Текст службы Рождества Богородицы с переводом и объяснением
Содержание
- 1 Текст службы Рождества Богородицы с переводом и объяснением
- 1.1 Служба праздника Рождества Божией матери (текст)
- 1.2 Рождество Пресвятой Богородицы
- 1.3 РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
- 1.4 НА МАЛЕЙ ВЕЧЕРНИ
- 1.5 НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ
- 1.5.1 На Господи, воззвах: стихиры на 4. Глас 1. Подобен: Небесных чинов:
- 1.5.2 На “Господи воззвах:” стихиры на 4, глас 1 Подобен: “Небесных полков:”*
- 1.5.3 Слава, и ныне, глас 4:
- 1.5.4 Слава, и ныне, глас 4
- 1.5.5 Hа стиховне стихиры, глас 2. Подобен: Доме Евфрафов:
- 1.5.6 Стихиры на стиховне, глас 2, Подобен: “Дом Евфрафов:”*
- 1.5.7 Слава, и ныне, глас и подобен тойже:
- 1.5.8 Слава, и ныне, глас и подобен тот же
- 1.5.9 Тропарь, глас 4:
- 1.5.10 Тропарь, глас 4
- 1.6 РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
- 1.7 НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ
- 1.8 НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ
- 1.8.1 Стефана Святоградца:
- 1.8.2 Стефана Святоградца
- 1.8.3 Бытия чтение (глава 28):
- 1.8.4 1. Бытия чтение
- 1.8.5 Прoрочества Иезекиилева чтение (главы 43 и 44)
- 1.8.6 2. Пророчества Иезекииля чтение
- 1.8.7 Притчей чтение (глава 9)
- 1.8.8 3. Притчей чтение
- 1.8.9 На литии стихиры, глас 1, самогласны. Стефана Святоградца:
- 1.8.10 Стихиры на литии Стефана Святоградца, глас 1
- 1.8.11 Анатолия Патриарха:
- 1.8.12 Патриарха Анатолия
- 1.9 Рождество Пресвятой Богородицы: праздничные антифоны, тропарь и кондак, прокимен, причастен
Служба праздника Рождества Божией матери (текст)
Текст службы Рождеству Божией матери в 2021 году и основные песнопения праздника. Служба Рождеству Божией матери (Великая вечерня, лития, утреня и Литургия) составляет праздничное богослужение. Текст содержит все песнопения и последования праздничной службы. Приводится на церковнославянском языке гражданским шрифтом с ударениями.
Рождество Пресвятой Богородицы празднуется Церковью как день всемирной радости.
В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового Заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова ― явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.
Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона.
Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама.
Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников.
В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти.
Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие.
Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию – быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа.
Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру.
Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших».
ИСТОЛКОВАНИЕ ПЕРВОЙ ПАРЕМИИ НА ВЕЧЕРНИ
Иаков, боясь мести брата, очень рано встал, почти ночью. Тихо вышел из дома, чтобы никто его не заметил. Место, где он ночевал, было в 15 верстах от Иерусалима, к северу.
Быть ночью среди поля опасно (могли напасть разбойники), но Иаков предпочел опасность, не доверяя хананеям. Упоминаемый «студенец клятвенный» находился на юге Филистимской земли. Там еще при Аврааме был заключен союз (то есть поклялись в верности договору) с филистимским царем Авимелехом о ненападении подданных Авимелеха на Авраама и всех его близких.
Харран – месопотамский город, куда родители Иакова советовали ему отправиться для выбора себе жены из родственного племени.
Почему же сон Иакова, который он принял за Божественное откровение, стал символом или прообразом Богоматери?
1. «Лествица Иакова» как образ восхождения напоминает нам о духовном законе жизни, который заключен в возможности богообщения. Пример Богоматери говорит нам, что Она этот закон исполнила более других.
2. «Лествица Иакова» как путь к Богу указывает на то, что путь этот уже указан (через исполнение заповедей Божиих), уже определен, уже дан, и искать каждому поодиночке нет необходимости.
Тем более нет нужды строить Вавилонскую башню, чтобы самим, без Бога, подняться «выше звезд небесных». Это путь смирения, и как образец высочайшего смирения мы имеем Преблагословенную Владычицу.
3. «Лествица Иакова» потому и показана, чтобы учить закону постепенности. В духовном пути взлеты ненадежны. На примере Богоматери мы видим следование тому же закону. Ее восхождение началось с основания – с молитвы в храме, с постоянного внимания и усердного труда.
4. «Лествица Иакова» основана на земле. Это и закон, и радость для всей земли. Если обратиться к образу Богоматери, то и Она от земли, от рода человеческого. Она ничем земным не пренебрегала: ни труда не гнушалась, ни скорби не считала для себя ненужными, ни общения не избегала, ни уединением не тяготилась.
Только грех на земле вредит всему, а так, без греха, вся земля благословенна Богом и лучший цветок земли – Богоматерь – «Надежда и Утверждение наше».
5. «Лествица Иакова» полна Ангелов, поднимающихся от земли и спускающихся к земле. Несут они Богу молитвы всех, а людям от Бога – дары Его любви.
Память об этом может ободрить каждого, тем более тогда, когда кажется одиноко и грустно в мире, давно страждущем от «оскудения преподобных». Для верующих это оскудение восполняют Ангелы, и милость Царицы Ангелов – Пресвятой Богородицы.
6. «Лествица Иакова» не только утверждена на земле, но и достигает неба. Этим примером Господь зовет каждого подниматься и устремляться ввысь, к Богу.
Ярким и вдохновляющим живым примером, а не только образом, может быть каждому Пресвятая Богородица, Которая достигла высшего из даров богообщения в самом совершенном образе. Всем верным Она будет Помощницей и Заступницей, если стремление к Богу станет смыслом всех исканий в жизни.
7. Наконец «лествица Иакова» – это связь неба с землей, человека с Богом. Неповторимый и совершенный образец ее – Пречистая Дева. Она Сама стала той лествицей, которая возводит к Богу.
Понятно становится, почему читается этот отрывок из книги Бытия на всенощном бдении в праздники Пресвятой Богородицы.
ТОЛКОВАНИЕ НА ВТОРУЮ ПАРЕМИЮ НА ВЕЧЕРНИ
Вторая паремия обещает через пророка Иезекииля пленным освобождение и даже храма восстановление.
Он, пророк, говорит об устройстве будущего храма и об освящении его. Освящать будущий храм будут семь дней, а на восьмой день священники должны принести жертву, но уже не для освящения храма, а для умилостивления Господа и как знак благодарности Ему и выражение преданности.
Пророк в видении видел храм весь, потом ему снова показали восточные врата святилища. Они были закрыты. О них было ему сказано, что Господь прошел ими, и никто уже не должен не только проходить ими, но даже и видеть их открытыми.
Нет исключения в таком случае ни царю, ни первосвященнику. Даже для вкушения жертвы первосвященнику дозволено будет подойти через притвор к вратам (слово «елам» не перевели греки; оно означает притвор или галерею), чтобы почувствовать себя как бы перед лицом Бога.
От восточных врат пророк был проведен к северным, откуда ему открылось величественное зрелище славы Божией.
Блаженный Феодорит, мнение которого приняли отцы Церкви, считает восточные врата, которыми однажды вошел Господь, символом Богоматери. Она как бы открыла дверь Господу в человеческий мир. Господь стал Человеком, как все мы.
Матерь Божия послужила единственному и неповторимому таинству воплощения Господа. Поэтому в Богородичные праздники читается эта паремия.
ТОЛКОВАНИЕ НА ТРЕТЬЮ ПАРЕМИЮ НА ВЕЧЕРНИ
Третья паремия посвящена Премудрости. Под Премудростью священномученник Игнатий Богоносец, святитель Амвросий Медиоланский, блаженный Августин и другие отцы видят Господа Иисуса Христа.
Домом Премудрости, согласно Евангелию (Мф 28:20), принято считать Церковь. Разнятся мнения отцов, что считать семью столпами. Одни считают, что это указание на Семь Вселенских Соборов, другие, что на семь таинств, третьи – на семь даров Св. Духа (Ис. 11:12).
Трапеза, тем более с упоминанием хлеба и вина, растворенного в чаше, конечно же, символизирует Евхаристию, но можно сюда включить и все блага Церкви, среди которых и слово Божие (Мф 4:4 и 1 Кор. 1: 4 – 5).
Кого послала Премудрость звать на свою трапезу? Это речь о проповедниках Евангелия, которым заповедано огласить весь мир («шедше, научите вся языки»; Мф 28:19). Кого же зовут? Безумных, то есть тех, кого не удовлетворяет мудрость века сего, кто ищет оправдания кровью Агнчей, что в Церкви возможно в таинстве Евхаристии.
Приглашенным предлагается расстаться с безумием, т. е. с сомнением, неверием, заблуждениями и покорить разум вере. Не все пойдут на зов Божий, и потому Господь словами «Наказуяй (т. е. призывая, показывая пример, убеждая) злыя, приимет себе безчестие» и дальнейшими предостерегает от близкого общения со злыми.
Их не исправишь, если они не хотят этого сами, а только раздражишь и себе повредишь. Кроме того, навлекая на себя опасность, помешаешь делу Божию.
Это должно быть предупреждением для тех, кто призван быть посланником Божиим для спасения премудрых, т. е. тех, кто способен внять наставлениям.
Таким образом, исполнится слово Евангелия: «иже бо имать, дастся ему и преизбудет» (Мф 13:12). Обращение к страху Божию (к страху чем-то нарушить волю Божию, а не к боязни наказания) как к началу премудрости сделает всякого, любящего мудрость и правду, ровным, смиренным и опытным.
От совета святых такой будет только богатеть разумом. Если об этом заботиться, то и временная жизнь будет спокойнее (и потому долголетнее), и вечная – надежнее.
Какое отношение это имеет к Богоматери?
Ее Церковь называет «Пречистый храм Спасов», «Палата всех Царя» и другими сравнениями, которые говорят о том, что Она живой храм Божий и к Ней можно отнести слова о доме Премудрости. Если каждая душа может стать храмом Богу, то тем паче Его Пречистая Матерь.
ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ, ЧИТАЕМОГО НА УТРЕНИ
Приняв благовестие о рождении от Неё Спасителя, Пресвятая Дева ничего не сказала об этом Иосифу, справедливо опасаясь, как объясняет св. Златоуст, что он может не поверить Ей и подумать, будто Она желает подобным предупреждением лишь скрыть содеянное преступление.
Пресвятая Дева спешит поделиться Своею радостью с Елизаветой, Своей родственницей, жившей в Иудее, как полагают, в городе Иутта, близ священнического города Хеврон.
Елизавета встретила Её тем же необычайным приветствием, с которым обратился к Ней Ангел: «Благословенна Ты между женами», — и добавила: «Благословенен плод чрева Твоего!» — хотя, как родственница, должна была бы знать о данном Марией обете девственности.
Затем же Елизавета воскликнула: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» Она тут же поясняет смысл слов своих тем, что младенец, носимый ею, радостно взыгрался во чреве, едва до её слуха дошло приветствие Марии.
Не иначе, как под наитием Святого Духа, младенец во чреве Елизаветы почувствовал близость иного Младенца — Того, к Чьему появлению в мире он и должен будет подготовить человечество. Потому-то он и произвел необычайное движение в утробе матери.
С младенца, носимого в утробе, воздействие Святого Духа перешло и на мать, и она, по благодатному прозрению, мгновенно узнала, какую радостную весть принесла ей Мария, и потому прославила Её как Богоматерь, словами архангела Гавриила.
Елизавета ублажает Пресвятую Деву за веру, с которой Она приняла ангельское благовестие, противоставляя тем самым эту веру неверию Захарии.
Из слов Елизаветы Пресвятая Дева Мария поняла, что Её тайна открыта Елизавете Самим Богом.
В чувстве восторга и умиляясь при мысли, что время пришествия долгожданного Мессии и избавления Израиля уже наступило, Пресвятая Дева прославила Бога в дивной вдохновенной песне, которая в честь Её постоянно воспевается теперь у нас за утренним богослужением: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем». . .
Она отклоняет от Себя всякую мысль о Своих личных достоинствах и славит Бога за то, что Он обратил особое внимание на Её смирение, и в пророческом предвидении предрекает, что за эту милость Господа к Ней Её будут прославлять все роды, и что эта Божия милость будет простираться на всех, боящихся Господа.
Далее Она славит Бога за то, что обещание, данное отцам и Аврааму, исполнилось, и что Царство Мессии, столь ожидаемое Израилем, наступает, что смиренные и презираемые миром последователи Его скоро восторжествуют, будут вознесены и исполнены благ, а гордые и сильные будут посрамлены и низложены. Видимо, Пресвятая Дева возвратилась домой, не дожидаясь рождения Предтечи.
Тропарь праздника, глас 4:
Рождество Твое, Богородице Дево,/ радость возвести всей вселенней:/ из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,/ и, разрушив клятву, даде благословение,// и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Кондак праздника, глас 4:
Иоаким и Анна поношения безчадства/ и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,/ во святем рождестве Твоем./ То празднуют и людие Твои,/ вины прегрешений избавльшеся,/ внегда звати Ти:// неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.
Величание:
Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим святых Твоих родителей,/ и всеславное славим// рождество Твое.
Задостойник, глас 8:
Величай, душе моя,// преславное рождество Божия Матере. Чужде матерем девство,/ и странно девам деторождение:/ на Тебе, Богородице, обоя устроишася./ Тем Тя, вся племена земная,// непрестанно величаем.
Рождество Пресвятой Богородицы
• 8 сен
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ
БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
НА МАЛЕЙ ВЕЧЕРНИ
НА МАЛОЙ ВЕЧЕРНЕ
На Господи, воззвах: стихиры на 4. Глас 1.
Подобен: Небесных чинов:
На “Господи воззвах:” стихиры на 4, глас 1
Подобен: “Небесных полков:”*
Слава, и ныне, глас 4:
Всечестное Твое рождество, / Пресвятая Дево Чистая, / Ангелов множество на Небеси / и человеческий род на земли, ублажаем, / яко Мати была еси Творца всех, Христа Бога. / Того молящи о нас не престай, молимся, / иже на Тя по Бозе упование положших, / Богородице Всепетая и Неискусобрачная.
Слава, и ныне, глас 4
Всесвященное Твое рождество, / Пресвятая Дева чистая, / Ангелов множество на небесах / и мы, род человеческий, на земле прославляем, / ибо Ты стала Матерью Царя всех, Христа Бога. / Его молить о нас не прекращай, молимся, / на Тебя после Бога надежду возложивших, / Богородица всеми воспеваемая и брака не познавшая!
Hа стиховне стихиры, глас 2.
Подобен: Доме Евфрафов:
Стихиры на стиховне, глас 2,
Подобен: “Дом Евфрафов:”*
Слава, и ныне, глас и подобен тойже:
Слава, и ныне, глас и подобен тот же
Тропарь, глас 4:
Р ождество Твое, Богородице Дево, / радость возвести всей вселенней: / из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, / и, разрушив клятву, даде благословение, / и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Тропарь, глас 4
Р ождество Твоё, Богородица Дева, / радость возвестило всей вселенной, / ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш; / и, отменив проклятие, Он дал благословение, / и, упразднив смерть, даровал нам жизнь вечную.
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ
БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ
На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 6, самогласны. Сергиа Патриарха:
НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ
На Господи воззвах: стихиры на 8, глас 6. Сергия Святоградца.
Стефана Святоградца:
Днесь неплодная врата отверзаются, / и дверь девическая Божественная предгрядет, / днесь плод раждати благодать начинает, / являющи миру Божию Матерь, / Eюже земная с Небесными совокупляются, / во спасение душ наших. (2)
Стефана Святоградца
В сей день бесплодные врата отверзаются, / и выходит девственная Божественная Дверь; / в сей день приносить первые плоды начинает благодать, / являя миру Божию Матерь, / чрез Которую земное с небесным соединяется / для спасения душ наших. (2)
Бытия чтение (глава 28):
Изыде Иаков от студенца клятвеннаго и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо: зайде бо солнце, и взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном. И сон виде. И се лествица, утверждена на земли, eяже глава досязаше до небес, и Ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней. Господь же утверждашеся на ней, и рече: Аз Бог Авраамов, отца твоего, и Бог Исааков, не бойся: земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю и семени твоему. И будет семя твое, яко песок земный, и распространится на море, и ливу, и север, и на востоки; и возблагословятся о тебе вся колена земная и о семени твоем. И се Аз с тобою, сохраняяй тя на всяком пути, аможе аще пойдеши. И возвращу тя в землю сию, яко не имам тебе оставити, дондеже сотворити Ми вся, елика глаголах тебе. И воста Иаков от сна своего, и рече: яко eсть Господь на месте сем, аз же не ведех. И убояся, и рече: яко страшно место сие; несть сие, но дом Божий и сия врата Небесная.
1. Бытия чтение
Отправился Иаков от Колодца Клятвы и пошел в Харран, и пришел на одно место, и лег там спать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил под голову себе, и уснул на том месте. И увидел во сне: и вот, лестница утверждена на земле, а ее верх доходит до неба; и Ангелы Божии восходили и нисходили по ней. Господь же стоял на ней, и сказал Он: “Я – Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; не бойся. Землю, на которой ты спишь, тебе Я дам ее и семени твоему; и будет семя твоё, как песок земной; и распространится к морю, и к югу, и к северу, и к востоку; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот, Я с тобою, сохраняя тебя на всяком пути, куда бы ты ни пошел; и возвращу тебя в землю сию, ибо не оставлю тебя, доколе не совершу Я того, что сказал тебе”. И пробудился Иаков от сна своего и сказал: “Господь присутствует на месте этом; а я не знал!” И убоялся и сказал: “Как страшно место сие! Это не что иное, как дом Божий, и это – врата небесные!” Быт 28:10–17
Прoрочества Иезекиилева чтение (главы 43 и 44)
Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго и прочее, сотворят иереи на олтари всесожжения вашего и яже спасения вашего, и прииму вы, глаголет Адонаи Господь. И обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки, и сия бяху затворена. И рече Господь ко мне: врата сия затворена будут и не отверзутся, и никтоже пройдет сквозе их; яко Господь Бог Израилев пройдет ими, и будут затворена. Яко Игумен сядет в них снести хлеб, по пути Еламских врат внидет и по пути его изыдет. И введе мя по пути врат святых, сущих к северу, прямо храму, и видех, и се исполнь славы храм Господень.
2. Пророчества Иезекииля чтение
[Так говорит Господь:] со дня восьмого и далее будут приносить священники на жертвеннике всесожжения ваши и жертвы о спасении вашем; и Я благосклонно приму вас, говорит Господь. И возвратил он меня на путь ко внешним вратам святилища, обращенным на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: “Врата эти будут затворены, и не отворятся, и никто не пройдет через них, ибо Господь, Бог Израилев, пройдет через них, и они будут затворены. Потому правитель – он сядет в них, чтобы вкусить хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет”. И ввел меня по пути к воротам святилища, тем, что к северу напротив храма, и я увидел: и вот, полон славы дом Господень. Иез 43:27; 44:1–4
Притчей чтение (глава 9)
Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь. Закла Своя жертвенная, и раствори в чаши Своей вино, и уготова Свою трапезу. Посла Своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу, глаголющи: Иже есть безумен, да уклонится ко Мне. И требующим ума рече: Приидите, ядите Мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам. Оставите безумие и живи будете, и взыщите разума, да поживете, и исправите разум в ведении. Наказуяй злыя приимет себе безчестие, обличаяй же нечестиваго опорочит себе: обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе. Обличай премудра, и возлюбит тя. Даждь премудрому вину, и премудрший будет. Сказуй праведному, и приложит приимати. Начало премудрости страх Господень и совет святых разум: разумети бо закон помысла есть благаго. Сим бо образом многое поживеши время, и приложатся тебе лета живота.
3. Притчей чтение
Премудрость построила себе дом, утвердила семь столбов, заколола свои жертвы и растворила в чаше своей вино и приготовила свою трапезу; послала своих рабов, созывая с возвышенною проповедью к чаше: “Кто неразумен, пусть повернет ко мне!” И скудоумным она сказала: “Придите, вкусите хлебы мои и испейте вина, которое я растворила вам; оставьте неразумие, и живы будете, и взыщите разума, чтобы пожить и достичь рассудительности в познании”. Поучающий злых наживет себе бесславие, а обличающий нечестивого – опозорит себя. Не обличай злых, чтобы они не возненавидели тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; давай повод мудрому, и он будет еще мудрее; сообщай праведному, и он приложит внимание. Начало премудрости – страх Господень, и совет святых – разум; познать же Закон – свойство ума доброго: ведь таким образом проживешь ты долгое время и прибавится тебе лет жизни. Притч 9:1–11
На литии стихиры, глас 1,
самогласны. Стефана Святоградца:
Стихиры на литии
Стефана Святоградца, глас 1
Анатолия Патриарха:
Что шум празднующих бывает? / Иоаким и Анна торжествуют тайно: / радуйтеся с нами, глаголюще, Адаме и Eво, днесь, / яко имже древле преступлением затвориша рай, / плод благославен нам дадеся, / Богоoтроковица Мария, / отверзающи eго всем вход.
Патриарха Анатолия
Что за шум праздничный раздается? / Иоаким и Анна таинственно торжествуют, возглашая: / “Радуйтесь с нами в сей день, Адам и Ева, / ибо для вас, затворивших в древности преступлением рай, / нам дарован славнейший плод – / Отроковица Божия Мария, / всем открывающая вход в него!”
Рождество Пресвятой Богородицы: праздничные антифоны, тропарь и кондак, прокимен, причастен
Антифон 1-й Рождества Пресвятой Богородицы:
Стих 1 (Псалом 131): Помяни́, Го́споди, Дави́да/ и всю кро́тость его́.
Припев: Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас.
Стих 2: Се слы́шахом я́ во Евфра́фе,/ обрето́хом я́ в поля́х дубра́вы.
Припев: Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас.
Стих 3 (Псалом 86): Пресла́вная глаго́лашася/ о тебе́, гра́де Бо́жий.
Припев: Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас.
Стих 4 (Псалом 45): Бог посреде́ его́,/ и не подви́жится.
Припев: Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху/ и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Припев: Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас.
ҐнтіфHнъ № ржcтвA прес™hz вLчцы нaшеz бцdы, и3 приснодв7ы марjи:
Стjхъ №. Pал0мъ рlа: П омzни2, гDи, дв7да/ и3 всю2 кр0тость є3гw2.
Припёвъ: М lтвами бцdы, сп7се, сп7си2 нaсъ.
Стjхъ в7: С E, слhшахомъ | во є3vфрafэ,/ њбрэт0хомъ | въ полsхъ дубрaвы.
Припёвъ: М lтвами бцdы:
Стjхъ G. Pал0мъ п7ѕ: П ресл†внаz глаг0лашасz/ њ тебЁ, грaде б9ій.
Припёвъ: М lтвами бцdы:
Стjхъ д7. Pал0мъ м7є: Б Gъ посредЁ є3гw2,/ и3 не подви1житсz.
Припёвъ: М lтвами бцdы:
Тaже џба ли6ка: Слaва, и3 нhнэ: М lтвами бцdы:
Антифон 2-й Рождества Пресвятой Богородицы:
Стих 1 (Псалом 131): Кля́тся Госпо́дь Дави́ду и́стиною/ и не отве́ржется ея́.
Припев: Спаси́ ны, Сы́не Бо́жий, моли́твами Богоро́дицы, пою́щия Ти: аллилу́иа.
Стих 2: От плода́ чре́ва твоего́/ посажду́ на престо́ле твое́м.
Припев: Спаси́ ны, Сы́не Бо́жий, моли́твами Богоро́дицы, пою́щия Ти: аллилу́иа.
Стих 3: Та́мо возращу́ рог Дави́дови,/ угото́вах свети́льник пома́занному Моему́.
Припев: Спаси́ ны, Сы́не Бо́жий, моли́твами Богоро́дицы, пою́щия Ти: аллилу́иа.
Стих 4: Я́ко избра́ Госпо́дь Сио́на,/ изво́ли и́ в жили́ще Себе́.
Припев: Спаси́ ны, Сы́не Бо́жий, моли́твами Богоро́дицы, пою́щия Ти: аллилу́иа.
ҐнтіфHнъ в7 ржcтвA прес™hz вLчцы нaшеz бцdы, и3 приснодв7ы марjи:
Стjхъ №. Pал0мъ рlа: К лsтсz гDь дв7ду и4стиною,/ и3 не tвeржетсz є3S.
Припёвъ: С паси1 ны, сн7е б9ій, мlтвами бцdы, пою1щыz ти2: ґллилyіа.
Стjхъ в7: T плодA чрeва твоегw2/ посаждY на прест0лэ твоeмъ.
Припёвъ: С п7си1 ны, сн7е б9ій:
Стjхъ G: Т aмw возращY р0гъ дв7дови,/ ўгот0вахъ свэти1льникъ помaзанному моемY.
Припёвъ: С п7си1 ны, сн7е б9ій:
Стjхъ д7: Ћ кw и3збрA гDь сіHна,/ и3зв0ли и5 въ жили1ще себЁ.
Припёвъ: С п7си1 ны, сн7е б9ій:
Слaва, и3 нhнэ: Е# динор0дный сн7е:
Антифон 3-й Рождества Пресвятой Богородицы:
Стих 1 (Псалом 131): Зде вселю́ся,/ я́ко изво́лих и́.
Тропарь: Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во.
Стих 2 (Псалом 45): Освяти́л есть селе́ние/ Свое́ Вы́шний.
Тропарь: Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во.
Стих 3 (Псалом 64): Свят храм Твой,/ ди́вен в пра́вде.
Тропарь: Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во.
ҐнтіфHнъ G ржcтвA прес™hz вLчцы нaшеz бцdы, и3 приснодв7ы марjи:
Стjхъ №. Pал0мъ рlа: З дЁ вселю1сz,/ ћкw и3зв0лихъ и5.
Тропaрь: Р жcтво2 твоE, бцdе дв7о:
Стjхъ в7. Pал0мъ м7є: Њ с™и1лъ є4сть селeніе/ своE вhшній.
Тропaрь: Р жcтво2 твоE, бцdе дв7о:
Стjхъ G. Pал0мъ …д: С ™ъ хрaмъ тв0й/ ди1венъ въ прaвдэ.
Тропaрь: Р жcтво2 твоE, бцdе дв7о:
Тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы, глас 4:
Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды/ Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,/ и, упраздни́в сме́рть,// дарова́ нам живо́т ве́чный.
Тропaрь ржcтвY прес™hz вLчцы нaшеz бцdы, и3 приснодв7ы марjи, глaсъ д7:
Р жcтво2 твоE бцdе дв7о, / рaдость возвэсти2 всeй вселeннэй: / и3зъ тебє1 бо возсіS сlнце прaвды,/ хrт0съ бGъ нaшъ, / и3 разруши1въ клsтву, дадE благословeніе, / и3 ўпраздни1въ смeрть,// даровA нaмъ жив0тъ вёчный.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Кондак Рождеству Пресвятой Богородицы, глас 4:
Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя/ свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:/ непло́ды ражда́ет Богоро́дицу// и пита́тельницу Жи́зни на́шея.
Кондaкъ ржcтвY прес™hz вLчцы нaшеz бцdы, и3 приснодв7ы марjи, глaсъ д7:
Ї wакjмъ и3 ѓнна поношeніz безчaдства, / и3 ґдaмъ и3 є4vа t тли2 смeртныz/ свободи1стасz пречcтаz, / во с™ёмъ ржcтвЁ твоeмъ. / то2 прaзднуютъ и3 лю1діе твои2, / вины2 прегрэшeній и3збaвльшесz, / внегдA звaти ти2: / непл0ды раждaетъ бцdу,// и3 питaтельницу жи1зни нaшеz.
Задостойник Рождества Пресвятой Богородицы, глас 8:
Велича́й, душе́ моя́, / пресла́вное рождество́ Бо́жия Ма́тере.
Чу́жде ма́терем де́вство / и стра́нно де́вам деторожде́ние; / на Тебе́, Богоро́дице, / обоя́ устро́ишася. / Тем Тя, вся племена́ земна́я, // непреста́нно велича́ем.
Задост0йникъ ржcтвA прес™hz вLчцы нaшеz бцdы, и3 приснодв7ы марjи, глaсъ >:
В еличaй душE моS,/ преслaвное ржcтво2 б9іz м™ре.
Ч yжде м™ремъ дёвство,/ и3 стрaнно дв7амъ дэторождeніе,/ на тебЁ, бцdе,/ nбо‰ ўстр0ишасz:/ тёмъ тS вс‰ племенA земн†z,// непрестaннw величaемъ.
Прокимен среды, глас 3:
Вели́чит душа́ Моя́ Го́спода, / и возра́довася дух Мой о Бо́зе Спа́се Мое́м.
Прокjменъ въ срeду, глaсъ G: Пёснь бцdы:
В ели1читъ дш7A моS гDа,/ и3 возрaдовасz д¦ъ м0й њ бз7э сп7сэ моeмъ.
Стjхъ: Ћ кw призрЁ на смирeніе рабы2 своеS, сe бо t нhнэ ўбlжaтъ мS вси2 р0ди.
Причастен Пресвятой Богородицы:
Ча́шу спасе́ния прииму́, и и́мя Госпо́дне призову́.
Причaстенъ прес™hz бцdы:
Ч aшу сп7сeніz пріимY, и3 и4мz гDне призовY.