0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Символ веры: третий член. О Боговоплощении

Символ веры: третий член. О Боговоплощении

Что должен знать христианин о третьем члене Символа веры? Рассказывает протоиерей Александр Хворост, настоятель храма во имя святого мученика Иоанна Воина г. Дружковки.

«Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы, и вочелове́чшася (Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком)».

Третий член Символа веры говорит нам о пришествии в мир Господа Иисуса Христа, Его воплощении и рождении. Утверждается, что Спаситель пришёл на землю и стал человеком, родился в конкретный исторический момент около двух тысяч лет назад и плоть принял от Пресвятой Богородицы. Сбылось древнее пророчество пророка Исайи: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14), — Господь действительно пришёл на землю, воплотился и вочеловечился. Сбылись слова нашего Творца, сказанные прародителям, Адаму и Еве, что семя жены сотрёт главу змия (Быт. 3:15). Воплотился Спаситель сверхъестественно, это не было равноценно человеческому рождению, поскольку Богородица была Девой в момент зачатия, до и после Рождества Иисуса Христа. Она такой Себя Богу посвятила и такой оставалась всегда.

Третий член Символа веры говорит также, что Господь пришёл ради всех людей, которые жили, живут и будут жить. Мы все дети Божьи, Он всех любит и жалеет, потому что мир лежит во зле и человечество страдает. Он пришёл ради спасения, о чём свидетельствуют слова Евангелия: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Пришёл ради спасения всех, кто этого хочет — потому что Господь не хочет нарушать свободную волю человека, определять его выбор.

Каким образом Господь готов спасти человека, что для этого делает? — Он Сам становится человеком, происходит Боговоплощение. Третий член о нём и говорит: в акте Боговоплощения Божественная и человеческая природа соединились в одну личность — личность Христову, и Господь, как говорил святитель Афанасий Великий, «стал человеком, чтобы человек стал богом». Он принимает на Себя человеческую природу — за исключением греха, которого не было во Христе. Грех живёт во всём человечестве, и человеческая природа исцелилась в личности Христа, обожилась и уврачевалась. Древний принцип, которому следовали на всех Вселенских Соборах, не только на Первом и Втором, формулировался так: «Что воспринято, то и уврачевано». Господь воспринял человеческую природу, чтобы её исцелить. Благодаря этому произошло её освящение и обожение. Это очень важно! Ереси ведь рождались при попытках понять, как во Христе соединилось человеческое и Божественное. У еретиков получалось, что Христос — это нечто третье, качественно другое, но это неверно.

«Воплотившегося и вочеловечившегося». Если с воплощением всё понятно, то зачем рядом стоит ещё одно слово — «вочеловечившегося»? Здесь утверждается, что Христос стал человеком всецело, полностью, не только плотью, но и душой. В Спасителе была душа человеческая и душа Божественная, это тоже очень важный момент. Во Христе уврачевались и тело, и душа человека. Человеческая природа во Христе добровольно покорилась Божественной природе, так совершилось их гармоничное взаимодействие.

Уже на Первом Вселенском Соборе отцы Церкви утверждали, что во Христе есть человек полностью, и душой, и телом, только освящённый, спасённый. Таким образом, Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек, Который пришёл две тысячи лет назад на землю, воспринял плоть и душу человека, чтобы спасти всех и каждого.

Первый и Второй Вселенские Соборы не придумали какое-то новое богословие, не создали какую-то новую систему. Они кратко изложили Божественное Откровение, истины, которые всегда хранились в Церкви. Символ веры — это не изобретение людей, но краткое изложение того, во что мы верили, верим и будем верить. Это слова Вечной жизни, которые приведут ко Христу. Мы ничего не придумывали. Православие хранит Божественное Откровение неповреждённым, в этом его миссия.

Читать еще:  В Библии описано, как Бог кого-то ненавидит... Как же можно называть такого Бога — Любовью?

Православная Жизнь

«Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы, и вочелове́чшася (Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком)».

Третий член Символа веры говорит нам о пришествии в мир Господа Иисуса Христа, Его воплощении и рождении. Утверждается, что Спаситель пришёл на землю и стал человеком, родился в конкретный исторический момент около двух тысяч лет назад и плоть принял от Пресвятой Богородицы. Сбылось древнее пророчество пророка Исайи: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14), — Господь действительно пришёл на землю, воплотился и вочеловечился. Сбылись слова нашего Творца, сказанные прародителям, Адаму и Еве, что семя жены сотрёт главу змия (Быт. 3:15). Воплотился Спаситель сверхъестественно, это не было равноценно человеческому рождению, поскольку Богородица была Девой в момент зачатия, до и после Рождества Иисуса Христа. Она такой Себя Богу посвятила и такой оставалась всегда.

Третий член Символа веры говорит также, что Господь пришёл ради всех людей, которые жили, живут и будут жить. Мы все дети Божьи, Он всех любит и жалеет, потому что мир лежит во зле и человечество страдает. Он пришёл ради спасения, о чём свидетельствуют слова Евангелия: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Пришёл ради спасения всех, кто этого хочет — потому что Господь не хочет нарушать свободную волю человека, определять его выбор.

Каким образом Господь готов спасти человека, что для этого делает? — Он Сам становится человеком, происходит Боговоплощение. Третий член о нём и говорит: в акте Боговоплощения Божественная и человеческая природа соединились в одну личность — личность Христову, и Господь, как говорил святитель Афанасий Великий, «стал человеком, чтобы человек стал богом». Он принимает на Себя человеческую природу — за исключением греха, которого не было во Христе. Грех живёт во всём человечестве, и человеческая природа исцелилась в личности Христа, обожилась и уврачевалась. Древний принцип, которому следовали на всех Вселенских Соборах, не только на Первом и Втором, формулировался так: «Что воспринято, то и уврачевано». Господь воспринял человеческую природу, чтобы её исцелить. Благодаря этому произошло её освящение и обожение. Это очень важно! Ереси ведь рождались при попытках понять, как во Христе соединилось человеческое и Божественное. У еретиков получалось, что Христос — это нечто третье, качественно другое, но это неверно.

«Воплотившегося и вочеловечившегося». Если с воплощением всё понятно, то зачем рядом стоит ещё одно слово — «вочеловечившегося»? Здесь утверждается, что Христос стал человеком всецело, полностью, не только плотью, но и душой. В Спасителе была душа человеческая и душа Божественная, это тоже очень важный момент. Во Христе уврачевались и тело, и душа человека. Человеческая природа во Христе добровольно покорилась Божественной природе, так совершилось их гармоничное взаимодействие.

Уже на Первом Вселенском Соборе отцы Церкви утверждали, что во Христе есть человек полностью, и душой, и телом, только освящённый, спасённый. Таким образом, Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек, Который пришёл две тысячи лет назад на землю, воспринял плоть и душу человека, чтобы спасти всех и каждого.

Первый и Второй Вселенские Соборы не придумали какое-то новое богословие, не создали какую-то новую систему. Они кратко изложили Божественное Откровение, истины, которые всегда хранились в Церкви. Символ веры — это не изобретение людей, но краткое изложение того, во что мы верили, верим и будем верить. Это слова Вечной жизни, которые приведут ко Христу. Мы ничего не придумывали. Православие хранит Божественное Откровение неповреждённым, в этом его миссия.

Протоиерей Александр Хворост

Третий член Символа веры

Третий член Символа веры

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Третий член Символа веры говорит о воплощении Сына Божия. Будучи совершенным Богом, Сын Божий сошел с Неба в наш мир и вочеловечился, то есть стал совершенным человеком, не переставая быть всемогущим и вездесущим Богом.

Когда Сын Божий родился на земле, Он получил имя Иисус Христос. Имя Иисус – это греческий перевод еврейского имени Иешуа, что означает «Спаситель». Имя «Христос» – греческое и означает «Помазанник»; в еврейском языке ему соответствует слово «Мессия». В Ветхом Завете помазанниками назывались пророки, первосвященники и цари, которых при вступлении в служение помазывали елеем (благовонным маслом). Через помазание они получали дары Святого Духа, необходимые для исполнения своих обязанностей. Сын Божий назван Помазанником (Христом) по Своей человеческой природе, потому что Он получил дары Святого Духа: пророчество, святость первосвященника и могущество царя.

Читать еще:  О силе молитвы «Да воскреснет Бог»

Как человек, Иисус Христос имел душу и тело и во всем стал подобен нам, кроме греха. Так как Иисус Христос имел и продолжает иметь две природы, Божескую и человеческую, Он является Богочеловеком.

Сын Божий пришел в наш мир, чтобы спасти людей, то есть избавить их от власти дьявола, греха и вечной смерти, сделать людей праведными и достойными вечной жизни с Богом. Все люди рождаются подверженными власти первородного греха. Грех появился в людях от дьявола, который еще в раю соблазнил Еву, а через нее Адама, и склонил их нарушить заповедь Божию, то есть согрешить. Этот грех повредил природу Адама и Евы и, соответственно, всех их потомков. Грех лишил людей благодати Божией, помрачил их ум, ослабил волю, в тело внес болезни; люди стали страдать и умирать, и сами, своими силами, уже не могли преодолеть в себе грех.

Еще до сотворения мира Бог предвидел грехопадение; Он знал, что сотворенный свободным человек недолжным образом воспользуется своей свободой, согрешит, попадет под власть диавола, станет смертным и будет нуждаться в освобождении из этого бедственного состояния. Поэтому еще до создания тварного мира и человека Бог определил путь для его спасения через воплощение Бога-Сына, Второго Лица Святой Троицы, и Его искупительную жертву. Это волеизъявление Лиц Пресвятой Троицы о создании человека и способе его спасти от греха и смерти называется Предвечным советом[45].

Сразу после грехопадения прародителей Бог обещал Адаму и Еве, что на землю придет Спаситель мира, Который избавит людей от греха и от власти дьявола. И потом в течение многих поколений Бог через Своих пророков готовил людей к пришествию Сына Божия на землю, указывал признаки Его пришествия в мир. Вот некоторые важнейшие предсказания о Спасителе:

пророк Исаия предсказал, что Спаситель родится от Девы (Ис. 7.14) и с удивительной ясностью предсказал Его страдания и воскресение (Ис. 53-я гл.);

пророк Михей предсказал, что Спаситель родится в Вифлееме (Мих. 5.2; Мф. 2.4–6);

пророк Малахия предсказал, что Спаситель придет во вновь созданный Иерусалимский храм и что перед Ним послан будет Предтеча (Иоанн Креститель), подобный пророку Илии (Малах. 3.1–15);

пророк Захария предсказал торжественный вход Спасителя в Иерусалим на осле (Зах. 9.9);

царь Давид в 21-м псалме изобразил крестные страдания Спасителя с такой точностью, словно сам стоял у Креста Христова;

пророк Даниил за 490 лет предсказал время явления Спасителя, Его крестную смерть, предсказал последующее разрушение храма, Иерусалима и распространение христианской веры (Дан. 9 гл.).

Когда настало время, Сын Божий воплотился: действием Святого Духа Он принял от Пречистой Девы Марии человеческую природу. Зачатие Богородицей Иисуса Христа называется непорочным, так как в отличие от обычного зачатия было бесстрастным и безмужным. Дальнейшее развитие младенца Христа во утробе Девы Марии шло естественным путем.

Почитая Спасителя, христиане почитают и Его Пречистую Матерь. Дева Мария является Приснодевой, так как Она осталась девой и после рождения Спасителя, а также Богородицей, потому что Она по плоти родила истинного Сына Божия. Христиане чтят Ее выше всех сотворенных существ, не только людей, но и ангелов: «Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим».

Все, что делал Господь Иисус Христос, было направлено ко спасению грешного человеческого рода: Его учение, пример Его жизни, Его смерть и воскресение из мертвых.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Первый член Символа веры

Первый член Символа веры Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым Веровать в Бога – значит быть твердо уверенным, что Бог существует и что Он заботится о человеке, всем сердцем принимать то, что Он говорил людям через Своего

Второй член Символа веры

Второй член Символа веры И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Господь Иисус Христос есть Единородный Сын

Четвертый член Символа веры

Четвертый член Символа веры Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена. Этот член Символа веры говорит о распятии Господа Иисуса Христа во времена Понтия Пилата – прокуратора (наместника) в Иудее, назначенного римским императором. Иисус Христос,

Пятый член Символа веры

Пятый член Символа веры И воскресшаго в третий день по Писанием. Пятый член Символа веры говорит, что Иисус Христос Своей смертью победил смерть и на третий день воскрес: ожил и вышел из гроба со Своей обновленной плотью. Воскресение Спасителя – величайшее чудо, делающее

Читать еще:  Різдво Пресвятої Богородиці: хто знаходиться під особливим покровом, Як правильно підготуватися до свята, що важливо знати

Шестой член Символа веры

Шестой член Символа веры И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. Шестой член Символа веры говорит о Вознесении Господа Иисуса Христа. Это событие произошло на сороковой день по Воскресении Христовом. Господь вознесся на Небеса Своей плотью и душой, как человек, в

Седьмой член Символа веры

Седьмой член Символа веры И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. Седьмой член Символа веры говорит о Втором Пришествии Спасителя, когда Он вернется на Землю, чтобы судить всех людей, когда-либо живших на земле.О Втором Пришествии

Восьмой член Символа веры

Восьмой член Символа веры И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Восьмой член Символа веры говорит о Третьем Лице Святой Троицы – о Духе Святом, что Он есть такой же истинный Бог,

Девятый член Символа веры

Девятый член Символа веры Во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь. Девятый член Символа веры говорит о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал для освящения и спасения людей. Церковь – это Богом установленное общество людей, объединенных верой,

Десятый член Символа веры

Десятый член Символа веры Исповедую едино крещение во оставление грехов. Десятый член Символа веры говорит о Таинстве Крещения. Таинством называется священнодействие, в котором невидимым образом («тайно») подается человеку благодать Святого Духа. Существует семь

Одиннадцатый член Символа веры

Одиннадцатый член Символа веры Чаю воскресения мертвых. Это член Символа веры говорит о всеобщем воскресении мертвых.Воскресение мертвых, которого мы «чаем», то есть ожидаем, произойдет при Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа. По Его Божественному слову души

Двенадцатый член Символа веры

Двенадцатый член Символа веры …и жизни будущего века. Аминь. Последний член Символа веры говорит о будущей вечной жизни, которая настанет после всеобщего воскресения мертвых, обновления мира и Всеобщего Суда Христова.Для праведных людей вечная жизнь будет настолько

О втором члене Символа Веры

О втором члене Символа Веры 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша.Во втором члене Символа Веры мы говорим

ГЛАВА I 1-Й ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ

ГЛАВА I 1-Й ЧЛЕН СИМВОЛА ВЕРЫ 1. ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ Символ веры начинается со слова «верую». Таким образом, произнесение Символа веры является исповеданием нашей веры. «…вера — всегда личностна. Каждый должен веровать сам, нельзя веровать за другого. Многие люди могут

Исповедание Символа веры

Исповедание Символа веры Символ веры содержит в сокращенном виде все православное вероучение, все христианские истины. И в древности, и теперь знание Символа веры – необходимое условие для того, чтобы прийти ко Крещению. Символ веры разделяют на 12 членов. В первом члене

Два символа веры

Два символа веры Как я попытаюсь показать, иудаизму (в его собственных терминах) хорошо знакомы те христианские представления, которые казалось бы радикально отличают его от христианства, а именно учение о «триединстве» и «боговоплощении».Действительно, каббала

Методический кабинет педагога

Богочеловек Иисус Христос. Воплощение Сына Божия «нас ради человек и нашего ради спасения». Ветхозаветное пророчество о пришествии в мир Спасителя рода человеческого (Мессии). Сверхъестественное Рождение Иисуса Христа «от Духа Свята и Марии Девы». Православное учение о соединении двух природ во Христе – Божественной и человеческой.
Обсуждение: Для чего Бог становится человеком? Что меняется в человеке с приходом Спасителя?

Уроки:

Богданова А.А., старший методист сектора церковно-приходских школ ОРОиК Екатеринбургской епархии. Урок «Третий член Символа веры».

Непомнящая О.В., Иоанно-Предтеченский кафедральный cобор г. Екатеринбурга. Урок «Третий член Символа веры».

Дополнительные материалы:

Давыденков Олег, прот. О третьем члене Символа веры // Катехизис.
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenkov/katehizis/3_4_6

Лосский В.Н. Третий член // Толкование на Символ веры.
Источник: https://lib.pravmir.ru/library/readbook/318

Гумеров Павел, свящ. О третьем члене Символа веры // Объяснение Символа веры.
Источник: https://azbyka.ru/obyasnenie-simvola-very#o_tretim_chlene_simvola_very

Боговоплощение. // Энциклопедия изречений святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам духовной жизни.
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/entsiklopedija-izrechenij-svjatyh-ottsov-i-uchitelej-tserkvi-po-razlichnym-voprosam-duhovnoj-zhizni/92_47

Георгий (Капсанис), архим. Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом.
Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsanis/bog-stal-chelovekom-chtoby-chelovek-stal-bogom/2

О третьем члене Символа веры. Боговоплощение и вочеловечение. Учение о Пресвятой Деве Марии. Материалы к уроку воскресной школы для взрослых. // «Воскресная школа».
Источник: https://school.orthpatr.ru/node/182077

Цель сошествия Сына Божия с Небес. Материалы к уроку раздела «Вероучение» для детей 11-13 лет. // «Воскресная школа»
Источник: https://school.orthpatr.ru/node/225563

Видео:

Беседа о третьей части Символа веры. // Телепроект «Закон Божий».
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=SUuesBzI7C8&feature=emb_logo

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector