0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тест: Таинство Елеосвящения (Соборования)

Таинство Елеосвящения (Соборования) | Тест Кати Р.

Тест взрослым и детям от редактора нашего сайта, 16-летней Кати Романовой

Здравствуйте, дорогие дети и родители! Сегодня я хочу поговорить с вами о Таинстве Елеосвящения или, как его еще по-другому называют, Соборования.

Елеосвящение (Соборование) – одно из семи Таинств Православной Церкви, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные.

Таинство это было установлено Господом нашим Иисусом Христом. О существовании его в древней Церкви свидетельствует Соборное послание св. апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак.5:14). В этом же Послании говорится и о прощении грехов: «И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и, если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:15).

Соборование совершается при тяжелой болезни в течение всего года, а во время Великого поста все верующие стараются собороваться.
Это Таинство, как и другие Церковные Таинства, дано нам Господом для того, чтобы мы постепенно, как по прекрасной лестнице, поднимались к Небу и смогли войти в Царство Небесное.

Итак, давайте теперь пройдем мой тест о Таинстве Елеосвящения?

1. Таинство Соборования называется так потому, что…

а) оно снимает много болезней и грехов с человека (собор болезней и грехов)
б) оно должно совершаться в соборах
в) его положено совершать собору (собранию) священнослужителей
г) его совершают над многими людьми сразу (собором людей)

2. Сколько раз в течение жизни можно собороваться?

а) Один раз в жизни
б) Три раза в жизни
в) Один раз в течение одной болезни
г) Несколько раз в течение одной болезни

3. Надо ли поститься перед Соборованием?

а) Нет
б) Да
в) Только в особых случаях

4. Во время Таинства Соборования семь раз читаются фрагменты из:

а) Тропология
б) Евангелия
в) Апостольских посланий
г) Ветхого Завета
д) Псалтири

5. По традиции во время Соборования свечи ставят в сосуд, в котором насыпано зерно. Зерно используется…

а) для того, чтобы оно освятилось
б) просто для исполнения древней византийской традиции
в) в качестве муки для церковных просфор
г) как символ обновления физической и духовной жизни

6. Если после Соборования вспомнился грех, надо ли сказать о нем на Исповеди?

а) Да, конечно
б) Нет, это не обязательно, так как человеку, приступившему к таинству Соборования, прощаются все грехи
в) Если он очень тяжелый, то надо
г) Это зависит от духовного роста человека и его совести

7. Над кем не совершается Таинство Соборования?

а) Над младенцами
б) Над престарелыми
в) Над беременными
г) Над священниками

Надеюсь, дорогие дети и родители, что вы с пользой и интересом провели время за этим тестом и узнали еще кое-что о Таинстве Елеосвящения!

Таинство Елеосвящения или Соборование

В современной церковной богослужебной практике во весь период Великого поста (Святой четыредесятницы) в большинстве православных храмов принято совершать таинство Елеосвяще́ния, в народе именуемое Собо́рованием. Таинство это в разные времена носило разные наименования. В богослужебных книгах древности оно именовалось «елей», «святой елей», или «елей, соединенный с молитвой» («еле́й», греч. elaioa – масло; eleos – милость).

Ныне таинство это принято называть «елеосвяще́нием», а народное название его – Собо́рование, ибо канонически оно должно совершаться собором из 7-и священнослужителей. Но таинство это не перестаёт быть действенным и тогда, когда оно совершается от лица Церкви меньшим числом священнослужителей, и даже если его совершает всего один священник.

Церковные таинства (в Православии их всего 7) – наиболее значимые из всех церковных священнодействий, во время коих, при совершении священнослужителем определённых молитвословий и видимых действий, верующим невидимо подаётся от Господа определённого рода благодать, присущая каждому из совершаемых таинств. Говоря простыми словами – во время совершения любого из семи таинств, установленных Самим Господом Иисусом Христом и Его Святой Церковью, верующим сообщаются дарования Святого Духа, соответствующие семи основным духовным потребностям каждого.

Елеосвяще́ние или Собо́рование – таинство, установленное Святой Церковью ещё с апостольских времён для исцеления душевных и телесных человеческих немощей. Во время совершения этого таинства происходит освящение масла (елея) и вина и помазание ими верующих с молитвенным призыванием на них целительной благодати Божией и испрашиванием им прощения и оставления грехов. Использование елея и вина при совершении таинства Елеосвящения отсылает нас к притче Самого Спасителя о добром самарянине, который перевязал раны человеку, израненному разбойниками, при этом «возливая масло и вино» (Лк. 10:25-37). Послание же св. апостола Иакова гласит: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).

Причиной большинства телесных и душевных недугов, в разное время посещающих любого из нас, является грех, потому во время совершения таинства Елеосвящения священнослужители и молящиеся испрашивают для нас у Господа не только исцеления от болезней, но и прощения и оставления грехов и прегрешений (даже тех, которые для нас кажутся незначительными, или по немощи человеческой забыты нами, а потому не исповеданы, но ни в коем случае – не тех, которые мы сознательно утаили во время таинства Исповеди).

Великий оптинский старец преподобный Антоний, говорит об этом так: «Соборование святым елеем имеет благодатную силу врачевать не одни только телесные болезни, но и душевные недугования, а также дарует оставление грехов, вовсе забытых нами. А как недуги душевные нередко гнездятся в весьма здоровом человеке и румяном по наружности, то не должно нерадеть и об душе своей, якоже о вещи бессмертной, которая не только честнее тела, но и дороже всего видимого в мире».

Исторически чинопоследование Елеосвящения формировалось постепенно. В раннехристианской Церкви оно ограничивалось т. н. «молитвой веры и помазанием елеем во имя Господне», дополненных несколькими псалмами и молитвословиями, совершавшимися священнослужителями во время освящения елея и при помазании этим елеем страждущего каким-либо недугом. Призывались священнослужители, как правило, самим недугующим, хотя в то время также существовал благочестивый обычай выявления и посещения священнослужителями «всех нуждающихся в посещении», когда священники сами шли к болящим, нуждавшимся в их помощи и врачевстве.

Традиция совершать таинство Соборования не на дому у болящего, а в храме Божием утвердилась в церковной практике с VI века н. э. Связано это было с тем, что таинство это органично связано с чинопоследованием Божественной литургии, которая к тому времени стала исключительно храмовым богослужением. Также это было связано с практикой создания при храмах больниц и богаделен, насельники которых могли без труда прийти за помощью в храм Божий.

Весьма существенным изменениям практика Елеосвящения подверглась в XIII веке, став отдельным таинством, более не привязанным к богослужениям суточного круга (таким как вечерня, утреня и Божественная Литургия) и совершавшимся вначале по окончании утрени, а потом – и после всех вышеупомянутых богослужений. В XV – XVI вв. существовало несколько вариантов чинопоследования Елеосвящения, в частности – имелся сокращённый вариант последования в случаях смертельной опасности или уже надвигающейся кончины, а также обычай помазания верующих в храмах после отпуста, а в Великий Четверг и в Великую Субботу – после целования Святого Евангелия во время произнесения молитвы «Владыко Многомилостиве…», после чего освящённым елеем крестообразно помазывались также стены и двери монашеских келий и домов мирян – для защиты их от воздействия злых духов, насылающих на людей искушения и болезни.

Окончательное оформление чинопоследования Елеосвящения произошло в XVII веке. Ныне таинство Елеосвящения принято совершать в храмах в любое удобное для священнослужителей и прихожан и заранее оговоренное время суток, а помазание тяжелобольных, по немощи не могущих дойти до храма Божия, совершается одним или несколькими священниками у них на дому.

В наше время в понимании значения для духовной жизни верующих таинства Соборования существуют две противоположные крайности. Первая крайность – когда считается, что соборование должно совершаться всего один раз в жизни – над одром умирающего или больного неизлечимой болезнью, ведущей к смерти. Вторая – противоположная ей – когда излишнее рвение и «магизм» в мировосприятии иных верующих предполагает как можно более частое участие в таинстве Соборования – с целью получить исцеление от самых незначительных недугов, а также прощение грехов как бы «автоматически», без каких-либо внутренних усилий со стороны самого человека.

О второй крайности ясно говорит великий оптинский старец, преподобный Никон: «Если нет болезни или вообще какой-либо немощи, то соборование необязательно, потому что при соборовании молятся об исцелении, молятся о телесном и душевном здравии. Телесное здоровье не всем и не всегда дается, ибо Господь знает, что для нас полезнее. А душевное – всегда подается».

О первой же крайности – когда таинство Соборования воспринимается как нечто тесно связанное с кончиной или даже ведущее к ней и её приближающее, ясно сказано тремя другими великими отцами Оптиной пустыни – прпп. Антонием, Макарием и Амвросием Оптинскими. Цитируем: «В нынешнем веке, к крайнему сожалению, таинства сего многие опасаются, как предвестника смерти. А оно установлено святыми апостолами во исцеление от всех недугов и в предохранение от смерти, что самое и я на опыте испытал, ибо чрез особорование мною, недостойным, человек до двадцати, все они от тяжких и неисцельных болезней освободились» (преп. Антоний).

«Видите, что таинство сие не к смерти приближает, а здравие подает, вопреки людскому мнению… Только нынешнего века люди совсем против этого: будто кого приобщают, то уже и к смерти готовят … тогда как оное установлено не для готовящихся к смерти, а для исцеления. у нас часто, случается, бывают отчаянно больные, а по особоровании елеем выздоравливают и живут еще долго» (преп. Макарий).

«Неизвестно, почему в России вкоренилось такое мнение, будто бы к таинству Елеосвящения тогда только нужно прибегать, когда в человеке не остается надежды к продолжению жизни. Напротив, в Греции и здоровые люди принимают таинство Елеосвящения в Великий Четверток, по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти. Да и вышесказанные слова Апостола показывают совсем противное вкоренившемуся неправильному мнению в России, так как ясно в них говорится: «и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» (Иак.5, 15).

Сила таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие» (преп. Амвросий). Будем же рассудительны, дорогие братия и сестры, прибегая к великим таинствам, установленным Св. Церковью ради нашего духовного возрастания и спасения во Христе Иисусе, и да приступаем к ним подготовленными должным образом, с должными благоговением и ве́дением, не впадая ни в какие крайности и заблуждения относительно их значения в нашей духовной жизни. Аминь.

Тест по ОПК на тему «Церковные Таинства»

Тест «Церковные таинства»

1. Какое Церковное Таинство может совершить мирянин?

Правильный ответ: Крещение

В случае смертной опасности и невозможности доставить к человеку православного священнослужителя Таинство Крещения может совершить и мирянин. В таком случае любой православный христианин должен взять воду (желательно святую) и трижды возлить на крещаемого со словами: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Если человек останется в живых, то Крещение должен довершить священнослужитель.

2. Какое Таинство совершается над человеком только один раз в жизни?

Правильный ответ: Крещение

Материалы для изучения: О повторном крещении, иерей Дионисий Свечников

Крещение, как и физическое рождение, возможно лишь раз. «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Ефес.4:5); «верую… во едино Крещение во оставление грехов» (никео-константинопольский Символ веры – 381 год). «Одно рождение с небес. Одно есть от плоти, а другое от Духа, одно есть от смертности, а другое от вечности, одно есть от мужа и жены, а другое от Бога и Церкви. Но и то, и другое есть единожды» (бл. Августин).

3. В Православной Церкви существует 7 Таинств. Но один из пунктов приведенного ниже списка включён сюда ошибочно. Какой?

7 Елеосвящение (соборование)

Правильный ответ: Отпевание

Читать еще:  Последовательность книг Нового Завета

Материалы для изучения: Отпевание

Комментарий: Чин погребения – не Таинство, но священная молитвенная традиция.

4. Когда в Православии закрепилось учение о 7 Таинствах Церкви?

1. в первые века христианства

2. в золотой век святоотеческой культуры (5-й – 8-й века)

3. в позднее Средневековье (15-й – 17-й века)

4. в последние два столетия

Правильный ответ: в последние два столетия

Материалы для изучения: Введение в православное догматическое богословие

Комментарий: В Православной Церкви точным числом Таинств в древности никто не интересовался. Что является Таинством, а что нет, можно ли провести границу по территории духовной жизни?

В 15-м веке святитель Симеон Солунский уже говорит о семи Таинствах, однако он настаивает и на Та́инственном характере монашеского пострига. Его современник, митрополит Эфесский Иоасаф, настаивает на другом: «Я считаю, что церковных таинств не семь, но больше», и дает список из десяти таинств, куда наряду с семью известными включает монашеский постриг, Чин погребения и Чин освящения храма.

Начиная с 15-го века и до 17-го в Православной Церкви шла выработка учения о числе Таинств.

5. Учение, что Таинств ровно 7, было создано:

1. св. Иоанном Златоустом

2. отцами ранней Церкви

3. католическими богословами

4. св. Феофаном Затворником

Правильный ответ: католическими богословами

Материалы для изучения: Христианские конфессии

Комментарий: Идея о седмиричном числе Таинств принадлежит католическому богословию. В начале XII века указание на семь Таинств мы встречаем в обращенном к жителям Померании завещании Оттона Бамбергского (ум. В 1139). Затем у Гуго Сен-Викторского (ум. Ок. 1140) и у Петра Ломбардского (ум. 1164).

Впервые канонически учение о семи Таинствах было выражено на Лионском Соборе Католической Церкви в 1274 году. И только через несколько столетий это учение закрепилось и в Православной Церкви.

6. В современном православном богословии священнодействия, не вошедшие в число семи Таинств, называются:

Правильный ответ: тайнодействиями

Комментарий: У православного богослова протопресвитера Николая Афанасьева есть даже работа, посвященная Таинствам, которая так и называется: «Таинства и тайнодействия ( Sacramenta et sacramentalia )». Впервые опубликована в журнале «Православная мысль» (Труды Православного богословского института в Париже), выпуск VIII , YM С A — PRESS , Париж, 1951. С. 17-34.

7. Чаще всего святые отцы в числе Таинств Церковных наравне с семью принятыми называли:

3. Освящение нательного креста

4. Монашеский постриг

Правильный ответ: Монашеский постриг

Материалы для изучения: Монашество

Комментарий:Конечно, монашеский постриг. Всякий раз, когда святые отцы говорили о важнейших священнодействиях, способствующих духовному перерождению человека, они в ряду принятых Таинств упоминали и монашеский постриг.

8. Позже всех в число семи Таинств Церкви было включено:

1. Таинство Брака

2. Таинство Елеосвящения (Соборование)

3. Таинство Евхаристии

4. Таинство Миропомазания

Правильный ответ: Таинство Елеосвящения (Соборование)

Материалы для изучения: Таинство Елеосвящения (соборование)

Комментарий: Конечно, Таинство Елеосвящения (Соборование). Большинство святых отцов не считали Соборование Таинством.

9. Число 7 для обозначения количества Таинств было избрано:

2. потому что в Библии это символическое число

3. на это число указал в Откровении Ангел

4. эта гениальная идея принадлежала св. Антонию Великому

Правильный ответ: потому что в Библии это символическое число

Материалы для изучения: Новозаветные корни православного учения о Таинствах

10. Св. Дионисий Ареопагит, по преданию, ученик ап. Павла, среди трех Таинств называет: Крещение, Евхаристию и:

Правильный ответ: Миропомазание

Материал для изучения: Таинство Миропомазания

Комментарий: Миропомазание. Именно эти три церковных священнодействия называет Таинствами св. Дионисий Ареопагит в своём труде «О церковной иерархии». К этим трем величайшим Таинствам он добавляет и иные, меньшие таинства: Чин пострижения в монашество и Чин погребения.

11. Представьте, что перед вами — фотография, на которой видно, как священнослужитель держит над головой человека, стоящего перед ним, раскрытое Евангелие. Что за Таинство совершается?

4. Елеосвящение (Соборование)

Правильный ответ: Елеосвящение (Соборование)

Материалы для изучения: Фотоальбом о Таинстве Елеосвящения

Комментарий: Елеосвящение. Читая в конце службы молитву о прощении забытых грехов, священник держит над головой соборовавшегося раскрытое Евангелие.

12. В начале Божественной Литургии звучит возглас священника «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа всегда, ныне и присно и во веки веков». А чинопоследование каких Церковных Таинств также начинается этим самым величественным из всех богослужебных возгласов?

1 Таинства Миропомазания

2 Таинства Крещения

3 Таинства Елеоосвящения

4 Таинства Брака

5 Таинства Священства

Правильные ответы: Таинства Крещения, Таинства Брака

Материалы для изучения: Литургика — наука о богослужении

Комментарий: Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков! Аминь. Миром Господу помолимся.

Кто внимательно относится к богослужению, тот заметит: с этого возгласа начинается Божественная Литургия. А помимо нее – только две особые службы: Таинство Крещения и Таинство Брака, что и напоминает нам об исторической связи между этими Таинствами и Божественной Литургией.

Соборование: вопросы и ответы

Соборование (Елеосвящение)Таинство Церкви, при мысли о котором у верующих часто возникают недоумения. В этой статье вы найдете ответы на следующие вопросы:

  • Правда ли, что в Таинстве Соборования прощаются забытые грехи?
  • Почему Бог попускает болезни?
  • Нужно ли Собороваться здоровому человеку?
  • Когда проводится Соборование?
  • Как подготовиться к Соборованию?
  • Как совершается Соборование над тяжелобольным человеком?
  • Что делать с маслом, оставшимся после Соборования?

Суть Соборования – Елеосвящения

Каждому православному христианину доступно средство исцеления души и тела — Таинство Соборования (Елеосвящение). Оно так зовется потому, что обычно его совершает собор священников — семь. Вместе они отражают полноту Церкви.

Главная задача Соборования — полное исцеление человека. Во время проведения Таинства священники многократно прочитывают молитвы, в которых просят Бога разрешить человеку грехи и исцелить его тело. Следует помнить, что телесное здоровье напрямую связано с духовным состоянием человека, поэтому и сам верующий должен принести покаяние. Само телесное исцеление в молитвах таинства ставится в зависимость от исцеления душевного, для которого необходимо покаяние, то есть прощение грехов, соединенное с твердым обещанием исправить свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими.

Пути Господа неисповедимы, и Он сам знает, в чем именно нуждается человек. Если Богу будет угодно, то Он пошлет исцеление. Нельзя вести себя безответственно и перекладывать на Господа все заботы о себе, Таинство не отменяет необходимости в лекарствах. Сама болезнь в Православии рассматривается как нормальное явление. На самом деле недуг даже более естественен, поскольку скорби и страдания обычные явления в нашей жизни. Здоровье можно считать милостью Божией, а исцеление больного — чудом.

Для чего нужно Собороваться

В большинстве случаев Соборуются во время тяжелой болезни, когда православному особенно необходима духовная поддержка. Но участвуют в таинстве и здоровые люди. Например, в период Великого поста или других постов. Здорового человека Соборование укрепляет и дает силы достойно выдержать пост и не впасть в уныние.

Соборование, как и другие Православные Таинства, имеет силу только тогда, когда человек искренне верует. Если христианин сознательно не постится, не молится, не посещает литургии и не исповедуется, то и соборование ему не поможет. Святой Дух может снизойти только на искренне верующих людей.

В Таинстве не могут принимать участия дети до 7 лет, иноверцы, некрещеные люди, еретики, бесноватые, а также больные, имеющие буйные психические расстройства.

Как подготовиться к Соборованию

Если Вы хотите Собороваться, нужно взять на это благословение у священника, а потом – записаться на соборование в храме. Также Вам нужно будет купить свечу.

Соборование никак не отменяет необходимости в Покаянии, поэтому перед Таинством нужно обязательно исповедоваться. В посте же необходимости нет.

Что нужно для Соборования

Прежде всего, понадобится терпение и желание очистить душу. Соборование может длиться от одного до двух часов. Во время богослужения лучше всего молиться и следить за ходом действия. Для этого в интернете можно скачать текст чинопоследования. С ним вам будет проще понять, что происходит в данный момент. Есть тексты с параллельным переводом на современный русский.

Многие приносят на Соборование сосуды с елеем (подсолнечным или оливковым маслом). Священники освящают масло и вливают в него вино. Делается это в воспоминание милосердного самарянина, который помог раненому, помазав его елеем и вином. После службы освященное масло можно забрать с собой и помазывать им больные части тела.

Также вам потребуется свеча, необходимая для совершения Соборования. Её вы будете держать во время службы. Приобрести свечку можно в церковной лавке.

Во время Таинства священник будет помазывать вам лоб, ноздри, руки, губы и щеки. Этим он символически запечатывает пути, наиболее удобные для проникновения греха в душу человека.

Следует позаботиться об одежде. Лучше одеться в простую и удобную одежду, которую не жалко запачкать. Также возьмите с собой бумажные салфетки, ими Вы будете вытирать излишки елея. Не надевайте свитера с высоким воротом, иначе священнику будет трудно помазать верхнюю часть груди. Головной платок также не должен мешать процессу помазывания.

Как проходит Таинство Соборования

Во время совершения Таинства священники читают особые молитвы, а также отрывки из Евангелия и Апостола. Тут же поминаются и люди, которые были ранее записаны в тетради. Главное действие в Соборовании — это помазание. Священник семикратно помазывает вам лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки. Перечисленные части тела символизируют «пути» греха. Например лоб — это мысли, помазывая его елеем, священник как бы запечатывает этот «вход». Руки символизируют дела человека, грудь — чувства и т. д.

Всего читается семь текстов из посланий Апостолов и Евангелия. Перед каждым помазанием священник читает один из отрывков. Во всех них говорится о том, как христианину подобает переносить тягости жизни. В конце Таинства, когда будут читать последний отрывок из Писания, священник возложит руку на голову соборуемых и прочтет молитву о прощении грехов.

Когда проводится Соборование?

По традиции Православной Церкви, Соборование проводят два раза в год, во время Рождественского или Великого поста. В Таинстве участвуют все желающие христиане: здоровые и не тяжело больные. Собороваться можно только один раз в год, кроме особых случаев.

Иная ситуация, когда человек тяжко болеет. В таком случае собороваться можно в любой день года. Тогда Таинство обычно проводят на дому или в больнице.

Соборование на дому

Если Соборование будут проводить дома, то следует заранее подготовить жилище к приходу священника. Первым делом необходимо в комнате, где находится больной, поставить перед иконами стол с чистой скатертью. На стол поставьте тарелочку с зернами пшеницы или других злаковых, например риса. В центр блюдца устанавливают стаканчик или сосуд для елея. В зерно нужно воткнуть семь свечей и столько же ватных палочек. Иные сосуды (стаканы) наполняют елеем (растительное масло), красным вином и ставят на стол рядом с тарелкой. На скатерть нужно положить Евангелие и Святое Распятие. После завершения Таинства ватные палочки сжигают, получившийся пепел закапывают в том месте, где не будут ходить люди. Оставшиеся масло можно сжечь в лампадке. Также масло можно употреблять в пищу, но делать это нужно с крайним благоговением.

Соборование для тяжелобольных

Если больной находится в бессознательном состоянии, важно знать хотел ли он собороваться до того, как потерял сознание. Если человек церковный и намеревался Собороваться, то проведение Таинства возможно. В любом случае, окончательное решение должно приниматься в совете со священником.

Существует поверье, что соборование может приблизить час смерти. Поэтому некоторые не решаются принимать участие в Таинстве. Сроки жизни любого человека зависят только от воли Небесного Отца, Который нередко посылает телесную болезнь для вразумления и изменения жизни. Если Господу будет угодно, то Он может продлить жизнь человеку, чтобы он мог подготовиться к Вечности.

Соборование для тяжелобольных христиан обязательно потому, что часто они уже неспособны исповедаться. Поэтому Таинство Елеосвящения – их последний шанс очистить душу перед смертью.

После Соборования

Помните, что Соборование не заменяет Исповедь. Если после Елеосвящения Вы вспомнили какой-либо грех, то следует исповедаться и причаститься Святых Христовых Таинств. Также постарайтесь после Соборования сохранить ту чистоту души, которую вы получили от Бога.

Масло после Соборования

Маслом, оставшимся после Соборования можно помазываться — крестообразно наносить на больные места, можно добавлять его в пищу. Если пользоваться им с благоговением и верой, то всякое употребление «соборного» масла послужит в качестве благословения Божьего.

На вопросы о Соборовании отвечают священники

— Зачем Господь попускает болезни и скорби любящим Его? В последние 5 лет моей жизни очень часто болеют родственники в моей семье, есть и умершие от болезни. Даже думать об очередном походе в больницу уже дурно, потому что практически всегда мне приходится их сопровождать. Да и мое здоровье пошатнулось. Если бы я не был православным-побежал бы к бабкам снимать порчу. Просто уже не знаю как к этому относиться – как к наказанию за какие-то грехи нашей семьи или это следствие нашего духовного состояния. Пытаюсь найти ответ для себя – ведь в этом должен быть смысл. Или мы из этого всего должны извлечь какой-то урок, но по глупости не понимаем его…

— Вы знаете, Виталий, болезнь нужно встречать с неизбежной печалью, но терпеливо, мужественно. То есть сплетаться с ней как бы в борьбе, потому что эта неприятность послана, действительно, Господом. Господь – Лекарь Верховный душ и телес – Он наводит болезнь и забирает ее. Он об этом и Моисею говорил при купине: «Низвожу до ада и возвожу». И от проказы белая рука Моисея, которая опять здорова, уверяет нас, что Бог – Хозяин жизни и смерти.

Читать еще:  Тест: 1‑я книга Царств

Есть несколько рекомендаций по части здоровья для верующего человека. Например, святой Лука, Крымский исповедник, говорил: «Пейте чаще святую воду. Как доктор, как практикующий хирург, я знаю, как много людей исцеляются от святой воды, не требуя хирургического вмешательства».

Вот и я вам говорю – пейте чаще святую водичку натощак и с молитвой. Соблюдайте положенные посты по мере сил. Не осуждайте никого. Не носите в сердце злобы на кого-то или зависти, потому что горькая зависть или злоба, или обида, или злопамятство подтачивают человека, как дерево подтачивается червем. Причащайтесь святых Христовых тайн с молитвой и верой и просите Бога, чтобы Он укрепил Вас святыми таинствами. Если есть сильные болезни – пособоруйтесь на эту болезнь. Попросите священника совершить таинство елеосвящения. Посещайте святые места, по возможности. Окунайтесь в святые источники. Ведите здоровый образ жизни. Если будете здоровы – постарайтесь быть здоровым с пользой для Бога, потому что кто живет с пользой для Бога, тому полезно быть здоровым – он много сделает хорошего. А с кого нет толка, как с козла – молока, значит, тому надо хоть немножко поболеть, чтобы, так сказать, терпением болезни, может быть, исходатайствует себе прощение грехов и закалит свою волю. В общем, просите у Бога здоровья, но при условии, что Вы знаете, как этим здоровьем распорядиться, что нужно сделать для Господа, пользуясь здоровьем.

Итак, святая водичка, святые таинства, здоровый образ жизни, паломничество и святые источники, обязательно соборование, если затянулись болезни. Соборование – великое таинство для исцеления болезни!// Протоиерей Андрей Ткачев

— “Соборование совершенно не обязательно и предназначено для тяжело больных людей, которые уже сами не могут ходить. То, что в современной практике из соборования по неграмотности и корысти некоторых священников сделали массовое шоу для зарабатывания денег и магический обряд, даже не объясняя зачем оно нужно – это страшный грех. И эти люди будут отвечать перед Богом. И те, кто не изучает свою веру попадут не к Богу, а к бесам в лапы”
Из этого следует, что нельзя собороваться, если ходишь? А в Ливнах о.Владимир каждый месяц собороваться разрешает. “14 – Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. 15 – И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему.”
Призовет пресвитеров, а не придет к пресвитерам. Как в этом разобраться? Кто прав?

— “…Предназначено для тяжело больных людей, которые уже сами не могут ходить”
Дьякон, которого Вы процитировали, в этом неправ. Но в другом он прав:
“из соборования по неграмотности и корысти некоторых священников сделали массовое шоу для зарабатывания денег” – о чем Вы и сами пишете далее: “в Ливнах о.Владимир каждый месяц собороваться разрешает”.
Как в этом разобраться? – очень просто: прочесть, что говорит не дьякон, не священник в Ливнах, а Церковь, словами документа “О чинопоследовании Елеосвящения”, .

Цитирую ответы на Ваши недоумения:
“В Православной Церкви широко распространена практика совершения общего Елеосвящения над многими молящимися, в том числе здоровыми… Принимать общее Елеосвящение можно не более одного раза в год. Пастырям следует разъяснять пасомым, желающим поучаствовать сразу в нескольких Елеосвящениях подряд, что такое желание свидетельствует о непонимании содержания таинства и неверном отношении к нему” // Иеромонах Макарий (Маркиш)

— По логике: Исповедь, Соборование, Причастие. Но, если не будет получаться в данном порядке – не страшно. Покаяние, Маслособорование, Евхаристия – Таинства Церкви. И для нас равно благодатны // Архимандрит Алипий Светличный

— Соборование и исповедь суть Таинства. Слово это служит нам полезным напоминанием о принципиальном отличии происходящего от процессов в материальном мире (накачать шину, заплатить за услуги ЖКХ, удалить воспаленный аппендикс из брюшной полости и т.п.), которые подвергаются бесспорной формальной оценке.
Православие ОТВЕРГАЕТ латинский принцип “Ex opere operato” (что означает “В силу выполненных действий”), принцип, который сближает церковное таинство с материальным процессом (насколько сильно сближает – не знаю, я не специалист по римо-католицизму). Но именно это отличие православного учения от латинского дает нам основание видеть в таинстве не механический акт, но благодатное воздействие на человека, полный результат которого открыт только Богу Иеромонах Макарий (Маркиш)

— В течение одного заболевания соборование совершается один раз; при хронической болезни надо советоваться с вашим приходским священником // Иеромонах Макарий Маркиш

— Если человек постоянно сознательно исповедуется и причащается Святых Таин, то никакой особой подготовки нет // священник Павел Островский

— Да, можно и нужно; как видно, будучи еще в сознании, он не противился Христу, Церкви и ее Таинствам // Иеромонах Макарий Маркиш

— Священник неправ; ошибка глубокая. Таинство соборования совершается над больным в любом состоянии, независимо от сознания и дара речи, что ясно следует из текста Требника, а также из документа “О чинопоследовании Елеосвящения” – “В некоторых случаях преподание больному таинства Покаяния может оказаться и вовсе невозможным, и тогда Елеосвящение остается единственным средством разрешения его от грехов”.
Исключение составляет тот случай, когда больной, еще будучи способен говорить, сознательно отказывался от этого Таинства и от Церкви в целом // Иеромонах Макарий Маркиш

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Устав Русской Православной Церкви
  • Материалы Соборов
  • Журналы Священного Синода
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Церковный суд
  • Архиерейское совещание
  • Богослужебные тексты
  • Программы и документы конференций и форумов
  • Офиц. заявления и обращения
  • Церковный диалог
  • Правовое управление (Юридическая служба)
  • Другие документы

Главные новости

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

О чинопоследовании Елеосвящения

1. Богословские и библейские основания таинства Елеосвящения

Согласно определению составленного святителем Филаретом Московским Катехизиса, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» [1]. По словам святителя Симеона Солунского, «елей [таинства] есть елей святой по силе священнодействия, и исполнен божественной силы, и вместе с тем, как умащает чувственно, он просвещает и освящает и души, укрепляет силы, как телесные, так и духовные, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его» [2].

В древности елей, то есть масло оливкового дерева, использовался очень широко. В Ветхом Завете о нем говорится и как о важнейшем продукте питания, и как о неотъемлемой принадлежности храмового богослужения (хлеб, входивший в состав жертвоприношений, изготовлялся с добавлением елея, елей горел в лампадах Храма, им помазывались священники при их поставлении, а также жертвенники и принадлежности Храма и т.д.), и, наконец, как о лекарстве (см., напр., Ис. 1:6). Помимо того, елей наделялся символическим значением — как знак милости Божией и радости о жизни по заповедям. В культуре античности елей также занимал важное место, особенно в медицинской практике.

Именно елей, а также вино, описаны как врачебное средство в притче Господа нашего Иисуса Христа о милосердном самарянине: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым … Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10:30, 33-34). Итак, с внешней стороны таинство Елеосвящения тесно связано с древней практикой врачевания ран и болезней при помощи помазания елеем. Но церковное таинство к этой практике отнюдь не сводится. Согласно Евангелию, апостолы, по повелению Христову, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13). Очевидно, что эти исцеления совершались не просто благодаря медицинским свойствам елея, но благодатью Божией, так как апостолы исцеляли силой и властью, полученной от Самого Христа.

Об исцелении через Елеосвящение пишет апостол Иаков, брат Господень: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). Это свидетельство лежит в основе церковного таинства Елеосвящения. Болящего в таинстве исцеляет не елей как таковой, а молитва веры, и восставляет больного Сам Господь. Помазание служит лишь внешним знаком, указывающим на внутренее содержание таинства — молитву веры и отпущение грехов.

Отпущение грехов является неотъемлемым аспектом таинства Елеосвящения. Болезнь и грех связаны между собой — об этой связи пишет сам апостол Иаков в начале своего послания: «Сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:15). Как смерть и тленность человеческой природы есть следствие грехопадения, так и личные грехи человека могут быть причиной усугубления болезни. Это соотносит Елеосвящение с таинством Покаяния — первое восполняет второе, особенно для тяжелобольных, но не отменяет его. Согласно церковной традиции, Елеосвящение предпочтительно совершать вместе с исповедью. В некоторых случаях преподание больному таинства Покаяния может оказаться и вовсе невозможным, и тогда Елеосвящение остается единственным средством разрешения его от грехов.

Но если прощение грехов также составляет содержание таинства Елеосвящения, то позволительно ли прибегнуть к нему и тем, кто не является тяжелобольным? Церковное предание свидетельствует в пользу подобной практики, хотя и с оговорками. По причине благодатного действия таинства не на тело лишь, но и на душу человека, отцы Церкви находили возможным совершать его не только над страждущими телесными недугами.

По свидетельству отцов и учителей Церкви, уже с первых веков христианства это таинство совершалось над кающимися и было одним из средств присоединения к Церкви тех, кто отпал от нее по причине тяжести своих грехов. Как писал еще в III веке Ориген, «существует отпущение грехов. через покаяние, когда грешник омывает слезами ложе свое. В этом исполняется то, что говорит апостол: Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя. » (Гомилии на Книгу Левит, II. 4). По словам святителя Иоанна Златоуста, священники «не только возрождают нас [в Крещении], но и имеют власть прощать грехи, сделанные после того: Болит ли кто в вас — сказано, — да призовет пресвитеры церковныя. » (О священстве III. 6). Святитель Симеон Солунский свидетельствует, что в его эпоху — начало XV века — в Византии «всякому, впавшему в грехи и исполнившему правило покаяния, готовящемуся к приобщению [Святых Таин] и получившему прощение от [духовного] отца», грехи оставлялись «через священнодействие и помазание Елеосвящения, как пишет [Иаков,] брат Господень» (Вопросоответы Гавриилу Пентапольскому, 72). Именно этим обусловлено совершение общего Елеосвящения над всеми желающими накануне праздника Пасхи, когда Церковь особенно призывала грешников примириться с ней.

2. Краткая история развития чинопоследования

Истоки чина Елеосвящения — в апостольской практике помазывать больных освященным елеем, совершая усиленную молитву о них. В ранней Церкви освящение елея обычно происходило во время Евхаристии. В рукописях древних редакций богослужебных книг сохранился целый ряд молитв над «елеем больных», освящаемым на литургии или вне ее. Нередко елей предписывалось освящать вместе с водой. Еще одним священнодействием, совершавшимся над болящими, было возложение рук епископа или священника (см. Мк. 16:18 «. возложат руки на больных, и они будут здоровы»; ср. Деян. 28:8). Существовало также множество отдельных молитв о больных — в том числе, предназначенных для чтения в той или иной конкретной болезни. Все эти элементы легли в основу чинопоследования Елеосвящения.

В византийских рукописях с X-XI вв. постепенно получает распространение развернутый чин, предполагающий совершение семи Божественных литургий — целую неделю подряд или же одновременно в нескольких храмах. На проскомидии этих литургий освящался елей, а в конце службы — совершалось помазание болящего. Впоследствии семь литургий были заменены семью помазаниями, предваряемыми — как на литургии — чтением Апостола и Евангелия с сугубой ектенией. Для семи помазаний были выбраны семь молитв, взятых из числа либо молитв о болящих и освящения елея для них, либо из чинов таинства Покаяния. Кроме того, при каждом помазании читалась имеющая древнее происхождение молитва «Отче святый, Врачу душ и телес. », а цикл всех помазаний увенчивало возложение на больного Евангелия. Этот чин предварялся вечерней и утреней, на которых вместо рядовых песнопений пелись особые — о болящем. В такой форме чин получил широкое распространение — в том числе, на Руси, где он с конца XIV века вытеснил собой более древнюю традицию, где Елеосвящение состояло лишь из одной-двух молитв над елеем, к которым могли присоединяться молитвы в той или иной болезни.

Читать еще:  Тест: Новгородские святители Нифонт и Иоанн-Илия

С XV века особые песнопения Елеосвящения отделились от специальных вечерни и утрени и образовали начальную часть чинопоследования, которое окончательно приобрело свой современный вид: 1) серия псалмов и песнопений о болящем; 2) молитва освящения елея; 3) цикл из семи помазаний с молитвой «Отче Святый. », предваряемых чтением Апостола и Евангелия (которые, как на литургии, обрамлены прокимном, аллилуиарием и сугубой ектенией) и очередной молитвой; 4) возложение Евангелия на голову больного, с чтением молитвы, и отпуст. При этом выбор конкретных молитв и чтений из Апостола и Евангелия был предметом постоянных изменений, вплоть до наступления эпохи печатных изданий.

3. Последование Елеосвящения

Чин Елеосвящения, представленный в современном Требнике, должен совершаться без сокращений и с благоговением. Следует обратить особое внимание на качество елея, используемого в таинстве. По той причине, что символизм этого вещества в Священном Писании и у святых отцов Церкви связан только и исключительно с плодом масличного дерева, а не других растений, масло Елеосвящения должно быть оливковым. Смешение его с маслами, полученных из иных растений, а тем более — замена оливкового масла иным, допускается лишь в крайнем случае. Елей в таинстве смешивается, согласно традиции ранней Церкви, с водой — или, как указано в Требнике, с вином, вытеснившим в византийской практике воду в чине Елеосвящения.

По Требнику, чин Елеосвящения совершается над больным, возле его одра. Весьма желательно совершение чина Елеосвящения, или Соборования, собором пресвитеров, то есть несколькими (в идеале — семью) священниками вместе. Согласно церковной традиции, принимать Елеосвящение можно только один раз в течение одного заболевания. Более одного раза в одной и той же болезни Елеосвящение может быть преподано лишь в виде исключения — если та приняла особенно затяжной характер.

В пастырской практике встречаются случаи невозможности совершить над больным полный чин Елеосвящения — например, в условиях реанимационного отделения. В связи с этим Священный Синод благословляет совершение в таких случаях сокращенного чина Елеосвящения, в котором канон и прочие песнопения, некогда входившие в совершавшиеся отдельно вечерню и утреню о болящем, прочитываются священником заранее (или же опускаются), а цикл из семи помазаний, восходящих к практике совершения семи литургий, заменяется одним. Текст краткого чина соборования приведен в приложении к настоящему документу.

Поскольку существенной стороной таинства Елеосвящения является отпущение грехов, при решении вопроса об участии в этом таинстве детей следует руководствоваться теми же правилами, какие относятся к таинству Покаяния. В частности, таинство Елеосвящения не должно преподаваться детям младше семилетнего возраста без особой необходимости.

4. Общее соборование

В соответствии с Требником, чин Елеосвящения совершается над единственным человеком, пребывающим в телесной болезни или немощи. Однако в Православной Церкви широко распространена практика совершения общего Елеосвящения над многими молящимися, в том числе здоровыми.

В современной греческой традиции общее Елеосвящение совершается лишь раз или два в году: после утрени Великого четверга, а также, как правило, в навечерие Рождества Христова. Оно отличается от обычного порядка Елеосвящения тем, что, поскольку в нем могут участвовать все верные, а не только тяжело больные, оно происходит в храме, и во время него седмеричный цикл Апостолов, Евангелий и молитв не сопровождается помазаниями, но помазание бывает лишь одно: в конце чина все молящиеся поочередно подходят к Евангелию для целования, и тогда предстоятель однократно помазывает им лоб и руки.

Сходная практика совершения общего Елеосвящения — с однократным помазанием вместо семикратного — была широко распространена на Руси до середины XVII века. Правом совершать общее Елеосвящение обладали только архиереи и игумены важнейших монастырей. После XVII века общее Елеосвящение стало особенностью богослужения крупнейших соборов — например, Успенского собора Московского Кремля, — где это священнодействие вплоть до 1917 года продолжало совершаться раз в году, в Великий четверг. Практика совершения общего Елеосвящения только единожды в году, после утрени Великого четверга — обычно вечером в Великую среду — сохранилась и в зарубежных приходах русской традиции, а также в некоторых храмах в России. В частности, в храмах РПЦЗ общее Елеосвящение сохранило характер исключительно архиерейского священнодействия. Однако во 2-й половине XX века в Русской Православной Церкви широко распространился новый обычай совершения общего Елеосвящения не только на Страстной седмице, но и на других седмицах Великого поста, причем общее Елеосвящение стало совершаться не с одним, а с семью помазаниями.

В свете сказанного о русской дореволюционной и современной греческой традициях допускается совершение общего Елеосвящения с прочтением всех положенных по чину Апостолов, Евангелий и молитв без сопровождения их помазаниями, но с совершением каждым из участвующих в чине иереев однократного помазания молящихся в конце последования. Учитывая тесную связь общего Елеосвящения с празднованием Пасхи, совершение этого чина дозволяется только в период Великого поста или, в случае обоснованной пастырской необходимости (множество желающих) и в виде особого исключения, в дни предпразднства Рождества Христова, когда устав предписывает особенно строгий пост, — но не в прочие посты и обычные дни года.

Принимать общее Елеосвящение можно не более одного раза в год. Пастырям следует разъяснять пасомым, желающим поучаствовать сразу в нескольких Елеосвящениях подряд, что такое желание свидетельствует о непонимании содержания таинства и неверном отношении к нему.

5. Заключение

Исцеление — неотъемлемая часть христианского благовестия. Согласно Евангелию, оно является знамением , сопровождающим проповедь о Христе по всему миру (Мк. 16:17-18). Поэтому Елеосвящение, в какой бы форме оно ни совершалось, служит и будет служить к созиданию Церкви Христовой и спасению отдельных ее членов.

[1] Пространный христианский Катихизис Православной кафолической восточной Церкви / [Сост. свт. Филарет (Дроздов)]. М., 2006. С. 84.

[2] Блж. Симеон Солунский. Разговор о св. священнодействиях и таинствах церковных 256 // Сочинения блж. Симеона, архиеп. Фессалоникийского. М., 1994. С. 378.

«Таинство – это не таблетка от всех проблем»: что такое соборование и зачем в нем участвовать?

Сейчас у всех православных верующих особое время – Великий пост, который продлится еще почти две недели. В течение Великого поста в православных храмах совершается таинство соборования. Что это такое, всем ли верующим надо в нем участвовать и как к нему готовиться, рассказал в интервью корреспонденту «МИР 24» клирик Ильинского кафедрального собора г. Архангельска священник Павел Бибин.

– Отец Павел, расскажите пожалуйста, в чем главный смысл таинства соборования?

Павел Бибин: Суть соборования выражена в словах Священного писания из послания Иакова, в которых говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне». Между прочим, изначальное название этого таинства – елеосвящение, то есть освящение святого елея. А соборованием его стали называть потому, что оно совершается в собрании пресвитеров – старших в церкви.

Соборование совершается тогда, когда церковный человек, кто-то в общине, серьезно заболевает, и человеческих сил для того, чтобы справиться с болезнью, не хватает. И нужно сделать какое-то особое духовное усилие, для чего и собираются семь пресвитеров. Число семь – символ полноты – в данном случае условно: имеется в виду, что собраться должны все священники этой общины и помолиться за человека, жизни которого угрожает опасность.

– И что, это всерьез помогает?

П.Б.: Да, как правило, исцеляет. Тому есть примеры. Даже если собиралось не семь, а один-два пресвитера, но при этом еще и церковная община или даже ее часть – человек исцелялся от серьезных проявлений редких болезней, когда медицина помочь уже не могла – и возможности организма, а иногда и финансы, были исчерпаны.

– Как и когда совершается таинство соборования? Есть ли какие-то общецерковные нормы или принципы, правила?

П.Б.: Оно совершается только в случае крайней необходимости. Но в церковную культуру вошла практика, когда люди стали собороваться постами. Эта традиция достаточно поздняя, она укоренилась к XIX – началу ХХ века.

Люди стали участвовать в главном таинстве – евхаристии, таинстве благодарения – очень редко, всего раз в год. И чтобы чаще чувствовать приобщенность к благодати Божьей, стали стремиться за Великий пост успеть и исповедоваться, и причаститься, и собороваться. И сейчас соборуют в основном постом. Но вообще соборовать можно в любой день, это никак с постом не связано.

– То есть собороваться стали просто для профилактики?

П.Б.: В Священном писании есть загадочные слова, что человеку, о котором помолится собрание старейшин церкви, «простится всякое согрешение». И народное сознание трактовало их так, что в таинстве соборования в принципе человеку прощаются все грехи. И сейчас часто ходят на соборование не для того, чтобы исцелиться, а чтобы получить прощение грехов, ведомых и неведомых, то есть очиститься: вдруг на исповеди что-то утаил или забыл.

Смысл таинства стал изменяться и его современное понимание с изначальным таинством соборования почти не связано. Акцент сместился в сторону покаяния, понятого специфически, очень потребительски, я бы даже сказал магически, то есть в самом худшем варианте.

– Мы иногда видим опасливое отношение к соборованию: мол, соборуют перед смертью. Есть ли на самом деле такая связь?

П.Б.: Опять же это такой перевертыш. Изначально соборование было связано с тем, чтобы человека избавить от смерти, когда он серьезно болен. Его нужно соборовать, чтобы вернуть к жизни, а не выписать ему путевку в жизнь вечную. Это церковное ходатайство, чтобы дать человеку возможность еще пожить в общине, а значит – послужить Богу, успеть еще сделать что-то доброе в своей жизни.

Перед смертью в нормальном случае человеку надо помочь исповедоваться и причаститься, но собороваться перед смертью я никакого смысла не вижу. Когда меня зовут кого-то из сильно престарелых людей соборовать и при этом не просят исповеди и причастия, меня это всегда удивляет, и я предлагаю все-таки второе.

– Кому нужно и полезно приступать к этому таинству? Уместно ли участие детей?

П.Б.: Полезно приступать к этому таинству всем, но только тогда, как я уже сказал, когда в этом есть крайняя необходимость. Без этого может быть профанация.

Таинство – это все-таки не таблетка от всех проблем, нельзя все время сваливать ответственность на кого-то: на Бога, на церковь. Некоторые говорят: ой, я за пост пять раз соборовалась, такая благодать: читают Писание семь раз, помазывают человека освященным маслом семь раз – как хорошо, какая красота! Евангелие еще на голову в конце положат. То есть люди просто ходят собороваться, как бы запасая благодать впрок.

В итоге соборование «девальвируется». Но то же ведь можно сказать и про другие таинства: из евхаристии сделали фактически молебен с причастием, из покаяния – психологические беседы, из крещения – обряд из серии «хуже не будет». Хотя все эти церковные таинства означают очень серьезные события в жизни человека, которые совершаются Божьей любовью и человеческой верой.

Фото: ТАСС

Взять соборование: человек умирал – и вернулся к жизни. Это же событие! Нельзя превратить это в обыденность – пять раз за месяц на всякий случай.

Самая большая проблема в том, что к таинствам начали относиться потребительски. Само название богослужебного сборника – «Требник» – заставляет об этом задуматься. Нельзя к таинствам церкви относиться потребительски, и церковь не должна торговать таинствами, благодатью. Но для того, чтобы всерьез об этом говорить, а не критиканствовать, должна быть нормальная община людей, которые друг за друга отвечают, вместе стараются жить по-христиански и дома, и на работе, и в храме. Это совсем не то же, что набрать семь священников, которых ты первый и последний раз в жизни видишь, и пригласить их к себе домой.

– Есть ли обстоятельства, при которых нельзя собороваться?

П.Б.: Без веры во Христа нельзя ни в коем случае. Если есть магическое отношение – ожидание, что все произойдет само собой, если только исполнишь обряд – то не надо собороваться.

– Нужно ли как-то подготовиться, и как это сделать?

П.Б.: Готовиться к соборованию нужно. Человек, ради которого оно совершается, должен все зависящее от себя, чтобы исцелиться от болезни, сделать прежде, чем просить церковь сугубо помолиться за него.

Но главная подготовка к соборованию заключается в том, чтобы жить церковно, то есть соборно – любить свое церковное собрание, быть в дружестве с людьми и Богом. Это как раз то, чего не хватает на сегодняшний день практически во всех церковных таинствах: личностности и соборности. А это таинство даже называется «соборование».

И сегодня есть необходимость в том, чтобы возвращать ему изначальное значение, восстанавливать качество, осмысленность и действенность таинства, что зависит в том числе от отношения и подготовки к нему.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector