4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рождество Пресвятой Богородицы: что у каждого из нас общего с Божьей Матерью?

Праздник Рождества Богородицы: красота нашей веры

Из этой статьи вы узнаете о празднике Рождества Богородицы, и поймёте отличие Священного Писания от Священного Предания.

Священное Предание: праздник Рождества Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В нашей Православной Церкви существуют Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание — это то, что записано. Священное Предание — то, что долгое время только передается из уст в уста, потом иногда и записывается, утверждается.

Вот, например, многие сегодня изучают Библию. Еще и другим советуют читать Писание, начинают сами всё объяснять. А когда им говорят, что нужно ходить в церковь, они возражают: «Где там написано, что мне нужно ходить в церковь?» Хотя в Писании есть такие примеры, их там можно найти. Или такой вопрос задают: «Где в Библии, в Евангелии написано, что нужно креститься, как складывать персты и как крестное знамение на себя полагать?» А как мы обычно крестимся? На чело полагаем крестное знамение, на перси, на правое плечо, на левое. А это то, что относится к церковному Преданию, что передавалось из уст в уста, из поколения в поколение. Теперь это уже и записано, и утверждено святыми отцами.

Еще триста с лишним лет назад у нас в Церкви произошел раскол. Старообрядцы, в частности, утверждали, что нужно креститься двумя перстами, а не тремя. И по этому вопросу произошли серьезные разногласия. Но общецерковное Предание (нужно иметь в виду и другие Церкви, не только нашу Русскую Церковь) сохранило троеперстное сложение, которым мы и сейчас ограждаем себя, совершая крестное знамение, во имя Святой Троицы.

И такие богодухновенные мужи, как преподобный Серафим Саровский, прямо об этом говорят. К нему привезли одну рабу Божию парализованную. Она рассказывала о своих родственниках… А он говорит:

— А как они веруют?

— Они — старообрядцы.
Он сказал:

— Единая истинная вера — православная. И крестное сложение — троеперстное. Так общецерковное вселенское Предание во всей Церкви исповедует, что креститься нужно тремя перстами. Ты как крестилась?

— Двумя перстами.
Преподобный сказал:

— Перекрестись тремя перстами.
Она говорит:

Он сложил ее пальцы, перекрестил ее, и после этого она исцелилась — от ограждения себя крестным знамением троеперстного именно сложения по молитве преподобного Серафима.

Это уже свидетельство совсем близкого к нам времени, потому что каких-то полтора века, чуть больше прошло от времени преподобного Серафима. И это говорит о том, что Священное Предание всегда было в Церкви и будет существовать до скончания века.

Поэтому церковный год и начинается, и кончается теми праздниками, подробности о которых мы знаем из Священного Предания.

Нигде в Библии вы не прочитаете, каким образом было Рождество Матери Божией. Но Церковь знает это из Священного Предания. Родители Пресвятой Богородицы святые праведные Иоаким и Анна были бездетны и, несмотря на это, будучи уже даже престарелыми, они не теряли веру и молились о даровании ребенка. И Господь даровал им Ребенка. И такого, которого они, да и человеческая мысль даже представить не могли, потому что то, что свершилось – то есть воплощение Сына Божия и соединение Божественно го и человеческого естества, Богочеловечество — это явление непостижимое.

И как эта Девочка чистая, как Она могла стать Матерью Безначального Бога?! Это же Бог всё сотворил. И вот из Его же творения избирается Та, Которая является Его Матерью, Богоматерью! Как это? Постигнуть невозможно — но это так!

Бог есть любовь, и Божественную любовь представить себе невозможно. Когда один из святых почувствовал мгновение Божией любви, то это невозможно было описать. И когда Господь произнесет Свой Суд — отделит одних туда, других сюда, — то еще и после этого по Своей любви Господь кого-то помилует. Но еще и после этого Матерь Божия будет просить за грешников, которых Он отделит в вечные мучения, и они будут помилованы. Священное Предание это передает. Как же это представить себе? Постигнуть невозможно.

В Священном Предании раскрывается то непостижимое, чего не вмещает часто человеческий ум и не может постигнуть: «Как это так? Не может быть!» Поэтому начинаются споры: «Да как? Да что?» Но все это обнимает непостижимый Промысл Божий, который постигнуть мы не можем. В Апокалипсисе он свидетельствуется как книга за семью печатями, которую никто не может открыть и прочитать, кроме Сына Божия. На небе и на земле нет никого, кто мог бы прочитать и постигнуть пути Промысла Божия.

У нас здесь, за алтарем погребен епископ Стефан, умерший в неделю жен-мироносиц во время проповеди на солее. Он как-то сказал такие слова:

— Изучай наше богослужение, в нем — все богословие.

И вот сегодняшний день — Рождество Пресвятой Богородицы. Восьмое сентября. Почему? Первого числа — новый год церковный. Первый день — начало. Почему не в этот день? Почему не во второй, не в третий? Три — священное число: Троица. Почему не в четвертый, не в пятый, не в шестой, не в седьмой? Семь — это тоже особое, седмеричное число, но почему в сегодняшний день, восьмой?

Восьмеричное число имеет особый смысл. Осми ца будущего века. Кстати, восьмого числа празднуется и другой праздник — Собор Небесных сил Беcплотных. И святые отцы объясняют это так, что, поскольку это горний М i р, это будущий век, то ему дано восьмеричное число, восьмой день месяца. И Рождество Пресвятой Богородицы восьмого числа, в начале года — это свидетельство того, что Матерь Божия — из высшего горнего Mipa, Царица Неба и земли. Вот так раскрываются эти непостижимые явления, которые мы иногда не замечаем, не обращаем на них внимания, но все, что установлено святыми отцами, имеет глубочайший богословский смысл, который, если Господь откроет — уразумеешь, если Господь не откроет — не уразумеешь.

Так что, видите, сколько здесь, в этом празднике Рождества Пресвятой Богородицы: и с горним-то М i ром он соединяется, и общее-то все обнимается, все начинается с этого праздника.

А вторым за этим праздником по нашему календарю идет ближайший к нему двунадесятый — Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня. И событие этого праздника, как и крестное знамение, относится к области Предания. И как бы через эти два первых праздника года свидетельствуется, что вся наша надежда — Матерь Божия и Животворящий Крест. И поэтому мы все должны носить крест и обращаться в молитвах, прежде всего, к Матери Божией. Потому что, действительно, нечистая сила больше всего боится — об этом опять же свидетельствуют многие примеры из истории Церкви — крестного знамения и призывания имени Матери Божией. Когда мы можем, мы должны ограждать себя крестным знамением. И если мы не можем этого делать по каким-то обстоятельствам, то должны обращаться к Матери Божией.

И тот же преподобный Серафим, которого все мы хорошо знаем, который дает нам много назидания, дает дух утешения, который говорит о крестном знамении, учит нас, прежде всего, призывать в помощь Матерь Божию. Мы знаем Серафимовское Богородичное правило: Богородице Дево, радуйся! Благодат ная Мария, Господь с Тобою… И вот видите, в этом тропаре прославляется Матерь Божия и говорится: …яко Спаса родила ecu душ наших. Спас — Спаситель, Он искупил нас на Кресте, поэтому в самой этой молитве и Крест тоже поминается, как бы соединяются этим два крыла у Бога: призывание Матери Божией и крестное знамение.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы Промыслом Божиим у нас в какое время бывает? Я имею в виду нашу жизнь обычную, земную. Вот ведь не задумываешься над тем, что этот праздник приходится на то время, которое по-простому, по-русски называют «бабье лето». Осень вроде, а говорят: лето. Я не знаю, имеет ли это отношение непосредственно к празднику, я просто так говорю сейчас, размышляю, простите. Но все-таки ведь это так, именно в это время у нас заканчиваются все работы. Женщины трудились в основном на полях. И примерно к этому времени можно немножко передохнуть, и как раз первый праздник во время этого отдыха — благодарность, благословение, прославление Матери Божией. Вот настолько это просто… Смотришь: а это как, а это как получается? А получается так, как есть. Действительно, это удивительно всё… Вообще жизнь настолько замечательна по своему многообразию таких сочетаний, которые показывают непостижимые пути Промысла Божия.

Вот первый праздник года — Рождество Пресвятой Богородицы: родился Младенец, начало всего спасения, Матерь Божия родилась. А начало церковного года — первого сентября. Так ведь начало это сохранилось только у детей: начало нового учебного года — первого сентября. Если бы сохранился старый стиль в нашей жизни, то был бы вместе с церковным.

Дети, младенчество… Все это как бы объединяется: тут и Рождество Пресвятой Богородицы, и начало церковного года, и учебного, и «бабье лето». И, если посмотришь, все это оказывается в одном духе. Небо и земля — все соединяется в одном. Настолько, действительно, прекрасна наша православная жизнь, когда она идет так, как ей подобает. А мы теперь искусственно среди зимы наряжаем елку для того, чтобы отпраздновать так называемый гражданский Новый год. А здесь — ничего не нужно, вся природа наряжается, все творение Божие украшается. Ведь какая она красивая, осень. Новый церковный год встречается этой красотою. Тут и наряды, с одной стороны, тут и плоды — ну, всё! Настолько пре красно, Господи, какая же красота! А люди заблудившиеся, ушедшие от веры, говорят, что вера уводит от жизни, что жизнь какой-то серой становится, безрадостной. Да нет, наоборот! Столько радости, и жизнь во всей полноте раскрывается, когда человек смотрит вот так на всю эту жизнь. Этот взгляд все обнимает, все оживотворяет.

Читать еще:  Плащаница Богородицы

Подумать, действительно, какой это праздник! Сколько здесь всего. Рождество Матери Божией, которое празднует все Божие творение, Новый год церковный… Сколько же любви-то Божией! Как нужно нам стараться сохранять эту любовь между собой, ведь Господь все сотворил и все творит для нашей жизни здесь, на земле, а уж не говоря о том, что мы готовимся к жизни будущего века.

Поэтому будем стараться, ограждая себя крестным знамением, отгоняя им нечистые мысли, и чувства утишая, и на дела благословение призывая, будем, обращаясь к Матери Божией, к Ее предстательству, стараться сохранить здесь, на земле, мир душевный, мир и любовь между собой. И за заслуги Господа Иисуса Христа крестные и предстательством Матери Божией будем надеяться получить жизнь вечную. Аминь.

Занятие 1. 8 21 сентября, Рождество Пресвятой Богородицы

План занятий:
Мир, в котором мы живем. (вступительное слово).
Начало церковного года.
Рождество Пресвятой Богородицы.
О христианских именах.
Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София.
Сестры Марфа и Мария

Мир, в котором мы живем, создан удивительно гармонично. В нем нет ничего лишнего или недостающего, — все сотворено Богом, одухотворяется и питается Его Отчей любовью, и ничто в мире не совершается без воли Творца. И сколь радостно жить в этом мире и знать, что Господь любит нас – любит так, как никто больше любить не может. Без Его святой воли даже волос не пропадет с головы нашей (Лк. 21:18),. Он заботится о нас и наилучшим образом устраивает нашу жизнь в Им созданном прекрасном мире – так, как никто лучше Него устроить не может. В жизни каждого из нас Он Один назначает все времена и сроки.

Рождение человека, его первый крик, первый вдох, первые шаги по земле, первые слова молитв, золотая пора детства, первая исповедь и святое причастие, чистая детская дружба, первая любовь, прекрасные порывы юности, союз любви и дружбы, рождение и воспитание детей, деятельная зрелость, первое серебро осенней седины «бабьего лета», спокойная красота увядания, мудрая умиротворенная старость, последнее напутственное слово потомкам, блаженное успение – таков, в общих чертах, путь, который назначено человеку пройти до земле.

– Но как жить на земле во времени, не расставаясь с Вечностью, чтобы среди множества интересных предметов и занятий не позабыть о главном, о той благой части, которая не отнимется у избравших ее (Лк. 10:43), — невольно вопрошает немощное сердце человеческое?

– «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37-39)», — отвечает каждому из нас Создатель устами возлюбленного Единородного Сына Своего, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, оказав нам великую радость и честь быть христианами и в жизни краткой земной не оставить Его вечную любовь безответной.

Исследуя мир, в котором живем, мы не можем не заметить красоту и гармонию его, проявленную в циклической повторяемости многих событий и процессов. Вот, например: наша планета Земля движется вокруг звезды Солнце по строго определенной орбите, она же одновременно и вращается вокруг собственной оси, имеющей угол наклонения к плоскости орбиты. Потому мы, земляне, привыкли к череде дней и ночей, восходов и закатов, и уже почти не удивляемся, когда рассветное небо гасит звезды, а вечером они зажигаются вновь. Мы, жители средних широт можем любоваться сменой времен года и связанными с этим удивительными преображениями окружающей природы. Мы привыкаем к той чудесной периодичности, когда зимние холод и стужа плавно переходят в жаркие летние дни с прелестными цветами и долгожданными плодами. Для нас это привычно и радостно, следовать установленным Богом естественным законам, действующим в мире, в природе.

Но вот уже более 1000 лет, начиная от крещения Руси, духовная жизнь нашего народа стала неразрывно связана еще с одним периодом — церковным годом, календарь которого задает череду богослужений и праздников Святой Православной Церкви. Начало церковного года (новолетие), как и тысячу лет назад, празднуется в начале осени: 1 сентября по старому стилю, а по новому – 14 сентября. Интересно, что всего 300 лет назад, до Петра Первого, на Руси и светский Новый год праздновали вместе с церковным. Как знать, может быть, по молитвам и вере нашей эта прекрасная традиция вновь возрождена будет, — для Господа нет ничего невозможного.

На протяжении церковного года мы совершаем вместе с церковью воспоминание (память) многих великих событий из земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, апостолов, пророков и сонма новозаветных и ветхозаветных святых. Имеющие тысячелетнюю христианскую историю, мы уже не можем представить себе нашу жизнь без праздничного трезвона колоколов, богослужений и таинств Святой Церкви, стройных песнопений, благодатных проповедей и величавых крестных ходов. С самого раннего детства, как отголоски дивных ангельских священных песнопений, оставались на всю жизнь в сердцах христиан воспоминания о светлых праздниках церковных. Но и каждый новый день, даже будний, для христиан – праздник, освященный именем Святого угодника Божиего или воспоминанием о важном событии в жизни Церкви.

Наши предки свято чтили церковные праздники, с ними были связаны все самые памятные даты и события в жизни, весь ее уклад. Так, человек мог не помнить числа, когда появился на свет, но знал, что это случилось, например, «на Николая». Каждому крестьянину в прежние времена было известно, что «на Георгия» нужно впервые после зимы выводить на пастбища домашних животных, а «на Зосиму» выставлять ульи на летние пасеки. В последние годы, после обращения к вере милионов людей, происходит восстановление благочестивых традиций жизни в согласии с Церковью. Церковный устав и правила организовывают весь строй бытия человека и, благодаря этому, жизнь получает благодатное освещение.

1. Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентябпя (по старому стилю – 8 сентября) православные христиане празднуют Рождество Божией Матери – это первый двунадесятый праздник года. Название двунадесятый говорит само за себя. Таких больших праздников в году – двенадцать.
Прочтем со вниманием свидетельство о рождестве Богородицы (по материалам статьи Зои Световой «Сентябрь – начало церковного новолетия» Семья и школа. -№9.-1991.) – это поможет нам подготовиться духовно к праздничному богослужению:

«Появление Девы Марии исподволь готовилось Божественным Промыслом. Последовательно, в длинной цепи поколений возвышалось благородство, утончались чувства, все духовно совершенней становилась природа, пока, наконец, благословенная чета Иоаким и Анна явились той благодатной почвой, на которой смог появиться такой чудный росток, как Пресвятая Дева Мария.

Родители Пресвятой Богородицы жили в Назарете и были известны своей праведностью. У них не было детей, а у израильтян это считалось позорным, потому что бездетные люди лишались надежды иметь Мессию своим потомком. В один из великих праздников Иоаким пришел со своим соплеменником в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Богу. Но вдруг он почувствовал себя недостойным этого. В глубокой скорби вышел он из храма. Он очень страдал и вопрошал себя и Бога: “Чем я хуже других людей, за что мне такая судьба и такое поношение?”

Иоаким молился о чуде, прося Бога, чтобы Он послал ему ребенка. Сорок дней он провел в пустыне, и однажды к нему явился ангел, который сказал: « Бог услышал твою молитву, у твоей жены Анны родится дочь и станет вашей общей радостью. В знак верности моих слов иди в Иерусалим. Там, у золотых ворот, ты найдешьь свою жену, которой я уже возвестил эту радость». Иоаким послушался ангела, пошел в Иерусалим и встретил там Анну, которая рассказала ему о явлении ангела Божьего: однажды, она, работая в саду, увидела среди ветвей лаврового дерева гнездо едва оперившихся птичек, и вид этого счастливого семейства поверг ее в еще большую скорбь. Она взмолилась: «Все радуются о детях своих, я одна бесчадна, как степь безводная. Господи, Господи! Услышь меня! Я принесу рожденное от меня в дар Тебе, и да благословится в нем Твое милосердие!» Всю душу вложила Анна в свою молитву. Едва она закончила, как предстал пред ней ангел Божий и сказал, что ее молитва услышана, и она родит дочь, которая будет выше всех дочерей земных.
Встретившись в Иерусалимском храме, Иоаким и Анна возблагодарила Бога и принесли в храм жертву. Когда у них родилась дочь, они дали ей имя Мария, что значит «Надежда», “Госпожа”. Она, действительно, стала самой величественной из всех жен, когда либо живших на земле».

2. О христианских именах

Побеседуем о наших именах. Что в них сокрыто, кто стоит за ними? Многие скажут, что родители назвали их в честь бабушек, дедушек или других родственников, но это не совсем так, потому что, прежде всего, имена даны всем нам в честь святых людей – угодников Божиих. Святых, прославивиших Бога жизнью и подвигами своими, а иногда и мученической кончиной, и после смерти прославленных Богом на земле, было великое множество. До нас дошли сведения о их благочестивой жизни и бесстрашной кончине. В Житиях Святых, христиане с древних пор и до последних дней тщательно записывали, систематизировали и хранили такие сведения.

У каждого Святого есть в Церкви особый день празднования, который из года в год повторяется, попадая на определенное число, и именуется днем памяти Святого.
Для человека, носящего имя Святого, это тоже день особый, выделяющийся из прочих, и он получил название «именины», или «день Ангела». В данном случае под Ангелом имеется в виду наш Святой, называемый так за богоугодную жизнь, подобную ангельской.

Как узнать день своего Ангела? Для этого надо заглянуть в святцы или месяцеслов, обычно находящийся в церковном календаре. Найдите имя своего Святого и посмотрите число, в которое празднуется его память. Это и будут ваши именины!
Примечательно, что само имя и его значение бывают говорящими. Имя Татьяна переводится с греческого как учредительница, распорядительница; Наталия — природная, естественная, спокойная; Ирина — мир, спокойствие, тишина.
Как православные христиане празднуют день именин? Ранним утром, до завтрака, они идут к святому причастию, в церковь, ставят свечку у иконы, изображающей их Святого и произносят молитву. После исповеди и причастия возвращаются домой, и только тогда начинается праздник для всей семьи. Тут и именинный пирог, игры, песни, веселые посиделки.

3. Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София

Читать еще:  В Интернете запущена бесплатная платформа по изучению богословия

“30 сентября (17 сентября по старому стилю) Церковь совершает память Святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

В книге «Жития святых» говорится о том, что в царствование императора Адриана жила в Риме вдова, родом итальянка, по имени София, что в переводе означает «Премудрость». Будучи христианкой, она дала трем своим дочерям имена, соответствующие трем христианским добродетелям: первую дочь назвала Верою, вторую — Надеждою, а третью Любовью.
Оставшись вдовой после рождения третьей дочери, София продолжала вести благочестивую жизнь и, воспитывая своих дочерей, старалась их приучить проявлять и в жизни те христианские добродетели, имена которых они носили. По мере того, как девочки росли, возрастали в них и добродетели. Они хорошо знали пророческие и апостольские книги, были усердны в молитве и домашних трудах.

Слух об их премудрости и красоте распространился по всему Риму. Слуги царя Адриана по его велению отправились в дом к Софии, чтобы привести Веру, Надежду и Любовь к царю. Поняв, с какой целью царь зовет их к себе, благочестивые девушки вместе с матерью обратились к Богу с такой молитвой: «Всесильный Боже, сотвори с нами по Твоей святой воле, не оставь нас, но пошли нам Твою святую помощь, чтобы наше сердце не устрашилось гордого мучителя, чтобы не убоялись мы страшных мучений и не пришли в ужас от смерти; пусть ничто не отторгнет нас от Тебя, Бога нашего. «Сотворив молитву, все четверо пошли к царю, известному своей ненавистью к христианам. Когда они подошли к царскому двору, то осенили себя крестным знамением, говоря: «Помоги нам Боже Спаситель наш, прославления ради Твоего Святого имени». Увидев царя, они воздали подобающую ему честь, но стояли перед ним без всякой боязни. Видя, их благородные светлые и бесстрашные лица, царь стал спрашивать, какого они рода, как их зовут и какая их вера. София открыто исповедовала свою веру в Иисуса Христа. Она сказала, что и дочерей своих обручила Хриcту.
Царь пытался заставить их поклониться языческим богам, но они отказались. Жестокий царь подверг девочек ужасным истязаниям на глазах у их матери. Мать София внутренне сострадала каждой из дочерей, терзаясь от переносимых ими тяжелых мучений, но укрепляла их своей материнской молитвой. София три дня просидела у их гроба и — здесь же скончалась”.
(По статье Зои Световой. «Сентябрь – начало церковного новолетия» .// Семья и школа. -№9.-1991.)

Твердость и непоколебимость страдальцев, которые мужественно шли на смерть за свою веру, сильно действовали на сердца язычников. Нередко сами мучители, видя всепобеждающую безропотность своих жертв, обращались к христианству. Таким образом, кровь христианских мучеников, была, по выражению Тертулиана, христианского писателя второго века, семенем новых христиан.

4. Сестры Марфа и Мария

В Евангелии от Луки и от Иоанна можно прочитать притчу о сестрах Марфе и Марии. Приведем краткое ее содержание.
Недалеко от Иерусалима находилось селение, называемое Вифания. В нем жили две сестры – Марфа, Мария и их брат Лазарь, который умер, но Иисус Христос его воскресил из мертвых. Все трое очень любили Иисуса и приглашали к себе.
Однажды Иисус пришел к ним, и Мария сразу присела у ног Учителя, чтобы внимать Его слову. «Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.» (Лк. 10:40 – 42).

Так в каждой женщине живут новозаветные Мария с ее высоким стремлением к Божественному слову и Марфа, которая ревностно заботится об устроении своего дома, приводит его в благолепный вид, достойный посещения Самого Бога – Слова.

Новости Барнаула

Опросы

Спецпроекты

  • Газ на Алтае
  • Налоги для физических лиц
  • FITamic
  • FM-Продакшн
  • Все проекты
  • Правила поведения на сайте

  • Рубрики
  • Алтай
  • Барнаул
  • Коронавирус сегодня
  • Бийск
  • Рубцовск
  • Республика Алтай
  • Политика
  • Экономика
  • Правила жизни Искателей
  • Общество
  • Недвижимость
  • Происшествия
  • Мобильный репортер
  • Экология
  • Здоровье
  • Авто
  • Инфографика
  • Культура
  • Туризм
  • Спорт
  • Наука
  • Только о хорошем
  • Тесты и игры
  • Люди говорят
  • Образование
  • Кухня
  • Дача
  • Только на amic.ru
  • Подкасты
  • Вакансии
  • А это вообще законно?!
  • AmicМилосердие
  • Марафон победы

Прямой эфир

Рождество Богородицы: что за праздник, как его отметить и что нельзя сегодня делать

Автор: Anonimous – Pskov museum, СС0, https://commons.wikimedia.org

Рождество Пресвятой Богородицы – один из 12 главных праздников Православной церкви. Полное название этого праздника – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Согласно церковному преданию, именно в этот день родилась мать Иисуса Христа. Как и когда отмечают этот праздник и что нельзя делать в этот день – читайте в материале amic.ru.

21 сентября Церковь вспоминает события, связанные с рождением Божией Матери. Этой истории нет в Новом Завете, она пришла к нам из церковного предания. А если точнее, была описана в Протоевангелии Иакова во II веке.

По церковному преданию, благочестивая пара Иоаким и Анна до старости были бездетны и страдали от этого. Однажды во время молитвы обоим явился ангел и сказал: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Через девять месяцев после этой радостной вести Анна родила дочь, которую назвали Марией.

Анна и Иоаким дали обет посвятить своего ребенка Богу. Поэтому отдали девочку в Иерусалимский храм, где она служила до совершеннолетия.

Церковь начала отмечать праздник во второй половине V века.

Рождество Пресвятой Богородицы отмечают шесть дней, с 20 по 25 сентября. 20 сентября отмечают предпразднство, 21 – сам праздник, а затем – попразднство.

В эти дни в храмах проходит служба, посвященная Деве Марии, проводятся литургии. В праздничную службу входят песнопения преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век), святителя Андрея Критского (VII век), Константинопольского патриарха Германа (VIII век).

Верующие молятся Пресвятой Богородице и славят ее. Можно также прочитать молитву и дома. Дева Мария считается покровительницей женщин и детей, а потому к ней обращаются с молитвами о заступничестве, здоровье и счастье для детей и семьи. Также считается, что в этот день молитва женщин, мечтающих о рождении детей, будет услышана. А роды будут легкими и удачными.

Как и многие церковные праздники, Рождество Пресвятой Богородицы тесно переплетено с народными традициями. В древности на Руси в эти дни отмечали праздник урожая и встречу осени – Осенины. По своему размаху праздник был похож на Масленицу. Было принято накрывать богатые столы, ходить в гости. Причем считалось, что чем больше хозяйка поставит на стол блюд, тем богаче будет год.

В этот день устраивали игрища и народные гулянья, угощались выпечкой и сезонными блюдами. Благодарили за хороший урожай. А еще в эти же дни убирали на зиму пчелиные улья, завершали полевые работы.

Также в эти дни славяне проводили обряд по обновлению огня: старое пламя в очаге гасили. А потом с помощью огнива или трения сухих веток добывали новый огонь. После нужно было выпечь 16 хлебов, чтобы в доме всегда было благоденствие.

Как и в другие большие праздники, на Рождество Пресвятой Богородицы в 2020 году лучше отказаться от тяжелой физической работы. Нельзя ссориться, ругаться, сплетничать и кричать на детей. Также нельзя отказывать бедным в милостыне, защите и помощи.

Рождество Богородицы 2020: история, традиции, что нельзя делать 21 сентября

Рождество Богородицы — Девы Марии, матери Иисуса Христа — православная церковь отмечает 21 сентября (8 сентября по старому стилю). Праздник является двунадесятым, то есть одним из 12 важнейших, помимо Пасхи. На Руси этот день называли Вторая Пречистая и Осенины, он фактически совпадал с осенним равноденствием, завершал бабье лето и знаменовал окончательное наступление осени.

История праздника

Согласно христианским источникам, будущая Богоматерь родилась у немолодых благочестивых супругов Иоакима и Анны, которые жили в Иерусалиме в I веке до нашей эры. Пара долго была бездетной, за что подвергалась порицанию, поскольку тем самым нарушалась заповедь «Плодитесь и размножайтесь». За бездетность Иоакима даже изгнали из Иерусалимского храма, куда он пришел принести ежегодную храмовую жертву.

Расстроенный Иоаким решил оставить супругу, он удалился в пустыню, где предавался посту и молитве. Анна тоже усердно молилась о ниспослании ей ребенка. Согласно преданию, обоим супругам одновременно было видение, что их молитва услышана, и Анна вскоре родит. Обрадованный Иоаким вернулся в Иерусалим, где у Золотых ворот воссоединился с женой. Вскоре Анна забеременела и дала обет посвятить ребенка Богу. Новорожденную нарекли Марией и отдали в Иерусалимский храм на воспитание.

Праздник в честь Рождества Девы Марии был установлен в V—VI веке и сразу стал очень популярен на Руси.

Вторая Пречистая и Осенины

На Руси праздник называли Вторая Пречистая (Первая Пречистая — это Успение Богородицы, отмечаемое в конце августа) и Осенины. Считается, что на Вторую Пречистую заканчивается бабье лето и наступает настоящая осень. Праздник был посвящен женщинам и считался бабьим днем.

В этот день на Руси устраивали большие застолья, чествуя Богородицу и землю-кормилицу. Запрещалось работать, а во время застолий главенствовали женщины. Девушки в этот день гадали на суженого, также на Вторую Пречистую было принято поздравлять и одаривать новобрачных.

Приметы

Считалось, что погода, установившаяся на Вторую Пречистую, продержится месяц.

Согласно приметам, в этот день последние ласточки улетают на юг.

В это время начинали солить и квасить позднюю капусту. На Руси говорили:

«Божья Матерь капустные головки складывает».

Рождество Богородицы иногда называли Луков день (время уборки позднего лука) и Пасиков день (время убирать ульи в теплое место).

Что нельзя делать 21 сентября

Помимо запрета на работу, как это принято в большой церковный праздник, были специальные «женские» и «мужские» запреты.

Женщинам запрещалось рукодельничать, чтобы не «опутать» нитками Богородицу. Мужчинам запрещалось перечить женщинам, особенно строго запрещалось их обижать. День считался бабьим, и за женские слезы Богородица могла наслать на обидчика большие беды.

Кроме того, строжайше запрещалось сквернословить, поскольку Богоматерь строго, вплоть до немоты, карала тех, кто не следил за языком.

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Девы – начало домостроительства нашего спасения. Еще не Сам Господь Спаситель мира рождается, а Его Пречистая Матерь, не самое Солнце мира восходит уже, а только занимается предрассветная заря, как бы утренний ветер разносит во все концы мира благую весть о скором появлении Солнца.

Читать еще:  Крещена, но без любви к Богу. Что делать?

Почему же так радостно Рождество Богоматери? Не говорил ли Предтеча Господень еще до явления Христа миру, что Бог может и из камней воздвигнуть чад Аврааму (Мф.3:9)? Не мог ли Он уготовить и Матерь Себе единым манием Своего всемогущества? Когда впоследствии одна из жен, в восторге от слов благодати, исходивших из уст Иисусовых, воскликнула: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие», то не сказал ли Господь: «Блаженны слышащие слово Божие и хранящие его» (Лк.11:27-28)?

И эти слова Господа повторяются почти во все Богородичные праздники. Конечно, мог Бог всемогущею силою Своею создать во едино мгновение как чад, так и Матерь Себе, но Он хотел спасти нас. Спасти же нас мог только Спаситель, сродный нам – единый с нами по природе. Ветвь может жить только тогда, когда она едино с лозою, а не чужда ей по природе. Так и мы можем жить во Христе полною жизнью, потому что Он вочеловечился, принял наше естество. Единым с нами по природе Христос стал, родившись от Матери из среды человечества. И Ангелов Бог посылал на служение нашему спасению, о том мы читаем с первых страниц Библии, но посольства этого было для нашего спасения мало.

Ангелы – «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр.1:14), однако для совершенного спасения нашего не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь (Евр.2:16-18, 1). Рождество Богоматери, сродной нам, и празднуется ныне светло, и весь мир призывается к этой радости.

Восприятие Богом естества человеческого от самого человечества падшего – это дело, более дивное, чем создание нового человека силою всемогущества Божия. Это чудо из чудес. Чтобы соединить с Собою падшее естество человеческое, нужно было его для того предочистить. Еще ветхозаветные люди вопрошали с недоумением: «Кто родится чистым от нечистого? ни один» (Иов.14:4), ибо они сознавали вместе с Давидом: «В беззакониях зачат есмь и во гресех роди мя мати моя» (Пс.50).

Если земля должна по грехопадении произращать человеку, трудившемуся над нею в поте лица, тернии и волчцы, то это было знамением того, что и в душах людей после того, как посеяно семя греха и заглушено семя добра, при всех усилиях человека будут произрастать тернии греха и страстей, семя же добра будет возрастать редко, и не будет иметь надлежащей силы. Все попытки человечества произвести из своей среды людей святых, которые блистали бы образом и подобием Божиим, оставались тщетными. Человечество сделалось по падении неплодным для святости и не могло само восстановить в себе образ и подобие Божие, от которых остались в душах людей как бы только малые искры, легко угасавшие.

Только Бог, верховный Домовладыка, соблюдал в человечестве остатки добра, накоплял их в душах человеческих. Только Он «делатель мыслей наших и насадитель душ наших» мог «неплодну землю благоплодну показати, древле сухую – родовиту, благогласну, бразду плодоносну» (Канон праздника Рождества Богородицы, песнь 8-я). Как накоплялось в человечестве зло, так собирал, накоплял Бог и добро. Не могли о подобном накоплении заботиться сами люди, все мысли и помышления которых были зло во всякое время, от юности (Быт.6:5, 8:21).

Если и заботились, болели сердцем о сохранении добра в людях немногие праведники, то они видели свое бессилие сохранить его: «Почему путь нечестивых благоуспешен? Ты насадил их, и они укоренились» (Иер.12:1-2). «Доколе, Господи?» – могли только они вопрошать в горечи душ, но сделать других праведными не могли. Сам Бог собирал эти остатки добра в роде избранных Своих, берег «корень святый» в человечестве (Ис.6:13; Рим.11:16), из которого могло бы со временем возрасти спасение Божие миру. «Возносяй воду на облацех и даяй дождь» (Там же), собирал святые помышления в избранных Своих, сгущал их в облака праведности, проливал на человечество дождь благодати Своей и питал и поддерживал корень святой в человечестве. Должны были пройти многие века, тысячелетия, пока совершалось это накопление.

Скоро ли из невидимых паров и малых капель образуется беспредельное море? Ведь жизнь Божественная должна была наполнить всю землю, как воды наполняют море (Ис.11:9). И все море святых помышлений должно было вместиться в Богоматерь, чтобы Она явила в Себе всю святость, какая была собрана в ветхозаветном человечестве, превосходя святостью самое «святое святых» ветхозаветного храма. Конечно, Она не могла Сама сделаться источником святости, ибо Единый Источник ее – Всесвятый Бог, но Она должна была явить в Себе наибольшую восприимчивость к святости, стать наиболее удобовместимым для нее сосудом, явить наибольшую способность к благодатному единению с Богом.

Бог хотел бы всегда в изобилии давать Свою благодать людям, но воспринимать ее могут лишь избранники Божии и в малых мерах. Богоматерь должна была сделаться по преимуществу Благодатною (Лк.1:28), более всех прочих людей способною вмещать благодать, более всех готовою сказать: «Се, Раба Господня, буди Ми по глаголу Твоему», как и сказала Она Архангелу, принимая благую весть о воплощении от Нее Бога Слова (Лк.1:38). Вот в чем радость нынешнего праздника: нашел Бог после многовекового попечения в роде человеческом Ту, Которая явилась белоснежною лилией чистоты среди терния страстей человеческих. Обрел наконец Ту, Которая могла носить Его в Себе, обрел Себе Жилище в людях падших.

Отныне многовековое духовное неплодство человечества разрешается: «от неплодного бо корене сад живописен израсти нам Матерь Свою, иже чудес Бог и ненадеющихся надежда» (Стихиры праздника Рождества Богородицы). Но радуясь о том, что днесь начало нашего спасения, должны мы позаботиться, чтобы начало сие для всех людей было началом и для нас, чтобы всемирная радость сделалась и нашей, чтобы сделались причастными общему спасению и наши неплодные для добра души. Если из корня дерева сами собою поднимаются побеги, то из сердца человека, как существа свободного, могут они подняться только при добровольном согласии самого человека и привиться к плодоносному Корню, Христу.

Первое средство для такого привития есть вера. Она насаждена уже в наших душах Творцом при самом создании. От природы душа наша влечется к Богу, как железо к магниту, дерево к солнцу. Подобное влечется к подобному, Богоподобное к своему первообразу, Богу. Сами по себе мы не могли бы в себе обрести веру, она – дар Божий (Еф.2:8). Но от нас зависит оживлять веру в сердце, поддерживать тлеющие в душе искры ее от угасания. Эти искры могут то вспыхивать, то угасать, то разгораться в яркое пламя, то совсем меркнуть, смотря по тому, питается ли вера в душе человека, дает ли он входить в душу мыслям и чувствам, веру питающим, навеваемым и окружающей природой, которая неумолчно вещает о Боге; и совестью, в которой слышится неумолчный голос Божий; и Евангелием, в котором наиболее явственно отпечатлены следы спасительного хождения в мире Бога воплотившегося. Или человек пламень веры заливает, как огонь водою, непрестанным течением страстей житейских, отуманивающих око ума, чтобы видя – не видеть; заглушающих голос совести, чтобы слыша – на слышать; ожесточающих самое сердце, чтобы не обратиться ко Христу Исцелителю.

По-видимому, привиться к «корню святому» человек мог бы делами добродетели. Но ведь он потерял способность к истинной добродетели по падении. Язычники, порабощенные страстями, ходили своими путями, и добродетель, как остатки утраченного богоподобия, вспыхивала в них лишь подобно искрам, скоро потухавшим, или подобно огням обманчивым.

В народе еврейском была законная праведность, но эта «собственная праведность» (Рим.10:3), поскольку она не коренилась в богодарованной вере, многих не приводила к спасению, а отводила от него. Дела добродетели могут потерять свою цену, если проистекают не из доброго источника. В доброделании своем люди так часто руководствовались себялюбивым страхом наказания или ожиданием от Бога чисто земных наград, а не любовию к Нему, произраставшей из веры.

Приближаясь ко Христу устами, делами внешней праведности, они были далеки от Него сердцем. Да и как могла любовь возрасти в сердцах, исполненных себялюбия? Только в сердцах, очищенных от себялюбия с его страстями, мог появиться и распуститься лучший из всех цветов добродетели – цвет любви. Делами внешней праведности человек очищал только внешность сосуда сердца своего, исполненного всякой нечистью страстей (Мф.23:25-28). Ни «естественная» добродетель язычников (Рим.2:14), ни законная праведность народа еврейского не давали людям привиться к корню святому праведности Божией.

Оставалось одно средство для человека падшего – очистительное покаяние, с призыва к которому и начали свою проповедь Предтеча Христов и Сам Христос. Окаявая себя с мучительною болью сердца, уже не захочет человек возвращаться к худым делам своим. Впрочем, сама по себе покаянная печаль не может спасти человека, потому что легко переходит в убийственное уныние. «Печаль по Бозе» должна соединяться с верою в Него, а вера, подобно лучам солнца, вливает в душу свет и теплоту, живит сердце. Из покаянной веры легко зарождается и любовь, которая, вселившись в сердце, делает человека способным на всякие подвиги ради Бога и добра. Добрые дела, проистекающие из любви, получают великую цену в очах Божиих. Лепта вдовицы, принесенная в жертву Богу от усердия любви, ценна в очах Божиих более, чем великие, по-видимому, дела человеческие, любовию не согретые.

Прославляя Рождество Пречистой Богоматери, разрешившее от неплодства ее родителей, мы должны стремиться к разрешению от неплодства душ наших, чтобы нам не устами только восхвалять преславное Рождество Божией Матери, но и на деле стараться не в себя, а в Бога богатеть, принося плод святости и жизни вечной. Мы должны молить Богоматерь, чтобы помогла Она нам избавиться от духовного неплодия, от ежедневного сеяния дел смерти духовной, и как Сама Она постоянно слагала словеса (Лк.2:19) жизни в сердце Своем, так насадила бы в наши сердца семена слова Божия, которые, возрастая, давали плод, если не в сто, шестьдесят, тридцать крат (Мф.13:8), то хотя бы настолько, чтобы нам избавиться от голода и жажды духовной, которые будут мучить и палить нас, как пламя геенны (Лк.16:24).

Автор: Святитель Фаддей (Успенский)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector