0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тоска по Богу монаха-буддиста Сайгё

Содержание

5 коротких высказываний Сайгё для тех, кто впал в депрессию или боится будущего

Пятистишие японского поэта, монаха Сайгё тронуло меня своей глубиной. Я увидела его в интернете случайно, искала совсем другую информацию, а всемирная сеть выдала мне эти строчки. И пусть нескладно, не понятно, не так, как мы привыкли «буря мглою небо кроет. «, а все же «цепляет» сердце.

Сайгё жил 9 веков назад, в Осаке, удивительно, как актуальны его мысли сегодня. Ничего нового под Луной, все те же чувства, и те же страдания людские.

Я стала искать другие стихотворения поэта — «танка». Нашла. И получилась подборка для тех, кто впал в осеннюю хандру, для тех, кому нужна сейчас поддержка единомышленника. Особенно для тех, кто в возрасте.

Нет, Сайгё не обещает в своих коротких зарисовках, что все будет хорошо, стоит только потерпеть, не дает никаких советов со 100% эффективностью и гарантией. Напротив, он делится с нами своей тоской. И эта откровенность действует лучше, чем советы.

Он пытается донести до читателей, что тоска — это не показатель того, что вы отстали от жизни, а другие — преуспели, счастливы, и вам от этого тошно. Тоска — лишь волеизъявление вашего сердца, выбранная им тональность. Тоска может появиться даже на фоне общего благополучия.

Восточный и западный взгляд на жизнь

20-30 лет назад в моде была фраза «время — деньги». Беги, а то не успеешь. Вставай раньше. Делай больше. Прыгай выше головы, перехитри своих конкурентов, урви больше остальных. И тогда ты сможешь себя уважать. Это западный подход, который оценивает человека по материальным показателям. У кого больше денег, акций и недвижимости, тот и молодец.

Теперь в моде фраза «нужно замедляться». Это значит — избавляться от суеты. Не делать того, что могут сделать другие. Не покупать того, без чего можно обойтись. Вместо шумных вечеринок — вечер в одиночестве, в полной тишине. Вместо корпоратива — здоровый сон или прогулка по набережной реки. Чем меньше вокруг вас людей и вещей, тем меньше своей энергии вы на них потратите. Это восточный подход.

Не важно, какую должность ты занимаешь, не важно, сколько денег ты заработал, ты ничего не значишь, как человек, если не умеешь прощать, не знаешь сочувствия, хранишь в душе старые обиды.

Такой подход предлагает слушать не только свое сердце, но и понять человека, который живет рядом с вами. Простить ему недостатки, ведь все мы не идеальны.

Японская мудрость

В интернете есть масса статей «Как ловко ответить хаму», они набирают тысячи просмотров. Так вот, японская, китайская и индийская философия учат не отвечать хаму, а так расти над собой, чтобы у хамов с вами не было ни единой точки пересечения, чтобы им было с вами скучно и неинтересно.

Сайгё открывает нам глаза на мир, на жизнь, на наши ошибки и промахи. Не то, чтобы учит не бояться возраста и будущего, а сам делится своими страхами о том, что бОльшая половина жизни прожита, и не ясно, сколько осталось. На что хватит времени и сил. И хватит ли.

Осенняя тоска

Скажите, зачем
Так себя истомил я
Сердечной тоской?
Не от моих ли жалоб
Осень всё больше темнеет?

Мирские соблазны

Увы нам, увы!
На эти жестокие муки
Гляжу, гляжу…
Зачем мы даем себя, люди,
Мирским соблазнам увлечь?

О том, что сердцу мило

Невольно душе мила
Обветшалая эта застреха.
Рядом слива цветет.
Я понял сердце того,
Кто раньше жил в этом доме.

Тоска о былом

Тоскую лишь о былом,
Тогда любили прекрасное
Отзывчивые сердца.
Я зажился. Невесело
Стареть в этом мрачном мире.

О скоротечности дней

С особым волненьем смотрю…
На старом вишневом дереве
Печальны даже цветы!
Скажи, сколько новых весен
Тебе осталось встречать.

Принятие этих 7 истин буддийских монахов изменит вашу жизнь навсегда

Существует ли в нашем мире ключ к вечному покою и счастью?

Ответ на этот вопрос буддистские монахи ищут уже не одно столетие. Честно говоря, вся буддистская философия посвящена поиску ответа на вопрос, как обрести счастье внутри себя и не обращать внимания на негатив нашего мира. А действительно: как сфокусироваться на красоте и неповторимости текущего момента? Как жить здесь и сейчас? Ведь наше счастье непостоянно. «Упустишь, и уже не поймаешь», – как говорят в народе.

Дело в том, что, как и во всём остальном, если мы забываем об источнике радости, то наше счастье тает, словно дым. Исчезает, будто и не было его никогда.

Счастье нужно лелеять, счастье нужно баловать. И для начала – сфокусироваться на том, как осознать и принять те истины, которые помогут жить спокойно и счастливо.

Читать еще:  Как Бог выбирает между правдой и милостью?

Правило № 1. Отпустить ненужное извне

Очень важно не зацикливаться на материальном мире. Да, он существует, манит, мы хотим иметь тысячу вещей и сразу, но всё это следует отпустить.

Дело в том, что если мы будем цепляться за материальное, то не сможем расти духовно. Поэтому первый шаг в духовном путешествии в поисках истины – это отпустить всё, что мешает развиваться и расти.

Как сказал однажды Далай-лама: «Привязанность – вот что является источником и корнем страданий; следовательно, привязанность является причиной абсолютно всех страданий».

Правило № 2. Отпустить ненужное внутри

Когда мы, наконец, отпускаем всё ненужное извне, самое время – перейти к внутренней «уборке». Дело в том, что точно так же, как и наше окружение, разум создаёт не меньший беспорядок.

Как только мы перестанем быть рабами всего поверхностного, то прекратим беспокоиться о мелочах. В результате разум станет открытым к более важным вещам. Тем самым вы достигнете необыкновенного состояния спокойствия и безмятежности.

Буддистских монахов учат делать всё искренне, с радостью и добрыми намерениями. Всякий раз, когда они медитируют, то вместо того, чтобы фокусироваться только на себе, думают о мире на всей Земле и общем просвещении.

Правило № 3. Медитация как образ жизни

Одним из наиболее важных правил, как обрести мир и гармонию, является «успокоение» нашего ума с помощью медитации или «осознанного восприятия настоящего».

Ещё один приём – научится успокаивать свой ум с помощью правильного дыхания. Это техника, которую монахи, избравшие путь духовного пробуждения, практикуют на протяжении многих веков.

Вместо того, чтобы посвящать все свободное время серфингу в интернете, практикуйте медитацию. Достаточно всего 10 минут в день, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.

Правило № 4. Следуйте мудрости пожилых людей

Буддийские монахи воспринимают старших людей как великих и очень мудрых учителей. Они полагают, что мудрость приходит с приобретённым опытом и знаниями. Монахи в своём духовном путешествии всегда стараются найти умудрённого опытом наставника, который поможет им в поисках Истины.

Дело в том, что каждая встреча на нашем жизненном пути имеет свой смысл. Каждый человек знает что-то, чего мы не знаем. Никогда не забывайте об этом. Даже если вы не понимаете сказанного новым знакомым – за его словами может быть скрыта великая мудрость. Никогда не упускайте возможности пообщаться с мудрым человеком.

Правило № 5. Никогда никого не осуждайте

Люди склонны судить слова и поступки других. Однако, согласно буддизму, целью общения является внимательное «слушание», свободное от суждений. Только в таком случае вы сможете узнать что-то новое и освободить свой разум от ненужных и тревожных мыслей.

Буддистские монахи верят в «осознанную внимательность», а не в критику и осуждение людей.

Правило № 6. Изменения – это высший закон Вселенной

Изменение – это основа нашего бытия. Ничто и никто не остаётся постоянным. Всё в конечном итоге подвергается каким-то изменениям. Наша жизнь, друзья, окружение, отношения – всё это меняется со временем. Тем не менее каждый раз, когда мы сталкиваемся даже с незначительными переменами – сопротивляемся и не принимаем.

Независимо от того, какими ужасными ни казались бы вам перемены, и сколько бы времени ни требовалось для того, чтобы привыкнуть к ним, – они неизбежны и нужны для вашего роста. Следует принять духовное развитие и изменения как часть нашей жизни.

На эту тему существует одна отличная цитата: «Плохие новости – ничто не вечно. Хорошие новости – ничто не вечно».

Правило № 7. Живите настоящим моментом

Некоторым людям очень трудно избавиться от мыслей, которые одолевают их ежесекундно, как назойливые мухи, и сосредоточиться на красоте Здесь и Сейчас. Наши умы очень легко отвлекаются, к сожалению.

Помочь наслаждаться жизнью каждую минуту и каждую секунду поможет практика осознанности. Она перенаправит ваши мысли в нужном направлении. Монахи никогда не думают о прошлом и не беспокоятся о будущем. Они живут настоящим моментом, поэтому всегда – спокойные и умиротворённые.

Для того, чтобы наполнить жизнь счастьем, очень важно жить настоящим моментом. Если будете постоянно думать о прошлом – получите только сожаления, а если о будущем – беспокойство и тревогу.

Новое видео:

Как буддистские монахи перепрошивают себе мозги

В буддизме есть понятие просветления.

Просветление — состояние полной осознанности (выход за пределы дуального ума), при котором происходит растворение эго и исчезает ощущение себя исполнителем, то есть исчезает иллюзия волеизъявления. Это приводит к состоянию единения со всем окружающим.
— википедический копирайт

На практике это значит, что, если вы достигнете просветления, то будете знать всё. Вообще всё, даже то, до чего наука пока и не догадывается. Вы будете понимать суть вещей. Супер-коннект во вселенским разумом позволит вам творить множество “волшебных” штук типа астральных путешествий, осознанных перерождений, и т. д.

Это как в компьютерной игре набрать чит-код и прокачать своего персонажа.
И, похоже, у буддистов есть проверенный способ.

Заключается этот способ в практиках (простирания, мантры, и пр.).
Практикующий читает мантру и на каждом её слоге представляет определенный образ. Иногда для облегчения синхронизации и усиления восприятия используют разные атрибуты.
Например есть мантра щедрости. Для практики нужна специальная металлическая красивая тарелочка и смесь из мелких разноцветных камушков и зерен риса. Берете тарелку в левую руку вверх дном, представляете на ней огромную гору, проходящую через ценр земли, берете горсть камней и насыпаете по маленькой кучке с четырех сторон вокруг воображаемой горы, при этом представляете, что эти камушки — все самое дорогое, что есть у вас их материальных вещей, затем представляете, что все эти ваши сокровища от всего сердца дарите кому-нибудь, при этом правой рукой нужно смахнуть с тарелки все камушки вниз, где предусмотрительно постелен платочек )

Читать еще:  Рождество Христово на «Интере»: прямые трансляции богослужений из Лавры

Фишка в том, что данную процедуру вам нужно повторить сто тысяч раз, точнее 111111 раз (это число символизирует бесконечность).
И тогда вы станете щедрым.
Таких мантр и процедур множество, и если их делать по сто тыщ раз каждую, уйдет несколько десятков лет, чем, в общем то, монахи и занимаются.
Тем временем, как мы все знаем из школьного курса по природоведению, в мозге монаха происходят определенные изменения. Определенная последовательность образов формирует связи между определенными нейронами и прогоняет по ним электрический сигнал. Чем больше повторяем эту последовательность, тем больше раз сигнал проходит по этим связям, делая их толще и прочнее. В результате повторения последовательности сто тысяч раз, получаются магистральные прочные связи между определенными нейронами, которые толще почти всех существующих, так как мало чего человек повторял в жизни более ста тысяч раз.
Соответственно, проложив в своем мозгу магистрали щедрости, если монах попадет в ситуацию, где ему будет нужно проявить либо щедрость, либо скупость, он гарантированно проявит щедрость.
Таким образом происходит постепенная трансформация мозга, что приводит в какой-то момент к просветлению. На этом пути к просветлению, человек постепенно теряет свою личность, старые ненужные связи в мозгу слабеют и разрываются, вместе с ними постепенно уходят страхи, разрушается эго и вы становитесь совершенно другим человеком. С другой стороны, если ничем таким не заморачиваться и просто жить как жил, то все равно через 20 лет ты будешь другим человеком, но “эволюционировавшим рандомно и непредсказуемо”. Если продолжить мысль, то, получается, что монахи, практикующие годами одни и те же практики, превращаются в одинаковых, но очень мудрых людей и они будут вести себя одинаково в любой ситуации?

Да простят меня братья буддисты шиваславные, коль что напутал.
Всем гуд карма!

Как вылечиться по-буддийски. Рецепты от личного врача Далай-ламы

Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.

Дух в буддийской медицине первичен, а физическое здоровье вторично, оно всего лишь производное от состояния души человека. Поэтому основополагающий принцип буддийского здравоохранения очень прост: счастливые люди меньше болеют.

О том, как берегут свое здоровье Далай-лама и все остальные буддисты, чем они болеют, как лечатся и как умирают, рассказал буддийский монах Барри Керзин на лекции «Здоровье человека: в гармонии души и тела», прочитанной им во вторник 24 сентября в РИА Новости в рамках мультимедийного проекта «ЛектоРИА».

Это была редкая возможность почти из первых рук узнать что-то о Далай-ламе, потому что он сам к нам не приезжает c 2004 года по причинам, с буддизмом никак не связанным. Да и тот визит в Элисту вызвал протесты со стороны Китая, который считает духовного лидера буддистов сепаратистом.

Монах Керзин — личный врач Далай-ламы, и кто, как не он, знает все тонкости здравоохранения по-буддийски.

Как буддисты лечатся

На один из главных вопросов Барри Керзин ответил уже после лекции, когда его спросили: «Что делать с точки зрения буддизма, если человек простудился и у него болит горло?» «Сходить к врачу», — без тени иронии посоветовал личный врач Далай-ламы.

Монах Керзин, имеющий кроме буддийской ученой степени, аналогичной нашей докторской, еще американский диплом врача, ответил чисто по-американски. В США даже обычную микстуру для полоскания горла без рецепта, выписанного врачом, не купишь. Если бы он имел наш медицинский диплом, то просто посоветовал бы прополоскать горло раствором соды и принять таблетку.

Но если в нашей исходно западной медицине таблеткой лечение заканчивается, то в буддийской только начинается. По словам Барри Керзина, главное в ней — настрой больного, когда он принимает лекарство. Буддист при этом думает: «Я-то принял таблетку и теперь вылечусь. Мне будет хорошо, но было бы еще лучше, если бы и все остальные, у кого болит горло, тоже вылечились, и совсем было бы прекрасно, если бы ни у кого в мире вообще не болело горло».

Такой позитивный настрой, не дающий зациклиться на собственных проблемах со здоровьем и не допускающий даже мысли о том, что таблетка не поможет, и есть гарантия выздоровления буддиста.

Иными словами, известный древнеримский принцип «В здоровом теле — здоровый дух», из которого выросла западная медицина, буддисты переворачивают с ног на голову, или, с их точки зрения, с головы на ноги.

Они считают, что лучшее лекарство от любой болезни — постоянное ощущение счастья и готовность поделиться им с окружающими. Но от таблеток, физиотерапии, хирургии и профилактики заболеваний путем вакцинации и укрепления иммунитета не отказываются, наоборот, пользуются всем этим точно так же, как все остальные, а может быть, даже более осмысленно.

Например, личный врач Далай-ламы довольно скептически относится к распространенному стереотипу представлений о целительной силе йоги. Да, она может помочь при некоторых заболеваниях дыхательной системы, но, конечно, не инфекционных, подчеркнул он. Поможет при давлении, при некоторых недугах психологического характера. Но только поможет, не вылечит.

Сам Далай-лама, который в силу своего положения духовного лидера буддистов, много медитирует и обладает высокой степенью просветления, больше полагается на обычные тренировки. По словам его личного врача, Далай-лама не менее получаса в день уделяет занятиям на беговой дорожке.

Буддийское «простирание» (аналог молитвы с земными поклонами и падением ниц в других мировых религиях), Барри Керзин считает полезной физзарядкой по утрам. Если в ней присутствует еще и духовная составляющая, то такая зарядка, разумеется, еще полезнее.

Чем болеют буддисты

Болеют буддисты всеми теми же болезнями, какими болеют адепты остальных религий и атеисты. Главное отличие — в понимании причины заболевания. А причина любой болезни для буддиста — его карма. Карме с позиций нашего мировоззрения трудно подобрать одно слово-синоним. Поэтому Барри Керзин уточнил, что в данном случае «карма» — это отдаленные последствия прошлых поступков человека.

Читать еще:  12 февраля - Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Если поступки были плохие, недобрые, то человек обречен заболеть. Чем именно — не так важно, карма — не диагноз, а расплата за дефицит добра к окружающим, причем не только к людям, а всем живым существам, подчеркивает личный врач Далай-ламы.

Из этого, правда, логически вытекает неудобный для буддизма вопрос. Почему болеют и умирают даже самые последовательные буддисты, включая далай-лам и даже буддийских богов?

Вопрос, с точки зрения буддизма, нелепый. Ведь буддисты проживают не одну жизнь, а непрерывно путешествуют из одной жизни в другую. Вероятно, одной жизни не хватает, поясняет Барри Керзин, чтобы погасить все долги, накопившиеся в предыдущих жизнях.

Как умирают буддисты

Смерть буддиста приходит в восемь этапов. Первые четыре из них, по словам личного врача Далай-ламы, хорошо известны западной медицине. На первом этапе слабеют мышцы и кости. На втором «высыхают» соки — кровь, лимфа, гормоны, другие биологические жидкости. На третьем — слабеет «огонь», организм холодеет. На четвертом, заключительном, останавливается движение — сердца, легких, других органов.

В этот момент западные врачи диагностируют наступление клинической смерти. С точки зрения нашей медицины, возврат к жизни еще возможен в течение нескольких минут, иногда десятков минут. А с точки зрения буддистов, наступают последние четыре этапа умирания.

Пояснять суть каждого Барри Керзин не стал, сославшись на сложность их понимания для непосвященных. Сказал лишь, что на самом последнем восьмом этапе опытный йог может задержаться на дни, недели и даже месяцы. Фактически он труп, но тления не происходит, а вокруг него даже появляется аура, при ощущении которой окружающим становится хорошо.

Но для обычных буддистов, не владеющих этой техникой, на умирание отводится максимум 72 часа, не больше.

Кстати, лично прочувствовать смерть по-буддийски легко. Восьмой финальный ее этап наступает, когда человек зевает или чихает. В организме в этот момент происходят те же процессы, утверждает Барри Керзин, а после этого наступает блаженство. Если вдуматься, то он, пожалуй, прав. От души чихнуть или зевнуть — действительно блаженство.

Научное обоснование буддийской медицины

По словам Барри Керзина, главный принцип буддийской медицины — позитивный настрой больного — западная медицина бессознательно использует давно в разных школах психотерапии. Но особенно интенсивно исследования этого феномена идут только последние полвека.

Сам Барри Керзин в 2011 году был приглашен немецким научным обществом Макса Планка в качестве консультанта таких исследований и лично принимает участие в экспериментах по поиску материального носителя буддийского здоровья.

Поиск идет «методом тыка», как любят выражаться ученые-экспериментаторы. С подопытных пациентов с помощью разных приборов снимают самые различные физико-химические показатели, стараясь определить, на какие из них достоверно влияют человеческие эмоции.

Пока, по словам ученого буддиста Керзина, удалось показать, что положительный настрой человека укрепляет его иммунную систему и, соответственно, сопротивляемость организма болезням. Но это давно известно и без буддизма. От счастья пока никто не умер, а от злости, тоски и прочих отрицательных эмоций люди точно умирают раньше времени.

Некоторые надежды личный врач Далай-ламы возлагает на эпигенетику, науку, изучающую, что происходит не в самих генах, а вокруг них. Якобы настроение человека влияет на скорость синтеза белков генами. Но пока это уровень даже не теории, а лишь гипотезы.

Предметом же особой научной гордости Керзина является открытие периодов необычно большого по амплитуде гамма-ритма на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) буддистов, находящихся в состоянии медитации. Правда, аналогичное явление наблюдается у эпилептиков в момент припадка и очень похожее — у шизофреников в моменты обострения. Но личного врача Далай-ламы это не смущает.

«Эпилептики потом ничего не помнят, а медитирующий помнит все», — возражает Керзин и добавляет, что такие же гамма-всплески фиксировались на ЭЭГ мышей в момент их смерти, ну и что?

Терапия добротой по-буддийски

Можно по-разному относиться к тому, что говорил личный врач Далай-ламы. Но среди прочего он обмолвился, что сам хронически больной легочник, и за несколько часов до лекции ему отсасывали жидкость из легких. «Я не мог не прийти, вы же меня ждали», — просто, без рисовки сказал он.

Операция дренажа легких, если кто знает, довольно неприятная, утомительная и болезненная процедура. Но по виду Барри Керзина этого нельзя было сказать. Выглядел он прекрасно, даже свежее, пожалуй, многих молодых слушателей в аудитории. Одно это заставляет задуматься о терапевтической эффективности буддийского принципа доброты к окружающим.

Но если бы все было так просто. Словно прочитав мысли аудитории, врач Далай-ламы совсем по другому поводу объяснил на примере, что такое настоящая буддийская доброта.

Если кто-то вас оскорбил, вам обидно, вы в ярости. Но если вы подумаете, объяснял Барри Керзин, то поймете, что вас оскорбил не человек, а его слова. То есть виноваты слова, а не человек. Мстить словам глупо. Когда вы это поймете, вам станет смешно. Вы рассмеетесь.

Если вас ударили дубинкой по голове, то разве не смешно, что виновата палка, а не человек, который ее держит, безжалостно продолжал раскрывать суть буддийской доброты Барри Керзин.

Появилось и с каждым его словом крепло ощущение, что такая, казалось, простая и легкая буддийская терапия безвозвратно уплывает в недоступную для нас даль.

«Я знаю, что с первого раза это трудно», — улыбнулся личный врач Далай-ламы.

Очень трудно испытывать доброту к человеку, бьющему вас по голове бейсбольной битой, даже если это ваша карма. Для этого и впрямь надо быть очень просветленным буддистом.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector