1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Последовательность малого повечерия

Содержание

Ма­лое повечерие

Та­же пса­лом 50:

П оми­луй мя, Бо­же, по ве­ли­цей ми­ло­сти Тво­ей, и по мно­же­ству щед­рот Тво­их очи­сти без­за­ко­ние мое. Наи­па­че омый мя от без­за­ко­ния мо­е­го, и от гре­ха мо­е­го очи­сти мя; яко без­за­ко­ние мое аз знаю, и грех мой пре­до мною есть вы­ну. Те­бе Еди­но­му со­гре­ших и лу­ка­вое пред То­бою со­тво­рих, яко да оправ­ди­ши­ся во сло­ве­сех Тво­их, и по­бе­ди­ши вне­гда су­ди­ти Ти. Се бо, в без­за­ко­ни­их за­чат есмь, и во гре­сех ро­ди мя ма­ти моя. Се бо, ис­ти­ну воз­лю­бил еси; без­вест­ная и тай­ная пре­муд­ро­сти Тво­ея явил ми еси. Окро­пи­ши мя ис­со­пом, и очи­щу­ся; омы­еши мя, и па­че сне­га убе­лю­ся. Слу­ху мо­е­му да­си ра­дость и ве­се­лие; воз­ра­ду­ют­ся ко­сти сми­рен­ныя. От­вра­ти ли­це Твое от грех мо­их и вся без­за­ко­ния моя очи­сти. Серд­це чи­сто со­зи­жди во мне, Бо­же, и дух прав об­но­ви во утро­бе мо­ей. Не от­вер­жи мене от ли­ца Тво­е­го и Ду­ха Тво­е­го Свя­та­го не оты­ми от мене. Воз­даждь ми ра­дость спа­се­ния Тво­е­го и Ду­хом Вла­дыч­ним утвер­ди мя. На­учу без­за­кон­ныя пу­тем Тво­им, и нече­сти­вии к Те­бе об­ра­тят­ся. Из­ба­ви мя от кро­вей, Бо­же, Бо­же спа­се­ния мо­е­го; воз­ра­ду­ет­ся язык мой прав­де Тво­ей. Гос­по­ди, устне мои от­вер­зе­ши, и уста моя воз­ве­стят хва­лу Твою. Яко аще бы вос­хо­тел еси жерт­вы, дал бых убо: все­со­жже­ния не бла­го­во­ли­ши. Жерт­ва Бо­гу дух со­кру­шен; серд­це со­кру­шен­но и сми­рен­но Бог не уни­чи­жит. Убла­жи, Гос­по­ди, бла­го­во­ле­ни­ем Тво­им Си­о­на, и да со­зи­ждут­ся сте­ны Иеру­са­лим­ския. То­гда бла­го­во­ли­ши жерт­ву прав­ды, воз­но­ше­ние и все­со­же­га­е­мая; то­гда воз­ло­жат на oл­тарь Твой тельцы.

Пса­лом 50

П оми­луй ме­ня, Бо­же, по ве­ли­кой ми­ло­сти Тво­ей и по мно­же­ству щед­рот Тво­их из­гладь без­за­ко­ние моё; со­вер­шен­но омой ме­ня от без­за­ко­ния мо­е­го, и от гре­ха мо­е­го очи­сти ме­ня. Ибо без­за­ко­ние моё я знаю, и грех мой все­гда пре­до мною. Те­бе, Еди­но­му, я со­гре­шил и злое пред То­бою со­тво­рил, – да бу­дешь оправ­дан в сло­вах Тво­их и по­бе­дишь, ес­ли всту­пят с То­бою в суд. Ибо вот, я в без­за­ко­ни­ях за­чат, и во гре­хах ро­ди­ла ме­ня мать моя. Ибо вот, Ты ис­ти­ну воз­лю­бил, со­кры­тое и тай­ное пре­муд­ро­сти Тво­ей мне от­крыл. Ты окро­пишь ме­ня ис­со­пом – и бу­ду очи­щен; омо­ешь ме­ня – и сде­ла­юсь бе­лее сне­га, дашь мне услы­шать ра­дость и ве­се­лие – воз­ра­ду­ют­ся ко­сти уни­жен­ные. От­вра­ти ли­цо Твоё от гре­хов мо­их и все без­за­ко­ния мои из­гладь. Серд­це чи­стое со­тво­ри во мне, Бо­же, и Дух Пра­вый об­но­ви внут­ри ме­ня. Не от­ринь ме­ня от ли­ца Тво­е­го и Ду­ха Тво­е­го Свя­то­го не от­ни­ми от ме­ня. Воз­вра­ти мне ра­дость спа­се­ния Тво­е­го и Ду­хом Вла­ды­че­ствен­ным утвер­ди ме­ня. На­учу без­за­кон­ных пу­тям Тво­им, и нече­сти­вые к Те­бе об­ра­тят­ся. Из­бавь ме­ня от кро­вей, Бо­же, Бо­же спа­се­ния мо­е­го, воз­ра­ду­ет­ся язык мой прав­де Тво­ей. Гос­по­ди, Ты от­кро­ешь уста мои, и уста мои воз­ве­стят хва­лу Твою. Ибо ес­ли бы жерт­вы Ты вос­хо­тел, я дал бы её, – к все­со­жже­ни­ям не бу­дешь бла­го­во­лить. Жерт­ва Бо­гу – дух со­кру­шён­ный, серд­ца со­кру­шён­но­го и сми­рен­но­го Бог не пре­зрит. Обла­го­де­тель­ствуй, Гос­по­ди, во бла­го­во­ле­нии Тво­ём Си­он, и да бу­дут воз­двиг­ну­ты сте­ны Иеру­са­ли­ма, – то­гда при­мешь бла­го­склон­но жерт­ву прав­ды, воз­но­ше­ние и все­со­жже­ния, то­гда воз­ло­жат на ал­тарь Твой тельцов.

Пса­лом 69:

Бо­же, в по­мощь мою вон­ми, Гос­по­ди, по­мо­щи ми пот­щи­ся. Да по­сты­дят­ся и по­сра­мят­ся ищу­щии ду­шу мою, да воз­вра­тят­ся вспять и по­сты­дят­ся хо­тя­щии ми злая. Да воз­вра­тят­ся абие сты­дя­ще­ся гла­го­лю­щии ми: бла­го­же, бла­го­же. Да воз­ра­ду­ют­ся и воз­ве­се­лят­ся о Те­бе вси ищу­щии Те­бе, Бо­же, и да гла­го­лют вы­ну, да воз­ве­ли­чит­ся Гос­подь, лю­бя­щии спа­се­ние Твое: аз же нищ есмь и убог, Бо­же, по­мо­зи ми: По­мощ­ник мой и Из­ба­ви­тель мой еси Ты, Гос­по­ди, не закосни.

Пса­лом 69

Бо­же, на по­мощь мне об­ра­тись, Гос­по­ди, по­мочь мне по­спе­ши. Да усты­дят­ся и по­сра­мят­ся ищу­щие ду­шу мою, да об­ра­тят­ся вспять и по­сты­дят­ся же­ла­ю­щие мне зла, да воз­вра­тят­ся тот­час со сты­дом го­во­ря­щие мне: “Хо­ро­шо же, хо­ро­шо же!” Да воз­ра­ду­ют­ся и воз­ве­се­лят­ся о Те­бе все ищу­щие Те­бя, Бо­же, и да го­во­рят непре­стан­но: “Да воз­ве­ли­чит­ся Гос­подь” лю­бя­щие спа­се­ние Твоё. Я же бе­ден и нищ; Бо­же, по­мо­ги мне. По­мощ­ник мой и из­ба­ви­тель мой – Ты; Гос­по­ди, не замедли!

Пса­лом 142:

Гос­по­ди, услы­ши мо­лит­ву мою, вну­ши мо­ле­ние мое во ис­тине Тво­ей, услы­ши мя в прав­де Тво­ей и не вни­ди в суд с ра­бом Тво­им, яко не оправ­дит­ся пред То­бою всяк жи­вый. Яко по­гна враг ду­шу мою, сми­рил есть в зем­лю жи­вот мой, по­са­дил мя есть в тем­ных, яко мерт­выя ве­ка. И уны во мне дух мой, во мне смя­те­ся серд­це мое. По­мя­нух дни древ­ния, по­учих­ся во всех де­лех Тво­их, в тво­ре­ни­их ру­ку Тво­ею по­учах­ся. Воз­дех к Те­бе ру­це мои, ду­ша моя, яко зем­ля без­вод­ная Те­бе. Ско­ро услы­ши мя, Гос­по­ди, ис­че­зе дух мой, не от­вра­ти ли­ца Тво­е­го от мене, и упо­доб­лю­ся низ­хо­дя­щым в ров. Слы­ша­ну со­тво­ри мне за­ут­ра ми­лость Твою, яко на Тя упо­вах. Ска­жи мне, Гос­по­ди, путь вонь­же пой­ду, яко к Те­бе взях ду­шу мою. Из­ми мя от враг мо­их, Гос­по­ди, к Те­бе при­бе­гох. На­учи мя тво­ри­ти во­лю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Бла­гий на­ста­вит мя на зем­лю пра­ву. Имене Тво­е­го ра­ди, Гос­по­ди, жи­ви­ши мя, прав­дою Тво­ею из­ве­де­ши от пе­ча­ли ду­шу мою. И ми­ло­стию Тво­ею по­тре­би­ши вра­ги моя и по­гу­би­ши вся сту­жа­ю­щыя ду­ши мо­ей, яко аз раб Твой есмь.

Пса­лом 142

Гос­по­ди, услышь мо­лит­ву мою, внем­ли мо­ле­нию мо­е­му в ис­тине Тво­ей, услышь ме­ня в прав­де Тво­ей и не вой­ди в суд с ра­бом Тво­им, ибо не оправ­да­ет­ся пред То­бою ни­кто из жи­ву­щих. Ибо враг стал пре­сле­до­вать ду­шу мою, уни­зил до зем­ли жизнь мою, по­са­дил ме­ня во тьме, как умер­ших от ве­ка. И уныл во мне дух мой, во мне сму­ти­лось серд­це моё. Вспом­нил я дни древ­ние, раз­мыс­лил о всех де­лах Тво­их, о тво­ре­ни­ях рук Тво­их раз­мыш­лял. Про­стёр к Те­бе ру­ки мои; ду­ша моя пред То­бою – как без­вод­ная зем­ля. Ско­ро услышь ме­ня, Гос­по­ди, из­не­мог дух мой: не от­вра­ти ли­ца Тво­е­го от ме­ня, и да не упо­доб­люсь я схо­дя­щим в ров. Дай мне услы­шать ра­но утром ми­лость Твою, ибо я на Те­бя упо­ваю; от­крой мне, Гос­по­ди, путь, по ко­то­ро­му мне ид­ти, ибо к Те­бе воз­нёс я ду­шу мою. Из­бавь ме­ня от вра­гов мо­их, Гос­по­ди, ибо к Те­бе я при­бег. На­учи ме­ня тво­рить во­лю Твою, ибо Ты – Бог мой; Дух Твой бла­гой по­ве­дёт ме­ня в зем­лю прав­ды. Ра­ди име­ни Тво­е­го, Гос­по­ди, Ты ожи­вишь ме­ня, по прав­де Тво­ей вы­ве­дешь из пе­ча­ли ду­шу мою, и по ми­ло­сти Тво­ей ис­тре­бишь вра­гов мо­их, и по­гу­бишь всех тес­ня­щих ду­шу мою, ибо я – раб Твой.

Павечерница

Одним из дневных чинопоследований, которое очень важно совершать каждому христианину, является Павечерница. Наименование Павечерница, или Повечерие, происходит от словосочетания «после ве́чери», т.е. ужина. Согласно уставных указаний, Павечерница служится после Вечерни.

Чин Павечерницы начал складываться в IV веке и возник, по свидетельству преп. Кассиана, от обычая иноков совершать молитву перед сном в своих келиях. Молитва перед сном упоминается в числе иноческих служб святителем Василием Великим. Молитвенное правило перед непосредственным отходом ко сну состояло из нескольких псалмов, в частности, 90-го, чтений, гимна пророка Исаии «С нами Бог», молитвы Василия Великого «Господи, Господи, избави нас от всякия стрелы, летящия во дне» и непременно завершалось Отпустом и взаимным прощением братии. Этот обычай проистекает из слов ап. Павла: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Ефес. 4; 26). Взаимное прощение братии на Павечернице — это особенная часть этого молитвословия и всего суточного круга богослужения. Такой порядок прощения в конце Павечерницы сохранился и поныне, хотя многие, к сожалению, не придают ему должного значения.

Само название Павечерницы возникло не сразу. С конца V в. это последование становится известным как Повечерие. Хотя некоторые поздние источники называют эту службу «молитвою в 1-й час ночи» (1 час ночи по современному счислению — это 7 часов вечера). Из устава преп. Венедикта видно, что обычай петь Повечерие отдельно от вечерни стал общеупотребительным только с VI века. Со временем чин Павечерницы подвергался дополнениям — увеличилось количество псалмов, прибавились покаянные тропари, славословие «Слава в вышних Богу». Кроме того, в обязательном порядке было установлено чтение на Павечернице канона Пресвятой Богородице из Октая, на каждый день своего, соответственно гласу седмицы.

Читать еще:  Тест: О Святой Троице

Из церковного устава нам известны три вида Павечерницы: Великая, Средняя и Малая. Для Великого поста, а также в праздники Рождества Христова и Богоявления — Великая Павечерница, будничных непраздничных служб — Средняя, для воскресных и праздничных дней — Малая Павечерница. Все они вошли в печатный Часослов 1652 года, используемый в нашей Церкви и в настоящее время. В нынешней богослужебной практике Средняя Павечерница совершается только в монастырях.

В современной жизни христианина сложно совершать полный круг суточного богослужения. Только в храмовой службе этот чин сохраняется неизменно. Поэтому в домашних условиях следует блюсти хотя бы две важных части этого круга — Полунощницу и Павечерницу. Каждому христианину обязательно ежедневно молиться Павечерницу — Малую, либо, согласно Устава, Великую. В домашней молитве следует соблюдать принцип совершения Павечерницы (сообразно ее названия) после ужина. К слову, заметим: иноческий Номоканон повелевает следующее:

Аще инок поет Павечерницу, да не яст. Аще яст, паки (т.е. еще раз) да поет Павечерницу.

Павечерница — это не только важное молитвословие, в котором мы подводим итог прошедшего дня и просим у Господа прощения. Павечерница должна быть ежедневной молитвенной встречей совместно живущих родных и близких. Это молитвословие обязательно должно совершаться вместе всей семьей. Недопустима ситуация, когда живущие под одной крышей члены семьи под разными предлогами молятся Павечерницу врозь. Бурный темп нашей жизни, наша разъединенность мало позволяют нам видеть друг друга в течение дня. И Павечерница должна стать тем важным моментом, когда мы вместе становимся перед Богом, вместе просим прощения у Него и друг у друга.

Час повечерний, т.е. «по вечеру», после ужина, — час отхождения ко сну. Этим временем службы и определяется ее содержание.

Службу можно разделить на три части.

В первой части: в одних песнопениях содержится благодарение Господу за прошедший день и просьба соблюсти от греха и в наступающую ночь (День прешед), в других напоминается о смерти, на которую так похож сон, и выражается вера в благой промысел Божий о человеке (псалом 90: Живыи в помощи Вышняго).

Вторая часть — покаянная. Молящиеся, памятуя, что жизнь человека коротка, что, может быть, они не увидят следующего дня, приносят Богу покаяние в грехах своих словами пророка Давыда и царя Манасии и просят помилования.

В третьей части воспоминается сошествие Господа в ад, Его победа над смертью и освобождение душ праведников, приносится благодарение за то, что Господь не предал человека смерти.

Порядок малой павечерницы

По окончании вечерни иерей возглашает: «Благословен Бог наш»;

Чтец: «Аминь»; «Царю небесныи»; Трисвятое; по «Отче наш», «Господи помилуй», 12 раз; «Приидите поклонимся», трижды; Пс. 50-й: «Помилуй мя, Боже»; Пс. 69-й: «Боже, в помощь мою вонми»; Пс. 117-й: «Господи, услыши молитву мою»; Славословие великое; Символ веры; канон (из Октая в честь Богородицы). После канона: «Достойно есть»; Трисвятое; «Отче наш»; тропари (по уставу); «Господи помилуй», 40 раз; молитва: «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», 3 раза; Слава и ныне; «Честнейшую херувим», и «Именем Господним благослови, Отче»;

Чтец: «Аминь»; молитвы: «Нескверная неблазная», «Даждь нам, Владыко, на сон грядущим», «Преславная и присно Дево», и «Упование нам Бог»;

Иерей: «Слава Тебе, Боже наш»;

Певцы: Слава и ныне; «Господи помилуй», дважды, «Господи благослови»;

Иерей: отпуст; прощение и помянник.

9. Малое повечерие

9. Малое повечерие

После вседневной вечерни, так же, как и после великой вечерни, когда не положено всенощного бдения, совершается Малое повечерие (в монастырях оно бывает обычно после вечерней трапезы, перед отходом ко сну и соединяется с чтением молитв на сон грядущим). Малое повечерие служится в течение почти всего года; только в будничные дни Великого Поста, исключая среду и пятницу 5–ой седмицы, да во вторник и четверг сырной седмицы, вместо малого совершается Великое Повечерие. Порядок малого повечерия следующий:

«Благословен Бог наш…»

«Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Трисвятое по «Отче наш».

«Господи, помилуй», 12 раз.

Приидите поклонимся, трижды.

Псалом 50–ый: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей…»

Псалом 69–ый: «Боже, в помощь мою вонми…»

Псалом 142–ый: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое…»

«Слава в вышних Богу…» славословие, которое на будничной утрени.

Символ веры: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя…»

Канон Пресвятой Богородице из Октоиха (см. Типикон гл. 9).

Тропари дневному святому, храму или предпразднству.

Тропарь: «Боже отец наших…», «Иже во всем мiре…»

Слава: «Со святыми упокой…»

И ныне: «Молитвами, Господи, всех святых…»

«Господи, помилуй» 40 раз.

Молитва: «Иже на всякое время и на всякий час…»

«Господи, помилyй» трижды, Слава и ныне, «Честнейшую Херувим».

«Именем Господним благослови, отче

Возглас иерея: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас

Молитва «Нескверная, неблазная…»

Молитва «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим…»

«Упование мое Отец, прибежище мое Сын…»

«Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе

Слава и Ныне, «Господи, помилуй» трижды, «Благослови

Прощение обычное и особая ектения повечерия.

Значение повечерия указано в так называемом «Известии Учительном», помещаемом в конце Служебника. Там говорится: «Иерей, повечерие и ко сну идя молитвы совершая, благоговейно да размышляет: Како пресвятая душа Спасителева, Божеству совокупленная, во ад сошедши, державно князя тьмы связа, того царство плени, и души от века всех сущих тамо праведных от мучительства его освободи, с Собою возведе, и в рай даже до Своего преславного вознесения всели. Тем, благодаря Его за вся благодеяния, яже спасительною страстью и животворною Своею смертью роду человечеству сотвори, прилежно молит, да и его вся согрешения тех ради очистив, от вечные муки избавит его и Царствия Своего сподобит, Пречистую же Богородицу, сообщницу страстем и смерти Сына Своего бывшую, и сия зрящи сболезновавшую, прилежно молит, еже в житии сем предстательницею и ко всем добродетелем помощницею быти, и в день исхода от тела душу от всех диавольских навождений крепким Своим предстательством избавивши, в царствии Сына Своего вселит». Повечерие, как видим, и составлено сообразно с этими мыслями.

В дни предпразднества Рождества Христова с 20 по 24 декабря, а также предпразднства Богоявления с 2 по 5 января канон Богородице на повечерии заменяется особыми трипеснцами и канонами из Минеи. Также и 5 августа, если оно случится в неделю. В дни попразднства Рождества Христова и Богоявления повечерия бывают совсем без канона. На Страстной седмице на повечерии также положены особые трипеснцы из Триоди Постной. В день Пятидесятницы, вместо канона Богородице, особый канон Святому Духу из Триоди Цветной. От недели св. Фомы до субботы пред Пятидесятницей на повечерии к канону Пресвятой Богородице присоединяется еще трипеснец Триоди Цветной (напечатаны в конце Триоди все подряд), причем «идеже глаголем трипеснец, Богородицы песнь канона оставляется». В некоторых случаях указывается читать на повечерии не только канон, но и стихиры.

После отпуста в конце повечерия совершается так называемое «Обычное прощение», которое состоит в том, что служащий иерей творит поклон в землю, прося прощения у стоящих в храме, со словами: «Благословите, отцы святи и братие, и простите мне, грешному, елика согреших в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы», а потом, поднявшись, благословляет, говоря: «Благодатью своею Бог да простит и помилует всех нас!» После этого говорится особая ектения с краткими прошениями.

Читайте также

Не бойся, малое стадо!

Не бойся, малое стадо! Не думайте, что только о великом празднике Покрова Пресвятой Богородицы буду я говорить: не изъяснять значение этого праздника буду я, ибо не раз уже изъяснял его.Буду говорить совсем о другом, буду говорить о малом стаде Христовом.Почему же, почему в

«Малое оглашение»

«Малое оглашение» 36. Первая его книга есть так называемое «Малое оглашение», состоящее из 134 поучений. Оно было изложено братьям в устных беседах и в нем превосходными рассуждениями и божественнейшими словами искусно начертано то, что прилично каждому дню, именно:

Большое и малое

Большое и малое Изучение «черных дыр» приводит нас к еще одному несколько неожиданному и экзотическому выводу о возможной связи микро- и мегаявлений.Как и всякий объект, имеющий некоторую массу, «черная дыра» обладает определенным полем тяготения. Но поскольку из

Большое и малое

Большое и малое Изучение «черных дыр» приводит нас к еще одному несколько неожиданному и экзотическому выводу о возможной связи микро- и мегаявлений.Как и всякий объект, имеющий некоторую массу, «черная дыра» обладает определенным полем тяготения. Но поскольку из

Это малое тело содержит все

Это малое тело содержит все Однажды Возвышенный пребывал вблизи Саваттхи, в роще Джета, в парке Анатхапиндики, благотворителя бедных.И вот в то время некий Рохитасса, сын дэва, когда ночь уже клонилась к концу, осветил чудесным сиянием всю окружность рощи Джета; он

Повечерие

Повечерие Не меньшим видоизменениям, чем часы, подвергался и чин повечерия, и точно также особенности разных уставов не влияли на развитие этой службы: в Студийских и Иерусалимских уставах она имела общую историю. Самые ранние указания на эту службу дают понять, что она

Читать еще:  6. II Патриарший период

Трехчастное повечерие

Трехчастное повечерие Таким образом «Чин 12 ночных псалмов» увеличил число псалмов повечерия от первоначальных 6 до 12, и внес в него утренний гимн «Слава в вышних Богу», так как, благодаря слиянию этого чина с повечерием, последнее, по идее, должно было продолжаться до утра;

Малое повечерие

Малое повечерие Теперь повечерию оставалось развить до нынешнего вида вторую свою часть и на основе ее образовать особый вид малого повечерия. Это наблюдается в часословах Синайской библиотеки № 868 XIII–XIV в. и Афоно-Ватопедской библ. № 350 XII в. В первом повечерие, в

Это малое тело содержит все

Это малое тело содержит все Однажды Возвышенный пребывал вблизи Саваттхи, в роще Джета, в парке Анатхапиндики, благотворителя бедных.И вот в то время некий Рохитасса, сын дэва, когда ночь уже клонилась к концу, осветил чудесным сиянием всю окружность рощи Джета; он

Великое повечерие с каноном Андрея Критского

Великое повечерие с каноном Андрея Критского В будние дни Великого поста и в дни малых постов, когда совершается служба с Аллилуйя, а также в те дни года, когда вечерня служится во второй половине дня (например, Рождественский и Крещенский сочельник), Устав назначает

Малое повечерие

Малое повечерие Молитвами святых Отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.Царю небесный…Святый Боже… (трижды).Слава… и ныне…Пресвятая Троице…Господи помилуй (трижды).Слава… и ныне…Отче наш…Господи, помилуй (12раз).Слава…

НЕ БОЙСЯ, МАЛОЕ СТАДО!

НЕ БОЙСЯ, МАЛОЕ СТАДО! Не думайте, что только о великом празднике Покрова Пресвятой Богородицы буду я говорить: не изъяснять значение этого праздника буду я, ибо не раз уже изъяснял его.Буду говорить совсем о другом, буду говорить о малом стаде Христовом.Почему же, почему в

«Не бойся, малое стадо!»

«Не бойся, малое стадо!» «Господь — Пастырь мой. Подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды имени ради Своего» (Пс. 22:1–3). Пусть мы сотнями будем считать верных Богу, а богоборцы своих — миллионами. И тогда Богоспасительное нисколько не умалится в силе,

Еще о волхвах слово малое.

Еще о волхвах слово малое. ВОЛХОВЕ СВЕТЕ ВЛЕСОВЕ ДЕТЕ ГОРАЗДО ВОЗРАДЕ БОЖЕСКА РАДИ СЛОВОМ А ДЕЛОМ А ДОБРЫМ ПРИМЕРОМ ЧЕСТНЫМ ОГНЕМ ДА СВЯТЫМ ЖИТИЕМ! ГОЙ! Речено Вещими: «Много сметливых, да мало Мудрых». Поистине, так! Спросишь иного о чём-то – ответит словесами лепыми да

Последовательность малого повечерия

Повечерие — богослужение, совершаемое поздним вечером, перед самым отходом ко сну. Его название происходит от слова «вечеря» — ужин. В монастырях монахи служат повечерие после окончания общей трапезы.

Повечерие бывает великое и малое. Великое повечерие служится только под праздники Рождества Христова и Крещения Господня, а также во время поста. Малое повечерие — ежедневная служба, которая совершается в некоторых монастырях. В других монастырях повечерие не служится, а прочитывается каждым монахом у себя в келье. До XVII века малое повечерие перед сном читали и миряне, а позднее на его основе возникло используемое ныне вечернее молитвенное правило.

Во дни, когда совершается всенощное бдение, малого повечерия не бывает, а великое входит в состав всенощной вместо вечерни (накануне Рождества и Богоявления).

Порядок совершения малого повечерия

После обычного начала читаются 50, 69 и 142-й псалмы, затем вседневное славословие (молитва, восхваляющая благость Божию) и Символ веры. Потом читается канон дня по Октоиху в соединении с каноном святого или праздника. После «Достойно есть» читаются тропари праздника или святого, дня недели, храма, в котором совершается богослужение. Затем читаются молитвы ко Христу и Пресвятой Богородице, священник совершает отпуст и просит прощения у молящихся, потом произносит ектению. По завершении службы все монахи просят прощения у настоятеля, а возвращаясь в келью, каждый читает про себя молитву «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи человеколюбче. » (полностью ее можно найти в разделе «Молитвы вечерние».

Порядок совершения великого повечерия

Великое повечерие состоит из трех частей. В первой части после обычного начала читаются псалмы 4, 6, 12, 24, 30, 90. На 1-й неделе Великого поста вместо них читается псалом 69, а затем Покаянный канон преподобного Андрея Критского. После этого хор поет стихи из книги пророка Исайи «Яко с нами Бог», затем тропари, в которых благодарит Бога за прошедший день и просит у Него ночи без греха и соблазнов. Читается символ веры, тропари дня и молитвы. Во второй части читаются псалмы 50-й и 101-й, читается молитва Манассии (из ветхозаветной Книги Паралипоменон), «Отче наш» и тропари. Третья часть начинается псалмом 69 (на 1-й неделе Великого поста — 142), затем следует вседневное славословие и канон святому или Богородице. Поются хвалебные стихи Богу, во время Великого поста произносится молитва Ефрема Сирина с земными поклонами. Затем читаются молитвы ко Господу и Пресвятой Богородице, священник совершает отпуст (в пятницу или накануне праздников вместо отпуста читает особую молитву) и просит прощения у молящихся, потом произносит ектению. По завершении службы все монахи просят прощения у настоятеля, а возвращаясь в келью, каждый читает про себя молитву «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи человеколюбче. » (полностью ее можно найти в разделе «Молитвы вечерние»).

Малое повечерие. Повечерие различают великое и малое: великое повечерие совершается в дни Великого поста и на праздники Рождества Христова и Богоявления; малое — во все прочие

Повечерие различают великое и малое: великое повечерие совершается в дни Великого поста и на праздники Рождества Христова и Богоявления; малое — во все прочие дни года. Малое повечерие положено совершать по «вечери», т.е. после вечерней трапезы (ужина), перед отходом ко сну. Малым оно называется за свою краткость сравнительно с великим, к-рое состоит из 3 частей. Уставной порядок малого повечерия содержится в Часослове и в Следованной Псалтири.

Порядок малого повечерия след:

По окончании вечерни свящ-к в епитрахили выходит на амвон, становится пред царскими вратами и, сотворив 3 поклона, произносит: «Благословен Бог наш…».

Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш…», «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Господи, помилуй» (12 раз), «Приидите поклонимся» (трижды) и затем читает 3 псалма: «Помилуй мя, Боже…» (50 пс.); «Боже, в помощь мою вонми…» (69 пс); «Господи, услыши молитву мою…» (142 пс).

Затем чтец читает великое славословие «Слава в вышних Богу…» — то славословие, к-рое читается на утрене. После славословия читается «Символ веры» и молебный канон Божией Матери из Октоиха (Типикон, 9 глава). Затем поется «Достойно есть».

По окончании чтения «Трисвятого» и «Отче наш…» — тропарь дню, святому, храму и рядовые тропари по Часослову: «Боже отец наших…», «Иже во всем мире мученик Твой…», Слава: «Со святыми упокой…» и ныне: «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы, Твой мир даждь нам и помилуй нас, яко един…».

Пение или чтение тропарей имеет след. порядок: сначала читается тропарь Господу, затем — Матери Божией, далее — Небесным Силам, Предтече и святому дня недели.

В среду и пятницу в течение всего дня в храме, посвященном Господу, читается не тропарь храма, а тропарь креста «Спаси, Господи, люди Твоя…» и кондак «Вознесыйся на крест…» (Типикон, 52 гл).

В субботу, если храм освящен в честь какого-нибудь святого, тропарь храма не поется «во весь год», потому что в дневном тропаре упоминаются все святые (Типикон, 52 гл).

Тропари дневного святого и святого, в честь к-рого освящен храм, а также «Боже отец наших…» и другие поются или читаются только в дни, не имеющие праздничного знака. В праздничные же дни вместо них читается один кондак праздника.

После пения тропарей и кондаков чтец произносит 40 раз «Господи, помилуй» и молитву «Иже на всякое время и на всякий час…». Далее чтец читает молитву к Пресвятой Деве «Нескверная, неблазная, нетленная, пречистая, чистая Дево…».

Затем следует молитва ко Господу: «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим покой тела и души…». За этими молитвами чтец снова обращается с кратким молитвенным «воззванием» к Божией Матери: «Преславная Приснодево…». И наконец, воссылает славословие Пресвятой Троице: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе» (Часослов).

Свящ-к: «Слава Тебе, Христе Боже…».

И далее малый отпуст, то есть хор поет «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови».

Свящ-к: «Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, Преподобных и Богоносных Отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».

После отпуста свящ-к просит у стоящих в храме прощения себе.

Свящ-к: «Благословите, отцы святии, простите ми, грешному, елика согреших словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы».

Братия отвечают: «Бог простит тя, отче святый».

Затем свящ-к произносит ектению: «Помолимся о Великом Господине и отце нашем…».

Хор: «Господи, помилуй».

Затем свящ-к возглашает: «Молитвами святых отец наших…».

В службе повечерия, совершаемой «по вся дни», выражаются глубокие религиозные чувства христианина, отходящего ко сну. В последовании всей этой службы содержится покаяние во грехах, к-рые мы совершили в течение дня, памятуя, что жизнь человека коротка, что, может быть, не придется увидеть следующего дня.

Св. Церковь особенно внушает прилежно молить Пресвятую Богородицу о помощи и заступлении от врагов нашего спасения в предстоящую ночь, пока смерть не постигла человека.

Повечерие

Повседневная молитва — это неотъемлемая часть духовной жизни каждого христианина. С первых веков христианства в Церкви был установлен круг суточных служб, регулярное совершение которых, с одной стороны, выражает, что верующие всегда ходят пред Богом и помнят о Нем, с другой — является для всех неиссякаемым источником благодатной помощи. О повечерии — последовании, с которым не очень хорошо знакомы многие наши современники, — нашим ученикам расскажет настоятель храма во имя святителя Спиридона Тримифунтского г. Покровска (Энгельса) иеромонах Спиридон (Савин).

В византийской традиции, которой на протяжении нескольких веков следует Православная Церковь, к суточным службам относятся четыре больших последования (вечерня и утреня, Литургия, Изобразительны) и семь малых (четыре дневных часа — первый, третий, шестой и девятый, к которым присоединяются Изобразительны, и две ночные службы — повечерие и полунощница).

Читать еще:  Тест: Церковное пение

Вечерня и утреня, сравнительно с другими суточными службами, имеют значительно более ярко выраженный общественный характер. Вместе с Божественной литургией вечерня и утреня образуют обычный круг вседневных богослужений в храме; прочие суточные службы могут присоединяться к вечерне, утрене и Литургии, а могут быть прочитаны и дома.

Чтение дома дневных часов (днем), а также повечерия (перед сном) и полунощницы (по восстании от сна) было обычной практикой в Византии и на Руси. В наши дни такая практика встречается редко — в повседневной жизни благочестивых христиан место повечерия и полунощницы заняли молитвенные правила: на сон грядущим и утреннее. Однако по своему происхождению эти правила являются не чем иным, как сокращенными повечерием и полунощницей с дополнительными молитвами.

Урок литургики

Келейное правило

Правила на сон грядущим и утреннее уже четыре века руководствуют православных христиан в их молитвенной жизни и составляют одно из многих сокровищ Церковного Предания. Но все же они — лишь упрощение той традиции, что возникла уже в древней Церкви и, с точки зрения церковного Устава, должна соблюдаться и сейчас, — традиции ежедневного совершения (келейно или в храме) повечерия и полунощницы (как и других суточных служб).

Вот как о том, что всякий человек, обученный грамоте и церковному Уставу, должен ежедневно петь службы суточного круга, говорится в одном из рукописных сборников XVI века из собрания Троице-Сергиевой Лавры: «Всякому бо ученому словеси Божию реченно: правити дневное и нощное пение, а священником же — всегда… Правя бо всегда пение, с Богом и со святыми беседует; должни бо есми без порока по вся дни его приносити».

В частности, это относится и к повечерию, удержавшемуся в практике келейной молитвы в большей степени, чем другие суточные службы. Согласно многим современным изданиям молитвослова и служебника, повечерие должно прочитываться вместе с правилом ко Святому Причащению, и это многими соблюдается на практике.

Великое повечерие

В настоящее время в Православной Церкви богослужебный Устав знает два вида повечерия — великое и малое. Великое повечерие совершается в наши дни только во время Великого поста, а также в составе всенощного бдения праздников Рождества Христова, Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы.

В нем три части. Первая из них начинается чтением шести псалмов: 4, 6, 12, 24, 30 и 90-го. В них выражается благодарение Богу за прошедший день и упование на Господа, что Он дарует мирный сон в наступающую ночь. Возносится теплая молитва ко Господу, чтобы Он помиловал, спас душу, пока смерть не постигла человека, чтобы Господь научил нас жить праведно. Первая часть великого повечерия включает в себя также библейскую песнь «С нами Бог» из книги пророка Исаии — песнопение, прославляющее пришествие в мир Спасителя. В Символе веры Церковь предлагает нам краткое и точное изложение главных истин христианской веры. Чтением молитвы ко Господу Иисусу Христу «Иже на всякое время…» христиане укрепляют себя, просят, чтобы Он избавил их от всякого зла и оградил святыми Своими Ангелами; потом с молитвой «Нескверная, неблазная…» обращаемся к Божией Матери как первой Ходатаице за грешных, прося Ее заступления во все дни жизни и в самый час нашей смерти. Молитвою «И даждь нам на сон грядущим…» просим Бога, чтобы даровал нам, ко сну отходящим, вместе с покоем душевным и покой телесный и сохранил нас от всякого темного и ночного сладострастия. Наконец, краткой молитвой преподобного

Иоанникия «Упование мое — Отец, прибежище мое — Сын, покров мой — Дух Святый. Троице Святая, слава Тебе!» совершенно предаем себя в руки отеческого Промысла Божия.

Слушая или читая повечерие, трудно не заметить, как всякая молитва и стих повечерия верно отражают мысли и чувства, которые добрый христианин находит сам в себе, отходя ко сну. Действительно, смерть может постигнуть нас неготовыми. Рязанский епископ Иустин (Полянский) писал об этом: «Мысль, что с наступлением ночи наступает в природе некая всеобщая безжизненность, образ повсюдной могилы, и что человек, как бы на огромном кладбище, остается одиноким, — эта мысль сама по себе всегда разительна и всегда наводит на душу тяжелое и вместе сладостное уныние. Псалом повечерний изображает это глубокое чувство одиночества и заставляет человека вопиять к Богу с молитвою: “Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет… Уподобихся нея/сыти пустынней (сове в пустыне); бых яко нощный вран на ны/рище (стал, как филин на развалинах). Бдех и бых, яко птица, осо/бящаяся на зде (не сплю и сижу, как одинокая птица на кровле)”».

Для того чтобы, вспоминая о возможной смерти, очистить душу свою покаянием, во второй части великого повечерия предлагаются нам покаянные псалмы Давида и молитва царя Манассии: «Господи Вседержителю, Боже отец наших…».

Третья часть более торжественная, она, главным образом, состоит из славословий Богу и святым угодникам Божиим. Начинается она с псалмов 69-го (в первые четыре дня Великого поста этот псалом читается самым первым в начале всего повечерия) и 142-го. Затем читается Великое славословие, в котором мы прославляем Бога за различные Его благодеяния. В этом прославлении одушевление молящихся, сила и теплота их чувства достигают зенита, при котором мысль уже не может останавливаться на частностях, на тех или других милостях Божиих, даже на таких великих, как спасение нас Смертью и Воскресением Сына Божия, а всецело погружается в благодарное созерцание всей высоты Божией и всего ничтожества и недостоинства нашего пред Ним.

Далее обычно поется тропарь «Господи сил, с нами буди иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы, Господи Сил, помилуй нас…» со стихами из 150-го псалма «Хвалите Бога во святых Его…». Во вторник и четверг Сырной седмицы вместо этого поются тропари дня и храма, всем святым, «Со святыми упокой…», «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы…». В пятницу первой седмицы Великого поста поется кондак великомученику Феодору Тирону, в пятницу второй, третьей, четвертой седмиц — кондак «Со святыми упокой», в пятницу шестой седмицы — кондак праведному Лазарю. В полиелейные праздники поется кондак праздника. На Страстной седмице — кондак Триоди и затем «Господи сил, с нами буди…».

Заканчивается великое повечерие отпустом — благословением священника молящихся на выход из храма и взаимным испрашиванием благословения и прощения настоятеля у братии и братии у настоятеля. На приходе настоятель испрашивает прощения у прихожан.

Малое повечерие

Малое повечерие, которое Устав предписывает совершать ежедневно, кроме дней пения великого повечерия и Светлой седмицы, представляет собой сокращение великого. По сути, это третья часть великого повечерия, к которой прибавлены 50-й псалом (в начале) и Символ веры (после вседневного славословия). В современной Русской Церкви, ввиду повсеместной практики непосредственного служения утрени сразу после вечерни, малое повечерие де-факто вышло из богослужебного обихода как в приходах, так и в большинстве монастырей. Иногда малое повечерие совершается как братская служба после вечерней трапезы.

Канон на повечерии

Яркая особенность, выделяющая повечерие среди прочих служб, — чтение гимнографического канона. Канон — один из самых развернутых видов церковных песнопений, составляет важнейшую часть утрени, наиболее продолжительной из служб суточного круга, которая должна начинаться глубокой ночью и заканчиваться на рассвете. Чем же объяснить присутствие столь значительного и по объему, и по содержанию гимнографического текста не только в чине утрени, но и в меньшем по сравнению с утреней чине повечерия?

Повечерие унаследовало канон от монашеской паннихис — особой службы в начале ночи, распространенной среди малоазийского монашества в VII–IX веках. На паннихис, как и на утрене, пелся канон — тем самым ночь в богослужении малоазийских монастырей начиналась (на паннихис) и заканчивалась (на утрене) пением канонов. С распространением в XIII–XIV веках повсюду в православном мире Иерусалимского устава паннихис перестала считаться обязательной составляющей суточного круга, а ее канон вошел в состав повечерия.

Согласно принятому ныне в Православной Церкви богослужебному Уставу, ежедневно на повечерии поется канон Божией Матери. Хотя это предписание в наши дни соблюдается достаточно редко, его след сохраняется во всеобщей русской практике чтения перед Причащением нескольких канонов, в том числе — канона Божией Матери. Однако в благоустроенных монастырях повечерие с каноном читается неопустительно. В ежедневном пении канона Божией Матери есть глубокий духовный смысл, ибо Ее молитва к Сыну Своему и нашему Спасителю имеет великую силу.

Итак, несмотря на то, что повечерие почти вышло из богослужебного обихода, мы все равно можем и должны вникать в его содержание и смысл, хотя бы когда оно поется и читается в храме, благодаря при этом Господа за все Его благодеяния.

Иеромонах Спиридон (Савин)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector