0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зачем Бог посещает нас «в формате хардкор»?, — священник о смысле страданий в жизни

В день памяти священномученика Климента Римского Предстоятель УПЦ возглавил литургию в Свято-Ольгинском соборе столицы

8 декабря, в день памяти священномученика Климента, папы Римского, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий возглавил Божественную литургию в Свято-Ольгинском соборе Киева.
Его Блаженству сослужили: митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор, Управляющий делами УПЦ митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, архиепископ Черновицкий и Буковинский Мелетий, архиепископ Белогородский Серафим, архиепископ Городницкий Александр, архиепископ Северодонецкий и Старобельского Никодим, епископ Боярский Феодосий, епископ Ирпенский Климент, епископ Бородянский Варсонофий, епископ Фастовский Дамиан, благочинный Оболонского благочиния протоиерей Владимир Терещук и многочисленное духовенство города Киева.

За богослужением была вознесена сугубая молитва за мир в Украине.

После чтения Святого Евангелия Его Блаженство произнес перед многочисленной паствой проповедь, в который рассказал о жизненном подвиге великого святителя священномученика Климента Римского, который был одним из 70-ти апостолов Иисуса Христа, о чрезвычайно сложное, полное испытаний и чудесной помощь от Господа жизни святителя.
Молитвы и подвиги, евангельская проповедь помогла Клименту чудесным образом через 24 года найти членов своей семьи, связь с которыми от потерял и считал погибшим. Среди учеников первоверховных апостолов Петра он находит двух своих братьев-близнецов, а чуть позже и родителей. Апостол Петр рукополагая Климента во епископа Римского. Император-язычник, видя большой успех проповеди Климента, засылает его в Крым, где впоследствии казнит – топя в море с привязанным камнем к шее. Каждый год в день мученической кончины святого Климента море отступало и давало возможность верным поклоняться мощам священномученика, но через некоторое время это чудо прекратилось. В ИХ веке мощи святого Климента после усердных молитв появились на поверхности моря. А после принятия святым князем Владимиром крещения в Херсонесе, он привез в Киев честную главу святого Климента, которая в течение тысячи лет находилась в нашем святом городе.

В завершение проповеди Блаженнейший митрополит Онуфрий отметил, что богослужения в этот день ознаменован присутствием в храме святой честной главы святого Климента, которая доставлена ​​для поклонения из Киево-Печерской Лавры. После завершения литургии был отслужен молебен священномученику Клименту у его святых мощей.

Предстоятель Украинской Православной Церкви также поздравил с Днем тезоименитства епископа Климента. Архипастырь пожелал ему помощи Божией по молитвам его небесного покровителя и стремление сподоблятися святому священномученику в святительском служении.

Борьба с древом греха

Сбор информации по 8 основным страстям и противодействию им. Борьба со страстями в Свете Святоотеческого Предания Церкви. Материалы, изложенные на основании Учения Святых Отцов Церкви, православные публикации.

Апостол Павел писал: «Злое, которое не хочу – делаю. Доброе, которое хочу – не делаю, ибо не я делаю, а живущий во мне грех».

    Лента
  • |Участники
  • |Фото 563
  • |Видео 461
  • |Мероприятия 2

Протоиерей Валериан Кречетов о смысле страданий и скорбей

«СТРАДАНИЯ – ЭТО ЛЕСТВИЦА ДУХОВНОГО ВОСХОЖДЕНИЯ» (+ВИДЕО)

Как по-христиански относиться к скорбям? Почему святые часто страждут? Может ли болезнь быть наказанием? И что такое наказание с точки зрения веры? С этими вопросами мы приехали к протоиерею Валериану Кречетову.

– Отец Валериан, что такое скорби и страдания? И как правильно преодолевать скорби?

– Страдание, скорбь, болезнь – это всё следствие греха. В раю этого не было. Но человек, удалившийся от Бога, преступив заповеди Его, навлек и на всё творение последствия греха. «Волчцы и терние произрастит земля». И восстал человек на человека, что теперь, к несчастью, и происходит. Вот это как раз скорбь.

Есть злоба диавольская на любовь человеческую, а страдания и происходят от того, что идет война против любви
Когда-то ребенок 4–5 примерно лет задал мне удивительный вопрос: «Батюшка, а зачем Бог сотворил человека?» Отвечать было очень сложно, но ребенок ждал ответа. Я говорю: «Деточка, папа с мамой любят друг друга, тебя любят, ты любишь папу с мамой, тебя любят все. Вот так хорошо жить в любви». Любви не свойственно жить в себе, любовь должна изливаться во все стороны, вокруг себя, как сказал отец Николай Гурьянов в свое время, когда его спросили: «Что вы пожелаете?» – «Любвеобильности ко всему, что нас окружает». Так вот, есть злоба диавольская на любовь человеческую, и страдания, собственно, и происходят от того, что идет война против любви.

Замечательное «Слово о страдании» есть у отца Иоанна (Крестьянкина). Я не могу удержаться, чтобы не прочитать его полностью:

«“Злостраждет ли кто из вас, пусть молится”. – Послание Иакова апостола. Как только ты почувствуешь себя страдающим, телесно или душевно, – вспомни, что ты не один страдаешь. Всякое страдание имеет некий высший смысл. Ты не один страдаешь, страдает вокруг тебя весь мир.

Все страдает и мучается – то в беззвучной тишине, скрывая свою боль, замалчивая свою скорбь, то в открытых муках, которых никто и ничто не может утолить. Страданий нам не избежать. Естественно желать, чтобы они были не слишком велики. Но надо учиться страдать достойно и одухотворенно. В этом великая тайна жизни. В этом искусство земного бытия.

Чем утонченнее человек, чем чувствительнее его сердце, чем отзывчивее его совесть, чем сильнее его творческое воображение, чем впечатлительнее его наблюдательность, чем глубже его дух – тем больше он страдает, тем чаще его посещает в жизни боль, горечь и грусть. Но мы часто не думаем об этом, не постигаем, что лучшие люди страдают больше… И когда на нас изливается поток лишений, муки, скорби и уныния, мы пугаемся, считая это “неожиданным”, “незаслуженным” и “бессмысленным”.

Надо уметь не прислушиваться к своей боли, а противопоставлять ей духовную сосредоточенность
Но страданию дана великая очистительная и воспитательная сила, ибо страдание пробуждает дух человека. (Не только от теплохладности человека пробуждает.) В нем закаляется стойкость человека, его мужество, самообладание и сила характера. Без страдания нет ни истинной любви, ни подлинного счастья. Тот, кто хочет научиться свободе, должен преодолеть страдания. (Я часто, кстати, размышляя над этим, думаю: «Господи, какие страдания! Нам хотя бы научиться преодолевать дискомфорт – и это уже некоторое совершенствование!) Простой народ знает эту истину и выражает ее словами: “Посещение Божие”. Человек, которому послано страдание (видимо, и болезнь) должен чувствовать себя не обреченным, но взысканным и призванным: ему позволено страдать, дабы очиститься. Поэтому мы не должны уклоняться от нашего страдания, спасаясь от него бегством или обманывая себя. Не следует и бояться страдания, ибо бремя страдания состоит на одну треть, а иногда и на добрую половину из страха перед страданием. (Кстати, я часто это говорю: нужно избегать двух вещей: не мучить себя тем, что уже прошло, и не мучить себя тем, что еще не наступило.) Не подобает делать человеку и обратное, то есть вдаваться в страдание (то есть самому куда-то лезть). Человек должен нести свои страдания спокойно, уверенно, смотря на них как на путь к совершенствованию, как лестницу духовного очищения. Если человеку дана телесная болезнь, то он должен сделать всё, чтобы исправить ошибки и устранить или облегчить боль, сколько можно. В то же время надо углубить свою духовную жизнь, чтобы ее горение отвлекло жизненную энергию от телесной боли. Надо уметь не прислушиваться к своей боли, не думать все время о ней, а противопоставлять ей духовную сосредоточенность. Если кто скажет, что не умеет этого, то пусть молится, чтобы дал Господь на это силы.

Молитвой лечатся и более тяжелые и мучительные страдания. Молитва – это зов о помощи Тому, Кто зовет к Себе через страдания. Совершить это никто не может «за меня» или «вместо меня». Может помочь другой человек своим советом. Помогает Господь Своею силой. Но свое очищение совершить, пользуясь всеми данными, может только сам человек. Помочь ему в этом и призвано страдание».

Кстати, это именно и есть то, что предлагает пословица: у кого что болит, тот о том и говорит. Но особенно-то часто об этом говорить не следует. Да, можно что-то выяснить для того, как поступить. Но жизнь-то идет. И видите: страдание названо участью лучших людей. Как прекрасно сказано: «Тебе позволено страдать, дабы очиститься»!

Это и к болезням относится. Вспоминается и ответ преподобного Нифонта Кипрского (в начале января по новому стилю его память). Он тяжело страдал. В молодости вел жизнь не очень хорошую, и хотя был воспитан как православный, но увлекся новыми друзьями, нехорошие товарищества завел… И вот как-то один из его друзей сказал ему: «У тебя такое лицо темное!» Он ужаснулся, подумал: а какая же тогда моя душа? Начал подвизаться и достиг большой духовной высоты. Но в конце жизни тяжело страдал. Святитель Афанасий Великий спросил его: «Есть ли от страданий какая-то польза человеку?» И преподобный ответил: «Как же! Как золото очищается в огне от всех примесей, так же человек очищается от грехов в болезни».

Поэтому сказано: дабы очиститься. Человек очищается. С этим и притча о блудном сыне тоже связана. И человек, испытавший страдание, потом более другому сочувствует, потому что знает, что это такое.

Конечно же, если бы люди старались не грешить, то не было бы ни болезней, ни страданий. Но, увы, люди сами себя наказывают – сама себя кума бьет, что нечисто жнет. Присутствие в мире страданий и болезней напоминает нам о том, что есть место, где несть болезнь, ни печаль, но жизнь безконечная. Вот туда нужно готовиться, об этом думать. А это всё пройдет, как проходит всё, словно сон.

– Батюшка, часто болезни, к примеру, ставят православным в упрек, говорят такие вот провокационные слова: «Посмотрите-ка, какие у вас святые: они всю жизнь Богу посвятили, а Бог их и наказывает – болезнью и страданиями». Что можно ответить на эти упреки?

– Первое: святые молятся за нас грешных. Если Господь, пострадав за нас, – а Он страдал за нас! – прощает нам грехи, то и молитвами святых Господь нам прощает, а за нас они терпят.

Слово «наказание» означает «научение». Болезнь – учит
И второе: что такое «наказывает»? Тут есть некоторый момент, который часто неправильно трактуют. Слово «наказание» в славянском языке означает «научение». Есть такие слова в Чине отпевания: «Наказав прежде многими чудесы и знаменьми мене, заблуждшаго, напоследок Самого Себе истощил еси, яко сострадателен, и, поискав, обрел и спасл еси». «Наказав», то есть научив – всякими примерами, всякими чудесами Своими. Болезнь – учит. Она учит, потому и сказано: «Кого Бог любит, того наказывает». И что ж спрашивать, зачем Бог, кого любит, того и наказывает? Тут и ответ: значит, любит.

– Скажите, пожалуйста, батюшка, а как научиться терпению в скорбях, когда кажется, что скорби уже невыносимы?

– Терпение… У апостола Иакова в том послании, из которого отец Иоанн цитату взял, есть такие слова: «У кого не хватает мудрости, пусть просит мудрости у Бога» (ср.: Иак. 1: 5). Я как-то встретил батюшку Иоанна у отца Сергия Орлова (я тоже тогда к нему приехал), и он спрашивает меня: «Знаешь такую цитату?» Говорю: «Знаю, я с детства в Церкви».

Соломонова мудрость-то что? Это – терпение. И терпение – это то, о чем как раз и сказано: «Радуйтесь, когда попадаете в искушения различные». Искушение соделывает терпение, а терпение – искусство: искусство жить. Это искусство жить и не грешить. Ни самому не раздражаться, ни других не раздражать. И это высшая духовная мудрость, как поступать так, чтобы и самого себя уберечь, свою душу уберечь от греха в этих обстоятельствах, и другого душу тоже отвести от греха.

Есть такое изречение: скорбь или болезнь посылается до тех пор, пока она не принесет пользу. Нужно через терпение этой скорби, этой болезни научиться спокойно жить с ней. Один человек интересную вещь о себе рассказал. У него были камни в почках. А это очень болезненно, когда камень выходит. Когда у него случился первый приступ этой почечно-каменной болезни, ему «Скорую помощь» вызвали. Но прошел приступ – легче стало. В следующий раз он уже думает: потерплю. Приложил что-то, перетерпел. А в третий раз приступ случился, когда он красил крышу: докрасил – и приступ кончился. Так болезнь у него и прошла. «И как будто что-то потерял», – говорит. А потом у него стала болеть спина… Человек очень интересный, очень образованный, духовный. Рассказал такую вот историю из своей жизни. Так что болезнь поначалу воспринимается тяжело, а потом уже легче.

И еще историю расскажу. У Бориса, Царствие ему Небесное, сына диакона Венедикта, была пляска Витта. Он таким родился. И вот он все мучился, хотел понять, почему с ним такое, почему он не может бегать… Потом узнал: когда его отца посадили, мать, в то время беременная им, так переживала, что на нем эти ее переживания так вот отразились. У них было еще восемь человек детей. Все здоровые, а он родился больным. Он ненавидел даже власть. Старался вылечиться, но ничего не помогало. А потом он смирился и годам к 60 (я как раз с ним познакомился в это время, а дожил он до 80 лет) дошел до такого состояния, что говорил: «Если бы мне теперь сказали: “Хочешь быть здоровым?”, я бы ответил: “Не хочу”». Вот свидетельство! А к нему уже и люди стали приходить за советом (он в Апрелевке жил). Царствие ему Небесное.

Конечно, есть болезни очень мучительные, но обычно они долго, годами-то не длятся. Да и передышки все-таки иногда бывают – Господь дает какую-то возможность передохнуть. Хотя это уж как Господь изволит.

– Батюшка, Оптинские старцы напоминали нам о том, что нужно научиться смотреть на скорби сквозь призму вечности…

– Совершенно верно. Это преподобный Амвросий Оптинский говорил, что всё надо видеть взглядом оттуда. Существенная правда! На всё нужно смотреть как на лествицу духовного восхождения. Всё, что здесь нам посылается, это и есть та самая духовная школа, которая ведет нас к экзамену в Царствие Небесное.

Читать еще:  22 сентября - день памяти праведных Богоотец Иоакима и Анны

– Хотел бы процитировать вам слова петербургского священника протоиерея Василия Ермакова: «Послушаешь иногда человека, и кажется, что перед тобой Иов Многострадальный, а посмотришь на него – красивый, румяный, хорошо одетый». Как разобраться в себе, надуманная скорбь меня одолевает или реальная? Как понять, действительно ли человек страдает или его «трагедия» кажущаяся?

– Говорят: нет дыма без огня. А вот насколько дым от количества огня зависит, это вопрос сложный. Человек ходит и коптит, дым вокруг, а огня нет – тление одно.

Считать свои скорби какими-то исключительными – это некая мания величия, только наизнанку
Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Иногда бывает такое: ты его пальцем тронь, а он уже кричит: “Кожу дерут!”» Часто человек свои переживания – и это, между прочим, довольно распространенное явление – считает какими-то исключительными. Мол, у него – так, как ни у кого еще не было. Это некая мания величия, только наизнанку. Есть такое выражение: человек как дробь, где числитель – это то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. И чем больше он думает о себе – или о своих достоинствах, или о своих переживаниях, – тем меньше абсолютная величина дроби. В себе-то разобраться нужно. А для этого нужно молиться.

Я недавно стал свидетелем такой истории. Один из моих внуков порвал струну на скрипке. Мама расстроилась, потом говорит младшему: «Вот видишь, что братья натворили! Что с ними делать?» Он и сказал: «Надо разобраться». А ему 3 года. И что первое? «Мама, принеси икону. Нужно молиться». Вот пример, как в себе разобраться. Молиться нужно – и Господь поможет разобраться. А то у нас так: чужую беду руками развожу, а к своей ума не приложу.

А в ком сколько чего, это один Бог знает. Один раб Божий, когда к нему привели бесноватого и просили сказать, кто праведник, а кто грешник, отвечал: «Грешник – это только я, а праведников один Бог знает». Батюшка, думаю, так пошутил. Народ у нас с юмором. Все-таки несчастный пришел, скорбь такая…

Переживания разного характера бывают: бабуська какая-нибудь рада, что у нее денег хватило до пенсии, а у кого-то – переживания, что не тот «мерседес» или угнали «мерседес», а третий потерял виллу в Италии или на Кипре… А иногда человек считает, что все должны ему служить, и вдруг кто-то, как ему кажется, повел себя не так. И он: «Это оскорбление, унижение…» Так что это вопрос сложный.

– Часто вспоминаются слова Спасителя: «В мире скорбни будете» (Ин. 16: 33)…

Вот при этом условии – при безропотном несении скорбей, да еще с благодарностью Богу – дается нам награда
– Совершенно верно. Сказано: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14: 22). Но, как мы уже говорили, скорби и болезни очищают от грехов при безропотном их восприятии. Это общий закон. Вот при этом условии – при безропотном несении скорбей, да еще с благодарностью Богу – дается нам награда. А Иов не только не роптал, но еще и говорил: «Бог дал, Бог взял. Буди имя Господне благословенно». И еще в этой жизни Господь ему воздал, не говоря уже о будущей.

– В каждой повседневной ситуации желательно произносить эти слова?

– Конечно! И те, о которых написал святитель Иоанн Златоуст: «Слава Богу за всё!» Особых пунктов нет. За всё!

– Хотелось бы, чтобы вы обратились к нашим читателям и зрителям со словами напутствия, связанными с такой серьезной темой, как страдания.

– А совет уже дал один человек – я напомню: мой внук, который сказал: «Икону принеси». Помолиться, а если есть возможность – сходить в храм Божий.

Надо начать ходить в храм Божий, и тогда всё предстанет в ином свете. По крайней мере не в таком мрачном, в каком мы обычно представляем себе мир. Потому что, действительно, как сказал один раб Божий некоему желающему получить поучение: «Лучше я буду в аду с Богом, чем в раю без Бога».

– Спасибо большое, отец Валериан, за ценные наставления, за слова, которыми вы нас сегодня так утешили и укрепили.

С протоиереем Валерианом Кречетовым
беседовал Никита Филатов
12 апреля 2016 г.

Почему хорошие люди страдают? Бог допускает страдания?

Страдания — неотъемлемая часть жизни. Достаточно включить новости, чтобы услышать о преследованиях, войнах, несправедливости… Почему это происходит? Почему Бог допускает страдания? И почему страдают невинные? Вот, что говорят служителя о страданиях в жизни верующих.

Орен Лев Ари, старший пастор и проповедник Мессианской общины «Царь Великой Славы» (Melech Kavod Rav), Иерусалим, Израиль

Орен Лев Ари рассказывает, почему Бог допускает страдания, почему происходят войны и голод.

Юрий Коновалов, пастор церкви «Дверь в Небо», Днепр, Украина

Человек никогда до конца не сможет понять, почему страдают те, кто творит добро. И почему иногда злодеи получают то, что заслуживают праведники. Мудрый царь Соломон не смог понять этого, и он сказал, что человеку не понять дел Сотворившего его. Мы находим объяснение, почему страдают нечестивые, почему праведные имеют благословения. Но не можем объяснить, почему происходит наоборот.

Вместо вопроса «почему?» лучше задай Богу вопрос «что делать в этой ситуации?». Бог через Своё Слово даст надежду и ответ, подбодрит, поддержит, утешит, подарит мир и радость. Мир от Бога невозможно объяснить. Первые христиане шли с радостью на смерть за веру в Христа. Гонения, стеснённые обстоятельства никогда не погасят огонь Божьей любви в сердце, благоговеющем пред Господом.

Слово Божье подсказывает нам, как выйти победителями, глядя на жизнь праведников. От помазания елеем до воцарения Давида прошло приблизительно 17 лет. Он прошёл через унижения, скитания, разные жизненные тупики. Но он не сосредотачивал внимание на проблеме, а спрашивал у Бога, как ему правильно поступить в ней.

Сергей Ряховский, пастор, начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ)

Сергей Ряховский рассказывает о сложной проблеме страданий праведных людей.

Владимир Марцинковский, публицист, богослов, руководитель Российского студенческого христианского движения (РСХД)

Страданием мы называем чувство неудовольствия, которое мы испытываем в том случае, когда действительность не отвечает нашим желаниям. Под действительностью мы разумеем внешние обстоятельства, как бедность, болезнь, голод, холод и наши нравственные действия, наши поступки, которые нередко противоречат нашим высшим желаниям.

Источник страдания обычно заключается в уклонении человека от законов природы, как физической, так и духовной. Или наши желания дурны, противоречат действительности, природе вещей, природе человека. Или наоборот, видимая действительность противоречит нашим хорошим желаниям, и мы страдаем, таким образом, из-за добра. Но это потому, что самую действительность извратили дурные желания человека.

Наши действия противоречат нашим высшим желаниям – «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю», и мы испытываем тогда внутреннее страдание — мучение совести.

Почти всегда мы найдём причину страдания во грехе, своём или чужом, в нарушении законов жизни, разъединяющей нас с Богом, людьми, природой «ибо грех есть беззаконие» (1Ин.3:4).

Какие же эти законы? На языке биологии и социологии — это законы жизни, сохранения рода и вида, общества и личности.

На языке этики — это законы любви, чистоты, справедливости и почитания того, что выше нас.

На языке религии — это заповеди Бога.

Библия признаёт зло как отношение: Диавол, ставший к Богу в неверное отношение, противоречащее его первозданной, доброй природе и уклонение от своей нормальной природы. Смысл страдания с одной стороны связан со злом, а с другой имеет смысл жизни, для которой живет человек, Библия говорит, что основной источник нашего страдания есть «изгнание из рая» вызванное грехом неповиновения, уклонение от заданной нормы. И с тех пор цель жизни есть «возвращение в рай». И мы вернёмся в него лучшими, чем вышли из него. Ибо мы вышли из него с познанием зла. А вернёмся с победой над злом, вышли побеждёнными, а вернёмся победителями.

Алексей Коломийцев, пастор церкви «Слово Благодати» в Бетл-Граунд, Вашингтон, США

Алексей Коломийцев о том, что жизнь после грехопадения связана со скорбями.

Сергей Молчанов, пастор церкви «Адвентистов седьмого дня» и президент Восточно-Днепровской конференции, Украина

Вопрос, который очень часто задают мне как священнослужителю. Сразу хочу сказать о том, что на этот вопрос нет простых и однозначных ответов. Библия говорит о несправедливости в мире. В частности, в библейской книге Екклесиаст написано:

«Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это — суета!» (Еккл.8:14).

Действительно: праведник Авель погибает от руки нечестивого Каина. По приказу нечестивой Иезавели уничтожаются пророки Господа. Невинный Урия Хеттеянин погибает по приказу царя Давида. Иоанн Креститель становится жертвой происков нечестивой Иродиады. Апостолы Христовы пали на поле духовной брани. Библейский список можно продолжить.

Напрашивается вопрос: почему Всемогущий и любящий Бог не предотвратил всего этого?

Священное Писание дает несколько объяснений.

Объяснение 1. После грехопадения люди стали носителями зла.

Объяснение 2. Бог допускает страдание праведников с целью воспитания их характеров. Эту мысль иллюстрирует история библейского героя Иосифа.

Объяснение 3. Не скоро вершатся Божьи суды, потому что Он долготерпит зло, ожидая покаяния и обращения грешников.

Объяснение 4. Бог настолько велик и непостижим для нашего разума, что далеко не все мы можем понять и объяснить до конца.

Александр Лисичный, пастор, преподаватель, Заокского Христианского Гуманитарно-Экономического института, Россия

Александр Лисичный отвечает на вопрос «Почему хорошие люди страдают».

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон (Шатов), председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению

Нужно вспомнить, дорогие друзья, что, когда был создан этот мир, в нем не было страданий. Бог страданий не сотворил. Как тогда они появились? Некоторые говорят: «Бог же знал, что Адам согрешит. Почему же Он не создал Адама таким, чтобы он не совершил греха?» Ответ простой: Бог создал нас свободными. Мы не запрограммированы, как машины, на добро. Мы сами решаем, куда пойти, что сделать, как поступить, как жить. Мы даже можем решить, верить нам в Бога или нет — такая величайшая свобода нам дана. Бог есть, а некоторые люди абсолютно убеждены, что Его нет.

Начало страданий, начало греха заключается именно в том, что человек в своей свободе может выбирать путь зла. Животные, птицы — они имеют относительную свободу, но не выбирают между добром и злом. Волка можно, конечно, застрелить за то, что он задрал овец, медведя-людоеда можно убить, но все-таки нельзя посадить его в тюрьму и дать ему срок за то, что он сделал. Он не понимает, что делает. А человек понимает.

Но почему же мы-то страдаем от того, что Адам неправильно воспользовался данной ему Богом свободой? Мы ведь не ели от древа познания добра и зла? Хотя некоторые, наверное, уже ели… Ну, младенцы точно не ели. Почему же тогда рождаются детки с сердечными патологиями, с уродствами, несовместимыми с жизнью? Разве младенцы в чем-то виноваты?

Мы созданы Богом как единый организм. Грех или святость одного отражаются на всех остальных. Это только кажется, что мы отделены друг от друга пространством, у нас разный интеллект, разный внешний вид, разный цвет кожи, разные пристрастия. На самом деле человечество — это единый организм, созданный Богом по Своему образу — образу Пресвятой Троицы, единой в Любви. То есть мы все личности единой человеческой природы и связаны очень тесно. Мы все родственники, мы с вами братья и сестры. И те, которые жили, и те, которые будут жить, и те, которые сейчас живут по всей земле, — мы все одно. И поэтому то, что нарушается в одном, оказывает влияние на других. Поскольку Адам — наш общий праотец, его поступок как некая генетическая болезнь передается из рода в род, из поколения в поколение.

Александр Чиганцев, пастор церкви «Новое Поколение», Павлоград, Украина

Существует мнение, что Бог создав человека постоянно над ним издевается, испытывает его. Но страдания происходят прежде всего из-за того, что люди сами стали злы, перестали любить ближнего, стали эгоистами.

Рон Кантор, директор и основатель мессианского служения «Messiah’s Mandate International», Тель-Авив, Израиль

  1. Страдания сближают
  2. Иешуа приглашает нас страдать вместе с Ним
  3. Страдания взращивают нас
  4. Чем значительнее призвание, тем сильнее страдание
  5. Жизнь происходит от смерти

Проект «YesHeIs»

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

У верующих людей есть понимание того, что Промысл Божий — благой и совершенный. Об этом трудно говорить перед лицом страдания. Мы своим человеческим разумом не можем проникнуть в эти таинственные, неведомые для нас пути Божии. Но знаем только одно — что, поскольку жизнь человеческая не кончается с физической смертью его тела, Бог творит с нами по воле Своей то, что имеет отношение и к земной жизни, и к вечности. А если нет вечности, то всё становится бессмысленным — и жизнь, и смерть, и радость, и страдание, — всё теряет свой смысл, всё становится неким безумием. Ибо скоротечна земная жизнь человека — 70, от силы 80 лет, как говорит слово Божие (Пс.89:10).

Но мы верим в вечную жизнь, мы ее чувствуем, мы ее духовно созерцаем в момент совершения Божественной литургии, в момент причастия Святых Христовых Таин. Каждая Литургия начинается возгласом «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа», потому что через Таинство мы прикасаемся к вечности. Именно в перспективе вечной жизни призван христианин взирать и на радости, и на скорби своей жизни, понимая ограниченность, конечность этих скорбей. Смерть не есть абсолютное явление, разрушающее человеческую жизнь. И это наш ответ на страдания, смысл которых так тяжело понять».

Сергей Головин, президент Христианского Научно-апологетического Центра, декан Межвузовского факультета апологетики христианства, Украина

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Почему Бог позволяет страдания в мире?

Однажды к святому Иоанну, Затворнику Сезеновскому мать привела сына, больного шизофренией и эпилепсией. Она горько жаловалась на свою судьбу. Иоанн Затворник обнял, поцеловал ее сына, а ей сказал: «Он мученик, он будет спасен, и ты спасешься ради него».

Читать еще:  Дать Богу сделать с нами то, что Он решил

Дети, рождающиеся больными – жертвы за общечеловеческие грехи; на них особая милость Божия. Они не пасынки Божии, а невинные страдальцы, которые будут стократно награждены за свои страдания в будущей жизни.

Архимандрит Рафаил (Карелин).

Что такое страдание? Это всегда некоторое состояние неправильности. Если у человека что-то заболевает, то человек понимает, что надо это лечить. Боль душевная или физическая есть сигнал о необходимости лечения. Нарушение заповеди послушания Богу в раю, отказ от Бога, стал отказом от жизни и шагом в сторону смерти. Поэтому закономерно появились и страдания. Любой человек понимает, что болезнь и сопровождающие ее боли есть симптом смерти – если не лечиться, то болезнь окончится летальным исходом. Почему сказано было, что мужчина будет зарабатывать хлеб в поте лица своего, а жена будет рожать в муках? Не надо понимать это как жестокое наказание за непослушание. У нормального порядочного атеиста, не знающего догматики, просто волосы дыбом встают. Мне неоднократно приходилось слышать, как атеисты говорят: «И вы этого Бога любите? Который за малейшее непослушание осуждает на мучения и смерть? Вы хотите жить с Ним в раю?!» А решается проблема очень просто. Это не наказание, а, скорее, констатация факта, потому что человек сам избрал этот путь, он сам отошел от жизни, поэтому и сам покинул рай. А Бог, как врач, констатирует этот факт.

Представим себе ситуацию: два друга сидят в ресторане: один водочку заказал, шашлычок, а другой – манную кашу.

– Ты что так? – спрашивает первый.

– Да знаешь, врач не разрешает, — отвечает второй.

– Мой врач тоже мне не разрешал. Но я вот ему тысячу долларов дал, он и разрешил.

Этот абсурдный диалог показывает, что врач существует не для того, чтобы разрешить или запретить пить водку больному человеку, а для того, чтобы поставить правильный диагноз и вылечить, а для этого сам больной должен ограничить себя в некоторых продуктах. Так и Бог констатирует состояние человека: «Извини, но ты смертельно болен, и твоя жизнь будет полна страданий». Это не наказание, это констатация факта.

Страдание в мире и от прачеловека и от каждого из нас, ведь мы совершаем грех каждую минуту и каждую секунду, и живем в смерти и в страдании. Но если мы верим во Христа, то мы понимаем, что это путь, ведущий к истинной жизни, потому что Спаситель сказал, что «Я есть путь и истина и жизнь». И когда мы выбираем этот путь, ведущий к жизни, то тогда мы обретаем то самое первозданное состояние.

Как тогда можно объяснить, что более праведные люди зачастую живут в страданиях, тогда как злодеи и грешники блаженствуют?

Христос нам сказал, что путь в Царствие Небесное — это узкий путь, то есть уже сам по себе этот путь подразумевает некоторые страдания. Почему же такой сложный путь, почему надо входить узкими вратами? Дело в том, что страдание — это необходимый спутник любого труда. Томас Эдисон как-то сказал, что гений — это 1% таланта и 99% пота. Если мы хотим чего-то добиться, то мы должны прилагать усилия, и поэтому сказано, что Царство Небесное силою берется. Но надо также понимать, что есть страдание во имя добра, во имя любви к Богу и к ближнему, а есть бессмысленное страдание. Если я палец себе дверью прищемлю специально, то ни к Богу, ни к раю я ближе не стану.

Вообще же страдание — это мерило того, правильно ли мы живем. Если у нас нет страданий, то мы должны задуматься: что-то, наверное, не так. А когда есть страдания, то мы понимаем, что мы на правильном пути. Именно поэтому мы часто слышим, что Бог посылает испытания действительно тем, кто любит Его, хотя по нашей слабости мы, естественно, не хотим этого.

Приведу такое сравнение: есть два спортсмена, один талантливый, другой не очень. Что скажет тренер более талантливому спортсмену? Естественно, заставит тренироваться по нескольку раз в день, будет постоянно к нему придираться, требовать лучших результатов. А другому может сказать: часок попрыгай, побегай, поплавай и можешь идти домой. Первому он дает страдание, и тот мог бы обидеться, но он понимает, что это сейчас ему тяжело, а потом он олимпийским чемпионом станет. А второй в лучшем случае здоровье поправит. Человеку сначала приходится себя заставлять, а потом вдруг от того же самого начинает получать удовольствие. Но это только в том случае, если ты идешь в правильном направлении.

Сложно все же для человеческой психики принять, что больше страданий попускается Богом для любящих Его.

Важно понять, что Бог для нашего спасения и блага использует наши же ошибки. Бог не творит зло, чтобы использовать его как некоторый инструмент во спасение. Такое понимание было бы разновидностью манихейства. Но Бог использует наши же собственные ошибки для нашей же пользы. Именно в этом плане можно говорить, что страдание есть путь к спасению. Бог не столь бессердечен. Он Сам стал человеком и Сам пострадал, не только телесно, но и душевно, ведь его предали и ученики, и весь богоизбранный народ. Он испытал все страдания, которые только можно представить себе, — и телесные и душевные. Поэтому Бог — не отстраненное существо, равнодушно смотрящее, как Его тварь страдает.

Часто в классической русской литературе можно прочитать, что страдание облагораживает человека, а человек, который живет без страданий, в неге и роскоши, портится. Как сказал апостол Павел «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать». И что поразительно, современный писатель Варлам Шаламов, который 25 лет провел в колымских лагерях, фактически повторил слова апостола Павла. Он вывел из лагерей опыт, что в нечеловеческих условиях хорошие люди становятся лучше, а плохие хуже. Чем больше в лагерях греха, тем больше в них добра человеческого. В этом смысле страдания облагораживают человека.

Есть люди, которые умеют преодолеть себя, умеют встать над своими невзгодами и победить свою собственную природу, свой собственный недуг. И мы таких людей уважаем, любим и преклоняемся перед ними. Или люди, которые побеждают недуг других людей, испытывая к ним сострадание. Само слово «со-страдание» означает совместное страдание. Кто-то страдает, а у меня все хорошо, я здоров, но я ему сострадаю.

У великого поэта А.С. Пушкина есть такая фраза: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Зачем, казалось бы, это – жить, чтобы страдать? Мазохизм какой-то. Но нет. Нет страдания — нет жизни. Потому что жизнь — это борьба, совершенствование, движение вперед, а оно всегда сопровождается некоторым усилием. Путь к Царствию Небесному — это путь ввысь. Чтобы взобраться на гору, надо приложить огромные усилия, а вот чтобы упасть с горы, усилий не надо никаких. Падать всегда приятно, особенно если не знать, что тебя ждет внизу.

Недавно прочитал интервью с американским рок певцом, который критикует западную цивилизацию за то, что она создала культ бессмертия. То есть человек живет так, как будто его не ожидает смерть, человек живет для наслаждений. А чтобы наслаждения были абсолютными, надо представить, что они вечные и что никакой расплаты за них не будет. Поэтому не принято ни в литературе, ни в фильмах, особенно в Голливуде, говорить о смерти как о каком-то страдании. Не принято говорить о смерти как о метафизической страшной проблеме, о которой надо всегда думать. Наша цивилизация — это цивилизация, в которой страдания стремятся убрать.

Очень часто считается, что Бог посылает нам страдания в наказание за какие-то наши грехи.

Даже апостолы так думали и в парадоксальной форме задали Христу вопрос о человеке, слепом от рождения: «…кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Как мог согрешить тот, кто еще не родился? «Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». Так что страдания имеют некую иную причину, а не есть просто наказание за грех. В Библии есть книга, которая полностью посвящена проблеме страданий. Это книга Иова. Праведный Иов, как мы помним, не соглашается с тем, что он страдает за какой-то свой грех. Но друзья ему постоянно говорят: «Ты страдаешь, значит ты согрешил». Иов же говорит: «Пусть Бог мне ответит, за что я страдаю. Я чист перед Богом». И Бог ему открывается и говорит: «Перепояшься как муж», — то есть приготовься к поединку, если ты считаешь себя равным Мне. И дальше Иову в этом поединке Бог задает несколько вопросов, суть которых сводится к одному: «Ты говоришь, что в мире многое плохо. Но ты можешь создать хотя бы такой же мир? Не лучше, хотя бы такой же?» — «Нет», — отвечает Иов. — «Но если нет, то о чем ты тогда говоришь?» Есть такая фраза: критиковать легко, сделай лучше. Мы все видим сучок в чужом глазу, не замечая бревна в своем. Так и здесь, если Иов говорит, что мир плох, то, значит, он знает, как сделать его лучше, а если не знает и тем более не может, то должен жить в том, который создал Бог. И когда Иов понимает и соглашается, принимает мир таким, каков он есть, то есть понимает, что критерий добра и зла в мире не он, Иов, а Бог. И тогда все возвращается в прежнее состояние. Именно в этом состояло грехопадение, когда Адам сказал: «Я — критерий добра и зла». Именно в этом состояло прощение Иова, когда он сказал: «Да, не я, Иов, критерий, а Бог». Поэтому зло и страдание в мире есть необходимое следствие настоящего мира, испорченного первородным грехом. И мы должны принимать мир таким, каков он есть, благодаря Бога за всё, что Он сотворил и сделал для нашего спасения.

Лега Виктор Петрович

Помню, когда я был молодым, я задал вопрос монаху, который был старше: «Почему жизнь такая трудная?». Он ответил: «Жизнь не трудная. Ты трудный. Жизнь это мир. Жизнь — это Евангелие. Но ты не живешь по-евангельски, и это — причина твоих проблем.

СХИАРХИМАНДРИТ ИОАКИМ ПАРР

Почему Бог допустил что страдают и умирают дети?

Почему страдают и умирают дети?

Видели ли вы, как дочь Билли Грэма участвовала в ток-шоу, посвященном событиям 11 сентября?

На вопрос ведущей Джейн Клэйсон:
«Как Бог мог позволить такому случиться?» Анна Грэм дала очень глубокий и проницательный ответ.

«Я верю, что Бог так же, как и мы, глубоко скорбит о том, что произошло. Но ведь мы годами выгоняли Бога из наших школ, из нашего правительства, из нашей жизни. И я думаю, что Бог, будучи джентльменом, просто отступил. Можем ли мы ожидать от Бога благословения и защиты, если мы при этом требуем, чтобы Он нас оставил?»

Давайте вспомним… По-моему, все началось, когда Мэдлин Мюррэй О’Хара (она была убита, ее тело было найдено недавно)
заявила, что в школе не место молитве, и мы сказали: «Хорошо».

Потом кто-то сказал, что лучше бы в школе не читать Библию (Библию, в которой сказано: «Не убивай», «Не кради» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»!).
И мы сказали «Хорошо».

Затем доктор Бенжамин Спок сказал, что нам не следует применять телесные наказания к нашим детям, когда они плохо себя ведут,
потому что этим мы повредим их маленьким личностям — мы можем испортить их чувство собственного достоинства (сын доктора Спока покончил жизнь самоубийством).
И мы сказали: «Он — специалист и знает, о чем говорит». И так мы сказали: «Хорошо».

Потом кто-то сказал, что учителям и директорам нельзя наказывать наших детей. А администрации школ строго-настрого запретили
своим преподавателям даже касаться провинившихся учеников, потому что им не нужна плохая реклама и уж тем более они
не хотят отвечать за это перед судом (есть большая разница между наказанием и прикосновением, поркой, унижением, битьем и т.д.).
И мы сказали: «Хорошо».

Затем кто-то сказал: «Давайте разрешим нашим дочерям делать аборты, если они этого хотят. Им даже не придется рассказывать родителям».
И мы сказали: «Хорошо». Тогда какой-то мудрый член школьного совета сказал: «Мальчишки всегда будут мальчишками и всегда будут этим заниматься.
Так что давайте дадим нашим сыновьям столько презервативов, сколько они хотят, чтобы они могли развлекаться, как им угодно.
А нам не придется рассказывать их родителям, что они получили их в школе». И мы сказали: «Хорошо».

Потом кто-то из нами же выбранной верховной власти сказал, что неважно, что у нас в частной жизни, если мы хорошо делаем свою работу.
И, соглашаясь с этим, мы сказали, что нам неважно, кто (включая президента) чем в частной жизни занимается, если у нас есть работа и с экономикой все в порядке.

Тогда кто-то сказал: «Давайте печатать журналы с изображением обнаженных женщин и будем называть это здоровой практической
высокой оценкой красоты женского тела». И мы сказали: «Хорошо». Тогда некоторые пошли с этой высокой оценкой еще дальше
и начали публиковать фотографии обнаженных детей, а затем и еще дальше, поместив их в Интернет. И мы сказали: «Хорошо, у них есть свобода слова».

Затем индустрия развлечений сказала: «Давайте делать фильмы и телепрограммы, пропагандирующие насилие, богохульство и запрещенный секс. И давайте записывать музыку, поощряющую употребление наркотиков, изнасилования, убийства, самоубийства и сатанизм».

И мы сказали: «Это всего лишь развлечение, негативного эффекта эта музыка не несет, всерьез ее никто не воспринимает, так что продолжайте в том же духе».

И теперь мы спрашиваем себя, почему у наших детей нет совести, почему они не могут отличить плохое от хорошего, почему они, не задумываясь, убивают незнакомцев, своих одноклассников и самих себя. Возможно, если мы всерьез и надолго задумаемся,
то мы сможем в этом разобраться. Я думаю, что здесь дело в том, что «что посеешь, то и пожнешь.

Один молодой человек написал: «Дорогой Господь, почему Ты не спас маленькую девочку, убитую прямо у себя в классе? Искренне Твой, беспокоящийся студент».
Вот ответ: «Дорогой беспокоящийся студент, Меня не пускают в школы. Искренне твой, Бог».

Смешно, как людям легко избавляться от Бога, а потом удивляться, почему мир превращается в ад. Смешно, когда мы верим тому, что говорят газеты, и сомневаемся в том, что говорит Библия. Смешно, когда все хотят попасть на небеса, при этом не веря, не думая, не говоря и не делая ничего из того, о чем говорит Библия.
Смешно, когда кто-то говорит «Я верю в Бога», но сам следует за сатаной, тоже, между прочим, «верящего» в Бога.
Смешно, когда нам так легко судить и так трудно быть судимыми другими. Смешно, когда глупые шутки распространяются со скоростью света, но люди дважды подумают, поделиться ли с друзьями статусом, в котором говорится о Боге. Смешно, когда все непристойное, грубое, похотливое и вульгарное
спокойно находится в Интернете, а в школе или на работе открытая дискуссия о Боге невозможна.

Читать еще:  Архиепископ Боголеп: Храм в Успенке арестован, но мы продолжим борьбу

Зачем Бог сотворил болезни, страдания и бедствия: ответ атеисту Стивену Фраю

Атеисты бывают разные: есть те, которые категорически отвергают Бога, не желая даже обсуждать вероятность Его существования, а есть и такие, которые, признавая Его реальность, вместо того, чтобы возблагодарить Его за дарованные им жизни и бесконечные мирские блага, обвиняют Его в «жестокости», «бессердечности», «несправедливости» и вообще во всех бедах и несчастьях, что постигали человечество. Одним из таких «возмущённых» богоборцев является известный английский актёр, писатель и драматург Стивен Фрай, разразившийся в одном из интервью подобными обвинениями в адрес своего Создателя.

Из интервью со Стивеном Фраем

— Представьте, что вы подходите к вратам Рая, и там вас встречает Господь. Что вы ему скажете?

— Я думаю, я бы сказал: „Рак костей у детей? Это как вообще? Как тебе не стыдно? Как ты смел создать мир, где есть такие страдания, в которых мы не виноваты? Это неправильно! Это чистое, чистейшее зло! Почему я должен уважать капризного, злобного и глупого Бога, создающего мир, в котором так много несправедливости и боли?“. Вот что я бы сказал.

— И вы думаете, вас бы пустили после этого?

— Нет! Но я бы и сам не пошёл. Я не хотел бы попасть туда на его условиях. Они неправильные. Вот если бы я умер, а там Плутон, Аид, двенадцать греческих богов, мне бы это было ближе. Потому что греческие боги не притворялись, что не похожи на людей в своих желаниях, в своих капризах и в своей нецелесообразности. Они не притворялись всевидящими, всезнающими, благотворными, добрыми. Потому что Бог, который создал эту вселенную — если её создал Бог — очевидно, маньяк. Абсолютный маньяк. Невероятно эгоистичный, невероятно… А мы должны всю жизнь на коленях проводить, благодарить его? Какой бы Бог так себя вёл? Да, мир прекрасен. Но в нём также есть такие насекомые, жизненный цикл которых состоит в том, чтобы забраться маленьким детям в глаза, ослепить их. Они их глаза выедают! Это как? Зачем? Зачем так с нами обращаться? Можно ведь было создать мир, в котором этого нет. Это просто неприемлемо.

Так что, понимаете, атеизм — это не только и не столько вера в то, в что Бога нет, а размышление над вопросом: даже если он существует, что это за Бог такой? Абсолютно очевидно, что он монстр, абсолютный монстр, который не заслуживает никакого уважения. И в тот момент, когда от него отказываешься, твоя жизнь становится проще, чище, яснее. И, как мне кажется, такая жизнь большего стоит».

Наш ответ

Давайте сформулируем ту проблему, которую ставит этот атеист — и многие другие, мыслящие подобным же образом — в более ясной форме. Итак, мы говорим, что Единый Бог Всезнающ, Всесилен, Мудр и Благ. Все Его действия прекрасны. Тогда как получается, что в этом мире есть зло? Существует два варианта: или это зло не от Бога, но тогда Он не един и не всесилен, или Бог Сам желает зла, и тогда Он не благ и не мудр.

Атеистам с их узким мышлением кажется, что существуют только эти две альтернативы, и третий вариант невозможен. Сейчас мы покажем, что это не так.

Сходным образом со Стивеном Фраем рассуждал известный персонаж Достоевского — Иван Карамазов — в знаменитом диалоге со своим братом Алексеем — одном из самых глубоких мест в мировой литературе:

«…О всех слезах человеческих, которыми пропитана вся земля от коры до центра — я уж ни слова не говорю… Я — клоп, и признаю со всем принижением, что ничего не могу понять, для чего всё так устроено. Люди сами, значит, виноваты: им дан был Рай, они захотели свободы и похитили огонь с небеси, сами зная, что станут несчастны, значит, нечего их жалеть. Но детки невинны, они не „съели яблоко“, на их страданиях яснее поэтому ненужность, бессмысленность страданий вообще…

Совсем непонятно, для чего должны были страдать и они и зачем им покупать страданиями гармонию? Для чего они-то тоже попали в материал и унавозили собою для кого-то будущую гармонию? Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребёнка, который бил себя кулачком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискуплёнными слёзками своими к „Боженьке“! Не стоит, потому что слёзки остались неискуплёнными. Они должны быть искуплены, иначе не может быть и гармонии. Но чем, чем ты искупишь их? Разве это возможно? Неужто тем, что они будут отомщены? Но зачем мне их отмщение, зачем мне Ад для мучителей, что тут Ад может поправить, когда те уж замучены?

Слишком дорого оценили гармонию, не по карману нашему вовсе столько платить за вход. А потому свой билет на вход спешу возвратить обратно. И если я только честный человек, то обязан возвратить его как можно заранее. Это и делаю. Не Бога я не принимаю, Алёша, а только билет Ему почтительнейше возвращаю».

Вопрос о существовании зла и страданий в мире распадается на две части:

1. Зло, которое творит сам человек — например, убийства, войны, ложь, угнетение. Относительно происхождения этой формы зла и того, как оно соотносится с предопределением Единого Бога, мы отвечали во многих наших работах: советуем обратиться сюда, сюда, а также сюда. Вкратце, ответ состоит в том, что зло является следствием свободы воли человека, которой его наделил Всевышний для того, чтобы тот достиг совершенства.

2. Зло, которое находится вне ответственности человека, например, болезни или несчастные случаи. Как говорит этот атеист: дети гибнут от рака костей, гибнут в страшных мучениях. При этом заболеть или нет — находится вне сферы их ответственности — болезнь просто настигает их извне. Разве не Бог определил так? Чем виноват этот ребёнок? Разве Всесильный Бог не мог сотворить его здоровым? Или Он хочет поиграть со Своим творением? Ему интересно смотреть, как оно мучается?

И сколько ещё таких страданий в этом мире… Неожиданно в результате урагана или извержения вулкана гибнет население целого города. Люди садятся в самолёт, и через пару часов этот самолёт падает в море. Гибнут все пассажиры и экипаж. Несколько сотен семей остаются без близких. Кому это нужно? Бог хотел гибели самолёта?

Наконец, почему вообще люди различаются? Почему один сотворён красивым, физически здоровым и умным, а другой — отвратительным, больным и глупым? Разве это справедливо? И в чём виноват второй? Разве не Бог сотворил его таким, разве не Бог виновен в том, что он вынужден влачить скудное существование на этой земле, в то время как его более удачливый сосед пользуется всеми благами жизни? Почему в этом мире рождаются слепые, немые, безногие, сумасшедшие? Разве Бог не достаточно справедлив, чтобы предоставить людям хотя бы равные изначальные условия?

Разве такой Бог — это не тиран, который ради Своей прихоти возвышает одного и опускает в невыносимые страдания другого? И при этом Он ещё требует от нас восхвалять Себя!

Для ответа на эту дилемму надо понять такую основную вещь: Бог не изменяет то, что определил, и не отменяет милостей, которые даровал. Железо должно резать, огонь должен жечь, верующий должен делать добро, неверующий — совершать грехи. Если неверующий напал на верующего и с помощью меча зарезал его, а потом сжёг его тело, то Бог не сделает неверующего добрым, железо — тупым, а огонь — прохладным, чтобы предотвратить это преступление. Ибо если Он сделает так, то это будет уже другое творение, а не то, про которое мы говорим.

Атеисты ставят вопрос о больных детях. Однако задумаемся: почему у мужчины и женщины рождается больной ребёнок? Может быть, потому, что они совершали половой акт в состоянии алкогольного опьянения или во время беременности не позаботились о здоровье плода? Так кто же виноват — Бог или они сами?

Могут сказать: хорошо, виноваты родители, но в чём вина ребёнка? Почему Бог не сделает так, чтобы он родился здоровым? Ответ: потому что Бог не меняет то, что Он установил, и не уничтожает то, что предопределил. Всевышний не доволен тем, что от совокупления двух пьяных родителей родится психически нездоровый ребёнок. Однако Он отдал всем вещам то, что соответствует их природе и определил для них законы, по которым они были сотворены и функционируют. Закон творения состоит в том, что если семя мужчины попадает в лоно здоровой женщины, то происходит зачатие ребёнка. Всевышний установил этот общий закон, чтобы люди могли размножаться — в качестве блага и милости для них. И теперь, если сами люди неправильно использовали этот закон, зная о том, что они поступают неправильно, то разве Всевышний виноват в этом? Если я дал кому-то нож, чтобы он резал им продукты, а тот взял и вспорол им себе живот, то я стал виноват в его смерти? Насколько несправедливым надо быть, чтобы утверждать подобное!

Поэтому мы говорим: о атеисты, не Бог несправедлив — несправедливы люди, во вред самим себе использующие Его милости! Огонь — милость Всевышнего: его можно использовать для обогрева, приготовления пищи, освещения и т. д. Однако если ты положил свой палец в огонь, и тот сгорел, — то разве Бог виноват в этом? Бог сотворил огонь таким, что тот обжигает всё то, что с ним соприкасается, и сделал для тебя известным, что если ты положишь в него палец, то он сгорит. И если Ты на самом деле подойдёшь к огню и положишь в него палец, то Бог не остановит действие огня, чтобы уберечь тебя от ожога, хотя Он и не доволен тем, что твой палец сгорит. Потому что если Он сделает так, это будет означать остановку Его законов и прекращение Его милостей (огонь — милость Бога, как мы сказали). Итак, Бог не остановит действие огня, но будет ли это иметь тот смысл, что Сам Бог виноват в твоём ожоге? Какой разумный человек станет утверждать подобное? Виноват ты сам, поскольку неправильно использовал милости Всевышнего, к тому же заранее зная о том, что поступаешь неправильно.

Приведём другой пример. Бог дал людям способность изобретать. Он даровал им железо. Он снабдил их нефтью, добываемой из недр земли, чтобы из неё они производили топливо. Теперь, если люди, пользуясь своими изобретательскими способностями, нефтью и железом, сконструировали самолёт, однако перед полётом забыли залить в него достаточное количество топлива, то разве Бог виноват в его падении? Бог заставил людей забыть о топливе? Разумеется, самолёт, в котором недостаточно топлива, не долетит до места назначения — по всем физическим законам, которые сотворил Бог, дабы обеспечить человеку комфортное проживание на этой планете. Эти законы — милость, изобретательские способности — милость, железо — милость. Если же люди использовали все эти милости неправильно, забыв заправить самолёт топливом, то виноват Бог? Или всё-таки виновен человек? Бог должен был отменить действие физических законов, чтобы самолёт благополучно долетел до места назначения?

Да, Бог может отменить действие этих законов, и мы знаем что Он делал это для Своих пророков: перед Моисеем, да будет мир с ним, разверзлось море, для Мухаммада, да благословит Аллах его и его род, раскололся месяц и т. д. Однако это — исключения, которые потому и называются «чудом», что выпадают из общего порядка вещей. Однако представим себе, что такое будет происходить всегда. Положив палец в огонь, человек будет получать не ожог, а ощущение прохлады, незаправленные самолёты станут перелетать материки и океаны, дети, зачатые вопреки нормам нравственности и гигиены, родятся здоровыми… К чему это приведёт? Ко всеобщему счастью и гармонии? Отнюдь! Это будет означать, что у человека отнята свобода, а значит, и путь к совершенству. Никто не сможет больше совершать ни добра, ни зла, потому что каждый будет принуждён к добру, подобно автомату. А значит, не будет и самого понятия «добра», ибо «добро» мы понимаем только в отличии от «зла», по контрасту с ним. Люди будут подобны луне, вращающейся по своей орбите. Можно ли сказать, что луна совершает добро или зло? Нет, она просто двигается по предначертанному пути, лишённая всякого выбора. Она не «добра» и не «зла» — она просто есть.

И тогда, о атеисты, вы сами скажете — если, конечно, сможете говорить: «О Боже, зачем Ты сотворил нас такими? Разве Ты справедлив — Ты, лишивший нас пути к совершенству? Разве Ты совершенен, если сделал нас несовершенными?».

А ведь путь к гармонии и благу является очень простым: всего лишь использовать милость Бога так, как установлено Им Самим. Ничего большего! Если человек не будет класть в огонь палец, станет зачинать детей в нормальных условиях и следить за техническим состоянием самолётов — не будет возникать никаких проблем!

И мы скажем более того: Бог не оставил нас в неведении о том, как мы должны пользоваться нашей свободой. Он не только создал для нас все милости и все необходимые условия, но и отправил специальных «инструкторов», которые научили нас тому, как ими пользоваться. Эти «инструкторы» — пророки и Имамы, их «инструкция» — Откровение. Пророки принесли все необходимые законы и правила, по которым нам следует жить, чтобы не было зла. Если бы все люди пользовались этими инструкциями, не было бы ни бедствий, ни болезней, ни зла, ни стихийных бедствий. Однако сами люди отвергали их, порочили и убивали. И теперь они винят Бога в том, что их жизнь полна злом, насилием, угнетением, болезнями и несчастьями! Есть ли в этом разум и справедливость? Они подобны дикарям, которым богатая и развитая страна отправила дорогое оборудование, а вместе с ним и инструкторов, чтобы те могли им пользоваться. Убив инструкторов и сломав оборудование, глупые дикари стали обвинять страну, поставившую оборудование, в обмане, лжи, угнетении и насилии — на том основании, что «оборудование не работает»! Точно так же поступают атеисты с их абсурдными обвинениями Бога в тех бедствиях, в которых виновны сами они.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector