0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тест: История русского церковного пения

Тест. Русская музыка до XVII века

Список вопросов теста

Вопрос 1

Все значительные события в жизни человека сопровождались обрядами. Песни звучавшие в этих случаях назывались.

Варианты ответов
  • Календарными
  • Бытовыми
  • Обрядовыми
Вопрос 2

Песни, содержание которых было обусловлено сменой времен года назывались.

Варианты ответов
  • Календарными
  • Семейно-бытовыми
  • Обрядовыми
Вопрос 3

Песня глубоко проникала в жизнь человека, сопровождая всю его деятельность от рождения до смерти. Праздники, труд,события личной жизни человека — всюду присутствовала песня. Такие песни назывались.

Варианты ответов
  • Семейно-бытовыми
  • Обрядовыми
  • Календарными
Вопрос 4

Значительным явлением в музыкальном искусстве Киевской Руси стало рождение новых видов музыкально-поэтического творчества. Один из них, героико-эпический жанр, в котором отражаются события русской истории, героическая борьба русского народа с внешними врагами. Этот жанр называется .

Варианты ответов
  • Историческая песня
  • Былина
  • Сказание
Вопрос 5

Самый ранний из дошедших до нас образцов письменно зафиксированных русских церковных песнопений — это .

Варианты ответов
  • Партесное пение
  • Знаменное пение
  • Хоровое пение
Вопрос 6

Широкое распространение в Киевской Руси имела музыка светского содержания, звучавшая при дворах киевских князей, на народных празденствах. Создателями и исполнителями музыки и текстов выступали народные умельцы сочитающие в себе талант музыканта, сказителя,певца,танцора, фокусника. Это — .

Варианты ответов
  • Певцы — сказители
  • Скоморохи
  • Шуты
Вопрос 7

В музыкальной культуре Новгорода зародилась и утвердилась исконно русская традиция.

Варианты ответов
  • Колокольных звонов
  • Игра на балалайке
  • Хоровое пение
Вопрос 8

В музыкальной культуре Московской Руси рождается жанр песни, в котором рассказывается о крупнейших исторических событиях того времени: борьбе против татаро-монгольского ига, героической обороне Москвы, походе Ермака в Сибирь. Этот жанр —

Варианты ответов
  • Былина
  • Историческая песня
  • Сказание
Вопрос 9

Так же в музыкальной культуре Московской Руси зарождается первый лирический жанр в истории народного творчества. В этих песнях народ поведал о своей вековой тоске по свободе, о тяжелой доле русского крестьянина, о горькой судьбе женщины-крестьянки. Такие песни назывались.

Варианты ответов
  • Лирическими
  • Душевными
  • Протяжными
Вопрос 10

В XVI век в московской школе распевщиков возникает старейший вид церковного многоголосия — .

Варианты ответов
  • Знаменное пение
  • Партесное пение
  • Строчное пение
Вопрос 11

Важным событием в культурной жизни Московской Руси явилось создание на рубеже XV — XVI веков .

«История русского церковного пения».
методическая разработка по музыке по теме

«Основы православной культуры»

Читать еще:  Тест: Сущность, ипостась, акциденции

«Есть сила благодатная в созвучье слов живых…»

«Интегрированный урок ОПК и предметов гуманитарно-эстетического цикла (МУЗЫКА 5 класс).

ТЕМА: «История русского церковного пения».

Скачать:

ВложениеРазмер
интегрированный урок50.5 КБ
презентация1.9 МБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2 им. А.С.Пушкина города

Белореченска муниципального образования Белореченский район

«Основы православной культуры»

«Есть сила благодатная

в созвучье слов живых…»

« Интегрированный урок ОПК и предметов гуманитарно-эстетического цикла (МУЗЫКА 5 класс).

ТЕМА: «История русского церковного пения».

Краснянская Лилия Валерьевна

-Правильно, она светлая, нежная, печальная, благородная, тихая, величавая, мирная, радостная. (слайд 3)

— История русского церковного пения начинается со времени распространения христианства на Руси еще задолго до крещения русских при святом Владимире. В 988 году Русь приняла христианство, и святой князь Владимир после своего крещения привез в свою столицу Киев вместе с духовенством певцов, по происхождению славян. В то же время из Греции был привезен полный церковный хор, в котором были певцы – греки. Таким образом, первые страницы истории русского церковного пения указывают на зависимость его как от пения славянской церкви, так и от пения греческой церкви. Это составляет отличительный признак истории русского церковного пения. Самым первоначальным и древнейшим распевом Русской Православной Церкви является «знаменный» распев (слайд 4), который получил свое название от слова «знамя», то есть нотный знак. Эти распевы отличаются глубокой эмоциональностью, рисуют определенные образы и картины.

— О значении церковного пения хорошо говорят святые отцы церкви: «Бог соединил с пророчеством мелодию для того, чтобы все, увлекаясь плавным течением стихов, с совершенным усердием возглашали священные песни. Ничто не возбуждает, не окрыляет так духа, как песнь священная. Господь установил пение псалмов, чтобы из этого мы получали и удовольствие, и пользу».

Святой Иоанн Златоуст

«Для того с учением сопряжена сладость песенного сочинения, дабы через приятность слуха неприметным образом из всех словес получать полезное».

Святой Василий Великий

Церковное пение «…является торжеством для радующихся, утешением для унывающих…возвышает божественный закон, сердца, а не одних уст. Каждый звук голоса должен быть звуком сердца, выражением мысли».

Святой Иоанн Златоуст

«Господь желал, чтобы мелодия была символом духовной гармонии души» — так говорил о назидательном значении церковного пения Святой Афанасий Великий.

— Сели как слушатели.

Прослушивание музыки П.Чеснокова «Разбойника благоразумного». (слайд 5)

— Какая это музыка по характеру? (Ответы детей)

— Плавная, величавая, мудрая, равнодушная к делам житейским. Спокойная и целомудренная, чистая, скромная, выдержанная, душевная.

-Хочется ли вам двигаться под такую музыку или что-то другое приходит на ум?

— Что вы себе представляете, слушая такую музыку? (Ответы детей)

— Двигаться быстро не хочется. Хочется посидеть и подумать о жизни. Музыка успокаивает, снимает стресс и печаль, хочется приобщиться к Богу. Появляется желание помочь ближнему, забыть обиды, трудности. Человек освобождается от «грехов». Хочется совершать добрые поступки.

— Русская духовная музыка неотделима от исполнительской культуры. Многочисленные хоры, в каждом храме свой, исполняют за богослужением лучшие произведения русских церковных композиторов таких, как Дегтярев, Бортнянский, Архангельский, Чесноков и другие. Их произведения вошли в золотой фонд «русской культуры».

— В начале 20-го века хоровое церковное пение в России достигло большого расцвета. Почти во всех православных русских храмах, даже в больших селах, были большие хоры. Наиболее выдающиеся хоры того времени:

-Придворная певческая капелла

-Московский Синодальный хор

-хор А.Архангельского (в Петербурге)

-хор Юхова (в Москве)

— Певчие хора выбирались с особой тщательностью по всей России и имели прекрасные голоса. А.Архангельский был первым, кто ввел в состав хора женские голоса вместо голосов мальчиков. До этого все церковные хоры состояли из мальчиков и мужчин.

— Давайте еще послушаем одно сочинение, в исполнении мужского хора.

Слушание музыки. П.Чесноков «Да исправится молитва моя». (слайд 6)

— Да, ребята, итог прослушивания или исполнения духовной музыки – очищение души, пробуждение в себе лучших качеств, желание помочь ближнему, отрешение от земной (мирской) суеты. Такая музыка лечит душу.

— Давайте разберем средства музыкальной выразительности церковного пения. (слайд 7)

Плавная, распевная, выражает различные образы и состояния.

История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России

История церковного пения корнями уходит в глубокую седую древность. Пример подал сам Христос, когда, после Тайной вечери, «воспев», отправился на Елеонскую гору в сопровождении своих учеников.

«Пойте Богу нашему, пойте» – говорится в псалме, и основанная самим Господом, существующая более двадцати веков, Церковь сохранила традицию песенного восхваления Творца. В житиях святых нередко читаем о том, как благочестивые старцы и отроки сподобились видения поющих Ангелов. Как гласит легенда, святой Игнатий, прозванный Богоносцем, передал услышанный образ пения церкви в Антиохии.

Дошедшая до нас Трисвятая песнь «Святый Боже, Святый Крепкий…» «родилась» в V веке н. э., как утверждает церковное предание, после землетрясения в Константинополе, когда некий отрок слышал ангельский хор. Невероятно глубокий смысл этой древней молитвы заключается в том, что земная и Небесная церкви соединяются во время богослужения, и Господь посылает своё благословление молящимся людям.

Как на Руси появился знаменный распев?

История церковного пения на Руси начинается в X столетии, когда князь Владимир пригласил в Киев греческое духовенство и духовных распевщиков. Они-то и «привезли» с собой так называемый знаменный распев. Процесс становления знаменного русского осмогласия, начавшийся в XII веке, завершился только к началу XVI столетия.

Стоит отметить так же, что именно на основе осмогласия создаются такие «ноу-хау» церковно-песенного искусства, как путевое, строчное и демественное пения. Именно в XVII веке происходит своеобразный расцвет русского знаменного пения, после чего, как, наверное, и в любом виде искусства, наблюдается довольно длительный застой, а затем и спад.

От знаменного распева к партесному пению

Польское влияние на русское церковное пение неоспоримо. Однако, отношения между католическими и православными христианами отнюдь не были тёплыми, и, вследствие борьбы с унией, православные киевские братства разработали принципиально новый тип пения, отличающийся от звучания католического органа.

Начиная со второй половины XVII столетия, происходит переход от знаменного распева к партесному. Патриарх Никон весьма активно способствовал распространению партесного пения, которое исполнялось под руководством белорусских и киевских регентов. Главным отличием пения приглашенных киевских «спиваков» было то, что их стиль казался гораздо более мягким и мелодичным, нежели у «московитов».

Записывались песнопения, опять же, по-киевски, то есть, с помощью нотации, ставшей классической – пятилинейной. Ноты, так называемое «киевское знамя», были квадратными, а вот крюковая нотация из церковного обихода постепенно уходила, и вскоре совсем сошла на нет. Официальным «днем рождения» партесного пения принято считать 1668 год, когда запрет многоголосного пения в русской церкви был, наконец, отменён.

Немаловажную роль в развитии этого пения на Руси сыграл видный музыкант Николай Павлович Дилецкий. На основе его теории русские церковные распевщики быстро постигли основы нового искусства.

Церковная музыка в стиле классицизма

В XVIII веке начался уже новый этап церковного песнопения, стиль которого сформировался под влиянием итальянских композиторов. Так, Джузеппе Сарти несколько «модернизировал» древнюю песнь-гимн Медиоланского епископа Амвросия «Тебе Бога хвалим». Под влиянием Сарти песнь приобрела не только пышность («премьера», состоявшаяся в 1789 году, сопровождалась выстрелами из пушек), но и итальянскую изящность.

Замечательными последователями итальянской школы были такие видные композиторы, как М.С. Березовский, А.Л. Ведель, создатель первого государственного гимна “Коль славен наш Господь в Сионе” Д.С. Бортнянский и С.А. Дегтярёв.

Да, история церковного песнопения показывает то, что «дуновению времён» оказалась подвластна и церковь, и только после вмешательства императора Павла I из церковного «репертуара» были исключены облегчённые “мирские” композиции.

Но традиция духовного концерта жива и ныне. По окончании Литургии хор часто исполняет современный псалом «Слава Богу за всё», в котором некий «мудрый и опытный старец» ласково учит, что все мы находимся под присмотром у Бога, и следует доверить Ему свою жизнь. Потому как Он попускает наши скорби и страдания исключительно для нашего же спасения.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector