0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Свт. Владимир (Богоявленский): О причинах дурного воспитания в наше время

Православная Жизнь

Предлагаем вниманию нашего читателя отрывок из творения выпускника Киевских духовных школ, священномученика Владимира (Богоявленского), митрополита Киевского « Беседы о православном воспитании детей ».

В наше время отовсюду несутся жалобы на то, что большая часть нашего юношества дурно воспитана. Сами родители нередко жалуются на неблаговоспитанность своих детей. Недостаток доброго религиозно-нравственного воспитания нашего юнейшего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым во что бы то ни стало нужно бороться, в противном случае человечество неминуемо дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения. Но для успешного лечения какой бы то ни было болезни прежде всего нужно узнать, где эта болезнь сосредотачивается, где ее начало, причина.

Вот почему и для исправления недостатков в воспитании нашего юношества необходимо прежде всего узнать, где причина этого дурного воспитания, кто виноват в нем. И в самом деле, кто виноват в дурном воспитании нашего современного юношества?

Отвечая на поставленный вопрос кратко и прямо, необходимо сказать: родители виноваты более всего в том, что их дети дурно воспитаны. Некоторые из родителей, без сомнения, будут в этом вполне согласны со мною; но многие и очень многие из них думают и говорят, что они безукоризненно исполнили свои родительские обязанности. Так кому же вы, христианские родители, говорящие таким образом, хотите приписать причину того, что ваши дети оказываются воспитанными не так, как бы следовало?

1. Может быть, вы хотели бы в данном случае свалить все на Бога и Ему приписать эту вину? Но разве не для того Бог Отец еще в раю узаконил нерасторжимость брака, чтобы дать возможность родителям лучше исполнить свою обязанность по отношению к воспитанию своих детей?

Не для того ли Сын Божий Иисус Христос возвысил брак на степень Таинства и запечатлел его благословением Своей Церкви, дабы у вступающих в брак не было недостатка в необходимой благодати и помощи свыше при выполнении ими обязанностей брачного состояния, между которыми самая важная именно воспитание детей? А Дух Святой не для того ли очистил и освятил души ваших детей еще во Святом Крещении, дабы ослабить дурные влечения их сердца и сделать его способным ко всему доброму и благому, так что вам остается только продолжать то, для чего Он Сам уже положил основание и приготовил почву, сделав ее достаточно восприимчивою?

Следовательно, вы не можете роптать на Бога, если ваши дети не таковы, какими они должны быть. Напротив, вам оказана высочайшая помощь и всевозможное содействие, чтобы облегчить вам воспитание ваших детей. Вот почему, как некогда вопрошал Он израильский народ, так может Он с таким же правом спросить и всех христианских родителей: «Что сотворю еще винограду моему» , именно христианскому семейству, «и не сотворихъ ему? Занеже ждахъ, да сотворитъ гроздие, сотвори же терние ( Ис. 5:4 ), – то есть «Я ожидал, что он принесет ягоды (добрых детей), почему же он принес терние, то есть дурных детей?».

2. Но, может быть, в дурном воспитании ваших детей виноваты пастыри и учители, призванные вместе с вами на это дело? Здесь я отвечу вам словами древнего нехристианского учителя (Квинтиллиана): «Дети не из школы впервые выносят дурные привычки, но они приносят их с собою в школу. Они перенимают их обыкновенно у своих родителей, которые подают им дурной пример. Здесь они видят и слышат ежедневно такие вещи, с которыми они в продолжение всей своей жизни не должны бы быть знакомы. Все это обращается у них в привычку, а потом и во вторую природу, и злосчастные малютки становятся порочными прежде, чем они начинают знать, что такое порок». Так рассуждает языческий мудрец.

К сожалению, эти слова его приложимы и к нашему времени. Очень многие из детей являются в школу уже совсем испорченными и приносят с собою разного рода пороки и дурные наклонности, как-то: ложь, обман, самолюбие, строптивость, упорство и тому подобные привычки, нажитые ими в домах родителей или в уличном товариществе. Пока ученик попадет в руки учителя, он уже настолько успевает огрубеть, что учителю нужно быть слишком большим мастером в деле величайшего и труднейшего из искусств – в искусстве воспитания детей, чтобы достигнуть каких-либо благих целей. В столь непродолжительное время, в течение коего дети находятся под руководством и надзором воспитателей или учителей, почти невозможно или до чрезвычайности трудно исправить то, что испорчено ранее.

К этому нужно присовокупить еще то обстоятельство, что некоторые родители не хотят идти рука об руку с учителями и нередко противодействуют им и детей своих дома разубеждают в том, в чем успели убедить их школа и Церковь. Но об этом подробнее мы будем говорить после.

3. Но, может быть, вы желали бы указать причину неблаговоспитанности детей в них самих? Нет спору, что сердце человека, а следовательно, и дитяти, испорченное наследственным первородным грехом, с самого рождения его склонно более ко злу, чем к добру. Но однако дитя, по учению нашей Православной Церкви, не настолько испорчено, чтобы оно совсем не было восприимчиво для добра и чтобы его нельзя было благоразумным воспитанием с самого раннего возраста направить к добродетели. Напротив, сердце дитяти, как говорит один из святых отцов, подобно мягкому воску, на котором так же легко может запечатлеваться образ Бога, как и образ сатаны.

Какой именно образ получат они, это, без сомнения, зависит от тех, которые кладут свою печать, а кладет ее не кто иной, как родители, передающие своим детям свое тело и свою душу. Но есть, скажешь ты, такие дети, которые от природы настолько наклонны бывают ко злу, что при самом умелом и бдительном воспитании их остаются неисправимыми. Совершенно справедливо, что некоторые дети появляются на свет с весьма дурными наклонностями от природы. Но откуда, спрошу я, это зло, с которым дети появляются на свет? Многие из них, без сомнения, наследуют его от своих же отцов и матерей; они, так сказать, всасывают его в себя вместе с молоком матерей. А если так, то свободны ли и в этом случае родители от вины и не следует ли повторить того, что уже сказано выше: ни одно дитя не появляется на свет настолько дурным и испорченным, чтобы его совсем нельзя было направить к добру, только бы были приложены к делу воспитания надлежащее старание и умение.

Вместе с одним из древних мудрецов (Плутархом) я должен сказать: «Как ни груба и невосприимчива бывает от природы почва земли, однако при тщательном и заботливом уходе за нею и она со временем делается способною приносить обильные плоды». Если человек может достигать изумительных успехов в деле укрощения диких, неразумных зверей, то почему же для тебя, христианский отец, и для тебя, христианская мать, невозможно воспитать и обуздать твоего, хотя от природы также дикого и необузданного, но одаренного разумом сына?

Но ты, может быть, скажешь; «Мои дети были бы вполне честными, воспитанными и благонравными, но на улице и в школе они сходятся с испорченными и безнравственными детьми, под влиянием которых они грубеют, портятся и перенимают разные шалости и пороки»? Не говоря уже о пристрастии, с каким естественно каждому родителю по чувству чрезмерной любви к своим детям относиться при оценке их достоинств и качеств, я спрошу тебя, христианский отец: не твоя ли священная обязанность со всею строгостию следить за тем, чтобы дети твои не имели общения с дурными товарищами, от которых они могут портиться и развращаться? Или ты не знаешь того горя, которое Господь изрекает через пророка Иезекииля (См.: Иез. 34– 9 ) на тех пастырей, которые не радеют о рассеявшемся стаде и не защищают его от хищных зверей?

Читать еще:  Об одном ответе Бога, или Как нужно проповедовать Евангелие

Итак, видите, христианские родители, что и ссылкою на дурное товарищество вам нельзя извинять себя в недостатках доброго воспитания детей ваших.

Посмотрим теперь, не заключается ли причина неблагонравия и нравственной испорченности нашего юношества главным образом в испорченности духа нашего времени? Многие из родителей так действительно и думают, говоря: «Да времена-то наши стали далеко не таковы, как прежде. Прежде, когда мы были молодыми, все было совсем другое, тогда и родители имели более весу и пользовались большим доверием и почтением». Нельзя не согласиться с тем, что в этом есть значительная доля правды.

К сожалению, настоящее время действительно таково и господствующий дух нашего времени есть дух какого-то противления, произвола и самочиния. Ни власть родительская, ни власть церковная, ни власть гражданская – ничто не сохранило у нас своей обязательной силы и значения.

Утрачен авторитет старших, родителей и светского начальства, подорвано доверие к пастырям и учителям. Что этот недобрый дух времени оказывает свое растлевающее влияние преимущественно на детей и на подрастающее поколение – это факт очевидный и не подлежащий ни малейшему сомнению. Не следует ли родителям поэтому слагать с себя всякую вину в дурном воспитании детей своих? Ужели нет никакого средства идти против этого духа времени и отстранять от детей его гибельное влияние? И не в этом ли, собственно, и состоит задача домашнего воспитания? Конечно, если родители, особенно отцы, сами думают, что нельзя плыть против течения, то, понятно, они не могут предохранить от вредного его влияния и детей своих.

Если отец сам увлечен новомодным просвещением и так называемым «прогрессом», если он сам нерадиво относится к своим религиозным обязанностям, сам редко посещает храм Божий, сам дозволяет себе легкомысленно и с насмешкою говорить о религиозных предметах при своих детях, то может ли он ожидать от них почтения и уважения к себе? Ибо если родители не почитают Бога и Его Церковь, то каким образом дети могут питать страх и уважение к своему отцу и к своей матери? Или если родители при детях дозволяют себе дурно говорить о духовной и светской власти и их распоряжениях, тогда и дети, естественно, потеряют уважение к родительской власти.

Вот почему, если хотите вы, христианские родители, чтобы растлевающий дух времени не касался ваших детей, то искореняйте его сначала сами в себе, держитесь крепко той доброй нравственности, которую содержат христианство и Православная Церковь Христова.

Итак, видите, братия, что большая часть вины в неблаговоспитанности детей ваших ложится на вас самих и вы не можете сваливать эту вину ни на Бога, ни на учителей и законоучителей, ни на самих детей, ни, наконец, на дурной дух времени.

Таким образом, мы открыли, нашли главную причину зла, его истинный источник. А узнавши причину несчастия, легче и проще бороться с ним. Благоразумные родители! Если вы искренно осознали это, если прониклись убеждением, что дети ваши недостаточно благонравны, послушны и безукоризненны по вашей, главным образом, вине, то от вас зависит и предотвратить тяжелое несчастие нашего времени. Покайтесь пред Богом в своей вине и в глубоком раскаянии примите решимость лучше исполнять вашу обязанность по воспитанию детей и, насколько возможно, восполнить то, что опускали доселе.

Да поможет вам Бог в этом намерении и да благословит ваши труды в этом благом и спасительном направлении.

Свт. Владимир (Богоявленский): О причинах дурного воспитания в наше время

1. О причинах дурного воспитания в наше время

Что сотворю еще винограду Моему, и не сотворих ему? Занеже ждах, да сотворит гроздие, сотвори же терние (Ис. 5: 4)1.

В наше время отовсюду несутся жалобы на то, что большая часть нашего юношества дурно воспитана. Сами родители нередко жалуются на неблаговоспитанность своих детей. Недостаток доброго религиозно-нравственного воспитания нашего юнейшего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым во что бы то ни стало нужно бороться, в противном случае человечество неминуемо дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения. Но для успешного лечения какой бы то ни было болезни прежде всего нужно узнать, где эта болезнь сосредотачивается, где ее начало, причина. Вот почему и для исправления недостатков в воспитании нашего юношества необходимо прежде всего узнать, где причина этого дурного воспитания, кто виноват в нем. И в самом деле, кто виноват в дурном воспитании нашего современного юношества?

Отвечая на поставленный вопрос кратко и прямо, необходимо сказать: родители виноваты более всего в том, что их дети дурно воспитаны. Некоторые из родителей, без сомнения, будут в этом вполне согласны со мною; но многие и очень многие из них думают и говорят, что они безукоризненно исполнили свои родительские обязанности. Так кому же вы, христианские родители, говорящие таким образом, хотите приписать причину того, что ваши дети оказываются воспитанными не так, как бы следовало?

1. Может быть, вы хотели бы в данном случае свалить все на Бога и Ему приписать эту вину? Но разве не для того Бог Отец еще в раю узаконил нерасторжимость брака, чтобы дать возможность родителям лучше исполнить свою обязанность по отношению к воспитанию своих детей?

Не для того ли Сын Божий Иисус Христос возвысил брак на степень Таинства и запечатлел его благословением Своей Церкви, дабы у вступающих в брак не было недостатка в необходимой благодати и помощи свыше при выполнении ими обязанностей брачного состояния, между которыми самая важная именно воспитание детей? А Дух Святой не для того ли очистил и освятил души ваших детей еще во Святом Крещении, дабы ослабить дурные влечения их сердца и сделать его способным ко всему доброму и благому, так что вам остается только продолжать то, для чего Он Сам уже положил основание и приготовил почву, сделав ее достаточно восприимчивою?

Следовательно, вы не можете роптать на Бога, если ваши дети не таковы, какими они должны быть. Напротив, вам оказана высочайшая помощь и всевозможное содействие, чтобы облегчить вам воспитание ваших детей. Вот почему, как некогда вопрошал Он израильский народ, так может Он с таким же правом спросить и всех христианских родителей: Что сотворю еще винограду моему, именно христианскому семейству, и не сотворих ему? Занеже ждах, да сотворит гроздие, сотвори же терние (Ис. 5: 4), — то есть Я ожидал, что он принесет ягоды (добрых детей), почему же он принес терние, то есть дурных детей?

2. Но, может быть, в дурном воспитании ваших детей виноваты пастыри и учители, призванные вместе с вами на это дело? Здесь я отвечу вам словами древнего нехристианского учителя (Квинтиллиана): «Дети не из школы впервые выносят дурные привычки, но они приносят их с собою в школу. Они перенимают их обыкновенно у своих родителей, которые подают им дурной пример. Здесь они видят и слышат ежедневно такие вещи, с которыми они в продолжение всей своей жизни не должны бы быть знакомы. Все это обращается у них в привычку, а потом и во вторую природу, и злосчастные малютки становятся порочными прежде, чем они начинают знать, что такое порок». Так рассуждает языческий мудрец. К сожалению, эти слова его приложимы и к нашему времени. Очень многие из детей являются в школу уже совсем испорченными и приносят с собою разного рода пороки и дурные наклонности, как-то: ложь, обман, самолюбие, строптивость, упорство и тому подобные привычки, нажитые ими в домах родителей или в уличном товариществе. Пока ученик попадет в руки учителя, он уже настолько успевает огрубеть, что учителю нужно быть слишком большим мастером в деле величайшего и труднейшего из искусств — в искусстве воспитания детей, чтобы достигнуть каких-либо благих целей. В столь непродолжительное время, в течение коего дети находятся под руководством и надзором воспитателей или учителей, почти невозможно или до чрезвычайности трудно исправить то, что испорчено ранее. К этому нужно присовокупить еще то обстоятельство, что некоторые родители не хотят идти рука об руку с учителями и нередко противодействуют им и детей своих дома разубеждают в том, в чем успели убедить их школа и Церковь. Но об этом подробнее мы будем говорить после.

Читать еще:  Опасности попыток «договориться» с Богом

Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? (Ис. 5: 4

Священномученик Владимир (Богоявленский)

Религиозное воспитание как условие нравственного развития личности

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Василий Никифорович Богоявленский), имеет непосредственное отношение к Мичуринской епархии, поскольку родился 1 января 1848 года в селе Малые Моршки (современное название Малая Моршевка) Моршанского уезда Тамбовской губернии, в семье священника.

После обучения в духовном училище и семинарии в Тамбове он успешно окончил Киевскую духовную академию в 1874 году со степенью кандидата богословия и получил назначение в родную семинарию, где преподавал литургику и гомилетику. 30 января 1882 года Василий Богоявленский был рукоположен в сан диакона и на следующий день – во пресвитера кафедрального Покровского собора в городе Козлове (ныне город Мичуринск). Вскоре молодой священник был назначен настоятелем Троицкого храма и благочинным городских церквей. После смерти жены и ребенка священник Василий Богоявленский в 1886 году принял монашеский постриг с именем Владимир в Тамбовском Казанском монастыре. Уже на следующий день он был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троицкого Козловского монастыря.

В октябре 1886 года архимандрит Владимир был назначен настоятелем Антониева монастыря в Новгороде Великом, а через два года, в 1888 году, состоялась его хиротония во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. По воспоминаниям современников, богослужения в храмах владыка совершал всегда с особым молитвенным благоговением.

В 1891 году епископ Владимир был назначен на Саратовскую кафедру, где он с великим воодушевлением занимался религиозно-просветительской и благотворительной деятельностью. Во время холерной эпидемии святитель стремился быть вместе с паствой: безбоязненно посещал холерные бараки, где кормил и утешал больных смертельно опасным недугом, совершал о почивших панихиды на холерном кладбище, служил на площадях города молебны об избавлении от бедствий. Самоотвержением и бесстрашием епископ Владимир снискал всенародную любовь.

В 1892 году преосвященный Владимир был назначен экзархом Грузии и членом Святейшего Правительствующего Синода. В Грузии ему удалось построить и восстановить более ста храмов, открыть более трехсот приходских школ.

Священномученик Владимир (Богоявленский) – великий иерарх Русской Православной Церкви, единственный, кто в разные годы занимал три главнейшие митрополичьи кафедры Российской империи: Московскую, Санкт-Петербургскую и Киевскую, за что его именовали митрополитом Всероссийским

С 21 февраля 1898 года владыка Владимир – митрополит Московский и Коломенский. На древней кафедре великих святителей Московских во всей полноте раскрылись его разносторонние дарования. Он открывает многочисленные просветительские курсы, общеобразовательные чтения для рабочих в народных домах, публичные богословские чтения для интеллигенции, устраивает благотворительные общества, миссионерские братства, богадельни и приюты. Именно в годы служения митрополита Владимира на Московской кафедре, при его содействии, состоялось прославление угодников Божиих: священномученика Гермогена, патриарха Московского и всея Руси, преподобного Серафима Саровского, святителей Питирима Тамбовского и Иоасафа Белгородского, благоверной княгини Анны Кашинской. Как духовный наставник святой великой княгини Елисаветы Феодоровны, владыка Владимир немало потрудился в устроении Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве.

В 1912 году высокопреосвященный Владимир был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским с присвоением ему звания и прав первенствующего члена Святейшего Синода. Однако там он прослужил недолго: в 1915 году за открытое неприятие деятельности Распутина митрополит Владимир был переведен на Киевскую кафедру.
В 1917–1918 годах митрополит Владимир был избран почетным председателем Поместного Собора, а 21 ноября 1917 года он возглавил чин интронизации святого патриарха Тихона.
Октябрьский переворот вызвал нестроение церковной жизни на Украине. Там усилились раскольники и националисты, которые хотели разрушить на Украине каноническое церковное управление. Митрополит Владимир призывал пастырей и пасомых избегать вражды и препятствовать расколу, сохраняя Церковь в единстве и чистоте Православия. В адрес святителя сыпались оскорбления и угрозы, однако он, предвидя свою Голгофу, оставался непреклонен и говорил: «Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову и за веру православную… я до конца жизни буду страдать, чтобы сохранилось Православие в России».

25 января 1918 года митрополит Киевский и Галицкий Владимир был арестован большевиками, вывезен за пределы Киево-Печерской лавры и расстрелян. Перед смертью архипастырь сотворил молитву, благословил своих убийц и сказал: «Господь вас да простит».
С 26 января наместник Лавры архимандрит Климент отслужил вместе со старшей братией панихиды по убиенному митрополиту как в самой Лавре, так и в приходских храмах Киева. 29 января тело убиенного митрополита Владимира было положено во гроб и перенесено в Великую церковь Лавры. Была отслужена литургия, которую совершил митрополит Платон (Рождественский) с епископами – Екатеринославским Агапитом (Вишневским), Черниговским Никодимом (Кротковым)и Балтским Пименом (Пеговым) при сослужении соборных старцев Лавры, священнослужителей – членов украинского церковного Собора и некоторых представителей киевского духовенства. После совершения отпевания гроб с телом митрополита Владимира был обнесен вокруг храма, крестным ходом перенесен в Ближние пещеры Лавры и погребен в Крестовоздвиженской церкви.
Когда завершились гонения на Церковь, длившиеся семь с половиной десятилетий, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1992 году причислил митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского) к лику святых. 20 июля 1992 года его честные мощи были обретены и положены рядом с мощами преподобных в Дальних пещерах.
Память священномученика Владимира (Богоявленского) празднуется 7 февраля (25 января) и в день Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Литературная деятельность была одной из форм служения митрополита Владимира. Пользуясь ею, он получал возможность говорить с широкими кругами верующих, откликаясь на вызовы времени. Произведения святителя делятся на несколько групп. Это проповеди, беседы, статьи – сочинения на духовно-нравственные темы. Ряд прекрасных по изложению и глубоко назидательных сочинений владыка Владимир посвятил исключительно вопросам религиозного воспитания детей: «Архипастырское поучение детям о святой Библии», «Пастырские беседы с детьми», «Юношам», «Евангелие детства». Важное место среди педагогического наследия святителя занимает статья «Беседы о православном воспитании детей», основные положения которой звучат современно и в наши дни.

Читать еще:  Нуждается ли Бог в «служении рук человеческих»?

В этом сочинении митрополит Владимир проявил себя как выдающийся педагог, систематизировавший педагогические аспекты святоотеческого учения о воспитании детей.
Святитель твердо убежден, что за воспитание детей несут ответственность прежде всего родители, которые не должны эту ответственность перекладывать ни на Бога, ни на учителей, ни на дух времени.
Рассуждая о необходимости духовно-нравственного воспитания детей, владыка Владимир подвергает анализу и критике возникшую во Франции XVIII века теорию «свободного» воспитания Руссо. Несмотря на давность, теория эта и ныне популярна на Западе. Согласно Руссо, дитя появляется на свет совершенно добрым и ничуть не испорченным. Поэтому надо предоставить ребенка самому себе, ибо воспитание служит проводником всех дурных наклонностей и страстей в невинную и неиспорченную натуру ребенка. Возражая этому тезису, митрополит Владимир напоминает, что в соответствии с учением Божественного Откровения дитя появляется на свет не с совсем доброй и неповрежденной природой, но с испорченной и предрасположенной ко злу. Если ребенок будет предоставлен самому себе, в нем станет развиваться не доброе, более слабое начало, но более сильное – злое, подобно тому как в природе быстрее, чем пшеница, произрастают плевелы, тернии и волчцы. Сердце ребенка – это сад, а родители – садовники, поставленные от Бога, и сад сердец своих детей они должны с самого раннего их возраста очищать от плевел и сорной травы.

Особенно важно, считал святитель, приучать детей с раннего возраста к благоговению перед Богом и молитве, к послушанию и аккуратности, к справедливости и откровенности, к терпению и самоотвержению. Дети, совершая добро сначала бессознательно, впоследствии, в зрелом возрасте, будут уже сознательно продолжать то, в чем упражнялись в детстве.
Митрополит Владимир неустанно говорил, что основание благочестия закладывается в сердце ребенка с самого раннего возраста. Обращаясь к матерям, святитель призывал учить детей молитве и основным истинам веры православной прежде, чем они поступят в школу. Говоря о важности раннего научения детей молитве, владыка Владимир приводит наставление святителя Иоанна Златоуста матерям: «Учите вы, матери, ваших малюток изображать рукою крестное знамение… напечатлевайте это знамение на челе их вашими собственными руками».

Митрополит Владимир был убежден, что родители не должны прекращать религиозно-нравственное воспитание своих детей-школьников, ибо религиозное воздействие и наставление в духе христианского благочестия только тогда может увенчаться успехом, когда родители идут рука об руку с Церковью и школой, когда они поддерживают пастырей и учителей.
Святитель взывает к отцам словами апостола Павла: «Отцы, воспитывайте чад ваших в наказании и учении Господнем» (Еф. 6, 4). «Наставляйте детей ваших в истинах нашей православной веры, приучайте их к благочестию, к прилежной молитве, к ревностному и неопустительному посещению церковных богослужений».

В «Беседах о православном воспитании детей» владыка Владимир отводит важное место тому, какие именно свойства и качества следует развивать в ребенке. Главной и основной христианской добродетелью он считал послушание, которое необходимо взращивать в детях. Надо внушать детям, пояснял святитель, что Бог Сам заповедует почитать родителей и повиноваться им, что они, не повинуясь родителям, грешат против Самого Бога, навлекая на себя Его наказание; и, наоборот, оказывая родителям почтение, они привлекают этим к себе Его благоволение. Следует внушать детям, указывал митрополит Владимир, что через послушание своим родителям дети уподобляются отроку Иисусу, о Котором евангелист Лука говорит, что «Он послушен был Своим родителям» (Лк. 2, 51). На Этого Божественного отрока Иисуса нужно всегда указывать детям как на светлый образец, которому они должны подражать.
По мнению святителя, очень важно воспитывать в детях правдивость, или чувство любви к истине и отвращение ко лжи. Владыка Владимир наставлял родителей учить детей любить правду из любви к Богу. Дети должны избегать лжи не из боязни наказания, но потому, что Бог запретил лгать и каждая ложь – грех пред Богом. По словам митрополита Владимира, родители должны показывать детям собственный пример любви к истине во всех делах и словах своих.
Святитель считал необходимым приучать детей к самоограничению, или самоотвержению, подавляя в них неудержимую страсть к удовольствиям и наслаждениям. Он рекомендовал родителям физически закаливать детей, приучать их к трудолюбию, аккуратности и порядку, к умеренности в пище и питье.

В ряду добродетелей, которые должны быть присущи благовоспитанным детям, полагал владыка Владимир, важнейшее место занимает чувство стыда, или стыдливость. По мысли святителя, чувство стыда, так же, как и чувство истины, свойственно ребенку от рождения. Задача родителей – не дать погаснуть этому чувству, но воспитать его, развить и укрепить. Праздность, как известно, мать всех пороков. Поэтому митрополит Владимир советует упражнять детей в труде, предохранять их от изнеженности, приучать их переносить жар и холод, нужды и скорби. Святитель считал полезным напоминать детям о всеведении Бога и о святом Ангеле-хранителе, который всегда присутствует при них.

Взращивая в детях христианские добродетели, советовал митрополит Владимир, необходимо видеть в детях пороки и искоренять их. Зависть, по мнению владыки Владимира, опасный порок, распространенный между детьми. Наставляя родителей, как научить детей ненавидеть зависть, святитель называл ее «глупым пороком», не приносящим человеку никакой пользы и отравляющим ему жизнь. Дети должны избегать зависти, ибо она грех пред Богом. Сам Дух Святой устами мудрого мужа сказал, что «чрез зависть диавола смерть вошла в мир, и те, которые допускают ее в сердца свои, подражают ему» (Прем. 2, 24).

Митрополит Владимир обращал внимание родителей на то, что каждый ребенок имеет какой-нибудь один главный недостаток, одну главную страсть. Одно дитя от природы наклонно к гордости, другое – к скупости, третье – к чувственности, четвертое – к зависти. Главную страсть ребенка владыка Владимир уподоблял корню, из которого растут все другие грехи и недостатки. Если исторгнуть из сердца ребенка этот коренной грех, то и другие грехи засохнут и отпадут, давал он совет родителям.

Рассуждая о важной миссии по духовно-нравственному воспитанию детей, возложенной на родителей, святитель прибегает к образной символике. Родители, по мысли митрополита Владимира, суть Богом поставленные епископы-наблюдатели за своими детьми, и столь же бдительно они должны следить за ними. Спаситель говорил о Себе: «Я есмь пастырь добрый» (Ин. 10, 11). Христианские родители, утверждал владыка Владимир, являются пастырями, которым поручено пасти овечек – своих детей. Святитель напоминал родителям первый долг и главное условие пастырской деятельности – бдительность. Родители обязаны помнить, что за своих детей они должны дать отчет Богу, поэтому им следует заботиться о том, чтобы питать души детей своих здоровой, питательной пищей.

А такой пищей для детских душ служат христианское учение и Божественная благодать, изливающаяся на них в молитве и Таинствах Православной Церкви.
Сочинение священномученика Владимира (Богоявленского) «Беседы о православном воспитании детей» отличается простотой изложения, благоговейной серьезностью, проникновенным молитвенным духом. В этой работе содержится много нужного и полезного, взвешенного разумом и проверенного сердцем – всего необходимого для правильной постановки православного воспитания детей.
Мудрые наставления митрополита Владимира, глубокие, предельно ясные и четкие указания по духовно-нравственному воспитанию, безусловно, актуальны и в наши дни.

Гермоген,
епископ Мичуринский
и Моршанский

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector