1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

заупокойное богослужение

Содержание

Заупокойная Литургия

Заупокойной называется Литургия, совершаемая специально для поминовения, когда на ней возносятся особые молитвы об усопших. В современной богослужебной практике эта служба по разным причинам почти не совершается. Одна из канонических причин этого – Уставные запрещения совершать заупокойные молитвы на Литургии (в части, конечно, изменяемых песнопений) в значительную часть дней церковного года. Изменяемых же песнопений на Литургии немного:

1. Тропари или ирмосы канона (читавшегося накануне на бдении), которые канонарх произносит на «блаженных»[38].

2. Тропари и кондаки после Малого входа.

3. Прокимны (краткие стихи из Писания) перед чтением Апостола.

4. Апостольские чтения. Все они берутся из книг Нового Завета – из той части, которая идет после четырех Евангелий. В число этих книг не входит Апокалипсис, стихи из которого на православном богослужении не читаются.

5. Евангельские чтения. Евангельских и, соответственно, апостольских чтений не может быть больше чем по два (даже когда их должно читаться три, одно из них читается «под зачало» – то есть слитно с предыдущим).

Устав жестко регулирует, что из изменяемых песнопений может быть допущено на Литургии и всякая самодеятельность здесь излишня. В первую очередь это должно касаться заупокойных песнопений. Лишь в дни, когда на повечерии полагается кондак «Со святыми упокой», поется он и на Литургии. Также обстоит дело и с заупокойными Апостолом и Евангелием, которые присоединяются к рядовым[39] лишь тогда, когда Уставом разрешается присоединение заупокойных песнопений.

Апостол и Евангелие праздника или святых всегда находятся в связи с соответствующими песнопениями, в частности, с тропарями и кондаками. Поэтому Уставом не допускается чтение на Литургии особых Апостола и Евангелия, не имеющих никакого отношения к службе данного дня и к бывшим на вечерне, утрени и Литургии тропарям и кондакам. Ни для каких особых поминовений, ни для каких «заупокойных» и «заказных» Литургий Устав не предусматривает возможности произвольного прибавления заупокойных молитвословий.

Впрочем, прибавление этих молитвословий не является тем решающим фактором, который делает Литургию заупокойной. Вот что говорит об этом епископ Афанасий (Сахаров): «Литургия становится заупокойной не от пения на ней заупокойных тропаря и кондака, не от чтения заупокойных Апостола и Евангелия, не от возглашения заупокойной ектении. Литургия бывает заупокойной тогда, когда она соединяется с молитвенным трудом священнослужителей и мирян, подъятым ради усопших и по любви к ним, когда она сопровождается милостыней, творимой в память поминаемых. Понимаемая так заупокойная Литургия может быть и в великие праздники, и в первый день Пасхи, хотя ничего заупокойного на ней не будет возглашено».

Здесь стоит отметить стремление некоторых верующих к тому, чтобы поминание «их» усопших совершалось отдельно от всех других, либо на особой ектенье на Литургии, либо на отдельной панихиде. Происходит это из-за непонимания цели заупокойного богослужения, которая состоит в облегчении участи умерших посредством живой общей молитвы о нем к Богу. Об этом недвусмысленно свидетельствует Евангелие: Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18; 19). Как для живых особенно сильны и действенны общие молитвы, так и для усопших особенно полезно, когда имена их поминают не каждое в отдельности, а вместе с другими братьями во Христе. Таким образом, совместное поминовение усопших только усиливает всякую вообще молитву о них. Кроме того, если среди поминаемых есть уже угодившие Богу, но неведомые миру праведники, то своим предстательством ко Господу они усилят молитвы живых о поминаемых вместе с ними.

Отдельное от других поминовение кого-либо из усопших может иметь место лишь тогда, когда поминаемый является особо значимой для данного прихода или для Церкви вообще личностью. Например – духовный отец большинства присутствующих за богослужением, архипастырь или известный всем подвижник благочестия. В данном случае будет лучше не присоединять других имен к этому имени. Подобным образом может быть выделено одно имя и тогда, когда поминовение совершается около находящегося в храме гроба с телом поминаемого.

Служение панихиды после Литургии. К сожалению, почти всеобщей стала практика совершения панихиды непосредственно по отпусте Литургии. Обычай этот не имеет никаких оснований в Уставе. Типикон не предусматривает возможности совершения тотчас после Литургии ни водосвятных молебнов, ни заупокойных треб, ни каких-либо еще богослужений. Литургия является завершением всего круга суточного богослужения, исполнением всех прошений и поминовений. После того как живые соединились в Таинстве Евхаристии с Самим Господом, а частицы, вынутые о усопших и не присутствующих за богослужением живых, были омыты Христовой Кровью, – всякое иное поминовение и прошение уже бессмысленны. Господь дарует Своим людям Себя – выше этого дара нет ничего ни на земле, ни на Небе.

Устав подразумевает, что все без исключения молитвы суточного круга должны быть окончены до Литургии или отложены до окончания вечерни. В конце Литургии, после заамвонной молитвы, может быть совершен только краткий чин над кутией в честь праздника или в память усопших. Такая практика существовала в Древней Руси, где даже так называемые царские молебны в дни тезоименитств и рождений совершались накануне, после вечерни. В Уставе дается точное и определенное указание относительно того, что по окончании Литургии не может быть никакого другого богослужения: по отпусте Божественный литургии исходит настоятель и братии последующим по нем два (то есть попарно) и глаголют псалом 144… Достигше же в трапезу, и кончену бывшу псалму, глаголем молитву трапезы «Отче наш…». То есть сразу по окончании Литургии должна начинаться трапе за, являющаяся, кстати, продолжением главной христианской службы.

Кроме того, само название «панихида» переводится с греческого как «всенощная». Такая этимология недвусмысленно дает понять, что панихида должна совершаться после вечерни, по примеру того, как всенощное бдение начинается после малой вечерни. Она может быть и во время, близкое тому, когда должна совершаться утреня, так как панихида по своему строю есть сокращенная утреня. В некоторых храмах она совершается до Литургии, что нисколько не противоречит Уставу. Но в обеденное время – в час окончания Литургии она служиться не должна.

Понимание этого дало начало возрождению древней практики служения молебнов и панихид утром перед совершением Таинства Таинств – Евхаристии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Божественная литургия

Божественная литургия Символ веры звучит на божественной литургии – самом главном богослужении в христианской церкви. На ней вспоминается вся земная жизнь Иисуса Христа и совершается евхаристия (таинство Святого Причащения, установленное Самим Спасителем на тайной

Литургия

Литургия Литургия (от litoV – общий и ergon – дело) – название главнейшего из христианских богослужений, существующего, хотя и не в одинаковом виде и значении, у всех христианских вероисповеданий и выражающего главные идеи христианского миросозерцания и главные цели

Заупокойная лития

Заупокойная лития Чин великой панихиды достаточно продолжителен, поэтому совершать его в дополнение к обязательному кругу суточных служб довольно сложно. Церковный Устав, снисходя к человеческой немощи, назначает совершение панихиды лишь раз в неделю, в пятницу

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ ПО УСТАВУ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 58

Епископ Афанасий (Сахаров)

О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ ПО УСТАВУ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Как-то в беседе с одним святителем мы коснулись вопроса о поминовении усопших в праздники. По поводу высказанных мною суждений по этому вопросу мой собеседник укоризненно заметил: “Очевидно Вам не приходилось хоронить близких, поэтому Вы так и возражаете против праздничного поминовения усопших”. Это замечание весьма смутило меня, так как, действительно, до этого времени мне не приходилось хоронить близких.

В ноябре 1930 г. скончалась моя мать. Это была первая и единственная незаменимая утрата, тем более тяжелая, что мне не судил Господь быть ни при одре, ни при гробе почившей, и в моем невольном уединении не с кем было поделить мое горе. А горе было так велико, переживания были так тягостны, что письмами своими я перепугал своих друзей. В моем одиночестве единственным облегчением скорби, единственным утешением было богослужение. Господь именно с этого времени дал мне возможность совершать и литургию. Известие о кончине было получено в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Начало первого сорокоуста совпало с попразднством. Затем были праздники. Поэтому лишь на 9-й литургии было в первый раз пропето “Со святыми упокой” и произнесена заупокойная ектения. В 40-й день не было панихиды и никаких заупокойных молений, так как это был первый день Рождества Христова. За первым сорокоустом Господь помог мне совершить еще пять. И во все это время, совпавшее с периодом пения Триодей Постной и Цветной, не было сделано ни одного отступления от Устава в сторону усиления заупокойных молений. При всем том не было чувства какой-либо неудовлетворенности, не замечалось какого-либо ущерба, а сыновняя любовь находила полное удовлетворение в принесении бескровной жертвы в память усопшей и в тайном поминовении ее имени в важнейшие моменты литургии. Поэтому теперь, излагая церковные правила поминовения, я не боюсь уже укора, подобного тому, какой сделан был мне раньше, и со всею решительностью утверждаю, что только послушание Святой Церкви, подчинение Ее уставам может дать подлинное облегчение скорби, утешение в горе и полное удовлетворение потребности молиться о любимых.

Знаю, что по поводу моих высказываний в предлагаемой статье мне скажут: “Может быть верно, что Вы говорите. Может быть многое в современной церковно-богослужебной практике поминовения усопших является отступлением от церковного Устава. Но к этому у нас уже ПРИВЫКЛИ и отступление от установившихся, хотя бы и противоуставных порядков может вызвать смущение не только среди мирян, но и среди духовенства и может даже грозить новым расколом”.

Читать еще:  Александр Усик поблагодарил Бога после удачного дебюта в супертяжелом весе

К сожалению, это в значительной мере справедливо. И главная наша беда в том, что у нас все меньше остается знатоков устава, какие бывали в допетровской Руси не только среди духовенства, но и среди мирян. Теперь уставным считают не то, что действительно соответствует букве и духу Церковного Устава, а то, к чему привыкли, как к УСТАНОВИВШЕМУСЯ. Но следует ли отсюда, что со всем этим надо мириться, что опасение чеховского “человека в футляре”, “как бы чего не вышло” надо поставить выше необходимости принятия неотложных мер против беззаконного нарушения и искажения церковно- богослужебных законоположений и что надо отказаться от попыток вернуть в законное церковное русло далеко уклонившуюся от него современную церковно-богослужебную практику? Конечно нет! К сожалению, самочинные эксперименты печальной памяти обновленцев затормозили и чрезвычайно осложнили необходимое, неотложное дело упорядочения нашего богослужения. Поэтому теперь его надо начинать с особой осторожностью и осмотрительностью. Нужна долгая и основательная подготовка как среди мирян, так и среди духовенства. Нужна большая предварительная разъяснительная работа. Настоящая статья и является одним из первых шагов в этом направлении.

Глава I. Молитва об усопших и послушание Святой Церкви

‘Всё должно быть благообразно и чинно’

“Любовь не бесчинствует, не ищет своего”

Следуя руководству Святой Церкви, мы исповедуем, что не только православные угодники Божий живут по смерти , но и все верующие не умирают, но живут вечно о Господе , что “из мертвых восстанием Христовым смерть уже не обладает умершими благочестив” , что Господь лишь к жизни другой переселяет рабов Своих, ибо по слову Христову Бог несть мертвых, но живых, еси бо Тому живи суть . Поэтому умирающие о Господе православные христиане не перестают быть членами Святой Церкви, сохраняя с Нею и со всеми остальными Ее чадами самое действительное, реальное, живое общение.

Богослужение и молитва являются по преимуществу той сферой, где верующие вступают в теснейшее, наиболее заметное и для внешних чувств и вместе с тем возвышеннейшее и таинственное единение со Святой Церковью и друг с другом. Молитва — главнейшая сила этого единения. “Молитеся друг за друга” заповедует слово Божие. И Святая Церковь чинами служб своих и принятыми Ею в употребление молитвами настойчиво и постоянно внушает нам молиться о всех, наипаче о близких. Молитва о всех является долгом каждого православного христианина, долгом в самом буквальном смысле этого слова, ибо о нем молятся, и он таким образом становится должником всех, — и живых, и умерших. Должник обязан уплачивать свой долг, в свою очередь молясь обо всех, не только о живых собратиях которых он сам просил о молитве за него и которые, он знает, с любовью исполняют эту его просьбу, которых нередко он видит рядом с собой молящимися о нем, — но и об умерших, из которых с некоторыми еще сравнительно недавно “многажды вкупе снидохомся, и в дому Божий вкупе пояхом” и которые вообще, не только праведные, но и грешные продолжают молитву свою о собратиях, ибо молитва есть вместе и выражение любви, потребность любви, а истинная любовь никогда же умерщвляется. Многочисленные обнаружения силы загробных молитв о живых делают последних еще большими должниками первых.

Молитву о собратиях живых и усопших Святая Церковь считает необходимой, неотделимой частью как общественного богослужения, так и келейного, домашнего правила. Она сама дает соответствующие молитвословия и устанавливает чины их. В частности, она особенно побуждает молиться об усопших, когда при последнем прощании с ними, в день погребения, влагает в уста отходящего в иной мир трогательные прощальные обращения к живым: “прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу . “Помяните мя пред Господом” . Молю всех знаемых и другое моих: братие мои возлюбленнии, не забывайте мя, егда поете Господа, но поминайте братство и молите Бога, да упокоит мя с праведными Господь” . “Воспоминаю вам, братие мои, и чада и друзи мои, не забывайте мя, егда молитеся ко Господу, молю, прошу и мил ся дею” , “навыкайте сим в память и плачите мене день и нощь” .

Но как во всем, согласно наставлению святых отцов, должно наблюдать “МЕРУ И ПРАВИЛО”, — этим же началом меры и правила руководится Святая Церковь, устанавливая определенный чин и порядок молитв о живых и умерших, давая в руководство стройную, последовательную систему поминовения.

Умножая в будничные дни покаянные и просительные моления о своих живущих на земле членах и от лица их, о их нуждах духовных и житейских потребностях, Церковь сокращает таковые моления в

Православная Жизнь

Церковь освящает не только плоды рук человеческих, не только призывает Божье благословение на все человеческие труды, но освящает и само время, в котором христианин совершает свой жизненный подвиг. Это видно из включения понятия времени в строй православного богослужения. Воспринимая время в контексте раннехристианской эсхатологии, Церковь, осознавая свою причастность «будущему эону» – Царству Небесному (Мф. 3:2), все же совершает Свою миссию в конкретных временных рамках, и в связи с этим время как бы включается в реальность вечного Царствия Христова. Богослужение и в первую очередь Евхаристия, по словам протопресвитера о. Александра Шмемана, «. и есть актуализация нового эона в веке сем»[1]. Из этого закона не выпадают и конкретные условия жизни человека, но и даже сама смерть.

Смерть христианина и соборная молитва Церкви.

Смерть христианина, которая в свете смерти и воскресения Христа Спасителя теряет свою трагическую непреодолимость, сопровождается неизменным молитвенным напутствием и соборным богослужением Церкви. Это связанно с тем, что «смерть для христианина остается непостижимым переходом в таинственное будущее»[2]. Митрополит Иларион (Алфеев) замечает: «Молитва Церкви об усопшем – традиция, восходящая к временам ранней Церкви. Заупокойная молитва является одной из форм следования апостольскому призыву молиться за всех человеков (1 Тим. 2:1)»[3].

«Но, – как пишет святитель Афанасий (Сахаров), – для остающихся на земле смерть не только близких, но и чужих, всегда печаль… Поэтому плачь и скорбь при гробе и вообще при воспоминании об умерших вполне естественны, являются психологической необходимостью, выражением истинной любви к усопшим»[4].

Таким образом, мы видим, что обряды и молитвословия, связанные со смертью и погребением, имеют два вектора направленности – по отношению к самому умершему и по отношению к родственникам и близким, окружающим погребальный одр. И именно к ним, оставшимся на земле и собранным ради молитвы, обращена большая часть литургических гимнографических текстов сугубо заупокойного богослужения. Поэтому мы можем говорить о миссионерском значении и о важности именно в миссионерском плане погребения как момента, когда имеют место психологический, бытовой и общинный факторы.

Стоит сразу оговориться, что последования, связанные с погребением умершего, очень часто в народе принято называть «отпеванием». Это название не совсем точно отражает суть происходящего. Требник исследуемому чину усваивает наименование «Последование мертвенное мирских тел», а киноварь вверху листа обозначает другое название – «Последование погребения мирских человек»[5]. Слово же «отпевание» содержит в себе намек на важность самого действия «от»-«петь» («вы»-«читать», «от»-«читать») вне зависимости от отношения к нему окружающих. Это в корне противоречит христианскому православному учению о молитве и, возможно, является рудиментом языческой практики за-говоров, и на-говоров. Церковь же всегда настаивала на необходимости деятельного и осознанного молитвенного участия верующих в совершении тех или иных молитвословий и обрядовых действий (1 Кор.14:14–15).

Рассматривая и анализируя вектор заупокойных последований, направленный на находящихся рядом с гробом родных и близких в его миссионерском преломлении, можно выделить несколько аспектов, которые являются важными составляющими и анализ которых позволит священнослужителю, совершающему заупокойное богослужение, правильно организовать свое миссионерское служение в данном случае.

Психологическое состояние присутствующих

Кончина близкого вырывает человека из круговорота его повседневных бытовых суетливых дел и поставляет перед лицом великого таинства смерти. Будучи смертным, каждый человек поневоле задумывается о смысле бытия, о взаимодействии жизни и смерти, о посмертной участи. Все эти вопросы, которые были до поры-до времени скрыты суетливой пеленой быта, остро встают перед каждым при виде гроба близкого человека. «Опыт смерти пробуждает в человеке такие отклики, что невозможно свести ее к обыкновенному явлению природы, все содержание которого можно исчерпать объективным изучением. Смерть не может быть лишена смысла»[6].

В то же самое время острая боль утраты рождают в душе человека ужасное горе и большую скорбь о потере близкого. Это психофизическое состояние заставляет искать поддержки и утешения у Единого Утешителя.

Именно поэтому молитвословия и проповедь на погребении представляются необходимыми. В случае если скорбящий не получит утешение в молитве Церкви и словах священнослужителя, существует опасность для него попасть под воздействие беса уныния и отчаяния, который стремится нарушить течение жизни православного христианина и посредством этих страстей ввергнуть его в мрачные теснины преисподней бездны. Для находящихся в состоянии сильной скорби обряд церковного погребения, содержащий в себе молитвословия и гимнографический материал умилительного содержания, дает возможность найти правильное русло печали, казалось бы, до этого безысходной, позволяет открыть источник слез и направляет их в единственном правильном курсе, сублимируя все эмоции и переживания и находя для них выражение в молитве о помиловании усопшего. Более того, скорбящие в словах заупокойных последований находят надежду на то, что смерть не является всемогущей, что их разлука с любимым и любящим не вечна, что его бытие не прервано, но обрело иную форму и у них есть упование на встречу в невечернем свете Царствия Христова. Именно в этом психологическом состоянии родственники и близкие умершего требуют обращенного к ним слова утешения и поддержки. Их сердца из каменистой почвы превращаются в благодатную землю, ожидающую спасительного сеяния Слова.

В то же время проводить усопшего в «путь всея земли» приходят не только близкие родственники, но и сослуживцы, соседи, знакомые и другие люди, так или иначе связанные с умершим или его родственниками. Так они выражают свое почтение и уважение. Особенно это явление распространено в сельской местности. Все пришедшие на погребение люди являются потенциальными прихожанами Православной Церкви, но зачастую принадлежат к Ней только по рождению: не участвуют в благодатной церковно-мистериальной жизни и не посещают храм Божий. Они не стремятся к воцерковлению и не спешат услышать церковное благовестие. Так или иначе, они, подчиняясь правилам приличия, вынуждены присутствовать на заупокойной молитве и потому волей-неволей соприкасаются как с благодатным действием церковной молитвы, так и с проповедью, неразрывно связанной с богослужением.

Читать еще:  Семь чудотворных икон Богородицы пронесли крестным ходом по Житомиру

Эти потенциальные прихожане во время заупокойной службы получают уникальный шанс услышать глас евангельской проповеди, и священнослужитель не имеет права упустить эту возможность.

Возможно, не все присутствующие захотят прислушаться к слову Церкви. Но для миссионера важно вспомнить слова великого святителя Иоанна Златоуста: «Скажешь мне: какая польза от слов твоих? Есть польза, если кто слушает меня. Я делаю свое: сеятель сеет… Если не все послушают, половина послушает; не половина, так третья часть; не третья, так десятая; не десятая, так хоть один из такого множества послушает, лишь бы послушал…»[7]. Священнослужитель обязан совершить погребение и сказать слово так, чтобы не погубить хоть некоторых из собравшихся для проводов усопшего, потому что, вполне вероятно, у него или другого миссионера никогда не будет другой возможности увидеть этих людей или пообщаться с ними.

Место совершения погребения

Согласно Требнику, погребение, как длительное и продолжительное богослужение, начинается в доме умершего, затем с крестным ходом тело усопшего переносится по древнему обычаю в храм, где совершается основная часть службы, а затем, также с преднесением Креста, его провожают на кладбище к месту вечного упокоения.

Каждое из мест имеет свое миссионерское значение.

В доме, где должно начинаться богослужение, каждая вещь напоминает о своем почившем хозяине, и потому скорбь и боль утраты для родственников непереносимо остры. Особенно это сказывается в момент, когда усопшего износят из дома. В этот момент богослужение в лице его совершителя призвано словами молитв и песнопений дать выход скопившимся эмоциям родственников, направить их скорбь в русло молитвы и сдержать разрывающие сердце, а потому не имеющие смысла и ненужные причитания. Для совершителя погребения очень важно в этот момент сохранить пастырский такт и очень аккуратно прислушиваться к чаяниям и чувствам сродников, не оскорбить их излишней деловитостью или торопливостью. В то же время именно в этот момент необходимо пресечь командование и «организационный шум» со стороны «околоцерковного элемента», к которому можно отнести различных «всезнаек», норовящих всем указывать, как и что «правильно» делать.

В храме все говорит о Боге, все направлено к тому, чтобы помочь человеку сосредоточиться на молитве. Здесь умолкают страсти, угасают эмоции, успокаивается нервное возбуждение, стихает нервозность. Во всей храмовой обстановке для скорбящих родственников раскрывается во всей безграничности величие Бога и его милосердие. Сама атмосфера храма побуждает человека к молитве. И от совершителя богослужения очень важно сделать все возможное и зависящее от него, чтобы эта молитва открыла для присутствующих излияние Божественной благодати. Этому может помешать любой нецерковный предмет, небрежно оставленный служителями храма[8], например, швабра, ведро с водой, раскрытая книга, брошенные личные вещи. Также для скорбящих может показаться унизительным или обидным небрежно-деловитое отношение к обряду прислуживающих при храме.

Кладбище как место погребения умерших всегда вызывает у нецерковных людей ужас. И момент «последнего целования», прощания на краю свежевыкопанной могилы, является одним из самых тягостных. Священник должен найти в себе силы и подобрать слова, которые смогут поддержать родственников и в то же время напомнят всем присутствующим о том, что их всех на этой земле ждут свой гроб и своя могила. Обстановка кладбища и особенность момента позволяют сделать его, если можно так сказать, одним из самых запоминающихся с миссионерской точки зрения.

Кроме того, процесс перенесения умершего из дома в храм и из храма на кладбище имеет огромное миссионерское значение для тех, кто случайно увидел траурное шествие. Размеренность и благоговение, благолепие хоругвей (если таковые используются в данной местности), торжественное пение или произнесение молитвословий – все это может стать безмолвной проповедью и заставить случайного зрителя задуматься о смысле своего бытия или вспомнить о Боге.

К сожалению, в урбанизированной современности, в условиях многотысячного или даже многомиллионного полиса практически невозможно совершить «Последование мертвенное мирских тел» таким образом, как это указано в Требнике. Обычно отпевание совершается возле дома умершего или под подъездом/парадной многоэтажного дома. Здесь также имеются свои особенности, важные для миссионерского служения и для проповеди Христа, которые стоит учитывать. Во-первых, богослужение в более-менее тёплом и защищенном от ветра храме может быть более продолжительным по сравнению со службой на открытом воздухе, под палящим солнцем или, напротив, при сильном морозе, под дождем, снегом или ветром. Во-вторых, рядом могут проходить люди, совершенно чужие и чуждые трагедии скорбящих родственников. Умение правильно повести себя, отреагировать или пропустить мимо ушей колкую реплику, оскорбление, правильно строить отношение с равнодушным или агрессивно настроенным внешним миром может сыграть важную роль в состоящем из мелочей миссионерском служении.

Совершитель погребения

Для родственников умершего погребение близкого является событием неординарным, единичным, и все их чувства напряжены до предела. Для священника, несущего приходское служение, это событие является обычным, а треба едва ли не самой частой. И потому для него существуют соблазн и опасность бездушно или безответственно отнестись к молитвословиям и горю людей и тем самым погубить дело православной миссии. Для человека, впервые столкнувшегося с Церковью, в глаза бросается каждая мелочь. И потому поведение служащего, его внешний вид и манера совершения богослужения становятся важным фактором миссионерской деятельности.

Огромное значение, переоценить которое невозможно, имеют проповедь или слово, обращенные к родственникам и присутствующим во время погребения. Многие из стоящих у гроба никогда не слышали чистое церковное учение и не затрудняли себя изучением вопросов духовно-нравственной жизни. И потому священник должен в краткой форме затронуть те струны их душ, которые могут отозваться на его слова. Важно, наверное, не только рассказать об истинах, исповедуемых Церковью, но пробудить интерес и подвигнуть к исканиям, которые приведут слушателей к осознанному причастию Живому Телу Христову – Святой Церкви. Недопустимо в такой момент играть на эмоциональном состоянии присутствующих, разжигать их скорбь или теребить душевные раны. Священник должен стать служителем Утешителя, посланного от Отца, утешить и подарить надежду.

Таким образом, можно констатировать неоценимую значимость обрядов, связанных со смертью и погребением в контексте миссионерской деятельности. Именно от умения, тактичности, чуткости совершителей этого священнослужения, действующих от лица Церкви, зависит во многом дальнейшее развитие духовно-нравственной жизни тех людей, которые присутствовали на погребении. Для них это скорбь, печаль и трагедия, но в то же время встреча с Церковью, которая может перерасти во встречу со Христом, а возможно, стать поводом для отвержения благодатной жизни во Христе, для новых насмешек и хуления. Именно поэтому каждый, так или иначе, репрезентирующий Церковь в этот неоднозначный и тяжелый для человека момент должен помнить об обязанности проповедовать Слово Божие и свидетельствовать о Христе, которую Господь возложил на Своих учеников и последователей (Мф. 28:19–20).

Протоиерей Андрей Николаиди

1.Шмеман А., прот. Введение в литургическое богословие. К., 2003. С. 85.
2. Настольная книга священнослужителя. М., 1983. Т. 4. С. 455–456.
3. Иларион (Алфеев), митр. Православие. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2010. Т. 2. С. 751.
4. Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. К., 2008. С. 9.
5. Требник в двух частях. М., 1991. Ч. 1. С. 164–205.
6. Словарь библейского богословия. К.: Изд. «Кайрос», 2003. С. 1064.
7. Цит. по: Феодосий, еп. Гомилетика. Теория церковной проповеди. МДА, Сергиев Посад, 1999. С. 54.
8. См. Остапов А., прот. Пастырская эстетика. Чернигов, 2000. С. 5.

ПАРАСТАС — заупокойное богослужение

Параста́с с греческого языка переводится как «ходатайство» – вечернее заупокойное богослужение, которое отличается от обычного тем, что за ним поются непорочны (118-й псалом «Блажени непорочнии», названный так по его второму слову, выражающему суть всей 17 кафизмы).

Парастас служится, как правило, в канун поминальных родительских суббот. Это заупокойное богослужение состоит из вечерни и утрени. На утрене вместо полиелея совершается исход священнослужителей на середину храма, где читается 17-я кафизма, разделенная на 2 части — статии, а по шестой песни канона и в конце богослужения служатся литии.

В древнехристианской Церкви по причине гонений молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после окончания эпохи гонений, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия.

Все песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Основное содержание парастаса составляет 17-я кафизма, называемая также заупокойной. В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем, то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим.

Смысл и значение 118 псалма «Блажени непорочнии» раскрываются в 19-м стихе: «Пришлец (странник) аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя». Толковая Библия под редакцией А.П. Лопухина дает этому стиху следующее объяснение: «Жизнь на земле есть странствование, путешествие, совершаемое человеком для достижения своего отечества и постоянного, вечного местопребывания. Очевидно, последнее — не на земле, а за гробом. Если же так, то земная жизнь должна быть подготовкой к загробной, и к ней может привести только безошибочно избранный на земле путь. Как и где найти последний? Этот путь указан в заповедях Закона. Кто не следует им, тот заблуждается и не достигнет загробной обители, т.е. загробного упокоения, как награды за понесенные труды к его достижению. Здесь — довольно ясное учение о цели земного существования, бессмертии человеческой души и загробном мздовоздаянии».

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, желательно прийти в храм на богослужение вечером в пятницу, накануне родительской субботы. Самая же важная часть поминовения совершается утром в саму поминальную субботу за Божественной литургией, после которой служат общую панихиду.

Литургия и панихида – в чем разница: понятие и порядок проведения основных церковных треб, что общего и чем отличается молебен от сорокоуста, проскомидии, отпевания и записки о упокоении усопших

Церковная молитва, произнесенная в храме, имеет великую силу. Но и родные вносят свою лепту: обращаются к Богу, посещают службы. Существует несколько их типов, отличие заключается в порядке проведения, видах молитвенных текстов. Богослужения должны совершаться в определенной последовательности, причем молитвы могут читать за живых и умерших. Важно узнать особенности всех, включая литургию и панихиду: в чем разница, что нужно делать, как молиться.

Понятие и порядок проведения Литургии

Богослужение считается главным в церковных традициях. Полное название – Божественная литургия. Его важность обусловлена совершением таинства Евхаристии. Впервые такая служба была совершена в стародавние времена – еще на горе Синай, где ее провел Иисус Христос.

Читать еще:  7 января - Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Также Иоанн Кронштадтский говорил, что «литургия – источник жизни, т. к. сам Сын Божий предает себя в пищу и питие всем верующим».

Существуют разные виды богослужения, они проводятся по определенным дням:

  • Литургия Иоанна Златоуста: совершается, когда не следует совершать другие литургии;
  • Василия Великого: насчитывается лишь 10 дней в году, когда проводится это богослужение (по воскресеньям, за исключением нескольких, а еще в четверг и субботу на Страстной неделе, а также 14 января);
  • Преждеосвященных даров – литургия проводится в некоторые дни Великого поста.

Богослужение разных видов имеет общую структуру:

  • Проскомидия;
  • часть оглашенных;
  • литургия верных.

Все 3 части служатся особым образом, наиболее продолжительной является литургия верных. Отдельная часть службы (начальная) называется обедней, т. к. совершается в первой половине дня.

Церковные записки о здравии и за упокой

Когда совершается богослужение, верующие могут принять в нем участие. Обычно для этого они посещают храм, находятся среди священнослужителей, их помощников, выполняющих основные ритуалы. Но есть еще одна возможность помолиться за усопших – подать записку с именем покойного. Это делают днем ранее или в тот же день, но утром – до начала службы. Подобные записки, только с пометкой «о здравии», могут содержать имена живых.

Чтение молебна

Как правильно заполнить и подать записку

Во время богослужения священник поминает многих умерших посредством ранее поданных церковных бланков, поэтому важно соблюдать правила, которые облегчат ему эту задачу. Кроме того, оформление записок особым образом дает возможность сохранить глубокий смысл, соблюсти религиозные традиции. Основные правила:

  • вверху бланка должно быть указано, для какой цели он подается: «о здравии», «за упокой»;
  • следует вписывать до 10 имен умерших;
  • покойные, о которых идет речь, должны быть верующими, крещеными при жизни, т. к. атеистов, самоубийц и непрошедших таинство крещения не отпевают;
  • часто при подаче бланка необходимо внести пожертвование (обычно это является главным условием не для простых, а для заказанных записок);
  • бланк оставляют в лавке, для чего предусмотрен поднос или корзина.

Чтение заупокойных молитв в монастыре

Желательно также присутствовать на богослужении, а не просто подать требу о упокоении, здравии человека.

Как подать записку об упокоении онлайн

Многие ресурсы предлагают возможность передать имена усопших для поминовения во храме через интернет. Существуют сайты-посредники, а еще у некоторых монастырей, церквей тоже есть свои порталы. Для подачи записки заполняется специальная форма. В ней нужно указать имя покойного, а также данные того, кто просит о поминовении родственника (имя, номер телефона, адрес электронной почты). Дополнительно предлагается внести пожертвование.

Стоимость подачи записки

При подаче бланка лично или через интернет разницы в ценах нет, т. к. отсутствует ставка – обязательная сумма, которую нужно внести. Человек сам решает, сколько он может пожертвовать. Эти деньги пойдут на нужды храма, т. к. при совершении богослужения священнослужители используют вино, просфору и расходные материалы.

Что такое панихида

В день похорон проводится богослужение, призванное помочь душе усопшего преодолеть переход между мирами. Его название – панихида. Введено отдельное определение полной службы – парастас. Она предполагает необходимость ходатайствования за души умерших перед Богом. Время проведения – Всенощное бдение перед Родительской субботой (с вечера пятницы).

Панихида

Суть панихиды та же, что и при совершении отпевания, когда отмаливают грехи усопшего, помогают провести его из мира земного к вечности. Но Чин погребения выполняется однократно – перед погребением, когда нетленная оболочка наиболее растеряна и требует помощи. Для сравнения панихида может совершаться намного чаще.

Структура такого богослужения:

  • начальные молитвы – произносятся, если ранее совершаются другие службы;
  • Псалом 90;
  • заупокойная ектенья;
  • восхваление Господа через произнесение слова «Аллилуйя» с тремя стихами;
  • тропарь 8 гласа;
  • 17 кафизма;
  • тропарь, глас 5;
  • заупокойная ектенья;
  • седален;
  • Псалом 50;
  • канон 6 гласа;
  • Отче наш;
  • Тропарь 4 гласа.

Кратким вариантом богослужения является лития. Она больше напоминает молитву – прошение.

Совершается в притворе храма, обязательным является каждение молящихся. Еще один вид службы (заупокойная лития) проводится не только во храме, но и дома у покойного.

Когда и где проводится панихида

Место совершения может быть любым: церковь, жилье умершего, погост, траурный зал. Но предпочтительным все же считается первый вариант, т. к. это святое место, содержит положительную энергию, а потому слова молитвы быстрее достигнут Господа. Однако если их произносит тот, кто назначен Богом для этого, то и в данном случае помощь будет более эффективной: через священнослужителя, как посредника, божественная благодать достигнет верующих живых, а также мертвых.

Панихиду могут проводить как в день похорон, так и в любое другое время после смерти человека

Проводить панихиду следует, когда наступают частные поминальные дни (9, 40 день 1 годовщина) Родительские субботы:

  • Мясопустная Вселенская;
  • 2, 3 и 4 седмица Великого поста;
  • Радоница;
  • Троицкая;
  • Димитриевская.

Калькулятор подсчёта дней поминок усопшего

Как часто можно заказывать панихиду

Молебен панихиды читается также без привязки к церковным праздникам. Совершают в день рождения усопшего, на именины и любую другую дату, когда родственники ощущают потребность в оказании помощи умершему. Но священнослужители считают, что не следует лишний раз тревожить душу покойного. Достаточно молиться о близком во время общих и частных поминальных дней.

Порядок проведения службы: в храме, на могиле

Порядок чтения молитв сохраняется, т. к. суть богослужения – обращение к Господу о покойных. При этом необязательно совершать службу над открытым гробом умершего (как при отпевании). Целью панихиды является прошение Господа о прощении грехов, а это можно делать в любом месте. Сопровождается действие каждением – символ вознесения духа умершего человека к небесам.

Кладбище

Парастас – великая панихида

Богослужение может быть полным или сокращенным. Лития – краткая версия панихиды. Для сравнения существует Великая служба. Она называется парастас, проводится в общие поминальные дни – Родительские субботы. Отличается схемой, а также характером. Причем богослужение на Троицкую и Мясопустную субботу считается более важным, чем в субботы 2, 3, 4 седмицы Великого поста.

Можно совершать парастас и на частные даты (совершается мирскими у себя дома).

Сегодняшний день в православном календаре

Другие церковные заупокойные требы для поминания

Чтобы помочь душам умерших упокоиться, проводят разные богослужения в определенной последовательности и при условии соблюдения некоторого порядка, частоты. Кроме литургии, панихиды, есть и другие службы. Различия между ними:

  • отпевание: богослужение совершается перед погребением умершего, целью является поддержка духовной оболочки, ее направление, наставление в ином мире, просьба о прощении грехов – все это необходимо для того, чтобы умерший легче перешел в вечность, предстал перед Господом с меньшим багажом греховных деяний, отпевание (Чин погребения) совершается в течение 1-2 часов, чаще в храме, но можно рассмотреть и другие варианты (на кладбище, дома);
  • сорокоуст – проводится ежедневно в течение 40 дней, рекомендуется заказать сразу после смерти близкого, сорокоуст состоит из многочисленных литургий, совершаемых подряд, можно совершать поминовение дома келейно или во храме, но последний вариант предпочтительнее, т. к. священнослужитель берет частицу просфоры, обращается к Господу с просьбой помянуть умершего;
  • лития по усопшему: краткая панихида, содержит совокупность священных текстов, среди которых Псалом 90, тропарь, кондак, икос – их можно читать дома, у могилы, текст несложно найти в Молитвослове;
  • молебен за упокой души: богослужение отличается от остальных тем, что представлено разными видами, каждый имеет определенную цель (поминовение, просьба, благодарность и т. д.), если совершается молебен за упокой, это означает, что главная треба при этом – помощь усопшим.

Свечи за упокой

Значение молитвы родственников для души усопшего

Когда человек умирает, его душа переходит в иной мир, где вынуждена проходить тяжкие испытания, целью которых является великое преображение. Но данный этап сложно пройти самостоятельно, не получив помощи, т. к. нетленная оболочка не имеет возможности покаяться, отмолить свои грехи. Это делают родственники.

Так проявляется главная помощь, которую оказывают близкие душе умершего.

Кроме того, молитва приятна Богу, ибо «Все, чего ни попросите с верою, исполню» (Мф. 21:22). Священные слова, обращенные к Господу искренне, имеют великую силу. По этой причине так важно молиться друг за друга. Тогда тот, о котором совершается молитва, будет спасен (получит исцеление, прощение и т. д.). Такой принцип лежит и при совершении богослужения в честь умерших. Это объясняет, почему произнесение священных слов – лучший способ помочь усопшему, что снижает важность поминок покойных прямо на могилах, совершать обряды, направленные на облегчение участи его телесной оболочки.

Молитва за усопшего

Таблица: стоимость заупокойных служб

После смерти человека проводят многие богослужения: сорокоуст заказывают сразу после же, как и панихиду. Их значение сходное, но есть и различия. Решая, что лучше выбрать: сорокоуст или панихиду, нужно придерживаться золотой середины – совершать сразу обе службы. Кроме того, проводят отпевание перед похоронами, а также литургию. Когда заказываются богослужения, прихожанам следует помнить и о важности благотворительности. Средняя цена/размер взносов служб разных видов:

Вид богослуженияСумма, руб.
Отпеваниеот 800
Панихида300-500
Литургия (подать записку)от 10
Сорокоуст300-1500 (разовое, на 1 год)

Для кого предусмотрены заупокойные службы

Всем умершим (кроме святых) необходима забота в виде молитвенного слова. Этот вид помощи оказывается умершим родственникам, коллегам, знакомым. Причем можно заказывать панихиду или сорокоуст не только за новопреставившихся, но и за тех, кто умер довольно давно.

Священнослужители совершают чин поминовения обо всех покойных, усопших в разные времена, начиная с Адама.

Заупокойные службы необходимы еще и тем душам, которые является родственникам во сне. О них также необходимо дополнительно помолиться, поставить свечу. Требуется участие родных и священника. Просить о упокоении близких можно, находясь дома, в храме. Не просят только за святых. Они уже на небесах, пребывают рядом с Отцом Всевышним. Люди могут молиться не только Богу, но также им. Значит, вписывать святых в записки, подаваемые на панихиду, не нужно.

Богослужение в храме

Присутствие на службе

Действия, совершенные автоматически, не принесут пользы усопшим и живым. Если родственники пришли, чтобы передать записку о здравии или упокоении, то должны думать о тех, за кого собираются просить, пока пишут их имена. Можно просто помнить о них, молиться, но главное – сохранить светлую память, чувство любви. Тогда записка обретет силу, которую увеличит священнослужитель, произнося священный текст во время панихиды.

Точно так же действует присутствие родственников человека, о котором молятся, на службе. Принято держать свечу, мысленно обращаться к Богу своими словами или просто сохранять чувство благодати, которое возникает на панихиде.

Если ранее уже доводилось читать Требник (книга, содержащая правила молитвы и совершения церковных обрядов во время богослужений), можно тихо повторять молитву со священником.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector