0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тест: Естественное и Сверхъестественное Откровение Божие

Содержание

ОТКРОВЕНИЕ

Божественное Откровение — проявление Бога в мире, открывающее людям познание Его и истинную веру в Него; раскрытие Богом Себя человеку в ответ на человеческое желание познать своего Создателя.

Человек есть часть мира. Мир создан без участия человека. Человек ограничен временем своего рождения и смерти и пространством своего пребывания. Как часть не может познать целого, так и человек не может познать всего. Он не может сам, собственными силами ума постичь ни первопричины всего существующего, ни смысла своей и мировой жизни, ни цели вселенной. Эти вопросы, которые встают и требуют разрешения в сознании каждого человека, неразрешимы человеческим умом. Единственный возможный способ разрешения этих и многих других насущнейших духовных запросов заключается в откровении. Если Бог захочет открыть людям эти непознаваемые истины, тогда и только тогда человек сможет познать их.

Откровение совершалось постепенно. Господь открыл Себя и Свою волю не сразу. Сначала Он дал, через чудесные явления природы и ее законов, так называемое естественное откровение. Затем дал сверхъестественные откровения через духоносных пророков и через чудесные явления в человеческой истории. И наконец, дал полное благовестное откровение в Сыне, Богочеловеке Иисусе Христе.

Христос есть полнота богооткровенной истины. Его устами говорил Сам Бог, каждое слово Его было абсолютная чистая истина. Ибо Сам Он, Спаситель мира, есть Сын Божий, истинный Бог.

Виды Откровения

Необходимо отличать сверхъестественное Откровение от т. н. естественного богопознания, часто также называемого откровением.

Под сверхъестественным Откровением подразумевается такое действие Божие, которое дает человеку знания, необходимые для спасения. В связи с этим Откровение разделяется на общее и индивидуальное.

Общее Откровение дается через особо избранных людей — пророков и апостолов — для возвещения истин веры и жизни широкому кругу лиц (отдельному народу, всему человечеству). Таковым, во-первых, по значимости является Священное Писание и Священное Предание Нового Завета, во-вторых, «закон и пророки» (Мф. 7:12), — Ветхозаветная Библия.

Индивидуальное откровение дается человеку с целью его назидания (и, иногда, ближайших к нему лиц). Многие из таких откровений, особенно даруемых святым, «нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 4) другому человеку. Поэтому в святоотеческих писаниях и в житийной литературе, хотя и рассказывается о различных переживаниях, видениях и состояниях святых, однако передается исключительно их внешняя сторона. В индивидуальных откровениях не сообщается каких-либо принципиально новых истин, а дается лишь более глубокое познание того, что уже есть в Откровении общем.

Естественным откровением, или естественным богопознанием, обычно называются те представления о Боге, человеке и бытии в целом, которые возникают у человека естественным путем на основании познания им самого себя и окружающего мира. Апостол Павел писал об этом: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Рим. 1, 20). Этот процесс естественного богоискания и богопознания всегда имел место в истории, он присущ человеку. И поныне многие приходят к вере в Бога и во Христа, фактически, ничего не зная о религии, о христианстве, не прочитав даже Евангелия.

Церковь — хранительница Откровения

Раскрываясь человеку, Бог сообщает ему знание о Себе сверхъестественным образом. «Сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, – учит св. Феодор Студит. – Бывает же оно от единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божественной любовью». Сверхъестественное знание о Боге сообщается человеческой душе Божественной благодатью, исходящей от Отца чрез Сына в Святом Духе. Именно посредством Божественной благодати Святого Духа человек усваивает истины Божественного Откровения. Апостол Павел утверждает, что: «…никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3). Это значит, что исповедать Христа Господом может только тот, на чье ум и сердце воздействовала Божественная благодать.

Божественная благодать пребывает в Церкви, подается в Святых Таинствах. Поэтому Церковь является и хранительницей Божественного Откровения. «Познается Бог только Духом Святым, – учит св. Силуан Афонский. — Нашей Преславной Церкви дано Духом Святым разуметь тайны Божии». Всю полноту истины, полученную от Христа, апостолы возвестили Церкви (Деян. 20, 27). По слову св. Иринея Лионского, апостолы положили в Церковь все, что относится к истине. Будучи «столпом и утверждением истины» (1 Тим. 3, 14), Церковь хранит богооткровенные вероучительные истины, называемые догматами.

Что такое Божественное Откровение?

В создании мира человек не принимал никакого участия. Мы лишь часть целого, ограничены пребыванием во времени и пространстве. Человеку, за короткий период жизни, нереально постичь секреты мироздания. Ответы и решения он может получить только через Откровение Бога. Господь открывает людям истину. Это и есть Божественное Откровение.

Метод и путь познания истины Бог показал нам через своего Единородного Сына Иисуса Христа. Он сказал: «Я есть и путь, и истина, и жизнь».

В Сыне Божием полноту Богооткровенной истины могут увидеть не все. По свидетельству Святителя Филарета Московского, люди неспособны принимать истину непосредственно от Бога из-за телесной и духовной немощи, греховной нечистоты.

  1. Определение
  2. Этапы Богооткровений
  3. Подготовительный
  4. Центральный
  5. Заключительный
  6. Виды Откровений
  7. Естественное
  8. Сверхъестественное
  9. Библия, как источник Богооткровения
  10. Новозаветное Откровение

Определение

Божественное Откровение – проявление Бога в мире; самораскрытие Бога миру и человеку, в рамках которого даются знания о Нем Самом, о Его воле, замыслах, действиях (а также о результатах некоторых Его действий).

Этапы Богооткровений

Подготовительный

До Рождества Христова Бог Отец открывал Свою волю через пророков. Самые известные из них: Ной, Авраам, Моисей, Самуил, Илия, Нафан, Иона. В Священном Писании пророк («невиим», «нави») означает – возвещающий, призванный Богом. Они познали через Святого Духа сокровенную, тайную Божию премудрость и провозгласили её всем людям.

Центральный

Через Единородного Сына Иисуса Христа открывается сущность и характер Бога Отца. Истина, данная Господом, не отрицает, не изменяет, а подтверждает ветхозаветные пророчества.

Заключительный

В Апостольскую эпоху Откровение Христа распространили его ученики.

В известной книге Апостола Иоанна Богослова содержится Откровение о Втором пришествии Господа на землю. Иначе её называют «Апокалипсис», так как в ней описываются апокалиптические и постапокалиптические катаклизмы.

В последующие века многие святые получали от Бога индивидуальные и общие откровения.

В Откровениях новозаветному человеку не даётся новых истин. Он получает глубокое, осмысленное познание того, что уже открыто Господом.

Виды Откровений

В Православии признаны естественное и сверхъестественное Откровения.

Естественное

Господь открыл нам себя через Рождество. Мы имеем необходимые представления о мироздании, Боге и человеке. Естественное Богопознание – процесс, присущий каждому человеку. Мы исследуем стройный порядок Вселенной, исторические события, прислушиваемся к голосу совести. Благодаря этому, можно прийти к умозаключению о действии в мире Премудрого Творца.

Сейчас приходят к вере люди, которые ничего не знают о Православии. Они не читали Библии, о творчестве Святых отцов не слышали. Новоначальные имеют собственные смутные или абсолютно неверные представления о Православном вероучении. Такое естественное Богооткровение часто уводит их от истины. Необходимо изучать и всегда сверять представления о Боге с тем, что он нам завещал в Священном Писании.

Сверхъестественное

Естественное Богопознание строится на фундаменте сверхъестественного. Такое Божественное Откровение включает в себя знание о Боге, мире и человеке от Первоисточника. О правильной вере, спасении, достойном почитании Господа, открывает человеку Православие. Божественное Откровение служит неиссякаемым источником для Православной веры.

Сверхъестественное Богопознание бывает индивидуальным или общим. Индивидуальное – для назидания одного человека. Общее откровение возвещается некоторым людям (апостолам, пророкам, святым), чтобы передать через них Божью волю отдельным народам или всему человечеству.

Конечной целью Богооткровения является спасение человека.

Библия, как источник Богооткровения

Библия, не выдуманная кем-либо книга. Содержание, которое пророки и Апостолы лишь «изрекли, по действию Духа Святого», исходило от Бога.

Библейское Откровение необходимо людям, потому что мы разделены с Господом первородным грехом. Библейское слово означает, что ранее неизвестное, теперь явлено человеку и больше нет ничего сокрытого от него.

Библия – это словесное общение с Богом. Это общение полезно, богодухновенно для человека. Святое Писание открывает нам истину, научает праведности, наставляет в добротолюбии, обличает греховные помыслы, поступки, приуготовляет к Вечной жизни.

Читать еще:  Тест: Сущность, ипостась, акциденции

Чтобы избежать ересей и личных домыслов, необходимо исследовать Святое Писание. В этом помогают Толкования святых Отцов Церкви, проповеди священников, внимательная молитва.

Слово Живого Бога питает бессмертную душу человека, как пища питает бренное тело.

Новозаветное Откровение

Откровение во Иисусе Христе, в отличие от ветхозаветного, предназначено для всех людей на Земле. Господь посылает Апостолов на проповедь, чтобы все народы, независимо от времени и места проживания, спаслись. Всё необходимое для этого Господь сообщил нам в Новом завете. Это Божественное Откровение целостно и полно, так как Христос сам Господь. Его учение, не описание опыта Богопознания человеком, а истина о Себе. Это свидетельствует о том, что после прихода Богочеловека, уже не может быть новых Откровений. Никому, даже Ангелам, нельзя ни добавлять, ни изменять ничего в Богооткровении Нового Завета. По слову Апостола Павла, тот кто решится так сделать, попадёт под проклятье – анафему.

Божественное Откровение сохраняется и распространяется только посредством Священного Писания в ограде Святой Апостольской Церкви. В «Символе веры», как догмате христианского учения, предлагается придерживаться Апостольского Предания. Его принято считать единственно верным.

Требуется несколько уточнений.
То, что описано в статье как «подготовительный этап Откровения», — это колоссальный этап человеческой истории, который описан в большей по объему части Библии — в Ветхом Завете. Нельзя сказать, что Бог возвещал людям знание о Себе только через пророков. Они просто были в центре Откровения. Адам и Ева видели Бога и разговаривали с Ним в раю. Допотопный праведник Енох «ходил перед Богом» и был взят Богом живым, как и Илия. Бог дал огромному числу людей множество знамений — в египетских язвах, в переходе через Красное море, в манне, в столпе огненном, в медном змие, в содрогающейся горе Завета. Бог дал людям скрижали с записанными на них заповедями Закона. Благодать Бога обитала в скинии и затем в Храме Иерусалима. Бог посылал ангелов множеству людей. Среди пророков Ветхого Завета не упомянуты несколько величайших — Давид, Иеремия, Иезекииль, Исаия, Даниил. Кстати, пророка Исаию называют «ветхозаветным евангелистом» — настолько ясно изложил он пророчество о Христе.
Статья написана так, словно Новый Завет не является частью Библии. Но он является второй частью Библии, а первой является Ветхий Завет.
«Откровение во Иисусе Христе, в отличие от ветхозаветного, предназначено для всех людей на Земле. Господь посылает Апостолов на проповедь, чтобы все народы, независимо от времени и места проживания, спаслись. Всё необходимое для этого Господь сообщил нам в Новом завете. Это Божественное Откровение целостно и полно, так как Христос сам Господь.» — Приведенный текст из статьи — чисто протестантский, неправославный. Первая фраза верна лишь в историческом смысле. Изначально Бог сделал хранителем Откровения один народ — евреев. Но само Откровение обращено ко всем людям. Христос говорил о Ветхом Завете: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.» (Ин.5:39) «Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.» (Лк.24:25-27) «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» — говорил апостол Павел во времена, когда Новый Завет еще только начинал создаваться. Поэтому утверждение о том, что «Никому, даже Ангелам, нельзя ни добавлять, ни изменять ничего в Богооткровении», следует относить ко всем каноническим книгам Библии (есть еще неканонические, которые признаются Церковью как полезные, назидательные, но не богодухновенные, не излагающие Откровение Бога).
Но главное — нельзя утверждать, что вся полнота Откровения, все необходимое для нашего спасения содержится в Новом Завете и даже во всей Библии. «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.» (2Пет.20-21) Толкование Библии невозможно без Священного Предания Церкви, накопленному со времен, когда книги Нового Завета еще не были написаны, и до нынешнего времени. Следует трактовать тексты Библии только так, как трактовали большинство Святых Отцов Церкви. Вся полнота Откровения, все необходимое для нашего спасения содержатся именно в Церкви, созданной Самим Христом как Столп и Утверждение Истины (1Тим.3:15). Глава Церкви — Сам Христос (Кол.1:18). В Церкви, в Ее богослужениях, в Ее Таинствах, в Ее святынях, в Ее Святых людях обитает благодать Духа Святого. Церковь — единственный правильный путь к Богу, данный нам Христом.

Если Филарет сказал такое, то извините меня Он так себе Святитель. А разве откровение Бога принимали не люди? Пророки чё не люди, Апостолы разве не люди и Святые не люди. Так вот чтобы принять от Бога истину, надо стараться полностью исполнять учение Бога. Полностью. И тогда, как сказал Христос просите и дано будет вам. А чтобы выискивать истину из книжек, надо принять Святой дух, который откроет вам, опять же по словам И. Христа, всю истину и писания. И опять, чтобы Его принять, надо стараться полностью исполнять учение Христа. И дух СВЯТОЙ ТОГДА ОЧИСТИТ ВАШЕ СЕРДЦЕ — РАЗУМ ОТ ТЬМЫ, И ЗАПОЛНИТ ЕГО ДУХОМ ИСТИНЫ И ЗНАНИЯМИ НЕ ДОСТУПНЫЕ НИ СВЯЩЕННИКАМ НИ ОБЫКНОВЕННЫМ ЛЮДЯМ. А наша задача им это объяснить.

Катехизис. Введение в догматическое Богословие. Курс лекций (3 стр.)

Каково должно быть наше отношение к этим вероизложениям? Несомненно, в целом они православны, однако их авторы сами были не вполне свободны от влияния западного, латинского богословия, что и проявилось в некоторых частных положениях. Очевидно, что «Исповедание» и «Послание» не могут иметь общецерковного непреходящего значения, как, например, догматические определения Вселенских Соборов. Несмотря на то что они сохраняют для нас значительный авторитет, это не более чем исторические памятники догматического характера.

Для Русской Православной Церкви особое значение имеет «Пространный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви», основную часть которого составил свт. Филарет (Дроздов). Однако этот «Катехизис» нельзя рассматривать как авторский. Во-первых, он подвергался редактированию. Во-вторых, «Пространный Катехизис» был единогласно принят Святейшим Синодом Русской Православной Церкви и утвержден императором. Эти решения до сих пор никем не были отменены.

Фактически «Пространный Катехизис» выражает позицию всей Русской Церкви XIX в. «Катехизис» издавался в трех редакциях: в 1823-1824, в 1827-1828, в 1839 гг. и в последней, третьей, редакции подвергся переработке в духе латинского богословия. По своему богословскому уровню «Пространный Катехизис» выше, чем «Православное Исповедание» и «Послание Восточных Патриархов».

В XX столетии появилось большое количество авторских катехизисов: «Катехизис» епископа Александра (Семенова-Тянь-Шанского), «Катехизис» прот. Владимира Глиндского, семейный катехизис «Жив Бог», составленный группой православных христиан из Франции, «Основы Православия» прот. Фомы Хопко и др., однако ни один из них по степени своей авторитетности не может быть сопоставлен с «Пространным Катехизисом».

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ПОНЯТИЕ О БОЖЕСТВЕННОМ ОТКРОВЕНИИ

ГЛАВА I
ПУТИ БОГОПОЗНАНИЯ

1. ЕСТЕСТВЕННЫЙ И СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЙ ПУТИ БОГОПОЗНАНИЯ

Естественнонаучные знания человек получает через исследование природы путем наблюдения и эксперимента, исторические знания приобретаются посредством изучения исторических памятников и документов. Каким образом возможно для человека иметь знание о Боге? Материалистические учения объясняют возникновение веры в Бога искаженным, фантастическим отражением в сознании человека окружающей действительности. Однако такого рода теории не выдерживают критики. В самом деле, человек может воспринимать действительность искаженно, например, принять канат за змею, но только при условии, что ему предварительно известно, что такое змея. Житель Крайнего Севера, никогда не имевший дело с этими теплолюбивыми рептилиями, такой ошибки никогда не совершит. Следовательно, для того чтобы увидеть в том или ином природном явлении нечто сверхъестественное, необходимо уже предварительно иметь понятие о сверхъестественном бытии. Поэтому источником нашего знания о Боге может быть только Сам Бог. Однако объектом познавательной деятельности человека может быть только тот мир, в котором он существует, Бог же, будучи Творцом этого мира, Сам не является его частью, но пребывает «над всеми» (Еф. 4, 6). Говоря философским языком, Бог трансцендентен миру []. Конечно, человек может составить некоторое представление о Боге и через исследование тварного мира, ибо через рассмотрение произведений всегда возможно нечто узнать и о самом художнике. Следовательно, возможно познание Бога через красоту, гармонию, целесообразность, растворенные в мире. В сущности это есть не что иное, как естественная реакция человеческой души, которая, по словам христианского апологета Тертуллиана (II-III в.), по природе является христианкой []. Такое, опосредованное творением, познание Бога, называется естественным богопознанием.

2. ДВА ПУТИ ЕСТЕСТВЕННОГО БОГОПОЗНАНИЯ

Различают два пути естественного богопознания.

а) Путь космологического умозаключения, когда человек через созерцание тварного космоса восходит к уразумению того, что видимый мир имеет Творца и Промыслителя. В Священном Писании можно найти немало свидетельств того, что Бога можно познать через Его творения:

«подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника» (Прем. 13, 1-2),

«вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1, 20).

Читать еще:  Тест на знание церковных богослужений

«Мы никогда не назовем мудрецами тех, кто не может и не желает познавать Бога из творений Его», — учит прп. Максим Исповедник [].

По словам свт. Василия Великого, не познать Творца из созерцания мира — значит ничего не видеть в ясный полдень [].

б) Путь самопознания. Как учит св. Иоанн Дамаскин (VIII в.), мысль о том, что «Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого» [], «знание, что Бог есть, нам от природы всеяно» []. Поэтому

«если внемлешь себе, ты не будешь иметь нужды искать следы Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя» [], —

говорит свт. Василий Великий.

3. СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ БОГОПОЗНАНИЕ

3.1. Познание Бога из Божественного Откровения

Естественное богопознание представляет собой лишь начальный и весьма несовершенный способ богопознания, поскольку такое богопознание, во-первых, может привести только к самым общим и неопределенным представлениям о Боге как о Творце и Промыслителе Вселенной, а во-вторых, возможно только при наличии у человека некоторых предварительных понятий о Боге. Иными словами, естественное богопознание возможно только на основании сверхъестественного, то есть такого способа богопознания, когда Бог Сам непосредственно сообщает человеку некоторое знание о Себе. Этот способ называется познанием из Божественного Откровения. По определению «Пространного Катехизиса»,

Божественное Откровение есть «то, что Сам Бог открыл человекам, дабы они могли право и спасительно веровать в Него, и достойно чтить Его» [].

Именно из Божественного Откровения «почерпается учение Православной веры» [].

Особое внимание следует обратить на слово «спасительно». Божественное Откровение имеет своей конечной целью спасение человека, поэтому Бог открывает нам знание о Себе лишь в той мере, в какой это необходимо для нашего спасения.

3.2. Провозвестники Божественного Откровения и завершение Откровения во Христе

Поскольку «по греховной нечистоте и немощи духа и тела» не все способны общаться с Богом «лицом к лицу», то и «не все человеки способны непосредственно принять Откровение от Бога». Поэтому Бог

«употребил особенных провозвестников Откровения Своего, которые бы передали оное всем человекам, желающим принять оное» [].

К числу таких провозвестников принадлежат Адам, Ной, Авраам, Моисей и все ветхозаветные пророки, проповедавшие «начатки Откровения Божия». Божественное Откровение — не однократный акт, а процесс. В ветхозаветные времена Бог постепенно открывал людям знание о Себе, приспособляясь к способности восприятия дохристианского человечества. В Новом Завете мы имеем завершение и исполнение ветхозаветного Откровения в лице Господа Иисуса Христа, воплотившегося Сына Божия, Который во всей необходимой для нашего спасения «полноте … и совершенстве принес на землю Откровение Божие» [].

«Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1, 18);

«…никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын Хочет открыть» (Мф. 11, 27).

3.3. Универсальный характер новозаветного Откровения

Откровение Бога во Христе предназначено «для всех человеков, как для всех нужное и спасительное» [], потому что Бог хочет, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4).

Незадолго до своего Вознесения на небо Господь Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь, говорит:

«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 19. 20).

Таким образом, во Христе Божественное Откровение обращено ко всем народам и предназначено на все времена.

02. Естественный и сверхъестественный пути богопознания

Следующий источник знания о Боге – Сам Бог

Однако, объектом познания человека может быть только тот мир? где человек существует. Бог же, будучи Творцом этого мира, Сам не является его частью, но

один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас

Апостола Павла послание к ефесянам
Еф. 4,6

Философски – Бог трансцендентен миру (от латин. Transcedere – переступать) за пределами опыта. Бог — творец мира, художник и, смотря на картину, мы можем говорить о художнике. Т.е. возможно познание Бога через красоту, гармонию, целесообразность. Это и есть Естественный путь богопознания

§ 2. Способы богопознания

Существует два главных способа богопознания — естественный и сверхъестественный. Естественный способ богопознания состоит в познании Бога из естества или природы видимого мира, человеческой души, исторического человечества. По словам святителя Григория Богослова, «небо, земля, море, словом — весь мир, есть великая и преславная книга Божия», красноречиво проповедующая всем людям о всемогуществе, премудрости и благости Творца и Промыслителя всего — Бога. Священное Писание указывает на этот именно способ богопознания, когда говорит: «небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18 : 2). «Вся земля полна славы Его» (Ис. 6 : 3). Наблюдая и изучая окружающий мир, его разнообразие, красоту, стройность и целесообразность мировой жизни, человек также естественно приходит к познанию Бога, как при изучении какого-нибудь произведения к познанию его автора. Врожденное стремление к Божеству и способность непосредственно чувствовать Его помогают человеку в его исканиях, подсказывают ему, где можно видеть следы Божественных совершенств, что можно относить к Богу и чего нельзя. Этот способ богопознания доступен для всех людей — как для христиан, так и для язычников. Об этом свидетельствует апостол Павел, говоря: «ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1 : 19-20). Пути, которыми разум может следовать при составлении понятия о Боге, руководствуясь естественным откровением — суть следующие: 1) путь отрицания, состоящий в том, что человек исключает из понятий о Боге те черты и свойства, которые он усматривает в мире конечном, ограниченном. Так он приходит к заключению, что Бог вечен, бесконечен, неизменяем, бессмертен и так далее; 2) путь причинности или заключения от действия и первой причины — космологическое доказательство бытия Божия; от целесообразности и порядка в мировой жизни и премудрости Творца (физико-теологическое доказательство); 3) путь аналогии, состоящий в том, что человек познает Бога через познание самого себя, как сотворенного по Его образу и подобию; например, от сознания в себе нравственного закона (совести) приходит к признанию виновника этого закона (нравственное доказательство бытия Божия); 4) путь превосходства, когда достоинства, замечаемые в мире и человеке приписываются Богу в высочайшей мере в превосходнейшей степени, лучше же сказать — в бесконечной степени. Так, мудрость становится премудростию, ведение — всеведением, могущество — всемогуществом и так далее. Руководствуясь естественным способом богопознания, многие язычники достигали некоторого познания о Боге, однако, большинство их, по словам апостола Павла, «заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца» (Рим. 1 : 25), «и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Рим. 1 : 23). Отсюда ясно, что одного естественного способа богопознания оказалось недостаточно, чтобы сообщить людям истинное богопознание. Главная причина этого заключалась в глубоком повреждении природы человека вследствие грехопадения. Грехопадение повлекло за собой помрачение образа Божия в человеке, затемнение богоначертанной в нем идеи о Боге, погружение человека в чувственность до уподобления «скотом несмысленным». Вследствие этого человеку стало трудно находить следы Божии в видимом мире, тем более что грех человека оказался и в видимом мире явлением физического зла, в связи с чем видимый мир перестал быть таким же ясным отражением славы Божией, каким был до грехопадения человека. Все это приводит к признанию необходимости восполнения естественного способа богопознания сверхъестественным. Сверхъестественный способ богопознания состоит в том, что Бог сам открывает Себя людям непосредственно чрез богоизбранных людей, в особенности же чрез Своего Единородного Сына. Об этом способе богопознания говорит апостол Павел: «Бог, многократно и мнообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последнии дни сии говорил нам в Сыне» (Евр. 1 : 1-2). Сын Божий Сам свидетельствует о Себе: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине». (Ин. 18 : 37). Он открыл истину эту апостолам и повелел им проповедать ее во всем мире. Сверхъестественное Откровение Божие как способ богопознания имеет несомненные преимущества пред естественным способом богопознания. Оно сообщает нам всю потребную нам в земной жизни полноту познания о Боге, так что человек не нуждается более в каких-либо новых откровениях. «Я сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15 : 15), — говорит Господь Иисус Христос. Далее Он сообщает нам познание о таких истинах, до которых человек собственными силами никогда не мог бы возвыситься: таковы тайны — о Святой Троице, о миротворении, о происхождении зла, об искуплении мира, об освящении человека, о последних судьбах мира и человека. Откровение это дано не для отдельных каких-либо лиц и народов, а для всего человечества, ибо Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2 : 4). Имея несомненные преимущества пред естественным способом богопознания, Откровение сверхъестественное, однако, не устраняет значения и надобности богопознания естественного. Естественное богопознание, возбуждая вопросы о предметах религии и не давая на них удовлетворительного ответа, располагает людей к слушанию и принятию откровенного слова Божия. Кроме того, оно помогает усвоению истин Откровения, представляя для них пояснения из внутреннего религиозного опыта и видимой природы. Спаситель, говоря, например, о промысле Божием, указывал на птиц и полевые лилии. Апостол Павел, поясняя тайну воскресения мертвых, указывая на посеянное и умирающее зерно, объясняет, таким образом, истины откровения примерами, взятыми из области откровения естественного.

Читать еще:  Тест: Сущностные свойства Божии

Сверхъестественное богопознание

Естественное богопознание и познание Бога на основании Священного Писания и творений свв. отцов лишь приоткрывают истины христианской веры и являются необходимым приуготовлением к богопознанию сверхъестественному. По словам преп. Феодора Студита, «из здешних наземных познаний одно бывает по естеству, а другое сверх естества. Что есть это второе, явно будет из первого»146).

Подлинным богопознанием, согласно свв. отцам, может называться только постижение Бога посредством сверхъестественного Откровения. Оно возможно только в личном опыте духовной жизни, при наитии Святого Духа.

Как правило, свв. отцы рассматривали учение о сверхъестественном богопознании как один из частных аспектов учения о спасении, понимаемого как действительное освящение и обожение человека. Поскольку освящение и обожение распространяются на весь состав человека, включая и ум с его познавательными способностями, то учение об обожении обязательно включает в себя и гносеологический аспект. Иногда свв. отцы фактически отождествляют спасение и познание Бога. Согласно свят. Григорию Нисскому, «видеть Бога есть вечная жизнь»147).

Следует отметить несколько наиболее существенных аспектов святоотеческого учения о сверхъестественном богопознании:

1. Сверхъестественное богопознание не есть отвлеченное теоретизирование; прежде всего оно предполагает теснейшее внутреннее соединение человека с Богом, вселение Бога в человека. Свят. Григорий Нисский утверждает, что блаженство заключается не в том, чтобы знать нечто о Боге, но в том, чтобы иметь Бога в самом себе148).

2. Сверхъестественное богопознание невозможно без Божественного Откровения, человек познает Бога только в той степени, в какой Сам Бог ему Себя открывает. Климент Александрийский считает, что «для постижения Существа неисследимого ничего не остается, кроме собственной его благодати и откровения через посредство пребывающего в Его недрах Логоса»149). Согласно преп. Феодору Студиту, «сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, или в котором познаваемое сравнительно превышает ум…»150).

3. Сверхъестественное богопознание требует от человека тщательного приготовления к принятию Божественного Откровения, что должно выражаться в очищении от грехов и в борьбе со страстями, ибо в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху

(Прем.1:4). «Когда ты совлечешься своей греховной природы и облечешься в безгрешность, — говорит свят. Феофил Антиохийский, — ты увидишь Бога в ту меру, в какую окажешься достойным»151). Согласно преп. Иоанну Лествичнику, «бесстрастие есть… совершенное познание Бога, какое мы можем иметь после ангелов»152). Таким образом, богопознание предполагает достижение человеком христианского совершенства. Поскольку же именно
любовь… есть совокупность совершенства
(Кол.3:14), высшая степень богопознания предполагает стяжание любви к Богу. Преп. Феодор Студит говорит, что сверхъестественное богопознание «бывает… от единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божественной любовью»153).

4. Сверхъестественное богопознание возможно только в Церкви, располагающей богодарованными средствами для освящения человека. Свят. Василий Великий прямо говорит, что, не приняв крещения, т. е. не став членом Церкви, человек не может созерцать Бога: «Некрестившийся не просвещен; а без света, как глаз не видит того, что можно ему видеть, так и душа не способна к созерцанию Бога»154).

Примечания.

1. Трансцендентный (от лат. transcedere— переступать) — находящийся за пределами опыта, недоступный для познания и воздействия. 2. Апология, п. 17. //Отцы и учители Церкви III века (антология). М., 1996, т. II, с. 341. 3. Прп. Максим Исповедник. Мистагогия // Творения преподобного Максима Исповедника, кн. 1. 1993, с. 175. 4. Флоровский Г. Восточные отцы IV века. М., 1992, (репринт), с. 69. 5. Точное изложение Православной веры. М., 1992, кн. 1, гл. I, с. 3. 6. Точное изложение Православной веры. М., 1992, кн. 1, гл. III, с. 5. 7. Творения, т. 4. Сергиев Посад, 1892, с. 43. 8. Пространный Православный Катихизис…, с. 5. 9. Там же. 10. Там же. 11. Там же. 12. Там же

Два пути естественного богопознания

Различают два пути естественного богопознания. а) Путь космологического умозаключения,

когда человек через созерцание тварного космоса восходит к уразумению того, что видимый мир имеет Творца и Промыслителя. В Священном Писании можно найти немало свидетельств того, что Бога можно познать через Его творения: «подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника» (Прем. 13, 1-2), поскольку «вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1, 20). «Мы никогда не назовем мудрецами тех, кто не может и не желает познавать Бога из творений Его», — учит прп. Максим Исповедник[3]. По словам свт. Василия Великого, не познать Творца из созерцания мира — значит ничего не видеть в ясный полдень[4]. б)
Путь самопознания.
Как учит св. Иоанн Дамаскин (VIII в.), мысль о том, что «Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого»[5], «знание, что Бог есть, нам от природы всеяно» [6]. Поэтому «если внемлешь себе, ты не будешь иметь нужды искать следы Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя»[7], говорит свт. Василий Великий.

Прощай, «Сверхъестественное»! Тест на знание сериала, который осилит только настоящий фанат

Carry on my wayward son

Сегодня (а точнее, завтра в 5:00 утра) выйдет последняя серия легендарного сериала о приключениях братьев «Винчестеров» и их «Импалы». За 15 лет мы так привыкли к шуточкам Сэма, подкатам Дина и жизненным мудростям Кастиэля, что нам понадобится еще столько же, чтобы отпустить эту компашку. А как отойти от факта, что Дэстиэль наконец-то признали каноном?

Проверь, как хорошо ты помнишь сериал с самой первой серии! 🖤

Первая серия называлась, понятно, «Пилотной серией». А как называлась вторая?

Материалы по теме

  • Тест: Какой ты монстр из сериала «Сверхъестественное»?
  • ТЕСТ: Смогла бы ты сдать ЕГЭ по «Сверхъестественному»?
  • ТЕСТ: Кто ты из героинь сериала «Сверхъестественное»?
  • Quiz: Угадай сезон «Сверхъестественного» по прическе Сэма Винчестера
  • Quiz: Кто из «Сверхъестественного» это сказал?
  • Шипперы в ауте: Дэстиэль стал каноном в финале «Сверхъестественного»
  • 10 фактов о Дине Винчестере, которые знают только тру фанаты «Сверхъестественного»
  • Что посмотреть: 10 фильмов, которые понравятся фанатам «Сверхъестественного»
  • тест
  • Сверхъестественное

Общайся и следи за новостями 😉

Читай любимый журнал в электронном формате

Журнал Elle Girl

Подпишись на печатную версию журнала

  • О проекте
  • Реклама
  • Архив номеров
  • Пользовательское соглашение
  • Условия проведения конкурсов

Журнал для девочек ElleGirl.ru – твой проводник в мир моды, красоты и драйва. Если тебя интересует актуальный гардероб, модный макияж, новости кино, шоу-бизнеса, жизнь звезд, личные отношения и их перспективы – твой виртуальный журнал для девочек всегда под рукой. Один клик и ты узнаешь, как будут развиваться отношения героев сериала, как выглядят в реальной жизни любимые актеры, где их можно увидеть в ближайшее время, какие молодежные мероприятия ждут тебя, как к ним подготовиться и многое другое. Чтобы быть в курсе модных событий достаточно читать самый модный журнал для девочек — ElleGirl.ru.

© 2021 ELLEGirl, Hearst Shkulev Publishing / OOO «Хёрст Шкулёв Паблишинг». Все права защищены.

Тест на знание «Сверхъестественного»

Rinet Edlund

Еще тесты:

Хорошо ли ты знаешь Сверхъестественное (часть 2)

Новый герой в «Supernatural»:

Угадай сериал по персонажу

Как хорошо ты знаешь сериал Сверхъестественное?

Комментариев: 16

100 вопросов? Да легко, для настоящих фанатов это лёгкий тест, конечно, есть пару недопониманий, но 98 из 100 я набрала не напрягаясь))) Спасибо автору за старания

Вы набрали 94 балла из 100.

Очешуеть! Ты супер-дуперамипрешибленный!

Ты очень внимательно смотришь сериал и, возможно, знаешь его наизусть!

ЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕЕ ДЕТКА
классный тест, спасибо автору, даёшь следующий на 200 вопросов)))

74 из 100,ну, честно говоря,сложный тест) Особенно с моментами,кто где участвовал. Автору большое спасибо,это поистине большой тест,где можно реально проверить, насколько ты фанат сериала)

Спасибо, что оценили Ну что сказать, я немножко увлеклась Честно говоря, было трудно остановиться и на ста вопросах: слишком большое поле для фантазии.

Вопросов правда многовато, но тест хороший, прошла до конца, результат привёл в недоумение, я полагаю что на большее количество ответила всё же верно
Вопрос про смерть Адама меня смутил — его убил вурдалак, это я помню очень хорошо.
Спасибо, что отметили мой любимый сериал! Делайте побольше таких тестов!

Вы набрали 57 баллов из 100.
Чудненько!
__________
Уффф.. Что то я утомилась…
Сто вопросов! Это же ужос!
_________
Вопросы не стандартные, сложные, ставящие меня в недоумение. Честно, о некоторых персонажах я вообще уже со временем забыла.
_________
Так же кое- где могу оспорить корректность постановки ответа.
__________
За старания и любимый сериал +3

100 вопросов. Вы издеваетесь или как. Автор, ты не устали столько писать.
——
Я бы с удовольствием прошла бы этот тест если бы вопросов было бы хотя бы 20…
——
И вообще «Сверхъестественное» вроде 18+.
——
Ну +0 получается. ( не в обиду, я просто не вытерпела бы отвечать на 100 вопросов )

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector