0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Одиночество – бездна души, предназначенная для Бога

Содержание

Одиночество – путь к Богу или реализация молитвы сатаны?

Беда или благо?

Когда речь заходит об одиночестве, мы часто вспоминаем слова Библии: Не хорошо человеку быть одному (Быт. 2, 18). На мой взгляд, не стоит понимать их буквально: вот увидел Господь сотворенного Им Адама и, поняв, что ему чего-то недостает, создал для него помощницу Еву. И Адам, и Ева были в первоначальном творческом замысле Бога, существовавшем еще прежде сотворения мира и чего бы то ни было, что потом начало быть (Ин. 1, 2). Мы не можем объяснить, почему это произошло именно так и почему именно двое, он и она, были сотворены. Можно предположить, по нашему человеческому рассуждению, что одному человеку было бы очень тяжело после отпадения от Бога. Кто-то может возразить: ведь именно Ева искусила Адама, а значит, без нее и грехопадения не было бы. Однако очевидно, что одному человеку совершенно необязателен другой, чтобы искуситься. Адам изначально носил в себе возможность падения, поэтому змий нашел бы другой подход к его сердцу. А вот уже после грехопадения выбираться из того состояния, в котором человек оказался, в одиночку, наверное, было бы тяжелее, поэтому Адам и Ева оказались нужны друг другу.

Чувство одиночества — следствие грехопадения, до него человек был способен постоянное присутствие Бога в своей жизни ощущать непосредственным образом, что сейчас нам удается очень-очень редко и в самой минимальной мере. Как только человек расторг единение с Богом, он стал одинок. Поэтому сколько бы вокруг ни было помощников или близких людей, пусть даже по-настоящему любящих, внимательных, заботливых, — все равно пока человек живет на земле, одиночество в какой-то степени будет его уделом. Ведь даже самые близкие и дорогие люди, которые нас понимают и дают нам столь необходимое тепло, не могут постоянно быть рядом, не могут в полной мере избавить нас от ощущения одиночества. Потому что в сердце каждого есть такая глубина, на которую вместе с ним ни один другой человек спуститься не сможет. И это глубина не радости, которую мы все-таки можем с кем-то разделить. Это глубина скорби. Когда мы испытываем скорбь, предельную душевную боль, то оказываемся один на один с бездной собственного страдающего сердца. Но именно там человека встречает Господь, и при этой встрече с Богом, при пребывании с Богом одиночество исчезает.

Можно сказать, что способность человека ощущать себя одиноким является огромным благом — ведь именно это чувство должно привести его к Богу. Блаженный Августин писал: «Бог сотворил нас для Себя, и дотоле мятется сердце мое, доколе оно не успокоится в Боге моем». Бездну человеческого сердца может наполнить только бездна Божества, и только Бог может дать человеку всё, в чем тот испытывает потребность. Так удивительно человек сотворен — он всегда либо будет искать Бога, и в Нем обретать выход из своего одиночества, либо будет от одиночества мучиться и страдать.

Не вопреки замыслу

Библейские слова о том, что нехорошо человеку быть одному, относятся в первую очередь к браку, но тем не менее их можно и нужно понимать шире. То, что человек один и у него никого нет, очень часто означает, что он никого не любит, живет сам в себе и сам для себя. Тот, кто любит людей и умеет дорожить ими, как правило, даже если и один в этой жизни, от одиночества не страдает, потому что перед ним весь мир и он чувствует единство с этим миром, Богом сотворенным. А вот когда человек зациклен на себе самом и не замечает находящихся рядом, он становится действительно болезненно одинок.

Бывает, конечно, и так, что человек по-настоящему внимательно к людям относится, у него много близких и друзей, но он не может найти для себя супруга или супругу и страдает. Такое одиночество трудно назвать благим. Но дело в том, что о каждом человеке, без исключения, у Бога есть некий замысел. И этот замысел появился не одновременно с рождением этого человека в мир, а существовал первоначально еще до сотворения вселенной. В этом и заключается вечность каждого из нас: я не только буду всегда, но я в каком-то смысле и был всегда — присутствовал в намерении Божием. Поэтому мучение человека от отсутствия чего-то или кого-то в его жизни происходит по причине того, что он пытается жить вопреки плану Господа о нем. Есть воля Божия, которая дает нам лучшую из тех возможностей, которую мы могли бы обрести в этой жизни. И если мы чего-то не получаем, то одно из двух: либо у Бога какой-то другой план в отношении нас, либо в нас самих есть что-то, что мешает Богу дать нам желаемое и просимое.

Порой живет человек с четко прописанными самому себе установками: я должен создать семью, родить и вырастить детей, посадить дерево, купить машину, квартиру, достичь того-то и того-то на работе. И никак не может какую-то из этих задач выполнить, и мучается от бесплодных усилий. А другой просто старается во всем, что дал ему Господь и на что его деятельность распространяется, в максимальной степени раскрыться. И всё происходит само: и спутник жизни встречается, и с работой всё получается, и с прочим устраивается. Просто когда мы на чем-то одном зацикливаемся, даже на нужном и важном, и начинаем этого от жизни, от Бога во что бы то ни стало требовать, то не получаем. Нужно уметь принимать те дары, которые Господь нам дает, быть за них благодарными, и Он нам даст гораздо больше — возможно, в том числе, и столь нами желаемое. А в том, что человек безапелляционно хочет чего-то такого, что Господь пока не считает для него полезным, заключается суть неверности Богу.

Как же прийти к ощущению одиночества как блага, а не муки? Путь к этому один, обозначенный апостолом Павлом: любящему Бога всё содействует ко благу (Рим. 8, 28). Одни и те же вещи могут человека и созидать, и разрушать в зависимости от его способности или неспособности видеть в происходящем с ним руку Божию, дар Божий.

Одиноки, но едины

То, что сегодня многие люди фатально одиноки тем болезненным и не благим одиночеством, от которого сходят с ума, кончают жизнь самоубийством и погибают, — это не иллюзия. Мир стареет и так или иначе приближается к своему концу — близкому или не очень, — и естественно, что это движение наполнено всеми теми процессами, о которых Господь предупреждает в Евангелии: и умалением веры, и оскудением любви. Наше время характеризуется не просто расцветом самолюбия, а прямо-таки болезненной влюбленностью людей в самих себя. А чем больше любит человек себя, тем более он одинок. Нежелание никого вокруг замечать — реализация в жизни человека молитвы сатаны, можно сказать и так. Мы помним так называемую первосвященническую молитву Христа Спасителя, в которой Он говорит: Отче (…) да будут все едино (Ин. 17, 21). Воля Божия заключается в том, чтобы сотворенные Им люди, по естеству одинокие, были тем не менее едиными в любви, в своей вере в Него и составляли единое целое — Церковь. Но мы знаем, что сатана просил власти сеять этих людей, созданных для единства, как пшеницу (см.: Лк. 22, 31), то есть рассеивать нас в разные стороны, чтобы мы не пребывали друг с другом в Христовой любви. Поэтому тот, кто сам себя от единства отторгает, исполняет как раз это прошение и, безусловно, впадает в очень злое, гибельное состояние.

Почему та молитва, которую Господь дает нам, начинается со слов «Отче наш»? Множество толкователей обращали на это внимание — именно «наш». Не «мой» только лишь — нет, наш. Мы — семья. Только через это понимание, это ощущение человек встает на путь спасения, а пока «мой», «моё», «мне», «меня», он остается вне спасительного пути.

Фото из открытых Интернет-источников

Мысли об Одиночестве

Под впечатлением статьи блогера Галины Агаповой «Одиночество – бездна души, предназначенная для Бога» https://cont.ws/@id44562772/71. решил и я поделиться своими мыслями об одиночестве.

Было время, когда не было Времени. И Пространства не было. Не было ни-че-го, а если кто и что было, то это могли быть только Бог и его Слово. Огляделся Бог и ощутил вокруг себя пустоту и кромешную темень. Неуютно почувствовал Бог себя, оказавшийся в одиночестве. Но Слово сказало своё слово, и этим словом было Бог. Обрадовался Господь, что Он не так уж и одинок, если с ним есть Слово. «Благодарю тебя, Слово, на добром слове!» И от этих слов Бога кромешная тьма стала не такой уж непроницаемой. И от Слова забрезжил свет.

И тогда решил Бог создать для себя мир, полный чудес, чтобы рассеять своё Одиночество, как темноту вокруг себя. И тогда сказал Бог. далее известно всё по Библии.

Одиночество всего живого начинается с первой клетки. Когда она разделилось надвое, стало два Одиночества. Так был запущен процесс создания Одиночеств.

Оплодотворённая яйцеклетка в утробе матери стала живой и вместе с тем одинокой. Она стала делиться и окружать себя подобными, что бы не так чувствовалось своё Одиночество. Но и ребёнок в материнской утробе всё равно одинок, хоть и чувствует биение сердца матери.
(См. картинки и видео в https://cont.ws/@vita1chuk/720172 )

Близнецам гораздо лучше скрашивать своё Одиночество. Похвастаюсь у меня есть внуки королевские близнецы — мальчик и девочка.

Но всё равно человек приговорён быть одиноким от рождения до смерти с разной степенью ощущения своего одиночества. Бывают такие моменты, когда одиночество становится невыносимым и человеку легче погибнуть, чем продолжать нести своё одиночество.

Больше всего одиночество ощущается при перенесении ужасных болей и душевных страданий, а также на смертном одре. Ощущение того, что никто не может тебе помочь, что ты оставишь один этот мир и создаёт ощущение полного Одиночества. Только горячая вера в то, что совершается неизбежный для всех переход в параллельный или иной мир, к котором дорогие тебе люди и животные снова встретятся, могут утешить обречённого на смерть.

Но и в одиночестве планируемом есть свои выгоды. Чтобы сотворить что-либо путное, человеку необходимо отрешиться от окружающей его суеты, углубиться в себя, остаться наедине. Психологически временно-дозируемое Одиночество полезно и необходимо живому существу и человеку.

Землянин при жизни не может прийти в Богу, зато Бог может сам прийти к человеку, чтобы избавить его от Одиночества. Так мирянам кажется, что монах совсем одинок и в этом сильно ошибаются. С монахом всегда находится Бог и монах-отшельник не чувствует себя одиноким вовсе в отличие от простых мирян. Такому просветлённому монаху можно только позавидовать.

Отец Филарет Карульский

В шутку можно сказать, что если сам себя потеряешь, то столкнёшься с таким одиночеством, что и поговорить не с кем.

Александр Градский — Как молоды мы были

Да, мы все неумолимо одиноки, нас ветер Времени гонит, как перекати-поле по жизненному пространству. Смотрю на падающий жёлтый осенний листок — это ещё одна умершая жизнь человека. А оставшиеся на ветвях листья видят это и ждут своего часа, когда порыв ветра смерти и их оторвёт от ветвей и закружит в паденьи в последнем смертельном танце перед уходом в вечность. Разве у людей не так?

Ничто так не отгоняет Одиночество, как присутствие женщины рядом с мужчиной

Леонид Серебренников и Лариса Долина — Дуэт Эмиля и Эмилии (Ах, сударыня. )

Вот сегодня я жив и пишу эти строки, а кто мне скажет, доживу ли до утра, чтобы снова в пятом часу сесть за комп и ответить комментом на очередную миниатюру Одинокого Пилигрима из Израиля? А некоторые уверены. что я оголтелый антисемит и неисправимый атеист. Ни в чём нельзя быть уверенным в этой жизни, даже в существовании собственного Одиночества. Вот сейчас поставлю последнюю точку и отправлю в Инет эту запись и на какое-то время забуду о своём Одиночестве и почувствую себя счастливым.

Читать еще:  Митрополит Иоанникий: Откроем Богу сердца, а не мобильные телефоны

Православная Жизнь

Православие.Ru

Что такое одиночество? Наверное, это когда мы не пускаем никого в свою душу. А может быть, оно приходит тогда, когда мы остро чувствуем, что наша душа никому не нужна. Иногда оба варианта соединяются.

А может, это просто осознание человеком своего бытия? Я есть, и по-настоящему, опытно, я знаю только то, что я есть. Поэтому я в принципе, экзистенциально один. Возможно, так бы ответили Сартр или Камю. Но в таком ответе не хватает чего-то. А лучше сказать, Кого-то.

Продолжаем искать ответ.

Одиночество – это страдание. Действительно, в одиночестве ты всегда остаешься один на один со своей болью. И, наверное, большая часть человечества поставит знак равенства между одиночеством и страданием.

Однако в истории всегда были люди, которые сами искали одиночества. Таковых много из писателей, художников, музыкантов. Они бегут от мира для того, чтобы впоследствии отдать ему плоды своего уединения. Гениальная музыка, которой мы восхищаемся. Картины, собирающие вокруг себя миллионы людей. Книги, поражающие глубиной мышления. Все это рождено творческим одиночеством – и оно всегда сопровождается внутренним страданием художника.

Гении – это люди, которые ищут одиночества и вместе с тем мучаются им. Все остальные тоже страдают от одиночества, но убегают от него.

Человеческая душа естественно желает открыть себя кому-то, делиться самой собою и питаться от другой души. Но в то же время, подпуская человека очень близко к себе, мы чувствуем неудобство из-за вторжения в святая святых нашего сердца и неминуемую горечь непонимания.

Эту ситуацию описал Шопенгауэр в знаменитой «дилемме дикобразов». Когда дикобразам бывает холодно, они прижимаются друг к дружке, чтоб согреться. Почувствовав боль от уколов игл, животные разбегаются, но вскоре замерзают и вновь сближаются, постепенно находя приемлемое расстояние. Так внутренние пустота и холод толкают людей друг к другу, но, получив взаимные раны, они расходятся – для того, чтобы вновь сойтись, когда одиночество сделается невыносимым. Светская вежливость и общепринятая культура поведения есть не что иное, как безопасное расстояние между нашими одиночествами.

Вообще, у Шопенгауэра есть просто сокрушительные афоризмы на эту тему, насколько точные, настолько и горькие. Например: «Общительность людей основана не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством». Или: «Каждый человек может быть самим собою только пока он одинок».

Вместе с развитием мегаполисов широко распространился странный феномен одиночества в больших городах. Оказывается, чем больше толпа, суетящаяся рядом с тобой, тем острее может быть лезвие одиночества, режущее сердце. Почему? Потому что ты понимаешь, что они живут своей, а не твоей жизнью. Огромное множество «не тебя», которым до твоей персоны нет никакого дела, растравляют душу пропорционально их количеству. Чем больше вокруг «не тебя», тем более одиноким ты себя чувствуешь.

Если в этой безликой толпе есть кто-нибудь, думающий о тебе и ждущий встречи с тобой, тогда чувство брошенности и ненужности как будто уходит. Но чужая любовь – как наркотик. Чем больше употребляешь, тем больше зависим. А с другой стороны, привыкаешь и уже менее ценишь. По-настоящему победа над депрессией одиночества приходит тогда, когда учишься любить других и отдавать им себя. Так было, есть и будет. Любой психолог расскажет десятки историй о том, как их пациенты побеждали внутренний кризис через служение другим. И действительно, нас не спросят на том свете, как здесь любили нас. Спросят, любили ли мы.

Для того, кто склонен к размышлению и любит учиться, одиночество может стать школой самопознания и богопознания. Если человек уединяется, сводит сообщение с миром до минимума, его ждут три возможных варианта развития ситуации. Либо он не выдерживает и прерывает свой покой, либо сходит с ума, либо в его душе начинается напряженная внутренняя работа.

Вспоминается замечательный рассказ Чехова «Пари». Состоятельный банкир и бедный молодой юрист поспорили: если юрист просидит в одиночной камере пятнадцать лет, получит от банкира два миллиона рублей. Поселившись во флигеле в саду банкира, молодой человек прошел несколько этапов развития. Первый год он скучал, читал романы и детективы, играл на рояле. Во второй год музыка умолкла, и отшельник потребовал тома классиков. В пятый год узник попросил вина, вновь зазвучал рояль. Книги в этот период не читались. В шестой год юрист начал скрупулезно изучать иностранные языки, философию и историю. После десятого года мудрец проводил дни и ночи за чтением одного только Евангелия. Затем были вытребованы книги по истории религий и богословию. В последние два года уединения затворник читал все без разбора. За пять часов до окончания пятнадцатилетнего срока он ушел из флигеля, нарушив тем самым пари. В оставленной им записке было сказано, что в миллионах он уже не нуждается. Годы одиночества, проведенные в самообразовании и самопознании, привели к Богу и разрешили вопрос о смысле бытия.

А вот уже случай не из литературы, а из жизни очень известного человека – последнего атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского. После упразднения Сечи 85-летний казак был отправлен в тюрьму Соловецкого монастыря, где 25 лет провел в тесной одиночной камере. На улицу его выпускали три раза в год: на Рождество, Пасху и Преображение. После помилования 110-летний Калнышевский отказался возвращаться на Украину и остался в монастыре. На Соловках он прожил еще почти три года, проводя большую часть времени в молитве. Ныне прославлен как местночтимый святой Запорожской епархии.

«Личность зреет в одиночестве, в холодной пустоте, в которой человеку ясно: и рождаться, и умирать ему приходится одному. В этой пустоте человек начинает молиться. И тогда пустота наполняется Богом, прошлая жизнь осмысливается, вечность становится очевидной» [1] , – пишет современный проповедник.

Одиночество показывает нам, кто мы есть, и дает возможность наполнить зияющую пустоту человеческой души. Будет ли она наполнена Богом, или трескотней телевизора, или бегством от самого себя в лабиринты соцсетей — мы решаем сами. Но в истории есть примеры, которые могут помочь нам совершить более правильный выбор.

Есть еще особое одиночество – монашество. Одиночество и монашество в некотором роде однокоренные слова. Монашество – от греческого слова «монос», что значит «один». Такой род добровольного одиночества определяется еще словами: и Бог. Монашество – это я и Бог. А лучше сказать: Бог и я. Если монашество таково, то оно становится подлинным и единственным оправданием одиночества. Однако, что мирянину толковать о монашестве? Оно как прекрасный, но закрытый ларец с сокровищем. Любоваться можно. Ощутить и понять нельзя, оставаясь в миру.

Впрочем, святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о «монахах во фраках», то есть о мирянах, ведущих настоящую евангельскую жизнь, знающих об умной молитве и других подвигах не только из книг, но из личного опыта. И у святителя Феофана Затворника можно найти подобные мысли. Сам святитель посылал из затвора письма к некоему помещику-мирянину с просьбой совета в молитвенном делании. Впоследствии замечательный проповедник и писатель протоиерей Валентин Свенцицкий развил тему «монахов во фраках» в свою идею «монастыря в миру». Так что одиночество, наполненное Богом – это идеал, достижимый и вне стен монашеской обители. Только тогда, наверное, лучше употреблять слово «уединение». Когда Господь приходит к человеку, тот уже не одинок.

Мы никогда не сможем полностью избежать одиночества, но способны встретить внутри него Бога и выйти из скорлупы отчуждения навстречу людям. И скорее всего, другого выхода из проблемы нет.

Хочешь освобождения от многолетней пытки одиночества? Стань незаменимым хотя бы для одного человека в мире. Послужи тому, кто нуждается в помощи. Пойми, что счастье – это быть полезным.

Больница, тюрьма, дом престарелых, детский приют – вот места, которые помогают превратиться из философов в делателей. В этих стенах само качество нашего одиночества меняется. Во всяком случае, уныние и депрессия гарантированно потеснятся, потому что на них просто не найдется времени.

Одиночество неизбежно. Оно – постоянный спутник любого индивидуума на всех путях его бытия. Это чувство попущено Богом и нормально для отпавшего от Творца грешника. Отколовшаяся от лозы ветвь всегда будет ощущать свою недостаточность и потерянность. Счастлив ли человек в земном отношении или глубоко несчастлив, он до конца дней сохранит естественное, онтологическое переживание одиночества как личной уникальности и личной боли – то самое «я есть». Нам всегда дает о себе знать бездна нашей души, предназначенная для бесконечного Бога. Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих… (Пс. 41, 8).

Одиночество необходимо. Оно дарит самопознание и обнажает вековую боль согрешившего Адама, который и доныне прячется от Господа в кустах своего одиночества. Из-под этих ветвей нужно выходить навстречу Творцу и Его творению. Да, идти по данному пути может быть еще больней, чем сидеть в Адамовых кустах. Но только на этой дороге бездна нашей души найдет Того Единственного, Кто способен ее наполнить, и встретит тех, кто носит такие же глубины внутри. «Воззови к Творцу из пропасти своего сердца, и Он наполнит твою ограниченную бесконечность», – так говорит нам одиночество.

Для этой встречи и звучит в нас неумолкаемый голос одиночества, и для нее мы с вами живем на земле.

Одиночество – бездна души, предназначенная для Бога

3 6897 21 Сентября 2021 в 22:53 Автор публикации: Ксения Войтковская, врач

Одиночество – такое разное. Иногда оно просто необходимо, как глоток воздуха. А иногда оно тяжелое, засасывающее тебя в трясину опустошения и депрессии.

Когда одиночество настигает даже среди людей, даже в кругу семьи или наедине с любимым, то чувствуешь себя беспощадно и бесповоротно одиноким. Пытаешься вырваться из этого плена одиночества, но не можешь.

Как избавиться от чувства одиночества и впустить людей в свою жизнь? Раскрывает тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Неизбывная боль одинокого сердца

Системно-векторная психология объясняет, что чувство одиночества чаще других свойственно переживать людям с особым складом психики – людям со зрительным и/или звуковым вектором.

Человек со зрительным вектором – это, вообще-то, экстраверт, который получает огромное удовольствие от общения с другими людьми. Зрительники очень эмоциональные, открытые, искренние, всегда найдут тему для разговора. Способны эмоционально очень тонко понимать собеседника и лучше других создавать эмоциональные связи с людьми. К одиночеству они не стремятся и даже боятся его, могут даже соглашаться на неподходящие отношения, лишь бы не оставаться одним. Однако и у них бывают ситуации, которые серьезно мешают общению и буквально выталкивают их в одиночество.

Одна из причин – разрыв сильной эмоциональной связи. Разрыв отношений, развод, расставание с любимым человеком, даже смерть любимого питомца приносят таким людям невыносимую боль утраты. Это может приводить к эмоциональному замыканию на объекте любви, отказу испытывать чувства. И эта эмоциональная холодность, как анестезия сердца, становится защитой от боли. Они начинают сторониться людей и избегать близких отношений, чтобы снова не пережить утрату.

Зрительный человек оказывается в плену одиночества. Это обедняет его эмоциональные переживания, как следствие он начинает испытывать различные страхи, вплоть до фобий и панических атак. Эти состояния свойственны именно зрительным людям.

Еще одна причина, провоцирующая одиночество зрительных людей – это социофобия. Зрительные люди, страдающие социофобией, начинают избегать общения. Хотя самым лучшим способом избавиться от любых страхов как раз и является общение с другими людьми, создание эмоциональных связей. Тогда страх за себя уходит, превращаясь в сопереживание и заботу о близком человеке.

Одиночество — это чувство, а не состояние

Исследователи различают разные виды одиночества. Во-первых, это состояние, которое иногда может быть безвредным или даже приятным. Во-вторых, это ощущение, что вы одиноки и не на кого полагаться. Вы можете чувствовать себя одиноким, даже когда находитесь среди людей, если у вас нет возможности поделиться своими чувствами.

Например, один человек рассказал, что постоянно испытывает чувство одиночество в свои шестьдесят три года. Удивительно, что при этом он женат, ведет активную социальную жизнь, но в его душе все равно царит пустота.

Он рассказывает, что его дом часто бывает полон людей, но он бы променял их всех на человека, с которым можно поговорить о своих чувствах. Он чувствовал себя изолированным, будто не мог ни с кем связаться.

Семена из магазинного болгарского перца: вырастит ли и каким будет урожай

Американцы объяснили, почему наша Niva является «бессмертной»

Читать еще:  Богослужебная утварь и книги переданы еще нескольким малоимущим приходам Черкасской епархии УПЦ

Цельновирионная вакцина «КовиВак» зарегистрирована в России

Одиночество как попытка убежать от мира

Человек со звуковым вектором от природы одарен могучим абстрактным интеллектом и самым большим объемом векторального желания. Звуковики в мыслях устремляются в бесконечность. Эта тяга познать и выразить бесконечность смыслов толкает их изучать математику и физику, писать гениальную музыку и исследовать самые темные закоулки человеческой души. Люди со звуковым вектором создают философию и религию, становятся писателями и поэтами. Во всем этом они неосознанно пытаются раскрыть общий закон мироустройства.

С детства понимая свою одаренность, непохожесть на других, они зачастую оказываются в заложниках у своего эгоцентризма – внутренне считают себя выше других и ограничивают контакт с окружающими. Выделяясь глубиной интеллекта, они зачастую одиноки. Им кажется, что с людьми вокруг просто не о чем говорить. Простые житейские разговоры вызывают у них скуку. А найти такого же умного собеседника бывает непросто, поэтому звуковик стремится к одиночеству и ведет диалог с самим собой.

Кроме того, он с трудом переносит громкие и неприятные звуки, потому что у него очень чувствительное ухо. Еще одна причина избегать живого общения.

Одиночество, которое выбирает для себя звуковик, когда его «все достали», на самом деле попытка уйти от мира и от своих нерешенных проблем. Но одиночество не приносит желанного облегчения. Наоборот, когда звуковик сосредотачивается на своих внутренних состояниях, он переживает ощущение пустоты и бессмысленности.

Столь желанное одиночество становится источником сильного страдания. Все более отдаляясь от людей, он все больше фокусирует свои мысли на самом себе и постепенно теряет связь с окружающим миром. В этом состоянии его и настигает депрессия. Нарастает ненависть к окружающим, ощущение, что ему все только мешают.

Ведь недюжинный интеллект и способность к сосредоточению даны звуковикам не для того, чтобы они сидели в одиночестве, занимались самокопанием и страдали, а для решения конкретных задач, полезных обществу, а это требует общения с другими людьми.

Страх одиночества

Всех нас переполняют тревоги. Как бы хорошо мы ни устроились в этой жизни, это не дает гарантии умиротворения. За внешними успехами и достижениями, обычно, скрываются провалы и поражения внутренние. Изучение и решение душевных проблем у нас не в чести, поскольку гораздо более важными считаются свершения социальные — творческие, профессиональные, политические. Сфера психического остается за кадром или, как минимум, отступает далеко на задний план.

Неизбежным следствием такого положения дел становится постоянное внутреннее напряжение — недовольство собой, своей жизнью, своими поступками или их отсутствием. Множество вопросов, оставленных без ответа. Огромное количество проблем, решение которых так не хочется брать на себя. Боль потерь и упущенных возможностей, отсутствие смысла и понимания своего пути в жизни. Все это вместе создает внутри свой персональный ад.

Этот запутанный клубок проблем и вопросов постоянно напоминает о себе. Стоит оказаться в тишине, и все демоны собственной души выползают на поверхность. От них какое-то время можно отмахиваться — внутренняя толстокожесть позволяет выдерживать небольшие дозы одиночества. Но стоит перейти болевой порог или снять защиту и даже самый уверенный в своей самостоятельности человек разрыдается горючими слезами.

Поэтому мы так боимся уединения. Нам постоянно нужны внешние раздражители, чтобы отвлекать внимание от внутренних переживаний. Если телевизор включить достаточно громко, он сможет заглушить голоса души. И тот же самый эффект дают дружеские попойки, праздники, культурные мероприятия, работа и все прочее, чем мы так любим занимать свое время.

Одиночество как результат неспособности простить

Также нужно отметить и такую распространенную проблему, как обидчивость. Обида на конкретного человека или даже на весь мир в целом не дает человеку полноценно общаться с этим миром и получать полное удовольствие от жизни. Обидчивость – это особенность людей с анальным вектором. Ощущая мир как несправедливый по отношению к ним, такие люди сложнее идут на контакт с другими и могут страдать от одиночества и непонимания. Исключительно подробно об этой проблеме Юрий Бурлан рассказывает на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология»

, помогая восстановить утраченное равновесие.

Почему это плохо?

Одиночество наносит значительный ущерб не только вашей душе, но и телу. Чувство изоляции, а также тот факт, что у вас нет никого, с кем можно разделить радости и печали, представляет собой формы стресса.

Депрессия и беспокойство часто сопровождают людей, которые постоянно испытывают чувство одиночества. Одинокие люди склонны воспринимать социальные взаимодействия как более негативные.

Исследования доказали, что одинокие люди имеют более высокий уровень кортизола, гормона стресса. Это постоянное пребывание в состоянии стресса вызывает преждевременный «износ» организма. Оказывается, одиночество не такое уж безобидное состояние.

Советы специалистов

Психологи считают, что каждый человек должен уединяться хотя бы на один час в день. Это позволит привести мысли в порядок. Если женщине хочется побыть одной, то нужно правильно донести информацию партнеру. Обосновать эту необходимость фактами, допустим, устала от работы, достали коллеги, дети дома целый день не давали покоя. Мужчине важно дать понять, что отдыхать вы будете не от него, а на благо всей семьи. А также не стоит сходить с ума, если ваш возлюбленный заявляет о необходимости уединения. Дайте возможность побыть одному. Не допрашивайте, любит ли он вас и т. п. Просто отнеситесь с пониманием. Ведь он такой же человек, как и вы. Для гармонии в отношениях важно сохранять душевное спокойствие. Будьте счастливы в любой жизненной ситуации!

Травма

Если можно было бы составить рейтинг причин, по которым человек делает выбор в пользу одиночества, то на первое я поставил бы жестокие жизненные уроки и тяжкие травмы. За которыми неизменно приходят боль, страх и разочарование, подчас парализующее всякую способность меняться и действовать. Человек может казаться «принципиальным холостяком» и отшельником, но, скорее всего, и он был когда-то влюблен. Порой случается так, что первый опыт искренней, доверчивой любви натыкается на прагматичность, жестокость и предательство. Чем раньше произошло такое, тем сложнее изжить травму. Потому что человек юный и открытый еще слишком верит всему, слишком склонен создавать иллюзии, слишком сильна у него потребность в чувствах и слишком плохо он при этом знает мир. Подобный опыт необязательно связан с влюбленностью. Это может быть любого рода эмоциональная травма, нанесенная родителями. Скажем, мать нелестно и грубо отозвалась о каком-то важном, эмоционально значимом для ребенка человеке или событии. Порой такую же травму может нанести крик родителя, попытка ударить. Все зависит от тонкости восприятия ребенка, к которой желательно присматриваться с раннего детства.

Происшедшее кажется маленькому, юному человеку непреодолимым, невозможным для осознания и дальнейшего движения. Осознания и проживания травмы порой не происходит, происходит просто ее вытеснение. Что и плохо и хорошо. С одной стороны, вытесненная травма не будет больше создавать человеку невыносимых мучений, вытеснение — своего рода естественный защитный механизм. С другой — структура вытеснения такова, что этот механизм психики начисто исключает дальнейшее развитие человека в данной области. При вытеснении люди часто даже не помнят, что с ними произошло. Если парень любил девушку, а она его унизила, в его памяти может остаться лишь след о какой-то «неприятной истории» и сухой остаток вывода о том, что «с ними вообще лучше не связываться». Если ребенок открывался матери, а она могла нагрубить в ответ — в памяти останется что-то вроде таблички с надписью «к людям лучше не подходить близко». Убежденность такого рода граничит с фобиями, которые тоже часто имеют механизм вытеснения в своей основе.

Надо очень хорошо понимать, что пытаясь вывести человека из подобного ступора, придется заставить его проживать травму еще раз. Это неизбежно при использовании любой психологической методики. И потому, если нет уверенности, что человек в достаточной степени повзрослел, что его психика окрепла — не стоит упорно подталкивать его к этому шагу.

Когда люди чувствуют в себе способность что-то изменить и прожить травму еще раз (а поскольку подсознание все знает, оно может тем или иным способом дать понять сознанию о готовности пережить этот опыт) — люди находят в себе силы обратиться к специалисту. И если они сами, следуя подспудному сигналу подсознания, выбирают меняться — работа психолога, как правило, заканчивается успешно. Если же их тащат к специалисту «за шиворот», то в большинстве случаев доверие психологу не формируется, работа не клеится, подсознание продолжает сопротивляться, и проблема не решается. Особенно неудачный вариант в таких случаях — пытаться «прорвать оболочку» кустарными методами. То есть просто давить на человека, подталкивая его к самораскрытию и общению. Протест это может вызвать очень жесткий, и в таком случае велика вероятность того, что травму уже получит тот, кто «лезет в душу». Потому что травмированный человек постарается защитить себя всеми силами от непрошенного вторжения.

В социальной жизни далеко не всегда такие люди не имеют успеха. Они могут быть порой так хорошо сосредоточены на работе, что нередко добиваются многого. Другое дело, что с ними сложно установить близкие, приятельские отношения. Но это и не всегда нужно.

Равно как и самому человеку, понимающему, что в нем есть серьезное препятствие самораскрытию, не всегда надо пытаться исправить себя. Скорее, в первую очередь — научится уважать свою структуру личности. И дать понять окружающим, что при соблюдении границ он может быть серьезной опорой в работе. Уважение к себе и своим травмам — основа того, что проблема рано или поздно будет решена.

Духовное одиночество: что делать, если вас не понимают

Ощущение одиночества в большинстве случаев является, увы, неотъемлемой частью процесса духовного пробуждения. Да, этот процесс позволяет добиться сближения с нашей внутренней сущностью и обрести смысл жизни, но он же приводит к тому, что мы начинаем чувствовать себя не на своем месте в современном, в котором правят бал материализм, потребительство и негатив.

Так что если вы прямо сейчас проходите через процесс пробуждения (а может, уже его завершили), то вы определенно знаете, что это такое — чувствовать себя одиноким и непонятым.

Так как же нам поддерживать чувство общности с другими людьми, если мы чувствуем, что эмоционально отделены от всех, кто нас окружает?

Вот несколько полезных советов, которые помогут вам справиться с этим состоянием:

1. Реальность — это не более чем производная нашего сознания. Это не более, чем сон.

Да-да, вы дремлете прямо сейчас. О, не в том смысле, что ваше физическое тело спит, а разум видит сны, но в том, что после вашей смерти вы проснетесь в новом измерении. И лишь после этого вы осознаете в полной мере тот факт, что вся ваша прошлая жизнь и то, что ее сопровождало, было всего лишь пьесой мирового масштаба, сыгранной Вселенной для вашей души, чтобы она могла стать сильнее и мудрее.

Попробуйте отступить назад на шаг-другой, и взглянуть на вашу жизнь и окружающую реальность слегка со стороны — это поможет справиться с духовным одиночеством, напомнив о том, что вся наша жизнь — это проявление нашего сознания.

А поэтому… не принимайте то, что с вами происходит, слишком близко к сердцу! Это сон, это всего лишь сон. А поэтому научитесь у него всему, что нужно, и наслаждайтесь калейдоскопом ярких красок, который окружает вас каждую секунду этого сна. Но не позволяйте тому, что происходит в нем, остановить вас на пути к истинной цели.

2. Старайтесь всегда руководствоваться любовью, а не страхом.

Не позволяйте мыслям вроде «Я всегда буду одинок», или «Мне никогда не найти друзей», или, скажем, «Меня никто и никогда не примет таким, какой я есть» контролировать ваш разум. Когда мы принимаем решения, руководствуясь страхом, то лишь отталкиваем от себя то, чего мы хотим, и что нам действительно нужно.

К примеру, если мы боимся остаться одни и начинаем руководствоваться этим страхом, то тем самым лишь наполняем свою жизнь еще большим одиночеством. Почему? Да потому что мы не можем привлечь кого бы то ни было энергией страха и жалости к себе — она вызывает лишь отвращение и желание держаться подальше.

Но если вы создадите вокруг себя атмосферу уверенности в себе и любви к себе, то тем самым начнете непроизвольно притягивать к себе позитивных и интересных людей.

Всегда помните о том, что если вы позволяете страху заполнить ваш разум, то тем самым говорите Вселенной о том, что вы пока что не готовы к величию.

3. Старайтесь плыть вместе с потоком.

Жизнь в современном мире может быть очень хаотичной и быстро меняющейся. Но… вовсе не обязательно пытаться соответствовать этому бешеному темпу. Совершенно не нужно пытаться победить в этих крысиных бегах. Всегда помните о том, что вам не нужно быть там, где не хотите, делать то, что вам не нужно, или впечатлять тех, кого презираете.

Читать еще:  Любовь и ярость: может ли гневаться Всемилостивый Бог?

Иногда мы своими руками наполняем собственные жизни стрессом и тревожностью, когда пытаемся как можно лучше соответствовать ожиданиям, возлагаемым на нас окружением (ожиданиям, которые в большинстве случаев совершенно не соответствуют тому, чего хотите от жизни вы).

Вам вовсе не нужно быть частью группы из десяти друзей, собирающихся на отдых каждые выходные просто потому, что «так принято». Вы не обязаны терпеть рядом партнера только потому, что «в вашем возрасте пора бы уже кого-то найти».

Если вы живете не своей жизнью, а жизнью, основанной на чужих ожиданиях, это не принесет счастья, а лишь добавит стресса и тревожности. Для того, чтобы прожить действительно счастливую жизнь, стоит, прежде всего, «забивать» на внешнее давление и делать то, что хочется именно вам.

Следуйте своей интуиции и делайте то, что кажется вам правильным и естественным. Смысл жизни не в том, чтобы быть или казаться тем, кем якобы «нужно», а в том, что идти туда, куда ведет сердце. Вслушайтесь в голос Вселенной, следуйте вашему внутреннему голосу и всегда будьте открыты для возможностей.

4. Ищите единомышленников.

Всегда помните о том, что на самом деле вы не настолько одиноки в этом мире, как вам кажется. Не расстраивайтесь, если, окинув взглядом ближайшее окружение, вы не найдете там таких людей. Начните двигаться к тому образу жизни, о котором вы мечтаете и вслушайтесь в голос Вселенной. Она вполне готова устроить встречу именно с теми людьми, о которых мечтаете, если только вы ей немного поможете.

Начните читать умные и интересные книги. Займитесь йогой у хорошего мастера. Начните посещать кафе, где собираются интересные люди. Ищите самые различные варианты и всегда будьте готовы к общению — мало ли кого вы встретите на своем пути?

Так что хватит жалеть себя. Во-первых, это бессмысленно. Во-вторых, это лишь добавляет в жизнь негатива. Лучше гордитесь тем, что в вас достаточно смелости, чтобы быть собою в мире, где не поощряется индивидуальность. Радуйтесь тому, что благодаря тому, что вы цельная и настоящая личность, вы встречаете на своем жизненном пути совершенно замечательных и уникальных людей.

Вы не одиноки, и в этом мире есть миллионы людей, которые способны понять вас и помочь двигаться вперед.

Когда вы начинаете испытывать одиночество, первое, что стоит сделать — это изменить свой взгляд на окружающий мир, начать руководствоваться любовью, а не страхом, начать гордиться собой за то, что не изменяете принципам. И, конечно, верить в то, что Вселенная окажет необходимую поддержку, когда вы решите выйти за пределы своей зоны комфорта в поисках родственных душ.

Новое видео:

Свято-Троицкий Никольский женский монастырь

  • Библиотека
  • Игумения
  • Святыни
  • Расписание служб
  • Подворье
  • Заказать требы
  • Летопись
  • Храм
  • Внебогослужебная деятельность
    • Внебогослужебная деятельность
    • Говорят дети
  • Церковная лавка
  • Митрополит
  • Послушания
  • Объявления
  • Пожертвования
  • Прихожане о храме
  • Книги

Одиночество — бездна души, предназначенная для бога

Что такое одиночество? Наверное, это когда мы не пускаем никого в свою душу. А может быть, оно приходит тогда, когда мы остро чувствуем, что наша душа никому не нужна. Иногда оба варианта соединяются.

А может, это просто осознание человеком своего бытия? Я есть, и по-настоящему, опытно, я знаю только то, что я есть. Поэтому я в принципе, экзистенциально один. Возможно, так бы ответили Сартр или Камю. Но в таком ответе не хватает чего-то. А лучше сказать, Кого-то.

Продолжаем искать ответ.

Одиночество – это страдание. Действительно, в одиночестве ты всегда остаешься один на один со своей болью. И, наверное, большая часть человечества поставит знак равенства между одиночеством и страданием.

Однако в истории всегда были люди, которые сами искали одиночества. Таковых много из писателей, художников, музыкантов. Они бегут от мира для того, чтобы впоследствии отдать ему плоды своего уединения. Гениальная музыка, которой мы восхищаемся. Картины, собирающие вокруг себя миллионы людей. Книги, поражающие глубиной мышления. Все это рождено творческим одиночеством – и оно всегда сопровождается внутренним страданием художника.

Гении – это люди, которые ищут одиночества и вместе с тем мучаются им. Все остальные тоже страдают от одиночества, но убегают от него.

Человеческая душа естественно желает открыть себя кому-то, делиться самой собою и питаться от другой души. Но в то же время, подпуская человека очень близко к себе, мы чувствуем неудобство из-за вторжения в святая святых нашего сердца и неминуемую горечь непонимания.

Эту ситуацию описал Шопенгауэр в знаменитой «дилемме дикобразов». Когда дикобразам бывает холодно, они прижимаются друг к дружке, чтоб согреться. Почувствовав боль от уколов игл, животные разбегаются, но вскоре замерзают и вновь сближаются, постепенно находя приемлемое расстояние. Так внутренние пустота и холод толкают людей друг к другу, но, получив взаимные раны, они расходятся – для того, чтобы вновь сойтись, когда одиночество сделается невыносимым. Светская вежливость и общепринятая культура поведения есть не что иное, как безопасное расстояние между нашими одиночествами.

Вообще, у Шопенгауэра есть просто сокрушительные афоризмы на эту тему, насколько точные, настолько и горькие. Например: «Общительность людей основана не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством». Или: «Каждый человек может быть самим собою только пока он одинок».

Нас не спросят на том свете, как здесь любили нас. Спросят, любили ли мы

Вместе с развитием мегаполисов широко распространился странный феномен одиночества в больших городах. Оказывается, чем больше толпа, суетящаяся рядом с тобой, тем острее может быть лезвие одиночества, режущее сердце. Почему? Потому что ты понимаешь, что они живут своей, а не твоей жизнью. Огромное множество «не тебя», которым до твоей персоны нет никакого дела, растравляют душу пропорционально их количеству. Чем больше вокруг «не тебя», тем более одиноким ты себя чувствуешь.

Если в этой безликой толпе есть кто-нибудь, думающий о тебе и ждущий встречи с тобой, тогда чувство брошенности и ненужности как будто уходит. Но чужая любовь – как наркотик. Чем больше употребляешь, тем больше зависим. А с другой стороны, привыкаешь и уже менее ценишь. По-настоящему победа над депрессией одиночества приходит тогда, когда учишься любить других и отдавать им себя. Так было, есть и будет. Любой психолог расскажет десятки историй о том, как их пациенты побеждали внутренний кризис через служение другим. И действительно, нас не спросят на том свете, как здесь любили нас. Спросят, любили ли мы.

Для того, кто склонен к размышлению и любит учиться, одиночество может стать школой самопознания и богопознания. Если человек уединяется, сводит сообщение с миром до минимума, его ждут три возможных варианта развития ситуации. Либо он не выдерживает и прерывает свой покой, либо сходит с ума, либо в его душе начинается напряженная внутренняя работа.

Вспоминается замечательный рассказ Чехова «Пари». Состоятельный банкир и бедный молодой юрист поспорили: если юрист просидит в одиночной камере пятнадцать лет, получит от банкира два миллиона рублей. Поселившись во флигеле в саду банкира, молодой человек прошел несколько этапов развития. Первый год он скучал, читал романы и детективы, играл на рояле. Во второй год музыка умолкла, и отшельник потребовал тома классиков. В пятый год узник попросил вина, вновь зазвучал рояль. Книги в этот период не читались. В шестой год юрист начал скрупулезно изучать иностранные языки, философию и историю. После десятого года мудрец проводил дни и ночи за чтением одного только Евангелия. Затем были вытребованы книги по истории религий и богословию. В последние два года уединения затворник читал все без разбора. За пять часов до окончания пятнадцатилетнего срока он ушел из флигеля, нарушив тем самым пари. В оставленной им записке было сказано, что в миллионах он уже не нуждается. Годы одиночества, проведенные в самообразовании и самопознании, привели к Богу и разрешили вопрос о смысле бытия.

А вот уже случай не из литературы, а из жизни очень известного человека – последнего атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского. После упразднения Сечи 85-летний казак был отправлен в тюрьму Соловецкого монастыря, где 25 лет провел в тесной одиночной камере. На улицу его выпускали три раза в год: на Рождество, Пасху и Преображение. После помилования 110-летний Калнышевский отказался возвращаться на Украину и остался в монастыре. На Соловках он прожил еще почти три года, проводя большую часть времени в молитве. Ныне прославлен как местночтимый святой Запорожской епархии.

«Личность зреет в одиночестве, в холодной пустоте, в которой человеку ясно: и рождаться, и умирать ему приходится одному. В этой пустоте человек начинает молиться. И тогда пустота наполняется Богом, прошлая жизнь осмысливается, вечность становится очевидной»[1], – пишет современный проповедник.

Одиночество показывает нам, кто мы есть, и дает возможность наполнить зияющую пустоту человеческой души. Будет ли она наполнена Богом, или трескотней телевизора, или бегством от самого себя в лабиринты соцсетей — мы решаем сами. Но в истории есть примеры, которые могут помочь нам совершить более правильный выбор.

Когда Господь приходит к человеку, тот уже не одинок

Есть еще особое одиночество – монашество. Одиночество и монашество в некотором роде однокоренные слова. Монашество – от греческого слова «монос», что значит «один». Такой род добровольного одиночества определяется еще словами: и Бог. Монашество – это я и Бог. А лучше сказать: Бог и я. Если монашество таково, то оно становится подлинным и единственным оправданием одиночества. Однако, что мирянину толковать о монашестве? Оно как прекрасный, но закрытый ларец с сокровищем. Любоваться можно. Ощутить и понять нельзя, оставаясь в миру.

Впрочем, святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о «монахах во фраках», то есть о мирянах, ведущих настоящую евангельскую жизнь, знающих об умной молитве и других подвигах не только из книг, но из личного опыта. И у святителя Феофана Затворника можно найти подобные мысли. Сам святитель посылал из затвора письма к некоему помещику-мирянину с просьбой совета в молитвенном делании. Впоследствии замечательный проповедник и писатель протоиерей Валентин Свенцицкий развил тему «монахов во фраках» в свою идею «монастыря в миру». Так что одиночество, наполненное Богом – это идеал, достижимый и вне стен монашеской обители. Только тогда, наверное, лучше употреблять слово «уединение». Когда Господь приходит к человеку, тот уже не одинок.

Мы никогда не сможем полностью избежать одиночества, но способны встретить внутри него Бога и выйти из скорлупы отчуждения навстречу людям. И скорее всего, другого выхода из проблемы нет.

Хочешь освобождения от многолетней пытки одиночества? Стань незаменимым хотя бы для одного человека в мире. Послужи тому, кто нуждается в помощи. Пойми, что счастье – это быть полезным.

Больница, тюрьма, дом престарелых, детский приют – вот места, которые помогают превратиться из философов в делателей. В этих стенах само качество нашего одиночества меняется. Во всяком случае, уныние и депрессия гарантированно потеснятся, потому что на них просто не найдется времени.

Одиночество неизбежно. Оно – постоянный спутник любого индивидуума на всех путях его бытия. Это чувство попущено Богом и нормально для отпавшего от Творца грешника. Отколовшаяся от лозы ветвь всегда будет ощущать свою недостаточность и потерянность. Счастлив ли человек в земном отношении или глубоко несчастлив, он до конца дней сохранит естественное, онтологическое переживание одиночества как личной уникальности и личной боли – то самое «я есть». Нам всегда дает о себе знать бездна нашей души, предназначенная для бесконечного Бога. Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих… (Пс. 41, 8).

Одиночество необходимо. Оно дарит самопознание и обнажает вековую боль согрешившего Адама, который и доныне прячется от Господа в кустах своего одиночества. Из-под этих ветвей нужно выходить навстречу Творцу и Его творению. Да, идти по данному пути может быть еще больней, чем сидеть в Адамовых кустах. Но только на этой дороге бездна нашей души найдет Того Единственного, Кто способен ее наполнить, и встретит тех, кто носит такие же глубины внутри. «Воззови к Творцу из пропасти своего сердца, и Он наполнит твою ограниченную бесконечность», – так говорит нам одиночество.

Для этой встречи и звучит в нас неумолкаемый голос одиночества, и для нее мы с вами живем на земле.

[1] Ткачев Андрей, протоиерей. Лаборатория одиночества. Эл. ресурс: http://otrok-ua.ru/sections/art/show/laboratorija_odinochestva.html

Стих из Евангелие

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее»
(Мк. 8:34-35) .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector