0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

прп. Симеон Новый Богослов

Содержание

СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ

Прп. Симеон Новый Богослов, греческая икона.

Симеон Новый Богослов (946 — 1022), игумен, преподобный

Родился в 946 году в городе Галате (Пафлагония) и получил в Константинополе основательное светское образование. Отец готовил его к придворной карьере, и некоторое время юноша занимал высокое положение при императорском дворе. Но достигнув 25 лет, он почувствовал влечение к иноческой жизни, бежал из дома и удалился в Студийский монастырь, где проходил послушание под руководством знаменитого в то время старца Симеона Благоговейного.

Студийский монастырь

Основным подвигом преподобного стала непрестанная Иисусова молитва в ее кратком виде: «Господи, помилуй!» Для большей молитвенной сосредоточенности он постоянно искал уединения, даже на литургии стоял отдельно от братии, часто оставался один на ночь в церкви; чтобы навыкнуть в памятований о смерти, проводил ночи на кладбище. Плодом его усердия были особые состояния восхищения: в эти часы Дух Святой в виде светящегося облака нисходил на него и закрывал от его глаз все окружающее. Со временем он достиг постоянной высокой духовной просветленности, что особенно обнаруживалось, когда он служил Литургию.

Монастырь святого Маманта

Примерно в 980 году преподобный Симеон был поставлен игуменом монастыря святого мученика Маманта. Был рукоположен в сан пресвитера Константинопольским патриархом Николаем II Хрисовергом.

Прп. Симеон привел в порядок запущенное хозяйство обители и благоустроил в ней храм.

Доброта сочеталась у преподобного Симеона со строгостью и неуклонным соблюдением евангельских заповедей. Так, например, когда его любимый ученик Арсений перебил ворон, которые поклевали размоченный хлеб, игумен заставил его нанизать мертвых птиц на веревку, надеть это «ожерелье» на шею и стоять на дворе. В монастыре святого Маманта замаливал грех некий епископ из Рима, нечаянно убивший юного племянника, и преподобный Симеон неизменно выказывал к нему доброту и внимание.

Строгая монашеская дисциплина, которую все время насаждал преподобный, привела к сильному недовольству среди монастырской братии. Однажды после литургии особенно раздраженные из братьев набросились на него и едва не убили. Когда же Константинопольский патриарх изгнал их из монастыря и хотел предать городским властям, преподобный вымолил для них прощение и помогал им в жизни в миру.

Около 1005 года преподобный Симеон передал игуменство Арсению, а сам поселился при монастыре на покое.

Изгнание и основание обители святой Марины

Преподобный Симеон ежегодно праздновал память своего наставника Симеона Благоговейного, составил в честь его похвальные слова, песни и каноны, написал и икону его. Патриарх Сергий Мануилит, услышав об этом, одобрил Симеона, но митрополит Стефан Никомидийский, а с ним и некоторые из приходских иереев и мирян восстали против этого обычая, находя его противным порядкам церкви и соблазнительным [2].

Для успокоения умов и удовлетворения Стефана патриарх с Синодом решили удалить Симеона из Константинополя. Он удалился на берег Босфора и в местность, принадлежащую его ученику и почитателю, патрицию Христофору Фагуру. Здесь Преподобный устроил обитель святой Марины, прожил в ней 13 лет и скончался мирно в 1022 г. [3].

Еще при жизни получил он дар чудотворения. Многочисленные чудеса были явлены и после его смерти; одно из них — чудесное обретение его образа. Житие его было написано келейником и учеником, преподобным Никитой Стифатом.

Прп. Симеон Новый Богослов, икона

Труды

Симеон Новый Богослов замечателен преимущественно как богослов-проповедник; отличительная черта его богословствования — приложение теоретического христианского учения к христианской жизни.

Из сочинений Преподобного на славянском и русском языках изданы весьма немногие. В «Добротолюбии» напечатаны: «Главы деятельные и богословские» (числом 152; в русском переводе напечатаны в «Христ. чтении», 1823, под заглав. «Сто пятьдесят две деятельные и богословские главы»), «Слово о вере» (русский перевод в «Христ. чтении», 1821) и «Слово о трех образах молитвы».

В 1852 г. в Москве напечатано в славянском переводе 12 «Слов» Симеона Нового Богослова, взятых из числа 35; эти 12 «Слов» переведены на русский язык после тщательного сличения с греческою рукописью, находящейся в моск. синодальной библиотеке (М., 1869).

Другие сочинения преподобного Симеона (девяносто два «слова», «Деятельные и богословские главы» и «Подвижническое слово старца Симеона Благоговейного») переведены с новогреческого епископом Феофаном («Слова преп. Симеона Нового Богослова», М., 1879 и 1882; 2 изд., ib., 1890—92).

«Слова» преподобного Симеона отличаются простотою и сердечностью; он наставляет, внушает, умиляет; современники его, привыкшие к искусственному красноречию, находили его «слова» ненаучными и нериторичными.

Изданы также «Божественные гимны Преподобного Симеона Нового Богослова» (перевод с греческого, Москва, Сергиев Посад, типография И.И. Иванова 1917).

Церковь наименовала Симеона Новым Богословом, находя в его произведениях сходство с произведениями Григория Богослова: и тот, и другой отличались глубиной созерцания истин христианского благочестия.

Преподобный Симеон считается основателем того учения о небесном озарении души верующего, которое впоследствии привело к спору паламитов и варлаамитов.

В славянских молитвенниках печатается Симеонова молитва пред приобщением Св. Таин.

Сочинениями преподобного Симеона нередко свидетельствуется преподобный Нил Сорский («якоже Симеон новый Богослов повелевает»; «якоже рече св. Симеон»).

Прп. Симеон Новый Богослов. Мозаика, Каламосский монастырь прп. Симеона Нового Богослова

Почитание

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Божественное озарение, Симеоне отче, / восприяв в души твоей, / светило в мире показался еси светлейшее, / разгоняя того мракобесие / и всех уверяя искати, юже погубиша, благодать Духа, / Егоже прилежно моли // даровати нам велию милость.

Ин тропарь, глас 1

Внешния мудрости пребывая непричастен, / Божественныя же преисполнен был еси последи / и Новый Богослов воистинну всеми познася, Симеоне. / Сего ради твою память, отче мудре, почитающе, тебе вопием: / слава тя прославльшему Христу, / слава тя дивна Показавшему, // слава Действующему тобою всем исцеления.

Ин тропарь, глас 4

Яко Света Трисолнечнаго зритель / и таинственнаго Богословия сказатель, / освященне Симеоне, отче наш, / испроси душам нашим просвещения свыше / и страстей отгони от нас мглу, / яко бо, служитель велий Христов, // всем подаеши полезная, преподобне.

Кондак, глас 3

Светом просвещен Трисолнечным, Богомудре, / Богослов явился еси Пребожественныя Троицы. / Свыше премудростию словес обогатився, / источил еси Богомудрия Божественный струй, / от нихже пиюще, вопием: // радуйся, треблаженне Симеоне Богонаученне.

Ин кондак, глас 2 (Подобен: Кровей твоих)

Яко Богослов Божий Божественнейший / и молитвенник наш велий ко Господу, / присно, Симеоне, моли даровали нам грехов прощение // и живота исправление, преподобне.

Литература

  • Епископ Феофан, «Жизнь препод. С. Нового Богослова» («Душепол. чтение», 1877, февраль);
  • А. Лебедев, «Византийская образованность вообще, богословская наука и литература в частности» («Чтения в Общ. любителей духовного просвещения», 1877, ч. II);
  • его же, «О направлениях в религиозно-умственной жизни, очерки из истории восточной церкви IX, X и XI вв.» (ib., 1878, ч. I).

Симеон Новый Богослов, прп. Творения, т. 1

Разбивка страниц настоящей электронной книги соответствует оригиналу.

Оглавление перенесено в начало.

преподобный Симеон Новый Богослов

ТВОРЕНИЯ

т. Ι .

СЛОВА

СЛОВО ПЕРВОЕ. 1. В чем состояло преступление Адамово? 2. Как по причине преступления его все люди сделались тленными и смертными? 3. Как милостивый и человеколюбивый Бог чрез домостроительство воплощения избавил род человеческий от тления и смерти? 4. И в чем состоит таинство креста и тридневного погребения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа? 21

СЛОВО ВТОРОЕ. 1. О том, что естество человеческое чрез воплощение Сына и Бога Слова приходит опять в благобытие, т. е. в то доброе и божественное состояние, в каком было оно до преступления Адамова. 2. Также о законе естественном, писаном и духовном. 3. Еще о том, каким способом может кто прийти в благобытие. 4. И какие дела делая, можем мы войти в царствие небесное. 27

СЛОВО ТРЕТЬЕ. 1. О том, что нам надлежит испытать самих себя, имеем ли мы блаженства Христовы, потому что они (добродетели, ими указываемые) суть знак печати (Христовой). 32

СЛОВО ЧЕТВЕРТОЕ. 1. О том, что смерть души есть удаление из нее Духа Святого, жало же смерти сей ― грех; и что смерть и тление тела есть уподобление смерти и растлению души. 2. И о том, какие признаки мертвости и живости души. 3. О том, каким образом бывает отъятие тления и смерти, и о том, что смерть ныне не истреблена, а попрана и сделана ничтожною. 4. О том, как после смерти прославляются телеса почивших святых, также о воскресении и праведном суде Божием. 44

СЛОВО ПЯТОЕ. 1. Что есть самовластие, которое даровал Бог человеку в начале? 2. И после падения, что осталось в человеке от сего самовластия? 57

СЛОВО ШЕСТОЕ. 1. Что в теле болезнь, то в душе грех. 2. Как имеем мы чувство телесное, так надобно, чтоб душа имела чувство духовное и чувствовала как болезнь свою, так и здравие. 3. Кто не имеет чувства духовного и не чувствует, больна ли душа его, или здорова, тот еще не христианин, хотя и называется христианином, ибо прямой плод веры христианской есть здравие души. 63

СЛОВО СЕДЬМОЕ. 1. Бог, по чрезмерной любви Своей к людям, подверг их разным лишениям в жизни сей. 2. Бедность есть благодеяние Святого Бога. 3. Кто хулит бедность, тот отрицается христианства и не хочет быть христианином. 4. Необходимость настоит, чтобы христиане имели скорби и беды.

СЛОВО ВОСЬМОЕ. 1. Удерживать в уме читаемое в божественном Писании есть действие силы Божией. 2. О молитве и чтении. 3. Как надлежит христианину молиться? 69

СЛОВО ДЕВЯТОЕ. 1. Самый большой грех есть молиться без страха Божия, без благоговения и внимания. Допускающие его не ведают, как должно, Бога. 2. Для того чтобы познать Бога, потребен божественный свет. 3. Всякий человек грешит умом, словом и делом. Чтоб охраняться от грехов, надо прежде всего уврачевать ум. 74

СЛОВО ДЕСЯТОЕ. 1. Бог не немощным создал в начале человека, так чтобы он согрешил по немощи, как теперь грешит. 2. Иное есть грех Адама, а иное прочие грехи, коими грешим мы ныне. 3. Что нам даровано от Христа, и что есть грех? 4. Того ради Бог соделался человеком, да упразднит дела диавола. 81

СЛОВО ОДИННАДЦАТОЕ. 1. Пишет сие слово святой отец к одному ученику из мирян и научает, как должно чтить святых отцов духовных. 2. Что должно делать, чтоб найти настоящего духовного отца? 3. И нашедши его, как должно к нему относиться? 92

СЛОВО ДВЕНАДЦАТОЕ. 1. Кающийся во грехах своих никакой не получит пользы, если не взыщет приять от Христа Господа и врачевство той немощи своей, по причине коей грешит. 2. Что бы ни делал человек в настоящей жизни, всуе делает, если то не способствует к здравию его душевному. 3. Как грех бывает по воле нашей и без воли нашей? 121

СЛОВО ТРИНАДЦАТОЕ. 1. Врачевство, врачующее душу, одно, а не много их. 2. Четырьмя образами грешат люди. 3. Спасение всех в единой воле Божией; человек же не имеет в себе ничего, чем бы сам мог спастись. 126

СЛОВО ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ. 1. Чего требует Бог от христианина? 2. Какой вред потерпел и терпит человек от диавола, а не знает того? 3. Все люди недугуют душою и не понимают того. 4. Надобно им познать недуги свои, чтоб взыскать врача. 5. Лукавый диавол свои искушения как приманку какую полагает пред людьми. 6. По какой причине не все христиане преуспевают в добродетелях? 133

СЛОВО ПЯТНАДЦАТОЕ. 1. Есть семь классов лиц, для которых потребна молитва Церкви о спасении их. 2. Те, которые молятся Богу, а между тем сами не знают, о чем просят, не бывают услышаны. 3. Всуе трудятся те, которые не молятся в духе. 141

СЛОВО ШЕСТНАДЦАТОЕ. 1. Кто истинный христианин? 2. Христианин, который любит славу, или удовольствия, или деньги, не истинный христианин. 3. Христианам необходимо нести чувствительные лишения и подвиги, чтоб освободиться от сих страстей. 4. Всякое доброе дело надобно делать с тою целью, чтобы приять благодать Христову и святость. 5. Молиться со вниманием есть дар Божий. 6. Грешники ― враги Богу, от которых Он отвращается. 149

СЛОВО СЕМНАДЦАТОЕ. 1. Какое бы ни сделал человек добро, ему же самому бывает от того благо. 2. Как узнать, принял ли Бог наш пост, молитвы и милостыню? 3. Как должно петь и молиться? 4. Освящение и свобода даются душе посредством веры. 5. Душою псалмопения должно быть смиренномудрие. 6. Чем погашается благодать Божия? 158

СЛОВО ВОСЕМНАДЦАТОЕ. 1. Вера в семи значениях употребляется. 2. Чрез веру сподобляется человек благодати Божией. 3. Невозможно без веры угодить Богу. 167

СЛОВО ДЕВЯТНАДЦАТОЕ. 1. Душа очищается посредством веры и исполнения заповедей Христовых. 2. Облекается она свыше сходящею силою Духа Святого и сподобляется зреть Бога. 3. Желающим получить благо от Бога надлежит с радостью терпеть всякую скорбь, злострадания и искушения, их встречающие. 4. Всякому надлежит рассмотреть себя, достоин ли он внити в царствие небесное. 173

СЛОВО ДВАДЦАТОЕ. 1. Кто те, кои истинно любят Бога, от чего рождается любовь к Богу и чем обнаруживается? 2. Какие дела любви к ближним по Богу? 3. Любовь есть глава закона. 181

СЛОВО ДВАДЦАТЬ ПЕРВОЕ. 1. О милостыне: кто насыщает Бога, когда Он алчет, и напаяет, когда Он жаждет, и как потому можно совершать такого рода дела? 2. Не получает настоящей пользы тот, кто милует только бедных, а не милует и себя самого, оставляя себя в небрежении, обнаженным от всякого доброго дела и от благодати Божией. 185

СЛОВО ДВАДЦАТЬ ВТОРОЕ. 1. Прежде надлежит нам получить благодать Христову, и тогда уже проходить можем жизнь по Богу. 2. Каким образом сподобляются сей благодати? 3. Кто во грехе и кто во благодати? 4. Всякий грех от диавола, а добро от Христа. 5. Что есть глава добродетелей и что ноги их? 199

СЛОВО ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЕ. 1. Трем страстям бывают порабощаемы люди: сребролюбию, славолюбию и сластолюбию. 208

СЛОВО ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТОЕ. 1. Бог никого не создал быть рабом другого человека, тем менее демонов. 2. О бессловесном гневе и похоти, и от чего подвергается им человек. 3. Как для телесного зрения потребны здравые глаза, соразмерное расстояние, чистый воздух и свет солнца, так и для умного зрения потребно все такое мысленно. 217

СЛОВО ДВАДЦАТЬ ПЯТОЕ. 1. О страстном, неверном и лукавом, или злом настроении. 2. В чем состоит единение Бога с сынами света, и как оно происходит? 232

СЛОВО ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЕ. 1. О покаянии и против тех, которые криво толкуют следующие слова божественного Павла: ихже предуведе, тех и предустави, и прочее (Рим. 8, 29 и далее). 241

СЛОВО ДВАДЦАТЬ СЕДЬМОЕ. 1. Душеполезные наставления всякому христианину. 245

СЛОВО ДВАДЦАТЬ ВОСЬМОЕ. 1. Всякий грех есть нечестие, и всякий грешник ― нечестивец. 2. Христос умер, чтоб исцелить людей от грехов их. 3. Чтоб именоваться только христианами, это переходит к нам от предков наших и от рода христианского. 249

СЛОВО ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТОЕ. 1. Кто ищет от Бога, а сам не знает, чего ищет, тщетно ищет. 2. Как молиться о царствии Божием? 3. Душа, сподобившаяся царствия, должна ощущать сие чувством и являть делом. 4. Кто лукавый, и как можно избавиться от рабства ему? 5. Каким образом совершается воскресение души? 259

СЛОВО ТРИДЦАТОЕ. 1. Сколько видов познания о Боге и какие они? 2. Нам надлежит знать, что есть Бог, но что Он есть, того не должно допытываться. 3. Чтоб быть христианином, надо веровать и креститься. 4. Кто называется и есть христианин, и кто называется, но не есть христианин? 5. Кто не творит воли Христа Спасителя, тот не христианин. 6. Неправедные христиане хуже евреев. 268

СЛОВО ТРИДЦАТЬ ПЕРВОЕ. 1. Два есть главнейших дела, из коих в одном пагуба, в другом спасение. 2. Гордость растет вместе с человеком. 3. Всякому необходимо сознать, что он ничто. 4. Главная черта христианина есть смирение. 5. Есть две жертвы, благоприятные Богу, без коих нет спасения. 6. Какой признак того, что приближается кто к Богу? 274

СЛОВО ТРИДЦАТЬ ВТОРОЕ. 1. Посланное к некоему брату христианину ― о покаянии, где показывается, что надобно делать тому, кто после того, как впал в грех и приобрел злой навык, покаялся и положил начало исправлению. 279

СЛОВО ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЕ. 1. К причащающимся божественных Таин. ― И кто причащается недостойно. 285

СЛОВО ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТОЕ. 1. О словах Апостола Павла: искупующе время, яко дние лукави суть (Ефес. 5, 16). 2. Каким образом искупает кто разумно время настоящей жизни? 293

СЛОВО ТРИДЦАТЬ ПЯТОЕ. 1. О словах: первый человек от земли, перстен; вторый человек Господь с небесе (1 Кор. 15, 47). 2. Как совлекаемся мы перстного человека и облекаемся во Христа, и делаемся родственниками Ему и братьями? 301

СЛОВО ТРИДЦАТЬ ШЕСТОЕ. 1. Бог в день суда осудит, как грешников, тех, которые не ищут приять благодать Божию. 2. Сила греха непонятна. 3. Христос употребляет члены христиан, как орудия. 307

СЛОВО ТРИДЦАТЬ СЕДЬМОЕ. 1. Человек потерял истину после того, как изгнан был из рая. 2. В чем грех диавола, и в чем ― Адама? 3. Человек грешен от самого зачатия своего. 4. И возрождается Святым Духом во святом Крещении. 5. Чего это желали цари и пророки прежде пришествия Христова? 6. Духовный отец должен прежде оглашать исповедающихся и научать таинству веры, а потом налагать и епитимию. 7. Всякому христианину потребно восприять божественное изменение. 316

СЛОВО ТРИДЦАТЬ ВОСЬМОЕ. 1. Всякий из нас должен познать, что он есть Адам, чтоб быть Христом. 2. Таинство воплощения Сына и Слова Божия имеет целью пересозидать верующих в Него и делать их нетленными и бессмертными. 3. Определения Божии делаются законом естества. 4. Какие определения Божий опять Им отменяются и каким образом? 322

СЛОВО ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТОЕ. 1. Как разуметь: начало премудрости страх Господень? 2. Какие признаки и дела верных и богобоязненных людей? 3. Какие признаки и дела людей неверных и не боящихся Бога? 4. Кто тот мертвый, который не живет по Богу? 5. Как от Бога имеем мы бытие, так от Него же только получить можем и благобытие. 328

СЛОВО СОРОКОВОЕ. 1. Воздержание есть один из плодов Святого Духа. Тем, которые веруют во Христа, надлежит знать, что они получают от Него дары Святого Духа, так что которые не знают, что приемлют от Христа дары, всуе уверовали. 333

СЛОВО СОРОК ПЕРВОЕ. 1. О праздниках, и как надобно их праздновать? 2. Против тех, которые хвастаются празднествами. 3. Что означает то, что бывает во время их? 4. К тем, которые причащаются Пречистых Таин достойно и недостойно. 5. Как бывает, что иной соединяется с Богом чрез Святое Причастие, а иной не соединяется? 6. Какое различие имеют причащающиеся достойно от причащающихся недостойно? 343

СЛОВО СОРОК ВТОРОЕ. 1. Что есть таинство Воскресения Христова? Как в нас бывает Воскресение Христово, и как вместе с сим бывает воскресение души? ― Сказано во вторник второй недели по Пасхе. 348

СЛОВО СОРОК ТРЕТЬЕ. 1. Об изменениях души и тела, которые бывают от стихий, пищи и бесов. 355

СЛОВО СОРОК ЧЕТВЕРТОЕ. 1. Диавол пятью кознями воюет против людей. 2. Всякое доброе дело, какое делает человек, должен делать его или для того, чтобы умилостивить Бога, или для того, чтоб возблагодарить Его. 3. Кто ищет спасен быть, должен подвизаться. 4. В каких людях царствует Царь всяческих и Бог и в каких не царствует. 367

СЛОВО СОРОК ПЯТОЕ. 1. О сотворении мира и создании Адама. 2. О преступлении заповеди и изгнании из рая. 3. О воплощенном домостроительстве Господа, и о том, как Он воплотился ради нас. 4. Как все творение имеет быть опять обновлено? 5. Что это за светлое состояние, какое имеет опять восприять вся тварь? 6. Как это святые соединяются со Христом и Богом нашим и бывают едино с Ним? 7. Какой это вышний мир, и как он наполнится, ― и когда придет конец? 8. Пока не родятся все, коим предопределено родиться до самого последнего дня, ― дотоле вышний мир не наполнится. 9. На слова Евангелия: «уподобися царствие небесное человеку царю, иже сотвори браки сыну своему» (Мф. 22, 2 и далее). 10. Святые по воскресении будут знать один другого. 419

СЛОВО СОРОК ШЕСТОЕ. 1. Чрез возрождение в божественном Крещении души верующих опять оживляются и, прияв Духа Святого, как душу души, приносят плоды Духа жизни. Которые же плодоприносят зло, осуждаются вместе с некрещеными. 424

СЛОВО СОРОК СЕДЬМОЕ. 1. Не следует никому говорить, что в нынешнее время невозможно всякому, кто захочет, взойти на верх добродетели и подражать древним святым. 433

СЛОВО СОРОК ВОСЬМОЕ. 1. Никто да не дерзает думать, что возможно спастись одною верою, без делания добрых дел. 442

СЛОВО СОРОК ДЕВЯТОЕ. 1. О духовном ведении, и что сокровище Духа сокрыто в букве божественного Писания, и явно не для всех, а лишь для тех, кои стяжали в душу свою благодать Святого Духа. 449

СЛОВО ПЯТИДЕСЯТОЕ. 1. Не должно с нерадением проходить делание заповедей Божиих, но должно подвизаться соблюсти их все. 2. Искушения надобно переносить великодушно. 461

СЛОВО ПЯТЬДЕСЯТ ПЕРВОЕ. 1. Надлежит человеку прежде приять силу от Христа чрез святое Крещение и тогда браться за исполнение заповедей, ибо святое Крещение делает крещаемых или совсем неподвижными, или труднодвижимыми на зло, равно как и второе крещение покаяния. Также какими надлежит быть священникам.

СЛОВО ПЯТЬДЕСЯТ ВТОРОЕ. 1. Какие это неизреченные глаголы, кои слышал Апостол Павел? 2. Что суть блага, ихже око не виде, ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша? 3. Что есть царствие Божие, и как оно действенно является в нас? 467

Мистик и поэт Симеон Новый Богослов

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Симеон Новый Богослов был мистиком, богословом, предтечей исихазма, вдохновенным поэтом. Когда он впервые заговорил о своем личном опыте приобщения ко Христу и Святому Духу, вызвал в своем окружении негодование и насмешки. В шутку его стали называть «новым Богословом» – по ассоциации с евангелистом Иоанном Богословом, но были в этом прозвище не только ирония, но и желание унизить мужа, дерзнувшего говорить открыто о сокровенном мистическом опыте. Однако ученики и последователи преподобного Симеона подхватили прозвище и стали величать своего учителя Новым Богословом уже всерьез.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Житие

Святой Симеон Новый Богослов происходил из знатной провинциальной семьи, проживающей в Пафлагонии (Малая Азия). Родился в 949 году, в связи с чем часто называется современником равноапостольного князя Владимира. Отец прочил сыну светскую карьеру, но служба при императорском дворе не привлекала юношу. С ранних лет он чувствовал склонность к уединению и монашеской жизни. Он отучился на грамматических (средних) курсах, но отказался продолжать образование в риторике и философии. Большую часть его времени занимало чтение духовной литературы. Достигнув двадцатипятилетнего возраста, он покинул родной дом и отправился в Студийский монастырь, известный на всю округу своим строгим уставом.

Уход в монастырь

В монашеской обители юноша нашел духовного пастыря – Симеона Благоговейного, к которому прилепился всей душой. Монастырская братия искушалась, видя его глубочайшую привязанность к своему наставнику. Инокам казалось, что будущий святой слишком усерден в своем подвижничестве. Игумен Студийского монастыря был настолько недоволен поведением юноши, что изгнал его из обители.

Позже Симеона Нового Богослова не раз упрекнут в том, что он слишком усердно чтит память своего духовного отца…

Преподобный Симеон нашел приют в соседней Ксерокеркской обители во имя святого Маманта. Здесь в 980 году он принял иночество, а уже через три года был возведен в сан игумена.

Полезные материалы

За время своей двадцатипятилетней деятельности в должности настоятеля преподобный Симеон значительно наладил хозяйственно-административные дела монастыря, находящиеся в плачевном состоянии. Особенное внимание он уделил духовно-нравственной жизни обители. Строгие порядки, которые он завел, пришлись по вкусу не всем, и через какое-то время братия возроптала. Дело дошло даже до открытого бунта.

Собравшись в группу примерно в тридцать человек, монахи написали коллективную жалобу Константинопольскому патриарху Сисинию, но тот, разобрав дело, ходатайство о смещении настоятеля не удовлетворил. Зато сами смутьяны были наказаны изгнанием из обители. Как сообщается в житии преподобного Симеона, написанного его келейником Никитой Стифатом, настоятель принял живейшее участие в судьбе изгнанников и его стараниями пристыженные братья вернулись в монастырь.

Спустя десять лет после этого случая, примерно в 1005 году, преподобный Симеон и сам запросился на покой. Он передал управление монастырем своему преемнику – Арсению, продолжая жить при обители.

Изгнание из монастыря

Духовная практика, основанная на личном (как это утверждал сам преподобный Симеон) опыте богообщения и широкая проповедническая деятельность привлекли к богослову-философу пристальное внимание церковных властей. В конце концов, он был изгнан из Константинополя и, удалившись на берег Босфора, уединился в молитвенном доме святой Марины, при котором чуть позже основал монастырь.

Духовные последователи старца изо всех сил пытались обелить имя своего учителя в глазах высшего духовенства. По их ли уговорам, или из личных побуждений святой Симеон выслал Константинопольскому патриарху книжку своих сочинений. Содержание книги было исследовано на заседании Священного Синода и признано ортодоксальным, то есть полностью совпадающим с догматами и утверждениями православной Церкви. Излишний мистицизм решили списать на особенности характера старца. Преподобный Симеон был приглашен в столицу, где патриарх сделал ему предложение вернуться в родную обитель, но уже придерживаться более умеренных взглядов. Более того, даже посулил сан епископа. Святой отклонил предложение патриарха и предпочел доживать свой век в монастыре святой Марины. Здесь он написал значительную часть своих трудов – «Гимны», здесь же принял праведную кончину.

Православная Жизнь

Самая большая проблема для Церкви, по Симеону, быстрое рукоположение во священники тех людей, которые не живут духовной жизнью и не стараются ею жить.

По святому Симеону, краеугольным камнем предания является не что иное, как личный мистический опыт христианина – опыт непосредственной связи между Богом и человеческой личностью. Предание не может быть истинно православным, если в его основе не лежит опыт встречи с Богом. Предание включает в себя личный духовный опыт каждого верующего.

Новое богословие Симеона – старое, ничего нового он не говорит. Симеон – поэт, он настроен общаться с Богом и ощущать Его желает.

Сознательный мистический опыт необходим каждому. Христианин должен опытно познать Бога, мистически к Нему стремиться, искать Его, и это возможно для всех.

Воскресение и Царство Небесное начинаются здесь. Обожение начинается в этом мире. Совершается это через созерцание Божественного света. Но ни в коем случае об этом не должен мечтать новоначальный, нужны для этого духовный отец, аскеза и покаяние.

Этот дар может быть дан каждому человеку, реальный опыт общения с Троицей.

В наше время это возможно точно так же, как и в апостольские времена, потому что наше время ничем не отличается от апостольского. Так же Христос с нами и так же Дух Святой изливает Себя на верных. Мнение о том, что в наше время это невозможно, святой Симеон считает самой злейшей ересью.

Важно не просто созерцание света, но встреча с Личным Богом, поэтому не любое световое видение – это видение Бога.

Святой Симеон учит, что внешнее без внутреннего мертво, что внешнее и внутреннее должны совпадать, что нельзя прочитав правило ко причастию уже считать себя достойным причастия.

Самая большая проблема для Церкви, по Симеону, быстрое рукоположение во священники тех людей, которые не живут духовной жизнью и не стараются ею жить.

Святой Симеон хотел сделать свой опыт святости и богообщения опытом всех, отсюда и непонимание некоторых по отношению к нему.

Сам святой Симеон был, как ни странно, забыт до XX века, когда его стали читать повсеместно. Только на Афоне его помнили до XX века.

Собирателю наследия Симеона Василию Кривошеину в начале века один греческий митрополит сказал: «Кто этот Симеон Новый Богослов, о ком вы мне говорите? Кто он, русский? Вы, русские, всегда выдумываете лиц, о которых никто никогда не слыхал».

Но его идеи жили в Церкви всё время, хотя его имени долго не помнили. Идеи святого о богообщении стали подготовкой для того, чтобы словами выразить исихазм – молитву богообщения. Сам дух святого Симеона – дух исихазма. Но идеи его не новые. Это традиционные христианские идеи.

Откуда взялась ложная идея, что чем дальше от Христа по времени, тем труднее общение с Ним? И когда у кого нет желания этого общения и кто не хочет аскезы ради этого, то такой идеей этот человек прикрывается.

Сейчас же святой Симеон любим всем православным миром и читаем. Читая же его надо знать, что это – вершины веры, к ним ещё нужно дойти.

И до святого Симеона была та же традиция, но трудно найти до него такого, кто так бы проповедовал, что каждому нужно иметь опыт единения с Богом. Симеон выражает вершину православного богословия, но путь к этой вершине лежит через аскезу, подвиг и покаяние.

Его богословие – богословие воскресения, света, радости, сыноположения, способности для человека богообщения.

Грех отделяет человека от Бога, но благодать Творца преодолевает эту пропасть и делает человека сыном Божиим по благодати. Симеон больше говорит не об аскезе, а о вершине, но это – путь для всех. Однако нужен наставник, потому что не всякий свет от Бога. Без наставника мы ошибёмся.

В основании всего этого лежит аскеза, а без аскезы это всё пустые слова, и даже лучше, чтобы не было этих слов, потому что и рассуждать об этом может быть опасно.

Сами мысли, что обожение начинается ещё в этом мире идут ещё от апостолов. Такими мыслями всегда жила Церковь.

Писание

Писание, по Симеону, – часть предания. Писание не есть основа религиозной веры, оно само основано на религиозном опыте и отражает этот опыт.

«Только то чтение полезно, которое сопровождается исполнением прочитанного», – пишет святой Симеон.

«Во время чтения необходимо вглядываться в себя, рассматривая и изучая душу свою как в зеркале», – поучает он.

Библия – это послание, адресованное каждому читателю непосредственно и персонально. Святые отцы верили в живое присутствие Христа в Писании.

Григорий Нисский пишет, что основная причина плача о грехах состоит в отпадении от добра, которое есть Сам Господь.

Святой Симеон глубоко постигает смыслы Писания и глубоко пишет об этом.

Алчущие правды – алчущие Господа, говорит святой Симеон. Милостивые – это не те, кто дают деньги несчастным и бедным. Милосердие не отдельные акты благотворительности, а внутреннее качество человека, которое приобретается подвигом.

Праздное слово – не исполняя заповедь говорить о ней. Писание – средство, помогающее жить с Богом и в Боге.

Богослужение

Симеон считал богослужение школой молитвы и духовной жизни. Причастие всю нашу жизнь превращает в Пасху.

Идея освящения реальности изначально была основополагающим принципом седьмичного и годичного богослужебных кругов.

Праздники Церкви – для пользы души и для вдохновения к добродетельной жизни.

Мистическая жизнь христианина невозможна без богослужения.

С VIII века монастыри стали миссионерскими и просветительскими центрами в городах – появилось множество городских обителей. Они занимались и духовным руководством лаиков. Ежедневное откровение помыслов существует уже в самом раннем монашестве.

«Знай, чадо, что ни посту, ни бдению, ни телесному труду, ни какому-либо другому из правых деяний не радуется Бог, но является только смиренной, нелюбопытной, доброй душе и сердцу», – пишет святой Симеон Благоговейный.

Удаление от мира, по святому Иоанну Лествичнику, – это борьба со страстями и умерщвление своей воли.

«Всякое доброе дело следует исполнять со смирением», – поучает святой Симеон Благоговейный.

Что читал Симеон и агиография

Симеон постоянно читал жития и учил читать творения святых, чтобы их понять.

Святой Феодор Студит пишет, что каждый получает великую пользу читая жития: «Думается мне, даже камни чувствуют эту пользу, не говоря уже о разумном человеке. Ибо благодаря чтению просвещается ум человека, отвергая мрак мудрости плотской, а душа его умиляется и воспаряет к Божественной любви».

Чтение житий – важнейшее средство для спасения души.

Симеон говорит о святых богатых и бедных, женатых и безбрачных. Он также утверждает, что нет никакой разницы между древними и новыми святыми.

Святой неоднократно высказывался против всякого вида ностальгии по славному прошлому Церкви, призывая всех слушателей обратиться к настоящему.

Он учит, что между нами и Богом стена воздвигается нашими грехами, но эта стена разрушается покаянием.

Не все в его время считали, что обожение невозможно – но некоторые епископы, пишет анонимный комментатор Симеона в XIV веке.

Симеон читал жития автобиографическим методом: обязательно примеряя на себя прочитанное, чтобы определить, было у него в жизни то, что он в житии прочёл, или нет. И если было, то каким образом происходило. Прежде всего это касалось таинственного общения с Богом, которое было у всех святых и более всего интересовало святого Симеона.

Встречу с Господом он считал самым главным и ключевым моментом любого жития и говорил, что если даже в житии почему-то о встрече ничего не написано, но всё равно она была, просто о ней автор жития не знает и поэтому ничего не написал.

Антропология

Человек является великим миром в малой вселенной. Так же учил и святой Григорий Богослов.

Душа действует посредством тела. Три ключевых момента в истории человека: его сотворение по образу Божию, его грехопадение, его искупление.

Первоначальная цель сотворения человека – обожение – уже достигнута в самом Христе и в людях, получивших от Него новое рождение.

Церковь

Симеон учит, что вне апостольского преемства нет истинной Церкви. Он настаивает, что спасение невозможно без благодатного духовника. Святой боролся против взгляда, что «в наше время нет уже благодатных духовников».

Таинства

Крещение бесполезно для тех, кто не живёт по Богу. Симеон учит, что Таинства необходимы для спасения, но принятие Таинств должно быть осознанным.

Мистическая жизнь невозможна без сознательного принятия Таинств. Плодом Таинства является постепенное и полное преображение личности, ведущее к обожению.

Покаяние

Святой Симеон говорит о покаянии как о постоянном делании христианина. Недостаточно покаяться однажды, следует плакать ежедневно и непрестанно, вплоть до смерти: «Покаяние – дело и монахов, и женатых в равной мере. И тот, кто имеет жену и детей, слуг и большое хозяйство, кто богат и занят мирскими делами, может плакать ежедневно и молиться и каяться, и даже достигать совершенства в добродетели».

Любовь

Ради любви слово стало плотью. Любовь святой Симеон созерцает как личность:

«Ибо всякое старание и всякий подвиг с большими трудами, не заканчивающиеся любовью в сокрушенном духе, тщётны и не приводят ни к чему полезному»;

«Кто имеет сию любовь… востёк на самый верх совершенства святых».

Симеон, следуя за 13-й главой Послания к коринфянам, отмечает: «Следовательно, кто лишен любви и всего вышесказанного, скажи мне, где он явится, что будет делать, как посмеет… назвать себя верным?».

Любовь святой Симеон созерцает как несозданное явление Бога в человеке.

Любовь соединяет людей и делает из них одну душу и одно тело.

Евхаристия

Святой Симеон отводит ей главное место на пути к Богу. Причастие вотелесняет нас Христу и Церкви. Понять вечные блага причастия можно только из опыта. Евхаристия – это свет, как и всё относящееся к Богу.

Святой Симеон настаивает на ежедневном причащении, но только по разрешению опытного духовника. Причастие – это Пасха (так же говорил и святой Иоанн Златоуст). Частое и сознательное причастие – центр духовной жизни.

О духовном руководстве

Можно научиться ходить перед Богом проводя жизнь в активном служении обществу. Ангельская жизнь возможна в городе точно так же, как и в пустыне.

Тот, кто не способен любить других, не может их исцелять. Святой Иоанн Лествичник говорит, что «истинного пастыря укажет любовь».

Старец ведёт по Божьему, а не по своему пути и не отнимает свободы ученика, вводя человека в то состояние, о котором Симеон пишет: «ДОСТИГНУТЬ МЕРЫ ВОЗРАСТА ИСПОЛНЕНИЯ ХРИСТОВА И СДЕЛАТЬСЯ БОГАМИ ПО БЛАГОДАТИ – ВОТ ТА ОДНА ЦЕЛЬ, ДЛЯ КОТОРОЙ МЫ И РОДИЛИСЬ ЛЮДЬМИ».

Симеон Новый Богослов

Симеон Новый Богослов (949, Галатия — 1022, Хрисополис) — монах, богослов, мистик и сочинитель «Гимнов» (поэтических духовных стихов), один из ярчайших представителей традиции исихазма. Наряду с двумя великими богословами Церкви — Иоанном Богословом и Григорием Богословом, Симеон был удостоен имени Новый Богослов. Почитается Православной церковью в лике преподобного, память совершается 12 марта (по юлианскому календарю).

Содержание

Жизнеописание

Родился в 949 году в Малой Азии в городе Хрисополис (в настоящее время район Стамбула) в богатой и знатной семье, получил хорошее образование, но с ранних лет был склонен к уединённой монашеской жизни.

В 973 году поступил в Студийский монастырь, где подвизался под руководством старца Симеона Благоговейного. Житие его написано келейником и учеником, преподобным Никитой Стифатом.

Учение преподобного Симеона Нового Богослова

Формулируя мысль Симеона кратчайшим образом, можно сказать, что главным для него в христианской вере является личный, непосредственный опыт богообщения. В этом он продолжает традицию преп. Макария Великого. Симеон, исходя из своего опыта, свидетельствует, что Бог открывается человеку и становится видимым, причём не в будущей жизни, но уже на земле.

Мистическая философия преп. Симеона предвосхищала исихазм XIV века

Творения преподобного Симеона Нового Богослова

  • «Катехизические слова» (обращены не к оглашенным, а к монахам так как по его мнению пострижение в монашество равнозначно второму крещению).
  • «Главы богословские и созерцательные»
  • Деятельные и богословские главы.
  • «Гимны» — чистые возвышенные стихи, в которых поэтические образы служат для выражения личного христианского созерцания и духовного опыта.
  • Проповеди на богословские и нравственные темы.

Литература о Симеоне Новом Богослове

  • Архиепископ Василий (Кривошеин). Преподобный Симеон Новый Богослов. Нижний Новгород, 1996.[1]ISBN 5-88213-014-X
  • Прот. Иоанн Мейендорф. Введение в Святоотеческое богословие Минск.: Лучи Софии, 2001 ISBN 985-6171-40-7
  • Епископ Иларион (Алфеев). Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. издание второе. СПб.:Алетейя, 2001 ISBN 5-89329-338-X
  • Челышев Павел Валентинович.Философия на рубеже тысячелетий (X-XI века). М.: МГГУ, 2001. (О Симеоне Н.Б.)Переработанное переиздание под заголовком: Преподобный Симеон Новый Богослов о духовном преображении человека. Акафист.Москва:Православный приход храма св. вмч.Димитрия Солунского, 2004. ISBN 5-87301-112-5;

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Шелдон, Ричард
  • Мак-Крейкен, Джозайя

Полезное

Смотреть что такое «Симеон Новый Богослов» в других словарях:

СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ — СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ (Συμεών ό νέος θεολόγος) (2 я пол. 10 нач. 11 в.) византийский богослов, поэт и мистик. Основным источником биографических сведений о нем служит “Житие”, написанное его учеником Никитой Стифатом. Согласно хронологии… … Философская энциклопедия

СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ — (949 1022), византийский религиозный писатель, поэт, философ мистик. Развивал тему самоуглубления и просветления личности; приближал поэтический язык к живым речевым нормам … Современная энциклопедия

СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ — (949 1022) византийский религиозный писатель, поэт, философ мистик. Развивал тему самоуглубления и просветления личности; приближал поэтический язык к живым речевым нормам … Большой Энциклопедический словарь

Симеон Новый Богослов — (949, Галатия (Пафлагония), 1022, Хрисополис), византийский религиозный писатель и философ мистик. В молодости учился в Константинополе и был на императорской службе, затем стал монахом. Сочинения С. Н. Б. развивают тему самоуглубления,… … Энциклопедия культурологии

Симеон Новый Богослов — (949 – 1022), византийский религиозный писатель, поэт, философ–мистик. Развивал тему самоуглубления и просветления личности; приближал поэтический язык к живым речевым нормам. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Симеон Новый Богослов — препод., писатель, родился в пафлагонском селении Галате от знатных и богатых родителей; воспитание получил при константинопольском дворе и был приближенным императоров Василия и Константина. Двадцати лет С. оставил двор и поступил в Студийскую… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Симеон Новый Богослов — (949 1022), византийский религиозный писатель, поэт, мистик. Подвизался в Студийском монастыре, затем игумен монастыря св. Мамонта в Константинополе. Центральные темы сочинений Симеона Нового Богослова мистическое озарение и просветление… … Энциклопедический словарь

Симеон («Новый Богослов») — ( Новый Богослов ) – препод., писатель, родом из Галаты, получивший воспитание в Константинополе. Скончался С. в 1032 году; память его 12 марта и 12 октября. Из его трудов известны: Главы деятельные богословские , Слово о вере , Слово о трех … Полный православный богословский энциклопедический словарь

СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ — прп. (ок.949–1022), визант. подвижник, мистик и писатель. Род. на севере М.Азии, в Пафлагонии, в богатой и знатной семье. По–видимому, при крещении ему было дано имя ГЕОРГИЙ. Привезенный родителями в Константинополь юношей, он учился в школах… … Библиологический словарь

Симеон Новый Богослов — (946 1021) преподобный, родился в городе Галате (Пафлагония) и получил в Константинополе основательное светское образование. Отец готовил его к придворной карьере, и некоторое время юноша занимал высокое положение при императорском дворе. Но,… … Православие. Словарь-справочник

Симеон Новый Богослов — об авторе

Информация

Биография

Симеон Новый Богослов — монах, богослов, сочинитель «Гимнов» (поэтических духовных стихов), один из ярчайших представителей традиции исихазма. Наряду с двумя великими богословами Церкви — Иоанном Богословом и Григорием Богословом, Симеон был удостоен имени Новый Богослов. Почитается Православной церковью в лике преподобного, память совершается 12 (25) марта.

Преподобный Симеон Новый Богослов родился в 946 году в городе Галате (Пафлагония) и получил в Константинополе основательное светское образование. Отец готовил его к придворной карьере, и некоторое время юноша занимал высокое положение при императорском дворе. Но достигнув 25 лет, он почувствовал влечение к иноческой жизни, бежал из дома…

Симеон Новый Богослов — монах, богослов, сочинитель «Гимнов» (поэтических духовных стихов), один из ярчайших представителей традиции исихазма. Наряду с двумя великими богословами Церкви — Иоанном Богословом и Григорием Богословом, Симеон был удостоен имени Новый Богослов. Почитается Православной церковью в лике преподобного, память совершается 12 (25) марта.

Преподобный Симеон Новый Богослов родился в 946 году в городе Галате (Пафлагония) и получил в Константинополе основательное светское образование. Отец готовил его к придворной карьере, и некоторое время юноша занимал высокое положение при императорском дворе. Но достигнув 25 лет, он почувствовал влечение к иноческой жизни, бежал из дома и удалился в Студийский монастырь, где проходил послушание под руководством знаменитого в то время старца Симеона Благоговейного. Основным подвигом преподобного стала непрестанная Иисусова молитва в ее кратком виде: «Господи, помилуй!» Для большей молитвенной сосредоточенности он постоянно искал уединения, даже на литургии стоял отдельно от братии, часто оставался один на ночь в церкви; чтобы навыкнуть в памятований о смерти, проводил ночи на кладбище. Плодом его усердия были особые состояния восхищения: в эти часы Дух Святой в виде светящегося облака нисходил на него и закрывал от его глаз все окружающее. Со временем он достиг постоянной высокой духовной просветленности, что особенно обнаруживалось, когда он служил Литургию.

Примерно в 980 году преподобный Симеон был поставлен игуменом монастыря святого Маманта и пробыл в этом сане 25 лет. Он привел в порядок запущенное хозяйство обители и благоустроил в ней храм.

Доброта сочеталась у преподобного Симеона со строгостью и неуклонным соблюдением Евангельских заповедей. Так, например, когда его любимый ученик Арсений перебил ворон, которые поклевали размоченный хлеб, игумен заставил его нанизать мертвых птиц на веревку, надеть это «ожерелье» на шею и стоять на дворе. В монастыре святого Маманта замаливал грех некий епископ из Рима, нечаянно убивший юного племянника, и преподобный Симеон неизменно выказывал к нему доброту и внимание.

Строгая монашеская дисциплина, которую все время насаждал Преподобный, привела к сильному недовольству среди монастырской братии. Однажды после литургии особенно раздраженные из братьев набросились на него и едва не убили. Когда же Константинопольский Патриарх изгнал их из монастыря и хотел предать городским властям, Преподобный вымолил для них прощение и помогал им в жизни в миру.

Около 1005 года преподобный Симеон передал игуменство Арсению, а сам поселился при монастыре на покое. Там он создал свои Богословские труды, отрывки из которых вошли в 5-й том «Добротолюбия». Главная тема его творения — сокровенное делание во Христе. Преподобный Симеон учит внутренней брани, способам духовного совершенствования, борьбе против страстей и греховных помыслов. Он написал поучения для монахов, «Деятельные Богословские главы», «Слово о трех образах молитвы», «Слово о вере». Кроме того, преподобный Симеон был выдающимся церковным поэтом. Ему принадлежат «Гимны Божественной любви» — около 70 поэм, полных глубоких молитвенных размышлений.

Учение преподобного Симеона о новом человеке, об «обожении плоти», которым он хотел заменить учение об «умерщвлении плоти» (за что его и назвали Новым Богословом), принималось современниками с трудом. Многие его поучения звучали для них непонятно и чуждо. Это привело к конфликту с высшим константинопольским духовенством, и преподобный Симеон подвергся изгнанию. Он удалился на берег Босфора и основал там обитель святой Марины.

Святой мирно преставился к Богу в 1021 году. Еще при жизни получил он дар чудотворения. Многочисленные чудеса были явлены и после его смерти; одно из них — чудесное обретение его образа. Житие его написано келейником и учеником, преподобным Никитой Стифатом.

Библиография

«Катехизические слова» (обращены не к оглашенным, а к монахам, так как по его мнению пострижение в монашество равнозначно второму крещению).
«Главы богословские и созерцательные»
Деятельные и богословские главы, 152.
«Гимны» — стихи, в которых поэтические образы служат для выражения личного христианского созерцания и духовного опыта.
Проповеди на богословские и нравственные темы.

Читать еще:  Праведный Алексий Мечёв: цитаты о любви Бога к нам и взаимопомощи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector