1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тест: Прп. Силуан Афонский

Православная Жизнь

24 сентября Православная Церковь чтит память подвижника начала XX века – прп. Силуана Афонского.

О нем сказано достаточно много, и вряд ли я здесь напишу что-то новое. Когда читаешь житие или труды святых отцов, обращаешься к их высказываниям, то нередко упускаешь какие-то важные нюансы, именно так у меня получилось с прп. Силуаном. Многим из нас известно его наставление: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся», – но на самом деле это обращенные к старцу слова Христа.

Каждый, пожалуй, согласится, что приведенная фраза – замечательна, но далее этого соглашательства дело не идет. Слова нас не задевают, не мотивируют к конкретным действиям, не заставляют глубже задуматься над ними. И дело здесь, конечно, не в словах, ведь мы попросту часто не осознаем, что за ними стоит или в каких условиях они были произнесены. Известный французский православный богослов Жан-Клод Ларше в одном из своих трудов уделил немало внимания осмыслению приведенной фразы как раз на основании наследия прп. Силуана, чем мне и хотелось бы поделиться.

Для начала необходимо напомнить, когда же Христос обратился к старцу. Это было второе явление Спасителя прп. Силуану, первое произошло на пятнадцать лет раньше. Когда афонский подвижник молился в своей келье, то вдруг огромный бес, заслоняя иконы, встал перед ним и ждал поклонения себе. В этот же момент в комнату старца налетело множество других бесов, которые всеми силами пытались разрушить его молитву. Прп. Силуан воззвал: «Господи, Ты видишь, что я хочу молиться Тебе чистым умом, но бесы не дают мне. Научи меня, что должен я делать, чтобы они не мешали мне?», – на что Спаситель отвечает: «Гордые всегда так страдают от бесов». Тогда старец снова обращается: «Господи, научи меня, что должен я делать, чтобы смирилась душа моя», – и далее уже звучат известные нам слова Христа: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Это видение сильно повлияло на жизнь прп. Силуана, отныне Господне наставление становится важнейшим правилом и лейтмотивом всех его действий. А ведь действительно, когда осознаешь, как и когда была произнесена рассматриваемая нами фраза, то у самого уже как-то меняется к ней отношение.

Теперь, так же, как это сделал Жан-Клод Ларше, давайте разложим данное наставление на две части: 1. Держи ум твой во аде; 2. и не отчаивайся; и разберем каждую из них в отдельности.

Первая часть фразы имеет несколько измерений. Старец Силуан обращает внимание на то, что адом мы сами иногда именуем тяжелые жизненные обстоятельства, поэтому «держание ума во аде» есть терпеливое и безропотное перенесение этих обстоятельств. Как и следовало ожидать от подвижника-аскета, корень страданий он видит в гордыне: «Люди не учатся смирению и за гордость свою не могут принять благодать Святого Духа, и потому страдает весь мир». Мы помним, что Спаситель его самого обвинил в отсутствии смирения, и, естественно, что прп. Силуан это прекрасно усвоил, потому и нас вопрошает: «За что же человек страдает на земле, несет скорби и терпит беды? За то страдаем мы, что не имеем смирения». Он был чуток к страданиям людей в этом мире, а потому, начиная с самого себя, отмечал, что именно с них (т. е. с земных страданий) и получают начало страдания адские: «По делам моим я достоин мучений и на земле, и во аде».

Следующий смысл первой части фразы связан непосредственно с действием бесов. Инфернальные существа, являясь, скажем так, жителями ада, присутствуют и действуют также и на земле, именно поэтому осознанная борьба с ними, противостояние им должны быть неотъемлемой частью христианской жизни. Сам старец неоднократно подвергался открытому нападению бесов, более того, видел их не только ночью, но и днем. Он много лет страдал от их воздействия. Мы, конечно, далеки от высоты его духовности, а потому Господь нам не попускает такой явной брани, ведь мы ее попросту не перенесем. Но вот что интересно: «За гордость мою, – говорит прп. Силуан, – Господь попустил врагу дважды сотворить брань с моею душою так, что душа моя стояла во аде», – и далее он конкретизирует, в чем, собственно, состояло проявление гордости: «Хотя грехи прощены, но всю жизнь надо о них помнить и скорбеть, чтобы сохранить сокрушение. Я так не делал, и перестал сокрушаться, и много я потерпел от бесов. Кто, подобно мне, потерял благодать, тот пусть мужественно борется с бесами. Господь милостиво дает тебе познать. что значит быть в борьбе с бесами». Таким образом, мы видим, что оставление покаяния и сокрушения о старых грехах является тем проявлением гордыни, из-за которой Господь попускает действие нечистых духов. Думаю, что это наставление довольно актуально и для нашей духовной жизни.

Итак, давайте обобщим сказанное: согласно мнению и личному опыту прп. Силуана, существует прямая связь между гордыней (и отмеченными ее проявлениями) и мучениями, причиняемыми инфернальными сущностями на этой земле, а единственное противоядие – это смирение. Об этом же говорит, например, тот же прп. Антоний Великий: «Видел я однажды все сети врага, распростертые на земле, и со вздохом сказал: кто же избегнет их? – но услышал глас, говорящий мне: “Смиренномудрие’’».

С действием бесовских сил неразрывно связано состояние богооставленности, воплощением чего и является вставший во время молитвы между иконами и подвижником демон. Мужественное перенесение этого состояния, вместе с постоянным желанием снова обрасти благодать, – еще один смысловой уровень первой части рассматриваемой фразы. «О, братья, – пишет прп. Силуан, – если бы вы могли разуметь томление души, которая носила Духа Святого, а потом потеряла Его. Томление это нестерпимо. Душа тогда в неописуемой скорби и печали… Когда душа потеряет благодать, тогда скучает она о небесном и слезно ищет Господа».

Если все сказанное попробовать свести в одну мысль, подвести некоторый итог, то тогда наставление афонского старца будет выглядеть примерно так: «Постоянно помни, что по причине грехов твоих ты заслуживаешь наказание и адские муки». Прп. Силуан сам многократно напоминает себе, что он достоин лишь ада: «Я недостоин Бога и рая. Я достоин мук адских и буду вечно гореть в огне», – также и другом месте он пишет: «Нужно считать себя хуже всех и осудить себя во ад. Хорошо душу свою приучить помышлять: “Я буду гореть в огне адском”». Единственным спасением здесь является глубокое осознание своей греховности и осуждение себя. Получается, что смирение и самоосуждение – это две стороны одного аскетического делания, позволяющие постоянно держать «ум во аде». Вместе они обязательно должны подкрепляться твердым упованием на Бога и постоянным соизмерением своих сил с поставленными целями: «Но надо знать при этом свою меру, чтобы не перетрудить души. Изучи себя и давай душе подвиг по силе ее», – подытоживает старец.

Теперь мы гармонично переходим ко второй части наставления Христа: «. и не отчаивайся». Тяжелым грехом прп. Силуан называет состояние, когда человек считает себя достойным адских мук, но при этом отчаивается. Получается, что в таком случае отчаяние сокрушило его: «Многие отчаиваются и пропадают. Души их дичают и не хотят потом ни молиться, ни читать, ни даже мыслить о Боге», – пишет старец. Он сам рассказывает, что один раз угодил в эту яму и едва не погиб: «В одно время напал на меня дух отчаяния: мне казалось, что Бог отринул меня вконец и уже нет мне спасения, но ясно видится в душе вечная погибель. И ощутил я в душе, что Бог немилосерд и неумолим. Продолжалось это со мною час или немного более. Дух этот такой тяжелый и томительный, что страшно о нем и вспоминать. Душа не в силах понести его долго. В эти минуты можно погибнуть на всю вечность». Поэтому так важно, осудив себя на муки, иметь и твердое упование на Бога. У каждого из нас есть свой внутренний опыт встречи с Господом, когда Его благодать касалась нашего сердца. Возможно, это были какие-то краткие мгновения, от которых осталось лишь одно воспоминание, но именно на нем и должна быть основана та надежда, которая не позволит нам рухнуть в бездну отчаяния: «И если бы Господь не дал мне познать Себя Духом Святым, – говорит прп. Силуан, – и если бы не помощь пресвятой и благой Владычицы, то отчаялся бы я в своем спасении».

Изложение этой статьи, возможно, кажется несколько сумбурным или далеким от нашей реальной жизни. Я понимаю, что большинство из нас напрямую не встретится с бесами и адом вплоть до собственной смерти, но это отнюдь не значит, что градус их действия в нашей жизни каким-либо образом снижается. Наоборот, демоны – злейшие враги наши и тот факт, что мы не осознаем и не видим их работы, подвергает наши души большой опасности. Именно поэтому столь важен опыт таких подвижников, как прп. Силуан Афонский. Дай Бог нам всем сил и благоразумия прислушаться к нему и хоть немного реализовать его наставления на пути своего личного восхождения в Царство Небесное.

Протоиерей Владимир Долгих

Изречения преподобного Силуана Афонского

Скучает душа моя о Боге всегда и молится день и ночь, ибо имя Господне сладко и вожделенно для души молящегося и согревает душу любить Бога.

Некоторые спорят о вере, и конца нет этим спорам, а ведь спорить не надо, а только молиться Богу и Божией Матери, и Господь без спора просветит, и скоро просветит.

Есть люди, которые говорят, что Бога нет. Так говорят они потому, что в сердце их живет гордый дух, который и внушает им ложь на Истину и на Церковь Божию. Они думают, что они умные, а на самом деле не понимают даже того, что мысли эти не их, а исходят от врага; но если кто примет такие мысли сердцем и полюбит, то так и сроднится с злым духом. И не дай Бог никому умереть в таком состоянии.

Гордость не дает душе вступить на путь веры. Неверующему я даю такой совет: пусть он скажет: “Господи, если Ты есть, то просвети меня, и я послужу Тебе всем сердцем и душою”. И за такую смиренную мысль и готовность послужить Богу Господь непременно просветит. Но не надо говорить: “Если Ты есть, то накажи меня”, потому что, если придет наказание, ты, быть может, не найдешь силы благодарить Бога и принести покаяние.

Мучимся все мы на земле и ищем свободы, но мало кто знает, в чем свобода, где она. И я тоже хочу свободы и день и ночь ищу ее. Я познал, что она у Бога, и от Бога дается смиренным сердцем, которые покаялись и отсекли свою волю пред Ним. Кающемуся Господь дает мир Свой и свободу любить Его. И нет ничего лучшего в мире, как любить Бога и ближнего. В этом душа обретает покой и радость.

Переполненный сосуд выливается через край.Так и переполненное сердце человека изливает на ближних то, чем оно полно.

Каждый человек видит в других то, что в опыте духовном познал в себе самом, поэтому отношение человека к ближнему есть верный показатель достигнутой им степени самопознания.

Кто больше любит, тот больше и страдает.

Дивное дело: человек гнушается братом своим, таким же человеком, когда он беден или нечист, а Господь, как чадолюбивая мать дитяти своему, все нам прощает, и не гнушается никаким грешником, и даже дает ему дар Духа Святого Душа смиренного, как море; брось в море камень, он на минуту возмутит слегка поверхность, и затем утонет в глубине его.Так скорби утопают в сердце смиренного, потому что с ним сила Господня.

Читать еще:  Тест: Церковнославянский в псалмах

Будь подальше от тех, кто много рассуждает. Будь поближе к тем, кто больше молчит.

Бог к нам ближе, чем вдыхаемый нами воздух.

Кто читает плохие книги или газеты, тот наказывается голодом души, потому что пища души и наслаждение ее — в Боге. В Боге и жизнь ее, и радость, и веселие…

Если твой ум чего-то не понимает, но ты понимаешь, что твой ум чего-то не понимает- то ты недалек от истинного понимания

Помогай жизни жить и жизнь поможет тебе не умереть

Гордого если и силою посадить в рай, он и там не найдет покоя, и будет недоволен и скажет: «Почему я не на первом месте?». А смиренная душа исполнена любви и не ищет первенства, но всем желает добра и всем бывает довольна.

На земле нельзя миновать скорбей, но кто предался на волю Божью, тот легко их переносит. Он видит скорби, но уповает на Господа, и скорби проходят.

Можно много поститься, много молиться и много добра делать, но если при этом будем тщеславиться,то будем подобны бубну, который гремит, а внутри пустой.

Человек сам по себе немощен, как цветок полевой: все его любят, и все его топчут ногами. Так и человек: иногда он в славе, а иногда в бесчестии. Но кто любит Бога, тот благодарит Господа за все скорби и пребывает покоен и в чести, и в поношениях.

Один мужик поехал в лес за дровами. Утомившись от трудов, он лег отдохнуть под большим дубом и, снизу смотря на ветви дуба и видя на нем множество крупных желудей, подумал: «Было бы лучше, если бы на дубе росли тыквы». С этой мыслью закрыл он глаза, и вдруг упал один желудь и больно ударил его по губам. Тогда мужик и говорит: «Я ошибся, Бог умнее меня, и хорошо устроил, что на дубе желуди, а не тыквы».

Любовь не зависит от времени, и всегда имеет силу. И когда душа познает любовь Божию, тогда она ясно чувствует, что Господь нам Отец, самый родной, самый близкий, самый дорогой, самый лучший, и нет большего счастья, как любить Бога всем умом и сердцем, всей душой, как заповедал Господь, и ближнего, как самого себя. И когда эта любовь есть в душе, тогда все радует душу, а когда она теряется, то человек не обретает покоя, и смущается, и обвиняет других в том, что будто они его обидели, и не понимает, что сам виноват,— потерял любовь к Богу и осудил или возненавидел брата.

В добром Бог помогает, а в худом — враги, но зависит это и от нашей воли; надо себя понуждать на добро, но умеренно, и знать свою меру. Надо изучить свою душу, что ей полезно; одному более полезно больше молиться, другому читать или писать.

А кто ругает плохих людей, но не молится за них, тот никогда не познает благодати Божией.

Если начальник плохой, то молись за него, и в душе у тебя будет мир.

О, народы всей земли, на коленях припадаю пред вами и умоляю со слезами: придите ко Христу. Я знаю Его любовь к вам. Я знаю и потому кричу всей земле. (Если чего не знаешь, то как будешь говорить о том?)

Ты спросишь: “Но как можно знать Бога?” А я говорю, что мы видели Господа Духом Святым. И ты, если смиришь себя, то и тебе Дух Святой покажет Господа нашего; и ты тоже захочешь кричать о Нем всей земле.

Я стар, и жду смерти, и пишу истину по любви к народу, о котором скорбит душа моя. Быть может, хоть одна душа спасется; и за нее буду благодарить Бога; но сердце мое болит за весь мир, и молюсь, и слезы проливаю за весь мир, чтобы все покаялись и познали Бога, и жили в любви, и наслаждались свободою в Боге.

Презентация к Викторине » Житие прп. Силуана Афонского»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Викторина « Духовные основы жития преподобного Силуана Афонского»

Какие уроки доброты и духовные подвиги преподобного Силуана Афонского помогут людям победить собственные пороки (грехи). Проблемный вопрос

1. Где и когда родился преподобный Силуан Афонский? 2. Как его назвали при рождении родители? 3. Чем в юные годы занимался будущий святой? 4. О чем он мечтал с детства? 5. Как отнеслись к его мечте родители? 6. По какой причине в душе маленького Симеона зародилось сомнение о существовании Бога ? 7. Какой праведник повлиял на его дальнейшую жизнь? ( Назовите имя праведника). Каково было его влияние? Рубрика « Детство. Отрочество. Юность». Ответьте на вопросы:

Святой блаженный Иоанн Сезеновский

9. Расскажите о первом видении Симеона в юности? 8. Где проходил службу?

10. Назовите молитву, которая спасла Симеона от собаки 11. Назовите имя праведника , у которого Симеон просит молитв за укрепление своей души? 12. Что происходит с Симеоном после этой просьбы?

Святой праведный Иоанн Крондштадтский

1. Как называется место духовных подвигов преподобного Силуана ? А) остров Валаам в) гора Афон Б) Киево-Печерская г) Почаевская Лавра Лавра Рубрика « Духовный путь» Тест

Святая гора Афон

А) св. вмч. Пантелеимона Б) скит Старый Русик В) Филофей Г) Дионисиат 2. Как называется на Афоне монастырь, в который приехал Симеон для подвижнической жизни?

а)тщеславие в) гордость б)лицемерие г) чревоугодие ( объядение) 4. Какое чувство наполнило душу послушника Симеона после явления ему Господа? а) Грусти в) Радости Пасхи. Воскресения б) Гордости г) смирения 3. С какими грехами боролся послушник Симеон перед явлением ему Господа?

« Кто потерял её ( ЧТО?), тот неутомимо день и ночь ищет её и влечётся к ней день и ночь» а) благодать б) умиление в) смирение г) благоговение 5. О каком чувстве говорит Силуан Афонский в своем высказывании ?

6. Что нужно иметь в душе, чтобы в ней поселился Святой Дух? а) честь в) гордость б) смирение г) милосердие

А) Иисусовой в) Господней Б) Святому Духу г) Трисвятое 7. Какой молитве научила Симеона (прп. Силуана ) Пресвятая Богородица ?

а) 1911 в) 1892 б) 1866 г) 1896 8. В каком году Силуан Афонский был пострижен в Схиму?

а) на мельнице в) в трапезной б) экономом г) в торговой лавке 9. Какие послушания выполнял старец на Афоне?

А) на кровати в) на табурете Б) на полу г) стоя 10. Каким образом спал преподобный Силуан?

Добродетели: смирение, любовь, пост, кротость, набожность. Черты характера: доброта и сердечность, справедливость, милосердие , трудолюбие, любовь к ближнему, сострадание, стремление к нравственному совершенству- вот главное, к чему должен стремиться современный человек. Главный урок- вся жизнь Преподобного Силуана Афонского « Уроки доброты и духовные подвиги преподобного Силуана Афонского»

Преподобный отче наш, Силуане, моли Бога о нас! Презентацию подготовила: Голосова О.А., учитель ОПК МБОУ СОШ №2 г. Лебедянь

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Голосова Ольга АлександровнаНаписать 653 02.05.2017

Номер материала: ДБ-433787

  • Презентации

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    02.05.2017 680
    02.05.2017 177
    02.05.2017 112
    02.05.2017 156
    02.05.2017 208
    02.05.2017 340
    02.05.2017 358

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства

Время чтения: 1 минута

На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

Время чтения: 2 минуты

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Названа победительница конкурса «Директор года России — 2021»

Время чтения: 1 минута

Путин призвал наполнить аграрное образование современным содержанием

Время чтения: 1 минута

В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Тест: Прп. Силуан Афонский

Поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с праздником Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и памятью преподобного Силуана Афонского!

Сегодня в Евангелии повествуется о том, как фарисеи подошли к Спасителю и спрашивали, какою властью Он изгоняет из дома Божия торговцев и творит чудеса. Но Господь не отвечает им прямо, а задает Свой вопрос: какой властью крестил Иоанн Креститель? Фарисеи хотели уловить Его в слове, чтобы обвинить перед народом в богохульстве или перед властями в заговоре, но теперь они в замешательстве. Видя их лукавство, Господь ставит их в такое же неудобное положение: если не признают, что Иоанн действует от Бога, народ побьет их камнями, потому что все считали его великим пророком, а если признают, почему тогда не верят в него сами и не идут креститься?! Когда же они лукаво уклонились от ответа, сославшись на неведение, Господь не стал с ними больше говорить, как с недостойными беседы.

Лукавый человек перестает видеть окружающий мир адекватно, он смотрит на него глазами своих страстей. Все измеряется вредностью или полезностью для эгоиста и достижения им поставленных ложных целей. Лукавый человек не может действовать несвоекорыстно: смотрит, чтобы осудить, действует, чтобы создать впечатление, говорит, чтобы обмануть или уловить в слове. Часто великий дар разумности и словесности человек обращает не на пользу себе, и тогда слово становится орудием убийства, инструментом достижения неблаговидных целей.

Фарисеи пришли в такое состояние, потому что гнались за ложными благами, любили власть, богатство и земные удовольствия. Из своего сердца они сделали вместилище страстей, а из ума – их жалкого раба и прислужника. Стремясь возвыситься и обустроиться в этом мире, духовно они потеряли все, погубив свои души. Истинный же путь к величию, напротив, заключается в смирении и простоте. « Ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится » (Мф. 23, 12).

Преподобный Силуан Афонский как раз является воплощением, с одной стороны, этой простоты и смирения, а с другой – глубины и подлинного величия. Мы знаем, что это великий святой, на котором почивал Дух Святой, и к этому величию Преподобный пришел через смирение. Будучи простым крестьянином, он с детства стремился к Богу, желая стать монахом. В какой-то момент грехи молодости взяли над ним верх, но Матерь Божия явилась ему во сне и призвала к чистоте. Решившись идти на Афон, юный подвижник просил святого праведного Иоанна Кронштадтского помолиться, чтобы мир отпустил его, и всю дорогу до гавани спасения его сопровождал только одному ему слышный гул как бы адского пламени.

В первые годы подвигов на Афоне Господь дал ему великую благодать, пламенную любовь и радость, так что он как бы пребывал на небе. Но потом Господь отнял у него это сокровище, и Преподобный больше пятнадцати лет страдал в поисках Бога. Потому что душа, которая познала истинные блага: подлинную радость и любовь, полноту жизни в Духе Святом – не может удовлетворяться, тешиться тем, чем живет обычный мир. Подвижник недоумевал, почему он и постится, и молится, и поклоны кладет, и не хочет ничего другого, но Господь не открывается ему. Но вот, после многих лет таких страданий, когда он вопрошал Господа и в отчаянии думал, что невозможно спастись, невозможно умолить Господа, ему было откровение от Бога: «держи ум свой во аде и не отчаивайся».

Читать еще:  Тест: 2. Монгольский период

И вот когда он начал на практике проходить такое состояние, считать себя хуже всех, тонкая гордость ушла, а благодать вернулась. Как мы знаем из житий святых, из патериков, великие святые потому стали великими, что имели великие помыслы, которые обычным людям не под силу. Например, что я хуже всех живших на земле, что все спасутся, а я один погибну. Тяжелые, едва переносимые для человека, такие помыслы оказываются убийственными для грехов, страстей, для эгоизма и всего того, что не дает нам духовно преуспевать.

Разочарование в себе и своих силах, видение своей греховности и, в то же время, упование на Бога сделали Преподобного жилищем благодати. Дух Святой открывал ему тайны бытия, и он, пребывая в состоянии бесконечного изумления, говорил: какой же у нас Господь, как Он всех любит и нам, грешным, ни за что дает Свою благодать.

Оказывается, что не просто надо отказаться от поиска тех ложных благ, к которым стремится мир, и обратиться внутрь себя, постигая духовные законы. Не просто удаляться от сложности и многопопечительности даже в добрых делах и стремиться к простоте и цельности жизни по заповедям. Нужно, по большому счету, как следует научиться одному только состоянию, качеству души – глубокому смирению и понять, что мы ничем не лучше ни одного из живущих на земле.

Чтобы достичь этого состояния, могут потребоваться годы упорных подвигов, много страданий и слез, но если человек погрузился на эту глубину, в нем уже не может удержаться никакой эгоизм, никакое лукавство, ничего из того, что принадлежит князю века сего. Благодать Святого Духа поселяется в сердце смиренного и устраивает в его душе рай. Такой человек начинает печалиться о других людях, не знающих Бога и тех благ, которые дает Господь. Он начинает молиться о мире и плакать о других, как о себе, и эти слезы сладки и утешительны, потому что источает их любовь. Благодаря таким святым, которых всегда было немного, и держится еще мир.

Будем помнить о том, что глубина богатства Божия открывается только через смирение, через умаление себя, отвержение всякого тщеславия и осуждения, отказ от постоянного сопоставления себя с другими. Это великое искусство святых – видеть свои грехи, но при этом не отчаиваться в своем спасении, уповая на Бога. Как врач знает, какое употребить лекарство, как горшечник помнит, когда нужно вытащить горшок из печи, чтобы он не перекалился, так и Господь, когда нужно, утешит и не попустит искушения выше меры. Такое состояние должно стать нашим мироощущением, качеством души, из умозрительной идеи перейти в чувство сердца и утвердиться годами практики. Тогда только земля нашего сердца будет способна принести обильный плод подлинных добродетелей, и мы, оказавшись верными делателями Царства Небесного на земле, наследуем и райские наделы в небесных обителях. Аминь.

О помыслах и о прелести. Душеполезные поучения преподобного Силуана Афонского

ПОМНИ два помысла, и бойся их. Один говорит: ты — святой, другой: ты не спасешься. Оба эти помысла от врага, и нет в них истины. Но ты думай: я — великий грешник, но Господь Милостивый, Он много любит людей, и простит мне грехи мои.

Верь так и будет тебе это: простит Господь. Но на подвиги свои не надейся, хотя бы ты и много подвизался. Один подвижник мне говорил: «Я непременно должен быть помилован, потому что кладу столько поклонов каждый день», но когда пришла смерть, то он порвал на себе рубашку.

Так не за подвиги наши, а туне, по благости Своей, милует Бог. Господь хочет, чтобы душа была смиренна, незлобива, и всех с любовью прощала: тогда и Господь простит с радостью. Господь любит всех, и мы должны подражать Ему и любить всех, и если немощны, то просить, и Господь не откажет и поможет Своею благодатью.

Еще послушником познал я любовь Божию; и она — неописуема. Душа чувствует, что она с Богом и в Боге, и дух радуется о Господе, хотя тело изнемогает от благости Божией. Но эту благодать можно потерять и за один плохой помысл.

С плохим помыслом входит в нас вражия сила, и тогда омрачается душа, и злые мысли терзают ее, чувствует тогда человек свою погибель, и видит, что без благодати Божией он — грешная и немощная земля.

Душа, познавшая Господа, долгим опытом научается, что если человек живет по заповеди, то он, хотя бы и немного, но чувствует благодать в себе и имеет дерзновение в молитве; но если согрешит одним помыслом, и не покается, то благодать скрывается, и душа тогда скучает и плачет пред Богом.

Так всю жизнь душа проводит в борьбе с помыслами. Но ты не унывай от борьбы, ибо Господь любит мужественного борца.

Злые помыслы мучают гордую душу, и, покамест она не смирится, не узнает покоя от них. Когда плохие помыслы осаждают тебя, то взывай к Богу подобно Адаму: «Господи, Творец мой и Создатель. Ты видишь — душа моя в терзании от плохих мыслей… Помилуй меня». И когда стоишь пред лицом Владыки, то крепко помни, что все прошения твои, если они полезны, Он исполнит.

Туча пришла, закрыла солнце, и наступил мрак. Так за один гордый помысл душа теряет благодать, и находит на нее мрак. Но также за один смиренный помысл опять приходит благодать. Я испытал это на себе.

Знай, что если помысл твой уклоняется следить за людьми, кто как живет, то это признак гордости.

Внимай себе. Наблюдай за собою, и увидишь: как только душа превознесется пред братом, так вслед за этим приходит плохой помысл, который неугоден Богу, и чрез это душа смиряется. А если не смирится, то придет некое малое искушение. Если опять не смирится, то начнется бурная брань. Если же опять не смирится, то впадет в некий малый грех. Если и тогда не смирится, то будет большой грех. И так до тех пор будет грешить, покамест не смирится. Но как только покается, так Милостивый Господь даст душе мир и умиление, и тогда пройдет все плохое, и уйдут все помыслы. Но после держи смирение всеми силами, иначе опять впадешь в грех.

Видя, что душа не укрепилась в смирении, Господь отнимает благодать, но ты не падай духом от этого: благодать в тебе, но скрыта. Ты приучи себя отсекать помыслы сразу. А если когда забудешься и не отгонишь сразу, то принеси покаяние. Потрудись над этим, чтобы приобрести привычку. Душа имеет привычку, как привыкнешь, так и будешь делать потом всю жизнь.

У благого человека — благие помышления; а у злого — злые; но каждый должен научиться бороться с помыслами, и из плохих вырабатывать добрые. Это признак опытной души.

Ты спросишь, как это бывает? А так: как живой человек чувствует, когда ему холодно, или когда ему жарко, так и познавший опытом Духа Святого — слышит, когда в душе его есть благодать, и когда приходят злые духи.

Господь дает душе разум познавать Его пришествие, и любить Его, и творить волю Его. Также и помыслы от врага душа узнает не по внешнему виду их, а по действию на душу.

Опытом это познается; а кто не имеет опыта, того враги легко обманывают.

Враги пали гордостью, и нас влекут туда же, и приносят нам помыслы похвалы. И если душа примет похвалу, то благодать отступит, покамест не смирится душа. И так всю жизнь человек будет учиться смирению Христову, и покуда не научится, не познает душа покоя от помыслов и не сможет молиться чистым умом.

Кто хочет чисто молиться, тот не должен знать никаких газетных новостей, не должен читать плохих книг или любопытно знать что-либо из жизни других. Все это приносит в ум много нечистых мыслей, и когда человек хочет в них разобраться, то они все больше и больше запутывают и томят душу.

Когда душа научится любви от Господа, то ей жалко всю вселенную, всякую тварь Божию, и она молится, чтобы все люди покаялись и приняли благодать Святого Духа. Но если душа теряет благодать, то отходит от нее любовь, ибо без благодати Божией невозможно любить врагов, и тогда от сердца исходят помышления злые, как говорит Господь (Мф.15:19, Мрк.7:21–22).

Хорошо знай, что если тебя мучают плохие помыслы, то значит ты не смирен. Господь сказал: «Научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф.II:29).

Без смирения Христова душа никогда не будет покойна в Боге, но всегда будет волноваться разными помыслами, которые не дадут ей созерцать Бога.

Блажен, кто смирил себя, ибо он обрел совершенный покой в Боге. Я доселе каждый день прошу у Господа смирения, ибо душа моя научена Духом Святым, что есть смирение Христово, и потому жажду стяжать его.

О, Христово смирение. Кто вкусил тебя, тот рвется к Богу день и ночь ненасытно.

О, как я немощен. Пописал немного, и уже утомился, и тело ищет покоя. И Господь на земле во плоти познал немощь человеческую; и Он Милостивый — и утомлялся от пути, и спал на корабле во время бури; а когда ученики разбудили Его, то повелел утихнуть морю и ветру и стала тишина великая.

Так и в душе у нас, когда мы призываем святое имя Господне, бывает великий мир.

О, Господи, дай нам хвалить Тебя до последнего издыхания.

В прелесть человек попадает или по неопытности, или от гордости. И если по неопытности, то Господь скоро исцеляет, а если по гордости, то долго будет страдать душа, доколе не научится смирению, и тогда исцелит ее Господь.

В прелесть мы попадаем, когда думаем, что мы умнее и опытнее других, и даже духовника. Так я по неопытности подумал, и за это пострадал, и очень благодарю Бога что Он этим смирил и вразумил меня, и не отнял у меня Своей милости. И теперь я думаю, что без исповеди духовнику невозможно избавиться от прелести, потому что духовникам дана от Господа власть решить и вязать.

Если увидишь свет внутри себя, или снаружи себя, то не верь ему, если вместе со светом нет в тебе умиления к Богу и любви к ближнему; но и не убойся и смири себя и свет этот исчезнет.

Если видишь видение какое-либо, или образ, или сон, то не доверяйся ему, потому что если оно от Бога, то Господь и вразумит. Душа, не познавшая вкусом Духа Святого, не может понять видения, откуда оно. Враг дает душе некую сладость, смешанную с тщеславием, и посему узнается прелесть.

Отцы говорят, что при вражеском видении душа почувствует смущение. Но это только смиренная душа, которая не считает себя достойною видения, при вражеском действии почувствует или смущение или страх, а тщеславный может не испытать ни страха, ни даже смущения, потому что он хочет видений и считает себя достойным, и потому враг легко обманывает его.

Читать еще:  Тест: Апостол Симон Кананит

Небесное познается Духом Святым, а земное — умом; но кто хочет познать Бога своим умом от науки, тот в прелести, ибо Бог познается только Духом Святым.

Если ты видишь умом бесов, то смиряй себя и старайся не видеть, но скорей иди к духовнику или старцу, которому ты предался. Все говори духовнику, и тогда Господь помилует тебя, и избежишь прелести. А если подумаешь, что ты в духовной жизни знаешь больше духовника и перестанешь говорить ему на исповеди, что с тобою бывает, то за гордость эту непременно попустится тебе некая прелесть ради вразумления.

С врагами борись смирением.

Когда видишь, что с твоим умом борется другой ум, то смирись, и брань прекратится.

Если случится — увидишь бесов, то не убойся, но смири себя, и бесы исчезнут, а если тобою овладеет страх, то не избежишь некоторого вреда. Будь мужествен. Помни, что смотрит на тебя Господь, надеешься ли ты на Него.

Если ты попал в прелесть и хочешь избавиться от нее, то не отчаивайся, потому что любит Господь людей, и даст тебе поправиться, и не будешь иметь покой от помыслов, которые приносят враги. Но, чтобы душа обрела покой от бесов, нужно смирить себя и говорить: «я хуже всех, я хуже всякого скота и зверя», и чисто исповедываться священнику, и тогда отгонятся бесы.

Как люди входят в дом и выходят из него, так и помыслы от бесов приходят и снова могут уйти, если ты их не принимаешь.

Если помысл тебе говорит — укради, и ты послушаешься его, то тем самым ты дал над собою власть бесу.

Если помысл тебе говорит — ешь много, досыта, и ты будешь есть много, то опять бес взял власть над тобою. И так если будет владеть тобою помысл всякой страсти, то ты станешь жилищем бесов. Но если воспримешь должное покаяние, то они затрепещут и вынуждены будут отойти.

Когда мы плачем о грехах и смиряем душу, то не имеем видений, и душа их не желает, а когда оставим плач и смирение, то можем увлечься ими.

Долго я не знал, почему надо сокрушаться, раз Господь простил грехи. А потом понял, что кто не имеет сокрушения, не может устоять в смирении, ибо злые духи горды, они и нам внушают гордость, а Господь учит кротости, смирению и любви, чрез это душа обретает покой.

В нашей брани нужно быть мужественным. Господь сказал Пророку Иеремии: «Иди, проповедуй, и будь мужественным, а то Я тебя накажу». («Скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их» Иер.1:17).

Господь любит душу мужественную и мудрую, а если у нас нет ни того, ни другого, то надо просить у Бога и слушаться духовников: в них живет благодать Святого Духа. Особенно человек, ум которого повредился от бесовского действия, не должен доверять себе ни в чем, но слушать духовника.

Душевные бедствия происходят с нами от гордости, а телесные часто попускаются от Бога по любви к нам, как это было с многострадальным Иовом.

Распознать в себе гордость — очень трудно. Но вот тебе признаки: если на тебя нападают враги (бесы) или мучают плохие помыслы, то это значит, что в тебе нет смирения, и потому хотя бы ты и не понимал своей гордости — смиряйся.

Если ты раздражительный, или, как говорят, нервный, то это сущая беда. Если кто страдает припадками или страхованиями, то эти болезни врачуются смиренным духом и покаянием, и тем, чтобы любить брата своего и любить врагов.

СИЛУАН АФОНСКИЙ

Прп. Силуан (Афонский)

Силуан Афонский (1866 — 1938), схимонах, преподобный

В миру Семен Иванович Антонов, родился в 1866 году в селе Шовском Шовской волости Лебедянского уезда [1] Тамбовской губернии в крестьянской семье. Большая и дружная семья жила бедно, однако отец, подобно многим русским крестьянам, любил оказывать гостеприимство странникам и беседовал с ними о Боге и христианской жизни. С детства Симеон трудился вместе со старшими, в меру сил помогая отцу в поле и братьям на строительных работах в помещичьем имении.

О родителях своих он всегда говорил с особым благоговением, а об отце часто любил повторять: «. Хотел бы я иметь такого старца, он никогда не раздражался, всегда был кроткий и ровный. Когда случится в доме беда, он остается покоен. После пожара ему говорили: «Ты, Иван Петрович, погорел», а он отвечает: «Бог даст, поправлюсь». Однажды мы шли мимо нашего поля, и я сказал ему: «Смотри, у нас воруют снопы», а он: «Э, сынок, Господь нам уродил хлеба, нам хватит, а кто ворует, — стало быть, у него нужда есть».

Со временем юноша стал просить родителей отпустить его в монастырь, он хотел принять постриг в Киево-Печерской Лавре. Отец настоял на том, чтобы сын сначала поступил на воинскую службу и лишь после ее прохождения решил, кем ему быть. Воинскую службу Симеон проходил в Санкт-Петербурге.

По окончании военной службы Семен пробыл дома лишь одну неделю и уехал на Афон.

Осенью 1892 года он прибыл русский монастырь святого великомученика Пантелеимона. Первым послушанием стала работа на мельнице.

В 1896 г. пострижен в монашество с именем Силуан.

В самом начале молитвенного подвига он пережил такого рода искушения, о которых можно прочесть в древних патериках и наблюдать их массовый характер в наши дни: искушение подмены, прельщение чудесными явлениями, дающими ложную духовность. Однажды ночью келия брата Симеона наполнилась страшным светом, пронизавшим даже тело его, так что он увидел свои внутренности. Помысел нашептывал ему: «Прими — это благодать», душа смутилась, и дух покаяния отступил от нее. Потом старец сокрушенно скажет, что «всю жизнь надо плакати о грехах своих — таков путь Господень», — и это есть подлинная православная духовность, в отличие от всех других «возводящих на небо» учений, питающих гордость человеческую.

Прп. Силуан Афонский. Русская икона (XX в.)

В 1911 году пострижен в схиму с оставлением прежнего имени. Нес послушание монастырского эконома, заведовал мастерскими, продовольственным складом, а на склоне лет — торговой лавкой.

Своих учеников он не имел и в послушании у какого-либо определенного старца не находился. «Трудно жить без старца, — говорил он впоследствии. — Неопытная душа не разумеет воли Божией, и много скорбей перенесет она прежде, чем научится смирению». Сам он, подобно большинству монахов, воспитывался в атмосфере общей для иноков Афона духовной традиции, проводя, как того требовал многовековой уклад жизни в обители, дни в непрестанной Иисусовой молитве, длительных богослужениях в храме, постах и бдениях, частой исповеди и Причащении Святых Христовых Тайн, чтении духовных книг и труде.

Спал он сидя, один-два часа в сутки урывками по 15-20 минут, ночь отдавая Иисусовой молитве. В непрестанной борьбе прошло пятнадцать лет. И однажды ночью, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не давалось, монаха Силуана охватило болезненное томление: столько лет предельных для человека усилий, и еще скрывается желанный Господь! Отец Силуан произнес в сердце своем: “Господи. что я должен делать, чтобы молиться Тебе чистым умом. чтобы смирилась моя душа?”. И был ему ответ в сердце от Бога: держи ум твой во аде, и не отчаивайся.

Прожив сорок шесть лет в обители с общежительным уставом, подвижник никогда не стремился к уходу в затвор или к удалению в пустынь, считая, что без благоволения Божия они сами по себе являются лишь вспомогательными средствами, а не целью христианской жизни. Находясь среди людей, старец хранил ум и сердце от посторонних помыслов, очищал их от страстей для молитвенного предстояния Богу, утверждая, что это самый короткий путь ко спасению.

Он писал записки, опубликованные в 1952 г. его учеником архимандритом Софронием (Сахаровым).

Скончался 24 сентября 1938 г. во втором часу ночи, поболев перед смертью чуть больше недели. Был погребен в тот же день вечером в 4 часа.

Афонское монашество в своем трезвом недоверии к человеку держится правила: «Никого прежде конца не ублажай». Уже после кончины старца отцы афонские говорили: «Теперь видим, что старец Силуан достиг меры святых отцов. Кончина его в этом убедила». Незадолго до смерти в ответ на вопрос: «Старец, Вы хотите умереть?» он сказал: «Я еще не смирился», но все его поведение в монастырской больнице было исполнено сокровенного смирения и тишины.

Прп. Силуан Афонский

С 1970-х гг. известны случаи многочисленных исцелений, совершавшихся от главы преподобного, которая хранится в Пантелеимоновском монастыре. Часть его мощей находится в Иоанно-Предтеченском монастыре в Великобритании.

В 1992 г. его имя внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Серафи́мския любве́ ко Го́споду пла́менный ревни́телю/ и Иереми́и, о наро́де пла́чущему, усе́рдный подража́телю,/ всеблаже́нне о́тче Силуа́не,/ ты́ бо, зо́ву Ма́тере Го́спода Си́л вне́мляй,/ зми́я грехо́внаго мужему́дренно изрыгну́л еси́/ и в Го́ру Афон’скую от суеты́ ми́ра удали́лся еси́,/ иде́же в труде́х и моли́твах со слеза́ми/ благода́ть Свята́го Ду́ха оби́льно стяжа́в,/ е́юже сердца́ на́ша воспламени́/ и с тобо́ю уми́льно взыва́ти укрепи́:/ Го́споди мо́й, Жи́зне моя́ и Ра́досте Свята́я,// спаси́ ми́р и на́с от вся́ких лю́тых.

Кондак, глас тот же

Смиренному́дрия испове́дниче преди́вный/ и человеколю́бия Ду́хом Святы́м согрева́емая добро́то,/ Бо́гу возлю́бленне Силуа́не,/ о по́двизе твое́м Це́рковь Ру́сская ра́дуется,/ и́ноцы же Горы́ Афо́нския и вси́ христиа́нстии лю́дие,/ веселящ’еся, сыно́внею любо́вию к Бо́гу устремля́ются./ Его́же моли́ о на́с, равноа́нгельне богове́дче,// во е́же спасти́ся на́м, в горе́нии любве́ тебе́ подража́ющим.

Записки прп. Силуана

Прп. Cилуан Афонский. Фреска

Записи преподобного Силуана, переданные отцу Софронию (Сахарову), представляли собою несколько тетрадей с пронумерованными листами, в которых содержались разрозненные мысли старца по различным вопросам духовной жизни.

Как отмечает архимандрит Софроний, преподобный Силуан был человеком “малограмотным, в детстве ходил в сельскую школу только “две зимы”, но от постоянного чтения и слышания в церкви Священного Писания и великих творений Святых Отцов, он очень развился и производил впечатление начитанного в монашеском отношении человека. От природы у него был живой, сообразительный ум, а долгий опыт духовной борьбы, внутренней умной молитвы, опыт исключительных страданий и исключительных Божественных посещений — сделал его нечеловечески мудрым и проницательным” [2]. Поэтому писания преподобного Силуана не всегда соответствовали правилам правописания и требовали существенного редактирования. Уже сама способность преподобного Силуана письменно изложить столь великие мысли можно по праву считать чудом Божиим (Достаточно сравнить вторую часть книги “Старец Силуан” (“Писания старца Силуана”) с письмами преподобного Силуана к монахине Силуане (Соболевой) [3]).

В издании книги “Старец Силуан”, подготовленном Иоанно-Предтеченским монастырем в Эссексе, приведены фотографии нескольких станиц этих оригинальных записей преподобного Силуана [4].

Литература

  • Софроний (Сахаров), архим., Старец Силуан, Эссекс: Монастырь св. Иоанна Предтечи, 1990.

Использованные материалы

  • Краткое житие из “Патерика новоканонизированных святых” (Альфа и Омега. -1998. -N 4(18). -С.200-202).
    • http://silouan.narod.ru/zhitsil1.htm
  • А. Л. Гуревич. Работа архимандрита Софрония (Сахарова) над книгой «Старец Силуан»
    • http://silouan.narod.ru/rabota1.htm
  • Светлана Девятова. «Православные старцы XX века». Миссионерский листок под ред. еп. Александра (Милеанта)
    • http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/startzy_20_v. 461
  • Житие из книги: Акафистник. Вып 1. — Нижний Новгород, 1996. — С. 371-374
    • http://silouan.narod.ru/texts/zhitie03.htm
  • Минея. Сентябрь. Изд. Моковской Патриархии, с. 348, 353-354 (молитвословия):
    • http://files2.regentjob.ru/minea/sep/sep349.html
    • http://files2.regentjob.ru/minea/sep/sep354.html и http://files2.regentjob.ru/minea/sep/sep355.html

[1] Важнейшие селения европейской России. Тамбовская губерния. Список важнейших селений. Лебедянский уезд, частный генеалогический сайт Вячеслава Довбешко, http://поиск-липецк.рф/2014/01/

[2] Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. -Эссекс: Монастырь св.Иоанна Предтечи, 1990. С. 24-25

[3] Преподобный Силуан Афонский. Письма к духовной дочери // Христианос. -Рига, 1991. -№ 1. -С.70-76

[4] Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан. -Эссекс: Монастырь св.Иоанна Предтечи, 1990. C. 24-25, 116-117

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector