0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рубрика Каноническое право

Содержание

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО — совокупность юридических положений, установленных в соответствии с христианскими канонами.

Каноническое право ре­гу­ли­ру­ет во­про­сы уст­рой­ст­ва Церк­ви, взаи­мо­от­но­ше­ний её чле­нов, цер­ков­ных пра­во­на­ру­ше­ний, су­до­про­из­вод­ст­ва, уп­рав­ле­ния цер­ков­ным иму­ще­ст­вом, взаи­мо­от­но­ше­ний Церк­ви с го­су­дар­ст­вом и др. об­щественными струк­ту­ра­ми, а так­же брач­но-се­мей­ные от­но­ше­ния.

В западной юри­дической литературе ино­гда раз­ли­ча­ют­ся по­ня­тия «каноническое право» и «цер­ков­ное пра­во» (jus ecclesiasticum). На пра­во­слав­ном Вос­то­ке, в ча­ст­но­сти в Русской пра­во­слав­ной церк­ви, в цер­ков­ных до­ку­мен­тах, учеб­ной дея­тель­но­сти, оби­хо­де эти по­ня­тия упот­реб­ля­ют­ся си­но­ни­мич­но.

Цер­ковь по­лу­чи­ла от Са­мо­го Хри­ста пра­ви­ло ве­ры и основные за­ко­ны жиз­ни по ве­ре (за­по­ве­ди), по­это­му своё пра­во она вы­во­дит из Бо­же­ст­вен­но­го От­кро­ве­ния; др. пра­ви­ла (ка­но­ны) Цер­ковь из­да­ва­ла са­ма, вла­стью, ко­то­рую Хри­стос вру­чил ей. Т. о., ис­точ­ни­ка­ми канонического права яв­ля­ют­ся тек­сты Свя­щен­но­го Пи­са­ния, цер­ков­ные обы­чаи, по­ста­нов­ле­ния Все­лен­ских со­бо­ров и По­ме­ст­ных со­бо­ров, тру­ды от­цов Церк­ви, а в Римско-ка­то­лической церк­ви — так­же пап­ские дек­ре­та­лии. Ка­но­ны ещё в древ­ней Церк­ви для удоб­ст­ва поль­зо­ва­ния ста­ли объ­е­ди­нять­ся в сборники. В VI веке наи­боль­шим ав­то­ри­те­том поль­зо­вал­ся сбор­ник Дио­ни­сия Ма­ло­го. Ран­ние сборники ка­но­нов бы­ли уст­рое­ны по хро­но­ло­гическому ти­пу. Наи­бо­лее древ­ний со­хра­нив­ший­ся свод с си­сте­ма­ти­за­ци­ей ка­но­нов по пред­мет­но­му при­зна­ку — «Си­на­го­га в 50 ти­ту­лах» — при­над­ле­жит пат­ри­ар­ху Кон­стан­ти­но­поль­ско­му Ио­ан­ну III Схо­ла­сти­ку (VI век).

Все­лен­ская пра­во­слав­ная Цер­ковь поль­зу­ет­ся ка­но­ническим кор­пу­сом (со­б­ра­ни­ем ка­но­нов), вы­ра­бо­тан­ным в эпо­ху Все­лен­ских со­бо­ров и офор­мив­шим­ся к 883 году, ко­гда поя­ви­лась ре­дак­ция «Но­мо­ка­но­на в 14 ти­ту­лах» пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го святого Фо­тия. 2-я часть «Но­мо­ка­но­на…» — «Син­таг­ма ка­но­нов» вклю­ча­ет все ка­но­ны. Ис­поль­зо­ва­ние в Церк­ви это­го древ­не­го кор­пу­са не оз­на­ча­ет, что все цер­ков­но-пра­во­вые нор­мы, ус­та­нов­лен­ные в со­от­вет­ст­вии с ним, дей­ст­ву­ют или долж­ны дей­ст­во­вать в лю­бое вре­мя и в лю­бом мес­те. Так, например, дис­ци­п­ли­на на­ка­за­ний, вы­ра­бо­тан­ная главным образом в IV веке, на прак­ти­ке бы­ла ос­но­ва­тель­но ре­фор­ми­ро­ва­на уже в ран­не­ви­зан­тий­скую эпо­ху, ко­гда при на­зна­че­нии епи­ти­мий ста­ли при­ме­нять­ся не ка­но­нические сро­ки от­лу­че­ния от при­час­тия, а те, что пред­ла­га­ют­ся в по­ка­ян­ном Но­мо­ка­но­не пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Ио­ан­на По­ст­ни­ка (VI век), со­дер­жа­щем не­срав­нен­но бо­лее мяг­кие санк­ции. 37-е Апо­столь­ское пра­ви­ло пре­ду­смат­ри­ва­ет, что­бы епи­ско­пы ка­ж­дой об­лас­ти со­би­ра­лись на со­бор 2 раза в год, а в 8-м пра­ви­ле Трулль­ско­го со­бо­ра от­цы, ссы­ла­ясь на на­бе­ги вар­ва­ров и иные слу­чай­ные пре­пят­ст­вия, вве­ли но­вую нор­му — со­зы­вать со­бо­ры 1 раз в год, од­на­ко это не оз­на­ча­ет от­ме­ну 37-го Апо­столь­ско­го пра­ви­ла: со­зыв со­бо­ра два­ж­ды в год по-преж­не­му рас­смат­ри­ва­ет­ся как же­ла­тель­ное ус­та­нов­ле­ние, но вви­ду воз­ник­ших за­труд­не­ний вво­дит­ся но­вый по­ря­док. Т. е. прин­ци­пи­аль­ная экк­ле­зио­ло­ги­че­ская идея 37-го Апо­столь­ско­го пра­ви­ла и 8-го пра­ви­ла Трулль­ско­го со­бо­ра за­клю­ча­ет­ся в со­бор­но­сти, а кон­крет­ная пе­рио­дич­ность в со­зы­ве со­бо­ров мо­жет ус­та­нав­ли­вать­ся с учё­том об­стоя­тельств сво­его вре­ме­ни.

Цер­ков­ное нор­мо­твор­че­ст­во на ос­но­ве ка­но­нов не пре­кра­ти­лось и по­сле 883 года, но ак­ты, из­дан­ные в отдельных по­ме­ст­ных пра­во­слав­ных церк­вах или епар­хи­аль­ны­ми ар­хие­рея­ми, не име­ют об­ще­цер­ков­но­го ав­то­ри­те­та.

Об­шир­ные тол­ко­ва­ния на пол­ный со­став ка­но­нического кор­пу­са соз­да­ны в XI-XII веках ви­зантийскими ка­но­ни­ста­ми Ари­сти­ном, Зо­на­рой, Валь­са­мо­ном; в XIV веке со­став­ле­на Вла­ста­ря син­таг­ма ал­фа­вит­ная; на ру­бе­же XVIII-XIX веков вы­шел ка­но­нический сбор­ник с тол­ко­ва­ния­ми «Пи­да­ли­он». На Ру­си тек­сты ка­но­нов бы­ли из­вест­ны по Корм­чей кни­ге. В 1839 году в Рос­сии из­да­на Кни­га пра­вил.

Рим­ско-ка­то­ли­че­ская цер­ковь по­ми­мо древ­них ка­но­нов вклю­ча­ет в свой ка­но­нический кор­пус пра­ви­ла, вы­ра­бо­тан­ные позд­ней­ши­ми со­бо­ра­ми, при­зна­вае­мы­ми в ка­то­ли­циз­ме Все­лен­ски­ми, а так­же нор­мо­твор­че­ст­во римских пап (смотрите Папа Рим­ский) и римской ку­рии. На За­па­де наи­бо­лее из­вест­ным был пред­мет­ный сбор­ник ка­но­нов «Дек­рет», со­став­лен­ный около 1012 года епископом Вормсс­ким Бур­хар­дом. В конце XI века в хо­де ре­форм па­пы Гри­го­рия VII (Гри­го­ри­ан­ская ре­фор­ма) бы­ли вве­де­ны но­вые ис­точ­ни­ки канонического права — дек­ре­та­лии римских пап, в ре­зуль­та­те в Римско-ка­то­лической церк­ви поя­ви­лась осо­бая сис­те­ма пра­ва, на­зван­ная «но­вым пра­вом» (jus novum). В нём по­ми­мо биб­лей­ских и свя­то­оте­че­ских ус­та­нов­ле­ний ощу­ти­мо влия­ние рим­ско­го пра­ва (осо­бен­но в во­про­сах соб­ст­вен­но­сти, на­сле­до­ва­ния и до­го­во­ров) и обыч­но­го пра­ва (во­про­сы за­щи­ты чес­ти, со­блю­де­ния клят­вы, воз­мез­дия, при­ми­ре­ния и кол­лек­тив­ной от­вет­ст­вен­но­сти). В 1093-1095 годах три важ­ней­ших ком­пен­диу­ма канонического права — «Tri­par­ti­ta», «Decretum» и «Panormia» — со­ста­вил Иво, епископ Шартр­ский. Около 1140 года был со­став­лен сборник «Со­гла­со­ва­ние не­со­глас­ных ка­но­нов» («Concordia discordan­tium canonum»), по­лу­чив­ший название «Дек­рет Гра­циа­на» (смотрите Гра­циа­на дек­рет 1140 года). Нор­мо­твор­че­ст­во римских пап объ­е­ди­ня­лось в сборники дек­ре­та­лий под названием «Экс­т­ра­ва­ган­ты» («Extravagantes»). К конwe XVI века под влия­ни­ем ре­форм Три­дент­ско­го со­бо­ра сборники дек­ре­та­лий и «Дек­рет Гра­циа­на» со­ста­ви­ли Свод ка­но­нического пра­ва (Corpus juris canonici), став­ший основным ис­точ­ни­ком канонического права на За­па­де в Но­вое вре­мя. Соз­дан­ный в 1917 году Ко­декс ка­но­ни­че­ско­го пра­ва за­ме­нил все пре­ды­ду­щие ко­ди­фи­ка­ции, при­дал каноническому праву ра­цио­наль­но упо­ря­до­чен­ное по­строе­ние и из­ло­же­ние. Ре­фор­мы Ва­ти­кан­ско­го II со­бо­ра за­ло­жи­ли ос­но­вы для но­во­го Ко­дек­са (1983 год), имею­ще­го проч­ную юри­дическую и бо­го­слов­скую ба­зу. В 1990 году в Римско-ка­то­лической церк­ви был при­нят Ко­декс ка­но­нов вос­точ­ных церк­вей, ко­то­рый рас­про­стра­ня­ет своё дей­ст­вие на ка­то­ли­ков восточных об­ря­дов (смотрите Уни­ат­ст­во).

Читать еще:  Библейские народы и племена

Каноническое право име­ет свою сис­те­му, ко­то­рая рег­ла­мен­ти­ру­ет: со­став и уст­рой­ст­во Церк­ви (всту­п­ле­ние в Цер­ковь, ие­рар­хия, ру­ко­по­ло­же­ния, со­став кли­ра, пра­ва и обя­зан­но­сти кли­ри­ков, мо­на­ше­ст­во), ор­га­ны цер­ков­но­го управ­ле­ния (выс­шая власть в Церк­ви, цер­ков­ная юрис­дик­ция, ди­ас­по­ра, ста­ту­сы ав­то­ке­фаль­ных, ав­то­ном­ных церк­вей, епар­хий и при­хо­дов), ви­ды цер­ков­ной вла­сти (учи­тель­ная, свя­щен­но­дей­ст­вен­ная, пра­ви­тель­ст­вен­ная), от­но­ше­ние к др. кон­фес­си­ям и го­су­дар­ст­ву.

В от­ли­чие от государственного, пуб­лич­но­го пра­ва лю­бо­го на­ро­да, ко­то­рое яв­ля­ет­ся со­ци­аль­но обу­слов­лен­ным и пре­тер­пе­ва­ет из­ме­не­ния, ос­но­ва канонического права, от­но­ся­щая­ся к внутренней жиз­ни Церк­ви, ос­та­ёт­ся не­из­мен­ной (со­став Церк­ви, ие­рар­хия свя­щен­ст­ва, ру­ко­по­ло­же­ния, со­вер­ше­ние цер­ков­ных та­инств). Нор­мы, ре­гу­ли­рую­щие от­но­ше­ния Церк­ви как од­но­го из об­ще­ст­венных сою­зов с др. об­щественными об­ра­зо­ва­ния­ми, пре­ж­де все­го с го­су­дар­ст­вом, мо­гут из­ме­нять­ся. Так, в Римской им­пе­рии по­сле Ми­лан­ско­го эдик­та (313 год), ко­гда хри­сти­ан­ст­во ото­жде­ст­в­ля­лось с государственными ин­те­ре­са­ми, а цер­ков­ным пра­ви­лам при­да­ва­лась си­ла государственных за­ко­нов, свя­щен­ное пра­во (jus sacrum) бы­ло ча­стью пуб­лич­но­го, государственного пра­ва (jus publicum). Каноническое право ре­гу­ли­ро­ва­ло часть гражданских пра­во­от­но­ше­ний, например брач­но-се­мей­ные пра­во­от­но­ше­ния (за­клю­че­ние бра­ков, ре­ги­ст­ра­ция ро­ж­де­ний, бра­ков, смер­тей). В Но­вое и Но­вей­шее вре­мя в ре­зуль­та­те се­ку­ля­ри­за­ции круг этих пра­во­от­но­ше­ний су­жал­ся.

Каноническому праву, так­же как и свет­ско­му пра­ву, при­сущ ха­рак­тер при­ну­ди­тель­но­сти. Од­на­ко в от­ли­чие от свет­ско­го пра­ва в ос­но­ве канонического права ле­жит не государственное при­ну­ж­де­ние, а об­ра­ще­ние к внут­рен­не­му ду­хов­но­му ми­ру на­ру­ши­те­ля цер­ков­ных ка­но­нов, по­бу­ж­даю­щее его к по­кая­нию.

Нау­ка о ка­но­нах и соб­ст­вен­но каноническом праве — ка­но­ни­сти­ка — ис­сле­ду­ет ме­то­до­ло­гию, ак­сио­ло­гию, дог­ма­ти­ку и ис­то­рию канонического права. Боль­шое влия­ние на дог­ма­ти­ку и ме­то­до­ло­гию канонического права на­чи­ная с XI века ока­за­ли юри­сты, изу­чав­шие рим­ское пра­во, в осо­бен­но­сти ком­мен­та­то­ры Ди­гест. Они спо­соб­ст­во­ва­ли воз­вы­ше­нию ав­то­ри­те­та канонического права, при­спо­саб­ли­вая его к ну­ж­дам со­вре­мен­но­го им об­ще­ст­ва. Основным ме­то­дом ком­мен­ти­ро­ва­ния юри­дических тек­стов бы­ло со­став­ле­ние глосс, учеб­ни­ков канонического права в ви­де сумм, а так­же ис­сле­до­ва­ние отдельных про­блем. Наи­бо­лее тес­ная связь нау­ки канонического права су­ще­ст­во­ва­ла с гра­ж­дан­ским пра­вом (точ­нее, со свет­ским пра­вом). В на­уч­ных и пре­по­да­ва­тель­ских со­об­ще­ст­вах воз­ник ти­тул «док­тор двух прав», под­ра­зу­ме­вав­ший док­то­ра од­но­вре­мен­но ка­но­ни­че­ско­го и гра­ж­дан­ско­го пра­ва. Ста­рей­ши­ми цен­тра­ми изу­че­ния канонического права на За­па­де на­чи­ная со Сред­не­ве­ко­вья бы­ли Бо­лон­ский уни­вер­си­тет, а так­же фа­куль­те­ты канонического права в Па­ри­же, Па­вии, Ор­леа­не, Ту­лу­зе, Мон­пе­лье, позд­нее в Пра­ге и Кра­ко­ве (Ягел­лон­ский университет).

Каноническое право: история и 8 источников права

В раннехристианских общинах вопросы веры решались на основании норм в Священном писании и Апостольских преданиях.

С распространением христианства по миру в Церкви сформировался свод законов, получивший название Каноническое право. Оно формировались на протяжении сотен лет, и вобрало в себя многолетний церковный опыт.

Определение и понятие канонического права, как системы церковных юридических постановлений

Каноническое право — это система правовых норм действующего церковного законодательства в Православной, Римско-католической, и Древних Восточных (дохалкидонских) Церквах.

Корень слова «Канон» употребляется в итальянском, английском, французском, немецком и испанском языках.

Канонические правила состоят из:

  • апостольских правил;
  • постановлений Вселенских церковных соборов;
  • постановлений Поместных соборов;
  • совокупности правил Отцов Церкви.

Апостольские правила — фундамент церковного законодательства всех Православных Поместных Церквей. Это часть Предания, оставленного самими Апостолами.

«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим».

Каноничные правила определяют взаимоотношения клириков и мирян.

Последние исследования церковных историков говорят о том, что многие постановления из Апостольских правил составлены первыми апостолами, а некоторые добавлены на Вселенских соборах со временем, когда Церковь вышла из периода гонений и применяла опыт Римского права.

Исторические причины образования канонического права — во внутренних и внешних церковных взаимоотношениях

Церковь — Божественное установление. Это Царство, видимо явленное, но это Царство не от мира сего (Ин 18. 36). По определению «Катехизиса» — это «общество человеков, соединенных православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами».

Указывая на неземную природу Церкви, Апостолы пишут, что это дом Божий,

«который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины».

Тело Христово, «которое есть Церковь».

Имея мистическую природу, Церковь не подлежит никаким земным и человеческим законам.

Церковь, как общество людей, вступает в контакт с государственными и другими образованиями. Для этого существуют внешние взаимоотношения церкви и государства, и внутрицерковные, — между общинами, институтами и членами Церкви.

Основные догматы получены от Самого Христа, а другие законы и правила создавались властью, которую Христос её наделил через Апостолов и их приемников.

Нормы, регулирующие внутреннюю церковную жизнь, и отношения с другими общественными организациями, — и составляют каноническое, или церковное право. Правилами и канонами Церковь сохраняет свой богоспасительный строй на протяжении веков.

Нравственный христианский закон, основанный на любви и соблюдении заповедей, для Церкви начало более важное, чем гражданское право, опирающееся на справедливость.

Читать еще:  Тест: Заповеди Божии

Однако, без правового аспекта отношения между людьми, которые регулируются личными мотивами и юридическими нормами, — представить церковную жизнь невозможно.

На протяжении истории христианства, в восточной, западной церквях, и в некоторых протестантских деноминациях встречаются учения об отрицательном влиянии юридического рационализма, усвоенном в Римской Империи.

Церковь попала под ярмо римского закона, и произошло то, чего боялся Апостол Павел:

«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?»

Тесное сближение, слияние Церкви Христовой с кесарем — причина многих злоупотреблений в Римской Империи, Византии и Российской Империи.

Они явились причиной раскола между православными и католиками, появлению протестантизма в Европе и Старообрядчества на Руси.

Там, где насаждалось законничество под давлением власти, а Дух и любовь забывались, — возникали расколы.Тем не менее, римское законодательство было частично адаптировано церковью, и некоторые его положения вошли в сборники канонического права.

Епископ Далматинско-Истрийский Никодим (Милаш), известный православный канонист. Фотография начала ХХ века

Церковные санкции существенно отличаются от государственных. Основатель Церкви не уполномочивал кого-либо принуждать насилием.

Самая высшая мера наказания — это анафема (отлучение), которая побуждает нарушителя положений церковных соборов и постановлений к покаянию.

К вступлению в Церковь нет никому принуждения. Но вступившие добровольно, должны подчиняться церковным канонам, ибо без послушания, следование Евангелию невозможно. Отрицание священных норм есть противление Апостольскому преданию.

Система канонического права и взаимоотношение его с государственными законами

Каноническое право делится на публичное и частное. Публичное затрагивало положения и правила римского государства. Частное касается пользованию отдельных лиц.

В эпоху правления Рима и Византии, переплетение государственных и церковных законов было логическим следствием просвещенной в христианстве знати и Царской власти. Сегодня этот исторический феномен утратил свою силу.

Церковь не имеет национальности и государственной принадлежности. Она не замыкается земными границами, и ее универсальные законы не могут быть частью законодательства отдельного государства. В Византии, при условии «сращивания», всегда можно было отделить законы государственные и церковные.

Оно касается совести, и спасения души. Эта область не претерпевает изменения, в отличие от государственного права. Для верующих, церковный авторитет всегда имел больший приоритет.

Основной конфликт между церковью и государством состоит в том, что они преследуют разные цели.

Канонические церковные нормы систематизируют следующим образом:

  • административное право (органы управления, виды церковной власти, епархии, приходы);
  • состав и организация церкви (миряне, клир, монашество);
  • брачное церковное право;
  • имущественное право;
  • взаимоотношения с православными и инославными церквями;
  • взаимоотношения с государством.

Пути формирования канонов, 8 категорий источников канонического права и основы его создания

Источники делятся на следующие категории:

  • божественные, или естественные, основанные на Божественном Откровении;
  • положительные, основанные на законодательных церковных актах;
  • писанные (изложенные письменно);
  • неписанные (хранились в Церкви как предание, или обычай);
  • общие — обязательные для всей Церкви;
  • частные — действующие в отдельных Поместных Церквах;
  • материальные лица и институты (епископы, предстоятели, Соборы);
  • формальные (исторические документы, в которых изложены нормы).

Есть 7 основ создания церковных законов и правил, из которых сформировано каноническое право.

  1. Божественное право, или Божественное Откровение. Содержит полноту истины, как высший критерий законодательства Церкви. Содержится в Заповедях и Новом Завете.
  2. Церковное законодательство, вытекающее из Церкви, руководствуемой Божественной волей.
  3. Вселенские и Поместные Соборы. Непогрешимость соборов вытекает из догмата непогрешимости Церкви. Признание непогрешимости канонов не ставит непреодолимого барьера к правке канона, — в случае утраты характера действующей нормы в изменяемой исторической обстановке.
  4. Статуарное право, или частное церковное законодательство. Состоит из актов, изданных властью Поместных Церквей и архиереями. Они не распространяются за территорию автокефальных Церквей и епархий.
  5. Благочестивые обычаи. Они бывают как общецерковные (епископ должен быть монахом), так и местные, не обязательные к применению в других регионах. Учитывается обычай при рассмотрении дел церковных судов в том случае, если в рассматриваемых случаях нет письменного закона.
  6. Труды и мнения известных канонистов, включенные в законодательные церковные сборники.
  7. Государственные законодательные акты, касающееся внешней правовой области Церкви, закрепленные подписью епископов.

При решении церковных споров, существует правило иерархии правовых норм. Оно заключается в преимуществе акта, имеющего более важный статус.

Причины созыва Церковных Соборов — в возникающих разногласиях между церквями

При распространении Христового Учения по миру, и образовании Церквей, в разных регионах возникали различные богослужебные особенности и правовые нормы. Возникла необходимость удержания единства церковного учения.

Для исследования недоразумений, сохранения единства и избегания спорных вопросов, — созывались Соборы, на которых присутствовали предстоятели и почитаемые старцы. Соборные решения оформлялись в виде посланий, и рассылались по епархиям.

Один из главных источников канонического права, первый Вселенский Собор. Художник В. И. Суриков, 1876 г. Роспись храма Христа Спасителя в Москве

Учение 12 апостолов «Дидахе» — первый древнейший канонический свод церковных законов

Текст «Дидахе» был окончательно сложен к концу 1 века Н.Э. Обнаружен он в 1862 году, и опубликован в 1883 г. В этом писании изложены постулаты о вере и нравственности, церковно-дисциплинарный раздел, положения о епископах, клириках и мирянах, о Евхаристии и посещениях молитвенных собраний.

Читать еще:  Тест: Сущность, ипостась, акциденции

«Дидахе» или Учение 12 апостолов — древнейший документ апостольских правил.

Также говорится об обязанностях диаконов и диаконисс, воскресении мертвых, и многие другие положения и постановления.

Часть древнего манускрипта Дидахе — основа канонического права

Этот документ доказывает правоту и истинность Православной веры, сохранившей апостольские догматы.

Создание догматических сборников нужно из-за больших объемов церковных предписаний

В результате Соборов, и других канонических источников, образовалось множество церковных нормативных актов. Для облегчения практического пользования, составлялись сборники, которые стали источниками общецерковного права.

Сборники разделялись на 3 типа:

  • канонические, имеющие в составе только церковные правила;
  • гражданские, содержащие гражданские акты по церковным делам;
  • смешанные, или номоканоны.

Сборники составляются в хронологической последовательности принятия законов, либо по тематическим разделам.

Классификация источников канонического права по региональным признакам:

  • греческие;
  • византийские;
  • Русской Церкви.

Каноническое право Римско-Католической Церкви выделилось в XII веке

У католиков, начиная с XII века, каноническое право выделилось из богословской среды, и сформировалось в правовую систему и научную дисциплину. Монах Грациан провел работу по объединению правовых и юридических церковных текстов, которая вылилась в труд, названный Декретом Грациана.

До возникновения протестантизма, церковь была встроена в структуру политической власти, была задействована в управлении государством и влияла на все сферы частной и общественной жизни. По этой причине церковь часто конфликтовала со светской властью.

В совершении этих деяний Католическая Церковь принесла покаяние.

Последовательное разграничение на церковный и административный аспекты канонические правила получили после начала Реформации. В XIX — XX вв. протестантские и католические канонисты утверждали, что церковные каноны — это совокупность юридических текстов, указов императоров, монархов, церковных постановлений Римских Пап, и другие представления норм и кодексов, касающихся церкви.

В настоящее время у Римо-Католиков действует «Кодекс канонического права» 1983 г. Он регулирует все вопросы как внешних, так и внутренних правовых отношений, и охватывает все сферы деятельности Католической Церкви.

Каноническое право

Каноническое право в Католической церкви — совокупность норм, изданных церковными властями и содержащихся в церковных канонах, то есть в правилах, относящихся к устройству церковных учреждений, взаимоотношениям церкви и государства, а также жизни членов Церкви.

Нормы канонического права обязательны для соблюдения всеми членами Церкви. Каноническое право основывается на Божественном законе, однако, в то же время, учитывает требования Богооткровенного и естественного законов применительно к данному месту и времени. В связи с этим, Кодекс канонического права, главный документ, содержащий в себе нормы канонического права регулярно переиздаётся. Кроме общего для всей церкви канонического права, существует также партикулярное каноническое право, относящееся к праву отдельных церквей.

Содержание

История

Исторически, каноническое право на Западе рассматривалось как понятие более широкое по отношению к церковному праву, поскольку каноническое право касалось не только вопросов внутренней церковной жизни, но и тех правовых норм, которые не касались церковной жизни напрямую, однако входивших в Средние века в юрисдикцию Церкви [1] . С ходом исторического развития и с сужением влияния Церкви на светские вопросы база канонического права постепенно сужалась и в настоящее время практически совпадает с базой церковного права.

Исторически каноническое право базируется на дисциплинарных нормах Древней Церкви. Начиная с XII века преподавание канонического права отделилось от теологии, сначала в Болонье, последнее в Париже и в других европейских высших школах (studia generalia) или университетах, возникавших по болонскому или парижскому образцу. В XII веке в Церкви появился т. н. «Декрет Грациана» (лат. Concordia discordantium canonum , буквально «Согласование канонических расхождений»). Этот декрет систематизировал каноническое право и стал, фактически, его первым суммирующим кодексом. Сборники папских декреталий, выходившие впоследствии, дополняли этот декрет. В 1580 году Декрет Грациана и дополняющие его папские декреталии, суммарно именуемые «лат. Extravagantes », то есть «Выходящие за пределы» (Декрета Грациана) составили новый Корпус Канонического права (лат. Corpus iuris canonici )

После победы буржуазных революций в Европе роль канонического права как регулятора общественных отношений значительно снизилась, а в тех странах, в которых законодательством признано отделение церкви от государства — потеряло значение действующего светского права.

Настоящее время

В 1917 году папа Бенедикт XV утвердил «Кодекс канонического права 1917 года», который заменил собою все прочие собрания канонических документов, упорядочив каноническое право в виде четкой системы юридических формулировок. Последняя по времени (и действующая ныне) редакция «Кодекса канонического права» (ККП) принята в 1983 году. Отдельно стоит заметить, что эта редакция действительна только для католиков латинского обряда. Восточнокатолические церкви, которые именуются также «церкви Sui iuris» (церкви своего права) пользуются в своей жизни другим сводом, а именно Кодексом канонов Восточных церквей (ККВЦ) [2] , который базируется на ККП латинского обряда, однако, в то же время учитывает особенности церковной жизни Восточных церквей и устанавливает общие нормы, которые каждая Восточная церковь имеет возможность наполнять конкретным содержанием соответственно своим церковным традициям.

Современное каноническое право регулирует вопросы, касающиеся:

  • церковного правотворчества,
  • прав и обязанностей членов церкви,
  • иерархии церкви,
  • канонов совершения таинств,
  • управления церковным имуществом,
  • церковной дисциплины и т.д.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector