2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

От Введения в храм Пресвятой Богородицы до Рождества Христова: чему учат нас эти праздники?

Исполнение замысла Творца

Комментарий к тропарю праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

4 декабря Церковь вспоминает Введение во храм Пресвятой Богородицы – событие, связанное с обетом родителей Богородицы – святых Иоакима и Анны. Они привели в трехлетнем возрасте свою дочь Марию в Иерусалимский храм, где Она была введена первосвященником Захарием во Святая Святых и воспитывалась до 12 лет. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий тропаря этого праздника.

Особенностью данного праздника является то, что он основан на апокрифе – Первоевангелии Иакова. Это предание имеет достаточный авторитет, поскольку его использовали святые отцы:

«Древность Первоевангелия Иакова можно видеть из свидетельств древних отцов и учителей церковных. Начиная с IV века находим непрерывный ряд указаний на него у святителя Григория Нисского († 394), святителя Епифания Кипрского († 403), в толковании на Шестоднев, приписываемом Евстафию Антиохийскому, у святого Андрея Критского и других. Святитель Григорий Нисский в Слове на Рождество Христово, упоминая о том, что родители Богоматери были неплодны до старости и по молитвам своим получили дочь, ссылается на то, что он слышал некоторую апокрифическую историю, предлагавшую такие сказания о Ней (Марии)» [1] .

В некоторых месяцесловах VIII века можно найти лишь краткие упоминания этого праздника, что говорит об отсутствии особой торжественности при его совершении [2] . Проповеди, посвященные этому празднику, известны с VIII века и приписываются Константинопольскому патриарху Герману († 740). От IX века сохранились проповеди патриарха Тарасия († 806) [3] .

Праздник стал активно развиваться с IX столетия. Стихиры на литии и канон праздника написал святитель Георгий Никомидийский. Второй канон составил Василий Пагариот, архиепископ Кесарийский. Праздник, по свидетельству Феодора Продрома (XII в.) и Никифора Каллиста (XIV в.) до XIV века в число двунадесятых праздников не входил [4] . При этом в Студийском и Иерусалимском Типиконах XI–XIV веков Введение во храм Божией Матери отмечалось так же торжественно, как и другие двунадесятые праздники. И вплоть до XVII столетия в Типиконах сохранялись особенности праздника Введения, которые показывали, что он уступает по торжественности другим двунадесятым [5] .

Церковнославянский текст тропаря праздника Введения звучит следующим образом:

«Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение» [6] .

На греческом языке:

«Σήμερον τῆς εὐδοκίας Θεοῦ τὸ προοίμιον, καὶ τῆς τῶν ἀνθρώπων σωτηρίας ἡ προκήρυξις. Ἐν Ναῷ τοῦ Θεοῦ τρανῶς ἡ Παρθένος δείκνυται, καὶ τὸν Χριστὸν τοῖς πᾶσι προκαταγγέλλεται. Αὐτῇ καὶ ἡμεῖς μεγαλοφώνως βοήσωμεν· Χαῖρε τῆς οἰκονομίας τοῦ Κτίστου ἡ ἐκπλήρωσις» [7] .

Приведенный текст не раз переводили, на русском языке имеются следующие версии:

1. Протоиерей Владимир Успенский:

«Сегодня предизображение (предуказание) благоволения (к нам) Божия и предвозвещение спасения людей. Дева явно пред всеми входит в храм Божий и предвозвещает всем о Христе; Ей и мы громогласно воскликнем: радуйся, Ты, исполняющая промышление о нас Создателя (домостроительство о нашем спасении)» [8] .

2. М.Н. Скабалланович:

«Сегодня предзнаменование Божия благоволения и предварительная проповедь о спасении людей: в храме Божием открыто является Дева и предвозвещает всем Христа. Ей и мы велегласно воскликнем: радуйся, исполнение Творческого предначертания» [9] .

«В сей день – предзнаменование Божия благоволения и спасения людей предвестие: в храме Божием Дева открыто является и Христа всем предвозвещает. Ей и мы громогласно воззовем: “Радуйся, предначертанного Создателем исполнение!”» [10] .

4. Митрополит Иларион (Алфеев):

«Сегодня предзнаменование Божиего благоволения и провозвестие спасения людей: в храме Божием ясно является Дева и предвозвещает всем Христа. Ей и мы громким голосом воскликнем: радуйся, исполнение замысла Творца» [11] .

Предзнаменование Божиего благоволения

При рождении Пресвятой Девы Марии от Иоакима и Анны только последняя в силу чудесных обстоятельств, сопровождавших это рождение, могла предвидеть великую судьбу своей Дочери [12] .

В предыдущем комментарии, посвященном празднику Покрова Пресвятой Богородицы, уже было сказано об особенности слова «днесь» [13] . Мы переносимся в храм, где вместе с первосвященником Захарией встречаем Пресвятую Деву.

«Благоволения Божия предображение» – значит «предзнаменование, предварительный обзор, вводное рассуждение» [14] Божия благоволения к человечеству. Ведь оно сознательно отвергло Бога – абсолютный Источник благости. Он дает шанс через воплощение Бога Слова тем людям, которые хотят вернуться к Нему. Для них вхождение Девы Марии в Иерусалимский храм и является предзнаменованием Божией милости, Божия благоволения к людям.

Следует обратиться и к греческому оригиналу. В словаре И.Х. Дворецкого даются следующие значения слова «προοίμιον» (предображение):

  1. вступление, введение;
  2. вступительная песнь, прелюдия;
  3. хвалебная песнь, гимн;
  4. начало [15] .

Введение во храм Божией Матери было Ее явлением миру, подобным явлению Христа при Крещении, поэтому это была безмолвная проповедь людям о скором Пришествии Христа, Который возвращает благодать. Бог служит людям и их спасению, а Богородица является воплощением всех планов Создателя в отношении людей [16] .

Дева открыто является в храме Божием

Родители Пресвятой Богородицы дали обещание, что в случае рождения у них ребенка они посвятят его на служение Богу. Они получили то, о чем молились. И как честные и богоугодные родители, приносят в храм Богоотроковицу, избранную Богоматерь Деву. Святитель Григорий Палама указывает: Дева Мария в раннем возрасте, имея Божественные дарования, обладала зрелым умом и понимала значение того, что совершалось тогда в отношении Ее, и поэтому показала, что Она приходит к Богу по собственному желанию [17] .

Первосвященник Захария, видящий это и осознающий, что Мария имеет Божественную благодать, вводит Ее во Святая Святых. Он убеждает всех, что совершаемое событие есть Божия воля. Ангелы приносили Ей неведомую пищу, которая укрепляла Ее дух и тело, ведь Мария входила не на малый срок во Святая Святых, но жила там до определенного времени [18] .

Поэтому в тексте тропаря и написано: «ясно Дева является» – то есть «открыто» является.

Предвозвестие Христа

Событие Введения Пресвятой Богородицы в храм даже больше, чем Ее рождество, привело людей к Рождеству Христову. А по времени церковного празднования в день Введения Рождество Христово уже чувствуется особенно.

Введение Пресвятой Богородицы в храм – это событие, которое приводит к Рождеству Христову

А значит, тропарь не мог не уделить самое пристальное внимание приближающемуся большему празднику и, можно сказать, не менее посвящен Рождеству Христову, чем Введению [19] .

С этого дня начинается пение рождественской катавасии:

«Христос раждается, славите; Христос с небес, срящите; Христос на Земле, возноситеся!» [20] .

Громогласно воззовем!

«Радуйся, смотрения Зиждителева исполнение»: эта заключительная строка тропаря в переводе протоиерея Владимира Успенского звучит как «Радуйся, Ты, исполняющая промышление о нас Создателя (домостроительство о нашем спасении)». Эти слова вызывают не только умиление и благоговение, но и учат нас тому, что мы должны радоваться, как это делала Дева Мария, поскольку, помимо радости, наше спасение подразумевает страдания. Ведь и Божия Матерь испытывала душевные муки при Распятии Своего Сына. И Она знала об этих муках заранее, ведь Ей об этом сказал святой старец Симеон: «И Тебе Самой меч пройдет душу» (Лк. 2: 34).

В последней строке тропаря нам показывают, что следование воле Божией – это узкий и тернистый путь, который следует пройти каждому человеку. Призыв «Радуйся!» относится не только к Богородице, но и ко всем нам, так как мы должны радоваться, что на свет появилась Богоотроковица, что Она была введена в Иерусалимский храм. Тем самым мы готовимся к важнейшему событию в истории Вселенной – Рождению нашего Спасителя, Который открыл нам путь в Свое Царство, где будут Он и наши близкие, которых мы любили, любим и будем любить в вечности вместе с Ним и Богородицей [21] .

Исполнение замысла Творца

В «Словаре русского языка XI–XVII веков» приводятся следующие значения слов «Зиждитель», «исполнение»: «Зиждитель» – Создатель, творец [22] ; «исполнение» – свершение, воплощение [23] .

Таким образом, переводчики тропаря на русский язык правильно передают смысл, заложенный в последнюю его строку, – «исполнение замысла Творца» [24] . Господь еще через пророка Исаию возвестил нам о том, что Рождение Мессии произойдет от Девы [25] .

Праздник Введения является важным событием в жизни Церкви и подводит к некоторым размышлениям. Это событие показывает нам важность церковного Предания, поскольку Введение во храм Божией Матери не описано в Священном Писании и дошло до нас через церковное Предание.

Праздник Введения Божией Матери во храм показывает нам важность церковного Предания

И это ярко иллюстрирует правильное отношение к Священному Преданию и Писанию и настоящее проявление Духа Святого в жизни Православной Церкви. Об этом писал В.Н. Лосский:

«Предпосылкой Предания является непрестанное действие Духа Святого, которое может вполне раскрываться и приносить плоды только в Церкви, после Пятидесятницы» [26] .

Тропарь же поистине содержит в себе глубокий догматический смысл. Исполнение воли Божией – тяжелый духовный труд, потому что наша плоть сопротивляется всеми силами [27] . И за всеми радостными событиями – Введением во храм, Рождением Спасителя – следовали Голгофа и Крест. И, зная это, мы в тропаре возглашаем Богородице – радоваться! Поскольку понимаем, что за Крестом следует Воскресение. Воскресение ожидает и нас, поэтому, несмотря на жизненные трудности, мы обязаны нести свой крест и помнить об этом.

Читать еще:  Собор Іоанна Хрестителя - радість і гіркота Богоявлення

А как достойно подвести свою жизнь к Воскресению, это и есть правильно поставленный вопрос, на который должен ответить себе каждый верующий.

Православная Жизнь

Рассказывает священник Андрей Чиженко.

Священное Писание Ветхого и Нового Завета – это, конечно, Книга Жизни.

Прикасаясь к Великой Книге Библии своей детской любящей Бога душой и кровоточащим, израненным в повседневных битвах, прежде всего с самим собой, сердцем, мы получаем отдохновение. Некая Божественная сила сходит на нас, проникает в нас и исцеляет нас.

Наша же задача – стараться с Божьей помощью изо всех сил заключать свое естество: ум, силы души, чувства сердца, волю и, как следствие, нервные импульсы, ток крови и крепость тела в заповеди Божии. Важно вливать себя, свое существо в них словно в некую духовную форму. И через то благодатию Святого Духа наш порочный, исполненный греха человек становится равноангельным, неким небесным драгоценным золотом-алмазом, сияющим светом Божественной благодати, проходящей сквозь него.

Одним из главных способов этой тяжелой и кропотливой огранки является пост. Мы с вами, дорогие братья и сестры, вошли в Рождественский пост и уже приблизились к великому двунадесятому празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы. Потрудимся же так, как потрудилась Она. Маленькая трехлетняя Дева, совсем еще младенец, так сильно желала войти в храм и так мощно возлюбила Господа и Церковь Божию, что Сама, без посторонней помощи, поднялась по крутым храмовым ступенькам навстречу первосвященнику Захарии – навстречу Богу. Возлюбим же и мы Церковь настолько, насколько возлюбила Ее Дева Мария. И Господь нас, как и Ее, введет во Святое святых. И мы каждый раз чувствуем это ВВЕДЕНИЕ, когда причащаемся Тела и Крови Христовых.

Всмотримся в историю Рождества Христова. Святое Семейство предпринимает опасное и тяжелое путешествие из Назарета в Вифлеем в палящую ближневосточную жару. Заметьте, Дева находилась тогда на последнем месяце беременности. Но и Она, и святой Иосиф предпринимают это путешествие к Богу. В миру громыхающего и перенаселенного тогда Вифлеема им не находится места в городе. Их снова ждут уединенье гор да пустынь, где в полумраке вертепки-пещеры Святому Семейству явится Спаситель мира Господь и Бог наш Иисус Христос.

Так и мы, живя в миру, войдем в свою сердечную пустыньку, чтобы узреть там Христа Рождающегося! Потрудимся же и войдем по ступенькам поста, по ступенькам молитвы, дел милосердия и церковных Таинств, чтобы у входа в храм нас встретил Господь наш Иисус Христос, Который введет нас во Святое святых Божественной любви и блаженства, Который посредством Церкви земной введет нас в Церковь небесную, в рай, приготовленный именно для нас.

Пресвятая Богородице, спаси нас! С праздником, дорогие братья и сестры!

Введение Богородицы во храм: Перемещение центра тяжести жизни

Когда-то, во времена еще не столь давние, но, как кажется иногда, тысячелетиями отделенные от нас, жизнь измерялась, в первую очередь, духовными, религиозными праздниками.

О, конечно, далеко не все знали в точности содержание каждого из них, но все шли в церковь, для многих, может быть, даже для большинства, праздник был прежде всего возможностью выспаться, поесть, попить, отдохнуть. И все-таки, думается, каждый чувствовал, даже если и не сознавал ясно, что праздник — это прорыв в жизнь чего-то высокого и светлого, соприкосновение с миром каких-то иных реальностей, напоминание о чем-то, что забывается и заглушается буднями, т. е. суетой и усталостью повседневной жизни.

Даже названия праздников: Введение во Храм, Рождество, Богоявление, Сретение, Преображение, даже сами эти слова — своей торжественностью, инаковостью по отношению к действительности, таинственной красотой своей о чем-то напоминали, к чему-то звали, на что-то указывали… Праздник — это был как бы вздох человека о какой-то утраченной, но манящей красоте, вздох о возможности другого.

Но теперешний мир наш стал будничным, беспраздничным — и даже прививки казенных, «социальных» праздников не устраняют этого налета пепла, грусти и безочарованности. Ибо, повторяю, сущность праздников именно в этом прорыве, подъеме — в иную реальность, в мир духовной красоты и света. Но если этой реальности нет, если по существу — нечего праздновать, то никакими искусственными подъемами праздника не создать.

Вот праздник Введение во Храм Пресвятой Богородицы. О чем он? Тема его простая: маленькую девочку родители приводят во храм Иерусалимский. Ничего необычного, в то время так поступали многие, это было общепринятым обычаем. Ибо привести в Храм — это значит жизнь ввести в соприкосновение с Богом, дать жизни конечную цель и назначение, осветить ее изнутри светом высшего опыта.

Но вот, повествует церковная служба этого дня, вводят ее туда, куда никто, кроме священников, не смел входить, вводят в место, называемое «святое святых», в таинственную, священную глубину храма. Имя этой девочки — Мария. Это будущая мать Иисуса Христа, т. е. та, через которую, верят христиане, сам Бог приходит в мир, к людям, чтобы разделить их жизнь и раскрыть божественное ее содержание.

Что это — сказки? Или тут что-то поведано и раскрыто, о чем иначе, в простых человеческих словах, может быть, и не скажешь, то, что прямо, непосредственно относится и к нашей жизни?

Вот был этот благолепный, тяжелый храм — слава Иерусалима. И веками люди верили, что только в нем, за тяжелыми стенами может человек соприкоснуться с Богом. Но священник взял Марию и ввел ее в самое священное место, и мы и сейчас поем: «пречистый Храм Спасов вводится в храм Господень». А потом Христос сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Евангелист прибавляет: «а Он говорил о храме тела Своего».

Смысл всех этих событий, всех этих слов, всех этих воспоминаний прост: отныне храмом становится человек, отныне не камни и не алтари, а человек — его душа, его тело и вся его жизнь — вот священный и божественный центр мира, вот его «святое святых». Один храм — живой и человеческий — входит в другой, каменный, материальный, и изнутри завершает его смысл и назначение.

Перемещается центр религии, более того — перемещается центр тяжести жизни. В мир входит учение, не ставящее ничего выше человека, ибо Сам Бог принимает человеческий образ, чтобы явить, что назначение человека, призвание его — божественное. С этого момента начинается свобода человека. Нет ничего над ним, ибо сам мир для него — дар Божий, данный ему для исполнения божественной судьбы своей.

С тех пор, что вошла Дева Мария в «святое святых», сама жизнь стала храмом. И когда празднуем мы праздник Введения во Храм, мы празднуем этот божественный смысл человека, высоту и свет его призвания. Их не стереть, не выкорчевать из человеческой памяти.

Можно без преувеличения сказать, что церковное почитание Девы Марии, Божьей Матери, выросло, как дерево из семени, из созерцания Ее у яслей, в Вифлееме, в ту для христиан единственную по своему значению ночь, когда родился Иисус Христос, когда образ Матери с Младенцем на руках стал — и навсегда остался — главным, самым глубоким, самым радостным образцом нашей веры, нашей надежды, нашей любви… Иначе говоря, все праздники, все молитвы, вся любовь, направленные на Божью Матерь, укоренены в празднике Рождества Христова.

В древности, когда еще не развился церковный календарь, единственным праздником в честь Девы Марии был второй день Рождества — 26 декабря, день, который и доныне называется «Собором (то есть собранием) в честь Пресвятой Богородицы». Именно в праздновании христианской Церковью Рождества Христова, то есть в молитвах и песнопениях этого дня, находим мы самый глубокий пласт богородичной темы, присущей христианской вере, то есть нашего отношения к Марии, нашего восприятия как Ее образа, Ее личности, так и места Ее в нашей религиозной жизни.

Одна тема, один мотив красной нитью проходит через все празднования Рождества Христова: это переживание Матери Христовой как дара мира, дара человечества, и значит — нашего дара приходящему в мир, к человеку Богу.

«Что принесем Тебе, Христе», — спрашивает одна из рождественских молитв. И отвечает так (я привожу молитву эту в ее русской, а не церковнославянской форме): «Все, сотворенное Тобою, встретило Тебя своими дарами. Небо дарит Тебе звезду, ангелы — пение, волхвы — приношения, пастухи — свою радость, земля — пещеру, пустыня — ясли. Мы же, люди, приносим в дар Тебе Матерь-Деву…»

В чем глубокий смысл этого удивительного песнопения? Да в том, конечно, что мир, что все творение не только жаждут соединения с Богом, не только ждут Его пришествия к нам, но и готовят эту встречу, так что именно встреча Бога с человеком, свободная и любовная, составляет самую сердцевину христианской веры.

Для современного слуха, высушенного, вылущенного поверхностной рассудочностью, слова о небе, приносящем приходящему в мир Богу — звезду, или о земле, приносящей Ему пещеру и ясли, звучат всего лишь как поэтические метафоры, как поэзия, не имеющая, «как известно каждому», никакого «объективного» значения, никакого отношения к реальности. Чего наше рассудочное сознание не вмещает, так это того как раз, что именно поэзии, и, может быть, только ей дано видеть, слышать и нам передавать и являть глубокий смысл, лучше сказать, глубину всякого явления, всякой реальности, ту подспудную их силу и правду, которая скрыта от маленького, самодовольного, одной лишь внешностью вещей занятого рассудка.

Читать еще:  «Слушай анекдот! Блондинка молится Богу…»

Небо, в дар Христу приносящее звезду! Что это значит, как не то, что все в мире, и прежде всего сам мир в своей целостности и гармонии, в самой своей природности, как бы предназначен, предопределен к явлению в нем высшего смысла, что сам мир не случаен, не бессмысленен, а наоборот: мир — и символ, и желание, и ожидание Бога.

«Небеса поведают славу Божию!» Это знает поэзия, это знает вера. И потому в Рождестве Христовом поэзия и вера видят не только пришествие Христа, но и встречное движение к Нему мира: звезда, пустыня, пещера, ясли. Ангелы, пастухи, волхвы. И, как лучезарная сердцевина, как скрещение и полнота всех этих движений, — Мария, лучший, самый прекрасный плод, божественный цветок мироздания.

Ты даешь нам по любви Твоей Сына Твоего — как бы говорит вера Богу. Мы, в нашей любви, даем тебе Марию, Деву-Мать, чтобы Сын Божий мог стать Сыном Человеческим, быть одним из нас, и нас в себе соединить с Богом. В лице Марии совершается как бы брак Бога с миром, исполнение их взаимной любви.

Говорит Евангелие: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного…» Отвечает Церковь: «Так возлюбил мир Бога, что отдал Ему ту, в чьей красоте и чистоте раскрывается глубинный смысл, глубинное содержание мира…» И потому, прежде чем начинает узнавать вера в Марии — Мать и заступницу, прежде чем находит свою полноту почитания Ее в бесчисленных молитвах, праздниках, изображениях, до всего этого, как основание и источник всего этого, — явлена нам Божественная полнота. Божественная красота той ночи, и в самом сердце Ее ослепительный свет, исходящий от образа Матери с Младенцем на руках.

Все то, что распалось в грехе, злобе, гордости человеческой, — снова соединено: небо и земля, Бог и человек, природа и дух. Мир становится хвалой, слова — любовью и песнью, материя — даром, природа — яслями. Та любовь, которой Бог извечно возлюбил мир, и та любовь, которой, на последней глубине своей, извечно любит мир Бога, соединились и исполнились и воцарились в этом образе, в образе, которого никто и никогда не смог выкорчевать из человеческой памяти, из человеческого сознания.

Вглядываясь в этот образ, радуясь ему, мы вглядываемся в единственный подлинный образ мира, жизни и человека. И, ублажая Матерь Деву, радуемся прежде всего тому, что в ней раскрылось о нас самих, о Божественной глубине, красоте, мудрости и свете мира, когда он воссоединяется с сотворившим и любящим его Богом.

В мире страшно и пусто. Одиноко. И бесконечно трудно жить. И потому так много людей ищут только того, как бы уйти от этой лжи, от этой безрадостной жизни, и погружаются — кто в беспробудное пьянство, кто — в попытки обмануть обманщиков, выцарапать у них хоть долю самого простого, животного счастья, кто — в беспредметные мечтания. Но все это всегда, рано или поздно, оказывается тупиком, и только еще более страшным становится пробуждение и насильный возврат к постылой лямке.

Не случайно, какую бы область жизни мы ни взяли, каждая в наши дни стала «проблемой». Проблема общества. Проблема труда. Проблема пола. Проблема женщины. Проблема счастья… И стало все это проблемой потому, конечно, что, с одной стороны, готовые ответы и предписания, даваемые казенной пропагандой, уже давно развенчаны, обличены в своей лжи и пустоте, перестали быть ответами, и потому, с другой стороны, что иных ответов нет, и мы так часто не знаем — где и как их искать. И воцаряются в нашем сознании пустота и цинизм, и вот их-то и хотим мы заглушить, от них бежать.

Многие в наши дни начинают смутно сознавать, что подлинные ответы невозможны, если не прорвется человек к высшему и вечному, не обретет веры.

Но ведь и в Бога можно верить по-разному. Ведь и вера может быть тоже только уходом, только бегством, своего рода психологическим опьянением, то есть вера может быть псевдо-верой, или ложной верой. Увы, и во имя веры, во имя Бога можно ненавидеть и творить зло, разрушать, а не созидать. И не говорил ли сам Христос, что «многие придут во имя Его, и многих прельстят», и не говорил ли Христос также о том, что не всякий, говорящий Ему «Господи, Господи», войдет в Царство Божие?

Поэтому с первых же дней своих христианство не спрашивало — «веришь ли ты?» — ибо знало, что и те, которые распинали и предавали Христа, тоже во что-то и как-то верили; нет, христианство спрашивало: как ты веришь? И во что?

И вот здесь, при попытке ответить на этот основной для подлинной веры вопрос, и вырастает перед внутренним взором почти бессознательно, почти невольно образ Девы-Матери. О, это совсем не значит, что образ этот хоть как-то заслоняет собою образ Христа или же представляет собой для веры как бы второй объект, отличный от Христа. Нет, ибо от Христа, только от Него, получаем мы этот образ как некий подарок нам, как раскрытие всего того, о чем учение, к чему — призыв Христа. Так вот, спросим себя, — в чем же его сила, в чем его помощь нам?

Мой первый ответ, возможно, удивит многих. Вот он: это образ женщины. Первый дар Христа нам, первое и самое глубокое раскрытие Его учения и призыва даны нам в образе женщины.

Почему это так важно, так утешительно, так спасительно? Да потому, что мир наш стал до конца безнадежно мужским миром. В мире нашем царят гордыня, агрессивность, в нем все сведено к орудиям власти и властвования — к производству и к орудиям производства, к соперничеству, насилию, нежеланию в чем-то уступить, где-то смириться, умолкнуть, погрузиться в тихую глубину жизни. И именно всему этому противостоит, все это обличает — одним своим присутствием — образ Девы Марии, Пречистой Матери, образ бесконечного смирения, но также и силы и красоты смирения, образ чистоты — и ее силы и красоты, образ любви — и победы этой любви.

Дева Мария, Пречистая Матерь ничего не требует — и все получает. Ничего не добивается — и всем обладает. В образе Девы Марии все то, чего почти уже не осталось в нашем мужском, гордом и агрессивном мире: сострадание, жалость, забота, доверие; про Себя Она говорит: «се раба Господня», а мы называем Ее Царицей неба и земли, Владычицей и Госпожой. Дева Мария ничему не учит, ничего не доказывает — но вот одно ее присутствие, один свет и радость этого присутствия просто снимают выдуманные, вымученные нами проблемы.

Как если бы после длинного, мучительного, разбитого дня мы вернулись домой, и все снова ясно, и все полно того никакими словами не передаваемого счастья, которое и есть единственное подлинное счастье.

Христос говорил: «Ищите прежде всего Царствия Божия». Так вот, в этой женщине — Деве, Матери, Заступнице — мы не умом, а сердцем чувствуем, что значит искать и найти Царство, и что значит жить им.

Читайте также:

Редакция портала «Православие и мир»

Для большего осмысления того, что поется в храме на службе, хорошо заранее ознакомиться с текстом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника.

Конспект открытого занятия в старшей группе «Праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Марина Соколова
Конспект открытого занятия в старшей группе «Праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Обучающие задачи: знакомить детей с доступными их пониманию образами Божией Матери и других участников

евангельской истории. Дать детям знания о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Воспитательные задачи: способствовать воспитанию любви к Богу, Божьей Матери и близким.

Развивающие задачи: развивать у детей восприятие образа Богоматери как святого и чистого человека, с глубочайшим смирением и послушанием перед Богом.

Материал к занятию

1. Икона или репродукция иконы Введения во храм Пресвятой Богородицы на подставке, покрытой голубой тканевой салфеткой.

2. Альбомы для рисования, цветные карандаши.

Ход занятия:

1 часть занятия

Воспитатель напоминает детям о ранее прочитанных библейских историях и праздниках.

Сегодня мы с вами поговорим о празднике «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

В народном календаре Введение, приходящееся на первые числа декабря, связано еще и с понятием «ввода», то есть начала зимы.Недаром об этом дне говорили: «Введение пришло — зиму привело».

Зима, декабрь, четвёртое число

И праздник на земле духовный.

Введение Богородицы во храм,

О чём же говорит он нам сегодня?

Воспитатель показывает детям икону праздника.

Вот она, эта икона. Под иконой постелили мы салфетку голубого цвета; цвета, в церковной традиции усвоенного Пресвятой Богородице.

– Посмотрите внимательно, что мы с вами видим на иконе?

Рассматривание иллюстраций икон «Введение во храм Пресвятой Богородицы»

Рассказ воспитателя о земной жизни Богородицы: У каждого человека есть мама. И у Иисуса Христа была тоже мама. И звали её Марией. В библии её называют Пресвятой Девой Марией. Сегодня мы с вами поговорим о её земной жизни.

Когда Бог захотел послать на землю Своего Сына, Он выбрал Ему в Матери Пресвятую Деву Марию. Её родителей звали Иоаким и Анна. Они были очень добрыми, праведными, смиренными и милосердными людьми.И за это Бог послал им такое великое счастье: их дочь стала со временем Божией Матерью.

Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы изображает откровицу Деву Марию, еще в младенческом возрасте ставшую на путь Богопознания.

Читать еще:  Побачити світ і помолитися Богу. Про паломництво людей з інвалідністю

Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось три года, родители праведные Иоаким и Анна отвели её в Иерусалим, в Храм.Родителям Пречистой Девы было и грустно: ведь приходилось расставаться с единственным чадом;и радостно: они отдавали свою Дочь на служение Богу.

В назначенный день они пригласили к себе в дом родственников, созвали юных девиц, одели Пресвятую Марию в лучшие одежды и торжественно повели Ее в Иерусалимский храм. До Иерусалима от города Назарета, где родилась и провела первые годы Своей жизни Пречистая Дева, было три дня пути. Процессия двигалась вдоль зеленеющих полей, девушки несли в руках зажженные свечи и пели псалмы.

На иконе мы видим трехлетнюю Девочку Марию, стоящую с воздетыми руками на первой ступени лестницы, ведущий в храм. Этот жест выражает молитву и устремление души к Богу. Ведь храм, в который Она вступает, есть место особого присутствия Божия.

Здесь Марию встретил священник. Родители Богородицы направили дочь на первую ступень лестницы, ведущей в Храм. На остальные 15 ступеней она быстро, не оглядываясь назад, поднялась сама.

Затем первосвященник Захария, согласно Божьему внушению, ввёл пресвятую деву в святое святых, куда имел доступ сам первосвященник, но только раз в год. Присутствующие чрезмерно были удивлены тому, что увидели.

Маленькая девочка, в Божий храм вошла,

Веру там святую, для себя нашла,

Стала Богородицей нашей Пресвятой,

Исполнилось пророчество ее жизни земной!

Родители оставили Марию вплоть до 12 лет на воспитании в Храме, где она много работала, молилась и занималась рукоделием.

Мария оставалась в Храме до двенадцати лет. Она воспитывалась вместе с другими благочестивыми девочками, изучала Священное Писание (то, что мы сейчас называем Ветхим Заветом, занималась рукоделием и, конечно, молилась… Никто не знал тогда, какая именно судьба уготована этому ребёнку, но то, что эта судьба будет необыкновенной, почувствовали все. У каждого православного человека есть свои «любимые» святые, и даже к разным апостолам каждый из нас относится по-разному. Но, обращаясь к Деве Марии, мы как будто обращаемся к самому дорогому и близкому нам человеку – своей маме…

Все люди имеют маму. Дева Мария дала земную жизнь Иисусу Христу.

Ее жизнь была скромной и почти незаметной. Она всегда была опорой для Своего Сына. Её образ стал идеалом материнской помощи и защиты, идеалом доброго, отзывчивого и всё понимающего сердца. Сердце, которое примет не только боль и радость своего Сына, но и чужую. Мама самый дорогой человек, который дарит нам жизнь.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Церковь празднует 4 декабря. С этого дня, радуясь тому, что все меньше времени остается до праздника Рождества Христова, в храмахначинает петься уже рождественское песнопение: «Христос рождается, славите, Христос с небес, срядите!» («Христос рождается – славьте! Христос с небес – встречайте!»)

Воспитатель, предлагает детям на альбомном листе нарисовать лестницу из многих ступеней, похожую на ту, по которой поднималась к храму Богородица Мария.

Воспитатель рисует лестницу на доске.

Беседа воспитателя с детьми о Деве Марии.

Ребята, а как вы думаете, какой была Дева Мария?

— доброй, нежной, любящей, послушной, трудолюбивой.

А каким словом можно назвать поступки Марии? Добрые дела.

2часть занятия. Беседа воспитателя с детьми о том, что и сейчас можно совершать добрые дела.

Ребята делать добрые дела можно и сейчас.

Как вы думаете, какие это дела?

Правильно, любить друг друга, помогать, прощать обиды, быть послушными родителям, воспитателям. Тогда мы с вами можем быть похожими на Деву Марию, послушную и добрую девочку. Такой она всем и запомнилась. И добрые дела надо делать не только для себя, но и для других, как это делают многие дети.

Чтение стихотворения «Бумажный петушок»

Из бумаги петушка

И любуясь петушком,

И приветным голоском

«Знаешь ли, мой петушок,

Есть такие дети,

У которых близких нет

Никого на свете

Мама ласковой рукой

Их не приголубит,

И игрушки никакой

Им никто не купит.

Ты лети, мой петушок,

Сядь к ним на окошко:

пусть с тобой веселей

Будет им немножко.»

3 часть. Продолжить беседу с детьми о необходимости доброго отношения к людям, о том, чем, могут дети помочь другим.

Воспитатель предлагает детям дома с родителями изготовить небольшие сувениры и подарить детям младшей группы.

План НОД «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы» ПРАЗДНИК ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Программное содержание: Обучающие задачи: Познакомить с иконой праздника «Покрова Божией Матери»,.

Праздник Покрова. 14 октября православные отмечали осенний праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Православные люди в этот день всегда шли в храмы всеми семьями,.

От Введения в храм Пресвятой Богородицы до Рождества Христова: чему учат нас эти праздники?

Священное Писание Ветхого и Нового Завета – это, конечно, Книга Жизни.

Прикасаясь к Великой Книге Библии своей детской любящей Бога душой и кровоточащим, израненным в повседневных битвах, прежде всего с самим собой, сердцем, мы получаем отдохновение. Некая Божественная сила сходит на нас, проникает в нас и исцеляет нас.

Наша же задача – стараться с Божьей помощью изо всех сил заключать свое естество: ум, силы души, чувства сердца, волю и, как следствие, нервные импульсы, ток крови и крепость тела в заповеди Божии. Важно вливать себя, свое существо в них словно в некую духовную форму. И через то благодатию Святого Духа наш порочный, исполненный греха человек становится равноангельным, неким небесным драгоценным золотом-алмазом, сияющим светом Божественной благодати, проходящей сквозь него.

Одним из главных способов этой тяжелой и кропотливой огранки является пост. Мы с вами, дорогие братья и сестры, вошли в Рождественский пост и уже приблизились к великому двунадесятому празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы. Потрудимся же так, как потрудилась Она. Маленькая трехлетняя Дева, совсем еще младенец, так сильно желала войти в храм и так мощно возлюбила Господа и Церковь Божию, что Сама, без посторонней помощи, поднялась по крутым храмовым ступенькам навстречу первосвященнику Захарии – навстречу Богу. Возлюбим же и мы Церковь настолько, насколько возлюбила Ее Дева Мария. И Господь нас, как и Ее, введет во Святое святых. И мы каждый раз чувствуем это ВВЕДЕНИЕ, когда причащаемся Тела и Крови Христовых.

Всмотримся в историю Рождества Христова. Святое Семейство предпринимает опасное и тяжелое путешествие из Назарета в Вифлеем в палящую ближневосточную жару. Заметьте, Дева находилась тогда на последнем месяце беременности. Но и Она, и святой Иосиф предпринимают это путешествие к Богу. В миру громыхающего и перенаселенного тогда Вифлеема им не находится места в городе. Их снова ждут уединенье гор да пустынь, где в полумраке вертепки-пещеры Святому Семейству явится Спаситель мира Господь и Бог наш Иисус Христос.

Так и мы, живя в миру, войдем в свою сердечную пустыньку, чтобы узреть там Христа Рождающегося! Потрудимся же и войдем по ступенькам поста, по ступенькам молитвы, дел милосердия и церковных Таинств, чтобы у входа в храм нас встретил Господь наш Иисус Христос, Который введет нас во Святое святых Божественной любви и блаженства, Который посредством Церкви земной введет нас в Церковь небесную, в рай, приготовленный именно для нас.

Пресвятая Богородице, спаси нас! С праздником, дорогие братья и сестры!

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

В чём значение праздника Введение во Храм Пресвятой Богородицы?

Всех приветствуем, братья и сестры!

С праздником Введения (Входом) во храм пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается всеми верующими христианами 4 декабря по новому стилю.

Многие из верующих христиан, знают историю и значение праздника, но некоторые, недавно пришедшие к вере и Богу слышали или может и забыли, или еще не знакомы со святым этим праздником. Так давайте кратко вспомним эту историю праздника и прочтем в честь него праздничную молитву.

По преданию, когда Пресвятой Марии исполнилось 3 года, её родители — отец -праведный Иоаким и мама — Анна решили выполнить свой обет, данный Господу перед рождением дочери. Они долго не имели детей и горячо, от всего сердца молились Богу, что если Он им даст ребёнка, они его посвятят служению Богу. И Господь их услышал и послал в престарелом возрасте дитя, — будущую Богородицу Деву Марию.

И вот в 3 года малышку Марию одели в нарядную одежду, собрали родственников и повели для крещения впервые в Иерусалимский Храм,где их встречали первосвященник со множеством священников.

В храм вела очень высокая лестница, но Мария, не побоялась и, укрепляемая Божьей помощью, без посторонней помощи, к удивлению всего народа взошла на самую верхнюю.

Затем первосвященник, по знамению Божиему ввел святую Деву во Святая святых, куда из всех людей имел право входить только сам он, после принесения жертвы Богу. И этим сразу же было свыше знамение — считать Богоизбранной маленькую девочку и народ, присутствующий там всё более удивлялся и славил Бога и благодарил за святое дитя . Родители Марии, оставив Её в помещении для девственниц, находящихся при храме вернулись домой. И далее земная жизнь Марии от младенчества до до вознесении на небо покрыта тайной.

Хотя в церковных преданиях сохранились сведения, что во время пребывания в Иерусалимском Храме среди православных дев, прилежно изучала Святое Писание, занималась рукоделием молилась ежедневно и укрепляла себя в любви к Богу. Входу или Ведению Пресвятой Богородицы Святая Церковь с этих древних времен установила торжественное празднество.

Ещё раз с праздником, дорогие православные! Всем вам здоровья, счастья и семейного благополучия, с помощью Господа и Матушки Его любящей и доброй нашей первой заступницей, Пресвятой и Пречистой Девы Марии!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector