0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тест: Апостол Симон Кананит

Жизнь и смерть Симона Кананита

Сегодня в Абхазии праздничный выходной, разделивший рабочую неделю на две половинки по два трудовых дня, – День Святого Апостола Симона Кананита. Выходным в стране он стал более четырех лет назад, когда 30 апреля 2014-го абхазский парламент после доклада депутата Саида Харазия единодушно проголосовал за расширение перечня праздничных и памятных дат, в основном за счет православных праздников.

Впрочем, и до того, как 23 мая стало выходным, в этот день в постсоветское время из года в год в Новом Афоне проводились торжества при большом стечении народа, в частности, многочисленных паломников из России.

Из-за затянувшихся реставрационных работ храм Симона Кананита закрыт для посещения. Он построен на мощах Симона Кананита в IX веке, в период расцвета древней столицы Абхазии Анакопии. (Новый Афон). Ежегодно в этот день председатель Церковного совета Абхазской православной церкви иерей Виссарион Аплиаа проводит праздничное богослужение у стен храма. Нынче в нем приняли участие президент Абхазии Рауль Хаджимба, вице-президент Виталий Габния и премьер-министр Геннадий Гагулия. Не в первый раз приехал сюда в этот день и атаман Всевеликого войска Донского Николай Козицин.

Жизнь и смерть Симона Кананита
  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в Twitter
  • Поделиться ВКонтакте

No media source currently available

  • | MP3

Священная Митрополия Абхазии (СМА) проводит богослужение неподалеку, в верхнем соборном храме великомученика Пантелеймона Новоафонского монастыря. Наиболее посещаемым в этот день становится грот в ущелье реки Псырцха, где по преданию жил и молился апостол.

Симон Кананит стал, можно сказать, национальным абхазским святым и основателем одной из самых древних в мире христианских общин. В связи с сегодняшней датой во всех действующих православных приходах Абхазии прошли божественные литургии.

В православном мире Абхазия считается последним пристанищем апостола. Симон Кананит – один из двенадцати ближайших учеников Иисуса Христа – сын святого праведного Иосифа от первого брака и сводный (единокровный) брат самого Христа.

Статья «Симон Кананит – Апостол Кавказа» на российском интернет-ресурсе «Энциклопедия веры. Православие» начинается так: «В одном из потаенных уголков Абхазии, между двух горных туннелей, находится железнодорожная станция Псцырха, названная так по имени протекающей рядом реки. Прямо от нее, вверх по течению, отходит тенистое ущелье. Длина его не более километра… Главным историческим объектом, ради которого сюда стремятся туристы и паломники, является грот Святого апостола Симона Кананита. Тесная и глубокая ниша в скале стала отправной точкой, откуда учение Христа распространилось по всей Абхазии».

В Евангелиях, говорится в этой статье, его имя лишь упоминается в перечислении двенадцати учеников Христа, апостолов. Прозвище «Кананит» может означать, что он происходил из города Каны (Израиль, недалеко от г. Назарета), где Христос совершил два чуда – превращение воды в вино на свадьбе и исцеление сына царедворца. В Св. Писании упоминается и другое прозвище апостола – Зелот. Зелотами называли иудеев, посвятивших себя борьбе с римским владычеством. Эти люди дерзали публично выступать против властей, устраивали восстания и сбивали с городских зданий и стен храма римских «орлов». Желая направить рвение Симона на путь христианской проповеди, Христос призвал его в число ближайших учеников. Скудость евангельских сведений об апостолах дополняет церковное Предание – собрание древних устных и письменных источников, признанных Церковью истинными. Оно сообщает, что Кананит был одним из сыновей Иосифа, «названного» отца Иисуса Христа. Поначалу Симон противился сводному брату, огорчившись решением Иосифа поровну разделить между ними наследство. Прошло много лет, прежде чем в его настроениях произошла перемена.

Именно на свадьбе сводного брата в Кане Галилейской Христос, когда на ней закончилось вино, превратил в него воду, что окончательно утвердило будущего апостола в вере.

После смерти и Воскресения Христа его ученики собрались, чтобы бросить жребий, кому в какие края отправляться на проповедь. Симону и Андрею выпала земля Кавказа.

«Сначала, – говорится в названной статье, – они остановились в г. Севасте (Сухум), где их проповедь была принята с благодарностью, так как жители портового города находились под культурным влиянием греков и римлян. Андрей вскоре отправился далее на север, путешествуя с проповедью в скифских степях до Крыма, Симон же остался в уютной долине близ города Трахеи (Анакопия, нынешний Новый Афон), поселившись в уединенном гроте, чтобы иметь возможность молиться перед каждым путешествием. Проповедь Христа среди язычников в те времена была опасным предприятием, тем более что некоторые племена сохраняли обычаи человеческих жертвоприношений, были крайне воинственны и отказывались слушать другие учения. Предполагается, что одно из «людоедских» племен обитало в окрестностях нынешнего Нового Афона. Согласно местному преданию, апостол Симон Кананит был убит по настоянию языческих вождей там, где и жил, – на берегу Псцырхи. И сегодня местные жители указывают на камни с красными пятнами в русле реки. Это запечатлелась кровь Святого, напоминая о жестоких временах безверия».

Прочитав такое, я был шокирован. Вообще-то в середине первого века нашей эры в крепости города Себастополис (на месте древнегреческой Диоскуриады) стоял римский гарнизон, а тогдашние римские власти жестоко преследовали первых христиан. В документальном фильме Сергея Язвинского «История христианства в Абхазии», который обсуждался в марте 2016 года в центре им. Юрия Воронова в Сухуме (я рассказывал тогда об этом на «Эхе Кавказа»), излагается совсем другая версия убийства апостола. А именно: проповедуя в Себастополисе, Симон Кананит вызвал негодование начальника римского гарнизона и укрылся от преследований римлян в пещерном гроте в Анакопии, начал крестить там абасгов – предков современных абхазов – и принял затем мученическую смерть от римских легионеров… Такая версия со стороны абхазских историков, собравшихся на просмотр фильма, возражений не вызвала. Ну, а главное, конечно, – информация о «людоедском племени», обитавшем в окрестностях нынешнего Нового Афона две тысячи лет назад. Откуда она взялась в головах у безымянных авторов статьи?

Хотя версия, что апостола предали смерти жившие в окрестностях грота язычники-абасги, всегда была достаточно распространена. При этом во времена воинствующего атеизма в СССР данное деяние, надо полагать, трактовалось как нечто прогрессивное, чуть ли не как борьба с «опиумом для народа». И неудивительно, что известный советский писатель Георгий Гулиа в начале 60-х в новелле «Смерть святого Симона Кананита» изображал апостола довольно насмешливо (абазгские старейшины уличили его, в частности, в незнании даже имен древнегреческих философов) и принявшим смерть «на берегу веселой горной речки» от абазгов.

За истекшие после этого полвека отношение к религии вообще и к Симону Кананиту в частности на постсоветском пространстве кардинально изменилось. Поэтому подобная трактовка обстоятельств смерти апостола крайне непопулярна в Абхазии,

После моей публикации позапрошлого года на «Эхе Кавказа» «Так кто же убил Симона Кананита?», где излагалась версия Язвинского, вспоминалась новелла Г. Гулиа и т.д., одни знакомый, что называется, «прикопался»: «А ты сам как думаешь: кто убил?». Меня сперва такая постановка вопроса насмешила: «Перечитай мою публикацию. Там же сказано, что это уже невозможно установить, как и виновников многих других убийств прошлых веков. Что я могу «думать»? Я не знаю!»). Но потом, по размышлении, понял, что этот собеседник, как и многие другие люди, явно путал понятия «как думаешь?» и «как бы тебе хотелось, чтоб было?». И это совсем не удивительно, ибо сплошь и рядом мы видим вокруг себя, как люди, не имея в распоряжении никаких доказательств, начинают тем не менее с пеной у рта излагать ту версию, которая им просто наиболее выгодна.

В данном случае мне, конечно, не хотелось бы, чтоб убийцами Симона были абазги. Но это нежелание основано не на каких-то религиозных чувствах, а просто на том, что убийство в мирное время, не на поле брани и не в целях самозащиты, а тем более лишь за то, человек излагает отличные от твоих взгляды, это всегда отвратительно.

Из статьи «Симон Кананит – Апостол Кавказа» я узнал следующее. «Желая приобщиться к славе святого Симона Кананита, Западная Церковь излагает другие версии жизни и подвигов апостола. Существует предание, что Св. Апостол Симон проповедовал в Бретани. Англоязычная Википедия упоминает древний город Гластонбери как место его подвигов и современный Линкольншир как место казни через распятие, осуществленной местными язычниками. Несмотря на сомнительное происхождение этой легенды, в Англии почитают апостола, одна из англиканских церквей Лондона посвящена его имени. Областью проповеди Симона Кананита Википедия Германии называет Эдессу и Вавилон (Ирак). В последнем он был казнен вместе с апостолом Иудой Фаддеем. На католических иконах святой изображается с пилой, изображающей орудие его казни. Это обстоятельство породило традицию на Западе почитать Симона как покровителя пильщиков. Русская православная церковь придерживается мнения, что мощи апостола покоятся под спудом храма в Абхазии и никогда не были обретены».

Читать еще:  Рубрика Книги Библии

В последние десятилетия в мире появилось много художественных фильмов, снятых по библейским мотивам. В этой связи пришло в голову: насколько динамичной, похожей чуть ли не на боевик была бы лента про единокровного брата Христа – Симона Кананита. Но, с другой стороны, учитывая, сколько различных версий существует о его жизни и смерти, можно не сомневаться, что любой вариант вызвал бы возражения. Не говоря уже у том, что с точки зрения атеистов часть вина на его свадьбу просто кто-то подвез с опозданием.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

Виталий Шария

В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

В 1975-1991 годах работал в газете «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

Живое Предание

Апостол из царского рода

Аспирант СПбДА, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» (г. Тихвин Ленинградской обл.).

Симон Кананит относился к последней четверке апостолов (вместе с Иаковом Алфеевым, Иудой Иаковлевым и Иудой Искариотским). О них Священное Писание говорит меньше, чем о других апостолах, но это не означает, что они не имели своих особенностей или были менее важны для Христа.

Имел царское происхождение?

Апостол Симон был родом из Каны Галилейской, где Христос совершил Свое первое чудо, претворив на свадьбе воду в вино. Существует мнение, что это чудо произошло именно в доме Симона. Одно из распространенных мнений говорит о том, что Симон был одним из сыновей праведного Иосифа Обручника от первого брака. Как известно, Иосиф был царского рода, из дома Давидова. Если апостол был действительно сыном Иосифа, то и он имел царское происхождение.

Почему имел два прозвища?

Как и другие апостолы, Симон имел прозвище. В Евангелии от Матфея и от Марка он назван Кананитом (в переводе с евр. «ревнитель»). Это прозвище свидетельствует о том, что апостол относился к партии «ревнителей», которые именовались зилотами. Отсюда его второе прозвище — Зилот. Именно это прозвище указывает апостол Лука в Евангелии, когда говорит о Симоне. Вероятно, читателям этого евангелиста был необходим перевод прозвища, в связи с чем Лука использует его второй вариант.

Симон имел пылкий характер?

Мы не можем однозначно сказать, какой характер был у апостола. Но то, что его прозвище («ревнитель») закрепилось за ним на всю оставшуюся жизнь, может косвенно указывать не только на его изначальную принадлежность к религиозно-политической группировке, но и на пылкость и ревностность характера.

Должен был быть спутником Иуды Искариотского?

Господь отправлял на проповедь учеников по двое (см.: Мк 6:7). В Евангелии от Матфея и от Марка имя апостола Симона стоит перед именем Иуды Искариотского. Можно предположить, что Симон и Иуда были вместе. Возможно, изначально они даже имели общие политические взгляды. Но в какой-то момент их дороги разошлись: Симон искренне уверовал во Христа, а Иуда предал Его.

Где проповедовал?

Согласно Преданию, Симон проповедовал Слово Божие в Иудее, Малой Азии, Египте, Ливии, Испании и Британии. А затем направился в Абхазию, где прожил до своей мученической кончины. В IX веке на его мощах был выстроен храм. Однако он был достаточно скоро разрушен. В следующем столетии храм был восстановлен. До сегодняшнего дня сохранилась пещера, в которой жил апостол.

Сохранились ли мощи?

О смерти апостола нет достоверных данных. Очевидно одно — он был лишен жизни за проповедь Евангелия. Одни свидетельства говорят о том, что он был распят на кресте. Другие — о том, что его живьем распилили пилой. До нашего времени сохранилась часть руки апостола, которая со второй половины XX века хранится в одном из храмов Бухареста.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

  • Подписаться на Телеграм-канал
  • Подписаться в Яндекс Дзен

Святой Апостол СИМОН КАНАНИТ

Святой Апостол Си́мон Зилот (Кананит) — один из 12-ти Апостолов – был одним из четырёх сыновей Иосифа Обручника от первого брака, т.е. сводным братом Иисуса Христа. Кананит в переводе с арамейского означает ревнитель. Апостол Лука дает греческую версию его прозвища: Зилот, что значит то же самое, что и Кананит.

Одна из интерпретаций имени апостола связана с Канами Галилейскими, в которой на браке у апостола Си́мона Господь наш Иисус Христос сотворил первое Свое чудо, претворив воду в вино. Об этом сказано в Святом Евангелии от Иоанна Богослова. Именно этот отрывок читают во время совершения таинства венчания, что, по-видимому, и послужило причиной почитания апостола Си́мона Кананита как покровителя христианского супружества.

Узрев чудо, совершенное Господом на свадьбе в Кане, Симон воспламенился ревностью ко Господу и так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, несмотря на то, что только что вступил в брак. Так, презрев все мирское, Симон пошел за Христом, как сказано, «уневестив душу свою Жениху бессмертному».

После Вознесения Христа, в день Пятидесятницы он получил дар Святого Духа, сошедшего на учеников Спасителя в виде огненных языков. Симон проповедовал веру Христову сначала в Иудее, потом — в Эдессе (Сирии), Армении, Египте, Киринее (Ливии), Мавритании, Испании и даже Британии, о чем свидетельствуют местные предания некоторых христианских народов.

Известно, что Си́мон Зилот вместе с апостолами Андреем Первозванным и Матфием благовествовал в земле Иверской. Далее Симон и Андрей пошли в горы Сванетии (Осетии), после — в Абхазию и остановились в городе Севасте, нынешнем Сухуми. Затем апостол Андрей отправился проповедовать вдоль Черноморского побережья Кавказа, а Симон поселился в небольшой труднодоступной пещере, расположенной в ущелье реки Псыртсхи (окрестности современного Нового Афона). В эту пещеру он спускался по веревке через небольшой естественный вход. Это было примерно в 55 году н. э., через двадцать с лишним лет после Воскресения Христа.

Келья-грот апостола Симона Кананита

Пещера Симона Кананита

Долго ли пребывал апостол в Абхазии, летописи не сообщают. Он творил здесь множество знамений и чудес, а его проповедь многих людей обратила ко Христу. Предания гласят, что благодаря проповедям Симона Кананита, в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство. В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило. Симон Кананит первым начал крещение местных жителей – предков современных абхазов.

Из-за этого апостол неоднократно подвергался нападкам со стороны язычников. А во время жестокого гонения на христиан, которое начал грузинский царь-язычник Адеркий (Аркадий), Симон принял мученическую кончину. По одной из версий он был усечен мечем, по другой – заживо распилен пилой. Существует также предание, что он был распят на кресте.

Ученики погребли тело святого недалеко от его пещеры. К его могиле стали приходить верующие, прося помощи в нуждах и исцеления от болезней.

В IX веке на мощах Симона Кананита был выстроен храм, из белого тесаного известняка. А спустя всего два столетия христианская вера прочно утвердилась во всей Абхазии. В XI-XII столетиях Абхазия была процветающим христианским государством. Весь абхазский берег был покрыт цветущими городами и монастырями, а прилежащие горы укреплены замками и церквами. Но позже, по неисповедимым судьбам Божиим, она была завоевана турками, абхазцы изменили христианству и перешли в мусульманство. Многие храмы подверглись разрушению, в том числе и Симоно-Кананитский.

Самый древний из монастырских храмов — храм апостола Симона Кананита

В 19-м веке древний храм был восстановлен насельниками Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря, который был основан рядом в 1875 году монахами со Старого Афона (Греция) из обители св. Пантелеимона. На это последовало высочайшее распоряжение его императорского величества Александра III об отводе в Абхазии «327 десятин земли и передаче монастырю развалин храма апостола Симона Кананита, башни, оставшейся от времен генуэзцев, а также о предоставлении братии права рыбной ловли в реке Псыртсха».

Читать еще:  Тест: Творение мира и человека

Монастырь Святого Симона Кананита на Новом Афоне

Монастырь стал центром православного просвещения Кавказа и всего юга России, а его центральный Пантелеймоновский собор — крупнейшим культовым сооружением Абхазии. В нем могли одновременно поместиться более трех тысяч человек. Стенные росписи собора представляли собой один из последних памятников русской церковной иконописной школы. Музыкальные куранты самой высокой башни-колокольни являлись подарком Александра III. Кроме курантов, царь преподнес монастырю паровоз и электростанцию.

При монастыре работали несколько заводов — свечной, кирпичный, маслобойный, конский, имелись живописная, переплетная, швейная, часовая, сапожная, литейная мастерские. Огромные пространства на склонах гор вокруг монастыря были засажены мандариновыми, лимонными, оливковыми, ореховыми, сливовыми садами, виноградниками, кукурузными, картофельными полями. Также действовали две пасеки и ботанический сад с экзотическими растениями. Следы былого могущества монастыря видны и сейчас — до сих пор вокруг обители цветут сады и приносят богатый урожай виноградники, посаженные братией. Ведь до прихода русских монахов на этих горных склонах никаких культур не возделывалось и не росло.

К древней пещере Симона Кананита монахи прорубили удобный для посещения вход, пристроили каменную лестницу, выложили мозаикой лики Иисуса Христа, Богоматери и самого Симона Кананита на стенах пещеры. В таком виде она сохранилась до наших дней. И сегодня по пути к ней можно встретить источник со святой водой, и небольшой гранитный валун с отпечатком стопы апостола, и горные пороги, под которыми Симон Кананит принял мученическую смерть. На камнях, лежащих близ грота, до сих пор видны красные пятна – «капли апостольской крови».

В настоящее время мощи апостола находятся под спудом Симоно-Кананитского храма.

Часть мощей апостола пребывает в базилике апостола Андрея Первозванного в Кёльне (Германия).

Существуют еще две версии мученической кончины апостола Симона. По одной, он был распят местными язычниками во время апостольской проповеди в Британии, по другой, широко распространенной на Ближнем и Среднем Востоке, — казнён вместе с апостолом Иудой Фаддеем в Вавилоне. Однако Православная Церковь не разделяет ни ту, ни другую.

Тропарь, глас 3
Апостоле святый Симоне, моли милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.

Кондак, глас 2
Известно премудрости учения в душах благочествующих положшаго вохвалении ублажим, яко богоглаголиваго вси Симона: Престолу бо славы ныне предстоит и со безплотными веселится, моляся непрестанно о всех нас.

Молитва апостолу Симону Зилоту
Святы́й сла́вный и всехва́льный апо́столе Христо́в Си́моне, сподо́бивыйся прия́ти в дом твой в Ка́не Галиле́йстей Го́спода на́шего Иису́са Христа́ и Его́ Пречи́стую Ма́терь, Влады́чицу на́шу Богоро́дицу, и очеви́дцем бы́ти пресла́внаго чудесе́ Христо́ва, на бра́це твое́м явле́ннаго, претворе́ния воды́ в вино́! Мо́лим тя с ве́рою и любо́вию: умоли́ Христа́ Го́спода претвори́ти ду́ши на́ша из грехолюби́вых в боголюби́выя; сохрани́ и соблюди́ нас моли́твами твои́ми от искуше́ний диа́вольских и паде́ний грехо́вных, и испроси́ нам свы́ше по́мощь во вре́мя уны́ния и беспомо́щия на́шего; да не преткне́мся о ка́мень собла́зна, но неукло́нно ше́ствуем спаси́тельным путе́м за́поведей Христо́вых, до́ндеже дости́гнем о́ных блаже́нных оби́телей ра́йских, иде́же ты ны́не водворя́ешися и весели́шися. Ей, апо́столе Спа́сов! Не посрами́ нас, кре́пце на тя упова́ющих, но бу́ди нам помо́щник и покрови́тель во всем житии́ на́шем и помози́ нам благоче́стно и богоуго́дно житие́ сие́ вре́менное сконча́ти, благу́ю и ми́рную христиа́нскую кончи́ну получи́ти и до́браго отве́та сподо́битися на Стра́шнем Суде́ Христо́ве; да избежа́вше мыта́рств возду́шных и вла́сти лю́таго мироде́ржца, унасле́дуем Ца́рство Небе́сное и просла́вим великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. А ми́нь.

Тест: Апостол Симон Кананит

Свя­той апо­стол Симон Кана­нит, из чис­ла 12-ти уче­ни­ков Хри­сто­вых, упо­мя­нут в спис­ках апо­сто­лов в Еван­ге­ли­ях по Мат­фею, Мар­ку, Луке, а так­же в Дея­ни­ях Апо­сто­лов. Про­ис­хо­дил он из Каны Галилейской.

В Свя­щен­ном Писа­нии Симон назы­ва­ет­ся Кана­ни­том и Зило­том, что­бы отли­чить его от Симо­на Петра.

Про­зви­ще Кана­нит (арам. Qan’ana), соглас­но мне­нию неко­то­рых иссле­до­ва­те­лей, ука­зы­ва­ет на про­ис­хож­де­ние Симо­на, как уро­жен­ца горо­да Кана. По дру­гой вер­сии, это имя объ­яс­ня­ет­ся исхо­дя из пере­во­да с ара­мей­ско­го: «рев­ни­тель».

Дру­гое его про­зви­ще – Зилот (греч. ζηλωτής) – в пере­во­де с гре­че­ско­го обо­зна­ча­ет «рев­ни­тель», то есть бла­го­че­сти­вый чело­век, рев­ност­но сле­ду­ю­щий иудей­ско­му зако­ну. Ино­гда это про­зви­ще истол­ко­вы­ва­ет­ся в смыс­ле при­вер­жен­но­сти пар­тии зило­тов (зело­тов) – актив­ных бор­цов про­тив рим­ско­го владычества.

Пре­да­ние неред­ко отож­деств­ля­ет Симо­на Кана­ни­та с Симео­ном, апо­сто­лом из чис­ла 70, «бра­том Гос­под­ним» (сыном от пер­во­го бра­ка Иоси­фа), кото­рый стал вто­рым епи­ско­пом Иеру­са­ли­ма после каз­ни Иако­ва Пра­вед­но­го. Если при­дер­жи­вать­ся этой вер­сии, то он тот, к кому на сва­дьбу в Кану Гали­лей­скую при­шел Хри­стос. Там Спа­си­тель совер­шил Свое пер­вое чудо – пре­тво­ре­ние воды в вино. Уче­ни­ки уви­да­ли Боже­ствен­ное могу­ще­ство сво­е­го Учи­те­ля и уве­ро­ва­ли в Него, как в послан­ни­ка Божия ( Ин.2:1–11 ). Уве­ро­вал во Хри­ста и жених. Он оста­вил неве­сту свою; свой дом и всю суе­ту мир­скую и после­до­вал за Христом.

В день Пяти­де­сят­ни­цы Симон Кана­нит при­нял вме­сте с дру­ги­ми апо­сто­ла­ми дар Свя­то­го Духа и пошел с про­по­ве­дью Сло­ва Божия в Мав­ри­та­нию и Афри­ку. Потом был в Бри­та­нии, т. е. нынеш­ней Англии, где про­све­тил мно­гих све­том веры Хри­сто­вой. Нако­нец, про­по­ве­до­вал св. Симон в Егип­те и Персии.

Муче­ни­че­скую кон­чи­ну апо­стол при­нял во вто­рой поло­вине I века в Пер­сии, одна­ко, соглас­но дру­го­му рас­про­стра­нен­но­му мне­нию, он постра­дал за Хри­ста на Чер­но­мор­ском побе­ре­жье Кав­ка­за (в Абха­зии), где под­ви­зал­ся в кон­це сво­ей жиз­ни: как счи­та­ет­ся, грот апо­сто­ла Симо­на Кана­ни­та нахо­дит­ся в уще­лье реки Псырт­схи (окрест­но­сти совре­мен­но­го Ново­го Афона).

Нет и еди­но­го мне­ния о том, как был умерщ­влен свя­той Симон Кана­нит: по одной из вер­сий, он был усе­чен мечем, по дру­гой – зажи­во рас­пи­лен пилой. Суще­ству­ет так­же пре­да­ние, что он был рас­пят на кресте.

Счи­та­ет­ся, что свя­той апо­стол Симон погре­бен в горо­де Никоп­сии, место­по­ло­же­ние кото­ро­го вызы­ва­ет спо­ры. Воз­мож­но, этот город – нынеш­ний Новый Афон в Абха­зии; но дру­гие иссле­до­ва­те­ли пола­га­ют, что он нахо­дил­ся на месте нынеш­не­го посел­ка Ново­ми­хай­лов­ско­го в Крас­но­дар­ском крае. Впо­след­ствии, в XIX веке, на пред­по­ла­га­е­мом месте подви­гов апо­сто­ла, близ Апсар­ской горы, был соору­жен Ново­а­фон­ский мона­стырь Симо­на Кананита.

Ново­а­фон­ский храм Симо­на Кана­ни­та явля­ет­ся памят­ни­ком XI века, выпол­нен в визан­тий­ском сти­ле. Храм был раз­ру­шен во вре­мя мусуль­ман­ской экс­пан­сии. А уже после 1875 году Алек­сандр III издал указ о пере­да­чи церк­ви во вла­де­ние Ново­а­фон­ско­го мона­сты­ря, тогда мона­хи нача­ли вос­ста­нав­ли­вать повре­жден­ные участ­ки стро­е­ния, изме­ни­лась и фор­ма храма.

В насто­я­щее вре­мя мощи апо­сто­ла нахо­дят­ся под спу­дом Симо­но-Кана­нит­ско­го хра­ма в Новом Афоне, часть мощей нахо­дит­ся в Гер­ма­нии (в бази­ли­ке апо­сто­ла Андрея Пер­во­зван­но­го в Кельне) и Вати­кане (в собо­ре Свя­то­го Петра).

Свя­той апо­стол Симон Кана­нит счи­та­ет­ся покро­ви­те­лем супру­гов-хри­сти­ан, так как во вре­мя совер­ше­ния Таин­ства Вен­ча­ния чита­ет­ся отры­вок о бра­ке в Кане Галилейской.

Житие и проповедческая деятельность святого Симона Кананита

Биография Симона Кананита

Евангелие достаточно скудно на факты, касающиеся биографии ученика Христова. Имя его упоминается лишь при перечислении всех двенадцати апостолов. Остальную информацию о житие святого можно почерпнуть из Предания, которое церковники официально признали истинным.

Про житие Симона Кананита известно крайне мало

Юношеские годы

Отцом Симона был Иосиф Обручник, названный отец Иисуса Христа. Таким образом, Зилот является сводным братом Спасителя. Много лет он не признавал родство, огорчившись из-за решения Иосифа поровну разделить наследство. Однако позже, узрев первое чудо Мессии, будущий святой поменял свое отношение и стал Его учеником.

На арамейском языке Кананит означает «ревнитель». В такой же интерпретации упоминает апостола и Лука, только в греческом переводе – Зилот. По одной из версий, это имя было дано Симону согласно названию его родного города Каны, что рядом с Назаретом. Однако большинство богословов отдают предпочтение иной теории, согласно которой иудеев, рьяно боровшихся с римским владычеством, называли зелотами.

Кананит уверовал в Христа после того, как Мессия совершил свое первое чудо – превратил воду в вино на свадьбе у Симона. Об этом случае упоминают писания Иоанна Богослова. Отрывок из Святого Евангелия читают во время обряда венчания, что послужило поводом почитать Зилота как покровителя супружества. Так, уверовав в Спасителя, Симон бросает семью и следует за Иисусом в качестве Его ученика.

Проповедническая деятельность

Проповедовать Зилот начал после чудесного Воскресения Сына Божьего. На пятидесятый день он обрел дар и вместе с другими апостолами отправился странствовать, чтобы нести учение Христово людям. Симон обошел много стран: Египет, Ливию, Мавританию, Иудею, Сирию, Армению, Испанию, Англию. Все это засвидетельствовано в христианских преданиях разных народов.

Читать еще:  Тест: Первородный грех и его последствия

Кананит, Матфей и Андрей Первозванный проповедовали на Иверской земле, а затем отправились в Осетию. Далее они посетили Абхазию, где конечной точкой их пребывания стал город Севаст. Здесь апостолы разделились, отправившись каждый своим путем. Симон же остался, устроив себе келью из небольшого грота поблизости реки Псыртсхи. Это произошло спустя два десятка лет после Вознесения Иисуса.

Как долго святой занимался своей проповеднической деятельностью в Абхазии, неизвестно. Однако за все время своего пребывания он обратил к христианской вере многих язычников. Благодаря Зилоту местными жителями был упразднен кровавый обычай человеческого жертвоприношения.

Кананит был первым, кто ввел обряд крещения среди древних абхазов, тем самым зародив среди них христианскую веру.

Гонения и мученическая смерть

Однако не все язычники были согласны с учением Зилота. Из-за возникавших противоречий Симон часто подвергался гонениям и в конце был вынужден принять мученическую смерть. Единой теории, как это произошло, нет. Одни богословы говорят, что казнь состоялась на Британских островах во время его путешествия с целью обратить местных жителей к христианской вере. Другие поддерживают точку зрения, что Кананит был распят вместе с Иудой Фаддеем. Однако большинство священников разделяют мнение, что он был казнен грузинским царем Адеркием. Каким образом святого лишили жизни, также остается загадкой. По некоторым преданиям, его распяли на кресте, иные говорят об усечении мечом или о расчленении пилой.

Видео «Келья Симона Кананита»

В этом видеосюжете показано чтимое православными людьми святое место.

Чудотворные деяния апостола

Живя в Абхазии, Симон прославился своими чудесами – одним касанием он исцелял любые болезни. Апостол возлагал руки на больное место, окроплял его водой, читал молитву на непонятном наречии и человек выздоравливал. Наблюдая чудесные исцеления, местные жители постепенно начали проникаться доверием к христианскому учению, а вскоре стали отказываться от язычничества, принимая новую веру. Даже после смерти святого на его могилу продолжают приходить верующие, чтобы получить помощь, исцелиться и попросить о спасении.

Дни памяти и почитания святого

Молятся в честь поминания Симона Кананита дважды:

  • 23 мая, как покровителю плодородия;
  • 13 июля, в день Собора всех двенадцати апостолов.

Работать во время весеннего дня памяти не рекомендуется. Традиция предполагает отдых, ограждение от тревог и тяжелого труда. По окончании празднования все запланированные работы можно начинать с новыми силами.

Почтить память святого можно 23 мая и 13 июля

Абхазский монастырь в честь апостола Симона

Впервые храм возвели в IX веке на месте, где был похоронен великомученик. Постепенно христианство укоренилось среди абхазского народа, начали появляться города, а вместе с ними церкви и замки. Однако спустя столетие вторгшиеся турки сменили христианскую веру на мусульманскую, а монастырь почти полностью разрушили.

Древний храм восстановили только через шесть столетий, когда император Александр III передал эту территорию насельникам соседствующей церкви – монахам со Старого Афона (Греция). С тех пор обитель стала религиозным просветительским центром Российской империи. На ее территории был возведен Пантелеймоновский собор, построены заводы, электростанция, вокзал. На полях высадили виноградники, стали выращивать картофель и другие культуры.

Музыкальные куранты, которые находятся на самой высокой колокольне монастыря, были подарены императором Александром III после восстановления храма.

Грот, где жил Зилот, не претерпел изменений. Внутренняя обстановка его осталась прежней, только вместо веревки, был сделан удобный вход с каменными ступенями. Стены древней пещеры выложены мозаикой, на которых можно увидеть лики самого апостола, Иисуса Христа и Пресвятой Девы Марии. Неподалеку от кельи святого находится исцеляющий источник, а рядом – камень с оттисками ступней Симона.

В 2011 году обитель досталась раскольникам, и доступ русским паломникам туда был ограничен. Несмотря на это, попасть на службу в честь великомученика можно в других местах:

  • Сочи, поселок Лоо, Храм Апостола Кананита;
  • Израиль, Кана, церковь Венчания;
  • Тбилиси, лавра Самеба;
  • Сухуми, римско-католическая церковь Св. Симона.

Служба и молитва апостолу Симону Кананиту

Молитва Зелоту помогает обрести супружеское счастье, создать крепкую семью. Она оберегает от ссор с близкими, помогает обрести мир и взаимопонимание между супругами. Искреннее обращение к Симону избавляет от болезней, а также укрепляет дух.

Во время молитвенного чтения произносят акафист, тропарь, а также саму молитву святому. Последнюю читают также во время обряда венчания, благословляя молодоженов на брак. Аналогия с вином, проводимая в тексте, указывает на обращение грешной души к благочестию.

Несмотря на скудное упоминание среди текстов Святого Писания, Симон Кананит оставил после себя неизмеримый след в истории становления христианства. Апостол сумел обратить к истинной вере самых закостенелых язычников, укоренив учение Христа во многих странах мира.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

pharmateacher

pharmateacher

Абхазия – одна из древнейших христианских стран. Еще в 1 веке здесь, согласно христианской традиции, проповедовали новую религию Апостолы Иисуса Христа – Андрей Первозванный и Симон Кананит.

К началу 1V века в Питиунте (современная Пицунда) было построено несколько церквей, остатки которых исследовались советскими археологами. Сейчас раскопки законсервированы, ждут своего часа.

В первой половине V1 века абхазы приняли христианство как государственную религию , и с этого времени началось строительство многочисленных храмов. В современной Абхазии имеются чудом сохранившиеся церкви V1-X11 веков, которые пережили многочисленные войны, природные катаклизмы, столетия религиозных гонений.. Один из храмов находится в пос. Цандрыпш . Я хочу потом рассказать об этом поселке подробнее..

Еще одно христианское место связано с именем Симона Кананита.
Кто же такой — Симон Кананит?
Апостол Симон был из числа 12-ти Апостолов. Он третий мнимый брат Господа по плоти согласно евангелию от Матфея.
Есть предание, что на браке у Симона Кананита Иисус Христос сотворил первое чудо, претворив воду в вино . Узрев чудо, Симон так уверовал во Христа, что последовал за Спасителем, не смотря на то, что только что вступил в брак.

Имя Кананит, которое иногда ошибочно понимали как «из города Каны», на самом деле имеет в древнееврейском то же значение, что и греческое слово Зилот – «ревнитель». Либо это было собственным прозванием апостола, либо могло означать его принадлежность к политико-религиозному движению зилотов (зелотов) — непримиримых борцов с римским владычеством.

Святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и Британии. В Абхазии принял мученическую кончину.По преданию, апостол был заживо распилен пилой. По другим данным – распят на кресте. Погребен в городе Никопсии ( теперь Новый Афон). Впоследствии (в XIX в.) на месте подвигов святого Апостола, близ Иверской горы, был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита. Сохранилась пещера, в которой он жил.

Сначала,при подходе к пещере,- Храм святого Апостола Симона Кананита,построенный на мощах апостола в IX-X в.в. Какое-то время храм был усыпальницей высшего духовенства и центром Сухумской епархии. Он неоднократно реставрировался (последний раз в 1882 г.), но снаружи сохранил свой первоначальный облик. Внутри, под слоем поздней штукатурки, имеются небольшие фрагменты древней настенной росписи.

Пещера — то место, которое меня особо впечатлило…

Во-первых, путь к пещере Симона Кананита – очень красивый. Ущелье, река Псырцха, «тропа грешников»…

Это — железнодорожный вокзал Нового Афона, не работает сейчас, он находится на пути к пещере.

Дальше — очень красивый путь. Тропа — вдоль реки, высоченные деревья, прохлада. Какие-то деревья типа лиан, ветви висят, как веревочки.. Раскачиваются тихонечко)). И никого. Только мы втроем.

С одной стороны тропы — камень с отпечатком стопы Симона Кананита. Это чудо он показал римлянам, ведущим его на казнь..По некоторым данным, казнили его не римляне, а предки абхазцев, не желающих принять христианство.

Место гибели Симона Кананита

Симон творил чудеса. Вместе с апостолом Иисуса Христа Андреем Первозванным (по одной из версий, скрываясь от римских легионеров) он отправился на Кавказ, избрав это место для проповедей. Андрей Первозванный не задержался в наших краях и отправился дальше, в Скифию, прародину России.

А Симон Кананит поселился в уединенном местечке Псырцха, в пещере . Предание говорит, что попадал он в свою пещеру-келью через узкое отверстие в своде.

Было это в 55 году нашей эры. Предания гласят, что благодаря проповедям Симона Кананита в Абхазии был уничтожен жестокий языческий обычай приносить в жертву богам младенцев и людоедство.

В древних абхазских притчах часто встречаются упоминания о святом Симоне, который лечил прикосновением руки различные недуги, брызгал водой на больное место, читал молитву на незнакомом языке, и все проходило.

Я была потрясена тем, что мой фотоаппарат, отказывавшийся достойно фотографировать красоты Новоафонской пещеры, вдруг решил в полнейшей темноте (!), так как пещера не освещена ничем, кроме пары свечек перед иконами, фотографировать четко, ясно ! Это при том, что я не переходила на режим фотографирования в темноте… Просто чудо!

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector