тогда уж и отпевать такого «домашнего верующего» не стоит, раз при жизни он отрицал Церковь Иисусову, да и молиться за него во время мытарств не надо.

Это всё идёт от гордыни человека, Я сам, Я сам, Я сам! Я всё знаю, Я всё могу!

Между тем Христос говорил:

Вот отшельники и старцы, которые забирались в отдалённые леса и молились в одиночестве, те не имели возможности посещать церковь. Но у них другое служение и при возможности посетить Храм, они от неё не отказывались. Вот как Серафим Саровский.

А вот слова священника Константина Камышанова.

Да, такое вполне возможно, когда человек может верить в бога, но в церковь не ходит. Ведь бывает, что такие жизненные обстоятельства сложились: человек живёт далеко от церкви, или постоянно болеет так, что из дома трудно выходить.

А бывают и такие люди, которые регулярно ходят в церковь, но истинно верующими их не назовёшь, скорее религиозными. Вроде бы почитают церковные праздники, знают молитвы, носят крестик (только золотой!), но могут причинить зло своему ближнему. Разве такой человек верит в бога?

В какую церковь именно нужно ходить? В православную, мусульманскую, католическую, буддисткую, индуистскую, протестанскую? Где истина, где доказательства, что истина именно там? Если рассматривать каждую религию по отдельности, с первого взгляда все хорошо и правильно, но копнуть глубже, много формальностей, суеверий, бредятины, пережитков прошлого. Неужели мы должны считать истинным православие, только потому, что родились в России, и здесь это основная религия, а если родились в другой стране то какую-то другую религию? Лично я считаю человек никому ничего не должен в плане выбора религии, взять того же Иисуса, ни в какую церковь он не ходил, христианская церковь зародилась позднее, к учению Христа добавили кучу формальностей, правил, приправили все это чрезмерной консервативностью и ограниченностью. Мое личное миропонимание, мироощущение не вписывается в рамки какой либо религии, оно шире. Мне совсем не хочется верить в того Бога, которого описывают христиане и мусульмане, он жестокий, эгоистичный и самовлюбленный тиран, шаг влево, шаг вправо и расстрел, выбрал не ту религию — добро пожаловать в Ад, вера удерживается скорее на страхе, чем на любви. Спрашивается, для чего вообще живут миллиарды людей в других странах, неужели они заранее обречены попасть в топку, только потому, что родились не в то время, не в том месте, а может они созданы, для того, чтобы обеспечивать избранных доступными айфонами и кросовками? Я видела множество позитивных, умиротворенных людей в азиатских странах, они выглядят счастливыми, без причастия, исповеди, посещения Мекки, более того их страны (якобы лишенные божьей благодати) благополучно развиваются, продолжительность жизни во многих азиатских странах выше, чем у христиан. Если бы мы слепо доверяли религии, до сих пор бы думали, что земля плоская и стоит на китах и черепахах. Никого не хочу обидеть это лично мое мнение.

Можно ли считать себя верующим, не посещая храм?

Доброго времени суток, читатели!

У многих верующих когда-нибудь возникал вопрос « А обязательно ли посещать храм, если ты веришь в Бога?».

Статистика показывает, что 77% всех граждан Российской Федерации верят в Бога, а ходят в храмы ходят две трети верующих. Остальные — нет. Почему? В этой статье мы разберём основные причины по которым человек не ходит в храм и я объясню можно ли считать себя верующим, если ты не посещаешь церковь.

Зачем ходить в церковь, если Бог у меня в душе?

Это самый распространённый вопрос, который задают прихожане священникам. Ведь зачем идти в церковь, если можно молится где угодно: на улице, до приема пищи, лёжа на диване и тд.

Действительно Бог слышит нас везде и не важно где молится. Но дело в том, что некоторые обряды человек не может совершить самостоятельно, например, Литургию или Причастие. Поэтому нужно ходить в храм, чтобы совершить эти действия.

К слову, собираться прихожанам вместе на Литургии придумал Иисус. Именно он установил Причастие на Тайной Вечере. Он понимал, как устроен человек и поэтому, чтобы принять веру в Него, нам необходимо собираться вместе.

Но вот другой вопрос почему же люди не хотят ходить в церковь? Это же для их блага и спасения.

Так можно ли считать себя верующим, если не посещаешь храмы?

Конечно можно. Я уже писала о том, что молится можно где угодно. Бог слышит каждого в любой точке мира. Главное — искренне верить в Него. А ходить в храм нужно, чтобы проводить специальные обряды, необходимые для православного христианина.

По каким причинам люди (верующие) не ходят очищаться в храм?

Самая распространённая причина — это естественно лень. Лень просто дойти до храма и побыть там хотя бы пять минут. Но всегда оценивайте свою ситуацию трезво. Если вам просто лень выйти из квартиры для того, чтобы сходить в святое место, то это плохо. Другое дело, если вы чем-то серьезно болеете или у вас есть неотложные дела. Понимаете? Это совершенно разные причины не идти в храм.

Помню, батюшка говорил мне…

« Если случится беда, серьёзные проблемы, какие-то неприятные жизненные ситуации, то всегда идите в церковь. Помолитесь. Бог обязательно услышит.»

Другими причинами могут быть: усталость от работы. Не думаю, что если вы пропустите посещение храма по такой причине, то это будет грехом. Наоборот, лучше отдохнуть и набраться сил.

Следующее — это желание. Попробуйте заглянуть в своё сердце и ответьте честно СЕБЕ на вопрос « Не могу или не хочу? ». Человек часто путает эти понятия и поэтому могут появляться разные причины для того, чтобы не идти в храм.

Можно ли верить в Бога, но не ходить в церковь?

Совсем недавно у меня состоялся разговор с одним из моих знакомых. Узнав что я православный христианин, он заметил: «Я в религию не верю, я в Бога верю в душе. Мне посредники между мной и Богом не нужны». Мы расстались, каждый спешил по своим делам, но его фраза не выходила у меня из головы. Почему произошло так, что люди перестали отожествлять Бога с Церковью, и ставят между ними знак противоположности? Потом узнал что его мнение не единичное. Так думают, и исповедуют очень многие из людей, поэтому с Божьей помощью попробуем разобраться.

Понятие о религии

Для начала выясним, что же кроется за понятием веры и религии. Религия в переводе с латинского означает связывать, или соединять. Она призвана соединять человека с Божеством. И средством связи служит обращение к Божеству, иными словами — молитва. Без молитвы это уже не будет религия, а очередная философская система с безликим «Абсолютом», «Космосом» «Всемирным разумом» и т. д. Применительно к христианству отметим, что Христос и приходил в мир, чтобы восстановить связь, или союз Бога и человека. И что характерно, Он не оставлял после себя никакого письменного учения. Задача Христа на земле была не очередное учение, а основание. Своей Церкви. Евангелие было написано учениками Христа спустя десятилетия после Его смерти. А апостол Павел вообще никогда не ходил с Ним вместе по земле. Люди заявляющие, что верят в душе, а религию и церковь не признают, немного лукавят. Что они подразумевают под верой и религией? Под верой понимают признание факта что «Что-то есть», а иногда и личностного Бога, а под религией нашу православную церковь.

Читать еще:  Встреча Ветхого и Нового Заветов – митрополит Антоний о празднике Введения во Храм Пресвятой Богородицы

Роль обрядов в церковной жизни

«Зачем все эти обряды, свечки, поклоны, это все лишнее. Богу все это не нужно» — говорят они. Здесь можно согласиться. Действительно Богу свечки не нужны. Ему вообще ничего не нужно. Он ВСЕСОВЕРШЕНЫЙ ДУХ. И ни в чем не нуждается. Правильно, не поклоны, свечки, составляют суть религии. Это только обряд, оболочка. Но заметим, что не бывает содержания без формы. Внешние упражнение в посте, бдении, поклонах в христианстве носит название аскетики что в переводе означает тренируюсь. Мы, грешные люди, состоим не только из духа, но и плоти. И эта плоть всегда старается руководить всем нашим существом, в том числе и духом. Вот чтобы этого не произошло, мы держим тело в узде. Христос не основал новую религию. Он основал Церковь. Почему же люди не хотят верить в церковь, а верят в душе. Ответ прост. Корень всему эгоизм и греховное себялюбие. Очень удобно верить в «БЕЗЛИКОЕ НЕЧТО», которое где-то там живет и ко мне на земле не имеет почти никакого отношения. Оно там, а мы здесь.

Церковь богочеловеческий организм с Христом во главе

Иное дело верить в церковь. Которой Глава Христос, и где Бог это Личность наделенная разумом, где Он Творец и Правитель всего. И Бог требует от меня исполнения определенных нравственных законов. Но и это не главное в христианстве. Чтобы жить с Богом мне необходимо с Ним соединиться, в таинстве Евхаристии, и постоянно пребывать в его Церкви. Без церкви и Евхаристии спасение невозможно. Потому что Церковь это не Патриарх, не священник, не ворчливые старухи. Церковь, по меткому выражению Хомякова — «дух Божий живущих в разумных творениях». Поэтому в Символе Веры и говориться о вере в «единую, святую соборную, и апостольскую церковь».

Себялюбие — корень всех страстей

Конечно, верить в церковь подразумевает исполнение всех правил, постов, канонов, которые оставили нам святые, прошедшие тернистым путем на небо. Все это требует ущемление своего «Я». Своего себялюбия. В этом кроется вся причина неверия в церковь. В этом весь корень. А все остальное наносное и надуманное. От человека не хотящего идти в храм вы можете услышать море оправданий — и «деньги гребут лопатой», и «непонятный язык богослужений», и «службы длинные и постов много» и т. д. И все чаще звучат призывы (в том числе от духовенства) упростить, перевести, сократить. Все для комфорта прихожан. Но в том и ценность идеала церкви, что к нему стремятся, а не опускают и приспосабливают его под себя. В наше время, те, кто прочитали слова Христа о фарисеях, страшно боятся ими стать. И теперь их молитва звучит примерно так: «Благодарю тебя Господи, что я не фарисей. Я НЕ молюсь, НЕ пощусь, милостыню НЕ даю» и.т.д. Поэтому верующего «в душе» смело можно назвать или атеистом, или язычником, которому Бог необходим в экстренных случаях. Без Церкви, без Причащения, человек не сможет победить в себе грех, не сможет исцелить душу. Он не изменится, и останется таким же, как и был пленником лукавого и в таком виде предстанет перед Христом. Что он Ему ответит?

В заключение вышесказанного можно привести меткие слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец».

Если не ходишь в церковь

Верю. Но не хожу в церковь. Для меня это не то что времени нет или неохота, я хочу ходить, но это именно стеснение, рядом люди, не могу так. Чувствую себя не так. Думаю что это ненормально. Как быть, что думаете по этому поводу?

Абсолютно нормально. можно верить в бога, но не придерживаться никакой религии (церковь относится именно к религии). точно так же можно верить в бога, но не отмечать церковные праздники.

Абсолютно нормально. можно верить в бога, но не придерживаться никакой религии (церковь относится именно к религии). точно так же можно верить в бога, но не отмечать церковные праздники.

Согласна.Главное что у Вас вера есть.
Я тоже не любительница «ходить в церковь».Вместо этого иногда молюсь (если чувствую «необходимость») у себя дома.У меня есть свой собственный «домашний уголок» (собственная «мини церковь»:)),который предназначен именно для этих целей («поговорить со Всевышним»).Уединяюсь ночью,зажигаю свечки,встаю на колени и молюсь (в основном благодарю за все что у меня есть).
Бог вездесущ.Так что ему «наплевать» (я так думаю) где именно Вы ему молитесь -у себя дома или в церкви.Он по любому Вас «услышит».

гость 2++++
хотя я вообще не верю))

надо ходить на причастие и литургию, хотя бы в воскресных день. если верующая, то должны знать, что заповедовал Господь, шесть дней трудитесь, а седьмой посвящай Богу, в это день обязательны добрые дела, помыслы, нельзя работать, в том числе и дом. дела по возможности отложить или делать заранее, утренняя служба в храме.

Автор,Бог и религии-это две разные вещи)
Религии-это способ манипулировать людьми,а Бог-это все сущее
Забейте на эти дома с иконами,церкви то бишь

Согласна.Главное что у Вас вера есть.
Я тоже не любительница «ходить в церковь».Вместо этого иногда молюсь (если чувствую «необходимость») у себя дома.У меня есть свой собственный «домашний уголок» (собственная «мини церковь»:)),который предназначен именно для этих целей («поговорить со Всевышним»).Уединяюсь ночью,зажигаю свечки,встаю на колени и молюсь (в основном благодарю за все что у меня есть).
Бог вездесущ.Так что ему «наплевать» (я так думаю) где именно Вы ему молитесь -у себя дома или в церкви.Он по любому Вас «услышит».

Да, вот я тоже так считаю. Насиловать себя походами,это уже не по настоящему получается будет. Вера в сердце.

Верю. Но не хожу в церковь. Для меня это не то что времени нет или неохота, я хочу ходить, но это именно стеснение, рядом люди, не могу так. Чувствую себя не так. Думаю что это ненормально. Как быть, что думаете по этому поводу?

Думаю,что Вас бесы не пускают,а Вы прислушиваетесь к тем чувствам,которые они в Вас вселяют,а нужно не прислушиваться,а идти им наперекор.

Абсолютно нормально. можно верить в бога, но не придерживаться никакой религии (церковь относится именно к религии). точно так же можно верить в бога, но не отмечать церковные праздники.

Согласна.Главное что у Вас вера есть.
Я тоже не любительница «ходить в церковь».Вместо этого иногда молюсь (если чувствую «необходимость») у себя дома.У меня есть свой собственный «домашний уголок» (собственная «мини церковь»:)),который предназначен именно для этих целей («поговорить со Всевышним»).Уединяюсь ночью,зажигаю свечки,встаю на колени и молюсь (в основном благодарю за все что у меня есть).
Бог вездесущ.Так что ему «наплевать» (я так думаю) где именно Вы ему молитесь -у себя дома или в церкви.Он по любому Вас «услышит».
Да?Тогда для чего Христос создал Церковь на земле,если она не нужна?Господь то услышит,но Одного Его слышанья для спасения души мало,нужны действия и человека в этом плане и этим действием первичным является принятие Таинств и жизнь в Церкви,а не вне ее.

Да?Тогда для чего Христос создал Церковь на земле,если она не нужна?Господь то услышит,но Одного Его слышанья для спасения души мало,нужны действия и человека в этом плане и этим действием первичным является принятие Таинств и жизнь в Церкви,а не вне ее.

Я верю в БОГА,а не в ХРИСТИАНСТВО (или в любую другую религию).Я верю в то,что есть «что то»,что «выше» нас («высший разум»,»более развитые цивилизации»,»другие миры» и т.д..Называйте как хотите).Я верю в то,что человечество еще «не до конца» и «не все поняло».У нас (у людей) нет ответов на «все» вопросы.Нам еще расти и расти (развиваться).И вот это «непонятное»,»необъяснимое» («сверхъестественное»),»непостижимое» (и т.д.) я называю «Богом».Это и есть моя вера.
И если Вы не согласны с моей точкой зрения,просто оставайтесь при своем мнении (не навязывайте его мне так же,как и я не навязываю свое мнение Вам).Спорить я не собираюсь.Желаю Вам добра и счастья.Прощайте.

Да?Тогда для чего Христос создал Церковь на земле,если она не нужна?Господь то услышит,но Одного Его слышанья для спасения души мало,нужны действия и человека в этом плане и этим действием первичным является принятие Таинств и жизнь в Церкви,а не вне ее.

Я верю в БОГА,а не в ХРИСТИАНСТВО (или в любую другую религию).Я верю в то,что есть «что то»,что «выше» нас («высший разум»,»более развитые цивилизации»,»другие миры» и т.д..Называйте как хотите).Я верю в то,что человечество еще «не до конца» и «не все поняло».У нас (у людей) нет ответов на «все» вопросы.Нам еще расти и расти (развиваться).И вот это «непонятное»,»необъяснимое» («сверхъестественное»),»непостижимое» (и т.д.) я называю «Богом».Это и есть моя вера.
И если Вы не согласны с моей точкой зрения,просто оставайтесь при своем мнении (не навязывайте его мне так же,как и я не навязываю свое мнение Вам).Спорить я не собираюсь.Желаю Вам добра и счастья.Прощайте.

)))Зачем так пафосно?Не хотите вступать в дискуссию,так и напишите,а то -прощайте,не навязывайте.Никто и не собирался,кстати, ничего Вам навязывать.Витайте дальше в своих мирах,высших разумах и прочей ереси.Так удобнее и проще,большой простор для собственной фантазии.

Ну и как обычно, исходя из комментария выше,самые агрессивные и злые граждане-это «типаверующие»православные))
Тут тебе и повсеместно мерещащие им бесы на людях,и желание затянуть в церковные пенаты,грехи,рабы божии и прочая милая ***
Атеисты конечно ребятки объективно поздравомыслящей и с юморком

Родители заставляют ходить в церковь

ходите ли вы в церковь?

На сколько денег вы заказываете еду, если ходите на свидание

что будет если ходить без зуба?

если почти никуда не ходишь

Не хотите вступать в дискуссию,так и напишите,а то -прощайте,не навязывайте.Никто и не собирался,кстати, ничего Вам навязывать.Витайте дальше в своих мирах,высших разумах и прочей ереси.Так удобнее и проще,большой простор для собственной фантазии.

А я хочу вступить в дискуссию))) Если то все ересь, то поведайте мне, в какой храм надо идти, если.
через жест апостасии в Астане 30.05.2012 г. Патриарх Кирилл сам на себя стянул Божию анафему — проклятие согласно Гал. 1,8-9. Поэтому от него отошла Божия благодать и свой пост он занимает уже незаконно. Верующие должны отделиться от него, как от предателя Христа и Его Мистического Тела — Церкви..
Эта жестокая кара настигла главу РПЦ за то, что он принял участие в очередном съезде мировых и традиционных религий, прошедшем недавно в столице Казахстана Астане, где за одним столом собрались православные, католики, мусульмане, буддисты, индуисты. В Астане Патриарх Кирилл говорил двусмысленные фразы о духовном вакууме, терроризме, фанатизме, о человеческих правах, о международном диалоге с сильными и влиятельными религиями мира и т.д. Он совершил жест предательства Христа и традиции Православной церкви, тем, что принял участие в синкретической встречи и даже стал членом т. н. Совета религиозных лидеров. Таким образом, теперь православные епископы, священники и верующие вынуждены изменить мышление и принять антихристовский гремий (общество), членом которого стал экс-патриарх Кирилл. Из-за жеста своего главы Православная церковь потеряла смысл существования, ибо уже не проповедует, что спасение получаем только через веру в Иисуса Христа. Патриарх Кирилл официально присоединил Православную церковь к антихристовскому движению Нью Эйдж. На каждого православного верующего, который с этого дня будет творить с ним единство, также падает Божье проклятие. Каждый, кто останется на этом пути апостасии, будет навеки осужден!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector