0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему в пасхальном богослужении священник использует трисвечник?

Православная Жизнь

Отвечает священник Андрей Чиженко.

Здесь есть отсылка к архиерейскому богослужению. Принадлежностью богослужения епископа являются определенного вида подсвечники с плетеными свечами. Соответственно, дикирий (с греческого «двусвечник») и трикирий (с греческого «трисвечник»). Фактически здесь снова есть отсылка к наложению на себя крестного знамения. Два сложенных пальца символизируют диафизическую (с греческого «двойственную») природу Господа нашего Иисуса Христа. Он одновременно истинный Бог и истинный Человек. Т. е. в этом состоит Искупительный Подвиг Спасителя. Бог воплотился в человека, чтобы человек стал богом. Бог сошел с неба на землю, чтобы человека возвести на Небо. Посредством Богочеловечества Иисуса Христа происходит усыновление Господом каждого человека в потенциале. Отсюда и молитва «Отче наш».

Соответственно, три сложенных пальца в крестном знамении – это символ Святой Троицы: Отца, Сына и Святого Духа. Поэтому крестное знамение – фигуральный пластичный Символ веры. Точно так же, как дикирий – символ двойственной природы Христа и трикирий – символ Святой Троицы. Свет от этих вышеупомянутых свечей, соответственно, символизирует свет Божий, просвещающий мир, дарующий жизнь и побеждающий тьму. Архиерей в богослужебном отношении в епархии символизирует собой Христа. Он, священство и верующие конкретной епархии – это уже полнота Церкви. Без епископа Церковь невозможна. С нее она начинается. Поэтому на епископе, в том числе и в литургическом, богослужебном смысле, почивает полнота благодати Божией. И символом этой полноты благодати Всевышнего является благословение архиереем во время богослужения дикирием и трикирием народа Божия в храме. Это словно бы благословение Самого Бога.

Иерей имеет эту благодать Божию, но не в полной мере. Он получает ее в Таинстве Священства от епископа, который делегирует ему свои полномочия крестить, исповедовать, совершать Литургию и т. д. Поэтому если Правящий Архиерей в епархии символизирует собой Христа, то священники – Его святых апостолов.

Иерей не имеет права служить с дикирием и трикирием. Это сугубо принадлежность архиерейского богослужения. Но один раз в году, в Светлое Христово Воскресение и всю Светлую Седмицу, которая есть непрекращающейся Пасхой, он будто бы получает это право. Он служит по церковному Уставу почти всю пасхальную утреню, а также начало и конец пасхальной Литургии с крестом и трисвечником. Для удобства священнослужителя сегодня они соединены в одну фигуру: Распятие, впереди которого помещены три свечи. Чисто практически это сделано для того, чтобы священник мог еще совершать каждение.

Символика Распятия с трисвечником аналогична символике дикирия и трикирия, а также крестного знамения. Распятие (Крест) – символ Крестной Жертвы, Искупительного Подвига Господа нашего Иисуса Христа. Трисвечник с горящими свечами – символ Божественного света Святой Троицы, просвещающего мир, дарующего ему жизнь и спасение.

Почему иерею разрешено использовать в пасхальном богослужении трисвечник – этот символ полноты благодати Божией? Ответ: ради самого праздника, очень большой праздник – Праздников праздник и Торжество из торжеств. Сама Пасха, Светлое Воскресение Христово, заключает в себе полноту благодати Божией, изливающейся в мир.

В Пасхальном послании Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия 2021 года приводится цитата из творений святителя Григория Богослова, которая очень точно подчеркивает значимость Светлого Христова Воскресения: этот праздник «настолько превышает все торжества, не только человеческие и земные, но даже и Христовы и для Христа совершающиеся, сколько солнце превышает звезды».

Интересной особенностью (но не являющейся обязательной для трисвечника) есть использование определенной цветовой гаммы свечей в пасхальном трисвечнике. Зеленая, красная и золотая (желтая) свечи. Они, в принципе, сходны с цветами одежд Трех Ангелов на иконе Святой Троицы преподобного Андрея Рублева. Зеленый – цвет жизни, цвет Святого Духа, дарующего миру жизнь. Красный – цвет Искупительного Подвига Господа нашего Иисуса Христа, Пролившего Кровь и Принесшего Себя в Жертву за грехи всего человечества. Красный – цвет мученичества. И золотой (желтый) – цвет Бога, сияния Божества.

Итак, Пасха – это полнота любви Божией к падшему человечеству и Его Отеческой милости. Фактически жизнь в Боге и с Богом и есть этой вечной Пасхой, Которая, однажды совершившись, не заканчивается уже никогда. Обратимся же к свету, войдем в эту вечную непрекращающуюся Пасху, научимся жить в ней. Потому что Христос посреди нас! И есть, и будет!

О православном богослужении

Особенности богослужения Святой Пасхи

Праздник Воскресения Христова, Святой Пасхи, занимает центральное место среди всех христианских праздников — «праздников праздник и торжество торжеств». Слово «Пасха» одначает «прехождение». В Ветхозаветной Церкви Пасхой назывался праздник, установленный в воспоминание исхода народа израильского из Египта и освобождения иудеев от египетского рабства. А в Церкви новозаветной — в знамение того, что Сам Сын Божий освободил нас от рабства смерти, от рабства греха и диавола. Воскресший Господь извел из ада души праведников, и верующим в Него дарует жизнь вечную.

Все богослужение Святой Пасхи особенно торжественно и проникнуто одним чувством — ликующей радости о Воскресшем Господе.

Праздничная Утреня предваряется крестным ходом. Священнослужители в белых облачениях выходят из алтаря с пением стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Крестный ход обходит вокруг храма, подобно женам-мироносицам, шедшим рано утром ко гробу Спасителя. Все молящиеся идут с возжженными свечами. Шествие останавливается перед закрытыми дверями храма, как бы у гроба Господня. И здесь же, на ступенях храма начинается праздничная Утреня: Настоятель после обычного возгласа, начинающего Утреню, вместе с остальными священнослужителями трижды поет тропарь Святой Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Затем тропарь этот трижды повторяется хором. Настоятель впервые произносит ликующее пасхальное приветствие «Христос воскресе!» Утреня продолжается стихами древних пророчеств царя Давида о Воскресении: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. «. После каждого стиха хор поет тропарь «Христос воскресе. «. После этого все входят в храм под пение праздничного тропаря.

Исхождение из храма и закрытие его дверей символизирует еще и изгнание наших прародителей из рая. И лишь Христос Искупитель открыл для нас снова райские двери. Когда в начале Пасхальнй утрени отверзаюся вновь врата храма — это знаменует отверзение для рода человеческого райский дверей Христовой смертью и Воскресением.

По входе в храм произносится великая ектения и затем поется пасхальный канон. Начало каждой песни канона запевается священнослужителями в алтаре. После каждой песни канона произносится малая ектения. После канона поется светилен: «Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли и упразднив смерть, Пасха нетления, мира спасение». Затем поются стихиры на Хвалитех и стихиры Пасхи. После чего все молящиеся в храме приветствуют друг друга пасхальным приветствием «Христос воскресе». Затем читается слово святителя Иоанна Златоуста на Пасху.

Читать еще:  заупокойное богослужение

Часы в праздник Пасхи и в Светлую седмицу состоят из пасхальных песнопений.

Литургия начинается, как и утреня, по Пасхальному чину, пением стихов «Да воскреснет Бог. «. Поются особые Пасхальные антифоны. Евангелие читается на разных языках. Вместо «Достойно есть» — задостойник Пасхи: «Ангел вопияше. «. В конце литургии вместо пения «Благословен грядый во имя Господне. «, «Видехом свет истинный. «, вместо 33-го псалма поется «Христов воскресе».

Царские врата не затворяются всю Светлую седмицу.

Молитва «Царю Небесный» не поется до праздника Пятидесятницы ни на какой службе.

На Пасхальном богослужении освящается артос — особый хлеб, на котором изображается крест или Воскресение Христово. Всю светлую седмицу артос ледит на особом столике на солее, а в субботу разделяется на небольшие части и раздается молящимся. Ощущая живой верой невидимое присутствие Господа, апостолы имели обычай, приступая к трапезе, оставлять место для Христа и хлеб, как бы для Него. В воспоминание этого обычая и освящается на Пасху артос и полагается перед взорами верующих, напоминания о присутствии с нами Воскресшего Господа.

Богослужение Светлой седмицы

После дня Пасхи вся Светлая седмица составляет как бы один продолжительный день — праздник.

По 66 правилу VI Вселенского собора, «от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели Новыя (т.е. Фомины) во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениях и песнях духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая и Святыми Тайнами наслаждаяся».[1]

Все богослужение Светлой седмицы совершается по Пасхальному чину, начинается со стихов «Да воскреснет Бог. «. Каждый день после Литургии или после утрени совершается крестный ход вокруг храма. Чтение псалмов на всем богослужении отменяется. Пасхальные часы поются также вместо полунощницы и повечерия.

Отличие службы дней Светлой седмицы от службы дня Пасхи в том, что на утрени при пении канона в эти дня не положено ектении после каждой песни, а только после 3-й, 6-й и 9-й. Не читается слово святителя Иоанна Златоуста. На литургии Евангелие читается, как обычно.

На вечерне дня Пасхи читается Евангелие о явлении Господа апостолам.

В пятницу совершается служба иконе Божией Матери «Живоносный источник», добавляются стихиры и канон «Живоносному источнику», после Литургии совершается малое освящение воды.

Особенности богослужения до отдания Святой Пасхи

После Светлой седмицы и до праздника Вознесения Господня в начале всех богослужений трижды поется тропарь Пасхи «Хритос воскресе. «. На воскресной утрени песнопение «Воскресение Христово видевше. » поется не один, а три раза. На литургии задостойник Пасхи, а вместо «Видехом свет истинный. » поется трижды «Христос воскресе».

Первый воскресный день после Пасхи называется Неделей Фоминою. В этот день воспоминается являение Господа по воскресении апостолам и осязание ран Господа апостолом Фомою. Господь рассеял неверие Фомы, уверил мир в воскресении, раскрыл силу веры, назвав блаженными не видевших и веровавших. также этот день именуется Неделей Антипасхи, что значит «вместо Пасхи», потому что этот день первый из воскресных дней всего года. Богослужение этого дня все праздничное, песнопения из Октоиха не поются. Перед вечерней читается 9-й час (обычным порядком, не Пасхальный), после которого закрываются Царские врата.

Есть обыкновение на второй седмице по Пасхе во вторник совершать особое поминовение усопших и посещать кладбища. После литургии служится панихида (впервые после Пасхи). Этот день поминовения называется Радоницей, так как мы приветствуем усопших радостной вестью о воскресении Господа.

В среду 4-й седмицы по Пасхе празднуется Преполовение Пятидесятницы, т.е. половина времени от Пасхи до Пятидесятницы. Этот праздник как бы соединяет собой эти два великих торжества. На утрени поется великое славословие. Задостойник поется праздника Преполовения. В этот день совершается малое освящение воды.

В Недели (воскресные дни), следующие после Недели апостола Фомы и до отдания Пасхи также имеют свое особенное содержание. В боголужении этих дней сочетаются песнопения праздника (т.е. конкретной Недели), Пасхальные песнопения и воскресные песнопения Октоиха. На утрени поется Пасхальный канон.

Следующий воскресеный день после недели апостола Фомы (3-я Неделя по Пасхе) именуется Неделей жен-мироносиц. В этот день воспоминается служение учениц Христовых, жен-мироносиц. А вместе с ними воспоминаются праведные Иосиф Аримафейский и Никодим. В четвертую неделю по Пасхе — Неделю о расслабленном — вспоминается исцеление Господом расслабленного, лежащего в болезни 38 лет. Следующий воскресный день — Неделя о самаряныне. Церковь в этот день вспоминает беседу Господа с самарянкой. Шестая неделя по Пасхе — о слепом, когда вспоминается чудесное исцеление Господом слепорожденного.

Литература и примечания:

[1] «Книга правил святых Апостол, святых соборов Вселенских и Поместных и святых отец»

[2] Священник Константин Никольский. «Учебный устав богослужения». — М., «Лествица», 1999г.

[3] «Закон Божий, составленный по Священному Писанию и изречениям Святых Отцов как практическое руководство в духовной жизни». — М., Сретенский монастырь,»Новая книга»,»Ковчег»,1998г.

Храм новомучеников

Пасхальное богослужение: что происходит в храме на Пасху

Мы приходим на пасхальную заутреню, но перед ней служат полунощницу, которая относится еще к Триоди Постной, а еще раньше можно застать чтение Деяний святых апостолов. Дело в том, что устроение богослужебного дня Великой Субботы чрезвычайно емко, в нем много разных аспектов и трудных вопросов. Литургия этого дня должна совершаться на вечерне, которая начинается после полудня, часа в 3-4; литургия Василия Великого заканчивается к вечеру, и Устав предписывает не расходиться из храма, поэтому после литургии освящают хлеб и вино, чтобы все, кто находится в храме, могли подкрепиться.

В той главе Типикона, которая посвящена Великой Субботе, содержится очень настораживающее указание на то, чтобы все следили за своими чувствами, говорится, что это время на границе двух Триодей, на пороге Пасхи очень опасно в духовном отношении. Устав назначает чтение Деяний святых апостолов между литургией Василия Великого и полунощницей и снабжает это указание следующим замечанием:

«Братиям же всем с прилежанием послушающим, и да не будет леть ни единому же на сон предати себе, боящеся скверны искусителя врага; в таковых бо временех и местех тщится враг осквернити нерадивыя и многосонливыя монахи».

Итак, все сидят, едят и слушают Деяния святых апостолов, которые должны быть прочитаны полностью. Устав, естественно, не назначает точного времени (например, ровно в полночь) для совершения полунощницы и затем утрени, потому что на самом деле никто не знает точно, в какое время Господь воскрес.

Читать еще:  «Я устал и теряю веру в Бога». Архим. Андрей (Конанос) о том, как нельзя с детьми говорить о Боге

Итак, полунощница. Это полунощница пасхальная, полунощница воскресная, а обычно на воскресной полунощнице читается из Октоиха Троичный канон. Но в этот день на полунощнице поется или читается канон Великой Субботы «Волною морскою…» По ныне действующей практике, во время пения ирмоса 9 песни Не рыдай Мене, Мати священнослужителям полагается уже быть на середине храма, поднять Плащаницу и внести ее в алтарь, где она будет пребывать на престоле до отдания Пасхи.

Кончилась полунощница, и начинается Пасхальная заутреня крестным ходом, который совершается с пением воскресной стихиры 6 гласа Воскресение Твое, Христе Спасе. В Уставе ничего определенного про крестный ход не говорится, а указывается всему клиру выйти в притвор с иконами Воскресения Христова, с крестом, с кадилом, в полном облачении и закрыть двери в храм. Иконы должны быть обращены на запад, т.е. молящиеся должны видеть иконы, и перед западными дверями храма начинается Пасхальная заутреня. Начинается она возгласом Слава Святей и при этом как будто даже и не возникает вопроса, а где же тут двупсалмие. На самом деле это довольно интересно; ведь пасхальная заутреня является чрезвычайно праздничной, воспринимается нами как «праздников праздник», и в то же время не имеет никаких обычных, регулярных признаков праздничного богослужения: на ней не поется славословие, нет полиелея — всего того, что обычно является неотъемлемой частью праздничной утрени. Со Среды Страстной седмицы уже отменено чтение рядовых кафизм, а на Светлой седмице Псалтирь практически полностью исчезает из богослужения, оставаясь только в очень небольших частях: прокимны, возвашные и хвалитные псалмы. Двупсалмие же отменяется не только на Светлой, но и до самого праздника Вознесения.

После возгласа Слава Святей наступает такой момент, которого все очень ждут: трижды поется духовенством тропарь Пасхи Христос воскресе из мертых, а затем его трижды поет хор (в Уставе сказано «мы», ведь лик — это только уста общины, и, конечно, тропарь должны петь все). Затем священнослужители поют пасхальные стихи «Да воскреснет Бог…» и другие, включая Слава, и ныне, к каждому из которых хор припевает Христос воскресе один раз. Казалось бы, все совершенно ясно, но неоднократно приходилось быть свидетелем того, как в радости забывается чинопоследование и Христос воскресе поют не те и не столько раз, сколько предписано. С одной стороны, не стоит в праздник огорчаться, но с другой стороны, почему бы не сделать все правильно, как это указано в Типиконе? После пения тропаря Пасхи отверзаются двери и все входят в храм, причем тут обычно возникает толчея, какая-то спешка, как будто мы все куда-то опаздываем. На самом деле в Уставе ничего поспешного и срочного в этот момент не предусмотрено: нужно входить в храм с многократным пением Христос воскресе, и все.

Когда все вошли в храм и заняли свои места: служители в алтаре, лик на клиросе, а народ церковный в пространстве храма, начинается последование пасхальной утрени с великой ектеньи. После великой ектеньи сразу следует пасхальный канон прп. Иоанна Дамаскина. Казалось бы, что-то пропустили. И в самом деле — пропускается Псалтирь: шестопсалмие и кафизмы с седальнами.

На Страстной и Пасхальной седмице отменяются библейские песни, поэтому на Пасхальной заутрени мы, строго по Уставу, поем канон с припевом к каждому тропарю «Христос воскресе из мертвых». Кроме того, наше богослужение — певческое богослужение, и практически все должно петься. И можно сказать, что так оно и есть, потому что даже храмовое чтение на одном звуке, recte tono, это тоже пение; в нашем богослужении нет обыденной простой речи, не окрашенной музыкальным элементом, в храме даже читают нараспев, и нараспев произносятся возгласы. Существуют разные градации певческого элемента в службе: есть чтение, есть возглашение (например, прокимна), есть возглас священника, который тоже принадлежит музыкальной стихии (в некоторых рукописях для возгласов есть музыкальная разметка), и есть пение, будь то пение «поскору» или пение мелизматически развитое, о котором в Уставе говорится «со сладкопением…» В нашем богослужении нет слова, не окрашенного звуком, но очень многие части службы с течением времени как бы понижены в музыкальной градации, и канон является одним из них. Каноны, безусловно, всегда должны петься, но счастье слышать поемый канон мы имеем очень редко, поэтому так значимо пение канона на Пасху.

Итак, поется канон прп. Иоанна Дамаскина с припевом. Все, наверно, обращали внимание, что в каждой песни этого канона очень мало тропарей: ирмос и два-три тропаря. А Устав говорит так: «Петь ирмосы на четыре (антифонно — 1 лик и 2 лик), а тропари — на двенадцать (каждый тропарь должен петься 6 раз)». Типикон говорит о том, что первые слова каждого ирмоса обязательно запевает предстоятель в алтаре, т.е. назначается максимально праздничное и вдохновенное исполнение этого текста. Вы видите, как много раз должны быть пропеты тропари Пасхального канона, и это постоянное повторение текста научает нас чему-то важному и существенному. Безусловно, Пасхальный канон Иоанна Дамаскина принадлежит к лучшим канонам православного богослужения. Устав научает нас радоваться, бесконечно повторять эти ликующие слова, которые мы все прекрасно знаем, и призывает нас к радости глубокой и осмысленной.

После каждой песни канона положена катавасия, повторение ирмоса, затем Христос воскресе трижды и малая ектенья, т.е. исполнение канона максимально торжественно. Малая ектенья по каждой песни (всего их восемь) — это в нашем богослужении вещь совершенно неслыханная. По 3 песни — ипакои Пасхи, а по 6 — кондак Пасхи, икос и Воскресение Христово видевше три раза. Кончается канон знаменитым ексапостиларием Плотию уснув, который поется три раза. После него сразу же начинается пение хвалитных стихир, хотя по Уставу перед этим полагается Всякое дыхание и хвалитные псалмы. У нас почему-то это пропускается, и сразу начинаются стихиры.

Что представляют собой эти стихиры на хвалитех? Если обратиться к вечерне, на которой совершалось литургия Василия Великого в Субботу Преблагословенную, то мы вспомним, что на Господи, воззвах там пелись три стихиры из воскресной службы 1 гласа, потому что суббота вечера уже начинает воскресный день. Так вот, на пасхальной заутрени тоже поются воскресные стихиры 1 гласа, но уже не «воззвашные», а хвалитные стихиры. Впоследствии на каждый день Светлой седмицы будут назначены воскресные песнопения Октоиха определенного гласа. На первый день Пасхи — 1 гласа, на Понедельник — 2 и т.д. Это своеобразный «парад гласов», но не восьми, а только семи, т.к. пропускается 7 глас. Начинается это в Великую Субботу на вечерне, продолжается на Пасхальной заутрени и дальше каждый день на Светлой седмице. К этим воскресным стихирам 1 гласа прибавляются стихиры Пасхи, которые все прекрасно знают, с запевами «Да воскреснет Бог…» и др.

Читать еще:  «Слушай анекдот! Блондинка молится Богу…»

В последнюю стихиру Пасхи входит текст Христос воскресе. После того, как стихира кончилась, нужно спеть Христос воскресе еще три раза. Это довольно трудный момент, и на нем следует остановится. В заключение этих стихир Пасхи Христос воскресе звучит либо один раз, либо четыре, но никогда не поется три раза, потому что текст пасхального тропаря является заключительной строкой последней стихиры; затем следует троекратное исполнение тропаря самого по себе, и таким образом Христос воскресе… звучит четыре раза подряд. Так бывает только на Светлой седмице. В последующие недели Пятидесятницы к этим стихирам уже не прибавляется троекратное пение тропаря.

После того, как спеты стихиры на хвалитех и стихиры Пасхи, полагается совершать целование — христосоваться, поздравляя друг друга с праздником Светлого Христова Воскресения. Здесь Типикон указывает очень интересную форму поздравления, которая нам знакома, к сожалению, только по чину прощения в Прощеное воскресенье, когда выходят настоятель, иереи, диаконы, алтарники и встают перед амвоном сообразно своему чину, а все прихожане подходят к ним поочередно. В том же порядке, согласно Уставу, должно совершаться и пасхальное целование, каждый должен похристосоваться со всеми.

После целования читается знаменитое огласительное Слово Иоанна Златоуста с повторением ослепительно радостных слов ап. Павла: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа?» (1 Кор. 15, 55) и следует окончание пасхальной заутрени, после которой должен совершаться первый час.

Пасхальные часы представляют собой совершенно особый вид часов, и в строгом смысле слова вряд ли могут быть названы часами: вернее было бы их назвать «вместочасием», потому что одно и то же последование назначено на Светлой седмице для всех мелких служб. И полунощница, и повечерие, и все часы (первый, третий, шестой и девятый) имеют на Светлую седмицу один и тот же вид: это последование пасхальных песнопений (именно песнопений, а не чтений), которые помещены в Триоди Цветной под названием «О часех святыя Пасхи и всея Светлыя седмицы».

Поется Христос воскресе трижды, Воскресение Христово трижды, а затем ипакои, кондак и некоторые пасхальные тропари. Это последование должно быть пропето три раза: за первый, третий и шестой часы. Таким образом, пасхальные часы, во-первых, безпсалмные, как и вся вообще Светлая седмица, а во-вторых, они ничем не отличаются друг от друга и совпадают с последованием пасхальных полунощницы и повечерия. В строгом смысле часами должны называться часы трипсалмные, а пасхальное последование — это вместочасие, если быть до конца точным.

После пасхальных часов начинается Божественная литургия. В первый день Пасхи назначено совершать литургию Иоанна Златоуста. Начинается она, естественно, возгласом Благословено Царство… и затем следует особое начало всех служб Светлой седмицы: священнослужители Христос воскресе трижды, лик Христос воскресе трижды, затем священнослужители стихи и к каждому стиху лик поет Христос воскресе единожды. Все службы на Светлой седмице начинаются именно таким образом. Затем великая ектения и праздничные антифоны. Спет первый антифон, ко второму антифону, как всегда, присоединяется Единородный Сыне, и третий антифон — это стихи, к каждому из которых припевается тропарь праздника, в данному случае Христос воскресе. На входе не поется Приидите, поклонимся, а возглашается входный стих. Затем хор поет тропарь Пасхи — Христос воскресе, ипакои и кондак Пасхи. Вместо Трисвятого мы слышим Елицы во Христа крестистеся, потому что в древности в этот великий день в Церкви совершалось крещение большого количества оглашенных. Затем возглашается прокимен, читается Апостол, Аллилуйя и Евангелие. Евангелие читается в этот день не о событиях, связанных с Воскресением, а читается 1 зачало от Иоанна, но именно это чтение ставит особенный акцент на богослужение этого дня, углубляя нашу радость, делая ее серьезнее. Там говорится о Предвечном Слове и его воплощении. Это зачало полагается читать на всех языках, которые только знают служители храма, и в Типиконе не явное, но туманное указание об этом все-таки есть. Минимум, который сложился в нашей практике, это церковно-славянский и русский тексты, а где могут, читают и на других языках.

Совершается Божественная литургия св. Иоанна Златоуста по своему чину. Естественно, в этот день не положено заупокойной ектений. Поется Херувимская песнь, Евхаристический канон и задостойник Пасхи, который состоит из запева «Ангел вопияше…» и ирмоса 9 песни канона «Светися, светися, Новый Иерусалиме…» Все это поется вместо Достойно есть до отдания Пасхи.

Затем следует обычная ектенья и после возгласа «Святая Святым» и ответа хора «Един Свят…» поется причастный стих Пасхи. Текст этого стиха всем знаком и является своего рода ответом на существовавший до недавнего времени вопрос, можно ли причащаться на Пасху. Причастный стих на Пасху звучит так:

«Тело Христово приимите,
источника безсмертнаго вкусите».

У нас принято на Пасху и Светлую седмицу во время причащения мирян петь Христос воскресе, а на самом деле следовало бы петь Тело Христово, потому что это как раз тот самый случай, это и есть причастный стих всего периода до отдания Пасхи.

Последняя часть Божественной литургии, как всегда, радостная и ликующая; практически вместо всех обычных текстов поется Христос воскресе, где трижды, где единожды — это можно прочитать в Типиконе или Триоди Цветной. Произносится пасхальный отпуст; в первый день Пасхи полагается осенять крестом всю паству и поздравлять ее: «Христос воскресе!», на что все отвечают: «Воистину воскресе!». Таково окончание Божественной литургии на Пасху.

Вечерня первого дня Пасхи представляет собой совершенно исключительное богослужение, потому что мы знаем из Евангелия, что в первый день по Воскресении вечером Христос явился ученикам, причем там не было Фомы, почему и пришлось его отдельно уверять в Воскресении Христовом. На этой вечерне читается Евангелие, поэтому вход совершается тоже с Евангелием. Служба эта необыкновенно торжественна, совершается она в полном облачении, и на ней возглашается великий прокимен «Кто бог велий, яко Бог наш…» О последовании этой вечерни мы не будем говорить подробно, скажем только, что практически во всем, кроме входа и чтения Евангелия, она является образцом вечерни любого дня Светлой седмицы. Причем каждый день на вечерне будет свой особенный великий прокимен. Великий прокимен имеет, кроме самого текста прокимна, еще три стиха (а не один, как обычный), поэтому обычный прокимен звучит на службе три раза, а великий — пять раз. Назначается великий прокимен только для особых дней года.

Источник: М.С. Красовицкая. Литургика

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector