0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тест: Христианская символика

Тест по ДКП по теме «Христианские символы»

Тест Христианские символы. Ф.И.______________

1. Почему в I III в.в. были приняты христианские символы? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 . Назовите символы христианства и что они обозначают. 4.

1. _____________-__________________

2._____________ -__________________

3._____________-__________________

4._____________-__________________

5._____________-__________________ 5.

3 . Кого из Лиц Пресвятой Троицы обозначает древнейший

христианский символ — рыба?

1 . Бога Отца
2. Бога Сына
3. Бога Святого Духа

4. Что означают на монограмме α и ω?

1. Это инициалы Христа

2. Это украшение монограммы

3. Это символ начала и конца мира, символ вечности Бога.

4. символ того, что знак является греческим.

5. Что является главным символом христианства?

3 . Купол храма

4. Собственно храм

6. Широко известен иконописный сюжет иконы

Андрея Рублёва «Троица».

А сможете ли вы ответить на вопрос, о чем беседуют три Ангела?

1. Беседуют о сотворении мира
2. Дают благословение Аврааму в том, что от него произойдёт

3. Беседуют о крестной жертве Сына Божия.

4. Они сидят молча

7. Что символизирует нимб на иконах святых угодников Божиих?

1. ауру
2. благодать
3. количество заслуг святого
4. просветлённое биополе

Контрольная работа по теме «Церковный символизм»

Курсы повышения квалификации

«Основы религиозных культур и светской этики»

Церковный символизм: объяснение наиболее значимых символов

Содержание

Значение символов в Христианстве ………………………………. 3

Список используемых источников …………………………………..7

Введение

Слово «символ» греческого происхождения и употребляется в значении знака, сигнала, признака, приметы, пароля, эмблемы.

В современной философской литературе общепризнано понимать «символ» как: «знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию » (автор статьи «Символ» в философской энциклопедии Доброхотов А.Л.) .

Первым, кто обратился к осмыслению сущности символа, был греческий философ Платон. Вопросом его осмысления задавались самые глубокие умы от Античности и вплоть до нынешнего века. К примеру, Э.Кассирер в «Философии символических форм» делает символ универсальным способом объяснения духовной реальности.

Проблема символа звучала в творчестве представителей русской философской мысли конца 19 – начала 20 века: В. С. Соловьева, Андрея Белого, В. И. Иванова, П. А. Флоренского, А. Ф. Лосева. Так сформировалась « семиотика» — наука, которая изучает символ как знак, его свойства и свойства знаковых систем в человеческом обществе.

Научиться «читать по смыслу» — дело непростое и требует духовных усилий. Важная задача верующего человека состоит в том, чтобы научиться эти символы видеть, читать и понимать.

Церковный символ не есть «условный знак» того, что он изображает или «универсальный способ самовыражения» личности в обществе и искусстве. Церковный символ таинственно несет в себе саму суть того, на что он указывает и что он изображает .

Значение символов в Христианстве

К пониманию христианства можно прийти путем расшифровки его символов. По ним можно проследить и его историю, и развитие духовной мысли. Первые христианские символические изображения относятся в периоду гонений на христиан в Римской империи. В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга.

Христианская символика — совокупность символов и знаков, употребляемых христианской церковью. Все церковное богослужение и христианское искусство наполнено символами, через которые открывается верующему человеку духовная реальность.

1. Крест (Распятие) — изображение Распятия Христова скульптурное или рельефное. Изображение креста, на котором был распят Иисус Христос, является главным и обязательным символом христианской религии, оно обязательно присутствует в местах отправления культа, а также у верующих дома или в качестве нательного украшения. Первообразом символа креста выступает Крест Господень, на котором был распят Иисус.

В первые века христианства кресты делались без изображения Христа. Собственно распятия впервые появляются в V—VI веках, и на древнейших из них Христос изображён живым, в одеждах и увенчанным короной. Терновый венец, раны и кровь, собираемая в чашу, появляются в позднем Средневековье наряду с другими деталями, имеющими мистический или символический смысл. До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, — и только в X веке появились изображения мёртвого Христа.

2. Корабль является древним христианским символом, который символизировал церковь и каждого отдельно взятого верующего. Кресты с полумесяцем, которые можно увидеть на многих церквях, как раз изображают такой корабль, где крест является парусом.

3. Ихтис (с др.греч. – рыба) – это древняя монограмма имени Христа, состоящая из первых букс слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Часто изображался аллегорически – в виде рыбы. Ихтис также был тайным опознавательным знаком у христиан.

4. Голубь является символом Святого Духа, третьей ипостаси Троицы. Также — символом мира, правды и невинности. Часто 12 голубей символизируют 12 апостолов. Семь даров Святого Духа тоже часто изображаются в виде голубей. Голубь, принесший Ною оливковую ветвь, ознаменовал окончание Всемирного потопа.

5. Агнец – ветхозаветный символ жертвы Христа. Также Агнец является символом самого Спасителя, это отсылает верующих к тайне Крестной Жертвы.

6. Якорь – скрытое изображение Креста. Он же является символом надежды на будущее Воскресение. Поэтому изображение якоря часто встречается в местах захоронения древних христиан.

7. Хризма – это монограмма имени Христа. Монограмма состоит из начальных букв Х и Р, по бокам от которых часто пишут буквы α и ω. Хризма получила большое распространение еще в апостольские времена и была изображена на военном штандарте императора Константина Великого.

8. Терновый венец – символ страдания Христа, часто изображается на распятьях.

9. IHS – еще одна популярная монограмма имени Христа. Это три буквы греческого имени Иисуса. Но с упадком Греции начали появляться другие, латинские, монограммы с именем Спасителя, часто – в сочетании с крестом.

10. Треугольник – символ Святой Троицы. Каждая из сторон олицетворяет Ипостась Бога – Отец, Сын и Святой Дух. Все стороны равны, и вместе образуют единое целое.

11. Стрелы или луч , пронзающий сердце – аллюзия на высказывание св.Августина в «Исповеди». Три стрелы, пронзающие сердце, символизируют пророчество Симеона.

12. Череп или Адамова голова в равной степени является как символом смерти, так и символом победы над ней. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, когда распяли Христа. Кровь спасителя, омыв череп Адама, символически омыла все человечество и даровала ему шанс на спасение.

13. Орел – символ вознесения. Он является символом души, которая ищет Бога. Часто — символом новой жизни, справедливости, храбрости и веры. Также орел символизирует евангелиста Иаонна.

14. Око Господне (Всевидящее око) – символ всезнания, всеведения и мудрости. Обычно оно изображается вписанным в треугольник – символ Троицы. Может также символизировать надежду.

15. Серафим – ангелы, наиболее близкие к Богу. Они шестикрылы и носят огненные мечи, могут иметь от одного до 16 ликов. Как символ, они означают очищающий огонь духа, божественный жар и любовь.

16. Восьмиконечная или Вифлеемская звезда – символ рождения Христа. В разные века число лучей менялось, пока, наконец, не достигло восьми. Также ее называют Богородичной звездой.

17. Ангел символизирует человеческую природу Христа, его земное воплощение. Также является символом евангелиста Матфея.

18. Голгофский крест является монашеским (или схимническим). Он символизирует жертву Христа. Имевший в древности широкое распространение, сейчас крест-Голгофа вышивается лишь на парамане и аналаве.

Читать еще:  Из Евангелия или апокрифа?

19. Виноградная лоза является евангельским образом Христа. Свое значение этот символ имеет и для Церкви: ее члены являются ветвями, а виноградные грозди — символом Причащения. В Новом Завете виноградная лоза является символом Рая.

Без сомнения, символы играют важную роль в нашей жизни. Мы пользуемся ими в повседневной жизни, порой уже не замечая этого. Зеленый свет для перехода через дорогу, поднятый вверх большой палец в качестве одобрения, сердечко в конце любовного послания.

Символы издревле делают жизнь человека более значимой. Поэтому они стали неотъемлемой частью всех религий. В жизни обычной мы прекрасно понимаем, что должны изучать законы и правила, соблюдать технику безопасности, чтобы не попасть в беду. В жизни духовной также существуют установленные от Бога законы, есть свои правила безопасности. И вред, который мы можем нанести себе, не зная этих законов или пренебрегая ими гораздо больший, чем от незнания законов физического мира, так как мы можем нанести непоправимый урон не телу, а душе.

Список используемых источников:

1. Епископ Николай Охридский Символы // ж-л. К свету. № 17

2. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М . Мысль. 1993.

3. Уваров А.С. Христианская символика. — СПб: Алетейя, 2001.

6. 25 главных православных символов © Русская Семерка russian7.ru (дата обращения 6 июня 2018г.)

Тест: Хорошо ли вы разбираетесь в истории и символике креста?

Приблизительное время чтения: 8 мин.

11 марта у православных христиан начался Великий пост. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Каждый день на сайте foma.ru вас ждет один день из нашего великопостного онлайн-календаря: события православного календаря, библейское чтение дня и вдохновляющий материал.

Календарь питания:

Особенности богослужения:

Литургия святителя Василия Великого.

Аудиокалендарь:

версия для чтения

Библейские чтения:

Третья неделя Великого поста называется Крестопоклонной. В эти дни молящиеся в храмах совершают поклонение Кресту Господню, на котором, согласно христианскому вероучению, был распят Иисус Христос. Крест — главный символ христианства. Проверьте, хорошо ли вы разбираетесь в истории и символике креста, пройдя наш тест!

1. На изображениях Креста, на котором распяли Спасителя, есть несколько перекладин. Что написано на самой верхней из них?

Основной формой Креста Господня, принятой византийской и русской иконописью, является четырехконечный крест, дополненный двумя перекладинами сверху и снизу. Верхняя горизонтальная перекладина символизирует табличку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эту табличку по приказанию Понтия Пилата прибили к кресту перед распятием, чтобы посмеяться над Спасителем и унизить его. На древних крестах надпись отсутствует, а вместо нее с VII по XVI век писали IС ХС (Иисус Христос). Надпись «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (I.Н.Ц.И.) впервые появляется на Западе, а в русских памятниках — в XVII веке.

2. Каков символический смысл нижней перекладины (подпорки для ног) Креста Господнего?

О подножии говорят многие отцы Церкви. Самое первое его значение, «практическое», — поддерживать тело Распятого на Кресте. Существуют и символические значения перекладины. Самое известное из них возникло в XV–XVII вв., когда дощечка стала изображаться со скошенным кверху правым концом. Как известно, по обе стороны Креста Господнего были распяты два разбойника. Один из них хулил умирающего Спасителя, другой же просил Господа помянуть его в Царствии Небесном. Таким образом, приподнятый конец перекладины устремляется вверх, к небу, символизируя распятого по правую руку от Спасителя разбойника, который, покаялся и вошел с Господом в Царствие Небесное. Другой конец перекладины, обращенный вниз, символизирует второго разбойника, который, ругаясь на Христа, закрыл для себя путь к покаянию.

3. В нижней части Креста часто изображается череп. Что это означает?

На нижней части Креста нередко изображаются камни Голгофской горы и Адамова глава — череп Адама, по преданию, похороненного на Голгофе. По Промыслу Божьему Спаситель своей смертью искупил грех Адама и даровал людям возможность спасения.

4. На иконах Распятия Христа нередко по правую и по левую стороны Креста стоит …

Иконографии Распятия свойственны изображения различных персонажей Священного Писания. Иногда рядом с Крестом изображаются фигурки воинов, держащих копье и трость, с помощью которых пытали Спасителя. По правую и по левую стороны Креста могут стоять Божия Матерь, Иоанн Богослов, кто-нибудь из Жен Мироносиц, сотник Лонгин, который при Кресте покаялся и уверовал в Христа, Иоанн Креститель, апостолы Петр и Павел, святые и вселенские учители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

5. Крест по-гречески — σταυρός (ставрос). Существуют так называемые ставропигиальные монастыри. В чем их особенность?

Монастырь, независимый от местной епархиальной власти и подчиненный непосредственно Патриарху, называется ставропигиальным. Ставропигиальными монастыри становятся, когда им присваивают статус ставропигии. Слово «ставропигия» (греч. «устанавливать, водружать») дословно значит «установление креста». Оно указывает на то, что в таких монастырях крест устанавливали собственноручно сами Патриархи. Подчиняются непосредственно Патриарху, например, Троице-Сергиева лавра и Оптина пустынь. В Русской Православной Церкви на сегодняшний день 28 ставропигиальных монастырей: 14 мужских и 14 женских.

6. Чем знаменит Кийский Крест?

По преданию, в 1639 году будущий Патриарх Никон во время шторма спасся на безлюдном острове. Ступив на землю, он спросил: «Кий сей остров? (Что это за остров?)» Остров не имел названия. Тогда Никон сказал: «Пусть же сей остров зовется Кий». В память о своем спасении Никон установил на острове деревянный крест. Став Патриархом, он рассказал об острове царю Алексею Михайловичу, который разрешил основать там монастырь. Для иконостаса монастырского собора по прошению Патриарха Никона, изготовили крест-мощевик, аналогичный по размерам Кресту, на котором распяли Христа. Сейчас святыня находится в московском храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках и доступна для поклонения.

7. Многие святые изображаются на иконах с крестом в руках. В чем особенность креста, который держит святая Нина?

Крест святой Нины полностью сделан из виноградной лозы и на стыке перекладин переплетен волосами святой. По преданию, Богородица явилась ей во сне и вручила крест перед тем, как направить ее на проповедь Евангелия в Грузию. Крест святой Нины — главная святыня Грузинской Церкви. В иконографии равноапостольную просветительницу Грузии принято изображать с характерным крестом и Евангелием в руках.

8. Какой из этих крестов называется антониевским?

Б — известен как антониевский крест. Это название крест получил в честь раннехристианского подвижника Антония Великого (IV веке). Многие исследователи полагают, что именно на таком кресте был распят Христос. В южных и восточных частях Римской империи для казни преступников применялось орудие, напоминающее букву «Т». У художника Николая Ге есть картина «Распятие» (1892), где Христос изображен на кресте именно такой формы. Первый же крест А — корсунский. Согласно церковному преданию, он считается одним из самых древних христианских крестов, который князь Владимир вывез из Корсуни (Херсонеса), где крестился. Два последних креста — якореобразный В и седмиконечный Г.

Крест — главный символ христианства. Одна из недель Великого поста даже носит название Крестопоклонной и посвящена Животворящему Кресту. Поклонение святыне было установлено для поддержания в середине поста духовных сил верующих. Именно Крест является главным орудием спасения и символом не только искупительной смерти Христа, но и Его Воскресения. Также образ креста говорит о том, что вся жизнь — это несение собственного креста и что впереди Страстная седмица, к которой ведет пост. Во время всенощного бдения в субботу вечером на середину храма выносится украшенный цветами крест, и люди поклоняются ему. Христов призыв, который звучит в евангельском чтении этого дня таков: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мной». Именно Его Крест — спасительный и дает силу нательным крестам, который каждый христианин носит на груди.

Тест: Книга Деяния святых Апостолов

ОСНОВЫ ХРИСТИАНСТВА

БЕСПЛОТНЫЕ ДУХИ

ЦЕРКОВЬ – ПРАКТИКА ВЕРЫ

ЦЕРКОВНАЯ ИЕРАРХИЯ

ТАИНСТВА ЦЕРКВИ

БОГОСЛУЖЕНИЯ

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ — БИБЛИЯ

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

СУЕВЕРИЯ И ЕРЕСИ

РАЗНЫЕ ТЕСТЫ

ПРОЧЕЕ

1. Кем был по специальности автор библейской книги Деяния Святых Апостолов?

Читать еще:  Тест: Церковные праздники

Святой Апостол и евангелист Лука, написавший и эту книгу, был врачом.

2. Какова основная цель книги Деяний как исторической книги?

«План Деяний уже дает ответ на самый трудный вопрос: Почему Деяния заканчиваются именно повествованием о пребывании Павла в тюрьме в ожидании суда. Нам бы так хотелось узнать, что же произошло с ним потом; но конец окутан тайной. Лука кончает свое повествование здесь, потому что он выполнил поставленную задачу: он показал, как христианство зародилось в Иерусалиме и как оно распространялось по всему миру и, наконец, достигло Рима» (У. Баркли).

3. Вместо предавшего Христа Иуды Искариотского по жребию не был избран?

Жребий выпал на Матфия и не выпал на Иосифа называемого Варсавою, который про­зван Иустом.

4. Первых диаконов было избрано:

Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведан­ных, исполнен­ных Святаго Духа и мудрости; их по­ставим на эту службу а мы по­стоян­но пре­будем в молитве и служе­нии слова.
И угодно было это пред­ложе­ние всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполнен­ного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращен­ного из язычников. ( Деян.6:3-5 ).

5. Кто воскресил праведную Тавифу?

6. Как называлась улица в Дамаске, где в Иудином доме находился Савл после встречи со Христом, изменившей всю его жизнь?

7. Какие требования к новообращённым из язычников христианам определил Апостольский Собор в Иерусалиме?

Деяния апостолов, 15:19–20: Посему я по­лагаю не затруднять обраща­ю­щихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воз­держивались от осквернен­ного идолами, от блуда, удавле­нины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.

8. Кто сформулировал требования к обращающимся из язычников на Апостольском Соборе?

9. Книга Деяний – вторая книга апостола и Евангелиста Луки, потому что:

«Как некогда проконсул Кипрский принял проповедь от Павла, так и Феофил, быв правителем, в это самое время принял проповедь от Луки. Он просил блаженного Луку описать ему и деяния Апостолов. Ты изложил мне, говорил он, дело Спасителя; изложи же мне и дело учеников Его. Посему Лука посвящает ему и второе слово» (Златоуст). «Книга Деяний есть только продолжение Евангелия от Луки, и написана, конечно, с тою же целью – утвердить Феофила в том учении, в котором он был наставлен от Евангелиста» (А.В. Иванов. Руководство… С.367). «Первой книгой, о которой упоминает дееписатель в предисловии к своему труду ( Деян.1:1 ), является, несомненно, Евангелие от Луки (Каравидопулос И. Введение в Новый Завет. М., 2009. С.171).

10. Святой Дух сошел на главу апостолов, а не на язык:

«Почему же они приняли языки не на уста, а на голову? Не на язык, то есть, не на физический орган дан Дух, чтобы не подумали, что они из своего чрева и из своих уст произносят то, чего не имели. Но как поднимающиеся на небо воды занимают вершины гор и уже с высот спускаются в долины: так благодать Духа, заняв верхнюю часть головы, как бы гору, распространилась потом на мозг, потом на уста и на сердце и с головы наполнила собою совершенно всего человека. Почему же, еще повторяю, на голову? Потому, что апостолы рукополагались в это время в учители вселенной; а рукоположение совершается не иначе, как на голову. Итак тем, что языки были над головами, показывается образ рукоположения; потому что рукоположение совершается чрез возложение рук на голову; каковой образ рукоположения в силе и доныне» (Феофилакт).

11. В случае с Ананией блаженный Феофилакт Болгарский видит три чуда:

«Три чуда в одном и том же случае: одно состояло в том, что он (Петр) узнал то, что совершено было тайно, другое – в том, что он определил мысленное настроение (Анании), и третье – в том, что Анания лишился жизни по одному лишь повелению» (блаж. Феофилакт Болгарский).

12. О чем говорят имена первых диаконов:

«Имена избранных диаконов эллинские. Это показывает, что Апостолы предоставили роптавшим все средства удалить всякий повод к ропоту с их стороны, и, очевидно, избрали диаконов из среды эллинистов» (А.В. Иванов. Руководство … С.384).

13. Кого из лиц ветхозаветной истории называет архидиакон Стефан в своей речи?

Церковный символизм: объяснение наиболее значимых символов
материал на тему

Это контрольная работа к курсу повышения квалификации » Основы религиозных культур и светской этики». Тема контрольной работы: «Церковный символизм: объяснение наиболее значимых символов» . Этот материал можно использовать на уроке РКСЭ в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
kursy_povysheniya_kvalifikatsii.docx935.36 КБ
kursy_povysheniya_kvalifikatsii.docx935.36 КБ

Предварительный просмотр:

Курсы повышения квалификации

«Основы религиозных культур и светской этики»

Церковный символизм: объяснение наиболее значимых символов

2.Церковный символизм: объяснение наиболее значимых символов….3

4.Список используемых источников …………………………………….16

Христианская символика – это совокупность символов и знаков, которые употребляют различные церкви.

Символика – это слово имеет греческое происхождение. «Symbolon» в переводе с англ. языка — обозначение, эмблема, знак. Символика – это совокупность символов, которые использует группа лиц, организации, общественные или политические образования и т.д.

Христианская символика невозможна вне Церкви. Поэтому человек, который хочет приобщиться к традициям, к вере, должен видеть в земном изображении храма, икон, видеть небесное.

Церковный символизм: объяснение наиболее значимых символов

Впервые христианская символика появилась во времена первых гонений. Тогда её употребляли как тайнопись, чтобы узнать друг друга. Но эта символика была связана с религией. Первая христианская символика «донесла до нас богословие ранней Церкви». Многие христианские символы берут начало в язычестве, когда древние люди пытались познать Бога. Современная Церковь объясняет наличие и смысл этих символов. Израиль знал путь познания Единого Бога, поэтому первые христиане и христианские символы были из иудейской среды.

Христианские символы изображались не только в местах молитвы, но даже и частную домашнюю жизнь.

Первохристианские символы — это не просто зашифрованные изображения. Они являются наглядной проповедью. Они – притчи, к которым обращались библейские пророки и даже Иисус Христос в своих беседах и проповедях.

Зримым воплощением церковного символизма является православный храм. Православный храм – это продуманная система смыслов. В храме всё подчиняется единой цели – это путь к обожению. Храм – это святое место, где члены Церкви приобщаются к Божественной жизни в таинствах.

Стены . Св. Иоанн Златоуст говорит, что каждый верующий, все вместе и есть храм. Тем самым он сближает живой храм Божий со зданием Храма.

Восточная часть – «страна живых», страна райского блаженства. Рай, который потеряли люди бал на Востоке, в Едеме. Место вознесения Христа расположено от Иерусалима на востоке. «Восьмой день творения» — пришествие будущего Царства Божьего, символизируется восходом солнца, востоком. Само здание храма должно быть обращено на восток.

Алтарь – «высокий жертвенник» — важная часть храма, основная святыня. Алтарь освящает весь храм и символически изображает «селение Божие».

Солея – это возвышение на запад, внутрь храма, к молящимся. Солея – место для певцов и чтецов. Их называют «ликами». И они символизируют ангелов, которые воспевают хвалу Богу.

Амвону – полукруглый выступ солеи против царских ворот. С этого возвышения преподаётся причастие. В этом возвышении таится удивительный смысл. Ведь, алтарь не заканчивается иконостасом. Он выходит из-под него к людям. И даёт понять всем людям, стоящим в храме, что происходит в алтаре.

Амвон – «восхождение» — гора или корабль, с которых проповедовал Господь.

Амвон – это камень, отваленный от дверей гроба Господня. Это сделало всех, верующих в Христа, причастниками Его бессмертия. Ради чего всем верующим преподаются с амвона тело и кровь Христовы, «во оставление грехов и в жизнь вечную».

Средняя часть храма символизирует корабль. Эта часть представляет пространство, где находится вселенская Христова Церковь. Средняя часть символизирует уже мир обоженный, освящённый – «новое небо», «новая земля».

Иконостас – это становление и жизнь Церкви во времени. Он состоит из нескольких рядов, которые распологаются в определённом порядке.

Верхний ряд иконостаса представляет ветхозаветную Церковь от Адама до Моисея.

Второй ряд представляет ветхозаветную церковь от Моисея до Христа.

В третьем ряду – изображается земная жизнь Христа.

Четвёртый ряд – деисис («молитва») – моление Церкви за весь мир.

Нижний (местный) ряд. В нём находятся изображения местночтимых святых и икона того праздника, которому посвящена церковь.

Западная сторона храма символизирует страну «мёртвых» и ад. На западной стороне хоронили умерших. Здесь изображались светские сцены

забав, которые напоминают о суетной, неразумной жизни, ведущей к погибели.

Средняя часть выражает общую идею храма. Здесь изображена Вселенская Христова Церковь от начала первозданной Церкви до Страшного суда.

Вся роспись храма – это символ Церкви вечной.

На северных и южных стенах храма изображены важные события церковной истории.

Притвор находится в западной части храма – противоположный алтарю — символу рая. В притворе стоят те, кто готов войти в Церковь, стать её членом, кающиеся и те, кого Церковь не допускает к причастию святых таин.

Своды, купол. В куполе изображается Глава Церкви — Христос Вседержатель.

Глава храма – есть символ Христа — Главы Вселенской Церкви. Сам храм – тело Церкви, глава – вместилище Божественной премудрости.

Столпы, поддерживающие своды внутри храма, — символ «столпов Церкви» — апостолов, святителей и учителей Церкви.

Верх храма состоит из основания, «шеи», главы, состоящей из «маковицы» и креста.

Крест – главный христианский символ. Поклоняясь образу креста, мы видим в нём символ самого Христа и символ крестного пути, который Он заповедовал нам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною».

Многоглавие храмов. Количество глав храма раскрывает в

числовой символике иерархию устроения небесной Церкви.

Одна глава знаменует единство Бога.

Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа.

Три главы знаменуют Святую Троицу.

Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света.

Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов.

Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов.

Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов.

Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев.

Тридцать три главы – число земных лет Спасителя.

Крест. Восьмиконечный крест еще называют православным крестом или крестом святого Лазаря. Самая маленькая перекладина обозначает титло, где было написано «Иисус Назорей, Царь Иудейский», верхний конец креста — путь в Небесное царство, который показал Христос.

Корабль является древним христианским символом, который символизировал церковь и каждого отдельно взятого верующего. Кресты с полумесяцем, которые можно увидеть на многих церквях, как раз изображают такой корабль, где крест является парусом.

Крест-Голгофа является монашеским (или схимническим). Он символизирует жертву Христа. Имевший в древности широкое распространение, сейчас крест-Голгофа вышивается лишь на парамане и аналаве.

Виноградная лоза является евангельским образом Христа. Свое значение этот символ имеет и для Церкви: ее члены являются ветвями, а виноградные грозди — символом Причащения. В Новом Завете виноградная лоза является символом Рая.

Ихтис (с др.греч. – рыба) – это древняя монограмма имени Христа, состоящая из первых букс слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Часто изображался аллегорически – в виде рыбы. Ихтис также был тайным опознавательным знаком у христиан.

Голубь является символом Святого Духа, третьей ипостаси Троицы. Также — символом мира, правды и невинности. Часто 12 голубей символизируют 12 апостолов. Семь даров Святого Духа тоже часто изображаются в виде голубей. Голубь, принесший Ною оливковую ветвь, ознаменовал окончание Всемирного потопа.

Агнец – ветхозаветный символ жертвы Христа. Также Агнец является символом самого Спасителя, это отсылает верующих к тайне Крестной Жертвы.

Якорь – скрытое изображение Креста. Он же является символом надежды на будущее Воскресение. Поэтому изображение якоря часто встречается в местах захоронения древних христиан.

Хризма – это монограмма имени Христа. Монограмма состоит из начальных букв Х и Р, по бокам от которых часто пишут буквы α и ω. Хризма получила большое распространение еще в апостольские времена и была изображена на военном штандарте императора Константина Великого.

Терновый венец – символ страдания Христа, часто изображается на распятьях.

IHS – еще одна популярная монограмма имени Христа. Это три буквы греческого имени Иисуса. Но с упадком Греции начали появляться другие, латинские, монограммы с именем Спасителя, часто – в сочетании с крестом.

Треугольник – символ Святой Троицы. Каждая из сторон олицетворяет Ипостась Бога – Отец, Сын и Святой Дух. Все стороны равны, и вместе образуют единое целое.

Стрелы или луч , пронзающий сердце – аллюзия на высказывание св. Августина в «Исповеди». Три стрелы, пронзающие сердце, символизируют пророчество Симеона.

Череп или Адамова голова в равной степени является как символом смерти, так и символом победы над ней. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, когда распяли Христа. Кровь спасителя, омыв череп Адама, символически омыла все человечество и даровала ему шанс на спасение

Орел – символ вознесения. Он является символом души, которая ищет Бога. Часто — символом новой жизни, справедливости, храбрости и веры. Также орел символизирует евангелиста Иаонна.

Око Господне – символ всезнания, всеведения и мудрости. Обычно оно изображается вписанным в треугольник – символ Троицы. Может также символизировать надежду.

Серафим – ангелы , наиболее близкие к Богу. Они шестикрылы и носят огненные мечи, могут иметь от одного до 16 ликов. Как символ, они означают очищающий огонь духа, божественный жар и любовь.

Восьмиконечная или Вифлеемская звезда – символ рождения Христа. В разные века число лучей менялось, пока, наконец, не достигло восьми. Также ее называют Богородичной звездой.

Девятиконечная звезда — символ возник приблизительно в V веке н.э. Девять лучей звезды символизируют Дары и Плоды Святого Духа.

Хлеб – это отсылка к библейскому эпизоду, когда пять тысяч человек насытились пятью хлебами. Хлеб изображают в виде колосьев (снопы символизируют собрание апостолов) или в виде хлебов для причащения.

Добрый пастырь является символическим изображением Иисуса. Источник этого образа – евангельская притча, где Христос сам называет себя пастырем. Христа изображают в виде античного пастуха, иногда несущего ягненка (агнца) на плечах. Этот символ глубоко проник и закрепился в христианстве, прихожан часто называют паствой, а священников – пастырями.

В Пятикнижии Неопалимая купина – это терновый куст, который горит, но не сгорает. В его образе Моисею явился Бог, призвав его вывести народ Израиля из Египта. Неопалимая купина также является символом Божией Матери, которой коснулся Святой Дух.

Лев — символ бдительности и Воскресения, и один из символов Христа. Также он является символом евангелиста Марка, и ассоциируется с могуществом и царственным достоинством Христа.

Телец (бык или вол) — символ евангелиста Луки. Телец означает жертвенное служение Спасителя, его Крестную жертву. Также вол считается символом всех мучеников.

Ангел символизирует человеческую природу Христа, его земное воплощение. Также является символом евангелиста Матфея.

Наша современная жизнь наполнена различными символами. Они сопровождают нас везде. Но символы нельзя потрогать. Они являются скрытым смыслом. Очень часто символы путают с простыми обозначениями. Простые обозначения можно понять буквально. Например, дорожные знаки. В символах же сокрыты глубокие познания человечества. Их недостаточно исследовать простым рациональным способом. Символику необходимо изучать под всеми её аспектами. Чем больше мы знаем, тем сильнее понимаем, сколько осталось ещё неизведанного.

Список используемых источников:

Елена Луковникова «Древнехристианская изобразительная символика»

Олег Стародубцев , кандидат богословия, зав. кафедрой церковной истории
Сретенской духовной семинарии «Символика православного храма»

Елена Сикирич «Язык символов – язык вечности»

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector