0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тест: Свт. Николай Чудотворец

Содержание

Тест: Свт. Николай Чудотворец

Св. Нико­лай Мир­ли­кий­ский, про­зван­ный Чудо­твор­цем, родил­ся око­ло 260 г. в ликий­ском горо­де Пата­ра. В древ­них жиз­не­опи­са­ни­ях его обыч­но пута­ли с Нико­ла­ем Пинар­ским (Сион­ским) из-за схо­жих подроб­но­стей жиз­не­опи­са­ний свя­тых: оба родом из Ликии, архи­епи­ско­пы, почи­та­е­мые свя­ти­те­ли и чудо­твор­цы. Эти сов­па­де­ния при­ве­ли к заблуж­де­нию, суще­ство­вав­ше­му мно­гие века, что в исто­рии церк­ви был толь­ко один свт. Нико­лай Чудотворец.

По наци­о­наль­но­сти свт. Нико­лай боль­ше все­го был бли­зок к асси­ми­ли­ро­ван­ным ликий­цам – так назы­ва­ет­ся народ­ность, кото­рая насе­ля­ла юго-запад Малой Азии до I в., раз­го­ва­ри­ва­ла на сво­ем язы­ке и име­ла соб­ствен­ную пись­мен­ность. Асси­ми­ли­ро­ва­ны ликий­цы были частич­но гре­ка­ми, частич­но персами.

Извест­но, дядя свт. Нико­лая, епи­скоп Нико­лай Патар­ский, поста­вил его во чте­ца, а затем воз­вел в сан свя­щен­ни­ка, сде­лав его сво­им помощ­ни­ком и пору­чив ему гово­рить поуче­ния пастве.

Нача­ло свя­щен­но­го слу­же­ния свт. Нико­лая отно­сят к прав­ле­нию рим­ских импе­ра­то­ров Дио­кле­ти­а­на и Мак­си­ми­а­на. В 303 году Дио­кле­ти­ан издал эдикт, уза­ко­нив­ший систе­ма­ти­че­ское пре­сле­до­ва­ние хри­сти­ан по всей импе­рии. В труд­ное для Церк­ви Хри­сто­вой вре­мя гоне­ния архи­пас­тырь Ликий­ской Церк­ви с неустра­ши­мо­стью под­дер­жи­вал в вере свою паст­ву, гром­ко и откры­то про­по­ве­дуя имя Божие. За это он под­верг­ся пре­сле­до­ва­нию и вме­сте со мно­ги­ми дру­ги­ми хри­сти­а­на­ми был заклю­чен в тем­ни­цу. Здесь он про­вел нема­ло вре­ме­ни, тер­пе­ли­во пере­но­ся голод, жаж­ду и тес­но­ту, не допус­кая даже мыс­ли об отре­че­нии от Иису­са Хри­ста. В тем­нич­ном заклю­че­нии свя­ти­тель не пере­ста­вал забо­тить­ся о заклю­чен­ных вме­сте с ним хри­сти­а­нах. Бла­го­да­ря его руко­вод­ству мно­гие из заклю­чен­ных пре­бы­ли твер­ды­ми в Хри­сто­вой вере до кон­ца. Тако­вы спо­движ­ни­ки свя­то­го Нико­лая и по цер­ков­но­му управ­ле­нию, и по тем­нич­но­му заклю­че­нию – Кри­с­кент, Дио­ско­рид и Никокль, кото­рые, по сло­вам св. Андрея Крит­ско­го, «вооду­шев­ле­ни­ем и рев­но­стью свя­ти­те­ля Нико­лая сопле­ли себе муче­ни­че­ский венец». Сам же свя­ти­тель Хри­стов, «муче­ник готов­но­стью сво­ей», был сохра­нен во вре­мя Дио­кле­ти­а­но­ва гоне­ния, пото­му что его жизнь еще нуж­на была для даль­ней­ше­го про­слав­ле­ния име­ни Божия.

После смер­ти гони­те­ля хри­сти­ан, импе­ра­то­ра Гале­рия, хри­сти­ан­ские общи­ны ста­ли раз­ви­вать­ся. Св. Нико­лай борол­ся с язы­че­ством, в част­но­сти ему при­пи­сы­ва­ет­ся раз­ру­ше­ние хра­ма Арте­ми­ды Элев­те­ры в Мире. К это­му пери­о­ду отно­сит­ся епи­скоп­ство свт. Нико­лая в Ми́ре (Миры Ликий­ские). Мира (греч. Μύρα) – город в кон­фе­де­ра­ции древ­ней Ликии, рас­по­ла­гав­ший­ся близ моря, на реке Андрак, у устья кото­рой была гавань Андри­а­ке. Здесь архи­епи­скоп Нико­лай про­по­ве­до­вал вплоть до самой смерти.

Он так­же рев­ност­но защи­щал хри­сти­ан­скую веру от ере­сей, преж­де все­го ари­ан­ства. Соглас­но позд­не­му пре­да­нию, свт. Нико­лай даже дал поще­чи­ну сво­е­му оппо­нен­ту Арию. Одна­ко фак­тов зау­ше­ния Нико­ла­ем Ария и суда над Нико­ла­ем нет в житии Нико­лая, напи­сан­ном Симео­ном Мета­фра­с­том в X веке, но в нем отме­ча­ет­ся, что св. Нико­лай был на Никей­ском собо­ре и «реши­тель­но вос­стал про­тив ере­си Ария». В рус­ской агио­гра­фии опи­са­ние поще­чи­ны появ­ля­ет­ся лишь в кон­це XVII века в Жити­ях свя­тых, напи­сан­ных мит­ро­по­ли­том Димит­ри­ем Ростов­ским, при­во­дит­ся в тек­сте Минеи для 6 декабря.

Свт. Нико­лай изве­стен как защит­ник окле­ве­тан­ных, часто избав­ля­ю­щий их от судь­бы невин­но осуж­ден­ных, молит­вен­ник за моря­ков и дру­гих путе­ше­ствен­ни­ков. Так, соглас­но житию, он спас трех кон­стан­ти­но­поль­ских вое­на­чаль­ни­ков или стра­ти­ла­тов (вое­вод). Стра­ти­лат (греч. στρατηλάτης) – гре­че­ский тер­мин, обо­зна­ча­ю­щий вое­на­чаль­ни­ка, поз­же стал так­же почет­ным титу­лом в Визан­тий­ской империи.

Свт. Нико­лай мир­но скон­чал­ся в 335 г. (в неко­то­рых источ­ни­ках смерть свя­ти­те­ля дати­ро­ва­на 345 г.), дожив до ста­ро­сти. Мощи свя­то­го пре­бы­ва­ли в Мирах Ликий­ских, но боль­шая их часть была похи­ще­на жите­ля­ми ита­льян­ско­го горо­да Бар в 1087 г., кото­рые рас­счи­ты­ва­ли, что их никто не обви­нит в похи­ще­нии свя­ты­ни у восточ­ных хри­сти­ан, так как Миры запо­ло­ни­ли тур­ки. Остав­ши­е­ся фраг­мен­ты мощей жите­ли Мир пере­пря­та­ли, но в 1099–1101 гг. они были похи­ще­ны вене­ци­ан­ца­ми и достав­ле­ны в Венецию.

Боль­шая часть мощей свя­то­го сего­дня нахо­дят­ся в бази­ли­ке свт. Нико­лая в горо­де Бари, кото­рый рас­по­ло­жен на бере­гу Адри­а­ти­че­ско­го моря в южной части Ита­лии. Дру­гая (мень­шая) часть мощей нахо­дит­ся и Вене­ции, на ост­ро­ве Лидо, в хра­ме св. Нико­лая. Антро­по­ло­ги­че­ские экс­пер­ти­зы в 1957 и 1987 гг. пока­за­ли, что мощи в Бари и Вене­ции при­над­ле­жат одно­му скелету.

В ико­но­гра­фии свя­ти­те­ля выде­ля­ют раз­лич­ные ико­ны. Напри­мер, «Нико­ла Отврат­ный» – ико­но­гра­фи­че­ский извод изоб­ра­же­ния св. Нико­лая Чудо­твор­ца, широ­ко рас­про­стра­нив­ший­ся в XVIII веке в Рос­сии. Чаще все­го изоб­ра­же­ние свя­ти­те­ля на таких ико­нах оплеч­ное с направ­лен­но­стью взгля­да в сто­ро­ну. Ниж­няя линия изоб­ра­же­ния часто обре­за­ет до поло­ви­ны Еван­ге­лие и бла­го­слов­ля­ю­щую руку. Неред­ко такая ико­на окру­жа­лась клеймами.

Образ свя­ти­те­ля «Нико­ла Мок­рый» полу­чил свое необыч­ное назва­ние бла­го­да­ря чуду, про­изо­шед­ше­му в Кие­ве. Уто­нув­ший по недо­смот­ру в Дне­пре мла­де­нец после молит­вы роди­те­лей к Чудо­твор­цу, был най­ден живым на хорах Софий­ско­го собо­ра под ико­ной свт. Нико­лая. С тех пор эта ико­на почи­та­лась чудо­твор­ной и полу­чи­ла назва­ние «Нико­ла Мок­рый», посколь­ку мла­де­нец лежал весь мок­рый, как буд­то толь­ко что был вынут из воды.

Неред­ко Нико­лай Чудо­тво­рец изоб­ра­жа­ет­ся на ико­нах с мечом в пра­вой руке и цер­ко­вью или горо­дом (кре­по­стью) в левой руке. На этих ико­нах свя­ти­тель почи­та­ет­ся как защит­ник хри­сти­ан­ских горо­дов и хри­сти­ан­ской веры, в целом.

Суще­ству­ют два услов­ных обо­зна­че­ния одно­го из типов ико­но­гра­фи­че­ских обра­зов свт. Нико­лая: Нико­ла «веш­ний», кото­рый изоб­ра­жа­ет­ся на ико­нах с непо­кры­той голо­вой, и Нико­ла «зим­ний», изоб­ра­жа­ю­щий­ся в епи­скоп­ской митре.

Совре­мен­ный меся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви содер­жит три празд­ни­ка св. Нико­лаю, у каж­до­го из кото­рых своя гим­но­гра­фия. 19 декаб­ря (нов. ст.) вспо­ми­на­ют день смер­ти св. Нико­лая, 22 мая (нов. ст.) совер­ша­ет­ся празд­но­ва­ние пере­не­се­ния мощей Нико­лая Чудо­твор­ца в город Бари, а на 11 авгу­ста (нов. ст.) при­хо­дит­ся Рож­де­ство свя­ти­те­ля. Точ­ное вре­мя уста­нов­ле­ния празд­но­ва­ния Рож­де­ства св. Нико­лая на Руси неиз­вест­но. В цар­ство­ва­ние импе­ра­три­цы Ека­те­ри­ны Вели­кой обще­цер­ков­ное празд­но­ва­ние Рож­де­ства свт. Нико­лая Чудо­твор­ца в Рос­сии было упразд­не­но, воз­мож­но пото­му, что оно отсут­ство­ва­ло в меся­це­сло­вах дру­гих Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей того вре­ме­ни. В 2004 г. пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Руси Алек­сий II бла­го­сло­вил по жела­нию насто­я­те­лей хра­мов и при­хо­жан воз­об­но­вить празд­но­ва­ние Рож­де­ства святителя.

В малом, недель­ном, кру­гу бого­слу­же­ний есть свои чти­мые свя­тые. Подвиг апо­сто­лов и свт. Нико­лая мы чтим четверг.

На Руси Нико­лай Чудо­тво­рец был одним из самых почи­та­е­мых свя­тых. Широ­ко извест­ны памят­ни­ки рус­ской архи­тек­ту­ры – хра­мы, нося­щие имя свя­то­го Нико­лая, напри­мер, Мор­ской собор свя­ти­те­ля Нико­лая Чудо­твор­ца (Николь­ский став­ро­пи­ги­аль­ный Мор­ской собор) – послед­ний и самый круп­ный из мор­ских собо­ров, постро­ен­ных в Рос­сий­ской импе­рии. Он соору­жен в неови­зан­тий­ском сти­ле, по про­ек­ту архи­тек­то­ра В. А. Кося­ко­ва, в 1903–1913 гг. в Кронштадте.

Почи­та­ли свя­то­го и рус­ские вои­ны. Изве­стен орден свт. Нико­лая Чудо­твор­ца — награ­да вре­мен граж­дан­ской вой­ны, Вре­мен­ное поло­же­ние о кото­рой было учре­жде­но гене­ра­лом баро­ном Вран­ге­лем 17 (30) апре­ля 1920 г. Пред­на­зна­чал­ся для награж­де­ния чинов Рус­ской Армии (как офи­це­ров, так и ниж­них чинов) за выда­ю­щи­е­ся воин­ские подви­ги, про­яв­лен­ные в борь­бе с боль­ше­ви­ка­ми. Вокруг изоб­ра­же­ния свя­то­го был начер­тан девиз: «Верой спа­сет­ся Россия».

Запо­ми­на­ю­щим­ся явля­ет­ся слу­чай, имев­ший место в совет­ские без­бож­ные годы. В Куй­бы­ше­ве (ныне Сама­ра) зимой 1955–1956 гг. девуш­ка Зоя Кар­на­ухо­ва, кото­рая одна­жды реши­ла на вече­рин­ке потан­це­вать с ико­ной свт. Нико­лая Чудо­твор­ца, «ока­ме­не­ла» на 128 дней. Ее невоз­мож­но было сдви­нуть с места, а ико­ну нель­зя было взять из рук – она буд­то при­кле­и­лась намерт­во. О собы­тии быст­ро узнал весь город, но помочь девуш­ке ничем не мог­ли. Умер­ла она на тре­тий день Пасхи.

Почи­та­ют св. Нико­лая не толь­ко на Восто­ке, но и на Запа­де. Но если на Восто­ке он счи­та­ет­ся покро­ви­те­лем моря­ков и путе­ше­ству­ю­щих, то на Запа­де – покро­ви­те­лем детей. Св. Нико­лай дал нача­ло пер­со­на­жу Сан­та-Клау­су. На осно­ва­нии его жития, в кото­ром рас­ска­зы­ва­ет­ся о даре свя­ти­те­лем Нико­ла­ем при­да­но­го трем доче­рям разо­рив­ше­го­ся чело­ве­ка, про­изо­шли рож­де­ствен­ские подарки.

Православная Жизнь

10 фактов, которые подвергались сомнению.

1. Есть лишь один Николай Чудотворец?

Святых Николаев Чудотворцев – два. Святитель Николай Пинарский жил в VI веке и был настоятелем Синайского монастыря. Оба святителя родом из Ликии, архиепископы, почитаемые чудотворцы – эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему долгие годы: что в истории Церкви был только один «Святитель Николай Чудотворец».

Поэтому в житии великого Чудотворца возникли исторические несоответствия. Например, получалось, что Николай Мирликийский посещал храм Воскресения Господня на Святой Земле задолго до его основания императрицей Еленой. На самом деле Николай Чудотворец на Святой Земле не был, описанное во многих его житиях паломничество совершал Николай Пинарский.

Подобным образом произошла путаница и с именами родителей и дяди Николая Мирликийского. Феофан (Епифаний) и Нонна, упоминаемые в его житиях, – это имена родителей Николая Пинарского.

2. Бил ли святитель Николай по щеке Ария?

Грек Дамаскин Студит, митрополит Навпактский и Артский (XVI век) в своей книге «Сокровище» излагает сказание, будто во время Вселенского собора Николай «ударил по щеке» своего оппонента Ария.

Это опровергает профессор церковной истории В. В. Болотов: «Ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя бы со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского».

Сами факты заушения Николаем Ария и суда над Николаем целиком и полностью отсутствуют в житии Николая, написанном Симеоном Метафрастом в X веке и помещенном в Четьи-Минеи, ничего подобного нет и в житии Николая, размещенном в греческом Синаксаре, нет этих событий и в Великих Четьих-Минеях, собранных и изданных святителем Макарием в середине XVI века. Описание пощечины впервые появляется в русской агиографии лишь в конце XVII века в Житиях святых, написанных митрополитом Димитрием Ростовским.

3. Перенесение мощей в Бари было торжественным благочестивым событием?

Жизнь в Мирах, на окраине Византийской империи (ныне город Дембре на юге Турции), в XI веке была неспокойной. Ликия постоянно подвергалась нападениям сельджуков. Бари был очень крупным портовым городом, Венеция – полукупеческой-полупиратской морской державой. Оба города хотели завладеть мощами святого Николая как покровителя мореплавателей.

Александр Бугаевский в агиографическом расследовании «Правда о святителе Николае» пишет, что, по латинским хроникам, баряне два раза приезжали за мощами, а не один, как описано в славянских повествованиях о перенесении мощей святителя Николая.

Хлеб в Малую Азию и Антиохию тогда возили из Апулии и Калабрии. В 1087 году баряне везли хлеб в Антиохию – Западную Сирию. Они проплывали мимо Мир, отправили разведку, но она быстро вернулась. Город был заполнен сельджуками.

В Антиохии зерно было продано, а на обратном пути они опять заехали в Миры. На этот раз сельджуков они не встретили, жителей в городе было мало. В храме святителя Николая оставались четыре монаха. Баряне вошли в храм и, угрожая монахам, выведали, где находятся мощи.

Те гробницы, которые демонстрируют сейчас турки (а в храме два саркофага), не имеют отношения к святым мощам. Трудно сказать, где первоначально был захоронен святитель, но к моменту их прибытия мощи святителя покоились под спудом, в одном из приделов, под полом, украшенном мозаикой.

Баряне разбили эту мозаику ломом, один из моряков спустился в гробницу и встал прямо на благоухающие миром святые останки, повредив их. Мощи по частям поднимали и укладывали в священнические одежды. Главу святого и многие другие фрагменты скелета перенесли на корабль. Но полностью забрать мощи не удалось, так как мореплаватели торопились, опасаясь, что ликийцы могут помешать похищению.

Перенесение мощей из Мир в Бари трудно считать благочестивым событием с участием людей, радеющих о святыне. Хотя, если бы не набег барян, бесценная христианская святыня, вероятнее всего, была бы утрачена в ходе завоевания Византии Османской империей.

4. Говорят, по миру распространены поддельные мощи, так ли это?

Через несколько дней после барян венецианцы высадились в Мирах, чтобы забрать мощи чудотворца, и все повторилось. В храме опять было четыре монаха. В поисках святынь венецианцы разбили алтари, разорили храм. Под пытками один из монахов показал, где покоятся останки мощей святителя.

Так как мощей Николая Чудотворца было мало, венецианцы добавили к ним другие человеческие останки: посторонний череп, женские и детские кости. Затем венецианцы отправились в Крестовый поход, и вскоре о фальсификации забыли. В течение девяти столетий венецианскую гробницу многократно открывали, и, поскольку в ней был череп и много других останков, венецианцы утверждали, что именно они обладают всеми мощами Чудотворца Николая.

Во время Крестового похода святые мощи многократно раздаривали. По миру до сих пор ходит довольно много частиц из этого венецианского ковчега, достоверность которых вызывает большие сомнения.

5. Правда ли, что иконы практически точно передают облик святителя?

Антропологические исследования подтвердили то, что иконы достаточно точно передают облик святителя Николая.

В 1953 году во время реставрационных работ в церкви, в которой расположен склеп, Луиджи Мартино, анатом из университета Бари (Universita degli Studi di Bari) с разрешения Ватикана исследовал кости, оставив после себя множество рентгенограмм и подробные результаты измерений.

Он сделал заключение и о болезнях святого. Поврежденные суставы, позвоночник и кости грудной клетки свидетельствуют о мучениях, которые перенес святитель Николай в тюрьме – его пытали на дыбе. Радиологическое исследование черепа показало обширное внутреннее костное уплотнение черепной коробки.

Профессор Мартино считает, что эти изменения вызваны долгим многолетним влиянием тюремного холода и сырости (святой провел в темнице около двадцати лет).

Читать еще:  Тест: Христианская символика

По свидетельству очевидцев, его лик был исполнен святости и благодати. Говорят, что от него шло удивительное сияние, как от пророка Божьего Моисея. Т. е. благодать очевидным способом была ему присуща. Луиджи Мартино по черепу реконструировал внешность святителя Николая.

Это позволило современным коллегам Мартино провести реконструкцию. Она была выполнена из «виртуальной» глины, форму которой можно менять прямо на экране. У святого Николая было мужественное лицо с оливковой кожей, квадратным подбородком и сломанным носом. Это удалось выяснить по сильно поврежденным костям между глаз.

6. Откуда взялся известный портрет, который часто выдают за реконструкцию лица святителя Николая по черепу?

Это изображение не является реконструкцией лица святого по черепу. Оно взято из проекта «Предстояние» современного российского художника Константина Худякова, включающего в себя “психологические портреты-реконструкции персонажей сакральной истории”.

По словам авторов проекта, технически портреты создавали «путем многократного наслаивания друг на друга, взаимной конвертации и трансформаций мельчайших физиогномических фрагментов, цифровой мультивыборки и тому подобных приемов компьютерной графики».

7. Правда ли, что некоторые факты биографии святого Николая намеренно исключили из жития?

Александр Бугаевский в агиографическом расследовании «Правда о святителе Николае» пишет, что в древних источниках упоминается замечательное деяние святителя Николая, исключенное из текста его жития в X веке, – деяние о подати.

В IV веке несправедливой податью Ликия была доведена до разорения и голода. Присланный из столицы сборщик налогов, требуя денег, постоянно унижал народ. Жители попросили своего архиепископа о заступничестве. Святитель Николай отправился в Константинополь, и после его разговора с императором подать была уменьшена в 100 раз. Это решение было записано в скрепленную золотой печатью грамоту.

Но архиепископ знал, что под влиянием сановников Константин может отменить свой указ. Святитель обратился к Богу за помощью, и чудесным образом императорская грамота в тот же день оказалась в Мирах и была обнародована. На следующий день император, поддавшись уговорам, попытался изменить указ. Когда святитель сказал, что документ уже зачитан в Мирах и, значит, вступил в силу, ему не поверили: до Ликии от Константинополя было шесть дней пути. Чтобы проверить слова святителя, снарядили самый быстроходный корабль.

Через две недели посланники вернулись и подтвердили, что ликийский сборщик налогов получил грамоту императора в тот день, когда она была подписана.

А через шесть столетий при Василии II создавалась императорская менология, и агиографы не включили этот эпизод в жизнеописание святителя Николая, чтобы влиятельные архиереи не смогли использовать этот невыгодный для царской казны пример для снижения налога в своих епархиях.

Еще одно деяние – о хлебовозах – также не включено в житие. В нем рассказывается о том, как святитель Николай в очередной раз спас Миры от голода. Мимо Ликии на пяти кораблях везли из Египта хлеб в Константинополь. И святитель уговорил капитана отгрузить часть хлеба в бедствующих Мирах. Поскольку хлебовоз был императорский, Константинополь счел это деяние неприемлемым.

8. Правда ли, что святитель Николай остановил руку палача, спасая невинно осужденных?

Самые древние редакции рукописей о святом Николае хранятся в библиотеках Оксфорда и Вены. Они посвящены «Деянию о стратилатах».

На иконах и фресках и на картине И. Е. Репина святитель Николай изображается останавливающим руку палача, хотя на самом деле спасение осужденных выглядело по-другому.

Император направил воинов усмирять мятеж тайфалов (одного из вестготских племен, переселенных во Фригию с Дуная). По пути из-за шторма войско остановилось в Андриакской гавани, и на рынке разгорелась ссора между солдатами и местными жителями. Архиепископ Николай сумел всех умиротворить. А стратилатов, предводителей воинов, пригласил к себе.

В этот момент прибежали жители Мир с известием, что правитель арестовал трех неповинных горожан и приказал отсечь им головы. Святитель вместе со стратилатами и другими воинами торопится в город. Он уже в преклонном возрасте, ему около 70 лет. А дорога – четыре километра в гору. В древней хронике прямо сообщается, что святитель Николай боялся не успеть прийти на помощь и спасти от смерти невинных людей. И тогда стратилаты послали солдат задержать казнь.

На известной картине Репина меч уже занесен над горожанами, когда появляется святой Николай и в последнюю секунду удерживает палача. Но в древнем тексте сказано: меч был обнажен палачом. Трудно представить, что палач стоял полчаса с поднятым над головами тяжелым мечом. Он обнажил меч и ждал. Солдаты задержали казнь, пока не подошел святитель со стратилатами и не освободил невинных людей.
9. Как по «Деянию о стратилатах» удалось определить год смерти святителя?

На прощание святитель благословил воинов, предрек им победу в предстоящем сражении с тайфалами, и они победили. После победы над мятежниками стратилаты возвратились назад в Ликию и пришли к святому Николаю во второй раз – поблагодарить его за молитвы, а святитель предупредил их, что они попадут в беду, но не должны отчаиваться, а должны обратиться к Богу, и Господь убережет их.

Все три военачальника – исторически известные личности. Один из них, Непотиан, стал консулом в 336 году, другой – в 338 году.

Когда стратилаты вернулись в Константинополь, их встретили с почестями, а потом оклеветали завистники и по наговору посадили в темницу. И тут Непотиан вспомнил о том, что говорил стратилатам святитель Николай в Ликии, и воины стали сердечно молиться. Чудесное явление святого Николая Константину даровало им свободу, и император вручил стратилатам пояса полководцев высшего ранга. И они с подарками от императора отправились к свт. Николаю в третий раз.

Древний текст «Деяния о стратилатах» уточняет, что они месяц жили у свт. Николая, стали его духовными чадами. На следующий год они снова – в четвертый раз – отправились к святителю Николаю, но обнаружили его почившим.

Год назад их посылал сам император Константин, и тогда святитель Николай был жив, а Константин умер в мае 337 года. День преставления святого известен точно: 19 декабря, а точный год смерти в текстах его житий не назывался. В наших календарях указывается, что святой Николай умер около 345 года. И, как правило, говорится, что он родился в 280 году.

Это кажется очень странным. Потому что по житиям святой Николай стал епископом до Диоклетианова гонения. То есть около 300 года. Получается, что он был возведен в столь высокий сан в 20 лет, а это крайне маловероятно. Это значит, что свт. Николай не мог умереть в 345 году, кроме того, в древней хронике Непотиан ни разу не назван консулом, а значит, он еще не был в этом звании. Значит, 336 год еще не наступил к моменту их четвертого посещения Мир. Получается, что святой Николай умер в 334 или 335 году.

10. Правда ли, что греки не празднуют перенесение мощей Николая Чудотворца?

Распространенное мнение о непризнании Греческой Церковью праздника перенесения мощей свт. Николая является ошибочным. В современном греческом календаре это событие празднуется 20 мая.

В печатный календарь эта память была внесена благодаря преподобному Никодиму Святогорцу (1809 г.), который обнаружил сведения об этом празднике в ряде афонских рукописей, перевел с церковнославянского языка соответствующее синаксарное сказание и сам написал службу на перенесение мощей свт. Николая.

Согласно преподобному Никодиму, мощи были вывезены из Мир Ликийских 1 апреля, сделали остановку на о. Закинф 10 мая, а именно 20 мая были привезены в Бари.

Одной из ранних рукописей с точной датой, упоминающей 9 мая как дату перенесения мощей свт. Николая, является Типикон Криптоферратского монастыря 1300 г. Дата 20 мая зафиксирована в ряде византийских рукописей, самая ранняя из известных нам – майская служебная Минея 1431 г. библиотеки Ватопедского монастыря № 1145.

Тест: Свт. Николай Чудотворец

На Руси верили, что Николай Чудотворец помогает человеку не терять силу духа и оберегает его от болезней. Николай Чудотворец считется покровителем детей, купцов, пастухов, целителей, моряков и воинов, защитником оклеветанных и невинно осуждённых. Молитвы, обращённые к Николаю Чудотворцу, помогают избавиться от бед и добиться восстановления справедливости. На Руси его называли Николой. Празднуется Никола два раза в году. Весной 22 мая – Никола Вешний. Зимой 19 декабря – Никола зимний.

По дошедшим до нас источникам.

будущий Николай Угодник родился в семье состоятельных родителей христиан в 3 веке от Рождества Христова в Древней Ликии, входящей в состав Малой Азии в г. Патере. У родителей Николай был единственным и поздно рождённым сыном. В рассказах о Николае Угоднике говорится, что родители буквально вымолили его у Господа, обещая посвятить сына служению Богу. И когда Бог, услышав их молитву, даровал им младенца, они нарекли его Николаем. С детства любимым занятием Николая было изучение Божественного Писания. Он не интересовался играми со сверстниками и пустыми беседами.

С утра до вечера он был в храме, а по ночам молился и читал книги. Став юношей, Николай вёл целомудренную жизнь. Его благочестие стало известно жителям города Патары. Епископом в то время в Патары был его дядя, тоже Николай. Епископ Патарский радовался добродетели и духовным успехам племянника; он предложил родителям Николая отдать юношу на служение Господу. Родители согласились, так как помнили о своем обете. При возведении Николая в сан священника был голос: «Будешь ты, Николай, благим утешителем печалящихся, добрым пастырем душ, подателем спасения тем, кто в опасности…» Божественное пророчество сбылось. По воле Божией собор епископов поставил Николая в архиепископы города Миры в Ликийской области Малой Азии.

Несмотря на высокий сан, свт. Николай был кроток, добр, чужд всякой надменности, носил простую одежду, строго постился. Двери его дома были открыты для всех, и каждого Угодник Божий принимал с любовью и радушием: для сирот он был отцом, для нищих – благодетелем, для плачущих – утешителем, для больных – целителем, для притесняемых – заступником. Николай оставался истинным христианином и заботливым пастырем и в страшные годы гонений на христиан при императоре Диоклетиане, когда сжигали священные книги, разрушали храмы, христиан пытали и убивали. Заточенный в темницу, он поддерживал в вере Христовой других узников, делился скудной пищей, исцелял больных. Господу было угодно сохранить его жизнь. Когда время гонений закончилось, архиепископ Николай продолжил свое служение. За свою долгую праведную жизнь Николай Угодник совершил много добрых дел и чудес. Он спасал утопающих, голодающих и невинно осужденных, он лечил людей и защищал чистоту христианской веры. Святой Николай дожил до глубокой старости. После его мирной кончины нетленные святые мощи стали источать целебное миро, и слава Николая Чудотворца разнеслась по всему земному шару.

Николай Угодник – национальный русский святой

Николай Угодник воспринимался в России как национальный святой, покровитель русского народа. Его называли «святой великий Святитель Христов, теплый заступник и скорый помощник». Принято было считать, что Николаю Угоднику можно молиться «во всех нуждах», что он всегда и всем поможет, ибо добр и милостив. Почитание Николая Угодника приближалось к почитанию Богородицы и самого Христа. Многие на Руси были убеждены, что Троица состоит из Спасителя, Богоматери и Николы Угодника.

Б.А. Успенский. (1982 г.) приводит множество молитв и заговоров, обращенных к Николаю.

Николай Угодник славился как врачеватель и целитель. Известен заговор: «На окияне-море стоит золот стул, на золоте стуле сидит святой Николай, держит золот лук, натягивает шелкову тетивку, накладывет каленую стрелу, станет уроки и призоры стрелять» В народе считалось, что он может избавить человека от любой болезни. А знахари полагали Николин день самым благоприятным для лечения тяжелых заболеваний.

Отправляясь в дорогу, надеялись на защиту Николая Угодника. Выходившему из дома говорили вслед: «Никола в путь, Христос подорожник!», «Бог на дорогу, Никола в путь», «Никола с нами!». Ложась спать, просили у него защиты от нечистой-неведомой силы, которая, по поверью, могла навредить человеку во сне: «Около нашего двора Иисусова молитва, Николина ограда – тын медный, врата железны, аминем заперты, а на хоромах святая вода».

О, всесвятый Николае, угодниче Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче! Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения: да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вот моя любимая молитва, дня не проходит, чтобы я ее не произнесла:

Николай, ты Угодник Божий, ты помощник Божий! Ты и в поле, ты и в доме, в пути и дороге, на небесах и на земле. Приди и помоги, о Чудотворче! Заступись за меня (р. Б.) перед Господом, сохрани меня от всякого зла и помоги мне в добрых делах моих! Аминь. Аминь. Аминь.

Проповедь свт. Николая Сербского в день памяти свт. Николая

Сегодня мы прославляем одного богача, который вошел в Царство Небесное. Господь сказал, что трудно богачу войти в Царство Небесное. Но Господь не говорил, что богатый совсем не может войти в Царство Небесное.

Ибо если бы Он сказал, что это невозможно, то многие из богатых людей, которые унаследовали богатство от родителей, были бы с самого начала, не будучи виновны в этом, отлучены от Небесного Царства.

В таком случае и святой Никола, который наследовал богатство от родителей, был бы отлучен от него, был бы отлучен и царь Неманя, Святой Симеон Мироточивый, Сербский царь, который имел семь башен грошей и дукатов. Были бы отлучены и другие, которые в этой жизни считались богатыми и чьи имена, между тем, мы находим в церковном календаре.

Нет, братья мои, никого благий Господь наперед не лишает Своего Царства, и ни перед кем, кто желает вечной жизни, Он не закрывает врата небесные, какого бы положения или звания он ни был. По неизреченному Своему человеколюбию Бог желает всем людям спастись. И в этой жизни невозможно помешать кому бы то ни было спастись, ни единому человеку, если он сам себе в этом не помешает.

Читать еще:  Тест: Заупокойное богослужение

Не потому богатому трудно войти в Царство Небесное, что он богат. Но потому, что мало кто из богачей может справиться с искушениями, которые приходят с богатством. Редко кто из богатых людей может воздержаться и не злоупотребить богатством. Мало таких богатых на свете, кто бы своим богатством не купил себе места в аду, вместо рая, вечные муки вместо вечной жизни. Мало тех, кто не прилепились бы сердцем к своему богатству и не удалились бы от Творца всяческих.

Мало их, но были и они. Тяжко богатому войти в Царство Божие. Но некоторые богачи вошли. Вошел святой Никола, вошел царь Неманя, вошли и другие. Им богатство не только не помешало, но еще и помогло войти в Царство и быть вписанными в Святцы. Ибо они употребили свое богатство во славу Божию и на спасение своих близких.

Имея богатство, они как бы ничего не имели. Все, что у них было, они считали собственностью Господа, а себя Божиими слугами и хранителями чужих сокровищ, которые распределялись и делились ими согласно евангельским заповедям. Таким путем они спасли свои души, и другим помогли спастись. Это героические души, которые не поддались тому, чтобы ими завладело их богатство. Но они сами владели им.

Кроме земного богатства святой Никола имел три гораздо более великих сокровища: богатство веры, богатство правды и богатство милости. Раздавая свое земное богатство нищим из любви ко Христу, он и сам стал нищим. Но эти три сокровища только еще более умножились к концу его земной жизни. То, что они в изобилии передал свою веру другим людям, сделало его богатым верою. Из-за того, что он ревновал за правду Божию, душа его наполнилась правдой. Сердце его было полно милости, изливая милость на людей. Вера, правда и милость – небесные богатства, которые при раздаче их не умаляются. Вера, правда и милость – три сокровища святого Николы, которые он оставил в наследство Церкви, которые еще до сего дня не истрачены.

Это тройное благо оставил святитель Божий в наследство вам, тем, кто его помнит и прославляет. Вы, которые славите святого Николу, знаете, что ему милее то, что вы от него берете, чем то, что он от вас получает.

Вера святого Николы была чиста, как кристалл. И как алмаз тверда. Он показал это в Никее, защищая православие от еретика, подвергая при этом свою жизнь опасности.

Правда Божия в святом Николе ясна, как солнце. Он показал это, когда помешал палачу казнить трех мужей, невинно осужденных на смерть, появившись перед палачом и исторгнув меч из его рук. Снова подвергая свою жизнь опасности.

А милость святого Николы к бедным и нищим была подобна Христовой милости. Все свое имение он раздавал как милостыню более тайно, чем явно, обрекая себя на нужду и голод.

Но этот великий слуга Христов не страшился ни еретика, ни палача, ни голода. Он знал с уверенностью, что Всевышний бдит над верными слугами Своими. И действительно, Всевышний защищал его до конца жизни и прославил после смерти среди ангелов и людей, как мало кого.

Но кроме этих трех великих сокровищниц духовных благ, кроме веры, правды и милости, святой Никола имел и еще несколько переполненных ризниц. Это ризница кротости, ризница воздержания, поста и молитвы, ризница смирения и так далее.

Все эти переполненные ризницы духовного и морального блага оставил этот дивный святитель Христов вам, православным христианам в наследие. На сегодняшний день все эти богатые ризницы открываются и предлагаются вам. Святой Никола принимает ваши хлебы, ваши свечи и молитвы, как ответный дар ему, а не как ваш дар.

Он вам предлагает сегодня свои дары. Если вы их примете, то и он примет от вас ответные дары. Если вы отвергнете его дары, отвергнет и он ваши. Берегите добро и не отказывайтесь от даров, которые вам предлагает этот богач Христов.

И еще на один момент обратите внимание и порадуйтесь. Святой Никола ни книг не писал, ни кровь свою мученически не пролил за Христа, и все же прославлен многих святых, которые и мудрые книги написали или мученически за Христа пострадали. Это великая и дивная тайна. Это дело Божие.

Этим благий Господь хотел показать, что Он вводит в Свое Царство не только мудрых богословов и мучеников, но и все то неисчислимое количество добрых душ, которые ни книг не писали, ни мученичества не претерпевали, но истинную веру сохранили, и закон Божий исполнили. А таких как раз большинство среди верных. То есть таких, которые не говорят, но делают, которые книг не пишут, но Духом Божиим дышат.

Действительно, много есть мудрых богословов и мучеников, но все же они в меньшинстве по сравнению с огромным числом этих последних, которые не прославились ни как богословы, ни как мученики, но как молчаливые, но верные слуги Божии, как святой народ Божий.

Святой Никола – святитель народный, совершенный представитель того множества людей, которые слушают слово Божие и спешат исполнить его, и примером своим научить других.

В этом причина того, почему святой Никола прославлен более многих святых учителей и мучеников. И поэтому Церковь посвятила чудотворцу Николаю Мирликийскому, кроме сегодняшнего дня еще и все четверги обычных седмиц в продолжение целого года вместе со святыми апостолами.

Богу нашему слава, святому Николе честь и поклонение.

Чудо Николая Угодника

Жизнь у меня была бедная и трудная, и единственной радостью в ней были дети. Трудно было и потому, что мы, русские по корням и вере, случайно оказались в Средней Азии. И под Чимкентом осели. Жили с мужем в местной среде без церкви, и хоть крещённые, от веры были, как от солнца, далеки. Муж пил по-тихому, но крепко.

Там пьянство осуждали, и пьяниц гнали. Бил меня, обижал и чёрными словами ругал при детях. Старший сын от этого весь трясся. Муж и его часто бил по лицу. И вступил сын на плохую дорогу, бегал из дома, часто дрался, попал ещё до совершеннолетия в колонию на перевоспитание.

Я всё прощала мужу, но намертво столкнулись мы на детях. У нас уже было двое, и муж заставлял меня делать аборты. Местные там все многодетные, детолюбы, и за аборт могли камнями побить. Я наотрез отказывалась губить детей, но муж грозил уйти, и я ехала в районную больницу на аборт. Мне было уже за тридцать, когда у меня должен был появиться ещё один ребенок. Скажу ещё, что родственников у нас в тех местах вообще не было. Помощи ждать не от кого. Но я не могла больше быть убийцей. Перестала спать и стала своими словами молиться Богу и всем святым, чтобы послали мне помощь. И вот вижу во сне красивого седого старца в богатом облачении (теперь-то я церковная, все слова знаю), с добрыми глазами. Я плачу-рыдаю, а он мне говорит спокойно: «Уходи из дома, я тебе помогу». Этому сну я почему-то сразу поверила. И ушла из дома. Взяла две сумки, села с десятилетней дочкой на автобус и уехала в Чимкент.

А там ни одной души не знала. Уже было темно, когда мы с дочкой добрели до какого-то большого и красивого храма. Сели у ограды, ворота заперты. Ночь холодная. Вдруг батюшка незнакомый идёт и к нам просто как к родным: «Что это вы на земле сидите, идите в сторожку». Ворота отпер, устроил нас на ночь. А утром пошли с Наташей в храм. Там икона огромная Николы Чудотворца, и храм этот тоже его, Никольский! Ясное дело, что на иконе я сразу узнала того доброго старца из сна, который помочь обещался. И остались мы при храме. И батюшка нас не гнал, а совсем напротив, всё для нас с детьми делал. Меня сразу уборщицей в храм взял. Дети в воскресную школу ходили. Людьми стали. И все мы работаем в церкви. Видимо, и ему Никола-Угодник повелел помогать нашей бедной семье.

Икона его была чудотворная. У неё всегда люди стояли, молились, плакали. И всем очень хорошо помогал Николай Чудотворец. А я в это время сына потеряла, его в другую колонию перевели, и мы с дочкой переехали. И вдруг письмо: «Скоро приезжаю, встречайте меня на автобусной станции». Рейсов, правда, немного. Но мы с дочкой измучились каждый день ходить. И решила я попросить Святого Николу, чтоб указал мне день приезда сына. Помолилась я у иконы, для верности написала записку и за киот засунула. Иду наутро, в храме ещё никого, подхожу к Николаю Чудотворцу. За иконой моя записка. А на ней написано всего два слова: «В среду, четырнадцатого». У меня просто ноги подкосились. Встала на колени и молюсь. Но вот что главное, не было сомнений, мол, подшутил кто-то. Сразу поверила, что мне сам Никола Угодник ответил. Ровно через неделю, четырнадцатого августа, в среду приехал мой сын. Вот такая история.

Добавлю, что от наших прихожан я ещё не такие чудеса слышала. Всем помогает Святитель Николай. Всех жалеет и любит. И сына своего младшего я поэтому назвала Колей.

Семь Молитв Святителю Николаю Чудотворцу

«МОЛИТВЫ СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЦУ»

О, всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень,
теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче!

Помози мне грешному и унылому в настоящем сем житии,
умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов,
елико согреших от юности моея, во всем житии моем,
делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы;

и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога,
всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечного мучения:
да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа,
и твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О, всехвальный, великий чудотворче, святителю Христов, отче Николае!

Молим тя, буди надежда всех христиан, верных защитель, алчущих кормитель,
плачущих веселие, болящих врач, по морю плавающих управитель,
убогих и сирых питатель и всем скорый помощник и покровитель,
да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети славу
избранных Божиих на небеси, и с ними непрестанно воспевати
единаго в Троице поколоняемого Бога во веки веков. Аминь.

Молитва (третья, в честь семи сотворенных им чудес)

Всесвятой Николай Чудотворец, великий угодник Господень!

Обрати на нас, грешных, светлый взор твой с Небес и услыши молитву нашу.
Да не останутся без ответа мольбы наши твоим всесильным ходатайством
к Господу и твоею великой верой.

1. Святой Николай Чудотворец!

Мы помним и чтим твою доброту, явленную некогда одному семейству.
Тогда ты тайно одарил отца приданым для трех его дочерей
и спас их от недоброй участи.

И золото земное, отданное тобой, чудесно воссияло золотом небесным
в благодарной памяти наших сердец.

Да будем причастны твоим благословением твоей святой доброте,
и последуем твоему примеру как истинному исполнению заповеди Божией.

Всегда прославляем Отца и Сына и Святого Духа,
и твое милостивое покровительство нам.

2. Святой Николай Чудотворец!

Мы помним и чтим силу твоей веры, явленную во время твоего паломничества
в Иерусалим. Тогда ты в ответ на мольбы корабельщиков укротил бурю,
предсказанную тобой, и спас многие души. И стало это чудо
свидетельством твоей великой веры в Иисуса Христа и памятью о Спасителе,
прекратившем бурю на море Галилейском.

Да будем причастны твоим благословением силе твоей веры,
и последуем твоему примеру как истинному упованию на Господа.

Веруем во Единого Бога Отца и Сына и Святого Духа,
и твое милосердное заступничество за нас.

3. Святой Николай Чудотворец!

Мы помним и чтим твою борьбу с демонами во время твоего служения
епископом Мир Ликийских. Тогда ты, просвещая язычников,
разрушил идольские требища и молитвой изгнал из них нечистых духов.

И стало это чудо свидетельством о Царстве Божием, достигшем нас через святых.
Да будем причастны твоим благословением борьбе с силами зла,
и да будем святы по твоему примеру.
Благословен Бог наш, и благословенна воля Его в тебе, святый отче!

4. Святой Николай Чудотворец!

Мы помним и чтим твою мудрость, явленную на Соборе в Никее.
Тогда ты верою постиг Божественность Иисуса Христа
и отстоял учение Церкви о Триедином Боге.

И многие увидели тебя
в видении рядом с Господом и Богородицей!

Да будем причастны твоим вразумлением мудрости боговедения,
и сохраним веру в чистоте и силе.
Благословен Бог наш, и благословенна мудрость Его в тебе, святый отче!

5. Святой Николай Чудотворец!

Мы помним и чтим твою любовь, явленную некогда в Мирах Ликийских
трем невинно осужденным на смерть. Тогда ты чудесно остановил руку палача,
обличил градоначальника и заставил его исповедать свое согрешение.

И стало это чудо свидетельством милости Божией к нам.
Да будем причастны твоей благодатью любви к людям,
и пронесем любовь через всю жизнь.
Благословен Бог наш, и благословенна Его любовь в тебе, святый отче!

6. Святой Николай Чудотворец!

Мы помним и чтим твою чудесную помощь во время голода в Мирах Ликийских.
Тогда ты явился во сне одному итальянскому купцу и, передав в залог
три золотые монеты, повелел ему привезти в город пшеницы.

И стало это чудо свидетельством помощи Божией людям. Да будем причастны
твоей благодатью делу помощи страдающим, и сохраним готовность помогать
на всю жизнь.

Благословен Бог наш, и благословенна Его помощь через тебя, святый отче!

7. Святой Николай Чудотворец!

Мы помним и чтим чудесные исцеления, дарованные через миро,
источаемое твоими нетленными мощами в Баре. Тогда многие люди,
пришедшие с верой к тебе, обрели избавление от телесных и душевных болезней.

И стало это чудо свидетельством дарованной тебе Богом
великой благодати исцеления.

Читать еще:  Тест: Три канона перед Причастием

Да будем причастны твоей благодатью целительству наших ближних,
и придем им на помощь во время болезней.

Благословен Бог наш, и благословенна Его благодать в тебе, святый отче! Аминь.

О, всехвальный и всечестивый архиерею, великий Чудотворче,
Святителю Христов, отче Николае, человече Божий и верный рабе,
мужу желаний, сосуде избранный, крепкий столпе церковный,
светильниче пресветлый,звезда осиявающая и освещающая всю вселенную:

ты еси праведник, яко финик процветший, насажденный во дворах Господа своего,
живый в Мирах, миром облагоухал еси, и миро приснотекущее благодати
Божия источая.

Твоим шествием пресвятый отче, море осветися,
егда многочудная твоя мощи шествоваху во град Барский,
от востока до запада хвалите имя Господне.

О, преизящный и предивный Чудотворче, скорый помощниче, теплый заступниче,
пастырю предобрый, спасающий словесное стадо от всяких бед!

тебе прославляем и тебе величаем, яко надежду всех христиан,
источника чудес, защитителя верных, премудрого учителя, алчущих кормителя,
плачущих веселие, нагих одеяние, больных врача, по морю плавающих управителя,

пленников свободителя, вдов и сирот питателя и заступника,
целомудрия хранителя, младенцев кроткого наказателя, старых укрепление,
постников наставника, труждающихся упоение, нищих и убогих изобильное богатство.

Услыши нас, молящихся тебе, и прибегающих под кров твой,
яви предстательство твое о нас к Вышнему, и исходотайствуй
твоими богоприятными молитвами, вся полезная ко спасению душ и телес наших:

сохрани святую обитель сию (или храм сей), всякий град и весь,
и всякую страну христианскую, и люди живущая от всякого озлобления
помощию твоею:

Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведного, поспешествуя во благое:
тебе же праведнаго, по Преблагословенной Деве Марии, предстателя
ко Всемилостивому Богу имамы, и к твоему, преблагий отче, теплому ходатайству
и заступлению смиренно притекаем:

ты нас соблюди яко бодрый и добрый пастырь, от всяких врагов,
губительства, труса, града, глада, потопа, огня, меча,
нашествия иноплеменников, и во всяких бедах и скорбях наших,
подавай нам руку помощи, и отверзи двери милосердия Божия,
понеже недостойна есмы зрети высоту небесную, от множества неправд наших,
связаны узами греховными, и николи же воли Создателя нашего
сотворимох ни сохранихом повелений его.

Тем же преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего
к Зиждителю своему, и твоего отеческого заступления к Нему просим:

Помоги нам Угодниче Божий, да не погибнем со беззакониями нашими,
избави нас от всякого зла, и от всякия вещи сопротивныя, управи ум наш,
и укрепи сердце наше в правой вере, в ней же твоим предстательством
и ходатайством, ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом
мне даст ми пожити в веке сем, и избавит мя шуяго стояния,
сподобит же деснаго со всеми святыми. Аминь.

О, добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае!

Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь
скорое предстательство твое; виждь нас немощных, отвсюду уловляемых,
всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися,
угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти,
да не будем в радость врагом нашим, и не умрем в лукавых деяниих наших.

Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, Ему же ты со безплотными
лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии
и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим
и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам.

На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся,
твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе,
помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас,
и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв
не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших.

Моли, Святителю Христов Николае, Христа Бога нашего,
да подаст нам мирное житие и оставление грехов,
душам же нашим спасение и велию милость,
ныне и присно и во веки веков.

О, великий заступниче, архиерею Божий, Николае преблаженне,
иже подсолнечную осиявый чудесы, призывающим же тя скорый услышатель являйяся,
ихже присно предваряеши и спасаеши, и избавляеши, и от бед всяческих изъимаеши,
от Бога данною ти чудес и даров благодатию!

Услыши мя недостойнаго, с верою тя призывающа
и молебное тебе приносяща пение;
тебе бо ходатая на умоление ко Христу предлагаю.

О, пресловущий в чудесех, Святителем высото!
яко имеяй дерзновение, скоро Владыце предстани,
и преподобнии свои руце молебне к Нему простри о мне грешнем,

и от Него щедроты благости подаждь ми, и приими мя в свое заступление,
и от всех бед и зол мя избави, от нашествия врагов, видимых и невидимых
свобождая, и тех всех наветы и злохитрства погубляя,
и борющих мя во всей жизни моей отражая;

прегрешением же моим прощение испроси, и спасена мя Христу представи
и Царствия Небеснаго сподоби улучити за множество того человеколюбия,
Ему же подобает всяка слава, честь и поклонение, со безначальным его Отцем,
и с Пресвятым и Благим и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков.

О, всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех верою притекающих
к твоему заступлению, и теплою молитвою тебя призывающих, скоро потщися,
и избави Христово стадо от волков губящих его,
стиречь от нашествия латинян лукавых, востающих на ны.

Огради и сохрани страну нашу, и всяку страну в Православии сущую,
святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, меча, нашествия иноплеменников,
от междуусобныя и кровопролитныя брани.

И якоже помиловал еси триех мужей в темнице седящих, и избавил еси их ц
арева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и избави Великия, Малыя
и Белыя Руси народ православный от пагубныя ереси латинския.

Яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию,
Христос Бог, да воззрит милостивным оком Своим на люди в невежествии сущия,
иже десницы ни шуйцы своея не познаша, паче же юныя, киим обольщения
латинския глаголются во еже отвратити от веры православныя,

да просветит разум людей Своих, да не соблазнятся же и не отпадут от веры
отеческия, совесть, суетными мудрованьми и невежествиими усыпленную,
да пробудит, волю обратит ко хранению святыя веры Православныя,

да помянет убо веру и смирение отцев наших, живот свой за веру Православную
положивших, приемлющи моления теплыя святых угодников Своих,
в земли нашей просиявших, соблюдающих нас от прелести и ереси латинския,
да сохранивши нас во святем Православии сподобит нас на страшнем
Судищи Своем деснаго стояния со всеми святыми. Аминь.

Николай Чудотворец: как, когда и зачем молятся святому

«Учился я в Московском университете на юридическом факультете, — рассказывал светило российской адвокатуры. — У моей матери не было средств содержать меня, и поэтому я доставал эти средства уроками. Одну зиму привелось даже провести в семье ученика в Берлине, где я и слушал знаменитого юриста по римскому праву. Возвратясь в Москву, я явился на экзамен, конечно приготовившись отвечать по лекциям берлинской знаменитости. А в нашем университете римское право читал тогда настоящий русак — Никита Иванович Крылов.

Вызвал он меня, предложил взять билет. Я взял. Подошла моя очередь — отвечаю хорошо, как мне казалось. Но — о, ужас! — профессор ставит мне единицу… Я не посмел что-либо сказать ему, да и не понимал, что это значит, а протесты, вроде нынешних, тогда были не в моде. Возвратился я домой и никому ничего не сказал. Наутро мать говорит мне:

— Федя! Что же ты не идешь на экзамен?

— У нас нет сегодня экзамена, — отвечаю я.

Жаль мне было старушку расстроить печальным сообщением, что я уже провалился по самому главному предмету факультета. Настал вечер. Она опять напомнила мне об экзамене.

— Завтра, мама, — ответил я ей машинально, чтоб только отделаться как-нибудь от ее вопроса.

Наступило и завтра. Я хожу да посвистываю. Думаю: «Авось старушка моя забыла об экзамене». А она опять:

— Не пора ли тебе в университет?

— Вечером будет экзамен, — отвечаю я.

— Да пора же тебе, Федя, идти, — напоминает она.

— Сейчас иду, мама, — говорю и стал собираться.

— А я тебя провожу до университета, — говорит мать.

Делать нечего: иду. Жили мы на Остоженке. Идем мимо храма Христа Спасителя. Мать и говорит:

— Зайдем, Федя, в часовню святителя Николая: он тебе поможет.

Иду я и в часовню, что на другом берегу Москвы-реки, у Каменного моста. Мать вошла туда, взяла свечку, коленопреклоненно стала молиться. И так мне стало жаль старушку, что я ее обманываю! И обратился я мысленно к угоднику Божию Николаю: «Батюшка, угодник Божий! Право же, я не хотел бы ее обманывать, да уж очень жаль мне ее: ведь как она опечалится, когда правду-то узнает! Утешь ее, угодник Божий, как ты знаешь!»

И вот дошли мы до университета. Мать говорит мне:

— Иди, Федя, а я вот тут, у бюста Ломоносова посижу — тебя подожду.

Делать нечего: надо входить в здание университета. Думаю: «Войду в зал. Хоть послушаю, как товарищи отвечают». Заходящее солнце облило меня своими лучами, когда я входил в аудиторию. Вдруг слышу громкий голос Никиты Ивановича, вызывающий меня по фамилии. Я удивился, но подошел к столу.

— Ну, хочешь отвечать?

Я говорю, что лучше, чем в прошлый раз отвечал, отвечать не умею, потому что готовился по лекциям профессора…

— Что ж ты, такой-сякой, хотел похвастать, что по-немецки знаешь, в подлиннике немецких профессоров! А своего русского профессора лекции не хотел и просмотреть?!

Тогда я объяснил профессору, почему не мог знать его лекций, и что я полагал, что можно и по немецким лекциям ответить.

— Ну, так бы и говорил, — уже снисходительно-добродушно сказал профессор. — А я-то почем знаю, где ты был зимою? Бери билет!

Я взял, ответил прекрасно, и профессор переправил мою единицу на пятерку! Так святитель Николай поставил мне пятерку», — заканчивал свой рассказ юрист.

Дело в этой истории не столько в экзамене, столько в том, что святителя Николая считали заступником за бедных, а детство и юность знаменитого адвоката прошли в нужде. Кстати, самого Федора Плевако народ любил за то, что он с равным рвением защищал и богатых клиентов, и бедных. Причем с бедных не только не брал денег, но еще и оплачивал за них судебные расходы.

Но вернемся к Николаю чудотворцу. Как написано в одной из книг начала XVIII века, с документальной точностью зафиксировавшей чудеса, явленные по молитве к угоднику Божьему Николаю: «…он является скорым, без промедления, защитником всех, находящихся в бедах, спасает от потопления и из глубины морской переносит на сушу, избавляет от смертной казни мечом и иных родов смерти на войне, подает исцеление слепым, хромым — хождение, глухим — слышание, немым — глаголание. Премногих он обогатил, когда те находились в крайней нищете, спасая от лютой смерти, голодным давал пищу, а невинно оклеветанным спасение. Во все концы земные известны его чудотворения».

Само житие святого по объему гораздо скромнее, чем тома, посвященные свидетельствам бесчисленных чудес, произошедших по молитве к святителю уже после его смерти и вплоть до наших дней. И это не случайно. Безусловно, при жизни святитель следовал заповеди Божьей о том, что творить добро надо, не просто скрывая это от людского глаза и уха, но так, чтобы даже твоя правая рука не ведала, что делает левая. Поэтому только малая часть прижизненных чудотворений святителя дошла до нас, немногое известно и о его земной жизни. Тем не менее, мы знаем, что он был единственным, поздним и желанным ребенком в благочестивой семье. Его родители, прося Бога о сыне, обещали посвятить его Богу, и их молитва была услышана. Предположительно в 260 году в городе Патары области Ликии в Малой Азии (сейчас Турция) у Феофана и Нонны родился мальчик, получивший при крещении имя Николай, что по-гречески означает «победивший народ».

С раннего детства Николай отличался не просто необычайной мудростью, но и тягой к добру, к служению другим людям. Например, все деньги, перешедшие к нему по наследству от родителей, он раздал бедным, причем старался делать это так, чтобы те не узнали, кто же был их благодетелем. Известен случай, когда Николай, уже будучи в священном сане, с риском для жизни заступился за невинно оклеветанных и осужденных на смерть. Конечно, некоторые из чудотворений, произошедших по молитве святого, не могли оставаться в тайне. Например, жизнеописание святого рассказывает о том, как во время морского путешествия в Иерусалим, на глазах многих свидетелей святитель силой своей молитвы усмирил бурю и воскресил молодого матроса, упавшего с мачты на палубу и разбившегося насмерть. Множество больных и бесноватых исцелялись после того, как обращались к святому Николаю за помощью. Став епископом ликийского города Миры — отсюда еще одно имя святителя, Николай Мир Ликийский, — он все силы направил на служение людям. Сохранились свидетельства того, как в трудные годы голода он чудесным образом спас свой город от неминуемого вымирания. Причем почитали святого не только христиане, но и мусульмане — в Турции до сих пор с необычайным благоговением относятся к святителю, сохранилась башня и темница, в которую был заточен епископ Николай Мир Ликийский во времена гонения на христиан.

Святому выпала долгая и непростая жизнь, скончался он в 334 или 335 году, а уже после смерти его прославление вышло за пределы Малой Азии. Уже в V веке Николая Мир Ликийского стали почитать как святого греки, а первый храм, посвященный Николаю Чудотворцу, появился в России задолго до Крещения Руси и образования Древнерусского государства. Летописец Нестор свидетельствует, что в 882 году на могиле воеводы Аскольда, в Святом Крещении Николая, в Киеве была построена первая церковь во имя Святителя Николая. Так началась история почитания и прославления этого святого в России.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector