0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Святитель Иоанн Тобольский (Максимович): Бог все обращает к благу – даже наши грехи

Божественный промысл (2 стр.)

Библейские примеры.

Неслучайно разбойники бросили со страху труп убитаго ими человека в гроб Елисея,где брошенный, коснувшись костей Елисеевых, тотчас ожил. Не случайно Моисей былположен в осмоленную тростниковую корзину и пущен на воду, где нашла его дочьФараона — и усыновила. Не случайно Ахав, царь израильский, был поражен стрелою,пролетевшею между швов панцыря, а случилось это,действительно, по неведению пустившаго стрелу воина (Паралип. XVIII, 33).Истинно, эта стрела направлена была рукою Божиею, как и та, которая поразилаИулиана Отступника; только для пустившаго ее было это случайностию. Не случайноласточки влетали в дом Товита и добродетельнаго мужа лишили зрения, испустив наглаза помет (Товит. II, 10). Это последовало по распоряжению Божию с тем, чтобыпоказать образ его терпения в пример последующим родам, что видно из словАнгела, спутника Товии. По случаю ничего не бывает. Не случайно было повелениеКесаря Августа сделать перепись народа во время Рождества Христова (Лук. II, 1и проч.). Не случайно встретился Христос при источнике Сихарском с Самарянкою ибеседовал с нею. Все это было предусмотрено и записано в книгах БожественнагоПровидения еще прежде всех веков.

«Случайное» избавление Давида из рук Саула.

ЦарьСаул постоянно преследовал Давида, ища лишить его здоровья и жизни; но поискибыли тщетны: ибо покровительствовал Давиду Бог. Когда Давид скрывался в пустынеМаон, туда подоспел Саул со множеством своих воинов; они окружили Давида совсех сторон, отняв всякую надежду на избавление. Всем казалось, что Давид,подобно зверю, окружен отовсюду сетями и псами, и все думали, что он находитсяв отчаянном положении. Саул же, едва не победитель уже, (когда он окружилДавида с своим войском) казался всем львом, имевшим уже в зубах добычу. Нотщетно: Бог укрыл и защитил Давида, ибо внезапно прискакал к Саулу вестник сизвестием о нашествии Филистимлян, говоря: «Поспеши, беги спасатьотечество; ибо иноплеменники уже вступили в землю твою; не медля отрази врагов,и выгони из земли твоей». Этот «случай», устроенный Богом, спасжизнь и свободу Давида: злохитростные же замыслы его врагов были разрушенычудным Божиим Провидением.

Непрестанное промышление Божие о каждом из нас.

ЧастоБог, мудро промышляющий о нас, ведет нас по бедственным, едва проходимым,жизненным дорогам, но Он хорошо знает, какою дорогою ведет Он в небесныерайские сады. Зачем же поднимать нам жалобные вопли против мудрейшаго и весьманадежнаго Путеводителя в нашей жизни? Зачем говорить, если мы идем по пути, определенномунам Богом: «Куда Ты нас ведешь? кажется, мы давно уже совратились справильнаго пути». — «Не печалься, мой друг! — таинственно говоритнам Бог: верь только Мне. Я проведу тебя благополучно, ты ни мало непоскорбишь, когда окончишь путешествие». Так каждаго из нас сопровождаетБожие Провидение на жизненном пути со дня рождения и до дня исхода в жизньвечную, если только останемся верными водительству Божию, указанному нашимСпасителем во святом Его Евангелии.

Обстоятельства поставления в цари Саула.

Говоряо Провидении Божием, нельзя не вспомнить истории израильскаго царя Саула,который, быв послан своим отцом отыскивать пропавших ослиц, нашел себе царство.Разсмотрим здесь Провидение Божие об этом муже. Бог сказал пророку Самуилу:»Завтра в это время (это было в полдень) Я пришлю к тебечеловека из земли Вениаминовой, и ты помажь его на царство народу Моему -Израилю». Прислал же Бог Саула к Самуилу таким образом: у отца Сауловазабежали куда-то ослицы, и он послал своего сына искать их. Саул, взявши ссобою одного из слуг, отправился разыскивать ослиц. Прошли они гору Ефремову иземлю Шалишу, но ослиц не нашли; и прошли чрез землю Шаалим, и чрез землюВениаминову, и не нашли. И когда они пришли в землю Цуф, Саулсказал слуге, своему спутнику: «Пойдем назад, чтобы отец, забыв обослицах, не стал безпокоиться о нас и не был бы принужден искать нассамих». На это слуга сказал: «Здесь, в этом городе есть человекБожий, человек уважаемый; все, что он ни скажет, сбывается; не разспросить линам у него об ослицах?» Этот совет слуги нашел Саул разумным и полезным.Вот, каким путем послал Бог Саула к Самуилу (1 Цар. IX, 1 — 7). Но прежде, чемони увидели один другого и начали вести разговор, Господь открыл Самуилу, чтопришедший к нему Саул и есть тот, котораго должно миропомазать на царство дляуправления еврейским народом. Все произошло по непостижимому распоряжениюБожию, обыкновенным, по-видимому, порядком: Саул и ослиц нашел, и вместеполучил и царство, о котором никогда не думал. О, какая непостижимая безднаПровидения Божия! Какая величайшая тайна! Как отличны судьбы Божии от мыслейчеловеческих: Саул нисколько не думал о венце и скипетре царском, ноблаговолением Божиим возведен на престол. Итак, не случайно забежали ослицы, неслучайно послан был Саул для отыскания их, не случайно также долго не находилих, и не случайно дал слуга совет господину сходить к прозорливцу Самуилу: всеэто произошло по Божию Провидению и тайному внушению исполнителям Его воли длятого, чтобы поставить Саула царем израильским.

Недоумение о Сауле.

Приэтом сам собою рождается вопрос: для чего было угодно Богу помазать на царствоСаула, о котором Бог предвидел, что он впоследствии впадет в нечестие ибедственно окончит жизнь свою?

Вместо прямого ответа я предложу свои вопросы:Зачем Бог создал в благодати Своей ангелов, о которых Ему было известнонаперед, что они воспротивятся Богу, и будут на веки вечные отвержены Им загрех, и будут мучиться в геенне? Зачем поселил Бог Адама в райском жилище,когда знал Бог, что Адам недолго проживет в раю и будет изгнан из него? Радичего Христос причислил к Апостольскому лику Иуду Искариотскаго, о которомнаперед знал, что он сделается Его предателем? Для чего предпослал ХристосСвоих Апостолов в Самарянское селение, зная наперед, что они там не будутприняты? Какая причина таких перемен в Божиих определениях? Но таких делнайдешь тысячи.

Разъяснение блаж. Иеронима.

Блаж.Иероним так отвечает на подобные вопросы: «Хочешь узнать причину такихперемен? Вот она: Бог судит не будущие поступки, но настоящие, и никого неосуждает по Своему предведению, хотя и знает, что хороший человек в настоящеевремя впоследствии переменится в негоднаго и злого; при всем этом, по Своемумилосердию, поставляет его в положение такое, какого он заслуживает в настоящеевремя, и таким образом дает ему силу, на случай его падения, к обращению наистинный путь чрез покаяние. Не потому согрешил Адам, что Бог предвидел егосогрешение, но потому и предвидел Бог это, что Адам по своей свободной волеимеет согрешить».

Разсуждение св. Амвросия.

Подобносему разсуждает св. Амвросий. «Не потому Адам согрешил, что получилзаповедь, или Иуда, что был избран в апостолы, ибо не возложил Бог на нихнеобходимости: одному — преступить заповедь, а другому — сделаться предателем.Оба они, если-бы сохранили свято свои обязанности, могли бы удержать себя отгреха. Те, о которых знает Бог, что станут вести жизнь добродетельную, вначалечасто бывают злыми; а те, о которых Он знает, что будут грешить и сделаютсязлыми, сначала бывают добрыми. Стоишь ты теперь, берегись, чтобы не упасть.Святый апостол Петр упал: ты же будь осторожен; Иуда упал, чтобы предостеречьтебя от падения».

Помощь Божия и желание человека должны совпадать.

Никакоестарание и усердие наше не может сохранить нас без помощи Божией; но и помощьБожия без человеческаго желания (воли) не принесет пользы: примеры тому видим вПетре и Иуде. Нам следует избегать односторонностей: мы не должны оставаться влености, возложивши все на Бога, а равно не должны думать мы, что сами собою,без Божией помощи и Его благоволения, можем совершить что-либо доброе. Ибо иСам Бог всего не совершает, чтобы не оставить нас праздными, и нам непредоставил все вершить, чтобы мы не превозносились тщеславно: от всего, чтоможет вредить нам, Бог отводит нас, а что для нас полезно, к тому Он побуждаетнас и помогает нам.

Никто не укроется от Бога.

Опятьпривожу на память Саула: сколь дивное было во всем Провидение Божие о нем! Иботот, который в злобе старался многократно погубить Давида мечем Филистимлян,был сам окружен многочисленным их войском, был отвержен Богом и обратился кволшебнице в противность заповеди Божией. Она вызвала душу умершаго уже пророкаСамуила (в живом его образе), который возвестил Саулу скорую и неизбежную егопогибель. Не имея мужества ни избежать, ни перенести ея, Саул воткнул свой мечв землю рукояткою, упал на его острие и таким образом сам лишил себя жизни (см.подробности этих событий в 1-й кн. Царств, гл. XVIII-XXXI). Наказание и местьнарушителям закона Божия — неизбежны. Саул сам себя предал смерти, чтобизбегнуть вражескаго посмеяния, безчестия, поругания и укоризн; но не избежал иэтого. Ибо Филистимляне отрубили голову от мертваго тела его, тело бросилизверям и птицам в снедь, а голову носили с поруганием и насмешками по всейПалестине! О, Боже! никто не укроется от Твоего Провидения и не избежит Твоихсудеб. Как на верных весах все измеряется равновесием и перевесом, так у Богавсе — правдою (Притч. XVI, 11).

Читать еще:  О главной опасности в праздник Успения Пресвятой Богородицы

Мудрые суды Божии.

ПровидениеБожие обнаруживается с величайшею мудростию: обыкновенно не каждое преступлениенаказывается тотчас же, но, с другой стороны, и не оставляется без наказаниявовсе. Если-бы не подвергал Бог ни одного злодеяния наказанию, то многие подумалибы, что никакого Провидения нет. Если же бы за каждым преступлением неотложноследовало наказание, в таком случае верили бы, что после смерти нет ни наград,ни наказаний. А потому Бог, наказывая только некоторых, обнаруживает СвоеПровидение; когда же других не наказывает тотчас по преступлении, то грозит имнаказанием после смерти в будущей жизни, если не покаются в здешней.

Бог все обращает к благу — даже наши грехи.

15 цитат cвятителя Иоанна Тобольского (Максимовича)

1. Что разорительные войны и прочие беды происходят не без воли Божией, дело ясное, но отсюда не следует, что не должно ни вооружаться против врагов, ни прибегать к врачеванию наших болезней, считая это противодействием воле Божией.

2. Также нередко Божие правосудие употребляет нечестивых царей и князей в значении своих орудий для научения праведных терпению и для наказания негодяев за их преступления и проступки. Много видим примеров тому в древности. Бог обнаруживает Свою благую волю в злонамеренных стремлениях и деяниях нечестивых людей с тем именно, чтоб их неправдой совершить праведный Свой суд над виновными пред Ним, и как чадолюбивый отец наказывает детей лозой за их проступки, но потом, видя их исправление, ласкает их и бросает лозу в огонь, так поступает и Бог с людьми, порочными поступками растлевающими свою нравственность.

3. Несложно от добра произвести добро, но удивительно злое обратить в доброе; есть общая поговорка: «На спокойном море всяк может быть кормчим».

4. Если бы Бог не допускал грехопадений и допущенных не исправлял, и не производил бы от злых деяний добрых последствий, то едва ли могли бы мы узнать присущую Богу правду, карающую злых и награждающую праведных.

5. Святые рассуждали так: всеблагий Бог никогда бы не попустил ничего злого, если бы не знал, что отсюда Он произведет многочисленные великие благодеяния.

6. Позволь спросить тебя, возлюбленный брат христианин, весьма часто оглашающий небо и землю своими скорбными жалобами. Скажи мне, что тебя оскорбляет: воля ли (умысел) оскорбителя, или только его власть (возможность осуществить умысел), или и то и другое? Ты отвечаешь: меня оскорбляет и то и другое. В ответ на это скажу тебе, что ни воля злонамеренная, ни приведение ее в исполнение (власть) не могут нанести тебе оскорбления: злое намерение (воля) без власти ничтожно и никакого вреда тебе не делает, а приведение намерения в исполнение зависит от попущения, то есть от воли Божией, которая справедлива и свята.

7. Тебе известно, что всякая власть от Бога, зачем же ты печалишься и жалуешься на оскорбителя за то, что он сделал тебе не что иное, как только попущенное ему Богом, иначе бы он не мог оскорбить тебя без Божиего попущения.

8. И кто может сделать нам зло, если мы будем ревнителями всего доброго?

9. Для успокоения себя известно одно только верное средство: когда тебя кто обидел или оскорбил, не обращай внимания на злость оскорбителя; но обратись к правосудному Богу, попустившему обидеть тебя твоему противнику, и не воздавай ему злом за сделанное зло: ибо оно попущено Богом для достижения целей добрых и справедливых, хотя и неизвестных тебе до времени.

10. Человеческую волю крепко держат в противлении Богу три недобрых качества: а) злые обычаи (навыки), б) недостаток долготерпения и в) непостоянство (изменчивость) желаний нашей воли.

11. Почему неправый пост отвергнут Богом? Потому что в дни поста лицемер вместо самоотвержения угождает преимущественно своей воле, употребляя пост для удобнейшего достижения ее похотений; но Бог говорит: «Я люблю пост, но ненавижу и отвергаю лицемерие, оскверняющее пост».

12. Неужели между горшечником и глиной меньше различия, чем между Богом и человеком, ничтожным червем? Кто же дерзнет сказать Богу: зачем Ты, Господи, так делаешь?

13. О Боже, суды Твои — бездна великая, бездна без меры глубокая!

14. Все преуспеяние наше в жизни христианской зависит от того, как собственную нашу волю мы будем покорять воле Божией.

15. Как воин обязан быть во всем послушным своему командиру, следовать его примеру и быть готовым исполнить каждое приказание, так каждый истинный христианин должен всей жизнью своей находиться как бы под рукой и под словом Божиим.

Источник: «Илиотропион, или Сообразование с Божественной волей»

Во Славу Божию!

Истинная непоколебимая вера в Господа – Творца всего живого на белом свете, еще ни одного православного верующего не подвела. Господь помогает всем: «Обратись и я тебя услышу!», — заповедовал Бог.В этой группе размещается все, что вызывает в человеке Благодать, Господь открывает себя людям во всем и каждому индивидуально, так будем же делиться друг с другом радостью о Господе, и помогать друг другу переносить скорби во Славу Божию и во спасение душ наших!

    Лента
  • |Участники
  • |Фото 1634
  • |Видео 810
  • |Мероприятия 0

Шесть наставлений о нашем уповании на Бога. Святитель Иоанн Тобольский (Максимович)

Первое наставление. Если с тобой случится несчастье, ты немедленно, тотчас же обратись к Богу и открой Ему свое сердце о том, почему ты страдаешь, что причиняет тебе нестерпимую боль. В этом отношении мы, едва ли не все, сильно грешим: когда тяготят бедствия и огорчения, то мы всем жалуемся и всех приводим в сожаление о нас; одного только Бога забываем, Он бывает последним из всех, к кому мы прибегаем, прося помощи: и тем порядок превращаем в беспорядок. Иначе поступал Давид; он говорил: Возведох очи мои в горы (то есть к жилищу Божию), отнюдуже приидет помощь моя; помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю (Пс 120, 1–2). Всякий, кто не поступает так тотчас же в несчастье, бывает встревожен гневом ли, болезнью или обидами до такой степени, что не может прийти в себя; а потому и при малейшем смущении не медля обратись к Богу, говоря: Господи! что повелишь мне делать? (Деян 9, 6). И тотчас же услышишь ответ толкователя Божией воли: «Надейся на Господа; будь мужествен; да будет сердце твое крепко, и надейся на Господа». Злые замыслы прогони и всеми силами не допускай их до себя, истреби их, а непрестанно держи в уме: Господи! что повелишь мне делать?
Второе наставление. Молчи и воздержи хотя бы уста и язык, когда не можешь удержать ум; последуй благому и благотворному совету царя Давида: Рех: сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим: положих устом моим хранило, внегда вocmamu грешному предо мною. Онемех и смирихся, и умолчах от благ (Пс 38, 2–3). Потому молчи; ибо если в бедствиях и притеснениях не обуздаешь языка, не удержишь его, то знай, что легко наживешь себе беду, споткнешься в словах, – а потому безопаснее молчать, в особенности о своих бедах и противниках. Ты не можешь говорить о них ничего хорошего? По крайней мере не говори о них и злого слова: пусть будет совесть твоя утешителем, а праведнейший Бог – Судьей, от очей Его не сокроются твои противники и их злоумышления; уповай на Бога и молчи.
Третье наставление. Когда ты обратишься к Богу и привыкнешь молчать, тогда всего себя предоставь воле Божией, искренно покорись ей и благодари Бога, что Он благоволил удостоить тебя невинно страдать, а если и заслужил ты страдание, то своим терпением загладишь вину и обнаружишь свое незлобие. Покорный воле Божией человек держит Бога как бы в объятиях своих, говоря то же, что сказал Иаков, когда боролся с Ангелом: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня (Быт 32, 26). Когда при опрокидывании лодки двое в ней сидящих крепко ухватятся друг за друга, то приходится обоим погрузиться в воду, если лодка опрокинется. Таким же образом для нас необходимо наитеснее присоединяться к Богу и покориться Его всеправедной воле в постигающих нас бедствиях, смиренно говоря: «Делай со мной что Тебе угодно, о Боже мой, не упущу Тебя и Тебя повлеку в глубину водную, тем более уповая на Тебя, чем менее надеюсь на себя».

Читать еще:  Защо всички лаври на територията на Украйна са посветени на "Успение Богородично"?

В четвертых. Когда сколько-нибудь утихнет скорбная буря, обратись к молитве: призывай к себе на помощь Пречистую Божию Матерь, святых Ангелов и святых угодников Божиих и представь им свою нужду, свою беду; и недостаточно сделать это один раз, повторяй опять через многие дни, времена и целые годы, если того требует дело твое. Не переставай до конца постоянным своим прошением отверзать Божию десницу, которую Он крепко сжал для оказания тебе просимой помощи. Царь Езекия, получив грозное послание нечестивого Сеннахирима, пошел в дом Господень, и развернул его послание пред лицом Господним, и помолился, имея всегда в устах и сердце все упование на Господа Бога, говоря: Господи Боже Израилев, седящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли, Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня; открой, Господи, очи Твои, и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Тебя, Бога живаго. И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один (4 Цар 19, 15, 19). И каждый, отягощенный печалью, разверни писание твое пред Богом, и сколько имеешь обид и неприятностей – все их представь пред очи всеправеднейшего Судии и премилосердного Отца. Если же прошение твое не будет исполнено, то размышляй о непостижимости судов Божиих и о совершенном всеведении и Промысле Вышняго и всецело предоставь себя воле Божией. Ты поступил как было должно, остальное Бог исполнит.
Пятое наставление. Посоветуйся с человеком мудрым и, по наставлению Сираха, без рассуждения не делай ничего, и когда сделаешь, не раскаивайся (Сир 32, 21). Более же всего остерегайся следовать своим вожделениям и влечениям; ибо потеряешь всякое терпение, погубишь всю кротость, если послушаешь внутренних своих советников, то есть пристрастий и влечений: они – недобрые советники. Скорбь постигла тебя не без Божия распоряжения; Ему же лучше всех известно, как ты освободишься от скорби и искоренишь ее. Но если безвременно отважишься на что-нибудь, повторяя: «Так хочу сделать, так повелеваю, вместо возражений волю мою представляю». Хотя это тебе и приятно, но оно расстроит Божие распоряжение о тебе и впоследствии сам на себя станешь пенять, что причинил себе зло. Всякое зло мы причиняем сами себе своей непокорностью Богу; об этом говорит пророк со вздохом: у Господа Бога нашего – правда, а у нас – стыд на лицах. оттого, что мы согрешили пред Господом, и не покорялись Ему, и не слушали гласа Господа Бога нашего, чтобы ходить в повелениях Господа, которые Он дал пред лицом нашим (Вар 1, 15, 17–18). Итак, каждый всю свою надежду возлагай на Бога, исполняя Его заповеди, и чем крепче будет надежда твоя на Бога, тем сильнее сделаешься против врага своего и будешь в покое и безопасности.
Наконец, шестое наставление. Если, несмотря на все твое усердие и заботливость, не сбывается что-либо по твоему желанию, не вознегодуй на Бога и ни на едино из Его творений; но поразмысли, что Богу известно до малейшей черты, что ты уже потерпел, что еще предстоит потерпеть тебе: Он желает изведать и укрепить твое мужество: а потому что Богу приятно, то самое и тебе да будет благоприятно. Ибо воистину счастливы мы, о, Израиль, что угодное Богу и для нас благотворно (см.: Вар 4, 4).
Никто не дерзай говорить: «Вижу – напрасно тружусь: просил я у Бога помощи с величайшим упованием на Него, всего себя предоставляя в Его волю; но ничего не вымолил. И ты говоришь: что знает Бог? может ли Он судить сквозь мрак? Облака – завеса Его, так что Он не видит, а ходит только по небесному кругу» (Иов 22, 13–14). Это слова людей нечестивых. Ничего нет суетного в том, что хорошо сотворено: разве у Бога есть одно только казнохранилище, и если кто не получает от Него денег, то ничего другого да не надеется и да не ожидает? Неразумен тот работник, который за свой труд хочет получить от своего господина только одну мелкую монету. И если господин будет уплачивать ему золотыми империалами или отборной пшеницей, неужели работник воспротивится принять такую плату и будет требовать непременно мелкой монеты? Итак, да будет уверен всякий, кто не получил от Бога просимого, что он не тщетно молился, он умолит Бога дать ему что- либо другое, несравненно лучшее.

Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири

Одним из особо почитаемых сибирских святых является святитель Иоанн (Максимович), занимавший Тобольскую кафедру всего четыре года, с 1711 по 1715, однако успевший сделать очень много для прославления Имени Божия. Не случайно празднование Собора Сибирских святых приходится на день его блаженной памяти.

О детстве святителя сохранилось мало свидетельств. Известно, что родился он в декабре 1651 года в Нежине в семье благочестивых жителей известного дворянского малороссийского рода. В истории России Максимовичи оставили заметный след ревностным служением на благо Отчизне и государю. Но не только на службе земному царю прославились они. В святительском сане причислен к лику святых Русской Православной Церкви Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири. Епископ Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн, получивший имя в честь своего знаменитого предка, также предстоял престолу Божию.

Родители Иоанна были людьми небедными и щедро жертвовали свои средства на возведение и благоукрашение храмов. Своему сыну они старались дать лучшее по тому времени образование. Дома он воспитывался в духе благочестия, послушания и любви к Слову Божию, поэтому, продолжая образование в Киевской коллегии(позднее ставшей академией), Иоанн выделялся из всех своими способностями, причем настолько, что по окончании коллегии был оставлен в ней в должности преподавателя.

Домашнее воспитание, учеба в коллегии, постоянное общение с монахами питало его душу стремлением служить Богу в ангельском чине инока, и в 1676 году в Киево-Печерской Лавре он был пострижен с именем Иоанн. Последующее рукоположение молодого, блестяще образованного постриженика в иеродиакона, а затем в иеромонаха произошло очень быстро. Недолго подвизался он в Лавре, иные стези готовил ему Господь.

В 70-е годы XVII-го столетия Россия воевала с Турцией, и к 1677 году пламя войны бушевало на территории Малороссии. Успех сопутствовал турецким войскам, захватившим часть южных земель, крупный по тем временам город Чиригин. Оказавшись перед опасностью нападения турецких полчищ на Киев, гетман решился направить посольство к царю Феодору Алексеевичу с просьбой о помощи. В составе посольства был молодой иеромонах Иоанн (настолько велик был в Лавре авторитет двадцатипятилетнего иеромонаха!). Помимо просьб о помощи военной лаврские монахи просили, в случае нападения турок на Киев, дать им возможность укрыться в другом монастыре. Царь и войско послал, и Брянский Свенский Успенский монастырь предоставил, повелев отцу Иоанну быть в нем архимандритом.

Документальные свидетельства о жизни архимандрита Иоанна появляются лишь вместе с возложением на него настоятельства Елецким монастырем, который передал ему святитель Феодосий Углицкий, предчувствовавший свою близкую кончину.

По успении святителя Феодосия в архиерейских покоях собралась Рада из числа уполномоченных Киевского митрополита, малороссийского гетмана, войска и мещанства для выбора преемника усопшему и единогласно был избран архимандрит Иоанн (Максимович). Хиротония Иоанна во епископа Черниговского была совершена в Москве 10 января 1697 года.

Управление епархией открыло перед владыкой Иоанном новые возможности. Сам ученый-богослов и плодовитый писатель (им написано около двенадцати книг), он был покровителем просвещения в своей епархии. Им была основана в Чернигове славяно-латинская школа, дававшая образование детям не только духовенства, но и дворян, мещан и казаков. Его же властью во всех церквах Черниговской епархии были заведены синодики для занесения в них имен благотворителей.

Читать еще:  Выставку старинных богослужебных книг провели для детей и юношества в Херсоне

Нести на своих плечах ношу архипастырских трудов помогало Иоанну молитвенное заступничество его предшественника, святого Феодосия Углицкого. Известен случай исцеления владыки Иоанна молитвами почившего святителя.

Архиепископ Иоанн был тяжело болен и в молитвах призывал на помощь святого Феодосия, будучи уверен, что тот угодил Богу своей праведной жизнью. Святый Феодосий явился собрату и сказал ему: «Не скорби, брат. Господь услышал молитвы твои и ты будешь здрав. Вставай с одра и готовься служить Божественную литургию. Это тебе знамение». Очнувшись после видения, святитель послал сказать наместнику, что будет на следующий день служить. Зная его положение, слова эти сочли бредом больного. Каково же было изумление всех, когда на следующий день архиепископ, уже здоровый, совершал литургию. После этого чуда Иоанн приказал открыть пещеру, где покоились бренные останки святого Феодосия, повесил там большой его портрет, к которому сам же составил и надпись («похвалу») в стихах. С того момента от мощей святителя Феодосия стали подаваться всем с верой притекающим исцеления, а имя святого, глубоко чтимого черниговской паствой за его праведную жизнь, близость к престолу Божию, навсегда переплелось с имением святителя Иоанна, блаженнейшего его друга. С великой скорбью поэтому черниговская паства переживала весть о том, что их любимый святитель Иоанн назначается митрополитом Тобольским и всея Сибири.

Существует предание, что это назначение произошло не без участия известного князя Меньшикова, задетого независимым поведением святителя при освящении церкви в одном из княжеских имений в Черниговской епархии. Меньшиков собирался сам назначить день освящения, о чем и сообщил владыке через посланного с этой целью управляющего. Архиепископ на это заметил, что назначить дело его, а не князя, и сам установил время освящения церкви. Кроме того, по всегдашнему своему обычаю он отказался от угощения, предложенного после церковного торжества. Все это оскорбило князя.

Позднее, когда владыке стало известно о новом назначении, ему была открыта судьба его «доброжелателя». «Да, далеко мне ехать, — сказал он, — но князь будет еще далее меня». И действительно, Меньшиков окончил жизнь в дальней ссылке в Березове.

11 августа 1711 года преосвященный Иоанн прибыл к новому месту служения, в столицу Сибирского края город Тобольск. Само вступление владыки в город было обставлено с подобающей торжественностью. Митрополит Иоанн прибыл в Тобольск на двух плотах и остановился против Знаменского монастыря. На следующий день под звон колоколов он вступил на набережную города, встреченный городским духовенством, светскими властями и горожанами.

Вскоре по приезде владыки стали говорить о нем как о великом постнике, о том, что в личной жизни он тих, скромен, сострадателен. Обладая большой работоспособностью, святитель никогда не был праздным, всегда или читал, или учил, или размышлял. Более всего любил он молитву. Запершись у себя в келье, он долго-долго коленопреклоненно молился, часто до утра.

Добро он любил делать тайно и через доверенных лиц посылал деньги и разные вещи сиротам, в богадельни (при нем их в городе было более двадцати), в дома бедных. Потихоньку, переодетый, подходил он к окнам домов нуждающихся, стучал, произносил: «Примите во имя Иисуса Христа», — и поспешно отходил. Особенно болело его сердце за бедных духовного звания.

Там, где были горе и нужда, появлялся владыка, туда его тянуло всей душой. Он любил ходить в тюрьмы, которых много было в Тобольске, и утешал, учил, радовал гостинцами заключенных.

Этот человек глубоко воспринял евангельское слово: «Когда делаешь пир — не зови соседей богатых, которые могут воздать тебе тем же, но зови слабых, угнетенных, больных». Так он и поступал всегда, в гости никогда не ездил: за все время служения в Тобольске лишь один раз обедал у губернатора, и то по его усиленной просьбе. Однако в праздничные дни после литургии он приглашал к себе почетных горожан. Угощение его всегда было очень скромным, и подлинным украшением таких трапез были беседы святителя, обладавшего замечательным даром слова. О проповедях его за богослужением всегда отзывались только в превосходной степени.

Всегдашний друг просвещения, митрополит Иоанн горячо заботился о созданной его предшественником Тобольской славяно-латинской школе и, выписывая из Киева и Чернигова для школы знающих наставников, часто употреблял свои доходы.

Своим ревностным попечением об умножении образованного духовенства в Сибири он дополнил апостольские стремления неутомимого митрополита Филофея.

Был он не только богословом, но и стихотворцем, обогатил духовенство и паству многими назидательными сочинениями и тем вооружил православные умы для деятельного и разумного распространения просвещения. Его перу принадлежит удивительный по богатству духовного опыта «Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественною волею», изданный в пяти книгах, «Феатрон поучительный царем, князем и владыкам», — об обязанностях властей, Наконец, вся его благоговейная душа отразилась в сочинении «Богородице Дево» и в книге «Богомыслие в пользу правоверных».

Продолжая просветительскую, миссионерскую деятельность в Сибири, святитель путешествовал по краю, отыскивал способных к миссионерству священников, заботился об открытии новых храмов.

Так во славу Божию и работал Иоанн до самой своей блаженной кончины, приобретая все более любовь своих духовных детей, которые и при жизни владыки считали его прозорливым, молитвенником дерзновенным. Его блаженная кончина оставила глубокий след в сознании народа, видевшего в нем угодника Божия.

Заранее чувствуя близость смерти, митрополит стал к ней готовиться: исповедовался и причастился. 9 июня 1715 года он в последний раз служил литургию и в этот день в своих покоях дал обед для городского духовенства и нищих. Гостям своим за столом он прислуживал сам. После трапезы, простившись со всеми, он ушел во внутренние комнаты своих апартаментов и заперся в них.

Утром 10 июня, когда пришло время звонить к утрене, за благословением ко внутренним комнатам подошел чередной; на осторожный стук в дверь ответа не последовало. У закрытых дверей собралось духовенство, приехал губернатор и, предчувствуя недоброе, приказал взломать двери. Митрополит, уже почивший, стоял на коленях. Вступившим в комнаты открылась картина блаженной смерти святителя Иоанна.

Смерть владыки Иоанна провидел находившийся в тот день далеко от Тобольска, в Кондинском крае, его предшественник и преемник митрополит Филофей. Он сказал своим спутникам: «Брат наш Иоанн успе. Прейдем отсюда».

Убедился народ в святости своего митрополита и тогда, когда тело его, не будучи предано земле (пришлось долго ждать возвращения из миссионерской поездки святителя Филофея), долго оставалось нетленным.

Не сразу бренные останки святителя оказались в месте, где им предстояло ожидать всеобщего воскресения. Первоначально они находились в Успенском соборе, в приделе Антония и Феодосия Киево-Печерских. Через двадцать шесть лет, после перестроек, могила его оказалась под открытым небом, что очень беспокоило почитателей его памяти, да и сам владыка Иоанн выказывал недовольство, являясь Тобольским архиереям. Тогда над его могилой был сооружен придельный храм во имя ангела святителя — Иоанна Златоуста. В 1826 году архиепископ Тобольский Евгений (Казанцев) писал: «Митрополиту Иоанну (Максимовичу) здесь такая велика вера, что многие носятся чудеса, и что даже самый сей придел построен в честь его будто бы исцелившимся от него». Этим же письмом архиепископ Евгений просил разрешения перенести гроб святителя «в виду плохого состояния придела». Спустившись с духовенством в склеп, архиепископ обнаружил останки святителя покоившимися в совершенно целом гробу; клобук и мантия также оказались нетронутыми временем.

Со дня успения святителя чудеса, истекавшие от его святых мощей, не прекращали радовать всех с верой притекавших, и до настоящего времени не прекращаются. Соборным тобольским духовенством записано много случаев благодатной помощи святителя Иоанна. Это побудило произвести освидетельствование его останков. 21 января 1916 года по докладу Святейшего Синода святитель Иоанн был причислен к лику угодников Божиих, а его нетленные останки признаны святыми мощами. Свято чтит земная Церковь святителя Иоанна, молитвенно воспоминая память его вкупе со всем Собором Сибирских святых.

В настоящее время святые мощи митрополита Иоанна почивают в Тобольском соборе в приделе, посвященном его имени. И богомольцы со всей Сибири и из других уголков православной России идут со своими нуждами к раке святителя и получают благодатное утешение по молитвам его.

«Святым, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотения своя в них» (Пс. 15, 3). Воля Божия нашла в жизни святителя великое осуществление, поэтому образ его, как великого постника и молитвенника, невольно влечет людей к подражанию

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector