0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Со мной говорил Бог». Как вести себя со «странными» людьми, не оттолкнуть и помочь

Содержание

Православная Жизнь

В День психического здоровья рассказывают священник и психолог.

Приходит человек в храм и заявляет: «Со мной говорил Бог» – как на это реагировать? Нужно ли стараться удержать такого чудака и не потерять его из поля зрения, психически больной это или «блаженный»?

Нередко мы сталкиваемся с поведением людей, которое принято деликатно называть «странным». Такие люди приходят в храмы и получают советы духовного плана, хотя любой психиатр скажет, что тут нужна медицинская помощь.

Запугаем ли мы человека или поможем

О пастырской работе со сложными прихожанами, различиях между духовными и психическими недугами и о силе жалости рассказывает протоиерей Игорь Фомин, председатель Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.

– По наблюдениям специалистов, в обществе присутствует массовая психиатрическая безграмотность. Людей с явными психическими отклонениями сограждане называют «странными» и опасливо проходят мимо, а потом эти люди поджигают квартиры, нападают на прохожих, а порой даже убивают. Или наносят вред себе, оказываясь с внутренними монстрами один на один. Вы в своей пастырской работе сталкивались с такими? Что Церковь со своей стороны может сделать, чтобы такие люди сами не оставались без помощи и не создавали угрозы окружающим?

– Мы, священники, соприкасаемся с проблемами психиатрии постоянно, но лишь по касательной. Мы не специалисты в этой области – мы должны прекрасно это понимать. Действительно, странные люди приходят в храмы, и нас даже часто обвиняют: мол, вон сколько у вас людей с нездорово блестящими глазами стоят, ненормальных. Но факт есть факт. Где они еще нужны? Их отовсюду гонят, а здесь, в храме, они получают какое-то успокоение.

Психиатрия – это лечение души, восстановление души. Психические болезни – это какой-то надлом души. Есть психиатрические заболевания, а есть духовные – это разные вещи. Опытный священник видит, где действительно нужна духовная помощь, а где врачебная. И он отправляет человека по тому или иному пути.

Действительно, мы часто прибегаем к помощи профессиональных психиатров. Почти у каждого священника есть один или несколько знакомых врачей, к которым он по необходимости перенаправляет людей. Определить признаки сразу довольно тяжело. Для этого необходимо какое-то время пообщаться с человеком, понять его, чтобы он прислушался.

Если же человек болен психически и ему удается помочь, это, безусловно, благо. Таких людей порой надо долго уговаривать, беседовать, склонять. Иногда подвигнуть человека к посещению врача можно только после длительного общения. Когда он видит внимание к себе, то готов прислушаться и поступить так, как ему советуют. Обычно в таких случаях использую простой аргумент: «Если с вами все в порядке, то чего вам тогда бояться».

– Сейчас пастырская психиатрия преподается лишь в немногих духовных учебных заведениях. Как вы считаете, учебный объем по азам психиатрии достаточен для будущих пастырей? Мы ведь часто слышим истории, как после общения со священником больного человека или его родных вместо реальной помощи направляли лечиться «духовными методами» и получалась либо потеря драгоценного времени, либо откровенный вред. Может быть, все-таки священникам стоит получать дополнительное образование или больше внимания уделять этому в рамках учебного курса семинарии?

– В мое время этого предмета вообще не было в семинарии, но были замечательные духовные наставники, которые многое рассказывали из своего опыта. Так что у нас было самообразование. Как это сейчас происходит – не могу сказать, но не было бы лишним, чтобы курс психиатрии был обязательным для всех будущих пастырей. Чтобы рассказали о психотипах и о симптомах заболеваний. От нашего поведения очень многое зависит – запугаем ли мы человека или расположим к Церкви и поможем ему.

– У людей с психическими недугами есть проблемы с социализацией, и нигде, кроме Церкви, где милосердное и терпеливое отношение к ближним является нормой, их терпеть не хотят. Может, как раз христианское отношение к ближнему может стать такой закваской, которая в сочетании с ликбезом поможет людям не оставаться со своими проблемами один на один?

– Возможности социализации на приходе – это действительно спасение для многих людей не только с проблемами характера, но и тех, кто страдает от психологических или даже психических недугов. Порой даже совсем молодые люди аккумулируются в приходах, потому что среди своих сверстников в миру они не находят полноценного общения, хотя бы потому, что общаться с ними тяжело. Здесь они находят себя, ощущают собственную нужность и полезность через дела милосердия и любые другие формы внебогослужебной работы.
А потом, сам ритм жизни в мегаполисе очень давит на психику. Церковь здесь является островком умиротворения и покоя, а главное – местом, где все должно делаться по любви к ближнему, пусть и не всегда это получается.

– А как можно организовать правильную работу с такими прихожанами, чтобы никого не обидеть и в то же время не делать вид, что проблемы нет?

– Даже самые благие намерения должны быть подкреплены знаниями, чтобы не навредить. Как проходят любые курсы на приходах? Появляется какой-то специалист и сам предлагает что-то. Приход – как семья, как организм, который сам определяет свои болевые точки и приоритетные направления. Это невозможно сделать искусственно.

Мы вот говорим сейчас, и я задумался, а может, провести у нас на приходе такой ликбез в виде нескольких лекций?

– Да, может, многие поймут, что рядом с ними живет кто-то «странный», а на самом деле нуждается в помощи.

– А может быть по-другому. На кого-то повесили клеймо, что он такой-сякой больной, а мы можем, наоборот, говорить, что ему нужна духовная или просто человеческая поддержка. У него в жизни так сложилось, что он ощетинился и все его считают сумасшедшим. Палка о двух концах. Мы, скорее всего, говорим не о том, чтобы вешать ярлыки психбольных на людей, а наоборот, снимать их.

С советского времени существует стигматизация психически больных. Обратиться к психиатру считается неприличным, это вроде как потеря репутации. На самом деле это не так. Забота о своем здоровье подразумевает и контроль этой сферы – ничего постыдного в этом нет.

– Тем более, что психические проблемы под влиянием острых жизненных обстоятельств могут возникнуть и у совершенно здорового человека. Например, суицидальные мысли от переживания большого горя.

– Есть такие расстройства личности, которые по международной классификации к психическим заболеваниям не относятся. Например, психопатия. Психопаты очень часто обладают такими поведенческими особенностями, которые мы бы назвали духовной болезнью. Это деструктивное поведение, намеренные оскорбления и унижения ближних, доведение до слез, тяга ко греху, часто аморальный образ жизни. Но при этом некоторые виды психопатии сродни эпилепсии по своей патофизиологии и лечатся медикаментозно.

– Психопаты чаще всего находятся в пограничном состоянии. А пограничное состояние характеризуется тем, что человек может как выбраться и побороть недуг, так и скатиться в полноценное заболевание. Мы можем поддержать его духовно, тем самым снизив градус ситуации, но это не каждый священник осилит. А вот приходское сообщество сможет вполне проявить жалость и не оттолкнуть человека.

– Но такие состояния не конечны, а цикличны. После улучшения потом снова происходит обострение.

– Вообще все люди с подобными проблемами со временем привыкают обращаться к врачу своевременно и заранее чувствуют приближение обострения. Важно не дать человеку дойти до самого дна этого приступа, но в то же время проявить силу и строгость, чтобы не позволять человеку пойти вразнос.

Медицина прекрасно лечит такую «одержимость»

Чем Церковь может помочь людям с душевными болезнями и их родным, мы поговорили с Мариной Филоник, психологом и психотерапевтом.

– В Церкви нередко собирается заметное количество людей, поведение которых может показаться странным, или тех, кто создает дискомфорт в общении. Обывателю сложно понять, что не так – то ли среда такая, то ли с некоторыми приходящими в храмы что-то не так. Можно ли различить в «странном» поведении болезнь?

– Действительно, в церковной среде концентрация людей больных гораздо больше, чем в иных сообществах. Можно говорить о том, что идеалы милосердия и снисходительное терпеливое отношение церковного сообщества помогают им найти свой круг общения. Это происходит не только потому, что их там принимают, но и потому, что они ищут помощи в Церкви как социальном институте.

– Но ведь получается, что эти люди коснеют в своих проблемах – собираются, пьют чай, потому что в других сообществах их не принимают. Вместо того, чтобы менять ситуацию, они просто находят комфортное место и продолжают жить с девиациями.

– Если человек ходит пить чай и ничего не меняет в своей жизни, то мы не можем говорить, что он однозначно костенеет и инфантилизируется. Найти свое место в социуме – это тоже хорошо, это значит, что у Церкви есть потенциал социальной поддержки. Это очень важно, и еще важно, чтобы группы были смешанные – чтобы в этих группах были психически здоровые и устойчивые люди.

Чтобы не происходило стигматизации, нужно создавать для людей с психическими проблемами принимающую социальную среду, и в этом плане у Церкви большой потенциал для помощи в социальной адаптации.

Что же касается «странностей», то тут важно понимать, что эти проявления могут маркировать серьезное заболевание, но чтобы определить это, нужны специальные знания. Именно поэтому полезен и даже необходим психиатрический ликбез. Отличить это может только человек, обладающий базовыми знаниями по психиатрии, а поставить диагноз может только врач.

– Значит, надо как-то перенаправить человека к врачу?

– Да, но для этого нужно не только обладать знаниями по психиатрии, но и иметь достаточно длительное личное общение. Хорошо, когда священник готов грамотно действовать в подобных ситуациях. Как показывает практика, у священников таких знаний крайне мало, а порой их вообще нет. В семинариях по курсу психиатрии есть проблемы с недостатком часов и кадровым обеспечением. Поэтому просветительские курсы, в частности, предназначены для священников.

Читать еще:  Дать Богу сделать с нами то, что Он решил

– Расскажите, что это за курсы и как давно они существуют?

– Это образовательный проект «Психология для Церкви», который был задуман полтора года назад. Курсы нацелены, в первую очередь, на тех, кто трудится в Церкви, а также на тех, кто хочет выстраивать психотерапевтическую работу в христианском ключе. Такие курсы весьма полезны приходским консультантам, которые порой сталкиваются с человеческим горем и разными эмоциональными проявлениями, и важно, чтобы консультант мог оказать не только справочную помощь, но мог бы выполнять функции психологического консультирования.

В рамках проекта «Психология для Церкви» у нас есть курс «Основы психопатологии» для чайников – неспециалистов в области психологии и психиатрии, где мы как раз рассказываем, на что стоит обращать внимание и когда обязательно нужно обращаться к врачу. Для священников такие знания, конечно, необходимы.

– Нередко можно услышать рекомендации излечивать болезни духовными средствами. Как вы считаете, насколько это может быть эффективно и какие в себе таит опасности?

– Мне лично не знакомы случаи исцеления от психических заболеваний духовными средствами (молитва, участие в Таинствах, экзорцизм и т.п.). Духовная жизнь может улучшать душевное состояние, стабилизировать, но точно не может вылечить, например, шизофрению. Молитвы, участие в Таинствах – безусловно, это хорошо, но говорить об этом как о мерах лечения было бы неправильно.

Другое направление – экзорцизм – может быть очень опасно, если речь идет о психических заболеваниях.

Говорят о некой одержимости бесами, но медицина прекрасно лечит такую «одержимость» современными препаратами.

Для некоторых заболеваний, например, ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство, или невроз навязчивых состояний), хульные помыслы являются типичным симптомом. Они становятся проявлением болезни, мучают человека. Священники с такими людьми мучаются. Это все, конечно, лечится медикаментозно.

– Например, для психопатов характерны богохульные и нарочито аморальные высказывания. Психопаты изводят своих близких, совершают психологическое насилие, а порой и физическое. Это тоже «одержимость», которую надо лечить у врача? Как быть священнику, к которому обратилась жертва психопата за советом?

– Что касается тех, кто становится жертвами таких личностей, то можно сказать, что у такого человека тоже не все в порядке. Люди с расстройствами нередко комплиментарно находят друг друга. Это наблюдение из практики. Здоровый человек с личностной зрелостью, осознанностью, автономией и нормальным типом привязанности не будет долгие годы жить с абьюзером и терпеть унижения. Значит, помощь нужна в том числе жертве, с ней надо работать. Другая проблема, что такие ситуации в церковной среде могут цементироваться. Мол, «подожди, потерпи, неси крест, смиряйся». Это, конечно, от непонимания происходит. И очень много зависит от личностных качеств и опыта священника.

Что касается отношений со священником в подобных ситуациях, то возникают вопросы: какова граница власти священника? Где его ответственность? А если жертва сама перекладывает ответственность на священника? Это все требует церковного обсуждения.

Если вернуться к теме психопатии, то надо сказать, что она плохо поддается лечению, плюс к тому сами психопаты в основном лечиться не хотят и искренне считают, что у них все в порядке. Однако с годами симптомы могут ослабевать, расстройство утихает – так бывает в ряде случаев, хотя не всегда.

Для того, чтобы избегать зависимых семейных ситуаций с психопатами, можно посоветовать проводить ликбез перед вступлением в брак. Консультировать не только по катехизическим темам, но и по психологическим.

– Как, по-вашему, соотносятся духовное и психологическое измерение?

– Мы не знаем об этой грани. Есть такая парадигма мышления, что мы все бесноватые, когда из раза в раз совершаем один и тот же грех.

Есть точка зрения о взаимосвязи духовного и душевного в контексте душевных травм.
Это на уровне теоретическом, я частично пришла к этому выводу с годами, хотя однозначно что-то сказать в этой сфере не могу. Злу легче входить в открытые ворота. Бывает, что человек в аффекте проявляет какой-то «духовный вирус», и тогда хочется спросить: «Кто в тебе?» Иногда и мне становится страшно в разговоре с таким клиентом.

Если мы видим здоровую самореализующуюся личность, у которой все в порядке с принятием себя и окружающего мира, то вряд ли у такого человека будут феномены одержимости злом. Они просто не приживутся. Но, повторюсь, это для меня очень тонкая и сложная сфера, в которой я некомпетентна что-то говорить однозначно.

Иной раз такие проявления – это вопль бессилия, а совсем не одержимость.

Беседовала Александра Борисова

«Со мной говорил Бог». Как вести себя со «странными» людьми, не оттолкнуть и помочь

Нередко мы сталкиваемся с поведением людей, которое принято деликатно называть «странным». Такие люди приходят в храмы и получают советы духовного плана, хотя любой психиатр скажет, что тут нужна медицинская помощь.

Запугаем ли мы человека или поможем

О пастырской работе со сложными прихожанами, различиях между духовными и психическими недугами и о силе жалости рассказывает протоиерей Игорь Фомин, председатель Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.

– По наблюдениям специалистов, в обществе присутствует массовая психиатрическая безграмотность. Людей с явными психическими отклонениями сограждане называют «странными» и опасливо проходят мимо, а потом эти люди поджигают квартиры, нападают на прохожих, а порой даже убивают. Или наносят вред себе, оказываясь с внутренними монстрами один на один. Вы в своей пастырской работе сталкивались с такими? Что Церковь со своей стороны может сделать, чтобы такие люди сами не оставались без помощи и не создавали угрозы окружающим?

– Мы, священники, соприкасаемся с проблемами психиатрии постоянно, но лишь по касательной. Мы не специалисты в этой области – мы должны прекрасно это понимать. Действительно, странные люди приходят в храмы, и нас даже часто обвиняют: мол, вон сколько у вас людей с нездорово блестящими глазами стоят, ненормальных. Но факт есть факт. Где они еще нужны? Их отовсюду гонят, а здесь, в храме, они получают какое-то успокоение.

Психиатрия – это лечение души, восстановление души. Психические болезни – это какой-то надлом души. Есть психиатрические заболевания, а есть духовные – это разные вещи. Опытный священник видит, где действительно нужна духовная помощь, а где врачебная. И он отправляет человека по тому или иному пути.

Действительно, мы часто прибегаем к помощи профессиональных психиатров. Почти у каждого священника есть один или несколько знакомых врачей, к которым он по необходимости перенаправляет людей. Определить признаки сразу довольно тяжело. Для этого необходимо какое-то время пообщаться с человеком, понять его, чтобы он прислушался.

Если же человек болен психически и ему удается помочь, это, безусловно, благо. Таких людей порой надо долго уговаривать, беседовать, склонять. Иногда подвигнуть человека к посещению врача можно только после длительного общения. Когда он видит внимание к себе, то готов прислушаться и поступить так, как ему советуют. Обычно в таких случаях использую простой аргумент: «Если с вами все в порядке, то чего вам тогда бояться».

– Сейчас пастырская психиатрия преподается лишь в немногих духовных учебных заведениях. Как вы считаете, учебный объем по азам психиатрии достаточен для будущих пастырей? Мы ведь часто слышим истории, как после общения со священником больного человека или его родных вместо реальной помощи направляли лечиться «духовными методами» и получалась либо потеря драгоценного времени, либо откровенный вред. Может быть, все-таки священникам стоит получать дополнительное образование или больше внимания уделять этому в рамках учебного курса семинарии?

– В мое время этого предмета вообще не было в семинарии, но были замечательные духовные наставники, которые многое рассказывали из своего опыта. Так что у нас было самообразование. Как это сейчас происходит – не могу сказать, но не было бы лишним, чтобы курс психиатрии был обязательным для всех будущих пастырей. Чтобы рассказали о психотипах и о симптомах заболеваний. От нашего поведения очень многое зависит – запугаем ли мы человека или расположим к Церкви и поможем ему.

– У людей с психическими недугами есть проблемы с социализацией, и нигде, кроме Церкви, где милосердное и терпеливое отношение к ближним является нормой, их терпеть не хотят. Может, как раз христианское отношение к ближнему может стать такой закваской, которая в сочетании с ликбезом поможет людям не оставаться со своими проблемами один на один?

– Возможности социализации на приходе – это действительно спасение для многих людей не только с проблемами характера, но и тех, кто страдает от психологических или даже психических недугов. Порой даже совсем молодые люди аккумулируются в приходах, потому что среди своих сверстников в миру они не находят полноценного общения, хотя бы потому, что общаться с ними тяжело. Здесь они находят себя, ощущают собственную нужность и полезность через дела милосердия и любые другие формы внебогослужебной работы.
А потом, сам ритм жизни в мегаполисе очень давит на психику. Церковь здесь является островком умиротворения и покоя, а главное – местом, где все должно делаться по любви к ближнему, пусть и не всегда это получается.

– А как можно организовать правильную работу с такими прихожанами, чтобы никого не обидеть и в то же время не делать вид, что проблемы нет?

– Даже самые благие намерения должны быть подкреплены знаниями, чтобы не навредить. Как проходят любые курсы на приходах? Появляется какой-то специалист и сам предлагает что-то. Приход – как семья, как организм, который сам определяет свои болевые точки и приоритетные направления. Это невозможно сделать искусственно.

Мы вот говорим сейчас, и я задумался, а может, провести у нас на приходе такой ликбез в виде нескольких лекций?

– Да, может, многие поймут, что рядом с ними живет кто-то «странный», а на самом деле нуждается в помощи.

– А может быть по-другому. На кого-то повесили клеймо, что он такой-сякой больной, а мы можем, наоборот, говорить, что ему нужна духовная или просто человеческая поддержка. У него в жизни так сложилось, что он ощетинился и все его считают сумасшедшим. Палка о двух концах. Мы, скорее всего, говорим не о том, чтобы вешать ярлыки психбольных на людей, а наоборот, снимать их.

С советского времени существует стигматизация психически больных. Обратиться к психиатру считается неприличным, это вроде как потеря репутации. На самом деле это не так. Забота о своем здоровье подразумевает и контроль этой сферы – ничего постыдного в этом нет.

– Тем более, что психические проблемы под влиянием острых жизненных обстоятельств могут возникнуть и у совершенно здорового человека. Например, суицидальные мысли от переживания большого горя.

– Есть такие расстройства личности, которые по международной классификации к психическим заболеваниям не относятся. Например, психопатия. Психопаты очень часто обладают такими поведенческими особенностями, которые мы бы назвали духовной болезнью. Это деструктивное поведение, намеренные оскорбления и унижения ближних, доведение до слез, тяга ко греху, часто аморальный образ жизни. Но при этом некоторые виды психопатии сродни эпилепсии по своей патофизиологии и лечатся медикаментозно.

Читать еще:  7 августа - Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы

– Психопаты чаще всего находятся в пограничном состоянии. А пограничное состояние характеризуется тем, что человек может как выбраться и побороть недуг, так и скатиться в полноценное заболевание. Мы можем поддержать его духовно, тем самым снизив градус ситуации, но это не каждый священник осилит. А вот приходское сообщество сможет вполне проявить жалость и не оттолкнуть человека.

– Но такие состояния не конечны, а цикличны. После улучшения потом снова происходит обострение.

– Вообще все люди с подобными проблемами со временем привыкают обращаться к врачу своевременно и заранее чувствуют приближение обострения. Важно не дать человеку дойти до самого дна этого приступа, но в то же время проявить силу и строгость, чтобы не позволять человеку пойти вразнос.

Медицина прекрасно лечит такую «одержимость»

Чем Церковь может помочь людям с душевными болезнями и их родным, мы поговорили с Мариной Филоник, психологом и психотерапевтом.

– В Церкви нередко собирается заметное количество людей, поведение которых может показаться странным, или тех, кто создает дискомфорт в общении. Обывателю сложно понять, что не так – то ли среда такая, то ли с некоторыми приходящими в храмы что-то не так. Можно ли различить в «странном» поведении болезнь?

– Действительно, в церковной среде концентрация людей больных гораздо больше, чем в иных сообществах. Можно говорить о том, что идеалы милосердия и снисходительное терпеливое отношение церковного сообщества помогают им найти свой круг общения. Это происходит не только потому, что их там принимают, но и потому, что они ищут помощи в Церкви как социальном институте.

– Но ведь получается, что эти люди коснеют в своих проблемах – собираются, пьют чай, потому что в других сообществах их не принимают. Вместо того, чтобы менять ситуацию, они просто находят комфортное место и продолжают жить с девиациями.

– Если человек ходит пить чай и ничего не меняет в своей жизни, то мы не можем говорить, что он однозначно костенеет и инфантилизируется. Найти свое место в социуме – это тоже хорошо, это значит, что у Церкви есть потенциал социальной поддержки. Это очень важно, и еще важно, чтобы группы были смешанные – чтобы в этих группах были психически здоровые и устойчивые люди.

Чтобы не происходило стигматизации, нужно создавать для людей с психическими проблемами принимающую социальную среду, и в этом плане у Церкви большой потенциал для помощи в социальной адаптации.

Что же касается «странностей», то тут важно понимать, что эти проявления могут маркировать серьезное заболевание, но чтобы определить это, нужны специальные знания. Именно поэтому полезен и даже необходим психиатрический ликбез. Отличить это может только человек, обладающий базовыми знаниями по психиатрии, а поставить диагноз может только врач.

– Значит, надо как-то перенаправить человека к врачу?

– Да, но для этого нужно не только обладать знаниями по психиатрии, но и иметь достаточно длительное личное общение. Хорошо, когда священник готов грамотно действовать в подобных ситуациях. Как показывает практика, у священников таких знаний крайне мало, а порой их вообще нет. В семинариях по курсу психиатрии есть проблемы с недостатком часов и кадровым обеспечением. Поэтому просветительские курсы, в частности, предназначены для священников.

– Расскажите, что это за курсы и как давно они существуют?

– Это образовательный проект «Психология для Церкви», который был задуман полтора года назад. Курсы нацелены, в первую очередь, на тех, кто трудится в Церкви, а также на тех, кто хочет выстраивать психотерапевтическую работу в христианском ключе. Такие курсы весьма полезны приходским консультантам, которые порой сталкиваются с человеческим горем и разными эмоциональными проявлениями, и важно, чтобы консультант мог оказать не только справочную помощь, но мог бы выполнять функции психологического консультирования.

В рамках проекта «Психология для Церкви» у нас есть курс «Основы психопатологии» для чайников – неспециалистов в области психологии и психиатрии, где мы как раз рассказываем, на что стоит обращать внимание и когда обязательно нужно обращаться к врачу. Для священников такие знания, конечно, необходимы.

– Нередко можно услышать рекомендации излечивать болезни духовными средствами. Как вы считаете, насколько это может быть эффективно и какие в себе таит опасности?

– Мне лично не знакомы случаи исцеления от психических заболеваний духовными средствами (молитва, участие в Таинствах, экзорцизм и т.п.). Духовная жизнь может улучшать душевное состояние, стабилизировать, но точно не может вылечить, например, шизофрению. Молитвы, участие в Таинствах – безусловно, это хорошо, но говорить об этом как о мерах лечения было бы неправильно.

Другое направление – экзорцизм – может быть очень опасно, если речь идет о психических заболеваниях.

Говорят о некой одержимости бесами, но медицина прекрасно лечит такую «одержимость» современными препаратами.

Для некоторых заболеваний, например, ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство, или невроз навязчивых состояний), хульные помыслы являются типичным симптомом. Они становятся проявлением болезни, мучают человека. Священники с такими людьми мучаются. Это все, конечно, лечится медикаментозно.

– Например, для психопатов характерны богохульные и нарочито аморальные высказывания. Психопаты изводят своих близких, совершают психологическое насилие, а порой и физическое. Это тоже «одержимость», которую надо лечить у врача? Как быть священнику, к которому обратилась жертва психопата за советом?

– Что касается тех, кто становится жертвами таких личностей, то можно сказать, что у такого человека тоже не все в порядке. Люди с расстройствами нередко комплиментарно находят друг друга. Это наблюдение из практики. Здоровый человек с личностной зрелостью, осознанностью, автономией и нормальным типом привязанности не будет долгие годы жить с абьюзером и терпеть унижения. Значит, помощь нужна в том числе жертве, с ней надо работать. Другая проблема, что такие ситуации в церковной среде могут цементироваться. Мол, «подожди, потерпи, неси крест, смиряйся». Это, конечно, от непонимания происходит. И очень много зависит от личностных качеств и опыта священника.

Что касается отношений со священником в подобных ситуациях, то возникают вопросы: какова граница власти священника? Где его ответственность? А если жертва сама перекладывает ответственность на священника? Это все требует церковного обсуждения.

Если вернуться к теме психопатии, то надо сказать, что она плохо поддается лечению, плюс к тому сами психопаты в основном лечиться не хотят и искренне считают, что у них все в порядке. Однако с годами симптомы могут ослабевать, расстройство утихает – так бывает в ряде случаев, хотя не всегда.

Для того, чтобы избегать зависимых семейных ситуаций с психопатами, можно посоветовать проводить ликбез перед вступлением в брак. Консультировать не только по катехизическим темам, но и по психологическим.

– Как, по-вашему, соотносятся духовное и психологическое измерение?

– Мы не знаем об этой грани. Есть такая парадигма мышления, что мы все бесноватые, когда из раза в раз совершаем один и тот же грех.

Есть точка зрения о взаимосвязи духовного и душевного в контексте душевных травм.
Это на уровне теоретическом, я частично пришла к этому выводу с годами, хотя однозначно что-то сказать в этой сфере не могу. Злу легче входить в открытые ворота. Бывает, что человек в аффекте проявляет какой-то «духовный вирус», и тогда хочется спросить: «Кто в тебе?» Иногда и мне становится страшно в разговоре с таким клиентом.

Если мы видим здоровую самореализующуюся личность, у которой все в порядке с принятием себя и окружающего мира, то вряд ли у такого человека будут феномены одержимости злом. Они просто не приживутся. Но, повторюсь, это для меня очень тонкая и сложная сфера, в которой я некомпетентна что-то говорить однозначно.

Иной раз такие проявления – это вопль бессилия, а совсем не одержимость.

Беседовала Александра Борисова

Бог садист?

Вам не кажется, что если Бог существует, то Он садист?

Возьмем, например, христианского Бога. Смотрите, что христианский Бог делает:

1) Выгоняет из Рая все человечество за проступок двоих людей. То есть наказывает одних людей за проступок других. Теперь люди вынуждены жить в опасном месте, переполненном трудностями и страданиями.

2) Но Богу мало того, что он поселил человечество в таком месте. Он еще и наказывает людей время от времени, посылает им всякие беды, убивает. В Библии полно случаев, когда Бог наказывает, испытывает, убивает, карает, уничтожает, сжигает, топит.

3) Но Бог настолько кровожадный садист, что Ему даже этого мало. Он еще и отправляет некоторых людей в ад, в «огонь вечный» на «муку вечную». На мой взгляд, никто не заслужил мучиться вечно. Даже Сталин и Гитлер не заслужили страдать вечно. Но христианский Бог, видимо, считает иначе.

Это если говорить о христианском Боге. Если же Бог не такой, каким изображен в Библии, то все равно надо признать, что Он крайне жестокий. Всесильный Бог мог бы избавить людей от страданий, но не избавляет. Некоторые из человеческих страданий оставляют чувство изысканности – что Бог не просто мучает людей, а изысканно их пытает. У вас не бывает такого чувства?

Разве только Бог не всесилен, тогда это можно понять. Или если Бога нет.

Знаю, что сейчас будет. Сейчас набегут и будут продвигать тезисы типа «каждый сам выбирает, страдать ему, или радоваться жизни», «человек сам ответственен за свою жизнь» и им подобные. Но ведь это неправда, товарищи. В мире полно незаслуженных страданий, которые люди не выбирают сами себе. К тому же есть дети и животные. Не будете же вы говорить, что ребенок, заболевший раком, сам себе это выбрал? Или что антилопа сама себе выбрала быть разорванной и съеденной львом? Даже если взять психические расстройства, то вы прекрасно знаете, что человек с такой проблемой самостоятельно редко может без сторонней помощи изменить свои сформированные в детстве установки, убеждения и защитные реакции, хотя бы потому, что их очень трудно идентифицировать и вербализировать. И даже с помощью специалиста многие неврозы остаются очень стойкими. Не выбирает себе такое никто.

Если вы спешите, то дальше можете не читать. А для тех, кому интересно, еще несколько абзацев.

Так вот, иногда у меня бывает чувство, что Бог не просто мучает людей, а изысканно пытает. В некоторых страданиях, через которые проходят некоторые люди, мне чувствуется элемент изысканности. Бывает ли у вас такое чувство?

1) Старые люди. Когда люди стареют, перестают ходить, требуют ухода, они часто становятся обузой для своих близких. На них надо тратить много времени и сил, выполнять очень неприятные процедуры, вроде подтирания их задницы. Если в доме есть старый человек, требующий ухода, остальные члены семьи не могут надолго отлучится из дома и чувствуют себя словно на цепи. Старые люди могут очень мешать молодым, создавать много проблем, иногда настолько больших, что их дети или внуки тихонько начинают желать им смерти, пугаясь этого желания и коря себя за него. У меня это вызывает чувство абсурда. Будто Бог, создавая такие ситуации, решил поиздеваться над людьми.

Читать еще:  От Введения в храм Пресвятой Богородицы до Рождества Христова: чему учат нас эти праздники?

2) Насекомые, особенно мухи. Я не вижу других причин, почему Бог создал мух, кроме как для того, чтобы издеваться над людьми. Бог дал им крылья и бешеную тягу к размножению, но не дал ума. Зачем было создавать этих противных, заразных, тупых и наглых паскуд, которые любят одновременно говно и человеческую еду, садясь то на одно, то на другое? Только чтобы поиздеваться над людьми. Ведь если Бог всесильный, он мог бы сделать все иначе. Например, сделать, чтобы мухи питались травой, или вообще их не создавать.

Это то, что первым пришло в голову, но, кроме этого, есть много других ситуаций, оставляющих впечатление, что Бог не просто мучает людей, а по-садистски пытает. Некоторые человеческие страдания сильные и резкие, а некоторые медленные и изысканные, словно пытка. А некоторые и сильные и изысканные.

Бог садист, независимо от того, христианский это Бог, или отличается от христианского.

Хотя нет, не так. Христианский Бог — точно садист, а если Бог не такой, каким изображен в Библии, то тогда у меня есть сомнения.

Если вы будете говорить именно о христианском Боге, то прошу об одной вещи. Среди христиан популярен аргумент «ты неправильно понимаешь / неправильно понял», при этом как именно надо понимать «правильно», и почему, часто не объясняется. Так вот, если вы считаете, что я неправильно понимаю христианское вероучение или Библию, пожалуйста, объясняйте сразу следующее:
1. что именно я неправильно понимаю
2. в чем заключается неправильность моего понимания
3. как, на ваш взгляд, надо понимать правильно
4. на каких основаниях вы заявляете, что ваше понимание правильно, а мое неправильно.

Если вы будете просто заявлять мне, что я неправильно понимаю, а объяснять, как, на ваш взгляд, надо понимать, не будете, то такая дискуссия будет бессмысленной, и я буду вынужден, беря пример с вашего Бога, наказывать вас, то есть, в данном случае банить.

Шучу. Не буду я за такое банить. Просто прошу объяснять свою точку зрения, если уж будете обвинять меня в неправильном понимании. Хотя, скорее всего, все я правильно понимаю.

Банить не буду, но предлагаю сыграть в игру. Когда в этой теме кто-то будет говорить, что, мол, люди сами себе создают страдания, а Бог тут ни при чем, я буду постить котика. Когда мне кто-то будет говорить, что я, мол, неправильно понимаю христианское вероучение или Библию, и не будет объяснять, как именно надо правильно понимать, и почему именно так, а не иначе, я буду постить собачку.

5 способов, как Бог может говорить с человеком

3 ноября 2019 1 740

Бог – Творец всего. И если человек хочет жить в гармонии и в удовольствии, ему нужно научиться понимать своего Создателя и тот план, который у Него есть.

Люди, которые хотят духовно расти и развиваться, всегда поначалу задают один и тот же вопрос: “Когда я молюсь и жду ответа, как понять: это я сам себе говорю или Бог?” Есть несколько способов, чтобы понимать Божью волю на свою жизнь.

Бог говорит через Слово

Господь уже записал все самое важное и нужное в 66 книги – Библию. Там можно найти ответ на любой вопрос и получить мудрость, как действовать в той или иной ситуации. Поэтому, если тебе срочно нужно решение, а ты не понимаешь, как двигаться дальше, открой Библию и попроси Бога проговорить тебе через Его написанное Слово. Ты точно поймешь, что нужно делать!

Бог говорит через людей

На земле Бог ничего не делает без человека, потому что Он ему дал полную юридическую власть над землей. Только если человек сам просит Бога вмешаться в свою жизнь, Он имеет право это сделать.

Иногда Бог посылает в твою жизнь людей с нужной информацией, советом, а может и конкретным пророчеством (да, есть современные пророки). Если ты смиришься, послушаешься и поступишь по сказанному – получишь прорыв и успех.

Бог говорит через обстоятельства

Допустим, ты хочешь переехать в другую страну, но все складывается, как будто ты плывешь против течения. Вроде бы все хорошо и нет никаких причин откладывать поездку, но столько препятствий и помех!

Бог может рушить твои планы, но исключительно тебе во благо, чтобы ты не пропустил свою судьбу и исполнил предназначение. Обстоятельства – важный сигнал в жизни.

Бог говорит через внутреннее свидетельство и мир

Бывает, у тебя есть два решения. Ты о них думаешь и молишься, но по прежнему нет четкого понимания, какой же выбрать? В таких случаях подумай о вариантах в тишине и спокойствии, и почувствуй, к какому из них у тебя возникает ощущение мира и радости, внутреннего отдыха. Бывает, что решение кажется глупым и не популярным, но сердце подсказывает, что именно оно сработает лучше в конкретной ситуации.

Бог говорит через сны

Не все сны от Бога. Некоторые – от бутербродов, пиццы и душной комнаты.

Сны от Бога не могут быть частыми, но они всегда запоминаются, дают понимание (то есть ты сам можешь понять его суть), что сейчас происходит, предупреждают о том, что может произойти, дают выход и решение. Такие сны обычно всегда исполняются рано или поздно, но если тебя не устраивает ход вещей, ты можешь молиться, чтобы Бог предотвратил то или иное событие, защитил и помиловал тебя.

А вообще, самый лучший способ общаться с Богом и слышать Его – через Дух Святой, который Бог дает каждому, кто раскаивается в своих грехах перед Ним и принимает прощение и искупление, которые совершил для каждого из нас на кресте Иисус Христос. Он принес себя в жертву, чтобы мы были спасены и имели свободный доступ к Богу. Это невозможно принять разумом, но можно принять сердцем.

Общайся с Богом, ходи с Ним и со временем ты будешь понимать Его лучше, а следовательно, идти в правильном направлении и исполнять свое предназначение!

Не пропускай самые интересные публикации для личностного роста. Подписывайся на нас в той социальной сети, которую любишь больше всего: Instagram, Facebook, Telegram.

Редактор и журналист 5 СФЕР. Опыт копирайтинга — 10 лет.
Эксперт в духовном развитии, служитель церкви.

Как Бог выбирает людей?

Сейчас я сижу в своём кресле, в котором молюсь каждое утро и думаю обо всех тех людях, которые поддерживают нас молитвами и финансами. Я только что помолился о Вас, а сейчас размышляю над вопросом, который мне недавно задали; об этом вопросе и об ответе на него я и хочу поговорить с Вами сегодня.

Недавно меня спросили: «Как Бог выбирает людей, через которых Он хочет действовать?» Это важный вопрос, его следует задать и Вам, если хотите, чтобы Бог избрал Вас. Если Вы внимательно посмотрите на Божьих избранников, совершающих нечто значительное, Вы поймёте, что Бог избирает людей вовсе не по их талантам и способностям. А раз так, должна быть другая причина, побуждающая Его возложить руку на человека с тем, чтобы задействовать его особым образом.

ЧТО ЭТО ЗА ПРИЧИНА?

ВЕРНЫЙ, НАДЁЖНЫЙ, ДОСТОЙНЫЙ ДОВЕРИЯ

«От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным»

Хочу обратить Ваше внимание на слово «верным». Греческое слово pistos – «верный» – производное от греческого pistis – «вера». Однако в 1-м послании к Коринфянам 4:2 слово pistos несёт значение не «вера», а «верность». Оно характеризует человека, которого Бог посчитал верным, надёжным, достойным доверия, непоколебимым.

БОГ ВНИМАТЕЛЬНО НАБЛЮДАЕТ ЗА НАМИ

«От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным»

Греческое слово eurisko – «оказаться» – означает найти, открыть для себя. Важно отметить, что значение слова eurisko подразумевает открытие, сделанное в результате тщательного наблюдения.

Значение слова eurisko сообщает нам о том, что Бог внимательно наблюдает за нами, нашими поступками и реакцией. Он наблюдает за тем, как мы обращаемся с людьми, как реагируем на давление, имеем ли достаточно упорства, чтобы оставаться на верном пути, когда вокруг появляется так много отвлекающих моментов, цель которых – заставить нас ослушаться Бога. Прежде чем одобрительно похлопать нас по плечу и поручить нам какое-то новое важное дело, Он посмотрит, насколько хорошо мы справились с предыдущим Его заданием. Сделано ли оно так, как Он и ожидал? Закончили мы его полностью или же какая-то часть осталась незавершённой? И выполнили ли мы его так, чтобы прославить имя Иисуса?

ХАРАКТЕР И ПОСТУПКИ – ВОТ, ЧТО ВАЖНО!

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ДОВЕРИТЬ БОЛЬШЕ…

БОГ НАБЛЮДАЕТ И… ЗА ВАМИ!

Бог хочет знать, верные ли мы, заслуживаем ли доверия, надёжные ли, непоколебимые ли. Он не пребывает в неведении и не питает иллюзий насчёт нас, Он внимательно наблюдает за нами и затем принимает решение. Это означает, что Бог наблюдает и за Вами. Он наблюдает за Вашими поступками и реакцией. Он наблюдает за тем, как Вы относитесь к людям и как ведёте себя, оказавшись под давлением обстоятельств. Он смотрит, обладаете ли Вы упорством, чтобы идти вперёд, невзирая на трудности.

Первое послание к Коринфянам 4:2 не оставляет сомнений в том, насколько Богу важно такое наше качество, как верность. Слово «оказался» решительно указывает на то, что Бог наблюдает за нами в течение долгого периода времени, чтобы увидеть, как мы ведём себя в тех или иных обстоятельствах, отличаемся ли верностью, можно ли на нас положиться, заслуживаем ли мы доверия, насколько мы надёжные и непоколебимые.

Сегодня мне хочется задать Вам вопрос: «А каким Бог нашёл Вас?»

БОГ РАЗЫСКИВАЕТ ВЕРНЫХ!

ЦЕННАЯ НАХОДКА

НАСТОЯЩЕЕ СОКРОВИЩЕ!

ЧТО БОГ МОЖЕТ СКАЗАТЬ О ВАШЕЙ ВЕРНОСТИ?

Глядя на Вас, что Бог может сказать о Вашей верности? Я призываю Вас сделать всё возможное, чтобы Он с лёгкостью мог сказать: «Вот этот человек – настоящее сокровище. Ему Я смогу доверить выполнение важного поручения». И не допустите, чтобы Он сказал: «Пока нет», из-за того что Вы отказались внести необходимые изменения.

Поскольку Бог наблюдает за нами, нам необходимо взглянуть на себя со стороны, чтобы понять, что же Он видит, когда смотрит на наши поступки, на то, как мы выполняем свои обещания и насколько послушны Ему и Его Слову. Скажет ли Бог, что может доверять нам или же с Его стороны будет мудро избрать кого-то другого?

ДВЕРЬ К ВАШЕМУ ПРИЗВАНИЮ

У ВАС ЕСТЬ ЗАДАНИЕ ПРЯМО СЕЙЧАС?

Сегодня я хочу спросить Вас:

БОГ ВСЕГДА РЯДОМ!

БОГ ПРИЗЫВАЕТ НАС ПОДНЯТЬСЯ ВЫШЕ

СПАСИБО ВАМ!

Благодарю Вас за молитвенную и финансовую поддержку служения нашей церкви. Не проходит и дня, чтобы мы с Дэнис не поблагодарили Бога за всех вас и не помолились о том, чтобы Он поднял вас ещё выше и даровал вам самое лучшее. Для нас большая честь – молиться о Вас и вместе с Вами наблюдать за тем, как в Вашей жизни осуществляется Божья воля.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector