0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Весь живот наш Христу Богу предадим»

Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим

Самих себя, других людей, наших детей, наших друзей, родственников, домашних, сотрудников по работе, всех жителей нашей страны и весь мир вверим в руки Божии. И хотя эта ектения, предлагаемая священнослужителями, кажется весьма простой, в наши дни она имеет огромное значение и силу.

Потому что в наше слишком запутанное время на нас лежит огромный груз множества забот и обязанностей, и человек дошел до состояния хронической усталости. Мне часто встречаются даже люди молодого возраста, уже уставшие от жизни, от бремени скорбей. Молодые люди состарились от непомерного труда и постоянных ударов судьбы, зачастую их психика травмирована событиями, происходящими в современном мире.

Среди молодежи есть настолько чувствительные души, что им достаточно услышать какой-нибудь выпуск новостей, чтобы их психика отяготилась полным недоумением относительно того, что происходит вокруг, куда катится этот мир и что будет с этим миром, если и дальше всё так будет продолжаться. И многие находятся в такой агонии… Эта агония, эти проблемы, скорби являются признаком последнего времени, признаком, о котором нам говорит Господь в Евангелии. Эти последние времена длятся вот уже очень продолжительное время. Это тяжкое бремя проблем и скорбей ощущает на себе без исключения практически каждый человек.

Господь, обращаясь к человеку, в Евангелии говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». И Церковь обращается к своим чадам, возглашая: «Сами себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим», то есть самих себя, наших ближних и все наши дела вверим в руки Божии.

Часто приходится слышать от духовных людей, когда мы рассказываем им о наших трудностях и проблемах, такие слова: «Предоставь это Богу». И подобный ответ не всегда нас удовлетворяет. Потому что мы полагаем: «Как же я предоставлю это Богу? А я-то сам что должен делать?»

Всё предоставить Богу… Нам кажется, что это малодушие, трусость и безразличие. Но на самом-то деле это похвальное мужество!

Что я могу сделать в таком-то случае? Мне что, надо всё предоставить Богу, а самому сидеть сложа руки? Нам кажется, что это малодушие, трусость и безразличие, но если разобраться, то на самом деле это похвальное мужество. Человек должен быть очень благочестивым, чтобы всё предать в руки Божии; его душа должна быть полна доверия и любви к Богу и Отцу нашему Небесному.

Вопреки нашему маловерию Церковь вот уже второе тысячелетие повторяет эту очень важную в нашей жизни ектению.

Приведу вам такой пример. Представьте, что некий человек несет непосильную ношу, сгибаясь под ее тяжестью, и вот по дороге ему встречается другой человек, который говорит ему: «Давай я помогу тебе», – и взваливает на себя весь его груз! И первый, потому что избавился от ноши, тяготившей его, испытывает великую радость и облегчение! Вот что означает «предадим»: то есть все наши проблемы и скорби и самую нашу жизнь отдадим в руки Божии.

Что, значит это вовсе и не трудно? На самом деле не так-то уж это легко – полностью ввериться Богу. Нам мешает наш «ветхий человек», наши эгоизм и самолюбие. Нам мешает страх вверить всего себя Богу, чтобы Он творил с нами Свою волю. Не так-то это легко – сказать Богу: «Да будет воля Твоя!»

Я вам рассажу случай из своей жизни, который я часто привожу как пример. О своей собственной немощи, с которой я боролся в продолжении многих лет. Когда я еще был совсем молод, у меня в душе было желание стать монахом на Святой Горе. Но меня очень беспокоили такие помыслы: как это я оставлю своих родителей? как же я уеду так далеко от Кипра, в незнакомое мне место, где не знаю никого, ведь там я не смогу видеться с близкими и друзьями и ко мне никто не сможет приехать? Тогда я пошел к одному старцу, поведал ему свои страхи и спросил, как мне быть. На что старец мне ответил:

– Моли Бога, чтобы над тобой исполнилась Его святая воля.

– Так значит, Бог хочет, чтобы я стал монахом! – воскликнул я.

Я подумал: если Бог хочет чего-то такого, чего не хочу я, то что же из этого выйдет? Кто-то из нас двоих должен отсечь свою волю. Или Бог должен отсечь Свою волю – что для меня было намного удобнее, – или я должен последовать Его воле, что мне казалось чрезвычайно трудным предприятием.

Читать еще:  Најстарије и најзанимљивије иконе Успења Богородице

Тогда я еще не осознавал, сколько радости и успокоения приносит следование Божией воле. Исключено, чтобы Бог желал, чтобы человек мучился или находился в трудном положении. Наоборот, Господь выводит нас из темницы, в которой находимся, открывая нам путь к вечному блаженству. Следование Божественной воле дает человеку подлинный душевный мир, радость, успокоение. Он Сам говорит об этом в Евангелии: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». А тогда я и помыслить об этом не мог, да и не мог понять, какое блаженство доставляет следование воле Божией.

Я боялся ввериться Богу, подобно больному маленькому ребенку, которого привели на прием к врачу, и вот вместо того, чтобы довериться врачу, ребенок сопротивляется, дерется и убегает из кабинета, не позволяя врачу до него дотронуться. Так происходит до того времени, пока ребенок не подрастет и не начнет понимать, что врач хочет его вылечить и не сделает ему ничего плохого.

Человеку необходимо перешагнуть через самого себя и понять: Бог есть Любовь.

Человеку необходимо перешагнуть через самого себя и понять: Бог есть Любовь. Старец Паисий Святогорец говорил, что человек нуждается в Боге, как в кислороде, чтобы дышать. Бог не может быть подобным углекислому газу, которым невозможно дышать. Он не создает для человека удушающей атмосферы, непригодной для жизни.

Когда Бог участвует в жизни человека, открывает ему мистическим образом Свою безграничную любовь, тогда глубокий мир царит в душе человека, и он начинает понимать смысл евангельских слов: «Я успокою вас». Тогда человек познает из опыта, что в этом мире не существует другого подлинного утешения для его души, кроме Христа. Тот человек, кто находится в удалении от Бога, несчастен, его жизнь наполнена множеством проблем. Когда Господь благословляет нашу жизнь, она меняется и становится необычайно интересной и красивой.

Ектения просительная

Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся.

Господи, помилуй (На каждое прошение).
О принесенных и освещенных Честных Дарех, Господу помолимся.
Яко да Человеколюбец Бог наш, приемь я во святый, и пренебесный, и мысленный Свой Жертвенник, в воню благоухания духовнаго, возниспослет нам Божественную благодать и дар Святаго Духа, помолимся.
О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим.

Подай, Господи (На каждое прошение).

Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.
Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим.
Добрых и полезных душам нашим и мира мирови, у Господа.
Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим.
Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове, просим.
Соединение веры и причастие Святаго Духа испросивше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Тебе предлагаем живот наш весь и надежду, Владыко Человеколюбче, и просим, и молим, и мили ся деем: сподоби нас причаститися Небесных Твоих И Страшных Таин, сея священныя и духовныя Трапезы, с чистою совестию, во оставление грехов, в прощение согрешений, во общение Духа Святаго, в наследие Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение.
И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати:
послушать

(или все молящиеся): Отче наш, Иже еси на Небесах! Да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Яко Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Аминь. Иерей: Мир всем.

И духови твоему.

Главы ваша Господеви приклоните.

Благодарим Тя, Царю Невидимый, Иже неисчетною Твоею силою вся содетельствовал еси и множеством милости Твоея от небытия в бытие вся привел еси. Сам, Владыко, с небесе призри на подклоньшия Тебе главы своя; не бо подклониша плоти и крови, но Тебе, Страшному Богу.
Ты убо, Владыко, предлежащая всем нам во благое изравняй, по коегождо своей потребе: плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй, недугующия исцели, Врачу душ и телес.
Благодатию, и щедротами, и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Читать еще:  Срочно нужна помощь православной журналистке Марине Богдановой

Вонми, Господи Иисусе, Христе, Боже наш, от святаго жилища Твоего и от Престола славы Царствия Твоего и прииди во еже освятити нас, Иже Горе со Отцем седяй и зде нам невидимо спребываяй. И сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь, и нам-всем людем.
(Закрываются царские врата и завеса.)

Един Свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь.

Сами себе, и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим

Сами себе, и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим

В малой ектении, в той самой, которая «паки и паки», которую даже Пуговкин знает в фильме про Ивана Васильевича, есть слова: «Сами себе, и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Слова эти в службах повторяются чаще многих других. Что слышно в них?

Слышен очень радикальный призыв, частота повторения которого говорит о высшей степени важности. Научиться бы слушать службу сердцем! Вся жизнь получила бы возможность вскиснуть от евангельской закваски, — и ум, и душа, и тело, -все три меры муки. В противном случае привычные слова скользят по замыленному слуху, ничего особенного не принося ни уму, ни сердцу. Как в том кино. Паки и паки… Ваше Сиятельство… Иже херувимы… Зело на самолет опаздываем…

Итак. Первое и третье – «сами себе» и «весь живот наш» – это ни больше ни меньше как апология мученичества. Мученики и есть те, кто отдал Богу себя всего и ничего для себя самого в своей жизни не оставил. Это – гвардия Небесного Царя. Царь Себя за рабов истощил – рабы себя за Царя на всякую муку полностью отдали. В этой взаимоотдаче они нераздельны. Отдали имущество, таланты, силы, земную славу и покой. Готовность на всякое терпение и страдание показали. И была в них какая-то такая чудотворная окрыленность и устремленность в будущую жизнь, что невидимое и грядущее было для них реальнее всего очевидного. Это – мученичество. «Сами себе» и «весь живот наш» – это внутреннее содержание мученичества. Остановимся теперь на серединке.

«Сами себе» и «весь живот наш» – это внутреннее содержание мученичества

«Друг друга» тоже нужно «предать» (передать) Господу. Каким образом и что это значит? Это апология чего? Себя самого толком далеко не каждый начал отдавать Христу Богу. А нужно еще как-то ближнего Христу Богу препоручить. А это, братья, апология общинной жизни. Не слышите ли вы в этом возгласе голос молящейся общины? То есть духовной семьи, где все всех знают, где нет случайных и никому не знакомых людей, где чужие нужды всем известны и об этих нуждах переживают. Я думаю, что этот голос древней литургической и общинной практики чудесно сохранился в нашем богослужении и слышен именно в этой фразе.

Ведь практически, фактически, бытийно и реально (скажи, как хочешь) люди сегодня приходят в храм «для себя» и ради себя. Ничего мы часто предавать, дарить и жертвовать Богу не собираемся. Мы, напротив, собираемся брать что-то у Него. Здоровья, семейного мира, новой и лучшей работы, решения проблем. Всего этого мы «у Господа просим». «Подай Господи» – гораздо более понятное прошение, нежели слова «Тебе Господи». А тут, оказывается, ещё нужно предавать Господу не только себя, но и друг друга. Для этого нужно элементарно хотя бы знать тех, кто стоит на молитве рядом. Пусть не всех, но часть из них, лучше – большинство. И нужно знать их нужды, чтобы молиться не только о себе да о своем, но и о том парне, чей локоть ты чувствуешь, чей голос глушит твои уши во время «Верую».

Люди сегодня приходят в храм «для себя» и ради себя

Я так понимаю, что голос богослужения – это голос Предания, гораздо более глубокий, чем даже история отдельной поместной Церкви. Это голос Вселенского и Апостольского предания. Какая радость и какое чудо, что мы не выдумываем и не изобретаем богослужение, на что, скажем, обречены милейшие и наивнейшие протестанты. Не лютеране и не англикане. У тех своя многовековая культура, чаще всего квазикатолическая, с органами, витражами, облачениями и богословской наукой. Речь о «наших» учениках американских харизматов. Эти просто обязаны выдавливать из себя радость и изображать восторг под звуки синтезатора. Они хвалят раскачиваясь, просят выкрикивая и благодарят с закрытыми глазами. Они, наморщив лоб, со сцены произносят импровизированные молитвы. И если тебе придется присутствовать при этом, то неизбежно почувствуешь стыд и жалость. Потому что это хоть и искренно, но очень наивно, а по отношению к истории Христовой Церкви еще и невежественно.

Читать еще:  Рождество на «Интере»: богослужения и премьера нового документального проекта

В Богослужении апостольское учение выражено не менее ярко и убедительно, чем в апостольских писаниях

Сами себе, и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим

Но это не повод нам самим гордиться. Наше православное, просеянное сквозь сито столетий богослужение, первыми звеньями своими прикрепленное к апостольским служениям, а в конце цепи дошедшее до нас самих, должно быть нами прочувствовано и понято. Иначе мы произносим великие слова без должного к ним отношения, без воплощения их в реальность. В нём, богослужении, апостольское учение выражено не менее ярко и убедительно, чем в апостольских писаниях. Дело за «малым»: слушать, как выше сказано, службу сердцем, отдавая себе отчёт в том, к чему зовёт служба и что видно на самом деле. Разница ведь серьезна. Хранение апостольских формул – вероисповедных и молитвенных – требует возгревания апостольского духа, без которого сами формулы выветрятся и обессилеют.

Итак, третье прошение малой ектении властным образом напоминает нам ежедневно и многократно о том, что Церковь – это более семья, нежели место уединенных молений отдельного человека. Да, и в семье должно быть свое пространство у каждого ее члена. Но только общие потребности семьи, её нужды, необходимая взаимопомощь способны оправдать имя «семьи». Точно так же должно быть и в Церкви.

Вы ходите в храм. Прекрасно. Знаете ли вы кого-то из тех, кто ходит молиться сюда же? Известны ли вам нужды тех, кто вам знаком? Знаете ли вы, о чём они воздыхают, просят или плачут? Подставляете ли вы хоть по временам свое слабое плечо под крест, несомый ближними? Пробовали ли хоть раз? Это не докучливые вопросы человека, лезущего к вам в душу. Это попытка донести до наших с вами умов и сердец лишь часть смысла этой малой ектении — третьего её прошения. Скорее – призыва. И таким же образом, надо полагать, стоит пройти по всему тексту наших основных служб, которые составлены не для дьяконских только вокальных упражнений, но главным образом — для внесения нового смысла в повседневную жизнь нашу; нового смысла и силы Духа Святого, несомненно дышащего в православном богослужении.

Просительная ектения текст молитвы у Господа

В этой ектении верующие молят Господа о благах временных и вечных.

Диакон: Исполним вечернюю молитву нашу Господеви.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

Хор: Господи, помилуй.

Диакон: Вечера всего совершенна, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем судищи Христове, просим.

Хор: Подай, Господи.

Диакон: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.

Хор: Тебе, Господи.

Священник: Яко благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Священник: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Диакон: Главы наша Господеви приклоним.

Молящиеся приклоняют головы.

Хор: Тебе, Господи.

Священник (тайно читает молитву главопреклонения):

Господи Боже наш, приклонивый небеса и сошедый на спасение рода человеческаго, призри на рабы Твоя и на достояние Твое: Тебе бо страшному и Человеколюбцу Судии Твои раби подклониша главы, своя же покориша выя, не от человек ожидающе помощи, но Твоея ожидающе милости и Твоего чающе спасения: яже сохрани на всякое время, и по настоящем вечере, и в приходящую нощь, от всякаго врага, от всякаго противнаго действа диавольскаго, и от помышлений суетных, и воспоминаний лукавых.

Также возглашает священник:

Буди держава Царствия Твоего благословена и препрославлена. Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Когда не положено литии, поются стихиры на стиховне.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector