0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рубрика Паломничества

Содержание

Архив рубрики: Паломничество

Паломничества в места силы – способ изменить судьбу и сделать прорыв в духовной практике!

Места силы — это особые зоны на планете Земля имеющие сконцентрированную энергетику, влияющую на сознание живых существ.

Стремясь обрести подсказки на свои самые сокровенные вопросы, углубить духовную практику и вдохновиться в ней на новые шаги, а порой просто для того, чтобы получить незримое благословение божеств, многие практикующие отправляются в паломничество по местам силы.

Подобный интерес человека к такому, безусловно обогащающему внутренний мир туризму, присутствовал во все времена.

Места силы, вдоль и поперек исхоженные миллионами паломников, разбросаны по всему земному шару.

Из древних легенд, исторических записей и из современных свидетельств известно, о том, что эти удивительные места не только даруют человеку исцеление от болезней, наделяют вдохновением и раскрывают дремлющий в нём творческий потенциал, но, что более важно, способствуют его духовному, росту, преображению и трансформации.

Книга Мертвых Бардо Тодол и Гаруда Пурана Сародхара: жизнь после смерти существует!

Тот кто сумел умереть при жизни — не провалится в Преисподнюю, а попадет к Богу и Книга Мертвых поможет ему в этом (с) Шалаграма Дас

Намасте, друзья! Хочу поделиться с вами своим опытом знакомства с двумя сокровенными ведическими писаниями: Гаруда Пурана «Сародхара» и Тибетская Книга Мертвых «Бардо Тодол».

Благодаря этим священным текстам, Вы узнаете всю самую актуальную и полезную информацию о том, что происходит с душой после смерти, а также найдете наставления, которые освободят Вашу душу от паутины Сансары и приведут ее к Богу.

Гаруда Пурана и Тибетская Книга Мертвых, очень хорошо дополняют друг друга, это навигационная система, руководство не только по загробной жизни, а и для повседневной духовной практики.

Кайлас — священная гора и место силы

Кайлас это не самая высокая гора в своем районе — «всего» 6714 метров. Однако ее выделяет среди других пирамидальная форма со снежной шапкой и гранями, сориентированными практически точно по сторонам света. На южной стороне расположена вертикальная трещина, которая примерно по середине пересечена горизонтальной. Это напоминает свастику. В Бон-е, Кайлас иногда так и называют «Горой Свастики».

Большинство паломников и пилигримов добираются до Кайласа именно с целью совершить кору (ритуальный обход). Считается, что даже однократный обход вокруг Кайласа избавляет от всех жизненных грехов. А 108-и кратный, обеспечивает переход в Нирвану в этой жизни. Благоприятными также считаются 3 и 13 обходов. Совершенная в полнолуние, кора засчитывается за две!

Рубрика: Паломничество

Кижи – живой памятник русскому зодчеству

Совсем недавно, так сложились обстоятельства, я по касательной соприкоснулась с тем, что называется срубом, с известным, но как-то не до конца раскрытым для себя словом «Кижи», и с теми, кто живет в Карелии и знает об этом месте и его истории довольно много.

Искупительный Подвиг Спасителя… по следам Крестного Пути нашего Господа Иисуса Христа (видео)

В этом фильме телеканала «Союз» мы предлагаем с покаянием и молитвой пройти Крестным Путем Господа нашего Иисуса Христа.

Удивительный уголок России на Лазурном берегу

Как замечательно, что в далеком зарубежье все чаще и чаще можно найти ту пядь земли, где отдыхает и наполняется благодатью душа, где сердце чувствует близость к Богу, где молитвы звучат на родном языке…

Монастырь Святого Никодима

Сегодня я предлагаю вам еще одну экскурсию. И в этот раз – по Святым местам Земли Обетованной. Точнее, одну точку мы посетим. Но важную и интересную, библейскую и потрясающе красивую. Итак, я приглашаю вас в монастырь. А именно: Греческий монастырь, где находится чудотворная плащаница Господа нашего Иисуса Христа, сделанная русскими монахами. Монастырь, находящийся в управлении Иерусалимского Патриархата.

Павловский Посад

Наверняка он известен практически каждому в связи с платками, русским народным промыслом. Цветы или даже целые букеты разбросаны по всему полю платка, орнамент, добавление всевозможных растительных элементов – все это уникально и неповторимо. Но не только этим удивительным промыслом богат город Павловский Посад, вотчина замечательного артиста Вячеслава Тихонова, расположенный в Московской области.

Паломничество или туризм: как следует посещать святые места. Валентин Ковальский

Слово «паломник» происходит от латинского «palmarius» — пальмовник или человек, держащий пальмовую ветвь. У этого понятия существуют и другие синонимы — странничество, поклонничество, богомолье. Они предельно ясно показывают смысл паломничества — поклонение святым местам.

Гид: Православные святыни Армении (Часть вторая)

Армения – первая страна в мире, принявшая христианство в качестве государственной религии. Это произошло в 301 году, за несколько лет до легализации христианства в Римской империи святым императором Константином. Естественно, страна с такой историей имеет множество православных святынь. О них мы и расскажем сегодня нашим читателям.

Гид: Православные святыни Армении (Часть первая)

Армения — первая страна в мире, принявшая христианство в качестве государственной религии. Это произошло в 301 году, за несколько лет до легализации христианства в Римской империи святым императором Константином. Естественно, страна с такой историей имеет множество православных святынь. О них мы и расскажем сегодня нашим читателям.

Паломничество из Киева к праведному Иоанну Кронштадскому. Валентин Ковальский

Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь — так называется святая обитель, расположенная в Санкт-Петербурге. Он был основан на берегу Карповки праведным Иоанном Кронштадтским в честь его духовного покровителя — преподобного Иоанна Рыльского.

Владимир. По святым местам древнего города. Наталия Смольникова

«Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение». Эти, ставшие почти народными, слова стихиры написал для службы Всем святым, в земле Российской просиявшим, исповедник прошлого столетия святитель Афанасий Сахаров. Те, кто читал его житие, наверняка прониклись уважением к этому замечательному человеку. Глубокое смирение, кротость, терпение и доброта отличали епископа, проведшего в тюрьмах, лагерях и ссылках почти три десятилетия.

Желание поклониться мощам святителя Афанасия, почивающим в Богородице-Рождественском монастыре Владимира, собственно, и привело меня в этот город. Однако мне удалось побывать не только в заветной обители, но и у других владимирских святынь.

Паломничество

Чада святого Кендея

Пограничье

«Поезжай дорогой на Аммохосто. За поворотом увидишь мой монастырек на пригорке»[1] ― так в одном из видений описал преподобный путь к своей обители. Той же дорогой едем и мы.

Окрестность, издавна собранная под заступничество святого Кендея Кипрского волниста, там и тут разбросаны пригорки и села. Граница вдоль захваченной турками земли разрезает ее пополам: по левую руку, сколько хватает глаз, ― развалины мирных сельских домишек, справа, где колосятся дикие злаки, — обитель-крепость, в белых стенах, меж вышек враждебных сторон. Надпись у ржавой рабицы предупреждает: «Турция рядом. Вход воспрещен».

Села святого: Авгору, Айа Триада, Ахна, Лиопетри, Дериния, Пилиа, Оморфита и другие. Всякий здесь сызмальства как на ладони, о болезнях и исцелениях узнают сразу, и каждая весть о чуде западает в сердце.

Местечковость ― особая черта святости кипрской. Угодники Божии веками собирают селенья и души вокруг себя, и время − любви не преграда. Преподобный Кендей в Духе издавна связан с окрестными поселянами воедино. Те, чьи предки обивали порог пустыннической кельи, теперь так же спешат в обитель в горе и радости. Что случись ― в простоте сердца зовут родного угодника, бегут в монастырь. Святой помогает, словно кокош, собирая под крылья птенцов.

Читать еще:  Последовательность полунощницы субботней

Рассказы о чудесах бережно сохраняются и передаются из уст в уста.

«Я Георгий, живу в селе Айа Триада[2]. Во время сбора оливок ветка подломилась и я рухнул вниз. Позвоночник повредился в четырех местах. С земли пришлось поднимать меня на листе железа. Я исходил криком от боли.

Отвезли меня в Аммохосто. Турецкий врач только руками развел: «Надо ехать в Афины». Но где взять мне такие деньги? Я плакал, умолял святого Кендея, чтобы он все исправил. И вот я как будто уснул, а преподобный пришел и спросил:

— Что зовешь меня, чего хочешь?

Я рассказал о своих страданиях, а он говорит:

— Когда проснешься, больше не заболит, все станет, как прежде.

И точно: пробудившись, я чувствовал себя хорошо.

Пошел я выписываться к турецкому врачу, а он отказывался верить, что я и есть тот самый больной. Но наконец, вручил мне выписку и признал: совершилось чудо.

И вот я сегодня[3] и пришел в монастырь поставить святому свечу, поблагодарить за то, что меня исцелил. Буду славить его, пока жив»[4].

Богомолье «длинных выходных»: Топ-5 паломнических маршрутов

Сегодня далеко не каждый может стать паломником в изначальном церковном смысле, но посетить древние святыни и прикоснуться к многовековой традиции наших предков стало намного проще, а потому особенно важно извлечь из этого духовную пользу

Наверное, каждый уже задумывался, как провести «долгие выходные», скорее всего, у многих они уже распланированы. Для тех же, кто еще не принял окончательного решения, кто не готов отправиться в далекую и накладную турпоездку, но хотел бы провести эти дни с пользой для души (и вместе с тем – со сменой обстановки, столь важной для полноценного отдыха), хочется предложить опыт многих поколений наших предков: паломничество.

Конечно, если взять изначальный смысл этого занятия, становится понятно, что большинство паломнических организаций предлагают отнюдь не традиционное русское богомолье, а всего лишь религиозный туризм. В старину паломники долго готовились к путешествиям по святым местам, нередко осуществляя их пешим способом, даже имея возможность отправиться в экипаже или просто верхом. Богомольцы готовились к Таинствам Исповеди и Причастия, чтобы поклонившись той или иной святыне также принять участие в богослужении и причаститься Святых Христовых Таин.

Сегодня же, в нашей повседневной суете, даже краткие поездки в дальние монастыри зачастую превращаются в беготню с мобильным фотоаппаратом и завершаются несколькими (или несколькими десятками) снимков, выложенных в социальные сети. Да, это очень далеко от подлинного паломничества, но не стоит осуждать и такие попытки прикоснуться к святыне. Ведь для кого-то подобные шаги вполне могут стать первыми на пути к воцерковлению. Да и вообще любое прикосновение к святыне, лишенное кощунства, не может не принести духовной пользы. Пусть не здесь и сейчас, а со временем.

Излюбленных паломнических маршрутов – сотни, тысячи. И потому очень сложно избрать «золотую пятерку» или «десятку». Но есть места, куда добраться не так-то сложно, однако далеко не каждый человек, именующий себя православным, смог их посетить.

Далее приведем лишь пять из них с их кратким описанием и приложением маршрута, как проще добраться до этих святынь Земли Русской. Среди них вы не встретите Валаамской или Соловецкой обителей, куда добраться сложнее, а потому желательно посвятить паломничеству в эти северные святыни не просто длинные выходные, а часть отпуска.

1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Этот главный монастырь России, основанный в XIV веке одним из самых почитаемых русских святых – преподобным Сергием Радонежским. Вот уже семь столетий Лавра является одним из ключевых символов Русского Православия. Местом, куда со всех концов Православного мира устремляются тысячи паломников, чтобы поклониться многочисленным лаврским святыням, и в первую очередь, честным мощам преподобного Сергия. Аскета и молитвенника, учителя сонма русских святых и наставника князей, неслучайно именуемого «Игуменом Земли Русской».

Так, именно Сергий Радонежский благословил великого князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, ставшую узловой точкой всей русской истории. Своими молитвами и наставлениями преподобный Сергий Радонежский сделал все, чтобы наша страна обрела политический суверенитет, основанный на византийских государственных традициях и немеркнущем духовном идеале Святой Руси. Далеко не всем паломником известно, сколько святынь содержит Лавра преподобного Сергия. Некоторым из них любой верующий может поклониться в лаврской Серапионовой палате, месте упокоения другого великого угодника Божия – святителя Серапиона, архиепископа Новгородского. Каждому верующему, побывавшему в Троице-Сергиевой лавре, стоит попасть и в Серапионову палату, где помимо места погребения святителя Серапиона Новгородского также хранятся многие величайшие христианские святыни. В том числе – частицы Ризы Пресвятой Богородицы и мощей святого апостола Андрея Первозванного.

Также каждому, кто интересуется историей Русской Православной Церкви, настоятельно рекомендуется посетить Церковно-археологический кабинет (ЦАК) Московской духовной академии, которая также находится в лаврских стенах. Относительно недавно это музейное собрание было реконструировано и теперь представляет современную экспозицию, наглядно рассказывающую о различных страницах русской церковной истории.

Троице-Сергиева Лавра. Фото:www.globalookpress.com

Добраться до Троице-Сергиевой Лавры можно:

  • Электричкой с Ярославского вокзала Москвы (ст. метро «Комсомольская») до ст. Сергиев Посад или электропоездами до ст. Александров или Балакирево, которые также останавливаются в Сергиевом Посаде. Время в пути — полтора часа.
  • Автобусом №388 от метро «ВДНХ» до города Сергиев Посад, в самом центре которого находится Лавра. Автобусы отправляются с интервалом 10-15 минут. Время в пути без пробок немногим более часа.
  • Личным автотранспортом: Ярославское шоссе (трасса М8), на 46 километре поворот на Сергиев Посад. Центральная улица – Проспект Красной Армии – приведет вас к Лавре.

2. Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь

Величайшая святыня Западного Подмосковья. История этой обители насчитывает более половины тысячелетия: монастырь был основан в 1479 году от Рождества Христова преподобным Иосифом Волоцким. Подвижником и просветителем, на века определившим будущее России и Русской Церкви. Святым, чьи честные мощи и сегодня почивают в созданной им обители.

Аскетичная строгость в сочетании с милосердием к окружающим стала основой учения преподобного Иосифа, чьи молитвы и поучения позволили Московскому царству одолеть смуту, связанную с распространением на Руси ереси жидовствующих, которая в своей сущности была попыткой совместить Православие, иудаизм и протестантизм. Это было крайне выгодно Западу в его деле ослабления стремительно укреплявшейся Московской Руси. В своем трактате «Просветитель» преподобный Иосиф Волоцкий жестко бичевал вероотступников. Но вместе с тем, находил самые теплые слова для утешения кающихся грешников. И сегодня его заветы лучше всего показывают, что настоящее христианство – это не либеральный гуманизм. А подлинная любовь к ближним не исключает борьбы с врагами России и Православия.

Иосифо-Волоцкая обитель также прославилась многими святынями. В их числе – Волоколамский образ Пресвятой Богородицы, который был доставлена в монастырь преподобного Иосифа Волоцкого из Звенигорода в марте 1572 года, на 2-й неделе Великого поста. Полтора десятилетия спустя Волоколамскому образу была посвящена надвратная церковь южных ворот Иосифо-Волоцкого монастыря. С тех пор икона считается чудотворной, по молитвам перед ней произошло немало чудес и исцелений. Но особенно Пресвятой Владычице молились о заступничестве за Землю Русскую.

К сожалению, в годы нацистской оккупации древний список этой иконы сохранить не удалось, но относительно недавно он был воссоздан в былом великолепии и уже проявил себя как чудотворный. И сейчас в Иосифо-Волоцкой обители каждый православный христианин может поклониться не только святым мощам ее великого основателя, но и этой чудотворной иконе, почитают которую ничуть не меньше, чем ее древний список.

Вид на Иосифо-Волоцкий монастырь. Фото с официального сайта Иосифо-Волоцкого монастыря

Добраться до монастыря из Москвы сложнее, чем до Троице-Сергиевой Лавры, а потому столь значимая обитель находится несколько в стороне от популярных паломнических маршрутов.

  • На автомобиле: по Ново-Рижскому шоссе, на 98-м километре которого нужно свернуть направо в сторону станции Чисмена. Далее через железнодорожный переезд 22 км до перекрестка. На нем налево еще 2,3 км до перекрестка в Теряево. Здесь направо и еще около 1 км до монастыря, поворот на село Спирово, на парковку. Начиная от Ново-Рижского шоссе, на каждом перекрестке стоят указатели на «Иосифо-Волоцкий монастырь».
  • Общественным транспортом: от Рижского вокзала Москвы электричкой до ст. Чисмена и ст. Волоколамск. От станции метро Тушинская, автобусом до города Волоколамска, далее автобусом до села Теряево. Далее около километра пешком.
Читать еще:  Рубрика Брак и семья

3. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Главная святыня Санкт-Петербурга – нашей имперской столицы. Мужской монастырь, основанный в XVIII столетии на месте, где когда-то благоверный князь Александр Невский одержал победу над шведами (некоторые историки это оспаривают, однако на сам факт основания и посвящения обители это никак не влияет).

Александро-Невская Лавра – наглядный символ синодального периода русской церковной истории, его противоречивости и имперского величия, средоточие архитектурных шедевров и великих святынь, в числе которых – честные мощи благоверного князя Александра. Также в святых стенах этой обители (в ее Свято-Троицком соборе) находится один из самых почитаемых чудотворных образов Пресвятой Богородицы – Икона Божией Матери «Невская Скоропослушница», уникальный список с афонского образа «Скоропослушница».

Нельзя забывать, что самое главное для православных христиан это даже не ратные победы этого великого князя, но то, что Александр Невский, в схимническом постриге – Алексий, ныне предстоит пред Престолом Божиим в числе святых Церкви Русской. А в нашей Имперской столице – Санкт-Петербурге в его честь 12 сентября ежегодно проводится грандиозный крестный ход от стен Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.

Добраться до Лавры очень просто – она находится в самом центре имперской столицы недалеко от Невского проспекта в 3 минутах ходьбы от станции метро «Площадь Александра Невского».

Официальный адрес: Санкт-Петербург, набережная реки Монастырки, дом 1, лит. А.

В Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге. Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

4. Свято-Введенский мужской ставропигиальный монастырь «Оптина Пустынь»

Величайшая святыня Калужской земли, основанная в XIV столетии, но прославившаяся на весь православный мир в веке XIX-м. Тем, что именно здесь было возрождено древнее монашеское старчество в его русском изводе. Мудрые духовники, Оптинские старцы, врачевали здесь духовные недуги многих тысяч людей, с любовью утешая всех богомольцев, независимо от их звания и положения.

В Оптиной бывали Гоголь и Достоевский, Лев Толстой и Владимир Соловьев. В этой обители погребены знаменитые славянофилы братья Киреевские, здесь же иноческий постриг принял Константин Леонтьев, самый яркий мыслитель-консерватор XIX столетия. Все эти люди были согреты евангельским теплом, которое излучали Оптинские старцы. И именно таким «Оазисом Святой Руси» Оптина пустынь вновь стала в последние десятилетия, после долгого советского запустения и поругания.

Оптина пустынь хранит многие святыни, но главные из них – это честные мощи самих оптинских старцев, к которым и сегодня за молитвенной помощью ежедневно стекаются сотни, а иногда и тысячи паломников. При монастыре действует замечательная экскурсионная служба, сотрудники которой всегда готовы помочь богомольцам.

Добраться до Оптиной пустыни несколько сложнее, чем до ранее описанных святынь, но и сам путь – это уже небольшой духовный подвиг.

  • Самый распространенный вариант – рейсовый автобус из Москвы маршрутом «Москва-Козельск» или «Москва-Сосенский», ежедневно отправлящимися от автостанции «Теплый Стан». От Козельска можно доехать до монастыря на маршрутке.
  • На личном автомобиле из Москвы можно отправиться в Оптину Пустынь по Киевскому шоссе, Калужскому шоссе или через Подольск. После обнинского круга следуйте до объездной дороги вокруг Калуги, не заезжая в Калугу, продолжайте путь на Козельск. Примерно за 20 км до Козельска есть правый поворот в деревню Шамордино, где находится еще одна великая святыня – Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь. Подъезжая к Козельску, не пропустите левый поворот с указателем на Оптину Пустынь.

Оптина Пустынь. Фото: Александр Рюмин/ТАСС

5. Саввино-Сторожевский мужской монастырь

Главная святыня древнего Звенигорода, ровесника российской столицы, Саввино-Сторожевская обитель была основана в 1398 году от Рождества Христова преподобным Саввой Сторожевским, одним из любимых учеников Сергия Радонежского и духовником князя Юрия Звенигородского.

С момента своего основания этот монастырь стал придворной обителью звенигородских князей, а затем и излюбленным местом русских царей. Савва Сторожевский неоднократно являлся в своей обители и ее окрестностях. Так, в XVII столетии преподобный спас царя Алексея Михайловича на охоте от медведя, а в 1812 году – избавил монастырь от разорения наполеоновскими войсками, явившись французскому полководцу Эжену Богарне, пасынку Наполеона.

Преподобный Савва не оставил свою обитель даже в годы богоборческих гонений, сохранив ее от полного разорения. А в последние десятилетия Саввино-Сторожевский монастырь удалось возродить практически в первозданном великолепии. Однако не менее сложной задачей, чем возрождение монашеской жизни в стенах обители, стало возвращение верующим памяти о ее святом основателе. Поистине титаническими усилиями настоятеля и братии Саввино-Сторожевской обители после возвращения в 1998 году в эти святые стены ее главной святыни – честных мощей преподобного Саввы, его почитание возродилось. И сегодня каждый верующий может приехать в обитель преподобного Саввы, чтобы помолиться в его святых стенах и поклониться мощам основателя этой дивной святыни.

Проезд:

1) Электропоездом: от Белорусского вокзала до станции «Звенигород», далее автобусом №23 или №51 до остановки «Монастырь»;

2) Автобусом: от станции метро «Кунцевская» до города Звенигорода, далее автобусом №23 или №51 до остановки «Монастырь»;

3) Автомобильным транспортом: по Новорижскому шоссе около 30 километров от МКАД до развязки на Звенигород. Далее, по «бетонному кольцу» еще 10 километров до Звенигорода. В Звенигороде, напротив спортивного комплекса «Звезда», свернуть направо на Московскую улицу, по ней доехать до конца (т-образный перекресток), повернуть направо и далее вдоль Москвы-реки еще около 5 километров до первого светофора и указателя «Саввино-Сторожевский монастырь».

И в заключение хочется пожелать всем, кто решится на паломническое путешествие Ангела-Хранителя в дорогу! Пусть эта поездка станет для вас душеполезной и запоминающейся.

История православного паломничества

Архивный материал из спецвыпуска «Святая Земля»

Приблизительное время чтения: 5 мин.

***

Русское православное паломничество ведет свое начало с первых веков распространения христианства на Руси, то есть с IX–X веков. В 987 году святой равноапостольный великий князь Владимир привез с собой в Киев из Корсуни, места своего крещения, святые иконы и кресты, а также честные мощи святителя Климента, папы Римского. А первой русской паломницей, как известно из древних источников, можно считать святую равноапостольную великую княгиню Ольгу, которая в 957 году вместе с многочисленной свитой посетила столицу Византийской империи — Константинополь. Там находились многочисленные святыни Православия, и там же, в храме Святой Софии, состоялось крещение великой княгини.

Христианская традиция паломничества к этому времени уже имела многовековую историю. С самого начала существования Церкви жизнь верующих включала в себя посещение мест, связанных с жизнью Иисуса Христа, его Пречистой Матери и святых апостолов и мучеников. Эти места, бывшие объектами поклонения уже первых христиан, тоже вскоре стали называться святыми.

В 325 году император Константин Великий издал указ о строительстве христианских храмов в святых местах: в Вифлееме, на месте рождения Спасителя, и в Иерусалиме, над пещерой Гроба Господня.

Территорию Палестины первый христианский император объявил Святой Землей.

В результате этого, к IV веку в Иерусалим и Вифлеем стали стекаться для поклонения главным святыням христианства тысячи богомольцев, положивших начало массовому паломническому движению на Святую Землю. Иерусалим открыл всему миру свои святыни и вернул себе свое древнее название — до Константина, во времена языческих императоров он назывался Элия Капитолина. В сознании христиан всего мира Иерусалим стал Святым Городом, местом поклонения Христу, Его Распятию и Воскресению.

Богомольцы IV века почитали и святые места, связанные с Ветхим Заветом, посещали места захоронения праведников древности, пророков, царей и библейских патриархов.

Местное население стало теряться в море паломников, которые не щадили ни сил, ни средств для увековечения памяти о земной жизни Иисуса Христа. В Палестине было построено великое множество храмов и монастырей, а для нужд странствующих богомольцев Церковь благословила строительство вдоль основных паломнических путей постоялых дворов, гостиниц, приютов, странноприимных домов, охраняемых колодцев.

На VII Вселенском соборе в 787 году Отцы Церкви сформулировали богословские принципы, обосновывающие духовный смысл паломничества как почитания и поклонения мощам и иконам, а также святым местам ради удостоверения подлинности, а не призрачности Боговоплощения.

***

Само слово паломник происходит от латинского слова palmarius — пальмовник, то есть человек, держащий пальмовую ветвь.

Читать еще:  Тест: Церковное пение

Возникновение термина связано с особенностями христианской паломнической традиции. Паломнический сезон в Святой Земле с самых первых времен возникновения массового паломнического движения начинался с празднования Рождества Христова и заканчивался праздником Пятидесятницы.

Главным праздником, притягивавшим в Святую Землю богомольцев, по сей день остается праздник Святой Пасхи. Любопытен тот факт, что в 1914 году на Пасху в Иерусалим приехало свыше 6 тысяч русских паломников. Те, кто стремился встретить в Иерусалиме Светлое Христово Воскресение, приходили заранее, чтобы провести в Святом Городе и всю Страстную седмицу. А поскольку Страстной седмице предшествует праздник Входа Господня в Иерусалим, и основным событием этого дня был крестный ход до стен Иерусалима — то паломники, принимавшие участие в этом шествии, несли пальмовые ветви. Такими же ветвями почти две тысячи лет назад встречали Христа жители Иерусалима. Как правило, помимо различных реликвий, богомольцы брали с собой домой на память и эти пальмовые ветви.

Кроме слова «паломничество», существуют и другие синонимы, определяющие это явление, — странничество, поклонничество, богомолье. В России в XIX — начале XX века широко употреблялось именно слово «поклонник». Оно предельно ясно показывает смысл паломничества, который заключается именно в религиозном поклонении святым местам.

***

Древние русские летописи и жития святых донесли до нас и историю о первом из известных нам русских богомольных путешествий в Грецию, на Святую гору Афон. Туда ходил основатель Киево-Печерской лавры преподобный Антоний Печерский (конец Х — начало XI вв.). Вообще для Русской Православной Церкви Афон, уже начиная с X века, имел очень большое значение: в библиотеках святогорских монастырей в средние века

русские монахи получали образование и приобщались к многовековым традициям христианского иночества.

Исследователи истории древнерусской литературы выделяют самостоятельный жанр произведений, обобщенно названный «хождения», то есть сочинения в виде путевых записок, отчетов или воспоминаний, в которых описывались путешествия русских людей в страны православного Востока с обязательным поклонением христианским святыням. Древнерусские «хождения» пользовались большой популярностью и были чрезвычайно распространены.

Древнейшим и наиболее известным описанием паломничества в Святую Землю является «Хождение» игумена Даниила, побывавшего в Константинополе и Святой Земле в 1106–1107 годах. Это выдающееся сочинение послужило образцом для всех последующих (практически до XVIII века) произведений данного жанра паломнической литературы.

В России традиция паломничества за десять веков своего существования стала неотъемлемой частью духовной жизни народа.

Несмотря на монгольский, а потом османский «железный занавес» русские люди всегда находили возможность добраться до Святой Земли, Константинополя и Афона. Наивысшего расцвета русское православное паломничество в Святую Землю достигло во второй половине XIX —начале XX веков.

После революции по понятным причинам паломнические традиции прервались. Фактически до конца 80-х годов наши соотечественники были отрезаны от главных христианских святынь, не имели возможности побывать ни на Афоне, ни в Святой Земле. Ситуация начала меняться лишь с окончанием «холодной войны».

***

Сегодня происходит возрождение паломнических традиций Русской Православной Церкви. В 1999 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Отделом внешних церковных связей был создан Паломнический центр Московского Патриархата, задача которого — содействие возрождению православного паломничества и создание церковной гостиничной сети.

В 2007 году количество церковных паломнических организаций в епархиях составило 93, а в приходах и монастырях — 276.

Паломнический центр издает литературу по паломнической тематике, в частности журнал «Православный паломник», ведущий большую просветительскую работу по популяризации паломничества. А в 2007 году вышел в свет первый в истории Русской Церкви «Словарь православного паломника».

В последние годы число паломников, ежегодно выезжающих из России на богомолье в дальнее зарубежье, превысило 250 тысяч человек, в Россию из дальних стран прибыло не менее 100 тысяч паломников, а поклониться отечественным святыням ежегодно отправляются около 3 миллионов наших соотечественников.

Иллюстрации и фотографии:

[1] В. М. Васнецов. «Княгиня Ольга».1885 г.

[2] Входящего в Иерусалим Спасителя люди встречали цветущими пальмовыми ветвями. В России на праздник Входа Господня в Иерусалим верующие приходят в храм с вербой.

[3] Преподобный Антоний Печерский. Фрагмент Свенской иконы Божией Матери

[4] Паломники ждут очереди поклониться главной святыне Храма Гроба Господня — Святой Гробнице. Фото Владимира Ештокина

Паломничество: история и значение

Пало́мничество (от лат. palma «пальма»; от пальмовой ветви, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа) — путешествие к Святой земле и другим географическим местностям, имеющим сакральное значение для христианской веры с целью поклонения и молитвы; вообще хождение верующих к святым местам на поклонение. Богомольца, совершающего такое путешествие, называют паломником или пилигримом (от лат. peregrinus «чужеземец, странник»).

Христианский обычай основывается на стремлении верующих поклониться местам и святыням, связанных со Христом, апостолами, Пресвятой Богородицей, помолиться перед чудотворными иконами, окунуться в священные воды реки Иордан и святые источники. В других религиях имеются аналогичные обычаи:

  • Хадж — посещение мусульманами Мекки, Медины и совершение там предписанных ритуалов;
  • Ко́ра — ритуальный обход вокруг какой-либо святыни в религиях Индии, Непала и Тибета;
  • у ламаистов — посещение Лхасы (Тибет);
  • у индусов — посещение Праяга и Варанаси (Бенарес, Индия);
  • у буддистов и синтоистов — посещение Нары (Япония).

История паломничества

Хождение верующих к святым местам на поклонение известно ещё с глубокой древности. Центрами паломничества в древности были храмы Амона в египетских Фивах, Осириса в Абидосе, Аполлона в Дельфах и др.

У христиан паломничество началось с IV в. в Палестину, где совершались божественные деяния Спасителя. Каждый паломник получает много впечатлений от чудесных знамений и необычных совпадений, происшедших с ним во время паломничества.

Однако святитель Григорий Нисский осуждает чрезмерное увлечение паломничеством, считая, что паломники часто совершают путешествия из праздного любопытства, впадают в неприличные истории и искушения. Многими православными считается, что в любом храме можно причаститься Тела и Крови Христовых (самой Высшей святыни), а деньги, собранные для паломничества, лучше раздать нищим. Среди православных монахов приветствовалось затворничество (от соблазнов мира), а паломничество и крестные ходы допускались для укрепления (коллективной сплочённости) ещё неокрепших в вере членов Церкви.

В средние века наряду с Палестиной паломничество стало предприниматься: у православных — в Константинополь, на гору Афон (Греция); у католиков — в Рим и Лорето (Италия) по дороге франков, в Лурд (Франция).

Западная церковь различала:

  • великое паломничество (peregrinationes primariae) — путешествия к Святому Гробу в Палестину, в Рим (Limina apostolorum), Сантьяго-де-Компостелу (см. Путь Святого Иакова) и Лорето (см. Дом Богородицы);
  • малое паломничество (peregrinationes secundariae) — посещение местных отечественных святынь.

В конце ХV в. для совершения паломничества требовалось предварительное разрешение духовных властей, которое давалось под условием платежа пошлины в пользу Папы. Пунктом отправления служила Венеция (впоследствии — и Марсель), где паломники запасались путеводителем, отпускали бороду и облачались в паломническую одежду — калиги, коричневый или серый плащ, греческую шляпу с весьма широкими полями, обыкновенно украшенную раковинами; клюка, сума и бутылка (выдолбленная тыква) дополняли паломнический наряд. К плащу и шляпе паломники прикрепляли красный крест. В Венеции паломник заключал контракт с судохозяином (патрон), который обязывался не только перевезти его в Святую Землю и обратно, но и сопровождать его в странствиях по святым местам, доставлять ему во время всего пути пищу и защиту, платить за него подати мусульманским властям и т. п.

Постепенно стали допускаться дальнейшие смягчения: знатный господин мог послать вместо себя слугу или наёмника. Образовались даже светские цехи профессиональных наёмных паломников (в Германии называемых Sonnweger), которые вскоре сильно размножились, так как этот своеобразный промысел оказался весьма прибыльным. В XVI в. паломник мог быть направлен от целой общины за её счёт.

С 1881 г. во Франции стали ежегодно организовывать паломнический караван в Святую Землю, придавая ему характер приношения покаяния за преступления республиканского правительства против церкви; в состав такого каравана, численность которого нередко доходила до 300—400 чел., входили лица белого духовенства и зажиточные люди ультрамонтанского настроения. С конца 1870-х годов такие же немецкие караваны устраиваются францисканцами в Вене и Мюнхене.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector