1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему Бог взял пророка Илию на небеса

Содержание

Почему Бог взял пророка Илию на небеса

Однажды попросили меня провести урок в нашей приходской воскресной школе. Ну, урок и урок, чего ж… Дело вроде знакомое, не впервой. Одно только меня смущало – тема. Дело в том, что для старшей группы батюшка составил тематическую программу на каждое занятие. И неуклонно следовал ей весь год. В тот раз нужно было ему куда-то срочно уехать по делам. Вот меня и попросили его подменить.

Посмотрел я программу, а там, в одной из тем урока написано примерно следующее: «Пророк Илия и преподобный Серафим Саровский – святые одной Церкви». Видимо, был у батюшки заготовлен интересный рассказ как раз к нынешним, рядышком стоящим в календаре праздникам двух великих угодников Божьих.

Только я-то ведь его не знал, рассказа этого, батюшкиного. А свой вариант – ну никак не складывался, хоть тресни. Святые, они, хотя и называются этим общим словом — «святые», а все равно у каждого свой характер, свой темперамент, свои особенности поведения.

И вот никак у меня не получалось объединить жития пророка Илии и преподобного Серафима в общий контекст урока. Слишком уж в разные исторические эпохи они жили, слишком разительные отличия виделись мне в их личном подвиге и праведности. Думал, думал, да так ничего и не придумал. Решил, пойду на урок, а там уж – что Бог на душу положит, то и скажу.

И вот, на занятии доходит дело до этой «неудобной» темы. Помолчал я немного, помолился про себя обоим святым, да и выдал:

— Ребята, вы все хорошо знаете историю пророка Илии. И историю преподобного Серафима тоже знаете.

Пророк Илия жил почти за тысячу лет до пришествия на землю Иисуса Христа. Он любил Бога так сильно, что ради Его почитания в своем народе собственноручно перерезал четыреста пятьдесят языческих жрецов.

Преподобный Серафим жил почти через две тысячи лет после пришествия Иисуса Христа. Он так любил Бога, что когда на него в лесу напали разбойники, он отдал им свой топор и сказал: «Делайте, что задумали».

Оба этих святых очень высоко почитаются нашей Церковью, их иконы расположены на стенах наших храмов по соседству, как и дни их памяти в нашем церковном календаре.

И вот, если со времен грозного пророка Илии люди научились видеть святость и в кротком Серафиме, значит, не бесплодной оказалась проповедь Евангелия для всего человечества.

Тут и урок закончился. До сих пор не знаю, совпала ли моя трактовка этой темы с батюшкиной. Сразу тогда не спросил, а сейчас ему уж и не вспомнить, наверное, – без малого двадцать лет прошло.

Зато недавно прочел «Слово о пророке Илие» святителя Иоанна Златоуста. И подумал, как жаль, что не было у меня двадцать лет назад под рукой этого текста. Прочитать бы тогда ребятам эти удивительные слова о причинах вознесения пророка Илии на небеса. Думаю, куда лучше раскрыли бы они мысль, которую я неумело пытался выразить на том уроке. Впрочем, судите сами:

«…Что же тогда Бог? Видя Илию не проникающимся человеколюбием к наказуемым, Он удаляет пророка от сожительства с грешниками. Я, говорит, о, Илия, знаю твою ревность, признаю твои требования, но Я милую и грешников, как скоро они наказываются сверх меры. Ты строгий судья благочестия, а род людской постоянно грешит. Остается, значит, разлучить вас друг с другом. Иди хотя на небо, раз не можешь выносить грешников, а Я переселюсь на землю. Если ты и на дальнейшее время останешься с грешниками, то весь род человеческий истребится, постоянно подвергаясь от тебя наказаниям. Что же? Иди хотя на небеса, о, Илия! Не может огонь обитать вместе с тростником. Я дам тебе в сожители безгрешных, Я поселю тебя с ликами ангелов. Переселяйся на небеса, а Я поселюсь с грешниками, Я могу носить на плечах Своих заблудшую овцу и всех грешников, призывая: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, Я не наказывать вас буду, но Я успокою вас (Мф 11:28). Ему слава во веки веков. Аминь».

Пророк Илия снова придет на землю?

Православная Церковь знает много святых, каждый из которых сохранил свои индивидуальные человеческие черты. Одни из них действовали исключительно лаской и добротой, другие, напротив, были строгими обличителями. Особое место среди них занимает пророк Илия. Некоторые его поступки сегодня для многих из нас могут показаться слишком жестокими и даже безжалостными на первый взгляд. Однако почему же его так возлюбил Бог, что сразу же исполнял то, что он попросит? Предлагаем подумать об этом вместе.

Рождение и возрастание святого пророка

Святой родился еще за 900 лет до прихода в мир Спасителя. Его родным городом была Фесвия в стране Галаадской, что граничит с Аравией. Поэтому он и получил еще прозвище Фесвитянина. Само же имя Илии в переводе с еврейского звучит как «Яхве — мой Бог» (где «Яхве» — таинственное имя истинного Бога), еще его переводят как «крепость, сила Господня». По одному преданию, которое передает Епифаний Кипрский, отец его Савах при рождении сына вдруг увидел светлых людей (ангелов), которые пеленали младенца огнем, а в уста вкладывали пламя.

Испуганный видением, Савах обратился к первосвященникам за объяснением. Один из них, считавшийся прозорливым, успокоил его, сказав, что его сын сподобился чести быть великим «сосудом благодати Божией». И еще добавил:

Слово его будет, как огонь, сильно и действенно, будет велика и ревность его о Господе, и будет судить он Израиль оружием и огнем

Предсказание это, как увидим, сбылось в точности. Пока же будущий пророк Божий рос, удалившись от соблазнов в пустыню, чистой и святой жизнью, пребывая в постоянном общении с Богом. Он был первым ветхозаветным девственником и великим постником. За его праведную жизнь, ревность о благочестии и возлюбил его Господь.

Обличение нечестия и заключение неба

В те времена, когда жил святой, Самария была столицей Израиля, и правил в ней царь Ахав. Супруга его, Иезавель, будучи дочерью сидонского царя, насадила в стране культ сидонского Ваала. Конечно, этого не мог вынести праведник Илия. Имея большую ревность по Богу, он пришел разгневанный к царю Ахаву и обвинил его в идолопоклонстве, уговаривая самому вернуться и возвратить народ к поклонению настоящему Богу Израилеву.

Однако царь не хотел его слушать. И тогда, желая от слов перейти к делу, пророк Илия изрек следующие слова:

Жив Господь, от сего времени не упадет на землю дождь или роса, разве только по моему слову

Так и произошло, Господь исполнил его слова: стоило Илии произнести их, как небо тут же закрылось и наступило бездождие. Восстал Илия пророк, как огонь, и слово его горело, как светильник. Он навел на них голод , — писал об этом в своей Книге Сирах (Сир. 48:1-2). В стране началась сильная засуха и, как следствие, голод, умирали не только люди, отвернувшиеся от Бога, но и животные. Праведник рассчитывал, что Ахав раскается, но тот озлобился еще больше. Когда прошел год, Господь сжалился над своим заблудшим народом и хотел уже дать дождь, но, оставаясь верным произнесенному Илией, ждал его слова.

Так, через птицу Господь хотел научить Илию состраданию. Он показывал, что хищная по природе птица, которая ни о ком больше не заботится, как о себе, сама не ест, а приносит мясо пророку. Однако Илия был непреклонен: он не мог терпеть безбожия израильского народа, пусть даже сам умрет от голода. А пророк Божий не торопился их произносить, так как ждал покаяния. Вместе с людьми он и сам страдал, изнывая от голода и жажды, но желал лучше терпеть это, чем идолопоклонство, предательство истинного Бога. Бог пожалел своего избранника и наказал ему идти к Хорафскому потоку напротив Иордана. Из потока он пил воду, а ворон, посланный Богом, приносил ему каждый день еду: утром — хлеб, а вечером — мясо.

Воскрешение отрока в Сарепте

Когда в потоке вода закончилась, Господь велел пророку Илие идти в Сарепту Сидонскую, к одной бедной вдове. Святой попросил у нее еды. Однако все, что у нее оставалось, — горсть муки и чуточку масла. Тогда пророк сжалился над ней (именно с этой целью и послал его туда Господь) и сотворил так, что муки и масла у нее никогда не убывало до тех пор, пока не прекратится голод.

Однако вскоре от болезни умер сын вдовы. Она очень скорбела об этом, считая, что Бог наказал ее за старые грехи. И тогда святой праведник, помолившись над сыном вдовы, трижды дунул не него и воскресил. Это был первый в истории случай воскрешения мертвого.

Читать еще:  В День Крещения Руси богослужение из Лавры увидят миллионы зрителей

Существует версия, по которой воскрешенный пророком Илией мальчик был будущий пророк Иона. Он известен тем, что был проглочен китом и, проведя в его желудке три дня, остался жив и затем был выброшен назад (прообраз Воскресения Христова). Также от своего «воскресителя» Иона унаследовал непреклонную ревность по Богу: подобно Илие, он не хотел пощадить погрязших в нечестии ниневитян.

Избавление народа от голода

Когда прошли три года бездождия, Господь возвестил своему избраннику, что Ахав уже готов принести покаяние. Илия вернулся в Самарию, где встретился с царем. Он предложил ему дать двух жертвенных тельцов своим «пророкам» и двух — ему, и посмотреть, чью жертву примет Господь. Чей Бог пошлет огонь на тельцов, Тот Бог и истинен.

Царь повелел так и сделать. Полдня Вааловы жрецы просили перед жертвенником своего «бога» ниспослать огонь на их тельцов, они скакали, громко кричали, пронзали себя ножами и били бичами, но ничего не произошло. После этого истинный пророк Божий повелел даже провести к своему жертвеннику ров с водой. По первому же его слову Господь послал огонь, который сжег не только тельца, но даже камни и всю воду со рва.

Ахав вынужден был признать свое поражение, он разрешил Илие отвести жрецов к реке. Там пророк сам с ними жестоко расправился, заколов, а трупы пустив по воде, чтобы земля не заразилась их смрадом. Нужно понимать, что поступок этот совершил ветхозаветный человек, которому законом повелевалось так поступать с идолопоклонниками, особенно же с теми, кто призывает других поклоняться идолам.

Тогда пророк Илия приказал Ахаву поскорее запрягать свою колесницу, так как скоро польет дождь. Он помолился на горе, и после этого действительно полился большой дождь, напитавший землю. Царь, раскаявшись, оплакивал свои заблуждения, когда ехал в колеснице, сам же пророк бежал перед ней, радуясь о славе и правде Божией.

«Глас хлада тонка»

Разумеется, царица Иезавель не могла простить праведнику убийство своих жрецов: она пригрозила ему смертью. Тогда Илия вынужден был удалиться в Вирсавию в Иудейском царстве, где пребывал в пустыне. Большая скорбь объяла святого, он думал, что все труды его были напрасны. Он просил Господа забрать его к Себе, так как не мог больше выносить царящего беззакония. Тогда дважды являлся ему ангел, подкрепляя пищей и едой. Он повелел ему идти к горе Божией Хорив. Илия шел туда сорок дней.

На Хориве пророку Божию показал Себя Сам Господь. Вначале была большая буря, затем землетрясение, а потом огонь. Но Бог был не в них. Он был в тихом веянии легкого ветерка ( гласе хлада тонка ), и так явил Себя не случайно. Господь хотел показать Своему избраннику, что не природными явлениями можно убеждать людей, но что лучше воздействовать на них долготерпением, кротостью и любовью.

Затем Сам Господь заговорил к Илие. Он утешил его и поддержал, сказав, что не все еще предали Его в Израиле, там осталось еще семь тысяч приверженцев истинного Бога. Также Он предвозвестил пророку о скорой гибели всего дома Ахавова, что вскоре и исполнилось.

Покаяние Ахава

Ахав не мог успокоиться, но не потому, что его «бог» был разоблачен, но потому, что у одного из израильтян был чудесный виноградник, который ему очень нравился. Царь предложил ему выкупить этот виноградник, но израильтянин отказал, так как он достался ему в наследство. Иезавель поступила хитрее. Она написала ложное обвинение на хозяина виноградника, и того жестоко убили камнями.

По закону виноградник достался царю. Однако на пути к нему Ахав повстречал пророка Илию. Тот ему сказал, что за нечестивый поступок царь будет наказан: на том же месте, где пролил кровь его подчиненный, псы и свиньи будут облизывать кровь самого царя. Его же супругу растерзают собаки, а весь их род вскоре оборвется. И только тогда Ахав, поверив пророку, действительно раскаялся и наложил на себя пост.

Видя его искреннее покаяние, Господь возвестил Илие, что отложит «развязку» с родом Ахава, пока тот сам не умрет. Спустя три года царь погиб на войне. Когда его тело привезли в Самарию, колесница с ним проезжала как раз по тому месту, где убили израильтянина, и царскую кровь, которая с него стекала, действительно облизывали свиньи и собаки. Сбылось и пророчество, касающееся жены и наследников Ахава.

После него страной стал править сын Охозия, тоже бывший язычником. Однажды он, выпав из окна, тяжко заболел и направил послов к жрецам Ваала узнать о своей участи. По дороге послов встретил пророк Илия. Он сказал им, что царь скоро умрет, так как пренебрег истинным Богом и отправил их с вопросом к ложному. Что вскоре и произошло. Его престол занял младший брат, после которого династия Ахава прекратилась.

Пророк Елисей и вознесение на небо

После помазания на пророческое служение Елисея тот ни на шаг не отступал от Илии, учась у него всему. Праведник знал, что скоро будет взят на небо, и спросил ученика, что тот хочет, чтобы он исполнил, прежде чем покинет его. Елисей ответил: Прошу, чтобы во мне было вдвое больше того духа, что в тебе .

Когда они проходили Иордан, стоило Илие ударить по воде своим плащом, как река тот час же расступилась, и они смогли пройти. Вскоре Елисей увидел, как в вихре с неба спустилась огненная колесница и забрала на небо живым пророка Божия. Позже оттуда к ногам Елисея упал чудодейственный плащ (или милоть) Илии в знак того, что обещание будет выполнено. Точно так же перед ним сделали проход воды Иордана, когда он ударил по ним милотью.

Приход перед Вторым пришествием

Можно было бы считать, что жизнеописание святого на этом закончилось, но это не так. Известно пророчество о том, что Илие надлежит возвратиться на землю перед Вторым, уже во славе, пришествием Господним. Сопутствовать ему будет Енох, другой великий праведник, который жил еще до Великого потопа и тоже во плоти был взят на небо.

Вместе они будут обличать антихриста и укреплять верных. Затем их прилюдно умертвят, однако спустя три дня жизнь вернется в тела святых, они вновь живыми взойдут на небо. Об этом подробно рассказывается в книге «Откровение» апостола Иоанна Богослова (Откр. 11:1-13).

Однако пророчество о возвращении пророка Илии на землю было известно еще в Ветхом Завете. Вот что, например, повествует пророк Малахия:

Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал. 4:5-6)

Поэтому когда появился такой праведник, как Иоанн Предтеча, не удивительно, что многие сравнивали или даже считали его Илией. У них действительно было много похожего: оба были девственники и невероятные постники, оба жили в пустыне, носили власяницу, кроме того, были грозными обличителями и ревнителями о славе Божией. Даже Господь на вопрос о пророке Илии ответил, что он уже пришел, имея в виду Иоанна Крестителя и подразумевая то, что Иоанн имел силу и славу Ильину, один с ним дух.

2 августа — Ильин день

Память святого мы совершаем ежегодно 2 августа, этот день получил еще в простонародье наименование Ильина дня. Мы чтим его как величайшего из пророков, с которым мало кто из живших на земле сможет сравниться. Не удивительно, что на Фаворе во время Преображения Христу явились именно Илия и Моисей, с Ними Господь разговаривал. Бог и при жизни всегда собеседовал с Илией, исполнял каждое его слово.

У славянских народов пророк Божий имеет особое почтение. Вот почему в этот день большим грехом считался даже самый незначительный труд. Говорят: на Ильин день и камень не прорастает. Кроме того, Илию особенно почитают земледельцы, так как он имеет власть над стихиями. Первый хлеб нового урожая всегда приносили на освящение в этот день. Мы же просим святого укрепить нас в вере и дать такую же ревность о Боге, как у него.

Больше о ветхозаветном праведнике можно узнать в передаче из цикла «Закон Божий»:

10 фактов о пророке Илии

Пророк Илия — не просто один из наиболее почитаемых святых, как в Православной, так и в Католической Церквах. Пророк Илия — один из самых известных людей в истории человечества. Его почитают не только в христианстве и иудаизме, но и в поздних протестантских сектах и исламе, а следы его образа присутствуют даже в языческих религиях.

Мы собрали самые интересные факты о пророке Илии.

1. Неизвестное имя пророка Илии

Мы ничего не знаем о происхождении пророка Илии, о его родословии, и даже его имя, возможно, не является именем собственным.

«Элийаху» на древнееврейском языке значит «Яхве — мой Бог». Существует мнение, что это имя пророк взял себе во время противостояния со жрецами Ваала.

2. Проповедник Единого Бога

Современный Илии царь Израиля Ахав и его жена Иезавель были идолопоклонниками: они приносили жертвы языческому божеству Ваалу (Иезавель происходила из финикийцев, поклонявшихся ему, и сама была жрицей) и склоняли к этому народ. Илия открыто обличал царя и царицу, снискав тем самым ненависть последней.

В наказание за упорство царя в идолопоклонстве Господь посылает на страну зной. Три года не было с неба ни дождя, ни росы. Засуха прекратилась только по посрамившей жрецов Ваала молитве Илии.

Произошло это при следующих обстоятельствах.

Илия собрал на горе Кармил народ Израиля и жрецов Ваала и предложил сложить два жертвенника — Богу и Ваалу — и принести на них жертвы, но не поджигать ее. Если Ваал попалит свою жертву огнем с неба, то он и есть истинный Бог. Если Господь — истинный Бог Он.

Читать еще:  «Бог есть любовь» — что это значит для нас?

Ваал, разумеется, своей жертвы «не принял». Бог же попалил не только жертву, но и дрова, каменный жертвенник и даже ров с водой, который по приказу Илии окружал жертвенник.

Народ Израиля покаялся и восславил Бога, а Илия собственноручно убил всех жрецов Ваала как тех, кто совращал людей. После этого он взмолился к Господу о дожде, и Господь призрел на его молитву.

3. Живой на небе

Согласно Священному Преданию, в истории человечества есть всего три человека, взятых на небо живыми: апостол Иоанн, Енох и Илия.

Причем если о Енохе возможны различные толкования (в 5-й главе книги Бытия о его уходе из земной жизни сказано туманно: «не стало его, потому что Бог взял его»), а об Иоанне мы знаем только из Предания, то о пророке Илии конкретно сказано в Библии: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар.2:11).

4. Илия — предтеча Христа

Согласно церковному преданию, основанному на пророчестве Малахии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал.4:5), пророк Илия станет предтечей Второго Пришествия Христа на землю и будет убит за проповедь Христа, повторив тем самым судьбу Иоанна Крестителя, пришедшего «в духе и силе Илии» в качестве Предтечи Спасителя («Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф.17:11-12), — говорит Христос).

О том, что Илия является одним из провозвестников Христа, свидетельствуют его чудеса. Во время засухи, последовавшей за грехи царя Ахава и народа Израиля, он поселился в доме вдовы из Сарепты Сидонской, язычницы по происхождению — подобно тому, как Христос пришел к погибающему народу Израиля, но, будучи отвергнутым, был принят язычниками.

В доме вдовы Илия воскресил ее единственного сына, умершего от болезни — как Христос будет воскрешать мертвых в земной Своей жизни.

Еще одно чудо в доме вдовы — пока в нем находился пророк, не иссякало масло в кувшине и не заканчивалась мука — предвосхищает чудо о хлебах и рыбах, которыми Господь насыщал слушающих Его.

5. Илия — собеседник Христа

О том, что Илия — величайший из пророков, Евангелие свидетельствует тем фактом, что лишь он и Моисей удостоились беседы со Христом во время Его Преображения на Фаворе.

Есть разные объяснения, почему именно этих двух пророков избирает для беседы Христос.

Во-первых, Илия, как и Моисей, имел опыт непосредственного богообщения: Моисей получил от Бога закон, а также общался с Всевышним настолько близко, насколько возможно для человека — видел «задняя Бога» (Исх., 33). Илия же стоял лицом к лицу перед Богом по Его призыву, «закрыв лицо свое милотью своею» (3 Цар., 19).

Святитель Иоанн Златоуст излагает другое мнение: «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали пред Христом для того, чтобы показать, что Он «имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

6. Илия в иудаизме

Предание о пророке Элияху как предтече Машиаха (Мессии) существовало в древнем, еще дохристианском иудаизме, сохраняется оно и сейчас. Более того: считается, что Илья не просто вернется на землю перед приходом Мессии, но и помажет его на царство (поскольку другого указания, кроме как непосредственно Богом через пророка, на легитимного царя после многовекового перерыва в династиях быть не может).

Иудейская традиция также утверждает, что Элияху посещает дом каждой семьи, встречающей Песах (воспоминание об исходе из Египта) — поэтому во время ритуальной пасхальной трапезы на столе оставляют бокал для пророка.

7. Илия в исламе

Пророка Илию в исламской традиции зовут именем Ильяс. Его жизнеописание вкратце повторяет библейскую биографию пророка: учил поклоняться Единому Богу, наказал за поклонение идолу Ваалу.

Некоторые толкователи Корана и исламские богословы считают, что Идрис (Енох), Хидр (пророк — учитель Моисея, также бессмертный; в Библии аналога нет) — другие имена Ильяса. Эсхатологического смысла, который вкладывается в фигуру Илии в христианстве и иудаизме, в исламе нет. Но вера в то, что он взят на небо живым, есть и в исламе — считается, что он путешествует по миру вместе с Хидром.

В более поздней исламской литературе и легендах Ильяс вообще становится полу-человеком, полу-ангелом.

8. Илья в фольклоре

Благодаря тому, что по пророчеству Илии в течение трех лет были заключены небеса и по его же молитве на землю пролился дождь, Илия часто ассоциируется с дохристианскими небесными божествами. Не последнюю роль в этих ассоциациях сыграл образ уходящего на небеса пророка — на огненной колеснице.

Уже в христианскую эпоху, в пятом веке поэт Седулиус с именем Илии связывал греческого бога солнца — Гелиоса — тем более, что оба эти имени очень близки по звучанию (имя «Илия» в греческой транскрипции звучит как «Элиас»).

В славянской традиции на фигуру Илии-Пророка были перенесены некоторые функции языческого бога-громовержца Перуна. А народ коми и вовсе ввел Илию в пантеон своих богов: Илья-пророк считается помощником одного из божеств-демиургов. Его атрибуты — огниво и кремень, которыми он высекает гром и молнию.

9. Почитание пророка Илии на православной Руси

Почитание пророка Илии на Руси было распространено еще до ее Крещения князем Владимиром. Первый храм, построенный в Киеве во время правления князя Игоря, был посвящен пророку Илии.

Святая равноапостольная княгиня Ольга после своего крещения построила храм, также посвященный пророку Илии, в своем родном селе Выбуты (Псковская область).

10. Чей покровитель пророк Илия?

2 августа — «день ВДВ». Воины в голубых беретах отмечают свой праздник широко, а те из них, кто исповедует себя православными, не без гордости вспоминают, что в этот же день Церковь вспоминает пророка Илию. Поэтому в последнее время пророка Илию все чаще называют покровителем воздушно-десантных войск.

Нет ничего плохого в таком календарном символизме, тем более, что многие чудеса пророка были по-ветхозаветному воинственными. Важно вместе с тем не забывать главного: пророк Илия — покровитель верных Господу, ибо сам был верен Ему вопреки всем обстоятельствам, он же — наставник заблудших, ибо своими чудесами вразумил заблудший народ, он же — образец целомудренной жизни, ибо жил в чистоте, не состоя в браке…

Каждому он близок по-своему. Потому пророк Илия, от которого нас отделяют тысячелетия, — один из самых любимых в народе святых.

Кто такой пророк Илия и за что его почитают православные христиане?

2 августа Православная Церковь отмечает день памяти святого пророка Илии. Почитают его не только в христианстве и иудаизме, но и в поздних протестантских церквях и исламе, а следы его образа присутствуют и в язычестве.

Житие пророка Илии

Пророк Илия (переводится с иврита «Мой Бог») родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, когда родился Илия, его отцу было таинственное видение: «мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнём и питали пламенем огненным».

Илия с малых лет посвятил себя Богу, жил в пустыне, проводил время в посте и молитве. Его пророческое служение пришлось на правление царя Ахава*, которого жена Иезавель убедила принять язычество.

Поэтому в стране культивировалось поклонение языческому богу Ваалу**. По преданиям, для вразумления царя и развращённого им израильского народа пророк Илия поразил землю трёхлетней засухой. Через некоторое время, по молитве пророка Илии, Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

Пророк Илия также упоминается в Новом Завете: во время Преображения Господня он вместе с пророком Моисеем прибыл на гору Фавор, чтобы беседовать с Иисусом Христом.

Пророк Илия совершал множество чудес. Однажды он отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая не пожалела последней горсти муки и масла, поэтому мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Тогда же пророк Илия совершил ещё одно чудо: он оживил недавно умершего сына вдовы.

Как в иудаизме, так и в христианстве считается, что Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на Небо» (4Цар. 2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох***, живший до Потопа (Быт. 5:24). Впрочем, в православном богословии есть мнение, что Енох и Илия были вознесены не на небо, но в некое сокровенное место, в котором и ожидают дня Второго пришествия Иисуса Христа.

Второканоническая книга, Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его» (Сирах. 48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.

Почитание пророка Илии на Руси

Пророк Илия был одним из первых святых, которых стали почитать на Руси. В его честь ещё в начале IX века при князе Аскольде**** был воздвигнут соборный храм в Киеве. Княгиня Ольга во имя пророка Илии поставила церковь на севере Руси.

После принятия Русью христианства образ Ильи-пророка заменил бога-громовержца Перуна, почитавшегося древними славянами. Представления о том, что Илья ездит по небу на колеснице, гремит и пускает молнии, преследуя змея, связаны как с образом Перуна, так и с тем, что пророк Илия живым попал на небо в огненной колеснице.

Читать еще:  Святейший Патриарх Кирилл: Одно из важнейших событий в жизни – встреча с Богом

Ильин день

После принятия христианства день памяти пророка Илии стал приурочен к традиционному народному празднику восточных и южных славян. Празднество получило название Ильин день.

Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (например, в Македонии) этот день называли серединой лета, а в России — поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей. В этот день начинали пользоваться плодами нового урожая. Славяне связывали праздник со свадьбой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки — о том, чтобы выйти замуж.

Отмечать этот праздник начинали ещё накануне — с четверга перед Ильиным днём, когда в некоторых местностях пекли обрядовое печенье, или с Марины лазоревой, когда переставали заниматься полевыми работами.

Кроме того, накануне Ильина дня предпринимали меры предосторожности, чтобы защитить свой дом, хозяйство и посевы от ливня, града или молнии.

В этот день совершались молебны в поле и в церквях, и часовнях, посвящённых Илье-пророку (установленных часто по обету); кое-где крестьяне постились всю предшествующую неделю; окуривали дом и постройки ладаном, выносили из дома или прятали все блестящие, сверкающие предметы, чтобы обезопасить себя от гнева Ильи.

На Руси почти повсеместно обязательным обрядом Ильина дня была коллективная трапеза («братчина») с закланием барана или быка, купленного в складчину. Кроме этого, на Ильину братчину варили пиво или сусло. Заканчивались подобные братчины гуляньям молодёжи, играми, хороводами и песнями. Организаторами Ильиной братчины, в отличие от других праздников, выступали мужчины.

Ильин день считался календарной границей сезонов, когда в природе появлялись первые признаки осени и менялось поведение зверей, птиц и насекомых.

В Ильин день категорически запрещалось:

  • работать — труд в этот день не принесёт никакого результата и может разгневать Илью-пророка, который жестоко наказывал за непочтительное отношение к своему празднику. Работающего в этот день останавливали и наказывали его же односельчане: в Калужской губернии, например, выпрягали лошадь из телеги, на которой он собирался возить сено, а конскую упряжку относили в кабак и сообща пропивали;
  • купаться – потому что в воду с этого дня возвращается всякая нечисть (черти, русалки, волос — с Иванова дня и до сих пор они были на суше, где их молниями отстреливал Илья-пророк).

Поговорки и приметы Ильина дня:

  • Илья грозы держит.
  • Не мечи на Илью копны — небесным огнём пожжёт.
  • Пётр (29 июня) — с колоском, Илья — с колобком.
  • С Ильина дня ночь длинна и вода холодна.
  • Илья-пророк ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу холодеет.
  • До Ильи поп дождя не умолит; после Ильи баба фартуком нагонит.
  • На пророка Илью баранью голову на стол (Вологодская губерния).
  • На Ильин день не выгоняют скот в поле на пастбище.
  • После Ильи комары перестают кусаться.

* Ахав — царь Израильского царства в 873 – 852 гг до н. э., сын и наследник Омри. История его правления подробно изложена в Третьей книге Царств.

**Енох — потомок Сифа, сын Иареда и отец Мафусаила, седьмой патриарх начиная от Адама. В пятой главе Книги Бытие говорится, что Енох «ходил пред Богом» и прожил 365 лет, после чего «не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:22-24).

***Ваал — божество в ассиро-вавилонской этнокультуре, почитавшееся в Финикии, Ханаане и Сирии как громовержец, бог плодородия, вод, войны, неба и солнца. Ваал создал из первобытного хаоса небо и землю, светила, животных, а из смеси земли со своей кровью создал человека.

****Князь Аскольд (умер в 882 году) — киевский князь (по одной из версий — правил совместно с князем Диром).

Справка:

В Москве есть православный храм в честь пророка ИлииХрам Илии Пророка Обыденного. Он располагается по адресу: 2-й Обыденский переулок, 6. Храм был построен в 17021706 годах на Остожье. Настоятель со 2 ноября 2012 года — протоиерей Максим Юрьевич Шевцов.

Почему пророк Илия был взят живым на небо?

Пророк Илия – издавна является наиболее любимым и почитаемым святым. В память о нем, еще во времена князя Аскольда (IX столетие) был сооружен собор в Киеве. А княгиня Ольга в годы своего правления, построила храм в память пророка в городке Выбуты.

Пророк Илия, живший в далекой от Руси Палестине, русскими людьми почитался как святой наиболее близкий нашему Отечеству. История Православия рассказывает нам лишь о двух людях, которые были взяты господом на Небо живыми. То есть они не умерли и попали на Небеса еще живыми, за свои богоугодные деяния. Эти люди святой Енох и известный каждому верующему пророк Илия. Жили они оба еще в ветхозаветную пору, до прихода Христа, когда на земле царило идолопоклонничество, а истинный Бог почитался только иудейским народом.

Государства погрязли в непрекращающихся войнах, а люди были жестоки и грубы. В те времена еще не было написано Евангелие, и лишь избранным Бог раскрывал свои тайны. Именно таким избранным последователем божьего учения и был Илия, ставший пророком, указывающим язычникам путь к истинной вере. Дабы показать лживость идолопоклонничества, Господь посылал народам, пророков, чьей задачей было напоминание людям об их предназначении и служении Господу.

Илия сызмальства уверовал в Господа и проводил жизнь в непристанных молитвах. Всевышний призвал юного Илию для пророческого служения. В ту пору правил царь Ахав, который и сам, будучи идолопоклонником, заставлял и свой народ поклоняться идолам.

Пророк Илия всю свою жизнь направил на проповедование Божьего слова. В те времена для этого требовалось особенное мужество и непоколебимая вера. За свое ревностное служение, за верность и веру Илия Господом на Небеса был призван живым. Почему такой чести удостоился именно он? Всевышний решил, что пророк этого достоин. Святой Илия угодил Господу своей праведной жизнью своими деяниями, и был одарен вечной жизнью на Небе.

О Илие, как о величайшем пророке повествует Евангелие, указывая, что только к Моисею и пророку Илие снизошел Господь и вел с ними беседу. Упоминания о вознесение святого Илии на Небеса можно найти в различных древних источниках. Очевидцем вознесения стал ученик пророка Елисей.

Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо» (4Цар.2:11).

В апокрифической Книге мудрости Иисуса на данное событие указано так:

«Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его» (Сирах.48:12)

Верхние свои одеяния Илия сбросил на руки своему ученику Елисею, уже находясь в колеснице.

День памяти пророка православный люд отмечает 2 августа, считая этот день границей, разделяющей осень и лето. Со дня, когда пророк вознесся на Небеса в полыхающей огнем колеснице, христиане не перестают почитать святого.

Подписывайтесь на канал, чтобы узнавать больше о Православии и Христианстве!

Почему Бог взял пророка Илию на небеса

«…Что же тогда Бог? Видя Илию не проникающимся человеколюбием к наказуемым, Он удаляет пророка от сожительства с грешниками. Я, говорит, о, Илия, знаю твою ревность, признаю твои требования, но Я милую и грешников, как скоро они наказываются сверх меры. Ты строгий судья благочестия, а род людской постоянно грешит. Остается, значит, разлучить вас друг с другом. Иди хотя на небо, раз не можешь выносить грешников, а Я переселюсь на землю. Если ты и на дальнейшее время останешься с грешниками, то весь род человеческий истребится, постоянно подвергаясь от тебя наказаниям. Что же? Иди хотя на небеса, о, Илия! Не может огонь обитать вместе с тростником. Я дам тебе в сожители безгрешных, Я поселю тебя с ликами ангелов. Переселяйся на небеса, а Я поселюсь с грешниками, Я могу носить на плечах Своих заблудшую овцу и всех грешников, призывая: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, Я не наказывать вас буду, но Я успокою вас (Мф 11:28). Ему слава во веки веков. Аминь».

Проще говоря, Бог забирает Илию на небо из-за его строгости: он строгий обличитель и судья, карающий за грехи, но утешать, исцелять или ходатайствовать за согрешивший народ, как некогда Моисей — не его призвание. Поэтому Бог и делает его преемником Елисея, а Илию забирает. Я знал, что подобный подход есть в иудейской толковательной традиции — см., например, в лекциях Зеева Дашевского по Книгам Царей («Он поэтому и был отправлен в «почетную ссылку» на Небо, потому что, если он так относится к народу, то он здесь Всевышнему не подходит. В любой фирме есть такое определение «оверквалификейшен». Если человек слишком хороший специалист, то он не подходит для работы. То есть, если ты, Элияhу, не можешь вынести плохого поведения народа, то подожди до лучших времен.»), но того, что и в православной традиции (кто ж православнее Златоуста?) есть подобные мысли, я не знал. Значит, есть такое!

Ещё у Дашевского в других местах, где разбираются соответствующие отрывки, обращается внимание на то, что первые чудеса Илии и Елисея диаметрально противоположны: Илия провозглашает затворение неба, а Елисей исцеляет воды Иерихона, снимая с них и всего города проклятие (тут явная параллель с исцелением горьких вод Мерры в 15-й главе Исхода и источником пресной воды, текущие из которого воды делают Мёртвое Море пресным в конце книги Иезекииля, а также в конце Апокалипсиса, ну и можно ещё вспомнить «реки воды живой» в речи Христа на празднике Кущей в Евангелии от Иоанна). Ну и еще замечено, что Илия преимущественно одиноко живёт, а Елисей постоянно среди людей находится (как тут не вспомнить Предтечу и Христа).

Спасибо Александру Ткаченко «за наводку», как принято говорить (цитату из Златоуста я прочитал в его публикации в Фейсбуке ПОЧЕМУ БОГ ВЗЯЛ ПРОРОКА ИЛИЮ НА НЕБЕСА).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector