1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Словарь богослужения: литургия оглашенных

Содержание

Литургия оглашенных

Литурги́я оглаше́нных — вторая, после проскомидии, часть литургии византийского обряда. Имеет целью приготовить молящихся к достойному присутствию при совершении таинства евхаристии, напомнить им о жизни и страдании Христа, разъяснить как и почему, с точки зрения Церкви, были и могут быть спасительны жизнь и страдания Христовы.

Своё название получила от того, что в древности при её совершении допускалось присутствие в храме оглашенных (наставляемых в вере) — то есть людей, ещё только готовящихся к принятию крещения, а также людей кающихся и отлучённых от причастия. В древности оглашенные стояли в притворе и должны были покинуть храм после произнесения диаконом слов: «Ели́цы оглаше́ннии, изыди́те; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся», по произнесении которых заканчивается литургия оглашенных.

Содержание

Состав священнодействий

После проскомидии священник, подняв руки, молится о ниспослании на священнослужителей Святого Духа, чтобы Он «сошел и вселился в них» и отверз их уста возвестить хвалу Богу. После этой молитвы начинается литургия оглашенных.

В состав литургии оглашенных входит:

  • великая ектения — в ней подробно перечисляются христианские нужды и лица, за которых молится церковь. Во время произнесения диаконом Великой ектении священник в алтаре тайно молится чтобы Господь призрел на храм и молящихся в нём людей;
  • изобразительные и праздничные антифоны — используются, чтобы усилить благоговейное упование на Бога. Для этого используются псалмы 102 и 145 в которых в поэтической форме изображены благодеяния Бога еврейскому народу (поэтому они называются «изобразительными»). Так как эти псалмы поются попеременно на двух клиросах, то они также называются антифонами. В двунадесятые праздники поются не изобразительные антифоны, а особые новозаветные стихи к которым прибавляется припев соответствующий празднику;
  • гимн «Единородный Сыне» исполняется независимо от того какие антифоны (изобразительные или праздничные) поются на литургии. Он напоминает верующим о главном для христиан благодеянии Бога — ниспослании на землю своего Сына:

Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас

Символическое значение литургии оглашенных

Слова, являющиеся начальным возгласом литургии — «Слава в вышних Богу» символизируют песнь пропетую ангелами при рождении Иисуса Христа то есть начало литургии напоминает верующим о воплощении Сына Божия. Пение евангельских блаженств напоминает о начале проповеди Иисуса Христа и показывают пример христианской жизни. Малый вход символизирует проповедь Христа по городам и сёлам Палестины, а несомый перед Евангелием светильник обозначает Иоанна Предтечу. Чтение Апостола и Евангелия доносит до верующих жизнь и учение Христа о Боге, а каждение между чтениями символизирует распространение благодати на земле после проповеди Христа и апостолов. Ектении и молитвы за оглашенных приглашают верующих помолиться за некрещёных и напоминают, что и крещёные своими грехами могут потерять благодать спасения. Три краткие ектении, возглашаемые до Херувимской песни, символизируют трёхлетнюю проповедь Иисуса Христа.

Суть Литургии оглашенных

Доброго дня, дорогие читатели! Сегодня продолжим знакомство с богослужением, и рассмотрим сегодня Литургию оглашенных, которая является второй частью Литургии. Первой частью, которую мы рассматривали ранее, является проскомидия. Богослужение нужно изучать, хотя бы немного, чтобы понимать, что происходит в конкретный момент и для чего. А когда многое станет понятным, то присутствие на богослужении приобретет более яркие краски.

Литургия оглашенных начинается сразу же после проскомидии, и заканчивается словами «Елицы оглашеннии, изыдите. «, после которых начинается третья, заключительная часть Литургии, которая называется Литургией верных.

Литургией оглашенных вторая часть начинается потому, что в древнехристианской Церкви оглашенными назывались те люди, которые готовились к принятию Святого Крещения. И на этой части богослужения им было позволено присутствовать в притворе церкви, и по произношении заключительных слов, оглашенные должны были покинуть церковь. Также только на этой части богослужения могли присутствовать и верующие, которые были отлучены от Причастия. Остаются лишь крещенные верующие, не отлученные от Причастия.

В состав Литургии оглашенных входят: великая ектения, малая ектения, антифоны, пение новозаветных Заповедей блаженства, вход с Евангелием, чтение Апостола и Евангелия, сугубая ектения, ектения об усопших, ектения об оглашенных. Таким образом, можно отметить, что преимущественно состоит эта часть Литургии из ектений.

Напомним, что ектенией называются определенные молитвенные прошения (о мире, об усопших, об оглашенных и пр.), которые произносит диакон (или священник, в случае отсутствия диакона), а после каждой ектении хор поет «Господи, помилуй» или же «Подай, Господи».

Мы рассматривали ранее вечерню и утреню, и на вечернем богослужении центральным моментом является чтение Евангелия, поэтому его всегда читает священник. На Литургии, главным моментом является евхаристический канон (Анафора), в котором содержится прошение Богу преложить хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы. Но Анафора произносится на Литургии верных. А Евангелие на Литургии оглашенных может читать и диакон, потому что чтение Евангелия не является центральным моментом на Литургии.

Перед малым входом с Евангелием поются Заповеди блаженства, которые нам напоминают о начале проповедей Христа среди людей, а также напоминают нам о том, какими должны быть христиане. Сам вход символично показывает выход Христа на проповедь по различным местам, а свеча у пономарей напоминает Иоанна Предтечу, который проповедовал перед Христом.

В чтениях Апостола и Евангелия мы слышим жизнь и учение Христово, а каждение между чтением этих книг символизирует благодать Божию, которая стала распространяться по земле после проповедей Христа и апостолов. Три ектении перед «Иже Херувимы» символизируют три года Христа, в которые Он проповедовал до распятия.

Заканчивается эта часть Литургии ектенией об оглашенных. В ектении предлагается молении о некрещенных людях, которые хотят принять Святое Крещение. Также эта ектения напоминает крещенным христианам о том, что благодать Божию можно утратить, совершая грехи. После этой ектении, в церкви остаются крещенные христиане, и начианется Литургия верных, которую в следующий раз и разберем.

Помоги всем Господь! Задавайте вопросы в комментариях.

Словарь богослужения: литургия оглашенных

Во время пения третьего антифона совершается малый вход, или вход с Евангелием. Эта часть литургии символизирует, или, точнее, являет нам выход Христа на общественное служение и начало Его откровения о Царстве Божием как цели существования человеческого рода.

Мы уже говорили о том, что чаще всего в качестве третьего антифона во время малого входа поются «Блаженны», то есть евангельские заповеди блаженств. Это уже не ветхозаветные тексты, а само учение Христа, которое Он преподал во время так называемой Нагорной проповеди. С ее содержанием должен быть знаком каждый христианин, поскольку в ней в тезисной форме, емко и доступно, изложено учение Христа о новой жизни, которую Он пришел насадить на земле.

Важность заповедей блаженств, с которых начинается Нагорная проповедь, заключается в том, что они являются как бы проводниками христианина в Царство Небесное. Об этом мы слышим уже в первой заповеди: «Блажени нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное». То есть нищета духовная — смирение, оставление своеволия — это то, что прежде всего необходимо для достижения Небесного Царства. «Это сознание побуждает человека всецело предаться воле Божией и последовать учению Христа Спасителя. Ублажая нищих духом, смиренных, Господь усвояет им Царство Небесное. Еще в этой жизни смиренные духом уже предвкушают сие Царствие, то есть они ощущают мир своей совести и то благодатное утешение, которым характеризуется Царство Божие… Полное наслаждение нищие духом ощутят в будущей жизни, когда будут в общении со Христом» [1],— сказал в одной из своих проповедей архимандрит Кирилл (Павлов). Таким образом, мы видим, что напоминание заповедей блаженств непосредственно перед малым входом должно настраивать присутствующих на главный смысл литургии — общение со Христом. Во время пения «Блаженных» каждый молящийся еще раз проверяет свою совесть по этим заповедям и, видя свое глубокое несоответствие основному евангельскому закону, старается привести себя в покаянное настроение (нищету духовную), без которого просто опасно приступать к грядущему богообщению в Таинстве Причащения.

«Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти…»

В завершении пения третьего антифона (если это «Блаженны» — на словах «Радуйтеся и веселитеся…») священник и диакон поклоняются престолу, после чего иерей передает диакону Евангелие. Они сразу же переходят на Горнее место в алтаре, где еще раз крестятся и кланяются в сторону иконы, находящейся на Горнем месте. После поклонения диакон произносит вполголоса: «Господу помолимся. Господи, помилуй»,— разворачивается лицом к иерею и чуть приподымает Евангелие перед собой; священник также поворачивается в сторону диакона и делает поклон Евангелию — это поклонение Самому Господу, грядущему на проповедь.

Сразу же после этого начинается шествие (от Горнего места в алтаре, через северные диаконские двери — к амвону перед Царскими вратами иконостаса), возглавляет которое свещеносец с зажженной свечой, символизирующей воссиявший свет учения Христова, а также предшествовавшего Спасителю Иоанна Крестителя. Затем следует диакон, держащий приподнятое вверх Евангелие — Самого Иисуса Христа, а за ним иерей, как бы идущий за Самим Господом; он держит руки опущенными, склоняет голову, выражая таким образом покорность воле Божией и осознание того, что глава Церкви — Христос, а мы — только его служители.

Здесь надо пояснить, почему данное священнодействие называется входом, когда мы видим, что духовенство, наоборот, сначала выходит из алтаря. Дело в том, что в древности литургия начиналась именно с этого момента. Евангелие и вообще все необходимое для совершения литургии хранилось в особом помещении, и поэтому вход в храм для служения совершался вместе с Евангелием, которое полагалось на престоле. Мы наблюдаем и еще один символический момент малого входа: духовенство приближается к Святому престолу, переходит в алтарь — как в иной мир, совершенно отличный от нашего земного мира, который управляется законами, изложенными в Евангелии.

Во время малого входа священник читает положенную тайную молитву. С содержанием этой молитвы полезно ознакомиться и мирянам с целью более полного понимания смысла происходящего во время входа с Евангелием. Например, в ней священник обращается к Господу с такими словами: «Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость». Это означает, что Небесные Силы входят в алтарь вместе с духовенством для сослужения ему во время литургии. Более ярко и уже во всеуслышание об этом поется во время литургии Преждеосвященных Даров, когда вместо Херувимской песни звучат такие слова: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат…».

После того как заканчивается пение третьего антифона и священник с диаконом уже заняли свои места перед Царскими вратами, диакон обращается к священнику: «Благослови, владыко, святый вход». Священник произносит слова: «Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Диакон подносит священнику Евангелие для целования, а затем в Царских вратах, поднимая его вверх и делая им крестоообразное движение, возглашает: «Премудрость, прости!». Слово «премудрость» здесь относится к предстоящему чтению Слова Божия, а призывание «прости!» (то есть стойте прямо, просто) адресовано к молящемуся в храме народу, поскольку с этой минуты требуется особенное внимание: начинаются подготовительные действия перед чтением Евангелия — самой торжественной части литургии оглашенных.

«Святый Безсмертный, помилуй нас»

После возглашения «Премудрость, прости!» диакон заходит в алтарь Царскими вратами и полагает Евангелие на престоле. Священник следует за диаконом, но несколько задерживается у Царских врат, чтобы поклониться иконам Спасителя и Богородицы и благословить свещеносца, уже спустившегося под амвон. В этом случае священником благословляется не народ, а именно свещеносец, поскольку он ожидает разрешения вернуться в алтарь. В это время поется песнопение, всегда начинающееся словами «Придите, поклонимся…», но заканчивающееся по-разному, в зависимости от характера богослужебного дня (воскресный день, празднование Божией Матери или какому-либо святому). Священник также входит в алтарь вслед за Евангелием, символически указывая на то, что Христос ведет всех последователей Своего Слова в Царство Божие. Так завершается малый вход, и сразу же поются песнопения — тропари и кондаки, прославляющие подвиги воспоминаемых в этот день святых или объясняющие смысл празднуемого события. Устав пения тропарей и кондаков очень сложен, они поются в иерархическом порядке, согласно указаниям Типикона.

При пении тропарей и кондаков священник читает тайную «Молитву Трисвятого пения», которая заканчивается возгласом: «Яко свят еси Боже наш, и тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно». Перед этим диакон берет благословение у священника и выходит через Царские врата на амвон, где ждет окончания возгласа, после чего возглашает: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны», а затем, обводя орарем, показуя на людей, лицом к западу, заканчивает возглас священника, возглашая: «И во веки веков». Возглас «Господи, спаси благочестивыя» сохранился до нашего времени из церемониала византийской царской службы, когда на литургии присутствовали византийские цари, к которым и относился этот возглас.

Иерейская «Молитва трисвятого пения» имеет непосредственную связь с молитвой малого входа и продолжает развивать тему о единстве Церкви Небесной и земной. Более того, в этой молитве священник просит у Господа: «Сам, Владыко, приими от уст нас грешных трисвятую песнь и посети ны благостию Твоею». Мы призываемся к пению ангельского славословия, когда-то услышанного в Константинополе поднятым вверх вихрем маленьким мальчиком. В тот момент ему было открыто, как ангелы перед Престолом Царя Славы непрерывно воспевают «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный». Когда мальчик рассказал об этом народу, то люди только добавили «помилуй нас», и со временем Трисвятое вошло в состав литургии. Хор поет эту молитву трижды, а духовенство читает ее у престола с троекратным поклонением. Затем священник и диакон переходят на Горнее место в алтаре, где обычным порядком возглашается прокимен, предшествующий чтению Священного Писания.

«И мысленныя наши отверзи очи…»

Наступает самая торжественная и одновременно заключительная часть литургии оглашенных — чтение Слова Божия. Подготовительное пение прокимна, чтение Книги Апостолов, затем каждение храма перед Евангелием и, наконец, торжественный вынос Евангелия на амвон для чтения народу — все это указывает на особую важность происходящего и исключительную роль Евангелия в жизни Церкви: «Проповедь Евангелия, провозглашение Слова Божиего есть, несомненно, самая суть Церкви. Церковь стоит свидетельством. Но это свидетельство — не только указание на прошлое, не только воспоминание, но и открытие — вновь и вновь — Вести, когда-то дарованной святым и с тех пор хранимой верою» [2]. Другими словами, Евангелие — благая весть, свидетельство об иной жизни — является той реальностью, от которой ни один человек, слышащий это Слово, не может отойти без изменения, без влияния этой реальности на душу человека.

Во время пения аллилуария (особо распеваемых стихов перед чтением Евангелия) священник про себя читает молитву «прежде Евангелия». В ней он просит Бога дать ему и народу страх блаженных заповедей, чтобы попрать плотские похоти и пройти духовную жизнь. В этой молитве есть также важные слова, которые помогают понять, почему обязательно надо молитвенно готовиться к чтению Евангелия как в храме, так и дома. Священник молится: «Мысленныя наши отверзи очи во евангельских Твоих проповеданий разумение» — только Господь может сделать так, чтобы мы восприняли евангельское слово именно мысленными, духовными очами, и не просто прослушали, но уразумели то Слово, которое может оживить погибающую душу. После прочтения Евангелия в древней Церкви положено было назидательное слово, истолкование прочитанного. В современной практике это используется очень редко, хотя нельзя не отметить, что это самый удобный момент для донесения пастырем до молящихся глубокого смысла Священного Писания, к тому же такое общение священника с паствой очень объединяет церковную общину.

Как говорит святитель Николай Кавасила, чтение Священного Писания приготовляет нас и предочищает пред великим освящением через Таинство Причащения [3]. Таким образом, чтение Слова Божия на Литургии создает необходимую атмосферу благодарения, без которой немыслимо совершение Евхаристии. Услышав о главном в жизни христианина — о дарованных Богом благодеяниях человеческому роду, о новой жизни, новых благодатных законах любви, мы готовимся вступить в самое Таинство, литургию верных, когда Само Слово явится посреди молящихся.

[1] Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди. СТСЛ, 2003. С. 319.

[2] Протоиерей Георгий Флоровский. О Священном Писании.

[3] Св. Николай Кавасила. Изъяснение Божественной Литургии.

Словарь богослужения: литургия оглашенных

Литургия слова (лат. Liturgia verbi),в зап. литургической терминологии — часть богослужения некоторых таинств и сакраменталий, основу которой составляет чтение фрагментов Св. Писания.

В Святой мессе Л.с. является первой из двух осн. частей. В вост. традиции аналогичная часть в контексте Божественной литургии именуется Литургией оглашенных; в этом названии запечатлелась раннехрист. церк. практика, когда оглашенные (катехумены) не могли присутствовать вместе с верными (уже крещенными членами Церкви) во время совершения Евхаристии, а ограничивались 1-й частью литургии (во время которой читалось и толковалось слово Божие), приобретая благодаря этому знание основ христ. Веры.

Л.с. восходит к иуд. практике чтения и толкования Св. Писания в синагогах. В ранней Церкви Л.с. включала в себя возглашение нескольких перикоп (фрагментов, которые принято называть чтениями) из Библии (последним и главным среди них был фрагмент из Евангелия). Каждое чтение толковалось в следовавшей за ним проповеди; чтения перемежались пением псалмов и др. библ. гимнографических текстов. Затем в Л.с. следовали молитвенные прошения о нуждах Церкви и мира, завершавшиеся особой молитвой о катехуменах, после которой последние покидали собрание. Подобная структура Л.с. с теми или иными изменениями сохранилась в дальнейшем в различных литург. обрядах. Первоначально выбор текстов для чтений определялся предстоятелем; как правило, практиковалось последовательное чтение той или иной библ. книги, продолжавшееся на каждой последующей литургии. В раннем Средневековье в различных местных Церквях закрепилась собственная практика выбора чтений в зависимости от дня литург. года: в ряде случаев они были обусловлены темой праздника или литург. времени, в остальных носили последовательный характер, позволявший представить в наибольшей полноте важнейшие библ. Книги.

В традиции Рим. Церкви Л.с. первоначально состояла из 3 чтений (в.-з., апост. и еванг.) с проповедью; между двумя первыми чтениями пелся псалом с ответом (responsorium), а чтению Евангелия предшествовало пение Аллилуйя; завершалась Л.с. Молитвой верных (на исходе раннего Средневековья в конце Л.с. в воскресные и праздничные дни стал произноситься также Символ веры). В эпоху зрелого Средневековья Л.с. в рим. обряде претерпела ряд изменений: число чтений свелось к двум — апостольскому (заменявшемуся в ряде случаев ветхозаветным) и евангельскому; псалом был сведен к неск. стихам (градуал), к которым в отд. случаях могли присоединяться секвенция или тракт; проповедь перестала носить обязательный характер; Молитва верных вышла из употребления.

Благодаря литургическому движению в сер. XX в. в Католической Церкви возникло стремление к возвращению Л.с. ее исходного значения: уже тогда в приходах некоторые чтения стали дублироваться на совр. нац. языках. II Ватиканский собор наметил существенное реформирование Л.с., заявив, что 2 части мессы (Л.с. и Евхарист. литургия) «так тесно связаны одна с другой, что составляют единый акт богопочитания» (SC 56). В числе важных решений собора было более полное раскрытие для верных сокровищницы Библии, «чтобы в течение установленного числа лет народу зачитывалась преобладающая часть Св. Писания» (п. 51), усиление роли проповеди (п. 52), восстановление Молитвы верных (п. 53), использование в чтениях и молитвах нац. языков (п. 54). Благодаря этому в ходе дальнейшей реформы облик Л.с. в рим. обряде во многом приблизился к первоначальному: вновь стал произноситься ответный псалом, а по воскресеньям и в дни торжеств число чтений из Св. Писания достигло трех.

Для того чтобы верующие имели возможность приобщаться к Божественному Откровению в большей его полноте, литург. годы объединяются в 3-годичные циклы для воскресных чтений и в 2-годичные — для будничных: т.о., по воскресеньям и дням торжеств в течение 3 лет прочитывается большая часть Евангелия и наиболее значительные места из др. книг ВЗ и НЗ; по будням же все Евангелие прочитывается в течение одного литург. года, а важнейшие фрагменты др. библ. книг — в течение 2 лет. Во мн. случаях конкретный выбор текстов Св. Писания для чтения на мессе обусловлен событиями истории спасения, празднуемыми в данный день или период литург. года. Книгой, по которой во время мессы читаются соответствующие фрагменты Св. Писания, является Лекционарий.

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2005. Т 2. С. 1714-1716.

Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © Toletanus.ru , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

Титульная страница
Богослужебные тексты
Календарь
Библиотека
Фонотека
Латинский язык
Подбор ссылок
Обратная связь

Литургия оглашенных

Вслед за проскомидией начинается Литургия оглашенных. Человек, который готовится стать христианином, принять святое Крещение, твердо решивший присоединиться к Церкви, которому священник прочитал «огласительные молитвы», называется оглашенным.

В древней Церкви и в настоящее время ко крещению готовятся довольно продолжительное время. В старообрядческой Церкви это может быть несколько месяцев, год и даже более — на усмотрение священника, который определяет готовность человека принять Таинство. Все это время оглашенные должны не просто учить молитвы, но и ходить в храм, участвовать в совместной молитве. И только на Литургии верных они должны выйти из храма и стоять в притворе.

Начало Литургии оглашенных. Великая ектения

Начинается Литургия оглашенных Великой ектенией «Миром Господу помолимся». При этих словах все крестятся (без поклона). Царские врата в это время открыты. В больших соборных храмах диакон, стоя на амвоне (возвышение перед алтарем), произносит прошения о мире всего мира, о святом храме, о стране и городе, обо всех людях, а хор отвечает «Господи помилуй!».

Диакон возглашает Великую ектению на Литургии

В небольших храмах, где нет диакона, эти возгласы произносит священник, стоя перед Престолом. Креститься после каждого прошения Ектении в старообрядческих храмах не принято.

Благослови душе моя Господа и «блаженны»

Затем поются псалмы 102 «Благослови душе моя Господа», малая ектения и псалом 145 «Хвали душе моя Господа». Обычно стихи этих псалмов попеременно поют правый и левый крылос. Такое пение называется антифонным. В богослужение оно было введено святым Игнатием Богоносцем, как подражание хорам Ангелов, славящих Господа. После 145 псалма поется стих «Единородныи Сын». При этих словах все крестятся (без поклона).

После малой ектении поются «блаженны» — стихеры празднику или святому со стихами из Нагорной проповеди.

Попеременное (антифонное) чтение во время праздничных служб

В большие праздники вместо псалмов и «блаженн» поются избранные псалмы с соответствующими припевами, которые называются Антифонами.

Малый вход

Затем совершается малый вход, когда священнослужители выходят с Евангелием через северные диаконские двери и становятся перед Царскими вратами. Перед ними свещеносец несет подсвечник с горящей свечой.

Малый вход на Литургии

В этот момент нужно перекреститься и поклониться святому Евангелию. Священнослужители поют «входный стих» и хор, стоя на середине храма перед амвоном, поет: «Приидите поклонимся и припадем Христу».

Священнослужители поют «входный стих»

После этого песнопения следует перекреститься и поклониться. Певцы расходятся по крылосам.

Трисвятое и чтение слова из посланий святых Апостолов

После чтения тропарей и кондаков «по входе» начинается пение Трисвятого (Святыи Боже). Креститься и кланяться в это время не нужно. Затем чтец выходит с Апостолом на середину храма и священник обращается к молящимся: «Вонмем! Мир всем!» «И духови твоему», — отвечает чтец, кланяясь. Все молящиеся также кланяются священнику в пояс (без крестного знамения). Чтец возглашает прокимен, певцы его пропевают, после чего следует чтение апостольского послания — зачала (части, отрывка), соответствующего дню или празднику. Ходить по храму в это время нельзя. Голову наклонять не нужно.

Апостольское чтение на Литургии

После чтения Апостола священник, стоя в раскрытых Царских вратах, обращается к чтецу: «Вонмем. Мир ти!» В ответ на это приветствие кланяется только чтец. Пока он произносит стихи, а хор поет «Аллилуия!», священник (или диакон), стоя на амвоне, кадит молящихся.

Диакон кадит молящихся

Люди кланяются в пояс без крестного знамения и тихо («про себя») отвечают: «Дух Твои благии наставит мя на землю праву».

Святое Евангелие

Перед началом Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи!». Здесь следует перекреститься и поклониться в пояс, затем перекреститься, наклонить голову и слушать Евангелие, которое читает диакон на амвоне или священник в алтаре перед Престолом.

Диакон читает святое Евангелие на Литургии

Евангелие также разделено на части — зачала, и в каждый день года и праздник читается соответствующая часть. Ходить в это время также нельзя. После окончания Евангелия нужно поклониться и поднять голову. Когда хор вновь споет: «Слава Тебе, Господи!» — перекреститься и совершить поясной поклон.

Ектении об оглашенных и верных

Литургия оглашенных заканчивается ектениями. В ответ на прошения священнослужителя хор отвечает «Господи, помилуй!». Затем диакон или священник поминает ряд имен верующих, обычно довольно длинный, после чего хор поет 12 раз «Господи, помилуй!». На три первых «Господи, помилуй!» положены поясные поклоны. К молитве о живых могут присоединиться и прошения о усопших, смотря по Уставу текущего дня.

Затем следует особая ектения об оглашенных: «Вернии, о оглашенных помолитеся». После возгласа «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» оглашенные должны перекреститься и склонить голову, пока хор поет «Тебе, Господи!», после чего выходят в притвор. Принявшие святое Крещение верные креститься и кланяться в этот момент не должны.

Конец ектении об оглашенных, переходящий в моление одних верных «елико вернии (одни только верные) Господу помолимся», соединяет Литургию оглашенных с Литургией верных.

Храм новомучеников

Уважаемые прихожане и гости сайта, на этой странице вы можете просмотреть и скачать на свой компьютер текст богослужения (Божественной литургии святого Иоанна Златоуста), которое служится во всех православных храмах практически каждый день в течение всего года. Это поможет вам понять смысл происходящего в храме и личной молитвой участвовать в богослужении.

Текст Литургии с параллельным переводом, пояснениями и тайными молитвами:

Единородный Сыне

Трисвятое

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святый Безсмертный, помилуй нас.

И читается Евангелие.

Диакон: Сугубая ектения

Ектения об оглашенных

Молитва об оглашенных

Диакон: Сокращенная великая ектения

Великий вход

Диакон: Просительная ектения

Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия,

Единороднаго. Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна,

рожденна, несотворенна, Единосущна Отцу, Имже вся быша.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате,

и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием.

И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго,

Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.

Исповедую едино Крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых

И во Единого Господа Иисуса Христа,
Единородного Сына Божьего, рожденного от Отца прежде всякого времени. Света от Света, Бога истинного от Бога истинного,

рожденного, несотворенного, Единосущного Отцу, от Которого все произошло.

Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с Небес и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и ставшего человеком.

За нас распятого при Понтии Пилате

и страдавшего, и погребенного. И воскресшего на третий день, как было предсказано Писанием.

И вознесшегося на Небеса, и сидящего по правую руку от Отца.

И снова имеющего придти во славе, чтобы судить живых и мертвых, и Царствию Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, Которому надлежит поклоняться

и Которого славить одинаково с Отцом и Сыном, говорившего через пророков.

В единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Признаю одно в жизни Крещение для очищения от грехов.

Ожидаю воскресения мертвых

Эта часть Литургии самая священная минута, когда мы с величайшим благоговением должны молиться и благодарить Бога за Его несказанную милость в совершении чуда пресуществления Святых Даров.

Псалом 33-й

Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите, и видите, яко Благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаща и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла, и сотвори благо, взыщи мира и пожени и. Очи Господни на праведныя и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат вси уповающии на Него.Благословлю Господа во всякое время, хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя, услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе. Я искал Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня. Приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не устыдятся. Сей нищий воззвал, и Господь услышал и спас его от всех бед его. Ополчается Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавляет их. Вкусите, и увидите, как благ Господь: блажен человек, уповающий на Него. Бойтесь Господа все святые Его, ибо нет лишения боящимся Его. Богатые обнищали и стали голодны, ищущие же Господа не лишатся никакого блага. Придите, чада, послушайте меня, страху Господню научу вас. Хочет ли человек жить и желает ли увидеть дни добрые? Удерживай язык свой от зла, и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним. Очи Господни обращены на праведников, и уши Его к молитве их. Лицо же Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них. Воззвали праведные, и Господь услышал их, и от всех скорбей избавил их. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведных, и от всех избавит их Господь. Он хранит все кости их, ни одна из них не сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящие праведного будут виновны. Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.
Священник:
Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков.Благословение Господне на вас, Его благодатью и человеколюбием, всегда, ныне и вечно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Священник:

Господи помилуй (трижды).

Благослови.

Священник: Отпуст
Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных в всехвалъных Апостол, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго, и святаго (храма и святого, которого память в этот день), святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.Воскресший из мертвых Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных апостолов, святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, и святого (…), святых и праведных Богородителей Иоакима и Анны и всех святых, да помилует и спасет нас, как Добрый и Человеколюбивый.
Хор:
Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (архиепископа или епископа данной епархии), настоятеля, братию и прихожан святаго храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета.Великого Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (архиепископа или епископа данной епархии), настоятеля, братию и прихожан этого святого храма и всех православных христиан, Господи, сохрани их на многие годы.

Молящиеся прикладываются ко кресту и тихо выходят из храма.

Молитвенное участие в Божественной Литургии сообщает христианину великую благодать Божию. Постараемся бережно хранить в себе эту благодать, чтобы она подольше озаряла наши мысли и чувства, направляя наш жизненный путь к обретению Царства Небесного.

Читать еще:  От Введения в храм Пресвятой Богородицы до Рождества Христова: чему учат нас эти праздники?
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector