1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Последовательность Литургии оглашенных

Содержание

Литургия оглашенных

Вслед за проскомидией начинается Литургия оглашенных. Человек, который готовится стать христианином, принять святое Крещение, твердо решивший присоединиться к Церкви, которому священник прочитал «огласительные молитвы», называется оглашенным.

В древней Церкви и в настоящее время ко крещению готовятся довольно продолжительное время. В старообрядческой Церкви это может быть несколько месяцев, год и даже более — на усмотрение священника, который определяет готовность человека принять Таинство. Все это время оглашенные должны не просто учить молитвы, но и ходить в храм, участвовать в совместной молитве. И только на Литургии верных они должны выйти из храма и стоять в притворе.

Начало Литургии оглашенных. Великая ектения

Начинается Литургия оглашенных Великой ектенией «Миром Господу помолимся». При этих словах все крестятся (без поклона). Царские врата в это время открыты. В больших соборных храмах диакон, стоя на амвоне (возвышение перед алтарем), произносит прошения о мире всего мира, о святом храме, о стране и городе, обо всех людях, а хор отвечает «Господи помилуй!».

Диакон возглашает Великую ектению на Литургии

В небольших храмах, где нет диакона, эти возгласы произносит священник, стоя перед Престолом. Креститься после каждого прошения Ектении в старообрядческих храмах не принято.

Благослови душе моя Господа и «блаженны»

Затем поются псалмы 102 «Благослови душе моя Господа», малая ектения и псалом 145 «Хвали душе моя Господа». Обычно стихи этих псалмов попеременно поют правый и левый крылос. Такое пение называется антифонным. В богослужение оно было введено святым Игнатием Богоносцем, как подражание хорам Ангелов, славящих Господа. После 145 псалма поется стих «Единородныи Сын». При этих словах все крестятся (без поклона).

После малой ектении поются «блаженны» — стихеры празднику или святому со стихами из Нагорной проповеди.

Попеременное (антифонное) чтение во время праздничных служб

В большие праздники вместо псалмов и «блаженн» поются избранные псалмы с соответствующими припевами, которые называются Антифонами.

Малый вход

Затем совершается малый вход, когда священнослужители выходят с Евангелием через северные диаконские двери и становятся перед Царскими вратами. Перед ними свещеносец несет подсвечник с горящей свечой.

Малый вход на Литургии

В этот момент нужно перекреститься и поклониться святому Евангелию. Священнослужители поют «входный стих» и хор, стоя на середине храма перед амвоном, поет: «Приидите поклонимся и припадем Христу».

Священнослужители поют «входный стих»

После этого песнопения следует перекреститься и поклониться. Певцы расходятся по крылосам.

Трисвятое и чтение слова из посланий святых Апостолов

После чтения тропарей и кондаков «по входе» начинается пение Трисвятого (Святыи Боже). Креститься и кланяться в это время не нужно. Затем чтец выходит с Апостолом на середину храма и священник обращается к молящимся: «Вонмем! Мир всем!» «И духови твоему», — отвечает чтец, кланяясь. Все молящиеся также кланяются священнику в пояс (без крестного знамения). Чтец возглашает прокимен, певцы его пропевают, после чего следует чтение апостольского послания — зачала (части, отрывка), соответствующего дню или празднику. Ходить по храму в это время нельзя. Голову наклонять не нужно.

Апостольское чтение на Литургии

После чтения Апостола священник, стоя в раскрытых Царских вратах, обращается к чтецу: «Вонмем. Мир ти!» В ответ на это приветствие кланяется только чтец. Пока он произносит стихи, а хор поет «Аллилуия!», священник (или диакон), стоя на амвоне, кадит молящихся.

Диакон кадит молящихся

Люди кланяются в пояс без крестного знамения и тихо («про себя») отвечают: «Дух Твои благии наставит мя на землю праву».

Святое Евангелие

Перед началом Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи!». Здесь следует перекреститься и поклониться в пояс, затем перекреститься, наклонить голову и слушать Евангелие, которое читает диакон на амвоне или священник в алтаре перед Престолом.

Диакон читает святое Евангелие на Литургии

Евангелие также разделено на части — зачала, и в каждый день года и праздник читается соответствующая часть. Ходить в это время также нельзя. После окончания Евангелия нужно поклониться и поднять голову. Когда хор вновь споет: «Слава Тебе, Господи!» — перекреститься и совершить поясной поклон.

Ектении об оглашенных и верных

Литургия оглашенных заканчивается ектениями. В ответ на прошения священнослужителя хор отвечает «Господи, помилуй!». Затем диакон или священник поминает ряд имен верующих, обычно довольно длинный, после чего хор поет 12 раз «Господи, помилуй!». На три первых «Господи, помилуй!» положены поясные поклоны. К молитве о живых могут присоединиться и прошения о усопших, смотря по Уставу текущего дня.

Затем следует особая ектения об оглашенных: «Вернии, о оглашенных помолитеся». После возгласа «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» оглашенные должны перекреститься и склонить голову, пока хор поет «Тебе, Господи!», после чего выходят в притвор. Принявшие святое Крещение верные креститься и кланяться в этот момент не должны.

Конец ектении об оглашенных, переходящий в моление одних верных «елико вернии (одни только верные) Господу помолимся», соединяет Литургию оглашенных с Литургией верных.

Порядок и изъяснение Божественной Литургии

Страницы

  • « первая
  • ‹ предыдущая
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • следующая ›
  • последняя »

Вторая часть Литургии — Литургия оглашенных

В след за совершением Проскомидии Св. Церковь приготовляет верующих к достойному присутствию при совершении Таинства Причащения. Приготовить верующих, напомнить им о жизни и страдании Иисуса Христа, разъяснить, как и почему были и могут быть спасительны жизнь и страдания Спасителя — составляет цель и главный предмет содержания второй части Литургии — Литургии оглашенных.

Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных потому, что при совершении ее в древности присутствовали и оглашенные («наставляемые»), то есть готовящиеся к принятию Св. Крещения и кающиеся, а также отлученные от Св. Причащения. В древности такие оглашенные стояли в притворах или нарфиксах.

Как же достигается эта цель Литургии? Чтобы понять последующий ответ на этот вопрос, необходимо твердо запомнить, что главный предмет раскрывается на Литургии тремя способами, друг друга дополняющими:

  1. вслух читаемыми и поемыми молитвами;
  2. наблюдаемыми действиями и священными процессиями
  3. тайными, недоступными для внешнего наблюдения, молитвами священника.

И там, и здесь, и вслух произносимых, и в тайных молитвах напоминается верующим о свойстве христианской молитвы, о различных благодеяниях Божиих к людям и о главнейшем из них — явлении Спасителя; затем напоминается о качествах, которыми должны отличаться верующие в Иисуса Христа, и испрашиваются благодатные милости к храму и молящимся в нем. Здесь же на Литургии оглашенных верующие приглашаются особенно усердно помолиться за умерших ближних, а также за лиц, еще не обратившихся в христианство.

Обративши еще раз внимание на присутствие в составе Литургии «тайных» молитв священника и на необходимость принимать их во внимание при ознакомлении с содержанием Литургии, перейдем к последовательному раскрытию содержания Литургии.

Общее содержание Литургии оглашенных

Совершивши проскомидию, священник с распростертыми руками молится Господу о ниспослании на священнослужителей Св. Духа; чтобы Святой Дух «сошел и вселился в него», и чтобы Господь отверз уста их возвестить хвалу Ему.

Возгласы священника и диакона

Диакон, получив от священника благословение, выходит из алтаря, становится на амвон и громко произносит: «Благослови Владыко». В ответ на возглас диакона, священник возглашает: «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».

Затем диакон произносит великую ектению.

Изобразительные и праздничные антифоны

После великой ектений поются «изобразительные псалмы Давида» — 102-й «Благослови душе моя Господа. », произносится малая ектения и затем поется 145-й «Хвали душе моя Господа». Изобразительными они называются потому, что изображают благодеяния Божия человечеству в Ветхом Завете.

В двунадесятые праздники изобразительные антифоны не поются, а вместо них поются особые «новозаветные стихи», в которых изображаются благодеяния роду человеческому не в Ветхом, а в Новом Завете. К каждому стиху праздничных антифонов прибавляется припев, смотря по характеру праздника: в день Рождества Христова припев: «Спаси ны, Сыне Божий, от Девы рождейся, поющи Ти: Аллилуиа» (хвалите Бога). В праздники Богородичные поется припев: «Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы поющие Ти. Аллилуиа».

Гимн «Единородный Сыне»

Какая бы ни была Литургия, то есть с пением «изобразительных антифонов» или «праздничных», к ним всегда присоединяется пение следующего торжественного гимна, в котором напоминается о главнейшем благодеянии Господа к людям: о ниспослании на землю Сына Своего Единородного (Иоанна III, 16), воплотившегося от Пресвятыя Богородицы и Своею Смертию победившего смерть.

Читать еще:  Тест: Церковные праздники

Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен сый /и изволивый спасения нашего ради/ воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, /непреложно[1] /вочеловечевшийся,/ распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, /Един сый Святы Троицы,/ спрославляемый Отцу и Святому Духу спаси нас.

Единородный Сын и Слово Бога! Ты, будучи бессмертен, и изволивший для нашего спасения воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии, сделавшийся настоящим человеком, не переставая быть Богом, — Ты, Христе Боже, будучи распят и Своею Смертию поправший (сокрушивший) смерть (то есть диавола), — Ты, как одно из Лиц Святой Троицы, Прославляемый наравне со Отцом и Св. Духом — спаси нас.

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ «БЛАЖЕНСТВА И ТРОПАРИ БЛАЖЕННЫ»

Но истинно-христианская жизнь состоит не в одних только чувствах и неопределенных порывах, а должна выражаться в добрых делах и поступках (Мф. VIII, 21). Посему Св. Церковь предлагает вниманию молящихся Евангельские блаженства.

Малый вход с Евангелием

Во время чтения или пения Евангельских блаженств царские врата отворяются, священник берет со св. Престола Евангелие, вручает его диакону и выходит вместе с диаконом из алтаря. Этот выход священнослужителей с Евангелием называется «малым входом» и означает собою явление Спасителя на проповедь.

В настоящее время этот выход имеет лишь символическое значение, но в первые времена христианства он был необходим. В первенствующей церкви Евангелие хранилось не в алтаре на престоле, как теперь, а около алтаря, в боковом помещении, которое называлось или «диаконицей», или «сосудохранительницей». Когда наступало время чтения Евангелия, священнослужители переносили его торжественно в алтарь.

При приближении к северным дверям диакон словами «Господу помолимся» приглашает всех помолиться Господу, грядущему к нам. Священник тайно читает молитву, с прошением, чтобы Господь их вход сделал — входом Святых, благоволил бы послать для достойного служения Ему Ангелов, и таким образом устроил бы здесь как бы небесное служение. Вот почему далее, благословляя вход, священник говорит: «Благословен вход Святых Твоих», а диакон, подняв Евангелие, возглашает «Премудрость прости».

Верующие же, взирая на Евангелие, как на самого Иисуса Христа, идущего на проповедь, восклицают: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу, Спаси нас. Сына Божий, воскресый из мертвых (или молитвами Богородицы, или во Святых дивен сый), поющи Ти: аллилуиа».

Пение тропаря и кондака

К пению: «Приидите поклонимся. » присоединяется еще пение дневного тропаря и кондака для изображения воспоминаний на этот день и тех святых, которые исполняя заповеди Христовы, сами получают блаженство на небеси и служат примером для других.

Войдя в алтарь, священник в тайной молитве просит «Отца Небесного», воспеваемого «Херувимами и Серафимами», принять от нас, смиренных и недостойных трисвятую песнь, простить грехи вольные и невольные, освятить нас и дать силы непорочно и праведно служить Ему до конца жизни.

Окончание этой молитвы: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе Славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно», священник произносит громко. Диакон же, стоя перед иконой Спасителя, возглашает: «Господи спаси благочестивыя и услыши ны». Потом, став посреди Царских врат лицом к народу, возглашает: «Во веки веков», то есть оканчивает возглас священника и при этом орарем показывает на людей.

Верующие после этого поют «Трисвятую песнь» — «Святый Боже». В некоторые праздники Трисвятая песнь заменяется другими. Например, в Пасху, Троицын день, в Рождество Христово, Богоявление, в субботу Лазареву и Великую поется:

«Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся, аллилуиа».

Те, которые крестились во имя Христа, во Христе и облеклись, благодатию Христовой. Аллилуиа.

Молитва «Святый Боже» должна теперь возбуждать чувства раскаяния в своих грехах и обращение к Богу за помилованием.

По окончании «Трисвятой песни» бывает чтение апостола, чтению апостола предшествуют возгласы «Вонмем», «Мир всем», «премудрость», «прокимен», который прочитывается псаломщиком и поется 2 с половиной раза певчими.

Во время чтения Апостола, диаконом совершается каждение, означающее благодать Святого Духа.

По прочтении Апостола поется «Аллилуиа» (трижды) и читается Евангелие. Перед Евангелием и после него поется «Слава Тебе, Господи, Слава Тебе», в знак благодарения Господу, даровавшему нам Евангельское учение. Как послания Апостолов, так и Евангелие читаются для разъяснения христианской веры и нравственности.

После Евангелия следует сугубая ектения. Затем следует тройная ектения за умерших, ектения об оглашенных и, наконец, ектения с повелением оглашенным оставить храм.

В ектениях об оглашенных диакон молится от лица всех людей, чтобы Господь просветил оглашенных словом Евангельской истины, удостоил их Св. Крещения и присоединил их к Св. Церкви.

Одновременно с диаконом и священник читает молитву, в которой просит, чтобы Господь «на высоких живый» и обращающий внимание на смиренных, призрел бы и на рабов Своих оглашенных, сподобил бы их «бани пакибытия», то есть Св. Крещения, одежды нетления и соединил бы Святей Церкви. Затем, как бы продолжая мысли этой молитвы, священник говорит возглас:

«Да и тии с нами славят пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков».

Чтобы и те (то есть оглашенные) вместе с нами прославляли, Господи, Твое Пречистое и Величественное имя — Отца и Сына, и Св. Духа, ныне и присно и во веки веков.

Несомненно, что моления за оглашенных касаются и крестившихся, потому что мы, крестившиеся, очень часто грешим без раскаяния, недостаточно ясно знаем свою веру православную и присутствием в храме без должного благоговения. В настоящее время также могут быть и подлинно оглашенные, то есть готовящиеся ко Св. Крещению из инородцев.

Ектения о выходе оглашенных

По окончании молитвы за оглашенных диакон произносит ектению: «Елицы оглашеннии, изыдите; оглашеннии изыдите; елицы оглашеннии, изыдите, да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». Этими словами оканчивается Литургия оглашенных.

Схема или порядок Литургии оглашенных

Литургия оглашенных заключает в себе следующие части:

  1. Начинательные возгласы диакона и священника.
  2. Великая ектения.
  3. Псалом 1-й изобразительный «Благослови душе моя, Господа» (102) или первый антифон.
  4. Малая ектения.
  5. Второй изобразительный псалом (145) — «Хвали душе моя Господа» или второй антифон.
  6. Пение гимна «Единородный Сыне и Слове Божий».
  7. Малая ектения.
  8. Пение Евангельских блаженств и тропари «блаженны» (третий антифон).
  9. Малый вход с Евангелием.
  10. Пение «Приидите поклонимся».
  11. Пение тропаря и кондака.
  12. Возглас диакона: «Господи, спаси благочестивыя».
  13. Пение «Трисвятого».
  14. Пение «прокимена».
  15. Чтение Апостола.
  16. Чтение Евангелия.
  17. Сугубая ектения.
  18. Ектения за усопших.
  19. Ектения об оглашенных.
  20. Ектения с повелением оглашенным оставить храм.

[1] «Непреложно» — значит, что в лице Иисуса Христа ни божество не приложилось (и переменилось) в человечество; ни человечество не перешло в божество.

Страницы

  • « первая
  • ‹ предыдущая
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • следующая ›
  • последняя »

Дорогие друзья, наш сайт существует исключительно
благодаря вашей поддержке.

Последовательность Литургии оглашенных

Во время пения третьего антифона совершается малый вход, или вход с Евангелием. Эта часть литургии символизирует, или, точнее, являет нам выход Христа на общественное служение и начало Его откровения о Царстве Божием как цели существования человеческого рода.

Мы уже говорили о том, что чаще всего в качестве третьего антифона во время малого входа поются «Блаженны», то есть евангельские заповеди блаженств. Это уже не ветхозаветные тексты, а само учение Христа, которое Он преподал во время так называемой Нагорной проповеди. С ее содержанием должен быть знаком каждый христианин, поскольку в ней в тезисной форме, емко и доступно, изложено учение Христа о новой жизни, которую Он пришел насадить на земле.

Важность заповедей блаженств, с которых начинается Нагорная проповедь, заключается в том, что они являются как бы проводниками христианина в Царство Небесное. Об этом мы слышим уже в первой заповеди: «Блажени нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное». То есть нищета духовная — смирение, оставление своеволия — это то, что прежде всего необходимо для достижения Небесного Царства. «Это сознание побуждает человека всецело предаться воле Божией и последовать учению Христа Спасителя. Ублажая нищих духом, смиренных, Господь усвояет им Царство Небесное. Еще в этой жизни смиренные духом уже предвкушают сие Царствие, то есть они ощущают мир своей совести и то благодатное утешение, которым характеризуется Царство Божие… Полное наслаждение нищие духом ощутят в будущей жизни, когда будут в общении со Христом» [1],— сказал в одной из своих проповедей архимандрит Кирилл (Павлов). Таким образом, мы видим, что напоминание заповедей блаженств непосредственно перед малым входом должно настраивать присутствующих на главный смысл литургии — общение со Христом. Во время пения «Блаженных» каждый молящийся еще раз проверяет свою совесть по этим заповедям и, видя свое глубокое несоответствие основному евангельскому закону, старается привести себя в покаянное настроение (нищету духовную), без которого просто опасно приступать к грядущему богообщению в Таинстве Причащения.

Читать еще:  Тест: Таинство Евхаристии

«Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти…»

В завершении пения третьего антифона (если это «Блаженны» — на словах «Радуйтеся и веселитеся…») священник и диакон поклоняются престолу, после чего иерей передает диакону Евангелие. Они сразу же переходят на Горнее место в алтаре, где еще раз крестятся и кланяются в сторону иконы, находящейся на Горнем месте. После поклонения диакон произносит вполголоса: «Господу помолимся. Господи, помилуй»,— разворачивается лицом к иерею и чуть приподымает Евангелие перед собой; священник также поворачивается в сторону диакона и делает поклон Евангелию — это поклонение Самому Господу, грядущему на проповедь.

Сразу же после этого начинается шествие (от Горнего места в алтаре, через северные диаконские двери — к амвону перед Царскими вратами иконостаса), возглавляет которое свещеносец с зажженной свечой, символизирующей воссиявший свет учения Христова, а также предшествовавшего Спасителю Иоанна Крестителя. Затем следует диакон, держащий приподнятое вверх Евангелие — Самого Иисуса Христа, а за ним иерей, как бы идущий за Самим Господом; он держит руки опущенными, склоняет голову, выражая таким образом покорность воле Божией и осознание того, что глава Церкви — Христос, а мы — только его служители.

Здесь надо пояснить, почему данное священнодействие называется входом, когда мы видим, что духовенство, наоборот, сначала выходит из алтаря. Дело в том, что в древности литургия начиналась именно с этого момента. Евангелие и вообще все необходимое для совершения литургии хранилось в особом помещении, и поэтому вход в храм для служения совершался вместе с Евангелием, которое полагалось на престоле. Мы наблюдаем и еще один символический момент малого входа: духовенство приближается к Святому престолу, переходит в алтарь — как в иной мир, совершенно отличный от нашего земного мира, который управляется законами, изложенными в Евангелии.

Во время малого входа священник читает положенную тайную молитву. С содержанием этой молитвы полезно ознакомиться и мирянам с целью более полного понимания смысла происходящего во время входа с Евангелием. Например, в ней священник обращается к Господу с такими словами: «Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и сославословящих Твою благость». Это означает, что Небесные Силы входят в алтарь вместе с духовенством для сослужения ему во время литургии. Более ярко и уже во всеуслышание об этом поется во время литургии Преждеосвященных Даров, когда вместо Херувимской песни звучат такие слова: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат…».

После того как заканчивается пение третьего антифона и священник с диаконом уже заняли свои места перед Царскими вратами, диакон обращается к священнику: «Благослови, владыко, святый вход». Священник произносит слова: «Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Диакон подносит священнику Евангелие для целования, а затем в Царских вратах, поднимая его вверх и делая им крестоообразное движение, возглашает: «Премудрость, прости!». Слово «премудрость» здесь относится к предстоящему чтению Слова Божия, а призывание «прости!» (то есть стойте прямо, просто) адресовано к молящемуся в храме народу, поскольку с этой минуты требуется особенное внимание: начинаются подготовительные действия перед чтением Евангелия — самой торжественной части литургии оглашенных.

«Святый Безсмертный, помилуй нас»

После возглашения «Премудрость, прости!» диакон заходит в алтарь Царскими вратами и полагает Евангелие на престоле. Священник следует за диаконом, но несколько задерживается у Царских врат, чтобы поклониться иконам Спасителя и Богородицы и благословить свещеносца, уже спустившегося под амвон. В этом случае священником благословляется не народ, а именно свещеносец, поскольку он ожидает разрешения вернуться в алтарь. В это время поется песнопение, всегда начинающееся словами «Придите, поклонимся…», но заканчивающееся по-разному, в зависимости от характера богослужебного дня (воскресный день, празднование Божией Матери или какому-либо святому). Священник также входит в алтарь вслед за Евангелием, символически указывая на то, что Христос ведет всех последователей Своего Слова в Царство Божие. Так завершается малый вход, и сразу же поются песнопения — тропари и кондаки, прославляющие подвиги воспоминаемых в этот день святых или объясняющие смысл празднуемого события. Устав пения тропарей и кондаков очень сложен, они поются в иерархическом порядке, согласно указаниям Типикона.

При пении тропарей и кондаков священник читает тайную «Молитву Трисвятого пения», которая заканчивается возгласом: «Яко свят еси Боже наш, и тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно». Перед этим диакон берет благословение у священника и выходит через Царские врата на амвон, где ждет окончания возгласа, после чего возглашает: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны», а затем, обводя орарем, показуя на людей, лицом к западу, заканчивает возглас священника, возглашая: «И во веки веков». Возглас «Господи, спаси благочестивыя» сохранился до нашего времени из церемониала византийской царской службы, когда на литургии присутствовали византийские цари, к которым и относился этот возглас.

Иерейская «Молитва трисвятого пения» имеет непосредственную связь с молитвой малого входа и продолжает развивать тему о единстве Церкви Небесной и земной. Более того, в этой молитве священник просит у Господа: «Сам, Владыко, приими от уст нас грешных трисвятую песнь и посети ны благостию Твоею». Мы призываемся к пению ангельского славословия, когда-то услышанного в Константинополе поднятым вверх вихрем маленьким мальчиком. В тот момент ему было открыто, как ангелы перед Престолом Царя Славы непрерывно воспевают «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный». Когда мальчик рассказал об этом народу, то люди только добавили «помилуй нас», и со временем Трисвятое вошло в состав литургии. Хор поет эту молитву трижды, а духовенство читает ее у престола с троекратным поклонением. Затем священник и диакон переходят на Горнее место в алтаре, где обычным порядком возглашается прокимен, предшествующий чтению Священного Писания.

«И мысленныя наши отверзи очи…»

Наступает самая торжественная и одновременно заключительная часть литургии оглашенных — чтение Слова Божия. Подготовительное пение прокимна, чтение Книги Апостолов, затем каждение храма перед Евангелием и, наконец, торжественный вынос Евангелия на амвон для чтения народу — все это указывает на особую важность происходящего и исключительную роль Евангелия в жизни Церкви: «Проповедь Евангелия, провозглашение Слова Божиего есть, несомненно, самая суть Церкви. Церковь стоит свидетельством. Но это свидетельство — не только указание на прошлое, не только воспоминание, но и открытие — вновь и вновь — Вести, когда-то дарованной святым и с тех пор хранимой верою» [2]. Другими словами, Евангелие — благая весть, свидетельство об иной жизни — является той реальностью, от которой ни один человек, слышащий это Слово, не может отойти без изменения, без влияния этой реальности на душу человека.

Во время пения аллилуария (особо распеваемых стихов перед чтением Евангелия) священник про себя читает молитву «прежде Евангелия». В ней он просит Бога дать ему и народу страх блаженных заповедей, чтобы попрать плотские похоти и пройти духовную жизнь. В этой молитве есть также важные слова, которые помогают понять, почему обязательно надо молитвенно готовиться к чтению Евангелия как в храме, так и дома. Священник молится: «Мысленныя наши отверзи очи во евангельских Твоих проповеданий разумение» — только Господь может сделать так, чтобы мы восприняли евангельское слово именно мысленными, духовными очами, и не просто прослушали, но уразумели то Слово, которое может оживить погибающую душу. После прочтения Евангелия в древней Церкви положено было назидательное слово, истолкование прочитанного. В современной практике это используется очень редко, хотя нельзя не отметить, что это самый удобный момент для донесения пастырем до молящихся глубокого смысла Священного Писания, к тому же такое общение священника с паствой очень объединяет церковную общину.

Как говорит святитель Николай Кавасила, чтение Священного Писания приготовляет нас и предочищает пред великим освящением через Таинство Причащения [3]. Таким образом, чтение Слова Божия на Литургии создает необходимую атмосферу благодарения, без которой немыслимо совершение Евхаристии. Услышав о главном в жизни христианина — о дарованных Богом благодеяниях человеческому роду, о новой жизни, новых благодатных законах любви, мы готовимся вступить в самое Таинство, литургию верных, когда Само Слово явится посреди молящихся.

[1] Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди. СТСЛ, 2003. С. 319.

Читать еще:  Тест: Слова Спасителя

[2] Протоиерей Георгий Флоровский. О Священном Писании.

[3] Св. Николай Кавасила. Изъяснение Божественной Литургии.

Храм новомучеников

Уважаемые прихожане и гости сайта, на этой странице вы можете просмотреть и скачать на свой компьютер текст богослужения (Божественной литургии святого Иоанна Златоуста), которое служится во всех православных храмах практически каждый день в течение всего года. Это поможет вам понять смысл происходящего в храме и личной молитвой участвовать в богослужении.

Текст Литургии с параллельным переводом, пояснениями и тайными молитвами:

Единородный Сыне

Трисвятое

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Святый Безсмертный, помилуй нас.

И читается Евангелие.

Диакон: Сугубая ектения

Ектения об оглашенных

Молитва об оглашенных

Диакон: Сокращенная великая ектения

Великий вход

Диакон: Просительная ектения

Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия,

Единороднаго. Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна,

рожденна, несотворенна, Единосущна Отцу, Имже вся быша.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате,

и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием.

И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго,

Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.

Исповедую едино Крещение во оставление грехов.

Чаю воскресения мертвых

И во Единого Господа Иисуса Христа,
Единородного Сына Божьего, рожденного от Отца прежде всякого времени. Света от Света, Бога истинного от Бога истинного,

рожденного, несотворенного, Единосущного Отцу, от Которого все произошло.

Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с Небес и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и ставшего человеком.

За нас распятого при Понтии Пилате

и страдавшего, и погребенного. И воскресшего на третий день, как было предсказано Писанием.

И вознесшегося на Небеса, и сидящего по правую руку от Отца.

И снова имеющего придти во славе, чтобы судить живых и мертвых, и Царствию Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, Которому надлежит поклоняться

и Которого славить одинаково с Отцом и Сыном, говорившего через пророков.

В единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Признаю одно в жизни Крещение для очищения от грехов.

Ожидаю воскресения мертвых

Эта часть Литургии самая священная минута, когда мы с величайшим благоговением должны молиться и благодарить Бога за Его несказанную милость в совершении чуда пресуществления Святых Даров.

Псалом 33-й

Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите, и видите, яко Благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаща и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла, и сотвори благо, взыщи мира и пожени и. Очи Господни на праведныя и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящия злая, еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их, и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат вси уповающии на Него.Благословлю Господа во всякое время, хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя, услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе. Я искал Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня. Приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не устыдятся. Сей нищий воззвал, и Господь услышал и спас его от всех бед его. Ополчается Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавляет их. Вкусите, и увидите, как благ Господь: блажен человек, уповающий на Него. Бойтесь Господа все святые Его, ибо нет лишения боящимся Его. Богатые обнищали и стали голодны, ищущие же Господа не лишатся никакого блага. Придите, чада, послушайте меня, страху Господню научу вас. Хочет ли человек жить и желает ли увидеть дни добрые? Удерживай язык свой от зла, и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним. Очи Господни обращены на праведников, и уши Его к молитве их. Лицо же Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них. Воззвали праведные, и Господь услышал их, и от всех скорбей избавил их. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведных, и от всех избавит их Господь. Он хранит все кости их, ни одна из них не сокрушится. Смерть грешников люта, и ненавидящие праведного будут виновны. Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.
Священник:
Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков.Благословение Господне на вас, Его благодатью и человеколюбием, всегда, ныне и вечно, и во веки веков.
Хор: Аминь.
Священник:

Господи помилуй (трижды).

Благослови.

Священник: Отпуст
Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных в всехвалъных Апостол, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго, и святаго (храма и святого, которого память в этот день), святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.Воскресший из мертвых Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных апостолов, святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, и святого (…), святых и праведных Богородителей Иоакима и Анны и всех святых, да помилует и спасет нас, как Добрый и Человеколюбивый.
Хор:
Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (архиепископа или епископа данной епархии), настоятеля, братию и прихожан святаго храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета.Великого Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего (архиепископа или епископа данной епархии), настоятеля, братию и прихожан этого святого храма и всех православных христиан, Господи, сохрани их на многие годы.

Молящиеся прикладываются ко кресту и тихо выходят из храма.

Молитвенное участие в Божественной Литургии сообщает христианину великую благодать Божию. Постараемся бережно хранить в себе эту благодать, чтобы она подольше озаряла наши мысли и чувства, направляя наш жизненный путь к обретению Царства Небесного.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector