0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Невозможное человеку возможно Богу»: возможно ли излечиться наркозависимому

Содержание

Православная Жизнь

Беседа с руководителем Душепопечительского центра в честь прп. Агапита Печерского по работе с наркозависимыми Сергеем Васильевичем Соломахой.

О проблемах наркомании в современном мире говорить не приходится, они сами заявляют о себе в цифрах, ужасающей статистике. «Белая смерть» покрыла паутиной весь земной шар, особенно страшно выразилась проблема наркомании во второй половине ХХ и начале нынешнего ХХI веков. К сожалению, Украина не отстает в цифрах от стран, в том числе и развитых, где гибельная статистика злоупотребления наркотиками напоминает фронтовые сводки. По данным Минздрава, в Украине 346 тысяч человек, среди которых молодые люди употребляют тяжелые наркотики внутривенно. За 2019 год произошло 26260 случаев передозировки наркотиками с трагическим исходом, из них в 389 были несовершеннолетние. Православная Церковь не обходит вниманием эту тяжелейшую проблему. В нескольких епархиях УПЦ по благословению правящих архиереев действуют реабилитационные центры, где часто инициаторами их создания становятся люди, непосредственно пострадавшие от этой зависимости, которым удалось путем воцерковления и ежедневной борьбе со страстью придти к здоровому трезвому образу жизни. Освободившись от наркотического плена с помощью Божией, они стремятся вовлекать страждущую молодежь в евхаристическую и общинную жизнь.

Наш собеседник – руководитель Душепопечительского центра в честь прп. Агапита Печерского Сергей Васильевич Соломаха.

– Сергей Васильевич, расскажите, что побудило Вас посвятить себя такому роду деятельности?

– В молодости я, как и многие молодые люди, особо не задумывался, что за все «жизненные удовольствия», в том числе получаемые с помощью алкоголя и психоактивных веществ, приходится платить, порой ценою собственной жизни. Одноразовое принятие наркотика погружает человека в эйфорическое состояние, которое называют «уровнем бога». Только какого «бога»? Правильно бы назвать «уровнем беса», ведь он ловит наивную молодую душу на крючок страшной зависимости!

Такая же история произошла и со мной. Начав употреблять наркотики в 1989 году инъекционным путем, я два года пребывал в иллюзии, что все «под контролем», пока с ужасом не осознал, что наркотиком управляю не я, а он руководит мною. Я очень страдал душевно, морально. Стремился всякими путями скрыть свою проблему, которая уже превратилась в хроническое, прогрессирующее, смертельное заболевание. Более всего мне было страшно за родных, свою семью, я понимал, что причиняю им страдание. Зависимость требовала средств, и все силы уходили на их добывание, чтобы тут же пустить на приобретение новых препаратов. И я начал искать пути освобождения от зависимости. Испробовал всевозможный опыт наркологии и различных методов лечения. При этом я не знал и не понимал, что для спасения от зависимости нужно кардинально менять свое мышление и вектор движения не «от жизни» и её проблем, а к жизни – жизни полноценной, реальной, здоровой, творческой и активной. Порой мне казалось, что я дохожу до безумия и смерть уже стучит в мою дверь…

Господь пожалел меня. При очередной попытке найти выход в одном из лечебных центров попал на беседу с православным священником. Батюшка говорил о Боге, о том, что лишь с Его помощью можно вырваться из греховного наркотического плена, о том, что «невозможное человеку возможно Богу» (Лк. 18:27). И удивительно, мое сердце будто ожило! Господь коснулся моей израненной души, и я реально понял, что все мои поиски «смысла жизни» были ложными и что Господь тут, рядом, протягивает мне руку! Понял, что всегда ждал этой встречи с Богом! И она состоялась.

После этого я ночами, когда никто не видел, становился на колени и молился как умел.

И вот я переступил порог храма. Начался непростой путь воцерковления. А оно, как известно, отличается от попыток человеку самому, без помощи Божией, лишь силой собственной воли и желания победить страсти. Но это великая иллюзия. Особенно в тех случаях, когда ты сам стал рабом страстей и привычек и они стали частью твоего «я». Регулярные богослужения, пост, регулярная исповедь, причастие Святых Таин постепенно исцеляли душу. Я понял, что страшная пропасть осталась позади.

Тогда осознал, что нужно помогать другим, делиться опытом и верой с теми, кто страдает от наркозависимости. В Днепропетровске, где в то время жил, познакомился с духовенством, которому не чужды эти проблемы. И уже вместе стали расширять сферу деятельности, проводили обучающие семинары, форумы, акции за трезвую жизнь без наркотиков, чтобы привлечь внимание общественности к этой огромной социальной проблеме.

– С чего Вы начали?

– У нас подобралась неофициальная группа людей, знающих проблемы наркомании, которая занималась пропагандой здорового образа жизни, профилактикой. Однако со временем пришли к необходимости более серьезных действий. И девять лет тому назад, в 2011 году, мы зарегистрировали Душепопечительский центр в честь прп. Агапита Печерского, безмездного врача. По благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея наш центр был открыт.

– В чем особенность Вашей работы и чем она отличается от работы других реабилитационных центров, клиник?

– Дело в том, что проблема алкоголизма и наркомании затрагивает духовную, психосоматическую и социальную стороны жизни человека. Поэтому главные усилия должны быть направлены на исправление и лечение души человека. К работе нашего Центра были привлечены священники, психологи, консультанты, бывшие зависимые от наркомании. Мы изучали опыт подобной работы у нас в Украине и за рубежом.

– Как построена Ваша программа?

– Все дни недели четко распланированы. Ежедневно проводятся тематические занятия, консультации, духовные беседы. Важнейшей частью работы, наверное, основной, является приобщение к церковным Таинствам, богослужениям и молитвенной жизни Православной Церкви. Ведь самое главное – научить ребят жить в обществе без психотропных веществ, разбираться в собственных чувствах, адекватно реагировать на все происходящее вокруг, так как человек возвращается в социум, в котором он когда-то пребывал, появляется возможность встретить тех, с кем употреблял, и при этом ему необходимо уметь избежать соблазна рецидива, не окунуться в старую привычную жизнь.

Повторю, что духовный аспект в нашей работе является одним из основных. Что такое наркомания? Это греховная болезнь. А Православная Церковь имеет многовековой опыт борьбы с греховными заболеваниями, борьбы со страстями.

– Сергей Васильевич, за годы работы у Вас, очевидно, накопилось немало примеров победы борющихся с наркозависимостью?

– Среди воспитанников нашего Центра были разные люди: и с высшим образованием, и даже без среднего образования. Случалось, что обращались за помощью отдельные насельники монастырей, приходили и некрещеные, с разным социальным статусом, уровнем культуры и воспитания. Но всех их объединяло понимание того, что в одиночку с проблемой не справиться.

– Возможно, Вам запомнились какие-то яркие судьбы?

– Расскажу одну историю человека 55-летнего возраста, ушедшего из семьи, потерявшего родных и близких, жилье, здоровье. Кроме всего прочего, за его плечами было16 лет пребывания в местах лишения свободы. Но вера у этого человека была удивительной! Он не только восстановился в социальном плане, получил паспорт, оформил группу инвалидности, стал примерным гражданином общества, но и принял решение всецело посвятить себя Господу! Со временем ушел в монастырь послушником и принял монашеский постриг. Он стал совершенно другим человеком. Когда я увидел его в монашеской одежде, то просто не узнал. Лицо было исполнено спокойствия, благодати и жизненной радости.

– А другие ваши пациенты? Неужели все излечиваются?

– К сожалению, не все. Бывают рецидивы. Часто требуются годы для полного освобождения от плена наркотиков. Но опыт маленькой победы уже дает человеку силы подняться после падения и снова идти к свету. Многие ребята, пройдя восстановительный этап, женились, родили детей, получили специальное и высшее образование, есть и студенты духовной семинарии. Обычно такие люди становятся большими тружениками на ниве борьбы с этой мировой проблемой.

– А что радует более всего в Вашей деятельности?

– Наверное, когда звонят благодарные родители, родственники, ведь каждый человек, проходящий лечение, – это чей-то сын, муж, брат или сестра. Радует, когда люди возвращаются из греховного плена в семьи, когда вновь зажигается семейный очаг. Для меня это лучший показатель и большая радость…

– Вы как-то сотрудничаете с другими епархиями нашей Церкви?

– За время деятельности центра в разных городах Украины, в епархиях многие священнослужители содействовали нам и активно принимали участие в проведении семинаров, лекций, летних терапевтических лагерей в открытиях новых отделений. Четыре года назад по благословению митрополита Крымского и Симферопольского Лазаря был открыт центр в Крыму. Назову лишь имена наших наиболее активных сотрудников и духовников из числа духовенства. Это протоиереи Сергий Больчунас, Сергий Мардарь, Тарасий Марченко, также протоиерей Владислав Диханов, председатель Синодального отдела Украинской Православной Церкви по социально-гуманитарным вопросам.

– Но сейчас Вы перенесли деятельность вашего Центра в Одессу? Как это произошло?

– В Днепропетровске наш Центр продолжает работу. Узнав о нашей деятельности в Днепропетровске, нас пригласил в Одессу руководитель епархиального отдела помощи наркозависимым протоиерей Василий Кобан вместе с руководством наркологической клиники «Либерон» для создания и открытия подобного социально-восстановительного центра в городе Одессе. Пока что запущена программа социально-восстановительного центра, в котором проходят курс три человека. Мы также заняты подготовкой лекций в учебных учреждениях города, готовим программу к Всемирному дню борьбы с наркоманией (1 марта): надеемся провести фестиваль в поддержку трезвого образа жизни и профилактики негативных явлений среди молодежи. В Свято-Архангело-Михайловском монастыре у нас была очень полезная встреча с известной игуменьей Украинской Православной Церкви, писательницей и общественным деятелем, матушкой Серафимой (Шевчик).

Работы очень много, большие планы. Надеемся с Божией помощью их осуществить.

– Сергей Васильевич, Вы виделись с Блаженнейшим МитрополитомОнуфрием. Расскажите о впечатлениях от этой встречи.

– Планируя поездку в Киев с одним из наших воспитанников, я вначале приехал помолиться в Киево-Печерской Лавре, решил попасть на прием к Блаженнейшему и рассказать о нашей деятельности, получить благословение и испросить его святых молитв. Вот так мы – я, наш воспитанник и его мать – пришли к Блаженнейшему. В приёмной нам сообщили, что нужно было предварительно созвониться с секретарем, чтобы записаться на встречу (график Блаженнейшего очень плотный, все расписано по минутам), и предложили присесть. Помнится, я усердно молился Матушке Богородице, чтобы встреча, если не сейчас, так позже, все же состоялась. И вдруг за дверью послышалось движение, секретарь неожиданно сообщил нам, что Блаженнейший ожидает нас.

Владыка Онуфрий принял нас с отеческой улыбкой и необыкновенным теплом. Показалось, что знаю этого человека всю жизнь. Он с интересом расспросил нас о нашей деятельности. Беседа была насыщенной, я рассказал о работе Центра, а мать нашего воспитанника с болью в сердце поведала Его Блаженству о тех страданиях и мучениях, которые приходится преодолевать родным и близким человека, страдающего наркоманией. И сам воспитанник Александр рассказал, как он спас свою жизнь благодаря встрече с Богом. Не помню, сколько длилось общение. Оно было очень благодатным. К концу нашей беседы Блаженнейший благословил нам чудотворный образ иконы Божьей Матери «Песчанская» и при этом сказал: «Пусть Сама Матерь Божия и преподобный Агапит Печерский будут вашими покровителями, содействуют вам в трудах и молитвах во славу Божью и на благо людям».

С Сергеем Соломахой беседовал диакон Сергий Герук

«Невозможное человеку возможно Богу»: возможно ли излечиться наркозависимому

Православная Церковь установила молебен о людях, страдающих от употребления наркотиков и алкоголя

Молебен будет совершаться каждый год 11 сентября, в день усекновения главы Иоанна Предтечи, в один из самых постных дней в году. Почему именно в этот день Церковь решила молиться о страдающих недугом алкоголизма? Объяснение есть: царь Ирод приказал отсечь голову Иоанна Крестителя во время пьяного пира. Убийство одного из самых великих людей мира совершилось фактически в пьяном угаре. Вот почему Церковь положила традицию усиленно молиться о тех, у кого проблемы с алкоголем, на Иоанна Предтечу.

Впервые соответствующее решение было принято Священным Синодом почти сто лет назад – 11 сентября 1913 года. Позже традиция прервалась, но на последнем, июльском, заседании ее решили возобновить. Принят документ о совершении усиленной молитвы о тех, кому она так нужна. К богослужебному использованию предложен чин «Молебного пения о страждущих недугом винопития и наркоманией».

Алкоголь и наркотики – вещи, с которыми человек один, своими силами, не может совладать. И здесь сугубая церковная молитва оказывается насущно необходима. Люди это чувствуют и потому обращаются за помощью к Церкви. А Церковь установлением сугубого молитвенного дня и сама идет этим людям навстречу, поскольку прекрасно понимает их отчаяние, страх и боль.

Диалектика темы заключается в том, что, с одной стороны, христианство не считает употребление вина грехом, сама Богородица на свадьбе в Кане Галилейской попросила Сына, и Он сотворил первое Свое чудо – превратил воду в вино. Еще в Ветхом Завете пророк Давид говорил: «Вино веселит сердце человека». С другой стороны, апостол Павел предупреждает христиан о пагубных последствиях злоупотребления винным напитком, да и Сам Господь предупреждает в Евангелии о том, что пьяницы наряду с блудниками не наследуют Царствия Небесного. Предупреждает недвусмысленно и строго.

Главный психиатр и нарколог Саратовской области, главный врач областной психиатрической больницы имени Святой Софии Александр Паращенко:

— Мы по данным социологического опроса употребляем алкоголь приблизительно одинаково с итальянцами, французами, американцами. Но в этих странах не увидишь пьяных людей. У них нет привычки напиваться. У россиян же зачастую отсутствует чувство меры, а ведь самое вредное – это употребление алкоголя редко, но в больших количествах. Алкоголизм страшен тем, что он конкурирует со всем, что дорого человеку. Это универсальный суррогат, который подменяет собой все, и этот суррогат, к сожалению, в конкурентной борьбе выигрывает. Алкоголики отказываются от нормального человеческого счастья, легко бросают жен, детей, работу. Эта болезнь забирает у человека разум и здоровье. При алкоголизме изменяются и повреждаются внутренние органы: почки, печень, поджелудочная железа и многие другие. Происходит также дистрофическое изменение ткани головного мозга – энцефалопатия, что приводит к нарушению его функции. Морально-этические ценности для человека перестают существовать. Но, даже не страдая алкоголизмом, а просто выпив сверх меры, человек может совершить то, чего бы он не сделал в трезвом состоянии никогда. Например, девушка, совершенно не склонная к беспорядочным половым связям, может проснуться утром в постели с малознакомым мужчиной. Я видел также много подростков из хороших семей, совсем дети, хорошие-прехорошие, а совершили зверские, чудовищные преступления в состоянии алкогольного опьянения. Никто никогда не мог предположить, что они на это способны. А сами мальчишки в ужасе, они не помнят этого. И вот теперь будут сидеть за решеткой и полжизни вспоминать, как они совершали эти зверства. Самое страшное в подростковом алкоголизме – это то, что дети быстро пьянеют, у них происходят потеря критических способностей и провалы в памяти. Второй насущной и больной проблемой я считаю отравление алкоголем и его суррогатами. В городе полно точек, где можно постучаться, сунуть денежку, и вам нальют выпить непонятно чего. И неизвестно, выживет ли человек после этого. Сейчас, конечно, алкогольных отравлений меньше, чем в 90-е годы. Тогда был знаменитый убийца – спирт «Royal», много народу полегло. С большими потерями пережила Россия и жидкость для разжигания костров, которую очищали, употребляли и, конечно, травились. Но и на сегодняшний день население нашей страны получает отравление от некачественного алкоголя, поэтому считаю важной мерой по борьбе с алкоголизацией – установить серьезное наказание за изготовление некачественного алкоголя и продажу суррогатов. Не штраф, а лишение свободы, потому что это жизнь и здоровье людей, это проблема национальной безопасности. Необходимо контролировать производство, продажу и поручить это органам Госнаркоконтроля.

Читать еще:  Святой — окно, за которым Бог

Настоятель Крестовоздвиженского храма, священник Сергий Кляев (в прошлом врач–реаниматолог):

— До революции в селе пьяница считался отбросом общества, да и не только в селе. Конечно, в праздники выпивали, но это не было пьянством. Делу время, потехе час. Люди трудились, пить некогда было. Эта подмена произошла после семнадцатого года, когда бездуховность восторжествовала. Спаивание народа было выгодно верхушке нашего общества. Пьяными легче управлять. Пьяный человек – хороший источник информации. Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Ну и потом, за счет алкоголя хорошо пополнялся государственный бюджет. Затем была война, людям давали боевые сто граммов, потому как алкоголь – транквилизатор и успокоитель. На войне, может быть, это и было оправдано, но, люди, к сожалению, вернулись домой уже с привычкой. Основной причиной алкоголизма я считаю бездуховность. В трудной жизненной ситуации человек не находит опоры, утешения, не справляется сам, и вместо того, чтобы молиться, возложить печаль свою на Господа, попросить у Него сил и помощи, он начинает притуплять, заглушать душевную боль известным и самым легким способом – принятием алкоголя. Проблема не решается, но воспринимать ее становится легче, она уже не кажется такой острой. Сегодня. Завтра нерешенная проблема даст о себе знать снова. Часто пьют от нереализованности, считая себя непризнанным гением. Желание расслабиться и снять стресс тоже загоняет человека в алкогольную ловушку. Очень многие начинают пить просто за компанию. Немаловажными поводами являются обычаи и традиции. Причин на самом деле много. Все дело в количестве и кратности употребления алкоголя. Выпил человек в меру на праздник, нет в этом ничего страшного для здоровья, и греха в этом нет. А если кто-то начинает искать эти праздники постоянно, стоит задуматься. Это уже повод оправдать свое пристрастие к винопитию. Нужно понимать, что этиловый спирт – это лекарство, а лекарство можно принимать очень осторожно и по рецепту. Самое страшное – это алкоголизм пивной. Пиво – слабоалкогольное, содержание спирта в нем от трех до двенадцати процентов. Его можно пить часто и не терять контроля над собой. Вот и формируется привычка совсем незаметно для сознания. Один из компонентов пива – хмель, источник фитоэстрогенов. Эстроген – женский половой гормон. При частом потреблении пива происходит нарушение всей эндокринной системы. Мужчины начинают полнеть по женскому типу: грудь, живот. А у женщин фигура видоизменяется по мужскому типу. В дальнейшем женщин ждут рак груди и бесплодие, а мужчин – импотенция. Пиво – это колоссальное генетическое оружие, которое выкашивает самый плодородный слой нации, молодежь. У нас в стране развит детский и женский алкоголизм. У подростков алкогольдегидрогеназа – фермент, расщепляющий алкоголь в печени, еще не вырабатывается, организм не привык, не приспособился еще. Для них три рюмки водки являются запредельной нормой, и они часто впадают в алкогольную кому. Сознание отключается. Сколько молодежи умирает по-тихому под забором от водки? А сколько совершает преступления, убийства, самоубийства под воздействием все той же пагубы? Я согласен с мнением, что на алкоголь должна быть государственная монополия. Это замечательно, что сейчас не продается алкоголь после 22 часов и в праздники – например, 1 сентября, в день школьных выпускных. Такой метод приносит свои плоды, безусловно. Когда у нас в стране в восьмидесятых годах вводили «сухой закон», вырубали элитные виноградники – это, конечно, был подход неправильный. Категорически отвергать алкоголь для общей массы людей все-таки нереально. Всем понятно, что во время «сухого закона» люди все равно выпивали. Но зато обнаружилось, что в этот период резко повысилась рождаемость и снизились преступность и смертность. В молебне, который будет служиться во всех церквях 11 сентября, есть такие слова: «Пагубная страсть винопития». Это действительно страшная пагуба. Бороться с ней нужно с помощью церковных таинств – таких, как исповедь и причастие. Нужно вести правильную духовную жизнь, молиться, по возможности можно съездить в город Серпухов, к иконе «Неупиваемая чаша». Есть много свидетельств чудесных исцелений от этого недуга после молитвы перед чудотворной иконой. Господь дал нам свободную волю и не нарушает ее, но мы можем обратиться к Нему, всего лишь сказать: «Господи, помоги!». И Он поможет, ведь невозможное человеку возможно Богу.

Газета «Саратовская панорама» № 36 (964)

Православный взгляд на проблему наркомании. Созависимость: миф или болезнь?

Октябрьская встреча ОБЩЕСТВА ПРАВОСЛАВНЫХ ВРАЧЕЙ, которая состоялась в духовно-просветительском Центре «Наследие», в этот раз прошла довольно оживленно. Темы, которые были освящены на данном собрании касались, так называемой «чумы» XXI века — наркозависимости и созависимости.

Дать однозначное определение такому недугу, как наркомания довольно сложно. С точки зрения медицины — это болезнь, с точки зрения психоанализа — это латентный суицид, с точки зрения социологии – деградация личности. Православная церковь смотрит на наркотическую зависимость, как на тяжелую духовную болезнь, приводящую к полной нравственной деградации человеческой личности, искажения образа Божия в бессмертной человеческой душе. Причинами возникновения этого могут быть: наследственная предрасположенность, неправильное или недостаточное воспитание, внутрисемейные конфликты (падение родительского авторитета в глазах ребенка) и многое другое, но основные из них нужно искать в духовной сфере.

Итак, основная причина бегства людей в бездну наркотических или алкогольных иллюзий – это духовная опустошенность, потеря смысла жизни и размытость нравственных ориентиров. Навязчивая реклама «Возьми от жизни все!», «Почувствуй это прямо сейчас!», а также электронные адреса сайтов, которыми исписаны стены домов и заборов, расскажут всем желающим, где можно в кротчайшие сроки забрать любой наркотик, предварительно оплатив его через электронный кошелек. Всё это активно подталкивает человека к идее поиска некого рая на земле, в погоне за которым человек не осознает, что поверил в ничто. Никакие земные блага не могут заполнить пустоты в душе человека. «Тот, кто не живет во Христе, уже живет в бездне, и все сокровища мира не могут заполнить его пустоты», — Серафим (Роуз). Когда человек остается наедине со своей пустотой, то оказывается на краю пропасти, отойти от которой очень трудно.

Современное общество разучилось радоваться Богу, Его творению и общению с близкими людьми. Общение с родителями у современных детей заменяется общением с телеэкраном или компьютером, которыми родители компенсировали свое невнимание. К сожалению, сейчас существуют семьи, в которых родители не могут дать своим детям ничего, кроме денег. Но эта жизнь без добрых эмоций, а виртуальный мир — не настоящий. Поэтому подросток, обделенный родительским теплом, легко уходит в иную реальность-наркотическую. Так он выражает свой протест против серости и рутинности окружающего мира, точнее от образа существования, который мы сами навязываем своим детям. Наркоманом становится подросток, которого родители не научили смотреть в лицо жизненным трудностям и накапливать опыт собственных побед, а не поражений. Человек, у которого не было ни одного по-настоящему близкого друга, который не научился никому доверять – именно он подвержен наибольшей опасности попробовать наркотик, стать рабом собственных мечтаний.

Лечение наркомании — необычайно сложная работа с минимальным на сегодняшний день положительным результатом. Предлагаются многие методики, теории, порой даже антинаучного, фантастического характера, или даже опасные для здоровья пациента.

Некоторые считают, что недуг неизлечим и просто списывают наркозависимых со счетов общества. Если рассматривать данную проблему через призму православия, то мы увидим страсть, духовную болезнь человека, освобождение от которой невозможно без обретения духовной основы, способной заполнить духовную пустоту. Говоря иным языком, наркотик можно вытеснить из души, заполнив его верой в Бога. Пробудить жажду Бога в сердце — основная задача духовной помощи. Отнимая у себя зависимость, наркоману необходимо «заменить» её, ведь «свято место пусто не бывает», а у человека это «свято место» — это его душа.

Если халатно отнестись к этому вопросу, то не редко бывают случаи замещения одной страсти на другую, либо возвращение к прежнему греху, только уже в более тяжелую его форму. Этому есть подтверждение и в Священном Писании: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собой семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого».(Матф.12:43-45)

Как правило, зависимый человек не «тонет» в одиночку, вместе с ним страдают его близкие люди, которые невольно становятся созависимыми.

Созависимость- это болезненное состояние в настоящий момент времени, которое является результатом адаптации к семейной проблеме. Это средство защиты или способ выживания данного человека в неблагоприятных для него семейных обстоятельствах, своеобразная закрепившаяся реакция на стресс наркомании или алкоголизма близкого человека. Созависимость — это специфическое состояние, которое со временем становится образом жизни. Характеризуется сильной поглощенностью и озабоченностью, а также крайней зависимостью (эмоциональной, социальной, а иногда и физической) от человека или предмета. В конечном счете, такая зависимость от другого человека становится патологическим состоянием, влияющим на созависимого во всех других взаимоотношениях.

Для такого состояния созависимости характерно:

  1. заблуждение, отрицание, самообман;
  2. компульсивные действия (неосознанное иррациональное поведение, о котором человек может сожалеть, но все же действует, как бы движимый невидимой внутренней силой);
  3. замороженные чувства;
  4. низкая самооценка;
  5. нарушения здоровья, связанные со стрессом.

Но заражение этой болезнью, как и любой другой, происходит не сразу. И у каждого человека, в силу его характера, личностных особенностей, образа жизни, жизненного опыта, событий прошлого, заражение и течение болезни происходит специфическим, только ему одному присущим образом.

Американские ученые, много лет занимающиеся этой проблемой, пришли к выводу, что в первую очередь созависимостью страдают люди, у которых было так называемое «тяжелое» детство, люди из неблагополучных семей, где отсутствовал один из родителей или родители страдали алкоголизмом. Где дети подвергались насилию, люди с детскими травмами, полученными не только в семье, но и в школе, на улице, от сверстников, учителей или других значимых взрослых. Сюда же входят жертвы сексуального, физического, эмоционального, сектантского насилия, самих химически зависимых от алкоголя, наркотиков, лекарственных средств и т. д.

Химическую и иные зависимости часто называют болезнью безответственности. Зависимый человек не отвечает ни за последствия употребления химического вещества, ни за разрушение своего здоровья, он безответственен по отношению к другим членам семьи, не выполняет своих родительских и сыновних обязанностей. Созависимые лишь кажутся сверхответственными, однако они также безответственны к своему состоянию, к своим потребностям, к своему здоровью и тоже не могут эффективно выполнять родительских обязанностей.

Только благой пример многих, вырвавшихся из плена наркотического дурмана, дает нам надежду на победу в этой войне. Справиться с проблемой поможет осознание своего греха и искреннее покаяние, в следствии которого происходит перерождение человека, с последующим решением больше не совершать этот грех. На пути к успеху, главное понять и верить, что «невозможное человеку возможно Богу».

Трезвенники у Христа за пазухой

ОТКРЫТЫЙ ПРИХОД

Приход храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках Выборгской епархии необычный. На воскресных Литургиях в церкви, построенной на окраине Петербурга, в окружении дач и частных домов, непривычно много народу. Не каждый храм может похвастаться таким числом прихожан. Секрет прост: сами миряне говорят, что в приходе принимают каждого, кто переступает порог храма. Побывав на богослужении всего раз, можно убедиться в правдивости этих слов. Принципиальная открытость — не только сознательный пасторский метод настоятеля протоиерея Григория Григорьева, но результат тех уроков, которые многие нынешние прихожане вынесли из собственного опыта вхождения в эту общину, куда они обратились, желая избавиться от пристрастия к алкоголю и наркотикам. Ведь тогда они и сами имели о христианстве и Церкви лишь самые поверхностные, а иногда и превратные представления.

МОСТ МЕЖДУ МЕДИЦИНОЙ И ВЕРОЙ

Свой метод исцеления зависимостей отец Григорий называет соработничеством, мостом между медициной и Церковью. Он рассказывает, что опыт работы с пациентами, проходящими лечение от пагубных пристрастий и неврозов, позволяет ему утверждать — воцерковление способствует более устойчивой ремиссии.

— Еще будучи врачом подводной лодки Тихоокеанского флота, я понял, что проблема зависимостей в стране стоит серьезная и только встреча с Богом позволяет окончательно преодолеть зависимость.

Когда в 1987 году будущего священника, а тогда психотерапевта клинической больницы Академии наук, послали на учебу в Феодосию, к народному врачу СССР, заслуженному врачу УССР Александру Довженко, он узнал, что известный на весь Советский Союз доктор, успешно излечивший от пагубного пристрастия великое множество людей, — человек глубоко верующий.

— Терапевтический сеанс Александра Романовича, который сейчас принято называть кодированием (сам он говорил, что это, наоборот, раскодирование от установки на алкоголь), длился несколько часов, — говорит отец Григорий. — За это время человек приходил в глубочайшее покаянное состояние, переосмысливал свою жизнь. Задача была в том, чтобы пациент осознал себя больным. Разве это не то же самое, что говорит нам Церковь о грешной природе человека? Не надо бороться с зависимостями, это бесполезно. Нужно приближаться ко Христу, Который, как любящий Отец, обязательно поможет и Сам управит всё.

Читать еще:  Семь чудотворных икон Богородицы пронесли крестным ходом по Житомиру

На деле же, рассказывает отец Григорий, Александр Довженко в основу своего метода положил практику церковных зароков, имевшую хождение в российских обществах трезвости до революции, переосмыслив их на светский «атеистический» лад. В методике Довженко человек давал зарок не пить врачу, а верующие люди дают зарок Богу, признавая свое бессилие в этом деле и вверяя свою жизнь в Его руки:

— Сила Божия в немощи совершается. Это главное, о чем нужно помнить, — заключает отец Григорий.

СВЯЩЕННИК И ВРАЧ

Вот уже 40 лет профессор лечит людей и 30 лет возглавляет созданный им Международный институт резервных возможностей человека (МИРВЧ). За эти годы терапию зависимостей в его стенах прошли более 140 тысяч пациентов. Лечатздесь по методу целебного зарока. Тому, кто ни разу не присутствовал на подобных мероприятиях, сложно представить, как одна-единственная беседа с врачом-психотерапевтом может перевернуть жизнь человека, привести его к переосмыслению своего состояния. Врач обращается к опыту самого больного, открывая правду о зависимостях, разъясняя причины и механизмы её появления, эмоционально готовя пациента к зароку. К окончанию терапевтического сеанса человек уже внутренне согласен с тем, что говорит доктор, и дать обещание не пить для него теперь не ломка воли, не «принудиловка», а собственный осознанный выбор.

МИРВЧ — светская структура, поэтому зарок можно дать как Богу, перед священником, так и врачу. Никого не принуждая, отец Григорий рассказывает собравшимся об опыте Церкви, о встрече верующих с Господом в Евхаристии, советуя начать жизнь православного христианина. Среди его прихожан много как раз таких бывших пациентов, пришедших в Церковь по проложенному между медициной и верой мосту.

ЗДОРОВОЕ ТЕЛО, ЗДОРОВАЯ ДУША, ЗДОРОВЫЙ ДУХ

Первый раз в реанимацию с интоксикацией Александр попал, когда ему было всего четыре года — отравился в кабинете химии в школе, где бабушка работала директором. Через год случилось отравление никотином — тоже вызывали врачей.

— Вытащили с того света, — рассказывает Александр. — Плотно употреблять наркотики я начал после школы. Всё было доступно, выбор огромный. Вместе с тем у меня было понимание, что именно Господь рулит моей жизнью, я в девятом классе прочитал Евангелие, создал христианскую рок-группу наподобие известного баптистского «Трубного зова». Но не срослось, я всё равно шел кривой дорожкой. Верю, что так было надо.

Первый визит к отцу Григорию не убедил Александра дать зарок — но задал направление, в котором нужно двигаться, чтобы изменить свою жизнь. Он стал регулярно причащаться, посещать богослужения и трезвиться — продержался весь Великий пост, но потом сорвался. И вот тогда, оказавшись на грани жизни и смерти, он осознал, что без Божией помощи не справиться. Вскоре Александр дал зарок. Недавно исполнилось 11 лет, как он не пьет ничего крепче чая.

— У меня случаются срывы — не в том смысле, что я возвращаюсь к наркотикам и алкоголю, а когда тяга употребить настолько велика, что сил терпеть просто нет. Головой всё понимаешь, а внутри просто клокочет. Я в такие моменты говорю: «Господи, я полностью „слит“, руководи мной, как знаешь». Выхожу на улицу, пройду мимо храма, помолюсь, напишу друзьям, потом отпускает. Со всеми срывами так справляюсь. Всё это можно объяснить медицинскими терминами, с точки зрения психологии, но я верю, что это Господь дает мне инструменты и пути избавления от греха.

Комментируя подобные случаи, отец Григорий вновь напоминает о разнице между исцелением и излечением. Исцеление, говорит он, происходит тогда, когда здоровыми становятся дух, душа и тело:

— В медицине принято говорить о физических зависимостях, о психических, но такого понятия, как духовная зависимость, там не существует. Зато Церковь имеет огромный опыт работы именно с духовной сферой. Навязчивые мысли, внутренние и внешние, — это как раз область духа. Поэтому мы и наводим мост между наукой и верой — чтобы добиться полной ремиссии.

ПО СТОПАМ БЛУДНОГО СЫНА

Дарья по образованию врач. Поэтому достать антидепрессанты для нее никогда не было проблемой — нужно всего лишь самой себе выписать рецепт. Зависимость началась с сильного конфликта с начальником, за которым последовала прерванная беременность. Далее — сильная депрессия, неконтролируемый прием таблеток, алкоголя.

— У меня было сильнейшее нервное расстройство, — говорит Дарья, — я могла кричать мужу, что убью его, бросать в него предметы. Я ненавидела Россию, весь мир, хотела скорее умереть. Выхода не видела до тех пор, пока не попала на терапевтический сеанс к отцу Григорию. Я была настроена очень критично к вере, Церкви, мне всё это было отвратительно. С ним мы говорили о прощении, о том, что добро сильнее зла, что мрак — это отсутствие света. После этого разговора у меня поменялось отношение к Церкви, я стала причащаться, теперь понимаю, как важна человеку помощь, поддержка. Просто бросить наркотики, алкоголь и сигареты очень сложно, нужно научиться получать радость от жизни без допингов.

Протоиерей Григорий Григорьев замечает, что в большинстве тех методик, которые сегодня называются кодированием, исцеление построено на страхе: «Выпьешь — умрешь».

— Это действительно работает, — говорит священник, — но мы предпочитаем другой путь, путь любви. Страх и любовь — это два способа, которые помогают избавиться от зависимости. Божественную любовь может получить каждый. Это доступно в покаянии, в восстановлении отношений с Богом. Вспомните притчу о блудном сыне: стоило нерадивому сыну лишь показаться на горизонте, как отец сам побежал к нему. Так же и Бог бежит к нам, Своим детям.

КОГДА ВСЁ ВЫПРАВЛЯЕТСЯ

Александр к наркотикам пристрастился в школе. Говорит, что чудом остался жив. Похоронил многих друзей, одноклассников, двоюродного брата, который был ему как родной. Чудом же не сел в тюрьму, хотя были все предпосылки для этого.

— Всё начиналось за школьной партой, — вспоминает он, — банки с водкой «Черная смерть», тяжелые наркотики со старшими ребятами. Это было модно, считалось круто. Я и других агитировал на употребление. Кто-то, к сожалению, соглашался. Спасибо родителям, что они не опускали руки, что делали всё возможное, не падали духом, даже когда узнали про мой гепатит.

Александр лечился много. Несколько раз лежал в Боткинской больнице. Но каждый раз начинал употреблять снова. Большие деньги, потраченные родителями на лечение, вновь и вновь оказывались выброшены на ветер. Однажды отец решил свозить сына к доктору Григорьеву в МИРВЧ. Как и у многих других, религия вызвала у Александра отторжение, методу верующего врача он не доверял.

— Но Григорию Игоревичу удалось заронить мне в душу правильные мысли. Я проходил реабилитацию, срывался — всё начиналось с сигарет, — снова проходил реабилитацию, и всё же пришел к мысли о необходимости дать зарок.

К сегодняшнему дню Александр не употребляет наркотики, не пьет и не курит уже 10 лет. Говорит, что самое главное на его пути — это соединение с Богом, Причастие.

— Бывают сложные моменты, но ты доверяешь Богу, даешь Ему право участвовать в твоей жизни и понимаешь, что всё случается по Его воле. И всё выправляется.

— Мы в институте ведем учет всех когда-либо обратившихся к нам пациентов, наблюдаем их пожизненно, — рассказывает протоиерей Григорий Григорьев. — Согласно нашей базе данных, среди воцерковившихся и регулярно участвующих в Литургии процент ремиссии значительно выше.

Сотрудник МИРВЧ доктор Саулюс Мизерас показывает мне стеллажи с историями болезней пациентов. Большая часть этих бумаг уже оцифрована, и все анкетные данные доступны врачам в электронном виде.

— Давайте посмотрим информацию о моем пациенте Александре, — предлагает Саулюс. — Первый раз он дал зарок от алкоголя и азартных игр в 2003 году, не пил 34 месяца и 33 месяца не играл. Всё закончилось срывом. В 2006 году он снова дал зарок, и с тех пор срывов не было.

Согласно статистике, трое из четырех пациентов МИРВЧ достигают состояния годовой ремиссии, 60% — трехлетней ремиссии и около половины — пятилетней. Но это всего лишь цифры, неофициальный процент ремиссии, скорее всего, выше. Дело в том, что случай, когда человек, давший зарок не пить в течение, например, года, потом никак не дает о себе знать, не является ежегодно на прием в институт, как того требуют врачи, считается в статистике МИРВЧ как рецидив.

УСЛОВИЕ — ПЕРЕМЕНА МЫСЛЕЙ

Базовые условия успешного излечения от зависимости, считает отец Григорий, это сострадание и сопереживание больному, вера пациента в эффективность лечения и трезвый образ жизни самого врача.

— Ну а дальше необходимо начинать движение к Богу, и Он сразу, как отец блудного сына, побежит навстречу вам. Исцеление может произойти одномоментно, но результат надо постоянно закреплять. Это процесс порой очень трудоемкий как для доктора, так и для пациентов.

Священник рассказывает, что необходимое условие для успешной ремиссии — это перемена мыслей, то, что его пациенты называют обретением способности радоваться жизни.

— В саду своей души надо насаждать только благодатные мысли, которые обязательно дадут всходы и пойдут в рост, — говорит отец Григорий. — Церковь учит о невидимой брани со злыми помыслами путем созидания помыслов добрых. Один добрый помысел, говорил преподобный Паисий Святогорец, равен по силе многочасовому Всенощному бдению. Когда нам бывает трудно, в свои положительные воспоминания можно спрятаться. Вот как прячется подводная лодка во время шторма: она заныривает в глубину. Но для этого душа должна обрести эту глубину, то есть вместить Господа Бога. Нужно научиться жить как у Христа за пазухой. Это обязательное условие.

«Невозможное человеку возможно Богу»: возможно ли излечиться наркозависимому

Раньше в нашем обществе никто всерьёз не задумывался над тем, что будет, если отклонения сексуального поведения не сдерживать насаждением соответствующих нравов в обществе, а наоборот, культивировать, представлять нормальным и даже предпочтительным образом жизни. Просто мы не предполагали, что такое когда-то станет возможным. И вот, когда это стало реальностью, мы увидели своими глазами промежуточный результат, который уже выглядит как национальное бедствие или, как сейчас принято говорить, гуманитарная катастрофа.

Я не мог предположить ещё 5 лет назад, что мне, как врачу, придётся иметь дело с тяжелобольными людьми, страдающими не алкогольной, не наркотической, не игровой и компьютерной зависимостью, а порнозависимостью.

Вуайеризм – это давно известное психиатрам отклонение сексуального поведения. Если относиться к нему как к отклонению, порицаемому в обществе, тогда увлечение порно и другие сексуальные перверсии займут свойственный им темный угол в общественном сознании как явление безусловно постыдное и недопустимое в «приличном обществе». Они не будут влиять на общее состояние душевного здоровья нации и представлять опасность для развития общества и государства.

Чудовищный эксперимент по депатологизации половых извращений, начавшийся в США в 60-х годы 20 века, почти в буквальном смысле слова выпустил джина из бутылки и превратил цивилизованный мир в сумасшедший дом, а современные мегаполисы- в Содом и Гоморру.

Создание беспрепятственного и бесплатного доступа к порнофото и особенно к порновидео в интернете произвело к появлению тяжелейших душевных и телесных расстройств у людей. Одно из таких расстройств – это порнозависимость. Оказывается, что даже однократный просмотр порнопродукции способен лишить человека самообладания, а его повторение вызывает сильнейшую зависимость. По своим проявлениям и патогенезу порнозависимость мало чем отличается от наркотической. Она формируется по тем же законам и приводит к не менее тяжелым последствиям, чем употребление наркотиков, не смотря на отсутствие химического носителя.

Мои врачебные наблюдения позволяют судить об этом с достаточной степенью достоверности. У людей (в основном мужчин) формируется весь синдромокомплекс, свойственный любой наркологической патологии. Последовательно формируются психологическая и физическая зависимости. Психологическая зависимость формируется очень быстро. Это вызвано тем, что в ее формировании задействована важнейшая сфера личности человека – половая. Физическая зависимость расстраивает функции не только половых органов, но практически всех органов и систем в организме человека.

Половая принадлежность определяет весь характер жизни человека и весь ее драматизм. В христианской традиции есть такое мудрое высказывание:- «И ад, и земля, и Небо внимательно смотрят на человека, когда в нем просыпается пол.» Именно от того, как распорядится человек энергией пола, зависит его судьба, счастье и несчастье, достижение цели и обретение смысла жизни .

Ко мне за помощью регулярно обращаются мужчины, страдающие порнозависимостью. Степень и формы этой зависимости бывают разными. Но мне, как врачу, много лет занимающемуся лечением зависимостей и неврозов, очевидно одно: порнопродукция имеет все свойства виртуального наркотика, приобщение к которому чревато такими же последствиями, какие возникают от употребления привычных наркотиков. Я наблюдаю развитие у моих пациентов практически всех психо-соматических расстройств, характерных для химической зависимости. Люди буквально выходят из строя: муж теряет интерес к жене, женскому полу вообще, работе, профессии, утрачивает работоспособность. Порнозависимость, как и наркотическая, часто приводит человека к отчаянию, депрессии и нежеланию жить. Суицидальные мысли – почти постоянный спутник длительного приобщения к порнопродукции. У нескольких моих пациентов были незавершенные суициды. Я знаю о самоубийствах на почве порнозависимости.

В последнее время с этой бедой стали обращаться родители подростков, пристрастившихся к порновидео. У них эта зависимость имеет самые отвратительные и вычурные формы в силу возрастных особенностей.

Не надо быть человеком семи пядей во лбу, чтобы обнаружить преднамеренный характер легализации порнопродукции. Она стала неотъемлемым элементом информационной войны, психотронным оружием массового поражения. Многие специалисты в области интернеттехнологий уверяют меня, что бороться с этим практически невозможно. Если это действительно так, то плохи наши дела. Те, кто использует против нас это оружие, бьет по подрастающему поколению и хочет превратить наших детей в похотливых животных, неспособных к продолжению рода. Таким способом нас просто сживают со света как народ и как независимое государство. Мне вспоминается одно изречение:- «Западу от России нужно только одно – чтобы ее не было.»

Вотуж действительно права пословица: — «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Давно известно, что невозможное человеку возможно Богу. Ведь то, что сейчас происходит в нашей стране, возможно только по одной причине – отсутствию в обществе смыслообразующей идеи. Безыдейное общество неизбежно превращается в податливый для внешнего воздействия человеческий материал, с которым можно делать все, что угодно. Можно истребить целую нацию и не одну. Стоит только в безыдейные умы вложить нужную информацию и нация начнет заниматься самоистреблениям. Мы несём колоссальные людские потери именно по причине усвоения людьми зависимого поведения. Алкогольная, наркотическая, игровая, компьютерная и органически связанная с ними порнозависимость уносят более миллиона человеческих жизней ежегодно. Разве это не война?

Зависимость – это утрата самообладания. Человек перестаёт быть хозяином своим мыслям, чувствам, желаниям и поступкам. Он находится во власти злой стихии, которой он ничего не может противопоставить, даже если захочет. Лишить человека самообладания значит сделать его безвольным исполнителем чужой воли. Сколько у нас сейчас этих несчастных мужичков от мала до велика, подневольных рукоблудников перед экранами мониторов, один Бог знает!

Читать еще:  Св. Григорий Богослов: Слово в память святых мучеников Маккавеев

Судя по последним события, накрывшим Россию и весь мир, терпению Божьему приходит конец. Если человек сам не исполняется раскаяния и решимости преодолеть эту и другие страсти, Бог может послать такие скорби, которые заставят забыть о предмете зависимости. Наша духовно-нравственная традиция учит тому, что такой исход лучше, чем остаться без Бога необратимо и навсегда.

В Центре преодоления зависимостей «Подвижник» все чаще появляются воспитанники, пострадавшие от порнозависимости и решившие избавится от неё. Наш опыт показывает, что те принципы и подходы, которые мы используем при лечении наркологической патологии , вполне применимы и при этом тяжелом расстройстве. Нет такого греха, который Бог не простил бы и не уврачевал бы человеку. Мало того, каждый из нас может и должен, преодолев любое пристрастие, стать лучше и чище, чем он был раньше. Это вполне возможно. Было бы желание!

Московская Сретенская Духовная Академия

Войти

ГлавнаяНовостиОбразование Фарисейская праведность или живая вера?

Фарисейская праведность или живая вера?

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией мы слышали отрывок из Евангелия, где Господь Иисус Христос обличает фарисеев за их мнимую праведность. Что актуального мы можем найти для себя в сегодняшнем чтении? Божие Слово живо и действенно в любое время, поэтому все, сказанное Им 2000 лет назад, можно смело и с уверенностью применить и к нынешнему времени. Фарисей – это не вымерший мифический персонаж, он живет и доныне в нашей с вами церковной жизни, и подчас настолько врастает в нее, что порой без встряски свыше обнаружить его нам самим в себе не удается. Чтобы разобраться, за что именно обличал Христос фарисеев и какую цель Он преследовал, обратимся к строкам Писания.

Сказал Господь пришедшим к Нему иудеям: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16:15).

По слову святителя Игнатия Брянчанинова, Господь обличает фарисеев за то, что те «замешаны на тщеславии» и «все делают для похвалы людей»[1]. Фарисеи старались внешне быть благочестивыми, не столько заботясь о том, чтобы исполнить нравственный закон и через это обрести счастье в исполнении заповедей, сколько о том, чтобы получить лестные похвалы от окружающих, почет, славу, незаслуженное звание «праведника». Такое человекоугодие Спаситель называет «мерзостью перед Богом», чем дает понять Свое отношение к такому лживому лицемерию. Господь как бы говорит: «Я вижу вас насквозь, неужели вы думаете обмануть Меня? Того, Кто вас создал? И мне омерзительна та лживость, которой пропитано ваше сердце, ищущее пустых почестей, не соответствующих действительности. Вы рабы, зависимые от человеческого суждения, нет в вас искренности, верности. Вы мне противны».

Задумаемся над тем, нет ли в нас схожего человекоугодия? Всё ли мы делаем исключительно ради Бога? Не ждем ли мы того, чтобы кому-то понравится?

Если мы будем честными, то непременно обнаружим, что тончайшее тщеславие всегда сопутствует нам: в поведении, разговоре с окружающими, одежде, поступках.

Святые отцы рекомендуют всегда при всяком деле иметь память о Боге с тем, чтобы каждое совершаемое дело было угодно Богу

Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует (Лк. 16:16–18).

Далее Спаситель говорит о том, что наступает новое время, в которое открывается вход в Царствие Небесное. Поэтому недостаточно формального исполнения заповедей Ветхого Завета, носящих скорее юридический, нежели духовно-нравственный характер. Отныне человеку заповедуется прилагать собственные усилия для духовного совершенствования и преображения, для борьбы со страстями и греховными привычками, для борьбы с поврежденной грехом волей. Об этом говорит праведный Иоанн Кронштадский: «Человек поставлен в этой жизни между двух течений: добра и зла, между двух огней: огня Божиего, животворящего и огня дьявольского – палящего и мучающего. Требуется сопротивление человека всякому злу, всякой страсти плоти и духа, всякой похоти и обучение, усвоение всякой добродетели. Жизнь настоящая есть школа духовная, борьба, подвиг, сражение с грехом или с духами злобы поднебесной (Еф. 6:12), борющими нас на зло. Нужно всякому учиться побеждать в себе грех с помощию Божией, ибо без Бога не до порога»[3].

Господь не отменяет заповедей Ветхого Завета, но дополняет их живой силой Завета Нового, призывающей к понуждению себя на жертву, которой в общем смысле является наше самолюбие, гордость. В качестве примера он приводит ветхую заповедь о том, что муж имеет право развестись с женой, если она ему надоела. Это заповедь дана была человеку грубому, недуховному с тем, чтобы избежать возможного насилия в семье, где царит не любовь и забота, а ссоры, ненависть и похоть. И дает новую заповедь о семье, где муж и жена связаны в «плоть едину» и должны научиться любить друг друга, жертвовать собой ради другого, уметь мириться, общаться, понимать друг друга, стараться сделать другого счастливым. Господь называет само расторжение брака – поводом к прелюбодеянию, что является смертным грехом.

Исполняем ли мы заповеди Нового Завета о любви? Или довольствуемся лишь частичным исполнением ветхозаветного Закона? Чтобы понять, насколько необходима нам духовная, а не формальная сторона заповедей, Христос со строгостью обращается к нам: Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5:20). Его слова истолковывает преподобный Исидор Пелусиот: «Если вы, для служения Богу признающее достаточною одну наружность, того, чем хвалитесь, не обратите в самое дело, то царствие Божие не будет для вас открыто, потому что Царствие сие истинно и открывается истинно ищущим его»[4]. Нами должна двигать не нужда формально отдать дань закону, чтобы «задобрить Бога», но истинное и пламенное желание попасть в Царствие Божие и приложить для этого все возможные усилия.

Что можно противопоставить фарисейской праведности? Только любовь

Назревает своевременный вопрос – как же нам стяжать любовь? Узнать это можно у тех, кто опытным путем достиг этой добродетели, наполнился ею и может поделиться знанием о ней – у святых отцов, которые знали Бога не только по книгам, но лично беседовали с Ним, как мы сейчас общаемся друг с другом.

О том, как возгреть в себе любовь, пишет преподобный Амвросий Оптинский: «Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви». Это значит, что любовь, не только к Богу, но и к ближнему, не дается нам сама по себе. Нам нужно первоначально принести плод своего труда, показать наше твердое намерение идти путем Евангельских Заповедей. И Бог, видя наше намерение, обязательно даст нам силу любить Его, Своею совершенной любовью зажжет в нас любовь.

Преподобный Силуан Афонский, стяжавший за свою жизнь высочайшую любовь к Творцу, говорит о том, что ее нужно искать, испрашивать в молитвах, всем своим существом показать нашу потребность в любви, устраняя собственное самолюбие, непрестанно понуждая себя на исполнение заповедей. Обрести любовь к Богу возможно через смиренную деятельную любовь к ближнему – через дела милосердия, сострадания, через искреннюю молитву за обижающих нас, нелицемерную заботу о всяком человеке без пристрастия. Он пишет: «Чтобы познать Господа, не надо иметь ни богатства, ни учености, но надо быть послушливым и воздержным, иметь смиренный дух и любить ближнего, и Господь возлюбит такую душу и Сам явит Себя душе, и будет учить ее любви и смирению, и все полезное даст ей, чтобы обрела она покой в Боге» [5].

Обрести любовь к Богу возможно через смиренную деятельную любовь к ближнему

И если мы в себе заметим такое окаменение, а при внимательном рассмотрении себя этого нельзя не заметить, то обратим все свои силы на то, чтобы найти Бога и воспитать в себе любовь к Нему. Через понуждение себя, жертвенность, отказ от комфортного самолюбия, привычек. Будем молиться Богу о вразумлении и даровании нам, немощным, сил для этого. Не будем страшиться собственных немощей и страстей, но возложим твердое упование на Бога, помня, что невозможное человеку возможно Богу (Лк. 18:27). Аминь.

Андрей Матвеев
Студент 4 курса бакалавриата

Ключевые слова: проповедь, Евангелие, праведность, вера.

Как не потерять благословения? (5)

Статья из цикла «Как быть благословенным. Беседы с пастором».

Беседа 5

Обратимся к другому евангельскому тексту. Евангелие от Марка 10:13: «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли Ему». Здесь первый раз евангелист напрямую наблюдает за учениками Иисуса Христа. Люди, призванные к тому, чтобы собирать вокруг Него народ, призванные привлекать к Иисусу Христу малых и старых, мужчин и женщин, на самом деле теперь препятствовали им приходить к Иисусу. Как так может быть? Неужели они подлинно были Его учениками? Как могут ученики Христа препятствовать тому, чтобы человек мог прийти к Нему? А вот, оказывается, и такое бывает. Оказывается, самые близкие ученики Христа могут препятствовать другим людям прийти к Богу. Может статься, что мы с вами можем воспрепятствовать другим людям прийти ко Христу. Вы не задумывались об этом? Вы не задумывались, что иногда мы становимся преткновением на пути кого-то к Богу. Иногда, вместо того, чтобы привести малых сих ко Христу, мы их не пускаем к Нему. Но Господь еще вернется к этому, Господь еще вернется к этой теме.

«Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне, и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам, кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него».

Вот опять Христос говорит о том, каким образом человек получает что-то. Как человек, возвышающий себя, не получает того, что получает человек, унижающий себя, становящийся как дитя, как вдова, как тот мытарь. Человек, который приходит к Богу ни с чем, уходит со всем. Человек, который приходит к Богу с пустыми руками, уносит благословения. А человек, который приходит к Богу, чтобы показать, как у него много всего, что получает этот человек? Он уже получил награду свою. Он уже похвастался перед Богом, он уже похвастался пред людьми, он принес, показал и унес. И вот пример такого человека:

«И спросил Его некто из начальствующих (очевидно из людей, имеющих авторитет, силу, доверие, деньги, все на свете): Учитель благий, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только Бог. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и мать твою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного не достает тебе».

Бог всегда бросает человеку вызов, Бог всегда требует от человека невозможного. Потому что жизнь с Богом – это постоянное преодоление невозможного, это получение того, что получила вдова – невозможное. Это получение прощение за то, за что мытарь получил прощение – за невозможное. Это принятие Царства Божия как дитя, которое, хоть и несмышлёно, а всё ж мудрее, чем некоторые из учеников Христовых. И Христос бросает вызов этому человеку: «Еще одного не достает тебе, все, что имеешь, продай нищим, и будешь иметь сокровища на небесах, и ходи, следуй за Мной. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат». Потому что у него уже было, что показать. «Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно богатым войти в Царствие Божие; ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольное ухо, нежели богатому войти в Царствие Божие».

Слышавшие эти слова, здравые, расчетливые, казалось бы, люди, не могли удержаться от вопроса: «Кто же может спастись?» Христос отвечает: «Да никто не может спастись, никто!». По крайней мере, они правильно поняли здесь Христа и правильно поставили вопрос: кто вообще может спастись? А Христос говорит: «Никто». Невозможное человеку возможно Богу! Человеку спастись невозможно. Одним коротким словом Христос все перевернул. Невозможно человеку спастись. Но Бог может спасти человека. И здесь не выдерживает, ломается вся наша логика, все наше мышление. Ломается то, к чему мы шли, чего достигали, к чему стремились. Оказывается, спасать может только Бог. Никакой человек не может спастись. Оказывается, все системы ценностей, которые человек выстраивал, трещат по швам в присутствии Божием.

Тогда Петр сказал: «Вот мы, оставили все и последовали за Тобою, что нам будет?» Вот, мол, этот юноша, он такой богатый, и не последовал за Тобой, а мы оставили все. А что там было у этого Петра – лодка и сеть дырявая. Человеку свойственно говорить: вот, мы все посвятили, все оставили? А много ли у нас было всего? Но Петр говорит: «Вот, мы все оставили». Как будто он, как этот юноша богатый, все свое огромное богатство отдал. Ничего у него такого не было. Может быть, поэтому он и оказался со Христом, а то бы и ушел. И как жаль, что юноша не слышал тех слов, которые Иисус Христос сказал дальше. Не дождался. Когда люди играют на бирже, то если бы они знали на один день вперед, куда пойдут цифры, вверх или вниз, как бы люди тогда богатели. Тот, кто каким-либо способом узнает об этом делает большие деньги. Если бы это юноша послушал то, что Христос сказал далее, он бы здорово выиграл, здорово разбогател. Он бы вложил свои капиталы туда, куда надо. А Христос сказал: «Истинно говорю, что нет никого, оставил бы дом свой, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия и не получил бы гораздо более в сие время и в век будущий, жизни вечной». Если бы этот юноша поверил Христу, услышал эти слова, и сделал так, как Христос говорил, тогда до нас дошло бы его имя, тогда он был бы основателем какой-нибудь династии, финансовой или еще какой-то, тогда он приумножил бы свои средства. Но как тяжело человеку расстаться со своим немногим, как тяжело для него доверить что-то, доверить Богу. Христос опять здесь к той же мысли возвращается: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?».

Поделитесь своими мыслями ниже в комментариях.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector