0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О триединственном действии Бога в мире

О триединственном действии Бога в мире

Что написано в Библии о Троице?

Наиболее сложный момент в христианской концепции Троицы состоит в том, что способа должным образом объяснить ее просто не существует. Сама суть Троицы недоступна человеческому пониманию, а тем более, объяснению. Бог возвышается над нами в Своей безграничности, поэтому не следует ожидать, что мы сможем полностью понять Его. Библия учит, что Отец – Бог, Сын – Бог и Святой Дух – Бог. Библия также говорит, что существует только один Бог. И хотя мы можем в некоторой степени осознавать, в чем заключаются взаимоотношения между лицами Троицы, все же полнота этих отношений недоступна человеческому разуму. Тем не менее, это не значит, что доктрина о Троице неверна или не соответствует Библии.

Исследуя этот вопрос, необходимо иметь в виду, что слово «Троица» не используется в Священном Писании. Этот термин употребляется с целью описания триединого Бога – трех сосуществующих, вечных Личностей, являющихся Богом. Это ни в коем случае не означает, что существует три Бога; Троица – единый Бог в трех лицах. Даже если слово «Троица» и не присутствует в Библии, нет оснований избегать его использования, ведь целесообразнее использовать это слово, чем длинную фразу: «три сосуществующие, вечные Личности, являющиеся единым Богом». Если вас смущает этот факт, обратите внимание на следующее: слово «дед» также ни разу не встречается в Библии, хотя мы точно знаем, что в Библии упоминаются дедушки, такие как Авраам, бывший дедом Иакова. Поэтому не стоит слишком сосредотачиваться на самом слове «Троица». Что действительно важно, так это библейская идея, ПРЕДСТАВЛЕННАЯ этим словом. А теперь обратим внимание на тексты из Библии, относящиеся к Троице:

1) Есть один Бог.

Второзаконие 6:4

Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;

1 Коринфянам 8:4

Итак, об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто и что нет иного Бога, кроме Единого.

Галатам 3:20

Но посредник при одном не бывает, а Бог один.

1 Тимофею 2:5

Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,

2) Троица состоит из трех лиц

Бытие 1:1

В начале сотворил Бог небо и землю.

Бытие 1:26

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

Бытие 3:22

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

Бытие 11:7

сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.

Исаия 6:8

И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?

И я сказал: вот я, пошли меня.

Исаия 48:16

Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его.

Исаия 61:1

Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы,

Матфея 3:16, 17

И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

Матфея 28:19

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа,

2 Коринфянам 13:13

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь.

При ознакомлении с ветхозаветными текстами помогает знание древнееврейского языка. В Бытие 1:1 использовано существительное «Элохим» во множественном числе, а в Бытие 1:26; 3:22; 11:7 и Исаия 6:8 используется местоимение «мы». То, что эти слова относятся более чем к двум лицам, несомненно. Дело в том, что если в русском языке существуют только единственное и множественное числа, то в еврейском – единственное, парное и множественное. Парное число относится только к парным предметам, таким как глаза, уши и руки. Слова «Элохим» и «мы» употреблены во множественном числе, то есть они относятся к трем или более лицам (Отец, Сын и Святой Дух).

В книге пророка Исаии 48:16 и 61:1 Сын говорит, ссылаясь на Отца и Святого Духа. Сравните тексты ниже, чтобы убедиться, что это говорил Сын.

Исаия 61:1

Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы,

Луки 4:14–19

И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.

И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное».

В Евангелии от Матфея 3:16-17, где описывается крещение Иисуса, изображен Бог Дух Святой, нисходящий на Бога Сына, в то время как Бог Отец провозглашает Сыну свое благоволение. В Матфея 28:19 и 2 Коринфянам 13:13 также упоминаются три отдельные лица Троицы.

Матфея 28:19

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа,

2 Коринфянам 13:13

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь.

3) Во многих библейских текстах проводится различие между членами Троицы: в Старом Завете «ГОСПОДЬ» отличается от «Господа» (Бытие 19:24). «ГОСПОДЬ» имеет «Сына» (Псалом 2:7, [ink psa-2.12 12]; Притчи 30:2-4). «Дух» отличается от «ГОСПОДА» (Числа 27:18) и от «Бога» (Псалом 50:10-12). Бог Сын отличается от Бога Отца.

Псалтирь 44:6, 7

Остры стрелы Твои, — народы падут пред Тобою, — они — в сердце врагов Царя. Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего.

Евреям 1:8, 9

А о Сыне: «престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих».

В Новом Завете, Иисус просит Отца послать Помощника – Святого Духа.

Иоанна 14:16, 17

И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.

Это указывает на то, что Иисус не считает себя Отцом или Святым Духом. Это относится и ко всем остальным местам в Евангелиях, в которых Иисус обращается к Отцу. Разве Он обращался Сам к Себе? Конечно же, нет. Он разговаривал с другой Личностью Троицы – Отцом.

4) Каждый член Троицы является Богом:

Иоанна 6:27

Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.

Римлянам 1:7

всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

1 Петра 1:2

по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.

Иоанна 1:1

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Иоанна 1:14

И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

Римлянам 9:5

их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки, аминь.

Колоссянам 2:9

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,

Евреям 1:8

А о Сыне: «престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.

1 Иоанна 5:20

Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да позна́ем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.

Святой Дух – Бог

Иоанна 14:16, 17

И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.

Деяния 2:1–4

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

Деяния 5:3, 4

Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.

Римлянам 8:9

Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.

1 Коринфянам 3:16

Разве не знаете, что вы — храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

5) «Субординация» в Троице: Библия свидетельствует, что Святой Дух подчиняется Отцу и Сыну, а Сын подчиняется Отцу. Это внутренняя связь, которая не отрицает божественности каждой Личности Троицы. Это, просто-напросто, сфера, которую наш ограниченный разум не в состоянии понять.

Больше о взаимоотношениях Сына с Отцом читайте: Лука 22:42; Иоанн 5:36; 20:21; 1 Иоанна 4:14.

6) Каждый из членов Троицы исполняет различные функции.

Отец является основным источником и причиной для:

  • вселенной (1 Коринфянам 8:6; Откровение 4:11);
  • божественного откровения (Откровение 1:1);
  • спасения (Иоанн 3:16-17)
  • служения Иисуса на земле (Иоанн 5:17; 14:10).

Все это происходит благодаря Отцу.

Сын является посредником, через которого Отец совершает следующую работу:

  • творение и поддержание вселенной (1 Коринфянам 8:6; Иоанн 1:3; Колоссянам 1:16-17);
  • божественное откровение (Иоанн 1:1; Матфей 11:27; Иоанн 16:12-15; Откровение 1:1)
  • спасение (2 Коринфянам 5:19; Матфей 1:21; Иоанн 4:42).

Отец делает все это через Сына, который действует как Его представитель.

При помощи Святого Духа Отец совершает такую работу:

  • создание и поддержание вселенной (Бытие 1:2; Иов 26:13; Псалом 103:30);
  • божественное откровение (Иоанн 16:12-15; Ефесянам 3:5; 2 Петра 1:21);
  • спасение (Иоанн 3:6; Титу 3:5; 1 Петра 1:2)
  • служение Иисуса (Исаия 61:1; Деяния 10:38).

Таким образом, Отец делает все это при помощи силы Святого Духа.

Всевозможные современные иллюстрации Троицы не передают достаточно точно ее значение. Сравнение с яйцом (или яблоком) не передает сущности этого понятия, поскольку скорлупа, белок и желток являются составными частями яйца, а не самим яйцом. Отец, Сын и Святой Дух – не части Бога, а каждый из Них является Богом. Пример с водой немного лучше иллюстрирует это понятие, но, все-таки, не дает полного отражения Троицы. Жидкость, пар и лед – это формы воды. Отец, Сын и Святой Дух – это не формы Бога, а каждый из Них – Бог. Поэтому, хоть эти наглядные примеры и могут дать нам представление о Троице, эта картина не будет совершенно точной. Безграничного Бога невозможно полностью описать с помощью ограниченных примеров и иллюстраций. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на расшифровке понятии Троицы, лучше обратим внимание на то, как Бог велик и безграничен по сравнению с нами!

Читать еще:  История о двух святых Саввах и Кормящей Богородице

Римлянам 11:33, 34

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его, ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Настоящая Правда о Триединстве Бога

  • 1
  • 2
  • Сообщений: 1017
  • Спасибо получено: 162

Лжеучение о Троице как о триедином Боге

На сегодняшний день эта теория, по нашему мнению, является самой распространённой и самой опасной, ибо её исповедует и проповедует большинство христианских церквей во всём мире.

Данная доктрина (учение) о Троице впервые была сформулирована на Никейском совете в 325 г. от рождества Христа, и дополнена и окончательно утверждена Первым Константинопольским Собором в 381 году нашей эры. Тогда и было провозглашено, что Бог существует и являет Себя в трёх равных между собой личностях – Отец, Сын и Святой Дух.

Всё было бы хорошо, если бы эта теория не противоречила Священному Писанию. Но об этом мы поговорим ниже…

Давайте же рассмотрим, является ли Бог триединым.

II. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ БОГ ТРИЕДИНЫМ?

1. ЕДИНСТВО И УНИКАЛЬНОСТЬ БОГА.
Для того, чтобы правильно понять вопрос о Троице, нам необходимо усвоить одну наиважнейшую истину, касающуюся сущности Господа Бога, — Его единство.

Вот что Библия учит о ЕДИНСТВЕ Бога:
А. Бог един в количественном значении: Слово Божье призывает нас поклоняться не нескольким богам, а ОДНОМУ единственному живому Богу!
Б. Когда в Библии говорится, что Бог един, это означает, что Он является единой и неделимой личностью: Бог – един и неделим.
B. Когда Библия говорит, что Бог един, речь идёт не только о количественном значении, но также об уникальности Бога: Бог уникален и не повторим, ибо на свете нет никого, подобного Ему.

Ветхий Завет о единстве Бога: Исход. 20:2-3 «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». Второзаконие 6:4-6 «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем».
Новый Завет о единстве Бога: Марка 12:28-30 «Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый».

2. БОГ: ТРИ ЛИЧНОСТИ ИЛИ ОДНА?
Сегодня многие заблуждаются, утверждая, что Бог обладает тройственной природой – то есть является триединым: что Бог существует и являет Себя в трёх равных между собой личностях – Отец, Сын и Святой Дух.

Данное определение НЕ является библейским по следующим причинам:
А. Триединство противоречит Библейскому учению о единстве Бога. Библия учит, что Бог един. «Един» – значит, обладает одной личностью, а не тремя. Учение о трёх личностях божества подразумевает трёх богов, а не одного Бога, ибо личность – это отдельная независимая единица сознания.
Господь Бог на протяжении всего ветхозаветного периода пытался «вдолбить» Своему народу, что Он – един, а сегодняшнее христианство исповедует триединого Бога. Не мудрено, что евреи с неприязнью относятся к христианам, называя их язычниками, исповедующими многобожие.

Б. Назвать Бога триединым, значит ограничить безграничного Бога. Тот, кто считает Бога триединым, наверное, никогда не читал Ветхого Завета или забыл о том, что Бог на протяжении всей истории человечества проявлял Себя по-разному в многообразных формах. Причину, по которой Господь являлся людям в различных образах и формах, объясняет сам Бог в Исходе 33:20 «…потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых».

Приведём несколько примеров того, в каких формах и образах Господь открылся человечеству:

* В Эдемском саду Бог ходил «во время прохлады дня», так что Адам мог Его видеть и общаться с Ним (Бытие 3:8);
* Аврааму Бог явился в образе путника (Бытие 18);
* Иакову Бог явился в образе Некто, с кем он боролся (Бытие 32:24-30);
* Моисею Бог явился в образе горящего куста (Исход 3:2);
* Израильскому народу Бог явился на горе Синай в облаке, слава же Господня была «как огонь поядающий» (Исход 24:16-17);
* Более того, на протяжении 40 лет Бог являлся Израильскому народу днём в столпе облачном, а ночью – в столпе огненном (Исход 13:22, Неемия 9:19);
* Господь Бог неоднократно являлся избранным в виде Ангела Господня: Гедеону (Судей 6:11-22), родителям Самсона (Судей 13), пророку Илии (3 Царств 19:7, 4 Царств 1:3),
* Сидраху, Мисаху и Авденаго, которых царь Навуходоносор бросил в огненную печь, Бог явился в подобии «сына Божия» (Даниил 3:49-94). Об этом засвидетельствовал сам царь Навуходоносор в Данииле 3:91-92 «Навуходоносор царь изумился, и поспешно встал, и сказал вельможам своим: не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Они в ответ сказали царю: истинно так, царь! На это он сказал: вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию».

О том, что Господь на протяжении Ветхозаветной истории являл Себя людям в многообразных формах, говорится в Послании Евреям 1:1 «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках…». Это что касается ветхозаветного периода истории человечества.
А как насчёт новозаветного периода? А об этом говорится во втором стихе: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил».
Что же мы видим? Господь Бог, в Ветхом Завете многократно являвшийся людям в многообразных формах, в последнее время – в Новом Завете – явился миру в человеческом образе – в образе Сына Божия.
Читая Новый Завет, мы узнаём, что Господь Бог явился миру не только во плоти – как Иисус Христос (1 Тимофею 3:16), но Духом (Святой Дух). Однако это вовсе не означает, что Господь Бог – Триедин. Беря во внимание многоразличные формы, в которых Господь открывался человеку на протяжении человеческого существования, мы можем сказать, что Господь Бог многообразен. Назвать Его триединым – значит ограничить, лимитировать Бога.

В. Имена Бога свидетельствуют о том, что Он более чем триедин:
Даже сторонники теории триединого Бога не будут отрицать, что Отец, Иисус и Святой Дух – это не единственные имена Бога. Это лишь три имени, с которыми Господь Бог открылся миру в Новозаветный период истории.
Вот лишь некоторые из имён нашего Творца, с которыми Он открылся людям в Ветхом Завете. И каждое из этих имён раскрывает Его сущность и характер: Элохим (Бытие 1:1), Эл Элион – Бог Всевышний (Даниил 4:31), Эл Рои – Бог Всевидящий (Псалом 10:4), Эл Шаддай – Всемогущий Бог (Бытие 17:1), Адонай – Господин, Владыка (Бытии 15:2), Яхве (Иегова) – Сущий (Исход 3:13-15), Иегова Ире – Бог усматривающий (Бытие 22:1-9), Иегова Рафа – Господь Целитель (Второзаконие 32:39), Иегова Нисси – Господь – знамя моё (Исход 17:15), Иегова Шалом – Господь – есть мир (Римлянам 15:33), Эммануил – с нами Бог (Матфея 1:23).

В Новом Завете Бог открывается нам как Отец (Матфея 5:16; 28:19) и Авва (папа) (Марк 14:36; Галатам 4:6), как Сын (Матфея 11:27), Сын Божий (Иоанна 9:35), и Сын Человеческий (Матфея 8:20), Мессия (Иоанна 1:41), Господь (Римлянам 14:8), Слово (Иоанна 1:1), Мудрость (1 Коринфянам 1:30), Жених (Марк 2:19), Пастырь (Иоанна 10:11), Виноградная лоза (Иоанна 15:1), Свет (Иоанна 1:9) и «Я Есмь» (Иоанна 8:12), как Помощник (Иоанна 14:16), Утешитель, Учитель, Дух Истины, Дух Христов и так далее.
Но самое главное имя, с которым Господь Бог открылся человечеству в последнее время – Иисус, которое означает «Спаситель»: Матфея 1:20-21 «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

Таким образом, назвать Бога триединым – значит признать, что у Бога всего три имени…

Давайте же рассмотрим, чем Троица является на самом деле.

III. ЧТО ТАКОЕ ТРОИЦА?

Итак, при помощи Священного Писания мы выяснили, что Бог – един, а не триедин, и что Он проявляет Себя по-разному в зависимости от функции, которую Он выполняет в той или иной ситуации.

Слово «Троица» не встречается в Библии ни разу. И это неслучайно. Троица – это не триединый Бог, а Божий трёхступенчатый план спасения человечества: Бог Отец пришёл на землю в образе человека (Сына Божия), чтобы умереть за наши грехи на кресте. После воскресения и вознесения на небеса, Бог Отец сошёл на землю как Святой Дух, чтобы жить в сердцах тех, кто верой принял Иисуса Христа своим Господом и Спасителем.
Об этом же свидетельствует отрывок из 1-го Послания Тимофею 3:16 «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе».

Однако возникает закономерный вопрос: Если Бог не триедин, то почему в Новом Завете очень часто встречаются выражения, несущие в себе идею тройственности?

Давайте обратимся к этим выражениям:

Матфея 28:19 «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».
2 Коринфянам 13:13 «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами».
1 Иоанна 5:7 «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино».

Каждое из этих высказываний говорит не о триединстве Бога а о грандиозном Божьем плане спасения, который Сам Господь Бог и осуществил, явив Себя миру как Отец, как Сын и как Святой Дух. И это не три личности в составе одного Бога, а один Бог – то есть одна личность, проявившая себя в трёх функциях с целью сделать наше спасение реальностью.

Эту идею можно проиллюстрировать следующими примерами:

1. Человек:
Человек одновременно может быть мужем, отцом, сыном, братом и т.д. И все эти функции выполняет один и тот же человек в зависимости от ситуации: Для родителей он – сын, для жены – муж, для детей – отец, для братьев и сестёр – брат. И хотя каждая из этих функций (или ролей) уникальна и не похожа одна на другую, мы не говорим, что этот человек «триедин» или «четырёх-един». Мы также не считаем, что муж – это одна личность, отец – другая, брат – третья, а сын – четвёртая, потому что в данном случае речь идёт не о нескольких личностях, а о функциях, которые выполняет одна и та же личность.
То же самое справедливо по отношению к Богу. Троица – это не триединый Бог, а три функции, которые осуществляет Бог в рамках плана спасения человечества.

2. Вода:
Как известно, вода может находиться в следующих агрегатных состояниях: ЛЁД (твёрдое состояние), ПАР (газообразное) и ЖИДКОСТЬ. Нельзя сказать, что лёд, пар и вода – это три разные типа воды. Также нельзя сказать, что вода триедина, где все три части (лёд, пар и вода) составляют одну и ту же воду.
Но правильным будет сказать, что лёд, пар и жидкость – это вода, которая проявляет себя по-разному в зависимости от ситуации (температуры окружающей среды).
То же самое справедливо по отношению к Богу. Троица – это не триединый Бог, а три функции, которые осуществляет Бог в рамках плана спасения человечества.

Многие мучаются, пытаясь понять тайну Триединства Бога: каким образом Один Бог может существовать как ТРИ личности. Ответ прост: Бог не существует в трёх личностях. Бог – есть Дух. Он является одной единой и неделимой уникальной личностью, которая проявляла и проявляет Себя во взаимоотношениях с человеком в многообразных формах в зависимости от той или иной ситуации. И примеров этому великое множество, как в Священном Писании, так и в нашей повседневной жизни.

Троица, это не триединый Бог, а трёхступенчатый план спасения человечества, который осуществил и продолжает осуществлять Единый и Неделимый Бог: проявивший себя как Отец, Сын и Святой Дух.

1 Тимофею 1:17 «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь».

Почему Бог — Троица? О триедином действии Бога в мире

Бог есть Троица. Бог и Единица, и Троица. С точки зрения обыденного мышления, такое утверждение может показаться нелогичным, нелепым, а значит неприемлемым. Бог не только выше всякого имени, но и всякого числа…

Если все же умом дерзновенным попытаться ответить на вопрос: можно ли дать объяснение, почему Бог все-таки Бог Троица, а не, скажем, двоица или четверица, то ответ может быть сформулирован таким образом.
Именно троичные отношения совершенны, так как выходят за пределы замкнутости, преодолевают противоположение и не устремляются к неуместной множественности. «Божество выступило из единичности по причине богатства и преступило двойственность, потому что Оно выше материи и формы, и определилось тройственностью по причине совершенства, чтобы не быть скудным и не разлиться до бесконечности, — первое показывало бы несообщительность, второе — беспорядок», — говорит свт. Григорий Богослов.

Читать еще:  Одиночество – бездна души, предназначенная для Бога

Однако эта троичность Ипостасей не есть три Бога: «Мы не ведем счет, переходя от одного до множественности путем добавления, говоря: один, два, три, или первый, второй, третий, ибо «Я первый и Я последний и кроме Меня нет Бога» (Ис. 44:6). Никогда до сегодняшнего дня не говорили «второй Бог», но поклонялись Богу от Бога, исповедуя различие Ипостасей, без разделения природы», — пишет святитель Василий Великий.

Исповедуем различие Ипостасей, без разделения природы…

Если мы можем говорить, что Петр, Иван и Василий обладают одинаковой (человеческой) природой, и при этом образуют три человека, то в отношении Бога мы так сказать не можем. Потому что в отношении трех людей говорим, что человек Петр обладает такой же природой, какой обладает Иван и Василий. А в отношении Лиц Пресвятой Троицы должно говорить, что каждое Лицо обладает той же природой, которой обладает Иные Лица.

Ипостась Отца обладает Той же природой, которой обладает Ипостаси Сына и Святого Духа, и, в свою очередь Ипостаси Сына и Святого Духа обладают Той же природой, которой обладает Отец. И каждое из Божественных Лиц в полной мере обладает Божественной природой, а не так, чтобы одна Божественная Сущность была поделена между Тремя Ипостасями[1].

Таким образом, в отличие от людей, которые хотя и обладают одинаковой природой, однако каждый совершает свое, отдельное от других, действие, все действия Бога есть действия Отца, Сына и Святого Духа: Отец не творит что-то отдельно от Сына и Святого Духа. Действие Бога Троицы есть действие, которое «от Отца исходит, через Сына простирается и совершается Духом Святым»[2].

Можно говорить об особом порядке единого и одновременно троичного действия Божьего в отношении к миру. В.Н. Лосский так разъясняет триединое действие Бога: «Имеющее свое начало в Отце, действие Пресвятой Троицы проявляется в двойной икономии[3] Сына и Духа: Один осуществляет волю Отца, Другой завершает ее в добре и красоте».

Этот порядок действия нельзя рассматривать как унижающий, ставивший в подчинении к Ипостаси Отца, Ипостаси Сына и Святого Духа. «Все, что делает Отец, делает чрез Единородного Сына Своего не как через служебное орудие, но как чрез естественную и ипостасную Силу» — отмечает прп. Иоанн Дамаскин.

Встречающийся в Священном Писании порядок перечисления Лиц Святой Троицы Отец-Сын-Святой Дух (например, «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19) и др.) вызван именно таким вышеобозначенным образом триединого действия Бога в мире.

Архимандрит Сильвестр (Стойчев)
Православная Жизнь

Сотворение мира

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою

Библейское учение о сотворении мира кратко называется Шестоднев. День означает сутки. В 1823 году англиканский священник Джордж Стэнли Фабер (1773–1854) выдвинул теорию «день — эпоха». Это мнение не имеет абсолютно никаких оснований. В еврейском языке для выражения слов неопределенный период времени или эпоха существует понятие олам. Слово йом в древнееврейском языке всегда означает день, сутки, но никогда не период времени. Отказ от буквального понимания дня сильно искажает библейское учение о сотворении мира. Если брать день как эпоху, то как определить вечер и утро? Как к эпохе применить благословение седьмого дня и отдых в нем? Ведь Господь заповедал отдых в седьмой день седмицы — субботу, потому что Сам почил: и благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих (Быт 2, 3). Господь сотворил растения в третий день, а солнце, луну и другие светила — в четвертый. Если принять идею «день — эпоха», получается, что целую эпоху растения произрастали без солнечного света.

Святые отцы понимали день первой главы книги Бытия буквально. Святой Ириней Лионский: «Восстановляя в Себе этот день, Господь пришел на страдание в день накануне субботы — то есть в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, то есть (освобождение) от смерти». Святой Ефрем Сирин: «Никто не должен думать, что шестодневное творение есть иносказание». Святой Василий Великий: «И бысть вечер, и бысть утро, день един. определяет сим меру дня и ночи и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь». Святой Иоанн Дамаскин: «От начала дня до начала другого дня — одни сутки, ибо Писание говорит: и был вечер, и было утро: день один».

Как же тогда происходило чередование дня и ночи до сотворения светил, которые появляются в четвертый день? Святитель Василий Великий пишет: «Тогда не по солнечному движению, но по тому, что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь» (Шестоднев. Беседа 2).

Книга Бытия начинается с описания величественных дел Божьих — создания мира в течение шести дней. Господь сотворил Вселенную с неисчислимыми светилами, землю с ее морями и горами, человека и весь животный и растительный мир. Библейское откровение о сотворении мира возвышается над всеми существующими космогониями других религий, как истина возвышается над любым мифом. Ни одна религия, ни одно философское учение не могли подняться до превосходящей разум идеи о творении из ничего: В начале сотворил Бог небо и землю.

Бог обладает самодостаточностью и абсолютной полнотой. Для Своего бытия Он ничего не требует и ни в чем не нуждается. Единственной причиной сотворения мира явилась совершенная Любовь Бога. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости» [1] .

Первыми были созданы бесплотные духи — Ангелы. Хотя Священное Писание не содержит повествования о сотворении ангельского мира, нет никаких сомнений, что Ангелы по своей природе принадлежат к тварному миру. Это воззрение основано прежде всего на ясном библейском понимании Бога как всемогущего Творца, положившего начало всему существующему. Все имеет начало, только Бог безначален. Некоторые святые отцы видят указание на создание невидимого мира Ангелов в словах сотворил Бог небо (Быт 1, 1). В подтверждение этой мысли святитель Филарет (Дроздов) замечает, что, согласно библейскому повествованию, физическое небо было создано во второй и четвертый день.

Первозданная земля была неустроенна и пуста. Созданная из ничего материя сначала явилась неупорядоченной и покрытой тьмой. Тьма была неизбежным следствием отсутствия света, который не был сотворен как самостоятельная стихия. Далее бытописатель Моисей пишет, что Дух Божий носился над водою (Быт 1, 2). Здесь видится указание на творческое и оживотворяющее участие в творении третьего Лица Святой Троицы — Святого Духа. Предельно краткое и точное определение — всё от Отца через Сына в Духе Святом. Упомянутая в вышеприведенном стихе вода является важнейшей стихией, без которой невозможна жизнь. В святом Евангелии вода является символом животворящего и спасительного учения Иисуса Христа. В жизни Церкви вода имеет особое значение, будучи веществом Таинства крещения.

Первый день творения

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт 1, 3–5).

По Божественному повелению возник свет. Из дальнейших слов: и отделил Бог свет от тьмы мы видим, что Господь не уничтожил тьму, а лишь установил периодическую смену ее со светом для восстановления и сохранения сил человека и всякой твари. Эту премудрость Божию воспевает Псалмопевец: Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! (Пс 103, 20–24). Поэтическим выражением и был вечер, и было утро заканчивается описание творческих дел каждого из шести дней. Само слово день святые понимали буквально.

Свет был создан Божественным словом, обладающим всемогущей творческой силой: ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 9). Святые отцы видят здесь таинственное указание на второе Лицо Святой Троицы — Сына Божия Иисуса Христа, Которого апостол называет Словом и при этом говорит: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1, 3).

При описании первого дня первым поставлен вечер, а потом утро. По этой причине у евреев в библейские времена день начинался с вечера. Этот порядок сохранился в богослужении новозаветной Церкви.

Второй день творения

И создал Бог твердь. и назвал. твердь небом (Быт 1, 7, 8) и поместил небо между водой, которая находилась на земле, и водой над землей.

Во второй день Бог создал физическое небо. Словом твердь передается слово еврейского подлинника, означающее распростертие, ибо древние евреи метафорически сравнивали небосвод с шатром: простираешь небеса, как шатер (Пс 103, 2).

При описании второго дня говорится и о воде, которая находится не только на земле, но и в атмосфере.

Третий день творения

И собрал Бог воды под небом в одно место и открыл сушу. И назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями. И повелел Бог произрастить земле зелень, траву и деревья, приносящие плоды. И покрылась земля растительностью. Господь отделил воду от суши (см.: Быт 1, 9–13).

В третий день были созданы океаны, моря, озера и реки, а также материки и острова. Позже это вызвало восторг у Псалмопевца: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 7–9).

В этот же день Бог сотворил весь растительный мир. Это было принципиально новым: Бог положил начало органической жизни на земле.

Произвести растительный мир Творец повелел земле. Святитель Василий Великий говорит: «Тогдашний глагол и первое сие повеление сделались как бы естественным некоторым законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5).

В книге Бытия говорится, что земля произрастила зелень, траву и деревья, сеющие семя по роду их. Святые отцы этому придавали принципиальное значение, ибо оно указывает на постоянство всего сотворенного Богом: «Что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5). Как видим, третий день был посвящен устроению нашей планеты.

И увидел Бог, что это хорошо (Быт 1, 12). Бытописатель поэтическим языком выражает мысль, что Бог творит премудро и совершенно.

Четвертый день творения

И сказал Бог, чтобы появились светила на тверди небесной, для освящения земли и для отделения дня от ночи. По сотворенным светилам теперь будет вестись отсчет календаря и времени. И появились светила: солнце, луна и звезды (см.: Быт 1, 14–18).

В описании четвертого дня мы видим сотворение светил, их назначение и их отличия. Из текста Библии мы узнаём, что свет был сотворен во второй день до светил, чтобы, по объяснению святителя Василия Великого, неверующие не почитали солнце единственным источником света. Один Бог является Отцом светов (см.: Иак 1, 17).

Создание светил имело три цели: во-первых, освещать землю и все, что на ней; устанавливается различие между светилами дневными (солнце) и ночными (луна и звезды). Во-вторых, отделять день от ночи; различать четыре времени года, упорядочить время с помощью календаря и вести летоисчисление. В-третьих, служить для знамений последних времен; об этом говорится в Новом Завете: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф 24, 29–30).

Пятый день творения

В пятый день Господь сотворил первых живых существ, живущих в воде и летающих в воздухе. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею. Так появились обитатели вод, появились водяные животные, насекомые, рептилии и рыбы, а по воздушному пространству полетели птицы (см.: Быт 1, 20–21).

В начале пятого дня Бог обращает Свое творческое слово к воде (да произведет вода), тогда как в третий день — к земле. Слово вода берется в данном месте в более широком смысле, обозначая не только обычную воду, но и атмосферу, которая у священного писателя также называется водой.

В пятый день Бог создает более высокую по сравнению с растениями форму жизни. По Божьему повелению появились представители водной стихии (рыбы, киты, пресмыкающиеся, амфибии и другие обитатели вод), а также птицы, насекомые и все живущие в воздушном пространстве.

Творец создает первые существа каждого рода («по роду»). Он благословляет им плодиться и размножаться.

Шестой день творения

В шестой день творения Бог создал животных, живущих на земле, и человека, по образу и подобию Своему (см.: Быт 1, 24–31).

Читать еще:  Встреча Ветхого и Нового Заветов – митрополит Антоний о празднике Введения во Храм Пресвятой Богородицы

Описание шестого творческого дня пророк Моисей начинает теми же словами, что и предшествующие дни (третий и пятый): да произведет. Бог повелевает земле создать всех животных земли (душу живую по роду ее). Бог творил все в определенной последовательности возрастающего совершенства.

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (см.: Быт 1, 26-28).

Последним, как венец творения, был создан человек. Он сотворен особым способом. Святые отцы прежде всего отмечают, что творению его предшествовал Божественный совет между всеми Лицами Пресвятой Троицы: сотворим человека. Человек выделен из всего тварного мира и тем, как его творит Господь. Хотя его телесный состав был взят из земли, Господь не повелевает земле произвести человека (как это было с другими тварями), а Сам творит его непосредственно. Псалмопевец говорит, обращаясь к Творцу: Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс 118, 73).

Бог сказал, что не хорошо человеку быть одному.

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2, 21–22).

Господь, конечно, мог сотворить не только одну супружескую чету, но несколько и произвести от них весь человеческий род, но Он хотел, чтобы все люди земли были едины во Адаме. Ведь даже Ева была взята от своего мужа. Апостол Павел говорит: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян 17, 26). И поэтому мы все являемся родственниками.

На заре человеческой истории Бог установил брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной. Он благословил его и скрепил самыми тесными узами: будут одна плоть (Быт 2, 24).

Создав человеческое тело, Бог вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. Самая главная отличительная особенность человека состоит в том, что его душа богоподобна. Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт 1, 26). О том, что такое образ Божий в человеке, мы говорили ранее. Когда Бог сотворил человека, Он привел к нему всех животных и птиц, человек дал им всем имена. Наречение имен было знаком господства человека над всей тварью.

С сотворением человека заканчивается шестидневное творение мира. Бог сотворил мир совершенным. Рука Творца не внесла в него никакого зла. Это учение о первоначальной благости всего творения представляет собой возвышенную богословскую истину.

В конце времен будет восстановлено совершенство мира. По свидетельству тайнозрителя, святого апостола Иоанна Богослова, будет новое небо и новая земля (см.: Откр 21, 1).

Седьмой день

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт 2, 2).

Закончив творение мира, Бог почил от дел Своих. Бытописатель здесь употребляет метафору, ибо Бог не нуждается в отдыхе. Этим указывается тайна истинного покоя, который ожидает людей в вечной жизни. До наступления этого блаженного времени уже в земной жизни мы видим прообраз этого состояния — покой благословенного седьмого дня, который в Ветхом Завете был субботой, а для христиан является днем воскресным.

Триединство Бога

Природа нашего небесного Бога всегда будет оставаться для нас тайной. Человеческому разуму в силу его ограниченности не охватить всего, что связано с Богом. И всё же, будучи ограниченными, мы можем прикоснуться к этой тайне. И прикоснувшись, через это небольшое исследование, мы извлечем драгоценные уроки и увидим, как вечный Бог любит нас и ведет к спасению.

Вот слова, с которых начинается первая глава Священного Писания: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою» (Бытие 1:1-2). Слово «Бог» в этом тексте звучит на еврейском языке как «Элохим». Это существительное множественного числа.

В Библии есть и другие примеры того, как Бог говорит о Себе во множественном числе (и это не есть степень величия).

  • «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Бытие 1:26).
  • «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло» (Бытие 3:22).
  • «И сказал Господь: … сойдем же и смешаем там язык их» (Бытие 11:6-7).

Таким образом, Господь открывает нам, что Бог хоть и Один, но Он в то же время не одна личность! Это трудно понять человеческой логикой. Но кто сказал, что логика человека – надежный путеводитель? Поэтому за разъяснением лучше обратиться к Священному Писанию.

Бог – Сын

1) У Бога есть Сын. Многие знают историю рождения Иисуса Христа на Земле. Но это было лишь воплощением Сына Божьего, Который существовал вечно. В Библии о Христе сказано: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» (Колосянам 1:15-16). Когда мы читаем этот стих, мы видим, что Иисус Христос – это образ Бога невидимого. Если о человеке сказано, что он был только лишь сотворен по образу Божьему, тогда как о Иисусе сказано, что Он есть Сам образ Бога. При чтении словосочетания «рожденный прежде всякой твари» можно подумать, будто Иисус Христос когда-то был рожден Богом Отцом или сотворен Им как первое творение. Но оригинальные рукописи Нового Завета и ранние, и поздние свидетельствуют, что такое толкование будет ошибочным.

«Рожденный прежде всякой твари» буквально переводится как «первенец всякого творения» или «первопричина всякого творения». Слово «первенец» имеет в данном случае оттенок не факта рождения, а факта положения и превосходства. То есть Христос имеет особое уникальное положение пред сотворенными существами во Вселенной. Он не был рожден, но Сам является Творцом, о Котором говорит первая глава книги Бытие. Иисус Христос – Творец всего на земле и небесах: «Всё Им и для Него создано».

2) Эту же мысль подтверждают первые строки Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть… И Слово стало плотию, и обитало с нами» (Иоанна 1:1-3, 14). Иисус Христос – это воплощенное Слово Бога. Обратите внимание, о Христе сказано, что Он был у Бога (или с Богом) и Он же (Слово) был самим Богом. Об этом ясно свидетельствует Священное Писание.

3) Не нуждаются в комментариях относительно Божественности Иисуса Христа и следующие Библейские тексты: «Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Римлянам 9:5) «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тимофею 3:16); «Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам» (Иоанна 8:25).

4) В книге пророка Исаии записаны слова, в которых Господь Бог говорит о Себе как о единственном Боге: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я?» (Исаия 44:6,7). Задавая вопрос «Кто как Я?», Он как бы подчеркивает, что другого подобного Ему не существует. И эти же слова повторяет Иисус Христос в книге Откровение: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откровение 22:12,13). Следовательно, Иисус Христос является в равной мере Личностью Божества, как и Его Отец. Если бы это не было так, тогда все слова Иисуса Христа можно было бы расценить как богохульство.

5) Иисус Христос назван в Писании Единородным Сыном Бога (Иоанна 3:16). Что это означает? Единородный – по-гречески «моногенез» – указывает не на рождение, а на естество, природу, сущность и уникальность. «Монос» в переводе – один, «генез» – гены, род. Таким образом, у Иисуса Христа с Богом Отцом одни и те же «гены», один род, одна и та же сущность. О чем это свидетельствует? Об уникальности Иисуса Христа. Поясним это на примере человеческой семьи. Если взять мужчину, женщину и ребенка и спросить, кто из них является человеком, то всякий ответит, что человеком является каждый из них: и мужчина, и женщина, и ребенок. Все они равны друг другу по своей природе, так как все они люди. Но не у всех одинаковое положение, статус. Ребенок подчиняется взрослым, а из взрослых – жена повинуется мужу. Но это не должно вводить нас в заблуждение. Дело в том, что занимаемый человеком ранг не ставит его на ступень выше или ниже другого по сущности. Ребенок, несмотря на то, что он повинуется родителям, всё же был и остается человеком, таким же, как и его мать или отец. Так и с Иисусом Христом. Несмотря на то, что Иисус Христос назван Сыном Божьим, Он по своей природе Бог равный Отцу. Поэтому Иоанн и говорит о Нем: «Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Иоанна 5:20). Когда же Иисус Христос принял человеческое естество, то этим воплощением Он значительно унизил Себя. Именно это имел ввиду Иисус Христос, когда сказал ученикам: «Мой Отец более Меня» (Иоанна 14:28). Это говорил Он о Своем положении, в котором оказался на земле. Но по своей природе Иисус Христос всегда был и оставался равным Отцу, иначе Иоанн никогда бы не назвал Иисуса Христа Единородным Богу Сыном.

6) «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Филиппийцам 2:6,7). Почему Иисус Христос не почитал за хищение быть равным Богу? Вывод очевиден: Иисус Христос не стремился превознести Себя до равенства Бога Отца, просто потому, что Он был равен Богу Отцу. Термин «образ» – греческое «морфе» – обозначает такое внешнее проявление, которое соответствует сущности (то есть абсолютное подобие). Мы видим, что Иисус Христос – само абсолютное подобие Бога. После уничижения в Себе подобия Божьего, Он «сделался подобным человекам». Итак, Иисус Христос, будучи полностью Богом, стал полностью человеком.

Бог – Святой Дух

Некоторые думают, что Дух Святой – это просто Дух Бога, проявляющийся как через Него Самого, так и через Его Сына. Но, обозревая все, что открыто в Библии о Святом Духе, весьма очевидно, что Святой Дух является Личностью. Любая личность характеризуется тем, что обладает чувствами, разумом и волей, позволяющими принимать самостоятельные решения.

Священное Писание подтверждает, что Дух Святой может:

1. Говорить и руководить: «Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице» (Деяния 8:29).

2. Запрещать: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (Деяния 16:6,7).

3. Учить: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоанна 14:26).

4. Утешать: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоанна 14:16,17).

5. Пророчествовать: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петра 1:21).

6. Давать дары: «Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом» (1 Коринфянам 12:7-9).

Дух Святой имеет:

  1. Волю: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Коринфянам 12:11).
  2. Интеллект: «Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по [воле] Божией» (Римлянам 8:27).
  3. Любовь: «Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу» (Римлянам 15:30).
  4. Чувства: «И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления» (Ефесянам 4:30).

Иисус Христос, давая поручение своим ученикам перед вознесением, сказал: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матфея 28:19). Таким образом, Он подтвердил Божественность Святого Духа и Его равенство двум другим Личностям Божества – Отцу и Сыну.

Поистине природа Божества уникальна. Под словом «Бог» следует понимать Трех Личностей, составляющих небесное правление и действующих в такой совершенной гармонии, единстве и любви, что Они составляют из себя одно целое.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector