0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рубрика Религиоведение

Содержание

Тема 1: Религиоведение как наука

Тема 1: Религиоведение как наука

Объект и предмет изучения религиоведения
Религиоведение изучает генезис, закономерности развития и функционирования религии, её компоненты и феномены, взаимосвязи с другими областями бытия человека. Религиоведение тесно связано с такими дисциплинами, как философия, культурология, этнология, история, литература, лингвистика. В отличие от богословия религиоведение является светской дисциплиной, призванной на объективных основаниях понять сущность различных вероучений и религии как одной из сфер жизни человека. Религиоведение обычно неимеет явных непримиримых противоречий по отношению и к религиозному, и к светскому мировоззрению, хотя бывают и исключения. В пределах религиоведения религиозные концепции изучаются не предвзято, объективно и без целенаправленного превозношения или унижения какой-либо религии. В светском государстве религиоведение не должно противоречить Основному Закону, то есть оно не должно навязывать гражданам ту или иную форму религиозной или атеистической жизни. Также курс религиоведения не может унижать религиозных чувств какой-либо части населения, чьи убеждения и поступки не противоречат правовым нормам. В противном случае такого рода унижения имеют все основания рассматриваться как уголовные преступления. Исключение составляют сатанисты и смежные с ними организации или движения, однозначно не относящиеся к сатанизму, но содержащие ряд его элементов (к примеру, готы, эмо), поскольку характер их обрядовой практики нередко относится к разряду уголовных и административных преступлений, а стало быть, предполагает в отношении совершивших преступные деяния применение наказаний, утверждённых законом. Во многих странах Востока к такого рода движениям общественность и государство относится настолько нетерпимо, что предаёт их казни, видя в них большую опасность для жизни всего общества. Разумеется, для демократического развитого правового государства смертная казнь неприемлема, кроме того далеко не каждый представитель вышеназванных движений отличается стремлением к ритуальному убийству, людоедству или суициду, однако в случае девальвации права и уголовного законодательства преступные действия, допускаемые данными течениями, могут принять массовый характер. Поэтому-то обществу важно духовно обезопасить себя и выработать разумное отношение к движениям однозначно аморальным или обладающим высоким потенциалом преступности. Так, к преступлениям, представляющим собой серьёзную угрозу для жизни общества, имеют прямое отношение такие уголовно наказуемые злодеяния, как ритуальное убийство, доведение до самоубийства, распространение наркотических препаратов, использование методов гипноза в преступных целях и т.п. Иначе говоря, в религиоведении важную роль играет принцип веротерпимости, но он не должен сводиться к потворству античеловеческим и криминальным формам поведения.
Также в религиоведении определённое место занимает принцип уважения к светскому праву. Это, прежде всего, связано с тем, что многие религиозные нормы не соответствуют нормам светского законодательства. Например, исходя из религиозных норм, прописанных в основных Писаниях, имеющих в конкретных культурах статус священных, за приверженность к сатанизму и связанных с ним обрядов полагается смертная казнь; но в светской стране, где лишение жизни – как высшей меры судебной кары – неприемлемо, вырабатываются иные методы наказания в отношении данных лиц. Следовательно, гражданин светского государства обязан руководствоваться нормами светского законодательства, если эти нормы не противоречат праву как таковому. Кстати, здесь будет уместно сослаться на множество существовавших в действительности исторических фактов, к которым можно отнести и следующие:императоры Древнего Рима устраивали гонения на христиан, что считалось законным, но в сущности являлось антиправовым; в СССР на законных основаниях ограничивали деятельность православной Церкви и грубо навязывали атеистическое мировоззрение, что также противоречит нормам права.

Разделы религиоведения
Исследователи выделяют следующие разделы религиоведения: Философия религии – совокупность концепций, объясняющих сущность религии. В философии есть ряд позиций, через призму которых рассматривается содержание и смысл религии (материализм, экзистенциализм, прагматизм, герменевтика, психоанализ и др.). Среди философских подходов существуют поддерживающие религию и опровергающие. Например, Л. Фейербах, К. Маркс, В.И. Ленин строили свои учения, ориентируясь на атеистические убеждения. Другие мыслители, такие как Ф. Бекон, Г.В.Ф. Гегель, В.С. Соловьёв, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев, были глубоко верующими людьми. К примеру, Ф. Бекон считал, что поверхностная философия склоняет человеческий ум к атеизму, а глубокая философия приводит к религиозности. Г.В.Ф. Гегель писал: «Философии надлежит показать необходимость религии в себе и для себя…»[1]. Более того, он считал, что для человека естественно чувство религиозности, а религия есть главная область жизни народа. «Все народы знают, что именно религиозное сознание есть та сфера, где они обладают истиной, и в религии они всегда видели своё достоинство…»[2]. Наконец, Гегель писал так: «Философия сама есть служение богу»[3]. Русские философы выстраивали свои учения на основе догматического богословия Православной Церкви. Это совсем не означает того, что между православным вероучением и их философскими концепциями не было расхождений. Напротив, они были. Например, учение В.С. Соловьёва предполагает обожение человечества на земле, что, согласно православной догматике, утопично. Однако в своей основе и В.С. Соловьёв, и большинство других русских философов ориентировались на нормы православной веры.
Социология религии – изучает общественные основы и функции религии, её развитие в системе социальных отношений. Главным вопросом, задаваемым касательно религии в пределах социологии религии, является социальная природа религии, её общественно-политические задачи.
Психология религии – исследует особенности развития индивидуальной психики человека в системе религиозных отношений, а также психологические закономерности и причины генезиса религии. В данном направлении доминирует стремление увидеть истоки религии в самой психике человека.
Феноменология религии – соотносит представления, идеи, цели, мотивы взаимодействующих индивидов с позиций реализующихся смыслов.
История религии – исследует религию в процессе её развития во времени. В рамках этого подхода можно выделить метафизическое направление, предполагающее то, что религиозное знание раскрывается человеку по мере его духовного развития, в соответствии с волею Бога. Также можно выделить научное направление, рассматривающее религию как одну из областей жизни общества, развивающуюся во взаимосвязи с другими его сферами, такими как экономической, политической, социальной.

Методология религиоведения
Являясь комплексной дисциплиной, религиоведение использует большое число разнообразных методов познания.
Казуальный анализ выявляет причины возникновения и эволюции религии и её феноменов.
Историзм осмысливает прошлое в развитии религии и выявляет логику развития религии. Типологический метод представляет собой совокупность процедур расчленения изучаемых объектов (в данном случае религиозного характера) по каким-либо признакам (например, масштабность охвата населения, наличие одного Бога или множества богов. ). В результате выявляются типы, или группы признаков, которые и задают модель религиозных отношений в обществе.
Феноменологический метод включает систему приёмов выявления смыслов духовного развития людей, соотносит цели религии с мотивами практической деятельности человека.
Структурно-функциональный анализ направлен на раскрытие структуры системы, выявляет её составляющие и особенности их функционирования и взаимодействия.
При исследовании какой-либо религии принципиально важно знать тексты, понимаемые в среде данной религии в качестве священных. Именно на основе такого рода текстов вырабатывается богословие определённой религии. Здесь важно понимать то, что сущность вероучения состоит не в форме поведения отдельных его представителей, а в том, что сказано в священных книгах данного вероучения. Например, сущность православного христианства отражена не в поведении отдельных священнослужителей, а, прежде всего, в том, что прописано в Библии, а также в том, что признано на первых семи Вселенских соборах.
Также при исследовании религий важно вести повседневную жизнь в доброте и чистоте, сохранять личное благочестие, то есть те духовно-нравственные качества, которые постулируются мировыми религиями. В противном случае, изучение религий обернётся самобичеванием или, что крайне опасно, самопревознесением, гордыней, желанием оправдать свой грех и принять его в качестве нормы, а потому агрессивно оттолкнуть те книги, в которых пишется о величии непорочности души человеческой. Э. Фромм в работе «Психоанализ и религия» писал: «Моральное падение – чаще всего акт восстания, искупить который можно лишь оргией повиновения. Результатом раскаяния является то, что «грешник», погрязая в своей порочности, морально слабеет, исполненный ненависти и отвращения к себе, и поэтому склонен к греху в дальнейшем, когда оргия самобичевания закончена»[4]. Здесь надо обратить внимание на то, что в приведённой выше цитате из работы Э. Фромма не следует путать употреблённое им понятие раскаяние с христианским таинством покаяния.
Так или иначе, но исследователю религии для правильного понимания смысла вероучений необходимо жить в благонравии. Курс лекций по религиоведению, ориентированный на изучение того, что для многих людей понимается в категории святости, предполагает то, что те, кто изучает и читает данный курс, сами должны стремиться к жизни в доброте и чистоте.

Читать еще:  Тест: 5. Синодальный период

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Беспарточный Б.Д. Религиоведение. Учебное пособие / Б.Д. Беспарточный – Курск, 2002.
2.Гегель Г.В.Ф. Философия религии / Г.В.Ф. Гегель. 2 Т. М.: «Мысль», 1976.
3.Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник / под ред. члена-корреспондента РАЕН, проф. В.И. Жукова. / Р.Ф. Лобазова – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.
4.Музафарова Н.И. История религий / Н.И. Музафарова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
5.Фромм Э. Психоанализ и религия / Э. Фромм // Сумерки богов. – М.: Издательство политической литературы, 1990.
6.Яблоков И.Н. Религиоведение / И.Н. Яблоков. – М.: Гардарики, 2000.
7.История религии. В 2-х т. – М.: Высшая школа, 2002.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1.В чём вы видите актуальность курса религиоведения как учебной дисциплины?
2.Какие учебные дисциплины будут вами востребованы при изучении религиоведения?
3.Какие вы знаете разделы религиоведения? В чём состоит их взаимосвязь?
4.Почему при изучении гуманитарных дисциплин, включая религиоведение, для преподавателя и учащегося важно следование нормам благочестия?
5.Чем учебный курс религиоведения отличается от учебных курсов по богословию?
6.В чём специфика восприятия курса религиоведения с атеистических позиций?
7.В чём специфика восприятия курса религиоведения с позиций верующего человека?
8.Каким образом курс лекций по научному атеизму, читавшемуся в вузах СССР, может быть востребован при изучении курса религиоведения?
9.Считаете ли вы возможным заменить курс религиоведения иным учебным курсом, например, этикой?

[1] Гегель Г.В.Ф. Философия религии. 2 Т., т. 1, М.: «Мысль», 1976. С. 207. [2] Гегель Г.В.Ф. Философия религии. 2 Т., т. 1, М.: «Мысль», 1976. С. 206. [3] Гегель Г.В.Ф. Философия религии. 2 Т., т. 1, М.: «Мысль», 1976. С. 220. [4] Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М.: Издательство политической литературы, 1990. С. 162.

Тема 1: Религиоведение как наука

Тема 1: Религиоведение как наука

Объект и предмет изучения религиоведения
Религиоведение изучает генезис, закономерности развития и функционирования религии, её компоненты и феномены, взаимосвязи с другими областями бытия человека. Религиоведение тесно связано с такими дисциплинами, как философия, культурология, этнология, история, литература, лингвистика. В отличие от богословия религиоведение является светской дисциплиной, призванной на объективных основаниях понять сущность различных вероучений и религии как одной из сфер жизни человека. Религиоведение обычно неимеет явных непримиримых противоречий по отношению и к религиозному, и к светскому мировоззрению, хотя бывают и исключения. В пределах религиоведения религиозные концепции изучаются не предвзято, объективно и без целенаправленного превозношения или унижения какой-либо религии. В светском государстве религиоведение не должно противоречить Основному Закону, то есть оно не должно навязывать гражданам ту или иную форму религиозной или атеистической жизни. Также курс религиоведения не может унижать религиозных чувств какой-либо части населения, чьи убеждения и поступки не противоречат правовым нормам. В противном случае такого рода унижения имеют все основания рассматриваться как уголовные преступления. Исключение составляют сатанисты и смежные с ними организации или движения, однозначно не относящиеся к сатанизму, но содержащие ряд его элементов (к примеру, готы, эмо), поскольку характер их обрядовой практики нередко относится к разряду уголовных и административных преступлений, а стало быть, предполагает в отношении совершивших преступные деяния применение наказаний, утверждённых законом. Во многих странах Востока к такого рода движениям общественность и государство относится настолько нетерпимо, что предаёт их казни, видя в них большую опасность для жизни всего общества. Разумеется, для демократического развитого правового государства смертная казнь неприемлема, кроме того далеко не каждый представитель вышеназванных движений отличается стремлением к ритуальному убийству, людоедству или суициду, однако в случае девальвации права и уголовного законодательства преступные действия, допускаемые данными течениями, могут принять массовый характер. Поэтому-то обществу важно духовно обезопасить себя и выработать разумное отношение к движениям однозначно аморальным или обладающим высоким потенциалом преступности. Так, к преступлениям, представляющим собой серьёзную угрозу для жизни общества, имеют прямое отношение такие уголовно наказуемые злодеяния, как ритуальное убийство, доведение до самоубийства, распространение наркотических препаратов, использование методов гипноза в преступных целях и т.п. Иначе говоря, в религиоведении важную роль играет принцип веротерпимости, но он не должен сводиться к потворству античеловеческим и криминальным формам поведения.
Также в религиоведении определённое место занимает принцип уважения к светскому праву. Это, прежде всего, связано с тем, что многие религиозные нормы не соответствуют нормам светского законодательства. Например, исходя из религиозных норм, прописанных в основных Писаниях, имеющих в конкретных культурах статус священных, за приверженность к сатанизму и связанных с ним обрядов полагается смертная казнь; но в светской стране, где лишение жизни – как высшей меры судебной кары – неприемлемо, вырабатываются иные методы наказания в отношении данных лиц. Следовательно, гражданин светского государства обязан руководствоваться нормами светского законодательства, если эти нормы не противоречат праву как таковому. Кстати, здесь будет уместно сослаться на множество существовавших в действительности исторических фактов, к которым можно отнести и следующие:императоры Древнего Рима устраивали гонения на христиан, что считалось законным, но в сущности являлось антиправовым; в СССР на законных основаниях ограничивали деятельность православной Церкви и грубо навязывали атеистическое мировоззрение, что также противоречит нормам права.

Разделы религиоведения
Исследователи выделяют следующие разделы религиоведения: Философия религии – совокупность концепций, объясняющих сущность религии. В философии есть ряд позиций, через призму которых рассматривается содержание и смысл религии (материализм, экзистенциализм, прагматизм, герменевтика, психоанализ и др.). Среди философских подходов существуют поддерживающие религию и опровергающие. Например, Л. Фейербах, К. Маркс, В.И. Ленин строили свои учения, ориентируясь на атеистические убеждения. Другие мыслители, такие как Ф. Бекон, Г.В.Ф. Гегель, В.С. Соловьёв, И.А. Ильин, Н.А. Бердяев, были глубоко верующими людьми. К примеру, Ф. Бекон считал, что поверхностная философия склоняет человеческий ум к атеизму, а глубокая философия приводит к религиозности. Г.В.Ф. Гегель писал: «Философии надлежит показать необходимость религии в себе и для себя…»[1]. Более того, он считал, что для человека естественно чувство религиозности, а религия есть главная область жизни народа. «Все народы знают, что именно религиозное сознание есть та сфера, где они обладают истиной, и в религии они всегда видели своё достоинство…»[2]. Наконец, Гегель писал так: «Философия сама есть служение богу»[3]. Русские философы выстраивали свои учения на основе догматического богословия Православной Церкви. Это совсем не означает того, что между православным вероучением и их философскими концепциями не было расхождений. Напротив, они были. Например, учение В.С. Соловьёва предполагает обожение человечества на земле, что, согласно православной догматике, утопично. Однако в своей основе и В.С. Соловьёв, и большинство других русских философов ориентировались на нормы православной веры.
Социология религии – изучает общественные основы и функции религии, её развитие в системе социальных отношений. Главным вопросом, задаваемым касательно религии в пределах социологии религии, является социальная природа религии, её общественно-политические задачи.
Психология религии – исследует особенности развития индивидуальной психики человека в системе религиозных отношений, а также психологические закономерности и причины генезиса религии. В данном направлении доминирует стремление увидеть истоки религии в самой психике человека.
Феноменология религии – соотносит представления, идеи, цели, мотивы взаимодействующих индивидов с позиций реализующихся смыслов.
История религии – исследует религию в процессе её развития во времени. В рамках этого подхода можно выделить метафизическое направление, предполагающее то, что религиозное знание раскрывается человеку по мере его духовного развития, в соответствии с волею Бога. Также можно выделить научное направление, рассматривающее религию как одну из областей жизни общества, развивающуюся во взаимосвязи с другими его сферами, такими как экономической, политической, социальной.

Методология религиоведения
Являясь комплексной дисциплиной, религиоведение использует большое число разнообразных методов познания.
Казуальный анализ выявляет причины возникновения и эволюции религии и её феноменов.
Историзм осмысливает прошлое в развитии религии и выявляет логику развития религии. Типологический метод представляет собой совокупность процедур расчленения изучаемых объектов (в данном случае религиозного характера) по каким-либо признакам (например, масштабность охвата населения, наличие одного Бога или множества богов. ). В результате выявляются типы, или группы признаков, которые и задают модель религиозных отношений в обществе.
Феноменологический метод включает систему приёмов выявления смыслов духовного развития людей, соотносит цели религии с мотивами практической деятельности человека.
Структурно-функциональный анализ направлен на раскрытие структуры системы, выявляет её составляющие и особенности их функционирования и взаимодействия.
При исследовании какой-либо религии принципиально важно знать тексты, понимаемые в среде данной религии в качестве священных. Именно на основе такого рода текстов вырабатывается богословие определённой религии. Здесь важно понимать то, что сущность вероучения состоит не в форме поведения отдельных его представителей, а в том, что сказано в священных книгах данного вероучения. Например, сущность православного христианства отражена не в поведении отдельных священнослужителей, а, прежде всего, в том, что прописано в Библии, а также в том, что признано на первых семи Вселенских соборах.
Также при исследовании религий важно вести повседневную жизнь в доброте и чистоте, сохранять личное благочестие, то есть те духовно-нравственные качества, которые постулируются мировыми религиями. В противном случае, изучение религий обернётся самобичеванием или, что крайне опасно, самопревознесением, гордыней, желанием оправдать свой грех и принять его в качестве нормы, а потому агрессивно оттолкнуть те книги, в которых пишется о величии непорочности души человеческой. Э. Фромм в работе «Психоанализ и религия» писал: «Моральное падение – чаще всего акт восстания, искупить который можно лишь оргией повиновения. Результатом раскаяния является то, что «грешник», погрязая в своей порочности, морально слабеет, исполненный ненависти и отвращения к себе, и поэтому склонен к греху в дальнейшем, когда оргия самобичевания закончена»[4]. Здесь надо обратить внимание на то, что в приведённой выше цитате из работы Э. Фромма не следует путать употреблённое им понятие раскаяние с христианским таинством покаяния.
Так или иначе, но исследователю религии для правильного понимания смысла вероучений необходимо жить в благонравии. Курс лекций по религиоведению, ориентированный на изучение того, что для многих людей понимается в категории святости, предполагает то, что те, кто изучает и читает данный курс, сами должны стремиться к жизни в доброте и чистоте.

Читать еще:  Тест: Апостол и евангелист Матфей

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Беспарточный Б.Д. Религиоведение. Учебное пособие / Б.Д. Беспарточный – Курск, 2002.
2.Гегель Г.В.Ф. Философия религии / Г.В.Ф. Гегель. 2 Т. М.: «Мысль», 1976.
3.Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник / под ред. члена-корреспондента РАЕН, проф. В.И. Жукова. / Р.Ф. Лобазова – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008.
4.Музафарова Н.И. История религий / Н.И. Музафарова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
5.Фромм Э. Психоанализ и религия / Э. Фромм // Сумерки богов. – М.: Издательство политической литературы, 1990.
6.Яблоков И.Н. Религиоведение / И.Н. Яблоков. – М.: Гардарики, 2000.
7.История религии. В 2-х т. – М.: Высшая школа, 2002.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:
1.В чём вы видите актуальность курса религиоведения как учебной дисциплины?
2.Какие учебные дисциплины будут вами востребованы при изучении религиоведения?
3.Какие вы знаете разделы религиоведения? В чём состоит их взаимосвязь?
4.Почему при изучении гуманитарных дисциплин, включая религиоведение, для преподавателя и учащегося важно следование нормам благочестия?
5.Чем учебный курс религиоведения отличается от учебных курсов по богословию?
6.В чём специфика восприятия курса религиоведения с атеистических позиций?
7.В чём специфика восприятия курса религиоведения с позиций верующего человека?
8.Каким образом курс лекций по научному атеизму, читавшемуся в вузах СССР, может быть востребован при изучении курса религиоведения?
9.Считаете ли вы возможным заменить курс религиоведения иным учебным курсом, например, этикой?

[1] Гегель Г.В.Ф. Философия религии. 2 Т., т. 1, М.: «Мысль», 1976. С. 207. [2] Гегель Г.В.Ф. Философия религии. 2 Т., т. 1, М.: «Мысль», 1976. С. 206. [3] Гегель Г.В.Ф. Философия религии. 2 Т., т. 1, М.: «Мысль», 1976. С. 220. [4] Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М.: Издательство политической литературы, 1990. С. 162.

Религиоведение – наука о религиоведах?

Профессиональный религиовед – исследователь вне конфессий, вне субъективности – так ли это? Каковы проблемы современного религиоведения, должен ли религиовед быть атеистом, и возможно ли изучать религию – об этом мы беседуем с доцентом философского факультета МГУ, историком философии Алексеем Павловичем Козыревым.

-Алексей Павлович. В чем вы видите основные проблемы современного религиоведения?

— Советское религиоведение было атеистическим, а советский атеизм был частью идеологической доктрины партии, частью общегосударственной идеологии. Атеистическая пропаганда была делом государственной важности, и изрядная часть лекций обществоведов была посвящена атеистической пропаганде, преподаватели университетов для этого посылались в глубинку.

Теперь бывает подчас, что религиоведение замыкается в своих собственных рамках, превращается в науку о самом себе. Сегодня поговаривают уже о таком предмете и такой кафедре, которая называлась бы «Истории религиоведения». Может возникнуть ощущение, что это древняя и мощная наука, уходящая своими корнями в глубину веков.

Мне кажется, что есть религиоведение в узком смысле слова и в широком смысле слова.

Религиоведение в узком смысле слова — это нечто среднее между социологией и феноменологией религии, и здесь есть опасность такого взгляда на религию как бы сквозь целлофан, так что никакого запаха от религии не остается. Здесь религиовед – это априори внеконфессиональный человек. Православный человек или мусульманин не может быть религиоведом при таком подходе. Когда он становится религиоведом, он прекращает быть православным, хотя бы на время его профессиональной деятельности. То есть постулируется такое совершено объективистское отношение к религии.

Такая позиция имеет тенденцию превращаться в позицию сектантскую: «только мы по-настоящему занимаемся религией, только мы знаем, что это такое, только у нас есть инструментарий, который дает возможность понять, что значит религия в обществе». А все, кто пытается совместить религиоведение с конфессиональными предпочтениями, становятся изгоями и еретиками. Это, мол, не наши, это не религиоведы.

В пору нашей еще советской студенческой юности один покойный ныне профессор читал лекции по истории религии и атеизма. Он говорил, что Сергей Радонежский стал святым в конце XX века, а до этого он святым не был, а был преподобным. Вот подобного рода информацию приходилось выслушивать с университетских кафедр, хотя к тому времени уже тысячелетие крещения Руси отпраздновали, и кто такой Сергей Радонежский и какова его роль в истории России мы знали хотя бы по Ключевскому.

Средневековые схоласты-монахи охотно рассуждали о половой жизни, о том, как нужно супругам вести себя в браке. И, наверное, они не всегда рассуждали неправильно, хоть и основывались на внешних данных и свидетельствах, но далеко не всегда приходили к ложным умозаключениям. Так и религиовед рассуждает о религии, ведь я не случайно употребил метафору целлофана, через который пытаются нюхать розу. Розы через целлофан не пахнут, и человек записывает себе в блокнот: «розы не пахнут»!

В Свято-Тихоновском университете религиоведение возникает как конфессиональное, по-другому было бы странно бы. Что же, к ним теперь нужно относится с подозрением?

— Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития отечественного религиоведения?

— Мне кажется, что перспектива развития религиоведения — исключительно в направлении полидисциплинарности: с хорошим знанием истории, лингвистики, этнографии.

Если мыслить о религиоведении как о кабинетной науке, совершать открытия, не выходя из кабинета, — то ничего не получится. С другой стороны, если основывать науку только на результате обобщения полевых исследований, тоже ничего не получится. Я преподаю на отделении религиоведения с самого момента его основания — читаю курс истории русской философии, часто присутствую на защитах дипломных работ. Когда у студентов есть хорошая историко-философская подготовка, получаются качественные дипломные проекты. Когда человек остается только на уровне статистики, контент-анализа, или же пребывает в плену идеологий – «научного атеизма», «светского гуманизма» и прочих квази-религиозных фантомов, то работа получается поверхностной и темы бывают надуманными.

— Как вы оцениваете уровень студентов и выпускников отделения?

Процент интересных и творческих работ у выпускников этого отделения достаточно высок, несмотря на несовершенство образовательных парадигм и стратегии.

Есть Московское религиоведческое общество, созданное молодыми людьми, аспирантами, которые невероятно активны, они проводят по 5 конференций в год, 2-3 из них международные.

Я не берусь оспаривать важность и нужность этой работы, но сектантская замкнутость религиоведения на самом себе, когда религиоведение становится наукой о религиоведах – это тупиковый путь. Вот это религиовед, а это, извините, философ религии, а это теолог, это конфессиональный человек, он к нам не имеет никакого отношения.

— Можно ли сегодня говорить об актуальности религиоведения?

Человек, по сути своей, — существо религиозное, и религиозность — одна из фундаментальных составляющих человеческой натуры.

Если мы описываем человека в антропологической парадигме, то мы никуда не денемся от религиозного измерения. Обращение к религии есть один из способов реализации метафизической потребности, существующей у человека.

Почему существует устремленность к иному, трансцендентному основанию мира, почему мы не ограничиваемся только здешним существованием или, по крайней мере, не все ограничиваемся, почему это происходит подчас в парадоксальных формах? Сама религия и конфессиональная теология на этот вопрос не ответит.

Тертуллиан считает, что душа по своей природе своей — христианка, отсюда вся философия естественного закона, «lex naturalis», по католической традиции.

Я дерзаю иногда спросить католиков, вы уверены вообще, что есть естественный закон? Вы уверены, что человек в естественном состоянии, по природе своей религиозен и не будет никому вредить? Я не уверен.

Читать еще:  Тест: О смысле жизни

Религия — это сфера, которая передается человеку с общественной традицией, с родовой памятью, с влиянием родителей, семьи, через предание, или, наоборот, вопреки этому влиянию?

Надо изучать механизмы передачи, как происходит трансляция, почему она происходит, а почему может не происходить, где прерывается, где происходит слом. Это не область теологии. Я не вижу оснований в том, чтобы отвергать религиоведение как особую научную сферу, как область науки очень многогранной, очень сложной и допускающей совершенно разные стили и разные научно-исследовательские парадигмы, от чисто философских, теоретических до эмпирических.

— То есть путь религиоведения – между теологией и научным атеизмом?

— Не нужно превращать религиоведение в теологию, с одной стороны, и с другой стороны, не нужно превращать религиоведение в научный атеизм, говоря о том, что только вне конфессий человек может быть религиоведом. Как не нужно и говорить, что религиоведом может быть только человек, принадлежащий к любой другой конфессии, кроме православия.

— Это очень распространенное суждение…

Я сталкивался с интересным явлением во Франции. Когда общаешься со среднестатистическим французом, можешь почувствовать, что ему интересна любая религия, кроме католической. Для него католичество – это изуверская, мракобесная религия. Однажды в воскресный день на Сергиевское подворье зашли три французских тетушки, которые говорили мне: «Какая у вас замечательная религия – православие. Такая светлая, такая радостная, жизнеутверждающая, а у нас вот католицизм, такая мрачная религия, человеконенавистническая».

C моим старшим товарищем-католиком, работавшим в ЮНЕСКО, не хотели здороваться коллеги, в силу того что он практикующий католик.

Это «чаадаевское» мироощущение, — мы подозреваем, топчем ногами, ту традицию, которую нас сформировала. Точно так же, как у не очень образованных и не очень воспитанных людей бывает иногда спонтанная и берущаяся ниоткуда ненависть к своим родителям, когда они начинают кричать на мать, топать на нее, как собаку отправлять ее в угол. Я встречался с такими проявлениями в деревнях, и это не обязательно есть следствие запойного алкоголизма. Иногда это бывает с людьми, которые даже достигли какого-то определенного культурного уровня, но как бы стыдятся своей такой забитой, необразованной, может даже толком читать не умеющей матери.

Такое отношение бывает и у нас, русских, у людей, казалось бы, образованных православной традицией, когда в православии стараются видеть проявления мирских, потребительских, корыстолюбивых инстинктов, когда тёмное пятнышко пытаются раздувать до размеров вселенского масштаба.

Иногда считают, что теологией, богословием занимаются люди церковные, даже стремящиеся к определенной карьере в церкви, а религиоведением занимаются люди светские, более внешние, но в то же время не враждебные по отношению к традициям. А могут две этих науки, две дисциплины не превращаться в двух разъяренных собак, которые грызут друг друга, и противопоставляют себя друг другу?

Вспомним С.С. Аверинцева. Он из того слоя людей, которые были глубоко верующими, православными, и которые, тем не менее, работали в советской высшей школе. С.С. Аверинцев, правда, в университете надолго не прижился, но, тем не менее, в 1991 году пришел к нам на факультет, на кафедру истории и теории мировой культуры, старался регулярно читать лекции.

Тогда был бум интереса к религии и каждый человек спрашивал, верите ли вы в Бога? Это считалось нормальным — преподавателя на лекциях спросить или написать записочку: «А в Бога вы верите?». И Аверинцева как-то спросили — он ответил: «Да, но зарплату я здесь получаю не за это». Это был очень изящный ответ, потому что действительно от университетского преподавателя ждут не проповеди, и от священника, который приходит преподавать в университет, тоже ждут не проповеди… вот-вот батюшка начнет всех воцерковлять и немедленно обращать! С такой лекции убежит большая часть студентов. От него ждут изложения определенных знаний, филологических, исторических, философских, в меру его компетентности, поэтому есть светское поле, на котором могут сотрудничать люди верующие и неверующие, церковные и не церковные, хотелось бы, чтобы религиоведение было таким полем. Но чтобы это не было игрой в одни ворота. Чтобы это не походило на одну футбольную команду, которая забивала мячи в ворота противника и в свои собственные и делала вид, что она ведет честную борьбу.

Поэтому у меня нет никаких предрассудков относительно того, что религиовед должен быть обязательно неверующим человеком. Как у всякого человека у него есть свои убеждения, свобода совести. Вера остается его Privatsache, eсли уместно здесь использовать термин ревизионистов. Да и вообще-то говоря, я не знаю, возможно ли чистое религиоведение, без истории, философии и социологии религии.

Мне кажется, что религиоведение в конечном итоге, это сплав различных методик и способов ведать религию, спрашивать о религии.

Онлайн-конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Архитектурно-культурное наследие русского православия как фактор сохранения исторической памяти и воспитания духовно-нравственных ценностей»

VI Международная конференция «Демонология как семиотическая система»

Конференция “Locating religion and nonreligion in Eastern/Central Europe” (Варшава, 3-5 сентября 2020)

Круглый стол “Славянское язычество XXI века: проблемы генезиса и развития”

Зимняя религиоведческая школа в Крыму «Конфессиональное многообразие: история, реалии, перспективы»

Хронология

Онлайн-конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Архитектурно-культурное наследие русского православия как фактор сохранения исторической памяти и воспитания духовно-нравственных ценностей»

Кафедра теологии, религиоведения и культурных аспектов национальной безопасности ОГУ имени И.С. Тургенева приглашает принять участие в работе Всероссийской научно-практической онлайн-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной мировоззренческому значению архитектурно-культурного наследия русского православия.

Абдуллаев М.Х. Мусульманская община США на рубеже десятилетий: актуальные вопросы поиска идентичности в мультикультурном американском социуме

Статья посвящена изучению мусульманской общины Соединенных Штатов Америки исходя из актуальных общественно- политических процессов, протекающих в стране в настоящее время, в том числе исходя из назревших вопросов гармоничной интеграции мусульман- американцев в окружающий социум, поиска приемлемого соотношения религиозного и светского, требований ислама и стандартных демократических ценностей.

Джозеф Хеннингер, Питер Антес. ПРАЗДНИКИ НОВОГО ГОДА

Понятие «год», известное во всех высших культурах (солнечный год или лунный год или и некая комбинация того и другого), в архаических культурах не известно вовсе. В некоторых культурах исчисляются лишь приблизительно шестимесячные периоды — особенно в тропических регионах, где время сева и сбора урожая приходится дважды на один год. Даже если год принимается за основную единицу времени.

VI Международная конференция «Демонология как семиотическая система»

19–21 мая 2020 г. Центр типологии и семиотики фольклора и Центр визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ проводят VI Международную конференцию «Демонология как семиотическая система».

Конференция “Locating religion and nonreligion in Eastern/Central Europe” (Варшава, 3-5 сентября 2020)

In the V4 countries and the neighboring regions of Central and Eastern Europe “religion” can be seen as present in some, while conspicuously absent in other ways. Some areas and social milieu are seen as those where religion, in some understanding, is important both in public as well as private spheres; other locales are considered the most atheistic worldwide; while still others have witnessed a.

Программа зимней религиоведческой школы в Крыму «Конфессиональное многообразие: история, реалии, перспективы»

Организаторы: КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского, Таврическая академия (структурное подразделение), кафедра религиоведения (г. Симферополь) МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. Ломоносова, философский факультет (г. Москва) ТАВРИЧЕСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ (г. Симферополь) РУССКОЕ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО (г. Москва) Время проведения: 31 января – 5 февраля.

Круглый стол “Славянское язычество XXI века: проблемы генезиса и развития”

Информационный портал «Пантеон» совместно с НИЛ «НРД в современной России и Европе» проводят совместный круглый стол, посвященный современному славянскому язычеству. В мероприятии участвуют исследователи родноверия Роман Шиженский, кандидат исторических наук, доцент, заведующий НИЛ «НРД в современной России и Европе» НГПУ им. Козьмы Минина, Алексей Гайдуков кандидат философских наук, доцент.

Зимняя религиоведческая школа в Крыму «Конфессиональное многообразие: история, реалии, перспективы»

В программе: лекции, тренинги, деловые игры, конференция, выездные заседания и посещение историко-культурных объектов Среди преподавателей школы: ведущие религиоведы и теологи России, Крыма и Севастополя Организаторы: КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.И. Вернадского Таврическая академия (структурное подразделение), Кафедра религиоведения ТАВРИЧЕСКАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ РУССКОЕ.

Леонард Норман Примиано. ХЕЛЛОУИН

Хеллоуин, или канун Дня всех святых (All Hallows Eve) – праздник, отмечаемый 31 октября, вечер накануне христианского Праздника всех святых (Дня всех святых). Хеллоуин – название кануна Сауня (Samhain произносится Саун или Саунь в зависимости от диалекта гэльского языка – прим. глав. редактора), праздненства, знаменовавшего начало зимы и наступление первого дня Нового года в.

Рецензия на учебник “Основы духовно-нравственной культуры народов России” (под ред. А.Н. Сахарова)

Содержательная экспертиза учебно-методических материалов по курсам ОРКСЭ, используемых во всех регионах Российской федерации, согласно федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования. Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. /Под ред. Сахарова А.Н. Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур народов России. М., ООО.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector