0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Текст службы Рождества Богородицы с переводом и объяснением

Содержание

Служба праздника Рождества Божией матери (текст)

Текст службы Рождеству Божией матери в 2021 году и основные песнопения праздника. Служба Рождеству Божией матери (Великая вечерня, лития, утреня и Литургия) составляет праздничное богослужение. Текст содержит все песнопения и последования праздничной службы. Приводится на церковнославянском языке гражданским шрифтом с ударениями.

Рождество Пресвятой Богородицы празднуется Церковью как день всемирной радости.

В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового Заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова ― явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.

Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона.

Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама.

Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников.

В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти.

Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие.

Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию – быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа.

Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру.

Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших».

ИСТОЛКОВАНИЕ ПЕРВОЙ ПАРЕМИИ НА ВЕЧЕРНИ

Иаков, боясь мести брата, очень рано встал, почти ночью. Тихо вышел из дома, чтобы никто его не заметил. Место, где он ночевал, было в 15 верстах от Иерусалима, к северу.

Быть ночью среди поля опасно (могли напасть разбойники), но Иаков предпочел опасность, не доверяя хананеям. Упоминаемый «студенец клятвенный» находился на юге Филистимской земли. Там еще при Аврааме был заключен союз (то есть поклялись в верности договору) с филистимским царем Авимелехом о ненападении подданных Авимелеха на Авраама и всех его близких.

Харран – месопотамский город, куда родители Иакова советовали ему отправиться для выбора себе жены из родственного племени.

Почему же сон Иакова, который он принял за Божественное откровение, стал символом или прообразом Богоматери?

1. «Лествица Иакова» как образ восхождения напоминает нам о духовном законе жизни, который заключен в возможности богообщения. Пример Богоматери говорит нам, что Она этот закон исполнила более других.

2. «Лествица Иакова» как путь к Богу указывает на то, что путь этот уже указан (через исполнение заповедей Божиих), уже определен, уже дан, и искать каждому поодиночке нет необходимости.

Тем более нет нужды строить Вавилонскую башню, чтобы самим, без Бога, подняться «выше звезд небесных». Это путь смирения, и как образец высочайшего смирения мы имеем Преблагословенную Владычицу.

3. «Лествица Иакова» потому и показана, чтобы учить закону постепенности. В духовном пути взлеты ненадежны. На примере Богоматери мы видим следование тому же закону. Ее восхождение началось с основания – с молитвы в храме, с постоянного внимания и усердного труда.

4. «Лествица Иакова» основана на земле. Это и закон, и радость для всей земли. Если обратиться к образу Богоматери, то и Она от земли, от рода человеческого. Она ничем земным не пренебрегала: ни труда не гнушалась, ни скорби не считала для себя ненужными, ни общения не избегала, ни уединением не тяготилась.

Только грех на земле вредит всему, а так, без греха, вся земля благословенна Богом и лучший цветок земли – Богоматерь – «Надежда и Утверждение наше».

5. «Лествица Иакова» полна Ангелов, поднимающихся от земли и спускающихся к земле. Несут они Богу молитвы всех, а людям от Бога – дары Его любви.

Память об этом может ободрить каждого, тем более тогда, когда кажется одиноко и грустно в мире, давно страждущем от «оскудения преподобных». Для верующих это оскудение восполняют Ангелы, и милость Царицы Ангелов – Пресвятой Богородицы.

6. «Лествица Иакова» не только утверждена на земле, но и достигает неба. Этим примером Господь зовет каждого подниматься и устремляться ввысь, к Богу.

Ярким и вдохновляющим живым примером, а не только образом, может быть каждому Пресвятая Богородица, Которая достигла высшего из даров богообщения в самом совершенном образе. Всем верным Она будет Помощницей и Заступницей, если стремление к Богу станет смыслом всех исканий в жизни.

7. Наконец «лествица Иакова» – это связь неба с землей, человека с Богом. Неповторимый и совершенный образец ее – Пречистая Дева. Она Сама стала той лествицей, которая возводит к Богу.

Читать еще:  Икону Плащаницы Богородицы с молитвой обвезли вокруг Сум

Понятно становится, почему читается этот отрывок из книги Бытия на всенощном бдении в праздники Пресвятой Богородицы.

ТОЛКОВАНИЕ НА ВТОРУЮ ПАРЕМИЮ НА ВЕЧЕРНИ

Вторая паремия обещает через пророка Иезекииля пленным освобождение и даже храма восстановление.

Он, пророк, говорит об устройстве будущего храма и об освящении его. Освящать будущий храм будут семь дней, а на восьмой день священники должны принести жертву, но уже не для освящения храма, а для умилостивления Господа и как знак благодарности Ему и выражение преданности.

Пророк в видении видел храм весь, потом ему снова показали восточные врата святилища. Они были закрыты. О них было ему сказано, что Господь прошел ими, и никто уже не должен не только проходить ими, но даже и видеть их открытыми.

Нет исключения в таком случае ни царю, ни первосвященнику. Даже для вкушения жертвы первосвященнику дозволено будет подойти через притвор к вратам (слово «елам» не перевели греки; оно означает притвор или галерею), чтобы почувствовать себя как бы перед лицом Бога.

От восточных врат пророк был проведен к северным, откуда ему открылось величественное зрелище славы Божией.

Блаженный Феодорит, мнение которого приняли отцы Церкви, считает восточные врата, которыми однажды вошел Господь, символом Богоматери. Она как бы открыла дверь Господу в человеческий мир. Господь стал Человеком, как все мы.

Матерь Божия послужила единственному и неповторимому таинству воплощения Господа. Поэтому в Богородичные праздники читается эта паремия.

ТОЛКОВАНИЕ НА ТРЕТЬЮ ПАРЕМИЮ НА ВЕЧЕРНИ

Третья паремия посвящена Премудрости. Под Премудростью священномученник Игнатий Богоносец, святитель Амвросий Медиоланский, блаженный Августин и другие отцы видят Господа Иисуса Христа.

Домом Премудрости, согласно Евангелию (Мф 28:20), принято считать Церковь. Разнятся мнения отцов, что считать семью столпами. Одни считают, что это указание на Семь Вселенских Соборов, другие, что на семь таинств, третьи – на семь даров Св. Духа (Ис. 11:12).

Трапеза, тем более с упоминанием хлеба и вина, растворенного в чаше, конечно же, символизирует Евхаристию, но можно сюда включить и все блага Церкви, среди которых и слово Божие (Мф 4:4 и 1 Кор. 1: 4 – 5).

Кого послала Премудрость звать на свою трапезу? Это речь о проповедниках Евангелия, которым заповедано огласить весь мир («шедше, научите вся языки»; Мф 28:19). Кого же зовут? Безумных, то есть тех, кого не удовлетворяет мудрость века сего, кто ищет оправдания кровью Агнчей, что в Церкви возможно в таинстве Евхаристии.

Приглашенным предлагается расстаться с безумием, т. е. с сомнением, неверием, заблуждениями и покорить разум вере. Не все пойдут на зов Божий, и потому Господь словами «Наказуяй (т. е. призывая, показывая пример, убеждая) злыя, приимет себе безчестие» и дальнейшими предостерегает от близкого общения со злыми.

Их не исправишь, если они не хотят этого сами, а только раздражишь и себе повредишь. Кроме того, навлекая на себя опасность, помешаешь делу Божию.

Это должно быть предупреждением для тех, кто призван быть посланником Божиим для спасения премудрых, т. е. тех, кто способен внять наставлениям.

Таким образом, исполнится слово Евангелия: «иже бо имать, дастся ему и преизбудет» (Мф 13:12). Обращение к страху Божию (к страху чем-то нарушить волю Божию, а не к боязни наказания) как к началу премудрости сделает всякого, любящего мудрость и правду, ровным, смиренным и опытным.

От совета святых такой будет только богатеть разумом. Если об этом заботиться, то и временная жизнь будет спокойнее (и потому долголетнее), и вечная – надежнее.

Какое отношение это имеет к Богоматери?

Ее Церковь называет «Пречистый храм Спасов», «Палата всех Царя» и другими сравнениями, которые говорят о том, что Она живой храм Божий и к Ней можно отнести слова о доме Премудрости. Если каждая душа может стать храмом Богу, то тем паче Его Пречистая Матерь.

ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ, ЧИТАЕМОГО НА УТРЕНИ

Приняв благовестие о рождении от Неё Спасителя, Пресвятая Дева ничего не сказала об этом Иосифу, справедливо опасаясь, как объясняет св. Златоуст, что он может не поверить Ей и подумать, будто Она желает подобным предупреждением лишь скрыть содеянное преступление.

Пресвятая Дева спешит поделиться Своею радостью с Елизаветой, Своей родственницей, жившей в Иудее, как полагают, в городе Иутта, близ священнического города Хеврон.

Елизавета встретила Её тем же необычайным приветствием, с которым обратился к Ней Ангел: «Благословенна Ты между женами», — и добавила: «Благословенен плод чрева Твоего!» — хотя, как родственница, должна была бы знать о данном Марией обете девственности.

Затем же Елизавета воскликнула: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» Она тут же поясняет смысл слов своих тем, что младенец, носимый ею, радостно взыгрался во чреве, едва до её слуха дошло приветствие Марии.

Не иначе, как под наитием Святого Духа, младенец во чреве Елизаветы почувствовал близость иного Младенца — Того, к Чьему появлению в мире он и должен будет подготовить человечество. Потому-то он и произвел необычайное движение в утробе матери.

С младенца, носимого в утробе, воздействие Святого Духа перешло и на мать, и она, по благодатному прозрению, мгновенно узнала, какую радостную весть принесла ей Мария, и потому прославила Её как Богоматерь, словами архангела Гавриила.

Елизавета ублажает Пресвятую Деву за веру, с которой Она приняла ангельское благовестие, противоставляя тем самым эту веру неверию Захарии.

Из слов Елизаветы Пресвятая Дева Мария поняла, что Её тайна открыта Елизавете Самим Богом.

В чувстве восторга и умиляясь при мысли, что время пришествия долгожданного Мессии и избавления Израиля уже наступило, Пресвятая Дева прославила Бога в дивной вдохновенной песне, которая в честь Её постоянно воспевается теперь у нас за утренним богослужением: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем». . .

Она отклоняет от Себя всякую мысль о Своих личных достоинствах и славит Бога за то, что Он обратил особое внимание на Её смирение, и в пророческом предвидении предрекает, что за эту милость Господа к Ней Её будут прославлять все роды, и что эта Божия милость будет простираться на всех, боящихся Господа.

Далее Она славит Бога за то, что обещание, данное отцам и Аврааму, исполнилось, и что Царство Мессии, столь ожидаемое Израилем, наступает, что смиренные и презираемые миром последователи Его скоро восторжествуют, будут вознесены и исполнены благ, а гордые и сильные будут посрамлены и низложены. Видимо, Пресвятая Дева возвратилась домой, не дожидаясь рождения Предтечи.

Тропарь праздника, глас 4:

Рождество Твое, Богородице Дево,/ радость возвести всей вселенней:/ из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,/ и, разрушив клятву, даде благословение,// и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак праздника, глас 4:

Иоаким и Анна поношения безчадства/ и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,/ во святем рождестве Твоем./ То празднуют и людие Твои,/ вины прегрешений избавльшеся,/ внегда звати Ти:// неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

Величание:

Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим святых Твоих родителей,/ и всеславное славим// рождество Твое.

Задостойник, глас 8:

Величай, душе моя,// преславное рождество Божия Матере. Чужде матерем девство,/ и странно девам деторождение:/ на Тебе, Богородице, обоя устроишася./ Тем Тя, вся племена земная,// непрестанно величаем.

Читать еще:  Прот. Георгий Йоффе: «Возможно ли встретиться с Богом в интернет-пространстве?»

Рож­де­ство Пре­свя­той Богородицы

• 8 сен

РОЖ­ДЕ­СТВО ПРЕ­СВЯ­ТОЙ ВЛА­ДЫ­ЧИ­ЦЫ НАШЕЙ
БО­ГО­РО­ДИ­ЦЫ И ПРИС­НО­ДЕ­ВЫ МАРИИ

НА МА­ЛЕЙ ВЕЧЕРНИ

НА МА­ЛОЙ ВЕЧЕРНЕ

На Гос­по­ди, воз­звах: сти­хи­ры на 4. Глас 1.
По­до­бен: Небес­ных чинов:

На “Гос­по­ди воз­звах:” сти­хи­ры на 4, глас 1
По­до­бен: “Небес­ных полков:”*

Сла­ва, и ныне, глас 4:

Все­чест­ное Твое рож­де­ство, / Пре­свя­тая Де­во Чи­стая, / Ан­ге­лов мно­же­ство на Небе­си / и че­ло­ве­че­ский род на зем­ли, убла­жа­ем, / яко Ма­ти бы­ла еси Твор­ца всех, Хри­ста Бо­га. / То­го мо­ля­щи о нас не пре­стай, мо­лим­ся, / иже на Тя по Бо­зе упо­ва­ние по­ло­ж­ших, / Бо­го­ро­ди­це Все­пе­тая и Неискусобрачная.

Сла­ва, и ныне, глас 4

Все­свя­щен­ное Твое рож­де­ство, / Пре­свя­тая Де­ва чи­стая, / Ан­ге­лов мно­же­ство на небе­сах / и мы, род че­ло­ве­че­ский, на зем­ле про­слав­ля­ем, / ибо Ты ста­ла Ма­те­рью Ца­ря всех, Хри­ста Бо­га. / Его мо­лить о нас не пре­кра­щай, мо­лим­ся, / на Те­бя по­сле Бо­га на­деж­ду воз­ло­жив­ших, / Бо­го­ро­ди­ца все­ми вос­пе­ва­е­мая и бра­ка не познавшая!

Hа сти­ховне сти­хи­ры, глас 2.
По­до­бен: До­ме Евфрафов:

Сти­хи­ры на сти­ховне, глас 2,
По­до­бен: “Дом Евфрафов:”*

Сла­ва, и ныне, глас и по­до­бен тойже:

Сла­ва, и ныне, глас и по­до­бен тот же

Тро­парь, глас 4:

Р ож­де­ство Твое, Бо­го­ро­ди­це Де­во, / ра­дость воз­ве­сти всей все­лен­ней: / из Те­бе бо воз­сия Солн­це Прав­ды, Хри­стос Бог наш, / и, раз­ру­шив клят­ву, да­де бла­го­сло­ве­ние, / и, упразд­нив смерть, да­ро­ва нам жи­вот вечный.

Тро­парь, глас 4

Р ож­де­ство Твоё, Бо­го­ро­ди­ца Де­ва, / ра­дость воз­ве­сти­ло всей все­лен­ной, / ибо из Те­бя вос­си­я­ло Солн­це прав­ды, Хри­стос Бог наш; / и, от­ме­нив про­кля­тие, Он дал бла­го­сло­ве­ние, / и, упразд­нив смерть, да­ро­вал нам жизнь вечную.

РОЖ­ДЕ­СТВО ПРЕ­СВЯ­ТОЙ ВЛА­ДЫ­ЧИ­ЦЫ НАШЕЙ
БО­ГО­РО­ДИ­ЦЫ И ПРИС­НО­ДЕ­ВЫ МАРИИ

НА ВЕ­ЛИ­ЦЕЙ ВЕЧЕРНИ

На Гос­по­ди, воз­звах: сти­хи­ры на 8, глас 6, са­мо­глас­ны. Сер­гиа Патриарха:

НА ВЕ­ЛИ­КОЙ ВЕЧЕРНЕ

На Гос­по­ди воз­звах: сти­хи­ры на 8, глас 6. Сер­гия Святоградца.

Сте­фа­на Святоградца:

Днесь неплод­ная вра­та от­вер­за­ют­ся, / и дверь де­ви­че­ская Бо­же­ствен­ная пред­гря­дет, / днесь плод раж­да­ти бла­го­дать на­чи­на­ет, / яв­ля­ю­щи ми­ру Бо­жию Ма­терь, / Eю­же зем­ная с Небес­ны­ми со­во­куп­ля­ют­ся, / во спа­се­ние душ на­ших. (2)

Сте­фа­на Святоградца

В сей день бес­плод­ные вра­та от­вер­за­ют­ся, / и вы­хо­дит дев­ствен­ная Бо­же­ствен­ная Дверь; / в сей день при­но­сить пер­вые пло­ды на­чи­на­ет бла­го­дать, / яв­ляя ми­ру Бо­жию Ма­терь, / чрез Ко­то­рую зем­ное с небес­ным со­еди­ня­ет­ся / для спа­се­ния душ на­ших. (2)

Бы­тия чте­ние (гла­ва 28):

Изы­де Иа­ков от сту­ден­ца клят­вен­на­го и иде в Хар­рань. И об­ре­те ме­сто, и спа та­мо: зай­де бо солн­це, и взят от ка­ме­ния ме­ста то­го, и по­ло­жи воз­гла­вие се­бе, и спа на ме­сте оном. И сон ви­де. И се ле­стви­ца, утвер­жде­на на зем­ли, eя­же гла­ва дося­за­ше до небес, и Ан­ге­ли Бо­жии вос­хож­да­ху и низ­хож­да­ху по ней. Гос­подь же утвер­жда­ше­ся на ней, и ре­че: Аз Бог Ав­ра­амов, от­ца тво­е­го, и Бог Иса­а­ков, не бой­ся: зем­ля, иде­же ты спи­ши на ней, те­бе дам ю и се­ме­ни тво­е­му. И бу­дет се­мя твое, яко пе­сок зем­ный, и рас­про­стра­нит­ся на мо­ре, и ли­ву, и се­вер, и на во­сто­ки; и воз­бла­го­сло­вят­ся о те­бе вся ко­ле­на зем­ная и о се­ме­ни тво­ем. И се Аз с то­бою, со­хра­ня­яй тя на вся­ком пу­ти, амо­же аще пой­де­ши. И воз­вра­щу тя в зем­лю сию, яко не имам те­бе оста­ви­ти, дон­де­же со­тво­ри­ти Ми вся, ели­ка гла­го­лах те­бе. И во­ста Иа­ков от сна сво­е­го, и ре­че: яко eсть Гос­подь на ме­сте сем, аз же не ве­дех. И убо­я­ся, и ре­че: яко страш­но ме­сто сие; несть сие, но дом Бо­жий и сия вра­та Небесная.

1. Бы­тия чтение

От­пра­вил­ся Иа­ков от Ко­лод­ца Клят­вы и по­шел в Хар­ран, и при­шел на од­но ме­сто, и лег там спать, по­то­му что за­шло солн­це. И взял один из кам­ней то­го ме­ста, и по­ло­жил под го­ло­ву се­бе, и уснул на том ме­сте. И уви­дел во сне: и вот, лест­ни­ца утвер­жде­на на зем­ле, а ее верх до­хо­дит до неба; и Ан­ге­лы Бо­жии вос­хо­ди­ли и нис­хо­ди­ли по ней. Гос­подь же сто­ял на ней, и ска­зал Он: “Я – Бог Ав­ра­ама, от­ца тво­е­го, и Бог Иса­а­ка; не бой­ся. Зем­лю, на ко­то­рой ты спишь, те­бе Я дам ее и се­ме­ни тво­е­му; и бу­дет се­мя твоё, как пе­сок зем­ной; и рас­про­стра­нит­ся к мо­рю, и к югу, и к се­ве­ру, и к во­сто­ку; и бла­го­сло­вят­ся в те­бе и в се­ме­ни тво­ем все пле­ме­на зем­ные; и вот, Я с то­бою, со­хра­няя те­бя на вся­ком пу­ти, ку­да бы ты ни по­шел; и воз­вра­щу те­бя в зем­лю сию, ибо не остав­лю те­бя, до­ко­ле не со­вер­шу Я то­го, что ска­зал те­бе”. И про­бу­дил­ся Иа­ков от сна сво­е­го и ска­зал: “Гос­подь при­сут­ству­ет на ме­сте этом; а я не знал!” И убо­ял­ся и ска­зал: “Как страш­но ме­сто сие! Это не что иное, как дом Бо­жий, и это – вра­та небес­ные!” Быт 28:10–17

Прoро­че­ства Ие­зе­ки­и­ле­ва чте­ние (гла­вы 43 и 44)

Та­ко гла­го­лет Гос­подь: бу­дет от дне ос­ма­го и про­чее, со­тво­рят иереи на ол­та­ри все­со­жже­ния ва­ше­го и яже спа­се­ния ва­ше­го, и при­и­му вы, гла­го­лет Адо­наи Гос­подь. И об­ра­ти мя на путь врат свя­тых внеш­них, зря­щих на во­сто­ки, и сия бя­ху за­тво­ре­на. И ре­че Гос­подь ко мне: вра­та сия за­тво­ре­на бу­дут и не от­вер­зут­ся, и ник­то­же прой­дет скво­зе их; яко Гос­подь Бог Из­ра­и­лев прой­дет ими, и бу­дут за­тво­ре­на. Яко Игу­мен ся­дет в них сне­сти хлеб, по пу­ти Елам­ских врат вни­дет и по пу­ти его изы­дет. И вве­де мя по пу­ти врат свя­тых, су­щих к се­ве­ру, пря­мо хра­му, и ви­дех, и се ис­полнь сла­вы храм Господень.

2. Про­ро­че­ства Ие­зе­ки­и­ля чтение

[Так го­во­рит Гос­подь:] со дня вось­мо­го и да­лее бу­дут при­но­сить свя­щен­ни­ки на жерт­вен­ни­ке все­со­жже­ния ва­ши и жерт­вы о спа­се­нии ва­шем; и Я бла­го­склон­но при­му вас, го­во­рит Гос­подь. И воз­вра­тил он ме­ня на путь ко внеш­ним вра­там свя­ти­ли­ща, об­ра­щен­ным на во­сток, и они бы­ли за­тво­ре­ны. И ска­зал мне Гос­подь: “Вра­та эти бу­дут за­тво­ре­ны, и не от­во­рят­ся, и ни­кто не прой­дет че­рез них, ибо Гос­подь, Бог Из­ра­и­лев, прой­дет че­рез них, и они бу­дут за­тво­ре­ны. По­то­му пра­ви­тель – он ся­дет в них, что­бы вку­сить хлеб пред Гос­по­дом; вой­дет пу­тем при­тво­ра этих во­рот, и тем же пу­тем вый­дет”. И ввел ме­ня по пу­ти к во­ро­там свя­ти­ли­ща, тем, что к се­ве­ру на­про­тив хра­ма, и я уви­дел: и вот, по­лон сла­вы дом Гос­по­день. Иез 43:27; 44:1–4

Прит­чей чте­ние (гла­ва 9)

Пре­муд­рость со­зда Се­бе дом и утвер­ди стол­пов сед­мь. Зак­ла Своя жерт­вен­ная, и рас­тво­ри в ча­ши Сво­ей ви­но, и уго­то­ва Свою тра­пе­зу. Посла Своя ра­бы, со­зы­ва­ю­щи с вы­со­ким про­по­ве­да­ни­ем на ча­шу, гла­го­лю­щи: Иже есть бе­зу­мен, да укло­нит­ся ко Мне. И тре­бу­ю­щим ума ре­че: При­и­ди­те, яди­те Мой хлеб, и пий­те ви­но, еже рас­тво­рих вам. Оста­ви­те безу­мие и жи­ви бу­де­те, и взы­щи­те ра­зу­ма, да по­жи­ве­те, и ис­пра­ви­те ра­зум в ве­де­нии. На­ка­зу­яй злыя при­и­мет се­бе без­че­стие, об­ли­ча­яй же нече­сти­ва­го опо­ро­чит се­бе: об­ли­че­ния бо нече­сти­во­му ра­ны ему. Не об­ли­чай злых, да не воз­не­на­ви­дят те­бе. Об­ли­чай пре­муд­ра, и воз­лю­бит тя. Даждь пре­муд­ро­му ви­ну, и пре­мудр­ший бу­дет. Ска­зуй пра­вед­но­му, и при­ло­жит прии­ма­ти. На­ча­ло пре­муд­ро­сти страх Гос­по­день и со­вет свя­тых ра­зум: ра­зу­ме­ти бо за­кон по­мыс­ла есть бла­га­го. Сим бо об­ра­зом мно­гое по­жи­ве­ши вре­мя, и при­ло­жат­ся те­бе ле­та живота.

Читать еще:  Я тревожусь обо всем, значит, не доверяю Богу?

3. Прит­чей чтение

Пре­муд­рость по­стро­и­ла се­бе дом, утвер­ди­ла семь стол­бов, за­ко­ло­ла свои жерт­вы и рас­тво­ри­ла в ча­ше сво­ей ви­но и при­го­то­ви­ла свою тра­пе­зу; по­сла­ла сво­их ра­бов, со­зы­вая с воз­вы­шен­ною про­по­ве­дью к ча­ше: “Кто нера­зу­мен, пусть по­вер­нет ко мне!” И ску­до­ум­ным она ска­за­ла: “При­ди­те, вку­си­те хле­бы мои и ис­пей­те ви­на, ко­то­рое я рас­тво­ри­ла вам; оставь­те нера­зу­мие, и жи­вы бу­де­те, и взы­щи­те ра­зу­ма, что­бы по­жить и до­стичь рас­су­ди­тель­но­сти в по­зна­нии”. По­уча­ю­щий злых на­жи­вет се­бе бес­сла­вие, а об­ли­ча­ю­щий нече­сти­во­го – опо­зо­рит се­бя. Не об­ли­чай злых, что­бы они не воз­не­на­ви­де­ли те­бя; об­ли­чай муд­ро­го, и он воз­лю­бит те­бя; да­вай по­вод муд­ро­му, и он бу­дет еще муд­рее; со­об­щай пра­вед­но­му, и он при­ло­жит вни­ма­ние. На­ча­ло пре­муд­ро­сти – страх Гос­по­день, и со­вет свя­тых – ра­зум; по­знать же За­кон – свой­ство ума доб­ро­го: ведь та­ким об­ра­зом про­жи­вешь ты дол­гое вре­мя и при­ба­вит­ся те­бе лет жиз­ни. Притч 9:1–11

На ли­тии сти­хи­ры, глас 1,
са­мо­глас­ны. Сте­фа­на Святоградца:

Сти­хи­ры на литии
Сте­фа­на Свя­то­град­ца, глас 1

Ана­то­лия Патриарха:

Что шум празд­ну­ю­щих бы­ва­ет? / Иоаким и Ан­на тор­же­ству­ют тай­но: / ра­дуй­те­ся с на­ми, гла­го­лю­ще, Ада­ме и Eво, днесь, / яко им­же древ­ле пре­ступ­ле­ни­ем за­тво­ри­ша рай, / плод бла­го­сла­вен нам да­де­ся, / Бо­гоoтро­ко­ви­ца Ма­рия, / от­вер­за­ю­щи eго всем вход.

Пат­ри­ар­ха Анатолия

Что за шум празд­нич­ный раз­да­ет­ся? / Иоаким и Ан­на та­ин­ствен­но тор­же­ству­ют, воз­гла­шая: / “Ра­дуй­тесь с на­ми в сей день, Адам и Ева, / ибо для вас, за­тво­рив­ших в древ­но­сти пре­ступ­ле­ни­ем рай, / нам да­ро­ван слав­ней­ший плод – / От­ро­ко­ви­ца Бо­жия Ма­рия, / всем от­кры­ва­ю­щая вход в него!”

Рождество Пресвятой Богородицы: праздничные антифоны, тропарь и кондак, прокимен, причастен

Антифон 1-й Рождества Пресвятой Богородицы:

Стих 1 (Псалом 131): Помяни́, Го́споди, Дави́да/ и всю кро́тость его́.
Припев: Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас.
Стих 2: Се слы́шахом я́ во Евфра́фе,/ обрето́хом я́ в поля́х дубра́вы.
Припев: Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас.
Стих 3 (Псалом 86): Пресла́вная глаго́лашася/ о тебе́, гра́де Бо́жий.
Припев: Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас.
Стих 4 (Псалом 45): Бог посреде́ его́,/ и не подви́жится.
Припев: Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху/ и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Припев: Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас.

ҐнтіфHнъ № ржcтвA прес™hz вLчцы нaшеz бцdы, и3 приснодв7ы марjи:

Стjхъ №. Pал0мъ рlа: П омzни2, гDи, дв7да/ и3 всю2 кр0тость є3гw2.
Припёвъ: М lтвами бцdы, сп7се, сп7си2 нaсъ.
Стjхъ в7: С E, слhшахомъ | во є3vфрafэ,/ њбрэт0хомъ | въ полsхъ дубрaвы.
Припёвъ: М lтвами бцdы:
Стjхъ G. Pал0мъ п7ѕ: П ресл†внаz глаг0лашасz/ њ тебЁ, грaде б9ій.
Припёвъ: М lтвами бцdы:
Стjхъ д7. Pал0мъ м7є: Б Gъ посредЁ є3гw2,/ и3 не подви1житсz.
Припёвъ: М lтвами бцdы:
Тaже џба ли6ка: Слaва, и3 нhнэ: М lтвами бцdы:

Антифон 2-й Рождества Пресвятой Богородицы:

Стих 1 (Псалом 131): Кля́тся Госпо́дь Дави́ду и́стиною/ и не отве́ржется ея́.
Припев: Спаси́ ны, Сы́не Бо́жий, моли́твами Богоро́дицы, пою́щия Ти: аллилу́иа.
Стих 2: От плода́ чре́ва твоего́/ посажду́ на престо́ле твое́м.
Припев: Спаси́ ны, Сы́не Бо́жий, моли́твами Богоро́дицы, пою́щия Ти: аллилу́иа.
Стих 3: Та́мо возращу́ рог Дави́дови,/ угото́вах свети́льник пома́занному Моему́.
Припев: Спаси́ ны, Сы́не Бо́жий, моли́твами Богоро́дицы, пою́щия Ти: аллилу́иа.
Стих 4: Я́ко избра́ Госпо́дь Сио́на,/ изво́ли и́ в жили́ще Себе́.
Припев: Спаси́ ны, Сы́не Бо́жий, моли́твами Богоро́дицы, пою́щия Ти: аллилу́иа.

ҐнтіфHнъ в7 ржcтвA прес™hz вLчцы нaшеz бцdы, и3 приснодв7ы марjи:

Стjхъ №. Pал0мъ рlа: К лsтсz гDь дв7ду и4стиною,/ и3 не tвeржетсz є3S.
Припёвъ: С паси1 ны, сн7е б9ій, мlтвами бцdы, пою1щыz ти2: ґллилyіа.
Стjхъ в7: T плодA чрeва твоегw2/ посаждY на прест0лэ твоeмъ.
Припёвъ: С п7си1 ны, сн7е б9ій:
Стjхъ G: Т aмw возращY р0гъ дв7дови,/ ўгот0вахъ свэти1льникъ помaзанному моемY.
Припёвъ: С п7си1 ны, сн7е б9ій:
Стjхъ д7: Ћ кw и3збрA гDь сіHна,/ и3зв0ли и5 въ жили1ще себЁ.
Припёвъ: С п7си1 ны, сн7е б9ій:
Слaва, и3 нhнэ: Е# динор0дный сн7е:

Антифон 3-й Рождества Пресвятой Богородицы:

Стих 1 (Псалом 131): Зде вселю́ся,/ я́ко изво́лих и́.
Тропарь: Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во.
Стих 2 (Псалом 45): Освяти́л есть селе́ние/ Свое́ Вы́шний.
Тропарь: Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во.
Стих 3 (Псалом 64): Свят храм Твой,/ ди́вен в пра́вде.
Тропарь: Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во.

ҐнтіфHнъ G ржcтвA прес™hz вLчцы нaшеz бцdы, и3 приснодв7ы марjи:

Стjхъ №. Pал0мъ рlа: З дЁ вселю1сz,/ ћкw и3зв0лихъ и5.
Тропaрь: Р жcтво2 твоE, бцdе дв7о:
Стjхъ в7. Pал0мъ м7є: Њ с™и1лъ є4сть селeніе/ своE вhшній.
Тропaрь: Р жcтво2 твоE, бцdе дв7о:
Стjхъ G. Pал0мъ …д: С ™ъ хрaмъ тв0й/ ди1венъ въ прaвдэ.
Тропaрь: Р жcтво2 твоE, бцdе дв7о:

Тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы, глас 4:

Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды/ Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,/ и, упраздни́в сме́рть,// дарова́ нам живо́т ве́чный.

Тропaрь ржcтвY прес™hz вLчцы нaшеz бцdы, и3 приснодв7ы марjи, глaсъ д7:

Р жcтво2 твоE бцdе дв7о, / рaдость возвэсти2 всeй вселeннэй: / и3зъ тебє1 бо возсіS сlнце прaвды,/ хrт0съ бGъ нaшъ, / и3 разруши1въ клsтву, дадE благословeніе, / и3 ўпраздни1въ смeрть,// даровA нaмъ жив0тъ вёчный.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Кондак Рождеству Пресвятой Богородицы, глас 4:

Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя/ свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:/ непло́ды ражда́ет Богоро́дицу// и пита́тельницу Жи́зни на́шея.

Кондaкъ ржcтвY прес™hz вLчцы нaшеz бцdы, и3 приснодв7ы марjи, глaсъ д7:

Ї wакjмъ и3 ѓнна поношeніz безчaдства, / и3 ґдaмъ и3 є4vа t тли2 смeртныz/ свободи1стасz пречcтаz, / во с™ёмъ ржcтвЁ твоeмъ. / то2 прaзднуютъ и3 лю1діе твои2, / вины2 прегрэшeній и3збaвльшесz, / внегдA звaти ти2: / непл0ды раждaетъ бцdу,// и3 питaтельницу жи1зни нaшеz.

Задостойник Рождества Пресвятой Богородицы, глас 8:

Велича́й, душе́ моя́, / пресла́вное рождество́ Бо́жия Ма́тере.
Чу́жде ма́терем де́вство / и стра́нно де́вам деторожде́ние; / на Тебе́, Богоро́дице, / обоя́ устро́ишася. / Тем Тя, вся племена́ земна́я, // непреста́нно велича́ем.

Задост0йникъ ржcтвA прес™hz вLчцы нaшеz бцdы, и3 приснодв7ы марjи, глaсъ >:

В еличaй душE моS,/ преслaвное ржcтво2 б9іz м™ре.
Ч yжде м™ремъ дёвство,/ и3 стрaнно дв7амъ дэторождeніе,/ на тебЁ, бцdе,/ nбо‰ ўстр0ишасz:/ тёмъ тS вс‰ племенA земн†z,// непрестaннw величaемъ.

Прокимен среды, глас 3:

Вели́чит душа́ Моя́ Го́спода, / и возра́довася дух Мой о Бо́зе Спа́се Мое́м.

Прокjменъ въ срeду, глaсъ G: Пёснь бцdы:

В ели1читъ дш7A моS гDа,/ и3 возрaдовасz д¦ъ м0й њ бз7э сп7сэ моeмъ.
Стjхъ: Ћ кw призрЁ на смирeніе рабы2 своеS, сe бо t нhнэ ўбlжaтъ мS вси2 р0ди.

Причастен Пресвятой Богородицы:

Ча́шу спасе́ния прииму́, и и́мя Госпо́дне призову́.

Причaстенъ прес™hz бцdы:

Ч aшу сп7сeніz пріимY, и3 и4мz гDне призовY.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector