0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Из Евангелия или апокрифа?

Содержание

Из Евангелия или апокрифа?

«Станьте же лучше меня; сделайтесь подобными Сыну Святого Духа!»
Евангелие от Иакова

В этом разделе сайта собраны Евангелия (Апокрифы), которые тем или иным образом были незаслуженно забыты и отвергнуты как источники описания жизни и учения Иисуса Христа (неканонические), что тем не менее не делает эти писания менее ценными. Также приводятся апокрифические пророческие писания, называемые Апокалипсис.
Тем, кто живёт по Учению Христа — непременно нужно прочитать все данные рукописи, многие из которых, будучи найдены недавно, не притерпели никаких изменений в отличие от их предшественников, и поэтому будут весьма полезны для более глубокого и значительно более ясного понимания этого чистого и прекрасного Учения, которое несомненно будет иметь своё продолжение, как и было обещанно.

Апокрифы (неканонические Евангелия)

Повествования о жизни и учении Иисуса Христа

  1. Аграфа
  2. Евангелие от евионитов
  3. Евангелие от евреев
  4. Евангелие Евы
  5. Евангелие от Египтян
  6. Евангелие от Марии
  7. Евангелие от Никодима
  8. Евангелие от Петра
  9. Евангелие от Филиппа
  10. Папирус из Оксиринха
  11. Неканонический отрывок из Евангелия от Иоанна
  12. Послание Климента Александрийского Феодору
  13. Арабское Евангелие детства Иисуса Христа
  14. Евангелие детства Иисуса Христа от Фомы
  15. Евангелие от Иакова (История Иакова о рождении Марии)
  16. Евангелие от Матфея о рождении благодатной Марии и детстве Спасителя
  17. Апокриф Иакова
  18. Апокриф от Иоанна
  19. Беседа Иисуса с учениками
  20. Диалог Иисуса Христа с учениками
  21. Евангелие Истины
  22. Евангелие от Варнавы
  23. Евангелие от Марии Магдалины (блудницы)
  24. Евангелие от Матфея Искреннего
  25. Премудрость Иисуса Христа
  26. Евангелие от Иуды (Искариота) — первый вариант перевода.
  27. Евангелие от Иуды (Искариота) — второй вариант перевода.
  28. Книга Иосифа Плотника
  29. О священстве Иисуса Христа
  30. Слово о крестном древе
  31. Дидахе (Учение двенадцати апостолов)
  32. Церковные правила святых апостолов
  33. Пастырь Гермы
  34. Послание двенадцати Апостолов

Другие новозаветные Апокрифы

  1. Слово святых апостолов от Адама в аду к Лазарю
  2. Галеново на Гиппократа
  3. Гомилия об архангеле Михаиле
  4. Деяния Иоанна
  5. Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Апокрифические апокалипсисы (о конце времён)

  1. Апокалипсис от Петра
  2. Апокалипсис Петра (полная версия)
  3. Откровение Павла (Апокалипсис)
  4. Откровение Иоанна Богослова (апокрифическое)
  5. Откровение пресвятой Богородицы
  6. Тайная книга Богомилов

Словарь встречающихся в рукописях редких терминов

  1. Плерома — в переводе с древнегреческого означает полнота, гармония мира, где нет смерти и тьмы. Термин христианской мистики, означающий множественное единство духовных сущностей, образующих вместе некоторую упорядоченную «целокупность». В доктринах гностицизма внутри Плеромы эоны группируются по «сизигиям», т.е. как бы брачными парам, по очереди порождающим друг друга.
  2. Эон — это период, служащий изображением этапа или типа эволюции. Это священная декада, т.е. определенные временные циклы, на которые разделена история существования. Также эоны — это миры (пространства, сферы существования).
  3. Логос — древнегреческий термин, означающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»). Также — Бог, Космическое Существо, Мировой закон и Разум.
  4. Архонт — греческое слово, означающее «начальник, правитель, глава») — высшее существо, обладающее наивысшей властью.
  5. Аутоген — самородный, самосуществующий, независимый ни от чего (на сайте Твоя Йога Вы можете раскрыть это понятие шире из раздела «Из глубины веков», иначе — Христос или аналогия с Брахмой).
  6. Эпинойя — это первая эманация Абсолюта — женское начало всего Сущего (изначальная Инь).
  7. Пронойя — изначальный Свет, первооснова. Это первичное мужское Начало (изначальный Ян).
  8. Барбело — у гностиков, именно у николаитов и барборианов, один из их главных женских эонов, мать всего живущего, обитает с Отцом вселенной и со Христом, происшедшим из самого себя, на восьмом небе.
  9. Метропатор — Бог-Отец или единство (матери и отца).

Скачать Евангелие Мира от Ессеев

Новое в блогах

  • Как вывести сюда мое сообщество?

Сообщество «РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ»

Апокрифы – тайные «евангелия» или сборники ересей? Что говорит об этом Церковь

Сенсация! Ученые нашли очередное новое «евангелие», которое наконец «расскажет правду» об Иисусе Христе. Верить ли этому? Нет. Ведь все эти находки — апокрифы. Рассказываем, что это такое.

Что это такое?

Апокрифы (греч. — тайный, сокровенный) — тексты первых веков, которые могли быть написаны как в христианской, так и в сектантской среде и не включены в библейский канон. С самого начала Церковь отнеслась к ним с недоверием. Например, гностики писали в подражание Священному Писанию, но их информация основана на слухах и собственных воззрениях.

Есть ли древние христианские тексты, не вошедшие в Новозаветный канон?

Есть. Например, «Пастырь» Ерма, «Послание Игнатия Богоносца», «Дидахе» (учение 12-ти апостолов). Церковь эти тексты признает важными, хотя в Новый Завет они не включены. Это не умаляет их значения, но с точки зрения спасения и вероучения они не несут той ценности, как книги Нового Завета.

Что не так с апокрифами?

Некоторые отвергались потому, что их значение менее важно, чем Четвероевангелие. Другие тексты, по свидетельству первых христиан, содержат грубые искажения реальных Евангельских событий.

Что появилось раньше: апокрифы или Евангелия?

Точного ответа нет. Некоторые апостолы написали Евангелия как ответ на появившиеся слухи и небылицы о Христе. Например, апостол Лука в самом начале прямо говорит о том, что многие стали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях (Лк 1:1-4).

Когда написано большинство апокрифов?

Со II по IV век — к тому времени новозаветные книги уже были написаны и сам новозаветный канон в целом уже сформировался. Такие апокрифы вышли не из христианской среды и искажали Священное Писание.

Читать еще:  Тест на знание Библии

Какие Евангелия признает Церковь?

От Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Они есть в любом издании Библии. Их утвердили апостолы еще в I веке от Р.Х. и это зафкисировано в 85-м правиле святых апостолов.

Почему правы эти Евангелия, а не другие?

Канонические книги Нового Завета порой незначительно расходятся в мелочах, но едины в главном. В то время как остальные «благовествования» рисуют собственные, категорически несовместимые друг с другом картины, причем каждая из них очень хорошо согласуется с определенным учением, которые соперничали с христианством.

Как понять, что передо мной апокриф?

Есть простой способ: если этот текст претендует на рассказ о земной жизни Спасителя или деяния святых апостолов, и если его нет в Синодальном переводе Библии (в случае с Россией) — это апокриф.

Зачем вообще было их писать?

И правда, незачем. Люди хотели прояснить те моменты Евангелия, которые оказались «за кадром» — например, о детстве Спасителя. К сожалению авторы просто придумывали небылицы. Вторая причина — «идеологическая». Мистические и философские группы использовали евангельские сюжеты для изложения своих воззрений, то есть пытались переосмыслить христианство на свой лад.

Кто авторы апокрифов?

Чаще всего это невозможно выяснить по двум причинам. Первая — авторское право как понятие не существовало в первые века. Часто ученик философа или апостол считал уместным написать в заголовке их имя, а не свое. Вторая причина — сознательная подмена авторства. Люди выдавали свои тексты за творения апостолов, авторитетов Церкви или библейских персонажей, чтобы вызвать доверие к написанному.

Все ли апокрифы врут?

Не во всем. Есть фрагменты, которые действительно дополнили церковное Предание. Например, празднование Рождества Богородицы, Ее Введения во храм, отчасти даже Благовещения основаны на апокрифическом «Протоевангелии Иакова». Из него же взяты иконографические подробности изображений Божией Матери, Иоакима и Анны, Иосифа. В канон Библии такие апокрифы не включены, но они не противоречат евангельскому сюжету.

Я прочитал апокриф. Это грех?

Нет, вы просто познакомились с историческими документами конкретной эпохи. Греха в этом нет, если вы осознаете, что на основе такого документа нельзя строить свою веру.

kapitan nemo # написал комментарий 24 августа 2021, 13:31 Несмотря на обилие т.н. евангелических текстов, нет никаких исторических документов на этот счет.

Имеется лишь некоторое туманное упоминание у флавия, которое, впрочем считают познейшей вставкой.

По-видимому вся заслуга в распространении новой леригии была заслугой лишь много путешевствовавшего т.н. ап. Павла и являлась по сути евойной интерпритацией традиционного иудаизма.

Николай Волков # ответил на комментарий kapitan nemo 24 августа 2021, 14:28 3. Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлек к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию наших влиятельных лиц Пилат приговорил Его к кресту. Но те, кто раньше любили Его, не прекращали этого и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о Нем и о многих других Его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени.

Совершенно замечательно продолжение после этой интерполяции.

. 4. Около этого же самого времени другое горе постигло иудеев.
то есть явление Иисуса Христа — это очередное горе постигшее иудеев.

Правда в предыдущем абзаце 2, рассказывается об избиении солдатами Пилата
иудеев дубинами. горе, таки.

kapitan nemo # ответил на комментарий Николай Волков 24 августа 2021, 14:43 Если это якоббы из флавия — то это переделка. Флавий имени не называет.

А в других т н евангелических текстах в т.ч. и апокрифах можно встретить все, что угодно.

kapitan nemo # ответил на комментарий Николай Волков 24 августа 2021, 15:13 Это переделка явная. В других, серьёзных изданиях этого нет.

Да и само имя Иисус христос — это позднейшее явление.

Из Евангелия или апокрифа?

«Станьте же лучше меня; сделайтесь подобными Сыну Святого Духа!»
Евангелие от Иакова

В этом разделе сайта собраны Евангелия (Апокрифы), которые тем или иным образом были незаслуженно забыты и отвергнуты как источники описания жизни и учения Иисуса Христа (неканонические), что тем не менее не делает эти писания менее ценными. Также приводятся апокрифические пророческие писания, называемые Апокалипсис.
Тем, кто живёт по Учению Христа — непременно нужно прочитать все данные рукописи, многие из которых, будучи найдены недавно, не притерпели никаких изменений в отличие от их предшественников, и поэтому будут весьма полезны для более глубокого и значительно более ясного понимания этого чистого и прекрасного Учения, которое несомненно будет иметь своё продолжение, как и было обещанно.

Апокрифы (неканонические Евангелия)

Повествования о жизни и учении Иисуса Христа

  1. Аграфа
  2. Евангелие от евионитов
  3. Евангелие от евреев
  4. Евангелие Евы
  5. Евангелие от Египтян
  6. Евангелие от Марии
  7. Евангелие от Никодима
  8. Евангелие от Петра
  9. Евангелие от Филиппа
  10. Папирус из Оксиринха
  11. Неканонический отрывок из Евангелия от Иоанна
  12. Послание Климента Александрийского Феодору
  13. Арабское Евангелие детства Иисуса Христа
  14. Евангелие детства Иисуса Христа от Фомы
  15. Евангелие от Иакова (История Иакова о рождении Марии)
  16. Евангелие от Матфея о рождении благодатной Марии и детстве Спасителя
  17. Апокриф Иакова
  18. Апокриф от Иоанна
  19. Беседа Иисуса с учениками
  20. Диалог Иисуса Христа с учениками
  21. Евангелие Истины
  22. Евангелие от Варнавы
  23. Евангелие от Марии Магдалины (блудницы)
  24. Евангелие от Матфея Искреннего
  25. Премудрость Иисуса Христа
  26. Евангелие от Иуды (Искариота) — первый вариант перевода.
  27. Евангелие от Иуды (Искариота) — второй вариант перевода.
  28. Книга Иосифа Плотника
  29. О священстве Иисуса Христа
  30. Слово о крестном древе
  31. Дидахе (Учение двенадцати апостолов)
  32. Церковные правила святых апостолов
  33. Пастырь Гермы
  34. Послание двенадцати Апостолов

Другие новозаветные Апокрифы

  1. Слово святых апостолов от Адама в аду к Лазарю
  2. Галеново на Гиппократа
  3. Гомилия об архангеле Михаиле
  4. Деяния Иоанна
  5. Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Апокрифические апокалипсисы (о конце времён)

  1. Апокалипсис от Петра
  2. Апокалипсис Петра (полная версия)
  3. Откровение Павла (Апокалипсис)
  4. Откровение Иоанна Богослова (апокрифическое)
  5. Откровение пресвятой Богородицы
  6. Тайная книга Богомилов

Словарь встречающихся в рукописях редких терминов

  1. Плерома — в переводе с древнегреческого означает полнота, гармония мира, где нет смерти и тьмы. Термин христианской мистики, означающий множественное единство духовных сущностей, образующих вместе некоторую упорядоченную «целокупность». В доктринах гностицизма внутри Плеромы эоны группируются по «сизигиям», т.е. как бы брачными парам, по очереди порождающим друг друга.
  2. Эон — это период, служащий изображением этапа или типа эволюции. Это священная декада, т.е. определенные временные циклы, на которые разделена история существования. Также эоны — это миры (пространства, сферы существования).
  3. Логос — древнегреческий термин, означающий одновременно «слово» (или «предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» (или «понятие», «суждение», «основание»). Также — Бог, Космическое Существо, Мировой закон и Разум.
  4. Архонт — греческое слово, означающее «начальник, правитель, глава») — высшее существо, обладающее наивысшей властью.
  5. Аутоген — самородный, самосуществующий, независимый ни от чего (на сайте Твоя Йога Вы можете раскрыть это понятие шире из раздела «Из глубины веков», иначе — Христос или аналогия с Брахмой).
  6. Эпинойя — это первая эманация Абсолюта — женское начало всего Сущего (изначальная Инь).
  7. Пронойя — изначальный Свет, первооснова. Это первичное мужское Начало (изначальный Ян).
  8. Барбело — у гностиков, именно у николаитов и барборианов, один из их главных женских эонов, мать всего живущего, обитает с Отцом вселенной и со Христом, происшедшим из самого себя, на восьмом небе.
  9. Метропатор — Бог-Отец или единство (матери и отца).
Читать еще:  Тест: Христианская символика

Скачать Евангелие Мира от Ессеев

Что такое апокриф?

Откуда взялись апокрифы?

Новый человек в Церкви нередко может столкнуться с «религиозной» литературой, которая выдает себя за «тайные» и даже «запретные» книги Писания. Авторство этих книг сомнительно и не признается Церковью, как подлинное. Такую литературу называют апокрифической, а сами книги — апокрифами.

Ошибочно считается, что книги Ветхого и Нового Завета тоже сохранились слишком плохо, чтобы мы могли с уверенностью сказать «да, эта литература каноническая, эти послания точно писали Апостолы и т.д.». На самом деле, книги, которые сегодня входят в канонический текст Библии, выверены многолетними исследованиями библеистов, историков и их подлинность не вызывает никаких сомнений.

Можно ли читать апокрифы?

В то же время, мы то и дело можем встретить информацию о, скрываемых Церковью «Евангелии от Марии Магдалины», «Евангелии от Иуды», «тайной биографии Христа». Церковь не одобряет чтение апокрифов не потому, что скрывает какие-то тайны. Напротив, православное вероучение всегда выступало за правду, ведь мы знаем, кого называют «отцом лжи». Дело в том, что апокрифы не несут никакой пользы душе. Зато могут:

  • Зародить сомнения у верующего;
  • Создать ложное представление о сути христианства;
  • Отнять время, которое можно потратить на чтение Священного Писания.

Вред от чтения апокрифов очевиден, а пользы нет даже, если читать их «для общего развития». Лучше потратить это время на другую литературу. Апокрифы редко несут и художественную ценность, потому что написаны не из любви к литературе, а для коммерческой выгоду.

Есть, правда, и другая причина для того, чтобы писать апокрифы. Разные псевдохристианские течения использовали «неизвестные факты о Спасителе», чтобы оправдать то, как они извратили христианскую веру. Нередко в апокрифах смешивали христианство с языческими верованиями.

Самые известные апокрифы

Самые известные апокрифы, которые ввели в заблуждение многих читателей:

  • Первая книга Еноха;
  • Книга Юбилеев;
  • Заветы двенадцати патриархов;
  • Евангелие Иуды;
  • Евангелие от Петра;
  • Евангелие детства;
  • Евангелие от Евы.

Некоторые из них стали появляться еще в эллинистический период. Апокрифы продолжают писать по сей день. Самый последний известный апокрифический текст — «Евангелие мира от ессеев». Эдмонд Бордо Секея (1905—1979) утверждал, что ознакомился с текстом в 1923 году в секретных архивах Ватикана. В опубликованном Секеем тексте апокрифа Христос учит поклоняться помимо Бога-отца Земле-матери (абсолютное язычество) и ее ангелам. Также он учит людей быть вегетарианцами и сыроедами (не готовить пищу на огне).

На Руси апокрифы когда-то были особенно популярны. Эти тексты русская письменная культура заимствовала почти одновременно с каноническими из Византии и южнославянских стран. Уже в «Повести временных лет» (1110—1118 годы), в изложении проповеди греческого философа перед князем Владимиром, есть элементы апокрифических текстов. Запретность, к сожалению, только придала им таинственной ложной привлекательности. Русское духовенство боролось с этой литературой до самого XVIII века, когда был издан Духовный Регламент 1721 года, четко излагающий отношение Церкви к апокрифам.

Апокрифические тексты лишены самого главного — Боговдохновенности. Тексты Писания тоже создавали люди, но — это не обычные, а Боговдохновенные слова. Их авторы были движимы Святым Духом.

Читайте также:

Апокрифы

«Иисус заповедал нам любить, и мы две тысячи лет резали друг друга в борьбе за то, КАК он это сказал.»
— Капитан Мэтью Гидеон, «Вавилон 5: Крестовый поход»

Апокриф — в христианстве неудавшаяся священная книга, объявленная неканонической на одном из церковных соборов. Также к ним относятся позднейшие фанфики на тему священных книг, например, легенда о Вечном Жиде или целый легендариум о Святом Граале. Некоторые апокрифы в целом повествуют о том же, о чем и Библия, просто вот чем-то не дотянули до включения в состав оной или просто опоздали с выходом в свет. Некоторые же проповедуют радикально другие идеи. Да и вполне уважаемые источники могут стать апокрифами просто из-за того, что их плохо сохранили. Евангелие Иуды и от Фомы считали вполне надёжными, на них даже сами апостолы при жизни ссылались. Но первоначального текста не сохранилось, а видоизменённые версии с отсебятиной признавать за канон как-то несолидно.

В вымышленных религиях (или в вымышленных версиях реальных религий) апокриф — это «секретная» книга, повествующая о том, что именно церковь скрывает. По этой причине текст апокрифа в Интернете найти невозможно, а единственный бумажный экземпляр хранится в тайной библиотеке Ватикана, охраняемый злющими инквизиторами с собаками.

Также в толкинистском движении России апокрифом называется серьёзный фанфик, продвигающий некую авторскую трактовку Арды (а не весёло-сопливые похождения Леголаса и Мэри Сью).

Почему их признают неканоничными? На то есть куча причин.

Во-первых (особенно характерно для ветхозаветных апокрифов), книга могла уцелеть только в переводе на арамейский, греческий, а то и эфиопский. Раввины признают такие книги некошерными! Вдруг переводчик напортачил или потерял игру слов? И хотя оригиналы некоторых книг (например, книги Иисуса, сына Сирахова, которую к апокрифам относят протестанты), находят, в канон их уже поздно включать, особенно после сотен богословских статей о разночтениях между апокрифами и каноническими книгами.

Во-вторых, даже для написанных на древнегреческом Евангелий очень заметна разница между каноническим и гностическим. Признаётся, что самое древнее — от Марка, оно самое короткое. Позже на его основе пишутся, с добавлениями из других источников, Евангелия от Матфея и Луки. Наконец, позже всех, и уже явно для чтения греками, пишется от Иоанна, куда более эзотерическое и изощрённое. Именно на них и ни на какие другие ссылаются отцы церкви первых веков, ещё до эпохи вселенских соборов.

Чуть позже пишутся довольно жуткие «Евангелия детства». Что касается поздних, гностических Евангелий, то их авторы откровенно Абраксаса за плерому заводят и уразуметь что-то в этих рассуждениях об эонах было непросто даже их современникам.

Читать еще:  Тест: Основы аскетики

А в христианстве противоречивых идей и так слишком много. Если добавить ещё, начнется холи вар в самом буквальном смысле слова.

Апокрифы

Апокрифы (от др.-греч. — «скрытый, сокровенный»), — произведения позднеиудейской и раннехристианской литературы, не вошедшие в библейский канон. Понятие «апокрифы» первоначально относилось к произведениям гностицизма, стремившегося сохранить свое учение в тайне. Позднее термин «апокрифы» был отнесен к раннехристианским текстам, не признанным «богодухновенными»: Евангелия, Послания, Деяния и Откровения, не вошедшие в Библию, считаются Церковью «посторонними», или «неканоническими», то есть собственно апокрифами.

Общие определения

По определению «Церковного словаря» П. А. Алексеева (Спб., 1817), это — «сокровенные, то есть неизвестно от кого изданные книги, или что в церкви всенародно не читаны, как обыкновенно читается Св. Писание. Таковые книги суть все те, коих в Библии не имеется». То есть, апокрифические книги в большинстве своём извращают принципы богооткровенного учения, и они не могут быть в целом признаны боговдохновенными (например, в виду слишком сильного элемента человеческого мудрствования). Поэтому эти книги беспощадно преследовались Отцами Церкви и не вошли в канон богооткровенных книг Ветхого и Нового Заветов (Библии).

Существуют апокрифы, которые незначительно расходятся с христианским вероучением и, в целом, подтверждают Священное Предание древней Церкви, например в иконографии и богослужении: так есть апокриф который называется «Протоевангелие Иакова» — он не признается Церковью боговдохновенным писанием, но принимается как свидетельство церковного Предания. И большинство Богородичных праздников — Рождество Девы Марии, Введение во храм, частично Благовещение (это отразилось на иконографии) подтверждаются Протоевангелием Иакова. Этот текст называется апокрифом не в том смысле, что в нем содержится нечто, противоречащее Св. Писанию. Во многом он является просто фиксацией церковного Предания.

Борьба с апокрифами до Рождества Христова

Апокрифические книги возникали ещё задолго до христианства. Вскоре после возвращения евреев из Вавилонского плена ветхозаветный священник Ездра предпринял попытку собрать (и отделить от подложных апокрифов) все — тогда ещё разрозненные и частично утраченные — священные книги. Со своими помощниками Ездре удалось найти, исправить/перевести на современный язык, дополнить и систематизировать 39 книг (в Танахе иудейской традиции они искусственно объединялись в 22 книги — по числу букв в еврейском алфавите). Те книги-апокрифы, которые противоречили избранным книгам, расходились с традициями ветхозаветного предания, заражённые языческими мифами и суевериями соседних народов, содержащие оккультные практики и магические заклинания, а также книги, не имеющие религиозной ценности (хозяйственно-бытового, развлекательного, детского, познавательного, любовного, и иного характера), строго отсеивались (иногда беспощадно уничтожались) и не вошли в состав Ветхого Завета, а позднее и в состав христианской Библии. Позже часть этих апокрифов всё-таки вошла в состав Талмуда, Мишны и Гемары, используемых иудаизмом.

Проблема с неканоническими книгами

Второканонические книги

После смерти Ездры его последователи (ревнители благочестия) продолжили начатые поиски, и те книги, что найдены были соответствующими и те, что были написаны уже в последующие века (например, Маккавейские), были отобраны ими как богодухновенные. Но строгость и дотошность отбора, а также непререкаемость авторитета и традиций Ездры, не позволили вносить новшества в установленный канон Священных книг. И только в достаточно свободном и просвещённом городе Александрии, где существовала богатейшая библиотека древности, при переводе ветхозаветных книг на греческий язык, 72 еврейских толкователя-переводчика, после глубокого изучения, усердных молитв и диспутов, добавили (в греческом тексте) к предыдущим 39 книгам ещё 11 книг. Именно этот вариант (Септуагинта) стал основным для христиан, говорящих в первые века христианства, преимущественно, на греческом языке.

Когда протестанты, пользуясь древними рукописными оригиналами, стали переводить Библию на современные национальные языки, то обнаружили отсутствие этих 11-ти книг во всех еврейских текстах и поспешили объявить эти книги апокрифами (хотя не запрещали их, а только объявляли их маловажными). Следует заметить, что даже некоторые каноничные книги (которые не подтверждают их взгляды) у протестантов вызывают сомнения.

Эти 11 неканонических (второканонических), то есть не вошедших в первоначальный канон Ездры книг, в Православии почитаются так же, как и все остальные книги Библии, они также используются во время общественного богослужения (читаются на паремиях), наравне с каноническими. В настоящее время благодаря успехам библейской археологии для некоторых книг стали известны и еврейские тексты, ранее считавшиеся утерянными.

Борьба с апокрифами после Рождества Христова

С возникновением христианства появилась ещё бо́льшая необходимость отделения официально признанных библейских книг от различных альтернативных апокрифических трактовок, сочинявшихся в разное время и разными людьми. Некоторые из них писались вполне благочестивыми, хотя наивными, людьми, желавшими по-своему разъяснить и дополнить Священное Писание (так, например, в «Хождении Богородицы по мукам» описывается нисхождение Божией Матери в ад и затем представительство ее перед престолом Сына). Другие апокрифы родились в различных распространившихся раннехристианских сектах, и еретических движениях и в гностицизме, использующеми христианскую тематику. Были и такие авторы, которые специально, якобы от лица почитаемых в христианстве апостолов, составляли и распространяли компрометирующие официальную Церковь «послания», по их мнению — скрывшую изначально истинное учение. Поэтому христиане во все времена стрались защищать с их точки зрения истинную «чистоту своей веры», и во все времена на соборах ими составлялись списки отреченных книг (апокрифов), которые запрещалось читать, и которые разыскивались, рвались, сжигались или с пергаментов счищались/смывались апокрифические тексты и писались другие палимпсест.

В современном христианстве только 27 книг входят в новозаветный канон и признаются богодухновенными книгами, которые по мнению церкви были написаны непосредственно апостолами (самовидцами Христа). Состав новозаветного канона закреплён в 85-м Апостольском правиле. Вместе с книгами Ветхого Завета они образуют христианскую Библию, в которой всего 77 книг. Именно все эти богодухновенные книги считаются единственными авторитетным источником в вопросах священной истории и догматики в основных христианских конфессиях.

Однако написание богодухновенных книг не прекратилось со смертью апостолов. Православная Церковь пополнилась и продолжает пополняться огромным количеством творений (писаний) Святых Отцов, богослужебными текстами и описаниями жизни святых, которые, после тщательного и всестороннего исследования на предмет соответствия Священному Писанию (Библии), также признаются богодухновенными и обязательными для всех христиан. Поэтому эти религиозные книги, непосредственно не входящие в состав Библии, не считаются апокрифами.

Сохранившиеся до нашего времени древние апокрифы имеют не только историческое значение, но в некоторый степени и диалектическое, так как в них отражены взгляды христиан первых веков.

В число апокрифов включают так называемые ветхозаветные апокрифы, апокрифические Евангелия, Деяния, Апокалипсисы и пр., а также альтернативные «официальным» жизнеописания святых.

Апокрифы сочиняются и в наше время, когда различные секты, некие «старцы», предсказатели и «чудотворцы» издают и распространяют религиозную литературу, по-своему трактующую историю и принципы христианского вероучения.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector