0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уроки святого Иоанна Богослова: как научиться правильно любить?

Содержание

Православная Жизнь

9 октября по новому стилю мы празднуем день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова – его преставление, т. е. смерть, блаженную кончину праведника.

Святого Иоанна называют апостолом любви. Именно о любви этот апостол так много писал, говорил, пребывать в любви он завещал и своим ученикам, и всем православным христианам. Этой добродетелью евангелист и сам был напоен, наполнен, как некий драгоценный сосуд до краев. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов стал проводником в мир Божественной любви.

Поэтому в данной статье мы с Божьей помощью поговорим о любви…

Что же такое любовь? Каковы ее признаки? В чем она состоит? Люди так много о ней говорят, но никто толком не может дать определения.

Тем не менее определение любви смог дать святой Иоанн Богослов.

Вот оно: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16).

Т. е. Бог есть любовь. Так дерзнул написать святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Конечно, потому что ему это было открыто Духом Святым. Вспомним: символ евангелиста – орел, птица, которая стремится в высоту – в духовное Небо. Вспомним свидетельство о Боге Самого Спасителя: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). А если Бог есть дух и Бог есть любовь, значит, любовь не земна и не материальна. Она не эротична, не плотяна и не страстна, как многие думают. Любовь духовна.

А значит мотивация «Я разлюбил (разлюбила)» не подходит. Она попросту невозможна. Потому что разлюбить нельзя, невозможно.

Какие же главные признаки любви?

На этот вопрос отвечает Господь наш Иисус Христос с предельной ясностью: «Иисус сказал ему: ‟возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим” – сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: ‟возлюби ближнего твоего, как самого себя”; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37–40).

Это две составляющие любви. И здесь кроется прекрасный очень глубокий парадокс…

Во-первых, с чего начинается любовь? Ее начало, так сказать, первый шаг в любви. Об этом очень хорошо говорит святитель Феофан Затворник: «…Истинная любовь к Богу и людям не иначе возможна, как под действием веры в Божество Христа Спасителя, в то, что Он воплотившийся Сын Божий». Вот первый шаг в любви: вера в Господа нашего Иисуса Христа. С этого старта начинается путь к истинной любви.

Далее святитель пишет: «…Вера в Божество Сына Божия, нас ради воплотившегося, страдавшего и погребенного, дает образец любви к ближним; ибо то и любовь, когда любящий полагает душу свою за любимых. Она же дает и силы к проявлению такой любви. Чтоб иметь такую любовь, надо стать новым человеком, вместо эгоистического – самоотверженным. Только во Христе человек становится нова тварь; во Христе же бывает тот, кто верою и благодатным возрождением через св. таинства, с верою принимаемые, соединяется со Христом. Отсюда выходит, что чающие без веры сохранить у себя, по крайней мере, нравственный порядок напрасно ожидают этого. Все вместе; человека разделить нельзя. Надо всего его удовлетворять».
И здесь начинается во-вторых…

Вторая половина заповеди Божией о любви: нужно возлюбить другого человека, как самого себя. Почему же?
1. Любой человек – это образ и подобие Божие.
2. Любой человек – наши брат или сестра, ведь все мы произошли от единого корня – святых праотцев Адама и Евы.
3. Любой православный христианин – это живой храм Божий, вместилище Святого Духа.
4. Вместе все православные христиане являются членами Тела Христова (Церкви). Они составляют единое Тело Христово. Потому совершать или чувствовать зло по отношению к своему ближнему – примерно то же, что рубить топором по собственной руке.

«А как же любить тяжких грешников?» – часто спрашивают у священника.

Ответ также очень прост. Его дают святые отцы: «Грех ненавидь, а человека люби». Почитай человека больным, а не врагом. Его люби, а грех его и свой ненавидь.

Заповедь Христову о любви к ближнему, как к самому себе очень хорошо иллюстрирует святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20).

Т. е. вот твое мерило любви к Богу, данное Возлюбленным учеником Христа. Если ты не любишь брата своего, ближнего своего, то не любишь и Бога. Если ты испытываешь раздражение, обиду, злобу, ненависть или ярость к любому человеку на Земле, то ты уже не с Богом. Потому что Он любит всех людей. И дожди посылает на всех, и воздух, и кормит, и поит, и питает, и греет всех. И ждет от всех покаяния. И желает всем спасения!

Так и мы будем с Божьей помощью поступать, дорогие, возлюбленные во Христе братья и сестры.

Святой апостоле и евангелисте Иоанне Богослове, моли Бога о нас!

Слово в день св. Иоанна Богослова 1 . Любовь, как начало истинного Боговедения и основа христианской просветительской деятельности

«Бог любы есть. И всяк любяй. знает Бога.

А нелюбяй не позна Бога.» Ин.4:7–8 .

«Чадца моя, не любим словом,

ниже языком, но делом и истиною»

В настоящий торжественный и многознаменательный день наша высшая богословская школа светло празднует память святого и величайшего Богослова, своего Покровителя, Евангелиста Иоанна. Мы молитвенно чествуем того, кому Духом Святым были открыты «вся глубины Божия» и «тайны царствия». Мы с благоговением обращаемся к руководству того, кто более полвека распространял благовествование Христово, в союзе мира и любви, среди «людей безответных», «разгоняя належащую мглу языков». Как сие «истинно, честно, праведно, прелюбезно и доброхвально». В самом деле, у кого же и поучиться высоте истинного богословствования, как не у того, который всею вселенскую церковию признан Богословом по преимуществу, «Зрителем неизреченных откровений и Сказателем вышних Божих тайн». У кого же позаимствовать наставлений для дела просвещения ближних, как не у того, кто призвал к соединению с иудео-и-языко-христиан, передал церковь «девою чистою» мужам апостольским и умер со словами любви на устах!

Но св. апостол Иоанн потому был первым совершеннейшим богословом, завершительным камнем свода церкви – богооткровенной истины и христианской жизни, что его сердце горело любовью к Богу и к ближним, было полно небесного чувства и пламени божественного. Ибо любовь есть начало истинного боговедения (и благочестия) и главная основа христианской просветительной деятельности.

«Будем любить Его (т. е. Бога), потому что Он возлюбил нас», поучает св. апостол Иоанн. В этом заключается вся сущность христианства. Любовь Божия к нам – вот главный предмет христианского вероучения; наша любовь к Богу – вот основа христианского нравоучения, корень всех добродетелей. – «Бог любы есть». Любовь является внутренним содержанием божественной жизни. Бог Отец любит Сына и предвечно рождает Его. Бог Сын любит Отца и творит волю Его. Плод Их любви – Святой Дух, Который предвечно исходит от Отца. Внешним отражением внутренней полноты божественной жизни является мир: мир и человек вызваны из небытия к бытию по действию божественной любви. Но особенно обильно излилась любовь Божия в тайне искупления, когда «Господь не пощадил Единородного Сына Своего, но за нас предал Его» на смерть крестную. – Если Бог есть любовь, если все Его действия в мире суть плод любви, то только любящий может познать Бога. «Иисус Христос средоточие нашей веры, – скажем словами великого святителя русской церкви, – по любви принес Себя в жертву за спасение людей: как же можно уразуметь тайну сея жертвы, не зная силы любви? Благодать Духа Святого приходит от любви Бога Отца и Сына и производит сыновнюю любовь к Богу Отцу и Сыну: можно ли быть причастником сея благодати без любви? Любовь по сему самому есть ключ ко всем таинствам веры.» 2 – Но любовь человека к Богу является делом необычайным, превышающим человеческое разумение. Любить можно лишь то, что видел и знаешь. Как же можно любить Бога, Которого никто не видел и видеть не может и Который бесконечно возвышается над человеком? Св. Евангелист Иоанн поучает нас, что мы должны любить Бога потому, что Он, «первее возлюбил есть нас». Он первый явил нам доказательство своей любви к нам. Любовь Бога особенно выразилась в том, что он послал в мир Единородного Сына Своего. Зная о всех делах бесконечного милосердия и неизреченной любви Бога Отца, видевши Его возлюбленного сына, мы чрез это видели и познали Отца и должны любить Его. Так, в Боге и для Бога мы должны любить все творение Божие, насколько в Нем открылась «присносущная сила Его и Божество». Мы должны прежде всего любить своих ближних, потому что в них «божество» открылось в большей степени, чем в других тварях. И нельзя поэтому любить Бога и в то же время ненавидеть брата своего. «Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть.» Нельзя даже, любя Бога, не милосердовать о тварях Его. «Блажен, иже и скоты милует.» Недаром величайшие носители духа христианской любви считали исполнением долга (любви) попечение о зверях земных. Как известно, недавно прославленный русской церковью преподобный Серафим Саровский кормил медведей.

Как ни ясно показывает Св. Иоанн Богослов тесную связь между заповедью о любви к Богу и ближним, однако даже и теперь, по прошествии 18-ти веков, возможно искреннее сознание со стороны некоторых, что они из двух главных заповедей закона заботятся об исполнении лишь второй – о любви к ближним. Существуют, впрочем, и такие, которые забывают эту вторую заповедь. И теперь еще возможно отстаивание такого «высшего служения» Богу, при котором заповедь о любви к ближним не считается непосредственною, прямою обязанностью христианина; все заботы о благе ближнего считаются лишь «подельем» (после дела). Мы же, последуя неложному слову вселенского Богослова, будем утверждать единство обеих заповедей – и о любви к Богу и о любви к ближним. «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брат своего.» 1Иоан. IV. 20 – 21 . Уже законник ветхозаветный пришел к сознанию, что вторая заповедь, т.е. о любви к ближним, «подобна» есть (Ме. XXII, 39) первой, т.е. заповеди о любви к Богу. Но христианин должен смотреть глубже: он должен видеть в заповеди о любви к ближним ту же заповедь о любви к Богу, только выраженную в форме, доступной для его исполнения.

Заповедь о любви к ближним, как выражение заповеди о любви к Богу, прежде всего требует от нас заботиться о духовных благах ближнего, а потом уже о вещественных. Мы готовимся к тому, чтобы заботиться о духовных нуждах ближних. Вся задача нашей жизни – просвещать находящихся в неведении или заблуждающихся и утверждать колеблющихся. В этом весь смысл и оправдание нашей жизни. В этом избранный нами путь к Царствию Божию. Но как при приобретении знаний, так и при сообщении их главную силою является не разум, а любовь. «Разум кичит, а любы созидает». «Знание, говорит Св. Иоанн Златоуст, имеет нужду в любви. Кто имеет знание, не имея любви, тот не только ничего не приобретает, но часто теряет то, что имеет. Я не запрещаю, говорит св. отец, иметь совершенное знание, но заповедую иметь его вместе с любовью; иначе оно не только бесполезно, но и вредно.» 3 «Ни разнообразие познаний, ни образованность, ни красноречие не покорят сердец твоих слушателей; на твою долю достанутся, быть может, похвалы, известность и внешние отличия, но приобрести брата ( Мф.18:15 ) спасти душу от смерти (Иaк.5:20), ты не будешь в силах.» 4 Это потому, что действенность христианской проповеди состоит «не в препретельных человеческия мудрости словесех, но в явлении духа и силы» ( 1Кор.2:4 ). И такою силою является именно любовь, как начало созидающее. Но эта любовь, чтобы быть истинной, должна глубоко проникать в сердце человека, обнимать все существо его. «Не любим словом, ниже языком, но делом и истиною». Истинная любовь должна быть «долготерпеливую, милосердствующею и николиже отпадающею». Такая любовь требует отречения от страстей и уничтожения пороков. – Истинная любовь, соединенная с доброй совестью, подскажет, какие средства употреблять в деле просвещения ближних, чтобы они согласны были с духом Христова учения и отвечали истинной цели – возрождению человеческого сердца. Думаем, напр., что с духом христианской любви не согласны и не достигают своей цели всевозможные «прения о вере», – будут ли то простые «беседы» миссионера с раскольническими и сектантскими начетчиками, или хитроумные рассуждения высокообразованных людей.

Читать еще:  За что Бог может все грехи простить, или Как познать тайну страданий и спасти душу

Конечно, никто не может сомневаться в том, что при всяком деле, а тем более в просветительной христианской деятельности необходима любовь. Несравненно более затруднений в том, как приобрести эту любовь. Как победить свою греховную природу? Как отречься от гордости, исключительности, самолюбия и чувственности? Как полюбить ближнего? Св. ап. Иоанн научает нас, что при искреннем твердом намерении, можно победить и свою греховную природу. Средством для этого является, при содействии благодати Божией, христианское самовоспитание, – приобретение доброго настроения и выработка нравственного характера. Мы должны более всего помнить о том, наставляет нас Наперсник Иисусов, что Бог «первее возлюбил есть нас» и настолько сильно, что «по нас душу свою положи». То есть, мы должны попытаться измерить всю величину и глубину любви, которая открылась нам в Иисусе Христе. Мы должны помнить, что Бог возлюбил нас в Своем Сыне и возлюбил такими, какими мы бываем, какими Он нас видит и ныне, со всем нашим ничтожеством и пороками, столь отделяющими Его от нас. Он нас возлюбил до жертвы, до креста. Будем постоянно помнить об этой тайне спасения. Этого источника любви мы не исчерпаем никогда. Чем более мы будем думать о том, что Бог явил нам во Христе, тем скорее мы почувствуем в себе тот источник воды живой, который не иссякнет во веки: любовь рождает любовь. Для образования в себе доброго настроения, кроме непрестанного памятования о любви Божией к нам, мы должны устремлять свое внимание преимущественно на светлые, радостные стороны жизни. Что зло в жизни есть, и даже очень много его, это не подлежит сомнению. Но смысл жизни не в том, чтобы отыскивать и собирать зло, а, напротив, в том, чтобы вызывать и «возгревать» добро, т.е. увеличивать его. Достойно внимания, одни и те же люди, одно и то же общество одному кажутся, и на самом деле бывают, добрыми и содержательными, а для другого – ничтожными и пустыми. – Доброе христианское настроение важно потому, что все наши дела и поступки суть выражение наших дум, хотений и намерений. Поэтому если мысли наши добрые, светлые, то такими же должны быть и наши действия. Так должно бы быть, но, к сожалению, не всегда так бывает. Часто мы делаем не то доброе, которого хотим, а то злое, которого не желаем. Это потому, что в нашей греховной природе живет «ин закон» и влечет нас ко злу. Чтобы бороться с этим греховным направлением нашей природы, необходимо выработать в себе нравственный характер; вопреки греховным наклонностям – создать в себе добрые навыки. Конечно, это очень трудно, но не невозможно. Святые были «подобострастны» нам (Ср. Иак.5:17 ), но удостоились прославления. И чествуемый ныне нами Апостол любви, преисполненный высшего благоговения, небесной нежности и смиренной кротости, получал от Спасителя уроки терпимости, милосердия и смирения, принимал их с благоговением и победил свою греховную природу, сделавшись великим учителем новой заповеди Спасителя. Но скажет кто, св. апостол Иоанн, как и прочие Апостолы и праведники (Ср. Иак. V, 17 ) жили во времена отдаленнейшия, при исключительных условиях и были натурами богато одаренными; можно ли нам, обыкновенным людям, в нынешние времена, при изменившихся условиях жизни, поднять на себя подвиг самоотречения? Мы не будем перечислять вам многочисленные сонмы подвижников, уже живших после времен апостольских, для этого у нас не хватило бы ни времени, ни сил; мы не будем вообще обращаться к «дням древним», но укажем вам на известных питомцев нашей Академии, прославленных всею русской церковью – свв. Феодосия Черниговского, Дмитрия Ростовского и Иннокентия Иркутского. Вот св. мужи весьма близкие нам по времени жизни и родные по духу и плоти. Они наши русские и более близки нам, чем миллионы теперь живущих. Они прошли тот же путь школьного образования и воспитания, какой и мы. Они воспитанники высшей духовной школы и именно нашей. Если они победили свою греховную природу и воплотили в своей жизни любовь Христову, то почему не можем сделать этого и мы.

Итак, братие, напоминаем вам заповедь древнюю, даже вечную, но в то же время и новую: возлюбите Бога, возлюбите своих ближних, возлюбите все творение Божие! Эта заповедь древняя, ибо самый мир, как и человек, – явились к бытию по благости и любви Божией. Эта заповедь вечная: ибо любовь есть внутренняя жизнь Святой Троицы. Эта заповедь новая, ибо она подтверждена новым примером неизреченной Божественной любви – крестною смертью Единородного Сына Божия за грешный род человеческий. Новая она и потому, что появляются и прославляются церковью новые и новые угодники Божии, воплотившие в своей жизни эту великую заповедь. На этой заповеди утверждаются и к ней взывают закон и пророки. Все достоинство жизни человека должно определяться тем, насколько каждый успевает в исполнении заповеди о любви. А конец жизни всякого верующего – настолько возлюбить Бога, чтобы сделать свое сердце достойным жилищем Духа Божия, чтобы Отец и Сын вошли в храмину нашей души и сотворили в ней обитель. Аминь.

Михаил Поснов

Произнесено на литургии в Киево-Братском монастыре, в день Академического храмового праздника

Архиепископ Иннокентий. Сочинения. Т. 5. Издание Вольфа. 1901г. стр. 197

Апостол и Евангелист Иоанн Богослов:
10 слов о любви

Апостола Иоанна Богослова, память которого мы празднуем сегодня, еще называют апостолом любви. Именно любовь — центральная тема трех его кратких, но ярких и запоминающихся посланий. Отвлекитесь на минутку от суеты и прочтите хотя бы несколько стихов из них.

1. Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. А что мы познали Его, узнаём из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаём, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал (1 Ин. 2:1-6).

2. Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1 Ин. 3:1-2).

3. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною (1 Ин. 3:16-18).

4. Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь (1 Ин. 4:7-8).

5. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга (1 Ин. 4:9-11).

6. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви (1 Ин. 4:16-18).

7. Кто говорит: ‘я люблю Бога’, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего (1 Ин. 4:20-21).

8. И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга. Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней (2 Ин. 1:5-6).

9. Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников. Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога, ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников. Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине (3 Ин. 1:5-8).

10. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2:15-17).

СВЯТОЙ ИОАНН БОГОСЛОВ — УЧИТЕЛЬ ВЕРЫ И ЛЮБВИ

СВЯТОЙ ИОАНН БОГОСЛОВ — УЧИТЕЛЬ ВЕРЫ И ЛЮБВИ

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов почитается по преимуществу образцом и проповедником любви. Любовью дышит его Евангелие, уроками о любви исполнены его послания, и разительным примером той же любви служит вся жизнь его. Он истолковал все тайны любви — и истинное начало ее, и движение ее в делах, и ее конец — высоту, до которой возводит она человека. С этой стороны особенно и известен святой Иоанн, и кто ни стал бы рассуждать о любви, тотчас вспоминает о нем, как образце любви, и обращается к нему, как к учителю любви.

Но, посмотрите, какое употребление сделали из этого нынешние умники. Есть у них особый род суемудрия, называемый индифферентизмом, по которому они думают и говорят: «Верь как хочешь — это все равно; только люби людей, как братьев, благодетельствуй им и действуй на них благотворно. Вон, — говорят, — и евангелист Иоанн только и пишет, что о любви. В любви у него свет и всякое совершенство. А кто не любит, тот, по его словам, ходит во тьме, пребывает в смерти, есть человекоубийца. Известно также, что когда евангелист устарел и не мог уже ходить сам, то его на руках вносили в церковь, и он твердил только: «Братие, будем любить друг друга!» Вот как он ценил любовь. Так, — говорят, — надобно и нам: люби — и только, а веруй как себе хочешь».

Противопоставим же лжеучению этих краснобаев истинное учение святого Иоанна Богослова и оградим таким образом смысл свой от колебания в началах христианского здравомыслия суемудрием индифферентизма.

Этим умникам хочется самим все устраивать, без Бога — и свое внешнее благосостояние, и свою нравственность. Оттого они всячески ухищряются сплесть такую систему учения, чтобы в ней о Боге и помину не было, — и бьют на любовь. «Вы себя-то, — говорят, они, — взаимно любите, а о Боге что думать!» Но с этой-то стороны особенно и поражает их святой евангелист. Действительно, он непрестанно говорит о взаимной любви друг к другу, но поставляет эту любовь в такой связи с Богом, с любовью к Нему и богопознанием, что отделить их друг от друга нет никакой возможности. Смотрите, откуда производит он любовь. Бог, говорит он, возлюби нас и посла Сына Своего очищение о гресех наших, и затем прибавляет: аще сице возлюбил есть нас Бог, и мы должны есмы друг друга любить (1Ин.4:10-11). Стало быть, по учению его, наша взаимная любовь должна созидаться под действием веры в Господа, пришедшего спасти нас, и, следовательно, не все равно, что веруй как хочешь. Потом говорит: возлюбим друг друга, яко любы от Бога есть. Аще друг друга любим, Бог в нас пребывает. Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1Ин.4:7-16). Видите ли, у него нет слова о любви без слова о Боге и Спасителе! Любовь идет от Бога и ведет к Богу, так что, если кто говорит, что он любит брата, а Бога и Спасителя не знает и не любит, тот лжет и истины нет в нем (ср. 1Ин.2:4). Поэтому все учение святого евангелиста о любви можно сократить так: чтобы возлюбить брата, надо Бога возлюбить, но чтобы возлюбить Бога, конечно, надо познать Его и в Себе Самом, и, особенно, в Его спасительных действиях на нас; познать, стало быть, и веровать. В чем же вся воля Божия? В вере и любви. Вот вам, говорит он, заповедь: да веруете в Сына Божия Иисуса Христа, и любите друг друга! (1Ин.3:23). Значит, не одна любовь заповедуется, но и вера в Господа, и притом так, что вера есть источник любви; так что если собрать воедино только те места, где святой евангелист Иоанн говорит об одной любви, то и тогда учением его никак нельзя утверждать лжи суемудрия, что люби, дескать, только, а веруй как хочешь.

Читать еще:  Кто, как не Бог, силен мне помочь?

Но у святого Иоанна, кроме учения о любви, есть еще учение о вере, независимо от закона любви, — и смотрите, как он решительно отвергает тех, которые говорят: «Веруй как хочешь». С первых же стихов своего послания о чем идет у него проповедь? О том, говорит он, что мы видели, что слышали и что руки наши осязали — о Словеси животнем, о том, что живот явися, тот живот, Иже бе у Отца и явися нам; все это поведаем вам, да общение имате с нами; а наше общение, прибавляет он, со Отцем и Сыном Его Иисусом Христом (1Ин.1:1-3). Значит, у святого Иоанна Богослова, как и у всех апостолов, главная проповедь — об общении с Богом чрез Господа Иисуса Христа, из которого потом вытекает и взаимное общение верующих. Как же после этого останавливаться на последнем, не имея первого?

Далее святой Иоанн задает себе вопрос: кто же есть лживый? Никто, отвечает он, разве точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос, и сей есть антихристов, отметаяйся Отца и Сына. Всяк, отметаяйся Сына, ни Отца имать. Иже аще исповесть, яко Иисус есть Сын Божий, Бог в нем пребывает, и той в Бозе (1Ин.2:22-23; 4:15) Стало быть, все дело в исповедании Господа Иисуса Христа Сыном Божиим и Богом, — как же после этого говорить «веруй как хочешь»?

А вот и еще предостережение. Возлюбленнии, говорит святой евангелист, не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть; яко мнози лжепророцы изыдоша в мир. О сем познавайте Духа Божия и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа, во плоти пришедша, от Бога несть, и сей есть антихристов (1Ин.4:1-3). Но кто говорит «веруй как хочешь», тот не исповедует Иисуса Христа, потому что если б исповедовал, то не говорил бы так; стало быть, и он от Бога несть. От кого же? Отвечайте сами.

Наконец, святой евангелист всю сущность христианства изображает так: живот вечный дал есть нам Бог, и сей живот в Сыне Его есть. Имеяй Сына Божия имать живот; а не имеяй Сына Божия живота не имать (1Ин.5:11-12). Следовательно, кто не верует в Сына Божия, тот не имеет живота вечного. После этого как же все равно, что веруй как хочешь? Нет, — вемы, яко Сын Божий прииде и дал нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго во истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный (1Ин.5:20).

Этих извлечений, кажется, достаточно, дабы показать индифферентистам, что они напрасно думают найти опору своей лжи в учении святого Иоанна Богослова. Верно, они говорят так потому, что никогда не читали святых и боговдохновенных его писаний, а ссылаются на него по слуху о его любвеобильности. Но пусть они теперь выставляют и другое, кроме сего, в защиту своего лжеучения, — нам, верующим, достаточно одного слова возлюбленного ученика Христова, чтобы отвергнуть его, и не колеблясь веровать исключительно тому, что передано от Господа чрез святых Его апостолов и содержится Церковию.

Читайте также

Поучение 2-е. Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов (Примеры уклонения христиан от закона христианской любви и необходимость жить по духу ее)

Поучение 2-е. Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов (Примеры уклонения христиан от закона христианской любви и необходимость жить по духу ее) I. Что сказать вам, братия, в нынешний праздник? Любимый ученик Господа, св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, память которого

Поучение 3-е. Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов (О любви к Богу и ближнему)

Поучение 3-е. Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов (О любви к Богу и ближнему) I. Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, ныне ублажаемый, был ближайшим и любимейшим учеником Господа нашего Иисуса Христа, – по выражению церковной песни, он был другом и наперсником

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был вторым сыном рыбака Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника, младшим братом святого апостола Иакова. Вместе с братом своим Иаковом святой Иоанн помогал отцу в рыбной ловле на

Как закончил свою жизнь святой апостол Иоанн Богослов?

Как закончил свою жизнь святой апостол Иоанн Богослов? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Согласно священномученику Ипполиту Римскому, Иринею Лионскому и Евсевию Памфилу святой апостол и евангелист Иоанн Богослов умер при императоре Траяне (98

Богослов любви

Богослов любви Любимый ученик Иоанн стал апостолом любви, как его часто называют. Три послания Иоанна постоянно возвращаются к этой теме, именно там мы встречаем, может быть, самые удивительные слова о любви во всей Библии: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог

Апостол и Евангелист Иоанн Богослов

Апостол и Евангелист Иоанн Богослов Иоанн Богослов – один из 12-ти избранных учеников Господа, писатель четвертого Евангелия, трех соборных Посланий и Откровения. Апостола Иоанна называют апостолом любви, потому что в его посланиях чаще всего в Новом Завете встречается

ИОАНН БОГОСЛОВ

ИОАНН БОГОСЛОВ ИОАНН БОГОСЛОВ (греч. Чшашцс, о вгоХ&(ос„ евр./hdhanan, илиyohanan, «Яхве милостив»), Евангелист Иоанн, любимый ученик Иисуса Христа, наряду с Петром занимающий центральное место среди двенадцати апостолов. По церковной традиции, И. Б. — автор четвертого Евангелия

Глава X Святой Иоанн Богослов. Второе гонение на христиан

Глава X Святой Иоанн Богослов. Второе гонение на христиан Пока происходили страшные события, описанные в предыдущей главе, Церковь Христова продолжала расти и множиться. Благодать Божия была над апостолами и преемниками их. Долее других апостолов оставался в живых

Глава X Святой Иоанн Богослов. Второе гонение на христиан

Глава X Святой Иоанн Богослов. Второе гонение на христиан Пока происходили страшные события, описанные в предыдущей главе, Церковь Христова продолжала расти и множиться. Благодать Божия была над апостолами и преемниками их. Долее других апостолов оставался в живых

37. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. О богословии

37. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. О богословии Апостол Иоанн был любимым учеником Христа. Имя «богослов» Церковь дала ему за глубину ведения таин Божиих, которые отчасти он изложил в своих книгах — Евангелии, Посланиях и Апокалипсисе. Кроме него такое имя за

VI СВЯТОЙ АПОСТОЛ ИОАНН БОГОСЛОВ

VI СВЯТОЙ АПОСТОЛ ИОАНН БОГОСЛОВ «Отнимется от вас Царствие Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф. 21, 43).Погибла Иудея; разорен храм; прекратились жертвы; не стало священников и левитов; умолкли пророки. Отнялось от евреев Царствие Божие.Кому дано было

XV. Святой Василий Великий и святой Григорий Богослов

XV. Святой Василий Великий и святой Григорий Богослов Второй Вселенский СоборВ истории борьбы Церкви с арианством Василий Великий выступает сильным защитником православия в то время, когда святой Афанасий Александрийский уже сходил со своего поприща, и является

Апостол Иоанн Богослов

Апостол Иоанн Богослов Откуда был родом Апостол Иоанн, об этом нельзя сказать ничего определенного. Об отце его, Зеведее, известно только, что он, с своими сыновьями, Иаковом и Иоанном, жил в Капернауме и занимался рыболовным промыслом в довольно широких размерах, на что

ЭКСКУРС II. СВ. ИОАНН ПРЕДТЕЧА И СВ. ИОАНН БОГОСЛОВ

ЭКСКУРС II. СВ. ИОАНН ПРЕДТЕЧА И СВ. ИОАНН БОГОСЛОВ Св. Иоанн Богослов был учеником св. Иоанна Предтечи. Именно в Евангелии от Иоанна апостолом–самовидцем повествуется, как двое из учеников Иоанна стояли вместе с Предтечей. По обычаю евангелиста, назван только один, Андрей,

14. Как закончил свою жизнь святой апостол Иоанн Богослов?

14. Как закончил свою жизнь святой апостол Иоанн Богослов? Вопрос:Как закончил свою жизнь святой апостол Иоанн Богослов?Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:Согласно священномученику Ипполиту Римскому, Иринею Лионскому и Евсевию Памфилу

Как возлюбить каждого: 7 шагов к христианской любви

Мирянин поинтересовался у своего духовника:
— Никак не могу понять, зачем наш Господь дал две заповеди: любить Бога и любить ближних? Неужели любить Бога — недостаточно?
— Достаточно, вполне достаточно, — ответил духовник. — Только вот чем ты можешь измерить свою любовь к Богу?
Мирянин задумался и ответил:
— Ничем не могу измерить…
— Вот для того-то и дал Господь вторую заповедь, — ответил духовник. — Она — мера первой!

«Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого. Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя», учил святитель Василий Великий.

В наши дни человечество по-прежнему далеко от вселенской любви: семьи разрушаются, взрослые совращают детей, народы воюют, политики клевещут друг на друга. И только малочисленные праведники удерживают Россию и мир на краю бездны.

Как обычному мирянину постичь и ощутить любовь к каждому человека? Нас окружают ближние со своими пороками, мешают спокойно жить, раздражают непорядочностью. А христианство предписывает радоваться и благотворить им.

По улицам гоняют водители, из машин которых несётся матерщинный рэп. Праздничные дни превращаются в разгул пьяниц. За стеной сплетничают соседи. В интернете подстерегают мошенники. И всю эту ораву нужно вместить в своё сердце, как вместил Христос и разбойника, и блудницу, а не только друзей-апостолов.

Любовь означает безусловное принятие?

Мы часто слышим о том, что любовь это безусловное принятие. Обывателю кажется, что и христианство говорит о том же, призывая в каждом видеть образ Божий.

Таким образом, получается, что судья не должен выносить приговор преступнику, родители не вправе наказать сына-хулигана, муж должен мириться с блудом жены, семья не может порицать извращенца. И тысячи подобных ситуаций. Но к чему это привело бы в результате? Только к большей распущенности человека и страданиям окружающих его людей.

В начале зимы под Петербургом был арестован отец-педофил, семья которого подозревала о его домогательствах к дочери, но молчала. Эти люди посещали церковь, и, видимо, считали, что не имеют права осуждать главу семьи. В итоге они всё-таки прозрели, но дело зашло так далеко, что детей отберут даже у безвинной матери, вовремя не остановившей беспутного отца.

Любовь это не капитуляция перед грехами ближнего в духе толерантного века сего. Образ Божий нужно не только видеть в каждом, но и стараться очистить его от наслоений греха. Как старую икону очищают от копоти и пыли.

Христос, чья любовь к человечеству является эталоном для нас, в своих проповедях и беседах осуждал порочных людей, хотя, несомненно, любил всех.

Он пришёл спасти каждого.

Как горячо обличал Сын Божий своих современников:
“Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! Как убежите вы от осуждения в геенну?” (Матф 23:29-38).

Мы должны меняться к лучшему и вправе менять к лучшему других мирян. Разумеется, не нарушая закона Божьего.

Любовь к себе полезна?

Возлюбить как самого себя. А любим ли мы себя и в чём это выражается? Мы часто слышим о том, как греховны эгоизм и самолюбование. Чем они отличаются от христианской любви к себе, из которой произрастает любовь к ближним?

— Любовь к себе означает заботу о собственной душе, избавление её от грехов, стремление к её спасению. Борьба с унынием, гневом и дурными страстями подобает христианину.

— Любовь к себе подразумевает внимание к собственному здоровью, потому что тело также создание Бога и жилище души. Человек избегает дурных привычек, не занимается саморазрушением: пьянством, наркоманией, блудом.

— Любовь к себе означает развитие своих талантов, дарованных Богом. Созидательный труд во благо. Создание семьи, чтобы продолжить свой род. Или монашеское стремление к святости.

Говорит протоиерей Вячеслав Брегеда:
— Святые отцы поучают о том, что наша плоть – это как ослик, на котором мы едем. Если ослика не кормить, то он не поедет. К себе надо относиться так, чтобы не допустить создания «самоидола», чтобы человек не чувствовал себя центром Вселенной. Любить самого себя – это, прежде всего, знать самого себя. Познай самого себя – познаешь и мир! А чтобы любить себя, надо знать свои собственные немощи, надо увидеть самого себя таким, какой ты есть, и самому себе помочь. Самого себя любить – это как самого себя спасти, вытащить, бывает это очень трудно сделать. Но в этом есть стремление и желание прийти к Богу. Так и вы старайтесь, вникайте в себя, научитесь видеть свои немощи и страсти, боритесь с ними и угождайте Богу.

Эгоизм, напротив, приводит к потаканию своим слабостям и страстям, что приводит, в том числе, к суициду.

Читать еще:  На богослужении в соборе Глазго читали Коран

7 способов научиться любви к каждому человеку

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Недавно я прочитала рассказ православной христианки о том, как она старается следовать совету старца Паисия Святогорца: «Непрестанно благословляйте». Порой для этого ей приходится преодолевать чувства раздражения. Вот школьница бредёт по газону, вот парни пьют пиво и ругаются, не всё нравится пожилой женщине, но она твердит:
«Господи, благослови эту деточку, помоги ей в учении и утверди в добром, и святыми ее молитвами помилуй мя, грешную».
«Господи, благослови и этих молодых ребят, вразуми их и помоги их мыслям и чувствам быть выше и чище, благослови понять и перенять красоту и богатство родного языка, и святыми их молитвами помилуй мя, грешную».

Вряд ли эти юные россияне молятся, но когда-нибудь, в свой час, каждый обратится к Богу, как желает им добрая старушка.
Несомненно, один из способов возлюбить всех людей – благословлять каждого, несмотря на собственные эмоции: от возмущения до отчуждения.

МОЛИТВА

За кого мы молимся? Я знаю людей, которые просят у Бога милости для недоброжелателей. Но помним ли о том, что христианство – вселенская религия, проповедь которой должна охватить весь мир?

Молитва веры есть духовный магнит, привлекающий чудодейственную силу. (Св.Филарет Московский)

Нам подобает молитва не только за семью, но и за народ, за всё человечество. Для этого нужно мыслить широко и не питать вражды к другим странам, ведь некоторые привыкли обвинять и оскорблять то иноверцев, то инородцев в проблемах России. Обратим взор на собственные недостатки.

Преподобный Силуан Афонский говорил: «Буду молиться за весь род человеческий, дабы все люди обратились ко Господу и успокоились в Нем». И дерзал молиться не только за всех живущих, но и за умерших грешников, томящихся в Аду.

ПРОЩЕНИЕ

Мы прощаем себе то, чего никогда не простили бы ближним. Находим себе оправдания в большинстве случаев. Даже преступник, убийца, похититель людей, считает, что поступал правильно, а его жертвы неправы. Но попробуйте искать оправдания для оступившихся ближних, словно для себя. И прощать ненавидящих и обидящех вас лично. Пожалуй, это самое сложное. Н.В.Гоголь психологически точно заметил, что для человека самое страшное – хотеть отомстить, но не мочь отомстить. Но христианство призвано победить человеческую низменную природу.

СОПЕРЕЖИВАНИЕ

Когда дело касается нашего комфорта, мы очень волнуемся. Когда узнаём о проблемах чужих людей, чаще всего проявляем апатию или праздное любопытство.

Но если ближнему холодно, голодно, страшно, мы должны воспринимать это, словно холодно, голодно, страшно нам лично. Сопереживание тоже путь к любви. Недаром в старину любимую называли жалечкой – той, которую жаль. И это не унижало, а усиливало чувство.

Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования. (Ф. Достоевский)

ОПРАВДАНИЕ

Евангелие учит не осуждать. Противоположность осуждению — оправдание. Если человек совершил неблаговидный поступок, старцы советуют найти причину, по которой он мог оступиться. Это лучше, чем злорадствовать, сплетничать и клеймить, чем мы нередко занимаемся. Некоторые женщины часами не отрываются от телефона, перемывая косточки всем знакомым и малознакомым.

Но Христос учил нас искать оправдание даже на кресте. Вспомним, как Он просил Отца Небесного не карать палачей: «Ибо не ведают, что творят».

ПОМОЩЬ

И поскольку вера без дел мертва, мы по мере своих сил должны пытаться помочь страдающему. Как мало способных на это в наши дни. А ведь Иисус на вопрос собеседника: «Кто мой ближний?» ответил притчей о добром самарянине, который спас раненого иудея-иноверца и таким образом стал для него ближним.

Митрополит Антоний Сурожский пишет: «Кто же мой ближний, которого я должен возлюбить как самого себя? Ближний это не тот, который тебе близок, не тот, который тебе дорог, не тот, кого ты, оглядываясь, заметишь и приблизишь к себе, — это тот, который в тебе нуждается, всякий, кто бы он ни был, знакомый и незнакомый».

Благотворительность, как рай, полна благословений. (Сир. 40.17).

ОБЩЕНИЕ

В исконном библейском смысле слово «общение» означает не просто беседу, дружескую встречу или свидание. «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деяния 2:42). Общение здесь означает религиозный союз, связь, взаимопомощь, наполненные христианским смыслом. Как далеко это от болтовни в кафе или турпохода. Христианское общение ведёт к углублению взаимопонимания, к проповеди, к совместному духовному росту.

Люби доброе общество. (Ефрем Сирин)

7 шагов к христианской любви требуют большой работы над собой. И она длится всю жизнь. Но чувство радости и покоя, которое озаряет душу любящего человека, стоит стараний. Прощение освобождает от гнева, понимание приводит к нам друзей, милосердие к слабым даёт ощущение собственной силы.

Любовью христианин меняет мир и становится помощником Творца.

Уроки святого Иоанна Богослова: как научиться правильно любить?

Тема урока: “Любовь к Богу”

Библейский текст для запоминания: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Это первая и наибольшая заповедь”. (Евангелие от Матфея 22:37,38)

Помните слова одной известной песни: “О любви не говорят, о ней все сказано”? Но это неправда! О Божьей любви никогда не договора до конца, а о собственной любви к Творцу искренний человек проповедывать ежедневно по – новому!
Нету пика, вершины в любви, которых ты достиг бы и сказал: “Все, я имею полную, совершенную любовь к Господу, “вылюбил” Иисуса до конца”. Этого не удалось и никогда, к счастью, не удастся сделать человечеству.
Пока мы живем – до любим Христа Пока любим Христа – до и живем!

Ход урока:

1 . Поздравление учителя. Приветствуйте детей любовью Господа нашего Иисуса Христа. Дайте им понять, что сегодняшняя воскресная встреча – это проявление любви, как со стороны Бога, так и с нашей стороны. Мы пришли в Воскресную школу не только для того, чтобы увидеть лица друг друга, поиграть, порисовать, но и поговорить с Богом, слушать Его Библию, узнать Его волю в отношении нашей жизни.

2 . Приход Игрушки. Каждый раз придумывайте новые ее приключения по дороге в Воскресной школы . Скажите, что сегодня она думала именно о любви, думала о том, что такое любовь – это слово или дело?

3 . Пение вместе с Игрушкой. Пойте радостно, вдохновенно, старательно. Когда мы в песнях славим Бога, и этим проявляем Ему свою любовь.

5 . Проверка домашнего задания должно происходить достаточно оперативно, ведь впереди очень приятная тема для обсуждения.

6 . Ознакомление детей с темой урока.

7 . Игра “Цветок любви”.
– Начните игру с вопросов: “Что такое любовь Что означает – любить родителей? Как это происходит? Что ты делаешь для того, чтобы твоя мама поняла, что ты ее любишь?”
Давайте детям возможность обдумывать услышанное и следите за тем, чтобы каждый высказался.
– Объясните, что это был тайный вступительный экзамен. Они все принятые на работу садоводами в сад Любви. Накиньте на их плечи зеленую полоску – это будет “рабочей форме”.
– А теперь представим, что мы работаем над одной огромной, редкой, но очень красивым цветком, лепестки которой разноцветные, ее имя “Счастье”.
Сердцевина (середина) цветки – Иисус Христос, лепестки – это проявления нашей любви. Подписывайте и раскрашивайте ее постепенно.
Разноцветные лепестки:
– Вера;
– Молитва;
– Чтение Библии;
– Послушание родителям;
– Честность;
– Трудолюбие;
– Щедрость.
Объясните детям, что когда мы молимся, читаем Библию, повинуемся маму и делаем то, о чем она попросила, усердно учимся в школе или дома чистим картофель, щедро делимся с товарищами своим печеньем и все это делаем от всего сердца, с любовью, то этим мы проявляем свое уважение к Божьим заповедям, а значит и любовь к Господу.
Бог, видя это, понимает, что наша любовь настоящая!

8 . Изложение темы. Библейский текст – 21 главу Евангелия от Иоанна.
Иисус появляется ученикам на берегу окрестности Тивериады . Он снова благословляет их хорошим выловом рыбы. А на берегу разложил огонь и приготовил им завтрак. В воздухе слышен запах дыма, чувствуется утренняя прохлада. И вот опять Христос начинает разговор. Иисус трижды спрашивает Петра: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня больше, чем они?” И Петр трижды отвечает: “Да, Господи, Ты знаешь, что я люблю Тебя”. Богу очень важно знать, любим мы его.
Спросите детей о том, любят Господа ? Как любят?

9 . Раскрашивание рисунка.

10 . Изучение библейского стиха с движениями.
Объясните его значение детям, расскажите о том, что это первая и самая заповедь, которая была отчеканена на каменных скрижалях, которые Моисей получил от Господа на горе Синай.
Покажите детям нарисованные скрижали, ведь они должны иметь о них верную воображение.

11 . А сейчас посейте вместе с детьми в одноразовых стаканах цветы (бархатцы, например). У каждого ученика должен быть свой стакан с землей (приготовьте их и семена заранее) . Объясните, что семена любви к Богу обязательно прорастает, цветет, как цветок, пахнет и приносит всем много радости.
Пусть дети возьмут эти пластмассовые “горшочки” домой и ухаживают за цветами все лето.

12 . Оценка работы.

13. Объяснение домашнего задания.

Тема уроку: “Любов до Бога”

Біблійний текст для запам’ятовування: “Люби Господа Бога твого всім серцем твоїм і всією душею твоєю, і всім розумом твоїм. Це є перша і найбільша заповідь”. (Євангеліє від Матвія 22:37,38)

Пригадуєте слова однієї відомої пісні: “О любви не говорят, о ней все сказано”? Але це неправда! Про Божу любов ніколи не договориш до кінця, а про власну любов до Творця щира людина звіщатиме щодня по-новому!
Немає піку, вершини в любові, яких ти досягнув би і сказав: “Все, я маю повну, досконалу любов до Господа, я “вилюбив” Ісуса до останку”. Цього не вдалося і ніколи, на щастя, не вдасться зробити людству.
Доки ми живемо — доти любимо Христа! Доки любимо Христа — доти і живемо!

ХІД УРОКУ:

1. Вітання вчителя. Вітайте діток любов’ю Господа нашого Ісуса Христа. Дайте їм зрозуміти, що сьогоднішня недільна зустріч — це прояв любові, як з боку Бога, так і з нашого боку. Ми прийшли до Недільної школи не лише для того, щоб побачити обличчя один одного, погратися, помалювати, але і порозмовляти з Богом, послухати Його Біблію, довідатися про Його волю стосовно нашого життя.

2. Прихід Іграшки. Щоразу вигадуйте нові її пригоди по дорозі до Недільної школи . Скажіть, що сьогодні вона думала саме про любов, міркувала над тим, що таке любов — це слово чи діло?

3. Спів разом з Іграшкою. Співайте радісно, натхненно, старанно. Коли ми в піснях славимо Бога, то і цим проявляємо до Нього свою любов.

5. Перевірка домашнього завдання має відбуватися досить оперативно, адже попереду дуже приємна тема для обговорення.

6. Ознайомлення дітей з темою урока.

7. Гра “Квітка любові”.
– Розпочніть цю гру із запитань: “Що таке любов? Що означає — любити батьків? Як це відбувається? Що ти робиш для того, щоб твоя мама зрозуміла, що ти її любиш?”
Давайте дітям можливість обдумувати почуте і слідкуйте за тим, щоб кожен висловився.
– Поясніть їм, що це був таємний вступний іспит. Вони всі прийняті на роботу садівниками у сад Любові. Накиньте на їхні плечі зелену смужечку — це буде “робочою формою”.
– А тепер уявімо, що ми працюємо над однією величезною, рідкісною, але дуже гарною квіткою, пелюстки якої різнокольорові, її ім’я “Щастя”.
Серцевина (серединка) квітки — Ісус Христос, пелюстки — це прояви нашої любові. Підписуйте та розфарбовуйте її поступово.
Різнокольорові пелюстки:
– віра;
– молитва;
– читання Біблії;
– послух батькам;
– чесність;
– працьовитість;
– щедрість.
Поясніть дітям, що коли ми молимося, читаємо Біблію, слухаємося маму і робимо те, про що вона попросила, старанно вчимося в школі чи вдома чистимо картоплю, щедро ділимося з товаришами своїм печивом і все це робимо від усього серця, з любов’ю, то цим ми проявляємо свою повагу до Божих заповідей, а значить і любов до Господа.
Бог, бачачи це все, розуміє, що наша любов справжня!

8. Виклад теми. Біблійний текст — 21 розділ Євангелії від Іоана.
Ісус з’являється Своїм учням на березі Тіверіядського моря. Він знову благословляє їх хорошим виловом риби. А на березі розклав вогонь і приготував їм сніданок. У повітрі чути запах диму, відчувається ранкова прохолода. І ось знову Христос розпочинає розмову. Ісус тричі запитує Петра: “Симоне Йо-нин, чи ти любиш Мене більше, ніж вони?” І Петро тричі відповідає: “Так, Господи! Ти знаєш, що я люблю Тебе”. Богові дуже важливо знати, чи любимо ми Його.
Запитайте дітей про те, чи люблять вони Господа? Як люблять?

9. Розфарбовування малюнка.

10. Вивчення біблійного вірша з рухами.
Поясніть його значення дітям, розкажіть про те, що це перша і найголовніша заповідь, яка була викарбувана на кам’яних скрижалях, котрі Мойсей отримав від Господа на горі Синай.
Покажіть дітям намальовані скрижалі, адже вони повинні мати про них вірну уяву.

11. А зараз посійте разом з дітьми в одноразових стаканах квіти (чорнобривці, наприклад). У кожного учня має бути свій стакан із землею (приготуйте їх та насіння заздалегідь). Поясніть, що насіння любові до Бога обов’язково проростає, цвіте, як квітка, пахне і приносить усім багато радості.
Нехай діти візьмуть ці пластмасові “горщечки” додому і доглядають за квітами ціле літо.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector