0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тест: Рождество Пресвятой Богородицы

Содержание

«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней…», – о Рождестве Пресвятой Богородицы

Каждый церковный год оканчивается воспоминанием событий блаженной кончины Пресвятой Девы. Затем, первого сентября (14 сентября по новому стилю) следует церковное новолетие. И через несколько дней каждый новый церковный год открывается воспоминанием событий Рождества Пречистой – Той, с кого началось искупление человечества.

В ничем не примечательном иудейском городе Назарете, о котором некоторые израильтяне пренебрежительно спрашивали “из Назарета может ли быть что доброе?” (Ин. 1:46) жила пожилая пара благочестивых супругов – Иоаким и Анна.

Иоаким был состоятельным скотоводом и происходил из рода царя Давида, а Анна имела корни в священническом сословии. Жена первосвященника Захарии Елисавета приходилась ей племянницей, а сын Захарии и Елисаветы Иоанн Предтеча – троюродным братом её внуку (по человечеству), Господу нашему Иисусу Христу.

История Рождества Богородицы

Благословлённую Всевышним жизнь пожилой четы святых праотцев Иоакима и Анны омрачало только одно обстоятельство – у них не было детей (как не было их некогда и у святых праотцев Авррама и Сары, также благословлённых Богом).

Праведники не роптали на Бога и не теряли веру. Вместо этого, они много благотворили и горячо молили Господа о рождении чада. Иоаким и Анна даже дали Богу обет: если у них все же родится сын или дочь, то жизнь его или ее будет посвящена служению Богу.

Однажды Иоаким, оставив супругу дома на хозяйстве, пришёл в Иерусалимский храм, чтобы принести Богу положенную по закону Моисееву жертву в дни одного из иудейских праздников.

Первосвященник Иссахар знал о неплодности Иоакима и Анны и считал, что через это Господь обличает какой-либо сокрытый святой четой грех. “Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь детей, а следовательно, и благословения Божия”, – заявил первосвященник.

Опечаленный Иоаким тут же покинул храм и ушёл в пустыню, где стал со слезами молить Бога о даровании дитя. Его супруга Анна в это же время молилась о том же в Назарете, в саду своего дома.

В этот момент перед святой Анной предстал Ангел, который возвестил ей волю Всевышнего: “Анна! Бог услышал молитву твою: ты зачнешь и родишь Дщерь Преблагословенную; через Нее будет славен во всем мире род твой”. Одновременно, с аналогичным приветствием ангел явился и к Иоакиму в пустыне.

Обрадованный праотец поспешил домой, где встретил радостную жену свою. Очень скоро по возвращении мужа Анна поняла, что носит под сердцем дитя. Через положенное время, супруга Иоакима родила дочь, которую нарекли “Марией”, что значит “надежда, госпожа”.

До трёх лет святые Иоаким и Анна утешались общением со своей благословенной дочерью, а потом, согласно данному Богу обету, привели её в Иерусалимский храм и отдали на обучение первосвященнику.

Источники и установление праздника

О событиях, предшествующих Рождеству Пречистой Девы, нам сообщает апокрифический источник написанный в конце II века по Рождестве Христовом и известный как “Протоевангелие Иакова”.

Часть сведений о событиях начала земной жизни Богоматери содержат и другие вошедшие в Предание Церкви сочинения, такие как “Евангелие детства” (оно же – “Евангелие от Фомы”), “Книга Иосифа Плотника” и т.п.

Празднование Рождества Богородицы установлено Церковью в V-VI веках. Первые сведения об этом относятся к сочинениям Константинопольского патриарха Прокла (439-446 года) и требнику Римского папы Геласия (492-426 годы), а также не дошедшему до нас кондаку преподобного Романа Сладкопевца (536-556 годы).

Как и другие богородичные праздники, Рождество Богородицы Церковь стала отмечать более торжественно в противовес распространившейся в те времена монофизитской ереси, объявлявшей, что если даже Господь Иисус Христос и был не только Богом, но и человеком, вся человеческая природа в Нём была поглощена природой Божества.

На православном Востоке Торжество в честь рождения Пречистой Девы распространилось широко уже в VII столетии, а в Римской Церкви только к XIII-XIV векам.

Практически во всех Церквях Запада и Востока Рождество Богородицы открывает новый церковный год (непосредственная дата начала 1 сентября) и приходится на 8 сентября (21 сентября по н.ст.). И только египетские христиане-копты отмечают его 9 мая (н.ст.).

Традиции и особенности Торжества

Богослужения Двунадесятого праздника Рождества Пресвятой Богородицы, включающие 1 день предпразднства и 4 дня попразднства, духовенство совершает в облачениях голубого цвета.

Каноны праздника принадлежат преподобным Иоанну Дамаскину и Андрею Критскому. Стихиры праздника писали Константинопольский патриарх Герман, Солунский епископ Анатолий, Иосиф Песнописец, Стефан и Сергий Святоградцы.

Всенощное бдение с полиелеем содержит в себе три чтения из ветхого завета (паремии), содержащие прообразы рождества Богородицы: “Лестница Иакова”, “Пророчество Иезекииля”, а также слова из “Книги Притчей Соломоновых”.

В первой паремии сообщается о видении Иаковом лестницы, которая соединила небо с землею; во второй пророк Иезекииль Матерь Божию вратами, чрез которые прошел Святой Старейшина и Святой Домостроитель; в третьей говорится о Доме, уготованном для себя Ипостасной Премудростью, то есть Господом Иисусом Христом.

Если празднество выпадает на постный день, то ради великого события, православным христианам разрешается вкушение рыбы.

В народном календаре к празднику Рождества Богородицы уже убирали урожай и устраивали праздник, посвящённый плодородию и семейному благополучию, за которые благодарили Матерь Божию.

Интересные факты о Рождестве Пресвятой Богородицы

Тропарь Рождеству Пресвятой Богородицы – наиболее древнее из дошедших до нас песнопений этого торжества (V-VII века) и редкий случай полного совпадения богослужебного песнопения в Римо-католической церкви и Православных Церквях.

В Москве существует целый небольшой район, посвящённый родителям Пресвятой Богородицы – Якиманка. Он состоит из улиц Большая Якиманка, Малая Якиманка, Якиманский проезд и прилегающих к ним территорий.

Несмотря на то, что Иоаким и Анна жили в Назарете, их Пресвятая дочь родилась в Иерусалиме. На территории Старого города около Львиных ворот сегодня располагается монастырь Святой Анны, где по Преданию раньше располагался дом, в котором Пречистая появилась на свет.

В 1854 году папа Пий IX-ый возвёл в степень догмата ранее выдвигавшееся некоторыми католическими богословами мнение о непорочном зачатии Девы Марии, которое не разделяют Православные Церкви, так как на это нет никаких указаний в Священном Писании и Священном Предании.

Первый храм в честь Рождества Богородицы был построен в Иерусалиме по указанию матери святого императора Константина Великого,святой равноапостольной царицы Елены, еще в IV веке.

В Ферапонтовом Белозерском Богородице-Рождественском мужском монастыре (Вологодская область) в соборе Рождества Богородицы сохранились удивительные по глубине фрески начала XVI столетия, выполненные знаменитым иконописцем из учеников преподобного Сергия Радонежского – преподобным Дионисием.

Я постараюсь рассказать вам ещё много интересного! Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Также вы можете поделиться публикацией в социальных сетях и обратить своё внимание на другие статьи блога. Мне будет приятно!

Рождество Пресвятой Богородицы (Викторина)

21 сентября православные христиане празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Это событие — рождение Матери Господа нашего Иисуса Христа от праведных родителей Иоакима и Анны — описано в Церковном Предании.

Что вы знаете о празднике Рождество Пресвятой Богородицы? Проверьте себя!

Закончить тестирование

0 из 24 заданий окончено

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  12. 12
  13. 13
  14. 14
  15. 15
  16. 16
  17. 17
  18. 18
  19. 19
  20. 20
  21. 21
  22. 22
  23. 23
  24. 24

Информация

Все вопросы и ответы показаны ниже. Правильные ответы отмечены зеленым цветом, неправильные красным цветом.

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Вы должны войти в систему или зарегистрироваться, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 24

Вы набрали 0 из 0 баллов ( 0 )

Категории

  1. Без рубрики 0%
максимум из 24 баллов

МестоИмяЗаписаноБаллыРезультат
Таблица загружается
Нет данных
  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5
  6. 6
  7. 7
  8. 8
  9. 9
  10. 10
  11. 11
  12. 12
  13. 13
  14. 14
  15. 15
  16. 16
  17. 17
  18. 18
  19. 19
  20. 20
  21. 21
  22. 22
  23. 23
  24. 24
  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре
1 . Вопрос:

Источник, из которого мы знаем о Рождестве Пресвятой Богородицы:

  • Четвероевангелие
  • Деяния святых апостолов
  • Послания св. ап. Павла
  • Священное Предание

Обстоятельства Рождества Пресвятой Богородицы не описаны в Священном Писании Нового Завета, но они отражены в Священном Предании, в частности — в святоотеческой литературе. Отдельные сведения об этом событии содержатся в апокрифе II века — «Евангелии Иакова». Хотя Церковь не приняла эту книгу в качестве вполне достоверной и канонической, запечатленное в ней предание, в той части, которое признавалось святыми отцами, пользовалось авторитетом и любовью церковного народа.

Обстоятельства Рождества Пресвятой Богородицы не описаны в Священном Писании Нового Завета, но они отражены в Священном Предании, в частности — в святоотеческой литературе. Отдельные сведения об этом событии содержатся в апокрифе II века — «Евангелии Иакова». Хотя Церковь не приняла эту книгу в качестве вполне достоверной и канонической, запечатленное в ней предание, в той части, которое признавалось святыми отцами, пользовалось авторитетом и любовью церковного народа.

2 . Вопрос:

В праздник Рождества Пресвятой Богородицы и на других Богородичных праздниках на утрене совершается чтение двух канонов. Какому другому событию также посвящен второй из них?

  • Введению во Храм Пресвятой Богородицы
  • Рождеству Христову
  • Сретению Господню
  • Успению Пресвятой Богородицы

В праздник читаются два канона Рождества Пресвятой Богородицы, второй из которых посвящен не только Рождеству Пречистой, но и Ее Введению во Храм. Эти два события так же близки между собой, как Рождество Христово и Сретение Господне.

В праздник читаются два канона Рождества Пресвятой Богородицы, второй из которых посвящен не только Рождеству Пречистой, но и Ее Введению во Храм. Эти два события так же близки между собой, как Рождество Христово и Сретение Господне.

3 . Вопрос:
  • Иосиф и Асенефа
  • Захария и Елисавета
  • Иоаким и Анна
  • Иаков и Рахиль

Отец Пресвятой Богородицы — святой праведный Иоаким, мать — святая праведная Анна.

Отец Пресвятой Богородицы — святой праведный Иоаким, мать — святая праведная Анна.

4 . Вопрос:

К числу каких праздников относится Рождество Пресвятой Богородицы?

  • Великих непереходящих
  • Двунадесятых непереходящих
  • Великих переходящих
  • Двунадесятых переходящих

Рождество Пресвятой Богородицы принадлежит к числу двунадесятых непереходящих праздников.

Рождество Пресвятой Богородицы принадлежит к числу двунадесятых непереходящих праздников.

5 . Вопрос:

Мать Пресвятой Богородицы, согласно преданию, происходила:

Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.

  • из рода Аарона
  • из колена Неффалима
  • из рода Моисея
  • из колена Левия

Согласно преданию, представленному, в частности, святителем Димитрием Ростовским, святая праведная Анна происходила из колена Левия, из священнического рода Аарона. Вот его слова: «Святой Иоаким жил в городе Назарете Галилейском и имел жену по имени Анну из колена Левиина, из рода Ааронова, дочь… Матфана, жившего пред царствованием Ирода, сына Антипатра».

Согласно преданию, представленному, в частности, святителем Димитрием Ростовским, святая праведная Анна происходила из колена Левия, из священнического рода Аарона. Вот его слова: «Святой Иоаким жил в городе Назарете Галилейском и имел жену по имени Анну из колена Левиина, из рода Ааронова, дочь… Матфана, жившего пред царствованием Ирода, сына Антипатра».

6 . Вопрос:

Отец Пресвятой Богородицы, согласно преданию, происходил:

Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.

  • из колена Вениамина
  • из рода Давида
  • из колена Иуды
  • из рода Илия

Святой праведный Иоаким происходил из колена Иуды, из царского и мессианского рода Давида.

Святой праведный Иоаким происходил из колена Иуды, из царского и мессианского рода Давида.

7 . Вопрос:

Дедушка по матери Пресвятой Богородицы, согласно преданию, был:

  • плотником
  • скудельником
  • священником
  • царедворцем

Согласно преданию, Пресвятая Богородица была внучкой священника Матфана (мать Богородицы Анна была его младшей дочерью).

Согласно преданию, Пресвятая Богородица была внучкой священника Матфана (мать Богородицы Анна была его младшей дочерью).

8 . Вопрос:

Рождество Пресвятой Богородицы является:

  • первым двунадесятым праздником церковного года
  • вторым двунадесятым праздником церковного года
  • восьмым двунадесятым праздником церковного года
  • двенадцатым двунадесятым праздником церковного года

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — первый двунадесятый православный праздник церковного года.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — первый двунадесятый православный праздник церковного года.

9 . Вопрос:

Как переводится имя Мария (Мариам)?

  • Чистая
  • Возвышенная
  • Благородная
  • Светлая

Имя Мария по-еврейски звучит «Мариам» и означает «возвышенная», «превознесенная».

Имя Мария по-еврейски звучит «Мариам» и означает «возвышенная», «превознесенная».

10 . Вопрос:

В праздник Рождества Пресвятой Богородицы и на других Богородичных праздниках на великой вечерне совершается чтение трех паремий. Подберите к каждой из трех книг соответствующее содержание стихов, читаемых на богослужении праздника.

Элементы сортировки
  • Лестница Иакова
  • Затворенные врата
  • Премудрость создавшая дом

Правильный ответ (сверху вниз): Лестница Иакова, Затворенные врата, Премудрость создавшая дом.

На великой вечерне после входа — чтение трех паремий, которые читаются и на других Богородичных праздниках. В первой паремии (Быт.28:10-17) говорится о лествице (лестнице), которую видел Патриарх Иаков. Эта лествица прообразовала Пресвятую Деву, через Которую воплотился (восприняв в Свою Божественную Ипостась человеческое естество) и от Которой Родился Сын Божий. Во второй паремии (Иез.44:2-4) сказано о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но пройдет Господь Бог Израилев и «будут (они) затворены». Эти затворенные врата являют собой прообразование Приснодевства Богородицы. В третьей паремии (Притч.9:1-11) говорится о Премудрости, создавшей себе дом, и ясно указывается на Пресвятую Деву Марию, от Которой родился Христос Спаситель.

Правильный ответ (сверху вниз): Лестница Иакова, Затворенные врата, Премудрость создавшая дом.

На великой вечерне после входа — чтение трех паремий, которые читаются и на других Богородичных праздниках. В первой паремии (Быт.28:10-17) говорится о лествице (лестнице), которую видел Патриарх Иаков. Эта лествица прообразовала Пресвятую Деву, через Которую воплотился (восприняв в Свою Божественную Ипостась человеческое естество) и от Которой Родился Сын Божий. Во второй паремии (Иез.44:2-4) сказано о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но пройдет Господь Бог Израилев и «будут (они) затворены». Эти затворенные врата являют собой прообразование Приснодевства Богородицы. В третьей паремии (Притч.9:1-11) говорится о Премудрости, создавшей себе дом, и ясно указывается на Пресвятую Деву Марию, от Которой родился Христос Спаситель.

11 . Вопрос:

Город, в котором, согласно преданию, родилась Богоматерь:

«Радость возвести всей вселенней»

Комментарий к тропарю и кондаку праздника Рождества Богородицы (+АУДИО)

8/21 сентября Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к тропарю и кондаку этого праздника.

Рождество Пресвятой Богородицы вспоминается на восьмой день после церковного новолетия и является первым двунадесятым праздником, совершаемым в церковном году. Такое положение этого праздника неслучайно. Рождение Матери Божией становится последним знамением окончания ветхозаветной эпохи и началом эпохи новозаветной.

Согласно православному преданию, у родителей Девы Марии долгое время не было детей, отчего они сильно скорбели и просили Бога о даровании им потомства. Молитвы праведной четы были услышаны Господом. У них родилась Дочь, Которой было уготовано стать Матерью Спасителя.

Рождение Матери Божией становится последним знамением окончания ветхозаветной эпохи и началом эпохи новозаветной

Церковь установила литургический праздник в честь этого события достаточно поздно: первые упоминания о нем относятся к V столетию, а богослужебные тексты, используемые ныне, формируются к IX веку [1] .

Большинству верующих хорошо знакомы тексты тропаря и кондака праздника. В них отражено церковное отношение к событиям этого дня. Предлагаем ближе познакомиться с православным преданием о Рождестве Божией Матери через рассмотрение этих молитвословий.

На церковнославянском языке они звучат так:

«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный».

«Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея» [2] .

Русский перевод может быть таким:

«Рождество Твое, Богородица Дева, возвестило радость всей вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, Он дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам вечную жизнь».

«Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смертного тления, Пречистая, святым Твоим Рождением. Его празднуют и люди Твои, избавленные от осуждения за грехи, восклицая Тебе: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей».

Исполнение пророчеств

В церковнославянском тексте тропаря праздника Богородица называется Девой, хотя этого слова нет в греческом оригинале [3] . Переводчики тропаря добавляют его неслучайно. В Ветхом Завете мы встречаем ряд пророчеств, связанных с Матерью Божией. Среди них есть следующие слова пророка Исаии:

«Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14).

Пророк указывает на то, что Матерью воплощенного Сына Божия будет Дева. Это впоследствии и исполнилось. Именно данный факт отражен в церковнославянском переводе тропаря.

В другом пророчестве рожденный от Девы Сын аллегорически назван «Солнцем Правды»:

«А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал. 4, 2),

«как некое солнце, воссиял нам, сидящим во тьме и сени смертной; освободив нас от греха, сделал причастниками правды и, духовными дарованиями покрыв нас, даровал исцеление душам нашим» [4] .

Радость для всего человечества

В тропаре радость о Рождении Пресвятой Богородицы неразрывно связана с Пришествием в мир Спасителя. Она стала «тем единственным словесным сосудом, в который Бог вселился самым существом Своим» [5] . Этот день полагает начало истории спасения рода человеческого.

Этот день полагает начало истории спасения рода человеческого

Радость, по слову гимнотворца, возвещается всей вселенной. Церковнославянское слово «вселенная» имеет два значения: 1. «люди, населяющие землю»; 2. «населенный край» [6] . В данном случае его следует понимать в первом значении. В греческом оригинале здесь указано слово «τῇ οἰκουμένῃ» — термин, которым греки часто называли «свою страну, в отличие от варварских земель» [7] . Во время написания тропаря под этим термином понималась Византийская Империя, иными словами, весь христианский мир.

Радость грядущего после Рождения Божией Матери восшествия Солнца правды возвещается всему человечеству, но принята может быть лишь христианами.

«Смерть! где твое жало?» (1Кор. 15, 55)

Тема победы Христа над смертью — ключевая как для тропаря, так и для кондака праздника. Эта победа — основание нашей веры, в ней состоит радость любого христианского праздника: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна» (1 Кор. 15, 17).

Кондак начинается с сопоставления двух событий: избавление родителей Девы Марии от бесплодия и освобождение Адама и Евы от «тли смертныя».

Как мы знаем из церковного Предания, Иоаким и Анна, родители Богородицы, долгое время не могли родить ребенка. В то время в израильском обществе бесплодие считалось пороком, и праведную чету признавали богооставленной. Чудесное рождение дочери освободило их от осуждения. Однако в Рождении Богородицы Церковь видит и еще большую радость — избавление людей от смерти.

Христос, согласно тропарю, разрушил клятву, то есть «проклятие, предполагающее невозможность какого-либо компромисса» [8] . Прародители рода человеческого проявили непослушание Богу и совершили первородный грех. Тогда Бог сказал Адаму: «Прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3, 19). Смерть и есть то самое проклятие, постигшее людей в результате грехопадения. Однако Бог по своей любви к людям Сам стал человеком, умер на Кресте и на третий день воскрес из мертвых, навсегда победив жало смерти.

Церковнославянское «избавльшеся» в кондаке праздника является переводом греческого слова «λυτρωθεὶς», значение которого больше связно с искуплением, чем с избавлением [9] . Этим подчеркивается исключительная важность искупительной жертвы Иисуса Христа в деле спасения людей.

Под Адамом и Евой в кондаке следует понимать все человечество

Своей смертью и Воскресением Спаситель даровал каждому человеку возможность наследовать жизнь вечную. Под Адамом и Евой в кондаке следует понимать все человечество: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 22).

Христос — наша Жизнь

Заключение кондака — общее для ряда богослужебных текстов праздника.

«Неплоды» в церковнославянском языке имеет значение неплодной женщины [10] , то есть речь здесь идет о праведной Анне.

С помощью контрастирующих образов автор службы кратко и ясно показывает значение празднуемого события. Бесплодная женщина рождает Богородицу. Та, которая не могла родить в мир новую жизнь, рождает питательницу (кормилицу) самой Жизни нашей — Христа: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6).

Данный сюжет напоминает и о том, что нам неизвестны замыслы Бога о каждом человеке, ибо поистине «непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» (Рим. 11, 33).

Рождество Пресвятой Богородицы — один из наиболее радостных праздников в числе двунадесятых. Он полон надежды и ободрения. В нем заключена радость о великом деле спасения людей, в котором важная роль отведена Господом Матери Божией. Родилась Богородица, а это значит, что родился и Богочеловек Христос, и Он ждет нас в своем Царстве вместе со своей Матерью и Заступницей нашей Пресвятой Богородицей для жизни вечной.

21 сентября 2021 г.

[1] Битбунов Г.С. Двунадесятые праздники (историко-литургическое описание). М., 2011. С. 40.

[2] Минея сентябрь. М., 2002. С. 236, 243.

[4] Феодорит Кирский, блаженный. Творения. Ч. 5. М., 1857. С. 174.

[5] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетическая проповедь // Полное собрание творений. Т. IV. М. 2002. С. 41.

[6] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 3. М., 1976. C. 123.

[7] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. P. 1031.

[8] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 7. М., 1980. C. 91.

[9] Liddell H.G., Scott. R. Greek-English Lexicon. P. 909.

[10] Седакова О.А. Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы. М., 2008. С. 200.

Рождество Богородицы: история, традиции и приметы праздника

Рождество Пресвятой Богородицы, как и Рождество Христово, — один из важных православных праздников. С этим торжеством связаны важные традиции, которые должен соблюдать каждый православный верующий.

21 сентября во многих храмах нашей страны будут проходить торжественные службы в честь Рождения Великой Божией Матери. Именно в этот день родилась Дева Мария, которая впоследствии подарила миру Спасителя — Иисуса Христа.

Рождество Богородицы традиционно отмечалось с размахом и считалось одним из крупнейших православных событий. Многие традиции праздника, которые чтили наши предки, сейчас забываются. Чтобы этого не произошло окончательно, эксперты сайта dailyhoro.ru собрали для вас наиболее важные из них.

История праздника

К сожалению, до нашего времени дошло мало сведений об истории дня Рождества Богородицы. Но известно, что праздник начали отмечать в начале 7 века. Богоматерь родилась во времена правления Великого Ирода, в маленьком городе недалеко от Иерусалима. В то время там проживала верующая бездетная пара — супруги Анна и Иоаким, которые каждый день молили Господа даровать им ребенка. Однажды к ним явился ангел, оповестивший о том, что Бог услышал их молитвы и послал семейной паре девочку, которую они назвали Марией.

Традиции праздника

Великий церковный праздник Рождества Богородицы связывали с народным праздником сбора урожая — Осенинами.

Рождество Пресвятой Богородицы, как и другие церковные праздники, имеет свои традиции. Испокон веков люди чтили и соблюдали их. Для верующих этот день обладал особой духовной силой.

Женщины и девушки 21 сентября шли рано утром на речку. Считалось, что если женщина умоется до восхода солнца, ее красота сохранится до старости. Если незамужняя девушка умоется до восхода, то в этот год будет сосватана.

Молодожены звали своих родителей в гости. Считалось, что родители должны в этот день давать советы по хозяйству невесте и жениху. Молодая жена готовила праздничный пирог и угощала гостей. Если пирог подгорал, то ее мужу вручали кнут, чтобы он наказал жену за испорченное блюдо. В свою очередь жених показывал, как он ведет хозяйство во дворе. Если в завершение праздника гости были довольны, они вручали подарки молодым и благодарили за гостеприимство.

Для женщин в этот праздник было обязательной традицией посещать церковь, чтобы поставить свечку Пресвятой Богородице. Свечку обматывали бумажкой, на которой заранее писали свои просьбы. Какие желания сгорят, те и будут исполнены. Если сгорали все желания, значит, все просьбы исполнятся.

Приметы на Рождество Богородицы

Помимо традиций, которые было необходимо соблюдать, с этим праздником было связано множество народных примет, большая часть которых касается погоды.

Чтобы узнать, насколько холодной будет зима, в этот день наблюдали за птицами. Если они летают низко и жмутся друг к другу, ожидали холодную зиму, если летали высоко в небе — теплую.

Если Рождественское утро туманное, значит, осенью погода будет дождливая, а если небо утром безоблачное, то следует ожидать сухой и холодной погоды.

Считалось, что в Рождество Богородицы Солнце и Месяц играют в прятки. С этого времени наступало осеннее равноденствие, когда длина дня оказывалась равной длине ночи. После день будет становиться короче.

Женщины, которые в Рождество не подадут просящим, могли не надеяться в ближайший год родить детей. Это связано с особой символикой праздника и значением Богородицы в православной культуре, которая всегда считалась покровительницей матерей и материнства.

Не только наши предки уделяли внимание важным церковным событиям, но и в настоящее время люди с уважением относятся к православным праздникам. В этот день в церквях и храмах вы можете увидеть много верующих людей, которые пришли помолиться, попросить у Святой Девы прощения, благословения и, конечно же, здоровья. Берегите себя и своих близких

21 сентября – праздник Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы – непереходящий праздник – всеми православными христианами отмечается 21 сентября (8 сентября по старому стилю). В народном календаре праздников этот день носит название Осенины (Оспожинки, Рождество Богородицы, Богородицын день, Женское Рождество, Праздник Рожаниц). 21 сентября праздновали окончание уборки хлеба, встречали осень.

История праздника Рождество Пресвятой Богородицы

В городе Назарете жила семейная пара – Иоаким и Анна, происходящие из царского рода, берущего свое начало от времен правления святого царя Давида. При этом жили они довольно скромно, веря, что главное богатство – это Божия вера. Их можно было бы назвать счастливыми, если бы не один факт – они не имели детей.

Над парой все смеялись, но супруги все сносили, пока однажды священник отверг подношение храму от Иоакима, объяснив это тем, что те, кого Бог не благословил на дитя, не имеют право участвовать в жертвоприношениях. Услышав такие слова, мужчина обиженный ушел в пустыню, где 40 суток держал строгий пост и, не переставая, молился, чтобы стать отцом. В это же время дома Анна тоже возносила к Богу молитвенные слова с просьбой дать ей материнство.

И вот вскоре Ангелы им принесли радостную весть, что они станут родителями. Благодарные супруги поспешили в церковь, где и встретились друг с другом у Золотых ворот. Очень скоро у них родилась дочь. Назвали ее Мария, что означает «госпожа», так как в будущем ей предстояло стать Небесной и Земной Царицей.

С тех пор в этот день все православные приходят в церковь, где почитают Матерь Божию, и проводят разные обряды на замужество, здоровье и семейное счастье.

Обряды, ритуалы, традиции в Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября

В Рождество Богородицы хозяйки обязательно выпекли из теста хлеб и булки в виде буквы «Р» (Рождество) и «Б» (Богородица). Такие булочки давали всей семье, чтобы они были здоровы и счастливы. Несколько штук оставляли и клали за икону, чтобы съесть их 7 января в Рождество Христово. Довольно часто эти хлебные буквы использовали как лекарство от недугов: больному давали их растолченными в питье.

Бездетные пары в Рождество Пресвятой Богородицы наряжались в новую одежду и просили в храме у Матери Божией помощи забеременеть. Эту одежду нужно было отдать нуждающимся, чтобы те носили и благодарили. Эта благодать шла на пользу супругам – очень скоро они становились родителями.

Воду, освященную в храме 21 сентября, женщина, в этом году вышедшая замуж и не имеющая детей, должна была пить в течение сорока дней. Считалось, так она скорее забеременеет. Та, кто уже носила под сердцем малыша, умывалась этой водичкой – роды проходили легко и быстро.

В Оспожинки рыбу и грибные пироги раздавали просящим, в придачу подносили и немного денег. Делалось это для того, чтобы жить в счастье и благополучии.

Незамужние девушки в Осенины просыпались и умывались до того, как солнце встанет, у проточного водоема, чтобы весь год слыть красавицами.

В Рождество Пресвятой Богородицы принято, чтобы молодая семья приглашала в свой дом родителей, они им рассказывали, как нужно правильно вести хозяйство. Молодая хозяйка пекла грибной пирог, который разрезала на столько кусков, сколько гостей в доме. Если кто-то недоедал его, крошки отдавали птицам или скоту.

Засватанная девушка 21 сентября пекла пирог, сверху которого выкладывала буквы «Р» и «Б», и несла его родителям жениха. Будущая свекровь к ее приходу готовилась заранее – вышивала на белой ленте те же самые буквы, разрезала напополам. Одну половинку себе оставляла, а вторую дарила девушке. В день свадьбы их связывали воедино и перевязывали ноги молодым, произнося слова напутствия, чтобы они жили в мире и согласии.

Чтобы никто не ссорился в семье, хозяйка дома покупала в Богородицын день свечу в храме и обносила зажженной ее по всему дому. Затем ставила у иконы Божией Матери догорать.

Если дочь в девках засиделась, то ее мать в Праздник Рожаниц пекла хлеб и несла его в храм. Стояла с ним у иконы Девы Марии, прося своими словами для дочки хорошего мужа, да поскорее. Несла его домой, ни с кем по дороге не разговаривая. Девушка съедала его сама, а крошки сыпала курам или другим птицам.

В Рождество Пресвятой Богородицы проводились различные ритуалы и изготавливались обереги.

Обряд в Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября для защиты дома Собрать колосья с поля, добавить к ним калиновые, рябиновые, сосновые или еловые ветви. Внутрь вставить церковную свечу, купленную в этот же день, и перевязать шерстяной нитью красного цвета, освященной в храме. Затем поместить все это в мешочек, сшитый из натуральной ткани, таким образом, чтобы была видна верхушка. Перевязать снова той же ниткой и подвесить над входной дверью со словами: «Все плохое, из дома уйди, счастья и удача, приди. Оставаться вам здесь навсегда, подкрепила мои слова церковная свеча, колосья все плохое забрали, калине передали, а она ели, с нее сошли за двери».
Трижды перекрестить оберег. Теперь можно не волноваться – в доме поселятся мир, счастье, удача и любовь.

Обряд в Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября на исполнение желания Чтобы задуманное поскорее исполнилось, нужно взять три яблочные веточки с разных деревьев и наговорить на них такие слова: «Желание скажу, яблоню предупрежу: «Ты молчком молчи, никому не говори, что я прошу. А тебя молю – сделай так, чтобы исполнилось задуманное уже сейчас». Веточки перевязать зеленым шнурком, сказать свое желание и закопать их под молодой яблонькой – деревом удачи и счастья.

Ритуал в Богородицын день от порчи и сглаза На рассвете 21 сентября сорвать рябиновые ветки, принести их домой и положить по одной у каждого окна, а также над входной дверью, приговаривая такие слова: «Рябина-защитница, помоги, меня и мой дом защити от слова лихого, от глаза дурного, от наговора злого. Стань для меня охраной от всего плохого навсегда». Теперь нечистая сила, непрошеные гости и дурные люди не смогут навредить ни заговоренному дому, ни людям, проживающим в нем.

Обряд в Женское Рождество 21 сентября, чтобы замуж выйти Взять сухие ореховые ветки, перевязать красной ниткой таким образом, чтобы получился круг. Его положить в блюдо круглой формы и поджечь со словами: «Как пламя по кругу, так и мы с любимым найдем друг друга». Оставшийся пепел собрать в белую ткань, которой нужно утереться после купания, и развеять его по ветру. В течение года появится возможность выйти замуж. Главное – ее не упустить.

Ритуал в Праздник Рожаниц 21 сентября на здоровье Необходимо в старой нательной одежде походить до полудня, а после снять и сказать такие слова трижды, будучи в голом виде: «Старое снято, а вместе с ней все недуги и болячки. Я вас огнем спалю. Пусть оно в огне горит-загорается, все беды забираются». Надеть на себя новое, окропленное трижды святой водой. Вещи старые спалить на костре из дубовых веток. Пепел закопать под сухим деревом.

Детей в Рождество Пресвятой Богородицы принято перед надеванием новых вещей ставить голыми на порог дома и окроплять их святой водой, взятой в этот день в храме.

Приметы в Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября

✦ 21 сентября тепло – осень будет долгой и сухой, ночное небо звездное – к холоду, туман утром – к переменчивой погоде.
✦ Низко птицы летают – к похолоданию, высоко – к потеплению.
✦ Дождит на Рождество Богородицы – так будет продолжаться еще сорок дней. Также такая примета сулит морозную зиму, которая придет очень скоро.
✦ Птица сидит 21 сентября на подоконнике – к вести. Голубь – к хорошей новости. Ворона – к сплетням. Воробей – к хлопотным событиям.
✦ Девушка услышала на рассвете Богородицына дня лай собаки – к ссоре с любимым, мяуканье – он с кем-то флиртует.
✦ Если парень, выходя из дверей дома в Рождество Богородицы, первой встретит женщину – к скорой свадьбе, мужчину – к расставанию.
✦ Приятный сюрприз ожидает того, на кого 21 сентября лист упадет.
✦ Женщина, идущая в храм в Праздник Рожаниц, споткнется – знак, что очень скоро узнает о своей беременности.
✦ В Осенины запутаться в паутине – к большим неприятностям.
✦ Кто в Оспожинки поссорится – скоро помирится.
✦ Потерять кошелек в Рождество Богородицы – до конца года без денег жить.
✦ Фиалка расцвела в Женское Рождество – к большой любви.
✦ Если солнце утром 21 сентября быстро высушило росу – много снега зимой не стоит ждать.

Гадания в Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября

21 сентября, в праздник Рождества Богородицы проводилось множество гаданий. Чаще всего в этот день ворожили на будущее, многие народные гадания были связаны с темой любви и свадьбы, для чего обычно использовались различные предметы быта.

Гадание в Женское Рождество 21 сентября на любовь парня Узнать, любит ли парень, можно с помощью иглы и ткани, которые нужно купить специально для этих целей. Вдеть нитку в иголку, думая при этом о своем любимом, сделать пять-семь швов и резко вытянуть иголочку. Если нитка легко пошла, то его чувства сильные и крепкие, возможно, скоро он предложит руку и сердце. Если с натяжкой, туго – то он сомневается в своих чувствах, есть вероятность расстаться. Если же нитка порвалась – без сомнения, у него нет любви по отношению к гадающей.

Гадание в Рождество Богородицы 21 сентября на будущее В Праздник Рожаниц женщины пекли булки в виде букв «Р» и «Б», которые нужно было съесть в обязательном порядке. Но для гадания еще выпекали и другие буквы, с помощью которых предсказывали будущее. Клали буквы-булочки в одну мисочку, а затем каждый подходил с закрытыми глазами и брал по одной сдобе. Смотрел, какая буква досталась.
Л – любовные отношения. Ф – деньги, материальное благополучие. В – веселье, радость. П – путешествие, дорога. О – новое знакомство, приятное окружение. И – исполнение задуманного. Н – появление надежного и верного человека. Т – придется проявить твердость духа. С – счастье, удача. К – короткий роман, флирт. У – успех во всех начинаниях. З – крепкое здоровье.
Полученную букву нужно обязательно съесть, ничем не запивая. Можно взять еще две буквы, после третьей предсказания уже будут неверными.
21 сентября, если нет времени на выпекание булочек в виде букв для гадания, можно использовать готовое печенье-алфавит, или погадать на будущее на печенье на нашем сайте INPOT.RU в режиме онлайн.

Гадание в Оспожинки на сегодняшний день Нужно подойти к каштану и потрясти дерево. Если упадет один каштан – удачливый день предстоит, два – романтическая встреча, три – день, предназначенный для семьи, четыре – хлопотные сутки предстоят, пять – отличный день, полный приятных событий, более пяти – исполнение задуманного.
Эти каштаны собрать и отнести домой, спрятать в укромном месте, чтобы никто не нашел. Их можно использовать в качестве оберега.

Рождество Пресвятой Богородицы в 2022 году: когда и как правильно отмечать

Когда впервые начали праздновать Рождество Пресвятой Богородицы

Судя по письменным источникам христиане начали отмечать Рождество Пресвятой Богородицы довольно поздно – в V веке. Первые упоминания о празднике встречаются у Константинопольского патриарха Прокла и римского папы Геласия, оба жили в пятом веке.

О Рождестве Пресвятой Богородицы пишут святой Иоанн Златоуст, блаженный Августин и святитель Епифан.

А первый храм в честь Рождества Богородицы был построен в Иерусалиме по приказу равноапостольной царицы Елены еще в IV веке.

Какие события связаны с Рождеством Пресвятой Богородицы

О Рождестве Пресвятой Богородицы не рассказывается ни в одном из четырех канонических Евангелий. Информацию о нём хранит свод письменных источников, не входящих в Библию, и устное Священное Предание.

В апокрифическом «Евангелии Иакова» II века говорится, что Дева Мария родилась в семье благочестивых, уже немолодых, супругов Иоакима и Анны. Иоаким был богатым человеком из рода царя Давида, но однажды священник не разрешил ему принести жертву в храме, мотивируя это тем, что у него не было детей. Бездетность в ветхозаветном Израиле считалась проклятием.

Иоаким сильно огорчился и решил не возвращаться к жене. Вместо этого он отправился в пустыню, где постился сорок дней и сорок ночей.

. А в это время его жена Анна горячо молилась Богу и просила дать ей ребенка. В одно и то же время обоим супругам явился ангел и возвестил, что у них родится дитя, о котором будут говорить во всем мире.

Спустя девять месяцев Анна родила дочь Марию. В возрасте трех лет девочку отдали на воспитание в Иерусалимский храм. Но это уже совсем другая история, а мы вернемся к празднику Рождества Пресвятой Богородицы.

Как изображают Рождество Пресвятой Богородицы на иконах

На иконах, посвященных этому событию, в самом центре обычно изображают мать Пресвятой Богородицы – святую Анну. Она лежит на высоком ложе. Её окружают повитухи, служанки, женщины с дарами, чуть в стороне служанки омывают в купели новорожденную Марию.

Со временем сюжет усложнялся и дополнялся новыми подробностями. На иконах стали изображать стол с дарами, птиц, водоем и прочие мелкие детали.

Иногда икону Рождества Пресвятой Богородицы дополняют сюжетами из истории праздника – Иоаким в пустыне, явление ангела и так далее.

Самые древние сохранившиеся изображения Рождества Пресвятой Богородицы относятся к X-XI векам. В основном это фрески старых храмов: Софийского собора в Киеве, грузинского храма Успения Богородицы в Атени, Преображенского собора Мирожского монастыря.

Какие народные традиции связаны с Рождеством Пресвятой Богородицы

Праздник приходится на сентябрь. С этим временем естественным образом связан сбор урожая и окончание летних полевых работ. Крестьяне традиционно благодарили Богородицу за собранный урожай и просили ее помощи на будущий год.

На это время приходится осенний «мясоед» – период между постами, в данном случае между Успенским и Рождественским, когда разрешается есть мясо, запасая, так сказать, жирок перед долгой холодной зимой. К тому же осенний мясоед – традиционная пора свадеб.

НА ЗАМЕТКУ

В Иерусалиме есть православный монастырь святой Анны. На его территории расположен храм Рождества Божией Матери. А под зданием монастыря находится небольшая пещера. Предание гласит, что это часть дома Иоакима и Анны, в котором и родилась Дева Мария. По другой версии, дом этот находился поблизости: в 70 метрах от монастыря стоит католическая базилика, и католики говорят, что тот самый дом стоял именно на этом месте.

Читать еще:  Тест: Святитель Тихон, Патриарх Московский
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector