0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Словарь богослужения: первый час

Час пер­вый

Пса­лом 5:

Г ла­го­лы моя вну­ши, Гос­по­ди, ра­зу­мей зва­ние мое. Вон­ми гла­су мо­ле­ния мо­е­го, Ца­рю мой и Бо­же мой, яко к Те­бе по­мо­лю­ся, Гос­по­ди. За­ут­ра услы­ши глас мой, за­ут­ра пред­ста­ну Ти, и узри­ши мя. Яко Бог не хо­тяй без­за­ко­ния, Ты еси: не при­се­лит­ся к Те­бе лу­кав­ну­яй, ни­же пре­бу­дут без­за­кон­ни­цы пред очи­ма Тво­има: воз­не­на­ви­дел еси вся де­ла­ю­щыя без­за­ко­ние. По­гу­би­ши вся гла­го­лю­щыя лжу: му­жа кро­вей и льсти­ва гну­ша­ет­ся Гос­подь. Аз же мно­же­ством ми­ло­сти Тво­ея, вни­ду в дом Твой, по­кло­ню­ся ко хра­му свя­то­му Тво­е­му, в стра­се Тво­ем. Гос­по­ди, на­ста­ви мя прав­дою Тво­ею, враг мо­их ра­ди ис­пра­ви пред То­бою путь мой. Яко несть во устех их ис­ти­ны, серд­це их су­ет­но, гроб от­верст гор­тань их: язы­ки сво­и­ми льща­ху. Су­ди им, Бо­же, да от­па­дут от мыс­лей сво­их, по мно­же­ству нече­стия их из­ри­ни я, яко пре­о­гор­чи­ша Тя, Гос­по­ди. И да воз­ве­се­лят­ся вси упо­ва­ю­щии на Тя, во век воз­ра­ду­ют­ся, и все­ли­ши­ся в них, и по­хва­лят­ся о Те­бе лю­бя­щии имя Твое. Яко Ты бла­го­сло­ви­ши пра­вед­ни­ка, Гос­по­ди: яко ору­жи­ем бла­го­во­ле­ния вен­чал еси нас.

Пса­лом 5

С ло­ва мои услышь, Гос­по­ди, ура­зу­мей вопль мой, внем­ли гла­су мо­ле­ния мо­е­го, Царь мой и Бог мой, ибо к Те­бе по­мо­люсь я, Гос­по­ди. Ра­но утром услышь го­лос мой, ра­но утром пред­ста­ну Те­бе и бу­ду взи­рать. Ибо Ты Бог, не же­ла­ю­щий без­за­ко­ния, не по­се­лит­ся при Те­бе тво­ря­щий зло, не пре­бу­дут и без­за­кон­ни­ки пред оча­ми Тво­и­ми; воз­не­на­ви­дел Ты всех, де­ла­ю­щих без­за­ко­ние. Ты по­гу­бишь всех, го­во­ря­щих ложь; кро­во­жад­ным и ко­вар­ным гну­ша­ет­ся Гос­подь. Я же по мно­же­ству ми­ло­сти Тво­ей вой­ду в дом Твой, по­кло­нюсь пред хра­мом свя­тым Тво­им в стра­хе Тво­ём. Гос­по­ди, по­ве­ди ме­ня в прав­де Тво­ей ра­ди вра­гов мо­их, на­правь пред То­бою путь мой. Ибо нет в устах их ис­ти­ны, серд­це их су­ет­но, гроб от­кры­тый – гор­тань их, язы­ка­ми сво­и­ми об­ма­ны­ва­ли. Осу­ди их, Бо­же, да от­ста­нут они от за­мыс­лов сво­их, по мно­же­ству нече­стия их из­го­ни их, ибо они огор­чи­ли Те­бя, Гос­по­ди. И да воз­ве­се­лят­ся все на­де­ю­щи­е­ся на Те­бя, во­век воз­ра­ду­ют­ся, и Ты по­се­лишь­ся сре­ди них, и бу­дут хва­лить­ся То­бою лю­бя­щие имя Твоё. Ибо Ты бла­го­сло­вишь пра­вед­ни­ка, Гос­по­ди; как ору­жи­ем бла­го­во­ле­ни­ем Ты огра­дил нас.

Пса­лом 89:

Гос­по­ди, при­бе­жи­ще был еси нам в род и род. Преж­де да­же го­рам не бы­ти и со­зда­ти­ся зем­ли и все­лен­ней, и от ве­ка и до ве­ка Ты еси. Не от­вра­ти че­ло­ве­ка во сми­ре­ние, и ре­кл еси: об­ра­ти­те­ся, сы­но­ве че­ло­ве­че­стии. Яко ты­ся­ща лет пред очи­ма Тво­има, Гос­по­ди, яко день вче­раш­ний, иже ми­мо­иде, и стра­жа нощ­ная. Уни­чи­же­ния их ле­та бу­дут. Утро яко тра­ва ми­мо­идет, утро про­цве­тет и прейдет: на ве­чер от­па­дет оже­сте­ет и из­схнет. Яко ис­че­зо­хом гне­вом Тво­им, и яро­стию Тво­ею сму­ти­хом­ся. По­ло­жил еси без­за­ко­ния на­ша пред То­бою: век наш в про­све­ще­ние ли­ца Тво­е­го. Яко вси дние на­ши оску­де­ша, и гне­вом Тво­им ис­че­зо­хом, ле­та на­ша яко па­учи­на по­уча­ху­ся. Дние лет на­ших, в ни­х­же сед­мь­де­сят лет, аще же в си­лах, осмь­де­сят лет, и мно­жае их труд и бо­лезнь: яко при­и­де кро­тость на ны, и на­ка­жем­ся. Кто весть дер­жа­ву гне­ва Тво­е­го, и от стра­ха Тво­е­го, ярость Твою ис­че­сти? Дес­ни­цу Твою та­ко ска­жи ми, и око­ван­ныя серд­цем в муд­ро­сти. Об­ра­ти­ся, Гос­по­ди, до­ко­ле? И умо­лен бу­ди на ра­бы Твоя. Ис­пол­ни­хом­ся за­ут­ра ми­ло­сти Тво­ея, Гос­по­ди, и воз­ра­до­ва­х­ом­ся, и воз­ве­се­ли­хом­ся, во вся дни на­ша воз­ве­се­ли­хом­ся, за дни в ня­же сми­рил ны еси, ле­та в ня­же ви­де­хом злая. И при­з­ри на ра­бы Твоя, и на де­ла Твоя, и на­ста­ви сы­ны их. И бу­ди свет­лость Гос­по­да Бо­га на­ше­го на нас, и де­ла рук на­ших ис­пра­ви на нас, и де­ло рук на­ших исправи.

Пса­лом 89

Гос­по­ди! Ты стал для нас при­бе­жи­щем от ро­да в род. Преж­де чем по­яви­лись го­ры и бы­ли со­зда­ны зем­ля и все­лен­ная, и от ве­ка и до ве­ка Ты су­ще­ству­ешь. Не под­вер­гай че­ло­ве­ка уни­же­нию! И ска­зал Ты: “Воз­вра­ти­тесь, сы­ны че­ло­ве­че­ские”. Ибо ты­ся­ча лет в очах Тво­их, Гос­по­ди, как день вче­раш­ний, ко­то­рый про­шёл, и как стра­жа в но­чи. Ни­чтож­ны бу­дут го­ды их, как тра­ва ран­ним утром прой­дут они! Ран­ним утром она за­цве­тёт – и прой­дёт: ве­че­ром – опа­дёт, ста­нет жёст­кой и за­сох­нет. Ибо мы из­не­мог­ли во гне­ве Тво­ём и яро­стью Тво­ею по­тря­се­ны. Ты по­ло­жил без­за­ко­ния на­ши пред То­бою, век наш – во све­те ли­ца Тво­е­го. Ибо все дни на­ши пре­сек­лись, и во гне­ве Тво­ём мы из­не­мог­ли. Го­ды на­ши как бы тка­ли па­у­ти­ну, дни лет на­ших; а чис­ло их – семь­де­сят лет, ес­ли же кто в си­лах – во­семь­де­сят лет, и боль­шая часть их – труд и му­ка, ибо кро­тость при­шла к нам, и бу­дем на­уче­ны. Кто зна­ет си­лу гне­ва Тво­е­го, и по стра­ху пред То­бою – как ис­чис­лить ярость Твою? Так по­ка­жи мне дес­ни­цу Твою и утвер­ждён­ных серд­цем в муд­ро­сти. Об­ра­тись, Гос­по­ди! До­ко­ле? И сми­луй­ся над ра­ба­ми Тво­и­ми. На­сы­ти­лись мы ра­но утром ми­ло­стью Тво­ею, Гос­по­ди, и воз­ра­до­ва­лись и воз­ве­се­ли­лись. Во все дни на­ши воз­ве­се­ли­лись: за дни, в ко­то­рые Ты сми­рил нас, за го­ды, в ко­то­рые мы ви­де­ли злое. И воз­зри на ра­бов Тво­их и на де­ла Твои, и ука­жи путь сы­нам их. И да бу­дет си­я­ние Гос­по­да Бо­га на­ше­го на нас, и де­ла рук на­ших ис­правь у нас, и де­ло рук на­ших исправь.

Пса­лом 100:

Ми­лость и суд вос­пою Те­бе, Гос­по­ди. Пою и ра­зу­мею в пу­ти непо­рочне, ко­гда при­и­де­ши ко мне? Пре­хож­дах в незло­бии серд­ца мо­е­го по­сре­де до­му мо­е­го. Не пред­ла­гах пред очи­ма мо­има вещь за­ко­но­пре­ступ­ную: тво­ря­щыя пре­ступ­ле­ние воз­не­на­ви­дех. Не при­льпе мне серд­це строп­ти­во, укло­ня­ю­ща­го­ся от мене лу­ка­ва­го не по­знах. Окле­ве­та­ю­ща­го тай ис­крен­ня­го сво­е­го, се­го из­го­нях: гор­дым оком, и несы­тым серд­цем, с сим не ядях. Очи мои на вер­ныя зем­ли, по­са­жда­ти я со мною: хо­дяй по пу­ти непо­роч­ну, сей ми слу­жа­ше. Не жи­вя­ше по­сре­де до­му мо­е­го тво­ряй гор­ды­ню, гла­го­ляй непра­вед­ная, не ис­прав­ля­ше пред очи­ма мо­има. Во утрия из­би­вах вся греш­ныя зем­ли, еже по­тре­би­ти от гра­да Гос­под­ня вся де­ла­ю­щыя беззаконие.

Пса­лом 100

Ми­лость и суд вос­пою Те­бе, Гос­по­ди. Бу­ду петь и вни­мать на пу­ти непо­роч­ном: ко­гда Ты при­дёшь ко мне? Я хо­дил в без­зло­бии серд­ца мо­е­го по­сре­ди до­ма мо­е­го. Не до­пус­кал пред гла­за мои де­ла за­ко­но­пре­ступ­но­го, тво­ря­щих пре­ступ­ле­ния воз­не­на­ви­дел; не при­ста­ло ко мне серд­це строп­ти­вое, из­бе­га­ю­ще­го ме­ня зло­го я не за­ме­чал; тай­но кле­ве­щу­ще­го на ближ­не­го сво­е­го – его из­го­нял, с гор­дым оком и нена­сыт­ным серд­цем – с ним вме­сте не вку­шал. Очи мои – на вер­ных зем­ли, что­бы си­деть им ря­дом со мною, хо­дя­щий по пу­ти непо­роч­но­му, он мне слу­жил. Не жил сре­ди до­ма мо­е­го по­сту­па­ю­щий над­мен­но, го­во­ря­щий неправ­ду не пре­успе­вал пред оча­ми мо­и­ми. По утрам умерщ­влял я всех греш­ни­ков зем­ли, что­бы ис­тре­бить из гра­да Гос­под­ня всех де­ла­ю­щих беззаконие.

И аще убо Бог Гос­подь по­ет­ся, глаголем:

И ныне: Что Тя наречем:

И ныне, Бо­го­ро­ди­чен: Как на­звать нам Те­бя, о Благодатная:

Аще же Аллилуиа,
гла­го­лем сей тро­парь, глас 6:

Тро­парь, глас 6

Чтец: И ныне, и все­гда, и во ве­ки ве­ков. Аминь.

Сла­ва, и ныне, Богородичен:

Ч то Тя на­ре­чем, о Бла­го­дат­ная? / Небо, яко воз­си­я­ла еси Солн­це Прав­ды. / Рай, яко про­зяб­ла еси цвет нетле­ния. / Де­ву, яко пре­бы­ла еси нетлен­на. / Чи­стую Ма­терь, яко име­ла еси на свя­тых Тво­их объ­я­ти­ях Сы­на, всех Бо­га. / То­го мо­ли спа­сти­ся ду­шам нашим.

Бо­го­ро­ди­чен

К ак на­звать нам Те­бя, о Бла­го­дат­ная? / Небом? Ибо чрез Те­бя вос­си­я­ло Солн­це прав­ды. / Ра­ем? Ибо из­рас­ти­ла Ты Цвет нетле­ния. / Де­вой? Ибо Ты пре­бы­ла нетлен­ной. / Чи­стой Ма­те­рью? Ибо дер­жа­ла во свя­тых Тво­их объ­я­ти­ях Сы­на, всех Бо­га. / Его мо­ли о спа­се­нии душ на­ших. 4

Три­свя­тое. По От­че наш: Свя­щен­ник: Яко Твое есть Цар­ство: И мы: Аминь.

В по­не­дель­ник убо и во втор­ник, и в чет­вер­ток гла­го­ли на­сто­я­щий Богородичен:

В по­не­дель­ник, втор­ник и четверг

В сре­ду же и пя­ток гла­го­ли сие, глас 4:

В сре­ду и пятницу

В суб­бо­ту сей, глас 8:

Яко на­чат­ки есте­ства, На­са­ди­те­лю тва­ри, / все­лен­ная при­но­сит Ти, Гос­по­ди, бо­го­нос­ныя му­че­ни­ки, / тех мо­лит­ва­ми в ми­ре глу­бо­це / Цер­ковь Твою, жи­тель­ство Твое, / Бо­го­ро­ди­цею со­блю­ди, Многомилостиве.

В суб­бо­ту

Как пер­вые пло­ды при­ро­ды На­са­ди­те­лю все­го тво­ре­ния, / все­лен­ная при­но­сит, Те­бе, Гос­по­ди, бо­го­нос­ных му­че­ни­ков. / Их моль­ба­ми и хо­да­тай­ством Бо­го­ро­ди­цы, / Цер­ковь Твою – Твой на­род / в ми­ре глу­бо­ком со­хра­ни, Мно­го­мило­сти­вый. 6

И же на вся­кое вре­мя и на вся­кий час, на Небе­си и на зем­ли, по­кла­ня­е­мый и сла­ви­мый, Хри­сте Бо­же, Дол­го­тер­пе­ли­ве, Мно­го­мило­сти­ве, Мно­го­бла­го­у­тробне, Иже пра­вед­ныя лю­бяй и греш­ныя ми­лу­яй, Иже вся зо­вый ко спа­се­нию обе­ща­ния ра­ди бу­ду­щих благ. Сам, Гос­по­ди, при­и­ми и на­ша в час сей мо­лит­вы и ис­пра­ви жи­вот наш к за­по­ве­дем Тво­им, ду­ши на­ша освя­ти, те­ле­са очи­сти, по­мыш­ле­ния ис­пра­ви, мыс­ли очи­сти и из­ба­ви нас от вся­кия скор­би, зол и бо­лез­ней, огра­ди нас свя­ты­ми Тво­и­ми Ан­ге­лы, да опол­че­ни­ем их со­блю­да­е­ми и на­став­ля­е­ми, до­стиг­нем в со­еди­не­ние ве­ры и в ра­зум непри­ступ­ныя Тво­ея сла­вы, яко бла­го­сло­вен еси во ве­ки ве­ков, аминь.

В о вся­кое вре­мя и на вся­кий час при­ни­ма­ю­щий по­кло­не­ние и про­слав­ле­ние на небе и на зем­ле Хри­сте Бо­же, дол­го­тер­пе­ли­вый, мно­го­мило­сти­вый, ми­ло­серд­ней­ший, лю­бя­щий пра­вед­ных и ми­лу­ю­щий греш­ных, всех при­зы­ва­ю­щий ко спа­се­нию обе­ща­ни­ем бу­ду­щих благ! Сам, Гос­по­ди, при­ми в час сей и на­ши мо­лит­вы и на­правь жизнь на­шу к за­по­ве­дям Тво­им: ду­ши на­ши освя­ти, те­ла очи­сти, по­мыш­ле­ния ис­правь, мыс­ли очи­сти и из­бавь нас от вся­кой скор­би, бед и му­ки. Огра­ди нас свя­ты­ми Тво­и­ми Ан­ге­ла­ми, что­бы опол­че­ни­ем их хра­ни­мые и на­став­ля­е­мые до­стиг­ли мы еди­не­ния в ве­ре и ра­зу­ме­ния непри­ступ­ной Тво­ей сла­вы, ибо Ты бла­го­сло­вен во ве­ки ве­ков. Аминь.

Иерей чи­та­ет на­сто­я­щую молитву:

Свя­щен­ник чи­та­ет молитву

При­ме­ча­ния

1 Ве­ли­ким по­стом в неко­то­рые дни здесь чи­та­ет­ся ря­до­вая ка­физ­ма по уставу.

2 Ес­ли тро­па­рей два, чи­та­ют­ся оба; Сла­ва: про­из­но­сим пе­ред вторым.

3 По­ря­док ис­пол­не­ния сле­ду­ю­щий: свя­щен­ник воз­гла­ша­ет тро­парь и два сти­ха, а на­род, от­ве­чая ему, три­жды по­ет тро­парь; при этом со­вер­ша­ем три зем­ных поклона.

4 Здесь, ко­гда по­ло­же­но, чи­та­ет­ся паримия.

5 Ве­ли­ким по­стом эти сти­хи не чи­та­ют­ся, а по­ют­ся: три пер­вых два­жды, а чет­вер­тый (Да на­пол­нят­ся:) – трижды.

6 Со­глас­но древ­не­рус­ской (до­ни­ко­нов­ской) тра­ди­ции, на 1 ча­се чи­та­ют­ся сле­ду­ю­щие кондаки:

Сла­ва: Пре­муд­ро­сти на­став­ник, ра­зу­ма По­да­тель, / Учи­тель нера­зум­ных и ни­щих За­щит­ник, / утвер­ди, вра­зу­ми серд­це моё, Вла­ды­ка. / Ты дай мне сло­во, От­чее Сло­во, / — ибо вот, я устам мо­им не воз­бра­ню взы­вать Те­бе: / “Ми­ло­сти­вый, по­ми­луй ме­ня, падшего!”

Православная Жизнь

Первый час совершается в конце утрени и начинается молитвой «Приидите, поклонимся». Рассмотрим трудные слова из молитвословий этой части суточного круга богослужений.

Служба с необычным для нас названием возникла в глубокой древности. В книге Деяний святых апостолов мы читаем, как апостолы Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый (Деян. 3:1). Сотнику Корнилию, который хоть и был римлянином, но поклонялся Единому Богу, явился Ангел во время молитвы в девятый час (Деян. 10:3). А апостолу Петру было чудесное видение во время молитвы шестого часа. Наконец, апостолы вместе с Богородицей возносили молитву третьего часа дня в тот момент, когда на них снизошёл Дух Святой в виде языков пламени.

Хотя в ветхозаветных книгах ничего не сказано о молитве в определённые часы дня, верующие иудеи времён Иисуса Христа считали само собой разумеющимся совершить молитву в первый, третий, шестой и девятый часы, которые соответствуют по нашему времени семи, девяти часам утра, полудню и трём часам дня. О такой молитве Деяния апостолов упоминают как бы вскользь, подразумевая, что это и так понятно. Те, кто жил в Иерусалиме вблизи храма, приходили на молитву туда, как это следует из Деян. 3:1. Находясь вдали от храма, молитву совершали дома.

В свете этого более понятна притча Христа о работниках виноградника, нанятых хозяином около третьего, шестого и девятого часа. Зачем хозяину понадобилось так часто ходить на торжище? Через рынок пролегал путь в храм, где в положенные часы совершалась молитва. Проходя мимо и видя стоящих праздно работников, хозяин виноградника предлагал им потрудиться. В этой притче также упоминается выход хозяина около одиннадцати часов дня (по-нашему, шести часов вечера). Возможно, в это время также совершалась определённая молитва.

Читать еще:  Как объяснить брату, почему болеют дети и где Бог?

Христиане первых веков сохранили только богослужения в третий, шестой и девятый часы. В это время вспоминали распятие Господне: пригвождение Христа ко Кресту в третий час, сгустившуюся тьму над землёй в шестой и смерть Христову в девятый час. Позже к ним добавилась молитва в первый час и традиция вспоминать суд над Спасителем, совершившийся в это время, а также будущий Страшный Суд Божий.

В монастырях была практика собираться на молитву и в промежутках между чтением часов. Такие богослужения получили название «междочасия». Их тексты также есть в Часослове — богослужебной книге, где описано совершение часов и других вседневных молитв помимо утрени и вечерни.

Хотя эти молитвы были краткими и не сильно отрывали трудящегося человека от дел, позже для удобства совершение часов соединили с утреней (первый час), литургией (третий и шестой часы) и вечерней (девятый час). Сегодня вечерня совершается вместе с утреней, а девятый час читается перед вечерней (в практике многих современных приходов он опускается).

Основа краткого богослужения часов, как и утрени, вечерни, — псалмы, из которых древности состояло всё богослужение Церкви. В канун больших праздников (Рождество, Крещение Господне, Пасха) совершаются особые торжественные часы. Их называют царскими, или великими. Отлично и совершение часов в дни Великого поста — к положенным псалмам добавляются особые молитвы и дополнительная кафизма Псалтири.

Мы рассмотрим трудные слова вседневных часов, которые совершаются за каждым богослужением.

Первый час совершается в конце утрени и начинается молитвой «Приидите, поклонимся». Следом за ней звучат три псалма.

Псалом 5

По своему смыслу этот один из первых псалмов — предначинательный. Это молитва по дороге в храм, на самом рассвете дня. Есть мнение, что он исполнялся во время утреннего входа священников и левитов во двор Иерусалимского храма. Слова из него Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой вошли в христианскую молитву идущего в церковь. Вторая часть этого псалма (стихи 8-13) составила одну из входных молитв, которые совершает священник перед литургией.

Глаго́лы моя́ внуши́, Го́споди, разуме́й зва́ние мое́.

Внуши́ — «услышь».

Зва́ние — «воззвание».

Зау́тра услы́ши глас мой, зау́тра предста́ну Ти, и у́зриши мя.

Зау́тра — «рано утром».

Ти — «Тебе».

Не присели́тся к Тебе́ лука́внуяй — «не водворится у тебя лукавящий».

Ниже́ пребу́дут беззако́нницы пред очи́ма Твои́ма.

Беззако́нницы — «беззаконники, творящие неправду» (мужской род).

Погуби́ши вся глаго́лющыя лжу.

Лжа — «ложь».

Враг мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю путь мой.

Ра́ди — «из-за, по причине». Так как духовные враги восстали на душу христианина, сам, без вмешательства Бога он исправить свой путь не в силах.

Я́ко несть во усте́х их и́стины, се́рдце их су́етно, гроб отве́рст горта́нь их: язы́ки свои́ми льща́ху.

Льща́ху — «льстили».

Суди́ им, Бо́же, да отпаду́т от мы́слей свои́х, по мно́жеству нече́стия их изри́ни я́, я́ко преогорчи́ша Тя, Го́споди.

Изри́ни я — «низринь (низвергни) их».

Преогорчи́ша — «очень огорчили».

Я́ко Ты благослови́ши пра́ведника, Го́споди: я́ко ору́жием благоволе́ния венча́л еси́ нас.

Я́ко — «потому что».

Венча́л — «увенчал, наградил».

Ору́жием благоволе́ния: благословение Божие — не только награда, но и грозное оружие против демонов.

Псалом 89

По преданию, это молитва пророка Моисея. В ней звучит просьба дать нам время для покаяния, ведь дни человека на земле так кратки.

Не отврати́ челове́ка во смире́ние, и рекл еси́: обрати́теся, сы́нове челове́честии.

Не отврати́ — «не отвернулся». В древнееврейском подлиннике же дословно: «Обрати человека к смирению».

Я́ко ты́сяща лет пред очи́ма Твои́ма, Го́споди, я́ко день вчера́шний, и́же мимои́де, и стра́жа нощна́я.

Мимои́де — «проходит».

Стра́жа нощна́я — в древности ночь делилась на четыре стражи, промежутка, когда сменялся городской караул.

Уничиже́ния их ле́та бу́дут — «их годы будут унижением».

У́тро я́ко трава́ мимои́дет, у́тро процвете́т и пре́йдет: на ве́чер отпаде́т ожесте́ет и и́зсхнет.

У́тро я́ко трава́ мимои́дет — «их утро как трава преходит».

И́зсхнет — «засохнет».

Я́ко исче́зохом гне́вом Твои́м, и я́ростию Твое́ю смути́хомся — «Ибо мы исчезаем от гнева Твоего и из-за ярости Твоей в смущении».

Положи́л еси́ беззако́ния на́ша пред Тобо́ю: век наш в просвеще́ние лица́ Твоего́ — «Ты положил беззакония наши пред Тобою и годы наши (в древнееврейском подлиннике: „тайное наше“) пред светом лица Твоего».

Я́ко вси дни́е на́ши оскуде́ша, и гне́вом Твои́м исчезо́хом, ле́та на́ша я́ко паучи́на поуча́хуся.

Церковнославянский перевод связан с неверным древнегреческим переводом в Септуагинте, где древнееврейское слово «звук» было ошибочно прочитано как «поучаться», а слово «теряем» — как «паутина». В подлиннике же стоит: «мы теряем наши годы как звук». Настолько краток наш век, что его можно сравнить со звуком от какого-нибудь инструмента, только зародившимся и сразу умолкнувшим.

Дни́е лет на́ших, в ни́хже се́дмьдесят лет, а́ще же в си́лах, о́смьдесят лет, и мно́жае их труд и боле́знь: я́ко прии́де кро́тость на ны, и нака́жемся. — «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет, потому что придёт слабость на нас, и будем наказаны».

Кто весть держа́ву гне́ва Твоего́, и от стра́ха Твоего́, я́рость Твою́ исчести́?

Весть — «знает».

Держа́ву — «силу».

Стра́ха — «ужаса».

Исчести́ — «сосчитать» (относится к весть).

В древнееврейском тексте псалма: «Кто знает силу гнева Твоего, и каков страх Твой и ярость Твоя? Считать дни наши научи и прореки сердцу мудрость».

Десни́цу Твою́ та́ко скажи́ ми, и окова́нныя се́рдцем в му́дрости.

Десни́цу Твою́ — ошибочный древнегреческий и церковнославянский перевод связан с похожестью форм слов древнееврейского языка: yeminu «десницу его» и yameynu «дни наши».

Окова́нныя — в древнееврейском тексте стоит глагол navi’ «прореки».

Общий смысл этих стихов псалма — призыв проводить краткие дни нашей жизни в страхе Божием, боясь навлечь гнев Божий своими грехами. Псалмопевец призывает ценить дарованные нам дни и жить мудро.

Обрати́ся, Го́споди, доко́ле? И умоле́н бу́ди на рабы́ Твоя́.

Умоле́н бу́ди на рабы́ Твоя́ — «умилосердись над рабами Твоими».

Испо́лнихомся зау́тра ми́лости Твоея́, Го́споди, и возра́довахомся, и возвесели́хомся, во вся дни на́ша возвесели́хомся, за дни в ня́же смири́л ны еси́, ле́та в ня́же ви́дехом зла́я.

В ня́же — «в них же, в которые».

Ны — «нас».

Ле́та — «годы».

И при́зри на рабы́ Твоя́, и на дела́ Твоя́, и наста́ви сы́ны их.

Сы́ны их — «их сыновей».

И бу́ди све́тлость Го́спода Бо́га на́шего на нас, и дела́ рук на́ших испра́ви на нас, и де́ло рук на́ших испра́ви.

Све́тлость — «чистота, ясность».

Испра́ви — «сделай правым», а также «соверши, устрой».

Псалом 100

Этот псалом царя Давида — хвалебная песнь Богу.

Ми́лость и суд воспою́ Тебе́, Го́споди.

Суд — «справедливость».

Воспою́ Тебе́ — пророк будет воспевать Божественную милость и справедливость.

Пою́ и разуме́ю в пути́ непоро́чне, когда́ прии́деши ко мне? — «Пою и размышляю в непорочном пути: когда Ты придёшь ко мне?»

Прехожда́х в незло́бии се́рдца моего́ посреде́ до́му моего́.

Прехожда́х — «ходил, пребывал».

Не предлага́х пред очи́ма мои́ма вещь законопресту́пную: творя́щыя преступле́ние возненави́дех.

Не предлага́х — «не представлял».

Не прильпе́ мне се́рдце стропти́во, уклоня́ющагося от мене́ лука́ваго не позна́х.

Не прильпе́ — «не прилепится».

Оклевета́ющаго тай и́скренняго своего́, сего́ изгоня́х: го́рдым о́ком, и несы́тым се́рдцем, с сим не ядя́х.

Тай — «тайно».

И́скренняго своего́ — «ближнего своего».

Ядя́х — «ел, трапезничал».

О́чи мои́ на ве́рныя земли́, посажда́ти я́ со мно́ю: ходя́й по пути́ непоро́чну, сей ми служа́ше.

Посажда́ти я́ со мно́ю — «чтобы посадить их со мною».

Не живя́ше посреде́ до́му моего́ творя́й горды́ню, глаго́ляй непра́ведная, не исправля́ше пред очи́ма мои́ма.

Не исправля́ше — «не устоит».

Во у́трия избива́х вся гре́шныя земли́, е́же потреби́ти от гра́да Госпо́дня вся де́лающыя беззако́ние.

Во у́трия — «по утрам, каждое утро».

Гре́шныя земли́ — нечестивцев, бесов.

Потреби́ти — «уничтожить, искоренить».

Молитвы первого часа

После псалмов следуют молитвословия. В их числе — молитва Богородице:

Что Тя нарече́м, о Благода́тная? Не́бо, я́ко возсия́ла еси́ Со́лнце Пра́вды. Рай, я́ко прозябла́ еси́ цвет нетле́ния. Де́ву, я́ко пребыла́ еси́ нетле́нна. Чи́стую Ма́терь, я́ко име́ла еси́ на святы́х Твои́х объя́тиях Сы́на, всех Бо́га. Того́ моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Прозябла́ — «произвела (о растениях)».

Цвет нетле́ния — «цветок вечности».

Нетле́нна — «не познавшая тления, греха», а также «вечна».

В конце звучит молитва:

И́же на вся́кое вре́мя и на вся́кий час, на Небеси́ и на земли́, покланя́емый и сла́вимый, Христе́ Бо́же, Долготерпели́ве, Многоми́лостиве, Многоблагоутро́бне, И́же пра́ведныя любя́й и гре́шныя ми́луяй, И́же вся зовы́й ко спасе́нию обеща́ния ра́ди бу́дущих благ. Сам, Го́споди, приими́ и на́ша в час сей моли́твы и испра́ви живо́т наш к за́поведем Твои́м, ду́ши на́ша освяти́, телеса́ очи́сти, помышле́ния испра́ви, мы́сли очи́сти и изба́ви нас от вся́кия ско́рби, зол и боле́зней, огради́ нас святы́ми Твои́ми А́нгелы, да ополче́нием их соблюда́еми и наставля́еми, дости́гнем в соедине́ние ве́ры и в ра́зум непристу́пныя Твоея́ сла́вы, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.

Обеща́ния — «обетования».

Испра́ви живо́т наш к за́поведем Твои́м — «Направь жизнь нашу к заповедям Твоим».

Дости́гнем в соедине́ние ве́ры и в ра́зум непристу́пныя Твоея́ сла́вы — «Достигнем соединения в вере и разумения неприступной Твоей славы».

Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

Без истле́ния — «не познавши греха, тления».

Су́щую — «истинную».

Затем звучит священнический возглас: Бо́же, уще́дри ны и благослови́ ны, просвети́ лице́ Твое́ на ны и поми́луй ны.

Уще́дри ны — «окажи милость нам».

Священник читает молитву:

Христе́, Све́те И́стинный, просвеща́яй и освяща́яй вся́каго челове́ка, гряду́щаго в мiр, да зна́менается на нас свет лица́ Твоего́, да в нем у́зрим Свет Непристу́пный: и испра́ви стопы́ на́ша к де́ланию за́поведей Твои́х, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, и всех Твои́х святы́х, ами́нь.

Зна́менается — «запечатлеется».

Испра́ви — «направь».

Хор поёт песнопение «Взбранной Воеводе».

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице, но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти; ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Победи́тельная — победная песнь, которую в древности воспевали воины, разбив противника. Мы также поём такую песнь, восхваляя Богоматерь, которая побеждает наших духовных врагов — бесов, помогая в жестокой брани с ними.

Воспису́ем — «воздаём, возносим».

Держа́ву — «власть».

Неневе́стная — «не вступившая в брак».

Словарь богослужения: первый час

СЛОВАРЬ БОГОСЛУЖЕНИЯ: ПЕРВЫЙ ЧАС

Служба с необычным для нас названием возникла в глубокой древности. В книге Деяний святых апостолов мы читаем, как апостолы Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый (Деян. 3:1). Сотнику Корнилию, который хоть и был римлянином, но поклонялся Единому Богу, явился Ангел во время молитвы в девятый час (Деян. 10:3). А апостолу Петру было чудесное видение во время молитвы шестого часа. Наконец, апостолы вместе с Богородицей возносили молитву третьего часа дня в тот момент, когда на них снизошёл Дух Святой в виде языков пламени.

Хотя в ветхозаветных книгах ничего не сказано о молитве в определённые часы дня, верующие иудеи времён Иисуса Христа считали само собой разумеющимся совершить молитву в первый, третий, шестой и девятый часы, которые соответствуют по нашему времени семи, девяти часам утра, полудню и трём часам дня.

Христиане первых веков сохранили только богослужения в третий, шестой и девятый часы. В это время вспоминали распятие Господне: пригвождение Христа ко Кресту в третий час, сгустившуюся тьму над землёй в шестой и смерть Христову в девятый час. Позже к ним добавилась молитва в первый час и традиция вспоминать суд над Спасителем, совершившийся в это время, а также будущий Страшный Суд Божий.

В монастырях была практика собираться на молитву и в промежутках между чтением часов. Такие богослужения получили название «междочасия». Их тексты также есть в Часослове — богослужебной книге, где описано совершение часов и других вседневных молитв помимо утрени и вечерни.

Хотя эти молитвы были краткими и не сильно отрывали трудящегося человека от дел, позже для удобства совершение часов соединили с утреней (первый час), литургией (третий и шестой часы) и вечерней (девятый час). Сегодня вечерня совершается вместе с утреней, а девятый час читается перед вечерней (в практике многих современных приходов он опускается).

Читать еще:  Погледати свет и молити се Богу. О ходочашћу за поклонике са инвалидитетом

Основа краткого богослужения часов, как и утрени, вечерни, — псалмы, из которых древности состояло всё богослужение Церкви. В канун больших праздников (Рождество, Крещение Господне, Пасха) совершаются особые торжественные часы. Их называют царскими, или великими. Отлично и совершение часов в дни Великого поста — к положенным псалмам добавляются особые молитвы и дополнительная кафизма Псалтири.

Мы рассмотрим трудные слова вседневных часов, которые совершаются за каждым богослужением.

Первый час совершается в конце утрени и начинается молитвой «Приидите, поклонимся». Следом за ней звучат три псалма.

По своему смыслу этот один из первых псалмов — предначинательный. Это молитва по дороге в храм, на самом рассвете дня. Есть мнение, что он исполнялся во время утреннего входа священников и левитов во двор Иерусалимского храма. Слова из него Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой вошли в христианскую молитву идущего в церковь. Вторая часть этого псалма (стихи 8-13) составила одну из входных молитв, которые совершает священник перед литургией.

• Глаго́лы моя́ внуши́, Го́споди, разуме́й зва́ние мое́.
• Внуши́ — «услышь».
• Зва́ние — «воззвание».
• Зау́тра услы́ши глас мой, зау́тра предста́ну Ти, и у́зриши мя.
• Зау́тра — «рано утром».
• Ти — «Тебе».
• Не присели́тся к Тебе́ лука́внуяй — «не водворится у тебя лукавящий».

Ниже́ пребу́дут беззако́нницы пред очи́ма Твои́ма.

• Беззако́нницы — «беззаконники, творящие неправду» (мужской род).
• Погуби́ши вся глаго́лющыя лжу.
• Лжа — «ложь».
• Враг мои́х ра́ди испра́ви пред Тобо́ю путь мой.
• Ра́ди — «из-за, по причине». Так как духовные враги восстали на душу христианина, сам, без вмешательства Бога он исправить свой путь не в силах.

Я́ко несть во усте́х их и́стины, се́рдце их су́етно, гроб отве́рст горта́нь их: язы́ки свои́ми льща́ху.

Суди́ им, Бо́же, да отпаду́т от мы́слей свои́х, по мно́жеству нече́стия их изри́ни я́, я́ко преогорчи́ша Тя, Го́споди.

• Изри́ни я — «низринь (низвергни) их».
• Преогорчи́ша — «очень огорчили».

Я́ко Ты благослови́ши пра́ведника, Го́споди: я́ко ору́жием благоволе́ния венча́л еси́ нас.

• Я́ко — «потому что».
• Венча́л — «увенчал, наградил».
• Ору́жием благоволе́ния: благословение Божие — не только награда, но и грозное оружие против демонов.

По преданию, это молитва пророка Моисея. В ней звучит просьба дать нам время для покаяния, ведь дни человека на земле так кратки.

Не отврати́ челове́ка во смире́ние, и рекл еси́: обрати́теся, сы́нове челове́честии.

• Не отврати́ — «не отвернулся». В древнееврейском подлиннике же дословно: «Обрати человека к смирению».

Я́ко ты́сяща лет пред очи́ма Твои́ма, Го́споди, я́ко день вчера́шний, и́же мимои́де, и стра́жа нощна́я.

• Мимои́де — «проходит».
• Стра́жа нощна́я — в древности ночь делилась на четыре стражи, промежутка, когда сменялся городской караул.
• Уничиже́ния их ле́та бу́дут — «их годы будут унижением».

У́тро я́ко трава́ мимои́дет, у́тро процвете́т и пре́йдет: на ве́чер отпаде́т ожесте́ет и и́зсхнет.

• У́тро я́ко трава́ мимои́дет — «их утро как трава преходит».
• И́зсхнет — «засохнет».

• Я́ко исче́зохом гне́вом Твои́м, и я́ростию Твое́ю смути́хомся — «Ибо мы исчезаем от гнева Твоего и из-за ярости Твоей в смущении».
• Положи́л еси́ беззако́ния на́ша пред Тобо́ю: век наш в просвеще́ние лица́ Твоего́ — «Ты положил беззакония наши пред Тобою и годы наши (в древнееврейском подлиннике: „тайное наше“) пред светом лица Твоего».

Я́ко вси дни́е на́ши оскуде́ша, и гне́вом Твои́м исчезо́хом, ле́та на́ша я́ко паучи́на поуча́хуся.

Церковнославянский перевод связан с неверным древнегреческим переводом в Септуагинте, где древнееврейское слово «звук» было ошибочно прочитано как «поучаться», а слово «теряем» — как «паутина». В подлиннике же стоит: «мы теряем наши годы как звук». Настолько краток наш век, что его можно сравнить со звуком от какого-нибудь инструмента, только зародившимся и сразу умолкнувшим.

• Дни́е лет на́ших, в ни́хже се́дмьдесят лет, а́ще же в си́лах, о́смьдесят лет, и мно́жае их труд и боле́знь: я́ко прии́де кро́тость на ны, и нака́жемся. — «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет, потому что придёт слабость на нас, и будем наказаны».

Кто весть держа́ву гне́ва Твоего́, и от стра́ха Твоего́, я́рость Твою́ исчести́?

• Весть — «знает».
• Держа́ву — «силу».
• Стра́ха — «ужаса».
• Исчести́ — «сосчитать» (относится к весть).

В древнееврейском тексте псалма: «Кто знает силу гнева Твоего, и каков страх Твой и ярость Твоя? Считать дни наши научи и прореки сердцу мудрость».

Десни́цу Твою́ та́ко скажи́ ми, и окова́нныя се́рдцем в му́дрости.

• Десни́цу Твою́ — ошибочный древнегреческий и церковнославянский перевод связан с похожестью форм слов древнееврейского языка: yeminu «десницу его» и yameynu «дни наши».
• Окова́нныя — в древнееврейском тексте стоит глагол navi’ «прореки».

Общий смысл этих стихов псалма — призыв проводить краткие дни нашей жизни в страхе Божием, боясь навлечь гнев Божий своими грехами. Псалмопевец призывает ценить дарованные нам дни и жить мудро.

Обрати́ся, Го́споди, доко́ле? И умоле́н бу́ди на рабы́ Твоя́.

• Умоле́н бу́ди на рабы́ Твоя́ — «умилосердись над рабами Твоими».

Испо́лнихомся зау́тра ми́лости Твоея́, Го́споди, и возра́довахомся, и возвесели́хомся, во вся дни на́ша возвесели́хомся, за дни в ня́же смири́л ны еси́, ле́та в ня́же ви́дехом зла́я.

• В ня́же — «в них же, в которые».
• Ны — «нас».
• Ле́та — «годы».

И при́зри на рабы́ Твоя́, и на дела́ Твоя́, и наста́ви сы́ны их.

• Сы́ны их — «их сыновей».

И бу́ди све́тлость Го́спода Бо́га на́шего на нас, и дела́ рук на́ших испра́ви на нас, и де́ло рук на́ших испра́ви.

• Све́тлость — «чистота, ясность».
• Испра́ви — «сделай правым», а также «соверши, устрой».

Этот псалом царя Давида — хвалебная песнь Богу.

Ми́лость и суд воспою́ Тебе́, Го́споди.

• Суд — «справедливость».
• Воспою́ Тебе́ — пророк будет воспевать Божественную милость и справедливость.

• Пою́ и разуме́ю в пути́ непоро́чне, когда́ прии́деши ко мне? — «Пою и размышляю в непорочном пути: когда Ты придёшь ко мне?»

Прехожда́х в незло́бии се́рдца моего́ посреде́ до́му моего́.

• Прехожда́х — «ходил, пребывал».

Не предлага́х пред очи́ма мои́ма вещь законопресту́пную: творя́щыя преступле́ние возненави́дех.

• Не предлага́х — «не представлял».

Не прильпе́ мне се́рдце стропти́во, уклоня́ющагося от мене́ лука́ваго не позна́х.

• Не прильпе́ — «не прилепится».

Оклевета́ющаго тай и́скренняго своего́, сего́ изгоня́х: го́рдым о́ком, и несы́тым се́рдцем, с сим не ядя́х.

• Тай — «тайно».
• И́скренняго своего́ — «ближнего своего».
• Ядя́х — «ел, трапезничал».

О́чи мои́ на ве́рныя земли́, посажда́ти я́ со мно́ю: ходя́й по пути́ непоро́чну, сей ми служа́ше.

• Посажда́ти я́ со мно́ю — «чтобы посадить их со мною».

Не живя́ше посреде́ до́му моего́ творя́й горды́ню, глаго́ляй непра́ведная, не исправля́ше пред очи́ма мои́ма.

• Не исправля́ше — «не устоит».

Во у́трия избива́х вся гре́шныя земли́, е́же потреби́ти от гра́да Госпо́дня вся де́лающыя беззако́ние.

• Во у́трия — «по утрам, каждое утро».
• Гре́шныя земли́ — нечестивцев, бесов.
• Потреби́ти — «уничтожить, искоренить».

МОЛИТВЫ ПЕРВОГО ЧАСА

После псалмов следуют молитвословия. В их числе — молитва Богородице:

Что Тя нарече́м, о Благода́тная? Не́бо, я́ко возсия́ла еси́ Со́лнце Пра́вды. Рай, я́ко прозябла́ еси́ цвет нетле́ния. Де́ву, я́ко пребыла́ еси́ нетле́нна. Чи́стую Ма́терь, я́ко име́ла еси́ на святы́х Твои́х объя́тиях Сы́на, всех Бо́га. Того́ моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

• Прозябла́ — «произвела (о растениях)».
• Цвет нетле́ния — «цветок вечности».
• Нетле́нна — «не познавшая тления, греха», а также «вечна».

В конце звучит молитва:

И́же на вся́кое вре́мя и на вся́кий час, на Небеси́ и на земли́, покланя́емый и сла́вимый, Христе́ Бо́же, Долготерпели́ве, Многоми́лостиве, Многоблагоутро́бне, И́же пра́ведныя любя́й и гре́шныя ми́луяй, И́же вся зовы́й ко спасе́нию обеща́ния ра́ди бу́дущих благ. Сам, Го́споди, приими́ и на́ша в час сей моли́твы и испра́ви живо́т наш к за́поведем Твои́м, ду́ши на́ша освяти́, телеса́ очи́сти, помышле́ния испра́ви, мы́сли очи́сти и изба́ви нас от вся́кия ско́рби, зол и боле́зней, огради́ нас святы́ми Твои́ми А́нгелы, да ополче́нием их соблюда́еми и наставля́еми, дости́гнем в соедине́ние ве́ры и в ра́зум непристу́пныя Твоея́ сла́вы, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в, ами́нь.

• Обеща́ния — «обетования».
• Испра́ви живо́т наш к за́поведем Твои́м — «Направь жизнь нашу к заповедям Твоим».
• Дости́гнем в соедине́ние ве́ры и в ра́зум непристу́пныя Твоея́ сла́вы — «Достигнем соединения в вере и разумения неприступной Твоей славы».

Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

• Без истле́ния — «не познавши греха, тления».
• Су́щую — «истинную».

Затем звучит священнический возглас: Бо́же, уще́дри ны и благослови́ ны, просвети́ лице́ Твое́ на ны и поми́луй ны.

• Уще́дри ны — «окажи милость нам».

Священник читает молитву:

Христе́, Све́те И́стинный, просвеща́яй и освяща́яй вся́каго челове́ка, гряду́щаго в мiр, да зна́менается на нас свет лица́ Твоего́, да в нем у́зрим Свет Непристу́пный: и испра́ви стопы́ на́ша к де́ланию за́поведей Твои́х, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, и всех Твои́х святы́х, ами́нь.

• Зна́менается — «запечатлеется».
• Испра́ви — «направь».

Хор поёт песнопение «Взбранной Воеводе».

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злых, благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице, но я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти; ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

• Победи́тельная — победная песнь, которую в древности воспевали воины, разбив противника. Мы также поём такую песнь, восхваляя Богоматерь, которая побеждает наших духовных врагов — бесов, помогая в жестокой брани с ними.
• Воспису́ем — «воздаём, возносим».
• Держа́ву — «власть».
• Неневе́стная — «не вступившая в брак».
___

Словарь богослужения: первый час

Первый час
(После отпуста утрени.)

Приидите, поклонимся (трижды).
Пс. 5: Глаголы моя внуши, Господи.
Пс. 89: Господи, прибежище был еси нам.
Пс. 100: Милость и суд воспою.
Слава, и ныне.
Аллилуиа (трижды).
Господи, помилуй (трижды).
Слава — тропарь праздника или святого.
И ныне — Богородичен: Что Тя наречем.
Стопы моя направи. Да исполнятся.
Трисвятое
Отче наш.
Кондак праздника или святого.
Господи, помилуй (40 раз).
Иже на всякое время.
Господи, помилуй (трижды).
Слава, и ныне.
Честнейшую Херувим.
Именем Господним благослови, отче.
Боже, ущедри ны
.
Молитва:
Христе, Свете истинный.
Взбранной Воеводе.
Слава Тебе, Христе Боже
.
Слава, и ныне.
Господи, помилуй (трижды).
Благослови. Отпуст.

Благословен Бог наш.
Царю Небесный
.
Трисвятое.
Отче наш.
Господи, помилуй
(12 раз).
Слава, и ныне.
Приидите, поклонимся (трижды).
Пс. 16: Услыши, Господи, правду мою.
Пс. 24: К Тебе, Господи, воздвигох душу мою.
Пс. 50: Помилуй мя, Боже.
Слава, и ныне.
Аллилуиа (трижды).
Господи, помилуй (трижды).
Слава — тропарь праздника или святого.
И ныне — Богородичен: Богородице, Ты еси лоза.
Господь Бог благословен.
Трисвятое.
Отче наш.
Кондак праздника или святого.
Господи, помилуй (40 раз).
Иже на всякое время.
Господи, помилуй
(трижды).
Слава, и ныне.
Честнейшую Херувим.
Именем Господним благослови, отче.
Молитвами святых отец наших
.
Молитва:
Владыко, Боже Отче Вседержителю.

Шестой час
(После молитвы третьего часа.)

Приидите, поклонимся (трижды).
Пс. 53: Боже, во имя Твое спаси мя.
Пс. 54: Внуши, Боже, молитву мою.
Пс. 90: Живый в помощи Вышняго.
Слава, и ныне.
Аллилуиа (трижды).
Господи, помилуй (трижды).
Слава — тропарь праздника или святого.
И ныне — Богородичен: Яко не имамы дерзновения.
Скоро да предварят ны.
Трисвятое.
Отче наш.
Кондак праздника или святого.
Господи, помилуй (40 раз).
Иже на всякое время.
Господи, помилуй
(трижды).
Слава, и ныне.
Честнейшую Херувим.
Именем Господним благослови, отче.
Молитвами святых отец наших
.
Молитва: Боже и Господи сил.

Первый час

Отношение его к бдению
Уже с хвалитных, т. е. с последней части утрени, бдение ослабляет свою торжественность, переходя сначала в тихое и медленное пение великого славословия, а затем в длинный ряд ектенийных прошений; лития после утрени с наполняющим ее чтением в этом отношении стоит еще ступенью ниже, а 1-й час, совершенно лишенный пения, — еще ниже. Та и другой даже выносятся из храма. Тихая молитва ласкает и освежает теперь душу, утомленную продолжительным восторгом праздничных песней.

Читать еще:  Благовещение Пресвятой Богородицы

Отношение его к утрене
Падая на самый рассвет (1-й восточный час = 7 ч. у нас в равноденствие), первый час находится в таком же отношении к утрене, в каком девятый находится к вечерне: тот и другой, совпадая по времени, отчасти и по содержанию, с этими важнейшими суточными службами, имеют в то же время каждый свою мысль (идею) и не повторяют из тех служб ни одной песни или молитвы.

Состав и содержание 1-го часа
Тема 1-го часа — мысли и чувствования верующего при наступлении утра; только некоторые места его псалмов, изображающие коварство врагов гонимого праведника (как Пс. 5, 11: «несть во устех их истины. гроб отверст гортань их. »), допускают и приурочение 1-го часа, по указанию «Учительного известия» при Служебнике, к воспоминанию о суде над Христом Пилата, имевшем место в эту пору суток. Первый псалом часа 5 «Глаголы моя внуши, Господи» — исполненная надежды утренняя молитва во храме за праведных и против нечестивых, которые должны быть лишены всякого участия в культе, причем певец обращается от одних к другим несколько раз в равных строфах (должно быть, предназначенных для антифонного пения). Второй псалом 1-го часа 89 «Господи, прибежище был еси нам», приписываемый (и евр. Библией) Моисею, изображает краткость и многотрудность человеческой жизни в сравнении с вечностью Бога, Который сменяет на земле поколения людей, как растения каждое утро, ибо наша жизнь пред Богом короче одного дня; видя причину этого в гневе Божием на наши грехи, певец просит о скором («заутра») вознаграждении милостию Божиею за прежние страдания по числу их дней и годов. В последнем псалме часа 100 «Милость и суд воспою» благочестивый царь в форме обета намечает программу для деятельности своей (в начале, утре своего правления) как в частной, домашней жизни, так в обращении с людьми, в отношении к подчиненным и ближайшим слугам, к преступникам, которых будет карать каждое утро.

Из песнопений и молитв 1-го часа постный тропарь «Заутра услыши глас мой» молит вообще о принятии утренней молитвы, Богородичен «Что Тя наречем» представляет собою безотносительное ко времени дня прославление Богоматери, но из Богородичное на часах это самый восторженный, может быть, потому, что 1-й час приблизительно соответствует времени рождения Спасителя («имела еси во объятиях Сына всех Бога»); этот Богородичен более нигде не употребляется. Стих часа на 1-м часе, в противоположность другим часам, двойной (как увидим ниже, 1-й час в инославных Церквах выделяется из других объемом и своеобразностью); первый стих «Стопы моя направи», взятый из полунощно-утреннего 118 пс.(ст. 133—135), просит Бога о направлении по заповедям Божиим нашего поведения (подразумевается, в наступающий день) и о духовном просвещении; второй из Пс. 70, 8 «Да исполнятся уста моя» просит о том, чтобы весь наступающий день воспевать славу Божию. Постный тропарь по Трисвятом, какой на 1-м часе, в противоположность другим часам, положен один, посвящен Богоматери: «Преславную Божию Матерь», служащий и седальным 6 гл., в среду и пятницу Кресту «Скоро предвари» — седален 4 гл., в субботу — мученикам «Яко начатки» — кондак мученикам 8 гл. Тропарь положен один, может быть, в соответствие нумерации часа и по усталости от утрени. Возглас на «Иже на всякое время» такой же, как на 9 часе, «Боже ущедри». Молитва 1-го часа, приписываемая прп. Савве Освященному, обращенная ко Христу, как молитва еще только 9 часа, просит Его, как просвещающего (в крещении) и освящающего всякого начинающего жизнь, о духовном просвещении и исправлении по молитвам Его Матери (последнее только в молитве этого часа; ср. тропарь по Трисвятом). Практикой принято эту молитву в отличие от других на часах произносить священнику, а не чтецу (в Киево-Печерской лавре — чтец), и после нее, в соответствие особому вниманию, какое уделяется на этом часе Пресв. Богородице, — поют кондак Ей из службы Благовещению «Взбранной Воеводе», как имеющий наиболее общее хвалебно-молитвенное содержание. В Киево-Печерской лавре не поют. Как заключительная служба в группе, 1-й час имеет отпуст, называемый посему «совершенным», в просторечии «малым», на коем поминается из святых только лик преподобных, потому что монашеская служба.

История часа
Установлен 1-й час в IV в. в палестинских монастырях с аскетическими целями (Вступ. гл., 147), причем в состав его внесли конечные псалмы утрени 50, 62 и 89 (там же). О дальнейшем развитии его в ту эпоху, когда часы, может быть, имели песненный характер, ничего не известно; судя по тому, что позднейшие песненные последования указывают для него пс. 5, можно думать, что издревле этот псалом входил в состав часа. По древнейшему греч. Часослову VIII—IX в. Синайск. б. № 863, первый час имеет после обычного начала тропарь «Ночь прешед, благодарю Тя, Господи» трижды, 8 псалмов: 5,45, 66, 69,89,91,100,112, антифоны из псалма 142:1,2,8-12 с аллилуиа, тропарь «(Христе) Свете истинный», предваряемый своим окончанием «И исправи» (может быть, припев), Слава — тропарь по дню седмицы: в понедельник и вторник «Грешников просящих услыши, Господи», среду и пятницу «Яко имеяй множество щедрот на смирение наше», четверг «Пречистая Богородице, во отчаянии от лютых наших прегрешений», субботу «Победоноснии мученицы», «Стопы моя» 3, но для«Да исполнятся» не указано повторения (так и в других часах); час заканчивается Трисвятым, «Верую» и «Отче наш». Часословы с IX в. имеют 1-й час в нынешнем составе, разнясь только тропарями по Трисвятом и заключительными молитвами. Так, славянские Часословы Моск. Типогр. библ. № 46 и 48 XV—XVI в. имеют тропари «Свету быти повелевый по всей твари» и «Господи, мы есмы людие Твои»; ркп. Афоно-Андреевск. м. № 12 XI в. имеет только тропарь «Скоро предвари». Впрочем, две ркп., именно СПб. Публ. б. № 57 и Соф. при СПб. Ак. № 1052 XIII в. указывают не такие, как ныне, тропари и по псалмах, именно, в субботу, «коли не будет тропаря» (дневного), «Свет праведный» и «Воистину суета всяческая». Что касается молитв на 1-м часе, то в песненном последовании он, как и другие часы, имел 3 молитвы антифонов, 1 отпуста и 1 главопреклонения, в нек. памятниках еще и заамвонную, а в нек. пред последнею еще «утреннюю» (всего 7). И в ркп. Часословов 1-й час имеет часто по несколько молитв; так, в ркп. Моск. Типогр. б. № 46 и 48 XV в. — 4 молитвы, все отличные от нынешней: «Благодарю Тя, Господи Боже мой, и славлю Тя», «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий» (№ 46: «Иже на всякое время»), «Отче Святый, Иже солнце праведное» и «молитва всякое пение скончивающи: Милостивый Господи, приими воздыхания моя». Син. № 12 XIII в. и СПб. Публ. б. № 57 не имеют третьей молитвы. Соф. б. при СПб. Ак. № 1052 XIII в. имеет из них только 1-ю. Синайск. № 868 XIII-XIV в. и Моск. Типогр. б. № 47 XV в. не имеют молитв. Синайск. № 855 XII в.: «Нескверная, неблазная» и «Иже на всякое время», позднейшею рукою: «Христе, Свете истинный»; Синайск. № 870 XIV в. — нынешнюю молитву 1-го часа с присоединением нынешних же молитв почасия, причем последняя («Посылаяй свет») читается с воздеянием рук.

Ркп. Моск. Син. б. 678/386, л. 14 об.
Коптская и Абиссинская церкви, заключающие в других службах столько сходного с нашими, не имеют 1 часа, но вторая на службе, аналогичной нашей утрене, имеет молитву, довольно близкую к «Христе, Свете истинный» (Тураев Б. Часослов ефиопской церкви, 13). — В Римско-католической церкви 1-й час значительно разнится от других по строю и длиннее их. В обычное начало вставляется Верую;гимн приглашает на заре (Jam lucis orto sidere) помолиться, чтобы Бог сохранил нас в дневных делах от всего вредного, обуздал язык, закрыл зрение от суеты, очистил сердце, стер дмение плоти, чтобы к концу дня мы, очищенные воздержанием, воспевали Его славу; антифон в воскр. — аллилуиа, в будни (обыкновенные): «Блажени ходящии в законе Твоем Господи» (Пс. 118, 1), пс. 53, далее в воскр, пс. 117, пон. 23, вт. 24, ср. 25, четв. 22, пяти. 21, суб. и праздн. — ничего, затем всегда два отдела 118 пс, ст. 1—16 и 17—32, в воскр. Символ Афанасиев с антиф. аллилуиа 3, capitulum в воскр. 1 Тим. 1,17 (славословие «Царю веков»), в будни Зах. 8,19 (по Вульг.: «мир и истину любите, говорит Господь Всемогущий») с респонсорием «Богу благодарение». «Христе, Сыне Бога Живаго, помилуй нас (2). Седяй одесную Отца, помилуй нас. Слава Отцу и Сыну и Духу Святому. Христе С. Воскресни Христе, помози нам и избави нас имене ради Твоего». Затем молитвы с исповеданием (опускаемые в большие праздники): Kyrie eleyson, Christe eleysofi, Kyrie eleyson, Отче наш и Верую тайно с возглашением последнего стиха в том и другом, респонсории: ст. из пс. 87,14; 70,8 (=унас); 50,11—14 (в будни еще 12 респонсориев: из пс. 139,1; 88,1; 60,9; 64,1; 69,1, содержащие прошения об избавлении от врагов, обетах Богу, о помощи Божией, наше Трисвятое и опять 5 респонсориев из пс. 102, 1—5 о милостях Божиих); 123, 8 (о помощи); священник произносит исповедание (confessio) в грехах Богу, разным святым с прошением к святым о молитвах (Confiteor); хор отвечает: «Да помилует (Misereatur) тебя Всемогущий Бог и, отпустивши грехи твои, приведет тебя к вечной жизни, аминь»; потом приносит исповедание хор, а священник дает такой же ответ с прибавлением: «Прощение (indulgentiam), разрешение и оставление грехов наших да даст нам Всемогущий и Милосердый Господь», и респонсории: «Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Помилуй нас, Господи, помилуй нас», и пс. 32, 22; 106, 2, «Господь с вами». Молитва Богу Всемогущему о безгрешном и добродетельном наступающем дне, «Господь с вами. », «Благословим Господа, Богу благодарение» и чтение мартиролога и респонсорий после него: «Честна пред Господем» (Пс. 115,6), краткая молитва Пресв. Марии и всем святым об исходатайствовании от Бога помощи и спасения, опять Пс. 123, 8, Славу Отцу, Kyrie eleyson. Отче наш тайно с возглашением конца, респ. Пс. 89:16,17 (= у нас на утрене на стиховне), молитва к Богу Спасителю мира о направлении и освящении сегодняшних чувств, речей и дел в заповедях Божиих, благословение: «lube, Domine, benedicere» (повели, владыка, благословить). «Дни и дела наши в Своем мире да устроит Господь Всемогущий, аминь». Краткое чтение из Сол. 3, 5, респ. опять из Пс. 123,8 и заключительное благословение: «Благословен Бог. Господь нас да благословит и от всякого зла да защитит и к жизни да приведет вечной; и верных души милосердием Божиим да упокоятся в мире. Аминь» (Breviarium romanum, I, 24-43; Π, 25-44; III, 23-41; IV, 24-42).

Груз. ркп. Иерус. уст. не упоминает о 1-м часе после бдения, замечая после литии: «и так заканчиваем все»; так и древн, греч. — после литии «и бывает совершенный отпуст»; по поздн. греч, «и тотчас (после литии) 1-й час и оглашение и бывает совершенный отпуст». Слав. ркп. указывают 1-й час после литии, замечая, что после «Честнейшую» «и рекут вси: Именем Господним благослови отче. Иерей: Молитвами св. отец наших. И рекут молитву: Христе Свете истинный. Господи помилуй 3, И бывает совершенный отпуст». «Взбранной воеводе» нигде не указано, но один устав назначает этот кондак на часах в аллилуйную субботу после Со святыми упокой на Слава и ныне.

1-й час в воскресенье
Воскресный час первый отличается от будничных только тропарями и кондаком. Как и на других часах, на 1 часе в воскресенье полагается тропарь воскресный, Слава святого, И ныне Богородичен часа, а кондак только воскресный, так как двух кондаков на часе никогда не полагается, а чередоваться воскресному кондаку с кондаком будничным нельзя: он может чередоваться только с праздничным кондаком, начиная от славословного (см. гл. 5 Тип.). Если два святых в воскресенье, то разумеется (чего, впрочем, Типикон не предусматривает, а только Общая Минея), что их тропари чередуются на Славе.

По старым уставам
Греч. ркп. Иерус. устава молчат об этом предмете. Слав. ркп. XIV в.: «по Отче наш ипакои воскресный настоящаго гласа; аще будет кондак во уставе Святаго, то зде глаголем кондак Святаго, ипакои же воскресен не глаголется» (Ркп. Моск. Син. б. № 328/383, л. 10). Поздн. ркп. молчат. Старообр. уст. о тропарях, как наш: «кондак св., аще имать; аще ли ни, то глаголем кондак Б-це, гл. 6, Заступнице (Предстательство) христианом вместо ипакоя гласу. такоже и на всех часех глаголем кондак». На практике у старообрядцев по нашему уставу, только воскресный кондак чередуется и с шестеричным.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector