0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тест: История русской Церкви в досинодальный период

Клуб студентов «Технарь». Уникальный сайт с дипломами и курсовыми для технарей.

Все разделы / История /

Вопросы с ответами

Тип работы: Билеты экзаменационные
Форматы файлов: Microsoft Word

Описание:
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1. История Русской Церкви как богословская дисциплина. Досинодальный период истории Русской Церкви: периодизация; крупнейшие исследователи церковной истории России досинодального периода; источники по истории Русской Церкви и их классификация.
2. Христианство на Руси в период до крещения св. князя Владимира: основные этапы христианизации Руси; факторы, способствующие и затрудняющие христианизацию Руси. Крещение Руси: соотнесение повествования «Повести временных лет» и других источников, Православие как господствующая вера, проблема «насильственного» крещения.
3. Формирование русской духовной традиции в домонгольский период: основные факторы, способствующие распространению христианства (миссионерские труды святителей, церковное служение русских князей, роль монастырей в деле распространения и утверждения веры), ориентация на библейскую традицию.
4. Русская Церковь после монгольского нашествия: духовно-нравственный кризис русского общества; Владимирский Собор 1274 г. и его решения; отношение монголо-татар к Русской Церкви; миссионерство среди монголо-татар.
5. Церковно-государственная позиция св. великого князя Александра Невского (сопоставление с позицией кн. Даниила Галицкого). Возвышение Московского княжества: причины возвышения Москвы, совместная деятельность московских князей и митрополитов.
6. Эпоха прп. Сергия Радонежского: основные черты подвига преподобного; возрождение русского монашества (преемство с монашеской традицией домонгольского периода, монашеская колонизация). Ученики и собеседники преподобного Сергия.
7. Флорентийская уния и падение Константинополя, их последствия для Русской Церкви: автокефалия, новый статус русского государя в православном мире. Учение «Москва – III Рим».
8. Статус великого князя в жизни Русской Церкви: содержание понятия «епископ внешних дел Церкви», проблема вмешательства великого князя в церковные дела в XII – начале XVI в. (на примере истории замещения митрополичьей кафедры при кн. Андрее Боголюбском, Дмитрии Донском, Василии Темном, Иване III, Василии III).
9. Ересь жидовствующих: источники сведения о ереси, история распространения ереси, причины успешного распространения ереси жидовствующих. Деятельность русских святых против ереси жидовствующих; богословское обоснование необходимости смертной казни еретиков.
10. Значение прп. Иосифа Волоцкого и Нила Сорского для формирования традиции русского монашества. Искажение их взглядов на церковное землевладение и содержание монашеского подвига в идеологии партий «нестяжателей» и «иосифлян». Позиция прп. Максима Грека.
11. Концепция «православного царства» у святого митрополита Макария и Ивана Грозного: венчание на царство; Макариевские соборы; проблема уставного благочестия (Стоглавый Собор, «Домострой»); особенности религиозных взглядов царя Ивана Грозного; церковная оценка его деятельности.
12. Брест-Литовская уния 1596 года: прозелетическая деятельность иезуитов, униатский и православный соборы, итоги. Борьба православных Речи Посполитой против насаждения унии в XVII веке: святые подвижники, казачество, сеймовая борьба, деятельность братств Западной Руси, литературная полемика.
13. Установление патриаршества в Русской Церкви (причины и обстоятельства установления, роль царской власти, позиция восточных патриархов, изменение в епархиальном устройстве).
14. Польская интервенция и экспансия католицизма в России в Смутное время. Роль Русской Церкви в преодолении Смуты в российском государстве. Подвиг святых патриархов Иова и Гермогена.
15. Русское патриаршество в период от 1619 до 1700 года: развитие института патриаршества, церковное служение первосвятителей, их взгляды на церковно-государственные отношения.
16. История книжной справы до патриарха Никона: основные этапы, проблемы. Богослужебная реформа патриарха Никона и реакция на нее расколоучителей. Вопрос о древности и значении «старого обряда».
17. Старообрядческий раскол: возникновение, идеология раскола, лидеры и их деятельность, соборное осуждение. Поповщина и беспоповщина. Деление раскольников на толки и согласия.
18. Духовное просвещение в Русской Церкви XVII века (общая характеристика, основные проблемы, школьное дело во второй половине XVII в.), богословские споры второй половины XVII в. в Русской Церкви (деятели, обсуждаемые вопросы, аргументация сторон, итоги).
19. Характеристика церковной жизни второй половины XVII века: святые подвижники, состояние русских монастырей (количество монастырей и их насельников, вопрос о монастырских крестьянах, появление приписных монастырей) и приходов (регламентация приходской жизни, «поновления» и «многогласие», возникновение «крестцового» духовенства).
20. Святой митрополит Петр Могила: церковная, богословская и просветительская деятельность. Киево-Могилянская Академия и ее влияние на духовное просвещение Руси.

Читать еще:  Тест: Рождественский пост

Размер файла: 69,6 Кбайт
Фаил: (.docx)

Тест: 5. Синодальный период

Последним патриархом до начала Синодального периода был патриарх, занимавший московскую кафедру с 1690 по 1700 гг.

После смерти патриарха Адриана и до учреждения Святейшего Синода митрополит Рязанский и Муромский Стефан был местоблюстителем патриаршего престола.

В 1720 году по поручению Петра I архиепископом Феофаном (Прокоповичем) был написан регламент, который содержал в себе описание основных пунктов церковной реформы и лёг в основу работы нового органа – Святейшего Синода.

Необходимо отметить 4 пункта.

Святейший Синод обладал законодательной и административной внутрицерковной властью, но судебная власть Синода была ограничена – он не мог осуществлять суд по делам уголовного и политического содержания. Обер-прокурор Святейшего Синода назначался лично императором и должен был исполнять роль посредника между Синодом и монархом.

В период с 1730 по 1740 год состоялся ряд громких процессов над архиереями и монахами, обвиненными в политических преступлениях. Среди них были архиеп. Лев (Юрлов), митр. Игнатий Коломенский, архиеп. Феофилакт (Лопатинский) и другие. Одним из инициаторов репрессий против духовенства был архиеп. Феофан (Прокопович), расправлявшийся таким образом со своими оппонентами.

Императрицу Елизавету Петровну современники характеризовали как глубоко верующего и церковного человека, проявлявшего большое участие в жизни Церкви. По всем важным вопросам, касающимся церковной политики, члены Синода могли обращаться к императрице напрямую, без посредников.

Необходимо отметить 3 пункта.

Начиная с правления Петра I, в России проводилась политика по урезанию льгот для духовенства. Была урезана царская руга, введены пожарная и караульная повинности, сбор со священников драгунских лошадей и т.д. В правление Елизаветы Петровны часть этих сборов и повинностей была отменена.

Большое влияние на принцессу Софию, сознательную лютеранку, оказал её законоучитель, талантливый учёный архимандрит Симон (Тодорский). Именно благодаря общению с ним будущая императрица изменила своё отношение к православию. Добровольное и осознанное крещение принцесса София приняла 28 июня 1744 года.

Подсказка: Необходимо отметить 3 пункта.

Европейские монархи XVIII века, в том числе и Екатерина II, идеальной формой правления считали просвещённую монархию «философов на троне», сосредоточивших в своих руках всю полноту власти. Религия при просвещённом абсолютизме понималась лишь как один из инструментов управления государством.

Манифест о секуляризации монастырских земель, изданный в 1764 году, объявлял об изъятии у Церкви земельных владений и монастырских крестьян в пользу государства, а так же о роспуске ряда монастырей.

Тест по истории Русская православная церковь в XV начале XVI века 6 класс

Тест по истории Русская православная церковь в XV начале XVI века, Человек в Российском государстве второй половины XV века для учащихся 6 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом по 7 заданий.

1 вариант

1. Кем назначался митрополит Киевский и всея Руси в начале XV в.?

1) собором Русской православной церкви
2) вселенским (константинопольским) патриархом
3) папой римским
4) московским князем

2. В каком году была подписана Флорентийская уния, кото­рая призывала к объединению Православной и Католиче­ской церквей с приоритетом католических обрядов?

Читать еще:  Тест: История Церкви В России. Домонгольский период

1) 1400 г.
2) 1439 г.
3) 1448 г.
4) 1462 г.

3. Как сложилась судьба митрополита Исидора, который подписал Флорентийскую унию от имени Русской право­славной церкви?

1) митрополит Исидор был избран патриархом
2) митрополит Исидор был убит в Москве
3) митрополит Исидор был отправлен в монастырь, а за­тем бежал за границу
4) митрополит Исидор стал папой римским

4. к какому году относится установление автокефалии (самостоятельности) Русской православной церкви?

1) 1439 г.
2) 1448 г.
3) 1453 г.
4) 1480 г.

5. Как называлась плата крестьянина за уход от землевладельца в Юрьев день?

6. Как назывался документ, установивший основные законы для государства в правление Ивана III?

1) Русская Правда
2) Конституция
3) Салическая Правда
4) Судебник

7. Назовите термин, которым обозначали воинов, селивших­ся на окраинах Русского государства.

2 вариант

1. Где в начале XV в. располагалась резиденция вселенского патриарха?

1) Москве
2) Константинополе
3) Ватикане
4) Смоленске

2. Участником Флорентийского собора от Русской православной церкви, который подписал унию 1439 г. о сбли­жении Православной и Католической церквей, был

1) митрополит Исидор
2) митрополит Иов
3) митрополит Григорий
4) патриарх Никон

3. Как расценило русское духовенство Флорентийскую унию?

1) уния была официально принята в Русской православной церкви
2) уния была принята в основных положениях
3) уния была отвергнута
4) в России не узнали о подписании унии

4. В каком году была признана автокефалия (самостоятельность) Русской православной церкви?

1) 1437 г.
2) 1439 г.
3) 1448 г.
4) 1453 г.

5. В какой церковный праздник крестьянин мог уйти от своего землевладельца по Судебнику Ивана III?

6. В каком году был принят Судебник Ивана III?

1) 1448 г.
2) 1462 г.
3) 1497 г.
4) 1550 г.

7. Каким термином называли городское население?

Ответы на тест по истории Русская православная церковь в XV начале XVI века, Человек в Российском государстве второй половины XV века
1 вариант
1-2
2-2
3-3
4-2
5. пожилое
6-4
7. казаки
2 вариант
1-2
2-1
3-3
4-3
5. Юрьев день
6-3
7. посадские люди

Тест с ответами: “Русская православная церковь”

1. В ходе восстания в Соловецком монастыре 1668-1676 гг., монахи отстаивали эти идеи:
а) выступление за старую веру +
б) отмена обета послушания в монастыре
в) отказ от монастырского землевладения

2. Массовое движение протеста против реформ Никона принимало такую форму:
а) мирные протесты
б) самосожжение +
в) обращение к народу

3. Массовое движение протеста против реформ Никона принимало такую форму:
а) обращение к народу
б) написание воззваний к папе римскому
в) голодная смерть +

4. Протопоп Аввакум в своих проповедях отстаивал такие религиозные позиции:
а) следование церковным уставам и постановлениям Стоглавого собора +
б) взятие за образец греческих книг и канонов
в) обращение к книгам и сочинениям папы римского

5. Протопоп Аввакум был автором этого произведения:
а) Суд над Никоном
б) Шемякин суд
в) Житие +

6. Когда состоялся Церковный собор, на котором был осуждён патриарх Никон:
а) 1678-1679 гг.
б) 1666-1667 гг. +
в) 1660-1661 гг.

7. После сложения полномочий патриарха Никон удалился в:
а) Даниловский монастырь в Москве
б) Александра-Невскую лавру
в) Воскресенский Новоиерусалимский монастырь +

8. Каких взглядов придерживался патриарх Никон относительно царской власти:
а) выступал за первенство церковной власти над царской +
б) считал царскую власть выше церковной
в) полагал, что государь должен прямо назначать патриарха и основных церковных иерархов

9. К церковной реформе, которая была проведена в 1653-1654 гг. относится:
а) введение богослужения на латинском языке
б) отмена почитания икон в церквях
в) исправление икон и церковных книг по греческому образцу +

Читать еще:  Рубрика Церковнославянские

10. К церковной реформе, которая была проведена в 1653-1654 гг. не относится:
а) исправление икон и церковных книг по греческому образцу
б) исправление книг по древнерусским образцам +
в) оба варианта верны

11. Какое мнение относительно церковных книг и церковных обрядов разделял государь Алексей Михайлович:
а) нужно обратиться к греческим источникам +
б) необходимо придерживаться древнерусских образцов
в) необходимо обратиться за советом к папе римскому

12. Патриарх Филарет стал править вместе с Михаилом Романовым начиная с 1619 г. Почему Филарет раньше не оказывал влияния на политические события:
а) не желал вмешиваться в политику
б) находился в польском плену +
в) поддерживал другого претендента на русский престол

13. Одним из самых крупных восстаний, вызванных церковными реформами, стало:
а) восстание в Соловецком монастыре +
б) восстание под руководством Хлопка
в) восстание под руководством Степана Разина

14. Противников реформы Никона, сторонников протопопа Аввакума, называли:
а) протестанты
б) антиниконианцы
в) старообрядцы +

15. Как сложилась судьба протопопа Аввакума:
а) его сожгли по царскому указу +
б) был выслан из России
в) заплатил огромный штраф и лишился своего состояния

16. Царь Алексей Михайлович и протопоп Аввакум познакомились в:
а) Избранной Раде
б) кружке ревнителей благочестия +
в) Монастырском приказе

17. Как решил судьбу Никона Церковный собор 1666-1667 гг.:
а) возвратил Никону патриарший престол
б) отверг реформы и осудил патриарха
в) принял реформы, предложенные Никоном, но осудил патриарха +

18. Разногласия между сторонниками реформы Никона и её противниками привели к этому:
а) объединению церкви в борьбе с католицизмом
б) расколу в Русской православной церкви +
в) полному подчинению государственных структур церкви

19. После конфликта с царём Алексеем Михайловичем, когда государь перестал посещать богослужения и приглашать патриарха на государственные приёмы, патриарх Никон поступил именно так:
а) захватил царский престол
б) проклял государя
в) сложил полномочия патриарха и удалился в монастырь +

20. В церковную реформу, проведённую в 1653-1654 гг. входило:
а) ведение богослужения на латинском языке
б) введение троеперстного крестного знамения +
в) введение двоеперстного крестного знамения

21. В церковную реформу, проведённую в 1653-1654 гг. не входило:
а) ведение богослужения на латинском языке +
б) введение троеперстного крестного знамения
в) оба варианта верны

22. В церковную реформу, проведённую в 1653-1654 гг. не входило:
а) введение троеперстного крестного знамения
б) введение двоеперстного крестного знамения +
в) оба варианта верны

23. Какой точки зрения придерживался патриарх Иосиф относительно редактирования церковных книг:
а) нужно взять за образец греческие книги
б) необходимо создать собственную, новую систему церковного книгописания
в) нужно ориентироваться на древнерусские образцы +

24. В каких отношениях находились патриарх Филарет и государь Михаил Романов:
а) Филарет был сыном Михаила Романова
б) Филарет был отцом Михаила Романова +
в) Филарет был родным братом Михаила Романова

25. В каком году митрополит Филарет вернулся из польского плена:
а) 1616
б) 1625
в) 1619 +

26. В каком году был созван церковный Собор для проведения суда над Никоном:
а) 1670
б) 1666 +
в) 1679

27. Какое наказание грозило лидерам старообрядцев по Соборному уложению 1649 года:
а) сожжение на костре +
б) штраф в 1000 рублей
в) вечная ссылка

28. В каком году состоялась казнь протопопа Аввакума:
а) 1692
б) 1672
в) 1682 +

29. Какой патриарх начал проводить церковную реформу:
а) Никон +
б) Филарет
в) Иосиф

30. Что было результатом церковных реформ патриарха Никона:
а) отказ церкви от всех своих имуществ
б) изменение церковных обрядов +
в) создание Монастырского приказа

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector