0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

6. II Патриарший период

Содержание

6. II Патриарший период

Необ­хо­ди­мо отме­тить 3 пункта.

Буду­щий стра­сто­тер­пец, импе­ра­тор Нико­лай II, оче­вид­но, стре­мил­ся к сохра­не­нию рав­но­ве­сия меж­ду необ­хо­ди­мо­стью изме­не­ний и сохра­не­ни­ем тра­ди­ций и стабильности.

Необ­хо­ди­мо отме­тить 3 пункта.

Начав­ша­я­ся пер­вая рус­ская рево­лю­ция пока­за­ла как сте­пень вовле­чен­но­сти духо­вен­ства в рево­лю­ци­он­ные кру­ги, так и отно­ше­ние к нему рево­лю­ци­о­не­ров: исполь­зо­вав Геор­гия Гапо­на в каче­стве идео­ло­га мир­но­го шествия, лиде­ры лево­го дви­же­ния полу­чи­ли пред­лог для вос­ста­ния и игно­ри­ро­ва­ли попыт­ку Нико­лая II устра­нить послед­ствия «Кро­ва­во­го воскресения».

Идея созы­ва Помест­но­го Собо­ра и реформ цер­ков­ной жиз­ни выска­зы­ва­лась еще в 1903 году на засе­да­ни­ях рели­ги­оз­но-фило­соф­ских собра­ний под пред­се­да­тель­ством еп. Сер­гия (Стра­го­род­ско­го). Эту идею выска­зал в фев­ра­ле 1905 года в сво­ей запис­ке импе­ра­то­ру и пра­ви­тель­ству митр. Санкт-Петер­бург­ский Анто­ний (Вад­ков­ский). Стре­мясь пре­одо­леть про­ти­во­дей­ствие обер-про­ку­ро­ра К.П. Побе­до­нос­це­ва, митр. Анто­ний акти­ви­зи­ро­вал поле­ми­ку вокруг темы реформ, опуб­ли­ко­вав запис­ку 32‑х вид­ных петер­бург­ских свя­щен­ни­ков, под­дер­жи­ва­ю­щих идеи преобразований.

Необ­хо­ди­мо отме­тить 4 пункта.

Мани­фест был вос­при­нят мас­са­ми как пер­вое рево­лю­ци­он­ное дости­же­ние, что толь­ко уси­ли­ло вол­не­ния. На окра­и­нах стра­ны, вви­ду бед­ствен­но­го поло­же­ния пра­во­слав­но­го про­све­ще­ния, начал­ся рост наци­о­на­ли­сти­че­ских настро­е­ний, что, в свою оче­редь, поро­ди­ло реак­ци­о­не­ров крайне пра­во­го тол­ка и погромы.

Стрем­ле­ние закон­сер­ви­ро­вать ста­рые цер­ков­но-госу­дар­ствен­ные отно­ше­ния при новой вла­сти выра­зи­лись в пред­ло­же­нии обер-про­ку­ро­ра, к кото­ро­му чле­ны Сино­да отнес­лись взве­шен­но и лояльно.

Необ­хо­ди­мо отме­тить 3 пункта.

В.Н. Львов стре­мил­ся изба­вить­ся от архи­ере­ев, чье постав­ле­ние было хоть как-нибудь свя­за­но с Рас­пу­ти­ным. Так были отправ­ле­ны на покой митр. Пити­рим, ушед­ший доб­ро­воль­но, и свт. Мака­рий, не желав­ший отстав­ки, но уво­лен­ный по тре­бо­ва­нию недо­воль­но­го мос­ков­ско­го духо­вен­ства. Архи­еп. Васи­лий был уво­лен реше­ни­ем съез­да чер­ни­гов­ско­го духовенства.

  • Пред­со­бор­ный Совет
  • Пред­со­бор­ное Совещание
  • Пред­со­бор­ное Присутствие
  • 28 фев­ра­ля 1912
  • 16 янва­ря 1906
  • 11 июня 1917

Под­го­тов­ка Помест­но­го Собо­ра нача­лась в 1906 году с Пред­со­бор­но­го При­сут­ствия, кото­рое раз­ра­бо­та­ло вопро­сы соста­ва и про­ве­де­ния Собо­ра, епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния, цер­ков­но­го суда, при­ход­ской жиз­ни, духов­но­го обра­зо­ва­ния, меж­кон­фес­си­о­наль­ных отно­ше­ний. Пред­со­бор­ное Сове­ща­ние 1912 года вновь поста­ви­ло вопрос под­го­тов­ки Собо­ра. Лишь при Вре­мен­ном Пра­ви­тель­стве в 1917 году Пред­со­бор­ный Совет раз­ра­бо­тал про­це­ду­ру созы­ва Собора.

ЭТАП – ПАТРИАРШИЙ ПЕРИОД (1589-1721 ГГ.)

1589 год – Утверждение патриаршества на Руси. Идея была выдвинута Борисом Годуновым в политических интересах. Царь Федор Иоаннович поддержал это предложение и обратился к восточным патриархам с просьбой учредить Московское Патриаршество. Согласие восточных патриархов было получено в 1588 г.. Приехавшего в Москву за «милостыней» (деньгами для уплаты дани Турции) Константинопольского патриарха Иеремию принудили основать здесь патриарший престол. Константинопольский патриарх совершил интронизацию. По приказу царя Федора Иоанновича был выбран первый Патриарх Иов. РПЦ была признана равной Константинопольской церкви. Восточные церкви признали за русским патриархом пятое место по чести.

ИОВ(1589–1605 гг.) – первый патриарх Московский и всея Руси. Он способствовал распространению христианства среди инородцев Сибири, Казанского края, Карелии. После кончины царя Федора в 1598 г. Иов предложил Земскому собору сделать царем Б. Годунова. После смерти Годунова организовал присягу Федору Борисовичу. Но был изгнан толпой из Успенского собора, а бояре и архиереи признали законным государем Лжедмитрия. Иова сослали вСтарицкий Успенский монастырь, где он в 1607 г. скончался.

ИГНАТИЙ (1605–1606 гг.)– второй патриарх Московский и всея Руси. После воцарения Лжедмитрия I избран патриархом.

ГЕРМОГЕН (1606–1612 гг.)– третий патриарх. Был возведен царем Василием Шуйским.

ФИЛАРЕТ (1619–1633 гг.)– четвертый патриарх Московский и всея Руси. Отец и соправитель царя Михаила Федоровича Романова. В октябре 1610 г. Филарет вошел в состав посольства по призванию на русский престол польского королевича Владислава, но за непримиримую позицию по вопросу сохранения на Руси православия был арестован и отправлен в Польшу, где находился до 1619 г. В 1613 г. Его сын Михаил Федорович воцарился на русском престоле. В июне 1619 г. возвратившийся из плена Филарет был торжественно встречен под Москвой царем, двором, духовенством, толпами народа, а несколько дней спустя принял сан Патриарха. Вплоть до своей смерти он являлся официальным соправителем сына и обладал огромной властью. Им было санкционировано создание «Сказания» о появлении патриаршества в России, где патриарх объявлялся представителем Бога на земле.

ИОАСАФ I (1634–1640 гг.)– пятый патриарх.

ИОСИФ (1642–1652 гг.) – шестой патриарх Московский и всея Руси. Был избран патриархом «по жребию, а не царским изволением».

НИКОН (1652–1666 гг.) – седьмой патриарх Московский и всея Руси. Будучи избранным патриархом, Никон отказывался от сана, пока царь не опустился перед ним на колени с мольбой стать архипастырем. Подчинив своему влиянию царя и светскую власть, Патриарх приступил к реформе церкви. Им был издан указ об отмене двуперстия. Никон созвал Собор для «исправления» целого ряда русских традиций. Началась работа и по «исправлению» русских богослужебных книг. Церковные реформы Никона вызвали раскол в церкви, от которой отделилась часть верующих, не признавших нововведений (старообрядцы).

В России Никон присвоил себе титул «великого государя», в посланиях за границу писался «великим господином и государем». На Земском соборе 1653 г. он настаивал на принятии в подданство Украины и войне с Польшей, добился, чтобы царь лично возглавил армию (1654 г.), начал войну со Швецией (1656 г.). Без доклада Никону не решалось ни одно дело Боярской думы.

Положение патриарха резко изменилось в 1658 г. царь не пригласил его на ритуал встречи грузинского царевича Теймураза, а 10 июля не явился на утреню. В этот же день Патриарх публично объявил в Успенском соборе, что оставляет патриаршество и ушел вВоскресенский монастырь. Оттуда он стал вмешиваться в текущие церковные дела. В январе 1665 г. Никон написал царю о своем отречении, 12 декабря 1666 г. на Большом церковном Соборе Никон был лишен сана и сослан в Ферапонтов монастырь.

После смерти Алексея Михайловича новый царь Федор Алексеевич хотел освободить Никона, но Патриарх Иоаким категорически отказал в этом царю. Лишь при известии о болезни Никона царь решился дать приказ о его освобождении. Никон скончался 17 августа 1681 г. Царь Федор Алексеевич лично нес гроб с телом Никона.

ИОАСАФ II (1667–1672 гг.) – восьмой патриарх Московский и всея Руси. При нем состоялся Московский Собор 1667 г., который проклял староверов и предавал их государственному уголовному преследованию.

ПИТИРИМ (1672–1673 гг.) – девятый патриарх.

ИОАКИМ (1674–1690 гг.)– десятый патриарх Московский и всея Руси. В 1675 г. Собор постановил, что мирские судьи не могут судить лиц духовного звания. При Иоакиме в 1687 г. Московскому патриархату была подчинена Киевская митрополия.

АДРИАН (1690–1700 гг.) – одиннадцатый патриарх Московский и всея Руси. Был возведен в патриархи по воле царицы Наталии Кирилловны. Он был приверженцем старины и противником реформ Петра Великого. Патриарх умер 16 октября 1700 г. После его кончины избрания нового не последовало из-за ведшихся в то время военных действий, и Местоблюстителем патриаршего престола был назначен митрополит Рязанский Стефан (Яворский). Его управление Церковью было значительно ограничено волей Петра I и явилось переходным временем к синодальному управлению РПЦ.

Общая характеристика патриаршего периода:

· За этот период титул патриарха получили 11 человек – и только трое из них были выбраны Собором, остальные – по решению царя или его окружения, либо назначались предшественниками;

· Основной лейтмотив периода – борьба светской и духовной власти за верховенство.

· Патриархи стремились усилить собственное влияние и активно вмешивались в политические дела, некоторые откровенно руководили государством, могли указывать царю.

· В период Смуты – они выступали в разных политических лагерях, что приводило к лишению их сана, когда победу одерживала другая сторона.

Читать еще:  Тест: Рождественский пост

· Важным событием этого периода стала церковная реформа, приведшая к расколу.

· При русском Патриархе не было постоянно действующего Синода (Собора епископов), как это было в других православных церквях, поэтому основные решения принимались на Соборах.

· Территория русской патриархии активно расширялась, включая территории Сибири, Карелии, Северные районы.К концу патриаршего периода уже было: 1 патриаршая епархия, 13 митрополий; 7 архиепископий и 2 епископии.

· С 1700 до 1721 гг. – переходный период Местоблюстительсва, в ходе которого были сформированы основные принципы управления церковью.

УЧРЕЖДЕНИЕ ПАТРИАРШЕСТВА В РОССИИ

Присвоение русской церкви статуса патриархии, совершенное Вселенским патриархом Иеремией II в 1589 г. и подтвержденное Константинопольскими соборами 1590 г. и 1593 г.

Предпосылки

Учреждение патриархии произошло во время царствования Федора Иоанновича (1584-1598). Однако фактическим правителем Русского государства тогда являлся боярин Борис Годунов, женатый на сестре царя. Годунов был неоднозначной исторической фигурой, однако он был государственником, стремившимся к укреплению международных позиций своей страны. Совершение такого значимого предприятия, как учреждение патриаршества, сильно повышало престиж и власть русской церкви в православном мире и ощутимо укрепляло положение России на международной арене.

Существовала и идеологическая база для подобного перехода. Религиозно-политические учение о Москве как Третьем Риме, оформившееся в начале XVI в., оставляло за Россией историческую роль хранительницы истинного православия. Согласно данной идее, Москва переняла эстафету в этом призвании у самого Рима и второго Рима – Константинополя, который был завоеван турками-османами в XV в. Москва тем самым становилась Римом третьим и последним, так как четвертому не бывать.

Ход событий

Первым патриархом, посетившим Москву и вступившим в переговоры о присвоении митрополии нового статуса, стал патриарх Антиохийский Иоаким V. Это произошло в 1586 г. Сам он принимать каких-либо решений не мог, однако обещал обсудить это с другими главами восточных церквей, в первую очередь – с патриархом Константинопольским Иеремией II.

Последний прибыл в Москву летом 1588 г. Правительство Годунова оказывало на иерарха большое давление, тот фактически оказался под домашним арестом. Длительные и непростые переговоры в итоге привели к тому, что в 1589 г. Иеремия единолично возвел в патриаршество митрополита Московского Иова, ставшего первым патриархом Московским (1589-1605).

Подобное решение Иеремии вызвало возражение среди некоторых восточных иерархов, одним из которых был патриарх Александрийский Мелетий Пегас. Однако на соборах 1590 г. и 1593 г. в Константинополе высшими чинами православной церкви были подписаны соответствующие грамоты. Согласно им, новый патриарх занял пятое место в диптихе – после патриарха Иерусалимского, хотя Москва видела для себя третье место – сразу после Вселенского (Константинопольского) и Александрийского патриархов (собственно, это и стало причиной проведения повторного собора 1593 г.).

Помимо главной перемены, в иерархии русской церкви произошли и другие сопутствующие ей изменения. Так, архиепископы Новгородский, Казанский, Ростовский и Крутицкий стали митрополитами, были созданы шесть архиепископий.

Значение

Учреждение патриаршества имело по-настоящему большое значение, как для самой русской церкви, так и для страны в целом. Повысился международный престиж и авторитет Московского царства. Русская православная церковь встала на один уровень с древними патриархами, усилив свой статус в христианском мире. Кроме того, патриаршее достоинство укрепляло положение церкви внутри страны, что вело ее к попыткам обрести независимость от светской власти и даже превысить ее. Особенно ярко это выразилось на примере патриархов Филарета Романова (1619-1633) и Никона (1652-1658).

Патриарший Период (1586-1700)

Патриарший Период (1586-1700)

Мы уже отметили условность выделения времени русских патриархов в особый период. Но, с другой стороны, мы признали и то объективное основание, которое продиктовало старым историкам русской церкви видеть в патриаршем времени новую главу истории, поскольку после Смуты вся русская государственность и культура обновились и двинулись вперед навстречу неизбежным реформам всей русской жизни в направлении ее синтеза с Западом.

Мечта о русском патриаршестве неизбежно возникла в половине ХV в. в момент сознания русской церковью перехода на нее из павшего Цареграда вселенской миссии Православия. И один из идеологов этой миссии, посольский толмач Димитрий Герасимов, автор «Повести о белом клобуке», в своем поэтическом прогнозе пророчески предвидит и предсказывает русское патриаршество: «И патриаршеский великий чин от царствующего сего града такожде дан будет рустей земли во времена своя и страна та наречется светлая Россия, Богу тако изволившу прославити тацеми благодарении русскую землю, исполнити православия величество и честнейшу сотворити паче первых сих». В таком самодовлеющем, в сущности автокефально-патриаршем самосознании московская церковь и начала тогда свою историю, разорвав с греками. Что разрыв был полный, на это есть много указаний. Припомним здесь решительные слова вел. кн. Василия III Ивановича в письме к архиепископу новгородскому Ионе по поводу претензий КП патриарха Дионисия в 1469 г. на насильственную отдачу русской церкви под власть бывшего униата, митрополита западно-русского Григория: «да того ми посла патреарша, ни Григореева, и в землю свою впущать не велеть: не требую его, ни его благословенья, ни его неблагословенья, имеем его от себя, самого того патреярха, чюжа и отреченна и его посла и того окаанного Григорья: тебе бы, нашему богомольцу, ведомо было» (Рус. Ист. Библ. т. VI № 100, с. 59). Слова эти были ответом на заявления патриарха Дионисия о незаконности московских митрополитов, потому что они «ставятся собою самочинно и бесчинно», т. е. без благословения КПля. Но заносчивость КП не могла быть поддержана всем греческим Востоком, ибо положение глубоко изменилось с падением КПля, как государственной опоры Православия. Материально на место Цареграда встала царская и богатая Москва. Обнищавший православный Восток решительно к ней потянулся. И Москва использовала эту тягу с целью ликвидации канонической шероховатости, возникшей между ней и вселенской патриархией. Не только иноки Св. Горы и ее славянских монастырей пренебрегали фактом формального разрыва между Москвой и КПлем и смело обращались за милостыней в Москву, рассыпая комплименты московскому царю и русскому православию, но даже и патриархи иерусалимские и антиохийские делали то же самое и готовы были от себя делать прямые формальные заявления о беспорочности московского православия и православности московского царства. Так, еще в 1464 г., при митр. московском Феодосии, иерусалимский патриарх Иоаким собирался приехать в Москву, по выражению митр. Феодосия, «хотя нам по свышней ему силе благодати св. Духа дати свое благословение от руки своея». При этом митрополит Феодосий, критически кивая на Цареград, прибавляет, что Сионский храм патриарха Святой Земли «всем церквам глава и мати сущи всему православию». Известный канонист проф. А. С. Павлов доказал, что это Иоакиму иерусалимскому принадлежит изданная в I т. Акт. Ист. грамота какого-то патриарха русскому велик. князю с благословением и такой формулой: «имеет наше смирение господарство твое прощено во всем церковном запрещении». Таким обходным путем, де факто и де юре КПльское запрещение на русскую церковь постепенно ликвидировалось, сводилось на нет. Смиряемый угнетением и обнищанием Восток должен был признавать и исповедывать православие московского царства и его иерархии. В 1517 г. игумен Синайской обители Даниил величает московского князя полным титулом греческих василевсов: «самодержавным, боговенчанным, величайшим, святым царем всея Руси». Даже сами КПльские патриархи непоследовательно забывают о своем отлучении. КПльский патриарх Феолипт в 1516—17 гг. пишет московскому митрополиту Варлааму на адресе: «Всесвященному митрополиту московскому и всея Руси, нам же государю и владыке набожнейшему». Московские цари не были пассивны, но и прямо добивались получить окончательное и формальное признание со стороны вселенских патриархов и автокефалии своей церкви, и законности совершенного над ними в лице Ивана IV царского венчания. У канонически-совестливых москвичей было сомнение, что это венчание было все-таки совершено митрополитом, а не патриархом, как было в Византии. И вот, когда в 1556 году пришел в Москву от КП патриарха Дионисия за милостыней Иоасаф митр. Евгриппский, то царь Иван IV захотел получить, пользуясь этим случаем, от самого КП патриарха, кроме его комплиментов «святому царству», еще и формальное подтверждение бывшей коронации. При виде этой трогательной скромности, греческий иерарх, вероятно, не без лукавой улыбки, написал в Москву в ответ, что венчание на царство, совершенное митрополитом Макарием, «некрепоствует», что по закону не могут совершать его не только митрополит, но и другие патриархи, кроме римского и константинопольского; поэтому патриарх посылает в Москву своего особого экзарха-митрополита, «да совершит он божественное таинство и благословит государя-царя, как бы от лица патриарха, имея власть творить всякое начало священства невозбранно, как экзарх патриарший истинный и соборный». Но на это уничижение московский царь не пошел и отослал в 1557 г. вместе с экзархом Иоасафом в КП своего посла, архимандрита Феодорита (просветителя лопарей) с богатой милостыней и настойчивым ходатайством простого признания. В результате, после некоторых проволочек, уже преемник Дионисия, Иоасаф II, в 1562 г. прислал соборную грамоту, которая разрешает царю Ивану Грозному «быти и зватися царем законно и благочестно»; «царем и государем православных христиан всей вселенной от востока до запада и до океана» с поминанием его на востоке в святых дептихах: «да будеши ты между царями как равноапостольный и славный Константин». Так бедность и милостыня сделали свое дело: засыпали канонический ров между Цареградом и Москвой, формально длившийся 83 года (1479-1562 г.). И вершители судеб московской политики во благовремении подняли вопрос о провозглашении Москвы патриархатом по всей законной форме через самих восточных патриархов.

Читать еще:  Тест: Нравственное богословие

Читайте также

Патриарший Период (1586-1700)

Патриарший Период (1586-1700) Введение Мы уже отметили условность выделения времени русских патриархов в особый период. Но, с другой стороны, мы признали и то объективное основание, которое продиктовало старым историкам русской церкви видеть в патриаршем времени новую главу

Глава 3. Период реформации и постреформации около 1500–1700 гг

Глава 3. Период реформации и постреформации около 1500–1700 гг Термин «Реформация» используется историками и богословами по отношению к западноевропейскому движению, в центре которого стояли такие фигуры, как Мартин Лютер, Ульрих Цвингли и Жан Кальвин, озабоченные

Глава 4. Современный период с 1700 г. по настоящее время

Глава 4. Современный период с 1700 г. по настоящее время Начиная с 1700 г., христианское богословие стало выходить за пределы Западной Европы, становясь глобальным явлением. Можно выделить несколько стадий этого процесса. Колонизация Северной Америки переселенцами из

Патриарший Период (1586-1700)

Патриарший Период (1586-1700) Введение Мы уже отметили условность выделения времени русских патриархов в особый период. Но, с другой стороны, мы признали и то объективное основание, которое продиктовало старым историкам русской церкви видеть в патриаршем времени новую главу

Патриарший Период (1586-1700)

Патриарший Период (1586-1700) Введение Мы уже отметили условность выделения времени русских патриархов в особый период. Но, с другой стороны, мы признали и то объективное основание, которое продиктовало старым историкам русской церкви видеть в патриаршем времени новую главу

Эпизод борьбы против Григорианского календаря (1583-1586 гг.)

Эпизод борьбы против Григорианского календаря (1583-1586 гг.) 13-го февраля 1582 г. булла Григория XIII вводила в западном мире новый календарь с пропуском 10-ти дней. Король Стефан Баторий издал для своего королевства указ об исполнении этой буллы. Указ вызвал волнение в

Крест на Руси «патриарший», или на Западе «лоренский»

Крест на Руси «патриарший», или на Западе «лоренский» Факт, доказывающий употребление уже с середины прошлого тысячелетия так называемого «патриаршего креста», подтверждается многочисленными данными из области церковной археологии. Именно такая форма шестиконечного

Хемниц, Мартин (Chemnitz, Martin, 1522-1586).

Хемниц, Мартин (Chemnitz, Martin, 1522-1586). Теолог, сыгравший ведущую роль в упрочении лютеранства после смерти Лютера. Популярное изречение гласит: Si Martinus поп fuisset, Marti-nus vixstetisset («Если бы не пришел Мартин [Хемниц], то вряд ли бы сохранился Мартин [Лютер]»).Хемниц родился в Трёйнбритцене,

Эпизод борьбы против Григорианского календаря (1583-1586 гг.)

Эпизод борьбы против Григорианского календаря (1583-1586 гг.) 13-го февраля 1582 г. булла Григория XIII вводила в западном мире новый календарь с пропуском 10-ти дней. Король Стефан Баторий издал для своего королевства указ об исполнении этой буллы. Указ вызвал волнение в

Запись 1586

Запись 1586 Как диавол во мгновение уязвляет душу приражением к сердцу какого-нибудь противозаконного пожелания или неправедного помысла, так Бог и Его Ангел хранитель оживляют мгновенным притоком святых желаний и помышлений. Надо быть внимательным и благодарным Господу

Запись 1700

Запись 1700 Злоба врага. Чем кто благочестивее, на того тем более диавол понуждает нас озлобляться, как Саула на благочестивого Давида; кто чем святее, на того взводит большую хулу, как, напр., на Честнейшую Херувимов и Славнейшую без сравнения Серафимов; пред

1601–1700

1601–1700 1601. Намереваясь говорить о уповании христианском, я должен раскрыть пред вами обетования нам Божии и те козни, коими опутывает враг христиан, чтобы отвлечь их взоры и надежду от бесценного упования, — лесть богатства, земных удовольствий, почестей. — Говоря о

Патриарший сад

Патриарший сад Это был человек с огромным обаянием. Нашей семье посчастливилось видеть Святейшего и в храме Троицкого подворья, где он часто совершал литургию, и в домашней обстановке — во время его прогулок в патриаршем саду, а иногда и в его покоях на подворье.Хорошо

Предисловие Патриарший Местоблюститель о настоящей книге

Предисловие Патриарший Местоблюститель о настоящей книге Эта книга есть ответ прежде всего на «крестовый поход» фашистов, предпринятый ими якобы ради «освобождения» нашего народа и нашей Православной Церкви от большевиков. Но вместе с тем книга отвечает и на общий

История русского патриаршества. Справка

Поместный Собор Русской православной церкви 27-29 января 2009 года выберет патриарха Московского и всея Руси. Выборы пройдут в связи с кончиной 5 декабря 2008 года патриарха Алексия Второго.

Патриарх Московский и всея Руси — титул предстоятеля Русской православной церкви.

Патриаршество было учреждено в Москве в 1589 году. До этого времени Русская Церковь возглавлялась митрополитами и до середины XV века относилась к Константинопольскому Патриархату и не имела самостоятельного управления.

Патриаршее достоинство московским митрополитам было усвоено лично Вселенским Патриархом Иеремией II и подтверждено Соборами в Константинополе в 1590 и 1593 годах. Первым патриархом стал святитель Иов (1589-1605).

В 1721 году патриаршество было упразднено. В 1721 году Петр I учредил Духовную коллегию, впоследствии переименованную в Святейший Правительствующий Синод — государственный орган высшей церковной власти в Российской церкви. Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917 года.

Титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси» принят в 1943 году патриархом Сергием по предложению Иосифа Сталина. До этого времени патриарх носил титул «Московский и всея России». Замена России на Русь в титуле патриарха связана с тем, что с возникновением СССР под Россией официально подразумевалась только РСФСР, в то время как юрисдикция Московской патриархии простиралась и на территорию прочих республик Союза.

Согласно Уставу Русской православной церкви, принятому в 2000 году, Святейший Патриарх Московский и всея Руси «имеет первенство чести среди епископата Русской православной церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому соборам. имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской православной церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его председателем».

Патриарх созывает Архиерейские и Поместные соборы и председательствует на них, а также несет ответственность за исполнение их постановлений. Патриарх представляет Церковь во внешних сношениях, как с другими церквями, так и со светской властью. В его обязанности входит поддержание единства иерархии РПЦ, издание (совместно с Синодом) указов об избрании и назначении епархиальных архиереев, он осуществляет контроль за деятельностью архиереев.

Согласно уставу, «внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест».

Патриарх Московский и всея Руси — епархиальный архиерей Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области, Священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляет патриаршими подворьями по всей стране, а также так называемыми ставропигиальными монастырями, подчиненными не местным архиереям, а напрямую Московской Патриархии.

В Русской Церкви титул Патриарха дается пожизненно, и это означает, что до самой смерти патриарх обязан служить Церкви, даже если он тяжело болен или находится в ссылке или заточении.

Хронологический список Патриархов Московских:

— Святитель Иов (23 января 1589 года — июнь 1605 года).

— Игнатий (30 июня 1605 года — май 1606 года), поставлен Лжедмитрием I при живом Патриархе Иове и поэтому не включается в списки законных Патриархов, хотя поставлен с соблюдением всех формальностей.

— Священномученик Гермоген (или Ермоген) (3 июня 1606 года — 17 февраля 1612 года), причислен к лику святых в 1913 году.

— Филарет (Федор Никитич Романов) (24 июня 1619 года — 1 октября 1633 года).

— Иоасаф I (6 февраля 1634 года — 28 ноября 1640 года).

Читать еще:  Рубрика Великопостные службы

— Иосиф (27 мая 1642 года — 15 апреля 1652 года).

— Никон (Никита Минов) (25 июля 1652 года — 12 декабря 1666 года).

— Иоасаф II (10 февраля 1667 года — 17 февраля 1672 года).

— Питирим (7 июля 1672 года — 19 апреля 1673 года).

— Иоаким (Савелов) (26 июля 1674 года — 17 марта 1690 года).

— Адриан (24 августа 1690 года — 16 октября 1700 года).

После кончины патриарха Адриана преемник не избирался. В 1700-1721 годах блюститель патриаршего престола («Экзарх») — митрополит Ярославский Стефан (Яворский).

Московские патриархи в 1917-2008 годах:

— Святитель Тихон (Василий Иванович Белавин; по другим данным Беллавин, 5 (18) ноября 1917 года — 25 марта (7 апреля) 1925 года).

— Сергий (Иван Николаевич Страгородский; 8 сентября 1943 года — 15 мая 1944 года).

— Алексий I (Сергей Владимирович Симанский 2 февраля 1945 года — 17 апреля 1970 года).

— Пимен (Сергей Михайлович Извеков; 2 июня 1971 года — 3 мая 1990 года).

— Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер; 10 июня 1990 года — 5 декабря 2008 года).

Патриарх: кто это, что означает титул

Кто такой Патриарх

Патриарх — это почетный титул главы Православной Церкви. Слово происходит от греч. Πατριάρχης; образовано от слов πατήρ – отец и αρχή – начало, власть, начальник или глава отцов.

Православные Патриархаты

Существует 9 православных Патриархатов:

  • Вселенский Константинопольский Патриархат,
  • Александрийский,
  • Антиохийский,
  • Иерусалимский,
  • Московский,
  • Сербский,
  • Румынский,
  • Болгарский,
  • Грузинский.

Патриарх Московский и всея Руси

1. Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси».

2. Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам.

3. Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси».

4. Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем.

5. Отношения между Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34-м правилом свв. Апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора.

6. Патриарх Московский и всея Руси вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях — Поместные Соборы, и председательствует на них. Патриарх Московский и всея Руси созывает также заседания Священного Синода.

7. Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх Московский и всея Руси:

а) несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода;

б) представляет Соборам отчеты о состоянии Русской Православной Церкви за межсоборный период;

в) поддерживает единство иерархии Русской Православной Церкви;

г) осуществляет начальственное наблюдение за всеми Синодальными учреждениями;

д) обращается с пастырскими посланиями ко всей Полноте Русской Православной Церкви;

е) подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом;

ж) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией;

з) сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени;

и) представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления;

к) имеет долг ходатайства и «печалования» перед органами государственной власти как на канонической территории, так и за ее пределами;

л) утверждает уставы Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и епархий;

м) принимает апелляции от епархиальных архиереев Самоуправляемых Церквей;

н) издает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, руководителей Синодальных учреждений, викарных архиереев, ректоров Духовных школ и иных должностных лиц, назначаемых Священным Синодом;

о) имеет попечение о своевременном замещении архиерейских кафедр;

п) поручает архиереям временное управление епархиями в случае длительной болезни, кончины или нахождения под церковным судом епархиальных архиереев;

р) наблюдает за выполнением архиереями их архипастырского долга по окормлению епархий;

с) имеет право посещения в необходимых случаях всех епархий Русской Православной Церкви (пр. 34 свв. Апостолов, пр. 9 Ант. Собора, Карф. 52 (63));

т) преподает архиереям братские советы как относительно их личной жизни, так и относительно исполнения ими архипастырского долга; в случае невнимания к его советам предлагает Священному Синоду вынести надлежащее постановление;

у) принимает к рассмотрению дела, связанные с недоразумениями между архиереями, добровольно обращающимися к его посредничеству без формального судопроизводства; решения Патриарха в таких случаях для обеих сторон обязательны;

ф) принимает жалобы на архиереев и дает им надлежащий ход;

х) разрешает архиереям отпуск на срок более 14 дней;

ц) награждает архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями;

ч) награждает клириков и мирян церковными наградами;

ш) утверждает присуждение ученых степеней и званий;

щ) имеет попечение о своевременном изготовлении и освящении святого мира для общецерковных потребностей.

8. Внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест.

9. Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области.

Патриарху Московскому и всея Руси в управлении Московской епархией помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского.

Территориальные границы управления, осуществляемого Патриаршим Наместником на правах епархиального архиерея, определяются Патриархом Московским и всея Руси.

10. Патриарх Московский и всея Руси является Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями.

Образование ставропигиальных монастырей и подворий в Московской епархии осуществляется по Указам Патриарха Московского и всея Руси.

Образование ставропигий в пределах иных епархий осуществляется с согласия епархиального архиерея по решению Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода.

11. Сан Патриарха является пожизненным.

12. Право суда над Патриархом Московским и всея Руси, равно как и решение вопроса о его уходе на покой, принадлежит Архиерейскому Собору.

13. В случае кончины Патриарха Московского и всея Руси, его ухода на покой, нахождения под церковным судом или иной причины, делающей невозможным исполнение им патриаршей должности, Священный Синод под председательством старейшего по хиротонии постоянного члена Священного Синода немедленно избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего Престола.

Процедуру избрания Местоблюстителя устанавливает Священный Синод.

14. Церковное имущество, которым обладает Патриарх Московский и всея Руси в силу своего положения и должности, является собственностью Русской Православной Церкви. Личное имущество Патриарха Московского и всея Руси наследуется в сooтветствии с законом.

15. В период междупатриаршества:

а) Русской Православной Церковью управляет Священный Синод под председательством Местоблюстителя;

б) имя Местоблюстителя возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви;

в) Местоблюститель исполняет обязанности Патриарха Московского и всея Руси так, как они изложены в п. 7 раздела IV настоящего Устава, кроме пп. «ц»;

г) митрополит Крутицкий и Коломенский вступает в самостоятельное управление Московской епархией.

16. Не позднее шести месяцев по освобождении Патриаршего Престола Местоблюститель и Священный Синод в порядке, определенном п. 2 раздела II настоящего Устава, созывают Поместный Собор для избрания нового Патриарха Московского и всея Руси.

17. Кандидат в Патриархи должен отвечать следующим требованиям:

а) быть архиереем Русской Православной Церкви;

б) обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку;

в) пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа;

г) «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3, 7);

д) иметь возраст не моложе 40 лет.

Устав Русской Православной Церкви

Фото: Сергей Власов / patriarchia.ru

Патриархи в России

Пат­ри­архпери­од прав­ле­нияколи­че­ство лет пат­ри­ар­ше­ствакано­ни­за­цияимпе­ра­то­ры вре­ме­ни прав­ле­ния
1Иов1589-1605161989Федор Иоано­вич
2Гермо­ген ­(Ермо­ген)1606-161261913Смутное вре­мя, Лжедмит­рий I, Шуйский
3Филарет1619-163314Михаил Федоро­вич
4Иоасаф I1634-16417Михаил Федоро­вич
5Иосиф1642-165210Михаил Федоро­вич и Алексей Михай­ло­вич
6Никон1652-166614Алексей Михай­ло­вич
7Иоасаф II1667-16725Алексей Михай­ло­вич
8Питирим1672-16731Алексей Михай­ло­вич
9Иоаким1674-169016Алексей Михай­ло­вич, Федор Алексе­е­вич, пра­ви­тель­ни­ца Софья, Иоан V, Петр I
10Адриан1690-170010Петр I
Стефан Яворский, место­блю­сти­тель пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла1700-172121Петр I
Синодаль­ный пери­од 1721-1917
11Тихон1917-192581989
Священ­но­му­че­ник Петр, мит­ро­по­лит Крутиц­кий, место­блю­сти­тель пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла1925-1936111997
12Сергий1936-1943 – место­блю­сти­тель; 1943-1944 – пат­ри­арх
13Алексий I1945-197025
14Пимен1971 – 199019
15Алексий II1990 – 200818
16Кирилл2009 – наше время

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector